Введение
1 Обоснование проблемной области в сфере событийного туризма
1.1 Сигналы наличия проблемы в сфере событийного туризма
1.2 Методы и инструменты исследования событийного туризма
1.3 Стейкхолдеры
2 Гипотеза о существовании проблемы событийного туризма
2.1 Формулировка гипотезы событийного туризма
2.2 Обоснование фальсифицируемости гипотезы
2.3 Анализ зарубежных работ, посвященных проблеме событийного туризма
2.4 Модели верификации гипотезы событийного туризма
2.5 Результаты проверки гипотезы
Заключение
Список используемых источников
Рефлексия. SWOT-анализ
Приложение
Введение
В рамках курсового проекта был проведен анализ такой проблемной области, как развитие событийного туризма в Приморском крае.
Событийный туризм – это вид туризма, основной целью которого является посещение определённого события. Данный вид туризма перспективен в настоящее время, так как влияет на экономическое состояние региона и способен стимулировать развитие других отраслей хозяйства.
Актуальность работы определяется сложившейся необходимостью комплексного анализа рынка событийного туризма в Приморском крае как одного из наиболее перспективных видов туризма в дестинации.
В рамках курсового проекта был проведен анализ такой проблемной области как, состояние событийного туризма в Приморском крае. Слабая информационная поддержка мероприятий, которая не преследует конкретной цели продвижения края и привлечения туристов является основанием того, что события, как правило, посещают малочисленный группы туристов. Как следствие, потенциал событийных мероприятий Приморского края используется недостаточно.
Исходя из выдвинутой проблемы данного исследования была сформулирована гипотеза: Приморский край богат своими ресурсами, которые использованы в малой степени. Проведение спортивно-событийного мероприятия, а именно Международного Чемпионата мира по Аквабайку в столице Приморского края, с целью привлечения большого потока туристов и расширения событийной линейки – способно повысить потенциал всего Дальневосточного региона.
Поиск сигналов наличия проблемы был проведен при помощи следующих методов и инструментов: карты понятий, портрета потребителя, Афинной диаграмма, анализа источников и проведения гайд-интервью.
В ходе выполнения курсового проекта было проведено исследование проблем событийного туризма на основе отечественного и зарубежного опыта, проведен анализ состояния и развития событийного туризма в Приморском крае. Пользователь результата курсового проекта – любой турист, желающий посетить масштабное спортивное-мероприятие.
Объектом курсового проекта выступает существующая проблема узкой событийной линейки Приморского края.
Предметом исследования проблемного поля является основная проблема, препятствующая развитию событийного туризма в Приморском крае.
Целью курсового проекта является поиск решения проблемы узкой событийной линейки в Приморском крае. Следовательно, главной целью курсового проекта является разработка рекомендаций, которые позволят решить данную проблему. В задачи проекта входят:
Изучение теоритической базы для выявления проблемного поля событийного туризма;
Поиск сигналов наличия проблемы событийного туризма в Приморском крае;
Рассмотрение зарубежного и отечественного опыта организации и проведении событийного туризма;
Выявление специфики организации событийных мероприятий;
Выявление стейкхолдеров, влияющих на проблему;
Определение инструментов и методов проблемной области;
Выявление гипотезы;
Доказательство выдвинутой гипотезы;
Выявление предположения об разработке спортивно-событийного мероприятия.
Значимость работы заключается в том, что содержащиеся в ней теоретические положения, рекомендации, результаты исследований, мнение экспертов данной области и выводы могут быть полезны учреждениям и организациям, ответственным за туристскую сферу города при разработке проектов и программ продвижения данной дестинации.
1 Обоснование проблемной области в сфере событийного туризма
1.1 Сигналы наличия проблемы в сфере событийного туризма
Событийный туризм — туристская деятельность, связанная с разнообразными значимыми общественными событиями, а также редкими природными явлениями, привлекающими своей уникальностью, экзотичностью, неповторимостью большие массы соотечественников и туристов из зарубежных стран. Он включат в себя мероприятия культурного, спортивного, этнографического, фольклорного, выставочного видов туризма [5].
Бабкин А.В., в учебном пособии «Специальные виды туризма» определяет событийный туризм как перспективный и динамично развивающийся вид туризма основанный на ярких впечатлениях. Основная цель которого приурочена, к какому-либо событию. Событийные туры, сочетающие в себе традиционный отдых и участие в самых зрелищных мероприятиях планеты, постепенно завоевывают все большую популярность. Событийный туризм — это непреходящая атмосфера праздника, индивидуальные условия отдыха и незабываемые впечатления [6].
Под событийным туризмом так же понимается вид туризма ориентированный на посещение местности в определенное время, связанный с каким–либо событием [8].
Изучением событийного туризма как вида современного туризма занималось большое количество ученых и научных деятелей как: A.В. Алейников, О. В. Алексеева, Д.Г. Решетников, И.В. Давыденко, Д.В. Дмитриев, А.В Зарванская, А.Е. Суринов и другие.
О. В. Алексеева в своей диссертации «Событийный туризм как фактор социально-экономического развития региона» трактует его как «вид туристской деятельности, привлекающий туристов разно форматными общественными мероприятиями культурной или спортивной жизни, которые способствуют развитию инфраструктуры туризма, интеграции разных слоев населения в общество и формированию положительного имиджа дестинации» [7].
Исчерпывающее определение событийного туризма предлагает Д.Г. Решетников: «Событийный туризм – особая форма познавательного туризма, связанная с посещением туристами событий исторического, культурного, развлекательного, природно–экологического, спортивного, экономического, общественно–политического характера в качестве зрителей или активных участников» [8]. По сравнению с другими определениями, в качестве объектов туристского интереса здесь выступают не только зрелищные, развлекательные и спортивные мероприятия, но и мероприятия экономического, общественно–политического характера, а также природные явления, что наиболее полно отражает специфику событийного туризма на современном этапе.
В ходе анализа подходов к определению данного вида туризма авторами была предложена следующая трактовка событийного туризма — вид туристской деятельности, привлекающий туристов разноформатными общественными мероприятиями культурной или спортивной жизни, которые способствуют развитию инфраструктуры туризма, интеграции разных слоев населения в общество и формированию положительного имиджа дестинации [4].
В настоящее время существует множество трактовок понятия «событийный туризм» которые представлены в Таблице 1, с одной стороны они все похожи, с другой, в некоторой степени, дополняют друг друга.
Таблица 1 – Систематизация понятия событийный туризм, среди отечественных авторов
№ п/п | Понятия | Автор, источник | Сущность |
1 | «Значимая часть культурного туризма, ориентированная на посещение дестинации в определённое время, связанное с каким-либо событием в жизни сообщества или общества, редко наблюдаемым природным явлением» | М.Б. Биржаков [13] | Вид туризма, ориентированный на посещение определенной местности |
2 | «Поездки с целью удовлетворения потребности в посещении какого-либо мероприятия» | Т.В. Фролова [11] | Удовлетворение потребностей |
3 | «Вид туристской деятельности, привлекающий туристов разноформатными общественными мероприятиями культурной или спортивной жизни, которые способствуют развитию инфраструктуры туризма, интеграции разных слоев населения в общество и формированию положительного имиджа дестинации» | О.В. Алексеева [7] | Общественные мероприятия, способствующие формированию положительного имиджа дестинации |
4 | «Любое путешествие, связанное с каким-либо интересным для туриста событием, которые происходят во всех концах нашего необъятного земного шара» | С.С. Никитина, М.В. Зинченко [12] | Интересное событие для туриста |
5 | «Это значимая часть культурного туризма, ориентированная на посещение дестинации в определенное время, связанное с каким-либо событием в жизни сообщества или общества, редко наблюдаемыми природными явлениями, например, лунным или солнечным затмением» | А. Б. Воронина [5] | Посещение дестинации, связанное с важным событием |
Следует отметить, что отечественные авторы рассматривают событийный туризм либо как вид туристской деятельности, либо как разновидность туризма. В отечественной литературе событийный туризм упоминается как городской или фестивальный туризм. В мировой практике для обозначения термина «событийный туризм» используют термин «event tourism» (от англ. event – событие или специальное мероприятие). В мире множество стран, и в каждой из них происходят события из области культуры, спорта, искусства – нечто, представляющее собой историческую, культурную, спортивную ценность и важность. Итак, Event (событие, или специальное событие) — это запланированное социально — общественное событие (мероприятие), которое происходит в определенное время и с определенной целью, и имеет определенный резонанс для общества [23].
Среди зарубежных авторов проблемами событийного туризма занимались: М. Дирэй, Л. Джаго, Л. Фредлайн, Д. Гетц и другие. Благодаря их исследованиям этот вид туризма выделен как самостоятельное направление науки со своим терминологическим аппаратом, который приведен в Таблице 2 и стало рассматриваться как отдельное направление.
Таблица 2 – Систематизация понятия событийный туризм, среди зарубежных авторов
№ п/п | Понятия | Автор, источник | Сущность |
1 | Череда событий и мероприятий культурной, спортивной, этнографической, выставочной направленности. | Donald Philip Getz [15] | Мероприятия различной направленности |
2 | Форма туризма в которой содержание событий, связано с конкретными ресурсами места, где оно проводится, для привлечения потенциальных посетителей и где запланирован ряд туристских программ, связанных с природными и другими туристскими ресурсами, и ценностями | Thomas O., Hermes B., Loos P [18] | События, связанные с ресурсами места проведения с запланированной туристской программой |
3 | Быстро развивающаяся профессиональная сфера, в которой туристы, представляют собой потенциальный рынок для запланированных мероприятий | Margaret Deery, Leo Jago, Liz Fredline [16] | Профессиональная сфера с потенциальным рынком в виде самих туристов |
4 | Принятие маркетинговой ориентации для привлечения туристов, иногда в качестве дополнительного сегмента, а иногда в качестве основного бизнеса | Faulkner B, Tideswell C, Weston A [17] | Привлечение туристов в качестве дополнительного сегмента или основного бизнеса |
Зарубежные авторы рассматривают событийный туризм, как неотъемлемую часть экономики. По их мнению, это площадка для привлечения большого потока туристов. Анализируя данные подходы, следует сделать вывод, что унифицированного определения событийного туризма не существует, что связано с непродолжительным периодом его изучения среди исследователей, а также многогранностью его состава. Данное понятие не закреплено в нормативно-правовых актах, регулирующих и регламентирующих туристскую сферу. В связи с чем, для проработки заявленной темы курсового проекта, необходимо вывести понятие событийного туризма, которое отражало бы все характеризующие его аспекты (Рисунок 1).
Рисунок 1 – Карта понятий
Организация событийных мероприятий требует тщательного организационного подхода. Организация событийных туров – довольно рискованное мероприятие, требующее от туроператора не только адекватной оценки своих рыночных возможностей, но и определенного финансового ресурса.
При этом следует учитывать требования туристов:
месторасположение отеля — рядом с местом, где проводится событие;
наличие качественного питания;
возможность посетить основные достопримечательности местности;
наличие магазинов и сувенирных лавок.
Иными словам и, участники событийных туров предъявляют повышенные требования к средствам размещения, особенно к их классическому типу — гостиницам, транспорту (удобство доставки к месту события), предприятиям общественного питания и особенно к услугам гидов-переводчиков. Особенностью событийного туризма является то, что ежегодно он пополняется новыми событийными турами, которые из случайных, переходят в разряд регулярных Таблица 3.
Таблица 3 – Основные черты событийного туризма
Источник: [7] Основные плюсы событийного туризма – его все сезонность и высокая доходность. Однако в России, а в частности в Приморском крае событийный туризм, приносящий прибыль, широкого развития еще не получил. В нашей стране пока не сформировалось сколько-нибудь периодически повторяющихся общественно значимых мероприятий, привлекающих большие массы не только российских, но и зарубежных туристов.
Также к преимуществам событийного туризма можно отнести и то, что ежегодно он пополняется новыми событийными турами. Туристы, посещающие регион с целью стать участником события, являются потенциальными потребителями и других видов туризма в регионе. Событийный туризм является уникальным видом туризма, так как он неисчерпаем по содержанию.
Основными задачами этого вида туризма являются:
предоставление знаковых, масштабных мероприятий, имеющих историю;
доработка существующих событий с высоким потенциалом до нужного уровня;
формирование и разработка новых уникальных событий, существующих на уровне идей.
Событийный туризм многогранен, является привлекательным инструментом продвижения территорий и регионов. Рассмотрение понятия не может обойтись и без рассмотрения классификации событий, инициирующих стремление туристов посетить ту или иную местность и/или участвовать в том или ином мероприятии.
На сегодняшней день не существует единообразной классификации к определению событийного туризма, каждый автор подходит по-разному. В Приложении А представлена классификация на основе характерных признаков событийного туризма.
Согласно одной из зарубежных классификаций, события распределяются на основании следующих признаков (Рисунок 2).
Целевая аудитория — это люди, которые задумываются над различными предложениями туристских предприятий об осуществлении туров (карнавалы, фестивали и т.д.) Сегодня на российском рынке целевая аудитория очень разнородна: от туристов эконом-класса до vip-клиентов.
Концепция событий — это самый важный компонент, состоящий из нескольких пунктов, которые помогают сделать событие более востребованным. В концепцию входит: выбор цели — то, что нужно достигнуть в результате мероприятия; состояние рынка; конкурентная среда; определение масштаба; название мероприятия; тематика мероприятия; определение целевых групп; место и время проведения.
Следующая классификация основывается на основании масштаба мероприятий, анализ приведен в таблице 4.
Таблица 4 – Классификация событийного туризма по масштабу
Масштаб мероприятия | Сущность | Пример |
Региональный | Мероприятия, которые имеют значение для конкретного микрорегиона (административного района, города) | Празднование населением дня города, парад любви (Love Parade) в Берлине (Германия) |
Национальный | Мероприятия, имеющие значение для всего государства | Празднование дня рождения Наполеона Бонапарта, парад военных татуировок в Эдинбурге (Шотландия) |
Международный (глобальный) | События, как правило, известные и пользуются популярностью во всем мире, привлекая наибольшее число туристов | Олимпиада — зимние и летние Олимпийские игры, автогонки «Формула -1»; карнавальные мероприятия — Бразильский, Чемпионат Мира по аквабайку «JETSKI KINGS CUP»; Каннский кинофестиваль |
Анализ классификации событийного туризма дал возможность определить виды событийного туризма, которые приведены в Таблице 5.
Таблица 5 – Виды событийного туризма
Событие | Пример |
Национальные события | Национальные праздники, чемпионаты и соревнования, карнавалы, дни распродаж, парады, балы, шоу, ярмарки, дни рождения знаменитостей, маскарады, музыкальные конкурсы и фестивали. |
Спортивные мероприятия | Гонки на аквабайках, соревнования по виндсерфингу, парусные регаты, гонки на яхтах, футбольные матчи, хоккей, соревнования по зимним видам спорта. |
Выставки | Крупнейшие выставки в различных областях: транспорт, бизнес, реклама, информационные технологии, культура, промышленность, медицина, строительство. |
Концерты | Выступления мировых звезд, джазовые концерты, знаменитые теноры мира, музыкальные конкурсы и фестивали. |
Что же касается целевой аудитории событийного туризма, по мнению А.В. Бабкина: «это обеспеченные туристы с доходом выше среднего, а также компании, состоящие из нескольких пар» [6]. Однако, сложно согласиться с А.В. Бабкиным, который, в основном, характеризует аудиторию событийного туризма, как посещающую показы мод, международные аукционы либо соревнования по гольфу, — то есть респектабельных людей. Если мы обратимся к таким массовым мероприятиям, как пивные фестивали, национальные этнические праздники, то картина немного изменится. Ярким примером может послужить индийский фестиваль Hindu Kumbh Mela (Кумбха Мела — «праздник кувшина»), проходивший 24 января 2001 года в Аллахабаде. К этому дню в одном месте за короткий срок собралось 30-50 миллионов индусов со всего мира. Многие из них не относятся к людям обеспеченным выше среднего уровня [19].
Реализация событийных туров требует тщательного организационного подхода, учета всех необходимых требований, для предоставления полной, комплексной и качественной услуги потенциальному потребителю. При проведении событийных мероприятий, необходимо учитывать и планировать всю сопутствующую инфраструктуру и обеспечивать туристов качественным сервисом. Соблюдение требований туриста – залог успеха не только отдельных предприятий туристского бизнеса, но и территории края.
Развитие событийных мероприятий на территории нашей страны, будет способствовать развитию внутреннего и въездного туризма, так же расширит сезонность пребывания туристов, повысит узнаваемость и доходность региона.
1.2 Методы и инструменты исследования событийного туризма
В данной работе в процессе инициации и планирования проекта использовались следующие методы:
1. Анализ литературных источников – метод, использованный для того, чтобы представить объективный анализ имеющихся по конкретной проблеме литературных данных. Анализ источников представлен в подглаве 1.1;
2. Карта понятий. Для визуализации исследуемой области была составлена карта понятий. Карта состоит из отдельных понятий (идей, событий, объектов), которые сформированы в виде существительных и связаны между собой, представлена в подглаве 1.1.
3. Афинная диаграмма. Данный инструмент проектной деятельности был использован для эффективной организации информации посредством классификации идей, находится в подглаве 2.1.
4. Анализ стейкхолдеров т.е. заинтересованных сторон, необходим для понимания того, как будет реализовываться проект, представлен в подглаве 1.3;
5. SWOT-анализ, который представляет собой индивидуальную рефлексию, направленную на получение понимания сильных и слабых сторон, возможностей, которое можно использовать в своей дальнейшей личной и профессиональной жизни, представлен в Главе 3.
6. Пиноккио. Инструмент, который позволяет персонифицировать продукт проекта. С помощью «Пиноккио» удается уточнить и развить характеристики мероприятия и описать будущий ключевой результат проекта, представлен в Приложении Е.
7. Гайд-интервью. Для полного раскрытия темы и выявления проблемы событийного туризма в г. Владивосток было проведено интервью с заинтересованными сторонами. Все вопросы были разделены по логическим блокам, что дало возможность глубоко исследовать информацию по нескольким направлениям одновременно, представлено в подглаве 2.5.
8. Эскиз-персоны. Для полного понимая потенциального пользователя, на удовлетворение нужд которого направлен курсовой проект, наиболее подходящим инструментом проектной деятельности является эскиз персоны, представлен в подглаве 2.1.
Применив различные инструменты проектной деятельности, удалось провести исследование проблемной области.
1.3 Стейкхолдеры
Для воплощения курсового проекта необходимо рассмотреть все заинтересованные стороны при реализации идеи, которые способны повлиять на ход и результат проекта. Задача – определить ключевых стейкхолдеров для проекта, с наибольшей степенью влияния.
Степень влияния определяется следующим образом: при максимальных 5 баллах – человек или группа людей способны закрыть проект или наоборот оказать существенную помощь, которая воплотит идею в жизнь, а при 0 баллах – стейкхолдер может только наблюдать за происходящим с определенными эмоциями (гнев, радость), но это никак не повлияет на ход проекта.
Одним из самых важных стейкхолдеров является Юрий Рябко – председатель Федерации водно–моторного спорта в Приморском крае. Он может выступать в роли инвестора, так как непосредственно заинтересован в развитии аквабайка на международном уровне.
Особое влияние на проект оказывает международная ассоциация катания на водных мотоциклах (IJSBA), которая отвечает за правила, регулирующие организацию и проведение спортивных мероприятий. Данная организация предоставляет стандарты приемлемости и проведения соревнований, следит за правилами отбора для ежегодной серии событий по всему миру. Стоит отметить, что президент компании – Скот Фрэйзер, не раз отмечал природно-ресурсный потенциал г. Владивосток, давая высокую оценку масштабу акваторий и ландшафтам города.
Основными стейкхолдорами проекта являются сами спортсмены, как зарубежные, так и отечественные. Среди них присутствуют звезды мирового уровня, способные привлечь группы туристов и показать им зрелище. По мимо этого, заинтересованными сторонами выступают лица, предоставляющие необходимый инвентарь и техническую поддержку.
Администрация города принимает решение о проведение спортивно-событийных мероприятий в регионе, следовательно, участие вышестоящих органов и поддержка управления – неотъемлемая часть при реализации проекта.
Туроператоры, специализирующиеся на приеме туристских групп, а также предоставляющие размещение, могут формировать событийные туры. В замен они увидят в качестве своих клиентов участников и болельщиков. Предприятия, входящие в данную ассоциацию, могут иметь рекламную поддержку на региональном и международных уровнях.
Такие стейкхолдеры, как население не имеют особой важности в реализации проекта, но упускать их не стоит. Определенная группа населения в небольшой степени способно навредить проекту, но уже после его успешной реализации. Люди могут проявлять недовольство из-за подобного рода мероприятий, аргументируя громким звуком, исходящим от техники и загрязнением акватории. На саму реализацию проекта население никак не влияет.
Автор курсового проекта. Оценка силы влияния достаточно высока, т.к. от успешности проекта зависит оценка, способствует выявить правильную проблемную область для дипломного проекта. Результат напрямую зависит от автора.
На основе анализа заинтересованных сторон, было осуществлено картирование сторон в матрице по связи с их уровнем заинтересованности и объемами власти и влияния на курсовой проект (Рисунок 3).
Источник: исследования автора
Рисунок 3 – Матрица стейкхолдоров
Для определения степени влияния каждого стейкхолдера, была составлена Таблица 6.
Название заинтересованной стороны | Описание влияния | Оценка силы влияния |
Президент краевой федерации водно-моторного спорта | Имеет значимое влияние на администрацию города, способствует организации водно-моторных мероприятий | 5 |
IJSBA | Спонсирует проведение масштабных соревнований | 5 |
Туроператоры | Формируют и предлагают тур на событийное мероприятие | 5 |
Автор курсового проекта | Выявляет проблемную область, проектирует само мероприятие | 4 |
Иностранные и отечественные спортсмены | Привлекают туристов, способствуют развитию подобных мероприятий, за счет своего присутствия | 3 |
Директор ООО «Аквабайк-сервис» | Предоставляет технику, контролирует все ремонтные работы | 3 |
Администрация города | Разрабатывает и утверждает программы по организации спортивных мероприятий | 3 |
Министерство физической культуры и спорта Приморского края | Поддержка в организации физкультурно-спортивных мероприятий в г. Владивосток, помощь в создании необходимых сооружений для событийного мероприятия. | 2 |
Население | Создает жалобы на шум и занятность акватории | 1 |
Магазины специального оборудования | Снабжают необходимым оборудованием для качественного и безопасного проведения соревнований | 1 |
2 Гипотеза о существовании проблемы событийного туризма
2.1 Формулировка гипотезы событийного туризма
Природный рекреационно-туристский потенциал Приморского края значительно выше, чем в среднем по России и при этом используется менее чем на одну десятую часть [20]. Многообразие рекреационных ресурсов в крае позволяет организовывать здесь различные виды отдыха и туризма, в том числе проводить масштабные спортивно-событийные мероприятия. Исходя их имеющегося туристского потенциала г. Владивосток можно сделать вывод, что он использован недостаточно ёмко (до 10%) в плане разработки спортивно-событийного туризма.
Анализируя природно-ресурсный потенциал края, для развития событийного туризма, был составлен SWOT-анализ, результаты которого отражены в Таблице 7.
Таблица 7 – SWOT-анализ туристского потенциала Приморского края для развития событийного туризма
Сильные стороны
Наличие привлекательного уникального природного морского ландшафта;
Близость к рынкам Северо-Восточной Азии и АТР;
Морское позиционирование города и возможности развития событийно-спортивных морских видов туризма;
Развитие края, как центра событийного туризма на Дальнем Востоке;
ВГО столица Дальнего Востока. Слабые стороны
Низкий уровень использования рекреационного потенциала в туристской деятельности;
Несоответствие цены и качества туристских услуг;
Низкий уровень сервисной культуры индустрии гостеприимства;
Недостаточный уровень благоустройства и развития городской инфраструктуры, отсутствие пирсов для маломерных суден и иных технических средств.
Возможности
Формирование привлекательности Приморского края для туристов;
Комплексное развитие морского туризма как одного из ключевых направлений туризма в Приморском крае;
Расширение сезонности за счет развития событийного туризма в Приморском крае;
Создание новых событийных турпродуктов с использованием природных и иных ресурсов. Угрозы
Политические и экономические риски ухудшения международных отношений со странами, представляющими ключевые туристские рынки;
Распространение негативных отзывов о Приморском крае, разочарованных или неудовлетворенных туристов, посетивших край.
Источник: исследования автора
Таким образом, проведенный анализ реализованных и потенциальных возможностей туристской индустрии, позволяет сформировать следующую гипотезу: Приморский край богат своими ресурсами, которые использованы в малой степени. Проведение спортивно-событийного мероприятия, а именно Международного Чемпионата мира по Аквабайку в столице Приморского края, с целью привлечения большого потока туристов и расширения событийной линейки – способно повысить потенциал всего Дальневосточного региона. Событийный туризм – приоритетный вид туризма для развития въездного и внутреннего туризма в Приморском крае. Для того чтобы сгенерировать идеи и увидеть их визуально была составлена Аффинная диаграмма, представленная в приложении Б.
Также была выдвинута гипотеза о целевой аудитории курсового проекта (Рисунок 4). Для того, чтобы проанализировать общие и отличительные черты пользователей. С помощью инструмента проектной деятельности «Эскиз-персоны», удалось составить 2 портрета потенциальных потребителей. Первый портрет – это зритель спортивно-событийного мероприятия, который может быть, как и отечественным, так и зарубежным туристом. Основная цель туристов, приезжающих на подобные мероприятия это – получение ярких, незабываемых эмоций. Международные соревнования отличаются своей масштабностью и зрелищностью, как раз то, что является ценным для потенциальной группы пользователей.
В качестве второго эскиза персоны выступал сам участник мероприятия – спортсмен. Основная ценность для данных пользователей – предоставление интересной программы соревнования и получение награды. В г. Владивосток большое количество спортсменов-аквабайкеров, готовых принять участие в подобных мероприятиях, что и показал результат проведенного опроса Приложение В.
Турист-зритель спортивно-событийного мероприятия
Мэйли
Повседневные дела/активности/проблемы
• Проснулся;
• Просмотрел предложения о событийных мероприятиях на Дальнем Востоке;
• Огорчился, что не нашел для себя ничего интересного;
• Погулял, помечтал о принятие участия в ярком событии;
• Провел день без особых эмоций, уснул.
Характеристики Что для меня является ценным?
• Турист из Китая;
• 25 лет;
• Много путешествует;
• Мечтает увидеть природу Дальнего Востока;
• Любит новые знакомства. • Получение новых впечатлений;
• Знакомство с людьми из разных стран;
• Посещение новых дестинаций;
• Участие в чем-то новом;
• Обучение новым навыкам;
• Принятие участия в чем-то масштабном и запоминающемся.
Участник спортивно-событийного мероприятия
Яна
Повседневные дела/активности/проблемы
• Проснулась;
• Выполнила тренировку в фитнес-зале;
• Оценила свои физические возможности, заметила результаты;
• Прокатилась на Аквабайке в бухте Патрокл;
• Расстроилась, что не с кем посоревноваться, показать свои навыки и силы;
• Пришла домой без удовлетворения.
Характеристики Что для меня является ценным?
• Житель города Владивосток;
• Чемпионка Приморского края;
• Студентка Дальневосточного Федерального университета;
• Занимается спортом, уделяет ему много времени;
• Посещает чемпионаты мира и принимает участие;
• Катается на водном мотоцикле. • Награды, кубки, медали;
• Интересные знакомства с единомышленниками;
• Потенциальные спонсоры;
• Популярность;
• Участие в Чемпионате мира;
• Группа поклонников.
Источник: исследование автора
Рисунок 4 – Эскиз персоны
2.2 Обоснование фальсифицируемости гипотезы
Территория Приморского края мало знакома массовому туристу. По мнению заместителя Министра РФ по развитию Дальнего Востока Сергея Тырцева, «один из способов привлечения массового туриста — создать события, мероприятия, соответствующим образом их прорекламировать и продвигать как в России, так и за рубежом». События (будь то кинофестивали, спортивные мероприятия, театральные фестивали) привлекают большой поток туристов. Благодаря таким проектам они знакомятся с краем.
По количеству и масштабу событийных мероприятий Приморский край занимает лидирующие позиции в Дальневосточном федеральном округе. В столице Приморского края сконцентрировано большинство тематических видов туризма (Рисунок 5). Ежегодно во Владивостоке проходит порядка 30 фестивалей, мастер-классов и культурных мероприятий международного уровня, а также около 10 международных спортивных мероприятий [14].
Источник: [24] Рисунок 5 – Концентрация видов туризма по Приморскому краю
Необходимо отметить, что мероприятия обусловлены природными и иными особенностями города и края, что в особенности подчёркивает индивидуальность и специфичность таких событий. Всё это формирует условную классификацию событий по той или иной принадлежности Таблица 8:
Таблица 8 – Тематика событийных мероприятия г. Владивосток
Тематика событийного мероприятия | Пример |
Фестивали музыки и музыкальные конкурсы | Международный джазовый фестиваль, международный музыкальный фестиваль «V-ROX». |
Гастрономические фестивали | Фестиваль краба «Держи краба!», фестиваль дальневосточных гребешков «На гребне», фестиваль тайги, фестиваль мидий. |
Спортивные события | «Гонка героев», кубок адмирала Г.И. Невельского «Гонка на крейсерских яхтах», парусная регата «Кубок залива Петра Великого», кубок губернатора Приморского края-гребля на «драконах». |
Национальные праздники | «День тигра». |
Также следует отметить, что в сфере событийного туризма во Владивостоке существует устоявшийся календарь мероприятий, которые формируют туристский бренд города и увеличивают его турпоток Таблица 9.
Таблица 9 – событийный календарь г. Владивосток
Дата | Событие |
Февраль | Масленица (масленичная неделя) |
Четвертая суббота февраля | Международный ледовый полумарафон «Vladivostok Ice Run» |
9 мая | День Победы |
27 июня | День молодежи |
2 июля | День рождения города |
Второе воскресенье июля | День рыбака |
Последнее воскресенье июля | День военно-морского флота России
|
Июль-август | Международный Дальневосточный морской салон «МДМС-2018» |
Июль-август | Международный Дальневосточный фестиваль «Мариинский» |
Первая декада августа | Международный музыкальный фестиваль «V-ROX» |
2 сентября | День окончания Второй мировой войны («Дни мира на Тихом океане») |
Первая неделя сентября | «Улица Дальнего Востока» (в рамках ВЭФ) |
Первая неделя сентября | Дальневосточная регата больших парусников |
Сентябрь | Международный кинофестиваль «Пасифик Меридиан» |
Сентябрь | Гастрономический фестиваль «Держи краба» |
Сентябрь | Международные соревнования по дрифту «D1 Asia Pacific PRIMRING Grand Prix» |
Четвертая суббота сентября | Международный Владивостокский марафон |
Четвертое воскресенье сентября | День тигра на Дальнем Востоке
|
Первая декада ноября | Международный джазовый фестиваль |
Вторая декада ноября | Ледовый марафон «ICE RUN» |
Проанализировав календарь событийных мероприятий города, можно сделать следующий вывод: минимальное количество мероприятий приходится на весну около 5%, на втором месте по наполняемости находится зима 15 %, далее 35 % — летний период и лидирующее место по количеству мероприятий занимает осень 45%. Свободными месяцами остаются: март, апрель, октябрь, декабрь.
Владивосток активно задействован в MICE, деловых и спортивных мероприятиях. Событийный календарь края способствует этому развитию, однако не все месяцы спланированы равномерно, например, март и апрель более свободны, хотя относятся к «низкому» сезону.
Подводя промежуточный итог, необходимо выделить факторы, как способствующие развитию событийного туризма в крае, так и препятствующие этому. Во-первых, это стимулирующие факторы: уникальные ресурсы, близость к странам АТР и возможность знакомства с культурой малочисленных коренных народностей; развитие туристских кластеров и проведение инновационной политики в данном направлении и иные факторы.
Во-вторых, это факторы, так или иначе препятствующие развитию событийного туризма в крае: удалённость от европейской части России, высокая ценовая политика в отношении перевозок; неэффективная рекламная компания и позиционирование бренда края в целом, как следствие, низкая активность среди потенциальной целевой аудитории; отсутствие единой базы предприятий туристского бизнеса.
Таким образом, город и край в целом, в действительности являются зоной событийного туризма, имея при этом большой потенциал и определённые трудности в продвижении туристского бренда края и формирования регионального турпродукта. Так как деятельность сферы ивент-менеджмента во Владивостоке является несовершенной, то необходимо представить ряд рекомендаций, а также смоделировать тематическое мероприятие и отследить его социально-экономическую рентабельность для дальнейшего применения на практике.
2.3 Анализ зарубежного опыта развития событийного туризма
Зарубежный опыт доказывает, что качественно организованные и продвигаемые мероприятия событийного туризма могут стать элементом рекламной или PR-кампании города, региона и страны целом. Лидерами в сфере организации ивент-туризма признаны США, Франция, Германия, Италия, Великобритания, Австралия, Южная Корея [18].
На сегодняшний день экономическая деятельность нескольких десятков дестинаций ориентирована на событийные мероприятия. С каждым годом инфраструктура ивент-туризма пополняется новыми мероприятиями, которые приобретают статус знаковых и ежегодных. Тысячи болельщиков готовы объездить весь мир, чтобы посмотреть игру любимых команд.
Достойное место в рейтинге событийных мероприятий занимает Олимпиада, точнее, зимние и летние Олимпийские игры. В результате организации Олимпиады воплощаются сотни проектов, которые развивают туристическую сферу и имиджевую привлекательность городов и стран, в которых проводятся. Так, следствием предпринятых усилий стали следующие факты, выясненные методом социологических исследований среди иностранных туристов, посетивших Сидней во время проведения Олимпийских игр в 2000 г.: 88 % из 110 тыс. гостей города изъявили желание снова посетить Австралию в качестве туристов; около 50 % опрошенных туристов из Америки высказало свою заинтересованность в повторном визите Австралии [19].
Ярким примером событийного мероприятия является карнавал в Бразилии, который известен во всех странах. Во время карнавала в Рио-де-Жанейро собираются около 700 тысяч туристов. Затраты в 5,5 млн долларов ежегодно себя окупают благодаря высокой прибыльности фестиваля – 150 млн долларов. Одним из крупных и легендарных мероприятий считается национальный фестиваль Октоберфест, посвященный монопродукту – пиву, который проводится уже 208 лет и представлены традиции юго-восточной Баварии. Этот фестиваль считается самым массовым гуляньем в мире. В течение двух недель мероприятие посещает 6–7 млн туристов, что в разы больше населения Мюнхена. По некоторым данным, около 70 % посетителей являются местными жителями, 30 % – приезжие из других земель Германии и туристы со всего света.
Италия славится ежегодным карнавалом в Венеции, который привлекает 500 тыссяч туристов. В городах Италии (Виареджо, Турин, Флоренция) также проводятся фестивали шоколада, которые знакомят местных жителей и туристов с искусством местных кондитерских фабрик, дегустацией десертов и музыкальными концертами, что является традицией праздника шоколада.
В качестве удачного примера в рамках организации делового мероприятия можно привести Астану, где была проведена международная выставка EXPO-2017. Целью проведения мероприятия для Казахстана стала презентация мировому сообществу Астаны и обновленной страны в целом. Предполагалось участие в мероприятия 2 млн посетителей, в результате участников оказалось около 4 млн, 15 % из которых составили иностранные туристы [16].
В России рынок событийного туризма находится на стадии становления, где в среднем проходит около 4000. Несмотря на это, практика организации событий в субъектах Российской Федерации доказывает, что при грамотном формировании и продвижении ивентов, даже не крупные территориальные образования способны эффективно реализовать свой потенциал. В настоящее время лидером по провидению ярких и конкурентоспособных событийных мероприятий в стране являются Москва, Санкт-Петербург, Казань, Сочи и Екатеринбург. Рассмотрим рейтинг международных мероприятий по популярности (Рисунок 6)
Источник: [17] Рисунок 6 – Список международных мероприятия
В результате рассмотрения мирового и российского опыта мы убедились, что ивент-туризм является двигателем прогресса даже для небольших территорий. Все больше территорий стараются создавать собственные мероприятия или «копировать» существующие, добавляя философию своей местности, ее особенности и возможности. Множество стран «сражаются» за проведение на своей территории крупных международных событий, которые дадут возможность решить насущные задачи инфраструктуры, гостинично-ресторанного и другого вида бизнеса, социально-экономического развития, способствуют повышению узнаваемости города путем освещения в СМИ.
2.4 Модели верификации гипотезы событийного туризма
Так как событийные мероприятия становятся фактором развития экономического потенциала всей туристской отрасли города Владивосток, а природно-ресурсный потенциал использован в малой мере, было принято решение разработать спортивно-событийное мероприятие – Чемпионат Мира по Аквабайку. Данное мероприятие способно собрать сильнейших спортсменов со всего мира.
Для того, чтобы грамотно определить временные рамки мероприятия и пожелания самих спортсменов был проведен опрос с помощью гугл-формы. Данная форма была отправлена потенциальным участникам спортивно-событийного мероприятия. Главным инструментом реализации опроса является разработанная анкета, которая представлена в Приложении В.
Анкетирование является одним из наиболее распространенных исследовательских методов. Фактическим материалом для курсового проекта явились анкеты селективного типа, c целью выявления предпочтений спортсменов, где испытуемым на каждый вопрос анкеты предлагались несколько готовых вариантов. Задачей респондентов являлся выбор наиболее подходящего ответа. Результаты заполнения анкет обрабатывались статистически и самые основные из них, изображены графически. В общем, было опрошено 80 респондентов.
Рассмотрим результаты проведенного опроса. Большинство опрошенных наилучшим временем для проведения соревнований посчитали с августа по сентябрь, аргументируя дождливой и туманной погодой во Владивостоке с июня по июль (рисунок 7).
Источник: исследования автора
Рисунок 7 – Время проведения соревнований
Самым подходящим вариантом для проведения соревновательной программы большинство участников опроса посчитали – 2-3 дня (Рисунок 8).
Источник: исследования автора
Рисунок 2 – Количество дней мероприятия
На вопрос о дополнительных услугах, которые можно организовать в свободное время от гонки, участники поддержали идею проката водных видов спорта. Также было одобрено обучение катанию на аквабайке и проведение развлекательных программ. В вопросе о месте проведения спортивного мероприятия, мнения участников разделились. Равное количество голосов выбрали – Остров Русский и Центральная Набережная ТОФ, аргументируя тем фактором, что данные пляжи оборудованы пирсом и имеют площадку, удобную для размещения техники. Также были предложены и другие варианты: пляж Змеинка, бухта Шамора, Двимовский пляж, пляж МГУ и пляж Седанка (Рисунок 9).
Источник: исследования автора
Рисунок 9 – Количество дней мероприятия
Далее респонденты отвечали на вопрос «Готовы ли вы принять участие в Международном чемпионате мира по аквабайку?». Результаты показали следующее: 35% опрошенных ответили, что готовы принять участие в качестве зрителя, 65% проголосовали за вариант стать участниками спортивного мероприятия. Стоит отметить, что в анкетировании принимала участие аудитория в возрасте от 20 до 50 лет и у каждой персоны имеется личная водно-моторная техника. Все респонденты согласились с тем фактом, что данное мероприятие вызовет интерес у населения.
На открытый вопрос о привлекательности г. Владивосток для проведения Чемпионата мира по Аквабайку, большая часть ответила положительно, аргументируя невероятными ресурсами города, а именно: наличием акваторий, близостью стран АТР и живописными ландшафтами.
Проанализировав все ответы на вопрос «С какими трудностями, на Ваш взгляд, можно столкнуться при проведении подобного рода соревнований?», можно выделить следующие выводы:
погодные условия;
сложная политическая обстановка;
недостаточное финансовое обеспечение;
отсутствие должной рекламы мероприятия.
Проанализировав данные анкетирования можно сказать, что люди заинтересованы в проведении Чемпионата мира по Аквабаку и уверены, что это вызовет интерес не только у населения города, но и привлечет внимание туристов. Таким образом, можно сказать, что наша проблемная область подтвердилась.
Решение проекта должно быть реализовано совместно с Президентом краевой водно-моторной федерации – Юрием Рябко. Со стороны Администрации города могут быть проведены меры, направленные на финансирование данного проекта, поиск инвесторов, стимулирование развития и внесения данного мероприятия в событийный календарь.
Содержание программы мероприятия будет включать в себя следующие составляющие:
1. Место и сроки проведения событийного мероприятия;
2. Требования к участникам мероприятия и условия их допуска;
3. Программа спортивно-событийного мероприятия;
4. Условия подведения итогов;
5. Условия финансирования;
6. Обеспечение безопасности участников и зрителей, медицинское обеспечение.
2.5 Результаты проверки гипотезы
Для разработки концепции спортивно-событийного мероприятия было организовано экспертное интервью с мастером спорта по Аквабайку – Чернухой Алексеем Леонидовичем, Приложение Г и генеральным директором туристской фирмы «Фортуна» – Черногубовой Валерией Владимировной, Приложение Д.
В результате проведенных экспертных интервью была выявлена необходимость проведения спротивно-событийного мероприятия. Мастер спорта по аквабайку – Алексей Леонидович проявил большой интерес к организации подобного спортивного мероприятия. Оценив природный потенциал Владивостока, его морские просторы и ландшафты, предположение об организации чемпионата мира получило весьма положительный отклик.
Было сказано, что многие иностранные гонщики с удовольствием бы посетили наш регион и стали участниками спортивно-событийного мероприятия. Это потенциальные туристы с большим интересом и желанием, а сто не мало важно – с хорошими возможностями в финансовом плане.
Валерия Владимировна дала высокую оценку перспективе развития событийного туризма в г. Владивосток. По ее мнению, благодаря событийному туризму в регионе может создастся благоприятный имидж, который будет способствовать повышению туристской привлекательности страны в целом. Если грамотно выстроить стратегию развития спортивно-событийного мероприятия, то можно встать в один ряд с передовыми странами в данном направлении. По мимо прочего, Валерия проявила интерес к организации спортивно-событийного тура. Аргументируя это тем фактом, что аудитория, непосредственно участвующая в событии, может рассматриваться как огромная фокус-группа, на которой может проводиться апробация предложений туристской компании. Таким образом накапливаются предварительные знания о потребителе.
Для визуализации проектируемого мероприятия был использован такой инструмент проектной деятельности, как Пиноккио, представленный в Приложении Е.
3 Рефлексия
В ходе работы над проектом пришлось столкнуться с рядом трудностей. Проблемное поле оказалось достаточно обширным, так как сфера событийного туризма многогранна. При анализе работ зарубежных авторов, было сложно корректно и грамотно перевести их материал. Также многие иностранные работы, посвященные проблеме событийного туризма находились в ограниченном доступе. При написании курсовой работы приходилось обращаться к материалам второго курса, чтобы вспомнить инструменты проектной деятельности. С некоторыми из инструментов приходилось сталкиваться впервые и прорабатывать материал индивидуально, а не в группе.
Стоит отметить и положительные моменты проделанной работы. Большим плюсом является полная вовлеченность в проект, интерес к процессу создания «конечного продукта». Проведение гайд-интервью и анкетирования дали возможность познакомиться с заинтересованными сторонами, которые согласились помочь в реализации проекта. Большую помощь в проделанной работе оказал такой инструмент проектной деятельности, как «Дерево Целей». С помощью данного метода, удалось установить конкретные задачи, определить все цели.
Одним из барьеров, препятствующих курсовой работе, являлось недостаточное количество времени на более детальную проработку материала. По мимо этого, несколько раз изменялась формулировка гипотезы, соответственно и конечный результат курсового проекта. Рефлексия представлена в Таблице 10.
Необходимо отметить, что курсовой проект многому научил, а именно:
• Участвовать в создании конкретного результата;
• Работать в условиях ограниченного времени;
• Обрести навыки профессиональной коммуникации с различными организациями.
Сила
Полная погруженность в свое любимое хобби – катание на водном мотоцикле;
Опыт организации спортивных мероприятий;
Большое количество знакомых: спортсменов, любителей морских видов спорта, заинтересованных в проекте;
Огромный интерес к проекту;
Наставник, направляющий ход мыслей. Слабости
Выявление конкретной проблемы, среди большого спектра проблем;
Трудность в переводе зарубежных работ;
Сравнительный анализ авторов;
Написание работы в художественном стиле;
Соблюдение критериев оценки по курсовому проекту.
Возможности
Изучение новых источников, в сфере спорта;
Развитие навыков проведения соревнований;
Поиск потенциальных спонсоров;
Получение новых знаний;
Появление новых идей. Угрозы/барьеры
Недостаток времени;
Неопределенность конечного результата;
Закрытие сессии, подготовка к экзаменам и зачетам;
Страх ошибочной гипотезы.
Источник: исследование автора
Заключение
Развитие событийного туризма становится приоритетным направлением работы для профильного департамента администрации Приморского края. Основными направлениями событийного маркетинга считаются: спорт, культура и конгрессно-выставочная деятельность.
Событийный туризм в настоящее время является одним из динамично развивающихся и популярных направлений. Современные эксперты прогнозируют интенсивное развитие данного вида туризма, полагая, что количество участников событийных туров превысит количество участников экскурсионных туров. Популяризация событийных мероприятий способствует развитию внутреннего и въездного туризма, формированию целей путешествия.
Одним из направлений развития событийного туризма во Владивостоке является организация различных фестивалей и спортивных мероприятий. Спортивные мероприятия, в основном, отличаются своей насыщенностью программы и зрелищностью.
В теоретической части работы было раскрыто понятие событийного туризма и проведена подробная классификация, исследован зарубежный опыт развития событийного туризма. В практической части работы был проведен анализ рынка событийного туризма в г. Владивосток.
Мероприятия событийного характера социально эффективны, дают положительный резонанс в обществе, удовлетворяют социально-досуговые потребности населения, создают новые рабочие места, привлекают иностранных туристов и создают положительный имидж региона.
Событийный туризм во Владивостоке уже существует. Динамичное развитие этой уникальной и неповторимой по красоте территории оказывает положительное влияние на его развитие. В период проведения мероприятий событийного туризма наблюдается оживление местных культурных традиций, обычаев, народного творчества. Этому способствует его временная, событийная ориентация на посещение дестинаций в определенное время.
Таким образом, организация и проведение событийных мероприятий должны выступать стимулом для развития туристской инфраструктуры для различных субъектов рынка, включая и региональные органы власти. Это позволит привлечь инвесторов и даст возможность поднять сферу туризма на качественно новый уровень. Не вызывает сомнения, что развитие событийного туризма должно осуществляться с учетом опыта зарубежных стран. И чем активнее будут изучаться формы и методы взаимодействия участников событийного туризма, тем больше вероятность успешного развития территории.
Список используемых источников
1. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» ред. От 03.05.2012 г. [Электронный источник]. – Режим доступа http://www.hotelstat.ru/assets/files/hotel%20 docs/132-FZ.pdf (дата обращения 21.03.2015)
2. Постановление Правительства Российской Федерации № 2129-р от 20.09.2019 «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года».
3. ГОСТ Р 55529-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Объекты спорта. Требования безопасности при проведении спортивных и физкультурных мероприятий. Методы испытаний
4. Аналитическая записка. Состояние и проблемы туризма в Российской Федерации // Под ред. М.Б. Биржакова и В.И. Никифорова СПб.: Невский Фонд, 2004. – 82 с.
5. Лакомов Е.Ф. Повышение конкурентоспособности регионов России на основе развития услуг по событийному туризму: автореф. дис. канд. экон. наук. — М., 2013. — 28 с.
6. Бабкин А.В. Специальные виды туризма. Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 363 с.
7. Алексеева О. В. Событийный туризм и ивент-менеджмент / О. В. Алексеева // Российское предпринимательство. 2011. № 6. Вып. 2 (186). С. 167–172.
8. Решетников, Д.Г. География туризма Республики Беларусь / Д.Г.Решетников. – Минск: Четыре четверти, 2011. — 248 с.
9. Кушнарева И.Ю., Лещенко А.Д. Самодеятельный туризм в приморье: ретроспектива и направления развития: Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2005. – 44 с.
10. Рекреация и туризм в Приморском крае (ресурсно-экологические аспекты): Учеб. Пособие / Под ред. В.И. Преловского. – Владивосток: ДВ филиал СПбГУП., 1998. – 140 с.
11. Фролова Т.А. Экономика и управление в сфере социально-культурного сервиса и туризма: конспект лекций Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010 / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m19/2_1.htm (дата обращения: 01.05.2015).
12. Никитина С.С., Зинченко М.В. Событие как основа для проектирования туристического продукта // Материалы Международной научнопрактической конференции «Актуальные проблемы гуманитарных наук». — Томск, 5—6 апреля 2012 г. — С. 81—84.
13. Биржаков М.Б. Событийный туризм: карнавалы в истории и современном туризме / М.Б. Биржаков, И.В. Воронцова, Н.И. Метелев // «Туристские фирмы». Справочник. Вып. 23. – СПб.: Невский Фонд.- 2006. –№ 11. – С. 192-198.
14. Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм / Под общ. Ред. Ю.Н. Федотова. – М.: Советский спорт, 2002. – 364 с.
15. Getz, Donald. Event management and event tourism (2nd ed.) – New York:Cognizant, 2005
16. « Tourism or event tourism: are they one and the same? » Margaret Deery, Leo Jago & Liz Fredline Pages 235-245 | Published online: 18 Feb 2007
17. Faulkner B, Tideswell C, Weston A (1998) Leveraging tourism benefits from the Sydney 2000 Olympics, Keynote presentation Sport Management: Opportunities and Change Fourth Annual Conference of the Sport Management Association of Australia and New Zealand, Gold Coast, Australia, 26–28, November
18. Thomas O., Hermes B., Loos P. Reference model-based event management // International Journal of Event Management Research. 2008 №1 Volume 4 4. Getz D. Event tourism: Definition, evolution, and research // Tourism Management. 2008 № 29
19. Бабанчикова О. А. Проблемы и перспективы развития событийного туризма // Государственное управление и социальнокультурная сфера в XXI веке: закономерности и особенности функционирования, традиции и инновации: материалы международ. науч.-практич. конференции. 11–12 апреля 2013 г. / под ред. Л. И. Смирновой. СПб.: ГУМРФ, 2013. С. 292–304.
20. Польшина, А. А., Волкова, Н. В. Популяризация исторических событий в контексте репрезентации трансграничных территорий / А. А. Польшина, Н. В. Волкова // Развитие индустрии туризма и гостеприимства в контексте трансграничного сотрудничества: материалы международной научно практической конференции (г. Белгород, 26-28 марта 2014 г.) / отв. ред. О. К. Слинкова. Белгород: ООО «ЭПИЦЕНТР», 2014. С.242-246
21. Дубровская Н. Событийный туризм как инструмент экономического развития территории / Н. Дубровская // Менеджмент культурного туризма: сб. статей совместного проекта России, Финляндии и Швеции при поддержке Совета Министров северных стран. СПб.: 2012. – 54 с.
22. Клейман А. А. Современное состояние и стратегия развития туризма как отрасли экономики России / А. А. Клейман // Туризм как отрасль экономики России: материалы межвузовской науч.-практич. конференции (СанктПетербург, 23 апреля 2008 г.) / под ред. А. А. Клеймана. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2008. С. 7–26.
23. Ивент [Электронный ресурс] // http:// ru.wikipedia.org/wiki/Event (дата обращения 10.12.2013).
24. Селюков В.Е. О состоянии и перспективах развития событийного туризма в Приморском крае. //Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права. 2016. № 4-5. С. 51-55
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф