ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УПРАВЛЕНИЮ АССОРТИМЕНТОМ ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОПТОВОЙ И РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
1.1 Содержание и роль коммерческой деятельности по управлению ассортиментом товаров на предприятиях торговли в современных условиях
1.2 Управление товарным ассортиментом, оценка качества хлебобулочных изделий, и их значение для деятельности торгового предприятия
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ООО «О’КЕЙ»
2.1 Изучение факторов внутренней среды деятельности ООО «О’КЕЙ»
2.2 Исследование факторов внешней среды функционирования ООО «О’КЕЙ»
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УПРАВЛЕНИЮ АССОРТИМЕНТОМ ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ В ООО «О’КЕЙ» И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ
3.1 Исследование эффективности коммерческой деятельности по управлению ассортиментом хлебобулочных изделий в ООО «О’КЕЙ»
3.2 Пути совершенствования коммерческой деятельности по управлению ассортиментом хлебобулочных изделий в ООО «О’КЕЙ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбора темы данной курсовой работы обусловлена тем, что в условиях высокой конкурентной среды рынка хлебобулочных изделий современному предприятию необходимо предоставлять покупателям пользующуюся спросом продукцию, которая будет привлекательна для покупателя. В свою очередь продукция, которая не пользуется спросом может стать существенной проблемой для коммерческого предприятия, так как имеет ограниченный срок годности, по истечения которого ее необходимо утилизировать.
В итоге, если предприятие не анализирует спрос на рынке хлебобулочных изделий, а также в регионе деятельности предприятия, оно может понести существенные убытки, так как производство продукции, не пользующейся спросом не только не окупает себя, но и приносит дополнительные затраты на утилизацию.
Не смотря на то, что изучению темы управления товарным ассортиментом продукции предприятия были посвящены труды как российских, так и зарубежных ученых, таких как Голубков Е. П., Энджел Дж. Ф., Фатхутдинов Р. А., М. Портер, П. Дойл, М. Мескон, Б. Мильнер, А. Стрикленд, А. Томпсон, Е. Уткин, А. Челенков и др., было установлено, что еще недостаточно разработан теоретический и методический аппарат стратегического управления ассортиментом хлебобулочных изделий в условиях резких изменений рыночной конъюнктуры.
Предметом данной курсовой работы является процесс управления ассортиментом хлебобулочных изделий на предприятиях торговли.
Объектом – коммерческая деятельности по управлению ассортиментом хлебобулочных изделий в ООО «О’КЕЙ».
Целью данной курсовой работы является анализ эффективности коммерческой деятельности по управлению ассортиментом хлебобулочных изделий в ООО «О’КЕЙ».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– раскрыть содержание и определить роль коммерческой деятельности по управлению ассортиментом товаров на предприятиях торговли в современных условиях;
– рассмотреть особенности управления товарным ассортиментом, оценки качества хлебобулочных изделий, и их значение для деятельности торгового предприятия;
– изучить факторы внутренней среды деятельности ООО «О’КЕЙ»;
– рассмотреть факторы внешней среды функционирования ООО «О’КЕЙ»;
– исследовать эффективность коммерческой деятельности по управлению ассортиментом хлебобулочных изделий в ООО «О’КЕЙ»;
– определить пути совершенствования коммерческой деятельности по управлению ассортиментом хлебобулочных изделий в ООО «О’КЕЙ».
При написании нами были использованы следующие методы:
– анализ научных трудов по теме исследования;
– анализ внутренней документации и отчетов ООО «О’КЕЙ»;
– такие общенаучные методы, как: синтез, дедукция, сравнение, и пр.
Практическая значимость данной курсовой работы заключается в том, что результаты исследования и предложения по совершенствованию коммерческой деятельности по управлению ассортиментом хлебобулочных изделий можно использовать в деятельности предприятий торговли.
Цель и задачи определили структуру данной курсовой работы, которая состоит из введения, основной части, которая включает три главы, заключения, списка литературы, и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УПРАВЛЕНИЮ АССОРТИМЕНТОМ ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОПТОВОЙ И РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
1.1 Содержание и роль коммерческой деятельности по управлению ассортиментом товаров на предприятиях торговли в современных условиях
Ассортимент торгового предприятия – это некий набор товаров, продукции, который предприятие предлагает покупателю. Понимание, какой ассортимент товаров будет предлагать коммерческое предприятие покупателю, необходимо во время принятия решения о производстве, либо коммерческой деятельности, так как именно от ассортимента предлагаемых товаров зависит востребованность предприятия на рынке. К примеру, вряд ли будут востребованы уникальные сувениры ручной работы в глухой деревне, в свою очередь, скорее всего не будут пользоваться спросом лопаты, грабли и лейки в Москва-Сити.
Тем не менее, даже определившись с тем, какой ассортимент товаров будет предлагать потребителю коммерческое предприятие, нельзя на этом останавливаться, так как на многие товары существует сезонный спрос, также на определенные товары спрос может снижаться из-за потери ах актуальности, выхода из моды, причем это характерно не только для предметов, но и для пищевой продукции.
На сегодняшний день пропаганда здорового образа жизни существенно повлияла на потребительский спрос в отношении ряда пищевой продукции – современный покупатель предпочитает «здоровое питание» со сниженной калорийностью, натуральное, «фермерское». В отношении хлебобулочных изделий меньшим спросом пользуются сладкие и сдобные булочки, так как современный покупатель скорее предпочтет зерновой хлеб, либо с отрубями, и пр.
Неумелая ассортиментная политика и управление товарными запасами на предприятии может повлечь за собой не только снижение его конкурентоспособности, но и снижение прибыльности, вплоть до убытков. В связи с вышесказанным, руководство предприятия должно регулярно анализировать ассортимент своей продукции и товаров, уметь реагировать на изменения спроса, и потребления, своевременно принимать меры по оптимизации товарного портфеля предприятия.
Далее остановимся на определении самих понятий – «товарный ассортимент» и «управление (товарным) ассортиментом».
В научной литературе можно увидеть различные трактовки понятия «ассортимент товаров» (товарный ассортимент):
– по мнению В. В. Золотова, ассортиментом товаров называется скоординированная по какому-либо признаку или совокупности группа товаров, представленная в торговом предприятии;
– с точки зрения Бендерук Т. Г., товарным ассортиментом называется такой набор товаров, изделий, продукции, который находится в конкретной торговой точке в определенный момент времени;
– согласно определению Капровой В. Г., ассортимент товаров – это разнообразие товаров, которое предоставляет продавец покупателю, причем, по мнению исследователя, чем шире товарный ассортимент, тем больше шансов у предпринимателя найти своего покупателя.
В свою очередь, «управление товарным ассортиментом» (планирование товарного ассортимента), по мнению Киселева В. М., это деятельность, направленная на формирование оптимального ассортимента товаров, который будет пользоваться спросом у покупателя в определенных условиях. В данном случае имеется ввиду, что на формирование товарного ассортимента могут существенно повлиять регион, где реализуются товары (вряд ли в регионе, где предпочитают кошерные или халяльные продукты, будут востребованы свиные шпикачки), сезон, время года (скорее всего лыжи летом не будут так актично реализовываться, как зимой), тенденции моды, и др.
С точки зрения Шуршиковой Г. В., управление ассортиментом товаров это процесс, который включает в себя диагностику, анализ и выявление рационального набора и пропорций предлагаемых покупателям товаров. По нашему мнению, автор имел ввиду то, что кроме наличия разнообразных товаров коммерческому предприятию над также обращать внимание на объем предлагаемой продукции, так как один вид товаров раскупается очень быстро, другой же значительно медленнее, однако его наличие необходимо, так как стоимость такого товара компенсирует недостаточный спрос на него.
Принцип управления товарным ассортиментов в зависимости от классификации товаров представлен на рисунке 1.
Рисунок 1. – Принцип управления товарным ассортиментов в зависимости от классификации товаров
Также стоит различать ассортимент производственный и торговый:
– производственным ассортиментом называется продукция, выпускаемая предприятием-изготовителем, что не исключает возможности предприятия самому реализовать свою продукцию;
– торговый ассортимент представлен в большинстве торговых точек – это товар, который перепродается коммерческим предприятием с торговой наценкой. Данная категория встречается в крупных городах намного чаще, так как в крупных городах намного выгоднее реализовать товары через торговые сети, а не выпускать продукцию на месте.
Производственный ассортимент становится торговым тогда, когда он реализуется предприятием-перекупщиком (торговой сетью, торговой точкой, частным предпринимателем), и пр.
Здесь стоит обратить внимание, что ассортимент товаров различается по группам, видам, свойствам, качеству, и пр. Это отчетливо можно увидеть, придя в любой магазин. К примеру, в продовольственном магазине товары не находятся хаотично, а распределены по отделам: хлебобулочные изделия, мясная продукция, рыбная продукция, молочные продукты, овощи, кондитерские изделия, и пр.
В свою очередь данная укрупненная группировка подразделяется на более мелкие, конкретизированные подгруппы: к примеру, молочная продукция может подразделяться на кисломолочную, молоко, сыры, и пр. Также и подгруппы подразделяются по торговым маркам, жирности, виду: сыр «Брест-Литовск», «Гауда», «Пармезан», и пр.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что ассортимент товаров можно классифицировать следующим образом:
– групповой ассортимент (овощи, кондитерские изделия);
– видовой ассортимент, который подразумевает классификацию товаров одной группы (хлеб белый, черный, багет, и др.);
–внутривидовой ассортимент, в рамках которого подразумевается подразделение товаров одного вида (багет с луком, багет чесночный, с кунжутом, и др.).
Кроме приведенной выше классификации товарный ассортимент анализируется по следующим параметрам:
– широта ассортимента, данный параметр подразумевает численность представленных позиций товаров;
– глубина ассортимента, которая подразумевает группировку множества подвидов определенной совокупности товаров в зависимости от существующего спроса (молоко обезжиренное, топленое, с ванильным, клубничным вкусом, и пр.);
– длина, или насыщенность товарного ассортимента предполагает наличие разнообразных видов и подвидов товаров в совокупности;
– полнота ассортимента подразумевает материальное присутствие определенных товаров по видам, подвидам и группам в торговом предприятии;
– гармоничность ассортимента характеризуется соответствием предоставляемых торговым предприятием товаров заявленным, а также рациональное и адекватное расположение товаров в торговом зале (к примеру, неуместно было бы увидеть пончики в спортивном магазине, а стиральный порошок, расположенный в торговом зале рядом с детским питанием);
– устойчивость ассортимента предполагает бесперебойное наличие товара в выделенном сегменте (к примеру, предполагается, что к примеру, в торговой сети «Пятерочка» всегда можно приобрести молоко различных видов, и оно будет в наличии).
Итак, из вышесказанного можно сделать следующие выводы: грамотный и продуманный выбор ассортимента товаров, и управление им существенно влияет на коммерческую деятельность предприятием. От того, насколько и как ассортимент товаров представлен в торговом предприятии зависит будет тот или иной товар востребован, либо будет балластом. Управление товарным ассортиментом – существенный элемент стратегической и товарной политики торгового предприятия.
1.2 Управление товарным ассортиментом, оценка качества хлебобулочных изделий, и их значение для деятельности торгового предприятия
Понимания того, что товарным ассортиментом предприятия – недостаточно. Для этого необходимо обладать знаниями, умением, опытом и компетенцией в данной области, так как формирование конкурентоспособного товарного ассортимента является довольно трудоемким аналитическим процессом, в котором используются различные научные подходы, методы и методики управления.
На сегодняшний день в маркетинге существует множество разнообразных методов и методик диагностики и анализа товарного ассортимента коммерческого предприятия, которые можно выбирать в зависимости от стратегических целей и задач предприятия, в зависимости от объема имеющейся информации, условий проведения диагностики, и пр., однако наиболее популярными и часто используемыми являются: АВС- и XYZ-анализ, Матрица Бостонской консалтинговой группы (БКГ), анализ по методу Дибба-Симкина, матрица МкКинзи и иные.
Далее рассмотрим подробнее каждый из этих методов, и определим, для чего и в каких условиях следует применять тот или иной метод.
1. В торговых предприятиях метод АВС-анализа применяют для ранжирования ассортимента товаров по различным параметрам, к примеру:
– по уровню реализации (товар хорошо раскупается или залеживается на полках);
– проанализировать ассортимент по доходности (какой доход приносит группа товаров или отдельный товар предприятию). Этот показатель является очень важным, так как товары, которые раскупаются очень быстро могут иметь низкую стоимость, и соответственно, наценку, поэтому они не являются высокодоходными, в то время как товар, который не пользуется активным спросом, но эксклюзивен, и дорогостоящ, может дать большой доход) [28].
Данный метод основан на «принципе (правило) Парето», который ввел в научное употребление В. Парето, итальянский экономист, утверждавший, что «20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий дают 20% результата». Данное правило применимо не только к торговле, но и практически во всех сферах жизнедеятельности человека [28]:
Итак, для того, чтобы ранжировать товары по степени спроса на них, необходимо представить:
– те товары, которые наиболее быстро раскупаются (20% от всего товарного ассортимента) обозначается аббревиатурой «А» – по обыкновению, такие товары обеспечивают порядка 80% всех продаж торгового предприятия;
– товары, которые раскупаются достаточно хорошо, и составляют 30% от товарного ассортимента обозначают аббревиатурой «В», обычно они обеспечивают около 15% от продаж торгового предприятия;
– такие товары, которые распродаются наиболее медленно, они обычно составляют примерно 50% ассортимента предприятия, и могут обеспечить только 5% от всего объема продаж.
Дополнением к АВС-анализу выступает XYZ-анализ, при помощи которого можно определить, как изменяется спрос на определенную группу товаров под воздействием различных факторов (т. е. понять – стабилен спрос, или же нет):
– X–0-10% – группы (виды) товаров обладают устойчивым спросом;
–Y–10-25% – изменчивый под воздействием различных факторов спрос;
– Z – больше 25% – спрос меняется неопределенно, может быть стихийный, случайный (например, такие товары, которые люди обычно покупают в подарок, на день рождения, т. е. тогда, когда этот спрос невозможно предугадать).
Для более глубокой диагностики товарного ассортимента используют совмещение АВС и XYZ, для чего вначале проводят АВС-анализ за определенный период (обычно – год) после чего проводят ранжирование этих же товаров за этот же период при помощи XYZ-анализа, а затем полученные данные встраивают в матрицу, которая состоит из 9 подгрупп (см. рис. 2).
Рисунок 2 – Матрица для АВС-XYZ-анализа
Распределение полученных данных в полях матрицы позволяет их интерпретировать:
– АХ и ВХ – высокий товарооборот и стабильность, предприятие обязано обеспечивать постоянное наличие товара;
– AY и BY – недостаточная стабильность расхода, необходимо иметь страховой запас;
– AZ и BZ – сложно прогнозировать спрос, однако товары достаточно популярны, поэтому необходимо пересмотреть принципы их реализации в зависимости от конкретного предприятия [24];
– обычно область матрицы CZ попадают новые товары, товары спонтанного спроса, поставляемые под заказ и т. п. Необходимо следить за тем, чтобы не накапливались остатки товаров по данной группе;
– товары из группы СХ стоит реализовывать только под заказ, либо выводить из продаж.
2. При помощи метода (матрицы)BСG, торговое предприятие может определить, какие товарные группы приносят предприятию наибольшую прибыль, в какие товары необходимо вкладываться, а какие – нет (см. табл. 1).
Таблица 1.
Характеристика групп товаров согласно матрице BСG[22]
Группа товаров | Характеристика |
«Звезды» | Такие товары можно охарактеризовать тем, что они лидируют по продажам, на момент диагностики данные товары находятся на пике продуктового цикла. |
«Дойные коровы» | Такие товары также являются лидерами продаж, однако темпы роста у них не такие большие, как у «звезд» Занимают лидирующие позиции на рынке с низким темпом роста. |
«Собаки» | Даная группа товаров занимает небольшую долю рынка, а также не имеет тенденций к рост. |
«Трудные дети» | Это обычно новые товары, с которыми покупатель еще не знаком, или же еще не привык. В перспективе такие товары могут принести предприятию большую прибыль, вплоть до того, чтобы стать «звездами», но до этого времени нужно еще дожить, и вложить много средств и усилий. |
Графически матрицу БКГ можно представить как график, ограниченный двумя осями, внутренняя область которого поделена на четыре квадратных сектора (см. рис. 3).
Рисунок 3 – Графическое представление матрицы БКГ[22]
3. При помощи следующего метода, который называется «Матрица Мак Кинзи General Electric» руководство торгового предприятия может выявить какие тенденции развития имеют те или иные товарные группы.
Для построения данной матрицы необходимо определить показатели, получить по ним коэффициенты экспертных оценок, и на основании полученных данных построить матрицу (см. рис. 4) [28].
Рисунок 4 – Матрица МакКинзи
Решение о дальнейшей «судьбе» товарной группы принимается в зависимости от того, в какой сегмент данной матрицы попал товар.
4. Метод Дибба – Симкина позволяет руководству торгового предприятия определить приоритетные группы (виды) из ассортимента, а также определить пути оптимизации товарного портфеля предприятия. Анализ по данному методу проводится с использованием данных о динамике продаж и себестоимости продукции [28].
Используя анализ соотношения объемов реализации и доходности определенных групп товаров, их относят к одной из 4 групп:
А – товары относятся к наиболее ценным (прибыльным, популярным, реализуемым, и пр.);
B1 – доходность данной товарной группы не велика, и необходимо принимать меры для ее повышения;
B2 – данная группа товаров слабо распродается, поэтому необходимо принимать меры для продвижения таких товаров (например, поменять положение в торговом зале на более видное, провести промо-акцию, и пр.);
C – товары данной группы являются менее ценными для торгового предприятия, и с ними можно распрощаться. Если же нет такой возможности, необходимо максимально сократить их остатки (см. рис. 5).
Приведенные выше методы можно применять для диагностики ассортимента товаров торгового предприятия как по отдельности, так и комбинируя различным образом, в зависимости от тех целей, которые преследует руководство компании.
Однако, при анализе и управлении торговым ассортиментом хлебобулочного предприятия нельзя опираться исключительно на приведенные выше методы, так как хлебобулочные изделия имеют ограниченный срок годности, в особенности это касается изделий с различными начинками. Поэтому при формировании товарного ассортимента (в особенности товарных запасов в отдельной торговой точке) необходимо учитывать сроки их хранения (к примеру, если сушки, печенье, крекеры могут храниться от 1 месяца до полугода, то пирожки с мясной начинкой можно реализовать исключительно в течение суток).
Требования к безопасности хлеба и хлебобулочных, кондитерских изделий, строго регламентированы на государственном уровне, и представлены в Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011).
Также требования к данной категории товаров прописаны в государственных стандартах (ГОСТ) на отдельные виды хлебобулочных, кондитерских изделий и технических условиях (ТУ) и стандартах предприятия, которое производит такую продукцию, которые также разработаны в соответствии с государственными стандартами.
Кроме того, существуют гигиенические требования к реализации хлеба и хлебобулочных изделий, которые представлены в СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов».
Выводы по 1-й главе:
Итак, из вышесказанного можно сделать следующие выводы: грамотный и продуманный выбор ассортимента товаров, и управление им существенно влияет на коммерческую деятельность предприятием. От того, насколько и как ассортимент товаров представлен в торговом предприятии зависит будет тот или иной товар востребован, либо будет балластом. Управление товарным ассортиментом – существенный элемент стратегической и товарной политики торгового предприятия.
Существует много разных методов диагностики товарного ассортимента, наиболее популярными и часто используемыми являются: АВС-XYZ-анализ, Матрица (БКГ), метод Дибба-Симкина, матрица МкКинзи и иные.
При анализе и управлении торговым ассортиментом хлебобулочного предприятия нельзя опираться исключительно на приведенные выше методы, так как хлебобулочные изделия имеют ограниченный срок годности. Требования к безопасности хлеба и хлебобулочных, кондитерских изделий, строго регламентированы на государственном уровне.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ООО «О’КЕЙ»
2.1 Изучение факторов внутренней среды деятельности ООО «О’КЕЙ»
В рамках написания данной курсовой работы будет рассмотрена деятельность, а также управление ассортиментом хлебобулочных изделий в предприятии ООО «О’КЕЙ», которое зарегистрировано 30.07.2001г. по юридическому адресу 195213, г. Санкт-Петербург, Заневский пр-т., д. 65 корп. 1, помещение 1.
Основным видом деятельности ООО «О’КЕЙ» является (10.71) Производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения. Дополнительный вид деятельности: 47.24 Торговля розничная хлебом и хлебобулочными изделиями и кондитерскими изделиями в специализированных магазинах, и др.
В качестве более детального изучения деятельности ООО «О’КЕЙ», рассмотрим не всю торговую сеть, а лишь магазины, расположенные в г. Санкт-Петербург, а также Ленинградской области. На данной территории предприятие имеет 15 торговых точек (палаток), в которых осуществляется торговля продукцией предприятия.
В качестве примера рассмотрим деятельность одного из магазинов сети, расположенного по адресу195213, г. Санкт-Петербург, Заневский пр-т., д. 65 корп. 1, помещение 1.
Организационную структуру филиала предприятия ООО «О’КЕЙ» можно увидеть на рисунке 6. Как можно увидеть из представленной ниже схемы, организационная структура предприятия – линейно-функциональная, наиболее оптимальная для небольшого торгового предприятия (филиала сети «О’КЕЙ»).
Рисунок 6 – Организационная структура филиала ООО «О’КЕЙ»
Численность персонала данного предприятия на 01.07.2020г. составила 79 человек, из них 9 человек – административный персонал (11.39%), 20 человек – специалисты (25.32%); 14 человек – рабочие (17.72 %); 36 человек – вспомогательный персонал (45.57 %) (см. табл. 2).
Таблица 2.
Должность | Кол-во |
Генеральный директор | 1 |
Управляющий производством (технолог) | 1 |
Специалист по закупкам | 2 |
Пекари | 8 |
Кондитеры | 6 |
Замесчики | 4 |
Разнорабочие | 6 |
Водители | 6 |
Автослесари | 4 |
Маркетолог | 1 |
Торговые представители | 6 |
Продавцы | 30 |
Главный бухгалтер | 1 |
Бухгалтеры | 2 |
Специалист по налоговому учету | 1 |
Итого: | 79 |
Далее проведем анализ финансово-хозяйственной деятельности филиала ООО «О’КЕЙ» на основании Отчёта о финансовых результатах предприятия, который представлен в Приложении 1.
В таблице 3 представлены основные технико-экономические показатели деятельности филиала ООО «О’КЕЙ» за 2018-2019 гг.
Таблица 3
Анализ основных технико-экономических показателей деятельности филиала ООО «О’КЕЙ» за 2018-2019 гг.
Показатели | 2018 г. | 2019 г. | Абс. откл. | Темп роста, % |
1. Выручка-нетто от реализации товаров, работ, услуг, руб. | 5233913 | 4434603 | -799310 | 84,73 |
2. Себестоимость, руб. | 4572142 | 4045395 | -526747 | 88,48 |
3. Валовая прибыль, руб. | 661771 | 389208 | -272563 | 58,81 |
4. Коммерческие расходы, руб. | 35091 | 24018 | -11073 | 68,44 |
5. Управленческие расходы, руб. | 135425 | 97767 | -37658 | 72,19 |
6. Прибыль (убыток) от продаж, руб. | 491255 | 267423 | -223832 | 54,44 |
7. Проценты к получению, руб. | 20337 | 19609 | -728 | 96,42 |
8. Проценты к уплате, руб. | 78532 | 47409 | -31123 | 60,37 |
9. Прочие доходы, руб. | 129929 | 66239 | -63690 | 50,98 |
10. Прочие расходы, руб. | 138958 | 126924 | -12034 | 91,34 |
11. Прибыль (убыток) до налогообложения, руб. | 424031 | 178938 | -245093 | 42,20 |
12.Чистая прибыль, руб. | 304032 | 121269 | -182763 | 39,89 |
13. Среднегодовая стоимость ОФ, руб. | 1493672 | 1610093 | +116421 | 107,79 |
14. Фондоотдача, руб. | 3,50 | 2,75 | -0,75 | 78,6 |
15. Среднесписочная численность рабочих, чел. | 80 | 79 | -1 | 90,9 |
16. Производительность труда, тыс.руб./чел. | 475,8 | 443,5 | -32,3 | 93,2 |
17. Рентабельность продаж, % | 9,4 | 6,0 | -3,4 | — |
18. Рентабельность издержек, % | 6,6 | 3,0 | -3,6 | — |
Анализируя основные технико-экономические показатели деятельности филиала ООО «О’КЕЙ» за 2018-2019 гг., можно сделать следующие выводы: чистая выручка от реализации продукции снизилась в 2019 г. по сравнению с 2018г. на 799310 руб., или на 15,27%, а себестоимость снизилась на 526 747 руб., или всего на 11,52%, что явилось отрицательным фактором, так как темпы снижения выручки выше темпов снижения себестоимости (15,27% и 11,52%, соответственно). Указанные негативные тенденции обусловлены последствиями кризисных явлений в экономике и конкуренции на рынке хлебобулочных изделий.
О снижении эффективности деятельности предприятия свидетельствует снижение в 2019г. по сравнению с 2018г. рентабельности продаж на 3,4%, рентабельности издержек – на 3,6% и фондорентабельности – на 15,12%.
Далее определим стадии жизненного цикла филиала ООО «О’КЕЙ» исходя из данных по реализации продукции (тыс. шт.) (см. рис. 7).
Рисунок 7. – Реализация продукции ООО «О’КЕЙ»
Исходя из проведенного анализа жизненного цикла товаров ООО «О’КЕЙ» можно сделать вывод, что максимума предприятие достигло в 2015г., однако в последующие годы наблюдается постепенный спад продаж. Это, может быть вызвано тем, что наблюдается снижение доходов населения, покупатели стали осторожнее относиться к покупке дорогой, эксклюзивной продукции, и более склонны покупать обычную хлебобулочную продукцию
В связи с некоторым падением спроса, с 01.01.2020г. на предприятии ООО «О’КЕЙ» введен обновленный ассортимент продукции, прайс-лист которого представлен в Приложении 2.
2.2 Исследование факторов внешней среды функционирования ООО «О’КЕЙ»
ООО «О’КЕЙ» являемся одним из лидеров лидером в своем рыночном сегменте в г. С-Петербург и Ленинградской области. В 2020 г. ассортимент продукции предприятия существенно расширился (см. Приложение 2).
В ООО «О’КЕЙ» для приготовления хлебобулочных и кондитерских изделий используется исключительно высококачественное сырье и оборудование от известных и проверенных поставщиков. Основные поставщики рассматриваемого филиала ООО «О’КЕЙ» представлены в таблице 4.
Таблица 4.
Основные поставщики ООО «О’КЕЙ»
Поставщик | Сырье / оборудование |
ООО «ВАГРИКО» | Мука различных сортов, сахар, дрожжи сухие, пекарные смеси, орехи, и др. |
ООО «АльпОйл» | Поставка масложировой продукции. |
ООО «Арикон» | Поставка специй, приправ, пряностей, пищевых добавок, пищеконцентратов. |
– ООО «Д,Арта» | Ягоды, фрукты, зелень, орехи, грибы сушеные |
ООО «КАРАТ» | Поставка ассортимента сыров, в т. ч. плавленых |
ООО «РингоТрейдинг | Мясо и мясные изделия |
ООО «Триумф» | Поставка плодоовощной консервации |
ООО «ТУСАН» | Поставка рыбы и морепродуктов |
ООО «Финестра» | Поставка мяса курицы |
ООО «ЭСТЕРО» | Поставка шоколада, кондитерской обсыпки, украшений, и пр. |
ООО «Южный Крест» | Поставщик пищевого желатина, консервантов и пищевых красителей |
ЗАО ЦОРМ «Торгтехника» | Поставка теплового, холодильного, торгово-технологического оборудования для ресторанов, кафе, баров, столовых, комбинатов питания и запчасти к нему. |
Для успешной реализации своей продукции рассматриваемый филиал ООО «О’КЕЙ» имеет торговый зал при основном производстве, 15 торговых точек (палаток), а также заключает договора но поставку хлебобулочной и кондитерской продукции с ведущими торговыми сетями, а также частными магазинами, школами, детскими садами, и пр.:
– Предприятия сети «Лента» (5 торговых точек);
– Предприятия сети «Перекресток» (8 торговых точек);
– Предприятия сети «Дикси» (4 торговых точки);
– Предприятия сети «Ашан» (3 торговых точки);
– Предприятия сети «Бристоль» ООО «Меркурий» (4 торговых точки);
– столовые школ г. С.-Петербург (12);
– столовые детских садов (8);
– СПЦРБ;
– частные торговые предприятия (18 торговых точек) (см. рис. 8).
Рисунок 8. – Каналы сбыта продукции ООО «О’КЕЙ» (%)
Как можно увидеть из представленного выше рисунка, наиболее прибыльным каналом сбыта являются крупные торговые сети (56%).
Однако то, что через собственные торговые точки ООО «О’КЕЙ» реализует порядка 21% своей продукции, говорит о том, что предприятие достаточно известно покупателю, и его продукция привлекательна для него.
Так как в качестве исследования выбран один из магазинов сети ООО «О’КЕЙ», расположенный в г. Санкт-Петербург, то в качестве конкурентов исследуемого предприятия в данной работе мы будем рассматривать именно те предприятия, сфера распространения продукции которых распространяется именно на этот район.
Такими предприятиями являются:
–ООО «Хлебокомбинат «Охтинское»;
–ООО «Сестрорецкий Хлебокомбинат»;
–ООО «Хлебный завод Арнаут».
Данные предприятия, основаны еще в СССР, и сохранившие принципы работы с тех времен, их продукция известна потребителю, однако она отличается консерватизмом. В производстве используют устаревшее оборудование.
Более современными конкурентами предприятия ООО «О’КЕЙ» на рынке хлебобулочной продукции являются следующие предприятия:
–ООО «Дарница». Данная марка хорошо известна, пользуется популярностью, предприятие имеет достаточно широкий ассортимент, хорошее качество, и яркую, запоминающуюся упаковку;
–ООО «Пушкин-Хлебопродукт». Слабо известна покупателю, имеет небольшой ассортимент, и слабо представлена на рынке хлебобулочных изделий;
–ООО «Русский Хлеб». Ассортимент предприятия средний.
Так как с 01.01.2020г. ООО «О’КЕЙ» было введено несколько новых позиций товарных групп, далее рассмотрим ассортимент предприятий конкурентов именно в соотношении с исследуемым предприятием (см. Приложение 4).
По результатам анализа ширины номенклатуры ассортимента предприятий-конкурентов, можно сделать вывод, что единственное предприятие из всех представленных, соответствующее по ширине номенклатуры исследуемому предприятию – это ООО «Дарница». Далее составим карту конкурентов ООО «О’КЕЙ» (см. табл. 5, рис. 9).
Таблица 6.
Карта конкурентов ООО «О’КЕЙ»
Конкуренты | Доля рынка | Темп роста | |
1 | ООО «Хлебокомбинат «Охтинское»» | 16% | 8% |
2 | ООО «Сестрорецкий Хлебокомбинат» | 16% | 7% |
3 | ООО «Дарница» | 15% | 12% |
4 | ООО «Пушкин-Хлебопродукт» | 8% | 6% |
5 | ООО «Русский Хлеб» | 7% | 3,8% |
6 | ООО «Хлебный завод Арнаут» | 16% | 7,8% |
7 | ООО «О’КЕЙ» | 15% | 16% |
Рисунок 9 – Карта конкурентов ООО «О’КЕЙ»
Как можно увидеть из представленной выше диаграммы, ООО «Дарница» на сегодняшний день является единственным прямым конкурентом исследуемого предприятия.
Далее проведем анализ продуктов, выпускаемые ООО «О’КЕЙ», а также его конкурентами по заявляемым ими свойствам и проведем оценку их качества с точки зрения целевой аудитории (см. таблицу 6).
Таблица 6.
Анализ продукта
Свойства товаров/Предпр. | ООО «О’КЕЙ» | ООО «ХО» | ООО «СХ» | ООО «Дарница» | ООО «ПХ» | ООО «РХ» | ООО «ХА» |
1. Вкус | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
2. Свежесть | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
3. Разнообразие | 4 | 4 | 4 | 3 | 2 | 2 | 4 |
4. Узнаваемость | 3 | 4 | 3 | 2 | 2 | 1 | 3 |
5. Упаковка | 3 | 3 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 |
6. Доступность | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 |
Оценка от 0 -5, где 0 -отсутствие свойства, а 5 — лучшее предложение на рынке). Выраженность свойств продукта представлена на рисунке 10.
Рисунок 10 – Выраженность свойств продукта
Как можно увидеть из представленной выше таблицы и диаграммы, основными свойствами хлебобулочных изделий являются вкус, свежесть, разнообразие, узнаваемость, упаковка и доступность для покупателя. ООО «О’КЕЙ» по всем данным свойствам продукта является конкурентоспособным.
Далее проведем сравнительный анализ цен (см. табл. 8).
Таблица 8.
Сравнительный анализ цен
Конкуренты Low-priced Middle-priced High-priced Premium Самая низкая цена, руб. Самая высокая цена, руб. Средняя цена, руб.
ООО «О’КЕЙ» + + 25 150 95
ООО «Хлебокомбинат «Охтинское»» + + + + 27 175 113
ООО «Сестрорецкий Хлебокомбинат» + + + + 27 172 122
ООО «Дарница» + + 30 182 127
ОАО «Пушкин-Хлебопродукт» + + 25 190 128
ООО «Русский Хлеб» + + + 27 152 104
ООО «Хлебный завод Арнаут» + + + + 27 155 102
Как можно увидеть из представленной таблицы, цены ООО «О’КЕЙ» можно считать вполне демократичными и конкурентоспособными.
Затем проведем сравнительный анализ позиционирования товаров, который представлен в таблице 8. Анализ представлен по 5-балльной системе, где 1 – самый низкий показатель, 5- самый высокий.
Таблица 8
Сравнительный анализ позиционирования товаров
Конкуренты | Low-priced | Middle-priced | High-priced | Premium | Самая низкая цена, руб. | Самая высокая цена, руб. | Средняя цена, руб. |
ООО «О’КЕЙ» | + | + | 25 | 150 | 95 | ||
ООО «Хлебокомбинат «Охтинское»» | + | + | + | + | 27 | 175 | 113 |
ООО «Сестрорецкий Хлебокомбинат» | + | + | + | + | 27 | 172 | 122 |
ООО «Дарница» | + | + | 30 | 182 | 127 | ||
ОАО «Пушкин-Хлебопродукт» | + | + | 25 | 190 | 128 | ||
ООО «Русский Хлеб» | + | + | + | 27 | 152 | 104 | |
ООО «Хлебный завод Арнаут» | + | + | + | + | 27 | 155 | 102 |
Из таблицы 9 можно увидеть, что бренд ООО «О’КЕЙ» достаточно известен (85%) и может составлять конкуренцию таким старожилам, как ООО «Хлебокомбинат «Охтинское»», ООО «Сестрорецкий Хлебокомбинат», ООО «Хлебный завод Арнаут».
Также существенна лояльность покупателей к продукции предприятия (90%), что может говорить об устойчивом спросе на продукцию предприятия. Цены ООО «О’КЕЙ» доступны для потребителя и также являются привлекательными. ООО «О’КЕЙ» представляет покупателю качественный, свежий товар, который проходит соответствующую экспертизу.
Далее составим карту восприятия товаров (см. рис. 11).
Рисунок 11 – Карта восприятия товаров
Далее проанализируем экономические, социологические, технологические, политические и иные факторы внешней среды, в которых функционирует предприятие ООО «О’КЕЙ».
Итак, в 2020 г. как во всем мире, так и в РФ предприятия столкнулись с существенной проблемой – введенными ограничениями в связи с пандемией коронавируса, которые повлияли на деятельность ряда предприятий негативно. Однако, так как основная деятельность ООО «О’КЕЙ» связана с выпуском и реализацией хлебобулочной продукции, которая является продукцией постоянного потребления, особого влияния ограничения из-за пандемии не оказали на бизнес предприятия.
Одним из существенных факторов вызванных ограничениями из-за пандемии является снижение доходов населения, так как из-за закрытия или приостановления деятельности ряда предприятия в период самоизоляции доходы части граждан сократились. Однако, как уже говорилось выше, хлебобулочные изделия являются продуктами постоянного потребления, и при грамотном управлении ассортиментной политикой предприятия можно избежать негативных последствий (к примеру, сократив выпуск, либо сделав выпуск только на заказ дорогостоящей продукции, такой как торты, пироги, кулебяки, и пр., и увеличив продукцию, которая пользуется повышенным спросом – хлебцы здорового питания, недорогие пирожки, которыми зачастую перекусывают, и пр.).
Далее проанализируем сильные и слабые стороны предприятия ООО «О’КЕЙ» с помощью такого инструмента, как SWOT-анализ (см. табл. 9).
Итак, как можно увидеть из проведенного выше анализа, основными проблемами в деятельности предприятия ООО «О’КЕЙ» в настоящее время являются:
– неопределенность в связи с санкционными мерами;
– неопределенность в связи с пандемией коронавируса.
Данные проблемы актуальны не только для исследуемого предприятия, с этими проблемами столкнулось большинство предприятий в РФ и во всем мире. Однако основными преимуществами ООО «О’КЕЙ» является то, что оно:
– специализируется на выпуске и реализации продукции постоянного потребления;
– в производстве использует новейшее оборудование и качественное сырье;
– для реализации продукции использует как свою торговую сеть, так и крупнейшие сетевые магазины, где большая проходимость покупателей, а также государственные предприятия с постоянным заказом продукции на долгосрочной основе;
– ООО «О’КЕЙ» также для продвижения своей продукции использует инновационные технологии, такие, как сеть интернет (у предприятия есть свой сайт, через который можно заказывать эксклюзивную продукцию, такую как именные торты, кулебяки и пироги к праздникам, и др.).
Из проведенного в рамках написания 2-й главы данной курсовой работы анализа, можно сделать следующие выводы: наиболее сильным конкурентом ООО «О’КЕЙ» является предприятие ООО «Дарница», так как он также обновил ассортимент своей продукции, имеет обновленную материально-техническую базу, темпы его роста на рынке хлебобулочных изделий достаточно высоки, однако стоимость его продукции на порядок выше продукции ООО «О’КЕЙ», что дает исследуемому предприятию ощутимые преимущества.
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УПРАВЛЕНИЮ АССОРТИМЕНТОМ ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ В ООО «О’КЕЙ» И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ
3.1 Исследование эффективности коммерческой деятельности по управлению ассортиментом хлебобулочных изделий в ООО «О’КЕЙ»
Итак, как уже говорилось выше, в ООО «О’КЕЙ» с 01.01.2020г. введен обновленный ассортимент продукции, в связи с чем далее нами будет проведен анализ ассортимента хлебобулочных изделий предприятия за первую половину 2020г.
Далее ассортимент продукции ООО «О’КЕЙ» представим по группам товаров, определим ширину и глубину номенклатуры обновленного ассортимента (см. Приложение 3).
Затем проведем анализ реализации продукции ООО «О’КЕЙ» по группам товаров за первые 6 месяцев 2020г., и представим их в виде диаграммы (см. рис. 12).
Как можно увидеть из представленных таблицы и рисунка, спрос на продукцию ООО «О’КЕЙ» стабильный, наиболее популярными среди населения являются позиции:
1. Ржано-пшеничный хлеб (13.07%);
2. Батоны и х/б изд. из пшеничной муки (13.46%).
Это объясняется традиционным употреблением хлеба к основным приемам пищи.
Также немалым спросом пользуются следующие товарные группы:
4. Изделия х/б «Здоровье» (10.09%);
10. Булочки для гамбургеров (11,88%).
Рисунок 12 – Анализ предпочтений и частоты приобретения продукции ООО «О’КЕЙ» за первые 6 месяцев 2020г. (тыс. руб)
Эти позиции пользуются спросом благодаря популярности здорового образа жизни, низкокалорийной диете, которая предполагает употребление зернового хлеба, который входит в данную группу.
В свою очередь, булочки для гамбургеров пользуются спросом благодаря тому, что многие люди покупают их для завтрака, для того, чтобы взять с собой на работу, и пр.
Стабильный и достаточно высокий спрос можно наблюдать у позиции 3. «Изделия х/б Чиабатта» (9,09%). Популярность данной хлебобулочной продукции отмечалась и ранее, до того, как был обновлен ассортимент продукции предприятия.
Наименьшим спросом пользуется товарная группа 14. «Торты», и 5. «Пироги», что происходит из-за того, что торты и пироги, в основном покупают лишь по праздникам, в подарок. Это – не товар ежедневного спроса, поэтому целесообразно данные позиции вывести «На заказ» (см. рис. 13).
Рисунок 13 – Анализ предпочтений и частоты приобретения продукции ООО «О’КЕЙ» за первые 6 месяцев 2020г. (%)
Далее построим матрицу БКГ товаров ООО «О’КЕЙ» (см. табл. 10.).
Таблица 10
ЗВЕЗДЫ | ТРУДНЫЕ ДЕТИ | ||
2. Батоны и х/б изд. из пшеничной муки 4. Изделия х/б «Здоровье» | 13.46
10.09 | 6. Изделия бул. Сдоб. Пирожки 7. Изделия бул. Сдоб. Ватрушки 11. Кексы, пирожные, коржи, рулеты 15. Изд. для СВЧ (п/ф замороженные) | 3,99 4,2 3,28
3,89 |
ДОЙНЫЕ КОРОВЫ | СОБАКИ | ||
1. Ржано-пшеничный хлеб 3. Изделия х/б Чиабатта 8. Булочки сдобные 9. Изделия бул. Слоеные 10. Булочки для гамбургеров 12. Изделия бараночные, печенье, сушки 13. Пряники | 13.07 9,09 7,01 5,76 11,88 4,99
4,6 | 14. «Торты» 5. Пироги | 1,89 2,81 |
Проанализировав, матрицу БКГ-анализа товарного ассортимента ООО «О’КЕЙ» сделаем заключение, что 23,55% товаров предприятия находятся в поле матрицы под названием «Звезды», в данную категорию входят товарные группы под номерами 2,4.
В поле матрицы под названием «Дойные коровы» (56,4%) входят 1,3,8,9,10,12,13.
К категории «Трудные дети» относятся: 6, 7,11,15.
К категории «Собаки» относятся: 14,5.
Далее проведем совмещенный АВС-XYZ анализ ассортимента х/б изделий ООО «О’КЕЙ» (см. Приложение 4).
Как можно увидеть из представленного анализа, наиболее прибыльными товарами для предприятия являются: 1. Ржано-пшен. Хлеб; 2. Батоны и х/б изд. из пш. муки; 10. Булочки для гамбургеров; 4. Изделия х/б «Здоровье»; 3. Изделия х/б Чиабатта.
К: наименее прибыльным и плохо оборачиваемым товарам относятся: 5. Пироги; 14. Торты.
Данные товары очень слабо раскупаются, и не имеют роста продаж. Однако это характерно для данной категории, так как обычно торты и пироги покупают на праздники или в подарок, они не являются товаром массового ежедневного потребления. Стоимость данных товаров достаточно высока.
Однако полностью прекращать из производство нецелесообразно. По нашему мнению, данные товарные группы необходимо изготавливать «на заказ».
3.2 Пути совершенствования коммерческой деятельности по управлению ассортиментом хлебобулочных изделий в ООО «О’КЕЙ»
По результатам выявленных проблем в управлении ассортиментом нами были предложены следующие рекомендации:
1. Пироги и Торты предлагается продавать «на заказ» через сайт.
Данное предложение позволит нашему предприятию снизить убытки за счет того, что данная продукция будет изготавливаться четко на заказ, а значит будет выкуплена покупателем. Соответственно, сырье на ее производство не будет тратиться впустую, так как товар не будет списываться.
Кроме того, наблюдая за опытом других предприятий, продажи на заказ через интернет-сайт повышает продажи реализуемых таким образом товаров на 7% и более, так как покупатель заказывает индивидуальную, эксклюзивную продукцию, такую, которую невозможно приобрести в другом торговом предприятии.
Также то, что производство продукции исключительно «на заказ» позволит разгрузить часть производственных мощностей ООО «О’КЕЙ», сократить тепло-энерго затраты, и пр. Или же перебросить на освободившуюся технику и рабочую силу изготовление такой продукции, которая пользуется регулярным и большим спросом.
В свою очередь, благодаря такому новшеству можно к данной продукции привлечь покупателя, так как потребителям нравится эксклюзивная продукция, тем более личноориентированная, например, можно украшать торты или пироги надписями «С Днем рождения!», «Жениху и невесте», и пр. (см. рис. 14).
Рисунок 14 – Пример оформления торта на заказ
Для того, чтобы организовать продажи на заказ через сайт исследуемого предприятия, необходимо будет выделить под онлайн-продажи отдельную страничку, на которой выложить примеры выпускаемой продукции, подключить ее к системе электронных платежей, и наладить обратную связь с потребителем путем добавления на нее колонки с отзывами (см. рис. 15).
Рисунок 15 – Пример оформления интернет-странички «На заказ» на сайте предприятия
Исходя из того, что прибыль от продажи по позициям Торты и Пироги в 2019г. составила 989560р., имеем: 989560 * 7% = 69 269,2 р.
Для того, чтобы осуществить это мероприятие, не нужны большие затраты, так как разработка дизайна и создание новой странички к уже существующему сайт стоят не дорого – порядка 11 тыс. рублей.
Поэтому эффективность от внедрения данного мероприятия можно подсчитать таким образом (с учетом данных по 2019г.):
989 560 + 58 750 (убыток от списания) + 69 269,2 (прибыль после внедрения мероприятия) – 11 000 (затраты на дизайн и разработку странички сайта) = 1 106 579,2
Как можно увидеть из проведенных выше расчетов, прибыль от внедрения данного мероприятия будет составлять (на примере данных 2019г.)
1 106 579,2 – 989 560 = 117 019,2 руб.
2. Ассортимент категории «трудные дети» у компании ООО «О’КЕЙ» достаточно высок, компанией представлена продукция с различными начинками, различной формы и веса. Поэтому, по нашему мнению, в данном случае необходимо обратить внимание на упаковку продукции, а также придумать дополнительную «фишку» продажи данных товаров. Нами предлагается оригинальный способ упаковки данной продукции вместе с салфеткой (которая будет находиться в отельной упаковке) для того, чтобы можно было удобно держать продукцию в руках, и потреблять вне дома, а также вытереть после употребления руки.
Изучив опыт других предприятий, можно с уверенностью считать, что такое новшество повысит продажи на 25%. Также можно будет повысить стоимость данной категории, а также выделить продукцию ООО «О’КЕЙ» среди конкурентов, так как такого оригинального способа продажи хлебобулочной продукции еще не было. Упаковку также необходимо сделать более яркой и запоминающейся, к примеру, так, как на рисунке 16.
Рисунок 16 – Оригинальная упаковка для кексов, с салфеткой для рук внутри
Так как выручка от реализации данной продукции за 2019г. составила 2 345 268 р., имеем: 2 345 268 * 25% = 586 317 р.
Затраты на разработку новой упаковки составят 7 000р.
Затраты на изготовление партии упаковки в 1000 шт. составит 1350р (1р. 35к. / шт).
Так как в 2019г. было реализовано 63 385 единиц данной продукции, принимаем, что необходимо заказать партию упаковки количеством 63 500 шт.
63 500 * 1,35 = 85 725 руб.
Итого затраты на внедрение данного мероприятия составят:
85 725 + 7 000 = 92 725 руб.
С учетом планируемой выручки при внедрении данного мероприятия, прибыль предприятия составит:
Расчет затрат на внедрение обоих мероприятий можно увидеть в таблице 12. 586 317 – 92 725 = 493592 р.
Таблица 11.
Наименование мероприятия | Затраты в год, руб |
1. Реализация тортов и пирогов «на заказ» через сайт | |
Дизайн и разработка странички сайта | 11 000 |
2. Разработка и изготовление новой упаковки | |
Затраты на разработку новой упаковки | 7 000 |
Затраты на изготовление партии упаковки | 85 725 |
Итого: | 103 725 |
Расчет прибыли от внедрения обоих мероприятий можно увидеть в таблице 13.
Таблица 12
Показатели | До мероприятия 2019г. | После мероприятия 2020 г. | Изменение |
Выручка | 989 560 | 1 058 829,2 | 69 269,2 |
Себестоимость продаж | 872 540,8 | 448 218 | 424 322,8 |
Чистая прибыль | 117 019,2 | 610 611,2 | 117 019,2 |
Прибыль от внедрения обоих мероприятий составит:
493592 + 117 019,2 = 610611,2р. (за год) и 50884,3 за месяц, соответственно.
Затраты на проведение обоих мероприятий составят:
92 725 + 11 000 = 103725 руб.
Как можно увидеть из проведенных расчетов, затраты на внедрение рекомендуемых мероприятий окупятся за 2 месяца.
Итак, по результатам выявленных недостатков нами были предложены следующие рекомендации:
1. Для позиций Пироги и Торты нами рекомендована их реализация «на заказ» через сайт, что позволит сократить убытки предприятия, а также, как показывает опыт других предприятий, которые изготавливают торты и пироги по индивидуальному заказу, подобное нововведение может повысить продажи на 7%.
Прибыль от внедрения данного мероприятия будет составлять (на примере данных 2019г.) 117 019,2 руб.
2. Для категории «трудные дети» нами было предложено использование новой упаковки. Как показывает опыт других предприятий, которые изготавливают подобную продукцию, подобное нововведение может повысить продажи на 25%.
С учетом планируемой выручки при внедрении данного мероприятия, прибыль предприятия составит 493592 р.
Прибыль от внедрения обоих мероприятий составит 610611,2р. (за год) и 50884,3 за месяц, соответственно.
Затраты на проведение обоих мероприятий составят 103725 руб.
Как можно увидеть из проведенных расчетов, затраты на внедрение рекомендуемых мероприятий окупятся за 2 месяца.
Далее рассчитаем рентабельность внедренных мероприятий по формуле:
Rпр = Пр / Сс × 100,
Где:
Rпр — рентабельность продукции;
Пр — прибыль;
Сс — себестоимость (затраты).
Rпр = 610611,2 / 103725 × 100 = 588,7
Как можно увидеть из проведенных выше расчетов, внедренные мероприятия можно считать высокорентабельными.
Выводы по 2-й главе:
В рамках написания данной курсовой работы нами был проведен анализ товарного ассортимента хлебобулочной продукции филиала сети ООО «О’КЕЙ».
Нами были выявлены следующие недостатки в управлении ассортиментом предприятия:
1. Позиции Пироги и Торты, которые реализуются слабо, но приносят существенную прибыль, часто остаются нераспроданными, и попадают под списание, из-за чего предприятие вместо прибыли несет убытки – за 2019г. было списано продукции данных позиций на сумму 58 750р.
2. К категории «трудные дети» нами были отнесены следующие позиции: Пирожки в ассортименте; Ватрушки в ассортименте; кексы, пирожные, коржи, рулеты; изделия для СВЧ (п/ф замороженные), так как у данных позиций относительная доля рынка маленькая, но темпы роста продаж – высокие. Чтобы увеличить их рыночную долю требуются большие усилия и затраты.
По результатам выявленных недостатков нами были предложены следующие рекомендации:
1. Для позиций Пироги и Торты нами рекомендована их реализация «на заказ» через сайт. Прибыль от внедрения данного мероприятия будет составлять (на примере данных 2019г.) 117 019,2 руб.
2. Для категории «трудные дети» нами было предложено использование новой упаковки.
С учетом планируемой выручки при внедрении данного мероприятия, прибыль предприятия составит 493592 р. Прибыль от внедрения обоих мероприятий составит 610611,2р. (за год) и 50884,3 за месяц, соответственно.
Затраты на проведение обоих мероприятий составят 103725 руб.
Как можно увидеть из проведенных расчетов, затраты на внедрение рекомендуемых мероприятий окупятся за 2 месяца. Внедренные мероприятия можно считать высокорентабельными.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Грамотный и продуманный выбор ассортимента товаров, и управление им существенно влияет на коммерческую деятельность предприятием. От того, насколько и как ассортимент товаров представлен в торговом предприятии зависит будет тот или иной товар востребован, либо будет балластом. Управление товарным ассортиментом – существенный элемент стратегической и товарной политики торгового предприятия.
Существует много разных методов диагностики товарного ассортимента, наиболее популярными и часто используемыми являются: АВС-XYZ-анализ, Матрица (БКГ), метод Дибба-Симкина, матрица МкКинзи и иные.
При анализе и управлении торговым ассортиментом хлебобулочного предприятия нельзя опираться исключительно на приведенные выше методы, так как хлебобулочные изделия имеют ограниченный срок годности. Требования к безопасности хлеба и хлебобулочных, кондитерских изделий, строго регламентированы на государственном уровне.
В рамках написания данной курсовой работы нами был проведен анализ товарного ассортимента хлебобулочной продукции филиала сети ООО «О’КЕЙ».
Нами были выявлены следующие недостатки:
1. Позиции Пироги и Торты реализуются слабо, однако приносят существенную прибыль предприятию благодаря тому, что имеют высокую стоимость. Однако из за того что они слабо раскупаются, приносили убыток из-за того, что часть товара шла на списание. К примеру, за 2019г. было списано продукции данных позиций на сумму 58 750р.
2. К категории «трудные дети» нами были отнесены следующие позиции: Пирожки в ассортименте; Ватрушки в ассортименте; кексы, пирожные, коржи, рулеты; изделия для СВЧ (п/ф замороженные).
У данных позиций относительная доля рынка маленькая, но темпы роста продаж – высокие. Чтобы увеличить их рыночную долю требуются большие усилия и затраты.
По результатам выявленных недостатков нами были предложены следующие рекомендации:
1. Для позиций Пироги и Торты нами рекомендована их реализация «на заказ» через сайт, что позволит сократить убытки предприятия, а также, как показывает опыт других предприятий, которые изготавливают торты и пироги по индивидуальному заказу, подобное нововведение может повысить продажи на 7%. Прибыль от внедрения данного мероприятия будет составлять (на примере данных 2019г.) 117 019,2 руб.
2. Для категории «трудные дети» нами было предложено использование новой упаковки. Как показывает опыт других предприятий, которые изготавливают подобную продукцию, подобное нововведение может повысить продажи на 25%.
Новую упаковку планируется разработать для позиций: Пирожки в ассортименте, Ватрушки в ассортименте, кексы, пирожные, коржи, рулеты.
С учетом планируемой выручки при внедрении данного мероприятия, прибыль предприятия составит 493592 р. Прибыль от внедрения обоих мероприятий составит 610611,2р. (за год) и 50884,3 за месяц, соответственно.
Затраты на проведение обоих мероприятий составят 103725 руб.
Как можно увидеть из проведенных расчетов, затраты на внедрение рекомендуемых мероприятий окупятся за 2 месяца. Внедренные мероприятия можно считать высокорентабельными.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ансофф, И. Стратегический менеджмент: Классическое издание / И. Ансофф. – М.: Питер, 2009. – 343
2. Ассортиментная политика фирмы: учебно-практическое пособие / В. В. Золотов – М.: Эксмо, 2016 –240 с.
3. Барахов В.И., Самочкин В.Н. Исследование жизненного цикла товара // маркетинг в России и за рубежом. – 2017. — №3
4. Бендерук Т. Г. Формирование товарного портфеля компании. г. Архангельск. Образование и наука. Журнал №3 (Vol. 51), 2019;
5. Болотова, А.А. Роль и место маркетинговой стратегии продвижения товара в системе развития современного предприятия / А.А. Болотова // Экономика. – 2014. – № 4. – С. 14 – 28. 14.
6. Вдовин, С.М. Система менеджмента качества организации: Учебное пособие / С.М. Вдовин, Т.А. Салимова, Л.И. Бирюкова. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 299 c.;
7. Г. Марковиц «Выбор портфеля. Эффективная диверсификация портфеля», 1959
8. Еремеева, Н. В. Конкурентоспособность товаров и услуг: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. В. Еремеева. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 242 с.
9. Иващенко Н.С., Силаков А.В. Выбор структуры товарного портфеля предприятия на основе анализа его сбалансированности // Маркетинг в России и за рубежом. – 2014. — № 6.
10. Денисова, И. Н. Управление продажами: учебник / И. Н. Денисова. – М.: Спутник +, 2015. – 267 с.
11. Жердецкая А.М., Просвирин А.А. Анализ современных подходов к оценке конкурентоспособности предприятий // Международный научный журнал «Символ науки». – 2017. – № 01-1. – С. 30-32.
12. Капрова, В. Г. Управление ассортиментом — прямой путь к эффективным продажам / В. Г. Капрова, Ю. В. Дубовая // Educatio. – 2017. – № 3 (29). – С. 38–43.
13. Квасникова В. В., Жучкевич О. Н. Конкурентоспособность товаров и организаций. Практикум; Инфра-М, Новое знание — М., 2016. — 192 c.;
14. Киселев, В. М. Методика управления торговым ассортиментом товаров на матричной основе / В. М. Киселев, А. А. Захаров // Управление каналами дистрибуции. – 2016. – № 01 (05). – С. 22–27.
15. Крайнюченко О. Ф., Безпалько Е. В., Белова Т. Г. Теоретические основы формирования сбалансированного портфеля товаров предприятия // Альманах современной науки и образования. 2014. №2
16. Либо А. М. Экономическое содержание процесса формирования товарного портфеля / А. М. Либо // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2016. – № 2.
17. Лифиц, И. М. Товарный менеджмент: учебник для СПО / И. М. Лифиц, Ф. А. Жукова, М. А. Николаева. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 405 с.
18. Лысоченко А.А., Свиридов О.Ю. Теоретические основы стратегического управления: Учебник / А.А. Лысоченко, О.Ю. Свиридов. — Ростов н/Д.: Содействие–XXI век, 2016. — 420 с.;
19. Магомедов, А. М. Экономика организаций торговли: учебник для прикладного бакалавриата / А. М. Магомедов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 323 с.
20. Методы исследований в менеджменте: учебное пособие М 54 / сост. Т. Е. Минякова. – Ульяновск : УлГТУ, 2017. – 112 с.
21. Петухова И.В. Современное состояние и направления совершенствования рыночной доли продукции/ И.В. Петухова, Н.В. Петухова // Маркетинг в России и за рубежом. — 2011. №5. — с. 13 — 25.
22. Плотников, А. В. Матрица бостонской консалтинговой группы: методика, квадранты и ограничения. Московский экономический журнал, (5), 16. 2017.
23. Прокопчук А. А. Современные подходы к формированию оптимальной структуры товарного ассортимента торговой организации // Этап: экономическая теория, анализ, практика. — 2014. — № 5. — С. 127-132.
24. Пучкина Т. Н. Формирование портфеля продукции предприятия // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2016. №10-1.
25. Снегирева В. Ассортиментная стратегия в розничной торговле. М.: «Консалтинговая группа SRC», 2014.
26. Стаценко Е.В., Терехова Н.А. Механизм определения уровня конкурентоспособности предприятия // Международный научный журнал «Символ науки». – 2016. – № 4. – С. 223-225.
27. Царикаев, А. Ю. Обоснование использования матричного подхода при формировании стратегии развития промышленных предприятий. Транспортное дело России, (1–2), 30–31. (2015).
28. Шуршикова, Г. В. Методика проведения анализа ассортиментной политики и формирования оптимального товарного портфеля. Технологии и товароведение сельскохозяйственной продукции, (1 (8)), 29–32. (2017).
29. Нормативные документы и отчеты ООО «О’КЕЙ»;
30. https://www.sloyki.ru/ — Сайт ООО «О’КЕЙ».
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф