Введение
Глава 1. Систематизация права: исторический и теоретический аспект
1. 1 Понятие и значение систематизации
1. 2 История систематизации права в России
Глава 2. Виды систематизации права
2. 1. Учет правоустановительных актов
2.2 Понятие и виды инкорпорации и консолидации как формы систематизации
2. 3 Кодификация. Виды кодификационных актов
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Систематизация законодательства является постоянной формой развития и упорядочения действующей правовой системы. В настоящее время, в современном мире имеется довольно большое количество нормативных актов, принимаемых различными правотворческими органами. Правотворчество не останавливается на одном достигнутом этапе, а наоборот, постоянно развивается и находится в движении. Такое развитие происходит в силу динамизма социальных связей, так же на это влияет возникновение новых и иных потребностей общественной жизни, которые требуют правового регулирования. Так как правовая система постоянно меняется, развивается и совершенствуется, постоянно принимаются новые нормативные акты, в них вносятся изменения, отменяются, устаревшие нормативные решения все это обусловливает необходимость упорядочить комплекс нормативных актов существующих в современном мире, необходимо привести все в научно обоснованную систему, создать различного вида сборники, а так же собрания законодательства. Совокупность всех действий, которые непосредственно направлены на сведение всех нормативных актов в целостную упорядоченную систему и есть систематизация законодательства.
Потребность в систематизации источников права и их классификации в настоящий период является крайне актуальной для законодательства страны, в связи с тем, что регулярно растет количество действующих нормативных актов на всех уровнях как на федеральном, региональном, а также муниципальном уровне. Формируется довольно большое количество новых актов которые существенно меняют характер, а так же основные принципы правового регулирования. В связи с этим, если не уделять должного внимания данной проблеме, связанной с тем, чтобы упорядочить действующую нормативную базу, которая постоянно растет, в скором времени придется столкнуться с трудностями и проблемами с своевременным нахождением актов и т. д. Необходимость своевременного решения данной проблемы состоит в том, что необходимо нужно также немедленно определить судьбу всех формально используемых нормативных актов Российской Федерации, а так же тех элементов системы, которые целиком или же отчасти либо противоречат нормативным решениям принятым в последнее время, либо они и вовсе устарели и на данный момент не актуальны и неверны. Систематизация источников права объективно отображает и показывает состояние на сегодняшний день практики государства, а также юридической науки.
Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении характерных черт, а также особенностей систематизации законодательства Российской Федерации на сегодняшний день.
В соответствии с выбранными целями курсовой работы были выбраны следующие задачи:
1. рассмотрение исторических, а также теоретических аспектов систематизации источников права;
2. изучить и описать актуальность на сегодняшний день этого вида юридической деятельности, а также его значение в современном мире;
3. детально ознакомиться и изучить все существующие формы и классификации систематизации источников права, дать им подробное описание.
По структуре курсовая работа состоит из двух глав, каждая из которых отражает определенный аспект изучаемой проблемы и решение конкретных задач.
Глава 1. Систематизация права: исторический и теоретический аспект
1. 1 Понятие и значение систематизации
Понятие «систематизация» обозначает приведение в единую систему, создать конкретный порядок в чем либо, упорядочить и классифицировать [6]. В юридической сфере разногласий по поводу определения «систематизации» нет. Все придерживаются примерно одного понятия: под систематизацией правовых актов понимают действия, которые направлены приведение, классификацию и упорядочение документов и актов в единую целостную логически выстроенную и согласованную систему.
Вся деятельность, направленная на систематизацию актов далеко не является одноразовой деятельностью. Эта работа носит постоянный характер, соответственно состоит в объективной закономерности развития права. Систематизация довольно быстро и динамично развивается в юридической сфере, так как регулярно появляется потребность в принятии новых нормативных актов, в их изменении и совершенствовании, дополнении, а также отменяются устаревшие правовые акты, многие акты совершенствуются и расширяются в своем понятии, так же возникает необходимость в создании подборок правовых актов, которые регулируют конкретные области жизни, различные ее сферы, а также комплектация из них сборников.
Потребность в систематизации источников права объясняется в первую очередь тем, что непрерывно издаются новые нормативно-правовые акты, также многие правовые акты теряют свою силу в течении некоторого, становятся неактуальными, что приводит к накоплению противоречий между юридическими предписаниями и т.д. [11] Система законодательства в отличие от системы самого права характеризуется подвижностью, непосредственной зависимостью от субъективного фактора, от усмотрения законодателя. Нормативные акты издаются в различное время, разными, подчас непосредственно не соподчиненными между собой правотворческими органами. Многие акты принимаются в связи с определенными конкретными событиями или особыми задачами в деятельности государства, его органов. Иногда акты оказываются несогласованными, а то и противоречивыми.
Поэтому развитие законодательства выражается не только в деятельности по изданию новых, прежде всего системных, нормативных актов (в том числе по нормативному восполнению пробелов в праве), но и в деятельности по упорядочению системы законодательства.
Главные разновидности систематизации имеют правотворческую природу. Правотворчество (если рассматривать его по отношению ко всей правовой системе) не ограничивается изданием актов, которые устанавливают, изменяют или отменяют нормы права: оно включает также деятельность, направленную на обеспечение системности права, упорядочение системы действующего законодательства [6].
Систематизация в праве выполняет существенные социальные функции. Она является важным, необходимым моментом в самом существовании права. Надлежащим образом систематизированное, упорядоченное законодательство — показатель того, что внешняя форма данной национальной правовой системы адекватна одному из существенных свойств права — системности. Систематизация источников права очень важна для юридической деятельности, так как если она выполнена грамотно и надлежащим образом, то с легкостью можно пользоваться необходимыми правовыми актами, которые актуальны на сегодняшний день. Это помогает быстро найти необходимые документы, а так же не использовать устаревшие и спорные акты [9]. С уверенностью можно сказать, что непосредственно от систематизации на сегодняшний день зависит многое, в том числе то, что относят к законности, эффективности, и непосредственно к ценности права,.
Работа связанная непосредственно с систематизацией правовых актов не является одноразовой деятельностью. Систематизация как правило имеет постоянный характер, следовательно, представляет собой объективную закономерность развития права. Если система права как следствие исторического развития — объективный феномен, от воли людей не зависящий, то систематизация и ее продукты — феномен субъективный. От воли составителя во многом зависит, каким будет тот или иной сводный акт.
Конечно, значение субъективного начала нельзя преувеличивать. Систематизация в конечном счете также обусловлена объективно существующей системой права (кодексы, например, объединяют юридические нормы одной и той же отрасли права), содержанием систематизируемых правил поведения, объективной потребностью в сборниках нормативных актов того или иного рода и т.п., но по форме своего выражения она всегда субъективна.
Благодаря систематизации нормативных актов устраняются практически все возможные противоречия, которые могут возникнуть между правовыми нормами, отменяются и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития. Все это классифицируется по группам, которые ориентируются на особые системные признаки, собираются в единый кодекс, собрание или же иные систематизированные акты [14].
В странах, где действует прецедентное или обычное право, систематизация правовых норм представляет собой сложную проблему, поскольку современное законодательство лишь формально признаёт нормативно — правовую состоятельность прецедентов и правовых обычаев. Соответственно не существует отлаженной системы в группировке нормативных документов, что препятствует своевременному предоставлению необходимых актуальных на сегодняшний день нормативных актов.
Систематизация законодательства — это постоянная форма развития и упорядочения действующей правовой системы. В современных цивилизованных государствах имеется значительное число нормативных актов, принимаемых различными правотворческими органами. Правотворчество не может остановиться на определенном этапе, а все время находится в движении, развитии в силу динамизма социальных связей, возникновения новых потребностей общественной жизни, требующих правового регулирования.
Постоянно меняющаяся правовая система, ее развитие и совершенствование, принятие новых нормативных актов, внесение в них изменений, отмена устаревших нормативных решений объективно обусловливают упорядочение всего комплекса действующих нормативных актов, их укрупнение, приведение в определенную научно обоснованную систему, издание разного рода сборников и собраний законодательства. Такая деятельность по приведению нормативных актов в единую, упорядоченную систему обычно называется систематизацией законодательства.
В первую очередь систематизация нужна развития законодательства в будущем. Достоверный анализ, разбор всех действующих актов, их обработка, распределение правовых предписаний по выбранным классификациям и схемам, формирование внутренней целостной системы нормативных правовых актов на сегодняшней день являются обязательными условиями для повышения эффективности правотворческой деятельности, помогают избежать ошибок, в применении определенных документов, так же благодаря систематизации происходит так называемая ликвидация пробелов, позволяет исключить устарелые и недействующие акты, избежать возможные противоречия для действующего на сегодняшний день законодательства Российской Федерации.
Во-вторую очередь, систематизация гарантирует удобство при реализации права, а также становится возможным быстрый и оперативный поиск необходимых нормативных актов и их верное толкование во всех нужных нормах. Также она представляет собой необходимые предпосылки для целенаправленных и эффективных правовых воспитаний, научных исследований, а также непосредственно обучение студентов в юридической сфере.
На протяжении различных периодов жизни страны необходимость в систематизации источников права разнообразна. По истечении многих лет скапливается довольно большой объем нормативно-правовых материалов, так же при действии значительно большого числа различных нормативных актов, которые были приняты в разное время , а также перекрывают друг друга и могут действовать в усеченном объеме или же просто эти акты уже не актуальны и устарели, то есть утратили на сегодняшний день свою силу, в этом случае систематизация источников становится крайне необходима. В условиях же существенной ломки, революционного преобразования правовой системы, когда отменяются целые нормативные блоки, регулирующие отживающие, подлежащие существенному реформированию отношения, когда по сути дела создается качественно новая общественно-экономическая система, объективно требующая обновленных законов, систематизация законодательства как бы уходит на второй план.
Нормативно — правовые акты создаются различными правотворческими органами государства. Систематизация законодательства преследует цель стабилизации правопорядка, приведения нормативно — правового регулирования в инструмент, обеспечивающий нормальное функционирование общественной жизни, наиболее эффективное управление государственными делами в интересах личности [15].
Главная причина, требующая систематизации нормативных актов, в их количестве, несогласованности, затрудняющих и правотворчество, и реализацию норм права. Систематизация необходима и для устранения пробелов вправе.
Систематизация нужна не только для удобства обозрения источников права, ориентации в системе законодательства, она нужна правотворческим органам при принятии новых нормативных актов, для согласованности между всеми нормативными правовыми актами, Ликвидации повторений, решения вопросов об устаревших актах, поиска наиболее эффективных средств нормативного правового регулирования.
Систематизацию законодательства можно определить как деятельность компетентных государственных органов по упорядочению и совершенствованию нормативных правовых актов с целью приведения их в единую систему и более удобного практического их использования и развития права.
Задачи упорядочения законодательства решаются различными субъектами и разными способами.
В зависимости от субъекта, проводящего упорядочение законодательства, различают официальную и неофициальную систематизацию. Официальная систематизация проводится государственными органами самостоятельно или по заданию. Неофициальная систематизация может быть проведена любым субъектом (негосударственной организацией, группой ученых, отдельным гражданином).
В зависимости от степени охвата материала (нормативных правовых актов) систематизация может быть общей, отраслевой и специальной. Примером общей систематизации являются Своды законов, Своды законодательства, Собрание законодательства. Примером отраслевой систематизации являются различные сборники нормативных актов, относящихся к одной отрасли права, например сборник законов о труде. Специальная систематизация может быть ориентирована на изучение, обобщение норм какого-то конкретного института права, комплексных межотраслевых правовых норм.
Современная юриспруденция знает и использует в основном четыре вида систематизации — учет, инкорпорация, консолидация, кодификация:
1) сбор государственными органами, предприятиями, фирмами и другими учреждениями и организациями действующих нормативных актов, их обработка и расположение по определенной системе, хранение, а также выдача справок для заинтересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам (учет нормативных актов);
2) подготовка и издание различного рода собраний и сборников нормативных актов (инкорпорация законодательства);
3) подготовка и принятие укрупненных актов на базе объединения норм разрозненных актов, изданных по одному вопросу (консолидация законодательства);
4) подготовка и принятие новых актов (типа кодексов), в которые помещаются как оправдавшие себя нормы прежних актов, так и новые нормативные предписания (кодификация законодательства).
1. 2 История систематизации права в России
На протяжении всей отечественной истории систематизации законодательства отводилось особое значение: огромное количество нормативных актов необходимо было структурировать и привести в единую, согласованную систему.
Причины систематизации российского законодательства в первой половине XIX века:
рост государственного бюрократического аппарата;
централизация управления;
значительное увеличение числа НПА.
Комиссия составления законов во главе с П.В.Завадовским (с 1801 г.) сменила Уложенные комиссии времён Екатерины Второй, результат работы которых был неудовлетворителен. Но лишь при Николае I удалось развернуть по-настоящему и завершить систематизацию российского законодательства, так как было дано указание привести в порядок существующие нормы права, за чем император наблюдал лично. С 1826 года подготовка Полного собрания законов возложена на Второе отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии [16].
Фактически комиссию возглавлял М.М. Сперанский — опытный юрист, впервые привлеченный к кодификационным работам еще в 1808 — 1809 гг.
Этапы систематизации российского законодательства в первой половине XIX века:
сбор всех законов, изданных с момента принятия Соборного Уложения (создание Полного собрания законов);
приведение их в определенную систему (создание Свода законов Российской империи);
издание нового Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г..
Первым этапом являлось создание Полного собрания законов (наиболее полного сборника законодательных актов Российской империи, расположенных в хронологическом порядке). Собрание считается монументальным памятником русского права. Оно вобрало в себя все нормативные акты со времён Соборного Уложения 1649 года вплоть до начала царствования Николая I. Таких актов набралось свыше 50 тыс., излагались они в хронологическом порядке. Впоследствии Полное собрание законов дополнялось текущим законодательством. Таким образом, появилось второе Полное собрание законов Российской империи, включившее в себя акты до 1881 года [19].
В советский период также осуществлялись обширные работы по упорядочению действующего законодательства. В 1929-1932 гг. была проведена работа по подготовке Свода законов СССР, но она, к сожалению, не была доведена до конца, учитывая явно недостаточное внимание и попросту пренебрежительное отношение к праву и законности в тот период, когда начал формироваться культ личности Сталина.
В 60-70-х гг. были изданы Систематическое Собрание законодательства СССР и соответствующие собрания в союзных республиках. На их базе были подготовлены Свод законов СССР (II томов) и Свод законов РСФСР (8 томов).
Свод законов РСФСР был издан в 1986-1988 гг. и включал в себя действующие законодательные акты и важнейшие постановления Правительства Российской Федерации общенормативного характера. Все помещаемые в Свод акты располагались по предметному признаку и группировались в 5 разделов, которые делились соответственно на главы, параграфы, пункты и подпункты.
Положительной чертой Свода было то, что он был издан на съемных листах, позволяющих оперативно заменять текст акта, который признан утратившим силу или в который внесены те или иные изменения и дополнения.
Как известно, период издания Свода законов РСФСР, а именно вторая половина 80-х гг., характеризуется коренной ломкой социально-экономических и политических отношений в России, потребовавшей кардинальных изменений в законодательстве. Поэтому содержание Свода быстро устаревало, постепенно прекратилось издание дополнений к нему и ныне он превратился в исторический памятник, непосредственно не влияющий на развитие законодательства и правоприменительную практику. Кроме того, Свод страдал существенными недостатками, среди которых главный — это его неполнота. В тома Свода включались не все действующие законодательные и нормативные правительственные решения [8].
Ныне в России темпы правотворческой и в первую очередь законодательной деятельности как никогда высоки. Создаются сотни и тысячи новых нормативных актов, существенно меняющих характер и основные принципы правового регулирования. Однако если сейчас не заниматься упорядочением действующей нормативной базы, которая увеличивается весьма быстрыми темпами, в будущем возникнут большие трудности в нахождении и использовании действующих норм права, хаос и неразбериха в российском нормативном хозяйстве. Дело осложняется еще и тем, что сейчас, когда создается практически новая правовая система в Российской Федерации, нужно также срочно решить судьбу формально действующих нормативных актов России и их частей, которые полностью либо частично противоречат новым нормативным решениям или попросту безнадежно устарели.
Глава 2. Виды систематизации права
2. 1. Учет правоустановительных актов
Учет правовых актов — это разновидность систематизации правовых документов, которая заключается в их сборе, хранении, регистрации, расположении в определенном порядке и поддержании в контрольном состоянии для быстрого нахождения и использования.
Основной задачей учета является сбор и поддержание нормативных актов в состоянии, позволяющем оперативно находить нужную правовую информацию.
Значение учета правовых документов не стоит переоценивать, однако с определенностью можно констатировать, что это весьма полезная юридическая деятельность.
Во-первых, велико его значение для реализации права, в которой участвует широкий круг граждан и организаций. Руководители любой организации озабочены тем, чтобы не конфликтовать с законом, а для этого законодательство должно быть под рукой, чтобы в случае необходимости быстро им воспользоваться. Учет правовых актов здесь обычно поручается юристу предприятия.
Во-вторых, учет еше более необходим в правоприменительной деятельности. Ведь здесь государственным органам приходится принимать властные решения, оказывающие серьезное воздействие на субъектов права. Особенно это касается прокурорских, судебных органов, адвокатских бюро. Ошибка недопустима, лучше лишний раз заглянуть в правовой акт, а для этого необходимо быстро его найти, установить связи с другими актами.
В-третьих, правотворческая деятельность вообще немыслима без точного налаженного учета законодательства; в противном случае ждать квалифицированного подхода к подготовке закона, его экспертизе не следует.
В-четвертых, учет правовых актов — это органическая часть кодификации, консолидации и инкорпорации, своего рода их первоначальная стадия, хотя, как было указано выше, учет имеет и самостоятельное значение.
В-пятых, без учета правовых актов нельзя осуществлять работу по правовому воспитанию и подготовке специалистов в области права, заниматься научной работой в области юриспруденции.
Одним словом, учет правовых актов обслуживает информационные потребности субъектов права.
Технико-юридические правила отражают особенности этого вида систематизации.
Объектом учета могут быть любые правовые акты: нормативные, интерпретационные, правореализационные, правоприменительные и др.
Заниматься учетом может широкий круг субъектов, а точнее — все, кто в этом нуждается. Они же определяют объем, критерии и другие параметры учета [10].
Следует различать две разновидности учета правовых актов:
официальный. Официальный учет ведут юридические службы государственных органов. Всероссийский учет законодательства (как федерального, так и субъектов РФ) ведется Государственно- правовым управлением Президента РФ, где создан эталонный банк данных всех нормативных актах РФ — Федеральный регистр. Суды высших инстанций, Прокуратура РФ ведут учет актов, ими принимаемых. Та же работа проводится органами субъектов РФ;
неофициальный. Различным организациям и частным лицам всеобъемлющий учет не под силу, поэтому они «подгоняют» его объем под свои нужды. Однако учет своих корпоративных актов проводится ими в полном объеме.
Фонд правовых документов любого уровня и свойства имеет ценность лишь тогда, когда документы точно отражают все операции, с ними произведенные: отмену, изменения, дополнения. В этом случае мы говорим о поддержании правовых актов в контрольном состоянии [14].
Критериями систематизации могут быть:
вид юридического документа (нормативные, интерпретационные и т. п.);
орган, издавший документ (законодательный орган, Президент РФ, Правительство РФ, ведомство, судебный орган и др.);
время издания документа (акты регистрируются по дате их принятия);
юридическая сила документа (законы, подзаконные акты и т. п.);
его отраслевая принадлежность (уголовно-правовые, гражданско-правовые, финансово-правовые и т. д.);
предмет регулирования (ценные бумаги, пенсии и проч.). Здесь рубрики расставляются в алфавитном порядке.
Способы учета могут быть различными. Перечислим их:
картотеки — самый простой способ учета. Информация, занесенная на карточки, призвана облегчить получение знаний об актах, обеспечить их прямой отбор и возможность возвращения актов обратно, а также новое их извлечение. Карточки расположены в определенном порядке. На них указывается орган, издавший акт, его наименование, дата принятия и т. п.;
сброшюрованные папки. Этот способ применим при очень небольшом объеме правовых актов (скорее, для домашнего пользования, причем не юристами). В данном случае акты располагаются в определенном порядке в особых папках;
журналы. В них всего лишь фиксируются реквизиты правовых актов по разработанной схеме;
информационно-поисковые системы по праву.
Сбор подлежащих учету актов осуществляется различными способами. Значительную их часть можно получить из официально публикуемых сборников нормативных актов. Совокупность нормативных актов, взятых на учет, составляет информационный фонд, в котором нормативные акты хранятся в определенном порядке. В государственных органах учетом и поиском нормативной информации обычно занимается специальная служба, именуемая кодификационным бюро, в составе одного или нескольких человек. Учет осуществляется практически всеми государственными органами и юридическими лицами для удовлетворения собственных потребностей в правовой информации либо в коммерческих целях, для обеспечения правовой информацией иных субъектов.
В практической деятельности могут сочетаться различные формы учета законодательства, взаимно дополняющие друг друга. Возможны, например, ведение журнального учета по хронологическому принципу вместе с созданием предметно-отраслевой картотеки либо картотечный учет и одновременное ведение контрольных текстов актов действующего законодательства. Такие сочетание разных форм учета способствует повышению эффективности справочно-информационной службы в области законодательства.
Учет в значительной степени направлен на обеспечение комплексности и единства правовых норм, включенных в официальные документы, облегчает выполнение информационной функции права, делая информацию о действующих нормах права доступной для широкого круга лиц [17].
Кроме того, учет официальных документов, содержащих нормы права, целесообразно рассматривать как одну из форм систематизации также и с методологической точки зрения, если рассматривать учет и с точки зрения процедуры систематизационной деятельности: в этом случае учет представляет собой первый этап систематизации, благодаря которому происходит уяснение и упорядочение нормативного материала, позволяющее впоследствии проводить более глубокие систематизационные работы.
2.2 Понятие и виды инкорпорации и консолидации как формы систематизации
Инкорпорация — форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение.
Инкорпорация является наиболее простым видом систематизации.
Принципы инкорпорации:
хронологический (по времени их действия),
тематический (по определенной тематике) и др.
Тематическая инкорпорация — это расположение нормативно-правовых актов по предмету регулирования.
Хронологическая инкорпорация предусматривает расположение нормативно-правовых актов по времени издания.
Инкорпорация подразделяется на официальную, полуофициальную и неофициальную (сборники нормативных материалов по отраслям права, изданные в учебных целях, для просвещения населения и т.п.). На неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться при рассмотрении юридических дел, например в суде.
Официальная инкорпорация — это утверждение собраний и сборников инкорпорированных актов органами, издавшими эти акты.
Официальные инкорпорации — это упорядочение правовых норм путём издания компетентными органами сборников действующих нормативно — правовых актов. По своей юридической природе акт официальной инкорпорации является формой опубликования действующих нормативно — правовых актов в обработанном и упорядоченном виде. Официальная инкорпорация осуществляется от имени и по поручению либо с санкции правотворческого органа (органов), который утверждает либо иным способом официально одобряет подготовленное Собрание (Свод). Такое Собрание (Свод) носит официальный характер, т. е. оно приравнивается к официальным источникам опубликования помещенных в Собрании нормативных актов и на его материалы можно ссылаться в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности, в договорах, жалобах и заявлениях граждан, направляемых в правоохранительные или иные государственные органы. Официальное Собрание законодательства имеет приоритет перед ранее изданными публикациями нормативных актов, поскольку оно включает в себя акты в их действующей редакции. Примером официальной инкорпорации может служить, например, изданный в 80-х гг. Свод законов РСФСР [4].
Официальная инкорпорация — это издание собраний и сборников законодательства по поручению правотворческого органа (органов) специально уполномоченными на то органами (например, Министерством юстиции), причем правотворческий орган официально не утверждает и не одобряет такое собрание (сборник) и потому тексты помещенных в нем актов не приобретают официальный характер. Таковым было, например, Систематическое собрание действующего законодательства РСФСР, изданное в Российской Федерации в 60-х гг., “Бюллетень нормативных актов” министерств и ведомств Российской Федерации, издаваемый Министерством юстиции Российской Федерации.
Полуофициальная инкорпорация представляет собой утверждение сборников специально уполномоченными на то государственными органами.
Неофициальная инкорпорация, в свою очередь, означает создание и издание сборников организациями и отдельными лицами по своей инициативе и без санкции компетентных государственных органов.
Неофициальная инкорпорация — производимая любыми лицами или организациями без специальных полномочий (например, издание нормативных актов университетами в учебных целях, то есть неофициальная инкорпорация — это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами без специальных на то полномочий правотворческих органов. Собрание законодательства, предоставляемых правотворческим органом, и осуществляют эту деятельность по собственной инициативе. Неофициальные сборники законодательства не являются источником права, на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права. Большинство ныне издаваемых в нашей стране сборников законодательства — это неофициальная инкорпорация [6].
В результате инкорпорации издаются сборники законов, собрания законодательства и свод законов. Последний представляет собой собрание всего действующего законодательства без какого-либо исключения и является источником официального опубликования.
Инкорпорация представляет собой, в принципе, постоянную деятельность государственных и иных органов с целью поддерживать законодательство в действующем (контрольном) состоянии, обеспечивать его доступность и обозримость, снабжать самый широкий круг субъектов достоверной информацией о законах и иных нормативных актах в их действующей редакции.
Особенность инкорпорации состоит в том, что какие-либо изменения в содержание помещаемых в сборники актов обычно не вносятся и содержание правового регулирования по существу не меняется. Именно это свойство инкорпорации — сохранение неизменным содержания нормативного регулирования — отличает ее от кодификации и консолидации.
Инкорпорация представляет собой объединения в сборнике или собрание действующих нормативно — правовых актов в определённом порядке (алфавитном, хронологическом, предметном и т.д.) без изменения содержания.
При подготовке и издании собраний законодательства могут сочетаться хронологический и предметный методы, когда разделы собрания подразделяются тематически, по предметному принципу, а внутри каждого раздела акты располагаются в хронологическом порядке.
Очевидно, что систематические собрания более удачны для эффективной выдачи информации для правотворческой и правоприменительной деятельности, для обучения студентов и научных исследований, поскольку в них в одном месте сосредоточены все интересующие исполнителя, тесно связанные между собой нормативные предписания [11].
В систематических собраниях акты находятся в систематизированном, логически увязанном виде. Этого лишены хронологические собрания. Однако очень часто систематизация законодательства начинается именно с подготовки хронологических собраний, как предварительного этапа систематизации, после чего значительно легче располагать нормативные акты в систематических собраниях по тематическому принципу.
Инкорпорация — достаточно поверхностная, внешняя систематизация. При ней нормативные акты просто собираются в сборники, содержание актов не меняется, исключаются явные противоречия и вносятся уже принятые изменения. Инкорпорация преследует, прежде всего, цель обеспечить пользование законодательством.
Консолидация — форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (напр., охрана природы, образование).
Особенность консолидации состоит в том, что она является компромиссной систематизацией, сочетающей в себе черты инкорпорации и кодификации. Консолидация используется зачастую как промежуточный этап, когда отсутствует возможность кодификации
В процессе консолидации несколько нормативных актов объединяются в один. При этом нормы права, включенные в прежние акты, излагаются в логической последовательности, устраняются повторы и противоречия.
По форме систематизации нормативно — правовых актов консолидация в большей мере примыкает к систематической инкорпорации. Она используется там, где отсутствует необходимость или возможность кодификации. В этих случаях консолидация выступает, как эффективное средство для объединения однородного нормативного материала, сокращение числа актов и улучшения формы правового регулирования.
В процессе подготовки консолидированного акта все нормы прежних актов располагаются в определенной логической последовательности, разрабатывается общая структура будущего акта.
Работу по созданию качественно новой правовой системы России, существенному обновлению всех основных сфер регулирования следует проводить таким образом, чтобы в будущем не возникла проблема ликвидации множественности нормативных актов по одному вопросу. Задача объединения, укрупнения нормативных актов, обеспечивающая компактность правового регулирования, устранение пробелов, противоречий и неувязок между действующими нормами, была актуальна и ранее. Практика подготовки и принятия укрупненных, консолидированных актов осуществлялась в прежние годы в сфере регулирования вопросов сельского хозяйства, заготовок сельскохозяйственной продукции, налогообложения, административной ответственности и т. д. Весьма актуальна такая задача и ныне [7]. В общем массиве действующих нормативных актов России еще много так называемых «лоскутных» актов, от которых действующими остались лишь некоторые нормы и иные неотделимые их части.
Ревизия всего массива действующих актов должна выражаться как в отмене устаревших актов и их частей, внесении в них соответствующих изменений, так и в объединении действующих норм из разных актов, от которых остались лишь отдельные фрагменты, издании укрупненных актов по определенным вопросам.
Поэтому задача консолидации действующих актов, укрупнения законодательных блоков, вбирающих в себя несколько (иногда десятки) действующих актов по одному вопросу, ныне становится одним из приоритетных направлений упорядочения законодательства.
2. 3 Кодификация. Виды кодификационных актов
Кодификация — форма систематизации путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением содержания.
Признаки кодификации:
1) ей имеют право заниматься только специальные органы;
2) в итоге появляется новый НПА — Кодекс,
3) Кодекс выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере.
Формы кодификации:
1) всеобщая (когда переработке подвергается значительная часть законодательства).
2) отраслевая (когда перерабатываются нормы определенной сферы законодательства).
3) специальная (когда перерабатываются нормы какого-либо правового института).
К кодификационным актам относятся:
основы законодательства (обеспечивающие регулирование наиболее важных вопросов соответствующей отрасли, подотрасли или института права;
кодексы (детально регулирую¬щие соответствующие группы общественных отношений);
уставы (регламентирующие деятельность ведомств, министерств и организаций);
положения (определяющие поря¬док образования, структуру, задачи и функции определенной системы (или подсистемы) государственных органов);
регламенты (регулирующие вопросы правового статуса того или иного гос. органа, а также процедуры его деятельности) [13].
Значение кодификации:
— в процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые, обеспечивается их согласованность, логичность.
— кодификация не укладывается в рамки систематизации, а представляет собой самостоятельную, причем основную форму совершенствования законодательства.
В настоящее время наиболее распространенной «продукцией» кодификации являются:
основы законодательства — кодифицированные нормативные правовые акты федерального уровня, содержащие наиболее важные общие нормы по предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов;
кодексы — систематизированные комплексные законодательные акты, объединяющие в определенном порядке переработанные нормы права, регулирующие однородную сферу общественных отношений (например, ГК РФ, УК РФ, УИК РФ, СК РФ и т.п.);
уставы — кодифицированные нормативные правовые акты, объединяющие нормы, регулирующие деятельность министерств, ведомств, служб в определенной сфере управления (например, уставы железных дорог, центрального банка, общевойсковые уставы, дисциплинарные уставы и т.п.);
положения — кодифицированные нормативные правовые акты, определяющие юридический статус и порядок деятельности каких-либо субъектов права, регламентирующие полномочия определенных органов, их структуру, функции (например, положения о министерствах, ведомствах, государственных комитетах, о филиалах учреждений и т.д.);
правила — кодифицированные нормативные правовые акты, устанавливающие порядок какого-либо вида деятельности (например, правила дорожного движения).
Кодификация — это наиболее сложная и совершенная форма систематизации законодательства, имеющая правотворческий характер.
Кодификация способствует усилению стабильности законодательства, созданию четкой, базирующейся на научном фундаменте системы нормативных актов, обеспечивает оптимальную скоординированность между действующими нормами, является основой для создания в законодательстве укрупненных нормативных блоков. Она позволяет решить две взаимосвязанные задачи — совершенствовать и содержание, и форму законодательства [12].
Кодификация означает содержательную систематизацию. При кодификации акты подвергаются существенным изменениям, они сводятся в единый блок, в котором устраняются противоречия и несогласованность. При необходимости восполняются пробелы в регулировании, устаревшие акты заменяются новыми. Кодификация, в отличие от инкорпорации, всегда осуществляется государственными органами. Кодификация всегда представляет собой существенный шаг вперед в развитии законодательства.
Заключение
В ходе деятельности разными органами страны утверждается довольно большое количество нормативно-правовых актов в различных сферах и связанных с разными вопросами и проблемами. С целью достижения высокой эффективности корректного применения данных правовых документов, независимой ориентации в довольно большом объеме количестве существует необходимость в группировке всех действующих актов, в их упорядочивании, а также переработке, т.е. необходимо подвергнуть все нормативно-правовые акты систематизации.
Систематизация нормативных актов это весьма практичная юридическая работа. Ее проведение с большой долей вероятности может привести к успеху, нежели, допустим, создание нового закона, который еще неизвестно как покажет себя на практике.
Рассмотрим некоторые выгоды от проведения систематизаторской работы:
1. чтобы иметь возможность использовать юридические нормы, сами юристы и все граждане, которым надлежит соблюдать законы, должны иметь более или менее точное и широкое представление о праве. Необходимость распространения сведений о праве и углубленного, специализированного знания законов вызывает потребность в систематизации, например в виде сборников;
2. являясь дополнением к мерам гласности в отношении законов и подзаконных актов, систематизация в различных своих видах представляет собой материальную и публичную опору науки права; также она важна для обучения студентов;
3. основной характерной чертой юридической документации, особенно в наше время, является ее безграничность. Количество и непостоянство законов, разнообразие их объектов, дробление административных регламентов, увеличение числа особых законов — все это делает точное знание права затруднительным даже для специалистов. Требуется очень серьезная работа по классификации юридической документации, с тем, чтобы классификация по возможности стала легко доступной и удобной в обращении;
4. систематизация важна и для дальнейшего развития права. Анализ и обработка действующих нормативных актов, группировка правовых предписаний по определенной схеме, создание внутренне единой системы актов являются необходимыми условиями эффективности правотворческой деятельности.
В данной работе были рассмотрены основные признаки и основные направления такого вида юридической деятельности, как систематизация права, ее исторический и теоретический аспект. О чем говорится в первой главе данной работы.
Главной особенностью систематизации является сочетание упорядочения законодательства с его обновлением, совершенствованием. Конечная цель систематизации — создание стройной и эффективно работающей системы законодательства.
Также дана характеристика основных форм систематизации: учет, инкорпорация, консолидация и кодификация. Об этом повествует глава вторая работы.
Высшей формой систематизации всеми авторами признается кодификация, все другие формы преимущественно рассматриваются как этапы кодификационной работы, приемы систематизации законодательства.
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации // Российская газета от 25.12.1993.
2. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июня 2000 г. №53 // Закон. — 2000 — №30.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ
4. «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 03.04.2018)
5. «Лесной кодекс Российской Федерации» от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 29.12.2017)
6. «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 31.12.2017)
Литература:
1. Алексеев С.С. Теория права. — М.,переаб. изд.2014. С. 185.
2. Антонов И.В., Иванов К.И. Основы теории права. Учеб.пособие для ВУЗов. М: Дом книги, 2015 г., с.212
3. Абдулаев М.И. Теория государства и права. М.: Финансовый контроль. 2014.с. 28-31
4. Алексеев С.С. Общая теория права. М.: Юрид. литература. 2012. с. 85-86
5. Алексеев С.С., Архипов С.И. Теория государства и права. М.: Норма. 2015.
6. Арзамасов Ю.Г., Наконечный Я.Е. Концепция мониторинга нормативных правовых актов. М.: Юрлитинформ. 2015.
7. Бошно С.В. Теория государства и права. М.: Эксмо. 2016. С.63
8. Головкин Р.Б., Софронова С.А. Теория права: Учебное пособие. Вологда: ВИПЭ ФСИН России. 2014. С.8-10
9. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. М.: Юристъ. 2013
с. 65
10. Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебно-методическое пособие, 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ. 2013
с. -14-15
11. Марченко М.Н. Теория государства и права. М.: Проспект. 2014 с.77
12. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М.: Юристъ. 2014 с. 133-135.
13. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Курс лекций. М.: Юристъ. 2013. 23.Морозова Л.А. Теория государства и права. М.: Эксмо. 2014 с. 86
14.Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М.: Норма — Инфра-М. 2013 с. 9-11
15Нерсесянц В.С. Проблемы общей теории права и государства. М.: Норма. 2014 с. 33-34
16.Протасов В.Н. Теория права и государства и Проблемы теории права и государства. М.: Новый Юрист. 2013 с. 16
17.Хропанюк В.Н. Теория государства и права. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Омега-Л. 2013. с.91-92
18. Эбзеева Б.С. авалс Закон и право. авалс — М: Кнорус,2010 с.88.
Интернет-ресурсы:
19.Система законодательства и система права. Словарная статья. Правоведение : Правотворчество. URL: (10.07.2013г.) .Систематизация нормативно-правовых актов. Словарная статья. Теория государства и права: 5 часть. URL: (11.03.2018г.)
20.Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru
21.Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф