ВВЕДЕНИЕ
1. Сущность и принципы социального обеспечения
2. Государственные пенсии, анализ бюджета Пенсионного фонда РФ
3. Основные виды социальных пособий
4. Перспективы развития социального обеспечения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Конституция Российской Федерации в статье 7 провозгласила Россию социальным государством. Одной из основных целей такого государства является создание условий, которые бы обеспечивали достойную жизнь и свободное развитие граждан страны. Для реализации данного положения Конституции произведено распределение полномочий между уровнями власти в Российской Федерации.
В социальной сфере разграничение органов государственной власти федерального уровня, уровня субъектов Федерации и муниципальной власти направлено прежде всего на то, чтобы как можно эффективнее решать важные социальные проблемы. В условиях модернизации и реформирования российской государственности это становится особенно актуальным.
В соответствии со статьей 39 Конституции каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Законом устанавливаются государственные пенсии и социальные пенсии.
Признавая право каждого гражданина на социальное обеспечение, Конституция одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для осуществления этого права. Закрепление в Конституции РФ гарантий социального обеспечения соответствует положениям таких международных правовых актов, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о правах ребенка.
Целью настоящей работы является рассмотрение понятия, системы и функций социального обеспечения, а также перспектив его развития в современной России.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
1. Раскрыть понятие и значение социального обеспечения;
2. Рассмотреть систему и функции права социального обеспечения;
3. Проанализировать виды государственных пенсий в России.
4. Рассмотреть перспективы развития пенсионного обеспечения в России.
Объект исследования составляют общественные отношения в сфере социального обеспечения населения
Предмет исследования включает нормы российского права в сфере государственного социального обеспечения населения.
В настоящей работе использовались следующие методы исследования: изучение, анализ, обобщение.
В структурном отношении настоящая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
1. Сущность и принципы социального обеспечения
Социальное обеспечение — это система социально-экономических мер по борьбе с необеспеченностью граждан государства, осуществляемых в двух организационно-правовых формах: обязательного социального страхования и социального обеспечения.
Правоотношения по социальному обеспечению – это фактические отношения, урегулированные нормами права и связанные с предоставлением пенсий, пособий, компенсаций, либо социальных услуг и льгот. Правоотношения в области социального обеспечения возникают между государственными органами, в лице социальных учреждений и гражданами (семьями), которые имеют на них право. Однако неправильно считать правоотношения по социальному обеспечению просто совокупностью общественных отношений, регулируемых нормами права. Это система, которой присущи определенные признаки — целостность, наличие компонентов и устойчивых связей между этими компонентами[11, с.32].
Среди основных особенностей социально обеспечительных правоотношений необходимо выделить:
1. Как правило, правоотношение имеют внедоговорный характер. Правовой статус субъектов, т.е. объем прав и обязанностей почти всегда определяется законом. Конкретный гражданин или определённая семья при соблюдении установленных законодательством требований получает субъективное право на назначение пенсии, пособия или льготы, а государственный орган обязан ее предоставить.
2. Следующей особенностью социально — обеспечительных отношений является их персонификация. Это выражается в том, что объем права на социальное обеспечение конкретного гражданина обусловливается суммарным периодом его трудовой деятельности, размером его заработной платы, семейным положением, количеством иждивенцев и т.д.
Рисунок 1 – структура социального обеспечения в РФ
В качества субъектов правоотношений по социальному обеспечению выступают физические лица и государственные учреждение, выступающие носителями субъективных прав и обязанностей.
Объект правоотношения по социальному обеспечению – это конкретное материальное благо или действие, по поводу которого возникают конкретные правоотношения[14, с.21].
В основе содержания правоотношения по социальному обеспечению лежит субъективное право и юридическая обязанность его субъектов, вытекающие из содержания действующего законодательства.
Любое возникшее правоотношение направлено на упорядочение общественных отношений. Не являются исключением и правоотношения, возникающие в области социального обеспечения. Данные правоотношения определяют правомерность поведения граждан и социальных учреждений.
В современной правовой науке не сложилось единого мнения на классификацию правоотношений в области социального обеспечения. Объяснением этому может служить большое многообразие видов данных отношений.
Классификация правоотношений организуется по принципу, определяющему то, какая из норм права обеспечивает реализацию этих правоотношений. В сфере социального обеспечения различают материальные, процедурные и процессуальные правоотношения.
Социально-экономические потребности престарелых, нетрудоспособных граждан, потребности в здравоохранении, поддержке материнства и детства обеспечиваются в материальных правоотношениях. Именно поэтому они являются основными, то есть занимают центральное место.
Реализацию прав граждан в этой области обеспечивают процедурные правоотношения, роль которых можно назвать обслуживающей. В случаях, если возникает спор о праве, то вступают процессуальные правоотношения. Они способствуют осуществлению субъективного права гражданина на обеспечение нарушенного права.
Кроме того, они обязывают соответствующие государственные органы рассмотреть спор по существу и вынести решение. Данные виды правоотношений являются относительными (а не абсолютными), поскольку правами и обязанностями наделены оба их субъекта, по характеру действия субъектов социально — обеспечительных отношения является активным.
Все правоотношения и в сфере социального обслуживания по своему экономическому содержанию являются распределительными, заключаются в удовлетворении потребностей за счет специально созданных фондов и бюджета[11, с.33].
Функциями социального обеспечения признаются обусловленные целевым назначением направления воздействия на общество и его природой.
Воздействие на общество осуществляется социальным обеспечением как целостной системой. Но при этом каждая из главных сфер может быть подвержена воздействию конкретной функции. Так как общество делится на пять основных сфер: социальную, экономическую, духовно-идеологическую, политическую и семейно-бытовую, — необходимо различать социальную, экономическую, духовно-идеологическую, демографическую, политическую функции социального обеспечения.
Рисунок 2 – Функции социального обеспечения
Экономическая функция заключается в положительном его воздействии на потребности и интересы людей как участников процесса производства, на экономику в целом. Она имеет внутреннюю сложную структуру и состоит из ряда взаимосвязанных подфункций: обеспечительной, распределительной и производственной.
При помощи распределительной подфункции осуществляется доведение до потребителя специфических материальных услуг и благ особым экономическим способом. Такая подфункция включает в себя способы сосредоточения средств в фондах и их распределения на различные цели — это действия органов государства, организаций, органов местного самоуправления, по отчислению денежных средств в фонды, которые предназначены для социального обеспечения, но направлению указанных средств для выплаты пособий, пенсий и обслуживания пенсионеров.
Суть обеспечительной функции заключается в поддержании достойного материального благосостояния лиц, для которых средства социального обеспечения (пособия, пенсии) являются источником существования, чтобы предупредить обнищания народа[9, с.11].
Производственная подфункция заключает в себе повышение производительности труда и стимулирование граждан, освобождения трудовых ресурсов от нетрудоспособных и пожилых работников и воспроизводства рабочей силы путем создания благоприятных условий для формирования способности к труду у несовершеннолетних. Таким образом, социальное обеспечение способствует проведению экономических реформ и созданию рыночных отношений.
Социальная функция показывает взаимосвязь социальной подсистемы общества и социального обеспечения. Деятельность социального обеспечения направлена на смягчение, предупреждение и устранение последствий наступления различных жизненных ситуаций. В социальной функции, в зависимости от конкретной жизненной ситуации, можно выделить компенсационную, защитную и реабилитационную подфункции.
Компенсационная подфункция представляет собой возмещение утраченного дохода или заработка, а также повышенных расходов в случае утраты дохода или заработка, снижения уровня материальной обеспеченности в связи с уходом па пенсию по инвалидности, старости, в случае рождения ребенка, безработице, при потере кормильца, при повышении розничных цен на предметы потребления.
Защитная подфункция осуществляется путем защиты человека от неблагоприятных последствий наступления жизненных ситуаций, а именно: болезни, старости, инвалидности. Также от последствий перехода к рыночной экономике (к примеру, безработица). Все это происходит путем выплаты пособий, пенсий, материальной помощи и предоставления услуг.
Реабилитационная подфункция заключается в восстановлении физических и иных способностей нетрудоспособных, а именно, приспособлении их к труду. Такая подфункция будет осуществляться при помощи таких видов обеспечения, которые помогут восстановить трудоспособность гражданина и вовлечь его в трудовую деятельность (пособия по временной нетрудоспособности, пенсии по инвалидности, по родам и беременности, профессиональное обучение и трудовое устройство инвалидов, снабжение их средствами передвижения и протезно-ортопедическими изделиями) [11, с.35].
В политическую функцию включается связь между политикой и социальным обеспечением, но прежде всего социальной политикой. Цели социальной политики реализуются с помощью такого средства, как социальное обеспечение. Его учреждения и институты способствуют практическому осуществлению социально-политических мероприятий, которые были намечены государством. Важную роль в решении ряда общих задач социальной политики в современный период играет социальное обеспечение: улучшает материальное положение его различных слоев и групп, предотвращает дальнейшее снижение жизненного уровня населения, снижается рост социальной напряженности в обществе.
Духовно-идеологическая функция характеризуется наличием связи между духовно-идеологической сферой общества и социальным обеспечением. Так как социальное обеспечение взаимодействует не только с социальной сферой, но и с ее элементами, а именно, различными уровнями и формами общественного сознания, но прежде всего с моралью, идеологией и социальной психологией. Таким образом, в составе этой функции можно выделить социально-психологическую, идеологическую и моральную подфункцию.
Социально-психологическая подфункция основывается на связи социальной психологии и социального обеспечения. Социальное обеспечение может поспособствовать реализации уверенности людей и их социальной защищенности в будущем, и, таким образом, оказывать положительное воздействие па развитие социальной психологии.
Идеологическая подфункция представляет собой взаимосвязь между идеологией и социальным обеспечением. Идеология отражает воззрения слоев общества и классов на разные стороны общественной жизни, также и на социальное обеспечение, оказывает активное влияние на его сущность и характер. В целом, эффективное социальное обеспечение благоприятно воздействует на сознание людей, укрепляя при этом их доверие к государству.
Моральная подфункция связывает социальное обеспечение с этическими воззрениями, которые существуют в обществе. Значение здесь имеют этические взгляды общества на отношение инвалидам, к малообеспеченным, старикам и детям. Социальное обеспечение оказывает материальную помощь экономически неактивным гражданам, обеспечивает семьи, которые потеряли кормильца, оказывает помощь в воспитании детей. Также социальное обеспечение благодаря моральной подфункции способствует укреплению нравственных начал в обществе[11, с.36].
Демографическая функция означает, что социальное обеспечение оказывает воздействие на демографические процессы, которые происходят в обществе. Так как от характера демографических процессов и от демографической структуры населения, зависит состояние социального обеспечения.
Таким образом, социальное обеспечение оказывает активное благоприятное воздействие на демографические процессы. В содержание демографической функции входит укрепление и развитие семьи, материальное стимулирование ее создания, а также повышения рождаемости.
2. Государственные пенсии, анализ бюджета Пенсионного фонда РФ
Согласно нормам Федеральный закон №166-ФЗ от 15 декабря 2001 г. назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:
пенсия за выслугу лет;
пенсия по старости;
пенсия по инвалидности;
социальная пенсия.
Пенсия за выслугу лет назначается гражданам, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Пенсия по старости назначается гражданам, указанным в подпункте 4 пункта 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Пенсия по инвалидности назначается гражданам, указанным в подпунктах 2 — 4 пункта 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Социальная пенсия назначается гражданам, указанным в подпункте 5 пункта 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Основные характеристики бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в 2018 — 2021
Показатель | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 |
Доходы | 8 169,2 | 8 568,6 | 8 948,9 | 9 245,8 |
Межбюджетные трансферты | 3 280,9 | 3 322,4 | 3 417,0 | 3 312,2 |
из федерального бюджета, | 3 277,6 | 3 319,2 | 3 413,6 | 3 308,6 |
в т.ч. трансферт на обязательное пенсионное страхование | 632,4 | 1 052,1 | 1 100,5 | 939,9 |
из бюджетов субъектов | 3,3 | 3,2 | 3,4 | 3,6 |
Собственные доходы | 4 888,4 | 5 246,2 | 5 531,9 | 5 933,6 |
Расходы | 8 328,2 | 8 568,6 | 8 948,9 | 9 245,8 |
Расходы без учета межбюджетных трансфертов | 8 328,2 | 8 568,6 | 8 948,9 | 9 245,8 |
Дефицит/профицит | -159,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Данные в таблице представлены без учета накопительной составляющей пенсионной системы.
Доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации вырастут в номинальном выражении на 399,4 млрд. рублей в 2019 году по сравнению с 2018 годом и составят 8 568,6 млрд. рублей.
Поступление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2019 — 2021 годах определено исходя из тарифа страхового взноса в размере 22% и тарифа 10% с сумм выплат, превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов.
При формировании доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации учтено продление «моратория» на 2021 год на направление страховых взносов на финансирование накопительной пенсии.
При определении расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации учитываются данные о численности получателей соответствующих пенсий, а также с учетом подходов по индексации страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней.
Объем расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации определен с учетом норм проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий».
Так, на 2019 — 2021 годы индексация страховых пенсий неработающих пенсионеров предусмотрена с 1 января в размере в 2019 году на — 7,05%, в 2020 году на — 6,6%, в 2021 году на — 6,3%. Предлагаемая индексация позволит обеспечить прирост уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции.
Сбалансированность бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительных пенсий, будет обеспечиваться за счет средств федерального бюджета, передаваемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации в виде межбюджетного трансферта на обязательное пенсионное страхование, который составит в 2019 году 1 052,1 млрд. рублей. Значительный рост трансфертов (+419,7 млрд. рублей или +66%) обусловлен отменой компенсаций выпадающих доходов бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации по пониженному тарифу для основной категории плательщиков и перераспределением средств на межбюджетные трансферты на обязательное пенсионное страхование.
3. Основные виды социальных пособий
Пособия являются одной из форм социального обеспечения в России. Это регулярные или единовременные выплаты из средств ФСС России или государственного бюджета.
Благодаря нашей важной теме можно узнать, кто и на какие пособия имеет право, а также в каком размере и при каких условиях они выплачиваются.
Виды пособий:
Пособие по временной нетрудоспособности
Пособие по безработице
Детские пособия:
пособие по беременности и родам;
единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
единовременное пособие при рождении ребенка;
ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет;
ежемесячное пособие на ребенка, установленное в субъекте РФ;
материнский капитал;
единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;
единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
Пособия назначаются и выплачиваются по месту работы, учебы, службы, в органах социальной защиты в зависимости от рода деятельности и занятости получателей.
Размеры пособий представлены в Приложении 1.
4. Перспективы развития социального обеспечения
Новый закон о пенсиях был принят Государственной думой 27 сентября 2018 года и одобрен Советом федерации 3 октября 2018 года. Он предусматривает поэтапное повышение возраста, по достижении которого будет назначаться страховая пенсия по старости.
Принятый закон об изменениях в пенсионном законодательстве направлен на обеспечение устойчивого роста страховых пенсий и высокого уровня их индексации. Он предусматривает поэтапное повышение возраста, по достижении которого будет назначаться страховая пенсия по старости.
Законом закреплен общеустановленный пенсионный возраст на уровне 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин (сейчас – 60 и 55 лет соответственно). Изменение пенсионного возраста будет проходить постепенно: предполагается длительный переходный период, который начнется с 1 января 2019 и завершится в 2028 году.
Для тех, кто должен был выйти на пенсию в 2019–2020 гг., предусмотрена особая льгота – выход на полгода раньше нового пенсионного возраста. Так, человек, который должен будет уходить на пенсию в январе 2020 года, сможет сделать это уже в июле 2019 года. [19, с.18] Пенсионный возраст для назначения пособия по старости устанавливался в России для разных категорий рабочих еще в начале прошлого столетия. В 20-е годы прошлого века, в момент установления пенсионного возраста, продолжительность жизни в России составляла всего 43 года. Действующий пенсионный возраст был установлен во времена тяжелых условий труда и жизни, во времена индустриализации и войн. Сегодня ситуация кардинально изменилась: улучшены условия труда и жизни граждан, качество медицинского обслуживания, в экономике преобладают служащие, работники сферы услуг, фрилансеры и самозанятые. Это положительно сказывается и на продолжительности трудоспособного периода жизни человека.
Решение об увеличении продолжительности трудоспособного периода жизни обусловлено формированием совершенно иной демографической ситуации с учетом мировой тенденции старения населения. Если в 1970 году было в среднем 3,7 человек трудоспособного населения на одного пенсионера, то в 2019 году этот показатель составит примерно 2,1 человек в трудоспособном возрасте на одного пенсионера.
Российская пенсионная система построена по солидарному принципу, поэтому с учетом данной демографической тенденции обеспечивать достойный рост пенсий в будущем будет затруднительно. Если брать в расчет не просто все трудоспособное население, а только тех людей, которые работают официально и за которых поступают страховые отчисления на пенсию, тогда соотношение работающих и пенсионеров составит еще меньше. Учитывая, что в стране около 43,6 млн пенсионеров и 57 млн людей, за которых делаются взносы, пенсионные выплаты одному пенсионеру обеспечивают 1,3 работающих. [20] Как изменения затронут нынешних пенсионеров
Все, кому уже назначена страховая пенсия по старости, будут ее получать.
Все назначенные пенсионные и социальные выплаты в соответствии с уже приобретенными правами и льготами будут выплачиваться.
Повышение пенсионного возраста позволит обеспечить рост пенсий для неработающих пенсионеров за счет индексации, существенно превышающей уровень фактической инфляции (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»).
Увеличение пенсионного возраста будет плавным: предусматривается длительный переходный период – с 2019 года по 2028 год для мужчин и женщин, который продлится 10 лет.
Повышение пенсионного возраста на первом этапе затронет мужчин 1959 г.р. и женщин 1964 г.р. Однако для этих граждан предусмотрен выход на пенсию на 6 месяцев раньше нового пенсионного возраста.
В 2028 году в возрасте 65 лет выйдут на пенсию мужчины 1963 г.р. и женщины 1968 г.р. в возрасте 60 лет. [20] Для каких категорий работников возраст выхода на пенсию не изменят
Не предусматривается повышение пенсионного возраста для следующих категорий граждан:
1. для граждан, работающих на рабочих местах с опасными и вредными условиями труда, в пользу которых работодатель осуществляет уплату страховых взносов по соответствующим тарифам, устанавливаемых по результатам специальной оценки условий труда, а именно:
-на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (мужчины и женщины);
-в тяжелых условиях труда, в качестве рабочих локомотивных бригад и работников, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах (мужчины и женщины);
-в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью (женщины);
-в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах (мужчины и женщины);
-в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (мужчины и женщины), за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения, а также на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (мужчины и женщины);
-на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников (мужчины и женщины);
-в летном составе гражданской авиации, на работах по управлению полетами воздушных судов гражданской авиации, а также в инженерно-техническом составе на работах по обслуживанию воздушных судов гражданской авиации (мужчины и женщины);
-на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (мужчины и женщины);
-трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин (женщины);
-рабочих, мастеров на лесозаготовках и лесосплаве, вкл. обслуживание механизмов и оборудования (мужчины и женщины);
-водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах (мужчины и женщины);
-спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях (мужчины и женщины). [20] 2. Для лиц, пенсия которым назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста по социальным мотивам и состоянию здоровья, а именно:
-женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет;
-одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет (мужчины и женщины);
-опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет (мужчины и женщины);
-женщинам, родившим двух и более детей, если они имеют необходимый страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера либо в приравненных к ним местностях;
-инвалидам вследствие военной травмы (мужчины и женщины);
-инвалидам по зрению, имеющим I группу инвалидности (мужчины и женщины);
-гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорциональным карликам (мужчины и женщины);
-постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, проработавшим в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков (мужчины и женщины). [20] 3. Для граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, в том числе вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
4. Для лиц, проработавших в летно-испытательном составе, непосредственно занятым в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники (мужчины и женщины);
Специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию, не меняется для граждан, работающих на Крайнем Севере и в приравненных районах. Общеустановленный пенсионный возраст будет поэтапно повышен на 5 лет для мужчин и женщин (до 60 и 55 лет соответственно).
Специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию (составляет от 25 до 30 лет), не меняется для педагогических и медицинских работников.
Сегодня в России начинается новый этап социального развития. Государство обязано обеспечивать всем своим гражданам международные минимальные стандарты жизни. Самый известный из них — размер пенсии должен быть не менее 40 процентов от заработной платы. Есть еще ориентиры по больничным листам, пособиям по безработице и медицинскому обслуживанию. Всего — семь позиций. С 27 февраля для нашей страны стали обязательными стандарты Конвенции N 102 Международной организации труда (МОТ) «О минимальных нормах социального обеспечения». Закон о ее ратификации вступил в силу год назад. А теперь — и сами нормы. Для того, чтобы международные стандарты были воплощены необходимо решить проблемы пенсионной системы. Первая — в нашей стране большое количество людей получает низкую зарплату. Необходима более активная политика государства по увеличению уровня жизни населения.
Вторая проблема — очень сложная и напряженная ситуация на рынке труда, хотя официальная статистика и показывает нам минимальные значения безработицы. Но не секрет, что у нас развиты такие явления, как административные отпуска, неполный рабочий день. И в таком режиме, по данным Росстата, находится почти миллион человек. Плюс невыплаты заработной платы. То есть формально у человека сохраняется рабочий стаж, но отчислений за него работодатель производит меньше.
Из-за всего этого доходы пенсионной системы остаются низкими. Поэтому надеяться, что коэффициент замещения пенсией утраченного заработка будет высоким, пока не приходится. Третья проблема — неформальный рынок труда. Не все работодатели платят в пенсионную систему. Государству, на мой взгляд, необходимо провести реформу, чтобы прекратить практику предоставления льгот за счет Пенсионного фонда России. Система тарификации должна существовать автономно от его бюджетной политики.
Надо создать независимый актуарный комитет, который бы управлялся социальными партнерами. Именно он должен принимать решение, какие тарифы назначать. Но при этом установить железное правило: единая тарифная сетка для всех видов деятельности. Самозанятый ты или нет, работаешь в сфере финансов или космоса — тариф один. И льготы, которые устанавливают для развития экономики, должны компенсировать Пенсионному фонду за счет госбюджета.
А комиссия при расчете тарифов должна исходить исключительно из двух ориентиров. Из демографических показателей — соотношение работающего и неработающего населения. И из ситуации с рабочими местами, чтобы тарифы не заставляли работодателя сокращать штаты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение можно сделать следующие выводы:
Государственное социальное обеспечение – это фактические отношения, урегулированные нормами права и связанные с предоставлением пенсий, пособий, компенсаций, либо социальных услуг и льгот. Правоотношения в области социального обеспечения возникают между государственными органами, в лице социальных учреждений и гражданами (семьями), которые имеют на них право. Однако неправильно считать правоотношения по социальному обеспечению просто совокупностью общественных отношений, регулируемых нормами права. Это система, которой присущи определенные признаки — целостность, наличие компонентов и устойчивых связей между этими компонентами.
В повседневной жизни, возникающие отношения по социальному обеспечению всегда оформлены в правовые отношения. Исходя из данного факта, можно заключить, что количество отношений по социальному обеспечению равно количеству общественных отношений, входящих в предмет права социального обеспечения.
Основные правоотношения в области социального обеспечения называются материальными, в них удовлетворяются объективные потребности граждан, подходящих под категорию престарелых или нетрудоспособных, в материальных средствах, потребности в охране здоровья, в содержании и воспитании детей и т.п.
Учитывая, что материальные правоотношения по социальному обеспечению возникают в связи с предоставлением какому-либо гражданину либо семье граждан конкретных материальных благ, которые выражаются в виде пенсии, пособия либо социальной услуги, то данные правоотношения являются имущественными.
Второй тип правоотношений в области социального обеспечения – процедурные правоотношения. Как правило, данный вид правоотношений предшествует основным.
Граждане выступают инициатором материальных, процедурных или процессуальных социально — обеспечительных отношений. Характеризуя граждан, как субъектов правоотношений необходимо в первую очередь говорить о правоспособности и дееспособности. Правоспособность означает право лица иметь права и обязанности. Под дееспособностью в праве социального обеспечения понимают способность лица своими действиями приобретать права на отдельные виды социального обеспечения, осуществлять права и исполнять обязанности, а также нести ответственность за неправомерное поведение.
В праве социального обеспечения дееспособность характеризуется некоторыми особенностями. Зависимости от социальных рисков, которые определяют содержание дееспособности различают общих и специальных субъектов социально — обеспечительных отношений.
Вторым субъектом права социального обеспечения выступают государственные органы. В области социального обеспечения функционируют различные органы и учреждения. Условно можно выделить два основных типа таких органов:
К первому типу относятся органы, которые непосредственно предоставляют различные виды социального обеспечения.
Второй тип – органы. Которые имеют опосредованное отношение к социальному обеспечению.
Оба типов этих органов взаимосвязаны. Нельзя определить чья деятельность наиболее важна, так как именно в их взаимосвязи и проявляется гарантия осуществления права граждан на социальное обеспечение. Закрепленное в Конституции РФ.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации. –М.: Юридическая литература, 2021. – 34 с.
2. Федеральный Закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 01.10.2019 N 328-ФЗ,) //СПС КонсультантПлюс, 2021.
3. Федеральный Закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 167 – ФЗ (ред. от 01.04.2020 N 102-ФЗ,) //СПС КонсультантПлюс, 2021.
4. Галаганов, В. П. Организация работы органов социального обеспечения / В.П. Галаганов. — М.: Академия, 2016. — 192 c.
5. Галаганов, В. П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации. Учебник / В.П. Галаганов. — М.: КноРус, 2017. — 152 c.
6. Галаганов, В. П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации: моногр. / В.П. Галаганов. — М.: КноРус, 2016. — 152 c.
7. Государственные и территориальные финансы: учебник./Л.Сергеев. Издательство Янтарный сказ, 2019. — 368 с.
8. Государственные и муниципальные финансы: учебник/ Мацкуляк. Издательство РАГС, 2020. — 680с.
9. Лупей Н.А., Степанова С.В. Социальное страхование в России: состояние и проблемы.// Финансовый менеджмент — № 5 – 2018. – С.19-24.
10. Мишкина К.В. Виды правоотношений в сфере социального обеспечения// Межвузовский сборник научных трудов.- Рязань, 2017. С. 21.- 26.
11. Роик В. Новые пенсионные институты: проблемы идентификации // Человек и труд. – 2018. — №7. – С.32.
12. Смоленский, М. Б. Право социального обеспечения в Российской Федерации.100 экзаменационных ответов / М.Б. Смоленский, Е.Я. Демакова. — М.: Феникс, Издательский центр «МарТ», 2016. — 224 c.
13. Сулейманова, Г. В. Право социального обеспечения / Г.В. Сулейманова. — М.: Дашков и Ко, 2017. — 464 c.
14. Сулейманова, Г. В. Право социального обеспечения / Г.В. Сулейманова. — М.: Феникс, 2018. — 352 c.
15. Сулейманова, Г. В. Право социального обеспечения / Г.В. Сулейманова. — М.: Феникс, 2017. — 352 c.
16. Телегина, Т. Д. Право социального обеспечения в вопросах и ответах / Т.Д. Телегина. — М.: ТК Велби, Проспект, 2016. — 208 c.
17. Холостова, Е.И. Глоссарий социальной работы/ Е.И. Холостова. — М.: Дашков и Ко, 2017. — 217с.
18. Холостова, Е.И. Социальная политика: учеб. пособие/ Е.И. Холо-стова. — М., 2018. – 204 с.
19. Четвертина, Т. О. концепции социальной защиты населения России/ Т.О. Четвертина // Пробл. теории и практики упр. — 2019. — № 3. — С.124-127.
20. Шестакова, Е. Социальная поддержка населения/ Е.Шестова // Пробл. теории и практики упр. — 2020. — № 3. — С.20-25.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф