Скоро защита?
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Социальная защита населения РФ: состояние и регулирование (на примере Тюменской области)»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Сущность, направления и функции социальной защиты населения
1.2. Нормативно-правовое регулирование социальной защиты населения: его развитие и современное состояние
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Сравнительная характеристика социальной защиты населения Тюменской области и других регионов Российской Федерации
2.2. Основные направления развития социальной защиты населения в Тюменской области
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

В конституционном законодательстве определено основные права и свободы человека и гражданина, принципы их реализации и защиты. К таким можно отнести конституционные права социальной защиты и социального обеспечения.
Конституция РФ включает большое количество правовых норм, которые содержат словосочетания «социальная защита» и «социальное обеспечение». Тем не менее, однозначное понимание содержания этих правовых терминов отсутствует. Конституционные нормы, затрагивающие социальную защиту и социальное обеспечение, разбросано по нескольким статьям 1 и 2 главы Конституции РФ, их не выстроено в систему, не представлено их соотношение и взаимодействие, и, в конце концов, все же неясно правовое содержание данных категорий.
В настоящее время все больше значения в области регулирования социальной дифференциации принадлежит региональному и местному уровням государственной власти, которые находятся значительно ближе к нуждам и требованиям общества. В то же время стоит задача сформировать экономически активный тип гражданина, который рассчитывает на свои собственные силы, для которого государство — это защитник экономических и социальных прав.
В отличие от России в целом, в Тюменской области можно отметить довольно стабильную экономическую и социальную обстановку. При последовательном проведении социально активной политики появляется возможность вовремя решить особенно актуальные проблемы, относящиеся к малообеспеченным категориям граждан. Тем не менее, размытость пределов бедности, их масштабность определяют актуальность проблемы сохранить социальную стабильность трудоспособной части населения.
На протяжении всей истории наилучшие умы человечества прибегали не только к объяснению существования неравенства людей, но и предлагали свои способы и методики совершенного государственного устройства. Данной проблематике посвятили свои работы Платон и Аристотель, социалисты-утописты Т. Мор, А. Сен-Симон, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант. Чтобы дополнить характеристики социального неравенства, значительный вклад в эти идеи были внесены К. Марксом, М. Вебером, П.А. Сорокиным.
В то же время, невзирая на увеличение количества изданий и обширность подходов к разрешению социальных проблем, социальное регулирование дифференциации общества все также остается нерешенным вопросом, что и обуславливает актуальность исследования.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере деятельности государственных органов, обеспечивающих социальную защиту населения.
Предмет исследования является деятельность, государственных органов, обеспечивающих социальную защиту населения.
Целью исследования является анализ основных направлений социальной защиты населения в регионах Российской Федераций.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
— раскрыть сущность, направления и функции социальной защиты населения;
— исследовать нормативно-правовое регулирование социальной защиты населения: его развитие и современное состояние;
— дать сравнительную характеристику социальной защиты населения Тюменской области и других регионов РФ;
— охарактеризовать основные направления развития социальной защиты населения в Тюменской области.
Нормативной основой исследования являются Конституция РФ , Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» , иные нормативные правовые акты.
Работа состоит из введения, основной части, включающей две главы, заключения, а также списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. Сущность, направления и функции социальной защиты населения

Россия является социальным государством. Согласно ст. 7 Конституции РФ политика государства направлена создать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека, что можно осуществить, прежде всего, усовершенствовав социальное законодательство.
Значительные изменения, которые происходят в последнее время в социальной сфере, связаны с расширением данной сферы общества, повышением вниманием государства к обеспечению прав граждан и росту уровня их жизни. Обогащается сущность социальной функции государства, происходит признание конституционных приоритетов в этой сфере, развитие отрасли социального законодательства.
Согласно Конституции РФ (п. п. 1, 2 ст. 7, п. 1 ст. 38, ст. 41, а также ст. 38) право на социальное обеспечение является одним из важнейших прав человека и гражданина. Оно адресуется всему населению, сопровождает всех от момента его рождения и до конца жизни, так как в основание появления правовых отношений в сфере социального обеспечения положено такие события, как рождение человека, его смерть, болезнь, старость, безработица, потребность в социальной поддержке тогда, когда она нужна человеку из-за обстоятельств, которые не зависят от него .
Социальная политика – это главное направление внутренней политики государства, которое призвано обеспечивать стабильность общественной системы.
Социальная защита является системой, которая включает экономические, социальные, правовые, организационные, медицинские и технические меры относительно защиты населения от социальных рисков, ухудшающих качество жизни. Цель социальной защиты населения заключается в поддержании материального положения населения, создав при этом в государстве, регионе, организации социальные механизмы, фонды, включая страховые, и институты социальной защиты, в случаях и на условиях, которые установлены законодатель.
Право на социальное обеспечение, равно как и любое иное право гражданина, действенно, когда оно обеспечено возможностью его защиты.
На современном этапе развития Российского государства особенно остро стоит вопрос о защите конституционного права на социальное обеспечение и входящих в него субъективных прав конкретных граждан, что объясняется не только инфляционными процессами, существующими в экономике страны, но и непоследовательностью, разобщенностью, частой сменой содержания соответствующего законодательства, наличием коллизий правовых норм. Следствием этого является отсутствие устоявшихся решений в правоприменительной практике, а зачастую и ее противоречивость.
О необходимости обратить внимание на защиту права российских граждан на социальное обеспечение свидетельствуют многочисленные обращения получателей социальных выплат и услуг в различные государственные органы.
Например, из 24 тыс. писем, поступивших только за один год к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, жалобы на нарушение социальных прав составили 26,2% .
На современном этапе просматриваются две основные функции в системе государственной социальной защиты:
— социальные выплаты,
— система социального обслуживания одиноких, престарелых, инвалидов и других подобных категорий, основанные на принципе заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности.
Вместе с тем, социальную защиту нужно распространять на каждую категорию граждан посредством системы социальных гарантий.
Социальные гарантии является механизмом продолжительного действия, предусмотренного законом обязательства государства, направленным на реализацию конституционных прав населения. Основанием государственных социальных гарантий должны быть минимальные социальные стандарты.
Россия испытывает тяжелый кризис в социальной сфере. Он в большей степени является результатом и показателем значительной разнонаправленности действий органов государственного власти с интересами населения.
Кризис социальной сферы характерен не только для государства в целом. Социально-экономическая ситуация в регионах указывает на то, что мы имеем разбалансированную социальную сферу, угрожающую социальной напряженностью, что препятствует дальнейшему осуществлению экономических реформ и требует немедленно корректировать управление социальным развитием на федеральном и региональном уровнях .
Социальные гарантии населению обеспечиваются государством преимущественно при помощи соответственных механизмов социальной политики. Социальная политика проводится в основных сферах социальных отношений, включающих:
— оплату и охрану труда;
— рынок труда, занятость и безработицу;
— урегулирование доходов и потребление товаров массового спроса;
— пенсионное обеспечение;
— защиту социальных населения и другое .
При проведении социальной политики, немаловажно равномерно учесть все поле ее охвата, не забыв все перечисленные выше направления, выделив на некоторых этапах наиболее важные.
Социальная политика на федеральном уровне, уровне субъекта РФ и соответственных органов управления обладает рамочным, нормативно-задающим характером (происходит разработка и принятие соответствующих законов, указов, постановлений). В реальные дела социальную политику воплощают на уровне города, района, муниципалитета и организации.
Важнейший инструмент социальной политики страны – это социальная защита.
В общем социальную защиту можно считать механизмом, призванным оградить население от различного рода неблагоприятных для их действий со стороны социальной среды и смягчить их результаты. Сюда можно отнести защиту от вероятных нарушений прав и свобод личности от административного произвола, от преступных посягательств на жизнь, здоровье, собственность, честь и достоинство человека и от прочих вредоносных факторов.
В нынешних условиях российской реальности социальная защита нужна главным образом малообеспеченным, социально уязвимым и бедным слоям населения.
Социальное государство, имеющее характерные ему правовые механизмы, формы и методы, должно ограничить корыстные интересы тех категорий граждан, которые имеют значительное превосходство перед остальными в богатстве и силе, и оградить «социально слабые» категории граждан от произвола «социально сильных» .
Как свидетельствует мировой опыт, наиболее действенные системы социальной защиты населения и социального уравнивания их доходов состоят из налоговых перераспределений, государственных адресных выплат и пособий, обязательного социального страхования, пенсионного обеспечения и социальной помощи. В этом случае основной источник финансирования и общий регулятор системы социальной защиты — государство, так как оно занимается обслуживанием всего населения и располагает более низкими административными расходами, чем системы с участием частных институтов.
Важными элементами механизма социальной политики государства являются государственные социальные стандарты (ГСС), представленные социальными нормами и нормативами, обеспечивающими реализацию гарантированных социальных прав граждан и вместе с тем являющиеся ориентирами при реализации социально-экономической политики страны.
На сегодняшний день на практике при формировании бюджетов разных уровней применяют социальные нормы и нормативы по обширному кругу показателей.
Большая часть законодательно установленных социальных норм и нормативов предопределяет гарантии оказания социальных услуг (их уровень и соотношение) в отраслях социальной сферы (наука, образование, здравоохранение, культура и пр.). Тем не менее, этого в настоящее время является недостаточным .
Чтобы повысить уровень социальной защиты населения, действует государственная социальная стандартизация по всем главным направлениям социальной политики, которой предусматривается внедрение системы социальных норм и нормативов разного уровня, в том числе минимальных, рациональных и оптимальных.
Большая часть данных норм и нормативов — это обязательства государства перед разными категориями и группами граждан и должна им быть обеспечена за счет его финансовых ресурсов.
Размеры определенных государством социальных норм и нормативов пересматривают, учитывая темпы инфляции и имеющиеся экономические возможности .
Одной из основных задач социальной политики на современном этапе является социальная защита граждан от влияния отрицательных последствий рыночных отношений в экономике. Этим предполагается:
— поддерживать баланс между доходами граждан и товарными ресурсами;
— создавать возможности для усовершенствования жилищных условий населения;
— развивать сферу услуг для граждан, удовлетворять их спрос на качество товаров и услуг;
— расширять материальную базу укрепления здоровья граждан, повышения их образования и культуры .
Также немаловажное место в политике страны отводится обеспечению социальной справедливости в обществе.
Один из механизмов осуществления социальных программ заключается в разработке и превращении в жизнь разного рода социальных программ.
Социальные программы в нашем государстве реализуют на трех уровнях: федеральном, региональном и местном. Основная проблема реализации этих программ состоит в их недофинансировании. И вообще, они призваны решать уже давно наболевшие проблемы нашего общества
Таким образом, одной из актуальных проблем, которые стоят перед правовой системой России, является защита прав социально незащищенных категорий населения, таких как инвалиды, военнослужащие, ветераны, пенсионеры и т.п. Учитывая специфический статус, они требуют особенной защиты от нарушений их прав со стороны российского общества.
Особая защита прав указанных лиц обусловлена теми требованиями, которые закреплены в Конституции РФ, согласно ст. 2 которой на государство возложена обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ «в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». К сожалению, уровень этих гарантий оставляет желать лучшего.
Таким образом, можно сделать вывод, что социальная политика является одной из наиболее важных составляющих жизни каждого общества, но на уровень ее развития прямо влияет уровень развития данного общества. И, судя по всему, наше общество еще не развилось до такой степени, чтобы жить без потрясений.
Но государством предпринимаются разнообразные меры для смягчения этих потрясений, оно пытается совсем не допустить их появления. Здесь важно, чтобы старания в этом направлении исходили не только «сверху», но и «снизу», чтобы каждым из нас была осознана своя значительность в данном мире.

1.2. Нормативно-правовое регулирование социальной защиты населения: его развитие и современное состояние

Социальная защита населения является предметом правового регулирования со стороны международного право. К международным правовым актам следует отнести Декларацию о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, Конвенцию МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения»; Конвенцию 1962 года № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики»; Конвенцию 1975 года № 143 «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении работникам-мигрантам равенства возможностей и обращения», Конвенция Совета Европы от 11 мая 2011 г. № 210 «О предупреждении и пресечении насилия в отношении женщин и насилия в семье» и др.
Общая позиция международного сообщества, выраженная в 1985 г. в Декларации ООН о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают , закрепила право иностранцев, на законном основании проживающих в данном государстве, не только на равное обращение в сфере труда и равное вознаграждение, но и на охрану здоровья, медицинскую помощь, социальное обеспечение, в том числе социальное обслуживание.
В 2007 г. решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС была утверждена Концепция согласованной социальной политики , которая направлена на решение различных задач в социально-экономической сфере, в том числе на обеспечение достойного уровня и качества жизни населения.
Конвенцию МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» ратифицирована 42 государствами. Конвенция, установившая минимальные нормы социального обеспечения, не дает понятия социального обеспечения. Нет определения данного понятия и в российском законодательстве, хотя оно широко употребляется, в том числе в Конституции страны.
Наиболее часто в России под социальным обеспечением понимается материальное обеспечение в виде денежных выплат, льгот и услуг, предоставляемых пожилым и нетрудоспособным гражданам. Такое обеспечение предоставляется либо в основном за счет средств обязательного социального страхования, в том числе пенсионного страхования, либо за счет средств федерального бюджета. Соответственно, различается две организационно-правовые формы социального обеспечения. Первая охватывает работающее население, кроме отдельных его категорий из числа служащих, вторая – всех остальных граждан из числа занятого населения, а также тех, кто не осуществлял трудовую деятельность (социальное обеспечение не как работника, а как члена общества независимо от участия в трудовой деятельности) .
Все виды социального обеспечения, которые названы в Конвенции, относятся к социальному обеспечению и применяются в Российской Федерации. Многие специалисты, однако, полагают, что право на охрану здоровья и медицинскую помощь выходит за рамки традиционного понятия социального обеспечения ввиду особой его значимости и должно в связи с этим рассматриваться отдельно.
В свою очередь, цель Конвенции 1962 года № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» – принять ряд предложений о пересмотре Конвенции 1947 г. о социальной политике на территориях вне метрополии и создать тем самым возможность для независимых государств ее ратифицировать.
Конвенция определяет (провозглашает) общие положения, которыми должны руководствоваться независимые государства, образовавшиеся на территориях вне метрополий. Конкретных международных стандартов она не содержит, а провозглашенные в ней намерения давно восприняты развитыми странами, в том числе Российской Федерацией, а ранее – СССР.
В связи с вышеизложенным присоединение России к указанной Конвенции не имеет смысла.
Конвенция Совета Европы о предупреждении и пресечении насилия в отношении женщин и насилия в семье, также известная как Стамбульская конвенция, была открыта для подписания 11 мая 2011 г. в Стамбуле (Турция). В настоящее время Конвенция еще не вступила в силу. Российская Федерация до настоящего времени Конвенцию не ратифицировала.
Как региональный документ, открытый для ратификации и присоединения, Конвенции Совета Европы о предупреждении и пресечении насилия в отношении женщин и насилия в семье дополняет и расширяет стандарты, установленные другими региональными организациями по правам человека в этой области. Имея более комплексный характер, рассматриваемая Конвенция Совета Европы значительно усиливает меры на мировом уровне по предупреждению насилия в семье и по борьбе с насилием в отношении женщин.
Главной целью рассматриваемой Конвенции является предотвращение всех форм насилия в отношении женщин, в том числе защита женщин от преследования и насилия в семье (домашнего насилия), однако государства-участники могут также распространить ее действие на мужчин и детей. Конвенция впервые предлагает всеобъемлющее определение насилия в отношении женщин.
Таким образом, нормативно-правовая база о социальной защите в России является сложным конгломератом разрозненных законодательных актов, вследствие чего правоприменительная практика в данной сфере общественной жизни достаточно противоречива. Потому нужно поддержать многократно высказанное в юридической литературе предложение относительно объединения норм действующих актов, которые составляют правовой институт социальной защиты граждан государства, в один кодификационный акт – Социальный кодекс РФ. Эти кодексы уже приняли Германия, Франция и Боливия. Во Франции его лишь называют немного по другому – Кодекс социального обеспечения.
Тем не менее, нужно учитывать, что на результативность реализации права на социальную защиту влияет не только состояние законодательства. Прежде всего, это обуславливает уровень развития национальной экономики, наличие обоснованной социальной политики страны, решимость политического руководства государства искоренить нищету и бедность. По данному пути пошли многие страны, сюда можно отнести Австрию,
Великобританию, Германию, Данию, Люксембург, Нидерланды, Норвегию, Швейцарию, Швецию, Израиль, Новую Зеландию. Они располагают разветвленными системами социальной защиты граждан, финансируемыми за счет взносов организаций и сотрудников, а также из бюджетных средств. Вследствие этого у каждого появляется возможность на реализацию своего конституционного права на социальную защиту в полном объеме.
Правовой основой социальной политики в Российской Федерации является ст. 7 Конституции РФ, в которой закреплено, что «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
В РФ охраняются труд и здоровье людей, определяется гарантированный минимальный размер заработной платы, проводится государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, определяются государственные пенсии, пособия и другие гарантии социальной защиты.
Защита прав, в частности права на социальное обеспечение, является одним из вариантов реализации права в крайне специфической форме. Защита реализовывается при правомерной работе компетентных органов, главным образом, государственных, либо управомоченных лиц (представителей профсоюзов), которая направлена восстановить нарушенное право и устранить преграды к его исполнению. Формы и способы защиты устанавливает отраслевое законодательство (к примеру, Гражданский , Жилищный , Трудовой кодексы РФ ).
Ст. 2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к законодательству, которое регулирует социальную помощь, причисляет ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»; другие федеральные законы; законы и другие нормативно-правовые акты субъектов РФ.
В Федеральном законе «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» установлена правовая основа для установления прожиточного минимума в РФ и его учет при определении гражданам РФ государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при реализации прочих мер социальной защиты граждан РФ.
Другие федеральные законы представлены: Законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; ФЗ «О ветеранах»; ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Законом «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы»; ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» и т.п.
С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» . Этот закон принято вместо ФЗ от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».
Главные преимущества этого закона заключаются в:
– возможности выбрать поставщиков социальных услуг (государственные учреждения, прочие социально ориентированные организации разных форм собственности);
– широкой информационной открытости поставщиков социальных услуг;
– определении обстоятельств, при которых гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании;
– закреплении принципа реализации социального обслуживания, учитывая индивидуальную нуждаемость граждан в социальных услугах;
– введении социального сопровождения граждан при предоставлении социальных услуг (помощь в предоставлении таких услуг, как медицинская, психологическая, педагогическая, юридическая, социальная, которые не относятся к социальным услугам);
– введении государственного контроля в сфере социального обслуживания, расширении понятия общественного контроля.
Закон предусматривает переходные положения, согласно которым перечень социальных услуг не можно сократить сравнительно с перечнем, который действовал до вступления в силу закона, а условия их предоставления не можно ухудшить сравнительно с условиями, которые установлены по состоянию на 31 декабря 2014 года .
До 01.01.2015 в законодательстве о социальном обеспечении право на отдельные виды социального обеспечения не связывалось с конкретной продолжительностью проживания в стране. С указанной даты вступило в силу положение, согласно которому право иностранных граждан и лиц без гражданства на социальную пенсию по старости стало обусловливаться требованием постоянного проживания на территории РФ не менее 15 лет (ст. 11 Закона о государственном пенсионном обеспечении ). Данное законоположение свидетельствует о том, что понятие стажа по российскому законодательству о социальном обеспечении стало более объемным и приблизилось к его международно-правовому пониманию.
Попытка изменения и упорядочения терминологии, применяемой в законодательстве о социальной защите населения, нашла отражение в Федеральном законе от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ . Одной из основных его задач было приведение системы социальной защиты граждан в соответствие с принципом разграничения полномочий между различными уровнями публичной власти, а также принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой. При этом предполагалось также устранить неясность используемых понятий, в частности путем лингвистической, терминологической и (или) юридико-технической правки.
Однако реформирование лишь усугубило ситуацию.
1 января 2005 г., после вступления в силу Закона № 122-ФЗ, большинство льгот в натуральной форме были заменены денежными компенсациями. Соответственно, исключалось и само понятие «льгота», а вместо него вводились такие категории, как меры социальной поддержки, социальные гарантии. Но внесенные изменения и последующее правовое регулирование не решили проблему четкого разграничения названных правовых категорий. Поэтому важно попытаться их развести.
В научной литературе идея о кодификации законодательства о социальном обеспечении (в частности, о принятии социального кодекса, «рамочного» закона) обсуждается давно, были высказаны разные точки зрения, появилось даже специальное исследование, посвященное данному вопросу . Представляется, что необходимость принятия такого правового акта назрела.
По нашему мнению, в нем следует не только закрепить базовые понятия права социального обеспечения, но и провести четкое разграничение иных правовых категорий, в частности мер социальной защиты, мер социальной поддержки и социальных гарантий. Возможно, несмотря на изменения, внесенные Законом № 122-ФЗ в систему социальной защиты населения и ее понятийный аппарат, в таком кодифицированном акте снова будет использоваться понятие «льготы», как это сделано, к примеру, в социальных кодексах, принятых на региональном уровне.
В целях консолидации усилий органов государственной власти, организаций и граждан по обеспечению условий для устойчивого демографического развития страны Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351 была утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. Всем органам государственной власти и органам местного самоуправления муниципальных образований предписано руководствоваться положениями названной Концепции.
О том, что проблемы материнства и детства сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения, говорится и в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2016 – 2021 гг.
Кроме федеральных законов, по вопросам государственной социальной помощи издаются законы субъектов РФ, которые не должны противоречить федеральному законодательству.
Согласно Социальному кодексу Белгородской области меры социальной защиты предоставляются в форме мер социальной поддержки, социальных услуг, ежемесячных денежных выплат, социальных выплат (стипендий, пособий, субсидий); регионального материнского (семейного) капитала (ст. 9). Здесь, на наш взгляд, законодатель субъекта РФ путает формы предоставления благ по социальному обеспечению и виды социального обеспечения. Формы предоставления социальных благ – денежная или натуральная, а виды социального обеспечения – это пенсии, пособия и пр.
В этой системе предусмотрены и льготы, которые отнесены как к мерам социальной поддержки, так и к социальным услугам (ст. 10, 11). В Кодексе Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан закреплены меры социальной поддержки, которые предоставляются в денежной и натуральной форме, а льгота является видом мер социальной поддержки в натуральной форме (ст. 6) . Аналогичные кодексы приняты в Ярославской области и Санкт-Петербурге .
Следовательно, федеральный законодатель при подготовке и принятии кодифицированного правового акта в сфере социальной защиты населения может учитывать не только научные разработки, но и опыт кодификации и применения кодифицированного правового акта на региональном уровне. Как справедливо отмечает Е.Е. Мачульская, кодификация законодательства о социальном обеспечении позволит решить многие социальные проблемы и положительно отразится на системном развитии законодательства и права социального обеспечения .
Применительно к теме исследования назовем наиболее важные нормативные правовые акту Тюменской области. К ним, в частности, относятся:
— Закон Тюменской области от 02.12.2014 № 108 «О перечне социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг» ,
— Закон Тюменской области от 07.11.2014 № 88 «Об установлении размера предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно в Тюменской области» ,
— Постановление Правительства Тюменской области от 02.10.2014 № 506-п «Об утверждении Регламента межведомственного взаимодействия органов государственной власти Тюменской области в связи с реализацией полномочий Тюменской области в сфере социального обслуживания» ,
— Приказ Департамента социального развития Тюменской области от 25.09.2014 № 382-п «Об утверждении Порядка утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг» ,
— Постановление Правительства Тюменской области от 22.12.2019 № 664-п «Об утверждении государственной программы Тюменской области «Развитие отрасли «Социальная политика» до 2025 года» ,
— Распоряжение Правительства Тюменской области от 04.03.2018 № 274-рп «Об утверждении Регионального плана мероприятий («Дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения» на 2017-2021 годы».

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1. Сравнительная характеристика социальной защиты населения Тюменской области и других регионов Российской Федерации

При разграничении сфер исключительной и общей компетенции РФ, ее субъектов, муниципальных органов должна быть обеспечена комплексная социальная защита населения, т.к. это позволяет учесть региональные и местные особенности и (или) позволяет консолидировать усилия, в том числе финансовые средства, центра и регионов. При этом субъектами РФ и органами местного самоуправления средствами своего бюджета может быть повышен уровень социальных гарантий сравнительно с минимальным федеральным уровнем .
Характерными тенденциями, характеризующими современную законодательную базу социальной защиты граждан, являются уменьшение сферы ответственности федеральных органов власти по осуществлению социальных гарантий граждан.
Брянскую область традиционно можно считать регионом с неблагоприятной социальной обстановкой. В 2016 году больше 43% населения региона располагали доходами, которые меньше среднеобластного уровня, отношение среднедушевых доходов к прожиточному минимуму в многодетных семьях составляло 57%.
В городе Брянск на сегодня проживают около 120000 пенсионеров, 9% из которых имеют минимальную пенсию, 41000 инвалидов, из них 1740 детей-инвалидов, 1435 многодетных семей, 4104 матерей-одиночек, 699 детей-сирот.
Кроме этого, отрицательный социальный фон значительно обуславливается влиянием последствий катастрофы в Чернобыле, от которой Брянская обл. пострадала в наибольшей степени. На конец 2015 года 978 населенных пункта области с населением 350,9 тыс.чел. были расположены на радиоактивно загрязненных территориях, в т.ч 4 населенных пункта без жителей – в зоне отчуждения, 202 населенных пункта (77,9 тыс.чел.) – в зоне отселения, 237 (125,5 тыс.чел.) – в зоне проживания с правами на отселение и 535 (147,5 тыс.чел.) – в зоне проживания с льготным социальноэкономическим статусом. Уровень заболеваемости граждан этих районов по основным классам выше среднего показателя по области в 1,1–1,6 раза .
Следует отметить, что в настоящее время сложилась тенденция принятия региональных кодексов быстрее, чем федеральных. Так, в условиях необходимости обеспечения социальной защиты прав граждан в Белгородской, Ярославской, Воронежской, Волгоградской областях приняты социальные кодексы.
Ухудшение состояния между занятым населением и пенсионерами наблюдается в Курганской, Свердловской и Челябинской областях, в которых показатель численности занятых в экономике, приходящих на одного пенсионера, находятся выше среднероссийского. Практически во всех регионах уровень пенсионного обеспечения низкий, что проявляется в несоответствии коэффициента замещения пенсии рекомендациям МОТ, установившего значение данного показателя не ниже 40%. При этом во многих развитых регионах соотношение среднего размера пенсии и среднего уровня заработной платы составляет 60 – 70%.
Любопытно одно из недавних дел, которое было рассмотрено Конституционным Судом РФ по инициативе Законодательного Собрания Челябинской области. Его особенностью было признание Уставным судом Челябинской области нормы регионального закона не соответствующей Уставу (Основному закону) Челябинской области. Но Конституционный Суд РФ посчитал, что данная норма не противоречит Конституции РФ. Речь шла о праве пенсионеров, имеющих автомобили любой мощности, на налоговую льготу. В своем решении Конституционный Суд указал, что оспариваемое положение областного закона, отменившее сниженную налоговую ставку на легковые автомобили с мощностью двигателя более 150 л.с., не нарушает предписание Конституции РФ о законном установлении налогов и сборов и закрепленное ею разграничение компетенции между федеральными и региональными органами государственной власти. «Поправки, внесенные региональным законодателем, не могут расцениваться и как снижающие конституционно обусловленный уровень соцзащиты пенсионеров и как нарушающие их имущественные права». Вместе с тем Конституционный Суд РФ отметил, что региональный законодатель может усовершенствовать механизм предоставления пенсионерам (как социально уязвимой категории) налоговых льгот с учетом их социальной направленности.
Социальное обслуживание граждан, нуждающихся в соответствующих услугах, охватывает практически всех граждан пожилого возраста и инвалидов, зарегистрированных для надомного обслуживания. При значении соответствующего показателя по России 97,2%, в Тюменской области численность граждан, обслуженных на дому, составляет 99,4% от общей численности граждан пожилого возраста и инвалидов, зарегистрированных для надомного обслуживания. Лишь в Ямало-Ненецком автономном округе данный показатель ниже не только среднероссийского, но и среднего по Уральскому федеральному округу.
Региональное дополнительное социальное обеспечение имеют:
1) лица, замещающие государственные должности субъектов РФ;
2) государственные гражданские служащие субъектов РФ;
3) дети и семьи с детьми;
4) лица, имеющие особенные заслуги перед субъектом РФ; 5) прочие категории граждан.
Эти граждане обладают неодинаковым правовым статусом, различно и юридическое основание их дополнительного социального обеспечения. Высшие должностные лица субъектов РФ уже были упомянуты выше. То же самое относится и к депутатам законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта РФ. Их статус (это относится и к социальному обеспечению) должен определить федеральный закон.
Более трудным является дополнительное социальное обеспечение государственных гражданских служащих субъектов РФ. Имеются ввиду иные (не включая ежемесячные доплаты к страховым пенсиям) виды дополнительного социального обеспечения. Другое дело при пенсионном обеспечении этих лиц.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 закона № 79-ФЗ гражданскому служащему (и федеральному, и субъекта РФ) предоставляется право на государственное пенсионное обеспечение согласно федеральному законодательству.
В это же время согласно ч.1 ст.7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» устанавливается право на пенсию за выслугу лет только федеральным гражданским служащим. В ч. 4 ст. 7 этого закона установлено, предоставление права на пенсию государственным гражданским служащим субъекта РФ за счет средств бюджетов субъектов РФ определяют законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Эти положения противоречат приведенным выше нормам ст. 14 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и выступают основанием разногласий в пенсионном обеспечении гражданских служащих в разных субъектах РФ.
Так, в некоторых субъектах пенсионные выплаты гражданским служащим называют ежемесячные доплаты к пенсиям (Удмуртская Республика, Ямало-Ненецкий АО), в некоторых – пенсии за выслугу лет (Пермский край, Свердловская обл., Московская обл., Ханты-Мансийский АО). Существенная разница имеется при пенсионном обеспечении и величинах выплат.
В противоположность от дополнительного социального обеспечения лиц, которые замещают государственные должности субъектов РФ, и гражданских служащих субъектов РФ, дополнительное социальное обеспечение остальных категорий граждан средствами бюджетов субъектов РФ одобряется.
Например, дополнительное социальное обеспечение детей и семей с детьми в субъектах РФ включает выплаты, натуральные предоставления и услуги сверх предусмотренных законодательством на федеральном уровне.
Согласно Закону Свердловской области от 23 октября 1995 г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» выплату социальных пособий получают беременные женщины, родители детей-инвалидов, обеспечиваются молочными продуктами дети 1-2 года жизни и пр. Дополнительное социальное обеспечение многодетных семей в Свердловской обл. реализовывается согласно закону Свердловской обл. от 20 ноября 2009 г. № 100-ОЗ «О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области». Имеются ввиду ежемесячные пособия на проезд по области, компенсация расходов на оплату коммунальных услуг, бесплатное обеспечение лекарственными средствами и пр.
В остальных субъектах РФ дополнительное социальное обеспечение детей и семей с детьми реализовывается, учитывая сложившеюся демографическую ситуацию в каждом субъекте РФ.
В Пермском крае, где можно заметить естественный спад населения, проводится реализация региональных проектов: «Качественное здравоохранение», «Семья и дети Прикамья», «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера» и пр.
Значительные меры дополнительного социального обеспечения устанавливаются в Ленинградской обл. (Закон Ленинградской области от 17 ноября 2006 г. № 134-оз «О социальной поддержке многодетных и приемных семей в Ленинградской области»), в Республике Крым (Закон Республики Крым от 17 декабря 2014 г. № 39-ЗРК/2014 «О социальной поддержке многодетных семей в Республике Крым»), Республике Калмыкия (Закон Республики Калмыкия от 26 декабря 2011 г. № 324-IV-З «О региональном материнском (семейном) капитале».
Во многих субъектах РФ дополнительное социальное обеспечение имеют и другие категории населения. К ним относят: почетных граждан субъектов РФ; ветеранов труда субъектов РФ; спортсменов-ветеранов; представителей малочисленных народов Севера; бывших военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов; лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф и пр.
Завершая рассмотрение регионального дополнительного социального обеспечения, необходимо проанализировать два проблемные вопросы. Во-первых, это относится к ежемесячному пособию на ребенка. Размеры данного пособия в субъектах РФ так малы (200-500 руб. в месяц), что говорить о его присутствии нужно только очень условно. Правительств РФ должно решить вопрос относительно условий назначения и размера пособия на детей, чтобы данное пособие смогло действительно обеспечивать помощь семье с детьми. Второй вопрос относиться к региональному правотворчеству в форме кодексов социального обеспечения. Данные кодексы принято в г.
Санкт-Петербург, Ярославской, Омской и Белгородской обл.
По нашему мнению, если можно говорить о федеральном кодексе социального обеспечения, то о региональном кодексе – маловероятно. Нужно согласиться с Ю.В. Васильевой относительно того, что имеется неравномерность в социально-экономическом развитии разных субъектов РФ, невысокое качество нормотворческой работы во многих из них, отсутствие необходимого опыта и т.п. Вследствие этого проблематично полноценно регулировать кодексы субъектов РФ .
Рассмотрение сути вышеуказанных социальных кодексов субъектов РФ удостоверило верность замечаний Ю.В. Васильевой. Вместе с тем можно отметить, что с практических позиций данные кодексы обладают несомненными преимуществами, поскольку дают возможность в одном законодательном акте сосредотачивать положения о разных видах социального обеспечения в субъекте РФ. Тем не менее, недостаток данных кодексов заключается в отсутствии в них положений о социальном обеспечении лиц, которые замещают государственные должности субъектов РФ, гражданских служащих субъектов РФ, а также о поддержке занятости граждан в субъекте РФ.
Из вышеизложенного материала можно сделать выводы о том, что систематизировать нормативный материал относительно регионального дополнительного социального обеспечения является крайне желательно. Но целесообразно проводить систематизацию не в форме региональных кодексов, а в форме Свода законодательства (либо нормативно-правовых актов) субъектов РФ о социальном обеспечении (либо о социальной защите населения).

2.2. Основные направления развития социальной защиты населения в Тюменской области

В 2017 году в Тюменской области наблюдается рост промышленного производства. Осуществлялась реализация перспективных инвестиционных проектов. Продолжился рост численности населения области. Уровень безработицы (по методологии МОТ) за IV квартал 2016 года составил 5,2%. Численность официально зарегистрированных безработных на 1 января 2017 года – 4701 человек, уровень регистрируемой безработицы – 0,67% от численности рабочей силы. Коэффициент напряженности на региональном рынке труда – 0,3 человека на 1 вакансию.
Стабилизирующее влияние на состояние занятости населения региона оказывают мероприятия государственной программы Тюменской области «Содействие занятости населения и регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений».
В целях обеспечения информационно-разъяснительной работы по вопросу реализации Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) в регионе правительством Тюменской области принято распоряжение от 31.10.2014 № 1947-рп «Об утверждении Плана информационно-разъяснительной работы среди граждан, получателей социальных услуг, поставщиков социальных услуг о порядке и условиях предоставления социальных услуг с 1 января 2015 года, требованиях к организации социального обслуживания и других положениях, которые предусмотрены Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
В рамках исполнения Плана в Тюменской области в 1 полугодии 2016 г. проведен ряд широкомасштабных мероприятий по информационно-разъяснительной работе с населением, получателями социальных услуг, работниками организаций социального обслуживания, общественными некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность в социальной сфере, поставщиками социальных услуг и др. В ежеквартальном режиме департаментом социального развития Тюменской области (далее – Департамент) обеспечено проведение оценки и мониторинга данной деятельности.
По итогам проведенного анализа эффективности данной работы установлено, что на всей территории Тюменской области запланированные мероприятия выполнены в полном объеме (100%), а именно:
1) организовано более 50 встреч с руководителями территориальных общественных организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, по вопросам реализации Федерального закона на территории Тюменской области, в которых приняли участие более 600 представителей общественности;
2) состоялось 30 заседаний межведомственных комиссий по вопросам повышения качества жизни пожилых людей, на которых обсуждались вопросы эффективности «социального сопровождения» и профилактики обстоятельств, обуславливающих нуждаемость гражданина в социальном обслуживании, количество участников более 300 чел.;
3) организована работа по разъяснению посетителям клубов, функционирующих на базе организаций социального обслуживания, университетов третьего возраста, школ по уходу за тяжелобольными гражданами, школ активного долголетия на базе медицинских организаций, вопросов реализации Федерального закона, охват более 3000 участников;
4) проведено около 50 собраний коллективов организаций социального обслуживания для обсуждения актуальных вопросов, выявленных по итогам 2015 года, реализации Федерального закона, в которых приняло участие более 1200 сотрудников организаций;
5) проведено более 25 заседаний попечительских советов организаций социального обслуживания, родительских комитетов, созданных в психоневрологических интернатах Тюменской области, на которых проходило обсуждение вопросов реализации в учреждениях Федерального закона, выдано более 400 информационных материалов (буклеты, листовки), а также другие мероприятия, предусмотренные Планом .
В рамках исполнения Плана Департаментом на областном уровне проведен ряд широкомасштабных информационно-разъяснительных мероприятий, а именно:
1) организована работа общественной приемной заместителя губернатора Тюменской области, директора Департамента на сайте «Мой портал» в онлайн-режиме, в ходе работы которой пользователям были даны разъяснения о новой системе социального обслуживания, ее преимуществах для граждан;
2) организована работа телефона горячей линии по социальным вопросам (поступило более 120 обращений о системе социального обслуживания);
3) проведен пресс-тур в ходе, которого журналисты СМИ Тюменской области познакомились с предоставлением социальных услуг семьям с детьми, в том числе семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями;
4) подготовлены и размещены в областных, районных и городских СМИ материалы, посвященные разъяснению актуальных для населения Тюменской области вопросов, связанных с реализацией Федерального закона, в т.ч. о деятельности негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги населению (опубликовано 30 материалов);
5) опубликованы ответы на поступающие от населения области в редакции газет вопросы (подготовлены ответы на 40 вопросов, поступивших в редакции областных газет «Ямская слобода», «Тюменская область сегодня», «Трудовая Тюмень»);
6) подготовлены в региональный телеэфир новостные сюжеты, посвященные предоставлению социальных услуг в рамках нового законодательства (вышло 15 новостных сюжетов);
7) создан на официальном портале органов государственной власти Тюменской области (www.admtyumen.ru) на странице Департамента раздел, посвященный реализации Федерального закона. В разделе, в том числе, размещаются федеральные и региональные нормативные правовые акты, реестр поставщиков социальных услуг, регистр получателей социальных услуг, а также новости по данному направлению;
8) организованы встречи с руководителями областных общественных организаций по вопросам реализации Федерального закона на территории региона, в т.ч. по вопросам развития рынка социальных услуг путем привлечения негосударственных организаций (4 встречи);
9) ежемесячно проводилось в соответствии с поручением Минтруда России анкетирование получателей социальных услуг (по итогам 1 полугодия 2016 года 100% опрошенных удовлетворены полученными услугами и не испытывали трудностей при их получении, 100% опрошенных граждан удовлетворены доступностью информации об оказываемых услугах и информации о Федеральном законе);
10) продолжено обеспечение бесперебойной работы телефона горячей линии по социальным вопросам Информационно-справочной службы по Тюменской области, а также другие мероприятия, предусмотренные Планом.
Пользователи интернет-портала nashgorod.ru в режиме онлайн имеют возможность получать консультацию заместителя директора Департамента по интересующим их вопросам, связанным с реализацией Федерального закона (в 1 полугодии 2020 года подготовлены и опубликованы ответы на 61 обращение). С 2014 года для пользователей официального портала органов государственной власти Тюменской области работает электронный сервис «Интернет-приемная департамента социального развития Тюменской области». С помощью данного сервиса граждане могут направить личное обращение в адрес руководителя Департамента, поделиться мнением по поводу работы поставщиков социальных услуг, выразить пожелания и предложения по поводу организации работы.
В 2015 году в социальной сети «В контакте» создана официальная группа Департамента, в которой публикуются новости и видеосюжеты по направлениям деятельности Департамента, в том числе по реализации Федерального закона (в группе состоит 466 пользователей, количество записей на стене – 1334).
Также в 2015 году запущен информационный портал для людей золотого возраста «Старшее поколение», работает в регулярном режиме. Одни из важнейших разделов портала – «Медицина», «Социальное обслуживание», «Пенсия и финансовая грамотность», «Юридическая помощь», «Трудоустройство старшего поколения» и т.д. В среднем за день портал посещают около 100 человек.
В области с 2005 года ведется работа по усилению принципов адресности и нуждаемости. При предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан (сегодня их в регионе почти 450 тыс. человек) активно используются электронные базы данных, в которые в настоящий момент уже занесены данные о 84% населения региона.
Особое внимание, как и в других субъектах, уделяется старшему поколению и, в первую очередь, ветеранам Великой Отечественной войны (их в области более 15 тыс. человек). Комплексная поддержка ветеранов включает предоставление и ремонт жилья, санаторно-курортное лечение, материальную и социальную помощь.
В Тюменской области значительные меры принимаются и по обеспечению социального благополучия семьи и детства – именно это лежит в основе стабильности всего общества. Проводимая региональным правительством системная политика поддержки семей с детьми, формирования перспектив развития каждого ребенка – его образования, воспитания, самореализации – работает на результат.
Также выстроена система инновационной деятельности, направленной на профилактику семейного неблагополучия, преступлений среди несовершеннолетних. Реализуются дополнительные меры по противодействию преступности среди несовершеннолетних. Так, с апреля 2016 года на базе учреждений социального обслуживания населения действует Служба инспекторов по охране детства, в которую входит около 60 специалистов, работающих во всех муниципальных образованиях. Уже первые месяцы работы новых специалистов привели к снижению подростковой преступности среди учащихся общеобразовательных организаций. В 2019 году стартовали еще 2 крупных областных проекта, направленных на профилактику правонарушений среди несовершеннолетних. За полгода проведено свыше 3,2 тыс. мероприятий, в которые были вовлечены около 4 тыс. семей с детьми, что в два раза больше запланированного.
Еще один момент, о котором стоит сказать, – естественный прирост населения. Количество семей с детьми увеличилось с 2014 года почти на 5% и сейчас их более 228 тыс. Увеличивается и количество многодетных семей – с 8 тыс. в 2008 году до 21,5 тыс. к концу 2020 года. Этому способствует введение на региональном уровне дополнительных мер социальной поддержки: с 2012 года в виде регионального материнского (семейного) капитала, а с 2013 года в виде ежемесячной денежной выплаты на 3-го ребенка и последующих детей, а также единовременной выплаты на приобретение (улучшение) жилья семьям при рождении одновременно 3 и более детей.
Опыт Тюменской области ярко продемонстрировал реальную возможность решения проблемы социального сиротства. С 2008 года 95,6% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, живут в семьях. С 2012 года в регионе работает передвижная фотовыставка «Галерея детства», благодаря которой за 5 лет почти 120 детей обрели семью. Впервые в 2016 году была апробирована новая форма общественного контроля – проведен мониторинг соответствия организаций для детей-сирот требованиям, установленным действующим законодательством с выездом в организации.
С 2010 года в регионе создана специализированная служба по организации отдыха и оздоровления населения. Благодаря работе по укреплению материально-технической базы, в том числе строительству, реконструкции и капитальному ремонту зданий и сооружений, установке новейших систем автоматических пожарных сигнализаций, а также медицинского и реабилитационного оборудования, сохранена и развивается сеть оздоровительных организаций. Все это помогает обеспечить один из самых высоких в России уровней эффективности оздоровления – 96%. В 2013 году после завершения строительства начал работу детский загородный оздоровительный центр «Олимпийская Ребячка» на 240 мест.
В Тюменской области ведется системная работа по социальной и медицинской реабилитации людей с ограниченными возможностями, причем с самого рождения ребенка. Уже доказали свою эффективность службы ранней помощи детям с нарушениями в развитии.
Важное направление – создание комфортных условий для инвалидов. Сегодня в регионе ни один вновь строящийся или реконструируемый объект не принимается в эксплуатацию без соблюдения требований доступности для маломобильных групп населения. В целях адаптации уже построенных зданий сформирован единый областной реестр объектов социальной инфраструктуры, в настоящее время идет активная работа по их дооборудованию. Вопросы формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения в Тюменской области решаются в рамках программы «Доступная среда». За время реализации удалось увеличить процент приоритетных объектов, доступных для инвалидов, с 33 до 54,2%.
В рамках проведения оценки и мониторинга информационной работы с гражданами, получателями социальных услуг, работниками организаций сферы социального обслуживания, общественными организациями, осуществляющими деятельность в данной сфере, и другими заинтересованными органами и лицами по вопросам реализации положений Федерального закона за IV полугодие 209 г. установлено следующее.
В отчетном периоде запланированные Планом мероприятия выполнены в полном объеме, проведен комплекс широкомасштабных мероприятий как на областном, так и на муниципальном уровнях. Отмечу, что проведение вышеперечисленных мероприятий создаёт возможность популяризации деятельности организаций социального обслуживания, в том числе в рамках работы в новом правовом поле, способствует формированию положительного общественного мнения об их деятельности, повышает социальную активность населения, развивает интерес коммерческих структур к деятельности социальной сферы.
Мероприятия по информационно-разъяснительной работе среди населения, получателей социальных услуг, поставщиков социальных услуг, проводимые ранее, будут продолжены в следующем отчетном периоде.
Отметим, что социальное обслуживание в Тюменской области сложилось в систему, которая включает в себя большую сеть социальных организаций (52 организации). Благодаря этому, гражданам пожилого возраста и инвалидам, а также семьям с детьми оказываются услуги по уходу на дому и в отделениях дневного пребывания, предоставляется возможность проживания в домах-интернатах. В Тюменской области на протяжении семи лет очередность на социальные услуги по всем формам социального обслуживания отсутствует.
Но при всем этом, систему социального обеспечения области не можно считать идеальной.
Многими законами задекларировано права граждан на получение различных видов социальных выплат, но через сложное экономическое положение, по факту они не осуществляются и по сути выступают экономически не обеспеченными обязательствами. Вследствие этого изменению политики льгот принадлежит особая актуальность, она стает центральной в реформировании системы социальной защиты общества.
При наличии положительных моментов финансирования отрасли, нужно отметить и негативные стороны, что во-первых отражаются на небольшой зарплате сотрудников подведомственных учреждений. Даже учтя повышение почти в 1,5 раза тарифных ставок, заработная плата большей части сотрудников остается за пределом прожиточного минимума.
Кроме этого, существенную часть населения на юге Тюменской области можно отнести к категории малообеспеченных. Многие пенсионеры, инвалиды имеют доход меньше среднего уровня по области, что составляет 21% от общей численности населения.
Невзирая на уменьшение показателей уровня бедности населения, каждый 5-й гражданин требует оказания социальной помощи. Помимо этого, тысячи человек каждый год претерпевают стихийные бедствия, пожары, кражи имущества и денег, то есть сталкиваются с экстремальными условиями, с которыми справиться сами не имеют возможностей.
На чрезвычайно низком уровне остаются и пенсии. Средняя величина практически на 1/3 ниже прожиточного минимума, при этом их покупательская способность имеет тенденцию к сокращению.
Необходимо отметить, что в нынешних экономических условиях было предпринято попытки смягчения отрицательных последствий резкого снижения уровня жизни и частичной компенсации потерь наиболее нуждающемуся населению. Тем не менее, данные меры относительно индексации зарплаты и прочих денежных доходов граждан часто задерживались и не сполна покрывали порожденный инфляцией урон от обесценения денег. В итоге, все это негативно повлияло на финансовое обеспечение бюджетной сферы и социальное обслуживание населения.
Можно отметить и то, что некоторые виды льгот предоставляли на отдельных территориях нерегулярно.
Так, в 11 районах Тюменской области (Абатский, Вагайский, Голышмановский и др.) не сполна предоставляли льготы по снабжению баллонным газом. Неоднозначной можно считать и проблему обеспечения лекарственными средствами некоторых категорий населения. Нерегулярно предоставляли и льготы относительно бесплатного проезда на автомобильных внутриобластных маршрутах, а также на железнодорожном транспорте пригородного сообщения.
Применение сметной формы финансирования, которая характеризуется определенными недостатками, усиливает недостаточность бюджетного финансирования в сфере социальной защиты населения. Такая форма обеспечения финансовыми ресурсами способствует утрате либо существенному ослаблению связи затрат и результатов — финансируется не объемы и качество проведенной работы, а время пребывания на работе. При данном подходе на оплату труда напрямую влияет образование, стаж работы, должность, отработанное время. В то же время качество работы только иметься в виду, но его прямо и конкретно не учитывают. Это непременно приводит к «уравниловке», и, в конце концов, снижает стимулы для эффективной деятельности. При этом государство, определяя бесплатность социального обслуживания, располагает монопольным правом на определение натуральных и денежных нормативов обслуживания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальная защита является системой, которая включает экономические, социальные, правовые, организационные, медицинские и технические меры относительно защиты населения от социальных рисков, ухудшающих качество жизни.
Социальное обслуживание в Тюменской области сложилось в систему, которая включает в себя большую сеть социальных организаций. Благодаря этому, гражданам пожилого возраста и инвалидам, а также семьям с детьми оказываются услуги по уходу на дому и в отделениях дневного пребывания, предоставляется возможность проживания в домах-интернатах.
Финансирование системы социальной защиты населения Тюменской области осуществляют все уровни бюджетной системы и федеральных и региональных внебюджетных фондов.
В рамках исполнения Плана в Тюменской области в 1 полугодии 2020 г. проведен ряд широкомасштабных мероприятий по информационно-разъяснительной работе с населением, получателями социальных услуг, работниками организаций социального обслуживания, общественными некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность в социальной сфере, поставщиками социальных услуг и др.
В области с 2005 года ведется работа по усилению принципов адресности и нуждаемости. При предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан (сегодня их в регионе почти 450 тыс. человек) активно используются электронные базы данных, в которые в настоящий момент уже занесены данные о 84% населения региона
Особое внимание, как и в других субъектах, уделяется старшему поколению и, в первую очередь, ветеранам Великой Отечественной войны.
В Тюменской области значительные меры принимаются и по обеспечению социального благополучия семьи и детства – именно это лежит в основе стабильности всего общества.
Также выстроена система инновационной деятельности, направленной на профилактику семейного неблагополучия, преступлений среди несовершеннолетних. Реализуются дополнительные меры по противодействию преступности среди несовершеннолетних.
В Тюменской области ведется системная работа по социальной и медицинской реабилитации людей с ограниченными возможностями, причем с самого рождения ребенка. Уже доказали свою эффективность службы ранней помощи детям с нарушениями в развитии.
Но при всем этом, систему социального обеспечения Тюменской области нельзя считать идеальной. В результате исследования в этой сфере был выявлен ряд проблем:
1) Многими законами задекларировано права граждан на получение различных видов социальных выплат, но по факту они не осуществляются сполна.
2) Небольшая зарплата сотрудников подведомственных учреждений.
3) Существенную часть населения на юге Тюменской области можно отнести к категории малообеспеченных.
4) На чрезвычайно низком уровне остаются и пенсии.
5) Некоторые виды льгот предоставляли на отдельных территориях нерегулярно.
Предложения по усовершенствованию качества деятельности органов социального обслуживания сводятся к следующему:
1) Для повышения открытости и доступности информации обеспечить своевременное наполнение официального сайта организации актуальными сведениями о деятельности организации социального обслуживания. Кроме того, обеспечить техническую возможность направлять обращения населения в электронном виде и усилить контроль за соблюдением сотрудниками организации последовательности рассмотрения электронных обращений населения.
2) Для повышения комфортности условий предоставления социальных услуг и доступности их получения, считаю необходимым продолжить работу по укреплению материально-технической базы организаций, касающуюся обеспечения доступности и комфортности услуг для каждой категории обслуживаемого населения. При этом необходимо активизировать работу по привлечению внебюджетных средств.
3) Считаю необходимым повысить доброжелательность, вежливость, компетентность работников организаций социального обслуживания усилить контроль за соблюдением сотрудниками организации общих принципов служебной этики и основных правил служебного поведения. Продолжить работу по повышению квалификации сотрудников организации, чтобы обеспечить соответствие с профессиональными стандартами, современными квалификационными требованиями.
4) Для совершенствования защиты социально незащищенных слоев граждан необходимо приведение минимального размера оплаты труда к прожиточному минимуму, устранение всех форм дискриминации мужчин и женщин в том, что касается ухода за детьми и воспитания ребенка, введение персональной ответственности должностных лиц за допущенные ими нарушения прав и свобод человека и гражданина.
Также необходимо расширять правовое просвещение и распространять правовые знания о социальных правах и способах их защиты среди социально незащищенных граждан.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные источники
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 04.08.2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (Принята 13.12.1985 Резолюцией 40/144 на 116-ом пленарном заседании 40-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Действующее международное право. Т. 1. – М.: Московский независимый институт международного права, 1996. – С. 255 – 259.
3. О Концепции согласованной социальной политики государств-членов Евразийского экономического сообщества: решение № 335 Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 18.04.2007 // СПС «КонсультантПлюс».
4. О прожиточном минимуме в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ: по сост. на 31.12.2019 // Собрание законодательства РФ. – 27.10.1997. – № 43. – Ст. 4904.
5. О государственной социальной помощи: Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ: по сост. на 31.12.2019 // Собрание законодательства РФ. – 19.07.1999. – № 29. – Ст. 3699.
6. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ: по сост. на 31.12.2019 // Собрание законодательства РФ.–17.12.2001. – № 51. – Ст. 4831
7. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ: по сост. на 31.12.2019 // Собрание законодательства РФ. – 02.08.2004. – № 31. – Ст. 3215.
8. О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ: по сост. на 31.12.2019 // Собрание законодательства РФ. – 30.08.2004. – № 35. – Ст. 3607.
9. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ: по сост. на 31.12.2019 // Собрание законодательства РФ. – 30.12.2013. – № 52 (часть I). – Ст. 7007.
10. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2016 – 2021 годы: Указ Президента РФ от 01.06.2016 № 761 // Собрание законодательства РФ. – 04.06.2016. – № 23. – Ст. 2994.
11. Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 // Собрание законодательства РФ. – 15.10.2007. – № 42. – Ст. 5009.
12. О перечне социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг: Закон Тюменской области от 02.12.2014 № 108 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. – 08.12.2014. — №132.
13. Об установлении размера предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно в Тюменской области: Закон Тюменской области от 07.11.2014 № 88 // Государственная система правовой информации. 10.11.2014.
14. Об утверждении Порядка утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг: Приказ Департамента социального развития Тюменской области от 25.09.2014 № 382-п // Официальный портал органов государственной власти Тюменской области. URL: https://admtyumen.ru/ogv_ru/index.htm.
15. Об утверждении Регламента межведомственного взаимодействия органов государственной власти Тюменской области в связи с реализацией полномочий Тюменской области в сфере социального обслуживания: Постановление Правительства Тюменской области от 02.10.2014 № 506-п // Официальный портал органов государственной власти Тюменской области. – URL: https://admtyumen.ru/ogv_ru/index.htm.
16. Об утверждении государственной программы Тюменской области «Развитие отрасли «Социальная политика» до 2025 года»: Постановление Правительства Тюменской области от 22.12.2019 № 664-п // Официальный портал органов государственной власти Тюменской области. – URL: https://admtyumen.ru/ogv_ru/index.htm. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ: по сост. от 07.02.2017 // Собрание законодательства РФ. – 05.12.1994. – № 32. – Ст. 3301.
17. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188- ФЗ: по сост. от 31.12.2019) // Собрание законодательства РФ. – 03.01.2005. – № 1 (часть 1). – Ст. 14.
18. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ: по сост. от 31.12.2019) // Собрание законодательства РФ. – 07.01.2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 3.
19. Социальный кодекс Белгородской области: Закон Белгородской области от 28 декабря 2004 г. № 165 // Белгородские известия. – 2004. – 29 дек.
20. Социальный кодекс Санкт-Петербурга: Закон Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 г. № 728-132 (с изм. от 26 декабря 2019 г.) // Вестн. Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. – 2011. № 41.
21. Социальный кодекс Ярославской области: Закон Ярославской области от 19 декабря 2008 г. № 65-з // Губернские вести. – 2008. – 20 дек.
22. Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан: Закон Омской области от 4 июля 2008 г. № 1061-ОЗ // Омский вестник. – 2008. – 8 июля.
23. Об утверждении Регионального плана мероприятий («Дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения» на 2017-2021 годы»: Распоряжение Правительства Тюменской области от 04.03.2018 № 274-рп // Официальный портал органов государственной власти Тюменской области. – URL: https://admtyumen.ru/ogv_ru/index.htm.
Научная Литература
24. Азарова Е.Г. Правовое регулирование социального обеспечения женщин и детей (демографический аспект) / Е.Г. Азарова // Журнал российского права. – 2017. – № 10. – С. 57 – 73.
25. Благодир А.Л. К вопросу о системе мер социальной поддержки (анализ федерального и регионального законодательства) / А.Л. Благодир // Вестн. Вятского гос. гуманитарного ун-та. – 2014. – № 1. Т. 1. – С. 70 – 73.
26. Благодир А.Л. Система права социального обеспечения: автореф. дис. … д-ра юрид. наук / А.Л. Благодир. – М., 2016. – 50 с.
27. Васильева Ю.В. Кодификация российского законодательства о социальном обеспечении: теоретические и практические проблемы: автореф. дис. … д-ра юрид. наук / Ю.В. Васильева. – М., 2014. – 54 с.
28. Галицина Т.В. Социальная политика и социальное развитие в субъектах Российской Федерации (вопросы трудового права и права социального обеспечения): автореф. дис. … канд. юрид. наук / Т.В. Галицина. – М., 2014. – 50 с.
29. Грудцына Л.Ю. Комментарий к статье 39 / Л.Ю. Грудцына// Конституция Российской Федерации. Доктринальный комментарий (постатейный) / Науч. ред. Ю.И. Скуратов. – М., 2016. – 327 с.
30. Гусев А.Ю. Формы и способы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения / А.Ю. Гусев // Журнал российского права. – 2016. – № 7. – С. 120 – 128.
31. Гусева Т.С. Социальное обеспечение семьи, материнства, отцовства и детства в России: теоретические и практические проблемы: автореф. дис. … канд. юрид. наук / Т.С. Гусева. – М., 2012. – 53 с.
32. Занина О.В. Перспективы развития социальной защиты населения / О.В. Занина// Экономика и предпринимательство. 2018. – № 5 (ч.2). – С. 90 – 94.
33. Зарецкий А.Д. Корпоративная социальная ответственность: мировая и отечественная практика: учеб. Пособие / А.Д. Зарецкий. М.: Книрус, 2016. – 292 с.
34. Захаров А.А. Некоторые проблемы формирования понятийного аппарата федерального законодательства о социальной защите населения / А.А. Захаров // Российский юридический журнал. – 2017. – № 4. – С. 113 – 126.
35. Кузнечевских О.А. Социальное благополучие – залог развития региона // Аналитический вестник «Современное состояние и перспективы социально-экономического развития Тюменской области» 2017 № 3 (660). – с.21-29.
36. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: Учеб.для бакалавров / Е.Е. Мачульская. – М., 2018. –471 с.
37. Татуев А.А., Ашхотов А.М. Развитие адресных форм социальной защиты населения на региональном уровне / А.А. Татуев, А.М. Ашхотов // Вестник Института дружбы народов Кавказа Теория экономики и управления народным хозяйством. – 2016. – № 4 (24). С. 12 – 17.
38. Шайхатдинов В.Ш. Дополнительное социальное обеспечение: анализ проблем теории и практики / В.Ш. Шайхатдинов// Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2019. Вып. 4 (30). С. 100 – 109.
Интернет-ресурсы
39. Доклад Уполномоченного по правам человека за 2019 год // Российская газета. — URL: https://rg.ru/2020/03/24/ombudsman-dokladdok.html.
40. Официальный портал органов государственной власти Тюменской власти. — URL: https://admtyumen.ru/ogv_ru/index.htm.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф