ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ
1.1 Понятие и особенности мировой транспортной системы
1.2 Значение мировой транспортной системы
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ КОНКУРЕНЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА
2.1 Железнодорожный транспорт
2.2 Автомобильный транспорт
2.3 Воздушный транспорт
2.4 Водный транспорт
2.5 Трубопроводный транспорт
ГЛАВА 3. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ
3.1 Текущее состояние мировой транспортной системы
3.2 Перспективы развития мирового транспорта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Транспорт представляет важную отрасль, которая удовлетворяет потребность в перемещении людей и грузов. От работы транспортной системы непосредственно зависит развитие и деятельность промышленных и торговых предприятий, компаний снабжения и др. И конечно же особо важное значение транспортная система имеет для внешнеэкономической деятельности, обороны страны, освоения новых земель.
Кроме того, потребность в высокоразвитой транспортной системе как базисе эффективного развития страны актуализируется в условиях глобализации.
Для России транспортная система также имеет важное значение.
Транспорт является важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических целей.
Таким образом, транспортная система представляет важный инструмент, с помощью которого могут решаться политические и экономические задачи, в обеспечении обороноспособности страны и т.д.
Однако, на сегодняшний день отмечается, что современное состояние транспортной системы не является оптимальным, а уровень ее развития достаточным. Поэтому совершенствованию транспортной системы необходимо уделять особое внимание. Конечно в данной сфере привлекает внимание мировой опыт, на которой России следует ориентироваться, чтобы достигнуть желаемых результатов.
В России на уровне государства в данном направление ведется активная политика, в рамках которой разработана новая стратегия до 2020 г.
Таким образом, транспортная система является важной отраслью для экономики и уровня жизни любой страны. Этим обусловлена актуальность темы исследования.
Цель работы – проанализировать состояние и перспективы развития мирового транспортного комплекса».
Для достижения поставленной цели в работе будут решены следующие задачи:
1. Рассмотреть общую характеристику мировому транспортной системы.
2. Рассмотреть особенности развития различных видов транспорта.
3. Рассмотреть текущие состояния мирового и российского транспорта и перспективные направления в его совершенствование.
Объект исследования – мировой транспортный комплекс.
Предмет исследования – состояние транспортного комплекса и перспективные направления его развития.
База исследования – нормативно-правовые акты, статистические данные, научная и учебная литература, монографии, публикации в журналах, источники сети Интернет.
Методы исследования – анализ, синтез, обобщения.
Структура работы – введение, 3 главы, заключение, список использованных источников.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
1.1 Понятие и особенности мировой транспортной системы
Транспортный комплекс представляет собой совокупность нескольких отраслей народного хозяйства, выполняющих функции перевозки грузов и пассажиров. В транспортный комплекс входит транспорт и транспортная промышленность.
Мировая транспортная система – совокупное явление, включающее в себя: машины, агрегаты, конструкции; пути, используемые для передвижения; производственные мощности, применяемые для изготовления, усовершенствования, восстановления машин и путей.
В мировую транспортную систему входит несколько видов транспорта. Структурная схема транспортной системы представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 — Структура транспортной системы
Таким образом, транспортная система подразделяется на два вида – транспорт общего пользования и транспорт необщего пользования.
И тот и другой вид транспорта может находиться в государственной, муниципальной или частной собственности.
Транспорт общего пользования является самостоятель¬ной отраслью производства, обслуживающую сферу обращения, перевозки людей, а также он выполняет функцию по доставке грузов из производственной сферы в сферу потребления.
Единая транспортная система должна являться не просто набором отдельных видов транспорта, она должна быть их качеством.
Внутри транспортной системы должна присутствовать иерархия отдельных видов транспорта, которая находится в динамичном состояние. Должна формироваться комплексная оценка, отражающая процессы всесторонне в их динамике .
Таким образом, транспортная система – представляет комплекс предприятий, осуществляющих грузовые и пассажирские перевозки. В состав транспортной системы входят различные виды транспорта: железнодорожный, водный, воздушный, автомобильный, трубопроводный. Также существует и транспорт необщего пользования – транспорт отраслей, организаций, населенных пунктов.
1.2 Значение мировой транспортной системы
Экономика любого государства не может успешно функционировать без транспорта. Транспорт играет огромную роль в экономике страны и является составной частью экономики.
Основное назначение транспорта – это пассажирские и грузовые перевозки. От того насколько результативно осуществляется данная деятельность зависит получаемый результат от транспортной системы.
На рисунке 2 представлена структура мирового грузо- и пассажирооборота
Рисунок 2 — структура мирового грузо- и пассажирооборота
Прежде всего, следует заметить, что влияние транспорта на экономическое развитие опосредованно всегда отражается на качестве жизни населения. Он влияет на развитие хозяйства – и как потребитель металла, энергии, древесины, резины, других продуктов. Транспорт также участвует в формировании отраслевой структуры национального производства, в размещении производственных мощностей и формировании цен. Развитие транспорта интенсифицирует обмен товарами между отдельными территориями, регионами и странами, таким образом обеспечивая рост внешней торговли и углубление интеграции страны в мировое хозяйство. Сегодня мировое сообщество интенсивно формирует единый транспортный комплекс, используя пространственное расположение и ресурсный потенциал государств и обеспечивая при этом их интегральное обслуживание.
Именно транспорт обеспечивает качественное движение товарных потоков в мировой экономической системе. Развитая транспортная система является залогом высокого уровня развития региона и страны, именно она выполняет градообразующую и интенсифицирующую производство функции. Поэтому инвестиции в транспортную отрасль, развитие транспортной инфраструктуры является инвестициями в экономическое развитие.
Таким образом, транспортная система влияет на качественные показатели всего национального хозяйства. Развитие транспортной системы является также одним из главных индикаторов качества жизни. Из-за экономических показателей транспортная отрасль влияет на все показатели качества жизни, создавая преимущества экономического роста региона или страны и развивая национальную инфраструктуру.
На сегодня в Россиитранспорт как инфраструктура экономики является специфической отраслью экономики, которая участвует в едином производственно-технологическом процессе производства продукции различных отраслей хозяйства, влияет на уровень транспортных расходов в стране и на общую эффективность производства. Поскольку транспортная сфера всегда связывается с общим развитием производительных сил, то она рассматривается как одна из важнейших составляющих инфраструктуры экономики в целом .
Во многих странах существенная доля в общей стоимости валового внутреннего продукта принадлежит именно транспортной составляющей. Непосредственно транспортная отрасль также выполняет комплекс услуг по улучшению качества жизни населения. Это, прежде всего, предоставление доступа всем членам общества к социальноэкономической инфраструктуре из-за повышения степени транспортной доступности. Это повышение мобильности трудовых ресурсов и всех членов общества в свободное время, повышение доступности любых объектов, упрощение выполнения многих жизненно необходимых процессов и расширение возможности социального взаимодействия.
От качества функционирования и развития транспортной системы зависит качество формирования социальной среды. Более высокая мобильность и экономия времени как важнейшего ресурса современности создают более широкие возможности для человеческого развития и повышения производительности трудового потенциала. Важную роль транспортная система играет в формировании мобильности образования и культуры.
Таким образом, транспортная система государства, ее уровень развития – это важнейший показатель ее технологического и инновационного прогресса.
Все эти обстоятельства позволяют отнести транспорт России к числу приоритетных отраслей хозяйства.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ КОНКУРЕНЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА
2.1 Железнодорожный транспорт
Основу грузовых перевозок в России составляют три ключевых вида транспорта: трубопроводный, железнодорожный и автомобильный. Возможность конкуренции между различными видами грузового транспорта сильно зависит от особенностей разных категорий грузов и специфики конкретных видов транспорта.
Железнодорожный транспорт – это разновидность транспорта, который занимается перевозкой грузов и пассажиров по рельсовым путям в поездах. Поезда состоят из локомотива и или вагонов, или платформ со специальным оборудованием для перевозки специфичных грузов.
Как и во всем мире, железнодорожный транспорт имеет колоссальное значение, так и в России он также является одним из наиболее популярных видов российского транспорта, особенно его значимость проявляется при организации дальних грузовых и пассажирских перевозок.
Вследствие того, что наша страна занимает большую площадь, поэтому и суммарная протяженность всех российских железных дорог достигает около 86 тысяч километров, из которых 40,3 тысяч километров электрифицированы. А всего в железнодорожной отрасли охвачены работой 1,3 миллион человек, это почти 2 % всего трудоспособного населения России.
Если сравнивать объём грузооборота железнодорожного транспорта среди стран Европы и мира, то Россия занимает 1-е место в Европе и 2-е место в мире. Объём перевозки пассажиров немного меньше, но все равно мы входим в десятку первых .
Но если сравнивать нашу российскую эксплуатационную длину железных дорог общего пользования с показателями других стран, то мы в соотношении занимаемой площади страны и протяженности железных дорог, то, увы, окажемся далеко не в десятке. Ведь даже в таких маленьких странах, как в Германии длина железных дорог общего пользования составляет 35 тысяч километров, в Японии – 20 тысяч километров, а если сравнивать с США, то у них протяжённость железных дорог равна 194,7 тысяч километра, что превышает наши показатели почти в два раза.
Да и по уровню электрификации железных дорог мы сильно отстаем от других стран, у нас она равна 47%, возьмем хотя бы Швецию, где этот показатель достиг 65%, а в Италии, Австрии и Испании он более 50%, не говоря уж о Швейцарии, где вообще все железные дороги электрифицированы.
Самыми большими стройками в советское время были строительство крупных железнодорожных магистралей, к ним можно отнести «Турксиб», «Трансполярную магистраль», «БАМ», «Малый БАМ» и другие.
Если мы проанализируем все виды перевозок железнодорожным транспортом, то мы увидим, что основной объём этих перевозок приходится на дальние расстояния . Причинами этого увеличения объёма таких перевозок с нашей точки зрения заключается в том, что:
· это большое количество перевозок и высокая пропускная способность железных дорог;
· это регулярные и стабильные перевозки;
· создается прямое железнодорожное сообщение между крупными добывающими и промышленными предприятиями;
· это возможность перевозки больших объёмов грузов за одну перевозку за более низкую систему оплаты при перевозках массовых грузов на большие расстояния.
Если мы рассмотрим данные, предоставленные Министерством транспорта России за 90-е годы, то увидим, что в это время не происходило никакого развития этого вида транспорта, зато появлялись все новые и новые проблемы.
Вследствие того, что железные дороги были построены в разное время, то и примерно 38% этих путей уже выработали свои ресурсы, поэтому обнаруживалось много дефектных рельс, стрелок и крестовин.
Многие железнодорожные пути были проложены через водные препятствия, для этого строились мосты, особенно в послевоенное время, но строились временные сооружения, которые планировалось заменить позже на капитальные, но так этого и не совершилось, а сроки эксплуатации временных мостов уже превысили допустимые в два раза, и все это требовалось исправлять.
Да и состояние подвижного состава годы сильно ухудшилось. Почти все виды транспортных средств в железнодорожном сообщении уже были изношены, и отслужили все свои положенные сроки, и подлежали списанию. Но замены их на новые транспортные средства не было возможным из-за нехватки денежных ресурсов. По всей стране степень износа транспортных средств был более 42%. И как утверждали эксперты того, времени, необходимо было списать 31% грузовых и 44% пассажирских электровозов, 48% грузовых и 50% пассажирских тепловозов.
И получается, что плохое состояние путей, большой износ подвижного состава, неграмотное составление графиков движения поездов, были причиной получения низкой скорости движения поездов.
Другой причиной плохого развития этой отрасли было то, что в планах по развитию отсутствовало направление на расширение связей транзитных связей, но это положение дел начало исправляться, и сейчас идет тенденция на строительство железных дорог в соответствии с нуждаемостью в них потребителей из европейских и азиатских стран.
Разрабатываются и внедряются в жизнь проекты, которые включают российские железные дороги в системы международных транспортных коридоров, по усовершенствованию стыковки отечественных дорог с зарубежными и так далее.
Учитывая указанные проблемы, Правительство России, проанализировав все вышеизложенные проблемы, предложили провести реформу железнодорожной системы, то есть провести ее реструктуризацию. Этой реформой Правительство России стремилось:
— ускорить модернизацию инфраструктуры железных дорог;
-усилить регулирование этой отрасли государством;
-развивать конкурентные отношения среди субъектов, которые занимаются хозяйствованием;
— разработать систему мотивации среди работников этой отрасли.
Сейчас все организации железнодорожного транспорта представляет холдинг «Российские железные дороги», который является основной железнодорожной компанией России и входит в число крупнейших акционерных транспортных компаний в мире.
Внутренние и экспортные ж/д грузоперевозки по видам грузов, млн т, 2017 год представлены в таблице 1.
Вид груза | Внутреннее сообщение экспорта | Экспорт | Всего (без учета импорта и транзита)* | Доля экспорта |
Уголь | 151,4 | 164,1 | 315,4 | 48% |
Нефтяные грузы | 114,7 | 141,8 | 256,5 | 45% |
Строительные грузы | 1,1 | 140,0 | 141,1 1 | 1% |
Руда | 25,4 | 83,2 | 108,6 | 23% |
Черные металлы | 28,7 | 43,1 | 71,8 | 40% |
Удобрения | 31,9 17 | 17,3 | 49,2 | 65% |
Лесные грузы | 23,7 | 15,0 | 38,7 | 61% |
Прочие грузы | 43,2 | 192,9 | 236,1 | 18% |
ВСЕГО | 420,0 | 797,5 | 1217,4 | 34% |
*Источник — Годовой отчет ОАО «РЖД» за 2017 год
Компании в своей собственности имеет 99 % всех железнодорожных путей в России общей протяжённостью 85,3 тыс. км.
Этот холдинг ОАО «РЖД» в процессе реформирования сумел достичь поставленных целей, которые были поставлены им перед проведением реформы, то есть произошло повышение устойчивости, безопасности и доступности перевозок, снизилась транспортная нагрузка на экономику России, вырос показатель удовлетворённости потребителей перевозками.
Также холдинг «РЖД» инвестирует экономику России, только за период 2004-2016 годы он вложил в развитие отрасли около 3,5 трлн. рублей в ценах тех лет.
В настоящее время ОАО «РЖД» является самой благополучной и стабильно развивающей компанией. Если взять основные показатели эффективности, то мы увидим, что: инфраструктура этой компании используется в полном объёме, производительность локомотивов возросла, себестоимость перевозок снижается, а также снижаются затраты топливно-энергетических ресурсов на перевозки.
Но в связи с тем, что автомобильная инфраструктура наращивает свой потенциал и происходит рост транспортной активности населения, то это предполагает от компании ОАО «РЖД» ответных мер, в том числе необходимость разрабатывать стратегию системных и долгосрочных решений, позволяющих повысить отдачу от железнодорожной системы в целом.
2.2 Автомобильный транспорт
Автомобильный транспорт это такой вид транспорта, который занимается перевозкой грузов и пассажиров на автомашинах грузовых, легковых, автобусах, автотягачах и прицепных средствах. Объём перевозок грузов и пассажиров таким видом транспорта в наше время возрастает, и у него имеются огромные потенциалы.
В настоящее время главным препятствием в развитии автоперевозок в нашей стране является бездорожье. Ведь в наших непростых реальных условиях, когда география нашей страны проходит через разные климатические условия, которые требуют более крупных вложений, чем в других странах, в строительство дорог, на эксплуатацию этих дорог и автотранспорта. Поэтому инфраструктура автотранспортных дорог даже в экономически развитых регионах России развита слабо.
Несмотря на то, что России имеет самую большую площадь своей территории, в то же время у нас показатель средней плотности автодорог ниже показателей многих развивающихся стран. По данным статистики на последний квартал 1996 года вся суммарная протяженность в России автодорог с твердым покрытием была всего 745 тысяч километров, но даже и эти дороги не отвечали требованиям общепринятым мировым стандартам. Также отмечается и большой разрыв в структуре автопарка по сравнению с другими развитыми странами: у нас в стране мало легковых машин, что говорит о низком уровне жизни многих жителей нашей страны.
Большим преимуществом автотранспорта является его мобильность, что предоставляет возможность для доставки грузов “от двери до двери. Но при этом этот вид транспорта обладает высокими затратами на его содержание. А пассажирский автотранспорт имеет ещё больше преимуществ, он кроме мобильности и высокой скорости передвижения, предоставляет пассажирам комфортные условия. У нас в России суммарная протяженность автобусных маршрутов достигает почти 2 миллиона километров.
На сегодняшний день автотранспорт в России стал лидером по объёмам перевозимых грузов, и стремится выйти на первые места по объему грузооборота, в последнее время идет увеличение автоперевозок на дальние расстояния. Но самые активные перевозки происходят в городах и окружающих их районах. И также в полной мере используется автотранспорт на работе в карьерах, где в основном работают большегрузные машины. И как мы уже отмечали выше, идет наращивание объёма международных перевозок, перевозок на дальние расстояние по всей территории страны. Если же мы будем рассматривать пассажирские перевозки, то здесь лидирующим автотранспортом можно считать городские автобусы, которые занимаются перевозкой пассажиров в черте города. Во многих городах России также имеется троллейбусный парк, который также вносит свой вклад в развитие автотранспорта. Еще одним представителем автотранспорта для перевозки пассажиров являются трамваи. Самым трамвайным городом считается Санкт-Петербург, в нем в 1097 году и появился самый первый трамвай в России, да и сейчас в нем самая большая протяженность трамвайных линий в мире, но многим километрам этих линий необходим капитальный ремонт.
Перевозки грузов и грузооборот организаций автомобильного транспорта в международном сообщении, 2014—2017 годы представлены в таблице 2.
Перевезено грузов, млн т | Грузооборот, млрд т-км | |||||||
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |
Импорт | 1,48 | 2,01 | 3,25 | 3,51 | 2,08 | 2,52 | 4,02 | 4,68 |
Экспорт | 0,71 | 0,76 | 1,46 | 1,45 | 1,23 | 0,88 | 1,91 | 2,27 |
Транзит | 0,01 | 0,03 | 0,1 | 0,05 | 0,03 | 0,06 | 0,25 | 0,12 |
Транспортировка грузов по территории других государств | 0,02 | 0,02 | 0,02 | 0,02 | 0,02 | 0,03 | 0,03 | 0,02 |
ВСЕГО | 2,22 | 2,82 | 4,83 | 5,03 | 3,37 | 3,49 | 6,2 | 7,09 |
• Источник — Транспорт и связь в России, 2017 (Росстат)
Расчет социально-экономических эффектов, проведенный инициаторами проекта, показал, что снижение чистой прибыли автотранспортного предприятия составит всего 0,5%, такое же снижение ожидается в рентабельности данной отрасли, ожидаемый прирост ВВП к 2025 году составит 27 млрд руб., а экономический эффект от снижения количества ДТП вследствие улучшения дорожного полотна к 2031 году оценивают в 10 млрд руб.
2.3 Воздушный транспорт
Воздушный транспорт — это перевозки воздушным путем с помощью воздушных судов грузов и пассажиров. Хотя он считается самым скоростным видом транспорта, но одновременно и самым дорогим, поэтому для перевозки грузов он не самый распространённый вид транспорта. Чаще всего на таком виде транспорта перевозят дорогие, скоропортящиеся грузы. Но больше всего воздушный вид транспорта участвует в перевозках пассажиров воздушным путем на дальние расстояния.
По протяженности авиатрасс мы занимаем первое место в мире, это в основном трассы, которые соединяют столицу страны и Санкт-Петербург с Дальним Востоком.
И как можно логически предположить, что теми местами, где пересекаются все или многие из авиалиний, будут крупнейшие города России, то есть в это число входят, например, Москва, Санкт-Петербург, Казань и многие другие, особенно те, которые располагаются вдоль авиалинии Москва — Владивосток. Кроме самолётных судов, большое значение имеют перевозки на вертолетах. Особенно это заметно в районах Крайнего Севера и приравненных к нему районах. На вертолетах там занимаются перевозками грузов и пассажиров при обслуживании работ на различных предприятиях, объектах, доставляют геологические партии, оказывают срочную медицинскую помощь и так далее.
2.4 Водный транспорт
Морской транспорт важен прежде всего тем, что он обеспечивает значительную часть внешнеторговых связей России. Внутренние перевозки (каботаж) существенны лишь для снабжения северных и восточных побережий страны. Доля морского транспорта в грузообороте составляет 8%, хотя масса перевозимых грузов — менее 1% от общей. Достигается такое соотношение за счет самого большого среднего расстояния перевозок — около 4,5 тыс. км. Перевозки пассажиров морским транспортом незначительны.
В мировом масштабе морской транспорт занимает первое место по грузообороту, выделяясь минимальной себестоимостью перевозок грузов. В России он сравнительно слабо развит, поскольку основные экономические центры страны удалены от морских побережий. К тому же большая часть морей, окружающих территорию страны, являются замерзающими, что удорожает использование морского транспорта. Серьезной проблемой является устаревший флот страны. Большинство кораблей построены более 20 лет назад и по мировым стандартам должны быть списаны. Практически отсутствуют корабли современных типов: газовозы, лихтеровозы, контейнеровозы, суда с горизонтальной погрузкой-выгрузкой и др.
На территории России имеется всего 11 крупных морских портов, что недостаточно для страны таких масштабов.
Ведущим по грузообороту морским бассейном России в настоящее время является Дальневосточный. На втором месте по грузообороту находится Северный бассейн. Третий по значению — Балтийский бассейн. На четвертом месте по объему грузооборота находится Чериоморско-Азовский бассейн.
Речной транспорт (или внутренний водный) являлся главным в России до конца XIX в. В настоящее время его значение невелико — около 2% грузооборота и массы перевозимых грузов. Хотя это дешевый вид транспорта, но он имеет серьезные недостатки. Главный — направления течения рек часто не совпадают с направлениями перевозок грузов. Для соединения соседних речных бассейнов приходится строить дорогостоящие каналы. На территории России речной — сезонный вид транспорта, поскольку реки замерзают на несколько месяцев в году. Общая протяженность судоходных речных путей в России составляет 85 тыс. км. 3/4 грузов, перевозимых в настоящее время речным транспортом России, — это минерально-строительные материалы. Перевозки пассажиров речным транспортом незначительны, как и морским.
Больше половины грузооборота речного транспорта страны приходится на Волжско-Камский бассейн.
Большое значение речной транспорт играет в северовосточной части России, где фактически отсутствуют сети других видов транспорта. Основное количество грузов на эти территории завозится летом или с юга от железной дороги (по Енисею из Красноярска, по Лене из Усть-Кута), или от устьев рек, куда грузы доставляются морским транспортом.
Водные перевозки подразделяются на морские и речные (внутренние водные) с преобладанием последних (объем перевозимых грузов примерно в 8 раз больше в годовом выражении). По последним доступным данным Росморречфлота, в структуре водных перевозок преобладали строительные материалы — 70% всех внутрироссийских перевозок, или 81 млн т в 2013 году. Это обусловливает высокую зависимость водного транспорта от динамики строительства. Кроме того, 14% в общих (или 19 млн т) перевозках 2013 года составили нефть и нефтепродукты. Однако сильной конкуренции трубопроводному транспорту, поставки нефти и нефтепродуктов которым в 2013 году составили 487 млн т, суда не составляют. Грузооборот и перевозки водного транспорта, 2014—2017 годы представлен на рисунке
Рисунок 3 — Грузооборот и перевозки водного транспорта, 2014—2017 годы
2.5 Трубопроводный транспорт
Трубопроводный транспорт — один из видов транспорта жидких, газообразных и сухих (в измельченном состоянии) грузов по трубам под действием разности давлений, создаваемой компрессорными станциями. Это относительно молодой вид транспорта, быстрое развитие которого в России началось лишь в конце 50-х гг. нынешнего столетия. Тем не менее, сейчас это наиболее динамично развивающийся вид транспорта, оттеснивший в середине 80-х гг. по общему объему грузооборота железнодорожный транспорт на второе место.
Важнейшими грузами на отечественном трубопроводном транспорте являются сырая нефть, природный и попутный газ. Продуктопроводы, предназначающиеся для транспортировки нефтепродуктов, жидких и газообразных химикатов, пока не получили в России большого распространения, хотя их развитие весьма перспективно.
Трубопроводный транспорт — самый дешёвый, самый экологически чистый, но самый медленный вид транспорта. В настоящее время трубо-проводный транспорт является крупнейшим в России по грузообороту (около 60% грузооборота и 1/3 всех перевозимых грузов). По длине нефте- (около 80 тыс. км) и газопроводов (около 165 тыс. км) Россия занима¬ет 2 место в мире, пропуская вперёд только США (на 2013 год).
В настоящее время 97% нефти и почти 100% природного газа в Рос-сии транспортируется по системе трубопроводов.
В ближайшее время возможно строительство новых магистралей из районов освоения перспективных месторождений нефти и газа в страны Европы. Например, объявлено о проекте крупнейших россий¬ских нефтяных компаний нового нефтепровода из Западной Сибири, через Коми и Архангельскую область по дну Белого моря в Мурманск (далее нефть планируется транспортировать морским танкерным фло¬том в страны Западной Европы и США), а компания «Газпром» объя¬вила о проекте строительства газопровода из Западной Сибири через Санкт-Петербург по дну Балтийского моря в Германию и далее в Великобританию. Планируется также строительство газопровода из Западной Сибири в Китай, новых нефтепроводов из Казахстана и Рос¬сии в Болгарию и Грецию. В дальнейшем возможно строительство угле-, рудо- и продуктопроводов.
Транспортировка нефти, нефтепродуктов и газа; добыча и экспорт нефти и газа, производство и экспорт нефтепродуктов, млн т, млрд куб. м, 2013—2017 годы представлена в таблице 3.
Таблица 3. Транспортировка нефти, нефтепродуктов и газа; добыча и экспорт нефти и газа, производство и экспорт нефтепродуктов, млн т, млрд куб. м, 2013—2017 годы
2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | |
Перевезено трубопроводным транспортом, млн т | 1061 | 1131 | 1096 | 1095 | 1078 |
Поставки газа по трубопроводам ПАО «Газпром», млрд куб. м, из них: | 564 | 583 | 572 | 575 | 553 |
Внутри России | 355 | 366 | 362 | 355 | 357 |
За пределы России | 209 | 2018 | 209 | 220 | 196 |
Поставки нефти по трубопроводам ОАО «АК «Транснефть», млн т, из них: | 459 | 464 | 457 | 457 | 466 |
Внутри России | 207 | 213 | 220 | 220 | 230 |
За пределы России | 252 | 251 | 237 | 237 | 236 |
*Источник — Росстат, сайт ПАО «Газпром», Справочник аналитика ОАО «АК «Транснефть»
Грузооборот и перевезенный объем грузов трубопроводного транспорта характеризуются высокой стабильностью (рисунок 4).
Рисунок 4 — Грузооборот и перевезенный объем грузов трубопроводного транспорта
Сезонно скорректированные данные показывают небольшой подъем в суммарном трубопроводном грузообороте в 2016 году, после чего в 2017—2018 годах заметных изменений не происходило. Абсолютные объемы трубопроводных поставок для нефти и газа (пересчитываются из кубических метров) сопоставимы — около 45 млн т в месяц. Объем перевозимой нефти в 2015—2017 годах практически не менялся. Объем перевозимого газа несколько снизился в течение 2017 года вследствие падения внутреннего спроса со стороны промышленности, а также из-за стагнации европейского газового рынка и относительно теплой зимы.
Таким образом, основу грузовых перевозок в России составляют три ключевых вида транспорта: трубопроводный, железнодорожный и автомобильный. Возможность конкуренции между различными видами грузового транспорта сильно зависит от особенностей разных категорий грузов и специфики конкретных видов транспорта. Так, для транспортировки газа в больших объемах бессмысленно использовать какие-либо виды транспорта, помимо трубопроводного. И, наоборот, по трубопроводам технологически и экономически предпочтительна транспортировка массовых жидких и газообразных грузов. В то же время перевозка нефти и особенно нефтепродуктов (в силу их видового разнообразия) возможна практически всеми видами транспорта: трубопроводным, железнодорожным, автомобильным, водным. Транспортная составляющая в конечной стоимости товаров важна своей относительной величиной, поэтому дорогие товары (одежда, электроника) могут транспортироваться в том числе и воздушным транспортом, хотя применительно к России речь идет в первую очередь об импортных поставках товаров с высокой добавленной стоимостью.
В случаях, когда конкуренция возможна, борьба за соответствующие грузы идет в первую очередь в области ценообразования.
За 1990-е годы общий грузооборот в России упал почти вдвое — с 6,1 трлн т-км в 1990 году до 3,3 трлн т-км в 1998 году. К 2008 году грузооборот восстановился до 4,9 трлн т-км, после чего за кризисный 2009 год сократился на 10%. В 2012—2014 годах рост грузооборота в России остановился на отметке в 5,1 трлн т-км, что все еще использует свои железные дороги в разы интенсивнее, чем многие страны, в т.ч. на 11% ниже показателя 1991 года.
В структуре грузооборота в России доминируют трубопроводный (48% грузооборота в 2014 году) и железнодорожный (45%) транспорт. График 2 Структура грузооборота в России (млрд т-км), 1970—2014 годы. Структура перевозки грузов (тоннаж перевезенных грузов) существенно отличается от структуры грузооборота. В России по тоннажу перевезенных грузов с большим отрывом лидирует автомобильный транспорт, на который приходится 68% всех перевезенных грузов. В структуре грузооборота в России доминируют трубопроводный (48% грузооборота в 2014 году) и железнодорожный (45%) транспорт.
ГЛАВА 3. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ
3.1 Текущее состояние мировой транспортной системы
Развитие мировой транспортной системы осуществляется путём синхронизации совместного функционирования различных видов транспорта, их коллективной деятельности, при реализации смешанных перевозок.
Как в международной практике, так и на территории России, для комплексного обеспечения такого вида перевозок используется создание транспортных коридоров.
Основные параметры мировой транспортной системы представлены в таблице 1.
Таблица 1 — Основные параметры мировой транспортной системы
Самым масштабным конечно же является автомобильный транспорт. Согласно статистики, в Европе зарегистрировано самое большое количество автомобилей – 37%, на втором месте по данному показателю идет Америка – 29%, на третьем месте Азия – 19%.
Протяженность автомобильных дорог с каждым разом все больше увеличивается.
Совершенствование в сфере автомобильного транспорта в странах, имеющих высокоразвитую экономику, воплощается в количественном увеличении и модернизации транспортных средств, создании и внедрении высокотехнологичных процессов, снижающих вредные выбросы, и защищающих окружающую атмосферу.
Согласно экспертным прогнозам, до 2019 года, парк грузовых автомобилей повысится на 1,6-2,5% за год. Такая динамика будет наблюдаться еще несколько лет.
В экономически развитых странах, приоритетное направление отдается автомобильному транспорту (рис. 3).
Рисунок 3 — Доля автомобильного транспорта в суммарном пассажирообороте в мире, %
Как видно из рисунка 3 доля автомобильного транспорта в перевозке пассажиров больше всего в таких странах как Германия (86,1%), Франция (85%) и США (81,9%). Самыми низкими показателями обладают: Болгария (50,9%), Венгрия (48,9%) и Румыния (37,2%). Т.е. пассажирооборот связан с благополучием в стране, что дает возможность перемещаться. Но с учётом использования легкового транспорта, который находится в личной собственности, ему принадлежит основная доля в перевозках пассажиров, так как на него приходится большая часть пассажирооборота.
Как видно из таблицы 1 наибольшую долю имеет США – 84%, наименьшую – Румыния – 31%. Тут также играет роль благополучие население, возможность иметь личный транспорт, средства на его обслуживание. По длине автомобильных дорог выделяются – США, Россия, Индия; по густоте – Европа и Япония.
В России перевозки грузов автомобильным транспортом занимают наибольшую долю в общем объеме коммерческих перевозок грузов – 44-45%, и только 5% в общем объеме коммерческого грузооборота. Обостряется конкуренция на рынке контейнерных отправок, транспортировки скоропортящихся, продовольственных, тарно-штучных и других номенклатур на расстояниях до 2000 км.
Не менее важным и распространенным является железнодорожный транспорт. Самая большая протяженность железных дорог приходится на следующие страны — США, Россия, Канада, Индия, Китай. По плотности железных дорог первое место занимает Западная Европа. По протяженности лидирует Россия(около 40,3 тыс. км), второе место у Германии – (18,8 тыс.км), и ЮАР (16,8 тыс. км). Почти 3/4 общей протяженности электрифицированной железной дороги мира приходится на 12 экономически развитых стран .
Специфическим, но при этом достаточно распространенным является авиационный (воздушный) транспорт. В 2014 г. более 50% авиаперевозок пассажиров и грузов по международным и внутренним линиям было осуществлено компаниями США (34,5%), Японии (6,2%) и Германии (5,2%). 25 крупнейших компаний мира в 2010 г. осуществили 75% общемирового грузооборота по регулярным линиям.
Основной объем перевозок (75%) на международных линиях приходится также на 25 компаний. Среди этих компаний 9 европейских, 8 Азиатско-Тихоокеанского региона, 5 компаний США, по одной из стран Среднего Востока и стран Латинской Америки и Карибского региона.
По данным Ассоциации европейских перевозчиков, членами которой являются 30 крупнейших европейских компаний, на долю которых в 2013 г. приходилось 33% мирового пассажирооборота по международным линиям, общее снижение количества перевезенных авиакомпаниями членами Ассоциации, пассажиров, по международным линиям, в 2014 г. составило 2,5% или 5 млн. пассажиров. Крупнейший воздушный парк (самолетный) сконцентрирован в США, значителен в Канаде, Франции, Австралии, ФРГ.
Несмотря на замедление темпов развития морского транспорта, лидерство в международных перевозках остаётся за ним. Любое торговое судно имеет приписку в определённом порту, и ходит под конкретным государственным флагом, который не всегда находится в соответствии с гражданством владельца. Мировыми лидерами по тоннажу являются крупнейшие владельцы судов – Греция, Япония, США, Россия. Самый большой речной и озерный флот – в США. Среди ведущих стран мира по объему грузооборота внутреннего водного транспорта следует отметить также Китай, Россию, Германию и Канаду .
Таким образом, самыми популярными видами транспорта являются – автомобильный и железнодорожный. Также важное значение имеют и другие специфичные виды – воздушный, водный т др. Масштабы автомобильных и железнодорожных дорог на сегодняшний день колоссальные. Лидирующие позиции по перевозкам занимают США, Канада, Индия, Китай, Германия. Россия также по многим показателям демонстрирует высокие результаты, но при этом в ее транспортном комплексе остается ряд нерешенных проблем, которые требую соответствующего решения и государственной стратегии.
В России по итогам 2017 года отрасль демонстрирует динамичное развитие. Её вклад в валовый внутренний продукт составляет более 5 процентов (5,3%). Свыше 11 процентов всех инвестиций в стране направляется в транспортный комплекс (11,3 % — 1,798 трлн. руб., всего по стране — 15,911 трлн. руб.). В 2017 году объем инвестиций вырос к уровню 2016 года на 7 % (107,1% к 2016 году) и составил, по предварительной оценке, 1,8 трлн. рублей. Это – почти 2% ВВП (1,95%).
Численность работающих в отрасли по данным Росстата составляет около 6 процентов от всех занятых. Средняя заработная плата на 23 процента выше, чем в целом по экономике. В сфере малого предпринимательства на транспорте трудится порядка 14 процентов (13,7%) от занятых в этом секторе. Рост производительности труда превысил показатель по экономике в целом (2,0 %) и составил 2,5 процента к уровню 2016 года.
Продолжается рост объема экспорта транспортных услуг. По предварительным данным он составил почти 17 млрд. долларов (16,9 млрд.), что на 13 процентов превышает уровень 2016 года. Это примерно половина доходов от экспорта газа. Итоги работы транспортного комплекса являются результатом правильно расставленных приоритетов и концентрации ресурсов на ключевых целях нашей деятельности в 2017 году.
Реализацию социальной повестки, которую задал наш Президент, мы видим, в первую очередь, в достижении цели по повышению доступности и качества услуг пассажирского транспорта. Коротко доложу о том, что сделано в этой сфере. Благодаря мерам государственной поддержки в среднем на 8 процентов вырос объем перевозок пассажиров на железнодорожном транспорте (107,8 % к 2016 году, в пригородном сообщении – на 8,6%).
Рост перевозок стал возможным благодаря важным решениям по их долгосрочной поддержке, принятым при активном участии Правительства и Государственной Думы. Обнуление ставки НДС и решение по долгосрочному тарифу обеспечили спрос на перевозки и дали возможность обновить подвижной состав. На воздушном транспорте объем перевозок вырос к уровню 2011 года более чем в полтора раза (1,6). В прошлом году российская гражданская авиация достигла нового рекордного показателя по количеству перевезенных пассажиров – 105 миллионов. Основную долю – 60 % (59,6 % — 62,57 млн.) от общего объема составили внутренние перевозки, что тоже является рекордом.
Этот результат стал возможен благодаря комплексу мер по государственной поддержке. За период с 2012 года обеспечен двукратный рост по маршрутам, минуя Москву. В рамках программ субсидирования по внутренним маршрутам перевезено 7,5 млн. пассажиров (по 228 маршрутам). Пятимиллионный рубеж по перевозкам пассажиров в прошлом году, помимо аэропортов Московского узла и петербургского Пулково, перешагнули сразу четыре региональных аэропорта в городах: Екатеринбург, Новосибирск, Сочи и Симферополь.
3.2 Перспективы развития мирового транспорта
Рассмотрим основные показатели развития транспортного комплекса в России (таблица 1).
Таблица 1. Основные прогнозные значения развития транспортного комплекса России
№ | Наименование | 2015 | 2016 | 2018 (прогноз) | 2019 (прогноз) |
1 | Объем коммерческих перевозок, млн.т | 3531,7 | 3558,0 | 3609,9 | 3680,0 |
2 | темп роста к предыдущему году, % | 96,4 | 100,7 | 101,5 | 101,9 |
3 | Коммерческий грузооборот, млрд.т-км | 2523,6 | 2538,8 | 2566,0 | 2605,3 |
4 | темп роста к предыдущему году, % | 99,4 | 100,4 | 101,2 | 101,5 |
5 | Пассажирооборот общего пользования, млрд.пасс-км | 519,6 | 510,4 | 512,0 | 527,3 |
В целом, по всем источникам финансирования в России ожидается объем инвестиций в основной капитал к 2019 году при сохранении темпов роста экономики на уровне 1592,5 млрд. рублей, в том числе порядка 703,2 млрд. рублей за счет средств внебюджетных источников финансирования. Для уверенного роста экономического развития страны инвестиции в основной капитал транспортного комплекса должны осуществляться в полном объеме и опережающими темпами (относительно других секторов экономики).
При прогнозируемых темпах роста промышленного производства в среднесрочный период ожидается рост коммерческих перевозок грузов железнодорожным транспортом и грузооборота, которые к 2019 году достигнут 1231,7 млн. т и 2363,6 млрд. т-км, что составит 100,4% и 102,8% к уровню 2016 года. В 2017 году с учетом складывающейся тенденции за январь-август прогнозируется падение пассажирооборота на (-8,4%) к 2016 году, который составит 118 млрд. пасс-км. Ожидается, что тенденция по снижению пассажирооборота в дальнем следовании и пригородном сообщении будет продолжаться в краткосрочной и среднесрочной перспективе до тех пор, пока не будут реализованы проекты по строительству высокоскоростных магистралей.
Несмотря на финансовые трудности, возникшие у российских авиакомпаний в связи с валютными колебаниями и ростом операционных расходов, по итогам 2016 года пассажирские перевозки продолжили рост (107,2% к предыдущему периоду), составив 241,4 млрд. пасс-км. В среднесрочной перспективе также прогнозируется восстановление пассажирооборота, который к 2019 году может достичь 241,3 млрд. пасс-км (100% к уровню 2016 года). Одним из основных направлений бюджетного финансирования в сфере воздушного транспорта является улучшение технической оснащенности объектов наземной инфраструктуры в аэропортах [5, с. 120]. С учетом прогнозируемых темпов внутреннего валового продукта в среднесрочной перспективе прогнозируется увеличение перевозок грузов морским транспортом к 2019 году до 17,3 млн. т (111,4% к уровню 2016 г.), а грузооборот 35,2 млрд. т-км (109,5% к уровню 2015 г.). Развитие транспортной системы России имеет все предпосылки, если не произойдет сокращение инвестирования или направлений развития. Особенно высоким уровнем развития транспортной инфраструктуры отличаются Япония, США, Франция, Германия, Великобритания и др .
Развитость транспортной системы в государстве свидетельствует о благосостоянии страны в целом и населения в частности. Она влияет на экономический рост, развитие торговых отношений, общий уровень жизни; способствует повышению уровня производительности труда; сокращению сроков доставки грузов. По мере развития государства, углубления его внешних и внутренних транспортноэкономических связей, увеличения объема производства, и роста уровня жизни населения, роль транспорта, как системообразующего фактора, будет возрастать.
В России с целью совершенствования транспортной системы была разработана стратегия Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 N 1734-р (ред. от 12.05.2018) <О Транспортной стратегии Российской Федерации> .
Основные направления стратегии :
• Формирование современной инфраструктуры единого транспортного пространства, на которой возможно будет осуществлять доступные и безопасные связи по всему миру;
• Повышение качества и доступности грузоперевозок;
• повышение конкурентоспособности, доступности и качества пассажирских перевозок
• международная интеграция в мировую транспортную систему;
• обеспечение безопасности и экологичности транспорта;
• развитие транспортной системы по инновационным направлениям.
Прогноз перевозок пассажиров и пассажирооборота по инновационному варианту развития транспортной системы Российской Федерации до 2030 года представлен в приложение 1.
Таким образом, в России ведется активная политика, направленная на развитие транспортной системы. Основным ее инструментом являются федеральные целевые программы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в результате проведенной работы мы можем сделать следующие выводы:
1. Транспортный комплекс представляет собой совокупность нескольких отраслей народного хозяйства, выполняющих функции перевозки грузов и пассажиров. В транспортный комплекс входит транспорт и транспортная промышленность.
Мировая транспортная система – совокупное явление, включающее в себя: машины, агрегаты, конструкции; пути, используемые для передвижения; производственные мощности, применяемые для изготовления, усовершенствования, восстановления машин и путей.
2. В состав транспортной системы входят различные виды транспорта: железнодорожный, водный, воздушный, автомобильный, трубопроводный. Также существует и транспорт необщего пользования – транспорт отраслей, организаций, населенных пунктов.
3. Экономика любого государства не может успешно функционировать без транспорта. Транспорт играет огромную роль в экономике страны и является составной частью экономики. Основное назначение транспорта – это пассажирские и грузовые перевозки.
4. Транспортная система государства, ее уровень развития – это важнейший показатель ее технологического и инновационного прогресса. Все эти обстоятельства позволяют отнести транспорт России к числу приоритетных отраслей хозяйства.
5. Самым масштабным конечно же является автомобильный транспорт. Согласно статистики, в Европе зарегистрировано самое большое количество автомобилей – 37%, на втором месте по данному показателю идет Америка – 29%, на третьем месте Азия – 19%. Также масштабным видом транспорта является железнодорожный. Самая большая протяженность железных дорог приходится на следующие страны — США, Россия, Канада, Индия, Китай. По плотности железных дорог первое место занимает Западная Европа. По протяженности лидирует Россия. Специфическим, но при этом достаточно распространенным является авиационный (воздушный) транспорт.
6. Самыми популярными видами транспорта являются – автомобильный и железнодорожный. Также важное значение имеют и другие специфичные виды – воздушный, водный т др. Масштабы автомобильных и железнодорожных дорог на сегодняшний день колоссальные. Лидирующие позиции по перевозкам занимают США, Канада, Индия, Китай, Германия. Россия также по многим показателям демонстрирует высокие результаты, но при этом в ее транспортном комплексе остается ряд нерешенных проблем, которые требую соответствующего решения и государственной стратегии.
7. В России с целью совершенствования транспортной системы была разработана стратегия Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 N 1734-р (ред. от 12.05.2018) <О Транспортной стратегии Российской Федерации>.
8. Основные направления стратегии:
• Формирование современной инфраструктуры единого транспортного пространства, на которой возможно будет осуществлять доступные и безопасные связи по всему миру;
• Повышение качества и доступности грузоперевозок;
• повышение конкурентоспособности, доступности и качества пассажирских перевозок
• международная интеграция в мировую транспортную систему;
• обеспечение безопасности и экологичности транспорта;
• развитие транспортной системы по инновационным направлениям.
Таким образом, транспорт представляет важную отрасль, которая удовлетворяет потребность в перемещении людей и грузов. От работы транспортной системы непосредственно зависит развитие и деятельность промышленных и торговых предприятий, компаний снабжения и др. И конечно же особо важное значение транспортная система имеет для внешнеэкономической деятельности, обороны страны, освоения новых земель. Поэтому следить за ее состояния и предпринимать меры, направленные на ее совершенствование, является важной государственной задачей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 N 1734-р (ред. от 12.05.2018) «О Транспортной стратегии Российской Федерации» КонсультанПлюс
2. Аксенов И.Я. Транспорт: история, современность, перспективы, проблемы / И.Я. Аксенов. – М.: ТЕИС, 2012. – 216 с.
3. Алиферович Б.Б. Мировые тенденции в развитии транспортных систем и российские реалии. Автотранспортное предприятие. 2015. № 1. С. 13-15.
4. Асаул М.А. Развитие интеграции в сфере транспорта и инфраструктуры в Евразийском экономическом союзе // Фундаментальные исследования. 2016. № 2-1. С. 120-124.
5. Бухвальд Е.М., Иванов О.Б. Транспорт и решение задач пространственной интеграции российской экономики // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2016. № 1. С. 7-24.
6. Владимиров С.А. Мировая транспортная система: основные направления развития. Государственный советник. 2016. № 1 (13). С. 15-21.
7. Горбунов А.А. Транспорт-механизм развития региона // Научно-аналитический журнал Обозреватель — Observer. 2014. № 7 (294). С. 78-83.
8. Кожина В.О. Транспорт как важнейший рычаг интеграционных процессов в мировой экономике // В сборнике: Инновационная наука: прошлое, настоящее, будущее: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 5 частях. 2016. С. 164-167.
9. Кожина В.О. Транспорт России в условиях глобализации мировой экономики // В сборнике: Мир на пороге перемен: Экономика. Управление. Право Московская научно-практическая конференция «Студенческая наука». Под общей редакцией: Ф.Л. Шарова. 2016. С. 49-55.
10. Криворотько И.А., Жирова В.Д. Особенности мировой транспортной системы. экономика и бизнес: теория и практика. 2016. № 3. С. 88-92.
11. Лапидус Б.М. Российские железные дороги — участник международного рынка транспортно-логистических услуг. 2015. / Б.М. Лапидус. [Электронный ресурс]. – Режим доступа://www.zeldortrans-jornal.ru
12. Мишарин А.С. Транспортная стратегия Российской Федерации: цели и приоритеты //Инновационный транспорт. 2015. № 1 (15). С. 3-7.
13. О прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации до 2019 года и параметрах проекта федерального бюджета на 2017 год // Аналитический вестник. – №31(584). – 145 с
14. Рыскулов Д.М. Трансазийский коридор развития: вчера, сегодня, завтра. / Д.М. Рыскулов. – М.: Креативная экономика. 2014. – 245 с. 8.
15. Рышков А.В. Научное обеспечение инновационного развития и повышения эффективности деятельности железнодорожного транспорта /Коллективная монография членов и научных партнеров Объединенного ученого совета ОАО «РЖД» / Под редакцией д-ра экон. наук, проф. Б.М. Лапидуса. Москва, 2014. (Москва).
16. Соколов С.А. Скоростные транспортные системы в освоении географического ресурса России // Экономика и предпринимательство. 2016. № 6 (71). С. 960-963.
17. Транспортная логистика: Учебник для транспортных вузов. / Под общей редакцией Л.Б. Миротина. – М.: Изд-во «Экзамен», 2014. – 512 с.
18. Троицкая Н.А. Единая транспортная система / Н.А. Троицкая, А.Б. Чубуков – М.: «Академия»,2015. – 240 с.
19. Филина В.Н. ранспортная система россии на фоне тенденций мирового развития Т. Проблемы прогнозирования. 2014. № 2. С. 58-71.
20. Харламова Ю.А. Мировая транспортная система. Учебное пособие. Курс лекций / Москва, 2014. – с 320
21. Шальнева М., Заболоцкая К. Развитие транспортной инфраструктуры как фактор роста российской экономики // Финансовая жизнь. 2016. № 1. С. 12-17.
22. Эмирова А.Е. Трансформация транспортных систем в условиях глобализации мировой экономики. Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2014. № 2. С. 43.
23. Юкиш В.Ф. Факторный анализ объектов транспортной инфраструктуры Российской Федерации // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 4-2. С. 128-130.
24. Российский статистический сборник 2015г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф