Заявка на расчет
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Спрос и методы его прогнозирования в торговле»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СПРОСА НА ТОВАРЫ
1.1 Понятие спроса в торговле
1.2 Формирование потребительского спроса
1.3 Методы прогнозирования спроса
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПОКУПАТЕЛЬСКОГО СПРОСА В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОЗНИЧНОГО ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «УЛЫБКА РАДУГИ»
2.1 Описание торгового предприятия «Улыбка радуги»
2.2 Оценка спроса на продукцию предприятия «Улыбка радуги»
2.3 Недостатки в деятельности компании, влияющие на спрос
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ СПРОСА НА ТОВАРЫ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «УЛЫБКА РАДУГИ»
3.1. Разработка мер по увеличению спроса на товары торгового предприятия «Улыбка радуги»
3.2. Прогнозирование спроса с учетом рекомендаций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Введение

 

Актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем обстоятельством, что функционирование любого товарного рынка, торгового предприятия отображается с помощью ряда характеристик, основным из которых является спрос.

С позиций маркетинга, спрос является главным объектом постоянного наблюдения, детального изучения и, в отдельных случаях, манипулирования со стороны фирмы (например, формирование вкусов потребителей, а значит, и возможного спроса с помощью рекламы, паблик рилейшнз). Успех фирмы во всех ее начинаниях зависит от того, насколько точно и своевременно проводят маркетинговые исследования на производимую/реализуемую продукцию, спроса на определенном сегменте рынка, насколько точно спрогнозировано их влияние на деятельность предприятия.

Изучение спроса – это сбор, обработка полученной информации, необходимой для принятия управленческих решений по развитию производства товаров народного потребления и коммерческих решений по закупке и продаже товаре.

Прогнозирование спроса на продукцию предприятия помогает ему точно определить – какую именно товарную стратегию следует применять в зависимости от текущего экономического положения в стране, конкретном регионе, на предприятии, изменении, либо отсутствии изменений в предпочтениях покупателей.

Цель настоящей курсовой работы, которая заключается в изучении и прогнозировании покупательского спроса в коммерческой деятельности розничного торгового предприятия.

Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

  1. Рассмотреть теорию формирования спроса на товары.
  2. Проанализировать покупательский спрос на товары торгового предприятия «Улыбка радуги».
  3. Разработать предложения по увеличению спроса на продукцию торгового предприятия «Улыбка радуги».

Объект исследования – торговое предприятие «Улыбка радуги».

Предмет исследования – покупательский спрос на товары розничного торгового предприятия.

При написании работы использовались системный и целевой подходы и методы описания, анализа и изложения результатов.

Работа основана на официальных источниках, учебной и научной литературе.

В структурном отношении настоящая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СПРОСА НА ТОВАРЫ

 

1.1 Понятие спроса в торговле

 

Спрос — это платежеспособная потребность или, иными словами, форма выражения потребности, представленная на рынке и обеспеченная соответствующими денежными ценностями. Наряду с основным понятием в микроэкономике выделяют такие понятия, как величина и цена спроса.

Итак, спрос – это платежеспособная потребность, а его величина (или объем) – это конкретное количество товаров, которое покупатель готов приобрести по одной определенной цене[1].

Цена спроса – это максимальная цена, которую покупатели готовы заплатить за определенное количество товаров.

Закон спроса отражает обратную зависимость между изменением в ценах и в количестве.

Следствия из закона[2]:

  1. Потребитель подвержен принципу убывающей предельной полезности – так как каждый последующие единицы блага или товара приносят все меньше удовлетворения, то потребитель купит дополнительную единицу блага, если цена его будет снижаться.
  2. Эффект дохода и эффект замещения. Здесь важно понимать о двух видах дохода, а именно: реальном и номинальном. Номинальный доход – это сумма денег, полученная населением, реальный – то количество товаров, которое можно купить на номинальный доход.

Эффект дохода заключается в следующем: при снижении цены на товар реальные доходы покупателя становятся больше при неизменном номинальном доходе, что позволяет увеличить объем покупок.

Эффект замещения – при снижении стоимости товар дешевеет относительно других товаров, в результате чего им замещается потребление аналогичных благ.

Из вышеописанного закона, как из многих правилах, существуют исключения[3]:

– во-первых, в отношении товаров престижного спроса вступает в действие эффект Веблена, отражающий прямую зависимость между ценой товара и уровнем его потребления.

–во-вторых, закон не действует в отношении товаров низшего качества, когда одновременно растут цены на более качественные товары. В таком случае стоит говорить о эффекте Гиффена: если низкокачественный товар занимает значительную долю потребительского бюджета, то объем его покупок изменяется в том же направлении, что и цена.

Спрос – это измеряемая величина. Его закон можно проиллюстрировать в виде таблицы (или шкалы), графика и функции.

Кривая спроса (D1, D2) – график, который иллюстрирует зависимость между такими параметрами, как цена товара или услуги и количеством потребителей, готовых его купить по данной цене (см. рис. 1).

Функция принимает следующий вид:

Qd = a — bP = kx + b

В данном случае, основными неценовыми факторами, сдвигающие кривую вправо или влево будут:

  1. Доходы покупателей: когда доходы растут, растет спрос на более качественные товары, и падает спрос на дешевые товары низкого качества;
  2. Число покупателей;

 

Рисунок 1. – Кривая спроса

 

Цены на взаимосвязанные товары[4]:

– во-первых, на взаимозаменяемые (товары субституты) – если они удовлетворяют одну и ту же потребность, то рост стоимости на один приведет к росту востребованности на другой;

– во-вторых, на взаимодополняемые (комплиментарные товары) – если потребление одного товара невозможно без потребления другого (например, автомобили и запчасти), то увеличение цены на один приведет к падению потребности в другом;

  1. Виды покупателей;
  2. Потребительские ожидания.

Кроме того, на покупательский спрос влияют такие факторы, как:

– экономические (уровень развития производства, розничные цены, доходы населения, степень обеспеченности товарами);

– политические (политическая стабильность);

– демографические (численность населения, соотношение городского и сельского населения, половозрастной состав, миграция и др.);

– социальные (уровень развития культуры, профессиональный состав населения, социальная культура);

– природно-климатические (географические и климатические условия).

Итак, изменение спроса происходит в результате действия неценовых факторов и приводит к сдвигу кривой, в то время как изменение его величины происходит в зависимости от цены и выражается в движении по кривой.

1.2 Формирование потребительского спроса

 

В маркетинге выделяют восемь типов спроса[5]:

– отрицательный (негативный);

– отсутствующий;

– скрытый;

– падающий;

– нерегулярный;

– полноценный;

– чрезмерный;

– нерациональный (см. табл. 1).

В маркетинге спрос имеет более широкое понимание, чем в экономике. Для специалистов по маркетингу важны все виды спроса. Кроме того, спрос очень переменчив и его трудно спрогнозировать. Он может появится внезапно, а может неожиданно исчезнуть. Но бывает и очень стабильный спрос. Потребитель сам не может на все 100% определить, что ему нужно. Мы совершаем 30% запланированных покупок, а 70% — это импульсивные покупки, осуществляемые под действием внешних факторов (дегустации, промоакции в магазине).

Таблица 1. – Способы и тактики маркетинга в зависимости от видов спроса[6]

Ключевыми элементами маркетинга считаются мероприятия по формированию спроса (ФОС) и стимулированию сбыта (СТИС), которые в комплексе составляют систему ФОССТИС. ФОССТИС – это система взаимоотношений между производителем и потребителем для получения прибыли и удовлетворения потребностей.

Главная задача ФОССТИС – устранить «барьеры недоверия». Потребитель, чтобы совершить покупку, должен быть осведомлен о потребительских свойствах и характеристиках товара. Потребитель может и не испытывать потребности в товаре, который он мало знает. На рынке представлено огромное количество аналогичной продукции, удовлетворяющей одинаковые потребности. Потребителям приходится выбирать. Малоизвестный товар имеет меньше шансов быть купленным.

Система ФОССТИС состоит из двух подсистем:

– формирование спроса (ФОС);

– стимулирование сбыта (СТИС).

Цель ФОС – это передать информацию потенциальному потребителю о товаре и потребностях, которые может удовлетворить эта продукция. Мероприятия по формированию спроса снижают «барьер недоверия» к новому товару посредством предоставления определенных гарантий и защиты интересов потребителей.

Ключевая задача ФОС состоит в выведении нового товара на рынок, обеспечении первых продаж и завоевании доли рынка. Основными мероприятия по формированию спроса являются[7]:

– различные виды рекламы (ATL, BTL);

– организация выставок и ярмарок;

– связи с общественностью и др.

Результатом ФОС становится некоторый образ товара в сознании потребителя, вызывающий положительный эмоции и побуждающие совершать повторные покупки.

Целью СТИС является побуждение потребителей, которые уже знакомы с товаром, совершать последующие покупки (большими партиями и регулярно). Выделяют три вида СТИС:

– по отношению к покупателям (поощрение покупок с помощью различных инструментов маркетинговых коммуникаций);

– по отношению к посредникам (стимулирование торговли: предоставление образцов, зачеты за покупку, совместная реклама, премии, торговые конкурсы, скидки, предоставление бесплатного оборудования, пред- и послепродажный сервис);

– по отношению к продавцам (стимулирование торгового персонала для усиления его заинтересованности: материальные и моральные поощрения, конкурсы среди продавцов, подарки и т.д.).

Работа по формированию спроса должна начинаться задолго до выхода товара на рынок, и производится чтобы подготовить потенциальных потребителей к восприятию новой продукции. Она продолжается на протяжении всего жизненного цикла товара.

Главным методом формирования спроса, а также стимулирования сбыта является продвижение.

Под продвижением понимается любая форма сообщений о товарах и услугах в целях информирования, убеждения и напоминания. Функции продвижения[8]:

– формирование образа престижности;

– информирование о продукции, ее свойствах и качестве;

– доведение положительной информации до потребителей;

– поддержание известности товаров и услуг;

– изменение образа применения товара.

Для формирования спроса используют следующие виды продвижения:

– реклама (СМИ, наружная реклама, нестандартный виды рекламы);

– PR-мероприятия (пресс-конференции, нерекламные публикации в прессе, конференции, семинары, презентации);

– организация выставок и ярмарок.

Основным методом формирования спроса на товары производственного назначения являются:

– прямые контакты с потенциальным покупателем;

– проведение научно-технических симпозиумов, семинаров, демонстрационных испытаний и показов.

Спрос на товары потребительского назначения формируется благодаря широкому применению рекламы, демонстраций, выставок-продаж, методов воздействия на общественное мнение с помощью СМИ. При этом обязательно необходимо учитывать социальные, нравственные, психологические, эмоциональные, эстетические и другие особенностей каждой отдельной группы потребителей.

Здесь также стоит вспомнить пирамиду потребностей Маслоу, которая представлена в виде треугольника, разделенного на 5 сегментов по горизонтали, в каждом из них – свои потребности. Главная их особенность заключается в том, что пока не удовлетворена нижняя ступень потребностей, не возникнет та, что над ней. А если и возникла, то внимание к более высоко расположенным потребностям будет намного меньшим (см. рис. 2).

На самой нижней ступени, но самой большей по объему, располагаются самые насущные потребности человека – еда, вода, воздух, сон. К этому сегменту пирамиды относят и еще несколько потребностей, без чего люди не обходятся, это акты рождения, все, что связано со смертью, и секс. Спрос на товары и услуги, удовлетворяющие эти потребности, всегда был, есть и будет очень высоким.

 

Рисунок 2. – Пирамида потребностей человека (по А. Маслоу)[9]

Вторая ступень пирамиды – безопасность, защищенность не только от различных преступников, но и от неудач в жизни. Спрос на услуги, повышающие безопасность, будет более низким в той местности, где первый уровень потребностей не удовлетворен. Голодный человек никогда не будет задумываться, надежная ли у него дверь или окно. Если перед ним будет стоять выбор, купить ли ему сигнализацию или застраховать ли квартиру, или все-таки приобрести детскую кроватку, питание, лекарства, то, естественно, он сделает выбор в пользу второго.

Третья ступень – потребность в обществе, в уважении и понимании окружающих, в любви своих близких, потребность любить их в ответ.

Четвертый пласт потребностей – потребность в уважении и почитании, компетентность, достижение успеха, всеобщее признание, одобрение. Эти потребности с успехом удовлетворяют различные институты, курсы, семинары, тренинги, консалтинговое обслуживание. А также средствами для более широкого информирования о своих успехах для признания служат средства массовой информации, интернет, маркетинговые и бизнес-туры, акции и компании по внедрению идей, и многое другое. На этом основываются виды бизнеса, работающие на людей, жаждущих признания: радио и телекомпании, учебные центры, журналы и газеты, институты, сайты, рекламные агентства и многое другое[10].

И последний, пятый уровень потребностей – самоактуализация. Она формирует индивидуальный спрос. Самоактуализация – это реализация своих целей, возможностей, развитие талантов, способностей, развитие собственной личности[11].

1.3 Методы прогнозирования спроса

 

Прогнозирование спроса – это научно обоснованное предсказание развития рынка во времени на основе изучения причинно-следственных связей, тенденций и закономерностей. Другими словами, это прогноз будущих продаж, определение потребности в товарах и необходимых объемов закупок, составление заказов на поставку товаров.

В зависимости от временного периода выделяют следующие виды прогнозов спроса:

– Оперативный (до 1 месяца);

– Конъюнктурный (от 3 до 6 месяцев);

– Краткосрочный (от 1 года до 2 лет);

– Среднесрочный (от 2 до 5 лет);

– Долгосрочный (от 5 до 10 лет);

– Перспективный (свыше 10 лет)[12].

Прогнозирование спроса является первым и ключевым шагом процесса планирования продаж и операций (Sales and Operations Planning, S&OP).

Существует множество методов прогнозирования. Существующие методы схематично представлены на рисунке 3[13].

Как и все методы при проведении маркетинговых исследований, можно разделить на эвристические (или качественные методы), при применении которых большую часть занимает субъективные начала, и на экономико-математические методы (или количественные методы), при использовании которых преобладает объективные начала.

При этом вначале прогноз спроса строится на основании экономико-математических методов. Затем данный прогноз корректируется с учетом мнений экспертов по результатам встреч по прогнозировании спроса (Demand Forecast Meeting, DFM)[14].

 

Рисунок 3. – Методы прогнозирования спроса

 

Согласно современным подходам к планированию нельзя изменять полученный с помощью математических моделей прогноз без веских на то оснований. Иными словами, увеличить (или уменьшить) прогноз можно только если компания понимает, за счет каких мероприятий это произойдет. Приросты продаж от проведения таких мероприятий в английской терминологии обычно называются Volume Building Blocks (VBB).

Основой количественных методов служит информация, которую можно получить, зная тенденции изменения параметров или имея статистически достоверные зависимости.

Рассмотрим каждый некоторые методы более подробно и выявим их положительные и отрицательные стороны. Для начала разберем группу количественных методов.

Метод экстраполяции временного ряда ориентируется на проекции временного ряда на будущие периоды времени, т. е. распространение тенденций, установленных в прошлом, на будущий период. Для этого нужны данные о фактических продажах за несколько лет, которые, первым делом, необходимо очистить от нехарактерных всплесков или падений.

В этих целях можно раскладывать фактические данные на несколько составляющих, таких как тренд и сезонность, и прогнозировать каждую из них по отдельности. Понять, есть ли в данных сезонность можно с помощью автокорреляционной функции, которая позволяет обнаруживать наличие зависимостей внутри временного ряда. Если видно, например, что на периоде 12 месяцев коэффициент автокорреляции близок к единице, значит имеется выраженная годовая сезонность.

При таком подходе мы раскладываем фактические данные на три составляющие[15]:

X(t)=Tr(t)+S(t)+e(t),

где X(t) – прогнозируемый ряд,

Tr(t) – тренд,

S(t) – сезонность,

e(t) — ошибка.

Методика состоит из нескольких шагов:

(1) Очистка данных от нехарактерных всплесков и падений;

(2) Выделение сезонности («десезонализация»). Фактические данные, очищенные от сезонности, называютя «десезонализированным» трендом (сокращенно ДСТ – ДеСезонализированный Тренд), или просто трендом;

(3) Экстраполяция ДСТ с помощью одного из пригодных для этого методов. Экстраполяция может быть проведена методом Ex-post.

(4) Коррекция получившегося прогноза в случае наличия очевидных ошибок;

(5) Наложение на получившийся прогноз сезонности. Получившийся результат будем называть базовым прогнозом;

Увеличение или снижение базового прогноза за счет определенных активностей, то есть получение окончательного прогноза (здесь применяется метод экспертных оценок).

Метод скользящей средней базируется на вычислениях среднего значения прогнозируемой величины спроса за фиксированное количество периодов. Сглаживание с помощью скользящих средних основано на том, что в средних величинах взаимно погашаются случайные отклонения. Это происходит вследствие замены первоначальных уровней временного ряда средней арифметической величиной внутри выбранного интервала времени. Полученное значение относится к середине выбранного интервала времени (периода)[16].

Затем период сдвигается на одно наблюдение, и расчет средней повторяется. При этом периоды определения средней берутся все время одинаковыми. Таким образом, в каждом рассматриваемом случае средняя центрирована, т.е. отнесена к серединной точке интервала сглаживания и представляет собой уровень для этой точки.

Рабочая формула скользящей средней выглядит следующим образом:

где t + 1 – прогнозный период;

t – период, предшествующий прогнозному периоду (год, месяц и т.д.);

Уt+1 – прогнозируемый показатель;

mt-1 – скользящая средняя за два периода до прогнозного;

n – число уровней, входящих в интервал сглаживания;

Уt – фактическое значение исследуемого явления за предшествующий период;

Уt-1 – фактическое значение исследуемого явления за два периода, предшествующих прогнозному.

Метод Хольта основан на оценке степени линейного роста (или снижения) показателя величины спроса во времени. Хольт развил модель простого экспоненциального сглаживания и добавил в неё тренд. Метод Хольта используется для прогнозирования временных рядов, когда есть тенденция к росту или падению значений временного ряда. А также для рядов, когда данные есть не за полный цикл, и сезонность еще не выделить (например, за неполный год для прогноза по месяцам)[17].

Прогнозирование по данной модели включает в себя следующие этапы:

(1) Рассчитывается экспоненциально-сглаженный ряд;

(2) Определяется значение тренда;

(3) Делается прогноз.

Экспоненциально-сглаженный ряд рассчитывается по следующей формуле:

Lt = k × Yt + 1 × Lt — 1 — Tt-1

Где: Lt – Сглаженная величина текущий период;

k – коэффициент сглаживания ряда;

Yt – текущие значение ряда (например, объём продаж);

1 — коэффициент сглаживания ряда;

Lt-1 – сглаженная величина за предыдущий период;

Tt-1 – тренд за предыдущий перио).

Коэффициент сглаживания ряда k задается вручную и находится в диапазоне от 0 до 1.

Значение тренда определяется по формуле:

Tt (значение тренда на текущий период) = b (коэффициент сглаживания тренда) × (Lt (экспоненциально сглаженная величина за текущий период) — Lt-1 (экспоненциально сглаженная величина за предыдущий период)) + (1-b (коэффициент сглаживания тренда)) × Tt-1 (значение тренда за предыдущий период).

Коэффициент сглаживания тренда b задается вручную и находится в диапазоне от 0 до 1.

Прогноз по методу Хольта производится, используя такую формулу:

Ŷt+p (Прогноз по методу Хольта) = Lt (экспоненциально сглаженная величина за последний период )+ p (количество периодов вперед, на которое делаем прогноз) × Tt (тренд за последний период).

Метод Муира применяется в случае линейно-мультипликативной модели тренда в предположении, что изменение среднего процесса зависит от времени не линейно, а пропорционально самому значению среднего, т. е. линейно в логарифмах. Данный метод описывает процедуру вычисления прогноза на достаточно большой интервал времени / (теоретически — на бесконечно большой)[18].

Данный метод используется в случае прогнозирования нестационарного спроса. Здесь предполагается, что изменение среднего ряда зависит от времени не линейно, а пропорционально значению среднего μ, т.е. зависит линейно в логарифмах. Тогда мультипликативная модель будет выражена уравнением:

Где ρ – мультипликативный коэффициент тренда.

Сглаживающая функция Vt будет аналогична той, которая была в случае аддитивного тренда:

Где r –несмещенная оценка ρ (мультипликативный коэффициент тренда ряда d1), которая вычисляется по формуле:

Тогда прогноз на t периодов времени вперед равен:

Выводы по 1-й главе:

Изучение и прогнозирование покупательского спроса позволяет оптимизировать планирование производства. Хотя точный на 100% прогнозов до сих пор не существует, чем вше точность прогноза, тем эффективнее вы сможет вести бизнес. При помощи прогнозирования спроса можно оптимизировать поставки, предотвратить затоваривание складов, дефицит или, напротив, порчу просроченных продуктов. Именно поэтому профессиональное прогнозирование спроса на рынке необходимо каждой компании.

 

Глава 2. Изучение покупательского спроса в коммерческой деятельности розничного торгового предприятия «Улыбка радуги»

 

2.1 Описание торгового предприятия «Улыбка радуги»

 

Улыбка радуги – федеральная сеть магазинов «шаговой доступности», которая работает c 2001 года. Магазины «Улыбки радуги» располагаются в России на территории от Мурманска до Челябинска. Успешность этой сети была подтверждена вручением этой розничной сети премии российской версии европейского проекта Retailer of the Year Europe «Лучший сетевой магазин России» 2016-2017 и 2018-2019 гг[19].

Привлекательность магазинов для покупателей создают:

-оптимальный ассортимент,

-собственные торговые марки,

-регулярные и привлекательные акции,

-развитая программа лояльности,

-организация обслуживания и атмосфера в магазинах.

В магазинах продаются товары ежедневного спроса, используемые для того, чтобы люди были здоровыми и красивыми, а их дома чистым и уютными. Основу ассортимента наших магазинов составляет: косметика, парфюмерия, бытовая химия и хозяйственные товары.

Ассортимент сети превышает 15 000 SKU. Магазины «Улыбка радуги» выбираются для покупок, так как в них предлагаются товары собственных торговых марок сети (СТМ), которые из-за оптимального соотношения цена/качество позволяет эффективнее управлять семейным бюджетом.

Для привлечения и поддержания интереса покупателей постоянно действуют акции, программа лояльности и мобильное приложение.

Магазины Улыбки радуги делают жизнь покупательниц легче и радостнее, помогают все успеть современной женщине: и уложить волосы, и накраситься, и убрать квартиру. В одном месте все нужные товары по уходу за собой и домом.

Сеть магазинов Улыбка радуги отличает глубокое понимание потребностей покупателя, фокус на предвосхищении его желаний, предоставление наилучшего сервиса и положительных эмоций от покупок.

Основу ассортимента магазинов составляют разные товары: косметика, парфюмерия, средства гигиены, бытовая химия, хозяйственные и сопутствующие товары. К ним относятся детские товары, колготки, носки, галантерея, бижутерия, малая бытовая техника и прочее. Обычно магазины располагаются на торговой площади от 120 до 170 кв. м. в помещениях на первом этаже с витринами на первой линии, но в последнее время всё больше магазинов открывается в популярных торговых центрах[20].

Первые магазины сети под брендом «Улыбка радуги» появились в Санкт-Петербурге в 2005 году. Сейчас сеть насчитывает более 750 магазинов на территории России от Мурманска до Казани и Пензы. Еженедельно открывается  2 магазина.

Улыбка радуги радует покупателей регулярными выгодными акционными предложениями и привлекает покупателей собственной программой лояльности, в основе которой лежат расчёт за покупку баллами.

Ассортимент Сети постоянно расширяется и к 2018 составляет уже свыше 15 000 наименований, включая собственные торговые марки и уникальные бренды. В сети эксклюзивно представлены известные европейские бренды Flormar, Il Salone, Bellaoggi, а также популярные в России продукты компаний Unilever, Loreal, Schwarzkopf&Henkel, Procter&Gamble и другие.

Полное наименование Общество с Ограниченной Ответственностью «Улыбка Радуги»

Сокращенное наименование ООО «Улыбка Радуги»

Адрес 190005, Город Санкт-Петербург, Проспект Московский, Дом 51, Литер А, Помещение 12-Н.

Основным видом деятельности является «Торговля косметикой, парфюмерией, средствами гигиены, бытовой химии, хозяйственные и сопутствующие товары», зарегистрировано 7 дополнительных видов деятельности[21].

 

2.2 Оценка спроса на продукцию предприятия «Улыбка радуги»

 

Рыночный спрос представляет собой то количество товаров и услуг, которое потребители могут и готовы приобрести при заданном уровне цен. В маркетинге под спросом принято понимать потребность, которую потребитель предъявляет рынку.

Спрос на товары и услуги магазина «Улыбка радуги»  формируется под воздействием множества факторов. Определяющими из них выступают:

-наличие и характер неудовлетворенных потребностей целевой группы потребителей;

-уровень отпускных цен на продукцию; финансовые возможности покупателей (уровень их дохода);

-потребительские вкусы, предпочтения и ожидания относительно будущего и пр.

Все эти факторы не только лежат в основе формирования рыночного спроса на продукцию «Улыбки радуги», но и определяют модель потребительского поведения.

Предприятие осуществляет реализацию различных видов товаров. В Приложении 1 представлены показатели деятельности предприятия по группам товаров. Показана динамика выручки от продаж товаров за 2016-2018 гг. и ее структура.

Как можно увидеть из приведенных в Приложении 1 данных, увеличение объема продаж в «Улыбке Радуги» на 2 740 747 тыс. руб. вызвано ростом выручки от реализации основных товаров предприятия. Снижение объема продаж вызвано изменением предпочтительных вкусов конечных потребителей товаров и прочих внешних факторов.

Основные продажи в «Улыбке радуги» приходятся на следующий ассортимент: парфюмерия, наборы и продукция для детей. В течение рассматриваемого периода следует отметить тенденцию роста выручки от продаж данных товаров (см. рис. 4).

2018

2017

2016

Рисунок 4. – Анализ объема продаж в «Улыбке Радуги» за 2016-2018гг. (тыс. руб)

Как видно, три категории товаров пользуются максимальным спросом.

Далее проведем АВС-анализ товарного портфеля ООО «Улыбка Радуги» за 2016-2018гг, который представлен в таблицах 2 – 4.

ABC-анализ основан на принципе Парето, смысл которого в том, что 20% всех товаров предприятия дают 80% оборота. Относительно к ABC-анализу это можно понимать таким образом: контроль 20% позиций товаров предприятия позволит на 80% контролировать всю систему сбыта.

При ABC-анализе товары подразделяются на группы следующим образом:

  1. Группа А – контролирует 80% товарооборота предприятия, и согласно принципу Парето данная группа составляет порядка 20% позиций товарного портфеля предприятия.
  2. Группа B контролирует 15% всего оборота – в эту категорию входят от 21 до 51% товарного ассортимента;
  3. Группа C контролирует 5% оборота, и наименее всего влияет на деятельность предприятия.

Таблица 2. – ABC-анализ ассортимента в «Улыбке радуги» за 2016г. (тыс. руб.)

Товар Товарооборот Доля % Группа
Наборы 375047,4 15,2 A
Продукция для дома 320668,2 13,0 A
Парфюмерия 250031,7 10,1 A
Продукция для детей 212474,4 8,6 А
Продукция для тела 200372,1 8,1 А
Продукция для лица 179112,6 7,2 А
Продукция для волос 161806,5 6,5 А
Продукция для гигиены 152689,5 5,2 А
Продукция собственной торговой марки 147525,9 6,0 В
Аксессуары для обуви 146759,4 5,9 В
Электротовары 133406,7 5,4 В
Продукция для макияжа 131187,9 5,3 С
Одежда 59542,8 2,4 С
Итог 2470625  

 

Как можно увидеть из представленной выше таблицы, наиболее приносящая доход группа товаров для ООО «Улыбка радуги» – это Наборы, Парфюмерия, а также прочая продукция для дома, для тела, волос, гигиены, и лица. Данная группа пользуется хорошим спросом, быстро раскупается, и при планировании закупок в первую очередь необходимо пополнять ее ассортимент.

Средней доходностью отличаются товары: собственной торговой марки, для обуви и электротовары.

Наименее прибыльными в 2016 г. для предприятия ООО «Улыбка радуги» товарами можно назвать одежду и продукцию для макияжа.

 

Таблица 3. – ABC- анализ ассортимента ООО «Улыбка радуги» за 2017г. (тыс. руб.)

Товар Товарооборот Доля % Группа
Наборы 1 250 158 11,4 A
Продукция для дома 1 068 894 9,7 A
Парфюмерия 833 439 7,6 A
Продукция для детей 708 248 6,5 А
Продукция для тела 667 907 6,1 А
Продукция для лица 597 042 5,4 А
Продукция для волос 539 355 4,9 А
Продукция для гигиены 508 965 4,6 А
Продукция собственной торговой марки 491 753 4,5 В
Аксессуары для обуви 489 198 4,5 В
Электротовары 444 689 4,1 В
Продукция для макияжа 437 293 4,0 С
Одежда 198 476 1,8 С
Итог 8 235 417 100

 

Как можно увидеть из данной таблицы, в 2017г. состояние спроса на товары предприятия остался в такой же пропорции, как и в 2016г.

 

Таблица 4 – ABC- анализ «Улыбки радуги» за 2018г. (тыс. руб.)

Товар Товарооборот Доля % Группа
Продукция для дома 1 750 744 16,0 A
Наборы 1 597 041 14,6 A
Парфюмерия 1 420 394 12,9 A
Продукция для тела 1 000 998 9,1 А
Продукция для волос 828 683 7,5 А
Продукция для гигиены 784 722 7,1 А

 

Продолжение таблицы 4.

Продукция для макияжа 682 681 6,2 А
Продукция для лица 678 349 6,2 А
Продукция собственной торговой марки 628 773 5,7 B
Продукция для детей 568 607 5,2 B
Аксессуары для обуви 458 864 4,2 В
Электротовары 340 298 3,1 C
Одежда 236 010 2,2 C
Итог 10 976 164 100

 

Как можно увидеть из представленной выше таблицы, в 2018г. заметны существенные изменения спроса на отдельные категории товаров: значительно увеличился спрос на Продукцию для макияжа, которая из категории С перешла в категорию А, что может быть связано с регулярными акциями и рекламными предложениями ООО «Улыбка Радуги для данной категории товаров.

В свою очередь, спрос на категорию товаров Для детей спрос несколько снизился, и она перешла из категории А в категорию В, что может быть связано с тем, что в 2018г. предприятием практически не проводилась рекламная компания данной категории товаров.

Также здесь стоит отметить и то, что за все исследуемые годы в качестве аутсайдеров можно назвать категории товаров одежда и электротовары, поэтому при дальнейшем планировании деятельности предприятия следует задуматься о том, стоит ли данной категорией товаров заполнять склад, торговый зал. Вполне возможно данные товары целесообразно продавать через сайт предприятия, за счет чего высвободить торговые площади.

Далее проведем XYZ-анализ.

XYZ–анализ является инструментом, при помощи которого можно распределить товары предприятия по степени стабильности продаж и уровню колебаний потребления, который выражается в процентах.

Итогом проведения XYZ –анализа является группировка товаров по трем категориям, в зависимости от стабильности их поведения:

–в категорию Х, входят товары с колебанием продаж от 0% до 15%, спрос на которые стабилен и прогнозируем;

–к категории Y, относятся товары с колебанием продаж от 15% до 50%, которые характеризуются сезонными колебаниями и средними возможностями их прогнозирования;

–к категории Z, относят товары с колебанием продаж от 50% и выше, спрос на которые не регулярен, колебания продаж непредсказуемы (см. табл. 5).

 

Таблица 5. – Расчет колебаний продаж для товаров ООО «Улыбка радуги» за 2016-2018гг. (тыс. руб)

Группы товаров 2016 2017 2018 Колебания продаж, %
Продукция для волос 161806,5 539 355 828 683 52,7%
Продукция для лица 179112,6 597 042 678 349 46%
Продукция для тела 200372,1 667 907 1 000 998 53,6%
Одежда 59542,8 198 476 236 010 55,8%
Продукция для гигиены 152689,5 508 965 784 722 54%
Продукция для дома 320668,2 1 068 894 1 750 744 42,4%
Продукция для макияжа 131187,9 437 293 682 681 57,2%
Аксессуары для обуви 146759,4 489 198 458 864 47,7%
Парфюмерия 250031,7 833 439 1 420 394 42,3%
Наборы 375047,4 1 250 158 1 597 041 42%
Электротовары 133406,7 444 689 340 298 47,89%
Продукция для детей 212474,4 708 248 568 607 49,1%
Продукция собственной торговой марки 147525,9 491 753 628 773 42,7%
Итого 2470625 8 235 417 10976 164

 

Рассчитав данные для проведения XYZ-анализа, представим их в таблице 6.

Таблица 6. – XYZ-анализ товаров ООО «Улыбка радуги»

Группы товаров Колебания продаж, % Группа
Наборы 42 Y
Парфюмерия 42,3 Y
Продукция для дома 42,4 Y
Продукция собственной торговой марки 42,7 Y
Продукция для лица 46 Y
Аксессуары для обуви 47,7 Y
Электротовары 47,89 Y
Продукция для детей 49,1 Y
Продукция для волос 52,7 Z
Продукция для тела 53,6 Z
Продукция для гигиены 54 Z
Одежда 55,8 Z
Продукция для макияжа 57,2 Z

 

Как можно увидеть из представленной выше таблицы, товаров, которые можно отнести к группе Х (товары со стабильным спросом), не выявлено.

Большинство товаров предприятия ООО «Улыбка Радуги» относится к группе Y (товары со спросом, который отличается средней прогнозируемостью, и относительно стабильными колебаниями).

К группе Z (товары, которые отличаются непрогнозируемым спросом, и большими колебаниями) можно отнести следующие:

– Продукция для волос;

– Продукция для тела;

– Продукция для гигиены;

– Одежда;

– Продукция для макияжа.

Для того, чтобы выявить наиболее значимые для ООО «Улыбка Радуги» товары, проведем совмещенный ABC-XYZ анализ (см. табл. 7).

Таблица 7. – Совмещение ABC-анализа за 2018 г. и XYZ анализа

АХ AY AZ
Продукция для лица

Продукция собственной торговой марки

Продукция для тела

Продукция для волос

Продукция для гигиены

Продукция для макияжа

ВХ BY CZ
Продукция для детей

Аксессуары для обуви

 
СХ CY CZ
Электротовары Одежда

 

Также с помощью совмещенного анализа можно будет выявить аутсайдеров товарных групп, на которые следует обратить внимание с целью дальнейшего решения о целесообразности их оставления в товарном портфеле предприятия, либо пересмотра политики их продвижения на рынке.

Итак, как можно увидеть из представленной выше таблице, наиболее влиятельными и стабильными являются следующие товары:

–Продукция для лица;

–Продукция собственной торговой марки.

Данное положение этих товарных групп, говорит о том, что на данный момент предприятие не испытывает проблем с реализацией данных товаров, спрос на них стабилен.

К товарам, которые отличаются достаточной стабильностью, а также отличаются достаточным спросом можно отнести:

–Продукция для детей;

–Аксессуары для обуви;

–Продукция для тела;

–Продукция для волос;

–Продукция для гигиены;

–Продукция для макияжа.

Такое положение этих товарных групп может быть вызвано сезонным колебанием спроса. Товары данных групп приносят предприятию достаточный доход, их спрос также отличается достаточной стабильностью, однако необходимо приложить усилия для их продвижения.

Несомненно, аутсайдерами для предприятия ООО «Улыбка радуги» являются товары: Электротовары и Одежда.

Это может быть вызвано тем, что предприятие изначально позиционировало себя как специализирующееся на продаже косметики, аксессуаров, и покупатели не ожидают увидеть в ассортименте магазинов ООО «Улыбка радуги» одежду или электротовары, не готовы к приобретению данной продукции именно у этой торговой марки.

Поэтому будет целесообразно либо совсем отказаться от продажи категорий этих товаров, либо сменить способ продажи и продвижения, к примеру осуществлять реализацию товаров этих групп исключительно на заказ через сайт, что позволит высвободить торговые площади а также трудовые ресурсы на продажу этих товаров.

2.3 Недостатки в деятельности компании, влияющие на спрос

 

По результатам проведенного выше исследования, можно определить основные недостатки в деятельности ООО «Улыбка Радуги», связанные с формированием спроса на продукцию предприятия.

Основным недостатком, по нашему мнению, неадекватное понимание менеджерами компании позиционирования товаров, представляемых покупателям, что можно увидеть на примере низкого спроса на электротовары и одежду, так как изначально ООО «Улыбка Радуги» позиционировало себя как специализирующееся на продаже косметики, аксессуаров, и покупатели не ожидают увидеть в ассортименте магазинов ООО «Улыбка радуги» одежду или электротовары, не готовы к приобретению данной продукции именно у этой торговой марки.

Это может быть вызвано рядом факторов:

  1. Игнорирование менеджерами компании тенденций рынка косметики в России;
  2. Недостаточное внимание мнению покупателей самого предприятия.
  3. Недостаточное использование новых технологий (интернет) в продвижении косметической продукции предприятия.

Рассмотрим данные факторы подробнее.

Итак, рынок косметики и парфюмерии в России в 2016-2018гг. выглядит следующим образом (см. рис. 5).

Рисунок 5. – Рынок косметики и парфюмерии в России в 2016-2018гг.

По данным Euromonitor International, наиболее популярными товарными позициями на Росийском рынке парфюмерии и косметики являются сама парфюмерная продукция, средства по уходу за кожей лица, декоративная косметика, и средства по уходу за волосами.

Наименьший спрос показали средства для укладки волос.

Как можно увидеть, популярная среди россиян продукция присутствует в торговом портфеле ООО «Улыбка Радуги», и также пользуется спросом.

Также для выявления мнения покупателей о том, какая продукция предприятия является для них наиболее привлекательной, нами было выявлено, что наиболее предпочитаемой продукцией является декоративная косметика, и средства по уходу за телом. Наименее привлекательными для покупателей ООО «Улыбка Радуги» были одежда и электроника, что подтвердило наши предположения.

Исследование было проведено на базе предприятия ООО «Улыбка Радуги» в г. С.-Петербург, с помощью разработанной анкеты для посетителей, которая также учитывала мнение потребителей предприятия о том, почему именно им не нравится та или линейка товаров, что они желали бы увидеть в продаже, и пр. (см. Анкету в Приложении 2).

Рисунок 6. – Результаты ответа потребителей на вопросы анкеты

 

Также существенным недостатком формирования потребительского спроса является то, что компания ООО «Улыбка Радуги» не учитывает современные тенденции, к которым прибегает большинство предприятий, такие, как использование сети интернет при формировании потребительского спроса, информировании потенциальных потребителей о существующих предложениях предприятия, проведения анкетирования онлайн, распространения своей продукции через онлайн-магазин на сайте предприятия.

 

ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ СПРОСА НА ТОВАРЫ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «УЛЫБКА РАДУГИ»

 

3.1. Разработка мер по увеличению спроса на товары торгового предприятия «Улыбка радуги»

 

Основополагающей целью формирования и последующего увеличения и стимулирования  спроса считается сообщение потенциальным потребителям о продукции фирмы и тех потребностях, что она способна удовлетворять. Особую роль при этом играет ознакомление потенциальных потребителей с возможностями, функциональными характеристиками и особенностями реализуемого продукта.

Стимулирование спроса имеет важнейшее значение в рамках общей стратегии стимулирования сбыта и обладает целям рядом преимуществ:

– позволяет обеспечить кратковременный рост продаж;

– отражает четкое предложение незамедлительного совершения покупки;

– побуждает к принятию положительного потребительского решения в отношении продукции данной фирмы.

В целом стимулирование спроса может использоваться в качестве дополнительного вида рыночного продвижения товаров и услуг фирмы. При этом оно не всегда может или должно носить долговременный характер.

В итоге нами предлагаются следующие мероприятия по формированию спроса потребителей ООО «Улыбка Радуги»:

Расширение ассортимента наиболее популярного товара (что было выявлено в ходе анализа рынка декоративной косметики в РФ, а также проведения анкетирования потребителей за счет ввода в товарный портфель предприятия натуральной косметики, которая пользуется большим спросом в РФ, а также спрос на которую существенно растет за последнее время);

Рассмотрим в таблице 8. изменение доли ассортимента в товарном портфеле ООО «Улыбка радуги» с учетом увеличения линейки групп товаров Продукция для дома, Наборы, Парфюмерия, Продукция для тела на 2%.

Сокращения позиций: Аксессуары для обуви, Электротовары, Одежда.

 

Таблица 8. – Изменение доли ассортимента в товарном портфеле ООО «Улыбка радуги» за 2019г. (по сравнению с данными за 2018г.)

Товар Товарооборот Доля % Доля, % Группа
Продукция для дома 1 750 744 16,0 +2 (18) A
Наборы 1 597 041 14,6 +2 (16,6) A
Парфюмерия 1 420 394 12,9 +2 (14,9) A
Продукция для тела 1 000 998 9,1 +2 (11,1) А
Продукция для волос 828 683 7,5 7,5 А
Продукция для гигиены 784 722 7,1 7,1 А
Продукция для макияжа 682 681 6,2 6,2 А
Продукция для лица 678 349 6,2 6,2 А
Продукция собственной торговой марки 628 773 5,7 5,7 B
Продукция для детей 568 607 5,2 5,2 B
Аксессуары для обуви 458 864 4,2 -3 (1,2) В
Электротовары 340 298 3,1 -3 (0,1) C
Одежда 236 010 2,2 -1 (1,2) C
Итог 10 976 164 100  

 

  1. Вывод товарных групп электроника и одежда их продажи в сетевых магазинов, и продажа их через интернет-магазин на сайте компании, что позволит высвободить торговые площади и площади под хранение на складе, а также рабочую силу;
  2. Организация групп в социальных сетях ВКонтакте, Одноклассники. Фейсбук, и пр. групп по продвижению продукции товаров компании, а также устойчивой потребительской аудитории, которая будет также привлекать потенциальных потребителей;
  3. Участие в интернет выставках.

Интернет-выставки являются одним из наиболее современных способов общения продавца со своим потенциальными клиентами. Основная аудитория данных выставок — квалифицированные деловые люди, имеющие отношение к различным сферам бизнеса. Сайты интернет-выставок предоставляют такие рекламные возможности как баннерная, контекстная реклама, текстовые блоки и ссылки, рекламные новостные сообщения и статьи, размещение подробной информации о компаниях, услугах и продуктах в рубрикаторе.

Основные преимущества интернет-выставки:

  1. Невысокая стоимость. Не нужно оплачивать аренду помещения, завозить оборудование, изготавливать рекламные стенды и буклеты.
  2. Экономия времени продавца и потенциальных покупателей. На виртуальных выставках можно представить товар или услугу за несколько минут, не выходя из офиса. А покупатели могут побывать на выставке, не выходя из дома.
  3. Время проведения выставок неограниченно. Виртуальный стенд доступен для потенциальных клиентов и партнеров 24 часа в сутки.
  4. Сайт виртуальной выставки, в отличие от сайта компании в интернете, объединяет целую группу тематически одинаковых предприятий, что делает поиск товаров для покупателя проще.
  5. Адрес сайта компании становится известен широкому кругу пользователей.
  6. Так как выставка, в первую очередь, предполагает общение с глазу на глаз, то в интернет-выставках это можно реализовать с помощью веб-камер.

Существует много различных интернет платформ для проведения данных выставок. Они могут быть региональными, специализированными или глобальными.

Посещаемость интернет-выставки – десятки тысяч заказчиков и потенциальных потребителей посещают еженедельно, и эти цифры неуклонно растут.

Каждая компания-участница «Выставок» получает собственный виртуальный стенд, что позволяет максимально полно представить свой бизнес сети Интернет, разместив на стенде не только контактную информацию, но и полный спектр выпускаемой продукции и оказываемых услуг с подробными описаниями и фотографиями, прайс-листы и много другое.

Полноценный функционал интернет-магазина и консультационного центра позволяет рассматривать стенд на портале OpenExpo, как эффективный источник продаж и средство коммуникации с покупателями и партнѐрами. Качественное индексирование в ведущих поисковых системах (Яндекс, Рамблер, Google, Апорт и т.д.) выводит виртуальный стенд на первые строки в результатах поиска.

Это приводит потенциального клиента именно на стенд данной компании, а не на сайт конкурента. Участие в Интернет-выставке обходится в десятки раз дешевле, чем в традиционных выставках. Нет необходимости вкладывать деньги в оформление стенда, в транспортировку товаров, в рекламу и т.д. Доступ к информации о компании круглосуточный и не имеет территориальных границ. 24 часа в сутки 365 дней в году информация о товарах и услугах представлена на электронной выставке. Это позволяет наладить партнерство с клиентами.

3.2. Прогнозирование спроса с учетом рекомендаций

 

Под прогнозированием потребительского спроса следует понимать научное предвидение общей величины и структуры спроса на потребительскую продукцию, которые в прогнозом периоде, при соблюдении определённых условий изменения предложения товаров и платежеспособности населения, могут быть предъявлены потребителями на рынке.

Прогнозирование потребительского спроса служит фундаментом разработки рациональной политики государственного регулирования товарного обращения и основой выработки стратегий развития торговых и производственных предприятий. В то же время сам процесс прогнозирования осложняется высокой степенью волатильности внешней среды и непредсказуемостью ее изменений. Все эти трудности в совокупности с высокой степенью критичности совершения ошибок в прогнозах требуют тщательности процесса прогнозирования потребительского спроса.

Процесс прогнозирования потребительского спроса осуществляется последовательно. Его основными этапами выступают:

– подготовка и обработка исходной информации для совершения прогнозных расчетов;

– разработка гипотез касательно предполагаемых социально-экономический условия развития спроса в прогнозируемом периоде;

– расчёт прогноза на перспективу;

– оценка полученных результатов прогнозирования спроса и разработка правил их возможной корректировки.

Далее оценим затраты компании, если она будет участвовать в интернет выставках на выставочном портале OpenExpo. По тарифным планам стоимость размещения стендов на OpenExpo существенно ниже, чем у аналогичных проектов и составляет 5 тыс. руб. в месяц. Расходы компании на участие в данной интернет-выставке составят 60 тыс. руб. в год.

Основываясь на мнениях специалистов, можно предположить, что выручка в следующем году увеличиться на 5% за счет реализации данного мероприятия.

С учетом изменения доли ассортимента предприятия рассчитаем предполагаемую прибыль от товарооборота «Улыбка Радуги» в таблице 9.

 

Таблица 9. – Расчет предполагаемой прибыли ООО «Улыбка радуги» после расширения наиболее популярного ассортимента

Товар Товарооборот в 2018 Доля % 2018 Доля, %

2019

Товарооборот в 2020
Продукция для дома 1 750 744 16,0 +2 (18) 1969587
Наборы 1 597 041 14,6 +2 (16,6) 1815814
Парфюмерия 1 420 394 12,9 +2 (14,9) 1640610
Продукция для тела 1 000 998 9,1 +2 (11,1) 1220998
Продукция для волос 828 683 7,5 7,5 828 683
Продукция для гигиены 784 722 7,1 7,1 784 722
Продукция для макияжа 682 681 6,2 6,2 682 681
Продукция для лица 678 349 6,2 6,2 678 349
Продукция собственной торговой марки 628 773 5,7 5,7 628 773
Продукция для детей 568 607 5,2 5,2 568 607
Аксессуары для обуви 458 864 4,2 -3 (1,2) 131104
Электротовары 340 298 3,1 -3 (0,1) 10977
Одежда 236 010 2,2 -1 (1,2) 128732
Итог 10 976 164 100 100 11089637

 

Как можно увидеть из представленной выше таблицы, с учетом расширения ассортимента, товарооборот предприятия увеличится на 113473 товарных единиц. При средней стоимости товарной единицы предприятия в 277 руб. рассчитаем прибыль предприятия после внедрения данного мероприятия:

113473 * 277 = 31 432 021 руб.

Основываясь на мнениях специалистов, что выручка от участия предприятия в выставках увеличится на 5%, рассчитаем:

31 432 021 + 1571601 = 33 003 622 руб.

Далее рассчитаем экономический эффект от внедрения данного мероприятия. Формула расчета:

Э = (Пв – Зр) – Врп

где Э – экономический эффект от внедрения маркетинговых мероприятий, руб.;

Пв – планируемый показатель выручки от реализации после реализации маркетинговых мероприятий и только под их влиянием, руб.;

Зр – затраты на реализацию маркетинговых мероприятий, руб.;

Врп — выручка от реализации за последний период, руб.

Затраты на реализацию мероприятий по организации продвижения в сети интернет составит порядка 300 000 руб. на заработную плату в год специалисту по продвижению.

33 003 622 – 300 000 – 10 976 164 = 21 727 458 руб.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Спрос – это потребность покупателей в некотором товаре, обеспеченная их платежеспособностью (то есть у них есть деньги, чтобы удовлетворить свою потребность).

Анализ потребительского спроса предполагает необходимость изучения его объема и структуры, предпочтений потребителей и их платежных возможностей, а также оценки иных факторов, влияющих на спрос. Основной целью проведения подобного анализа выступает прогнозирование емкости рынка и последующее прогнозирование изменения величины, структуры и характера спроса на потребительские товары. В процессе анализа потребительского спроса решается множество различных задач. Основными из них выступают определение потребительских предпочтений, оценка платежеспособности населения, изучение величины и структуры спроса и пр.

В настоящей работе проанализирована деятельность торгового предприятия «Улыбка радуги». Компания представлена в 11 регионах России и является крупнейшей сетью магазинов формата дрогери (магазин у дома) и лидером по объему продаж на северо-западе.

Выявлено, что основная выручка «Улыбки радуги» приходится на следующий ассортимент: Парфюмерия, Наборы и Продукция для детей. В течение рассматриваемого периода следует отметить тенденцию роста выручки от продаж данных товаров.

Также с помощью анализа были выявлены аутсайдеры товарных групп, на которые следует обратить внимание с целью дальнейшего решения о целесообразности их оставления в товарном портфеле предприятия, либо пересмотра политики их продвижения на рынке. Несомненно, аутсайдерами для предприятия ООО «Улыбка радуги» являются товары: Электротовары и Одежда.

Это может быть вызвано тем, что предприятие изначально позиционировало себя как специализирующееся на продаже косметики, аксессуаров, и покупатели не ожидают увидеть в ассортименте магазинов ООО «Улыбка радуги» одежду или электротовары, не готовы к приобретению данной продукции именно у этой торговой марки.

Поэтому будет целесообразно либо совсем отказаться от продажи категорий этих товаров, либо сменить способ продажи и продвижения, к примеру осуществлять реализацию товаров этих групп исключительно на заказ через сайт, что позволит высвободить торговые площади а также трудовые ресурсы на продажу этих товаров.

В итоге нами предлагаются следующие мероприятия по формированию спроса потребителей ООО «Улыбка Радуги»:

  1. Расширение ассортимента наиболее популярного товара (что было выявлено в ходе анализа рынка декоративной косметики в РФ, а также проведения анкетирования потребителей за счет ввода в товарный портфель предприятия натуральной косметики, которая пользуется большим спросом в РФ, а также спрос на которую существенно растет за последнее время);
  2. Вывод товарных групп электроника и одежда их продажи в сетевых магазинов, и продажа их через интернет-магазин на сайте компании, что позволит высвободить торговые площади и площади под хранение на складе, а также рабочую силу;
  3. Организация групп в социальных сетях ВКонтакте, Одноклассники. Фейсбук, и пр. групп по продвижению продукции товаров компании, а также устойчивой потребительской аудитории, которая будет также привлекать потенциальных потребителей;
  4. Участие в интернет выставках.

Интернет-выставки являются одним из наиболее современных способов общения продавца со своим потенциальными клиентами. Основная аудитория данных выставок — квалифицированные деловые люди, имеющие отношение к различным сферам бизнеса. Сайты интернет-выставок предоставляют такие рекламные возможности как баннерная, контекстная реклама, текстовые блоки и ссылки, рекламные новостные сообщения и статьи, размещение подробной информации о компаниях, услугах и продуктах в рубрикаторе.

Экономический эффект от предложенных мероприятий составит 21 727 458 руб.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Антохонова И.В. Проблемы эволюции потребительского спроса в переходной экономике региона // Проблемы прогнозирования. — 2015. — № 2. — С. 111-117.
  2. Автономов В.С. Как работает рынок: спрос и предложение [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/biznes-63/4.htm
  3. Багриновский К. А., Матюшок В. М. Экономико-математические методы и модели (микроэкономика). – М., РУДН. 2019. – 512с.
  4. Баев И. А., Дрозин Д. А. Планирование объемов реализации инновационного товара на этапе коммерциализации продуктовых инноваций // Вестник УрФУ. Серия экономика и управление. — 2015. — Том 14. — № 2. – с.97-110
  5. Баликоев В.З. Общая экономическая теория: учебник/В.З.Баликоев. — Новосибирск: ТОО ЮКЭА, НПК Модус, 2015. — 416с.
  6. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп/Е.Ф.Борисов. — М.: Юрайт-Издат, 2016.- 512с.
  7. Бороздин Ю.В. Спрос, полезность и цены в рыночной экономике / Ю.В. Бороздин // Федеративные отношения и региональная политика. — 2017. — №3.
  8. Басовский Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учеб.пособие. – М.: ИНФРА-М, 2012
  9. Beчкaнoв Г.C., Beчкaнoвa Г.P. Микроэкономика: Учебник [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.inventech.ru/lib/micro/
  10. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования цен / Е.П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. — 2016. — №5.
  11. Добрынин А.И. Общая экономическая теория: учебник/А.И.Добрынин. — СПб.: Питер, 2010. — 288с.
  12. Корниенко О. Национальная экономика/О.Корниенко. – СПб.: Питер, 2018.- 549с.
  13. Носова Н.С. Национальная экономика. Краткий курс/Н.С.Носова. – М.: Окей-книга, 2017.- 527с.
  14. Рыночный спрос и предложение [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/2152
  15. Современная экономика: учебник / Под ред. О.Ю. Мамедова. — Ростов н/Д.: Феникс, 2015. — 672с.
  16. Степнова И.В. Прогнозирование потребительского спроса в зависимости от цены на товар // Маркетинг и маркетинговые исследования. — 2018. — № 3. — С. 232-241.
  17. Столярова А.Н. Методические вопросы прогнозирования совокупного спроса и предложения на потребительском рынке // Вестник Российской академии естественных наук. — 2018. — № 4. — С. 105-109.
  18. Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства/Л.Н.Череданова. – М.: Академия, 2017.- 448с.
  19. Шананин А. А. Непараметрические методы анализа структуры потребительского спроса / А. А. Шананин // Математическое моделирование. – – № 9. -С. 3-17.
  20. Шананин А. А. Проблема интегрируемости и обобщенный непараметрический метод анализа потребительского спроса / А. А. Шананин // Труды МФТИ. – -Т.1, № 4. – С. 84-98
  21. Швырков Ю. Государственное регулирование экономики // Экономист. — 2015. — №8. — с.35 — 48.
  22. Экономика: учебник / Под ред. А.С. Булатова. — М.: Юристъ, 2017.-342с.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф