Введение
Глава 1. Теоретические основы выхода предприятия на зарубежный рынок
1.1. Выбор зарубежного рынка
1.2. Мотивы выхода предприятия на зарубежный рынок
1.3. Формы проникновения на международный рынок
Глава 2. Анализ выхода компании «Nissan» на российский рынок
2.1. Анализ маркетинговой деятельности компании «Nissan» на зарубежных рынках
2.2 Выбор способа выхода компании «Nissan» на российский рынок
2.3 Анализ деятельности компании «Nissan» в России
Глава 3. Пути совершенствования выбора способов выхода на зарубежный рынок
3.1 Создание совместных предприятий
3.2. Деятельность альянса Renault-Nissan
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность. В настоящее время глобализация мировой экономики подталкивает предприятия к выходу на международный рынок. Зарубежные рынки представляют новые возможности сбыта продукции. Несомненные выгоды от выхода предприятия на внешние рынки ставят проблему разработки политики международного маркетинга и организации системы сбыта с учетом новых потребностей. Это особенно трудная задача для предприятий, которые ранее обслуживали только внутренний рынок и не имели постоянных внешнеторговых связей.
Международные сделки и поставки обычно занимают больше времени, часто требуют использования новых видов транспорта и подвержены влиянию не только местных, но и иностранных законодательных актов. Несмотря на все трудности, связанные с выходом на внешние рынки, разработка международной стратегии вывода продукции на внешние рынки является необходимым условием успеха современного предприятия в условиях жесткой международной конкуренции.
Цель – разработка рекомендаций по совершенствованию выбора способа выхода на международный рынок.
Объект исследования – предприятие, выходящее на международный рынок.
Предмет исследования — выбор способов выхода на зарубежные рынки.
Для достижения намеченной цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть способы выхода на международный рынок
2. Определить мотивы выхода предприятия на международный рынок
3. Рассмотреть причины и факторы выбора того или иного рынка
4. Дать анализ маркетинговой деятельности компании «Nissan» на зарубежном рынке
5. Рассмотреть способ выхода компании «Nissan» на российский рынок
6. Дать оценку маркетинговой деятельности компании «Nissan» на российском рынке
7. Разработать рекомендации по совершенствованию выбора способа выхода на международный рынок.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы выхода предприятия на зарубежный рынок
1.1. Выбор зарубежного рынка
С переходом на рыночные отношения и либерализацией внешнеэкономической деятельности российские предприятия и организации получили право выхода на международный рынок. Предприятие, планирующее выход на международный рынок, должно выбрать конкретный рынок, на котором оно сосредоточит маркетинговые усилия. Выбор международного рынка предполагает изучение трех параметров:
1. Потенциала и условий этого рынка;
2. Интенсивности используемых приемов конкуренции;
3. Целей и возможностей предприятия.
Потенциал рынка определяется прежде всего его емкостью (перспективами развития, доступностью проникновения на него иностранного предприятия без чрезмерных затрат средств и времени). Основными препятствиями на пути предприятия, планирующего выход на внешний рынок, являются таможенные барьеры, нетарифные ограничения, юридические препятствия.
Вторым параметром при выборе внешних рынков является изучение интенсивности и практических приемов конкурентов. Конкуренция должна изучаться в следующих направлениях:
• Выявление эффективно действующих конкурентов;
• Определение структуры конкуренции, т.е. числа конкурентов и распределения их долей рынка;
• Установление критериев конкурентоспособности
Третий параметр, учитываемый при выборе внешних рынков, связан с определением целей и возможностей предприятия. Должен быть проведен анализ фактического положения предприятия на внешнем рынке, выявляются слабые и сильные стороны его деятельности, определяются резервы предприятия, которые можно успешно использовать как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Комплексное исследование зарубежного рынка состоит в анализе факторов, определяющих конъюнктуру рынка: спроса и предложения по конкретному товару, конкурентоспособности, цен, товаро-движения и пр. Это процесс идентификации рыночных проблем, сбора и обработки информации о зарубежном рынке для совершенствования принимаемых коммерческо-хозяйственных решений по созданию, движению, реализации, потреблению товарной продукции на этом рынке.
При выборе зарубежного рынка важным ориентиром для маркетологов является соблюдение таких принципов исследования, как:
1. Систематичность – исследования должны вестись систематично, а не носить разовый характер;
2. Системность – исследования должны охватывать весь зарубежный рынок и всю структурную иерархию рыночных процессов, фактов, их динамику и взаимосвязи;
3. Комплексность – с одной стороны, включает совокупность действий или процессов (сбор, обработка, анализ данных), а с другой – комплексный подход к изучению объектов (их взаимосвязи с другими процессами и объектами);
4. Связанность и целеустремленность – направление, масштабы, глубина, детализация проводимых исследований должны быть органически увязаны с целями и задачами деятельности данного субъекта рынка, отражать его реальные потребности в конкретной аналитической информации;
5. Множественность источников информации – целесообразное поступление рыночной информации не из одного, а из нескольких источников, что позволяет иметь всесторонние «перекрывающие» друг друга данные и тем самым уточнять, проверять информацию;
6. Универсальность – исследования могут быть проведены исходя из любой потребности субъекта рынка в информации для принятия рационального решения;
7. Научность – точность, объективность, обусловленность. Недостаточно объективные, необоснованные исследования ведут к искаженным рекомендациям.
1.2. Мотивы выхода предприятия на зарубежный рынок
Интеграция мировой экономики в единое целое, начавшаяся во второй половине XX века, дала старт для усиленного развития компаний на внешних рынках. Гиганты бизнеса открыли новые горизонты и расширили границы своего влияния, используя различные каналы внедрения в рынки развитых стран. Достигая успеха и не останавливаясь в определении все новых и новых регионов сбыта, понятие «компании, имеющий выход на международную арену» приобрело новый смысл и трактовку. Рождение транснациональных компаний и достигаемый ими успех вызвали настоящую революцию и привели к глобализации мировой экономики. Впоследствии, крупные компании, видя растущий спрос на ранках развивающихся стран, сместили вектор развития в их пользу. Прибыль, полученная от подобного расширения бизнеса, во много раз превысила ожидания, что на долгое время закрепило эффект «золотой жилы» от освоения новых рынков.
На данный момент тенденция в освоении иностранных рынков сохраняется для компаний, стремящихся занять лидирующие позиции в своей отрасли. Для этого существует целый ряд причин. Прежде всего, это привлечение новых клиентов. Долгосрочный рост компании основан на получении доходов и прибыли, что невозможно при насыщении локального рынка.
В развивающихся странах рынок, как правило, открыт для новых идей и возможностей, что дает компаниям право на маневры. Поиск новых рынков сбыта ведет также и к сокращению издержек и повышению конкурентоспособности за счет развития новых способов производства и логистики.
Масштабное развитие бизнеса также приводит к увеличению потребности в числе и квалификации сотрудников. Тем самым повышается узнаваемость компании на локальном рынке, увеличивается ее привлекательность в глазах потенциальных клиентов, работников и партнеров по бизнесу и усиливается ее положение в отрасли. Конкуренция в таком момент дает только дополнительный стимул к рождению уникальной и инновационной продукции, что дает дополнительные преимущества за счет ключевой компетенции [4]. Такие компании очень привлекательны для инвесторов.
С одной стороны, увеличение рисков, связанных с нестабильностью экономической ситуации в развивающейся стране и возможностью потерь или выигрыша вследствие локального кризиса, рождает опасения, но с другой стороны практически однозначная гарантия получения прибыли создает благоприятный фон для привлечения стороннего капитала для все большего развития бизнеса.
С усилением самостоятельности компании и уровня конкуренции усиливается юридическая и экономическая ответственность. В таких условиях фирма не может ограничиваться только текущим планированием и оперативным управлением своей деятельностью. Назревает необходимость стратегического мышления, которое должно превратиться в четкую программу действий, уточняющую цели и средства выбранного пути развития.
В такой момент ключевым фактором долгосрочного успеха является создание четкой и продуманной маркетинговой стратегии выхода на новый рынок. Как отмечает М.С. Федорова [3], в ходе разработки стратегии «основной упор делается на формирование ориентированной на рынок эффективной организационной и управленческой системы и распределение в соответствие с этим управленческих ресурсов фирмы».
Другими словами, маркетинговая стратегия представляет собой объединенную систему организации всей работы компании. Стратегическое планирование необходимо для достижения долговременного результата, так как оно позволяет оперативно реагировать на постоянно изменяющиеся рыночные условия. Компании находят свой стиль, учитывающий лучшим образом специфику условий, потенциала, возможностей, целей, человеческих и материальных ресурсов и капитала.
Основой маркетинга является исследование рынка, которое предполагает анализ всех имеющих значение условий для успешной деятельности компании. Программа комплексного исследования зависит от характера деятельности предприятия, особенностей производимого товара или оказываемой услуги, масштабов производства товаров на экспорт и др. [2].
Компания, выходя на зарубежные рынки, должна проработать управление распределением своей продукции. Для этого компании необходимо владеть полной достоверной информацией о работе каналов распределения товаров.
Предприятие так же должно осуществить свой выбор внешних рынков, учитывая их потенциал, возможные риски, прогнозируемый объем продаж и получаемой прибыли, совокупный объем предполагаемых издержек и т.д. Предпочтение отдается тем странам, с которыми имеются нейтральные или положительные деловые отношения, подкрепленные договорно-правовой основой. При выборе страны следует учесть и правовые нормы, и правила, действующие в стране и имеющие отношение к сотрудничеству [1, с. 65]. Правильный выбор страны во многом определит эффективность работы компании на внешнем рынке.
Предпоследний шаг создания стратегии – это убеждение, что цели, желаемые к достижению с помощью этой стратегии, согласуются с реальными возможностями предприятия и состоянием внешней среды, а также учитывают желания и ожидания всех заинтересованных лиц.
Ни одна стратегия не может быть составлена без учета возможных рисков. Основными рисками в процессе выхода компании на иностранный рынок можно выделить:
1. Риск потери контроля над инновациями, ноу-хау, авторским правом, что является главным конкурентным преимуществом компании.
2. Риск неравнозначного исполнения оперативной стратегии по сравнению с головной компанией. Данный риск связан с поддержанием стратегии перелива прибыли, полученной в одной стране, на другой рынок с целью для поддержания нужного уровня конкурентоспособности.
3. Риск потери контроля над основными функциями (производство, маркетинг и т.д.).
1.3. Формы проникновения на международный рынок
В процессе продвижения товара на международный рынок используются различные способы выхода фирмы на международный рынок. Одним из важнейших решений компании, вступающей в международную маркетинговую деятельность, является решение о выборе способа выхода на внешний рынок.
Важнейшими факторами, влияющими на выбор варианта вхождения международной компании на зарубежный рынок, следует считать:
— Скорость вхождения на рынок;
— Прямые и косвенные издержки по выходу на данный рынок;
— Уровень возможного риска;
— Сроки окупаемости инвестиций;
— Степень остроты конкуренции;
— Совокупную покупательскую способность населения страны, где расположен рынок.
Рассмотрим краткую характеристику основных форм выхода на международный рынок.
При выходе на внешний рынок компания имеет на выбор четыре альтернативные стратегии. Для того, чтобы достичь своих целей и приспособиться к действующим на рынке условиям, она может выбрать одну из них или их комбинацию.
К основным стратегиям выхода на внешний рынок относятся: экспорт, франчайзинг, совместная предпринимательская деятельность, прямое инвестирование. Рассмотрим стратегии более подробно. [6] Стратегию «экспорт» можно рассматривать как экспорт прямой и экспорт косвенный. При прямом экспорте, компания реализовывает свою продукцию импортеру или напрямую покупателям на иностранном рынке. В данном случае компания должна реализовать комплекс маркетинга от проведения маркетинговых исследований и до разработки маркетинговой стратегии выхода на рынок. При этом реализация продукции итоговым клиентом и послепродажное обслуживание может осуществляться компанией самостоятельно или же с привлечением посторонних иностранных организаций.
Косвенный экспорт представляет собой стратегию, при которой компания осуществляет продажу своей продукции на внешние рынки через независимые организации, которые уже функционируют на рынках этих стран. [1] Противоположной по организации деятельности является стратегия лицензирования. Данная стратегия применяется при передаче иностранной компанией, выступающей в роли лицензиара, права на владение определенным объектом местной компании-лицензиату. Лицензиат, в свою очередь, обязуется выполнять определенные работы или производить оплату согласно заключенному лицензионному соглашению.
Франчайзинг, как и экспорт – это довольно простой и эффективный способ выхода на внешние рынки. Франчайзинг представляет собой особую форму лицензирования, где франчайзер не только продает нематериальный актив (чаще всего предметом продажи выступает торговая марка), но также обязует франчайзи соблюдать определенные правила по ведению бизнеса. Правило и порядок использования франшизы отражается в договоре.
Совместная предпринимательская деятельность — это общее направление выхода на внешний рынок, заключающееся в соединении усилий с коммерческими предприятиями партнерской страны. Цель данного соединения заключается в создании производственных и маркетинговых мощностей. В отличие от двух предыдущих стратегий решение создать совместное предприятие с иностранной компанией напрямую вовлекает компанию в процесс управления деятельностью на внешнем рынке. При создании совместного предприятия обе компании имеют право управления и контроля. [11] Существуют различные виды совместных предприятий, успешно функционирующих на рынках. Рассмотрим каждый из них более подробно.
Контрактное производство (другими словами – субподряд) используется в тех случаях, когда компания заключает договор с другим предприятием по поводу изготовления разных изделий и оказания услуг. Предприятие, с которым подписывается контракт, может быть или локальным, или региональной, или иностранным. Контрактное производство используется в тех случаях, если компании занимаются производством отдельных частей продукции, выполнении определенных отдельных этапов технологического процесса, переработкой материалов и сырья, а также монтажом и сборкой готового изделия из деталей и комплектующих, производимых в разных странах. [12] К совместной деятельности также относится стратегия создания совместного предприятия, что предполагает участие двух и более компаний при создании нового предприятия за счет инвестиций. Данная стратегия успешно применяется на рынке
Одним из вариантов освоения иностранных рынков также является заключение стратегических альянсов. Данное сотрудничество представляет собой договор между потенциальными или фактическими конкурентами. Стратегический альянс может быть оформлен на долгосрочный период через создание совместного предприятия, в котором две или несколько компаний участвуют в равных долях. Также альянс может принять форму краткосрочного соглашения, которое формируется между двумя компаниями в целях достижения определенной цели. [5] Помещение капитала в создание за рубежом собственных предприятий для производства или сборки готовой продукции является наиболее полной формой вовлечения в деятельность на зарубежном рынке. Прямые иностранные инвестиции дают самый высокий уровень контроля при выходе на внешний рынок. Возможны два метода прямых инвестиций.
В первую очередь, это создание дочерней компании — установление нового предприятия на зарубежном рынке. Большим преимуществом данной стратегии является возможность компании создать полностью интегрированную в основную стратегию компании структуру. Таким образом в настоящий момент происходит развитие таких крупнейших европейских компаний в России, как Inditex, Decathlon и др.
Одной из стратегий также является создание дочерней компании путем поглощения. Эта стратегия имеет три основных преимущества. В первую очередь, на реализацию данной стратегии затрачивается относительно небольшое количество времени. Также, многие компании прибегают к этой стратегии для опережения своих конкурентов в условиях быстрых изменений на глобальном рынке. В-третьих, данная стратегия является менее рискованной, чем построение нового предприятия. [12] Тем самым от выбора стратегии выхода на зарубежные рынки напрямую зависит будущее и стабильность компании.
Глава 2. Анализ выхода компании «Nissan» на российский рынок
2.1. Анализ маркетинговой деятельности компании «Nissan» на зарубежных рынках
Сегодня заводы компании Nissan Motor Co, производящие автомобили, расположены в 16 странах, официальные продажи осуществляются в 190 странах мира.
Делать ставку только на рынок США, крупнейший в мире, сейчас нецелесообразно. Ведь от американского рынка зависит почти половина прибыли Nissan, но продажи автомобилей здесь стремительно падают. Концерн объявил об 11%-м снижении прибыли из-за отсутствия новой модели в США.
Также Nissan стал еще одним автопроизводителем, объявившем о падении продаж в Европе – в июне реализация автомобилей японской марки снизилась на 1,6% до 57196 машин. Продажи Nissan упали почти на 30% в Италии и Испании, где продолжающийся экономический спад вызвал снижение спроса на рынке новых автомобилей.
По данным Nissan, в Великобритании реализация компании упала порядка на 10%. Как и большинство автоконцернов, Nissan пытается компенсировать свои проблемы за счет усиления продаж на новых рынках, таких как Россия, Китай и Индия. Именно благодаря продажам авто в этих странах автоконцерн Nissan рассчитывает достичь ранее поставленных целей: достичь объема продаж в 3,7 млн автомобилей и получить чистый доход в 480 млрд йен (на 4,3% больше, чем в прошлом финансовом году). [8] Согласно данным глобальной исследовательской компании CSM, в течение ближайших шести лет на развивающиеся рынки будет приходится около 76% всех мировых продаж автомобилей. Рынок США вырастет к 2020 году всего на 1,5% до 17,9 млн автомобилей. В странах BRIC (Китае, Индии, России и Бразилии) рост будет значительно выше — от 6 до 16%.
В Китае продажи вырастут на 7,3%, в Индии — на 15,5%, в России — на 6,2%, в Бразилии — на 5,7%, прогнозируют CSM. Поэтому Россия считается одной из наиболее привлекательных стран для продвижения марки Nissan.
Объем автомобильного рынка России вырос за 2017 год на 57% и составил более 50 млрд. долларов США. По объемам продаж российский рынок легковых автомобилей занимает шестое место в мире и третье в Европе. Таковы результаты ежегодного обзора автомобильной отрасли за 2017 год, проведенного «Эрнст энд Янг», ведущей международной аудиторской и консультационной компанией.
«К 2020 году Россия обгонит Германию и Италию и станет крупнейшим рынком в Европе по продажам автомобилей», — заявил Иван Бончев, старший менеджер «Эрнст энд Янг», руководитель группы по обслуживанию предприятий автомобильной промышленности. Согласно прогнозу развития российского рынка, к 2019 году в России будет 5,2 млн. автомобилей, из них 4,6 млн. будет приходиться на новые иномарки. Прогноз роста основан на планах производителей, сравнительных данных о плотности автомобильного парка, повышении благосостояния населения и развитии кредитных продуктов. [6] Российские участники автомобильного рынка проводят реструктуризацию своих предприятий, а также создают новые стратегические партнерства. Происходит дальнейший региональный рост дилерских компаний и фондов прямых инвестиций.
Граждане России в свою очередь, согласно анкетированию, изъявляют все большее желание покупать более дорогие, высокотехнологичные, безопасные автомобили. Спрос на иностранную продукцию растет с каждым годом.
2.2 Выбор способа выхода компании «Nissan» на российский рынок
Автомобили Nissan продаются на российском рынке с 1993 года. До того времени, как приступила к работе в начале 2004 года компания-дистрибьютор «Ниссан Мотор РУС» на территории России существовала следующая схема продаж автомобилей Nissan. Московские дилеры заключали прямые договора с иностранными торговыми домами уполномоченными вести продажу автомобилей марки Nissan на территорию РФ. [15] Вследствие этого организация логистической схемы, таможенное оформление, планирование продаж, размещение рекламы, содержание склада запчастей, поддержание конкурентоспособных цен на рынке полностью возлагались на дилера. Ввиду различного финансового потенциала дилеров, слаборазвитой системы банковского кредитования, отсутствия массированной рекламы, несогласованной политики продаж, ограниченных квот на поставку автомобилей, общее количество продаваемых автомобилей марки Nissan на российском рынке составляло не более 9500 автомобилей в год. Для сравнения, у компании Tayota, которая уже с 2002 года имела на территории России генерального дистрибьютора – ООО «Тайота Мотор»- в 2003 году было продано свыше 18500 автомобилей. После учреждения «Ниссан Мотор РУС» продажи значительно возросли.
С 1 января 2004 года на Московском автосалоне компания Nissan официально заявила об открытии в России собственной торговой компании «Ниссан Мотор Рус» (дочернее подразделение Nissan Europe S.A.S.).
Такой шаг означал не только ужесточение дилерских стандартов, но и более активную политику в продвижении марки. По словам управляющего директора компании Nissan Мотор Рус Тору Сайто, Nissan с тех пор осуществляет значительные инвестиции, направленные на укрепление позиции брэнда в России, а также улучшилось качество обслуживания покупателей.
В 2007 году продажи компании « Ниссан Мотор Рус» в России составили 116 498 автомобиля. Это позволило ей занять первое место по продажам в Европе и пятое место в мире.
Компания импортирует готовые автомобили и запасные части, выполняя все необходимые операции, включая логистику, таможенную очистку и поддержание склада, а также осуществляет оптовые продажи дилерам, занимается рекламой продукции, определяет маркетинговую политику и обеспечивает техническую поддержку послепродажного обслуживания.
Продажи автомобилей осуществляются через дилерскую сеть, которая на настоящий момент включает в себя 56 дилера в 30 городах России. Развитие и совершенствование дилерской сети — одна из приоритетных задач компании сегодня. Дилеры Ниссан представляют собой ближайшее к рынку и потребителю звено всей организации, они обеспечивают продажи и организуют послепродажную поддержку и сервис автомобилей марки Ниссан. [12] В 2009 году компания запустила производства своих автомобилей на заводе в Санкт-Петербурге. Среди факторов, позволивших выбрать город Санкт-Петербург в качестве площадки для строительства завода, необходимо отметить наличие высококвалифицированной рабочей силы, удобное месторасположение, благоприятный деловой климат, а также поддержку со стороны правительства города. На питерском заводе производятся две модели: седан бизнес-класса Teana и X-Trail. По подсчетам объем производства составлял около 100 000 автомобилей.
В 2010 году был Nissan Leaf в Японии и США. Дебют Nissan Leaf положил начало эпохе, когда электромобили на улицах перестали восприниматься чистой экзотикой, превратившись в каждодневную реальность. Nissan Leaf предлагает покупателям удобства привычного семейного хэтчбека, помноженные на полное отсутствие выхлопа, как такового, и доступную цену, до сих пор казавшуюся недостижимой мечтой для любого электромобиля.
В 2017 году после первых опытов с Nissan IDS и Sererna компания Nissan показала в Йокогаме обновленный внедорожник X-Trail с полуавтоматической системой управления ProPILOT. Уже привычную систему кругового обзора дополнили лазерным сканером, определяющим точное расстояние между автомобилем и объектами на трассе, а также новой электронной начинкой, которая контролирует акселератор, тормоза и рулевое управление, удерживая машину на нужной полосе. [20] Новый X-Trail, как в стандартной комплектации, так и 20X Hybrid с гибридным двигателем, великолепно проявил себя на перегруженных магистралях Японии. Как видно, планы по внедрению автономного управления успешно претворяются в жизнь. Теперь Nissan готовится сделать следующий шаг, выпустив на рынок полностью самоуправляемые автомобили.
2.3 Анализ деятельности компании «Nissan» в России
Компания Nissan Motor Co была создана в декабре 1933 года и получила свое современное название в 1934 году. Первый компактный автомобиль марки Datsun сошел с конвейера в апреле 1935 года. Сегодня заводы компании, производящие автомобили, расположены в 16 странах, официальные продажи осуществляются в 190 странах мира. В компании работает более 180 000 человек. В глобальном модельном ряду компании — более 60 различных моделей. Президент и CEO компании — Карлос Гон. Компания располагает 11 научными центрами и 7 дизайн студиями в разных странах мира. Компания Nissan стремится создавать автомобили, которые могут предложить покупателю экономичный расход топлива, низкий уровень выбросов вредных веществ в атмосферу, передовые технологии безопасности.
Научно-исследовательские центры компании работают над созданием новейших технологий, которые бы позволяли автомобилям быть конкурентными, и в то же время несли дополнительную ценность для покупателей. В глобальном масштабе компания работает в направлении минимизации негативного влияния своей деятельности на окружающую среду, а также осуществляет социальные программы, призванные повысить благосостояние общества, без которого невозможно и успешное развитие бизнеса. [8] В течение многих лет автомобили Nissan имели репутацию высококачественных японских автомобилей. И сегодня, по-прежнему, они отличаются высокой надежностью, уникальным дизайном и отличной управляемостью. По всему миру марка Nissan стала синонимом автомобилей высокого качества, она неоднократно признавалась самым безопасным автомобилем. Сегодня компания Nissan Motor Co. является отличным примером быстрорастущей компании, строящей свой успех на принципах сильного позиционирования и стратегий, которые выражаются в мировой миссии компании: производить уникальные и инновационные автомобили и услуги, представляющие собой наивысшие ценности для покупателей, сотрудников, дилеров и поставщиков.
В настоящее время компания Nissan превратилась в гигантский транснациональный концерн. Каждый год Nissan выпускает и продает около 3 миллионов автомобилей, что делает его одним из крупнейших мировых производителей. С начала производства в 1934 году Nissan выпустил уже более 77 миллионов автомобилей.
Цель Nissan – не просто нравиться всем, а быть действительно любимым теми людьми, которые хотят отличаться и ценят самобытный дизайн и стиль, технологическое совершенство и качество.
Глава 3. Пути совершенствования выбора способов выхода на зарубежный рынок
3.1 Создание совместных предприятий
Совместное предприятие – это самостоятельная экономическая единица, в которой иностранный и отечественный капитал сливаются для получения обоюдной прибыли. Другими словами, это финансовое сотрудничество российских предпринимателей с зарубежными.
Характерные признаки совместного предприятия:
— совместная собственность, совместные ресурсы, совместная прибыль;
— управление и распределение рисков тоже совместное;
— основные средства находятся на отечественной территории, но принадлежат всем сторонам СП;
— права на произведенные товары или оказанные услуги равные у российских и зарубежных контрагентов;
— реализовать продукцию можно в любой сотрудничающей стране или сразу в нескольких;
— деятельность СП подчиняется законам Российской Федерации; [4] Любое инвестиционное сотрудничество, прежде всего, предусматривает обоюдную финансовую выгоду, причем не только личную, но и общегосударственную. Помимо этой очевидной цели, совместное предприятие создается ради решения таких задач, как:
— добавление на отечественный рынок новых товаров и услуг;
— привлечение инвестиционных вливаний в экономику страны;
— расширение экспортной сети, эффективный выход на иностранные рынки;
— сокращение доли импортной продукции за счет производства аналогичной на своей территории (импортозамещение);
— расширение территории для сбыта, поиск новых партнеров;
— более открытый доступ к различным ресурсам;
— облегчение модернизации и внедрения инноваций;
— снижение рисков (общий риск делится на количество партнеров);
— совершенствование налоговой системы и др.
Несмотря на важность всех вышеперечисленных факторов, основная причина совместного владения собственностью за границей кроется все-таки в стремлении получить и усилить синергетический эффект, т.е. взаимодополняющее действие активов двух или нескольких предприятий, находящихся в разных странах, совокупный результат которого намного превышает сумму результатов отдельных действий этих предприятий.
Компании также иногда вынуждены объединять свои ресурсы для борьбы с более крупными и мощными конкурентами. Порой для сокращения издержек, неизбежных при открытии новых предприятий, группы иностранных инвесторов создают совместные компании в третьих странах. [17] Создание СП нередко связано с длительными поисками подходящего партнера, со сложными расчетами эффективности проекта для его инициаторов, с согласованием выработанных совместно с иностранным партнером вариантов решений и технической политики.
Компания «Nissan» рассматривает возможность создания в России совместных предприятий или собственных производств. Возможный вариант- создание СП по производству индустриальной автоматики в Санкт-Петербурге, а также компания ищет партнёров— инженерные компании.
3.2. Деятельность альянса Renault-Nissan
27 марта 1999 года состоялось заключение Альянса Renault-Nissan, ознаменовавшего первое промышленно-коммерческое сближение подобного типа между французской и японской компаниями, каждая из которых принесла в новый союз свою корпоративную культуру, а также имя и репутацию своей торговой марки. Обе компании следуют единой стратегии рентабельного роста и связаны общими интересами. [13] Преимущества альянса:
— обоюдная практика адаптации и сбыта продукции партнёра под собственной торговой маркой (дабл-бэджинг), взаимообмен деталями и узлами, «перекрёстное» производство грузопассажирских автомобилей. Так, в сентябре 2002 г. модели Renault Master и Trafic стали прототипами для моделей Nissan — Interstar и Primastar.
— использование двух общих платформ в сегментах В и С. Первая платформа была пущена в производство в 2002 г. для новой Nissan Micra и будет служить базой для автомобилей, которые заменят Renault Clio и Twingo. Вторая платформа используется с 2002 г. для Megane II. Renault и Nissan ставят перед собой цель иметь 15 общих платформ к 2020 г.
— совместное использование и разработка двигателей и КП. Цель на 2020 г. — восемь общих линеек двигателей и семь общих линеек КП.
— сплочение ресурсов компаний Renault и Nissan в исследовательской работе, особенно в области передовых технологий, среди которых — топливный элемент.
— значительное сокращение затрат, благодаря объединению закупок и учреждению общей базы поставщиков. На январь 2014 г. сумма операций по закупкам, выполненных RNPO (Renault-Nissan Purchasing Organization — совместное предприятие Renault-Nissan, отвечающее за снабжение) выросла с 43% до 70% от общего объёма закупок Альянса, что составляет 33 миллиарда долларов в год.
— обмен опытом в области технологий производства, что позволяет обеим компаниям объединить свои достижения: так, AVES — система оценки автомобилей Альянса — с января 2013 г. применяется на всех заводах Renault et Nissan.
— сокращение сроков поставок и снижение затрат путём унификации логистических операций обеих компаний.
— системная поддержка общих проектов. В июле 2012 г. создана компания RNIS (Renault Nissan Information Services), задача которой — предоставление рентабельных систем и оптимизация инфраструктур отделов IS/IT обеих компаний. [5] В 2014 году Альянс Renault-Nissan продвинулся вперед по всем направлениям, заложив основу для своего будущего роста. Так, в области дальнейших разработок продукции и технологий, Nissan может расширить свой модельный ряд, воспользовавшись платформой Logan от Renault. В свою очередь Renault имеет возможность воспользоваться несомненными достижениями компании Nissan в области изготовления полноприводных моделей 4×4. Компания Nissan приняла активное участие в разработке новейшего кроссовера для Renault и Renault Samsung Motors. Новый автомобиль, стилистика и концепция которого разработаны специалистами компании Renault, будет изготавливаться на производственных мощностях компании Renault Samsung Motors в Корее.
Развивая важнейшую на сегодняшний день инициативу, направленную на снижение автомобильных выбросов двуокиси углерода и частиц сажи в окружающую среду, Альянс Renault-Nissan и израильская компания Project Better Place уже создали условия для стремительного продвижения вперед в части создания автомобиля на автономной электрической тяге.
Взаимное сотрудничество позволяет партнерам по Альянсу добиваться роста на вновь появляющихся рынках. Ими произведены значительные инвестиции в Китае (Nissan и Dongfeng), в Индии (Renault и Mahindra & Mahindra) и в России (Renault и Автофрамос). [20] 8 декабря 2015 года концерн Renault подписал протокол о намерениях с руководством завода АвтоВАЗ, производственные мощности которого позволят выпускать более 750 000 автомобилей в год. А корпорация Nissan уже приступила к строительству в Санкт-Петербурге завода. В марокканском городе Танжере Альянс Renault-Nissan и Королевство Марокко развернут строительство одного из крупнейших на средиземноморском побережье автомобильных заводов, проектная мощность которого составит 400 000 автомобилей в год.
В индийском г. Ченнаи Renault и Nissan намерены построить для штата Тамилнад один из крупнейших в Индии автомобильный завод производительностью 400 000 автомобилей в год.
Партнеры по Альянсу продолжат свое дальнейшее развитие на основе успешного и взаимовыгодного сотрудничества, а также совместного использования передовых технологий, ведущих обе компании к дальнейшему процветанию.
Заключение
В данной курсовой работе были рассмотрены основные формы выхода фирмы на международный рынок, их преимущества и недостатки.
В качестве примера выхода фирмы на внешний рынок была проанализирована компания «Nissan» — крупнейшая компания производства машин, целью которой является построение компании международного класса.
Важной чертой современного мирового хозяйства является деятельность его субъектов в условиях жёсткой конкуренции, обусловленной, в первую очередь, непрекращающейся борьбой за рынки сбыта. Поэтому для любой фирмы, желающей включиться в международные экономические отношения, первостепенной задачей становится обеспечение успешного выхода на внешний рынок, как правило, уже заполнений предлагаемыми товарами и услугами.
Экспорт представляет собой самый простой способ выхода на внешний рынок. Применяя стратегию экспорта, фирма производит все свои товары в собственной стране, предлагая их на экспорт в модифицированном или в не модифицированном виде. Преимущество данной стратегии состоит в том, что она требует минимальных изменений в товарный ассортимент фирмы, её структуру, капитальные затраты и программу деятельности.
Одним из способов проникновения на внешний рынок является создание предприятия совместного владения. Такое предприятие представляет собой объединение усилий зарубежных и местных вкладчиков капитала с целью создания местного коммерческого предприятия, которым они владеют и управляют совместно.
Предприятие совместного владения может оказаться необходимым или желательным по экономическим или политическим соображениям. В частности, выходя на внешний рынок, фирма может не иметь достаточно финансовых, физических или управленческих ресурсов для осуществления проекта в одиночку. Другая возможная причина предпочтения предприятия совместного владения – иностранное правительство только таким образом допускает на рынок своей страны товары инонациональных производств.
Характеризуемый способ, как и другие, не лишён недостатков. Партнёры, относящиеся к разным странам, могут разойтись во мнениях по вопросам, связанным с капиталовложениями, маркетингом и другими принципами деятельности.
Стратегией выхода на внешний рынок, обеспечивающей наиболее полное вовлечение фирмы в деятельность на нём, является помещение капитала в создание за рубежом собственных сборочных или производственных предприятий. По мере накопления фирмой опыта экспортной работы и при достаточно большом объёме данного внешнего рынка производственные предприятия за границей сулят ей явные выгоды.
Важное свойство прямого инвестирования в том, что осуществляя его, фирма сохраняет полный контроль над своими капиталовложениями и, следовательно, может разрабатывать такие политические установки в области производства и маркетинга, которые будут отвечать её долговременным задачам в международном масштабе.
Список литературы
1. Федеральный закон Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ
2. Багиев Г.Л., Моисеева Н.К., Черенков В.И. Международный маркетинг. Питер, 2017. — 512 с.
3. Гавриленко Н.И. Международный маркетинг. РХТУ, 2013. — 115с.
4. Карпова С.В. Международный маркетинг. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2015.
5. Кирюхина Т.А. Стратегии выхода компании на иностранные рынки // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(34). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/5(34).pdf (дата обращения: 18.12.2018)
6. Котлер, Ф.Маркетинг-менеджмент / Ф. Котлер.-СПб.: Питер, 2015.
7. Кратко И.Г. Международное предпринимательство. М.: ИНФРА-М. 2016. — 272 с.
8. Маркетинг: учебное пособие / А.П. Мищенко, А.И. Банников; М.: КНОРУС, 2014г.
9. Международный маркетинг, под ред. Бакиев Г.П., Моисеева Н.К., Черенков В.И. СПб.: Питер, 2015 г.
10. Никишкин, В.Торговый маркетинг / В.Никишкин.-М.:РЭА, 2014.
11. «Обзор российского автомобильного рынка»; портал «Интерфакс»; 06.03.2018
12. Прозоровский, С. Международные маркетинговые исследования / С. Прозоровский // Маркетинг. – 2012. – № 5. – С. 62–78.
13. Соловьев И.В. Бизнес в России и за рубежом / И.В. Соловьев // Российский внешнеэкономический вестник. 2011. № 5. С. 10–14.
14. Федорова М.С. Разработка маркетинговой стратегии предприятия // Молодой ученый. – 2011. – №5. Т.1. — С. 232–234.
15. Bradley, F. International marketing strategy. Pearson Education, 2015.
16. Paul J., Kapoor R. International Marketing: Text And Cases. Tata McGraw-Hill Publishing Company Limited, 2014.
17. Prahalad C.K. and Gary Hamel, The core competence of the corporation – Harvard Business Review, 1990.
18. Sevgin Eroglu. A Conceptual Model // International Marketing Review. Vol.6. № 5.19-30.2017.
19. Corey E. R. Marketing Strategy — An Overview / In Strategik Marketing Management. Harvard Business School Publications, Boston, MA, 2018
20. Официальный сайт Nissan www.nissan.ru
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф