Скоро защита?
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОМ ГОРОДЕ»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО КАЧЕСТВА И УРОВНЯ ЖИЗНИ В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ РАЗРЕЗЕ
1.1. Понятие качества и уровня жизни. Критерии оценки
1.2. Роль органов государственного и муниципального управления в повышении уровня и качества жизни населения
2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ЛИПЕЦКА
2.1. Комплексная оценка уровня и качества жизни населения в г. Липецк
2.2. Деятельность органов государственного и муниципального управления по оптимизации уровня и качества жизни в регионе. Пути совершенствования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Качество жизни является сложным понятием и определяется целым комплексом показателей: достойный уровень благосостояния, отсутствие экологических проблем, хорошо развитая транспортная инфраструктура, высокий уровень образования и здравоохранения и т.д.
Не вызывает сомнения, что не только в различных регионах страны, но и на территории одного региона уровень и качество жизни населения существенно отличаются. Кардинально ситуация изменить быстро в большинстве случаев нельзя, но всегда имеется возможно ее улучшить. Именно эта задача должна являться приоритетной для руководства страны, поскольку существенный разрыв в качестве и уровне жизни населения на территории одного государства является недопустимым.
Безусловно, многие региональные различия заданы географически и климатически, и в среднесрочной перспективе диспропорции изменить сложно. Для решения данной задачи необходимы усилия не только региональной власти, но и федерального управления. Необходимо регулярно проводить диагностику и выявлять факторы, которые определяют различия регионов по качеству жизни, для разработки стратегических планов развития территорий.
Вопросам качества жизни посвящено значительное количество работ. Качество жизни населения регионов России освещены в работах И.В. Гришиной, Г.П. Петропавловой, Н.В. Зубаревич и др. Выявление приоритетов социально-экономического развития региона разработаны М.А. Исакиным. Теоретические подходы к исследованию проблемы качества жизни рассмотрены А.М. Нагимовой, Е.Ю. Гоманом, А.С. Якуниным и др.
Объект исследования – качество и уровень жизни населения.
Предмет исследования – показатели оценки уровня и качества жизни населения на территории г. Липецка.
Целью исследования является определение качества и уровня жизни населения в территориальном разрезе.
Заданная цель диктует необходимость решения ряда задач:
1. Рассмотреть понятие качества и уровня жизни. Критерии оценки.
2. Выявить роль органов государственного и муниципального управления в повышении уровня и качества жизни населения.
3. Провести комплексную оценку уровня и качества жизни населения в г. Липецк.
4. Оценить деятельность органов государственного и муниципального управления по оптимизации уровня и качества жизни в регионе. Пути совершенствования.
Полученные материалы позволят оценить дифференциацию уровня и качества жизни населения в регионе с целью определения направлений совершенствования деятельности органов государственной власти для формирования оптимального уровня данных показателей.
Методологическая база исследования – методы анализа и синтеза, системный подход, анализ документов, сравнительно правовой и логический метод, сравнение, обобщение, систематизация и структуризация, метод индукции и дедукции.
Теоретической основой работы послужили концептуальные положения и выводы, которые содержатся в трудах ведущих российских и зарубежных ученых по проблеме исследования, а также Конституция Российской Федерации, федеральное законодательства, стратегии и планы развития, статистические данные. Также в работе были использованы публикации в научных журналах, материалы конференций и семинаров, источники сети Интернет. В работе использованы материалы местных официальных сайтов и информационных порталов, нормативно-правовые акты Российской Федерации и Липецкой области.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО КАЧЕСТВА И УРОВНЯ ЖИЗНИ В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ РАЗРЕЗЕ

 

1.1. Понятие качества и уровня жизни. Критерии оценки

С. А. Айвазян понятия «уровень жизни» и «качество жизни» определяет следующим образом:
Уровень жизни – это уровень благосостояния людей, который определяется по степени удовлетворения материальных и духовных (культурных) благ. [5] Качество жизни – это совокупность условий, которые определяют качественный уровень жизни человека. Качество жизни определяется по социально-экономическим, политических, экологическим, производственно-технологическим и другим условиям.
Также в рамках нашей тему следует рассмотреть еще одно понятие – «образ жизни».
Образ жизни — это жизненная установка населения страны, которая выражается в действиях, поведении, привычках людей. На формирование образа жизни могут оказывать влияние различные факторы: уровень благосостояния, семейные отношения, история, традиции и т.д. Данные условия также определяют эффективность и результаты труда населения, производительности труда, трудовую этику, образование, профессию, другие субъекты, органы власти и решения).
Однако до сих пор все же нет единого подхода к определению качества и уровня жизни. Уровень жизни чаще всего рассматривают в двух аспектах: широком и узком смысле слова. В узком смысле «уровень жизни» – это наличие материальных благ и услуг, необходимых доля удовлетворения потребностей и нужд населения. В широком смысле под данным понятием подразумевается целый комплекс социально-экономических условий жизни. [9] К числу «ключевых» компонентов качества жизни в регионах отнесены:
1. Уровень доходов населения. Данный показатель определяется по сводному индексу реальных доходов граждан путем нахождения средней арифметической денежных доходов на одного человека и соотношения денежных доходов к величине прожиточного минимума.
2. Уровень развития потребительского рынка.

Рис. 1. Сводный интегральный индекс качества жизни населения региона

3. Обеспеченность жильем. В данный показатель водит площадь жилья на человека, а также качество жилищных условий.
4. Обеспеченность материальными благами. Данный показатель рассчитывается по обеспеченности ПК и автомобилями на душу населения.
5. Уровень развития образования и здравоохранения. В расчет берется количество медицинских организации и врачей.
6. Состояние рынка труда определяет уровень безработицы
7. Состояние миграционных потоков – определяется по соотношению прибывших и выбывших людей.
7. Состояние окружающей природной среды. Данный показатель определяется путем проведения комплексной оценки состояний окружающей среды (объем выбросов загрязняющих веществ, сброс загрязняющих веществ в воды, удельный вес населения, обеспеченного недоброкачественной водой). [12] Также к факторам, формирующим качество и уровень жизни населения относят: государственную власть, муниципальную власть, организации, человека.
Влияние на человека может быть внутреннее (проявляется во внешней политики по отношению к гражданам) и внешнее (проявляется в социально-экономической политике).
При этом внутреннее влияние не стоит недооценивать, особенно в организациях, поскольку человек практически 50% времени бодрствования проводит на рабочем месте. Это представляет собой весьма значительный ресурс, влияние которого на показатель может быть даже определяющим. Но не стоит занижать значение и внутреннего влияния самого человека на качество жизни. Каждый человек выбирает определенный стиль поведения, систему целей, ценностей и способов достижения. Поэтому обстановка и образ в жизни в стране зависит от каждого человека, от его стремлений, жизненных установок, культуры и т.д.
Однако многие исследователи считают, что качество жизни должно отражать не только условия жизнедеятельности и результат, который заключается в реализации возможностей, потребностей человека. И.А. Филюков «качество жизни» определяет следующим образом – это совокупность показателей, характеризующих условие существования людей, в том числе это наличие материальных и духовных благ, возможностей для удовлетворения потребностей и развития. [6] Рациональность данного определения в том, что оно позволяет довольно четко разделить смежные категории – «уровень жизни», «социальное настроение», «образ жизни». В соответствии с данной концепцией, С.А. Баженов приводит основные индикаторы, используемые на всех уровнях для оценки уровня и качества жизни (Приложение 1). [17] Очевидно, что подобная оценка качества жизни является наиболее комплексной. Для обобщения подобного большого количества данных используются интегральные показатели.
Для оценки уровня жизни основной системой показателей являются показатели международной статистики ООН, включающие 12 основных показателей:
— демографические данные,
— санитарно-гигиенические условия,
— потребление продовольственных товаров,
— развитие сферы образования и культуры,
— занятость населения и условия труда,
— транспортные средства,
— социальное обеспечение,
— доходы и расходы населения,
— потребительские цены и стоимость жизни,
— организация отдых,
— свобода человека.
Очевидно, что значительная часть показателей «перекликается» с показателями качества жизни.
Таким образом, до сих пор нет единого подхода к определению качества и уровня жизни. Уровень жизни чаще всего рассматривают в двух аспектах: широком и узком смысле слова. Качество жизни наиболее часто определяется в аспекте совокупности определенных жизненных ценностей и наличия материальных и духовных благ.

1.2. Роль органов государственного и муниципального управления в повышении уровня и качества жизни населения

Вопросы уровня и качества жизни населения в РФ имеют территориальное измерение.
Для характеристики уровня и качества жизни был разработан специальный показатель — По ИЧР (индекс человеческого развития).
По уровню и качеству жизни регионы принято разделять на три группы:
1. Малочисленные регионы-лидеры (регионы с экспортно-сырьевой экономикой и города федерального значения).
2. Неблагополучные регионы РФ (республики юга Сибири и Северного Кавказа).
3. Подавляющее большинство административно-территориальных единиц РФ со значениями ИЧР ниже среднего. Именно за счет повышения уровня и качества жизни территорий данного кластера возможно наращивание человеческого капитала РФ. [20] Основными причинами и факторами, обусловливающими подобную дифференциацию, принято считать следующие:
1. Уровень доходов различных социальных групп и слоев населения. Именно неравенство в доходах является наиболее острой социальной проблемой РФ. Период непродуманных реформ сопровождался значительным перераспределением доходов населения, сформировав коэффициент фондов 16, 5:1 (при предельно допустимом в мировой практике 10:1). Данные процессы послужили причиной обнищания значительной части населения страны и практически полного отсутствия среднего класса.
2. Социальное неравенство регионов, основными факторами которого являются
3. Разная степень адаптации социальных групп к новым экономически условиям..
4. Существенные различия уровня и качества жизни населения региональных центров (и городов федерального значения) и российской провинции. В российской провинции при этом присутствует значительное количество проблем, связанных с уровнем и качеством жизни населения:
Термины, которыми фиксируют различные виды («муниципальный район», «сельское поселение», «городской округ») вызывают путаницу в отчетности и в быту. При этом статистическое однообразие муниципалитетов, существовавшее в советский период, практически исчезло. До сих пор связать разрабатываемые научные критерии типологизации территориальных единиц с закрепленной в нормативно-правовых актах муниципальной структурой невозможно. [24] В результате неправильного присвоения статуса городу или иной территориальной единицы могут возникать конфликты между местными и региональными властями. Подобное несоответствие структуры особенно четко прослеживается в городских округах, где можно наблюдать два различных феномена: аморфный территориальный статус и разрушение административно-территориальной структуры. Ряд исследователей-социологов разделяют муниципальные образования на две выморочные и развивающиеся муниципалитеты.
Выморочные муниципалитеты не имеют необходимых ресурсов для дальнейшего развития. В связи с ограниченностью ресурсов, недоступностью транспорта и другими недостатками, демографическая структура таких муниципалитетов истощается. Происходит отток молодого населения в города, в результате чего основная часть муниципалитета – это люди старше 30-40 лет, пенсионеры и социально опустившиеся люди.
При этом большая часть населения уезжает на заработки в другие регионы. Оставшиеся в муниципалитете люди в основном заняты ведением сельского хозяйства без трудоустройства. Следовательно, налоги в бюджет от большей части населения не поступают.
Развивающиеся регионы эффективны в силу возможностей для освоения новых видов ресурсов. Такие районы имеют хорошую транспортную доступность и возможность получения всех необходимых ресурсов. В развивающихся городских округах при наблюдении можно выявить сферы «неформальной занятости», которые обеспечивают доход определенной части населения.
Примеров неформальной занятости в российской провинции множество: заготовка лекарственного сырья, полный цикл изготовления срубов на европейском Севере, выращивание «рачков» не экспорт в Юго-Восточную Азию и т.д. На Юге России в приграничных районах развита контрабанда в виде бизнеса, которая, являясь высокодоходным родом деятельности. Подобные муниципалитеты развиваются довольно стремительно, не имея при этом официальных собственных доходов. Часто вблизи таких районов находятся богатые поселки. В некоторых малых муниципалитетах население осваивает исторически традиционное производство-промыслы: ловля рыбы, отгонное коневодство, производство древесного угля и т.д. Подобные процессы могут привести к некоторым проблемам. [5] В настоящее время четко прослеживаются два противоположных процесса:
— некоторая территория РФ «опустынивается», исчезают выморочные поселения;
— роль поселений повышается (идет процесс урбанизации). Поселения образуются около магистралей, где есть прямой доступ к транспорту и соответственно, возможность получения необходимых ресурсов. В такие районы стремится переезжать поселение выморочных муниципалитетов. Однако данное населения, обустраивая дома около городов, практически не участвуют в муниципальной жизни, одновременно определяя ее течение.
Также проблема в развитие заключается в том, что население не желает вкладывать средства в развитие муниципалитета. В основном это связано с развитием низового самоуправления, при котором местная власть ограничивается формальным отношением к ТОСам и ТСЖ. Населения преимущественно ведет сельский и хуторный образ жизни. Так как формальным хозяином «ничейной» земли является муниципалитет, то в последние годы в практику стал входит современный аналог «барщины» и «оброка» – местное население заставляют принимать участие в благоустройстве территории, либо предпринимателей обязывают вывозить мусор не только с прилегающей территории. В целом все вышеперечисленные процессы меняют картину жизни провинции, существенно влияя на уровень и качество жизни. Значительные группы «коренного» населения выпадают, уезжая на промыслы или учебу, из местной жизни, а на их место заступают «чужие» – мигранты и отходники. [19] Для полноценной характеристики качества жизни населения в провинции основное значение имеет трудовая активность и занятость, так как данные показатели являются производными от социально-экономической и демографической ситуации. За период 1990-2013 гг. в РФ более чем на 3 миллиона уменьшилась численность только сельских жителей. Основной причиной является естественная убыль населения, сопровождающаяся естественным старением населения. Те же тенденции характерны и для большинства российских провинциальных городов. В провинции сокращается численность населения трудоспособного возраста, численность молодежи. Старение население в провинции представляет значительную демографическую проблему, так как наблюдается рост «экономической трудовой нагрузки на производительное население», в результате «страдает» экономика.
Проблемы с доступной медициной. Медицинский и лечебно- профилактические учреждения являются одним из основных объектов, формирующих качество жизни населения. Повсеместно в провинции распространена реклама оздоровительных процедур у «известных специалистов», «современных методов лечения и диагностики» и т.д. [10] В идеале в провинции государственная политика в области здравоохранения ориентированы на стройную территориально-административную схему медицинского обслуживания. В случае необходимости высококвалифицированной помощи пациенты направляются в региональное медицинское учреждение.
Однако не все так просто – реалии гораздо «богаче» вышеприведенной схемы. В случае отсутствия у одной центральной районной больницы лицензии на определенный вид деятельности, пациента «перебрасывают» в другую ЦРБ. Данная тенденция во взаимосвязи с концентрацией ресурсов в центрах муниципалитетов приводит к выпадению населения «выморочных» поселений из системы государственной медицинской помощи. Соответственно она замещается самолечением, услугами лекарей и знахарей.
Еще одним существенным аспектом в формировании уровня и качества жизни в провинции является система образования. В современной провинции происходит постепенное снижение социального статуса общеобразовательной школы.
Практически во всех провинциальных поселениях школы расположены в старых зданиях, в противовес «элитных» построек Сбербанка или налоговой инспекции. При наличии компьютерных классов, свободный доступ в них, как и функционирующий интернет – редкость. Практически нет обновлений книжного фонда в школьных библиотеках. Учитывая введенное среднедушевое финансирование, классы переукомплектованы – по 35-40 человек.
Проблемы малокомплектных школ решаются просто – закрывая или присваивая статус филиалов. Все это приводит к деградации системы муниципального управления образованием. [13] Однако в российской провинции можно отметить не только негативные тенденции. В частности, нравственный уровень населения зачатую намного выше, чем у жителей больших городов. До сих пор в большинстве провинциальных поселений сохраняются нравственные ценности традиционных отношений к личности, коллективу. Также достаточно высок уровень нравственной зрелости, формируемый через опыт коллективного и индивидуального осмысления и переживания. Данную устойчивость к базовым нравственным ценностям нельзя квалифицировать, как инерцию 90-х годов прошлого века.
Именно эта структурная ориентация, являясь основой общественных отношений, не дает скатиться в хаос и создает новый нравственный облик российского общества.
Таким образом, по ИЧР (индекс человеческого развития) регионы страны разделяются на три кластера: малочисленные регионы-лидеры (регионы с экспортно-сырьевой экономикой и города федерального значения), неблагополучные регионы РФ (республики юга Сибири и Северного Кавказа), подавляющее большинство административно-территориальных единиц РФ со значениями ИЧР ниже среднего. Причем, помимо дифференциации территорий по кластерам, в РФ отмечается существенная дифференциация по основным критериям между региональными центрами (и городами федерального значения) и провинциальными городами. [11]

2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ЛИПЕЦКА

2.1. Комплексная оценка уровня и качества жизни населения в г. Липецк

Липецк – город, расположенный недалеко от столицы, являющийся крупным промышленным и культурным центром. В городе особенно развита черная металлургия, промышленность, агротехнологическая и авиационная сфера. Также Липецк рассматривается в качестве курортного города.
По данным за 2017 год населения города составляло 509735 чел.
Число родившихся в 2019 году сократилось на 12% и составило 5574 человека (в 2016 году-6327 человек). Уровень смертности остался практически на прежнем уровне и составил 6410 человек (в 2018 году – 6483 человека).
Для сдерживания роста смертности в 2019 году были приняты меры по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки. Также важным направлением является снижение таких негативных социальных явлений, как алкоголизм, наркомания и курение [21] Также государством были предприняты меры, направленные на повышение рождаемости и снижение смертности.
Для достижения данных задач применялись следующие мероприятия:
— снижение смертности за счет улучшения условий труда и обеспечения техники безопасности,
— снижение материнской и младенческой смертности,
— улучшение репродуктивного здоровья,
— создание мотивации к здоровому образу жизни,
— стимулирование физической культуры и спорта, регулирование миграции, которые продолжают реализовываться и сегодня и частично компенсируют негативные тенденции:
 Указ Президента РФ от 22.06.2006 №637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом»;
 Указ Президента РФ от 07.05.2012 №606 «О мерах по реализации демографической политики РФ»;
 Указ Президента РФ от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.»;
 Распоряжение Правительства РФ от 14.04.2016 №669-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2016 – 2020 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года». [8] Чтобы стимулировать рождение второго и третьего ребенка в семьях, а также повысить статус многодетной семьи, программа материнского капитала была продлена до конца 2021 года.
Важным фактором замещения населения может быть рост численности населения за счет миграции. Если сравнить соотношение прибывших и выбывших граждан за 2019 год. То можно отметить, что миграционный прирост населения за последний год составил 168 человек.
Регионам не хватает трудоспособного населения, поэтому в рамках миграционное политики, в качестве одного из направлений обозначено повышение миграционной привлекательности. Обеспечение данной задачи планируется проводить путем привлечения на постоянное место жительства квалифицированных специалистов из-за рубежа (соотечественников и иностранных граждан), а также перспективной молодежи. По прогнозам, данная задача является достижимой, так как за последние годы наблюдается положительная динамика.
Данная задача решается на основе стратегии Липецкой области «Развитие рынка труда и содействие занятости населения Липецкой области» до 2020 года.
В том числе для достижения данной цели необходимо создание эффективной социальной инфраструктуры, рынка доступного жилья, занятости населения, улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки.
Эти меры позволят увеличить численность населения города Липецка до 513 399 человек в 1-м варианте и до 512 602 человек во 2-м варианте к 2024 году. [17] Занятость и доходы населения являются основными составляющими, характеризующими уровень жизни, что является одной из важнейших социальных задач.
Заработная плата является основным источником дохода для населения. По состоянию на 01.01.2019 г. среднемесячная заработная плата работников крупных и средних организаций города превышала прожиточный минимум в 4,4 раза (в 2018 г.-в 3,8 раза). Несмотря на то, что его величина на душу населения в 2019 году осталась на прежнем уровне и составила 8313 рублей.
За 2019 год среднемесячная номинальная начисленная заработная плата увеличилась на 7,1%, ее размер составил 36179,7 рубля. Самые высокие зарплаты выплачиваются работникам металлургической промышленности, финансов и государственного управления, а самые низкие-специалистам гостиничного и ресторанного обслуживания, образования и почтовой связи.
Предполагается, что целевые уровни реализации мер по повышению оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, в соответствии с Указом Президента РФ от 28.12.2012 № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в области защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», от 7 мая 2012 г. № 597 «О мерах по реализации государственной социальной политики», будет достигнута уже в 2020 г.
В прогнозные периоды положительная тенденция также сохранится.
Что касается пенсионного обеспечения, то страховые пенсии, по прогнозам, будут увеличиваться не реже одного раза в год на основе роста индекса потребительских цен за прошедший год.
Развитие рынка труда во многом будет определяться общей ситуацией в экономике.
Малый и средний бизнес вносит большой вклад в развитие экономики страны. Малый и средний бизнес является гибким и мобильным, и именно они во многом определяют темпы экономического роста и производственную структуру городской экономики.[25] В 2019 году на рынке труда города Липецка проявилась тенденция к сокращению общего числа безработных граждан, сокращению количества граждан, зарегистрированных в Службе занятости.
В прогнозируемом периоде развитие новых отраслей промышленности, восстановление экономики и активная политика занятости позволят сохранить достаточно низкий уровень зарегистрированной безработицы. Напряжения здесь не предвидится. Уровень зарегистрированной безработицы находится в пределах 0,34-0,38% от экономически активного населения.
В 2019 году средняя численность работников крупных и средних организаций Липецка (без внешних совместителей) составила 133 505 человек (97,5% к уровню 2016 года).
В 2024 году средняя численность работников крупных и средних организаций будет составлять 133766 человек (по 1-ому варианту), 133738 человек (по 2-му варианту). По оценочным данным общий фонда заработной платы в 2020 году достигнет 64917,6 руб., что в процентном соотношение составит 112,0%.
К важнейшим факторам социально-экономического благополучия относится состояние потребительского рынка.
На конец 2019 в Липецке действовало более 4 тыс. общее количество объектов потребительских рынков (из них 1238 стационарных торговых предприятий). Обеспеченность торговыми площадками в общей сложности составляет 820,3 кв. м. на 1000 населения (норматив 607 кв. м). Соответственно, мы можем сделать вывод, что фактический показатель превысил норматив на 213,3 кв. м. на 1000 жителей (отклонение от нормы 135,1%). [30] В Липецке работают как крупные торговые сети, так и местные сетевые магазины.
Среди населения набирают популярность специализированные магазины «Пекарни», а также объекты общественного питания нового формата – столовые.
Оборот розничной торговли для крупных и средних предприятий Липецка в 2019 году составил 55960,4 млн рублей, или 104,4% к уровню 2016 года. В январе – марте 2018 года оборот розничной торговли для крупных и средних предприятий Липецка составил 14037,2 млн рублей, или 107,1% к соответствующему периоду прошлого года.
По итогам 2020 года оборот розничной торговли оценивается в 58198,8 млн рублей, или 104% к уровню 2019 года.
Стабильность промышленного комплекса города является основой для дальнейшего поступательного развития муниципального образования. Основную долю в промышленном производстве занимают металлургия, пищевая промышленность и машиностроение.
Сегодня в городе Липецке наблюдается положительная тенденция роста промышленного производства. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг крупными и средними организациями города Липецка в 2019 году составил 548918,5 млн рублей, или 114,0% к соответствующему периоду прошлого года, в том числе по видам деятельности, связанным с промышленным производством – 510 245,4 млн рублей с темпом роста 114,8% по сравнению с 2016 годом.
По объему промышленного производства Липецк уверенно занимает лидирующие позиции среди городов ЦФО. [27] Важным стратегическим направлением развитие города является увеличение объема инвестиций, а также повышение эффективности и конкурентоспособности предприятий.
Высокой устойчивостью на рынке характеризуется отрасль металлургической промышленности.
В данной сфере инвестиционная политика преимущественно будет базироваться на реконструкции и модернизации существующих производственных мощностей (техническое перевооружение, капитальный ремонт, реконструкция и др.).).
В перспективе планируется создание индустриального парка на территории города Липецка, где планируется разместить предприятия приоритетных отраслей промышленности: машиностроение, станкостроение и комплектующие, сельскохозяйственная техника, оборудование и запасные части, робототехника.
Экономический рост определяется множеством факторов, важнейшим из которых является рост инвестиций и повышение их эффективности.
За 2019 год крупные и средние организации всех форм собственности города Липецка освоили 31822,7 млн рублей инвестиций, или 89,9% (в сопоставимых ценах) к уровню предыдущего периода.
Основной объем инвестиций в основной капитал в 2019 году был направлен на развитие металлургического производства и производство продуктов питания. [25] Инвестиции в основной капитал в 2019 году составили 62,4 тыс. руб. на душу населения. Если сравнивать с показателями прошлого года, то можно отметить снижение на 8,8%.
Структура источников финансирования распределяется следующим образом: 79,2% – собственные средства организаций; 20,8% – заемные средства.
В 2019 году промышленный комплекс продолжил реализацию инвестиционных проектов, модернизацию производства, ввод новых мощностей.
На ряде промышленных предприятий Липецка введены в эксплуатацию дополнительные мощности, разработаны новые виды продукции и технологий, приняты меры по повышению производительности труда, экономии энергоресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Впервые с 1991 года Липецк произвел почти 6,3 млн тонн горячекатаного проката. Повышение производительности стана «2000» было обеспечено мерами по сокращению внеплановых простоев, увеличению скорости прокатки и повышению качества выпускаемой продукции.
В 2019 году в связи с внедрением новых технологий на Липецкой площадке ПАО «НЛМК» потребление дорогостоящих ресурсов снизилось на 6% по сравнению с 2013 годом: энергии-на 6%, коксующегося угля-на 14%, природного газа-на 26%.
Группа НЛМК планирует инвестировать более 10 млрд рублей в природоохранные мероприятия.
Положительная динамика инвестиций в строительный комплекс и операции с недвижимостью являются одним из основных факторов для успешного развития региона. [26] Градостроительство в основном направлено на создание безопасных и благоприятных условий жизни населения и производства.
Жилищную застройку города осуществляют следующие строительные компании: АО «ДСК», АО «Липецкая ипотечная корпорация», АО «Ремстройсервис», ООО СУ11 «Липецкстрой-Л», ОАО трест «Липецкстрой», ООО «Глобус-98» и др.
Однако, в последнее время наблюдается переизбыток жилья. Это произошло в результате высоких объемов строительства и соответственно, переизбытка предложения над спросом.
Далее рассмотрим транспортную и энергетическую инфраструктуру города. [15] Общая протяженность дорог в 2019 году составила 0,443 тыс. км, (по отношению к показателям 2016 года — это 102,8%).
В энергетической инфраструктуре, исходя из данных о фактических потоках энергоресурсов, ресурсоснабжающие организации разработали программы модернизации системы коммунальных услуг.
Среди крупных проектов в сфере теплоснабжения-строительство блочной системы микрорайона Елец города Липецка, строительство новых тепловых сетей в рамках программы сетевого подключения новых потребителей, капитальный ремонт паровой турбины и парового котла на Липецкой ТЭЦ-2.
Строительство новых сетей газоснабжения осуществляется в рамках программ энергосбережения, реализация которых позволяет высвободить значительные объемы газа и перераспределить их на нужды вновь возводимых социально-культурных объектов и газоснабжаемых квартир и частных домовладений в городе.
К таким направлениям также относится работа по переводу жилых и социально-культурных объектов на автономное газовое отопление.
Проектирование и строительство сетей электроснабжения выполняются за счет инвестиционных программ филиала ПАО «МРСК Центра» – «Липецкэнерго» и АО «ЛГЭК».
Стратегическое развитие коммунальной инфраструктуры в соответствии с требованиями будущего развития города позволит обеспечить население услугами тепло -, электро-и газоснабжения, обеспечивающими максимальный комфорт проживания.
Это также повысит надежность энергоснабжения, сократит количество и время перебоев в электро -, тепло-и водоснабжении населения города Липецка, а также обеспечит возможность быстрого и недискриминационного подключения потребителей к коммунальной инфраструктуре.
По расчетам, в 2020 году показатель «протяженность электрических сетей (единичных)» – «кабельных линий» составит 2,394 тыс. км, показатель «воздушных линий» в городе Липецке-1,075 тыс. км. [3] Согласно долгосрочному прогнозу в 2024 году показатель «протяженность электрических сетей (односетевых)» – » кабельная сеть «по обоим вариантам составит 2,615 тыс. км, показатель» воздушные воздушные линии » по обоим вариантам составит 1,572 тыс. км.
По расчетам в 2020 году показатель «протяженность газовых сетей (односетевых)» составит 1,592 тыс. км, показатель» протяженность тепловых сетей (односетевых)» в городе Липецке составит 1,14 тыс. км.
Согласно долгосрочному прогнозу в 2024 году показатель » протяженность газовых сетей (односетевых)» по обоим вариантам составит 1,643 тыс. км, показатель » протяженность тепловых сетей (односетевых)» — 1,149 тыс. км.
Эффективное управление муниципальной собственностью позволяет решать две основные задачи: экономическую и социальную.
Городской округ владеет объектами, которые особенно важны для жизни городского хозяйства, а также для удовлетворения потребностей населения.
В муниципальную собственность входит недвижимое имущество, а также пакеты акций.
Долгосрочный прогноз доходов в виде дивидендов составляется для акционерных обществ, акции которых находятся в муниципальной собственности г. Липецка. Зза 2019 г. размер девидендов составил 0,801 млн рублей. По предварительным оценкам, размер дивидендов в 2020 году составит 0,456 млн руб., или 56,9% к уровню 2019 г.
В 2019 г. приватизация муниципального имущества проводилась в соответствии с прогнозным планом приватизации, утвержденным решением Липецкого городского совета депутатов от 04.10.2016 № 242, и в рамках реализации ФЗ от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательств.
В основу данных планов было положено пополнение доходной части бюджета, продажа неликвидных объектов и снижение затрат, связанных с их содержанием.
Доходная часть городского бюджета от реализации муниципального имущества за 2019 г. составила 228,3 млн руб. Согласно расчетам, доходы от реализации муниципального имущества в 2020 г. составят 140,0 млн рублей, или 61,3% к уровню 2019 г. [26] Долгосрочный прогноз денежных поступлений от продажи объектов недвижимости определяется исходя из планируемых поступлений по действующим договорам купли-продажи, заключенным в рамках реализации Федерального закона о льготной приватизации № 159-ФЗ.
Аренда муниципального имущества также является эффективным и действенным способом управления и распоряжения муниципальным имуществом.
Заключение договоров аренды муниципального имущества осуществляется в соответствии с ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и Положением о сделках с муниципальным имуществом, утвержденным решением Липецкого городского Совета депутатов от 01.11.2005 № 158.
В 2019 г. было заключено 239 договоров аренды на новый срок или перезаключено, всего на конец года действовало 389 договоров. [22] По расчетам, поступления за аренду нежилых помещений в 2020 г. составят 45,0 млн руб., или 45,8% к уровню 2019 г. Снижение прогнозных показателей по лизингу недвижимости по сравнению с 2019 годом обусловлено погашением долгов прошлых лет, большим объемом претензионно-исковой работы по взысканию задолженности по действующим и расторгнутым договорам аренды, реализацией Федерального закона № 159-ФЗ и отсутствием резерва муниципального имущества.

2.2. Деятельность органов государственного и муниципального управления по оптимизации уровня и качества жизни в регионе. Пути совершенствования

Общественные отношения могут развиваться и функционировать только в условиях разделения труда. В этом случае на каждую социальную группу возлагается осуществление определенных задач, которые важны для всего социума. Одна часть людских ресурсов направлена на производство материальных благ, другая занимается созданием духовных ценностей. Необходимость контроля за их деятельностью вытекает в создание третьего слоя — управляющего. Чтобы общество благополучно существовало и было жизнеспособно, необходимо пропорциональное сочетание трех составляющих человеческой деятельности, при этом некоторые из них оказываются более важными, другие же — менее значимыми. Таким образом, иерархия функционирования выражается в разделении на соответствующие классы и слои населения.
Таким образом, на современном этапе наиболее актуальной проблемой эффективности управления является вопрос управления качеством жизни населения.
Важным условием для обеспечения высокого уровня жизни населения является организация государственного и муниципального управления. Для того, чтобы обеспечить все экономические, производственные и иные процессы необходимо наличие эффективной власти, как на федеральном, так и на местном уровне.
При этом система управления должна отвечать и государственным интересам, и интересам населения.
Преобразование существующей системы управления достигается через административные реформы. [5] Одной из важнейших сфер, определяющих качество жизни населения является социальная сфера (здравоохранение, образование, культура и спорт). Социальная сфера создает необходимые условия для жизни и развития общества. Через институты социальной сферы достигаются следующие задачи: повышение уровня здоровья граждан, уровня образования, репродукция физически здорового поколения и сохранению здоровья нации, формирование интеллектуального потенциала общества, воспитание морально-этических ценностей.
Медицинские организации способствуют поддержанию здоровья граждан. Сфера образования направлена не только на обеспечение общества высококвалифицированными кадрами, но и на развитие интеллектуального потенциала, научно-технических возможностей. Кроме того, система образования позволяет удовлетворять потребности населения в получении образовательных услуг. Данные направления отражены в разработке национальных проектов по основным сферам общественной жизни: Национальный проект «Здоровье», национальный проект «Образование», национальный проект «Доступное и комфортное жилье» и др.
Еще одним важным условиям для обеспечения нормальной жизни является организация контроля и регулирование оборачиваемости денежных средств.
Для решения данной задачи Центральным банком РФ проводится денежно-кредитная политика [16] Негативным фактором для экономики является высокий уровень теневого бизнеса. Поэтому правительству необходимо принимать все необходимые меры для снижения данной проблемы.
Важным элементом повышения качества жизни является система социальных стандартов. Система социальных стандартов охватывает следующие направления: трудовые отношения и оплата труда, обеспечение занятости населения и помощь безработным, социальное страхование, пенсионное обеспечения, научные разработки и т.д. [20] Система социальных стандартов разрабатывается применительно к трем основным этапам жизненного пути человека: период от его рождения до окончания школы, период трудовой или предпринимательской деятельности человека, период жизни человека после достижения им пенсионного возраста. Социальные стандарты рассчитаны на среднесрочный период (3-5 лет) и долгосрочную перспективу (10-15 лет), причем динамика роста основных показателей качества жизни российского общества, должна соответствовать аналогичным достижениям развитых стран.
В настоящее врем ряд авторов рассматривая способы повышения качества жизни населения делают упор на систему индикативного управления.
Повышение эффективности государственного (муниципального) управление возможно за счет создания объективной и комплексной системы индикаторов.
Данная система должны точно и в полном объеме отражать степень достижения поставленных целей и выполненные обязанности.
Система управления позволяет получить более наглядную картину планов и фактических результатов. Соответственно, можно определить, какие проблемы еще не решены, какие действия являются эффективными, а какие не дают желаемых результатов.
Процесс формирования системы индикаторов для конкретного региона РФ включает следующие моменты:
1. Необходимо создавать собственную систему регуляторов при творческом развитии зарубежного опыта с учетом региональных и национальных особенностей.
2. Социально-экономическая система рассматривается с приоритетом человеческого фактора.
3. В процессе формирования концептуальных основ требуется исходить с учетом различных возможностей развития социально-экономической системы. [28] Сам процесс индикативного планирования невозможен без определенных действий и процедур (рис. 2).

Рис. 2. Концептуальные положения разработки и реализации индикативного плана на региональном уровне

Таким образом, процесс повышение качества жизни – это комплексный и систематический механизм, включающий в себя законодательные и управленческие инструменты. Достижение данной задачи достигается за счет применения мер, направленных усиление власти, поддержание бизнеса и обеспечения благ, возможностей для развития, населения, а также в социальные поддержки социально незащищенным категориям граждан. Уровень жизни населения определяется по наличию ресурсов и возможностей для удовлетворения различных потребностей, и нужд людей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью работы являлось определение качества и уровня жизни населения в территориальном разрезе. В процессе работы заданная цель достигнута. На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы.
На протяжении последних лет ученые постоянно разрабатывают в первую очередь социальные показатели качества жизни, рассматривают аспекты детерминации образа и уровня жизни, их соотношение. Однако до сих пор все же нет единого подхода к определению качества и уровня жизни.
В общем понимание, уровень жизни определяется как уровень благосостояния людей, который характеризуется по степени удовлетворения материальных и духовных (культурных) благ. Качество жизни – это совокупность условий, которые определяют качественный уровень жизни человека. Качество жизни определяется по социально-экономическим, политических, экологическим, производственно-технологическим и другим условиям.
Для оценки уровня жизни основной системой показателей являются показатели международной статистики ООН, включающие 12 основных групп показателей.
Для оценки качества жизни целесообразнее использовать методику комплексной оценки качества жизни населения в регионах РФ, разработанную по заказу Министерства экономического развития РФ и включающую 19 базовых индикаторов. Для оценки уровня жизни целесообразно использовать систему индикаторов А.М. Нагимовой, входящей в комплексную оценку качества жизни: объем ВВП на душу населения, кратный прожиточному минимуму среднедушевой доход, структура расходов по видам товаров и услуг, общее потребление в расчете на одного жителя.
В условиях неоднородного распределения уровня и качества жизни по регионам и муниципалитетам страны необходимо различать понятия социального и экономического неравенства.
Социальное неравенство – неравномерное распределение ресурсов и благ. Причиной данного диссонанса является отсутствие в некоторых регионах условий и ресурсов, необходимых для осуществления хозяйственной деятельности (географическое положение, природные ресурсы, человеческий капитал и т.д.). Экономическое неравенство заключается в неравном доступе к удовлетворению разнообразных жизненных потребностей. Социальное неравенство в социуме формирует сложные процессы.
Социальное неравенство очень сильно распространено во всем мире, в том числе в России, и как любое другое общественное явление сталкивается с рядом затруднений. Особенность современного социального неравенства состоит в том, что неодинаковый доступ к ресурсам является как одной из его причин, так и следствием, а проблемы одновременно затрагивают две самые развитые области социума — общественную и экономическую. Осложнения возникают на почве нарушения принципов социальной справедливости и выражаются в таких проявлениях, как: неуверенность не только в будущем, но даже в устойчивости той позиции, в которой индивид находится сейчас; недовольство одних слоев населения приводит к приостановке производства и недостатку продукции для другой части социума; невозможность переместиться по социальной лестнице из-за отсутствия выполняющих свою функцию социальных лифтов; психологическое давление из-за непредсказуемости будущего, которое особенно сильно сказывается на незащищенных слоях населения. Все эти явления могут вызвать рост социальной напряженности и в особо острых случаях привести к беспорядкам и конфликтам как между гражданскими лицами, так и между гражданами и государственными силовыми структурами. Проблемы социального неравенства в экономической сфере возникают из-за несправедливости в распределении доходов — меньше всего получают те, кто реально работает, расходуя свои физические силы, а больше всего имеют владельцы промышленных и финансовых ресурсов.
Ослабить проблему социального неравенства возможно за счет применения правильной политики государств, направленной на создание условий для экономического роста, что позволяет финансировать различные социальные программы. К ним можно отнести все виды помощи малоимущим гражданам, доступность бесплатного качественного образования и медицинского обслуживания, отсутствие дискриминации при приеме на работу по половому или национальному признаку. Особое значение имеет государственная помощь людям, занимающимся индивидуальным предпринимательством, которые не только повышают свой социальный статус, но и создают рабочие места для других, т. е. дают возможность преодолеть черту бедности безработным.
По ИЧР регионы страны разделяются на три кластера: малочисленные регионы-лидеры (регионы с экспортно-сырьевой экономикой и города федерального значения), неблагополучные регионы РФ (республики юга Сибири и Северного Кавказа), подавляющее большинство административно-территориальных единиц РФ со значениями ИЧР ниже среднего. Причем, помимо дифференциации территорий по кластерам, в РФ отмечается существенная дифференциация по основным критериям между региональными центрами (и городами федерального значения) и провинциальными городами.
Система управления уровнем и качеством жизни населения в стране является многосубъектной, включая органы власти, бизнес-структуры, граждан, местные сообщества и т.д. На государственном (и региональном) уровнях основными механизмами оптимизации уровня и качества жизни могут быть следующие: система индикативного планирования с разработкой целевых программ, система стандартизации качества и уровня жизни, система интенсификации экономики, развитие бизнеса и т.д.
При рассмотрении социально-экономического положения г. Липецка очевиден высокий уровень развития экономики, производства, хороший уровень развития агропромышленного комплекса. Таким образом, региона имеет все необходимые условия для формирования оптимального уровня и качества жизни.
Таким образом, вхождение в десятку лидеров по уровню жизни населения не означает высокий уровень жизни по всем критериям. На примере исследуемых регионов очевидно, что г. Липецк, лидируя по одним критериям, существенно отстает по другим (не менее значимым).
При рассмотрении деятельности органов региональной власти в отношении повышения качества жизни населения региона определены проблемные места. Даны рекомендации, исходя из положения, что важным вопросом в работе по повышению эффективности органов государственного и муниципального управления является не только разработка соответствующих программ, но и процесс их реализации, особенно в отношении повышения уровня и качества жизни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.: по сост. на 21.07. 2014 г. // Собрание законодательства РФ. – 2014. – №31. – Ст. 4398.
2. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ: ФЗ от 06.10.1999 №184-ФЗ: по сост. на 03.07. 2016 г. // Собрание законодательства РФ. –1999. – №42. – Ст. 5005.
3. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ: ФЗ от 27.07.2004 №79-ФЗ: по сост. на 02.04.2014 // Собрание законодательства РФ. –2004. – №31. – Ст. 3215.
4. О противодействии коррупции: федеральный закон от 25.12.2008 №273-ФЗ: по сост. на 03.07.2016 // Собрание законодательства РФ. –2008. – №52 (ч. 1). – Ст. 6228.

Научная литература
5. Аванесов Е.К. Качество жизни и стандартизация индикаторов устойчивого развития/ Е.К. Аванесов//Экономика качества №1(5), – 2019. – 120 с.
6. Айвазян С. А. Анализ качества и образа жизни населения/ А.С. Айвазян. – М.: Наука. 2017. – 350 с.
7. Баженов, С.А. Качество жизни населения: теория и практика / С.А. Баженов. М.: ЭКОС, 2018.– С. 173.
8. Барвитенко, Ю. Н. Качество жизни населения и экология: институциональный подход – Министерство образования и науки РФ, 2015. – 365 с.
9. Будко Е.Н. Уровень и качество жизни населения: монография / Е. Н. Будко// Москва: ОнтоПринт – 2016 – С. 56
10. Васильева Л. П. Управление социально-экономическим развитием региона: сценарно-индикативное прогнозирование и планирование: монография // Теория и практика общественного развития – 2014. – С.110.
11. Вечканов Г.С. Качество жизни населения как признак состояния общества: монография — М. : Наука, – 2018. – 216 с.
12. Воронцова И.П. Профессионально-структурные и психологические аспекты модели управления и мониторинга качества жизни в регионе /И.П. Воронцова // Министерство образования и науки РФ, Сибирский федеральный университет. – 2019. – с.86.
13. Гришина И.В. Качество жизни населения регионов России: методология исследования и результаты комплексной оценки // Современные производительные силы. – 2017. – №1. – с. 70.
14. Джаватов Д.К. Социально-экономическое неравенство в России: причины, последствия, меры по преодолению //Региональная экономика. УЭкС. – 2019. – №3. – с. 58.
15. Зубаревич Н.В. Социальное развитие регионов России: проблемы и тенденции переходного периода /Н.В. Зубаревич// Москва: ЛЕНАНД. – 2015. – с. 9-22.
16. Ивлева Г.Ю. Эффективное государственное и муниципальное управление как фактор социально-экономического развития России /Ю.Г. Ивлева//сборник статей Международной научно-практической конференции МИГСУ. – 2014. – С. 31-39.
17. Ильин В.А. Эффективность государственного управления, 2000-2015 ; Федеральное агентство научная организация, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки. – 2016. – С. 31-39.
18. Ким Л.Н. Уровень жизни населения: теория, оценка и перспектива/Л.Н. Ким//Дисс. д.ф.н. – Алматы. 2018. – 157 с.
19. Копнов В.А. Холистический подход к улучшению качества жизни // Официальный сайт Института качества жизни г.Екатеринбург. – Режим доступа: www.URL:http://www.i№stitutkachestva.ru/html/sm.php (дата обращения 02.05.2020).
20. Кукушкина Е. Молодёжь – главный ресурс развития страны в XXI веке //Наша молодёжь. – 2019. – №21. – С. 8
21. Левкова Л.А. Современные тенденции демографического развития Хабаровского края //Ученые заметки ТОГУ. – 2018. – №4. – С.736.
22. Леонова, А.А. Статистический анализ социально-экономических показателей: учебное пособие — Москва: Перо, 2015.
23. Мельник С.А. Роль и место муниципалитетов в повышении качества жизни населения/С.А. Мельник // Научный вестник Костромского государственного технологического университета. – 2020. – №2. – С. 41-52.
24. Морозова Н.И. К вопросу о соотношении категорий «уровень жизни» и «качество жизни» населения // Волгоград: Экспресс-Печать 2017. №1 (38). – С. 23-27.
25. Назарова Т.О. Оценка качества жизни населения в России в контексте мировых тенденций: монография / Т. О. Назарова, И. В. Федина – Пятигорск: РИАКМВ 2016. – С. 99-103.
26. Нагимова А.М. Теоретические подходы к исследованию проблемы качества жизни //Известия Саратовского университета. – 2018. – Т. 10. Сер. Социология. Политология, вып. 4. – С.3-7.
27. Охотский, Е. В. Теория и механизмы современного государственного управления : учебно-методический комплекс – М. : Издательство Юрайт.2018. – 320 с.
28. Плюснин Ю.М. Отходничество в современной России /Ю.М. Плюснин // Отечественные записки. – №5. – 2017. – С. 240-257.
29. Сухарев О.В. Уровень и качество жизни населения как критерии измерения результатов экономического развития /О.В. Сухарев//Экономический анализ: теория и практика. – 2019. – №47. – с. 2-10.
30. Такмакова Е. В. Управление формированием системы социальной стандартизации как метод регулирования доходов населения/Е.В. Такмакова//Сегодня и завтра Российской экономики. – 2016. – №1. – с. 34-38.

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф