Введение
Глава 1. Анализ системы управления благоустройством города Москвы
1.1 Оценка текущего состояния благоустройства города Москвы
1.2 Анализ законодательства в сфере управления благоустройством общественных территорий города Москвы
1.3 Проблемы управления благоустройством общественных территорий города Москвы
Глава 2. Основные направления совершенствования управления благоустройством города Москвы
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день большое внимание органов власти разных уровней, представителей политических партий и общественного движения, средств массовой информации и широких слоев населения уделяется экологической ситуации, складывающейся в городах, а особенно в столицах стран. С ростом территории города, развитием промышленности, все более сложной становится проблема охраны окружающей природной среды, затрудняются процессы создания нормальных условий для жизни и деятельности людей.
Следует отметить, что в последние десятилетия значительно увеличилось негативное воздействие человека на окружающую природную среду и, в частности, на лесные массивы и зеленые насаждения, к которым можно отнести городские парки, леса, сады и луга. Как средовосстанавливающая система растительность обеспечивает комфортные условия для проживания в городе людей, она в определенных пределах регулирует газовый состав атмосферного воздуха и степень его загрязненности, она снижает влияние шумового фактора и одновременно с указанными функциями является источником эстетического отдыха и рекреации людей. Поэтому следует уделять особое внимание организации общественных мест и их благоустройству, особенно в крупных городах и мегаполисах.
На сегодняшний день в мировой практике накоплен большой и разный опыт созданию и разработке основ благоустройства и озеленения городов, разработан богатый и разнообразный озеленительный ассортимент растений и создана агротехника и технология их выращивания, найдены необходимые методы и приемы озеленения, специфичные для отдельных городов, а также определены основные способы содержания и сохранения зеленых насаждений в условиях городской среды.
Таким образом, обусловлена актуальность разрабатываемой темы исследования. Кроме того, в связи с тем, что благоустройство и озеленение территории являются важнейшей сферой деятельности муниципального хозяйства, именно в этой сфере создаются условия для населения, обеспечивающие высокий уровень жизни людей, условия для здоровой комфортной и удобной жизни.
Основы благоустройства и озеленения городских территорий отражены в работах многих отечественных авторов и исследователей, например, в работе Ю.П. Бочарова и О.К. Кудрявцева («Планировочная структура современного города»), М.Н. Болотовой и В.А. Рыгалова («Благоустройство промышленных предприятий»), Я.Т. Кравчука («Формирование новых городов»), Л.Е. Бирюковой («Основы планировки и благоустройства населенных мест»), И.А. Николаевской («Благоустройство городов») и других.
Кроме того, такие авторы, как В.В. Таболин, В.Б. Зотов, В.С. Занадворов, А.В. Занадворова, Ю.Л. Хотунцев в своих работах также рассматривали проблемы управления озеленением и благоустройства территории городов и населенных пунктов.
Цель работы заключается в совершенствовании управления благоустройством общественных территорий города Москвы на основании анализа организации.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
— изучить теоретико-методологические основы городского благоустройства и озеленения территории;
— проанализировать состояние организации благоустройства и озеленения территории города Москва;
— разработать предложения по совершенствованию организации благоустройства и озеленения городской территории на примере города Москва.
Объектом изучения в данной работе является управление благоустройством и озеленением территории муниципального образования «город Москва».
Предметом изучения являются мероприятия по благоустройству и озеленению территории муниципального образования «город Москва».
Структура работы состоит из введения, отражающего суть, актуальность, значение, научную и практическую ценность данной работы, двух разделов, заключения, а также списка использованных источников.
Глава 1. Анализ системы управления благоустройством города Москвы
1.1 Оценка текущего состояния благоустройства города Москвы
Город федерального значения Москва является столицей Российской Федерации, административным центром Центрального федерального округа и Московской области (рис. 1), городом-героем. Москва – по численности населения является крупнейшим городом не только в России, но и в Европе, она остается не только важнейшим транспортным узлом, но и политическим, экономическим, культурным и научным центром нашей страны.
Рисунок 1. Физико-географическое положение Москвы до 2011 года
Территориально Москва находится в центре европейской части России, на стыке Смоленско-Московской возвышенности (на западе), Москворецко-Окской равнины (на востоке) и Мещёрской низменности (на юго-востоке), в междуречье Оки и Волги. По данным на 2006 год площадь территории города составляет 1,081 тыс. кв. км., такая площадь делает Москву самым маленьким по площади субъектом Российской Федерации .
В 2011 году к Москве были присоединены новые территории, в том числе территории инновационного центра «Сколково», территории «Конезавод, ВТБ» к востоку от города Звенигорода и др., так называемая «Новая Москва» и в окончательном варианте площадь присоединяемой территории составила 148 тыс. га, то есть в результате реализации проекта территория Москвы увеличилась почти в 2,39 раза (рис.2).
Рисунок 2. Территория «Новой Москвы» после 2011 года
Основная часть (877 кв. км) территории города находится внутри кольцевой автомагистрали (МКАД). Протяженность города с севера на юг в пределах МКАД составляет 38 км, а за пределами МКАД – 42 км, а протяженность с запада на восток – 30 км .
Рельеф российской столицы не однороден и представлен невысокими холмами и низменными участками: в юго-западной части столицы наиболее высокие точки рельефа расположены (максимальная высота – 255 м), и в северо-западном районе (в районе Химкинского водохранилища). Самые низкие участки городского рельефа находятся на востоке и юго-востоке столицы .
На территории Москвы и всей Московской области насчитывается множество различных водных объектов, например, водоемов, маленьких озер, ручьев и речек, большая часть которых впадает в Москву-реку. В пределах городской черты крупнейшей водной артерией столицы являются реки Яуза, Сетунь, а также заключенные в коллекторы мелкие речки Неглинная, Пресня и другие. Самая главная в городе Москва-река пересекает столицу в направлении с северо-запада на юго-восток и тянется в пределах городской черты почти на 80 километров.
Климат Москвы умеренно-континентальный и характеризуется большой изменчивостью погодных условий в отдельные сезоны. Многолетняя среднегодовая температура составляет в настоящее время +5,4°. Средняя температура самого холодного месяца (январь) составляет -9,3°, а самого теплого (июль) — +18,2°. Годовая амплитуда достигает 27,5°C .
За год в городе выпадает около 700 мм осадков, из которых большая часть приходится на теплое время года. В течение года в Москве преобладают ветры юго-западного и западного направлений .
Город окружен лесопарковым поясом, причем там ещё отчасти сохранилась естественная растительность. Здесь преобладают сосновые леса, произрастающие на песчаных дерново-подзолистых почвах, встречаются также торфяные болота.
Общая площадь территорий парков (садов) культуры и отдыха составляет 3139,7 га и включает парковые территории (рис. 3) .
Рисунок 3. Общая площадь территорий парков (садов) культуры и отдыха города Москвы
Особенности рельефа города во много обуславливаются активным антропогенным воздействием: на протяжении многих веков местное население вносило изменения в окружающую природную среду, об этом воздействии также свидетельствует размещение так называемого культурного слоя, который состоит из переработанного грунта и остатков старых городских фундаментов и мостовых, который в некоторых центральных районах города в глубину может достигать 10-20 метров.
Москва расположена на стыке трёх природных областей с разными видами ландшафтов (рис. 4). Для каждой из областей характерен свой уникальный рельеф .
Рисунок 4. Природные области города Москвы
Современная флора города Москвы насчитывает свыше 1100 дикорастущих видов сосудистых растений, из которых примерно 800 представляют местную, или аборигенную, флору, а остальные – заносные, или адвентивные виды, а также на территории города растет около 200 видов мхов и около 90 видов лишайников.
Таким образом, изучив физико-географическое положение Москвы можно сделать вывод, что Москва как столица и «визитная карточка» Российской Федерации является крупнейшим по численности населения городом России, на 01.01.2016 года – 12 184,0 тыс. человек, она входит в десятку крупнейших городов мира .
Демографическая ситуация в январе – декабре 2015 г. характеризовалась естественным приростом населения: число родившихся превысило число умерших на 20192 человека. Число родившихся в январе – декабре 2015 года по сравнению с соответствующим периодом 2013 года увеличилось на 1,2% и составило 137,6 тысяч человек, число умерших увеличилось на 1,0% и составило 117,4 тысяч человек .
При этом Москва является центром Московской городской агломерации. Значение Москвы для всей страны бесспорно, она является научным и инновационным центром, где отмечается большое скопление научно-исследовательских центров и институтов, частного и государственного капитала, но при этом, есть и негативные факторы, влияющие на развитие Москвы и Московского региона, к которым можно отнести относительно высокую себестоимость научных разработок и производства, а также отмечается низкий уровень инновационного предпринимательства, свойственный всем крупным политическим и финансовым центрам в мире.
1.2 Анализ законодательства в сфере управления благоустройством общественных территорий города Москвы
В 2008 году был утвержден градостроительный кодекс города Москвы, установленный законом города Москвы от 25.06.2008 № 28 и регламентирующий основы землеустройства на территории города Москвы.
В соответствии со ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса города Москвы устанавливается градостроительное зонирование территории города, результатом которого является выделение на территории города территориальных зон и подзон, определение их границ, установление в границах указанных зон и подзон градостроительных регламентов (рис. 5).
Рисунок 5. Схема функционального зонирования территории города Москвы
Основным документом градостроительного зонирования на территории города Москвы являются Правила землепользования и застройки, которые разрабатываются в целях реализации Генерального плана города Москвы в соответствии с последующим размещением объектов федерального, регионального значения земельных участков, для последующего использования или строительства, а также реконструкции объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами — правообладателями объектов недвижимости, к которым относятся земельные участки и объекты капитального строительства .
Под благоустройством и озеленением населенных мест понимается – «комплекс работ по созданию и использованию зелёных насаждений в населенных пунктах» . В градостроительстве благоустройство и озеленение являются составной частью общего комплекса мероприятий по планировке, застройке населенных мест. В жизни человека благоустройство и озеленение имеет огромное значение, оно оказывает огромное влияние на окружающую природную среду. Особенно это влияние заметно сильно проявляется в городах и населенных пунктах.
Основными элементами художественного оформления населенных пунктов являются зеленые насаждения. Объектами озеленения является земельный участок, на котором взаимосвязаны строительные сооружения и составляющие ландшафта (рельеф, водоемы, растения), а также эти сооружения и ландшафт предназначены для удовлетворения потребностей населения в отдыхе на открытом воздухе.
Основу системы благоустройства и озеленения территории современного города и населенного пункта составляют зеленые насаждения на жилых территориях, к которым относятся дворы при группах домов и сады жилых районов и микрорайонов, а также на участках образовательных школ и детских дошкольных учреждений. Зеленые насаждения на жилых территориях дополняются еще и насаждениями общегородского и районного значений, расположенные в скверах и на бульварах, в парках культуры и отдыха, детских, спортивных и других специализированных парках, на промышленных, коммунально-складских территориях, на полосах отвода земель для транспортной коммуникации, а также на территориях заповедников, санитарно-защитных и водоохранных зонах .
Озеленение и благоустройство территории следует проводить по утвержденных научно-обоснованным принципам и нормам. При этом предусматривается равномерное размещение внутри застроенных участков садов, парков и других крупных зелёных массивов, связанных бульварами, набережными, озеленёнными полосами между собой и связанными с пригородными лесами и водоёмами в единую и непрерывную систему. Также при строительстве необходимо следить за сохранением максимального количества существующих насаждений .
В основном организация благоустройства и озеленения территории регулируется нормативно-правовыми актами, принимающимися в соответствии с жилищным и градостроительным российским законодательством, а также требованиями СНиП и иными федеральными и региональными актами. К числу актов, которые, как правило, должны приниматься органами местного самоуправления, относятся и указанные на рисунке 6.
Рисунок 6. Правовые акты, регламентирующие благоустройство и озеленение территории
Такими актами регулируется деятельность в отношении: организации и осуществления работ по праздничному оформлению муниципального образования; контроля за использованием, созданием и изменением объектов (элементов) благоустройства окружающей среды.
Объектами благоустройства являются различные типы (рис. 7)
Рисунок 7. Объекты благоустройства
Деятельность по благоустройству и поддержанию в надлежащем состоянии территорий муниципальных образований осуществляется: муниципальными организациями, на балансе которых они находятся, за счет средств местного бюджета, а также привлечения внебюджетных средств; землепользователями в пределах границ отведенного им земельного участка за счет собственных средств; гражданами и юридическими лицами, за которыми закреплена прилегающая территория в установленном порядке. Порядок закрепления таких территорий устанавливается муниципальными правовыми актами .
Органы местного самоуправления в сфере благоустройства выполняют следующие функции, указанные на рисунке 8 .
Рисунок 8. Функции органов местного самоуправления в сфере благоустройства
При этом к видам работ по благоустройству территории относятся, указанные на рисунке 9 мероприятия.
Рисунок 9. Виды работ по благоустройству территории
Процесс благоустройства территории города и населенного пункта, прежде всего, включает в себя меры, указанные на рисунке 10.
Рисунок 10. Состав процесса благоустройства территории города
С 2012 года на территории города Москвы действует Государственная программа города Москвы «Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012–2018 годы» (c 2017 года Государственная программа города Москвы «Развитие городской среды») , целью которой было:
1. Создание инфраструктуры высокого уровня комфортности городской среды для организации отдыха и туризма в городе Москве.
2. Устойчивое развитие парков (садов) культуры и отдыха, повышение их социальной, экологической, рекреационно-туристской значимости, создание максимально благоприятных условий для саморазвития подрастающего поколения, предоставление населению города Москвы полного спектра услуг по организации отдыха и в сфере туризма.
3. Развитие инфраструктуры территорий музеев-усадеб и музеев-заповедников в целях улучшения качества и количества услуг, оказываемых населению города Москвы: общественное питание, распространение сувенирной и книжной продукции, печатных изданий, развитие активного семейного и оздоровительного отдыха на территориях парков и музеев.
4. Повышение уровня благоустройства озелененных территорий города Москвы I и II категорий.
5. Приспособление парков, парковых зон, скверов и бульваров к организации отдыха и досуга населения города Москвы.
6. Повышение заинтересованности инвесторов в развитии индустрии отдыха и туризма.
7. Приспособление водных объектов для обеспечения отдыха населения города Москвы.
8. Создание условий для организации современного и комфортного отдыха населения города Москвы по месту постоянного и временного жительства.
9. Приведение улиц, городских общественных пространств в формат, отвечающий современным требованиям и тенденциям развития мировой туристской индустрии. Повышение качества городской среды.
10. Создание благоприятных условий для посещения города Москвы иностранными гражданами и гражданами Российской Федерации с туристскими целями, повышение конкурентоспособности туристско-гостиничного комплекса города Москвы.
11. Создание необходимой инфраструктуры для обеспечения отдыха на природных и озелененных территориях города Москвы.
12. Поддержание особо охраняемых природных территорий в надлежащем состоянии, пригодном для отдыха и туризма.
13. Развитие гостиничной отрасли и увеличение мест временного пребывания в городе Москве, в том числе мониторинг развития туристского рынка города Москвы и эффективности его регулирования, а также проведения мероприятий по классификации конкретных средств размещения.
Финансовое обеспечение госпрограммы осуществляется за счет бюджета города, средств федерального бюджета и лиц (табл. 1).
Таблица 1 – Финансовое обеспечение государственной программы «Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012–2018 годы», тыс. руб.
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | |
Всего | X | X | 24 110 674,3 | 30 013 461,5 | 30 536 575,2 | 47 979 962,1 | 70 170 262,0 | 70 720 872,0 | 72 648 056,8 |
бюджет города Москвы | 263 658,8 | 13 163 575,8 | 22 864 955,1 | 26 633 586,9 | 26 310 994,3 | 45 026 851,3 | 56 379 362,0 | 53 317 387,1 | 49 813 747,6 |
средства федерального бюджета | X | X | 4 618,4 | 4 084,5 | 4 887,2 | 4 263,8 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
средства юридических и физических лиц | X | X | 1 241 100,8 | 3 375 790,1 | 4 220 693,7 | 2 948 847,0 | 13 790 900,0 | 17 403 484,9 | 22 834 309,2 |
Ведомственная принадлежность парковых территорий на начало реализации государственной программы «Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012–2018 годы» в 2011 году представлена на рисунке 11.
Рисунок 11. Ведомственная принадлежность парковых территорий на начало реализации государственной программы «Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012–2018 годы» в 2011 году
По промежуточным итогам программы выявлен рост посещаемости парков культуры и отдыха в городе Москва за период 2010-2013 года (рис. 12).
Рисунок 12. Рост посещаемости парков в городе Москва за 2010-2013 г.
Оптимизация ведомственной принадлежности парковых территорий представлена на рисунке 13.
Рисунок 13. Оптимизация ведомственной принадлежности территорий
Таким образом, на основании проведенного анализа нормативно-правовой базы, можно сделать вывод, что организация благоустройства и озеленения территории города Москвы регламентируется большим количеством актов, в том числе и правилами землепользования и застройки территории города, градостроительным кодексом города Москва, а также на территории города утверждены различные программы, например, государственная программа «Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012–2018 годы» и другие.
1.3 Проблемы управления благоустройством общественных территорий города Москвы
Москва как самый крупный мегаполис во всей Европе отличается высокой плотностью населения – около 13 тыс. чел на 1 кв. км, что в 10 раз выше всей мировой нормы, характерной для комфортного проживания населения. При этом суммарная численность населения города Москвы и Московской области составляет почти 20 млн. чел., что равно почти пятой части населения нашей страны.
Отмечаются катастрофические экологические последствия образования «Новой Москвы» и присоединения к Москве новых 144 тыс. га. земель области, расположенных в юго-западном направлении от города, большую часть которых составляют лесные массивы и лесозащитный пояс. Из этих земель только 6 тыс. га планируется включить в природные парки и природно-рекреационные объекты, а остальные скорее всего будут утрачены в целях развития городской инфраструктуры. Согласно результатам исследований, зеленые насаждения города Москвы производят лишь 10% необходимого жителям кислорода, а остальная доля кислорода вырабатывается лесозащитным поясом города Москвы.
На сегодняшний день по анализам данных можно отметить плохое отношение к лесозащитному поясу Москвы со стороны органов власти. Так, в 2007-2008 годах был реализован проект «прямого железнодорожного сообщения «Москва Савёловская» – аэропорт «Шереметьево», для строительства которого был вырублено и уничтожено 24 га расчлененного железной дорогой защитного леса, который располагался на землях Лобненского лесопарка. А в 2011 году для проекта скоростной автомобильной магистрали «Москва – Санкт-Петербург» было уничтожено 400 га зрелого леса, а также находящиеся на пути автомагистрали болота с животными и растениями, входящими в Красную книгу Московской области. Такое воздействие серьезно нарушает гидрологический режим бассейна реки Клязьма, так как осуществлена вырубка защитных лесов Солнечногорского района, относящихся к категории лесов зон охраны источников питьевого водоснабжения. Это неизбежно приведет к обмелению реки Клязьма, дальнейшему обострению проблемы питьевого водоснабжения города Москвы и всей области. При этом осушение верховых болот, которые являются естественной природной защитой от торфяных пожаров, приведет к обострению проблемы возгорания торфяников, что в последние годы характеризуется как бедствие Московского региона, а в отдельных районах Московской области даже относится к экологической катастрофе.
Правительство города Москвы, стремясь улучшить инфраструктуру, нарушает природный баланс и экологическое состояние города. Так, на сегодняшний день запланировано большое количество мероприятий, которые в перспективе причинят существенный вред природе и ухудшат экологическую безопасность мегаполиса (рис. 14).
Состояние экологии Москвы вызывает серьёзную обеспокоенность специалистов и экологических активистов.
Ежегодно на городской территории за счет застройки сокращается площадь природных и озеленённых территорий. В районах сложившихся городских кварталов зеленые насаждения уничтожаются при точечном строительстве и устройстве парковок. Так называемая «компенсация» вырубаемых зелёных насаждений таковой не является, поскольку производится на землях, уже занятых растительностью. При существенном росте численности населения, резком увеличении площади застроенных территорий и сокращении площади лесов и других экологически эффективных земель в ближнем Подмосковье за последние 15 лет площадь природных и озеленённых рекреационных территорий в Москве не увеличивается.
Рисунок 14. Инициативы Правительства Москвы, влияющие на экологию города
При этом планировалось превращение промышленных пустошей и территорий, выводимых из города промышленных объектов, в городские парки и скверы для озеленения территории. Но эти планы так и не реализованы. Следует отметить, что за прошедшие десятилетия значительно снизилась обеспеченность населения зелёными насаждениями общего пользования в Москве, так, в 1990-е годы обеспеченность населения зелёными насаждениями общего пользования составляла около 20 кв. м/чел, а в 2011 г. – 16 кв. м/чел (при том, что норматив — 24 кв. м) .
По многим данным стоимость содержания озелененных и природных территорий и компенсационное озеленение необоснованно завышена, мероприятия по благоустройству превращены в одни из самых затратных статей расходов городского бюджета (по данным бюджета за 2011 г. расходы на благоустройство составили 4,5 млрд. руб., что составило более 80% всех расходов на охрану окружающей среды ). Несмотря на большие финансовые затраты практически вся естественная травянистая растительность на озеленённых территориях города без экологического обоснования была заменена на самые дорогостоящие в содержании (и с экологической точки зрения неэффективные) обыкновенные газоны. В итоге возникла проблема разрушения или деградации древесной и кустарниковой растительности города в результате «благоустройства» природных территорий, особенно – лугов и речных долин, «реставрация и приспособление» лесов на исторических территориях. При этом отмечается, что на территории города в результате изменения природоохранного законодательства и утверждения нового Генерального плана города Москва, разрешена нецелевая застройка природного наследия столицы, которыми являются особо охраняемые природные территории и объекты.
Таким образом, можно выделить следующие наиболее значимые проблемы, которые требуют формирования комплекса мер государственной поддержки индустрии отдыха и туризма (рис. 15) .
Рисунок 15. Проблемы благоустройства территории города Москва
Кроме того, на сегодняшний день отмечается, что большинство парков (и садов) культуры и отдыха имеют большой (около 80%) моральный и физический износ коммуникаций, имущественного комплекса, а на присоединяемых парковых территориях коммуникации отсутствуют, что создает большие проблемы в организации объектов досуга и отдыха.
Таким образом, можно сделать вывод, что на территории города Москвы за последние десятилетия возникло много актуальных проблем, требующих решения. В том числе большое количество вырубок полезных лесных массивов, как на территории города, так и за его пределами. А учитывая, что согласно результатам экологических исследований, лишь 10% необходимого жителям кислорода производятся зелеными насаждениями в городе Москве, а остальная доля кислорода вырабатывается лесозащитным поясом вокруг города Москвы, то проблема смога и недостаток чистого атмосферного воздуха могут все более негативно сказываться на здоровье жителей российской столицы. Для снижения уровня загазованности города целесообразно производить посадку древесно-кустарниковой растительности на пустующих территориях, оставшихся от промышленных объектов, перевезенных за город, а также на различных пустошах.
Глава 2. Основные направления совершенствования управления благоустройством города Москвы
В условиях постоянных повышенных антропогенных нагрузок городов и поселков и из-за загрязнения воздушной среды выбросами автотранспорта и промышленных предприятий особое значение приобретает благоустройство и озеленение населенных мест. Во многих городах мира объекты озеленения — сады, парки, скверы находятся в бедственном положении, Россия не исключение. Немалую роль в процессе деградации природной среды и ухудшения здоровья населения играет промышленное производство, и в частности химическая отрасль, которая только по объему сброса загрязненных сточных вод занимает второе место среди промышленных городских производств .
Таким образом основные задачи благоустройства и озеленения территории городов сводятся к созданию здоровых и благоприятных условий для жизни населения города. В решении этих задач все большее значение приобретают внешнее благоустройство, функционально-пространственная структура и предметное оборудование открытых территорий, ландшафтный дизайн. Все более острыми становятся проблемы создания экологически чистых городов, проблемы охраны памятников исторического и культурного наследия народа.
Последние 15 лет в России активно развивается «зеленое» направление в общей связке вопросов, связанных с городским благоустройством и строительством. Растет интерес к ландшафтной архитектуре и вопросам формирования природного пространства. Молодая ландшафтная отрасль России быстро развивается, присматриваясь к опыту европейских соседей .
Территории столичного уровня ориентированы на отдых выходного дня и туризм, предоставление разнообразных услуг для граждан, постоянно или временно проживающих на территории города Москвы. В зависимости от выполняемых функций территории столичного уровня разделены на группы (рис. 16).
Рисунок 16. Группы территорий столичного уровня
Территории районного уровня обеспечивают социально гарантированный минимум условий для повседневного отдыха жителей города Москвы в радиусе пешеходной доступности от места жительства (рис. 17). Для рекреационных территорий районного значения необходимо повышение качества благоустройства с размещением элементов, повышающих их притягательность (пешеходные тропы, велодорожки, лыжные трассы, катки, детские и спортивные площадки, площадки тихого отдыха, пикниковые зоны, эстрадные площадки, туалеты, наружное освещение и другое).
Рисунок 17. Территории районного уровня
Особое внимание заслуживает опыт благоустройства территорий и природного комплекса г. Москвы, который включает в себя 1270 объектов, имеющих различный режим регулирования градостроительной деятельности. В его состав входят сохранившиеся в городе лесные и лесопарковые массивы, долины и участки долин более чем 50 рек и ручьев, фрагменты суходольных лугов и другие природные сообщества, озелененные территории общего и ограниченного пользования, озелененные территории специального назначения (лечебно-оздоровительных и образовательных учреждений, санитарно-защитные зоны, кладбища и др.). 70% территории Природного комплекса (236 объектов, общей площадью 15,9 тыс. га) имеют статус особо охраняемых.
Благоустройство территорий природного комплекса определяется проектами планировки и происходит в соответствии с Законом города Москвы «О регулировании градостроительной деятельности на территориях природного комплекса города Москвы» . Основными задачами проектов планировки является функционально-планировочная организация территории природного комплекса и разработка мер по сохранению и восстановлению растительных сообществ. Проектными решениями определяется размещение объектов, необходимых для осуществления основных функций территории.
Профессиональный подход к этой проблеме благоустройства и озеленения территории города сформировал понятие комплексного благоустройства. Это принципиально новый подход, который включает мероприятия, указанные на рисунке 18.
Рисунок 18. Мероприятия комплексного благоустройства
Неотъемлемой и основной частью программы комплексного благоустройства является разработка проектов, отвечающих требованиям времени. При этом проект должен учитывать исторические особенности, сложившуюся инфраструктуру квартала, численность и возрастные категории проживающего населения, т.е. подход должен быть индивидуален для каждого района и двора.
На первом этапе реализации программы предусматривалось благоустройство только дворов жилищного сектора, сегодня география работ значительно расширена и включает в себя объекты учреждений образования, здравоохранения, бытового назначения и сферы обслуживания, промышленных предприятий, транспортной инфраструктуры и неосвоенных территорий города. Таким образом, программа охватывает всю территорию города, независимо от ведомственной принадлежности того или иного объекта. Обеспечен переход от благоустройства отдельно взятых дворов к комплексному благоустройству территорий жилых кварталов, микрорайонов и районов города.
Такой подход к реализации программы позволил осуществить грамотное функциональное зонирование территорий, решить вопросы озеленения, цветочного оформления, размещения игровых и спортивно-оздоровительных комплексов для детей и подростков разных возрастных групп, площадок для отдыха взрослых, выгула и дрессировки собак, организации дорожно-тропиночной сети, упорядочения «ракушек» и размещения легкового автотранспорта на дворовых территориях.
Анализ современной зарубежной и отечественной практики благоустройства и озеленения городов отображает создание новых, хорошо озелененных жилых массивов, сохранение и благоустройство зеленых зон отдыха в границах городов и за его пределами.
Опыт реализации государственных, муниципальных программ и мероприятий по наведению порядка на земле и благоустройству территорий населенных пунктов за последние годы показывает, что в России сложилась четкая система организации, координации и контроля за выполнением поставленных задач – налажена работа федеральных, республиканских и городских комиссий, оперативных рейдовых бригад. Действует система мер по стимулированию активности населения по месту жительства, трудовых коллективов предприятий и организаций, молодежных организаций. Повсеместно в районах и городах введен единый санитарный день, широко практикуется проведение месячников и субботников по поддержанию надлежащего санитарного состояния территорий.
В результате за последнее десятилетие в стране удалось значительно улучшить внешний облик и санитарное состояние не только городских, но и сельских поселений. Отмечаются положительные тенденции в улучшении художественно-эстетических качеств русской столицы и городов Российской Федерации.
Благоустройство лесов в местах отдыха проводится в целях создания оптимальных условий пребывания человека в природном окружении, более рационального использования лесных насаждений и повышения их устойчивости против массового рекреационного воздействия.
В курортной хозчасти мероприятия по благоустройству состоят из следующих работ:
а) устройство дорог и подъездных путей к наиболее живописным лесным участкам и содержание существующих проезжих дорог, пешеходных троп и мостов в хорошем состоянии;
б) благоустройство и озеленение усадеб лесхозов, лесничеств, жилых домов и кордонов, а также производственных помещений;
в) первоочередное проведение осушительных работ, если это предусмотрено проектом планировки курорта или зоны отдыха.
В лесопарковой хозчасти, помимо вышеуказанного, рекомендуются:
а) устройство дорожно-тропиночной сети с расчетом более полного использования территории отдыхающими;
б) очистка существующих и в случае необходимости строительство новых прудов и других водоемов, декоративное оформление их берегов путем посадки древесных и кустарниковых пород, а также приведение в надлежащее состояние водоемов, пригодных для купания;
в) приведение всех просек в культурный и благоустроенный вид (расчистка, выравнивание поверхности почвы и др.);
г) в местах избыточного увлажнения — проведение дренажных работ;
д) в наиболее посещаемых местах — устройство в целях отдыха скамеек, диванов, беседок, павильонов укрытия от дождя, оборудование кострищ, туристских стоянок, палаточных лагерей;
е) в отдельных местах —> удаление кочек, корчевка пней или спиливание их в уровень с землей, маскировка пней посадкой около них кустарников или вьющихся многолетних растений и др.;
ж) обогащение травяного покрова на полянах, оставленных для отдыха, путем высева многолетних, желательно цветущих, трав и их подкормка;
з) содержание в чистоте наиболее посещаемых населением мест.
В лесопарках дополнительно проводятся следующие работы по благоустройству:
а) устройство площадок и автостоянок;
б) оформление входов и въездов;
в) цветочное оформление;
г) строительство источников питья, туалетов и других обслуживающих устройств;
д) создание гнездовий для птиц, обогащение декоративной фауной, организация вольеров;
е) размещение наглядной агитации по охране природы и содержанию лесопарковых территорий, установка текстовых аншлагов, схем, указателей и т. п.;
ж) создание площадок для выездных автолавок, автоцистерн, автокафе и т. д.
При проведении работ по благоустройству территории необходим, прежде всего, тщательный ландшафтный анализ лесов и выявление при этом наиболее интересных элементов ландшафта (живописных лесных массивов, участков, декоративных древесно-кустарниковых групп, полян, лужаек, водоемов, видовых точек и т. д.) для того, чтобы использовать их как основу благоустройства. Одновременно надо помнить, что все мероприятия следует проводить, не нарушая природного ландшафта, сохраняя природный комплекс и повышая его устойчивость и эстетичность.
Мероприятия по благоустройству лесов курортно-рекреационных зон проводятся как самими лесохозяйственными предприятиями, так и другими по согласованию с ними.
Для создания зон отдыха разрешается в соответствии с решениями исполкомов местных Советов народных депутатов по договорам с предприятиями и организациями закреплять за ними в этих целях определенные лесные массивы и привлекать средства и рабочую силу этих предприятий и организаций на благоустройство закрепленной за ними территории.
Для улучшения экологической обстановки городской среды необходимо уделять большее внимание зеленым насаждениям. Деревья в городе подвержены сильным стрессам.
Можно выделить следующие основные факторы, оказывающие негативное влияние на состояние городских насаждений (рис. 19).
Рисунок 19. Факторы, оказывающие негативное влияние на состояние городских насаждений
Под воздействием указанных на рисунке 16 факторов снижается жизнеспособность зеленых насаждений и падает эстетическая и санитарно-гигиеническая роль.
При этом особенности городской среды сказываются на ходе жизненных процессов растений, их внешнем виде и строении органов. Например, у городских деревьев снижена фотосинтетическая активность, поэтому они имеют более редкую крону, мелкие листья, короче побеги.
Таким образом, проблема создания устойчивой системы городских зеленых насаждений имеет две стороны:
– создание растительных сообществ, устойчивых к условиям городской среды;
– обеспечение устойчивого функционирования уже имеющихся зеленых насаждений.
Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать вывод, что улучшение качества городской среды возможно только при соблюдении экологических принципов, применяемых при построении искусственных экосистем.
При проектировании зеленых насаждений должны быть учтены техногенные и рекреационные нагрузки на ту или иную территорию. Учитывая влияние различных антропогенных факторов, надо подбирать породы, максимально адаптированные к тем или иным условиям.
Заключение
На основании проведенного в данной работе анализа организации благоустройства и озеленения территории города Москвы можно сделать следующие выводы.
Природа в городе подвергается постоянному воздействию и влиянию со стороны производственной и рекреационной деятельности населения. При этом для улучшения качества жизни, в том числе и экологии, проводятся комплексные мероприятия по благоустройству и озеленению территории, которые являются сложным многоотраслевым направлением городского хозяйства и имеют большое значение в жизни населения и правильном функционировании города.
Ведущая целевая функция города – обеспечение населения оптимальными условиями жизнедеятельности, труда, общения, отдыха и тому подобное в рамках возможностей общества. Анализ современной отечественной и зарубежной практики озеленения городов отображает создание новых, хорошо озелененных жилых массивов, сохранение и благоустройство зеленых зон отдыха в границах городов и за его пределами, дает возможность увидеть возможные пути развития ситуации и выявить болевые точки в комплексе локальных городских проблем. Накопленный к настоящему времени опыт свидетельствует, что мы научились благоустраивать наши города и села, и, безусловно, начатые работы будут продолжаться, а их качество улучшаться.
Москва является центром Московской городской агломерации. Значение Москвы для всей страны бесспорно, она является научным и инновационным центром, где отмечается большое скопление научно-исследовательских центров и институтов, частного и государственного капитала, но при этом, есть и негативные факторы, влияющие на развитие Москвы и Московского региона, к которым можно отнести относительно высокую себестоимость научных разработок и производства, а также отмечается низкий уровень инновационного предпринимательства, свойственный всем крупным политическим и финансовым центрам в мире.
На основании проведенного анализа нормативно-правовой базы, можно сделать вывод, что организация благоустройства и озеленения территории города Москвы регламентируется большим количеством актов, в том числе и правилами землепользования и застройки территории города, градостроительным кодексом города Москва, а также на территории города утверждены различные программы, например, государственная программа «Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012–2018 годы» и другие.
Улучшение качества городской среды возможно только при соблюдении экологических принципов, применяемых при построении искусственных экосистем.
При проектировании зеленых насаждений должны быть учтены техногенные и рекреационные нагрузки на ту или иную территорию. Учитывая влияние различных антропогенных факторов, надо подбирать породы, максимально адаптированные к тем или иным условиям.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации. – М.: АСТ; Астрель,2009. – 64 с.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Ось-89, 2008. – 208 с.
3. Земельный кодекс Российской Федерации. – М.: Эксмо-Пресс, 2007. – 128 с.
4. Устав города Москвы. – М.: Норма, 2006. – 143 с.
5. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию коррупции» от 19 мая 2008 г. № 108 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2008. – № 21 – Ст. 2429.
6. Закон города Москвы «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве» от 10 сентября 2008 г. № 39 // Вестник Мэра и Правительства Москвы. – 2008. – № 55.
7. Закон города Москвы от 25.06.2008 № 28 «Об утверждении Градостроительного кодекса города Москвы» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://mosopen.ru/documents/main/gradostroitelniy-kodeks-moskvi
8. Закон города Москвы от 21.10.1998 № 26 «О регулировании градостроительной деятельности на территориях природного комплекса города Москвы» [Электронный ресурс] Режим доступа: КонсультантПлюс
9. Постановление Правительства Москвы «Об увеличении размера денежных компенсаций» от 11 ноября 2008 г. № 1020-ПП // Вестник Мэра и Правительства Москвы. – 2008. – № 64.
10. Постановление Правительства Москвы «О Городской целевой программе развития потребительского рынка и услуг города Москвы на 2007 2009 гг.» от 29 августа 2006 г. № 647-ПП // Вестник Мэра и Правительства Москвы. – 2006. – № 53.
11. Постановление Правительства Москвы от 07.10.2011 г. № 476-ПП «Об утверждении государственной программы города Москвы «Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012-2018 годы» (в ред. от 15.05.2014) [Электронный ресурс] Режим доступа http://budget.mos.ru/gp_rest
12. Геологический атлас Москвы [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.georesurs.su/Georesurs/AtlasMos/GeogrOcherk.html (дата обращения: 23.03.2017)
13. Глущенко В. М. Безопасность мегаполиса: теория и практика: монография. – М.: МГУУ Правительства Москвы, 2007. – 374 с.
14. Зыкина O.В., Бурлуцкая Л.А., Гальперина Г.А., Иванова Н.В. Все столицы мира. Энциклопедический справочник. — Москва: Вече, 2004. – С. 143.
15. Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» / под ред. В. А. Козбаненко, Д. А. Медведева. – СПб.: Питер, 2008. – 576 с.
16. Корсак А. Б. Интеллектуальное «рейдерство» как масштабная угроза экономической безопасности России // Оценка и регистрация интеллектуальной собственности в России и Германии: теория и практика: материалы международной научно-практической конференции. – М.: МГУУ Правительства Москвы, 2008. – С. 18–25.
17. Коршунов Н. М., Хавкин В. И. О критериях деления права на частное и публичное // Труды МГУУ Правительства Москвы. – М., 2007. – Вып. 11. – С. 140–150
18. Краткий доклад Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по г. Москве (Мосгорстат) «Социально-экономическое положение в г. Москве в январе-сентябре 2015 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://moscow.gks.ru/ (дата обращения 22.03.2017)
19. Лужков Ю. М. Вода и мир. – М.: Московские учебники и картолитография, 2008. – 170 с.
20. Лужков Ю. М. Главный секрет эффективного и дальновидного управления // Год Москвы. 2002. Реформа управления современным городом: принципы и кадры. – М.: МГУУ Правительства Москвы; Знание, 2003. – С. 5–18.
21. Мареев Ю. Л., Коршунов Н. М. Гражданский процесс: учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. – М.: Норма, 2008. – 912 с.
22. Мареев Ю. Л., Коршунов Н. М. Арбитражный процесс: учеб. пособие для вузов. – М.: Омега-Л, 2008. – 296 с.
23. Открытый бюджет Москвы [Электронный ресурс] Режим доступа — http://budget.mos.ru/gpg?id_gp=13&id_gpg=2
24. Система государственных и муниципальных заказов: теория и практика: учебник / под общ. ред. В. М. Глущенко, К. Б. Норкина. – М.: Астра полиграфия, 2007. – 656 с.
25. Управление городом в 21 веке: материалы российско-британской научно-практической конференции. Москва, 28–29 июня 2006 г. / ред. совет: Ю. М. Лужков (председатель), Н. И. Орджоникидзе и др. – М.: МГУУ Правительства Москвы, 2007. – 328 с.
26. Хотунцев, Ю.Л. Экология экологическая безопасность : учебн. пособие для высш. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., перераб. — М. 2010.
27. Экологическая ретроспектива Москвы. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.darwinmuseum.ru/ (дата обращения: 23.03.2017)
28. Юскевич, Н.Н. Озеленение городов России / Н.Н. Юскевич. — М. 2009.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф