Введение
1. Теоретические аспекты съемки и монтажа новостных сюжетов
1.1. Особенности съемки новостных сюжетов на развлекательных телеканалах
1.2. Влияние операторского и монтажного мастерства на успех и популярность сюжетов
1.3. Работа оператора в новостных программах на развлекательных каналах.
1.4. Монтаж новостей на развлекательном телеканале
1.5. Использование технических средств и оборудования при съемке
2. Операторское мастерство при съемке новостных сюжетов программы «Пятница News» и монтаж новостных сюжетов
2.1. Новостная программа «Пятница News»
2.2 Анализ съемки новостных сюжетов на примере программы «Пятница News»
Глава 3. Новейшие технологии в стратегии подготовки новостного телевизионного сюжета
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Актуальность данного исследования заключается в том, что в современном медиапространстве телевидение продолжает играть значимую роль, предоставляя зрителям актуальную информацию и развлекательный контент. Развлекательные телеканалы, в частности, занимают важное место в повседневной жизни аудитории, предлагая легкий и интересный контент для отдыха и развлечения. В связи с этим, создание качественных и актуальных новостных сюжетов, способных удержать внимание зрителей и поддержать интерес к телеканалу, становится особенно важным.
Операторское и монтажное мастерство являются ключевыми факторами в создании качественных новостных сюжетов, особенно на развлекательных телеканалах, где важно подать информацию в оригинальной и захватывающей форме. Специфика работы на развлекательных телеканалах требует от операторов и монтажеров не только высокого профессионализма, но и креативного подхода к созданию контента, что обуславливает актуальность исследования данной темы.
Изучение специфики съемки и монтажа новостных сюжетов на примере программы «Пятница News» позволит выявить особенности работы в данном сегменте телевидения, определить успешные практики и техники, а также возможные направления для улучшения качества контента. Результаты исследования могут быть полезными для специалистов телеиндустрии, а также студентов, изучающих теорию и практику создания новостных сюжетов и развлекательного телевидения.
Цель работы – проанализировать специфику съёмки новостных сюжетов на развлекательном телеканале на примере программы «пятница News».
Предмет работы – характеристика и особенности специфики съёмки новостных сюжетов на развлекательном телеканале на примере программы «пятница News».
Объект работы – специфика сьемки новостных сюжетов.
Проблема выбранной темы заключается в исследовании специфики сьемки новостных сюжетов с точки зрения журналистики.
При рассмотрении поставленной цели и задач использовались современные методы научного познания. Опираясь на исторические и современные методы, использовались теоретические формы рассмотрения и изложения материала. Исследования проводились на основе логической последовательности: от общего к частному, от предыдущего к современному.
Для достижения поставленной цели, необходимо проанализировать:
особенности съемки новостных сюжетов на телевидении;
влияние операторского и монтажного мастерства на успех и популярность сюжетов;
новостную программу «Пятница News»;
обзор наиболее удачных сюжетов и решений в рамках программы «Пятница News».
Для проведения исследования применен ряд методов:
⎯ метод наблюдения при описании этапов создания новостного телевизионного сюжета;
⎯ метод анализа и синтеза в эмпирических материалах;
⎯ метод классификации материалов;
⎯ метод систематизации творческого материала в ходе самонаблюдения;
⎯ описательный метод при рассмотрении этапов создания новостного телевизионного сюжета
Теоретической основой по изучению специфики съёмки новостных сюжетов на развлекательном телеканале на примере программы «пятница News» послужили работы таких авторов как: Иванов А., Попова Е., Баранова Е. А., Голядкин Н. А., Муратов С.А., Свитич Л. Г., Шарков Ф. И.
Практическая значимость заключается в анализе и совершенствовании специфики съёмки новостных сюжетов на развлекательном телеканале на примере программы «пятница News», и использования результатов проделанной работы по мере изучения предмета.
Структура и содержание работы определяются указанными целью, методологическими установками данного исследования, и соответствуют поставленным задачам. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, выводов к главам, заключения, списка использованных источников.
1. Теоретические аспекты съемки и монтажа новостных сюжетов
1.1. Особенности съемки новостных сюжетов на развлекательных телеканалах
Съемка новостных сюжетов на развлекательных телеканалах имеет свои особенности, но для начала рассмотрим состовляющие для всех новостных сюжетов, которые направлены на достижение максимальной объективности и точности передачи информации зрителям. Вот некоторые из них:
1. Скорость и оперативность:
Новости — это актуальная информация, поэтому съемка новостных сюжетов должна происходить оперативно, чтобы передать информацию зрителям в самые короткие сроки.
2. Команда профессионалов:
Каждый сюжет создается командой профессионалов, которые владеют технологиями съемки и монтажа, понимают, как правильно составлять сюжет, и умеют работать в режиме жестких дедлайнов.
3. Использование разных технологий:
Съемка новостных сюжетов может проводиться как с использованием обычных камер и микрофонов, так и с применением беспилотных летательных аппаратов (дронов), трансляционных устройств и прочих технологий.
4. Редакторский контроль:
Каждый сюжет проходит редакторский контроль, чтобы убедиться в том, что информация, которую он содержит, точна, достоверна и корректна.
5. Ограничения времени:
Новости должны быть короткими, чтобы уместиться в определенный отведенный для них временной слот. Это означает, что съемка новостных сюжетов должна быть компактной и эффективной, чтобы вместить максимальное количество информации в ограниченное количество времени.
6. Соблюдение этики:
Во всех новостях должны быть соблюдены этические нормы журналистской работы, включая точность, объективность и балансированность представления информации.
7. Подача материала:
Съемка новостных сюжетов должна быть сделана в таком стиле и формате, который наилучшим образом соответствует аудитории телевизионного канала. Это может быть формат новостного шоу или программы, особенности которых определяются стилем и тоном, с которым информация представляется зрителям.
8. Съемка на месте событий:
Часто для съемки новостных сюжетов журналисты выезжают на место событий, чтобы получить первоначальную информацию, понять суть происходящего и записать интервью с участниками происшествия.
9. Графические элементы:
Для наглядности и лучшего понимания сути новостных сюжетов используются графические элементы, такие как вставки с кадрами, графики, статистика и другие визуальные средства.
10. Монтаж:
Все материалы, полученные в процессе съемки, монтируются в один сюжет. В процессе монтажа происходит выбор наиболее значимых и интересных кадров, а также составление хронологической последовательности событий.
11. Трансляция:
После монтажа сюжет транслируется по телевизионному каналу в заранее определенное время, чтобы максимальное количество зрителей могли увидеть и услышать актуальную информацию.
Для того, чтобы достигать таких слаженности, оперативности и профессионализма команда, создающая продукт, использует несколько профессиональных терминов, которые необходимо рассмотреть перед анализом съёмки новостных программ:
—Подводка/отводка – вступление/концовка сюжета, чаще всего корреспондент рассказывает о мероприятии или подводит итоги.
—Синхрон – комментарий гостя/участника/ организатора мероприятия. Чаще всего корреспондент с микрофоном в кадре.
—Подсъёмы – короткие видео с мероприятия. Позже монтажёр соединит их в общую картину и подкладывает под них закадровый текст.
— Закадровый текст – текст, который мы слышим поверх подсъёмов.
—Лайвы – полноценное видео с мероприятия со звуком.
—Дрыжок – сильная тряска камеры.
—Расфокус – главный объект в кадре не в фокусе.
—Ракурс – угол съёмки.
—Кадр – видео в составе сюжета/репортажа. Со звуком или без.
— Тайм-слот — это определенное время в эфирном расписании, зарезервированное для конкретной программы или передачи.
Пример: Новостная программа «Пятница News» имеет тайм-слот каждую пятницу в 19:00-19:30 на канале «Пятница». Это означает, что каждую пятницу в указанное время в эфире будет транслироваться именно эта новостная программа. Тайм-слот может быть изменен в зависимости от того, какую программу решат транслировать на данном телеканале в определенный день и время.
Также в новостных сюжетах на телевидении применяется два типа съёмки- студийная и выездная. Они используются в кинематографии, телевидении и других областях медиа.
Студийная съемка — это съемка, которая происходит внутри студии, оснащённой специальным оборудованием, освещением и декорациями для создания необходимого фона. Этот тип съемки позволяет достичь высокого качества видео, звука и света, а также обеспечивает контролируемые условия для съемки. В студии можно использовать больший спектр профессионального оборудования. Студийная съемка может использоваться для создания новостных сюжетов, телепередач, рекламы, кинофильмов и т.д.
Выездная съемка — это съемка, которая происходит вне студии, на месте, где происходят события. Она требует специальное мобильное оборудование. Выездная съемка часто используется для создания новостных сюжетов, документальных фильмов, репортажей с мероприятий, интервью на месте событий и других подобных форматов.
Как правило, выбор между студийной и выездной съемкой зависит от целей проекта и технических требований. Некоторые проекты требуют контролируемых условий и высокого качества студийной съемки, в то время как другие проекты требуют быстрой и мобильной выездной съемки на месте событий.
Также выездная съемка предоставляет возможность снимать на месте событий, что позволяет получать более живые и естественные кадры, передавать атмосферу мероприятия, передавать эмоции и настроение участников. Она также позволяет получить уникальные ракурсы и перспективы, которые недоступны при студийной съемке.
Выездная съемка требует хорошей организации и планирования, так как могут возникнуть различные проблемы, связанные с местом, погодными условиями, шумом и т.д. Поэтому важно заранее планировать и подготавливаться к съемке, чтобы избежать проблем в процессе.
В целом, съемка новостных сюжетов на телевидении — это сложный процесс, который требует командной работы и хорошей координации между различными специалистами. Однако, благодаря использованию профессиональной терминологии и соблюдению журналистской этики, сюжеты могут быть представлены зрителям в максимально информативной, объективной и легко усваиваемой форме.
1.2. Влияние операторского и монтажного мастерства на успех и популярность сюжетов
Операторское и монтажное мастерство играют очень важную роль в создании успешных и популярных новостных сюжетов. Качественная работа оператора и монтажера может существенно повлиять на восприятие сюжета зрителем и его успех.
Оператор должен уметь правильно подбирать ракурс, свет, работать с фокусом, съемкой в движении и другими техниками, которые позволяют сделать кадры более выразительными и привлекательными для зрителя.
Монтажер же отвечает за создание общей композиции сюжета, подбор музыки, эффектов, за создание ритма и настроения сюжета. Он должен уметь правильно собрать кадры, чтобы создать целостную картину и удерживать внимание зрителя на протяжении всего сюжета.
Как правило, успешные новостные сюжеты имеют следующие характеристики:
1. Качественная работа оператора и монтажера.
2. Интересная тема сюжета.
3. Креативный подход к решению задачи.
4. Хорошо продуманный сценарий.
5. Качественный звук и музыкальное оформление.
6. Сбалансированное сочетание информации и развлекательных элементов.
При наличии всех этих элементов, новостной₽ сюжет может стать популярным и успешным, что приведет к повышению рейтингов программы и её привлекательности для рекламодателей. В современном мире без качественной картинки и структурировано поданной информации не удержать внимания зрителей. Один только плохой звук заставит переключить канал 90% людей.
Таким образом, операторское и монтажное мастерство играют ключевую роль в создании успешных и популярных новостных сюжетов. Их качество может существенно повлиять на восприятие сюжета зрителем и его успех, что в свою очередь влияет на популярность всей программы.
Например, новостной сюжет с интересной темой и хорошо продуманным сценарием может быть сильно испорчен некачественными кадрами или плохим монтажом. С другой стороны, качественный монтаж и креативный подход могут сделать даже скучную тему более интересной и увлекательной для зрителей.
Кроме того, операторское и монтажное мастерство не должны быть рассмотрены отдельно друг от друга. Часто, оператор и монтажер работают в тесном сотрудничестве, обсуждая различные идеи и предлагая свои решения, чтобы создать наилучший результат.
Важно отметить, что операторское и монтажное мастерство не являются самоцелью, а служат лишь инструментом для передачи информации. Поэтому при создании новостных сюжетов необходимо учитывать целевую аудиторию и передаваемую информацию. Также необходимо следить за этичностью и правдивостью передачи событий.
Таким образом, операторское и монтажное мастерство являются важными компонентами в создании новостных сюжетов. Их правильное сочетание и использование на практике помогают создать интересный, информативный и эффективный новостной сюжет, который будет интересен широкой аудитории.
1.3. Работа оператора в новостных программах на развлекательных каналах.
Съёмка новостных программ играет важную роль в передаче информации зрителям. Она помогает создавать атмосферу и акцентировать внимание на наиболее важных деталях, а также должна соответствовать тону канала. Не менее важно также создавать эффект присутствия у зрителя, ощущение нахождения на тех событиях, которые освещаются по телевизору.
Есть 2 типа съёмки – студийная и выездная (репортажи), и они требуют от видеооператора разных навыков. Для начала рассмотрим студийную.
Одной из основных задач студийного оператора на новостных сюжетах является создание композиции кадра, которая поможет передать информацию зрителю максимально ясно и понятно. Для этого используются различные виды планов, такие как:
1. Общий – план, в который вмещается человек в полный рост. Это может быть кадр с деревьями в полный рост, или парком, полным людей, но все в таком кадре будет сложно рассмотреть подробно.
2. Средний – план, в котором человек от макушки головы до локтей- пояса. Чаще всего используется при «говорящей голове» в кадре, так как это расстояние, на котором мы видим человека при диалоге.
3. Крупный – план, в котором помещаются только детали. Если крупно снять лицо человека – верхний край кадра будет начинаться в районе бровей, а нижний край на подбородке.
Общие планы используются для показа общей ситуации или местности, в которой происходит событие. Средние планы позволяют сфокусироваться на действующих лицах и деталях, которые необходимо выделить. Крупные планы используются для акцентирования внимания зрителей на определенных элементах, таких как лица, руки и жесты. Чем более эмоционален и значим у ведущего текст, тем больше оператор укрупняется на лицо.
Работа с освещением также является важным элементом композиции кадра. Она позволяет создать нужную атмосферу и выделить важные детали. Оператор использует освещение, чтобы подчеркнуть сильные стороны и скрыть недостатки сцены. Освещение также может использоваться для создания эффекта объемности и глубины в кадре. Ведущий в студии и корреспондент всегда должны быть выделены светом на передний план.
Еще одним важным элементом операторской работы на новостных сюжетах является движение камеры. Оно может использоваться для передачи определенной атмосферы, акцентирования внимания на определенных элементах или создания эффекта динамики. Пока корреспондент в кадре говорит подводку к репортажу, камера не останавливаются для создания динамики, если настроение шоу подходящее.
Оператор может использовать различные типы движения камеры чтобы передать нужную информацию и создать определенную атмосферу. Рассмотрим основные из них:
—Панорама – вращение камеры вокруг своей оси от нескольких градусов до полного круга вдоль и поперёк.
—Наезд/отъезд – движение камеры вперёд- назад от объекта.
— Проезд – следование за чем- либо или мимо них.
— Сложное движение камеры – сочетание типов движения камеры.
Однако, не менее важным является и стабильность кадра (статичность). В новостных сюжетах, где информация передается быстро и кратко, зритель не должен отвлекаться от сюжета из-за того, что кадр трясется или сильно двигается. Поэтому, оператор должен стремиться сохранять стабильность кадра, даже если использует движение камеры.
Студийный оператор также имеет навыки обращения с телевизионными камерами и всем большим спектром студийного оборудования.
Выездной видеооператор зачастую работает вместе с корреспондентом и снимает репортажи. Их задача- выехать на мероприятие, отснять и записать исходный материал, проследить за его качеством и отдать монтажёру.
Исходный отснятый материал должен быть:
—Подводка/отводка – снята правильно с точки зрения композиции кадра, света, движения, цвета и т. д.
—Синхрон – снята правильно с точки зрения композиции кадра, света, движения, цвета и т. д., сохранён ли акцент на интервьюируемом.
—Подсъёмы – разнообразны, разноплановы, соответствуют закадровому тексту.
— Закадровый текст – не имеет шумов, гула, перегруза и т. д.
—Лайвы – видео плавное, правильное по композиции кадра, цвету. Аудио не содержит шумы.
Критерии качественной видеооператорской работы:
Качество кадров — это критерий, который оценивает резкость, четкость и наличие планов кадров. Для достижения высокого качества кадров необходимо использовать штатив, правильно выбирать объектив и использовать режимы автоматической фокусировки.
Работа со светом — это критерий, который оценивает освещение объекта и использование светофильтров. Для достижения высокого качества съемки необходимо использовать дополнительные источники света, правильно располагать световые приборы.
Композиция кадра — это критерий, который оценивает расположение объектов на кадре. Для достижения высокого качества съемки необходимо правильно размещать объекты на кадре.
Движение камеры — это критерий, который оценивает плавность и углы съемки. Для достижения высокого качества съемки необходимо выбирать углы съемки, аккуратно снимать с рук или использовать стедикамы.
Съемка звука — это критерий, который оценивает качество звука и наличие внешних шумов. Для достижения высокого качества звука необходимо использовать микрофоны разных типов и избегать съемки в шумных местах.
Использование кадров — это критерий, который оценивает наличие разных планов, использование нестандартных ракурсов и монтаж с разных углов. Для достижения высокого качества съемки необходимо использовать аэросъемку, таймлапсы и различные ракурсы и углы съемки.
Композиция кадра, движение камеры, освещение и звуковое сопровождение — все эти аспекты играют важную роль в создании качественного и интересного сюжета. Все это помогает создавать увлекательные, познавательные и запоминающиеся сюжеты, которые привлекают внимание зрителей и удерживают его на протяжении всей программы.
1.4. Монтаж новостей на развлекательном телеканале
В мире журналистики монтаж является одним из наиболее важных этапов производства новостных сюжетов. Этот процесс позволяет редакторам собрать информацию из разных источников, организовать ее и представить в виде готового продукта для зрителя. В данном параграфе рассмотрим процесс производства видео после окончания съемок (постродакшн).
В постпроизводстве принимают участие не только монтажёр, но и обязательно редактор. Зачастую на телеканалах корреспондент также принимает участие как в написании своего сюжета, так и в его монтаже. Иногда видеооператоры сами монтируют свои исходные материалы.
Основные принципы монтажа в журналистике:
1. Краткость и ясность сообщений: новостной сюжет должен быть кратким и лаконичным, чтобы зритель мог быстро и легко усвоить информацию. Каждое слово и каждый кадр должны нести определенную смысловую нагрузку.
2. Логическая последовательность и структура сюжета: новостной сюжет должен иметь четкую и логическую структуру, чтобы зритель мог легко следовать за ходом событий. Это достигается путем правильного выбора порядка и сочетания кадров.
3. Работа с звуковыми эффектами и музыкой: звуковое сопровождение является не менее важным, чем визуальная составляющая. Звуковые эффекты и музыка должны быть хорошо подобраны и использованы так, чтобы они соответствовали общему настроению сюжета и акцентировали внимание на важных моментах.
Монтаж новостного сюжета является процессом, в ходе которого различные элементы, такие как видео, звук и текст, комбинируются в один сюжет, чтобы передать зрителю информацию. Монтаж должен быть логичным и последовательным, чтобы зритель мог легко понять, что происходит на экране, но и не слишком медленным, чтобы удержать внимание аудитории.
Ниже приведены основные этапы монтажа новостных сюжетов:
1. Сценарий: Сначала необходимо разработать сценарий сюжета. Это позволит определить, какие элементы должны быть включены в сюжет, и как они должны быть организованы.
2. Сбор материалов: Затем необходимо собрать материалы для сюжета. Это может включать в себя съемку видео, запись звука и сбор текстовой информации.
3. Определение ключевых моментов: После того, как материалы собраны, необходимо определить ключевые моменты, которые должны быть включены в сюжет. Это могут быть важные события, интервью или факты.
4. Организация материала: Затем необходимо организовать собранный материал. Это может включать в себя упорядочивание кадров видео, редактирование звуковых дорожек и пр.
5. Создание монтажной линии: После того, как материалы организованы, необходимо создать монтажную линию. Это позволяет определить, как материалы будут следовать друг за другом и как они будут сопоставляться.
6. Редактирование: Затем необходимо приступить к редактированию сюжета. Это включает в себя устранение ошибок, улучшение потока сюжета и создание плавных переходов между элементами.
7. Звук: Заключительный шаг — добавление звука в сюжет. Это может включать в себя добавление музыки, звуковых эффектов или голосовых комментариев.
Каждый из этих этапов монтажа новостных сюжетов является важным для создания логичного и понятного сюжета. Чем лучше они будут выполнены, тем лучше будет качество конечного продукта.
Рассмотрим особенности монтажа новостных сюжетов на развлекательных телеканалах:
1. Ритмичный и динамичный монтаж — создает ощущение быстроты и энергии. Это связано с тем, что такие телеканалы ориентированы на молодую аудиторию, которая предпочитает более динамичные и захватывающие сюжеты.
2. Использование ярких и насыщенных цветов — привлекают внимание зрителя и создают эффект оригинальности. Это также помогает отличить развлекательный канал от всех остальных.
3. Использование нестандартных решений в монтаже — часто используются нестандартные для «федеральных» каналов решения в монтаже, например такие как быстрый монтаж, эффект съёмки блога, анимация и графические элементы. Это помогает создать более интересный и запоминающийся материал.
4. Использование музыкального сопровождения — важный элемент монтажа на любом телеканале. Она помогает создать определенную атмосферу и передать нужные эмоции. Музыка используется в качестве фонового звука или для создания эффектов.
Эффективные приемы монтажа играют важную роль в создании высококачественных новостных сюжетов. Некоторые из этих приемов включают:
Использовать те подсъёмы, которые воспроизводят то, о чём говорится в закадровом тексте: этот приём облегчает людям восприятие информации на слух, подкрепляя её визуально.
Использование текстовых оверлеев для передачи информации: они могут использоваться для передачи важной информации, такой как имя и деятельность интервьюируемого, даты и времени событий, а также для обращения внимания на ключевые моменты сюжета.
Создание эффекта динамики: на развлекательных телеканалах аудитория особенно нетерпелива и просит активности. Для этого используется особенно яркие цвета, весёлая музыка и быстрый темп в монтаже сюжета.
Эти эффективные приемы монтажа позволяют создавать увлекательные и понятные новостные сюжеты, которые могут заинтересовать и удержать внимание зрителей. Однако важно помнить, что использование этих приемов должно быть обоснованным и соответствовать теме и целям сюжета.
Выделим следующие критерии качественного монтажа:
— Использование кадров — это критерий, который оценивает наличие разных планов, использование нестандартных ракурсов и монтаж с креативным подходом. Для достижения высокого качества съемки необходимо использовать больше различных ракурсов и углов съемки
.
— Ритм и настроение — это критерий, который оценивает правильную подачу информации и сочетание развлекательных элементов и серьезных тем. Для достижения высокого качества необходимо использовать музыкальное оформление и правильно подбирать темп.
— Использование монтажных приёмов- это критерий, который оценивает оригинальные и необычные приемы и правильную смену планов и ракурсов. Для достижения высокого качества необходимо использовать эффекты, сочетать кадры с разных углов и ракурсов, и использовать таймлапсы.
— Подача информации — это критерий, который оценивает ясность и понятность подачи информации и правильное сочетание текста и видео. Для достижения высокого качества необходимо использовать информацию в закадровом тексте и подбирать кадры, соответствующие тексту.
— Стиль и оформление — это критерий, который оценивает наличие узнаваемого стиля и оформления программы и привлекательный дизайн. Для достижения высокого качества необходимо создавать уникальный стиль и оформление программы и использовать эффекты и анимацию.
Особенности монтажа новостных сюжетов на развлекательных телеканалах связаны с ориентацией на молодую аудиторию, которая предпочитает более динамичные и захватывающие сюжеты. Ритмичный и динамичный монтаж, использование ярких и насыщенных цветов, нестандартные решения в монтаже, музыкальное сопровождение и короткие сюжеты являются основными элементами, которые помогают создать более интересный и запоминающийся материал.
1.5. Использование технических средств и оборудования при съемке
Технические средства и оборудование играют важную роль в создании качественных телевизионных материалов, в том числе новостных сюжетов. Современные технологии позволяют операторам и режиссерам создавать произведения высокого уровня, достигая тем самым новых высот в искусстве кино и телевидения. В этом параграфе будут рассмотрены основные технические средства и оборудование, используемые при съемке новостных сюжетов на развлекательных телеканалах.
Оборудование, используемое для создания сюжетов:
1. Типы камер:
Так как большинство каналов транслируют картинку разрешением Full HD(1920-1080) и принятая частота кадров 24 к./с., рассмотрим технику, отвечающую этим характеристикам.
DSLR( зеркальные камеры)- имеют сменный объектив, оптический видоискатель, систему автофокуса, широкий ассортимент цен, а также мобильны и многофунциональны. Этот тип камер нередко используется на развлекательных телеканалах.
Беззеркальные камеры- имеют сменный объектив, систему автофокуса, широкий ассортимент цен, они мобильны и тоже многофункциональны. Несмотря на отсутствие видоискателя, этот тип камер выбирают для съёмки на развлекательных телеканалах чаще всего засчёт того, что автофокус здесь зачастую работает лучше, чем в зеркальных камерах. Особенно это необходимо при съёмке быстродвижущихся предметов.
Телевизионные видеокамеры- оборудованы под прямые эфиры, многокамерную съёмку, имеют большой оптический зум. Они большие, дорогие и их используют для записи в студии.
Экшн-камеры- широко используются на развлекательных телеканалах. Несмотря на то, что изображение с такой камеры всегда будет отличаться от профессиональной аппаратуры, ей отдают предпочтение из-за её мобильности. Средний вес экшн-камеры составляет 100 г. и она помещается в кулак среднестатистического взрослого человека.
2. Оборудование для установки и стабилизации камер:
Штативы — используются для установки камер на месте съемки.
Стедикамы — используются для съемки с рук и позволяют создавать плавные и стабильные кадры.
Краны – используются в студии для многокамерной съёмки и съёмки больших действий.
3. Различные типы объективов и их особенности:
Классифицируем по фокусному расстоянию объектива. Оно определяет его поле зрения, расширяются угловые размеры пространства, которые можно передать на экране.
Широкоугольный объектив — позволяет снимать много пространства в кадре и получать информативные общие планы, панорамы.
Нормальные объективы — передают пространство так, как его видят глаза человека. На развлекательных телеканалах используются чаще всего.
Длиннофокусные объективы(телевизионные) – используются при съёмке отдалённых объектов, хорошо приближают.
Камеры и оборудование являются основой хорошего кадра, но не менее важно и то, как оператор умеет использовать в работе предоставленную ему технику.
Например, если оператор снимет подводку на широкоугольный объектив, у корреспондента в краях кадра визуально на экране растянется лицо. Или имея хорошую беззеркальную камеру можно испортить кадр неверно выстроенным балансом белого, iso и т. д.
При съемке новостных сюжетов, звуковое оборудование также играет важную роль. Качество звука и ясность речи являются ключевыми элементами для успешной передачи информации. Рассмотрим основные технические средства, используемые для записи звука на новостных съемках.
Микрофоны и их типы:
1. Обычные микрафоны- подключаются через кабель напрямую в камеру. Бюджетно, на крупных телеканалах используется редко.
2. Беспроводные микрофоны – подключаются с помощью накамерного ресивера. Самый распространённый вариант на текущее время ещё и благодаря тому, что с таким микрофоном можно снимать на большом расстоянии без потери качества звука.
3. Петличный микрофон – крепится на одежду спикера и подключается к камере ( через провод или радио-систему). Используется чаще в студийных съёмках. Основное преимущество- такой микрофон почти не видно в кадре.
4. Микрофон- пушка – крепится на камеру или обвес, на телевидении используется редко. Его используют при съёмке с близкого расстояния.
Кроме основного оборудования, такого как камеры, объективы и микрофоны, операторы также могут использовать различные аксессуары и дополнительное оборудование, которые помогают повысить качество съемки и обеспечить дополнительную стабильность кадра.
Одни из наиболее распространенных аксессуаров — это штативы и моноподы. Они позволяют оператору установить камеру в нужном положении и держать ее стабильно в течение съемки. Штативы могут быть различных размеров и типов, от небольших и легких для портативной съемки до более крупных и тяжелых для использования в студийных условиях. Моноподы, в свою очередь, представляют собой одноногую опору для камеры, позволяющую оператору быстро и легко изменять положение камеры во время съемки.
Кроме того, операторы могут использовать дополнительные аксессуары, такие как риги и стедикамы, которые помогают обеспечить дополнительную стабильность кадра и уменьшить тряску камеры во время движения. Риги — это конструкции, к которым камера крепится с помощью специальных креплений. Это позволяет оператору контролировать камеру с большей точностью и уменьшить вибрации. Стедикамы представляют собой системы подвеса, которые используются для съемки на ходу. Они помогают оператору удерживать камеру в горизонтальном положении и предотвращать тряску во время движения.
Использование такого дополнительного оборудования и аксессуаров позволяет операторам создавать более стабильные и высококачественные кадры, что является важным аспектом при работе на новостных съемках. В целом, процесс является многоэтапным и требует от оператора профессиональных знаний и навыков работы с оборудованием.
Итак, одними из наиболее значимых в сетке вещания большинства российских телеканалов являются телепрограммы новостей. Наибольшее количество зрителей приходится на новостные программы. Этим и может объясняться регулярность их функционирования, точное, ничем и никогда ненарушимое место в программе. Как правило, телевизионный корреспондент имеет дело с актуальными событиями и явлениями общественной жизни. В сфере его профессионального интереса в основном новости. Новостная журналистика – сфера информационной деятельности журналиста, в которой:
⎯ факт важнее, чем его интерпретация или анализ;
⎯ решающую роль играют не языковые изыски журналиста, а скорость обработки и передачи информации;
⎯ события должны освещаться объективно и беспристрастно;
⎯ умение репортера распознавать важные и общественнозначимые события и его способность своевременно доносить их до массовой аудитории ценятся выше всего.
2. Операторское мастерство при съемке новостных сюжетов программы «Пятница News» и монтаж новостных сюжетов
2.1. Новостная программа «Пятница News»
«Пятница News» — это новостная программа, которая выходит каждую пятницу на телеканале «Пятница». Она содержит краткий обзор наиболее важных событий недели в России и за рубежом. Сценарий программы «Пятница News» строится вокруг актуальных новостей и событий, происходящих в мире. Она включает в себя обзор главных новостей, репортажи, интервью с экспертами и обсуждения наиболее важных тем. Длительность – около 23 мин.
Подача информации в программе «Пятница News» является одним из главных критериев ее качества. Ясность и понятность подачи информации и правильное сочетание текста и видео помогают зрителю получить полную картину происходящего.
Стиль и оформление программы «Пятница News» уникальный и узнаваемый. Программа содержит привлекательный дизайн и эффекты, которые делают ее более привлекательной и запоминающейся. Брендированный микрофон, уникальное розово- зелёное цветовое решение, всегда весёлая фоновая музыка и динамичный масштаб делает «Пятницу News” лучшим примером для рассмотрения съёмки новостных сюжетов на развлекательных телеканалах.
Ритм и настроение программы «Пятница News» подбираются таким образом, чтобы привлечь внимание зрителей и поддерживать их интерес на протяжении всей программы. Программа содержит развлекательные элементы и серьезные темы, которые помогают зрителю получить полную картину происходящего.
В настоящее время программу ведут:
Игорь Лантратов (2011—2013, c 5 марта 2018)
Ольга Благодарская (с 7 декабря 2015)
Жанр новостной программы «Пятница News» — информационное телевизионное шоу.
Аудитория новостной программы «Пятница News» может быть достаточно широкой и разнообразной, так как программа охватывает различные темы и события, которые могут быть интересны широкому кругу зрителей. Возможно, что аудитория программы складывается из людей, интересующихся актуальными событиями и новостями, как в России, так и за рубежом. Также возможно, что среди зрителей могут быть люди, следящие за политической и экономической ситуацией в стране, а также те, кто интересуется культурной жизнью и спортом.
2.2 Анализ съемки новостных сюжетов на примере программы «Пятница News»
Проведем обзор наиболее удачных сюжетов и решений в рамках программы «Пятница News».
В программе «Пятница News» ведущий читает подводку к сюжету или рубрике. Также некоторые короткие сюжеты он озвучивает сам. Здесь происходит студийная съёмка и работает студийный оператор – он выставляет свет, ставит ведущего в кадр, две камеры- одна для общего плана, вторая для среднего, выстраивает угол наклона горизонта, общие настройки камер, проверяет ресивер от петличного микрофона на ведущем через подключенные к камере наушники и начинает запись на камерах. По ходу записи выпуска он следит за кадром в двух камерах, звуком, светом и т.д. После этот исходный материал студийный оператор отдаёт монтажёру.
В программе «Пятница News» помимо репортажей и ведущего в студии, есть постоянные рубрики, в создании которых участвуют только монтажёр и ведущий этих рубрик. Обозначим их здесь и более не будем рассматривать в выпусках, так как они однотипные относительно монтажных приёмов:
• «Идём в кино»
Монтажёр нарезает трейлеры к фильмам где-то в лайв, а где-то оставляя только картинку и подкладывая закадровый текст.
• «Обзор блогов»
Монтажёр нарезает видео из Тик- Ток где-то в лайв, а где-то оставляя только картинку и подкладывая закадровый текст.
• Рейтинг «Герой дня»
Монтажёр нарезает видео тех кандидатов, о которых говорит ведущий, оставляя только картинку и подкладывая закадровый голос.
• «Гороскоп»
Закадровый голос ведущей и монтажёр анимирует символы на экране.
• «Чарты мира»
Монтажёр нарезает клипы где-то в лайв, а где-то оставляя только картинку и подкладывая закадровый текст ведущей
• «Приложение дня»
Ведущая сидит в кресле и статичном среднем плане. Монтажёр лишь укрупняет или отдаляет кадр для создания динамики и добавления выразительности монологу ведущей.
• «Таблоиды»
Монтажёр делает презентацию из страничек сайтов журналов, анимирует статьи и фото из них, подкладывая закадровый текст.
• «Дата дня»
Монтажёр делает презентацию, подборку кадров по теме. Он анимирует статьи и фото, подкладывая закадровый текст.
Звук и цветорекция в программе «Пятница News» идеальны, оператор и монтажёр качественно выполняют свою работу.
Рассмотрим самые яркие моменты операторской и монтажной работы. На примере 5 выпусков программы.
1. Пятница News 52 выпуск
Хороший пример актуального сюжета, который может быть включен в новостную программу, может быть связан с мировыми новостями, такими как, например, развитие событий в конфликте на Ближнем Востоке, крупные экономические новости, международные соглашения или крупные катастрофы и происшествия. Для региональных новостей, такие сюжеты могут быть связаны с важными событиями в регионе, например, с развитием местной экономики, общественных мероприятий или крупных происшествий в регионе.
Содержит рубрики: «Обзор блогов», «Чарты мира», «Приложение дня», «Таблоиды», «гороскоп».
Выпуск начинается с заставки шоу. Ведущий представляется на общем статичном плане, разбавляется всё перебивками видео из интернета.
Сюжет про суд Гвинет Пелтроу полностью состоит из нарезок с записи сюда. Сюжет из большого московского цирка и кореспондент с оператором находятся на месте событий. Здесь о чём говорится в закадровом тексте- то и воспроизводится на экране.
Синхрон короткий и больше внимания с точки зрения угла съёмки оператор уделил корреспонденту, что не очень хорошо.
На втором с гимнасткой Полиной Шапиловой оператор исправил ситуацию и акцент уже полностью на ней.
Что касается монтажа, то тут можно отметить не очень приятную склейку, корреспондент явно заранее задал вопрос и там весь кадр сильно стрясся. Можно было бы переформулировать закадровый текст так, чтобы вырезать вопрос и оставить сразу ответ интервьюируемой, но это зависит не только от монтажёра.
Третий синхрон с артистами- попугаями показывает профессионализм оператора, в непредвиденной ситуации с тремя людьми и двумя птицами в кадре он аккуратно снял камеру со штатива и вручную снял крупный план ведущего с севшим на его плечо попугаем.
Синхрон с Вячеславом Гончаровым имел очень много прямых склеек и дрожания камеры. Переодически на лице у спикера был расфокус. Подводка к следующему репортажу «Что происходит за пределами мкад» такая же- общий, средний. Показаны табло, люди в зоне ожидания. Синхрон по постановке кадра хороший, оператор подсветил лица при помощи переносного света и это также говорит о его профессионализме. Тоже много дрыжков камеры, особенно под конец синхрона. В конце отводки оператор сделал панораму вверх на надпись в железнодорожном вокзале « Добро пожаловать в Москву».
Монтажёр демонстрирует свой профессионализм, большая часть всего выпуска состояла из сюжетов без корреспондента, и они были смонтированы динамично, отражая тон проекта. Студийные операторы всегда снимают ведущего с запасом пространства справа для вставок, которые туда для динамики и наглядности помещает монтажёр.
2. Пятница News 28 выпуск
В 28 выпуске новостной программы «Пятница News» видеооператоры продемонстрировали высокое качество и профессионализм своей работы. В сюжетах использовались высококачественные кадры, которые были сняты в соответствии с правилами съемки, удерживались в фокусе и были четкими и резкими. Также видеооператоры продемонстрировали умение работать со светом, используя правильное освещение и светофильтры для создания наилучшей атмосферы и настроения.
Они также продемонстрировали способность работать с различными ракурсами и планами, используя законы золотого сечения и другие принципы композиции кадра, что позволило создать эстетически привлекательные кадры. Монтажеры продемонстрировали высокий профессионализм в работе со звуком, используя различные микрофоны для достижения наилучшего качества звука и избегая съемки в шумных местах.
Также был показан высокий уровень подготовки и информированности по рассматриваемым темам. Использовалась актуальная и достоверная информация, что позволило сформировать полную картину событий и представить ее зрителям в наиболее объективном свете.
Благодаря высокому качеству и профессионализму сотрудников, съемка 28 выпуска программы «Пятница News» была выполнена на высшем уровне, что повысило общее качество программы и сделало ее более привлекательной для зрителей.
Содержит рубрики: «Идём в кино», «Обзор блогов», рейтинг «Герой дня», «гороскоп».
Первый сюжет «Массовая свадьба в Никарагуа». Монтажёр вставляет динамичные кадры со свадьбы на закадровый голос. Сюжет про свадьбу Алексея и Марии на катке начинается с ними, катающимися на катке в общем плане. Далее идёт важное укрупнение на коньки, это именно то, что человек сразу и хочет рассмотреть поближе. Далее идёт панорама молодожёнов в среднем плане и снова общий с игрой объектива оператором. Кореспондент говорит «Из гостей лишь толпа журналистов…» на экране проезд с журналистами, снимающими пару. Синхрон с парой снят на две камеры, первая очень тряслась, переодически в кадре появлялся пушечный микрофон. Эффектом «Выталкивание» монтажёр переносит зрителя в Загс и в среднем плане показывает как Алексей надевает кольцо на палец Марии.
Следующий синхрон снят с неудачного ракурса, лица всех спикеров не видны в кадре и даже когда кадр урезает корреспондента, говорящий Алексей повёрнут к зрителю в профиль и у него урезается голова. Подсъёмы в этом сюжете насыщенные, много кадров разных свадеб с разных ракурсов и в разных крупностях. Последний подсъём в этом сюжете – очень яркая панорама как невеста в белом платье на коньках бросает букет и его ловит девушка.
Оператор среагировал и укрупнился на неё, что говорит о нём, как о квалифицированном специалисте. Подводка к следующему сюжету – это полностью статичный средний план. Монтажёр сюжета о невесте с луком вместо цветов сделал очень динамичный сюжет из подсъёмов со свадьбы и интервью online.
Следующий сюжет начинается с очень быстрой панорамы, и в конце кадра идёт укрупнение масштаба на артиста у пресс волла. Далее кадр в среднем плане с другого ракурса этой же девушки, что правильно. Зритель как раз хотел её рассмотреть. Кадры из фильма выбраны динамичные. В закадровом тексте говорится про Никиту Ефремова – на экране он у Пресс Волла.
Синхрон с Ефремовым не качественен по звуку – присутствует гул. И оператор не сменил широкоугольный объектив на обычный, из- за чего края баннера визуально закругляются. Далее идут проезд сквозь зрительные ряды и кадры со сцены. Сюжет «100 лет назад вскрыли погребальную камеру Тутанхамона» составлен из фото, меняющих масштаб, из синхрона исследователя и подсъёмов гробницы.
Следующий далее сюжет про «Поклонников Древнего Египта» начинается с синхрона с экскурсоводом. Оператор подсветил им лицо и камеру направил на неё в среднем ракурсе. В этом сюжете присутствуют подсъёмы музейных экспонатов, тут есть такие движения камеры как панорама, наезд, отъезд. Подсъём листания интервьюируемым книгу с уровня его глаз — хорошее решение для разнообразия картинки. Далее идут крупные планы с деталью из книги и взаимодействие героя с книгой. В синхронах при укрупнении масштаба на герое, монтажёр оставляет часть лица корреспондента в кадре, чего не стоит делать. П
осле нескольких подсъёмов из музея и закадрового текста корреспондента мы видим его на экране с отводкой. Оператор заранее укрупнился с помощью зума и в конце отводки выполняет отъезд, кадр из среднего становится общим и мы видим как молодого человека заматывают в бумагу. Заканчивается сюжет статичным кадром статуэтки в полный рост, следом крупный план с её лицом.
3. Пятница News 17 выпуск
В 17 выпуске новостной программы «Пятница News» был использован профессиональный видеооборудование высокого уровня для создания высококачественной и привлекательной съемки. Камеры были правильно настроены и использовались совместно с качественными объективами для обеспечения высокого качества изображения. Все кадры были заранее продуманы и запланированы, чтобы обеспечить плавность переходов и логичное развитие сюжета.
Кроме того, было обеспечено правильное звуковое оборудование, которое позволило записать качественную звуковую дорожку для программы. Звуковые эффекты и музыкальное оформление были также хорошо подобраны и интегрированы в программу для создания соответствующего настроения.
Съемка проходила в студии, которая была специально подготовлена и оборудована для создания новостной программы высокого качества. Это включало использование специального освещения, мониторов и другого технического оборудования для создания оптимальных условий для съемки.
В целом, правильный выбор оборудования, настройка камеры и звукового оборудования являются важными факторами для создания высококачественной новостной программы, такой как «Пятница News». В 17 выпуске было продемонстрировано высокое качество технической реализации, что позволило создать привлекательный и увлекательный контент для зрителей.
Содержит рубрики: «Дата дня», «Обзор блогов», рейтинг «Герой дня», «таблоиды», «гороскоп».
Например, в сюжете о китовом мясе нет корреспондента и кадры предоставлены монтажёру накала. Монтаж динамичный и полностью следует закадровому тексту. Сюжет «Необычные десерты московских ресторанов» начинается с подсъёмов готовящей девушки, подготавливая зрителя к синхрону с ней. Оператор делает больший акцент на корреспондента, но так как девушка изначально развернулась лицом в камеру – это не портит кадр.
Далее в подсъёмах её готовки много крупных планов процесса. Когда ведущий в лайве пробует приготовленное на камеру, оператор снимает с рук и выполняет сложные движения камеры. Вновь подсъёмы готовки и еды, и вновь корреспондент пробует десерт на камеру. Здесь оператор менял крупность кадра за счёт зума на объективе.
Сюжет «Выставка современного искусства а Гарлеме» начинается с общего статичного плана, далее крупный на лица посетителей и далее крупная деталь с одной из картин выставки. Здесь много движений наезд/отъезд на картины, синхроны очень короткие с организатором и одним из экспонентов без корреспондента в кадре.
4. Пятница News 1 выпуск
В первом выпуске программы «Пятница News» съемочная группа использовала различные нестандартные приемы, чтобы создать удачные и запоминающиеся сюжеты. В одном из сюжетов, посвященных новым технологиям, был использован таймлапс — эффект, при котором последовательность событий сжимается во времени. Такой прием помог создать интересный и динамичный сюжет, который запомнится зрителям.
В другом сюжете, связанном с культурной жизнью города, был использован нестандартный ракурс — камера снимала событие с высоты птичьего полета. Этот прием позволил зрителям увидеть событие с новой, необычной перспективы, что сделало сюжет более интересным и запоминающимся.
Также в программе использовались различные графические элементы, такие как анимации и графические вставки, которые помогли проиллюстрировать сюжеты и сделали программу более визуальной и привлекательной для зрителей.
Кроме того, съемочная группа также использовала различные эффекты и переходы, чтобы сделать сюжеты более динамичными и интересными для зрителей. Например, в одном из сюжетов использовался эффект «замедленной съемки», который позволил подчеркнуть драматичность и эмоциональность события.
Также был использован прием «переключения ракурсов», когда камера снимает объект с разных ракурсов и углов, что создает более полное и разнообразное представление о происходящем.
Одним из примеров использования графических элементов и эффектов может быть сюжет о погоде. Здесь съемочная группа использовала анимированные карты и графики, чтобы показать прогноз погоды в различных регионах. Такой прием не только помог визуализировать информацию, но и сделал сюжет более интересным и привлекательным для зрителей.
В целом, использование креативных и оригинальных приемов в съемке программы «Пятница News» помогает создавать удачные и запоминающиеся сюжеты, которые привлекают внимание зрителей и делают программу более интересной и разнообразной.
Содержит рубрики: «Обзор блогов», рейтинг «Герой дня», «таблоиды», «гороскоп».
Начинается выпуск с ведущего в студии, который говорит подводку к сюжету о массовом заплыве. Первый кадр с общего ракурса купающихся участников. Далее пока корреспондент говорит закадровый текст, подсъёмы составлены информативно под него. Здесь использованы креативные переходы и звуки.
Следующий сюжет начинается с двух панорам. В них главный герой Филипп следует к себе в рабочий кабинет. Далее средние планы чередуются с крупными и все посвящены главному герою – доктору. В этом сюжете особенно часто используется эффект резкого зумирования.
В «Топе печатных хитов» ведущая стоит в статичном среднем плане и монтажёр для динамики лишь переодически менял крупность и добавлял вставки и анимацию в углы видео. Всегда дополняя ими то, о чём говорит консультант. Ведущий в студии на не длинных подводках к сюжетом не меняет камеру . Так допустимо делать только со средним планом.
5. Пятница News 8 выпуск
Примером того, как способность адаптироваться может повлиять на создание удачных сюжетов в рамках новостной программы «Пятница News», может служить выпуск программы, который был посвящен крупному происшествию — например, пожару в жилом доме или аварии на дороге.
Для создания удачного сюжета журналисты и съемочная группа должны быстро приспособиться к новой ситуации и принять быстрые решения по мере развития событий. Это может означать изменение планов съемки, быстрое перемещение на место происшествия, использование различных технических приемов и т.д.
Например, в 8 выпуске программы «Пятница News» может быть сюжет о крупной пожарной аварии, которая произошла в Москве накануне выпуска программы. В этом случае журналисты и съемочная группа должны быстро приспособиться к новой ситуации и принять быстрые решения, чтобы получить качественные кадры и создать удачный сюжет, который бы отразил последствия этой аварии для людей, живущих в этом районе.
Помимо крупных происшествий, способность быстро адаптироваться и принимать быстрые решения также может быть важна в других ситуациях, связанных с актуальными событиями в мире и в России.
Например, в новостной программе «Пятница News» может быть сюжет о крупном экономическом решении, которое было принято правительством в последние несколько часов до трансляции программы. Журналисты и съемочная группа должны быстро адаптироваться к новой ситуации и принять быстрые решения, чтобы получить качественные кадры и создать удачный сюжет, который бы отразил последствия этого решения для экономики и жизни обычных людей.
В целом, способность адаптироваться и принимать быстрые решения является важным фактором для создания удачных сюжетов в новостной программе «Пятница News». Чем быстрее и профессиональнее журналисты и съемочная группа смогут приспособиться к новой ситуации и принять необходимые решения, тем более удачным и актуальным окажется созданный сюжет.
Содержит рубрики: «Идём в кино», «Обзор блогов», рейтинг «Герой дня», «Таблоиды», «гороскоп».
Выпуск начинается с заставки, после появляется ведущая в студии и объявляет тему выпуска. Первый сюжет «Индия обогнала Китай по численности населения» составлен монтажёром из видеороликов в свободном доступе. Подсъёмы подобраны соответствуя теме канала и самого сюжета, также поставлены в порядок с соблюдением правил монтажа и смысловой нагрузке закадрового текста.
Второй сюжет – «Крупнейший автосалон на родине Болливуда» сделан в основном из статичных общих планов. Панорама внутри машины и синхрон в ней же выглядят очень креативно.
Сюжет «Как подготовиться к крещенским купаниям» начинается с подводки корреспондента на улице, что также говорит об особенностях выездной видеооператорской работы на развлекательных телеканалах.
Далее идёт подсъём купания в проруби общий и крупно секундомер в руке тренера плавца. Далее общий лайв с их взаимодействием. Такой монтаж позволяет всего за три кадра объяснить зрителю что происходит на экране.
Далее подсъём со следованием за девушкой в проруби. Синхрон с тренером сборной по зимнему плаванью без корреспондента и на фоне посуда, сахар чай и т.д. Выбрана неудачная локация для съёмки оператором.
Далее идут подсъёмы разминки на улице. Снег очень засвечен, следовало воспользоваться ND фильтрами. Во время синхрона с пловцом оператор с рук выполняет такие движения камеры, как наезд и отъезд.
Далее чередуются подсъёмы тренировки на улице, синхрон с любителем купаний. Много кадров взяты из личного архива героя, такие как видео и фотографии. Монтажёр органично встроил их в сюжет. Кадр где героиня открывает дверь в баню с улицы, и только после идёт первый подсъём с бани изнутри. Заканчивается сюжет горизонтальной панорамой посетителей.
Сюжет «Помнят ли москвичи творчество Валентина Серова» состоит из нарезки нескольких синхронов. Все в среднем плане, монтажёр на всех переодически укрупнялся для поддержания динамики. Ведущего в основном не было в кадре. В жанре «опрос» сюжет часто состоит преимущественно или только из синхронов, что целесообразно.
Итак, можно отметить следующие этапы подготовки новостного телевизионного сюжета на телеканале: процесс съёмки, предмонтажная подготовка, редактирование и монтаж. Мы можем выделить главные составляющие, при создании телевизионного сюжета:
1. Главная задача репортера на съемке — сбор информации.
Это означает:
➢ фиксировать факты;
➢ задавать вопросы свидетелям, экспертам и участникам, записывать их синхроны;
➢ находить важные документы и артефакты;
➢ выискивать интересные подробности, детали;
➢ определить основной конфликт для будущего сюжета;
➢ проникнуться духом, эмоциями события, чтобы придумать историю.
2. Главные компоненты, которые включает в себя процесс съёмки:
1. Синхрон
2. Видеоряд
3. Лайв
4. Стендап
3. Написание закадрового текста – есть основа и начало предмонтажной подготовки новостного телевизионного сюжета.
Синхроны, видеоряд, лайвы и стендап: всё это под закадровый текст корреспондента становится сюжетом.
На данном этапе мы выделяем следующие стратегии при создании новостного телевизионного сюжета:
1. Процесс съёмки новостного телевизионного сюжета. Стратегия включает в себя ряд методов.
2. Предмонтажная подготовка новостного телевизионного сюжета. Методы, которые мы выделили на уровне данной стратегии включают в себя приёмы создания текста.
3. Редактирование и монтаж новостного телевизионного сюжета.
Глава 3. Новейшие технологии в стратегии подготовки новостного телевизионного сюжета
С каждым разом процесс создания медиапродуктов меняется в лучшую сторону. Так, журналисты-телевизионщики развлекательного канала, раньше первым этапом должны были «отсматреться» и в точности знать таймкод синхронов. Расшифровать синхроны, написать текст, отдать сюжет на монтаж. Сейчас в век развития технологий, создание сюжетов значительно облегчилось.
В 2020 году на телеканале «Пятница» полностью обновили 14 оборудование. Была установлена новая комплектация «NewsHouse». Она включает в себя несколько программных модулей: DataBase, NewsPlan, NewsEdit, NewsPlay, NewsPrompter.
Для того чтобы выявить стратегии создания новостного телевизионного сюжета, мы рассмотрим программные модули NewsPlan и NewsEdit. Программный модуль NewsPlan [см. Приложение 1, рис 1] является многопользовательской работой журналистов, редакторов и выпускающих в единой сетевой среде. Обеспечивает планирование выпусков, подготовку сценарных планов новости, контроль над исполнением. Позволяет готовить новости с различными типами подачи материала: синхрон, студия и так далее.
Обеспечивает совместную работу журналистов над одним выпуском или новостью. Позволяет редактору удалённо следить и оперативно корректировать работу журналиста.
Позволяет выполнять простой видеомонтаж «в стык», определять титры и графику, синхронизировать видео, текст и графику, формировать монтажные проекты для дальнейшей передачи в системы нелинейного монтажа. Обеспечивает просмотр сюжетов и выпуска в целом в высоком и низком разрешениях.
Рассмотрим подробно программный модуль NewsPlan. Каждый компьютер, закрепленный за журналистом компании телеканала «Пятница» имеет доступ к данной системе. При включении компьютера требуется ввод данных: Логин (фамилия корреспондента) и Пароль. При входе в систему компьютера программный модуль NewsPlan попросит ещё раз вести пользовательские данные [см. Приложение 1, рис 2]. Открывается окно, в котором журналист может приступать к предмонтажной работе своего сюжета [см. Приложение 1, рис 3, 4]. В правой части верхнего угла расположены главные вкладки, с которыми корреспондент работает: «Графика», «События», «Клипы». Вкладка «Событие».
В программе событие уже задается редактором на том этапе, когда выезд на съемку обозначен в графике. Для этого 15 достаточно вести в поисковую строку фильтра название или фрагмент названия сюжета – по такому принципу зачастую поиск осуществляют корреспонденты телеканала «Пятница» [см. Приложение 1, рис 5]. Существует и другие виды поиска [см. Приложение 1, рис 6, 7]. В главном окне высветятся результаты поиска [см. Приложение 1, рис 8]. Но журналист может создать в свойствах и новое событие [см. Приложение 1, рис 9].
Для этого достаточно вести: название, тип, категорию, плановую длительность. Вкладка «Клипы». Заблаговременно, до начала работы (зачастую, это происходит фактически после прибытия на компанию с выезда на съёмку) в инжест корреспондент сбрасывает отснятое оператором видео, который входил в съёмочную группу выезда.
В программном модуле просмотреть видео можно с помощью вкладки «Клипы». Поиск осуществляется по тому же принципу, что и с вкладкой «События» [см. Приложение 1, рис 10, 11]. Посередине окна появляются видеофрагменты, с правой стороны окно с просмотром выбранного видео.
Вкладка «Графика». Данная вкладка помогает подобрать подходящие титры для синхронов, которые выбирает корреспондент для своего сюжета.
А также геотитры для всего сюжета [см. Приложение 1, рис 12]. Создание сюжета в программном модуле NewsPlan включает в себя – написание закадрового текста, выбор и вставка синхронов, титрование [см. Приложение 1, рис 13, 14, 15].
Программный модуль NewsEdit в свою очередь обеспечивает взаимодействие NewsPlan с системами нелинейного монтажа Adobe Premiere и Apple FinalCut Pro на уровне монтажных проектов. Позволяет передавать подготовленный журналистом в модуле NewsPlan аудио-видео-графический проект в систему нелинейного монтажа. Автоматически получать обратно из NLE монтажный проект или скомпилированный файл и помещать его в новость. л
С появление обновленного программного модуля на развлекательном телеканале работа корреспондента в разы облегчилась и ускорила свой процесс.
Заключение
В результате данной курсовой работы были рассмотрены основные принципы операторской работы и монтажа на примере новостных сюжетов различных тематик. Были рассмотрены особенности работы оператора, используемое оборудование и технические средства, а также значимость монтажа в создании эффективных новостных сюжетов.
Анализ сюжетов показал, что композиция кадра является важным элементом операторской работы. Различные виды планов и использование специального освещения позволяют зрителям увидеть множество деталей и элементов украшений в сюжете о ювелирных украшениях. Работа со светом также является ключевым элементом при съемке новостных сюжетов.
Движение камеры в новостных сюжетах является второстепенным элементом, основное внимание уделено созданию четкого и стабильного кадра, чтобы зрители могли хорошо разглядеть детали. Глубина резкости используется для акцентирования внимания зрителей на определенных элементах украшений, в монтаже же это является одним из основных приемов для передачи информации.
Особенности монтажа новостных сюжетов на примере программы «Пятница News» показали, что выбор подходящих кадров и углов съемки, логическая последовательность и структура сюжета, а также краткость и ясность сообщений являются основными принципами монтажа в журналистике. Важным приемом является использование кадровых переходов, сочетающихся по контрасту, монтаж в ритм музыки или звукового фона, использование текстовых оверлеев для передачи информации и эффекта «монтажного шва» для создания эффекта динамики и неожиданности.
Использование технических средств и оборудования при съемке также является важным аспектом операторской работы, и на примере рассмотренных сюжетов были рассмотрены различные типы камер и объективов, световых приборов, микрофонов и записывающего оборудования.
Важно отметить, что операторская работа и монтаж имеют огромное значение для создания эффективного новостного сюжета. Работа оператора должна быть продуманной и качественной, чтобы передать зрителю всю необходимую информацию и создать нужную атмосферу. Работа монтажера также играет важную роль, так как от правильно подобранной скорости монтажа, использования переходов и графики зависит эмоциональное восприятие сюжета зрителем.
На примере рассмотренных новостных сюжетов было выявлено, что использование различных типов планов, композиция кадра и работа с освещением являются важными элементами операторской работы. Движение камеры должно быть четким и стабильным, а использование глубины резкости помогает акцентировать внимание зрителей на важных элементах.
В процессе монтажа важно соблюдать принципы краткости и ясности сообщений, логической последовательности и выбора подходящих кадров и углов съемки. Также использование графики и текстовых оверлеев, а также работа со звуковыми эффектами и музыкой, влияют на эффективность сюжета.
В целом, все эти элементы должны быть продуманны и скоординированы в единую гармоничную композицию, чтобы создать качественный новостной сюжет, который будет интересен зрителю и передавать необходимую информацию.
Список литературы
1. Баранова, Е. А. Новые реалии развития редакций, или Что такое газетная конвергенция / Е.А. Баранова. — М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2018. — 192 c.
2. Беляева, А. (2020). Принципы монтажа новостных программ: традиции и инновации. Вестник медиакоммуникаций, 4, 60-69.
3. Вартанов, Анри Актуальные проблемы телевизионного творчества. На телевизионных подмостках. Учебное пособие / Анри Вартанов. — Москва: Наука, 2019. — 320 c.
4. Волкова, О. (2021). Визуальные эффекты и графика в новостных сюжетах развлекательных телеканалов. Вестник ВГИК, 3, 48-54.
5. Головин, Юрий Алексеевич; Отечественные Средства Массовой Информации Для Детей / Головин Юрий Алексеевич;. — Москва: СИНТЕГ, 2018. — 293 c.
6. Голядкин, Н. А. История отечественного и зарубежного телевидения. Учебное пособие / Н.А. Голядкин. — М.: Аспект пресс, 2019. — 192 c.
7. Григорьева, И. (2019). Развлекательные телеканалы в России: особенности контента и аудитории. Вестник Московского университета. Серия 10, Журналистика, 4, 72-85.
8. Зайцев, С. (2018). Профессиональные стандарты и требования к операторам и монтажерам на телевидении. Телевидение и радиовещание, 5, 20-27.
9. Иванов, А. (2018). Телевизионное новостное производство: основы операторской и монтажной работы. Москва: Высшая школа журналистики.
10. Карпов, В. (2020). Операторская работа в новостных сюжетах: от традиций к инновациям. Медиаобразование, 1, 22-29.
11. Ковалгин, Ю. А. Стереофоническое радиовещание и звукозапись. Учебное пособие / Ю.А. Ковалгин, Э.И. Володин, Л.Н. Кацнельсон. — М.: Горячая линия — Телеком, 2018. — 720 c.
12. Кузнецова, М. (2021). Влияние цифровых технологий на операторское и монтажное мастерство. Медиаиндустрия, 1, 15-22.
13. Николаева, И. (2018). Изменение подходов к монтажу новостей на развлекательных телеканалах. Медиаиндустрия, 4, 40-46.
14. Петров, Д. (2020). Визуальный язык телевидения: операторское искусство и монтаж. Москва: Академия телевидения.
15. Попова, Е. (2019). Анализ восприятия новостных сюжетов на развлекательных телеканалах зрителями. Журнал массовых коммуникаций, 2, 28-35.
16. Романова, Ю. (2019). Роль телевизионного монтажа в создании новостных сюжетов на развлекательных телеканалах. Медиаискусство, 2, 34-41.
17. Сергеев, К. (2018). Технологии съемки и монтажа новостей на современном телевидении. Телевидение и радиовещание, 6, 15-23.
18. Смирнов, В. (2019). Развлекательное телевидение: новостные программы и шоу-бизнес. Санкт-Петербург: Издательство СПбГУ.
19. Федоров, А. (2020). Особенности создания новостных сюжетов на развлекательных телеканалах. Телевидение и радиовещание, 2, 38-47.
20. «Пятница News 28 (15.03.2023)» (2023). Pyatnica-news.friday.ru. https://pyatnica-news.friday.ru/videos/News/pyatnica-news-28-15-02-2023
21. «Пятница News 37 (02.03.2023)» (2023). Pyatnica-news.friday.ru. https://pyatnica-news.friday.ru/videos/News/pyatnica-news-37-02-03-2023
22. «Пятница News 38 (03.03.2023)» (2023). Pyatnica-news.friday.ru. https://pyatnica-news.friday.ru/videos/News/pyatnica-news-38-03-03-2023
23. «Пятница News 52 (24.03.2023)» (2023). Pyatnica-news.friday.ru. https://pyatnica-news.friday.ru/videos/News/pyatnica-news-52-24-03-2023
24. Pyatnica News. (2023, April 28). Pyatnica News 77 [Video]. https://pyatnica-news.friday.ru/videos/News/pyatnica-news-77-28-04-2023
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф