Заявка на расчет
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «современные тенденции в развитии отношений государства и экономики»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основы государственного регулирования
1.1 Исторические предпосылки и эволюция роли государства в экономике
1.2 Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику
1.3 Цели, инструменты и границы государственного регулирования
2 Особенности взаимоотношения государства и экономики
2.1 Общая характеристика модели государственного регулирования экономики
2.2 Инструменты макроэкономического взаимодействия экономики и государства
2.3 Государственный сектор и антимонопольное регулирование
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Несмотря на уже продолжительный период времени существования российской экономики на постсоветском пространстве, четко определить суть сложившихся на сегодняшний день в стране экономических отношений достаточно сложно. Осторожные специалисты называют экономику переходной, трансформационной, чаще всего не уточняя, куда она переходит и во что трансформируется. Это не так безобидно, как может показаться, потому что проводить какую-то реальную эффективную государственную политику в любой области можно, имея более или менее точные и понятные ориентиры, цели, к которым следует двигаться.
Нет сомнений, что причина экономического процветания или отставания кроется в особенностях институционального устройства тех или иных стран. Неразвитость российских институтов, по мнению специалистов, приводит к колоссальной недооценке активов российских предприятий. Даже в отечественной энергетике, которая относится к числу относительно благополучных отраслей, стоимостная оценка активов в пятнадцать раз меньше, чем в Италии.
Более того, появляются сомнения, что движение к рынку — единственный магистральный путь развития всего человечества. Капиталистические рыночные отношения обеспечили процветание далеко не всем странам, существующим в этой системе отношений.
Актуальность работы можно рассматривать в том, что одной из ключевых проблем, стоящих перед современным российским обществом в контексте развития рыночной экономики и повышения конкурентоспособности на мировом рынке, является оптимизация взаимоотношений между бизнес-структурами и органами государственной власти. На протяжении последних двух десятилетий, прошедших со времени перехода страны к рыночной модели экономики, отношения власти и бизнеса неоднократно менялись, чему способствовали изменения политической конъюнктуры и персонального состава правящей элиты российского государства.
Цель работы – современные тенденции в развитии взаимоотношений государства и экономики.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
— рассмотреть исторические предпосылки и эволюция роли государства в экономике;
— изучить необходимость вмешательства государства в рыночную экономику;
— рассмотреть цели, инструменты и границы государственного регулирования;
— изучить общую характеристика модели государственного регулирования экономики;
— изучить инструменты макроэкономического взаимодействия экономики и государства;
— рассмотреть государственный сектор и антимонопольное регулирование.
Объект исследования – система государства.
Предмет исследования – взаимоотношения государства и экономики.
Информационной базой для проведения исследования послужили источники учебной литературы, статьи периодических изданий, научные издания.
В курсовой работе применялись теоретические и эмпирические методы исследования, среди которых можно выделить: наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ и индукцию.
Структура курсовой работы определяется логикой исследования и поставленными задачами. Она состоит из введения, 2 глав, 6 параграфов, заключения и списка литературы.

1 Теоретические основы государственного регулирования

1.1 Исторические предпосылки и эволюция роли государства в экономике

Государство изначально возникало и формировалось как особая социальная подсистема для выполнения определенных функций. Общеизвестно, что с увеличение эволюции и преобразованием и развитием общества во времени, по мере его усложнения возникли, развились и консолидировались разнообразные подсистемы (среди которых можно выделить мораль, язык, культура и т. д.) и их институты. Также, можно заметить то, что в один прекрасный момент течения эволюции (во времена возникновения частной собственности и классов) в некоторых сообществах людей был выделен и укреплен государственный институт с помощью средств правового принуждения против населения, которое проживало на его территории [15].
Таким образом, для возникновения государства, как и любого другого социального института, нужен одновременный результат сознательной, целенаправленной деятельности людей и результаты процессов самоорганизации в эволюции общества, что позволяет консолидировать правовые нормы отношений граждан, которые становятся обязательными для общества. Со временем во вновь образовавшейся структуре будет сформирована система государственного принуждения, в которой регулятором отношений между людьми станут уже не ритуалы и обычаи, а закон. Первыми государствами обеспечивался не только внутренний порядок, выполнения законотворческих, координирующих и контролирующих функций, но и взаимодействие с внешним миром.
Вместе с серединой XVII в. в «власти», именуемой «мастерами судьбы», пришли в экономике рынок и свобода выбора. Последним нужна была острая защита в вопросах законодательной защиты прав частной собственности и независимости принятия решений. С середины XVII в. до середины XIX в. для экономической роли государства были неформальные ограничения в главным образом защите данных основных прав: обеспечение безопасности граждан, сохранности их имущества, создание необходимой правовой базы для взаимоотношений экономических субъектов и контроль за выполнением договоров. Рыночная капиталистическая экономика уже могла воспроизводиться не только и не столько благодаря власти и открытому вмешательству государства, сколько за счет доминирующей системы экономических отношений.
Именно А. Смитом в его трудах об «Исследованиях о природе и причинах богатства наций» были впервые в наибольшей степени обоснованы идеи экономического либерализма в рыночной экономике. По его учению, проистекание идеи «естественного порядка» идет из самой природы человека, рынок ведет к экономической эффективности невидимой рукой, направленной эгоистичными действиями людей на общественно полезный путь. Одна из центральных идей учения А. Смита базировалась на том, что для наибльшей эффективность в функционировании экономики нужно исключить регулирование ее с государственной стороны, для государства при этом наилучшим вариантом будет придерживаться политики неограниченного рыночного механизма.
Произошла смена центра тяжести – своего рода «аттрактора» эволюции общества – смена лидера в иерархии социальных подсистем. Завершает ее экономика. «Капитализм немыслим без активного соучастия общества…потому что необходимо, чтобы все общество более или менее осознанно приняло свои ценности… капитализм торжествует только тогда, когда он отождествляет себя с государством, когда он становится самим государством».
Если рассматривать общую картину, то можно увидеть, что на уровне социальной системы также производятся процессы самоорганизации: наиболее динамичная подсистема – экономика быстро перестраивает социальную систему в соответствии с ее целями. Постепенно, с распространением рыночных механизмов практически во всех общественных отношениях, примат экономики был укреплен соответствующей системой институтов, как неформальных, так и формальных, на уровне законодательства. В XIX в. была создана система буржуазного права, выражающая прежде всего интересы правящего класса [6].
Можно отметить ряд существенных обстоятельств, повлиявших на дальнейшее изменение экономических функций государства в этот исторический период времени. Первое – это формирование гражданского общества, благодаря чему во многом в конце девятнадцатого века. в наиболее развитых странах идеи о необходимости создания государства, не только обеспечивающего правоприменение, но и проводящего политику в интересах всех членов общества, стали высказываться более четко.
Во-вторых, национальное производство достигло беспрецедентных масштабов. Конец столетия ознаменовался скачком научно-технического развития и появлением ряда новых отраслей, углублением общественного разделения труда. Эти обстоятельства привели к необходимости координации, поддержания пропорций на макроуровне, в контрциклическом регулировании.
В-третьих, на рынке сформировались монопольные структуры и возникла необходимость в антимонопольном регулировании. Американские экономисты обычно связывают начало государственного регулирования в своей стране с рядом антимонопольных законов конца 19 века [14].
В-четвертых, усиление государственного регулирования было продиктовано целями подготовки к войнам и поддержанию обороноспособности. Была разработана целая система мер, включая принудительный картелинг (Германия), протекционизм (Япония). Формируются военно-промышленные комплексы (ВПК), тесно связанные с государством.
Наконец, последнее обстоятельство – значительные социальные потрясения, которые происходят в мире: Октябрьская революция 1917 года, Великая депрессия 1929-1933 годов, распад империй, созданных европейскими государствами после Второй мировой войны. Все это побуждает государства как институты макроэкономического регулирования начать активное вмешательство (естественно, в интересах правящих классов) в регулирование экономики. В этот период государство принимает активное участие в развитии ключевых отраслей, создании экономической и социальной инфраструктуры. Наряду с фискальной, для регулирования макроэкономических пропорций, денежно-кредитная политика широко используется для стимулирования инвестиций и решения социальных проблем.
Постепенное расширение экономических функций государства (периоды Первой мировой войны, Великой депрессии, Второй мировой войны) дополнительно подготовило необходимую материальную базу для следующего этапа развития роли государства в экономике социального государства (вторая половина 20-го века). Была сформулирована новая концепция – ответственность правительства за благосостояние нации, значительная и постоянно растущая часть ответственности за обеспечение достойного уровня жизни людей. Кроме того, она должна была стать своего рода оплотом на пути различных социалистических идей.
Так, если затрагивать идеологию государства всеобщего благосостояния, в промышленно развитых странах, всеобщее благосостояние уже было достигнуто, социальная политика стабилизировала общество, и остальным странам также рано или поздно следует пойти по этому пути. Однако, развал данного этапа замечен в 1970-х годах, когда разразился очередной мировой экономический кризис (1974-1975 годы), которым был показан ряд ошибочных теорий, что по итогу дало возможности для их пересмотра. В 1980-е годы стал наблюдаться рост недовольных государством всеобщего благосостояния. По утверждению многих стало отмечаться, что оно ведет к социальной зависимости, снижению эффективности экономики и риску потери политических свобод, что стимулировало еще одно неоконсервативное наступление.
Действительно, государством была взята на себя функция регулирования в вопросах наиболее важных экономических и социальных процессов, что неизбежно привело к тенденции централизации власти, что, в свою очередь, дало противоречие в принципе разгона и также способствовало постепенному стиранию границ между государством и гражданским населением и разрушением последнего.
Подводя итог сказанному, можно отметить следующее: на всех этапах эволюции четко наблюдается причинно-следственная связь – изменения в материальном производстве (увеличение его объемов и усложнение экономических связей), увеличение человеческого фактора в его развитии приводит к усилению государственного вмешательства в экономику. Единственный этап, который несколько выходит за рамки общего контекста, – это политика общества всеобщего благосостояния.
Глобализация экономической жизни значительно укрепила положение глобального капитала, которому не может противостоять даже самое могущественное государство. В этом смысле изменение его экономических функций представляется величиной, которая зависит от гораздо большего числа переменных, а не только от изменений в системе материального производства, прежде всего в области мировой политики и экономики.

1.2 Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) — это система законодательных, исполнительных и контрольных мер, осуществляемых компетентными государственными учреждениями с целью стабилизации и адаптации существующей социально-экономической системы к изменяющимся экономическим условиям [7].
Многие экономисты признают, что государственное регулирование экономики является целенаправленным, координирующим процессом воздействия государственного управления на отдельные сегменты внутреннего и внешнего рынков посредством микро- и макроэкономических регуляторов с целью достижения равновесного роста всей экономической системы.
Впервые необходимость создания системы государственного регулирования рыночной экономики обосновал английский экономист Дж. Кейнс.
Цели ГРЭ, находящиеся в тесной взаимосвязи, неодинаковы по значению, масштабу воздействия и последствиям. Есть общие и конкретные цели. Среди общих задач приоритетным является достижение экономической и социальной стабильности, обеспечение национальных конкурентных преимуществ, экономическая безопасность, адаптация рыночного механизма к различным условиям.
Конкретные цели различаются по объектам государственного регулирования, но они всегда исходят из необходимости увязывать государственные и частные интересы.
Объекты регулирования включают наднациональный уровень межгосударственных союзов национальной экономики, отдельных секторов и регионов, где возникают проблемы, которые не решаются через рыночные регуляторы.
Субъектами ГРЭ являются федеральные, региональные и муниципальные органы власти.
Существуют следующие виды государственного регулирования:
• полная государственная монополия в управлении экономикой. Это было характерно для СССР и стран социалистического содружества. В настоящее время поддерживается в некоторых посткоммунистических государствах;
• различные комбинации рыночных и государственных регуляторов. Они реализованы в «японской», «шведской» моделях, а также в социально ориентированных рыночных экономиках таких стран как Германия, Австрия;
• крайний либерализм, признающий эффективным только условия неограниченного частного предпринимательства. Им отличается экономика США в наибольшей степени.
Государственное регулирование экономики осуществляется во всех странах мира. Но в каждом государстве разрабатывается своя модель государственного регулирования с учетом его особенностей – естественных, исторических, экономических и т. д. Эффективная рыночная экономика не может быть создана без активной регулирующей роли государства.
Эффективность ГРЭ определяется наличием сильной законодательной, исполнительной и судебной государственной власти. Институциональные структуры государственного регулирования включают в себя административные органы. Степень разделения этих руководящих органов, определяющих возможность реализации экономических интересов и последовательности в принятии решений, зависит от уровня централизации управления в стране.
Например, для Британии характерна более низкая степень централизации бюрократического контроля над политикой, чем во Франции. В высших административных структурах США преобладает значительное число относительно автономных органов. Для Германии характерна более интегрированная система управления – механизм посредничества и агрегирование интересов и их моделей.
Таким образом, корпоративная модель предлагает создание специальных институтов для достижения баланса интересов. Это либеральный консерватизм Швеции, Новой Зеландии, «социалистический» капитализм в Швейцарии. В плюралистической модели (Италия, Великобритания) нет специальных механизмов для координации интересов. Они осуществляются в рамках политических процессов с участием парламента, правительства, профсоюзов и партий.
В результате существуют две основные модели государственного регулирования через определенные государственные органы:
1. Реактивная (адаптационная) модель, характерная для США. Это позволяет четко реагировать на изменения и «осечки» рынка. Это обеспечивается мобильностью структур и функций регулирующих органов, варьированием рычагов прямого и косвенного регулирования на макро- и микроуровнях, сочетанием различных форм совместной деятельности государства и частного бизнеса.
2. Проактивная модель, характерная для Японии. Он включает в себя предотвращение возможных сбоев рыночного механизма путем «точной» дозировки объема государственного вмешательства, использования плановых, координационных или корректирующих рекомендаций на переговорах государства и предпринимателей.
В нашей стране опыт последних десятилетий показал, что практически полное неприятие государственного регулирования процесса социально-экономического развития, представление элементов рынка неограниченной свободы привело к глубокому кризису. Он доказал, что нерегулируемый рынок не способен решить проблемы экономического и социального развития, в том числе создания и обслуживания объектов и инфраструктуры.
Сущность государственного регулирования экономики можно резюмировать следующим образом:
• Задачами государственного регулирования экономики являются: на начальном этапе переходного периода – реализация мер по либерализации экономики; на втором этапе – реализация мер по стабилизации экономики, а на последнем этапе – меры по повышению эффективности и устойчивого развития;
• государственное регулирование экономики должно привести к балансу взаимных интересов, то есть, с одной стороны, оно должно обеспечить эффективный ход экономических реформ с использованием рыночных механизмов, а с другой – обеспечить справедливость в распределении доходов и ресурсов;
• государственное регулирование экономики должно привести к эффективному использованию ресурсов, доступных государству (природных, человеческих, финансовых), для увеличения доходов бюджета, а также инвестиций, реструктуризации и экономического развития. Важно руководствоваться критерием сохранения рыночных свобод;
• государственное регулирование экономики предполагает разработку программ социально-экономического развития, отраслевых, региональных, межрегиональных, а также целевых программ, инвестиционных проектов, концепций социально-экономического развития, прогнозов на ближайшую и долгосрочную перспективу, в которой должна быть выражена роль государства в управлении государством;
• государственное регулирование экономики должно быть направлено на укрепление экономической основы самостоятельного социально-экономического развития всех регионов Российской Федерации путем четкого разграничения компетенции и ответственности между органами государственной власти Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, Федерацией и местными органами власти. Особенно важным является различие в использовании природно-ресурсного потенциала, развитии основных отраслей экономики, военно-промышленного комплекса, транспорта, внешнеэкономической деятельности и т. д. В то же время необходимы меры по совершенствованию правовой базы и взаимодействие федеральных, региональных и муниципальных органов власти;
• государственное регулирование экономики должно сглаживать межрегиональные различия, выравнивать уровни социально-экономического развития регионов и поддерживать регионы с экстремальными природными и экономическими условиями;
• государственное регулирование экономики является основой для формирования единого товарного рынка России и региональных рынков;
• государственное регулирование экономики призвано обеспечить принципы единства экономического пространства страны, свободы передвижения товаров, капитала и рабочей силы на всей территории Российской Федерации [18].

1.3 Цели, инструменты и границы государственного регулирования

Роль государства в экономике определяется его функциями. Все функции государства в переходной экономике связаны с формированием и развитием рыночных отношений. В зависимости от характера этой связи можно выделить две группы функций государственного регулирования. Во-первых, это функции для создания условий для эффективного существования рынка. Во-вторых, это функции для дополнения и корректировки действий самих рыночных регуляторов. Первая группа включает функции обеспечения правовой основы для функционирования рыночной экономики, а также функции стимулирования и защиты конкуренции как основной движущей силы в рыночной среде [8]. Вторая группа включает функции перераспределения доходов, корректировки распределения ресурсов, обеспечения экономической стабильности и стимулирования экономического роста.
Если в сложившейся рыночной экономике обеспечение правовой базы для функционирования экономики осуществляется в основном путем мониторинга применения действующего экономического законодательства и внесения в него частичных изменений, то на переходном этапе необходимо воссоздать все правовые основы управления. Новое экономическое законодательство должно четко определять права собственности и гарантии соблюдения договоров, регулировать деятельность развивающихся институтов рыночной экономики: коммерческих банков, фондовых бирж, инвестиционных фондов и подчиняться правовым основам антимонопольного регулирования. Необходимы новые, адекватные рыночные условия, налоговые законы, система законов о защите прав потребителей и социальном обеспечении. Кроме того, юридическая поддержка необходима для такого специфического процесса перехода, как приватизация государственной собственности.
Правовая основа управления должна быть стабильной. Постоянные и существенные изменения в экономическом законодательстве оказывают дестабилизирующее влияние на экономику, создавая ощущение неуверенности в будущем субъектов хозяйствования [16].
Переход от плановой к рыночной экономике объективно сопровождается резким увеличением дифференциации доходов домашних хозяйств. Более того, в начале переходного периода этот процесс происходит на фоне экономического спада и высоких темпов инфляции, которые усугубляют проблему неравенства, вызывая значительное снижение уровня жизни большинства населения. В этих условиях для смягчения остроты социально-экономических противоречий и предотвращения обнищания отдельных социальных слоев государство вынуждено более активно участвовать в перераспределении доходов.
Государство выполняет свои регулирующие функции административными (прямыми) и экономическими (косвенными) методами. Командная экономика характеризуется преобладанием административных методов регулирования. Система государственного регулирования рыночной экономики, напротив, основана на использовании экономических методов.
Административные или прямые методы регулирования ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта. Экономические и косвенные методы государственного регулирования не ограничивают свободу предпринимательского выбора [7].
Различие между административными и экономическими методами регулирования несколько произвольно. Для использования любого косвенного регулятора необходимо предварительное административное решение соответствующих государственных органов.
Административные методы регулирования диаметрально противоположны характеру рынка; они блокируют действия соответствующих регуляторов рынка. Если, например, компания определяет объем производства и поставки сырья, она не может реагировать на изменения рыночных условий, увеличивая или уменьшая объем производства. Чем выше сфера применения административных методов регулирования, тем уже сужается сфера распространения и тем ниже эффективность реальных рыночных отношений.
Методы экономического регулирования, напротив, адекватны характеру рынка. Они напрямую влияют на состояние рынка и, через него, косвенно, на производителей и потребителей товаров и услуг.
Переход от командной экономики к рыночной экономике сопровождается коренными изменениями в системе методов государственного регулирования, разрушением прежней системы административных методов и созданием новой системы экономических регуляторов.
Разрушение системы административно-командных методов управления, блокирующих рыночные механизмы, является необходимым условием формирования и саморазвития рынка. Разрушение системы административных регуляторов знаменует собой начало реальной трансформации в сторону рыночной экономики. Это, однако, не означает полного отказа от использования административных методов в переходной экономике [13].
Чтобы уменьшить масштабы кризиса сокращения производства, предотвратить катастрофическое падение уровня жизни населения, государство на ранних этапах реформ может, например, сохранить административный контроль над производством и продажей небольших группа товаров, которые составляют основу национального производства и личного потребления. По мере углубления рыночных реформ, стабилизации экономической ситуации и овладения экономическими методами регулирования государство полностью сокращает масштабы использования административных рычагов, не отказываясь от их использования полностью.

2 Особенности взаимоотношения государства и экономики

2.1 Общая характеристика модели государственного регулирования экономики

Государственная деятельность осуществляется через различные внутренние и внешние функции, только часть из которых в той или иной мере связана с экономикой. Функции государства по решению внешнеполитических задач, поддержанию обороны, поддержанию порядка, созданию и развитию культуры и т. д., хотя и требуют затрат экономических ресурсов, по сути являются неэкономическими функциями и деятельностью государства.
Экономическая роль государства в обществе обеспечивается не только экономическими функциями, но и всем комплексом форм и методов его деятельности, прямо или косвенно влияющих на деятельность субъектов хозяйствования и их экономические интересы. Это осуществляется через основные направления взаимодействия государства и экономики [9].
Основные направления взаимодействия государства и экономики. Во-первых, при непосредственном участии государства и его институтов разрабатываются основные направления стратегии развития национальной экономики и формируется экономический курс страны. Разработка и принятие концепции развития страны и ее конкретизация в соответствующих документах является важнейшим этапом и направлением деятельности государства. При разработке экономического курса они опираются как на теоретический анализ содержания и характеристик национальной экономической системы, так и на оценку стадии развития страны, существующих внешних и внутренних условий для ее дальнейшего развития. В конечном итоге это является основой для разработки не только экономической стратегии и политики государства, но и методов и форм государственного управления экономикой.
Во-вторых, это одно из ключевых направлений хозяйственной деятельности государства – определение форм и содержания его экономической политики. Характер национальной экономической системы в решающей степени определяет совокупность форм экономической политики и приоритеты тех или иных ее форм [1]. В смешанной экономике с определяющей ролью рыночных отношений приоритет отдается формам экономической политики, ориентированным на регулирование и взаимодействие с рыночными отношениями. Центральной проблемой здесь является поиск оптимального сочетания роли рынка и государства в обеспечении развития экономики. При определении формы и содержания экономической политики большое значение имеет также соотношение долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных задач, которые государство должно решать на этапах своего развития.
В-третьих, институциональная поддержка экономики является направлением экономической деятельности государства, что вытекает из характера организации государственной власти в стране, закрепленной в ее Конституции. Само государство является сложным институциональным организмом. Роль и функции конкретных государственных органов по отношению к экономике предопределяются их статусом в системе государственных органов. Правовая основа влияния государства на экономику Российской Федерации обеспечивается законодательными органами. На федеральном уровне в России они представлены Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Система федеральных органов исполнительной власти в лице федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств в России осуществляет практическую деятельность: по нормативно-правовому регулированию экономики; контроль и надзор за выполнением государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами законов и других нормативных актов; предоставление государственных услуг; управление государственным имуществом. Эти и ряд других функций, закрепленных в положениях о соответствующих министерствах и ведомствах, создают сложную систему институтов государственной власти, которая, в том числе органы государственной власти на региональном уровне, а также муниципальное самоуправление, служит для институционализации экономической роли государства наряду с другими функциями системы государственного управления. В то же время, легализация экономических решений и распределение экономических полномочий между различными уровнями власти в Российской Федерации имеют особое значение для экономики.
В-четвертых, на основе второго и третьего направлений разработано направление определения методов и форм экономического регулирования. Соотношение прямых и косвенных, административных и экономических методов, определение приоритетных методов является важнейшим направлением влияния государства на экономику [5]. Посредством системы методов и их регулирования в краткосрочной перспективе государство способно активно влиять на соотношение спроса и предложения, технические требования к продукции, эффективность внешнеэкономической деятельности и т. д.
Последнее направление – прямое участие государства в экономической деятельности в различных формах. Это, в первую очередь, участие государства в распределении и перераспределении государственного бюджета: за его счет осуществляются государственные закупки товаров и услуг, осуществляются трансферты, создаются общественные блага и т. д. Одной из форм участия государства в экономической деятельности является его участие в собственности акционерных обществ, а также создание при его непосредственном участии государственных фондов, объединений, институтов развития и т. д. В современных условиях это направление находит выражение в различных формах государственно-частного партнерства.
Направления, в которых реализуется экономическая роль государства, представляют в каждой национальной экономике определенную систему, которая в конечном итоге связана с типом национальной экономики, стадией ее развития и особенностями государственной политики. В широком смысле роль современного государства заключается в реализации экономической политики. Благодаря этому реализуется экономическая стратегия государства, создаются условия для долгосрочной конкурентоспособности страны, ее безопасности и защиты экономических интересов.

2.2 Инструменты макроэкономического взаимодействия экономики и государства

Реформирование фискальных отношений является важной составляющей социально-экономических реформ, проводимых в России. Действительно, успех экономической стабилизации в стране зависит от создания оптимального механизма фискальных отношений, обеспечения фактического сочетания интересов на всех уровнях бюджетной системы, а также от достижения подлинного финансового равенства всех органов власти, и это также во многом зависит от фискальной политики, экономики через изменения в государственных расходов, налогов и состояния государственного бюджета для изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией и экономического роста. Согласно опыту зарубежных стран, зависимость налоговых нововведений, осуществляемых в системе налогообложения, и рост глобальных показателей страны, таких как ВВП на душу населения, снижение уровня безработицы и контроль над уровнем инфляции, являются хорошо прослеживаемыми.
Ожидается, что темпы роста ВВП в еврозоне к 2019 году будут в диапазоне 0,7-1,3%. Ожидается, что уровень безработицы будет в диапазоне от 8,3% до 8,8%. Плавное улучшение будет наблюдаться за счет оптимизации условий миграции и улучшения финансовой составляющей в компаниях, которые начнут создавать рабочие места более активно. Эти цифры указывают на эффективную фискальную политику [4]. Зарубежные страны характеризуются постоянным совершенствованием налоговой базы с ее консолидацией на законодательном уровне.
По сравнению с еврозоной финансовые показатели России не находятся на высоком уровне, это отражается на высоком уровне безработицы и низком показателе ВВП. По уровню ВВП на душу населения Россия обогнала даже Китай, население которого в 10 раз больше. Можно также сделать вывод, что экономика многих стран во много раз сильнее. Согласно последним новостям в конце марта, министр экономического развития и торговли Максим Орешкин ожидает, что в конце года рост ВВП составит всего 2%. Эти цифры свидетельствуют о неправильной фискальной политике в стране. Сам российский бюджет, составленный на 2019 год, дефицитен и состоит из казначейских доходов в размере 15,26 трлн рублей, а расходов — 16,53 трлн. Дефицит бюджета составляет 1,27 трлн.
Налоги при этом составляют 73% всех доходов бюджета. Остальные доходы от внешней торговли (22,4%). Проводимые в стране реформы, такие как повышение пенсионного возраста, запланированное повышение ставки подоходного налога с населения, в некоторых регионах введение курортного сбора, а также изменения в налоговой отчетности приводят к негативному отношению граждан к власти страны.
В то же время расходная часть бюджета России на 2019 год направлена на обслуживание государственного аппарата. Если вы сложите финансирование для чиновников, армии и спецслужб, то эти статьи расходов составят 37,5% расходов казны. Формально расходы на социальную политику занимают первое место в бюджете России, но обеспечение самого государства делится на несколько разделов и в итоге оказывается гораздо выше. Расходы на образование и здравоохранение составляют всего 7% от расходов казны, что не означает заботливого отношения государства к своему народу. Рост ВВП обещан всего на 2%, но этого явно недостаточно для полного восстановления экономики страны.
Если говорить о статьях, то ожидается, что в течение трехлетнего периода внутренний государственный долг увеличится в государственных гарантиях. В начале 2020 года он будет соответствовать уровню 2,375 трлн рублей, в 2021 году — 2,424 трлн рублей, а в 2022 году вырастет до двух с половиной трлн рублей. Ожидается также увеличение внешнего долга: до 34,1 млрд долларов США (28,9 млрд евро) в 2020 году, 35,3 млрд долларов США (29,9 млрд евро) — в 2021 году и 36,5 млрд долларов США (30,9 млрд евро) в 2022 году. Основная задача на предстоящий период период 2019-2021 гг. заключается в обеспечении плавного перехода к полностью рыночному финансированию дефицита бюджета.
Источниками финансирования дефицита бюджета субъектов, согласно обещаниям государства, в рассматриваемом периоде станут ценные бумаги, кредиты кредитных организаций, изменение остатков средств по учету средств бюджетов субъектов и другие источники финансирования [3].
Тем не менее, доходы наиболее уязвимых слоев населения остаются ниже желаемых уровней, инвестиционная активность восстанавливается неоднородными темпами, и сохраняются значительные структурные ограничения для динамичного и сбалансированного развития. Что касается внешней экономики, то условия для ее развития в предстоящий трехлетний период, конечно, будут сложными: внешний спрос будет оставаться относительно слабым, так как не ожидается существенного улучшения ценовой ситуации на традиционных экспортных рынках, как продолжающееся распространение санкций в отношении нашей страны. Кроме того, условия финансирования на мировых рынках будут ужесточены после постепенной нормализации денежно-кредитной политики центральными банками развитых стран.
Давайте не будем забывать, что основной целью совершенствования фискальной политики является развитие расходной части бюджета и снижение налоговой нагрузки на общество. Для этого необходимо [12]:
• выделять бюджетные средства на государственные инвестиции;
• разработать законодательную базу в сфере налогообложения
• проводить прозрачную налоговую политику, понятную всем слоям населения;
• упростить расчет и сбор налогов;
• снизить стоимость обслуживания государственного аппарата;
• отказаться от поддержки убыточных предприятий;
• повысить эффективность социальных условий;
• отказаться от налогов, содержание которых сопряжено с большими расходами, чем их составляющая;
• разработать программы помощи бедным.
Одной из основных задач фискальной политики России является эффективное формирование издержек. Расходы должны быть распределены, чтобы получить наиболее полезный результат, и в то же время может быть реализован план финансирования бюджетных организаций и поддержки малоимущих. Сохранение таких статей расходов, как здравоохранение и образование, создаст благоприятные условия для жителей страны, тем самым укрепив гражданское общество в целом.
Таким образом, основная задача правительства Российской Федерации сегодня – создать эффективную и гибкую налоговую систему, обеспечивающую экономическую стабильность на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Основными задачами налоговой политики являются поддержка инвестиций, улучшение человеческого капитала, повышение значимости деловой активности.

2.3 Государственный сектор и антимонопольное регулирование

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю: даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство, с различной степенью государственного вмешательства, осуществляет регулирование национальной экономики, одним из важных видов которого является антимонопольное регулирование.
Государственное антимонопольное регулирование сглаживает отрицательные последствия деятельности монополий, способствует развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом. Прежде чем охарактеризовать состояние государственной антимонопольной политики в РФ, выделить существующие проблемы и определить пути их решения, необходимо рассмотреть основные вопросы теории монополий и обосновать необходимость их государственного регулирования.
Монополия представляет собой сложное, многоплановое явление, поэтому при ее определении целесообразно применять комплексный подход. Как правило, используется троякое определение монополии, а именно монополия определяется:
• как рыночная структура или рыночная ситуация, когда имеется только один продавец какого-либо товара (при отсутствии заменителей этого товара) и множество покупателей (не случайно «монополия» в переводе с греческого дословно означает «один продаю»);
• как факт исключительного права какого-либо субъекта на что-либо (на производство или реализацию какого-либо товара, на те или иные действия, решения и т. п.);
• как непосредственно само крупное предприятие (фирма) или объединение предприятий (фирм), сосредоточивающие в своих руках большую часть производства и продажи какого-либо товара и контролирующие в этой связи ситуацию в определенной сфере деятельности.
Монополии — это крупные хозяйственные объединения, находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие власть над отраслями, рынками и макроэкономикой в целом с целью установления монопольно высоких цен и извлечения монопольных прибылей.
Выделяют несколько основных отрицательных последствий монополизации:
1. Недопроизводство товаров.
2. Завышение цен.
3. X-неэффективность, то есть бесхозяйственное ведение дела, ведущее к увеличению издержек выше объективно установленного уровня.
Учитывая вышеперечисленные отрицательные последствия деятельности монополий, а также их свойство стремиться к приобретению чрезмерной экономической власти, государства практически всех стран с рыночным типом экономики проводят в тех или иных формах и масштабах вмешательства в деятельность монополий, сообразуясь со своими представлениями о степени общественной опасности тех или иных монопольных структур. Более того, эта политика в последние десятилетия всё чаще выступает не в форме отдельных разовых мероприятий, а в качестве одной из постоянных функций государства.
В разных странах и в различные периоды преобладают те или иные государственные воздействия на монополии. Но, как правило, выделяется три основных направления:
1) активизация конкурентных рыночных структур, противостоящих монополии, с помощью тех или иных мер по либерализации рынков;
2) государственное регулирование монополий путем контроля над ценами и уровнем рентабельности;
3) прямое предотвращение, подавление или ликвидация монополий с помощью специального антимонополистического законодательства.
Выделяют два метода антимонопольного регулирования: прямой и косвенный. Прямой метод регулирования включает меры, устраняющие или предупреждающие монопольное положение отдельных субъектов на рынке. А к мерам косвенного регулирования относятся преимущественно финансово-кредитные меры предупреждения и преодоления монополистических явлений в экономике.
Таким образом, суть фактически любой антимонопольной политики заключается в использовании выгод крупномасштабной экономики и в нейтрализации ее побочных последствий, связанных с ослаблением конкуренции на товарных и иных рынках.
В российской промышленности существуют четыре тысячи предприятий-монополистов, и их продукция составляет 7 % от общего числа. Из них естественных монополий — 500.
Классическим примером естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные подотрасли связи, а на региональном уровне — коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т. д.; такие отрасли либо регулируют, либо они находятся в государственной собственности. Но следует заметить, что во многих странах в последние годы сфера и масштабы государственного регулирования существенно сократились как в связи с технологическими нововведениями, так и в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков.
Первый закон, касающийся антимонопольного регулирования экономики, появился в России в 1991 г. Это закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. Впоследствии было введено большое количество объективно необходимых законов, составивших организационно-правовую базу для регулирования монополий.
Законодательством предусмотрены запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции. Они подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление предприятиями своим доминирующим положением. Такие злоупотребления являются наиболее типичным (более 60 %) нарушением антимонопольного законодательства.
Довольно часто встречаются такие нарушения, как навязывание контрагенту невыгодных условий договора, несоблюдение порядка ценообразования, согласованные действия предприятий, направленные на ограничение конкуренции. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше трети предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги.
Для борьбы с ограничением конкуренции со стороны государства применяется и контроль за экономической концентрацией.
Рассчитываются следующие показатели:
■ Коэффициент рыночной концентрации (CR — I). Определяется как процентное отношение продаж i-тых крупнейших поставщиков к общему объему реализации на данном товарном рынке.
■ Индекс рыночной концентрации Герфиндаля — Хиршмана (HHI). Его расчет производится по следующей формуле: HHI = h2 1 + h2 2 + h2 f, где h1 — доля поставок каждым (i-м) поставщиком в
общем объеме реализации на товарном рынке. На основе определения значений коэффициента концентрации и индекса Герфиндаля — Хиршмана выделяются три типа рынков: высококонцентрированные — при CR — 3 > 70 %, H > 2000; умеренно концентрированные — при 45 % < CR — 3 > 70 %, 1000 < H > 2000; неконцентрированный рынок — при CR — 3 < 45 %, H < 1000.
Согласно законодательству если предприятие достигает определенного порога по объему операций, оно обязано получить согласие антимонопольного органа на свои действия (предварительный контроль) или уведомить его о них (последующий контроль).
Предварительно контролируются:
• создание, слияние и присоединение коммерческих организаций, объединений, союзов и ассоциаций, если их активы превышают 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда (МРОТ);
• ликвидация и разделение (выделение) государственных и муниципальных унитарных предприятий, активы которых превышают 50 тыс. МРОТ, если это приводит к появлению предприятия, доля которого на товарном рынке превышает 35 % (за исключением случаев, когда предприятие ликвидируется по решению суда).
Российское антимонопольное законодательство не разрешает действия или сделки, в результате которых возможно установление или расширение рыночной власти коммерческой организации, если негативные последствия для конкуренции не компенсируются повышением ее конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках. Поэтому контроль не мешает интеграции российских предприятий для конкуренции с зарубежными фирмами. Но в то же время нередко создание, слияние, присоединение или ликвидация коммерческих организаций и приобретение акций проходят с нарушением антимонопольного законодательства.
Важным для антимонопольной политики является также запрет на недобросовестную конкуренцию. Под ней понимаются действия, направленные на приобретение преимуществ, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и которые причинили (могут причинить) убытки конкурентам или нанесли ущерб их деловой репутации.
В антимонопольной политике России используются и запреты на антиконкурентные действия органов власти и управления. Развитие рыночных отношений предполагает устранение прямого вмешательства государственных органов власти в деятельность предприятий. Законом запрещено принимать нормативные акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные условия для одних в ущерб другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий или граждан.
Кроме уже перечисленных мер в антимонопольной политике России широко используется реестр как инструмент антимонопольного контроля. По результатам анализа состояния товарного рынка и доли предприятий на нем (более или менее 35 %) они включаются либо исключаются из государственного реестра. Делает это Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП), если речь идет о российском рынке в целом, или территориальные управления министерства в случае региональных рынков. Реестр составляется для того, чтобы иметь информационную базу о крупнейших субъектах рынка и контролировать соблюдение ими антимонопольного законодательства.
В реестр обязательно попадают предприятия, являющиеся единственными производителями в России отдельных видов продукции. В него включены, например, Брянский машиностроительный завод (вагоны изотермические), «Калугапутьмаш» (машины рельсосварочные, краны укладочные) и т. д.
Количество включенных в реестр предприятий зависит от границ товарного рынка, на котором определяется их доля. Чем детальнее рассматривается номенклатура продукции, тем больше предприятий может быть включено в реестр. Антимонопольные органы выявляют предприятия, имеющие значительную долю лишь в производстве наиболее важной для экономики, структурообразующей и социально значимой продукции.
К сожалению, с каждым годом увеличивается количество случаев нарушения антимонопольного законодательства. Судите сами, в 1999 г. МАП рассмотрено 5 988 фактов по признакам нарушения антимонопольного законодательства, из них 4 354 подтвердились. В 2000 г. из рассмотренных 6 232 фактов подтвердились 5 286. В 2001-2002 гг. тенденция сохранилась. Доля нарушений, связанных со злоупотреблениями доминирующим положением на рынке, преобладает (более 40 %). В последнее время также участилось и количество случаев принятия местных нормативных актов, противоречащих антимонопольному законодательству, что требует активного вмешательства МАП. Около 40 % от общего числа принятых к рассмотрению дел приходится на долю естественных монополий. Выявляются многочисленные случаи завышения тарифов естественными монополиями, отказа от обслуживания отдельных групп потребителей, включения в договоры дополнительных условий (участие в строительстве производственных объектов, передача жилых помещений, предоставление материальных ресурсов и т. д.).
В процессе работы МАП России проявляются недоработки антимонопольного законодательства, сочетающиеся с непродуманной практикой его исполнения. Это позволяет оценить государственное антимонопольное регулирование как недостаточно эффективное.
Можно выделить комплекс следующих проблем в области государственного антимонопольного регулирования, требующих безотлагательного решения.
За годы реформ так и не созданы условия для добросовестной конкуренции, определяющие эффективность рыночной экономики. Экономическая политика государства не учитывала необходимости формирования механизма обеспечения такой конкуренции — основы эффективного функционирования рыночных отношений. И в настоящее время ни на макроэкономическом, ни на отраслевом уровнях соответствующими органами государственной власти не предпринимаются должные усилия по развитию конкуренции и повышению конкурентоспособности отечественных предприятий.
Недостатки антимонопольного регулирования наиболее остро проявляются в сфере ценообразования: до сих пор нет действенных инструментов пресечения нелегальных сговоров участников рынка в целях завышения цен, отсутствуют ясные научно обоснованные методики регулирования цен на продукцию естественных монополий и в целом в высокомонополизированных отраслях экономики.
Сохраняется неудовлетворительное положение с защитой прав потребителей: несмотря на обилие регулирующих норм, не уменьшается количество жертв нарушения их прав. Остается актуальной проблема государственного контроля за безопасностью и качеством товаров и услуг. Проверки качества товаров народного потребления продолжают фиксировать аномально высокую долю непригодных к потреблению товаров, в особенности импортных.
Эффективность антимонопольного регулирования снижается параллелизмом и противоречивостью в деятельности различных госорганов. В ряде функций работа МАП переплетается с деятельностью Минэкономики, Минфина, Центрального банка России и т. д. При этом неопределенной остается ответственность каждого из госведомств за качество и эффективность выполнения возложенных на них функций регулирования соответствующих рынков. Вне поля зрения органов антимонопольного регулирования остаются процессы концентрации собственности в целях установления контроля над рынком. В результате формируются крупные горизонтальные монополии, контролирующие целые отрасли. В ряде случаев этот контроль устанавливается зарубежными компаниями. Происходит скупка акций российских предприятий, в том числе оборонной промышленности, их иностранными конкурентами.
Во многих регионах России вводятся незаконные ограничения на вывоз ряда продовольственных товаров или на ввоз других товаров, произведенных за пределами данных территорий. Эта практика фактического разрушения единого общероссийского рынка не встречает должного противодействия со стороны федеральных антимонопольных органов. Несмотря на многообещающие декларации, до сих пор не создана действенная система поддержки малого бизнеса. Не принимаются должные меры по защите его субъектов от криминальных элементов и созданию условий для добросовестного ведения предпринимательской деятельности.
Много нареканий вызывает регулирование деятельности естественных монополистов, не решена проблема формирования системы регулирования деятельности естественных монополий локального характера. Отсутствует эффективная схема регулирования тарифов — они формируются под сильным влиянием социально-политической конъюнктуры и устремлений заинтересованных структур.
Низкая эффективность применения антимонопольного законодательства в значительной степени связана с дефицитом норм ответственности за недобросовестную конкуренцию, включая завышение цен, дискриминацию потребителей и несоблюдение регулируемых тарифов на услуги естественных монополий. Многие предписания органов антимонопольного регулирования оспариваются в судах, причем до 40 % процессов завершаются отменой этих предписаний. Здесь сказываются недостаток квалифицированных кадров, практически занимающихся антимонопольным регулированием, и серьезные проблемы в организации их работы.
Для устранения существующих проблем необходимо принять ряд мер, нацеленных на обеспечение добросовестной конкуренции, повышение эффективности антимонопольного регулирования, защиту прав потребителей, устранение ценовых диспропорций, поддержку предпринимательства и подъем конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей. А именно:
■ разработать и реализовать систему мер по повышению эффективности антимонопольной политики, развитию конкуренции и улучшению во всех сегментах внутреннего рынка конкурентной среды, включающую, в частности: а) недопущение нацеленных на установление монопольно высоких цен сговоров на рынках; б) пресечение деятельности организованных преступных групп, пытающихся ограничить доступ на рынок или установить контроль за товаропроводящими сетями; в) повышение эффективности контроля за безопасностью и качеством товаров и услуг при устранении чрезмерной бюрократизации регулирующих процедур;
■ повысить эффективность госрегулирования цен в высокомонополизированных отраслях экономики и в торговле, в том числе кардинально повысить результативность работы федеральных органов контроля за естественными монополиями;
■ поднять эффективность антимонопольного регулирования финансовых услуг, обеспечив: а) установление четких критериев этого регулирования; б) демонополизацию отдельных сегментов финансового рынка;
■ принять меры по блокированию попыток установления контроля над отраслями российской экономики путем скупки контрольных пакетов акций предприятий, направленной на создание монопольных структур;
■ создать необходимые макроэкономические условия для повышения конкурентоспособности отечественных товаров;
■ обеспечить прекращение действий исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, направленных на ограничение конкуренции посредством необоснованного предоставления льгот отдельным предприятиям, запретов на вывоз товаров за территорию этих субъектов или на ввоз товаров, произведенных в других регионах.
В современных условиях необходимо прежде всего разработать единую государственную стратегию в области антимонопольной политики, включающую законодательное, организационное, научно-методическое и финансовое обеспечение деятельности государственных антимонопольных органов, определение четких критериев оценки их работы и оптимизацию распределения между ними регулирующих функций, что позволит устранить существующие недостатки и повысит эффективность государственного антимонопольного регулирования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процессы трансформации в политической и экономической жизни российского общества в 1990–2000-е годы, связанные с переходом к рыночной экономике и дальнейшим совершенствованием рыночных институтов, подняли проблему оптимизации отношений между государством и бизнесом в качестве ключевых факторов социально-экономическое поле современной России.
Особенности исторического развития российской государственности способствовали сохранению существенных отличий от стратегий и моделей взаимодействия государства и бизнеса, сложившихся в западных странах на протяжении нескольких веков развития капиталистической системы. В России государство всегда занимало приоритетные позиции по отношению к бизнесу, как и в обществе, коллективистские ценности и идеалы доминировали над индивидуалистическими.
Современное российское общество, несмотря на два десятилетия рыночных реформ, сопровождаемых пропагандой индивидуалистических ценностей, руководствуется смешанной моделью экономики с явным приоритетом государственной собственности.
Современная Россия сталкивается с острой проблемой повышения эффективности взаимоотношений власти и бизнеса. Не только административно-политическая элита и деловые круги, но и все российское общество в целом заинтересованы в оптимизации государственной политики в экономической сфере.
В настоящее время необходим коренной пересмотр модели отношений, сложившейся в процессе построения рыночного общества между властью и экономикой в постсоветской России.
Сегодня существует острая необходимость в создании рационального государства, которое могло бы как создавать эффективные институты, так и заставлять игроков действовать в рамках недавно созданных прозрачных и публичных правил игры. В то же время нет альтернативы поддержке горизонтальных социально-экономических отношений, обязательных для поддержания и расширения конкурентного поля и достижения целей развития. Вместо того, чтобы сосредоточиться на приватизации и дерегулировании или национализации и усилении государственного вмешательства в рыночные процессы, следует говорить о сочетании процессов либерализации и регулирования, способных достичь целей развития.
Государственное регулирование экономики в рыночной экономике представляет собой систему стандартных законодательных, исполнительных и контрольных мер, осуществляемых компетентными государственными учреждениями с целью стабилизации и адаптации существующей социально-экономической системы к меняющимся условиям.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Large Economic / Методы оценки конкурентоспособности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.largeeconomic.ru/laecos-663-1.html. – Дата доступа 7.04.2019.
2. Авдийский В.И. Теневая экономика и экономическая безопасность государства: Учебное пособие / В.И. Авдийский, В.А. Дадалко… — М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2017. — 496 c.
3. Арье Л. Хиллман Государство и экономическая политика. Возможности и ограничения управления / Арье Л. Хиллман. — М.: ГУ ВШЭ, 2016. — 880 c.
4. Барышникова Н.А. Экономика предприятия: учеб. пособие / Н.А.
5. Барышникова Т.А. Матеуш, М.Г. Миронов. — М.: Издательство Юрайт. — 2015. -191 с.
6. Васильев, В. П. Государственное регулирование экономики / В.П. Васильев. — М.: Дело и сервис, 2017. — 176 c.
7. Воронов А. Конкуренция в XXI веке // Маркетинг. — 2015. — № 5. — 24 с.
8. Герцена Основы экономической теории / Герцена, А.И. и. — М.: Вита-Пресс, 2016. — 336 c.
9. Гордиенко Д. В. Основы экономической безопасности государства. Курс лекций / Д.В. Гордиенко. — М.: Финансы и статистика, Инфра-М, 2016. — 224 c.
10. Капканщиков, С. Г. Государственное регулирование экономики / С.Г. Капканщиков. — М.: КноРус, 2016. — 528 c.
11. Кох Основы экономической теории / Кох, др. В. и. — М.: СПб: Питер, 2017. — 800 c.
12. Мельников В. В. Государственное регулирование национальной экономики / В.В. Мельников. — М.: Омега-Л, 2016. — 336 c.
13. Пахомова Н.В. Экономика отраслевых рынков и политика государства: учебник / Н.В. Пахомова. — М.: Экономика, 2018. — 815 c.
14. Пономаренко Е.В. Экономика и финансы общественного сектора (основы теории эффективного государства): Учебник / Е.В. Пономаренко, В.А. Исаев. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 427 c.
15. Ротбард, М. Власть и рынок: государство и экономика / М. Ротбард. — М.: Социум, 2016. — 418 c.
16. Смотрицкая И.И. Экономика государственных закупок / И.И. Смотрицкая. — М.: Книжный дом Либроком, 2018. — 232 c.
17. Ходов, Л. Г. Государственное регулирование национальной экономики / Л.Г. Ходов. — М.: Экономистъ, 2017. — 624 c.
18. Шамхалов, Ф.И. Государство и экономика. Власть и бизнес / Ф.И. Шамхалов. — М.: Экономика, 2015. — 714 c.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф