ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОМПАНИЙ
1.1 Место и роль ведущих международных компаний в глобальной экономике
1.2 Особенности глобальной конкуренции ТНК
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОМПАНИИ COCA-COLA
2.1 Общая характеристика компании Coca-Cola
2.2 Тенденции развития Coca-Cola
ГЛАВА 3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ COCA-COLA
3.1 Анализ проблем, препятствующих развитию компании
3.2 Мероприятия, способствующие эффективному развитию компании Coca-Cola
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбора темы данной курсовой работы обусловлена тем, что на сегодняшний день мировая экономика находится во власти транснациональных корпораций (ТНК). В сфере их влияния — более 50% мирового производства и свыше 70% мировой торговли, а доля в совокупном ВВП превышает 25%. Выручка ведущих мегакомпаний больше, чем бюджеты целых государств. ТНК не только диктуют условия на мировом рынке, но и активно влияют на международную политику. При этом главенствуют в этой сфере западные корпорации, прежде всего, американские.
В связи с вышесказанным, в настоящей работе будет рассмотрена деятельность международной компании The Coca-Cola Company, которая уже давно проникла на рынок РФ, и прочно обосновалась в ее экономике. Деятельность на территории РФ осуществляют дочерние компании The Coca-Cola Company, зарегистрированные согласно законодательству РФ. The Coca-Cola Company имеет в нашей стране множество филиалов, и три головных компании.
Предметом данной курсовой работы является деятельность международных компаний.
Объектом – особенности деятельности компании The Coca-Cola Company на международном рынке.
Целью данной курсовой работы является анализ современных тенденций развития международной компании The Coca-Cola Company, анализ проблем, препятствующих развитию компании и предложение мероприятий, способствующих эффективному развитию компании Coca-Cola как на международном рынке, так и на рынке России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– определить место и роль ведущих международных компаний в глобальной экономике;
–выявить особенности глобальной конкуренции ТНК;
–дать общую характеристику компании Coca-Cola;
–рассмотреть тенденции развития Coca-Cola;
–провести анализ проблем, препятствующих развитию компании;
– предложить мероприятия, способствующие эффективному развитию компании Coca-Cola.
Цель и задачи определили структуру данной курсовой работы, которая состоит из введения, основной части, которая включает две главы, заключения, списка литературы и приложений.
Методы исследования, которые были использованы при написании данной работы: анализ научных источников, затрагивающих проблему деятельности международных компаний в глобальной экономике, анализ деятельности компании The Coca-Cola Company, а также методы синтеза, дедукции и прогнозирования.
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОМПАНИЙ
1.1 Место и роль ведущих международных компаний в глобальной экономике
В связи с глобализацией в мировой экономике многие компании стали расширяться за пределы одного государства, региона, и стали транснациональными, поэтому зачастую международные компании называют транснациональными, или сокращенно – ТНК (транснациональные корпорации).
Прежде чем определить сущность, роль и место международных (транснациональных) компании, необходимо вначале разобраться с понятием и определением данного термина. Итак, корпорация в общем смысле – это юридическое лицо, которое представляет собою объединение физических лиц и их капиталовложений, которое имеет юридическую независимость от собственников, и управляется профессиональным наемным менеджментом. Основными характерными чертами корпоративной формы хозяйствования считают: долевую собственность на капитал, а также профессиональный подход к управлению.
В свою очередь, процесс транснационализации тесно связан с перемещением капитала из таких стран, где он находится избытке в государства (экономики таких государств), где ощущается дефицит капитала, однако имеются иные факторы производства, которые могут быть рационально использованны в воспроизводственных процессах.
Итак, экономическая транснационализация – это современная форма интернационализации экономической деятельности, которая характеризуется перемещением капитала между государствами (их экономиками), что находит отражение в формировании соответствующих организационных структур, являющихся международными по характеру своей деятельности и национальными по контролю, который сохраняется над акционерным капиталом.
ТНК – это международная компания, которая должна отвечать трем следующим основным признакам:
–иметь подразделения не менее чем в 2-х странах мира (вне зависимости от сферы деятельности и юридической формы);
–оперировать в рамках системы принятия решения, которая позволяет посредством руководящего центра осуществлять общую стратегию и проводить согласованную политику;
–иметь связанность структурных единиц так, чтобы одна или более из них были способны оказывать значительное влияние на деятельность остальных.
Согласно определению, которое было предложено Организацией Объединенных Наций (ООН), под транснациональной компанией следует понимать такие компании, которые имеют деятельность в двух и более государствах, и управляют своими подразделениями из одного или нескольких центров.
Также ТНК это крупная корпорация, которая имеет зарубежные активы и осуществляет большую часть своих операций за пределами той страны, в которой она зарегистрирована (материнской страны).
На сегодняшний день существуют следующие подходы к классификации ТНК в мировой экономике:
Согласно подходу, который был предложен Ф. Котлером, международные компании, которые подпадают под понятие «ТНК» в зависимости от организационных принципов можно подразделить на четыре основных группы:
–непосредственно транснациональные корпорации;
– многонациональные корпорации;
– интернациональные корпорации;
–глобальные корпорации.
В данной классификации к ТНК относятся международные комплексы предприятий финансового, торгового и производственного назначения, которые имеют единый центр принятия управленческих решений в стране базирования (материнской стране), а также филиалы в других государствах. При этом, право собственности на акционерный капитал принадлежит исключительно представителями страны-учредителя.
Многонациональные корпорации – это международные корпорации, которые на научно-технической и производственной основе объединяют в себе национальные предприятия ряда государств (но не менее двух).
Интернациональные корпорации представлены национальными монополиями, имеющими зарубежные активы. Их торгово-сбытовая и производственная деятельность выходит за рамки отдельно взятого государства.
Глобальные корпорации интегрируют крупномасштабную хозяйственную деятельность, которая осуществляется в разных странах по всему миру.
Согласно другому подходу к классификации ТНК, они могут быть сгруппированы в зависимости от такого фактора, как структура производства. В соответствии с данным классификационным признаком ТНК делятся на три вида:
–горизонтально интегрированные;
–вертикально интегрированные;
–диверсифицированные.
В первом случае имеется в виду объединения предприятий из разных стран с целью выпуска одной и той же продукции (например, «McDonald’s Corporation»).
Во втором случае речь идет о концентрации производства в одной либо нескольких странах при условии, что производимая продукция будет использоваться в дальнейшем процессе производства на других предприятия, которые включены в состав этой же международной корпорации (пример – компания «Adidas AG»).
Наконец в третьем случае подразумевается вертикальная и горизонтальная интеграция национальных предприятий, расположенных в разных государствах («Nestle»).
ТНК играют важнейшую роль в мировой экономике и являются одним из базовых элементов мирового хозяйства (см. рис 1.1).
Рисунок 1.1 – Основные субъекты мирового хозяйства
Будучи объединенными одной акционерной собственностью, ТНК и их деятельность производственного, финансового и торгово-сбытового характера всегда выносится за пределы национального государства, то есть дислоцируется одновременно в нескольких странах мира. На базе подобной деятельности формируется международное производство.
Производственно-сбытовая и финансовая деятельность ТНК выступает в качестве главной движущей силой экономического роста в условиях интернационализации, интеграции и глобализации мировых хозяйственных процессов.
В современном мире накопления и капитал крупнейших ТНК в десятки раз превосходят богатства многих стран мира. Он обеспечивают инвестиции в региональную инфраструктуру, формируют рабочие места и направляют потоки миграции рабочей силы, повышают конкурентоспособность национальных экономик, а также являются двигателями научно-технического прогресса. Только на начало XXI века в мире насчитывалось порядка 80 тыс. ТНК и свыше 850 тыс. их филиалов.
Наибольшее распространение транснационализация экономических структур получила в банковской сфере и нефтегазовой отрасли. Сегодня ТНК выступают в качестве одного из ключевых экономических агентов, оказывающих существенное влияние как на отдельные страны, так и на развитие мирового хозяйства в целом. Именно благодаря строительству международных производственных систем и интеграции национальных экономик обеспечивается формирование доходов международного сообщества.
1.2 Особенности глобальной конкуренции ТНК
Международные компании осуществляют особый род операций, который еще можно назвать как «беспроигрышные валютные спекуляции», когда компанией переводятся свободные средства в экономику страны тогда, когда для этого сложилась благоприятная ситуация на валютном рынке, и именно то, что ТНК имеют в ряде государств дочерние организации и филиалы, способствует тому, что международная компания сможет использовать самую выгодную для своей деятельности ситуацию.
Также международные компании являются одной из главных составных частей мировой иерархии НИОКР, так как у них доступ к финансовым ресурсам более упрощен, нежели для государственных структур, а также НИОКР является одной из основных сфер их деятельности, благодаря чему риски финансовых потерь для ТНК значительно меньше, чем для венчурных инвесторов.
НИОКР международных корпораций оказывают неоценимое влияние на географию мирового производства инноваций, из чего можно выделить и кратко охарактеризовать особенности транснациональных корпораций (см. табл. 1.1).
Таблица 1.1 – Особенности современных транснациональных корпораций[9]
Итак, те страны, которые заинтересованы в том, чтобы привлекать ТНК на свои территории, обязаны при это учитывать вышеупомянутые особенности для того, чтобы обеспечить реализацию не только своих интересов, но и интересов ТНК.
В свою очередь, то, что международные корпорации стремятся организовать крупномасштабное производство, требует от них того, чтобы заниматься освоением рынков в таких странах которые имеют богатые природные ресурсы, а также где хорошо развита инфраструктура. Зачастую такими регионами становятся промышленно развитые государства, где располагается большая часть филиалов ТНК. Также существенным стимулом для деятельности международных корпораций могут стать благоприятные географические условия государства [8].
В итоге, такие экономические условия, в которых функционируют международные корпорации, смогли позволить им создать конкурентную среду мирового масштаба, и провести раздел мировых рынков между немногими, такими же глобальными структурами, что вызвало необходимость формирования долгосрочных стратегий, которые заключаются в активном поиске и разработке инноваций не только в освоенных, но и в совершенно новых областях деятельности.
Таким образом, для международных корпораций характерна высокая степень взаимодействия между ее филиалами, из-за чего на принятие решения о расширении их сети оказывает влияние способность принимающего государства обеспечивать правовое регулирование на соответствующем уровне деятельности подразделений корпорации.
Также, в своей финансовой деятельности, ТНК используют особенности валютного, налогового и таможенного регулирования в странах, где функционируют их дочерние подразделения. Таким образом, при помощи манипуляций различными финансовыми условиями, предоставляемым международным корпорациям государствами, ТНК добиваются увеличения чистого денежного потока.
Кроме того, особые финансовые условия позволяют международным корпорациям сформировать свои внутренние рынки, для которых характерны внутрифирменная торговля, а также трансфертные цены, поэтому в создании условий, необходимых для эффективного функционирования ТНК участвуют как они сами, так и государства, заинтересованные в развитии международного бизнеса[6].
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОМПАНИИ COCA-COLA
2.1 Общая характеристика компании Coca-Cola
The Coca‑Cola Company, крупнейший производитель безалкогольной продукции в мире, работает более чем в 200 странах. Компания Coca-Cola является самой старой и самая известной компанией по производству напитков в мире, основанная в 1886 году, осталась на вершине своей отрасли благодаря многонациональному узнаваемости бренда и контролю над своими финансами, включая структуру капитала. Штаб-квартира находится в столице штата Джорджия, Атланте. Наиболее известные бренды напитков представлены в Приложении 1[21].
На сегодняшний день мировая структура компании Coca-Cola представлена следующим образом – крупные компании-боттлеры, которые работают в масштабах ряда государств, а также десятки отдельных предприятий-неконсолидированных боттлеров, в частности, Coca-Cola Enterprises Inc. осуществляет деятельность в США, а также в ряде стран Западной Европы, Coca-Cola Amatil Ltd. осуществляет деятельность в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, в странах Восточной Европы компания представлена Coca-Cola Helenic Botling Company, в России – Coca-Cola HBC Россия, и др.
Систему управления бизнесом The Coca‑Cola Company можно увидеть на рисунке 2.1.[21]
Компания The Coca‑Cola Company и её 250 партнёров по розливу напитков – включая Coca‑Cola HBC – составляют Систему Coca‑Cola. Устойчивый рост Системы зависит от общих ценностей и целей The Coca‑Cola Company и её партнёров-боттлеров, а также от сотрудничества и взаимной поддержки всех участников.
Рисунок 2.1 – Система управления бизнесом The Coca‑Cola Company
The Coca‑Cola Company отвечает за создание спроса благодаря развитию брендов и потребительскому маркетингу. Кроме того, компания поставляет ингредиенты, производит и продаёт основы напитков и сиропы.
Coca‑Cola HBC – один из лидирующих производителей продукции под товарными знаками The Coca‑Cola Company. Компания работает в 28 странах, обслуживая около 600 млн потенциальных потребителей[21].
Coca-Cola в России — это три самостоятельные компании, с разной структурой собственности:
- ООО «Кока- Кола Софт Дринк Консалтинг» (Coca-Cola Soft Drink Consulting) – дочерняя компания The Coca-Cola Company, формирует портфолио напитков для российского рынка, отвечает за развитие брендов, потребительский маркетинг и создание спроса. Предприятие находится по адресу: 121552, Москва, Ярцевская ул., д. 19, имеет 32 филиала по всей стране;
- ООО «Кока- Кола ЭйчБиСи Евразия» (Coca-Cola HBC Россия) входит в состав Coca- Cola Hellenic Bottling Company AG, одного из крупнейших в мире производителей под товарными знаками The Coca- Cola Company, производит напитки и доставляет их потребителям. Предприятие зарегистрировано по адресу: 603032, Нижегородская область, город Нижний Новгород, улица Баумана, 66, имеет более 50 филиалов по всей стране и в ближнем зарубежье;
- АО «Мултон» (Moulton) отвечает в Coca-Cola в России за соковое направление. Предприятие зарегистрировано по адресу: 192236, г.Санкт-Петербург, ул.Софийская, д.14, имеет 27 филиалов по всей стране и в ближнем зарубежье[20].
Вместе они создают единую цепочку добавленной стоимости — производят, продают и продвигают безалкогольные напитки на территории России под брендами The Coca- Cola Company. Сообща работают, обеспечивая ее устойчивость.
Подобным образом — The Coca- Cola Company разрабатывает напитки, а самостоятельные ботлеры производят их и продают — система Coca- Cola устроена по всему миру. Разделение бизнеса позволяет всем участникам сосредоточиться на своей задаче, делает систему более эффективной и устойчивой.
Производимые напитки (примеры брендов), в 2019г. компанией Coca- Cola в России представлены в Приложении 1. Ценности Компании представлены в Приложении 2. Сеть филиалов Компании в России представлена в Приложении 3.
Компания имеет 10 заводов в 9 регионах России — Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Владивосток[20].
На предприятиях компании в России работают 7 750 человек — общая численность персонала в 2018 г.
Кроме того, Компания имеет 100 городов присутствия – представительства и офисы Coca- Cola в России открыты в 100 городах, общая численность жителей которых составляет более 61 млн человек.
Coca-Cola в России производит и предлагает широкий ассортимент высококачественных прохладительных напитков под известными торговыми марками.
В 2018 г. товарный портфель Coca-Cola в России состоял из 17 брендов и 110 разновидностей напитков. 2,31 млрд литров напитков — объем производства cистемы Coca- Cola в России в 2018 г.
Производство напитков проводилось на 68 производственных линий, из них 29 соковых и 17 производственных линий установлены на самом крупном заводе Coca- Cola в России, расположенном в Московской области, г. Щелково (принадлежит АО «Мултон»)[20].
Согласно принятой на глобальном уровне практике отчетности, финансовые показатели работы системы Coca-Cola не публикуются, отдельные данные о финансовых результатах можно найти в Интегрированном годовом отчете Coca-Cola HBC AG за 2018 г. и глобальном Отчете об устойчивом развитии The Coca-Cola Company за 2018 г., за 2019г. показатели деятельности компании не опубликованы.
Далее рассмотрим организацию деятельности The Coca‑Cola Company на примере Coca-Cola HBC-Россия, генеральным директором которой на сегодняшний день является Александар Ружевич, а представителем головной компании The Coca‑Cola Company в России – генеральный менеджер подразделения Coca- Cola Энди Бакингем.
Основной вид деятельности предприятия: 11.07.2 Производство безалкогольных напитков ароматизированных и/или с добавлением сахара, кроме минеральных вод.
Организационную структуру управления в Компании Coca-Cola HBC-Россия можно увидеть на рисунке 2.2.
Все сотрудники компании работают в штате. Количество штатных сотрудников — 6 959 человек. В 2018г. текучесть кадров составила 13,8%, что на 1,9 процентных пункта ниже, чем в 2017 году
Рисунок 2.2 – Организационная структура управления Coca- Cola HBC-Россия[20]
Из общего количества сотрудников 99,3% работают на условиях полной занятости, 0,7% заняты частично. Коллективным договором на конец 2018 года было охвачено 13% сотрудников. В 2018 году на работу в компанию приняли 1054 новых сотрудника, больше всего новичков в возрастной группе до 30 лет (622 человека). Доля сотрудников в разбивке по категориям, полу и возрастным группам, % представлена на рисунке 2.2.
В Coca- Cola HBC Россия уже несколько лет успешно реализуется программа подготовки будущих менеджеров Rise Management Trainee Programme, созданная для привлечения студентов и талантливых выпускников вузов. Но основной фокус направлен на развитие талантов внутри: минимум 80% вакансий Coca- Cola HBC Россия должны закрываться внутренними кандидатами[20].
Рисунок 2.2 – Доля сотрудников в разбивке по категориям, полу и возрастным группам, %
Для этого в компании существуют программы ускоренного развития для каждого уровня управления. Первый уровень — от управления собой к управлению другими (Fast Forward). Следующий уровень — от управления другими к управлению менеджерами (Leap). Затем — Leadership Development Programme, которая должна воспитать руководителя со стратегическим мышлением и пониманием бизнес-задач компании.
В 2018 году в программах Fast Forward на разных уровнях начали обучение 235 сотрудников компании. При этом 97% выпускников прошлого года получили новые назначения, что на 6,8 процентных пункта выше, чем в 2017 году[20].
В 2018 году в системе развития и обучения сотрудников Coca- Cola HBC Россия многое обновляли и перерабатывали. Так, портфолио обучающих программ компании пополнилось новой концепцией программы развития талантов Leadership Development Programme и новым подходом.
2.2 Тенденции развития Coca-Cola
Для выявления потенциала и проблем компании Coca-Cola нами был произведен анализ консолидированной финансовой отчетности компании за 2019 г., подготовленной по стандартам US GAAP. Оригинал отчетности в составе баланса, отчета о финансовых результатах и отчета о движении денежных средств на английском языке приведен в Приложении 4 к настоящей работе. Отметим, что российские подразделения компании Coca – Cola свою отчетность не публикуют (и не обязаны, так как имеют организационно – правовую форму ООО). В целях анализа отчетность была переведена на русский язык.
По итогам 2019 года, а также 2018 и 2017 годов Coca – Cola продемонстрировала следующие финансовые результаты своей деятельности (см. таблицу 2.1.).
Как видно из таблицы, доходы компании выросли в 2019 году на 8,6% по сравнению с 2018 годом, составив 37 266 млн. долл. США и превысив показатель 2017 года (в 2018 году было зафиксировано падение доходов). Прибыль от основной деятельности также возросла на 10,2% до 10 086 млн. долл. США. Основными факторами роста прибыли от продаж послужило как увеличение выручки, так и снижение размера прочих доходов на 57,6% в сравнении с 2018 г.
Прибыль до налогообложения возросла до 10 786 млн. долл. США (31,1% по отношению к 2018 г.), в том числе за счет положительного сальдо прочих доходов и расходов.
Чистая прибыль компании за 2019 г. составила 8 985 млн. долл. США, что выше уровня 2018 г. на 38,7%. Отметим, что в 2018 г. чистая прибыль составила 6 476 млн. долл. США, что выше уровня 2017 г. на 404,8%.
Положительные финансовые результаты выразились в более чем существенном росте прибыли на акцию. В 2019 г. этот показатель составил 2,07 долл. США на акцию, в 2018 г. – 1,51 долл. на акцию, в 2017 – 0,29 долл. на акцию.
Такие финансовые показатели, безусловно, сказались и на котировках акций компании (см. рисунок 2.3.). Так, в период с февраля 2019 г. по январь 2020 г. курс акций вырос с 45,28 долл. США за акцию до 58,86 долл. США за акцию.
Таблица 2.1. Консолидированный отчет о финансовый результатах Coca – Cola, млн. долл. США. Подготовлено на основании консолидированной финансовой отчетности Coca – Cola (см. Приложение № 4)
Консолидированный отчет о финансовых результатах | Год | Изменение (% к предыдущему периоду) | |||
2019 | 2018 | 2017 | 2019 к 2018 | 2018 к 2017 | |
Доходы | 37 266 | 34 300 | 36 212 | 8,6% | -5,3% |
Себестоимость реализованных товаров | 14 619 | 13 067 | 13 721 | 11,9% | -4,8% |
Валовая прибыль | 22 647 | 21 233 | 22 491 | 6,7% | -5,6% |
Коммерческие и административные расходы | 12 103 | 11 002 | 12 834 | 10,0% | -14,3% |
Прочие расходы | 458 | 1 079 | 1 902 | -57,6% | -43,3% |
Прибыль от основной деятельности | 10 086 | 9 152 | 7 755 | 10,2% | 18,0% |
Процентный доход | 563 | 689 | 679 | -18,3% | 1,5% |
Процентный расход | 946 | 950 | 853 | -0,4% | 11,4% |
Доходы от участия в других организациях | 1 049 | 1 008 | 1 072 | 4,1% | -6,0% |
Прочие доходы (расходы) | 34 | -1 674 | -1 763 | -102,0% | -5,0% |
Прибыль до налогообложения | 10 786 | 8 225 | 6 890 | 31,1% | 19,4% |
Налоги на прибыль | 1 801 | 1 749 | 5 607 | 3,0% | -68,8% |
Чистая прибыль | 8 985 | 6 476 | 1 283 | 38,7% | 404,8% |
Чистая прибыль по неконтролируемым долям участия (привилегированные акции) | 65 | 42 | 35 | 54,8% | 20,0% |
Чистая прибыль акционеров | 8 920 | 6 434 | 1 248 | 38,6% | 415,5% |
Чистая прибыль на акцию (долларов на акцию) | 2,09 | 1,51 | 0,29 | 38,4% | 420,7% |
Разводненная прибыль на акцию | 2 | 2 | 0 | 38,0% | 417,2% |
Обычных акций в обращении | 4 276 | 4 259 | 4 272 | 0,4% | -0,3% |
Рисунок 2.3 – Динамика акций Компании Coca-Cola в 2017 – 2020 г., долл. США за акцию. Источник: РБК
Снижение курса акций в марте 2020 г. до 44,25 долл. за акцию, на наш взгляд, может быть объяснено общим понижающим трендом биржевых индексов на Нью-йоркской бирже на фоне пандемии коронавируса. Вместе с тем, уже в апреле 2020 г. акции снова пошли вверх.
Мы также провели сравнительный анализ основных финансовых показателей Coca – Cola c ее ближайшими конкурентами, прежде всего компанией PepsiCo. Анализ представлен в таблице 2.2.
Таблица 2.2. Основные финансовые показатели Coca – Cola и ее ближайших конкурентов за 2019 год. Источник: РБК
Компания | Показатель | ||||
P/E | P/S | EV/EBITDA | ROE | Debt/EBITDA | |
Coca — Cola | 23,02 | 5,51 | 18,81 | 0,44 | 2,46 |
PepsiCo | 25,17 | 2,74 | 16,39 | 0,6 | 2,5 |
Kraft Heinz | 17,22 | 1,33 | 13,82 | 0,04 | 6,45 |
Русагро | 8,31 | 0,59 | 9,11 | 0,09 | 4,48 |
Группа Черкизова | 11,72 | 0,66 | 7,5 | 0,11 | 3,4 |
Как следует из приведенных данных, у Coca – Cola очень высок показатель отношения рыночной капитализации к выручке (P/S): он превышает аналогичный показатель PepsiCo вдвое. Также превышение имеет показатель отношения общей стоимости компании (капитализация плюс чистый долг, EV) к прибыли до вычета процентов, налогов и амортизации (EBITDA), который у Coca – Cola выше, чем у PepsiCo: 18,81 к 16,39.
Указанное свидетельствует о том, что Coca-Cola в настоящий момент очень высоко оценена рынком.
Вертикальный и горизонтальный анализ баланса (см. таблицу 2.3.) демонстрирует следующее.
Балансовая стоимость компании (валюта баланса, BV) выросла на 3% до 86,3 млрд. долл. США по сравнению с 2018 г. При этом рыночная стоимость компании в 2019 г. составила 235 млрд. долларов и выросла по сравнению с ее капитализацией в 2018 г. на 16,9%. Опережающий рост капитализации компании по сравнению с ее балансовой оценкой означает, что компания высоко оценена рынком и хорошие перспективы для продолжения и развития своей деятельности.
Увеличение роста активов происходило, прежде всего, за счет роста внеоборотных активов, которые увеличились на 13,2%, в то время как текущие активы сократились 18,1%. Среди внеоборотных активов наибольший рост был зафиксирован в росте стоимости прав на франшизы (113,7%), торговых марок (38,7%), гудвила (18,8%), а также в росте стоимости основных средств (12,9%).
Что касается источников финансирования, то был зафиксирован рост стоимости долгосрочных обязательств (8,4%), а также капитала (10,7%), в то время как стоимость текущих активов снизилась на 6,3%.
Данные тенденции свидетельствуют о разумной политике финансирования приобретения внеоборотных активов: внеоборотные активы финансируются за счет долгосрочных заемных источников, а также собственного капитала.
Таблица 2.3. Вертикальный и горизонтальный анализ консолидированного баланс Coca – Cola за 2019 г. (US GAAP), млн. долл. США (см. также Приложение 2)
Консолидированный баланс, млн. долл. США | 2019 | 2018 | Изменение (% к 2018) | Структура баланса | Изменения в структуре баланса | |
ТЕКУЩИЕ АКТИВЫ | 2019 | 2018 | ||||
Денежные средства и их эквиваленты | $ 6 480 | $ 9 077 | -28,6% | 7,5% | 10,9% | -3,4% |
Краткосрочные инвестиции | 1 467 | 2 025 | -27,6% | 1,7% | 2,4% | -0,7% |
ВСЕГО ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, ЭКВИВАЛЕНТОВ И ИНВЕСТИЦИЙ | 7 947 | 11 102 | -28,4% | 9,2% | 13,3% | -4,1% |
Обращающиеся ценные бумаги | 3 228 | 5 013 | -35,6% | 3,7% | 6,0% | -2,3% |
Дебиторская задолженность (за минусом резервов) | 3 971 | 3 685 | 7,8% | 4,6% | 4,4% | 0,2% |
Запасы | 3 379 | 3 071 | 10,0% | 3,9% | 3,7% | 0,2% |
Предоплаченные расходы и прочее | 1 886 | 2 059 | -8,4% | 2,2% | 2,5% | -0,3% |
ВСЕГО ТЕКУЩИХ АКТИВОВ | 20 411 | 24 930 | -18,1% | 23,6% | 30,0% | -6,3% |
Инвестиции в ассоциированные предприятия | 19 025 | 19 412 | -2,0% | 22,0% | 23,3% | -1,3% |
Прочие инвестиции | 854 | 867 | -1,5% | 1,0% | 1,0% | -0,1% |
Прочие активы | 6 075 | 4 148 | 46,5% | 7,0% | 5,0% | 2,0% |
Отложенные налоговые активы | 2 412 | 2 674 | -9,8% | 2,8% | 3,2% | -0,4% |
Основные средства | 10 838 | 9 598 | 12,9% | 12,5% | 11,5% | 1,0% |
Торговые марки | 9 266 | 6 682 | 38,7% | 10,7% | 8,0% | 2,7% |
Права франшизодателя | 109 | 51 | 113,7% | 0,1% | 0,1% | 0,1% |
Гудвил | 16 764 | 14 109 | 18,8% | 19,4% | 17,0% | 2,5% |
Прочие внеоборотные активы | 627 | 745 | -15,8% | 0,7% | 0,9% | -0,2% |
ВСЕГО ВНЕОБОРОТНЫХ АКТИВОВ | 65 970 | 58 286 | 13,2% | 76,4% | 70,0% | 6,3% |
ВСЕГО АКТИВОВ | 86 381 | 83 216 | 3,8% | 100,0% | 100,0% | 0,0% |
ТЕКУЩИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА | ||||||
Кредиторская задолженность | 11 312 | 9 533 | 18,7% | 13,1% | 11,5% | 1,6% |
Кракосрочные кредиты и займы | 10 994 | 13 835 | -20,5% | 12,7% | 16,6% | -3,9% |
Текущие обязательства по долгосрочным займам и кредитам | 4 253 | 5 003 | -15,0% | 4,9% | 6,0% | -1,1% |
Налоги к уплате | 414 | 411 | 0,7% | 0,5% | 0,5% | 0,0% |
ВСЕГО ТЕКУЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ | 26 973 | 28 782 | -6,3% | 31,2% | 34,6% | -3,4% |
ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА | 27 516 | 25 376 | 8,4% | 31,9% | 30,5% | 1,4% |
ПРОЧИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА | 8 510 | 7 646 | 11,3% | 9,9% | 9,2% | 0,7% |
ОТЛОЖЕННЫЕ НАЛОГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА | 2 284 | 2 354 | -3,0% | 2,6% | 2,8% | -0,2% |
СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ | 0,0% | 0,0% | 0,0% | |||
Уставный капитал | 1 760 | 1 760 | 0,0% | 2,0% | 2,1% | -0,1% |
Добавочный капитал | 17 154 | 16 520 | 3,8% | 19,9% | 19,9% | 0,0% |
Нераспределенная прибыль | 65 855 | 63 234 | 4,1% | 76,2% | 76,0% | 0,3% |
Прочие накопленные убытки | -13 544 | -12 814 | 5,7% | -15,7% | -15,4% | -0,3% |
Собстенные акции, выкупленные у акционеров | -52 244 | -51 719 | 1,0% | -60,5% | -62,2% | 1,7% |
Капитал акционеров | 18 981 | 16 981 | 11,8% | 22,0% | 20,4% | 1,6% |
Капитал по неголосующим акциям | 2 117 | 2 077 | 1,9% | 2,5% | 2,5% | 0,0% |
КАПИТАЛ ВСЕГО | 21 098 | 19 058 | 10,7% | 24,4% | 22,9% | 1,5% |
ВСЕГО КАПИТАЛ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВА | $ 86 381 | $ 83 216 | 3,8% | 100,0% | 100,0% | 0,0% |
В структуре актива баланса преобладают внеоборотные активы, которые составляют 76,4% и 70% от валюты баланса по состоянию на конец и 2019 г. и 2018 г. соответственно.
Основными статьями внеоборотных активов являются инвестиции в ассоциированные предприятия (22%), гудвил (19,4%), основные средства (12,5%) и торговые марки (10,7%). Структура внеоборотных активов приведена на рис. 2.4.
Рисунок 2.4 – Структура внеоборотных активов Coca-Cola на 31.12.2019г., млн. долл. США
Значительная доля инвестиций в ассоциированные предприятия, а также гудвила в составе внеоборотных активов свидетельствует о том, что компания расширяет свой бизнес за счет покупки новых бизнесов и является активным игроком на рынке M&A.
Немаловажным фактором развития компании являются также инвестиции в такой нематериальный актив как торговые марки.
В составе текущих активов преобладают денежные средства и их эквиваленты (9,2%), дебиторская задолженность (4,6%), а также обращающиеся ценные бумаги (3,7%).
Касательно источников финансирования, в структуре пассива баланса текущие и долгосрочные обязательства занимают примерно равные доли – 31,2% и 31,9% соответственно.
Доля собственного капитала составляет 24,4%.
Ниже рассмотрены отдельные факторы, которые, в том числе, способствовали росту выручки и финансовых результатов деятельности в 2019 г.
Компания умело управляет ростом выручки и использует для этого разные инструменты. Ключевые инициативы направлены на повышение доступности приоритетных позиций ассортимента. В Бразилии, например, установка 100 тысяч дополнительных холодильников привела в 2019 году к двузначному росту количества случаев немедленного потребления купленных напитков[20].
С начала года торговая марка Coca-Cola увеличилась в цене на 6% благодаря ускоренному внедрению инноваций и оптимизации соотношения цена/упаковка. Больше всего на этот рост повлиял флагманский рынок США: там по-прежнему в двузначных цифрах растет объем продаж Coca-Cola Zero Sugar (особенно растут продажи в мини-баночках по 7,5 унции). Помимо этого, на более чем 20 рынках по всему миру запустился новый вкус Coca-Cola Plus Coffee, который показывает хороший рост.
В течение 2019 года компания вывела премиальный бренд воды Smartwater в Индии на второе место среди брендов аналогичного класса, хотя Smartwater запустился только в прошлом году.
ГЛАВА 3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ COCA-COLA
3.1 Анализ проблем, препятствующих развитию компании
Риски Coca-Cola в России традиционны для глобальных производителей продуктов питания на территории России: законодательное регулирование, геополитические факторы, изменение потребительского спроса и другие. В каждой из компаний Coca-Cola в России существует собственная система управления рисками на уровне страны.
Руководство программами по управлению рисками осуществляют рискменеджеры, взаимодействуя с владельцами рисков в подразделениях своих компаний. Анализ рисков выполняется ежемесячно. Надзор за этой работой несут комитет по аудиту и комитет по рискам, а ответственность за создание и эффективное функционирование системы управления рисками и системы внутреннего контроля закреплена на уровне советов директоров.
Ключевые риски в области устойчивого развития определяются на глобальном уровне, такие риски релевантны, с учетом региональных аспектов, для всех стран присутствия компании, включая Россию.
Рассмотрим основные риски в области устойчивого развития Coca-Cola Company в России (см. табл. 3.1):
Кроме указанных выше рисков, 2019 году отчетливее стала угроза кибербезопасности, что потребовало от компаний системы откорректировать программы по управлению рисками в этом направлении.
Таблица 3.1 – Основные риски в области устойчивого развития Coca-Cola Company в России
Описание риска | Возможное влияние |
1. Недостаточно оперативная адаптация к современным трендам, связанным со стремлением потребителей к ведению сбалансированного образа жизни, из-за чего могут возникнуть | Потеря потребителей, Снижение доверия к бренду |
2. Сложные и неустойчивые макроэкономические, политические и социальные условия | Может повлечь потерю доверия потребителей и последующее снижение спроса, давление инфляции, социальную нестабильность, безопасность людей и безопасность активов |
3. Неполное соответствие действий Компании в области регулирования воздействия на климат и водные ресурсы и управления отходами ожиданиям заинтересованных сторон | Долгосрочный ущерб репутации Компании, Снижение рентабельности бизнеса |
4. Возникновение проблем, связанных с качеством или порчей продукции | Ущерб бренду и репутации Компании Потеря доверия потребителей Снижение объемов продаж и чистой выручки |
5. Несоблюдение Компанией или связанными с ней сторонами законодательства страны присутствия | Ущерб репутации Компании Финансовые штрафы Расходы на решение юридических споров |
6. Неспособность привлечь и удержать достаточное количество квалифицированных и опытных сотрудников на высоко конкурентном рынке труда | Невыполнение планов по росту и развитию |
7. Низкая вовлеченность сотрудников | Невыполнение планов по росту и развитию |
8. Прекращение действующих соглашений или невыгодные условия продления договоров | Отрицательное влияние на прибыльность бизнеса |
9. Управление безопасностью сотрудников Компании, подрядчиков и поставщиков, в особенности при осуществлении наземных и морских перевозок
| Смертность и травматизм работников Компании и подрядчиков, а также третьих лиц Снижение мотивации и вовлеченности сотрудников |
Также деятельность различных заинтересованных сторон, от регулирующих органов, поставщиков и клиентов до научного сообщества, некоммерческих организаций, сообществ и СМИ, может повлиять на деятельность Coca-Cola Company в России и, следовательно, ее способность создавать ценность в настоящем и будущем, в свою очередь представители заинтересованных сторон могут подвергаться влиянию со стороны Компании.
Для оценки этого влияния Компания использует комплексный процесс оценки факторов окружения для создания карты заинтересованных сторон, оказывающих влияние на ее деятельности.
3.2 Мероприятия, способствующие эффективному развитию компании Coca-Cola
Проанализировав возможные риски и угрозы Coca-Cola Company в России, были предложены мероприятия, которые способны снизить воздействие перечисленных выше рисков:
Развитие инноваций и расширение продуктового портфеля:
–расширить ассортимент низкокалорийных и бескалорийных напитков;
–снизить объемы стандартной упаковки;
–сократить калорийность напитков;
–повысить информативность маркировки упаковки;
–содействовать сбалансированному образу жизни через программы взаимодействия с потребителями.
Мероприятия, имеющие своей целью предложить правильный бренд по оптимальной цене в удобной упаковке через правильный канал:
–разработать надежные методы и процедуры по обеспечению безопасности для защиты людей и активов;
–разработать стратегии реагирования на кризисные ситуации и обеспечения непрерывности деятельности.
Сбор отходов упаковки у потребителей, переработка отходов:
–использовать возобновляемые источники энергии;
–повысить энергоэффективность активов;
–совершенствовать управление водными ресурсами.
Системный контроль качества продукции:
–разработать надежные системы реагирования, позволяющие быстро и эффективно решать вопросы качества и гарантировать его для клиентов и потребителей продукции Компании.
Ежегодное разъяснение позиции руководства:
–обучать и повышать осведомленность о Кодексе делового поведения;
–обучать по вопросам антикоррупционной политики;
–проводить внутренний аудит;
–усовершенствовать систему внутреннего контроля;
–регулярно анализировать и использовать данные Горячей линии для сообщений о нарушениях;
–вести постоянный диалог юридической службы с регуляторами.
Развитие бренда работодателя:
–воспитывать в Компании кадров для занятия ключевых позиций;
–развивать лидерство и таланты;
–определять общие ценности с сообществами для формирования представления о Компании как об ответственном работодателе.
- Устранение препятствий для повышения производительности труда:
–стремиться к улучшению благосостояния сотрудников;
–развивать лидерские навыки руководителей для роста мотивации внутри коллективов;
–создать инклюзивную среду, позволяющую каждому сотруднику реализовать свой потенциал.
Постоянный контроль эффективности взаимодействия со стратегическими партнерами со стороны руководства:
–организовать совместную работу с партнерами в целях развития и роста;
–вовлекать партнеров в совместные проекты и бизнес-планирование для решения стратегических вопросов;
–проводить форумы с участием высшего руководства Компании и заинтересованных сторон.
Проводить регулярный надзор за работой сотрудников и подрядных организаций.
Также Компании стоит использовать поддержку местных знаменитостей и цифровой маркетинг, одновременно расширяя дистрибуцию в отдельных каналах в качестве премиального предложения. К примеру, энергетические напитки Coca-Cola Energy и Coca-Cola Energy Cherry (этот вкус будет доступен только в США), а также версии этих напитков с нулевой калорийностью появятся в США в июне 2020 года. Также и Coca-Cola Energy, которая дебютировала в Испании и Венгрии весной 2019 года и в настоящее время доступна в более чем 25 странах, до сих пор на ключевом для компании американском рынке пока не представлена [20].
Необходимо в ближайшие пять лет исключить из цепочки поставок эквивалент не менее 1 миллиарда бутылок из первичного ПЭТ-пластика. Следуя этой стратегии Dasani, ведущий американский бренд бутилированной воды, принадлежащий компании Coca-Cola, начинает внедрять принципиально новый подход к упаковке. Он касается упаковки, пригодной для вторичной переработки; упаковки многоразового использования, а также продуктов вообще без упаковки. В рамках последнего пункта компания объявила об увеличении количества диспенсеров для воды Dasani PureFill™. Но основная инновация — это первая в мире HybridBottle™, состоящая на 50% из ПЭТ, сделанного из материала на растительной основе, а на 50% — из переработанного пластика.
На сегодняшний день компания Coca-Cola выпускает воду в бутылках из 100% переработанного пластика в семи странах по всему миру. Компания также продолжает облегчать прочую упаковку, уменьшая в ней количество первичного ПЭТ-пластика.
По плану Coca-Cola Company, к середине 2020 г. операционная маржа компании будет увеличена до 35%, что на 12% выше текущего показателя. Для достижения этих целей Coca-Cola Company планирует дальнейшую корректировку продуктового ряда в соответствии с меняющимися требованиями покупателей, а также сокращение программ выкупа акций в пользу приобретения более мелких компаний [20].
Разумеется, основное внимание Coca-Cola Company должна уделять созданию востребованной линейки продуктов с высокой маржой. Речь идет о появлении новых, более «здоровых» напитков, которые востребованы в период массового увлечения здоровым образом жизни. Добавление новых вкусов в уже имеющиеся напитки, диверсификация предложений в зависимости от региона, сокращение содержания сахара – все эти меры должны сделать напитки Coca-Cola Company более привлекательными для покупателей. Кроме того, компания меняет характер упаковки и дозировку своих напитков, то есть планирует продавать уменьшенные порции по более высокой цене. Уже ранее данная схема показала свою жизнеспособность, потому Coca-Cola Company продолжит идти по этому пути.
При этом в Coca-Cola Company признают, что потребление стандартной газировки продолжит оставаться высоким, потому крайне важно сохранить свою долю на этом рынке. Правда, и в этом случае необходимо провести некоторую корректировку продуктового ряда и сделать упор, например, на напитки с низким содержанием сахара или вообще без него.
Важным аспектом будущей деятельности Coca-Cola Company также является сокращение программ выкупа акций. Освободившиеся средства планируется отправить на приобретение небольших компаний и новых брендов. Это должно стать очень продуктивным использованием капитала компании и улучшит диверсификацию продукции[20].
Кроме того, Coca-Cola Company в 2020 году необходимо продолжать активно развиваться, вкладывая немалые денежные средства в продвижение своего бренда на Российском рынке. Особое внимание в этом плане должно уделяться созданию эффективного контента, способного привлечь и увлечь покупателя. Именно ему сегодня отведена главенствующая роль в маркетинговой стратегии компании.
По мнению Coca-Cola именно благодаря высоким требованиям к разработке контента ей удается находить для своего бренда столь заразительные идеи, однако распространение таких идей невозможно контролировать. За это они получили название вирусные. Вместе с тем эти идеи также должны отвечать бизнес-целям компании, ее интересам и интересам ее покупателей. И с этой точки зрения их называют связными.
Кроме того, знаменитые во всем мире «истории», которые рассказывает Coca-Cola, вызывают вокруг себя много разговоров и способствуют популяризации бренда. На их основе компанией была разработана так называемая диалоговая модель:
Истории являются причиной появления вирусных связных идей → Вирусные связные идеи начинают активно обсуждаться на рынке → Остается лишь соответственно реагировать на эти разговоры 365 дней в году.
По мнению Coca-Cola здесь существует три ключевых фактора:
–компания стремится к удвоению производства, что включает в себя много последовательных шагов.
–Coca-Cola отслеживает появление и распространение новых идеи. Невозможно постоянно создавать гениальные идеи. В действительности, число историй, придуманных потребителями, в разы превышает количество историй, созданных внутри компании и важно поддерживать распространение и тех и других.
–сегодня Coca-Cola, как никогда раньше заботится о налаживании связей со своими потребителями и стремиться предоставить им все более широкий спектр товаров и услуг. Это способствует развитию новой потребительской культуры, где человек получает возможность удовлетворять свои потребности 24 часа в сутки.
Развитие технологий способствует появлению великолепных идей. Их можно полностью реализовывать на основе определенных технологических разработок, как, например, приложения Twelp Force или Tipp-Ex. Можно также использовать современные технологические новинки для повышения эффективности старых наработок компании, как, например, это сделала Ikea, увеличив активность своих покупателей с помощью Facebook, или Coca-Cola, создав более сильную эмоциональную связь с целевой аудиторией с помощью мобильного приложения Golf GT.
Технологии дают большие возможности, однако для достижения успеха необходимо максимально внедрять их в рабочий процесс, а также налаживать тесное сотрудничество с технологическими корпорациями.
Вместо этого генеральный директор решил сосредоточиться на многолетней программе оптимизации бизнеса, которая в широком и буквальном смысле выражалась как «быстрее, сильнее, лучше»:
«Быстрее» относится в первую очередь к расширению выручки, которого компания стремится достичь тремя способами: используя возможности локализованных продаж, укрепляя и укрепляя свой североамериканский бизнес, и ускоряя международную экспансию.
Крупнейшим рычагом Компании в этом начинании является увеличение доходов крупнейшего источника прибыли, российского рынка сбыта продукции Компании, в особенности за счет товаров со сниженным содержанием сахара, товаров в экоупаковке, и др., которые пользуются растущим спросом в России. Также, с учетом последних событий в мире, необходимо расширить возможности онлайн-продаж и возможности доставки продукции на дом.
Кроме того, принцип «быстрее» опирается на более высокий уровень непосредственности клиентов, который компания называет «ориентированностью на потребителя». Предоставление этих преимуществ клиентам станет основой для будущих инициатив по локализации и международной экспансии.
«Сильнее». В масштабах всей компании более эффективное распределение и более высокая пропускная способность станут основными приоритетами для укрепления организации. Сила также проистекает из более пристального внимания руководства к затратам. Менеджмент Компании на всех уровнях должен быть в большей степени настроен на реальность того, что не все возможности или затраты одинаковы. Лица, принимающие решения, должны быть чувствительны к пониманию того, Компании не всегда нужно платить за лучшие в своем классе системы и услуги – во многих случаях компания должна быть готова платить за «достаточно хорошее».
Более сильное также влечет за собой снижение затрат на рабочую силу и другие производственные затраты, в то же время реинвестируя сбережения экономно, т. е. Направляя заработанные доллары производительности только в самые потенциальные возможности.
Это означает дальнейшие инвестиции в возможности и гибкость цепочки поставок, лучшие возможности выхода на рынок и технологии следующего поколения.
«Лучше» – это стремление достаточно полно выполнять предыдущие пункты «быстрее» и «сильнее». Скорее, лучше относится к понятиям воздействия на окружающую среду, рационального использования ресурсов (т. е. Устойчивости) и достижения корпоративных целей за пределами увеличения маржи и денежного потока.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
The Coca‑Cola Company, крупнейший производитель безалкогольной продукции в мире, работает более чем в 200 странах. Компания Coca-Cola является самой старой и самая известной компанией по производству напитков в мире, основанная в 1886 году, осталась на вершине своей отрасли благодаря многонациональному узнаваемости бренда и контролю над своими финансами, включая структуру капитала. Штаб-квартира находится в столице штата Джорджия, Атланте. Наиболее известные бренды напитков представлены в Приложении 1[21].
Coca-Cola в России — это три самостоятельные компании, с разной структурой собственности/
Вместе они создают единую цепочку добавленной стоимости — производят, продают и продвигают безалкогольные напитки на территории России под брендами The Coca- Cola Company. Сообща работают, обеспечивая ее устойчивость.
Подобным образом — The Coca- Cola Company разрабатывает напитки, а самостоятельные ботлеры производят их и продают — система Coca- Cola устроена по всему миру. Разделение бизнеса позволяет всем участникам сосредоточиться на своей задаче, делает систему более эффективной и устойчивой.
С начала 2019 года торговая марка Coca-Cola увеличилась в цене на 6% благодаря ускоренному внедрению инноваций и оптимизации соотношения цена/упаковка. Больше всего на этот рост повлиял флагманский рынок США: там по-прежнему в двузначных цифрах растет объем продаж Coca-Cola Zero Sugar (особенно растут продажи в мини-баночках по 7,5 унции). Помимо этого, на более чем 20 рынках по всему миру запустился новый вкус Coca-Cola Plus Coffee, который показывает хороший рост.
В течение 2019 года компания вывела премиальный бренд воды Smartwater в Индии на второе место среди брендов аналогичного класса, хотя Smartwater запустился только в прошлом году. Компания использовала поддержку местных знаменитостей и цифровой маркетинг, одновременно расширяя дистрибуцию в отдельных каналах в качестве премиального предложения. Всё это привело к тому, что в настоящее время Индия — четвертый по объему рынок для бренда Smartwater в мире.
Кроме того, Coca-Cola Company планирует в 2020 году продолжать активно развиваться, вкладывая немалые денежные средства в продвижение своего бренда на Российском рынке. Особое внимание в этом плане уделяется созданию эффективного контента, способного привлечь и увлечь покупателя. Именно ему сегодня отведена главенствующая роль в маркетинговой стратегии компании.
Финансовые показатели компании отличаются стабильностью и ростом. Выручка компании по итогам 2019 г. увеличилась на 8,6%, достигнув 37 млрд. долл. США. Чистая прибыль компании выросла до почти 9 млрд. США на 38,7% по сравнению с уровнем 2018 г. Прибыль на акцию увеличилась с 1,51 до 2,07 долл. США. Такой рост финансовых показателей был позитивно оценен рынком: капитализация компании в 2019 г. увеличилась на 16,9%, составив 235 млрд. долларов США на коней 2019 г.
Также были выявлены основные риски в области устойчивого развития Coca-Cola Company в России, и даны рекомендации по предотвращению возможных последствий их наступления.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Адам Ш. М. Место и роль транснациональных корпораций в современной мировой экономике // Молодой ученый. — 2017. — №11. — С. 183-186.
- Глазьев С. Ю. Битва за лидерство в XXI веке. Россия-США-Китай. Семь вариантов обозримого будущего («Коллекция Изборского клуба»). М.:Книжный мир, 2017. 352 с.
- Иванов О. Б. Глобальные риски современного мира. Кризис глобализации // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2018. № 1. С. 7–28.
- Иванов О. Б. Корпоративные формы управления в промышленности // Российский экономический журнал. 2017. № 2.
- Иванов О. Б. Современный мир: глобальные тенденции, вызовы и угрозы // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2019. № 1. С. 20–36.
- Иванов О. Б. Экономико-теоретические основания структурных трансформаций инфрасистем в рыночной экономике России / ВНИИЖТ. М.: Интекст, 2017. 160 с.
- Конина, Н. Ю. Конкурентоспособность транснациональных компаний в условиях глобализации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. Специальность 08.00.14 — «Мировая экономика». М. 2009 г. ‑ С. 4.
- Минго Дж. Секреты успеха великих компаний (52 истории из мира бизнеса и торговли). СПб.: Питер Пресс, 1995. 256 с.
- Мерсер Д. ИБМ: управление в самой преуспевающей корпорации мира: Пер. с англ./oбщ. pед. и предисловие В. С. Загашвили. М.: Прогресс, 1991. 456 с.
- Мир 2035. Глобальный прогноз / под ред. акад. А. А. Дынкина / ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН. М.: Магистр, 2017. 352 с.
- Полякова, В. В. Щенина, Р. К. Мировая экономика и международный бизнес: Учебник / Москва (2008). – С. 19.
- Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов. Пер. с англ. 3-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 453 с.
- Родионова, И. А.; Шувалова, О. В. Мировая промышленность, международное производство и прямые иностранные инвестиции. [Электронный ресурс] // Фундаментальные исследования. — 2014. — № 12–9. — С. 1988–1992
- Эксперты: рост ВВП Росси в 2019 году составит около 1%. URL: https://tass.ru/ekonomika/7051849
- Forbes: топ‑10 крупнейших компаний мира. URL: https://www.vestifinance.ru/articles/119266 Fortune Global 500. http://fortune.com/global500/
- МВФ ухудшил оценку роста мирового ВВП на 2019 и 2020 годы. URL: http://tass.ru/ekonomika/6693944
- Рейтинг крупнейших компаний мира 2018. URL: https//forbes.kz/leader/reyting
- Топ‑9 крупнейших слияний и поглощений этого года. URL: https://www.vestifinance.ru/articles/116417
- Десять крупнейших корпоративных слияний и поглощений 2018 года. URL: https://novator.io/kejsy/10-krupnejshih-korporativnyh-sliyanij-i-pogloshhenij‑2018-goda
- Интегрированный годовой отчет Coca-Cola HBC AG за 2019 г.
- Глобальный Отчет об устойчивом развитии The Coca-Cola Company за 2018 г.
- Информационное агентство РосБизнесКонсалтинг / [Электронный ресурс]: URL:www.rbc.ru
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф