Введение
Глава 1. Теоретические аспекты социальной политики государства
1.1. Сущность и цели социальной политики государства
1.2. Типы и модели социальной политики государства
1.3. Модели социальной политики государства
Глава 2. Анализ государственной социальной политики Российской Федерации
2.1. Приоритеты развития социальной политики в России в современных условиях
2.2. Модель социально-экономической государственной политики РФ
2.3. Рейтинговые оценки эффективности социальной политики
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В настоящее время медленно снижается численность людей с доходами ниже прожиточного минимума, усиливается дифференциация населения по доходам, повышается напряженность на рынке труда, растет задолженность по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий, имеет место проблема с демографической ситуацией в стране, так как население Российской Федерации сокращается, существует проблема обеспечения населения жильем и повышения потребительских качеств жилой среды, снижается доступность бесплатной медицинской помощи и качество оказываемых услуг, количество безработных с каждым днем увеличивается, система образования страны близка к состоянию общей стагнации, качество жизни россиян находится на низком уровне. Таким образом, социальная политика в России не эффективна.
Все это делает актуальным и необходимым изучение социальной политики, особенно сейчас, в период экономического кризиса, и требует принятия адекватных мер путем реформирования общественной жизни, проведением эффективной социальной политики государства. Реформирование общественной жизни глубоко затрагивает не только механизм управления обществом, но и весь комплекс интересов личности, трудовых коллективов, классов, народностей, социальных и профессиональных групп и слоев населения. Среди факторов, способствующих гармонизации интересов личности и общества, гарантирующих защиту интересов человека, его прав и свобод, особое место принадлежит социальной политике государства и всей инфраструктуре социальной работы с различными группами населения.
Цель работы – изучение социальной политики государства Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и цели социальной политики государства;
2. Изучить типы и модели социальной политики государства;
3. Рассмотреть модели социальной политики государства;
4. Охарактеризовать приоритеты развития социальной политики в России в современных условиях;
5. Проанализировать модель социально-экономической государственной политики РФ;
6. Произвести рейтинговые оценки эффективности социальной политики.
Объект исследования – социальная политика.
Предмет исследования – социальная политика государства.
Информационной базой для проведения исследования послужили источники учебной литературы, статьи периодических изданий.
В курсовой работе применялись теоретические и эмпирические методы исследования, среди которых можно выделить: наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ и индукцию.
Структура курсовой работы определяется логикой исследования и поставленными задачами. Она состоит из введения, 2 глав, 6 параграфов, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты социальной политики государства
1.1. Сущность и цели социальной политики государства
Социальная политика — это взаимоотношения основных элементов социальной структуры общества (классов, социальных групп, общностей) по поводу сохранения и изменения социального положения населения в целом и составляющих его классов, слоев, общностей.
Признавая, что социальная политика является важнейшей составляющей частью деятельности общества и государства, необходимо проанализировать, какие принципы большинство современных государств закладывает в основу своей деятельности или хотя бы в основу своих политических деклараций [15].
Можно выделить основной круг функций социальной политики.
1. Обеспечение социальной безопасности рассматривается, прежде всего, как возможность человека удовлетворять свои потребности, сочетать индивидуальные и общественные интересы. Она достигается тогда, когда обеспечивается нормальный уровень жизни населения, отражающий степень удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, складывающийся из нескольких компонентов: размера реальных душевых доходов; объема потребляемых благ и используемых услуг; установившихся цен на товары и услуги; обеспеченности жильем; доступности образования, медицинского, культурного обслуживания, экологической безопасности и т.д.
2. Обеспечение политической устойчивости власти. Такая устойчивость по-разному достигается в обществах разного типа и в разных конкретных исторических моментах, но, суть всегда сводится к такому распределению реального участия социальных групп (и классов) в политических решениях, которое удерживало бы доминирующее влияние во власти того же самого господствующего класса.
3. Обеспечение такого распределения власти в хозяйстве (собственности), которое признавалось бы большинством справедливым, не требующим борьбы за передел.
4. Налаживание такой системы распределения экономических ресурсов и экономического эффекта, которая более или менее устраивает подавляющее большинство населения. От распределения экономических ресурсов в решающей мере зависят материальные условия жизни людей в обществе, возможности решения проблем разных социальных групп.
5. Обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности.
6. Обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищенности как населения в целом, так и каждой из его социальных групп.
Анализ сущности социальной политики как объективного отношения требует субъектно-объектной характеристики, т.е. необходимости выяснения между кем и по поводу чего возникают эти отношения.
Анализ содержания социальной политики требует необходимости охарактеризовать процесс взаимодействия социальных групп, т.е. выделить круг реально действующих и социально пассивных субъектов. Как было отмечено выше, признаками социальной политики являются «многосубъектность» и «многообъектность». Это говорит о том, что с позиций субъектно-объектных отношений термин «социальная политика» характеризуется многогранностью.
Если исходить из того, что социальная политика — это деятельность государственной власти (вне государственных структур) и самой личности по формированию и регулированию жизнеобеспечения человека, то человек выступает с одной стороны, как объект, с другой — как субъект социальной политики.
Если рассмотреть составляющие социальной политики, а это объекты социальной защиты (занятость населения, пенсионное обеспечение, социальное страхование, обязательное медицинское страхование и т.д.), то безусловно необходимо менять принципы регулирования социально-экономического развития и идеологию («система» для человека, а не человек для «системы»), организацию и управление.
Рассматривая обеспечение социальной политики, необходимо подчеркнуть важность квалифицированных кадров, способных вырабатывать и реализовывать социальную политику на региональном, федеральном уровнях представительной и законодательной власти.
Субъектно-объектный анализ социальной политики позволил сделать вывод, что субъектом социальной политики является отправитель социального воздействия, объект — это то, на что или на кого направлено это воздействие. Субъектом социальной деятельности является совокупность субъектов и объектов социальной политики.
1.2. Типы и модели социальной политики государства
Социальная политика – это деятельность государства, экономических структур и гражданского общества по согласованию интересов различных социальных групп и социально-территориальных общностей в сфере производства, распределения и потребления, позволяющая согласовать интересы этих групп с интересами человека и долговременными целями общества. Цель социальной политики – регулирование и согласование интересов для устойчивого и сбалансированного развития общества, достижение социального мира и общественного согласия.
В современной литературе представлены следующие типы социальной политики.
I. По ценностным ориентациям:
1. Индивидуалистическая – ориентирована на самодостаточность индивида, его активность, самодеятельность, инициативность, мастерство, профессионализм и дисциплину. Приоритетными признаются ценности свободы, возможность выбора, личная ответственность каждого гражданина за свою судьбу и судьбу своей семьи. Индивид может сам выбирать способ удовлетворения социальных потребностей. Этот тип социальной политики предполагает функционирование динамично развитой рыночной экономики с соответствующей социальной инфраструктурой.
2. Коллективистская – ориентирована на равенство, справедливость, приоритет государства в ранжировании социальных благ и в выборе способов удовлетворения социальных потребностей населения. Такой тип социальной политики приводит к нивелированию и дозированию экономических ресурсов, социальных статусов и возможностей потребления социально-культурных благ.
3. Популистская – ориентирована на ценности и потребности толпы. Доминирует в кризисные, переходные периоды жизни общества. В основе этого типа лежат общие заверения правящей или оппозиционной элиты повысить благосостояние народа, улучшить условия труда и жизнедеятельности людей наипростейшим и кратчайшим путем, объявить беспощадную войну коррупции и т.п. Как правило, не предлагаются реальные средства достижения заявленных целей, конкретные социальные программы. Такая социальная политика ориентирована на достижение сиюминутного, ближайшего результата при игнорировании долговременных социальных последствий принимаемых политических решений [14]. Популистская социальная политика сводится к декларациям, не подкрепленным конкретными эффективными мерами социальной поддержки населения.
II. По своевременности принятия решения или корректировки действующих государственных программ, социальная политика может быть:
1) упреждающей – своевременно принимаются превентивные меры по предотвращению социальных проблем и конфликтов;
2)запаздывающей — реакция на уже возникшую социальную проблему.
III. По временному критерию выделяются долговременная, текущая и ситуативная социальная политика:
1) Долговременная – требует от государства и его законодательных органов определения фундаментальных целей, методов, материальных ресурсов их достижения, приоритетных перспективных направлений развития социальной сферы. Она изложена в Конституции и других нормативно-правовых актах, государственных программах на три, пять и более лет.
2) Текущая – выражается в конкретных социальных мероприятиях для всего населения или определенных социальных слоев.
3) Ситуативная – осуществляется в экстремальных условиях, предполагает единовременные социальные акции или выплаты.
IY. По масштабности говорят о федеральной, региональной и местной социальной политике.
В зависимости от степени государственного содействия социальной поддержке населения выделяют следующие модели социальной политики [16].
1) Остаточная (консервативная). Индивидуалистический принцип — строится на идее существования двух каналов, через которые можно удовлетворить индивидуальные потребности – семья и рынок частных услуг. Государство оказывает помощь нуждающимся лишь тогда, когда удовлетворение индивидуальных потребностей невозможно через институт семьи или частный сектор. Принцип эквивалентности, возмездности. Роль государственных структур в непосредственной реализации социальной политики минимальна. Финансовую основу соцподдержки населения составляют, в первую очередь, частные сбережения и частное страхование. Критериями оказания помощи являются малообеспеченность, а главным субъектом семья и частное страхование.
2) Индустриально-экономического развития (корпоративная). Корпоративный принцип — максимум ответственности за судьбу своих работников несет корпорация (предприятие, учреждение, на котором человек работает). Создавая систему пожизненного найма, предприятие стимулирует работников к внесению максимального трудового вклада, за что предлагает ему различные виды социальных гарантий: пенсионное обеспечение, частичную оплату образовательных, медицинских, рекреационных услуг. Институты социального благосостояния выступают как дополнение к экономике. И государство, и негосударственные организации, и личность несут долю ответственности за социальное благополучие. Однако большую роль играют предприятия, которые имеют собственную разветвленную социальную инфраструктуру, собственные социально-страховые фонды. Финансовая основа – страховые взносы предприятий. Критериями оказания помощи являются занятость, трудовой вклад, а главным субъектом организации-работодатели, бизнесмены.
3) Государственно-перераспределительная (общественная). Принцип солидарности – ответственности всего общества за судьбу своих членов. Богатый платит за бедного, здоровый — за больного, молодой — за старого. Принцип социального равенства, который достигается путем выравнивания доходов населения, государственным контролем собственности. Социальное обеспечение гарантирует каждому гражданину прожиточный минимум независимо от предварительных выплат и взносов в качестве налогоплательщика. Государство берет на себя ответственность за социальное благополучие граждан. Финансовая основа – государственный бюджет и государственные социально-страховые фонды. Критериями оказания помощи являются гражданство, а главным субъектом государство.
Взаимосвязь социальной политики и социальной работы постоянно обсуждается в специальной литературе, но системных исследований этой теоретической и практической проблемы пока недостаточно [3]. И социальная политика, и социальная работа в России находятся в процессе становления, поэтому часто испытывают посягательства со стороны неспециалистов. Сложилось мнение, что эти области знания не требуют особой компетентности, поскольку носят прикладной характер и зависимы от других теоретических дисциплин.
Таким образом, у социальной политики и социальной работы есть то общее, что их объединяет, — они выполняют функции включения и профилактики исключения. Но есть и отличие – в социальной политике идет речь о включении больших социальных групп и общностей, а в социальной работе – о включении отдельного человека и его ближайшей социальной среды. Отличие и в том, что социальная работа с клиентом мотивируется наличием у него трудной жизненной ситуации, а социальная политика проистекает из необходимости сохранения социального целого в условиях наличия в нем групп, общностей и индивидов с конфликтующими интересами.
1.3. Модели социальной политики государства
Комиссией Евросоюза выделены две основные модели социальной политики – бисмарковская и бевериджская.
Бисмарковская модель делает упор на жесткую связь социальных выплат с длительностью и результативностью профессиональной деятельности. Работники в течение всего трудового периода выплачивают определенные суммы в страховые кассы. Размер страховых взносов определяется при заключении коллективных договоров нанимателей с наемными работниками. Управление страховыми фондами осуществляется на паритетных началах.
Бевериджская модель социальной политики исходит из того, что любой человек, независимо от его принадлежности к активному населению, имеет право на минимальную защищенность по отношению к заболеваниям, старости или иной причине сокращения своих материальных ресурсов. В тех странах, которые выбрали эту модель, действуют системы страхования по болезни, прикрепление к которым является автоматическим, а пенсионные системы обеспечивают минимальные доходы всем престарелым независимо от их прошлых усилий по отчислениям от заработной платы [4].
Такие системы социальной защиты финансируются через налоги из государственного бюджета. В данном случае преобладает принцип национальной солидарности. В значительной степени средства социальной защиты формируются также из государственного бюджета, за счет налогов. Поэтому в странах с данной моделью нет резкой дифференциации населения по уровню жизни.
Бисмарковская и бевериджская модели имеют различные варианты. Наиболее популярные из них: социал-демократическая, консервативная, католическая и либеральная.
Социал-демократическая модель социальной политики. Главной особенностью этой модели является всеобщность социальной защиты населения, как гарантированного права всех граждан, обеспеченного государством. Государство обеспечивает высокий уровень качества и общедоступность социальных услуг. Социал-демократическая модель социальной политики основана на концепции «солидарности» и «социального гражданства».
Экономическая основа этой модели – эффективное производство, полная занятость, сильные объединения работодателей и профсоюзов и договорные отношения между ними, которые контролируются государством, высокий уровень перераспределения общественного продукта. Социальная политика финансируется государством из бюджетных средств [8].
Тогда же впервые были введены дотации на каждого ребенка для каждого родителя. Ребенок стал объектом социальной защиты, причем без всяких оговаривающих условий в виде многодетности, неполноты семьи и т. п.
Консервативная модель социальной политики. Центральные принцип модели — упор на рынок и принцип страхования, принцип достижений, где труд определяет последующее социальное обеспечение. Для хорошо организованных рабочих в процветающих отраслях результат может быть очень высок. Проблемы возникают при рассмотрении тех слоев населения, которые не заняты постоянно или вообще не заняты, и поэтому они не имеют страховок, а степень налогового перераспределения невелика. Они вынуждены рассчитывать на местные благотворительные органы и общественную помощь, обычно не очень большую.
Либеральная модель социальной политики. Либерально-демократической политическая система характеризуется высоким уровнем социальной защиты. Либеральная модель отличается различными видами социальной помощи по критерию малообеспеченности.
Система социального обеспечения в Соединенных Штатах базируется на двух основных формах:
— социальном страховании, выплаты по которому производят как работополучатели, так и работодатели;
— государственной социальной помощи за счет бюджетов различных уровней.
Эта модель отличается высоким уровнем правовой защищенности работников, достаточно высоким уровнем минимальной заработной платы. За счет государства и частного капитала в значительной мере (75-90%) финансируется среднее и высшее образование, пособия по безработице. Но при всех положительных чертах либеральная модель может приводить к снижению стимулов в трудовой деятельности, к социальному иждивенчеству.
Католическая модель социальной политики. Принципы католической модели социальной политики даны в ряде «папских писем», изданных Ватиканом в течение XX столетия. Главным принципом является идея вспомогательности. В Христианском социальном учении принцип вспомогательности означает, что ближайшая инстанция должна всегда пытаться решать возможные проблемы. Естественно, индивидуум является ближайшей инстанцией.
Если он не может себе помочь, то обращается к семье и родственникам. Следующей инстанцией будет местная община, включая церковь и гражданские организации, а также соседей и т. д. Если и это не поможет, то индивидууму следует воспользоваться услугами страхования [5]. Последней инстанцией является государственный сектор. В католической модели семья и прочие институты гражданского общества в местной общине играют основную роль.
Глава 2. Анализ государственной социальной политики Российской Федерации
2.1. Приоритеты развития социальной политики в России в современных условиях
Основными приоритетами социальной политики в России в настоящее время остается стабилизация и повышение уровня жизни населения, сокращение масштабов бедности и размеров безработицы, недопущение задолженностей по заработной плате, пенсиям, осознается необходимость сглаживания дифференциации доходов во имя соблюдения принципа социальной справедливости. Вместе с тем, до сих пор в науке нет единого мнения относительно понятия социальной справедливости [6].
Основными подходами к пониманию сути социальной справедливости являются следующие:
1. Эгалитарный – предполагает, что в обществе не должно быть неравенства в распределении доходов (egalite фр.- равенство).
2. Роулсианский подход. По мнению основоположника данного подхода, современного американского философа Дж. Роулса, справедливой можно считать такую дифференциацию доходов, которая будет способствовать достижению более высокого общего уровня жизни беднейших слоев населения.
3. Утилитарный подход, основанный на учении И. Бентама, английского экономиста. Представители данного подхода считают, что государство должно стремиться к обеспечению наибольшего счастья для возможно большего количества членов общества. При этом они исходят из того, что функции полезности у разных людей различаются. Следовательно, получать большую часть общественного богатства должен тот, кто получит большую полезность. Максимизация же общественной полезности достигается при пропорциональном его распределении в соответствии с функциями полезности каждого члена общества.
4. Рыночный подход. Он основан на соответствии дохода владельца каждого фактора производства предельному продукту, полученному от его использования. Таким образом, значительная дифференциация доходов признается допустимой. Социальная справедливость по общему определению – это степень равенства уровней жизни различных людей, классов и групп, предопределенная уровнем материального и духовного развития общества [7].
Социальная справедливость по общему определению – это степень равенства уровней жизни различных людей, классов и групп, предопределенная уровнем материального и духовного развития общества.
Проблема регулирования социальной дифференциации стоит как перед развитыми, так и перед странами с переходной экономикой, и в последнее время она становится острее. Для России данная проблема приобретает особую актуальность. Определение направлений развития социальной политики в нашей стране должно основываться на анализе существующих моделей социальной политики.
Говоря об оптимальной социально-экономической модели для России необходимо иметь в виду, что современная социальная политика требует достаточно сложного механизма и нельзя опираться только на одну экономическую модель. Этот механизм должен способствовать переходу людей из аутсайдерских групп в самореализующийся социальный сектор и включать элементы государственных социальных гарантий и поддержки [1].
Социальные гарантии, распространяясь на все общество, должны обеспечивать равные стартовые условия для каждого члена общества. В России тяжелое экономическое положение ограничивает возможности государства лишь минимально допустимым набором пособий для отдельных категорий населения и мерами неотложной помощи попавшим в экстремальные ситуации. Социальная поддержка отличается от социальных гарантий заявительным принципом их предоставления [2]. Для получения такой поддержки население должно предпринимать собственные усилия для поиска путей решения своих проблем, то есть помощь оказывается тем, кто на деле стремится преодолеть свои трудности, а не тем, кто полагается только на помощь государства.
Сокращение дифференциации доходов до ее оптимального уровня возможно за счет ограничения сверхдоходов и сокращения числа бедных. Меры по пресечению недобросовестных источников богатства, расширению сферы перераспределительных отношений должны сочетаться с мерами по сокращению масштабов бедности.
Борьба с бедностью и ее профилактика является важнейшей стратегической задачей социальной политики страны. В мировой практике выработано два подхода к решению данной проблемы.
Первый используется в развитых странах с высоким уровнем жизни и социальных гарантий, и предполагает обеспечение основных минимальных доходов (заработной платы и пенсий), соответствующих принятым в обществе стандартам потребления. Второй подход – система адресной социальной помощи тем, кто находится в худшем положении относительно других. В развитых странах она может применяться в качестве дополнительной для тех лиц, которые оказались в неблагоприятных жизненных условиях [13]. Для развивающихся стран данный подход является основным, предполагая предоставление социальной помощи. Для многих развитых стран характерно наличие системы профилактики бедности.
В современных условиях борьба с бедностью признается обязанностью любой страны. Содержание и направленность программ борьбы с бедностью будет зависеть от выбранной стратегии. Стратегия эффективной борьбы с бедностью возможна только при росте производства и источников получения дохода (трудовой деятельности и предпринимательства).
При определении стратегии борьбы с бедностью следует проводить различия между понятиями «помощь бедным» и «борьба с бедностью». Первая связана с поддержкой тех, кто в данный момент в этом нуждается и предполагает выделение части национального дохода для адресной социальной помощи. Основными задачами здесь являются изыскание необходимых средств, а также наиболее дешевых и эффективных каналов распределения адресной социальной помощи.
Борьба с бедностью призвана решать более широкий круг задач. Кроме предоставления социальной помощи здесь необходимы меры по сокращению числа бедных и предупреждению его увеличения. Экономическая политика должна содержать социальную составляющую, направленную на обеспечение роста доходов населения на основе оживления производства. Кроме того, она должна предполагать наличие механизмов перераспределения дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения и профилактики бедности для категории лиц со средними доходами.
Критерием оценки правительственных программ должно быть увеличение доли реальной заработной платы в ВВП. Труд производит доходы не только на собственное содержание, но и на содержание общества и государства. Важно сформировать справедливые стоимость труда, потребительские цены, налоги, надлежащие стимулы. Совершенствование механизмов распределения и перераспределения позволит успешные результаты труда направить на поддержку малообеспеченных слоев населения [9].
Осознание необходимости перестройки социальной политики привело к некоторым позитивным тенденциям в ее развитии за последние несколько лет. Современные программы социально-экономических реформ Правительства Российской Федерации нацелены на обеспечение последовательного повышения уровня жизни населения, снижение социального неравенства и сокращение масштабов бедности. В соответствии с реформами, экономическая база преодоления бедности должна формироваться на основе экономического роста, развития производственного потенциала экономики, укрепления финансовой и бюджетной системы, развития межбюджетных отношений. В рамках совершенствования политики доходов населения стратегической задачей государства является существенное повышение уровня заработной платы, пенсий, социальных пособий.
2.2. Модель социально-экономической государственной политики РФ
В основе экономической политики современной России лежит определенным образом, переработанный опыт 1990-х годов вообще и преодоления кризиса 1998 года в частности.
Основными элементами этой политики являются:
1) Обеспечение политической и социальной стабильности как условие sine qua non.
2) Постепенное повышение роли государства как источника этой стабильности. Это проявляется по крайней мере в трех формах:
— рост государственной собственности;
— рост бюджетных доходов и расходов;
— компенсация недоверия к финансовым институтам развитием государственных финансовых структур.
3) Бюджетная сбалансированность на фоне растущих доходов и расходов бюджета. Впрочем, бюджетная сбалансированность является довольно искусственным элементом, когда ключевым фактором выступает экспансия государства. Соответственно, остановка роста доходов приводит к переходу к дефицитному бюджету.
4) Политика сдерживания укрепления валютного курса при сохранении высокой инфляции и высоких процентных ставок. В ней видели источник стимулов для отечественных производителей.
5) Широкий доступ государственных, квази-частных и частных фирм к международному рынку капитала. Высокая стоимость кредита внутри страны уравновешивается возмлжностью заимствовать на мировом рынке.
6) Государство выступает важнейшим источником спроса в экономике. Прежде всего это спрос со стороны средних и бедных слоев населения, связанных с государственным бюджетом – пенсионеры, безработные, государственные служащие и военные, а также примыкающие к ним работники госкорпораций. Существенную роль играет финансирование силовых структур, как в части содержания военнослужащих, так и закупки вооружений. Особенно это усилилось в ходе глобального кризиса 2008-2010 годов.
7) Ограниченность государственных инвестиций в инфраструктуру. Понимая высокий уровень коррупции в этом секторе, правительство весьма осторожно в своих инфраструктурных вложениях – в отличие от социальных расходов.
8) Поддержка крупных и неэффективных предприятий как фактор преодоления социальной дестабилизации.
9) Соответственно, политические и административные ограничения на высвобождение занятых из неэффективных производств. Это препятствует структурному обновлению экономики.
10) Сведение административной реформы к постоянному уточнению круга функций, выполняемых различными государственными органами при отказе от пересмотра системы государственного управления по существу [12].
11) Повышение налогов для обеспечения макроэкономической и социальной стабильности. Можно выделить ряд логических следствий из этой экономической политики. Экономика, основанная на государственном спросе, принципиально более склонна к сохранению и поддержанию монополий, а также к инфляции. Монополии будут обеспечивать стабильность экономико-политической ситуации, хотя и ценой более низкого качества товаров и услуг при более высокой инфляции. Доминирование государственного спроса смягчит потребность экономических агентов в снижении инфляции, поскольку государственные инвестиции будут более важны, чем частные, а именно для частного инвестора более важна низкая инфляция как предпосылка снижения процентных ставок.
Современные риски и проблемы социально-экономического развития России связаны как с рядом объективных тенденций и вызовов, так и с продолжением курса на «экономику спроса».
1) Перспективы экономического роста при снижающейся численности населения страны. Современный экономический рост не знает прецедентов устойчивого и длительного его поддержания без роста населения. Это не означает принципиальной невозможности такого феномена, тем более в условиях нарастания глобализации.
2) Бегство из страны среднего класса и политической элиты. Налицо exit strategy у значительной части населения – причем населения образованного и богатого. Причины – в низком уровне безопасности личности и собственности, а также в неверии в возиожность определять характер политической жизни в стране.
3) Зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры, которая не поддается контроль со стороны российского общества или властей. Перспектива падения цен на энергоресурсы как по технологическим, так и чисто конъюнктурным причинам, остается реальной. Это создает базовую неустойчивость социально-экономической стратегии страны.
4) Наличие источника дешевых денег (windfall money), не связанных с ростом производительности труда, ведет к деградации политических и экономических институтов.
5) Риски бюджетного кризиса. Бюджетный дефицит при высоких ценах на нефть создает серьезные потенциальные угрозы для экономической и политической стабильности.
Требуется выработка новой модели экономического роста. Модели, основанной на стимулировании предложения товаров и услуг, то есть на создании условий для успешного функционирования и развития агентов экономической жизни. Можно выделить следующие основные элементы этой модели. Во-первых, снижение, а не рост бюджетной нагрузки к ВВП, то есть снижение расходов бюджета и налогов. Практически все успешные примеры догоняющего развития в постиндустриальном мире происходили в странах с бюджетной нагрузкой ниже, чем в странах самых передовых. Во-вторых, валютная политика должна быть благоприятна для инвестиционного процесса. Это означает поэтапное продвижение к превращению рубля в региональную резервную валюту. В связи с тем, что существенно снижается эффективность стимулирования внутреннего производства путем сдерживания укрепления курса национальной валюты, необходимо на практике перейти к таргетированию инфляции, что позволит удерживать процентные ставки на приемлемом для инвесторов уровне. В-третьих, глубокая структурная трансформация отраслей человеческого капитала (социального сектора), прежде всего — пенсионной системы и здравоохранения. Реформа их должна быть нацелена не на достижение фискальных эффектов, а для повышения их устойчивости в соответствии с демографическими и финансовыми реалиями постиндустриального времени. В-четвертых, обеспечение открытости экономики как важнейшего условия стимулирования внутренней конкуренции [18].
Таким образом, в настоящее время перед Россией открывается два варианта социально-экономической политики.
Первый вариант предполагает развитие существующей модели роста и ее адаптации к появляющимся вызовам по мере их появления. Государство в этой конструкции является основным источником роста – и как источник ключевых финансовых ресурсов, и как нейтрализатор «рыночной стихии», и как держатель ключевых институтов, необходимых для экономического роста.
Государство определяет приоритеты, концентрирует на них политический и финансовый ресурс, выстраивает финансовую систему, опираясь на принадлежащие государству банки и биржи, напрямую руководит ключевыми производственными компаниями. Государственный спрос не только на товары и услуги, но и на институты, оказывается здесь системообразующим. От государства же зависит в значительной мере и спрос домохозяйств.
Второй вариант предполагает усиление роли частных источников роста. Они должны замещать и постепенно вытеснять государство из предпринимательской зоны. Государство должно создавать максимально благоприятные условия для функционирования частных экономических агентов, стимулировать их интерес к развитию, то есть стимулировать предложение товаров и услуг на рынке. Эта дихотомия хорошо известна из экономической теории и из экономической истории. Она возникла задолго до появления современного глобального кризиса.
2.3. Рейтинговые оценки эффективности социальной политики
К основным мероприятиям социальной политики, проводимым в России в последнее время, можно отнести следующие:
1) разработка и реализация приоритетных национальных проектов («Доступное и комфортное жилье – гражданам России», «Образование», «Здоровье» и др.);
2) повышение заработной платы и пенсий до уровня прожиточного минимума;
3) программа «Материнский (семейный) капитал»;
4) увеличение социальных налоговых вычетов по НДФЛ для различных социальных групп населения;
5) поддержка занятости населения и малого бизнеса путем выделения начального капитала [11].
Для анализа эффективности социальной политики необходимо рассмотреть ряд важных показателей, таких как индекс развития человеческого потенциала, индекс физического объема ВВП на душу населения, ожидаемая продолжительность жизни при рождении, удельный вес численности безработных, удельный вес расходов государственного бюджета на социальную политику и естественный прирост населения, и сравнить их значения в нашей стране с уровнем в других странах. Эти показатели рассчитаны и представлены на рисунке 1.
Индекс физического объема ВВП на душу населения – отношение ВВП на душу населения сопоставляемой страны к соответствующим показателям базисной страны. В нашей стране он также значительно меньше. Если сравнивать с Францией, то он меньше почти в 2 раза, а если со Швейцарией и США, то в 2,3 раза. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в России также заметно отстает от других стран. По сравнению с Японией люди в нашей стране живут на 15,8 лет меньше. В Швейцарии люди также живут дольше, чем в России на 14,4 года. Удельный вес безработных в России также довольно высок и составляет 6,3% (4791000 чел.) от экономически активного населения, а в Швейцарии этот показатель равен только 3,4%, в Японии 4%. Естественный прирост населения в России отрицательный и равен минус 1,8, (то есть умерло на 1000 чел. – 14,2, родилось – 12,4) в то время как во Франции он равен 4,3, а в США 5,4.
Рисунок 1. Основные показатели, характеризующие эффективность социальной политики государства.
Еще одним важным показателем, характеризующим эффективность социальной политики государства, является удельный вес населения, находящегося за чертой бедности, представленный на рисунке в виде гистограммы. Из рисунка 2 видно, что в нашей стране 13,4% населения находятся за чертой бедности. Это довольно высокий процент. Тогда как в Китае только 2,8% живут в нищете, а в братских нам странах Белоруссии и Казахстане эта цифра также намного ниже, 5,9% и 8,2% соответственно.
Рисунок 2. Удельный вес населения, живущего за чертой бедности, %
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы. Социальная политика, проводимая в Российской Федерации в последние годы, дает положительные результаты, но, как видно из таблицы показателей эффективности социальной политики и из рисунка, отражающего удельный вес населения, живущего за чертой бедности, они недостаточны, чтобы считать социальную политику России эффективной.
Основные показатели в России ниже, чем в других странах. Это говорит о том, что нам есть к чему стремиться. Чтобы стать развитой страной, эффективная социальная политика просто необходима, ведь страна считается развитой только тогда, когда население получает хорошие доходы, когда качество образования и медицинского обслуживания находится на высоком уровне [10].
Заключение
Подводя итог работе необходимо выделить следующие аспекты. Социальная политика — это, по существу, еще один инструмент политического воздействия, с более благоприятными последствиями для тех членов общества, на которых она направлена. Она направлена на установление стабильности удовлетворения потребностей социальных институтов и групп, в то же время, принося пользу не только им, но и той ветви власти, которая ее обеспечивает. Исходя из этого, каждое государство проводит свою социальную политику: учитывая настоящее благосостояние социума, экономическое положение страны, цели, которые следует достигнуть.
Социальная политика — это составная часть внутренней политики любого государства. Ее цель — воздействие государственных институтов на социальные взаимоотношения. Несмотря на определение и термин, социальная политика гораздо ближе к экономике, чем может показаться. Это продиктовано перечнем самых разнообразных причин.
Структура социальной политики состоит из следующих элементов: социальное обеспечение, социальная работа, социальная защита, социальная помощь; медицинское страхование, здравоохранение; жилищная политика, бытовое и коммунальное обслуживание граждан; поддержка семьи, материнства и отцовства, детства; охрана окружающей природной среды; поддержка престарелых и инвалидов; федеральное и местное обустройство беженцев, переселенцев и остальных мигрантов.
Из этого списка можно выделить области, в которых действует социальная политика. Сферы ее воздействия, следующие: сфера образования; здравоохранения; труда; культуры; занятости. Все эти сферы, к которым напрямую относится социальная политика, области ее деятельности, создают одну большую, социальную, сферу. Ее называют объектом социальной политики — то, на что она направлена.
Таким образом, социальная политика — это деятельность, которая нацелена на: жизнеобеспечение населения; обеспечение социальной безопасности: отсутствие напряженности и конфликтов в обществе; социальное развитие общества: его структуры, благосостояния. Целей социальной политики достигают при помощи: социальных программ; системы социального обеспечения и социальных услуг.
Россия всегда имела свои особенный путь развития, и социальная сфера не стала исключением. В настоящее время создаются и разрабатываются множество законов и нормативных актов в сфере государственного регулирования экономики в социальной сфере, направленные на максимальное удовлетворение потребностей населения и обеспечения их комфортного проживания. Конечно, еще осталось множество проблем и нерешенных вопросов и есть, куда стремится, однако государство сделало огромный шаг к достижению максимально высокого уровня жизни и благосостояния российских граждан в рамках социальной политики.
Список использованной литературы
1. Авцинова, Г.И. Государственная политика в области социальной интеграции инвалидов: российский и зарубежный опыт / Г.И. Авцинова, В.И. Жуков, С.А. Фурсов. — М.: РГСУ, 2017. — 276 c.
2. Гулевич, О.А. Социальная психология справедливости: Бизнес, политика, юриспруденция. / О.А. Гулевич. — М.: Аспект-Пресс, 2017. — 254 c.
3. Жуковская, И. Ф. Повышение доходов ключевое направление социальной политики // Экономика образования. — 2016. — №4. — С.28.
4. Институты реализации социальной политики и услуг на макро и микроуровне / Н. А.Бердник, Ю. С. Котенко, Т. А. Макареня, С. В. Сташ // Инженерный вестник Дона. — 2017. — №4-2. — С.96.
5. Канаева, О.А. Социальная политика государства и бизнеса: Учебник / О.А. Канаева. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 343 c.
6. Марков, В. А. Приоритеты государственной социальной политики в контексте дифференциации потребления / В. А.Марков // Власть. – 2018. — № 5. — С. 14.
7. Мурджалов, Ф. Э., Гришин И. В., Сванидзе З. Я., Соболева И. В. «Типы социальной политики: концепции, практика» // Общество и экономика. -2016. — № 2. — 95 с.
8. Парамонов, В. В. Развитие России и формирование модели социальной политики / В. В. Парамонов // Социальное и пенсионное право. — 2018. — № 1. — С. 51.
9. Рябухина, Г. А. Социальная политика как партнерская ответственность государства и общества / Г. А. Рябухина // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). – 2015. — № 4. — C. 46.
10. Самыгин, С.И. Социальная политика: Учебник для бакалавров / С.И. Самыгин, И.А. Янкина, А.В. Рачипа. — М.: ИТК Дашков и К, 2015. — 224 c.
11. Сидорина, Т. Ю. История и теория социальной политики: учебное пособие. / Т.Ю. Сидорина. — 2-е изд., доп. — Москва: Издательский центр Российского государственного гуманитарного университета, 2017. – 554 с.
12. Современные макроэкономические проблемы России: учебное пособие для бакалавров и магистрантов / под ред. С. С. Носовой. — Москва: КноРус, 2017. – 476 с.
13. Социальная политика региона: теория и практика: учебное пособие / под ред. И.П. Скворцова. — Москва: КноРус, 2016. – 448 с.
14. Социальная политика: учебник для бакалавров/ под ред. Е.И. Холостовой, Г.И. Климантовой. — Москва: Юрайт, 2016. – 367 с.
15. Тавокин, Е.П. Социальная политика: Учебное пособие / Е.П. Тавокин. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. — 157 c.
16. Ташбекова И. Ю. Теоретико-правовые основы социальной политики государства // Бизнес в законе. — 2015. — №4. — С. 46.
17. Фёдорова, Н.В. Государственная и муниципальная социальная политика / Н.В. Фёдорова, О.Ю. Минченкова. — М.: КноРус, 2016. — 1016 c.
18. Холостова, Е. И. Социальная политика и социальная работа: учебное пособие / Е.И. Холостова. — 4-изд., перераб. и доп. — Москва: Дашков и К, 2016. – 204 с.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф