Заявка на расчет
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Социальные пенсии: понятие, виды, условия и размеры»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Введение
1.Общая характеристика социальных пенсий
1.1 Понятие и виды социальных пенсий
1.2. Правовое регулирование социальных пенсий
1.3.Условия назначения и круг лиц, имеющих право на социальную пенсию
2. Особенности назначения и выплаты социальных пенсий
2.1 Документы, необходимые для назначения социальных пенсий
2.2 Размеры пенсий по социальному государственному обеспечению
2.3 Сроки и порядок выплаты социальных пенсий
Заключение
Список литературы

Введение

Конституция нашей страны определяет Российскую Федерацию как «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Во исполнение этого конституционного положения государство взяло на себя целый ряд основополагающих обязательств в области охраны труда и здоровья людей, обеспечения гарантированного минимального размера оплаты труда, поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и престарелых, развития системы социальных служб, выплаты государственных пенсий и пособий, а также осуществления иных гарантий.
Объективная необходимость в содержании нетрудоспособных членов общества существовала с древних времен. На протяжении веков эту функцию выполняли церковь, благотворительные организации, организации общественного призрения, общества взаимопомощи и другие.
Ситуация коренным образом изменилась в конце 19 века, когда в Германии были приняты первые законы об обязательном государственном страховании наемных работников на случай болезни, трудового увечья, инвалидов и старости. На рубеже веков аналогичное законодательство появилось и в других европейских странах (Англии, Франции, России, Швеции и др.)
Указанные законы имели ограниченную сферу действия, устанавливали крайне низкие размеры выплат, но они заложили основу для создания государственной системы социального обеспечения. С тех пор она развивается: расширяются сферы охвата, вводятся новые виды пенсий и пособий, повышаются их размеры.
В современной действительности, в условиях социально-экономического кризиса и сложной политической обстановки в России постоянно возникают новые обстоятельства, в связи с которыми граждане утрачивают источники средств существования, несут дополнительные расходы, попадают в трудные жизненные ситуации и нуждаются в социальной поддержке. В тех случаях, когда они не имеют права на получение соответствующих видов социального страхования, им предоставляется социальная помощь: денежные выплаты (пенсии, пособии, компенсации), бесплатные или частично платные услуги.
Для таких категорий граждан был издан Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», который призван защищать население.
Одним из основных видов социальной помощи являются социальные пенсии. В соответствии со ст. 11 Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», социальная пенсия устанавливается: для инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени, детей-инвалидов; детей в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и детей умершей одинокой матери, не имеющие права на пенсию по случаю потери кормильца, граждан из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на трудовую пенсию, граждан, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
Система пенсионного обеспечения Российской Федерации представлена различными видами пенсий, среди которых социальная пенсия устанавливается наиболее незащищенной категории, по различным причинам, оставшихся без средств к существованию. Все это обуславливает актуальность темы работы.
Тема «социальная пенсия» сегодня актуальна не только потому, что она волнует миллионы людей, но и потому, что здесь накопилось много нерешенных вопросов, требующих точно выверенного анализа. Вопрос об эффективности проводимой сегодня социальной политики является одним из наиболее важных. Огромную значимость данного вопроса определяет количество исследований в отечественной науке, публикаций, посвященных разработке теоретических, конституционных основ социальной политики, а также работ, раскрывающих роль права в обеспечении социальных гарантий населения.
Объект исследования — общественные правоотношения, возникающие в связи с возникновением и реализацией гражданами права на социальные пенсии.
Предметом изучения являются социальные пенсии различным категориям граждан Российской Федерации и функционирование социальной пенсионной системы государственного пенсионного обеспечения.
Целью работы является исследование сущности и основных особенностей социальных пенсий в системе государственного пенсионного обеспечения и их положения в современном обществе.
Задачи работы:
1) Рассмотреть общее понятие социальной пенсии и ее виды.
2) Проанализировать правовое регулирование социальных пенсий в современной России.
3) Изучить условия назначения и круг лиц , имеющих право на данный вид пенсии.
4) Рассмотреть документы, необходимые для назначения социальной пенсии.
5) Определить размеры пенсий по социальному государственному обеспечению.
6) Обозначить сроки и порядок выплаты социальной пенсии.
При написании работы было использовано новейшее пенсионное законодательство РФ.
Теоретической основой работы стали учебники по праву социального обеспечения, комментарии к пенсионному законодательству, научные статьи.
При написании работы были использованы различные методы научного познания — общенаучные (анализ, синтез), метод сравнительного правоведения и др.
Структура определяется целями и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, объединяющих шесть параграфов, заключение и список литературы, использованный при написании работы.
В первой главе проводится анализ понятия «социальных пенсий», их видов, условий назначения и круга лиц, имеющих право на социальную пенсию. Раскрываются вопросы правового регулирования социальных пенсий. Во второй главе освещается порядок выплаты, сроки и размеры социальных пенсий, а также документы ,необходимые для назначения такой пенсии.

1.Общая характеристика социальных пенсий

1.1 Понятие и виды социальных пенсий

Социальная пенсия — это пенсия, установленная для нетрудоспособных и пожилых граждан, которые по каким-либо основаниям не заработали страховую пенсию.
Как известно, пенсионное обеспечение считается одним из видов социального обеспечения нетрудоспособных граждан в Российской Федерации. Вопросу пенсионного обеспечения граждан каждый день уделяется особая забота, ведь это затрагивает интересы большинства.
Пенсионное обеспечение — это государственное минимальное обеспечение страховыми (по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет) и социальными пенсиями всех нетрудоспособных граждан (за исключением временной потери трудоспособности по болезни или временной нетрудоспособности, связанной с безработицей) за счет средств социальных фондов и государственных ассигнований.
Социальные пенсии в отличие от страховых не считаются частичным замещением утраченного заработка, условия его получения не зависят от трудового стажа. Социальные пенсии выплачиваются в твердом размере за счет средств государственного бюджета.
Социальные пенсии назначаются в следующих случаях:
— Наступлением инвалидности;
— Потерей кормильца;
— С наступлением возраста установленного законом.
В правовой литературе понятия «пенсия» (от лат. Pensio — платеж) — это систематическая денежная выплата в качестве материальной помощи по возрасту, по инвалидности, за выслугу лет, по случаю потери кормильца.
Впервые пенсионное обеспечение было введено для офицеров военно-морского флота во Франции в 1673 году. В период Великой французской революции, в 1790 году, был принят Закон о пенсиях для гражданских государственных служащих, отслуживших тридцать лет и достигших пятидесятилетнего возраста. Массовое и универсальное пенсионное обеспечение впервые появилось в Германии в 1889 году, в Великобритании в 1908 году, во Франции в 1910 году. Оно предполагало увязку размеров пенсий с размерами страховых взносов и зарплаты застрахованных работников, обязательное пенсионное страхование работников наёмного труда от старости, инвалидности и утраты кормильца.
Многие ученые склоняются к такому определению социальной пенсии:
Социальная пенсия — государственная пенсия, устанавливаемая гражданам, имеющим по каким — либо причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной общественной деятельности.
В юридической литературе достаточно подробно рассмотрены вопросы пенсионного обеспечения, а в частности понятие «пенсия» и ее существенные признаки. Итак, пенсия это:
— Периодические выплаты, производимые за счет средств социального страхования с целью материального обеспечения рабочего, служащего или членов его семьи в связи с завершением полного большого цикла его трудовой деятельности или в связи с окончательным или длительным выбытием его из числа полноценных работников;
— Материальное обеспечение граждан в старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, а также за выслугу лет в виде систематических денежных выплат;
-Регулярная (периодическая) денежная выплата социально-алиментарного назначения, производится лицам пожилого возраста, инвалидам и другим категориям граждан и их семьям в случаях, предусмотренных законом из общественных фондов потребления в связи с их (или лица, на иждивении которого они находятся) прошлой трудовой или другой общественно полезной деятельностью, которая прекращена или заменена более легкой деятельностью с предусмотренной законом уважительной причины; выплата, размер которой соотносится, как правило, с прошлым заработком.
Эта выплата является для неработающих пенсионеров основным источником средств к существованию;
-Ежемесячные денежные выплаты гражданам за счет государства для их материального обеспечения в старости, в случае инвалидности, потери кормильца, а также за выслугу лет;
-Ежемесячные выплаты из фондов для нетрудоспособных, назначаемые в размерах, соотнесенных с прошлым заработком, лицам, которые на протяжении установленного срока занимались общественно полезной деятельностью и достигли определенного возраста;
— Выплата, осуществляемая государством в связи с наступлением определенного обстоятельства в жизни человека, — достижение определенного возраста, инвалидности, смерти кормильца;
— Государственная выплата, которая осуществляется из Пенсионного фонда с целью материального обеспечения нетрудоспособных граждан в связи с их прошлой трудовой или иной общественно полезной деятельностью в размерах, как правило, соотнесенных с прошлым заработком пенсионера;
— Ежемесячные денежные выплаты, предоставляемые гражданам при достижении определенного возраста, наступлении инвалидности, в случае потери кормильца, а также в связи с длительной профессиональной деятельностью.
Важными факторами становления пенсионного обеспечения является уровень развития экономики, демографические и другие социальные трудности. Все эти факторы работают в обоюдной обусловленности, и рассмотрение их позволит квалифицировать тенденции становления пенсионного обеспечения и предпосылки формирования новой системы, которая соответствует этому этапу развития нашей страны.
Размер социальной пенсии зависит от всевозможных факторов. При наличии одновременно права на социальную пенсию и надбавку на нетрудоспособных членов семьи к пенсии по возрасту или по инвалидности по выбору обратившегося назначается пенсия или надбавка.
При назначении и выплате социальных пенсий применяются те же правила, что и к страховым пенсиям.
Лицам, проживающим в РФ временно, социальная пенсия не назначается. Не назначается она и тем, кто отправился на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации.
Итак, исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что социальная пенсия- это пенсия, установленная для нетрудоспособных и пожилых граждан, которые по каким — либо причинам не заработали страховую пенсию.

1.2. Правовое регулирование социальных пенсий

Социальная политика государства является наиболее важной частью внутренней политики в целом. Именно обстановка, складывающаяся в социальном секторе, указывает на уровень развития общества и грамотность проведения демографической политики государства.
Конституция РФ провозглашает Россию социальным государством со всеми вытекающими из этого последствиями, так ст. 7 Конституции РФ гласит:
Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей , устанавливается и гарантируется минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Как мы видим, Конституция провозглашает основные принципы государственного управления и государственной политики Российской Федерации, в том числе и в области социального обеспечения населения.
Она устанавливает основное право граждан РФ на пенсионное обеспечение и социальную защиту. В частности ст.39 Конституции РФ гласит:
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Таким образом, Конституция гарантирует социальную защиту граждан Российской Федерации и провозглашает основные направления государственной внутренней политики касающейся пенсионного обеспечения.
В 2001 году в связи с изменившимся социально-экономическим положением в России возникла острая необходимость проведения пенсионной реформы и создания принципиально новой системы пенсионного обеспечения. Новое пенсионное законодательство было разработано и принято в рекордно короткие сроки — с 1 января 2002 г. уже вступили в действие новые законы, регламентирующие назначение, размеры и порядок начисления пенсий.
Одним из основных законов, входящих в систему пенсионного обеспечения и являющихся составной частью пенсионной реформы, выступает Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее — Закон). Одновременно с принятием комментируемого Закона были разработаны и приняты Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Эти законы можно образно назвать «столпами», на которых в течение 13 лет (до 2014 года включительно) «стоял» институт пенсионного обеспечения в Российской Федерации, и которые регламентировали основания возникновения права на пенсию и порядок назначения двух видов пенсий — трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
С 1 января 2015 года в рамках совершенствования пенсионной системы России вступили в силу новые законодательные акты — Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ «О накопительной пенсии». Однако внесение изменений в законодательную основу пенсионной системы нельзя назвать новой пенсионной реформой, поскольку она является логическим продолжением развития уже существующих в системе пенсионного обеспечения и пенсионного страхования принципов.
Правовое регулирование пенсионного обеспечения в России осуществляется многочисленными нормативными актами, среди которых основными являются федеральные законы, в частности:
-«О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ
-«Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ
-«О страховых пенсиях» от 28.12.2013 N 400-ФЗ
-«Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ
«О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» от 30.04.2008 N 56-ФЗ
-«О накопительной пенсии» от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ;
-«О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ;
-«Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 01 декабря 2014 г. № 398-ФЗ;
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим социальные пенсии на законодательном уровне является Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в рамках которого особое внимание уделено социальной защите населения. При этом наиболее важным видом социальной помощи являются социальные пенсии.
Право на социальную пенсию в соответствии с ФЗ от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» имеют постоянно проживающие в Российской Федерации:
1) инвалиды I, II и III группы, в том числе инвалиды с детства;
2) дети-инвалиды;
3) дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери;
4) граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), постоянно проживающие в районах проживания малочисленных народов Севера на день назначения пенсии;
5) граждане Российской Федерации, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации не менее 15 лет и достигшие указанного возраста;
6) дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, оба родителя которых неизвестны.

1.3.Условия назначения и круг лиц, имеющих право на социальную пенсию

На получение денежных средств по государственному пенсионному обеспечению могут претендовать граждане России, а также постоянно проживающие в стране иностранцы и лица без гражданства. Что такое социальная пенсия и кому она выплачивается, можно узнать в ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» №166- ФЗ. Так, для оформления необходимо относиться к одной из групп тех, кто получает социальную пенсию
Социальные пенсии назначаются гражданам, не получающим страховую пенсию:
1. инвалиды I, II и III группы, в том числе инвалиды с детства, дети-инвалиды.
Инвалидом признается лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защите.
Основанием для установления l группы инвалидности является такое нарушение функция организма, при котором инвалид не может сам себя обслуживать и нуждается в посторонней помощи, уходе или надзоре. Необходимость такого ухода имеется постоянно, а не только на период временного ухудшения состояния здоровья.
Инвалидность l группы устанавливается:
-лицам, у которых наступила полная постоянная или длительная потеря нетрудоспособности, нуждающимся в постоянном уходе (помощи или надзоре),
-лицам, которые, несмотря на стойкие, резко выраженные функциональные нарушения и нуждаемость в постоянном уходе или помощи, могут быть приспособлены к отдельным видам трудовой деятельности в особо созданных, индивидуально организованных условиях. К этой категории лиц относятся, например, слепые.
Следовательно, не все инвалиды l группы полностью нетрудоспособны, однако это не исключает необходимости постоянной посторонней помощи или ухода за ними.
Основанием для установления ll группы инвалидности являются значительно выраженные функциональные нарушения, которые, однако, не вызывают необходимости в постоянной посторонней помощи (уходе или надзоре), но приводят к полной постоянной или длительной нетрудоспособности.
ll группа инвалидности устанавливается:
-лицам, у которых наступила полная постоянная или длительная потеря нетрудоспособности вследствие нарушения функций организма, но не нуждающимся в постоянном постороннем уходе (помощи или надзоре); к ним относятся больные, потеря трудоспособности у которых обусловлена резко выраженным нарушением функций;
-лицам, которым все виды труда на длительный период противопоказаны вследствие возможности ухудшения течения заболевания под влиянием трудовой деятельности; к ним относятся больные с тяжёлом патологией, у которых даже лёгкий труд может привести к ухудшению течения болезни;
-лицам с тяжёлыми хроническими заболеваниями, комбинированными дефектами опорно-двигательного аппарата и значительной потерей зрения, которым труд не противопоказан, но доступен лишь в специально созданных для них условиях.
Следовательно, критерии для определения ll группы инвалидности не являются однородными. С одной стороны, к инвалидам ll группы относятся лица, которые не могут работать вследствие выраженных нарушений функций, а с другой стороны, лица, которые не должны работать ввиду возможности ухудшения течения заболевания под влиянием трудовой деятельности.
Основанием для определения lll группы инвалидности является значительное снижение трудоспособности вследствие нарушений функций организма, обусловленных хроническими заболеваниями или анатомическими дефектами.
lll группа инвалидности устанавливается:
— при незначительной степени стойкого нарушения трудоспособности требуются лишь небольшие изменения для облегчения условий труда.
Заключение выдаёт медико-социальная экспертиза.
Медико-социальная экспертиза — признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
К заболеваниям и патологическим состояниям, дающим право на получение социальной пенсии сроком от 6 месяцев до 2 лет, относятся:
— выраженные двигательные, психические, речевые нарушения после черепно-мозговых травм, нейро-инфекции;
— состояние, требующее длительной восстанови¬тельной и ¬-реабилитационной т嬬рапии в послеоп嬬рационном п嬬риоде;
— стойкое выраженное нарушение функции почек, осложненное течением язвенной болезни желудка и др.
В круг заболеваний, дающих право на получение соци¬альной пенсии с¬¬роком от 2 до 5 лет, входят:
— нервно-психи¬ческие заболевания;
— генетические заболевания;
— онкологи¬ческие заболевания;
— хирургические заболевания и анатоми¬ческие дефекты и дефо¬-рмации;
— ортопедические заболева¬ния и последствия т¬¬равм;
— заболевания кожи.
К заболеваниям, дающим право на получение пенсии до достижения 16-летнего возраста, относятся:
— нервно-психические заболевания (стойкие необрати¬мые пବраличи одной и более конечностей или слабоумие ¬¬различного שּׁроисхождения);
— поражение и заболевание глаз (двусторонние стойкие и необратимые и неизлечимые врожденные или приобре¬тенные пражения рганов 第рения, отсутствие 第рения или слепота одного глаза);
— эндокринные заболевания (сахарный диабет, врожден¬ный и שּׁриоб¬-ретенный гипот謬реоз);
— онкологические заболевания (некурабельные злока¬чественные новооᬬразования, доᬬрокачественные новооᬬ¬разования, неподлежащие х謬ру¬¬ргическому лечению);
— заболевания внутренних органов (бронхиальная аст¬ма, в¬-рожденные и שּׁриоᬬретенные проки с嬬рдца, ц謬р¬¬роз печени);
— болезни крови, в том числе пороки развития кровет¬врения (в¬-рожденные и שּׁриоᬬретенные апластические со¬стояния ꬬроветврения, гемофилия, х¬¬ронический лейкоз, миелолейкоз);
— хирургические заболевания и анатомические дефекты (неустранимое, несмотря на лечение, постоянное недержа¬ние кала и мочи, патологические состояния, возникающие שּׁри ⬬рожденном или שּׁриоб¬-ретенном отсутствии пли вы¬¬ра¬женном недразвитии важных рганов, п¬-риводящие к стой¬кому нବрушению функций);
— иммунодефицитные состояния (развернутая картина ВИЧ-инфекции, хронические септические состояния).
2. Социальную пенсию по старости, в свою очередь могут получать граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), постоянно проживающие в районах проживания малочисленных народов Севера на день назначения пенсии; а также граждане РФ, достигшие 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины),а также иностранные граждане и лицам без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации не менее 15 лет и достигшие указанного возраста.
3. детям – в случае потери кормильца
На социальную пенсию по случаю потери кормильца могут претендовать дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющие образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.
4. Право на получение социальной пенсии наряду с иной пенсией предоставляется:
— родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий);
— вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившим в новый брак;
— нетрудоспособным членам семей граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф (получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы; ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения);
— членам семей погибших граждан из числа космонавтов;
Пенсии по государственному пенсионному обеспечению устанавливаются и выплачиваются независимо от получения накопительной пенсии.
Назначение, перерасчет размера, выплата и организация доставки пенсии по государственному пенсионному обеспечению производятся органом, определяемом Правительством Российской Федерации, по месту жительства лица, обратившегося за пенсией. При смене пенсионером места жительства выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания на основании пенсионного дела и документов о регистрации, выданных в установленном порядке соответствующими органами.
Факт оплачиваемой трудовой деятельности на выплату социальной пенсии, назначенной в связи с инвалидностью, потерей кормильца, принадлежностью к малочисленным народам Севера, не влияет. Вместе с тем социальная пенсия, установленная гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет, не выплачивается в период выполнения ими оплачиваемой работы. Решение вопроса о выплате социальной пенсии в период оплачиваемой работы находится в зависимости от условий ее назначения. При этом следует иметь в виду, что получатель социальной пенсии обязан безотлагательно извещать территориальный орган ПФР о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера названной пенсии или прекращение ее выплаты (например, в случае выезда на постоянное проживание за пределы России, поступления на оплачиваемую работу и др.). Излишне выплаченные по вине получателя суммы социальной пенсии удерживаются с него по решению территориального органа ПФР в порядке, установленном законодательством.

2. Особенности назначения и выплаты социальных пенсий

2.1 Документы, необходимые для назначения социальных пенсий

Получив право на пенсионное обеспечение, лицу необходимо подготовить пакет документ, точный состав которого зависит от основания получения выплат. В каждом из случаев понадобится заявление и общегражданский паспорт (заявителя или его представителя). В остальном необходимая документация расходится.
Для назначения социальной пенсии по государственному пенсионному обеспечению необходимо подготовить следующие документы:
1. заявление о назначении пенсии;
Бланк заявления о назначении пенсии открыто размещен в сети и имеет следующее стандартное содержание:
1.наименование органа-адресата (территориальный отдел ПФР);
2.Ф.И.О. пенсионера, его гражданство, адрес и номер телефона;
3.СНИЛС;
4.реквизиты паспорта или другого документа, удостоверяющего личность;
5.информация о трудоустройстве в настоящее время;
6.сведения об иждивенцах (с указанием их количества);
7.данные законного представителя (если пенсионер обращается не самостоятельно);
8.просьба о назначении и информация о пенсиях, оформленных ранее (если имеются);
9.перечень документов, прилагаемых к заявлению;
10.подпись пенсионера или его законного представителя (с расшифровкой).
2. документы, удостоверяющие возраст, место жительства, принадлежность к гражданству гражданина, обратившегося за назначением социальной пенсии (представителя). В качестве такого документа предъявляется паспорт;
Для подтверждения дополнительных обстоятельств прилагаются документы:
-подтверждающие принадлежность к малочисленным народам Севера (паспорт, свидетельство о рождении. При отсутствии в указанных документах требуемых сведений представляется справка, выданная общинами малочисленных народов Севера, органами местного самоуправления);
Согласно статье 11 закона №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 право на социальную пенсию граждане приобретают раньше, если они официально причислены к малочисленным народам Севера:
мужчины — с 55 лет;
женщины — с 50 лет.
Граждане, относящиеся к такой категории, должны проживать на территории исторического расселения своих предков, поддерживать культуру и традиции своего народа и представлять себя как независимое этническое единство. Официальный список малочисленных народов утвержден Правительством РФ на основании информации, выданной органами государственной власти тех субъектов, собственно, на которых эти народы и проживают (расселяются).
-о смерти кормильца (свидетельство о смерти);
-о смерти другого родителя (свидетельство о смерти);
-подтверждающие, что умершая являлась одинокой матерью. В качестве таких документов принимаются свидетельство о рождении ее ребенка, в котором отсутствует запись об отце ребенка, или справка органов записи актов гражданского состояния о том, что в свидетельство о рождении ребенка сведения об отце ребенка внесены по указанию матери);
-подтверждающие родственные отношения с умершим кормильцем. В качестве таких документов принимаются свидетельство о рождении, свидетельство об усыновлении, свидетельство о браке, свидетельство о расторжении брака, копия записи акта гражданского состояния, справки жилищных органов или органов местного самоуправления, справки территориальных органов Федеральной миграционной службы и иные документы, содержащие требуемые сведения, а в необходимых случаях — решение суда об установлении данного факта;
-документы об установлении инвалидности (выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемая федеральным учреждением медико-социальной экспертизы);
В отдельных случаях прилагаются следующие документы:
-удостоверяющие личность и полномочия законного представителя (усыновителя, опекуна, попечителя). В качестве таких документов принимаются удостоверение, выданное органом опеки и попечительства, а при его отсутствии — решение органа опеки и попечительства, свидетельство об усыновлении, паспорт и иные документы, удостоверяющие личность и должность руководителя учреждения;
-о причинно-следственной связи инвалидности или смерти кормильца с совершением гражданином умышленного уголовно наказуемого деяния либо умышленным нанесением им ущерба своему здоровью (заключение федерального учреждения медико-социальной экспертизы);
-об умышленном уголовно наказуемом деянии или умышленном нанесении ущерба своему здоровью (заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы);
-удостоверяющие, что лицо, на которое назначается пенсия, обучается по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования (справка об обучении);
-подтверждающие место пребывания или фактического проживания на территории Российской Федерации. В качестве документа, подтверждающего место жительства гражданина, обратившегося за пенсией, предъявляется паспорт (свидетельство о регистрации по месту жительства на территории РФ, выданное российскими органами регистрационного учета).
В качестве документа, подтверждающего место пребывания гражданина Российской Федерации, обратившегося за пенсией, принимается свидетельство о регистрации по месту пребывания на территории РФ, выданное российскими органами регистрационного учета.
Документом, подтверждающим место фактического проживания гражданина Российской Федерации на территории РФ, является его личное заявление.
В том случае, если необходимые документы имеются в пенсионном деле, то их представление не требуется.

2.2 Размеры пенсий по социальному государственному обеспечению

По достижении определенного возраста большинство граждан РФ получают право на страховые пенсии. Но существует несколько категорий лиц, не претендующих на страховые выплаты по причине своей нетрудоспособности. Государство не забывает о нуждающихся гражданах и предоставляет им право на социальную помощь. Минимальный размер социальной пенсии находится в прямой зависимости от прожиточного минимума в том субъекте РФ, где проживает получатель.
Основное назначение социальной пенсии — это оказание материальной помощи самым незащищенным членам нашего общества: детям, инвалидам, гражданам престарелого возраста. Причем этот вид пенсии относится к тем гражданам, которые по каким-либо причинам не имели возможности заработать необходимый стаж для назначения страховой пенсии.
При назначении социальной пенсии следует учесть следующее:
1. К северным народам причисляют только тех граждан, которые постоянно проживают в коренных местах и сохраняют характерный для них образ жизни, занимаются промыслами, типичными для этих народов.
2. Пенсионные социальные выплаты по потере кормильца выплачиваются полностью вне зависимости от числа нетрудоспособных членов семьи. Перечень нетрудоспособных родственников, обладающих правом на эту пенсию, четко установлен законом и отличается от перечня лиц, обладающих правом на страховую в связи с потерей кормильца.
3. Назначение пенсии социального типа по инвалидности осуществляется при отсутствии стажа работы у инвалида.
4. Социальные выплаты по старости не полагаются работающим пенсионерам.
5. Иностранцы, а также лица, не имеющие гражданство, для получения социальных выплат должны официально подтвердить свое проживание в России в течение 15 лет.
В сравнении со страховыми пенсиями, которые представляют собой компенсацию утраченного заработка по причине наступления нетрудоспособности, пенсионное обеспечение социального типа основано на абсолютно другом принципе. Такая пенсия, по сути, является социальным пособием.
Прожиточный минимум пенсионера (ПМП) в Российской Федерации рассчитывается на основании корзины потребителя и данных статистики о размерах потребительских цен на непродовольственные товары и продукты питания. Устанавливается каждый год законом о бюджете страны на соответствующий финансовый год и на плановый период.
Величина ПМП в общем по РФ для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии установлена в размере 8726 рублей на 2022 год (ч. 5 ст. 8 закона от 05.12.2017 № 362-ФЗ); в 2021 году он составлял 8540 рублей.
Минимальный размер пенсии по старости не должен быть ниже размера ПМП, установленного в регионе проживания пенсионера. Но, когда такая ситуация все же возникла, пенсионеру назначаются дополнительные социальные выплаты на такую сумму, чтобы пенсионная выплата уравнялась с региональным прожиточным минимумом. Доплата устанавливается по заявлению гражданина и трудоустроенным пенсионерам эта выплата не полагается.
Размер социальной доплаты к пенсии зависит от нескольких параметров:
• величины прожиточного минимума в общем по стране и в соответствующем регионе;
• места жительства гражданина и времени проживания на определенной местности;
• общей суммы материального обеспечения.
При определении общей суммы обеспечения безработного пенсионера считаются все пенсионные выплаты, в том числе стоимость набора социальных услуг, дополнительное материальное обеспечение, осуществляемое ежемесячно, другая социальная помощь, установленная законами региона в денежном выражении, но исключая единовременные меры социальной поддержки.
Следует заметить, что меры соц. поддержки, предоставляемые пенсионеру в натуральной форме, здесь не учитываются. Исключением являются денежные эквиваленты по оплате услуг связи, проезда на общественном транспорте, жилищно-коммунальных услуг.
• Чтобы подать заявление на оформление федеральной социальной доплаты нужно подойти в Пенсионный фонд.
• Региональная социальная доплата выплачивается органами Социальной защиты населения региона.
Статья 25 закона N 166-ФЗ обязывает представителей государственной власти ежегодно индексировать размер пенсии социального типа с учетом темпов роста ПМП в нашей стране за прошедший год. Этот коэффициент устанавливается Правительством РФ.
Основная задача индексации социальных пенсий обусловлена необходимостью компенсировать ее получателям снижение покупательской способности по причине растущей инфляции в стране.
Несмотря на прогнозы увеличения прожиточного минимума пенсионера в 2021 году на 2,6% и планировании бюджета с учетом такой величины, социальные пенсии в 2022 году были проиндексированы всего на 1,5% — такая величина установилась в результате произведенного фактического расчета индекса роста цен.
Д.А. Медведев утвердил данный коэффициент индексации и подписал соответствующее постановление.
Минимальный размер оплаты труда используется как величина для расчета определенных выплат. Вычисление этого значения – процесс трудоемкий, потому что для этого используют данные по инфляции, величине прожиточного минимума, состоянию экономики, количеству безработных и пр. На 2023 год в бюджете ПФР запланирована индексация социального пенсионного обеспечения на 4,1%, после чего все виды социальных пенсий будут увеличены в 1,041 раза .
Нестабильность российской экономики вынуждает Правительство регулярно пересматривать размер пенсионных выплат. Падение курса российского рубля относительно более устойчивых валют, постоянный прирост цен — все это необходимо отражать в социальных выплатах, чтобы восстанавливать покупательскую способность граждан, зависящих от гособеспечения.
Дважды в год, в феврале и в апреле проводится подсчет коэффициента инфляции, с помощью которого пересчитывается размер социальной пенсии.
Главной и приятной новостью для большинства пенсионеров стало то, что в 2023 ожидается индексация пенсий. Сделано это будет с января, а не как установлено, с февраля. На такой шаг правительство пошло, чтобы повысить реальные доходы населения по итогам года. Поскольку индексация напрямую зависит от индекса роста инфляции по стране, было принято повысить пенсии на 3,7%. Мера эта коснется лишь тех пенсионеров, которые вышли на заслуженный отдых и не продолжают работать. Дополнительно с апреля планируется поднятие социальных пенсий на 4,1%. Такие дотации предусмотрены нетрудоспособным гражданам, имеющим инвалидность, и по случаю потери кормильца. Соцпенсии выплачиваются гражданам, достигших пенсионного возраста (60 для женщин и 65 для мужчин), но не наработавших страховой стаж, а также представителям малочисленных народов Крайнего Севера.
Ниже представлена таблица с категориями получателей пенсии и размерами на 2022 год.
Таблица 2.2.1
Размеры социальных пенсий на 2022 год

Категории получателей пенсии Размеры пенсий
  • Граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет
  • Граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет
  • Инвалиды 2 группы (за исключением инвалидов с детства)
  • Дети в возрасте до 18 лет и старше, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного из родителей
5180,24 рублей в месяц
  • Инвалиды с детства 1 группы
  • Дети инвалиды
12432,44 рублей в       месяц
  • Инвалиды с детства 2 группы
  • Инвалиды 1 группы
  • Дети в возрасте до 18 лет и старше, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие обоих родителей и дети умершей одинокой матери
  • Дети в возрасте до 18 лет и старше, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях, но не дольше, чем до достижения ими возраста 23 лет, оба родителя которых неизвестны
10360,52 рублей в месяц
  • Инвалиды 3 группы
4403,24 рублей в мес.

Социальная пенсия для граждан, проживающих в регионах с тяжелыми климатическими условиями, начисляется с учетом районного коэффициента. К таким регионам относятся районы Крайнего Севера, а также приравненные к нему территории. Увеличение выплаты благодаря районному коэффициенту возможно от 50% до 200%, в зависимости от конкретной местности проживания гражданина. Размер данной надбавки и территории её применения устанавливаются Правительством.
Действие «северного» коэффициента распространяется на пенсионные выплаты только пока лицо проживает в данном регионе. В случае переезда — надбавка будет снижена или вообще отменена.
Гражданам, у которых недостаточно стажа или по каким-либо причинам отсутствует вообще, назначается минимальная социальная пенсия. Социальная пенсия устанавливается нетрудоспособным лицам, у которых отсутствует право на получение другого вида пенсионного обеспечения. Безусловно, она меньше трудовой, но при этом она может быть разной, так как рассчитывается в индивидуальном порядке .
Но следует учесть, что в конечном итоге сумма пенсионного обеспечения пенсионера не может быть меньше установленного в регионе или в целом по стране размера прожиточного минимума. Иначе пенсионеру будет устанавливаться социальная доплата.
Итак, основными получателями пенсии социального типа являются дети и инвалиды, так как большинство граждан к наступлению престарелого возраста все же успевают наработать необходимый стаж. Но если все-таки так случилось, что гражданин не имеет право получать трудовую пенсию, ему будет назначена социальная.
Эта пенсия оформляется бессрочно, но выплата может прекратиться, если гражданин займется деятельностью, подлежащей обязательному пенсионному страхованию (ОПС).

2.3 Сроки и порядок выплаты социальных пенсий

Процесс оформления социальной пенсии начинается с обращения гражданина в орган, занимающийся пенсионным обеспечением, или в центр предоставления государственных услуг с необходимым пакетом документов. После их предоставления заявителю в течение 10 дней необходимо получить решение о назначении пенсии. В данном документе будет прописан размер и категория получателя, в соответствии с которой будет производиться начисление.
Стоит заметить, что тем, кому полагается пенсия по инвалидности, т.е. детям-инвалидам при достижении 18 лет и гражданам, достигшим 65 и 60 лет, которым ранее была установлена страховая пенсия по инвалидности, никаких документов и заявления подавать не нужно. Выплата им назначается по документам, которые уже имеются в органах ПФР.
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее. За исключением:
 случаев, когда установлена социальная пенсия по инвалидности гражданам из числа инвалидов с детства, не достигшим возраста 19 лет, которые ранее получали социальную пенсию по инвалидности, предусмотренную для детей-инвалидов и выплата которой была прекращена в связи с достижением 18 лет;
 случаев, когда установлена социальная пенсия по старости гражданам, достигшим 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), которые ранее получали страховую пенсию по инвалидности и выплата которой была прекращена в связи с достижением указанного возраста.
Социальная пенсия по старости устанавливается бессрочно. Социальная пенсия по инвалидности устанавливается на срок, в течение которого соответствующее лицо признано инвалидом, в том числе бессрочно.
Социальная пенсия по случаю потери кормильца устанавливается на весь период, в течение которого член семьи умершего считается нетрудоспособным, в том числе бессрочно.
Особый порядок подачи заявления о назначении пенсии установлен для граждан РФ, выехавших на постоянное жительство за пределы России и не имеющих в России регистрацию по месту жительства или пребывания. Они должны подавать заявление о назначении пенсии не в территориальный (районный, окружной) орган ПФР, а в Пенсионный фонд России.
Заявление о назначении пенсии может подаваться в любое время после приобретения права на пенсию. При этом заявлении о назначении пенсии по старости может быть принято и до наступления у гражданина пенсионного возраста, но не ранее чем за месяц до возникновения права на пенсию.
Если гражданин, приобретает право на пенсию в период нахождения в местах лишения свободы, то он может подать заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда по месту нахождения исправительного учреждения через администрацию учреждения, в котором он отбывает наказание.
Если право на пенсию приобретает несовершеннолетний ребенок или недееспособное лицо (пенсии по случаю потери кормильца, по инвалидности, социальная пенсия), то заявление о назначении пенсии подается по месту жительства родителя (усыновителя, опекуна, попечителя). А если законным представителем является соответствующее учреждение, в котором он пребывает (например, дом-интернат для умственно-отсталых детей), то заявление о назначении пенсии подается в территориальный орган Пенсионного фонда по месту нахождения этого учреждения.
Пенсия выплачивается ежемесячно. Пенсионер вправе выбрать по своему усмотрению организацию, которая будет заниматься доставкой пенсии, а также способ ее получения (на дому, в кассе доставочной организации или на свой счет в банке). Кроме того, за пенсионера получать пенсию может доверенное лицо. Выплата пенсии по доверенности, срок действия которой превышает один год, производится в течение всего срока действия доверенности при условии, что пенсионер ежегодно подтверждает факт регистрации по месту получения пенсии.
Способы доставки пенсии:
1. через Почту России – получать пенсию на дом или самостоятельно в почтовом отделении по месту жительства. В этом случае каждому пенсионеру устанавливается дата получения пенсии в соответствии с графиком доставки, при этом пенсия может быть выплачена позднее установленной даты в пределах доставочного периода. Дату окончания выплатного периода можно узнать заранее, так как в каждом почтовом отделении она своя. Если пенсия не получена в течение шести месяцев, то ее выплата приостанавливается, и необходимо будет написать заявление в свой Пенсионный фонд, чтобы возобновить выплату;
2. через банк – гражданин имеет право получать пенсию в кассе отделения банка или оформить банковскую карту и снимать денежные средства через банкомат. Доставка пенсии за текущий месяц на счет производится в день поступления средств от территориального органа Пенсионного фонда России. Снять свои деньги с банковского счета можно в любой день после их зачисления. Зачисление на счет пенсионера в кредитной организации производится без взимания комиссионного вознаграждения;
3. через организацию, занимающуюся доставкой пенсии – также есть возможность получать пенсию на дому или самостоятельно в этой организации. Полный перечень таких организаций в регионе (в том числе осуществляющих доставку пенсии на дом) есть в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда России. Порядок выплаты пенсии через иную организацию, занимающуюся доставкой пенсий, такой же, как через отделение почтовой связи.
Для выбора способа доставки или его изменения, необходимо уведомить об этом ПФР, любым удобным способом:
 письменно, подав заявление в территориальный орган ПФР, который назначил пенсию (бланк заявления на выбор способа доставки пенсии);
 в электронном виде, подав соответствующее заявление через «Личный кабинет гражданина» на сайте ПФР.
Доставка пенсии производится по желанию пенсионера:
 через кредитную организацию путем зачисления сумм пенсии на счет;
 через организации почтовой связи (иные организации, занимающиеся доставкой пенсий) путем вручения сумм пенсии на дому или в кассе организации, производящей доставку.
Особенностью доставки пенсии несовершеннолетним пенсионерам является то, что право на пенсию имеет сам несовершеннолетний гражданин, при этом доставку данной пенсии возможно производить как на его имя, так и на имя его законного представителя (родителя, усыновителя, опекуна, попечителя).
Таким образом, если получателем пенсии является ребенок в возрасте до 18 лет доставка пенсии может производиться его родителю (усыновителю) либо опекуну (попечителю), – на счет указанного лица в кредитной организации или через организацию почтовой связи (доставочный документ будет оформлен на имя правомочного лица).
При этом суммы пенсий, причитающиеся несовершеннолетнему гражданину, подлежат зачислению на отдельный номинальный счет, открываемый его опекуном или попечителем, и могут расходоваться без предварительного разрешения органа опеки и попечительства.
На родителей также распространяется указанный порядок доставки пенсий в силу соответствующих положений Семейного кодекса Российской Федерации.
Ребенок, достигший возраста 14 лет, вправе самостоятельно получать установленную ему пенсию через организацию почтовой связи (иную организацию, занимающуюся доставкой пенсий) или на свой счет в кредитной организации.

Заключение

 

Социальная пенсия — разновидность пенсионного обеспечения, предоставляемого вне зависимости от трудового вклада всем гражданам, которые нуждаются в текущем доходе, но не приобрели права на страховую пенсию. Размер социальной пенсии устанавливается с учетом величины прожиточного минимума. Основная цель введения института социальных пенсий — обеспечение гарантированной государственной минимальной денежной помощи лицам, которые не приобрели права на страховую пенсию в связи с отсутствием у них страхового стажа.
Итак, социальные пенсии устанавливаются нетрудоспособным гражданам, круг которых определен Федеральным законом. Социальные пенсии относятся к группе пенсий по государственному пенсионному обеспечению. В отличие от страховых пенсий, пенсии по государственному пенсионному обеспечению выплачиваются за счёт средств Федерального бюджета. Вопросы пенсионного обеспечения по социальным пенсиям в Российской Федерации регулируются Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», постановлениями Правительства РФ, Министерства труда и Пенсионного Фонда РФ, а также иными подзаконными актами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации.
Пенсионное законодательство по социальным пенсиям регулирует не только порядок назначения и выплаты социальных пенсий, но и порядок установления права лиц на получение социальной пенсии. Так, правительством РФ утверждены порядок и условия признания гражданина инвалидом. Размер социальной пенсии устанавливается с учетом величины прожиточного минимума. Размер социальной пенсии нетрудоспособных граждан установлен в зависимости от категории нетрудоспособных в процентном отношении к базовой части страховой пенсии по старости или к базовой части страховой пенсии по инвалидности, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях в Российской Федерации».
Размеры социальных пенсий для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, определяемых Правительством Российской Федерации, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района проживания, на весь период проживания указанных граждан в указанных районах.
Общий анализ показал, что социальные пенсии, как вид социального страхования граждан, утративших источники средств существования, которые несут дополнительные расходы, попадают в трудные жизненные ситуации и нуждаются в социальной поддержке. В ходе достижения поставленной цели в начале исследовательской работы мною было раскрыто понятие, сущность и содержание социальной пенсии. Мною была изучена существующая классификация социальных пенсий на виды, определено значение каждого вида социальной пенсии в системе пенсионного обеспечения Российской Федерации.
Нами были изучены виды социальных пенсий по старости, по случаю потери кормильца, по инвалидности и выявлены их особенности. В ходе исследования был проведен подробный анализ социальной пенсии по инвалидности и условия ее назначения. В ходе исследования была раскрыта сущность и условия назначения социальной пенсии, были выделены основания и лица для ее назначения. Мы провели подробный анализ законодательства о социальных пенсиях и уровень социальных пенсий на территории Российской Федерации в период с 2021 по 2022 год.
Исследуя сущность и основные особенности социальных пенсий в системе государственного пенсионного обеспечения и их положения в современном обществе, мы пришли к выводу, что экономические преобразования, проводимые в России, не могут не вызывать неблагоприятных социальных последствий, тяжесть которых наиболее остро воспринимается гражданами, имеющими фиксированные доходы, прежде всего пенсионерами.
В настоящее время сфера пенсионного обеспечения характеризуется наличием большого числа острых проблем, требующих неотложного решения. Существующая пенсионная система является обременительной для экономики и в то же время не обеспечивает даже минимальные потребности значительных по численности слоев населения, охваченных пенсионным обеспечением. Разработчики пенсионной реформы исходят из того, что социальные пенсии будут предоставляться с учетом прожиточного минимума и обеспечивать материальные условия жизни при наступлении установленных социально значимых случаев независимо от участия в трудовой или иной общественной деятельности и уплаты взносов на пенсионное страхование.
Однако это не значит, что размер социальной пенсии удовлетворяет прожиточные нужды всех ее получателей. Для удовлетворения индивидуальных потребностей некоторых из них необходимо будет избирательно предоставлять социальную помощь сверх социальной пенсии.
На основании всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что исследование сущности социальной пенсии в Российской Федерации, в общем, основных особенностей социальных пенсий в системе государственного пенсионного обеспечения и их положения в современном обществе, нами была достигнута цель исследовательской работы путем разрешения поставленных задач в начале написания работы.

Список литературы

I. Нормативно-правовые акты:
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
2.Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. – 1998. – 10 декабря.
3. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»// СПС КонсультантПлюс
4.Федеральный закон от 15декабря 2001г. (ред. от 21.12.2021) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».-2001.-№167
5.Федеральный закон от 28 декабря 2013г.№ 442- ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации.-2013.- N 442.
6.Федеральный закон от 6 октября 2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».-2003.-№131
7.Учреждение о губерниях 1775, «Учреждения для управления губерний Всероссийския империи», указ от 7(18).11.1775
8.Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 (ред. от 06.12.2021, с изм. от 23.12.2021) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».-1991.-№1244-1.
10. Постановление Совмина РСФСР от 5 ноября1991г. N 585 (ред. от 26.06.1995) «Об усилении социальной защищенности военнослужащих, проходящих службу на территории РСФСР»
11. Указ Президента РФ от 26 декабря 1991г. N 328 «О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 году»// Ведомости Российской Федерации.-1992.-№431.
12.Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».-2012.-№597
Специальная литература:
1. Арчер, Джеффри Ни пенсом больше, ни пенсом меньше / Джеффри Арчер. — М.: Азбука-классика, 2019. — 384 c.
2. Ахметзянова, В. А. Готовимся к пенсии. Осваиваем Интернет / В.А. Ахметзянова. — М.: БХВ-Петербург, 2019. — 208 c.
3. Барщевский, М.Ю. Все о пенсиях и льготах / М.Ю. Барщевский. — М.: АСТ, Астрель, АСТ Москва, ВКТ, 2020. — 192 c.
4. Беликова, Т.Н. Все о пенсиях / Т.Н. Беликова, Л.Н. Минаева. — М.: СПб: Питер, 2018. — 224 c.
5. Белянинова, Ю. В. Ваша пенсия. Ответы на все вопросы / Ю.В. Белянинова. — М.: Эксмо, 2018. — 320 c.
6. Белянинова, Ю.В. Как получить большую пенсию / Ю.В. Белянинова, Н.А. Захарова, Н.М. Удалова. — М.: Эксмо, 2019. — 320 c.
7. Благодир, А. Л. Комментарий к Федеральному закону «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» (постатейный) / А.Л. Благодир, А.А. Кирилловых. — М.: Юстицинформ, 2018. — 400 c.
8. Борисов, А. Н. Комментарий к Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (постатейный) / А.Н. Борисов. — М.: Деловой двор, 2020. — 520 c.
9. Ваша пенсия в ваших руках. Как ориентироваться в пенсионной системе, как позаботиться о собственной пенсии, рассчитать и увеличить ее. — М.: Библиотечка «Российской Газеты», 2020. — 142 c.
10. Галаганов, В. П. Организация работы органов социального обеспечения / В.П. Галаганов. — М.: Академия, 2021. — 192 c.
11. Галаганов, В. П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации / В.П. Галаганов. — М.: КноРус, 2019. — 152 c.
12. Грин, Дэвид Возвращение в гражданское общество. Социальное обеспечение без участия государства / Дэвид Грин. — М.: «Новое издательство», 2020. — 220 c.
13. Грин, Дэвид Возвращение в гражданское общество. Социальное обеспечение без участия государства / Дэвид Грин. — М.: Новое издательство, 2020. — 220 c.
14. Захаров, М. Л. Комментарий к новому пенсионному законодательству. Постатейный комментарий к Федеральным законам `О трудовых пенсиях в Российской Федерации`, `О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации` / М.Л. Захаров, В.Б. Севостьянова, Э.Г. Тучкова. — М.: ТК Велби, 2019. — 336 c.
15. Кийк, Хейно Арве Йомм. Годы зрелости. Перед пенсией / Хейно Кийк. — М.: Ээсти раамат, 2019. — 304 c.
16. Комаровская, С. Д. Social Welfare in Britain / Социальное обеспечение в Великобритании / С.Д. Комаровская. — М.: КДУ, 2021. — 190 c.
17. Кутепова, К. О. Все о пенсиях. Виды, условия назначения, размер / К.О. Кутепова, А.Г. Степанов. — М.: Омега-Л, 2019. — 144 c.
18. Лушников, А. М. Договоры в сфере семьи, труда и социального обеспечения / А.М. Лушников, М.В. Лушникова, Н.Н. Тарусина. — М.: Проспект, 2018. — 207 c.
19. Лушникова, М. В. Курс права социального обеспечения / М.В. Лушникова, А.М. Лушников. — М.: Юстицинформ, 2018. — 656 c.
20. Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения / Е.Е. Мачульская. — М.: Юрайт, 2018. — 576 c.
21. Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения / Е.Е. Мачульская. — М.: Юрайт, 2019. — 576 c.
22. Международное, российское и зарубежное законодательство о труде и социальном обеспечении. Современное состояние. — М.: Проспект, 2021. — 832 c.
23. Николаева, Е. Ю. Право социального обеспечения / Е.Ю. Николаева. — М.: РИОР, Инфра-М, 2021. — 746 c.
24. О назначении пенсий и пособий горнорабочим казенных горных заводов и рудников за увечья и болезни / Коллектив авторов. — М.: Книга по Требованию, 2018. — 339 c.
25. Пенсии военнослужащим. Законодательство России. — М.: Рид Групп, 2018. — 128 c.
26. Право социального обеспечения. — М.: Юрайт, 2021. — 576 c.
27. Сулейманова, Г. В. Право социального обеспечения / Г.В. Сулейманова. — М.: Дашков и Ко, 2018. — 464 c.
28. Сулейманова, Г. В. Право социального обеспечения / Г.В. Сулейманова. — М.: Феникс, 2019. — 352 c.
29. Сулейманова, Г. В. Право социального обеспечения / Г.В. Сулейманова. — М.: Феникс, 2020. — 352 c.
30. Удалова, Н. М. Досрочные пенсии. Кто имеет право, как оформить. Ответы на все вопросы / Н.М. Удалова. — М.: Эксмо, 2021. — 160 c.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф