Скоро защита?
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Спрос и предложение: эластичность»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретический аспект понятия спроса и предложения. Формирование ры-ночной це-ны
1.1 Спрос, закон спроса и факторы спроса
1.2 Предложение, закон предложения и факторы предложения
1.3 Модели рыночного равновесия: понятие и сущ-ность
1.4 Рыночное неравновесие (излишек продавца и покупателя)
2. Эластичность спроса: теоретический аспект
2.1 Виды и типы эластичности спроса, факторы, на нее влияющие
2.2 Практическое применение концепции эластичности спроса
3. Эластичность предложения и факторы, на нее влияющие
3.1 Виды и типы эластичности предложения, факторы, на нее влияющие
3.2 Практическое применение концепции эластичности предложения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования: Приступая к рассмотрению данной темы исследования, сразу необходимо отметить, что в рамках этой курсовой работы рассматриваются предложения, кривые спроса и направление их изменения. Спрос и предложение выступают в качестве самых важных понятий, раскрывающих фактор взаимодействия продавцов и покупателей, принимая во внимание то, что так одни, так и другие проявляют стремление к тому, чтобы добиться полного удовлетворения имеющихся у них потребностей.

В качестве одной из самых важных категорий экономической науки выступает эластичность. Характерным можно назвать то, что впервые она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом. Эластичность является выраженным в процентах изменением одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Посредством понятия эластичности предоставляется возможность выяснения того, каким образом происходит процесс адаптации рынка к изменениям, которым подвергаются его факторы. Обычно общепринятым является полагать, что фирма, посредством повышения цены на выпускаемую ею продукцию, обладает возможностью достичь увеличения дохода от ее реализации. Но что касается действительности, то можно с уверенностью констатировать, что так бывает не всегда: приходится иногда сталкиваться с ситуациями, когда повышение цены выступает в качестве фактора не роста, а, наоборот, — снижения прибыли, что происходит по причине уменьшения спроса, а исходя из этого и соответствующего сокращения сбыта.

В данной курсовой работе рассмотрение эластичности спроса проводится по ценам, доходам, перекрестная эластичность, посредством чего предоставляется возможность дать оценку влияния, оказываемого перечисленными показателями, непосредственно на спрос. Кроме того, в данной работе рассматривается теория потребительского выбора, которая дает объяснение того, каким образом потребителями отдается предпочтение в вопросе траты получаемых ими доходов в целях удовлетворения своих потребностей.

Актуальность исследования не вызывает сомнений. Причиной тому является тот факт, что спрос и предложение выступают в качестве неотъемлемой части нормально функционирующего рынка, а посредством их эластичности отражается реакция потребителей и производителей на процесс и факт изменения цен как на ресурсы, так и на готовую продукцию.

Цель исследования: изучение теории эластичности и рассмотрение вариантов её практического применения.

Объект исследования: теория экономики.

Предмет исследования: теория спроса и предложения.

Задачи работы:

— охарактеризовать спрос и предложение;

— рассмотреть модели рыночного равновесия;

— рассмотреть модели рыночного неравновесия;

— рассмотреть характерные особенности видов и типов эластичности спроса и предложения;

— рассмотреть особенности практического применения эластичности на предложение и спрос

Теоретический аспект понятия спроса и предложения. Формирование рыночной цены

 

1.1 Спрос, закон спроса и факторы спроса

 

Анализ ситуации, формирование которой имеет место на рынке какого-либо товара, является свидетельством того, что между количеством и ценой реализованного товара существует наличие связи. Для того, чтобы описывать данную связь со стороны потребителя общепринятым является применение понятия «спрос», «количество спроса» и «функция спроса».

Спрос является количеством товаров, которое у потребителя есть желание, а также возможность, приобрести по любой цене за определенный промежуток времени.

Необходимо обратить внимание на то, что следует различать термины «спрос» и «количество спроса» (в том же смысле имеет место использование названий «величина спроса» и «объем спроса»).[1]

Количество спроса представляет собой количество товара, которое у потребителя есть желание и возможность приобрести за определенный промежуток времени по конкретной цене.

Изображение имеющейся зависимости количества проданных единиц товара от уровня их цен представляется графически посредством кривой спроса (рис. 1), характерной особенностью которой является нисходящий вид (отрицательный наклон)[2].

В аспекте рассматриваемого вопроса также необходимо обратить внимание на ту характерную особенность, что в экономической теории, в процессе построения кривой спроса D (demand), общепринятым является откладывать на оси ординат независимую переменную Р, представляющую собой цену (price), а на оси абсцисс — отмечать зависимую переменную QD, являющуюся количеством спроса.

Кроме того, также изображение кривой спроса может иметь два вида:

1) в виде прямой линии (рис. 1 а), если нет изменений наклона линии между ее точками (говоря другими словами, — имеющейся зависимости присущ линейный характер);

2) в виде кривой (рис. 1 б), когда в более сложных случаях имеет место изменение наклона кривой по мере продвижения по графику от одной точки к другой (говоря другими словами, — зависимости присущ нелинейный характер).

Рис. 1. Кривая спроса: а – линейная зависимость; б – нелинейная зависимость

Ниже приступим к рассмотрению ограничений линии спроса, что графически представлено на рисунке (рис. 2).[3] Справа имеет место ограничение линии спроса точкой а, которую принято называть массой насыщения. Данной точкой означается, что спрос насыщен и продолжение его дальнейшего увеличения не представляется возможным даже при самой низкой цене. Характерной особенностью в данном случае можно назвать факт доступности благ на рынке всем.

Слева на линии спроса наблюдается ограничение точкой в, которую называют запретительной ценой. Характерным в данном случае можно назвать то, что при такой цене количество спроса является равным нулю (говоря другими словами, — никто из потребителей не в состоянии ее заплатить).

В рассматриваемой зависимости цене отведена роль причины, а количеству спроса отведено выполнение роли следствия. Запись данной функциональной зависимости имеет следующий вид (формула 1)[4]:

Qd= f (Р),                                                                                         (1)

где Qd – показатель количества спроса;

f – знак функции;

Р – показатель цены товара.

Рис. 2 Запретительная цена и масса насыщения

Функция спроса является функцией, посредством которой осуществляется определение количества спроса в зависимости от факторов, оказывающих на него воздействие[5].

В качестве важнейшего факторов, посредством которых происходит определение количества спроса, выступает цена на единицу блага в этом случае. Причем необходимо отметить, что связь между ценой спроса и его количеством (при наличии прочих равных условий) выступает в качестве обратной: чем ниже показатель уровня цены на товар, тем выше величина спроса на товар, и наоборот. Данную связь принято называть «закон спроса».

Суть содержания закона спроса заключается в следующем: между ценой на товар и количеством спроса на него существует обратная зависимость[6].

Формулировку ценовым факторам действия закона спроса (изменения количества спроса) представляется возможным дать следующую:

  1. Здравый смысл является поведением, которое присуще покупателю на рынке исходя из его восприятия цены на товар в качестве барьера, который необходимо преодолеть; чем выше данный барьер, тем тяжелее потребителю его преодолеть, тем меньше приобретений им осуществляется, и наоборот.
  2. Эффект дохода является изменением реального дохода, получаемого покупателем в результате изменения цены одного или нескольких товаров, которые являются составной частью набора потребителя. Повышение цены на тот или иной товар (при неизменности цен других товаров и номинальных доходов потребителей) является причиной, приводящей к тому, что у потребителя есть возможность приобрести данного товара меньше; данным означается наличие относительного снижения реального дохода покупателя, и наоборот.
  3. Эффект замещения является изменением структуры покупателя (соотношения средств, которые выделяются на приобретение различных товаров) в результате изменения цены одного из товаров, являющихся составной частью набора потребителя (в том случае, если происходит падение цены данного товара, а цены других товаров продолжают оставаться прежними, то со стороны потребителя проявляется стремление заменить более дешевыми товарами те товары, которые им ранее приобретались; в случае повышения цены конкретного со стороны покупателя проявляется стремление компенсировать понесенный ущерб посредством перехода на потребление более дешевых товаров).
  4. Эффект убывающей предельной полезности является все меньшим удовлетворением покупателя от каждой последующей единицы блага, приобретение которой имеет место только при условии сниженной цены на нее.

Необходимо различать изменение количества спроса и изменение спроса на товар.

Определение изменения количества спроса на товар по причине изменения цены на него осуществляется посредством ценовых причин и его графическое изображение имеет вид движения по кривой спроса от точки до точки (рис.3)[7].

Ряд отдельных точек кривой спроса показывают конкретные комбинации отношения «цена–количество». В этом случае необходимо учесть, что факт изменения цены при прочих равных условиях является причиной изменения комбинации «цена–количество», или иначе передвижение по кривой спроса.

Кроме того, спрос на товар может подвергаться изменениям не только под действием влияния цены, но также и под действием влияния факторов, не имеющих отношения к цене товара.

Рис. 3. Изменение количества спроса

Действие неценовых факторов является причиной, приводящей к наступлению сдвига (отклонения) кривой спроса, что происходит либо вправо, либо влево. На графике сдвиг (отклонение) кривой продемонстрировано изменение спроса (рис. 4)[8].

Рассматривая неценовые факторы воздействия на спрос, можно отметить, что они являются следующими[9]:

  • Изменение денежных доходов покупателя: фактом увеличения доходов (в случае отсутствия инфляции) означается наличие роста платежеспособности, что выступает причиной, приводящей к тому, что происходит повышение спроса (происходит смещение кривой D0 в положение D2); снижение доходов является причиной снижения спроса. Нужно отметить, что действие, оказываемое данным фактором, является неоднозначным для различных групп товаров, разделяемые на следующие виды:

1) нормальные: или высшей категории товаров («качественные товары» » товары социально полноценные «, к примеру, к такому виду могут быть отнесены предметы роскоши), спрос на которые подвергается изменению в том же направлении, что и цена на них;

2) товары низшей категории («низкого качества товары »  » товары социально неполноценные»), спрос на которые подвергается изменению в направлении, являющемся обратным изменения цены на них.

Рис. 4. Изменение спроса

  • Изменение вкусов и предпочтений покупателей под действием влияния рекламы, направлений моды, технических усовершенствований, посредством которых происходит повышение ее качества (фактор долговечности, простота в эксплуатации, надежность и др.), а также прочих факторов оказывает влияние на изменение спроса, однако данное оказываемое влияние можно назвать неоднозначным для различных групп населения.
  • Ожиданием покупателями повышения цены на тот или иной товар провоцируется увеличение спроса на него, что объясняется тем, что со стороны покупателей проявляется стремление купить этот товар до ожидаемого изменения цены.
  • Изменение цен на другие товары:

1) товары-субституты (товары, являющиеся взаимозаменяемыми), спрос на которые подвергается изменению в том же направлении, что и цена на них;

б) товары-комплементы (товары, являющиеся взаимно дополняемыми), спрос на которые подвергается изменению в направлении, обратном направлению изменения цены на товар. Следует в данном случае иметь в виду, что одни и те же пары товаров могут выступать в качестве как взаимозаменяемых, так и взаимодополняемых, что находится в полной непосредственной зависимости от того, как они воспринимаются потребителями.

  • Количество потребителей на рынке имеет непосредственную прямую связь с уровнем спроса на товары: если имеет место увеличение их числа, то наблюдается возрастание спроса, при уменьшении происходит снижение спроса. В данном случае речь идет о происходящем изменении не индивидуального, а рыночного спроса на товары.

Индивидуальный спрос является спросом, исходящим со стороны отдельных потребителей, изображаемый индивидуальной кривой спроса. Индивидуальные различия спроса могут быть значительными исходя из образования, пола, высказываемых предпочтений, возраста, уровня доходов потребителя и др.[10].

Рыночный спрос представляет собой спрос, который предъявляется всеми потребителями на рынке того или иного товара по всем из возможных цен. Характерным в данном случае можно назвать то, что показатель объема рыночного спроса при каждом значении цены является равным сумме объемов спроса отдельно взятых потребителей при данном значении цены. В дальнейшем в процессе характеристики рыночного механизма будет использовано понятие рыночного спроса[11].

Также необходимо отметить в аспекте рассматриваемого вопроса и то, что закон спроса действует в отношении всех групп товаров. Исключением в данном случае являются товары Гиффена, которые названы так по имени английского экономиста, которым они были открыты. К числу товаров Гиффена принято относить товары, занимающие значительное место в бюджете малоимущих потребителей; при изменении цен на данные товары спрос на них также подвергается изменению в том же направлении, что и цена.[12]

Все вышеуказанное имеет непосредственное отношение к так называемому функциональному спросу индивидуального потребителя независимо от объема спроса других потребителей, обусловленному лишь потребительскими качествами конкретного блага. Однако на практике можно встретить случаи проявления нефункционального спроса, который обусловлен не потребительскими характеристиками блага, а какими-либо внешними факторами (или внешними воздействиями).

Американским экономистом Х. Лейбенстайном было выделено несколько случаев нефункционального спроса[13]:

  1. «Эффект присоединения к большинству» – в данном случае наблюдается стремление людей к тому, чтобы «быть как все» и покупать то, что покупается другими покупателями. Выбор покупателя в данном случае находится в непосредственной прямой зависимости от мнения, высказываемого по этому поводу другими людьми, и это прямая зависимость.
  2. «Эффект сноба» – в данном случае люди стараются «быть не как все» и ими не приобретается то, что приобретается другими. Выбор покупателя в данном случае также находится в непосредственной прямой зависимости от мнения других людей, но зависимость эта является обратной.
  3. «Эффект Веблена» (или «эффект показательного, или демонстративного, потребления» «эффект престижного спроса»,), получивший данное название по имени американского экономиста и социолога Т. Веблена, которым был внесен существенный вклад в исследование нефункционального спроса, а также описан он в работе «Теории праздного класса» (1899 г.).

 

1.2 Предложение, закон предложения и факторы предложения

 

Посредством предложения характеризуется рынок непосредственно со стороны производителя (продавца) в отличие от спроса, посредством которого характеристика рынка дается со стороны потребителя (покупателя)[14].

Предложение является количеством товара, которое у производителей есть желание и возможность реализовать на рынке по любой возможной цене на протяжении определенного промежутка времени[15].

Количество предложения (величина предложения, объем) является количеством товара, которое у производителей есть желание и возможность реализовать по конкретной цене на протяжении того же промежутка времени.

Изменение величины предложения находится в непосредственной зависимости от того, как происходит изменение цены товара – ценового фактора.

Зависимость количества предложения от цены товара является прямой. Графически она представлена в виде кривой предложения восходящего вида с наличием положительного наклона (рис. 5).

В процессе построения кривой предложения S (supply) принято откладывать на оси ординат независимую переменную Р, представляющую собой цену (price), а на оси абсцисс отмечается зависимая переменную Qs, являющаяся количеством предложения.

Характерным в данном случае можно назвать то, что изображение кривой предложения может быть представлено в двух видах: в виде прямой линии, что имеет место в том случае, если наклон линии не подвергается изменению между ее точками (говоря другими словами, — зависимости присущ линейный характер) (рис. 5, а); в виде кривой, когда наклон кривой подвергается изменению по мере продвижения по ней от точки к точке (говоря другими словами, — зависимости присущ в данном случае нелинейный характер) (рис. 5, б)[16].

Кривая предложения является графическим изображением зависимости, которую принято именовать законом предложения.

Рассматривая закон предложения, необходимо отметить, что между ценой на товар и величиной его предложения имеет место факт существования прямой зависимости.

Данная зависимость имеет следующее математическое изображение (формула 2)[17]:

Qs = f (P),                                                                                        (2)

где Qs – показатель количества предложения;

f – знак функции;

Р – показатель цены товара.

Рис. 5. Кривая предложения: а – линейная зависимость; б – нелинейная зависимость

Под предложением понимается функция определяющих его факторов. В качестве основного из них можно назвать цену товара на рынке (ценовой фактор), характеризующую изменение, происходящее с величиной предложения.

Изменение количества предложения под действием влияния ценового фактора на графике имеет вид движения по кривой предложения от точки к точке (рис. 6), а изменение предложения при воздействии неценовых факторов является причиной, вызывающей сдвиг кривой предложения (рис.7)[18].

Рис. 6. Изменение величины предложения

Рис. 7. Изменение предложения

В процессе анализа функции предложения важным является принимать во внимание фактор времени.

Различают три рыночных периода:

Кратчайший период, на протяжении которого все факторы производства являются постоянными. Изменение спроса является в данном случае причиной, приводящей к тому, что цены подвергаются изменению, но не отражается на величине предложения (рис. 8).[19]

Рис. 8. Изменение цен и объема предложения в кратчайший период

  1. Краткосрочный период, в котором некоторые факторы производства выступают в качестве переменных (к примеру, сырье, рабочая сила и др.). Повышение спроса в данном случае выступает в качестве причины, приводящей не только к тому, что происходит рост цен, но и к тому, что наблюдается увеличение объемов производства, что объясняется тем, что фирмы успевают провести изменение некоторых факторов производства в соответствии со спросом (рис. 9).
  2. Долгосрочный период, на протяжении которого все факторы являются переменными (включая производственные мощности, число фирм в отрасли и т.д.). Увеличение спроса в данном случае является причиной, приводящей к тому, что происходит значительный рост предложения при неизменных ценах или при наличии несущественного повышения цен (рис. 10)[20].

Рис. 9. Изменение цен и объема предложения в краткосрочный период

Рис. 10. Изменение цен и объема предложения в долгосрочный период

Расчет функции совокупного предложения может быть проведен суммированием функций соответствующих индивидуальных предложений всех продавцов (производителей) данного конкретного товара.

Этот процесс графически может иметь следующий вид (рис. 11).[21]

Рис. 11. Кривая совокупного (рыночного) предложения

Из представленных выше графиков можно определить, что рыночная кривая совокупного предложения имеет менее крутой наклон, в отличие от индивидуальных кривых предложения, что объясняется тем, что характерной особенностью рынка является то, что он откликается на факт повышения цены посредством суммарного (говоря другими словами, — большего, чем в каждом отдельном случае) объема предложений.

 

1.3 Модели рыночного равновесия: понятие и сущность

 

В условиях рыночной экономики под воздействием конкурентных сил в определенные моменты времени наблюдается процесс синхронизации цен спроса и цен предложения, что является причиной, приводящей к наличию равенства объемов спроса и предложения. Данным означается, что покупателями и продавцами в определенный момент достигается некий компромисс касательно того, сколько товаров и по какой цене будет производиться и реализовываться посредством рынка. Приступим к рассмотрению взаимодействия продавцов и покупателей на рынке более подробно, посредством изображения данного процесса взаимодействия наглядно (графически) (рис. 12)[22].

Рассматривая представленный ниже график, можно заметить, что состояние рыночного равновесия достигается в точке Е (от лат. еquilibrium), представляющей собой точку пересечения кривых спроса и предложения, характерной особенностью которой является единая, устойчивая равновесная цена и соответствующее ей равновесное количество товара Qе.

Данным означается, что при данном количестве товара наблюдается совпадение цены спроса с ценой предложения, а объем и структура спроса являются соответствующими объему и структуре предложения.

Запись условия равновесия на рынке имеет следующий вид (формула 3)[23]:

Pe=Pd=Ps; Qe=Qd=Qs.                                                                    (3)

Алгебраически состояние равновесия может быть определено следующим образом (формула 4)[24]:

Qd=a–bP; Qs=c+dP,                                                                         (4)

где a, b, c, d – показатели констант.

Рис.12. Рыночное равновесие и неравновесие

Из (4) следует, что

Pe=(a–c)/(b+d);                                                                                (5)

Qe=(ad+bc)/(b+d).                                                                           (6)

Равновесная цена Ре является ценой, уравновешивающей спрос и предложение, что является результатом действия конкурентных сил. Установление равновесной цены представляет собой процесс, нуждающийся в определенном количестве времени. Рыночную ситуацию, в которой при данной цене наблюдается то, что величина спроса превосходит величину предложения, принято именовать дефицитом, а ситуация, когда при данной цене величина предложения является превосходящей величину спроса, называется избытком или перепроизводством (рис. 12).

Стоит отметить и ту характерную в аспекте рассматриваемого вопроса особенность, что в условиях совершенной конкуренции наблюдается наличие факта быстрого взаимного приспособления цен спроса и цен предложения, объема спроса и объема предложения. Результатом того, что на рынке устанавливается равновесие, является выигрыш как потребителей, так и производителей (данная особенность отражена на рис. 13)[25].

В связи с тем, что показатель цены равновесия обычно ниже максимально предлагаемой потребителями цены, величину излишка (выигрыша) потребителя графически имеется возможность изобразить посредством площади РmахЕРЕ. Она будет равна показателю разницы, имеющей место непосредственно между той ценой, которую потребитель готов заплатить за товар, и той ценой, которая им действительно оплачивается при покупке продукции.

Рис. 13. Излишек (выигрыш) потребителя и излишек (выигрыш) производителя

В то же время стоит в данном случае также принимать во внимание и то, что показатель равновесной цены РЕ обычно является выше минимальной цены, которая могла бы быть предложена наиболее передовыми фирмами данной отрасли. Разница между общей выручкой РЕQЕ, которая изображается посредством площади прямоугольника ОРЕЕQЕ, и совокупными издержками, которые соответствуют на графике площади фигуры ОРminЕQЕ,  представляет собой излишек (выигрыш), получаемый производителем (площадь фигуры РЕЕРmin). Если складывать излишки отдельных потребителей (отдельных производителей), будем иметь показатель совокупной выгоды, полученной ими от торговли в условиях рынка.

Также в аспекте рассматриваемого вопроса необходимо обратить внимание и на то, что в экономической науке сформировано 7 концепций формирования рыночного равновесия. Приступим к рассмотрению кратко каждой из упомянутых концепций[26]:

Концепция Л. Вальраса.

Рис. 14. Модель формирования рыночного равновесия Л. Вальраса

В качестве главного фактора установления равновесной цены в представляемой концепции выступает разница, наблюдаемая в объеме спроса (разница в объеме предложения). В случае существования избытка спроса Q2 – Q1 при цене Р1 (что представлено на рис. 14), то результатом конкуренции покупателей становится процесс повышения цены до того, пока на будет наблюдаться полное исчезновение избытка. В случае избытка предложения при цене Р2 конкуренция продавцов является причиной, приводящей к тому, что исчезает избыток.

Характерной особенностью модели Л. Вальраса можно назвать то, что она является более подходящей для анализа рыночного равновесия в краткосрочном периоде.

Концепция А. Маршалла.

В качестве главного фактора установления равновесной цены в этой концепции выступает разность цен Р1 – Р2 (что представлено на рис. 15), что можно объяснить тем, что со стороны продавцов, прежде всего, следует реакция на факт разности цены спроса и цены предложения. Чем больше показатель разницы, имеющий место непосредственно между ценой спроса и ценой предложения, тем больше стимулов продавцы имеют для того, чтобы увеличить предложение товаров. Увеличением количества предложения сокращается данная разность (посредством уменьшения количества предложения происходит ее увеличение) и, тем самым, является фактором, способствующим тому, что достигается равновесная цена.

Рис. 15. Модель формирования рыночного равновесия А. Маршалла

Рассматривая данную концепцию, кроме того, необходимо учесть и то, что объем спроса и объем предложения А. Маршаллом рассматривался в качестве независимых переменных, от которых находится в непосредственной прямой зависимости цена спроса и цена предложения. Таким образом, им предлагалось обратное расположение осей координат для графиков спроса и предложения.

Необходимо отметить, резюмируя, что модель, предложенная А. Маршаллом, более подходит для проведения анализа рыночного равновесия в долгосрочном периоде.

Концепция «паутинообразной модели».

Согласно данной концепции, установление равновесия на рынке может являться результатом происходящих циклических колебаний. «Паутинообразная модель» выступает в качестве простейшей динамической модели, которой показываются затухающие колебания (рис. 16), результатом которых является процесс формирования рыночного равновесия в отраслях, характерной особенностью которых является фиксированный цикл производства (к примеру, данное имеет отношение к сельскому хозяйству), когда производители, приняв решение о производстве, основываясь на существовавших в предыдущий год ценах, уже не имеют возможности подвергнуть изменению его объем. Математическое выражение представлено в виде формулы 7.

Qst=S(Pt-1),                                                                                     (7)

где Qst – показатель количества предложения в период времени t;

Pt-1 – показатель фактической цены экономического блага в период времени, предшествующий периоду t.

Рис. 16. Устойчивое (а) и неустойчивое (б) равновесие

В качестве примера «паутинообразной модели» имеет смысл проводить рассмотрение современных фондового и валютного рынков. В данном случае характерным можно назвать то, что на этих рынках определение спроса на товар проводится непосредственно со стороны участников рынка и находится в непосредственной прямой зависимости от текущих котировок, а со стороны предложения наблюдается реагирование на цену при наличии некоторого временного лага. В этом случае, проводя анализ текущей динамики котировок, имеется возможность провести просчет их будущих значений на определенном промежутке времени.

Основу рассматриваемой модели составляет представление о гибкости цен: если имеет место отклонение цены непосредственно от равновесного значения, то наблюдается наличие ряда колебаний цен и количества товара, который предлагается на рынке. Что касается относительно высокой цены, то она является причиной, приводящей к факту роста предложения, но потребители не станут покупать весь объем товара по высокой цене – в данном случае производители будут вынуждены проводить снижение цены, что может стать причиной оттока производителей из отрасли и, как следствие, — возникновения дефицита продукции на рынке. Данное станет причиной, приведшей к факту роста цен. Результатом такого движения «на ощупь» является установление на рынке цены, которой уравновешивается спрос и предложение.

Концепция «негибких цен».

Особенности действия данной модели могут быть объяснены в рамках кейнсианской теории, исходя из того предположения, согласно которого происходит реакция на рынке количества продукции на неравновесие быстрее, чем цены. Фактор «негибкости» цен состоит в том, что не происходит устранение избыточного предложения в процессе снижения цены. Вместо изменения цены подвергается изменению количество реализованного товара[27].

Характерным в данном случае можно назвать то, что посредством объяснения формирования рыночного равновесия, основанном на действии модели «негибких цен», предоставляется возможность прийти к важному принципиальному заключению: ситуация на рынке может подвергаться корректированию посредством изменения предложения. Речь в данном случае идет о способе координации рынка, суть содержания которого состоит в процессе планомерного приспособления объема предложения (производства) к объему спроса.

Концепция «поиска».

Характерной особенностью данной модели можно назвать то, что она раскрывает процесс ценообразования на рынке с позиции поиска субъектом рынка подходящего партнера для участия в сделке. Фактор негибкости цен можно объяснить тем, что у потребителя в каждый конкретный момент времени отсутствует точная информация о самой низкой цене на данный товар. Исходя из данного обстоятельства, потребителем затрачивается время на осуществление процесса поиска необходимой информации и не дается сразу согласие на любое предложение, сделанное производителем (продавцом)[28].

В данном случае также необходимо учитывать и то, что поиск информации приносит потребителю, с одной стороны, выгоды (нахождение на рынке нужного товара при желаемом сочетании его цены и качества), а с другой стороны, потери (наличие трансакционных издержек, связанных с процессом поиска необходимой информации). И в данном случае для производителя это оборачивается фактом упущенного дохода. Посредством выгод и потерь задается оптимальный период поиска товара потребителем, на протяжении которого цены не гибкие, но и не отличаются абсолютной жесткостью.

Концепция «дискриминации покупателей».

Что касается данной концепции, то ее характерной особенностью можно назвать то, что происходит усложнение процесса формирования равновесных цен на рынке в том случае, когда продавец обладает возможностью осуществлять продажу своего товара разным покупателям по разным ценам. В этой ситуации уровень цены товара находится в непосредственной прямой зависимости от того, кому осуществляется реализация данного товара.

Формирование такой дискриминации покупателей происходит под действием влияния каких-либо особых причин (к примеру, таковыми причинами может быть факт затрудненного передвижения товара между его потребителями).

Концепция государственного регулирования (концепция «очереди»)[29].

Рынок стихийно, автоматически является фактором, способствующим тому, что происходит установление равновесной цены. Механизм этого процесса А. Смитом был назван механизмом «невидимой руки». Превышение цены спроса над ценой предложения является причиной, приводящей к тому, что происходит перераспределение ресурсов в пользу отраслей с высоким платежеспособным спросом. Высокие цены выступают свидетельством относительной редкости благ, побуждая экономику к тому, чтобы проводить расширение их производства (преследуя целью лучшее удовлетворение общественных потребностей). В связи с тем, что равновесная цена является в значительной мере превышающей издержки производства у тех производителей, затраты которых ниже средних затрат в отрасли, она является фактором, способствующим процессу перераспределения ресурсов от худших производителей к лучшим, повышая, тем самым, уровень эффективности национальной экономики.

Что касается несовершенства общественной структуры производства, то оно оборачивается для потребителей несовершенством системы цен, которое является причиной недовольства с их стороны, создавая причину для вмешательства государства в процесс рыночного ценообразования, т.е. для того, чтобы отключить механизма рыночной координации.

На практике имеет место применение следующих методов государственного регулирования рынка:

а) фиксация цен (заключается в установлении максимальных или минимальных цен);

б) введение потоварных налогов (НДС, налог с продаж, налог с оборота, акцизный налог, таможенная пошлина и др.);

в) выделение дотаций, или субсидий.

 

1.4 Рыночное неравновесие (излишек продавца и покупателя)

 

Для того, чтобы рассматривать равновесие рынка, возникает необходимость в знании предложения продукции. Предложение (S) является количеством товаров, которое производитель может произвести и предложить на рынке по данным ценам в данный период времени при прочих равных условиях. Посредством применения опытного пути обнаружено наличие прямой непосредственной зависимости, имеющей место непосредственно между количеством предлагаемой продукции и её ценой (Qs f (P)). Данную зависимость можно представить посредством таблиц, аналитически и графически[30].

Ниже представлен графический способ:

Рис. 17 Зависимость количества предлагаемый продукции и ее цены

В данном случае кривой предложения показывается влияние, оказываемое ценовым фактором, на количество предлагаемой продукции.

Нужно отметить, что имеет место факт существования неценовых факторов, посредством которых оказывается влияние на предложение, которое сдвигает кривую вправо или влево.

Неценовые факторы (детерминанты), посредством которых оказывается влияние на предложение:

Цены на ресурсы (на представленном ниже рисунке продемонстрировано удешевление сырья, которое способствует тому, что происходит увеличение предложения):

Рис. 18 Влияние удешевление сырья на увеличение предложения

  1. Совершенствование технологии.
  2. Изменение налогов и дотаций.
  3. Ожидания будущих периодов.
  4. Цены на другие товары и т.д.

Также в аспекте рассматриваемого вопроса необходимо отметить и тот немаловажный фактор, что в процессе конкуренции взаимодействием спроса и предложения проводится корректировка цены непосредственно до того момента, когда наступает совпадение спроса и предложения. Ситуацию равенства спроса и предложения принято называть равновесием применительно к рынку одного (данного) товара. Характерной особенностью в данном случае можно назвать сбалансированность рынка в состоянии равновесия. Данным означается, что количество продукции, которое имелось желание и возможность приобрести, было равно тому количеству, которое было предложено.[31]

Таблица 1 Спрос и предложение на товар x в данном месяце

Ситуация, представленная графически, выглядит следующим образом:

Рис. 19 Спрос и предложение на товар в конкретном месяце

Из представленного выше графика можно заметить, что в точке Е наблюдается сбалансированность рынка при цене 3 рубля и объёме 7 килограммов товара x. Три рубля я данном случае является равновесной ценой (говоря другими словами, — является ценой при наличии факта равенства спроса и предложения). 7 килограммов товара x представляет собой равновесный объём продаж (говоря другими словами, — является объемом продаж при равенстве спроса и предложения). В том случае, если рыночная цена станет выше равновесной, на рынке будет наблюдаться ситуация увеличения предложения и уменьшения спроса (говоря другими словами, — будет иметь место факт появления излишка продукции). Необходимо учесть в данном случае ту характерную особенность, что избыточное предложение будет выступать в качестве фактора, побуждающего конкурирующих продавцов к снижению цены для того, чтобы избавиться от лишних запасов продукции. Что касается непосредственно падающих цен, то они будут:

а) подсказывать фирмам, что необходимо сокращать ресурсы, которые затрачиваются непосредственно на осуществление производства данной продукции;

б) привлекать на рынок дополнительных покупателей.

Что касается данных актов рыночного приспособления, то на графике их изображение представлено стрелками вниз.

В случае, если рыночная цена станет ниже равновесной, на рынке будет наблюдаться увеличение спроса и уменьшение предложения. Говоря другими словами, — будет наблюдаться проявление дефицита продукции. Избыточный спрос (дефицит) будут подсказкой конкурирующим покупателям, что им следует выявить согласие на более высокую цену, если они не хотят остаться без продукции. Растущая цена будет:

а) являться фактором, побуждающим фирмы проводить перераспределение ресурсов в пользу производства данного товара;

б) вытеснять некоторых потребителей с рынка (отсекать потребителя).

На графике иллюстрация данных актов рыночного приспособления прослеживается стрелками, которые направлены вдоль обеих кривых.

В обоих случаях рынок стремится к равновесию.

Рис.  20. Излишки и дефицит на рынке товаров

Приступим к рассмотрению другого аспекта — выгоды, которая получается производителем и покупателем непосредственно от сложившейся ситуации равновесия рынка. В качестве меры такой выгоды выступает фактор излишка производителя (продавца) и покупателя. Количественно излишек покупателя выступает в качестве разницы, имеющей место непосредственно между максимальной ценой, которая могла быть заплачена за единицу товара, а также его рыночной (равновесной) ценой. Излишек производителя является разницей (равновесной) рыночной цены и более низких предполагаемых цен. Сумма излишков (выгод) покупателя и производителя выступает в качестве общественной выгоды, возникновение которой имеет место по причине возможности приобретения и продажи данного товара. Говоря другими словами, — по причине существования рынка. Для представления наглядной иллюстрации общественной выгоды посредством графика, необходимым является соблюдение трех условий:

  • продемонстрировать фактор равновесия рынка по данному товару;
  • проводить исследование на рынке неделимых товаров (к примеру, это могут быть холодильники);
  • высказать предположение касательно того, что покупателем приобретается одна единица товара.

Рис. 21 Общественная выгода

Можно заметить, что у первого покупателя имелась возможность пожертвовать товарами на сумму в 11 000 руб. в пользу холодильника, но приобретение данного товара покупателем осуществляется по рыночной цене, т.е. за 6000 руб. Как следствие, — показатель получаемой им выгоды составляет 5000 руб. У второго покупателя имеется возможность совершить покупку данного товара по цене в 10 000 руб. и получаемая им выгода будет оставлять 4000 руб. Таким образом, выгода, получаемая всеми покупателями, равна 15 000 руб. Аналогичным образом проводится определение выгоды, получаемой продавцом.

Определение общественной выгоды является важным при проведении исследования баланса доходов и расходов населения, в процессе налогообложения и т.д.

 

Эластичность спроса: теоретический аспект

 

2.1 Виды и типы эластичности спроса, факторы, на нее влияющие

 

Приступая к рассмотрению данного вопроса, необходимо отметить, что для проведения экономического анализа недостаточным является определить направление изменения спроса. В данном случае важным является измерение степени данного изменения. Степень изменения спроса под силой воздействия факторов, посредством которых оказывается влияние на спрос, принято называть эластичностью спроса. Эластичность бывает: ценовая, перекрестная, в соответствии с доходом[32].

Посредством ценовой эластичности спроса характеризуется показатель степени изменения спроса под влиянием изменения цены, а также измеряется посредством коэффициента эластичности.

(7)

где ΔP/P – показатель изменения цены (в %);

ΔQd/Qd – показатель изменения спроса (в %);

Нужно сказать, что может иметь место наличие различной реакции покупателей на изменение цены (характер эластичности): может иметь место изменение спроса в большей или меньшей степени, чем изменениям подверглась цена, или вообще продолжать оставаться постоянным (неизменным).

Об особенностях характера ценовой эластичности спроса можно судить по тому, каким является соотношение изменения спроса к изменению цены, либо по тому, каким является показатель общей выручки от реализации (Р х Q). Исходя из характера эластичности спроса, выручка от реализации в случае изменения цены может расти, падать либо оставаться без изменений.

Таблица 2. Виды ценовой эластичности спроса

Вид эластичности Соотношение изменения цены и спроса Коэффициент эластичности Изменение выручки от реализации (PxQ)
      Уменьшение цены Увеличение цены
Совершенно неэластичный спрос Цена растет (падает) — спрос постоянен Ed = 0 уменьшается увеличивается
Неэластичный спрос Цена изменяется больше, чем изменяется спрос Ed < 1 уменьшается увеличивается
Единичная эластичность спроса Цена и спрос изменяются одинаково Ed = 1 не изменяется не изменяется
Эластичный спрос Цена изменяется меньше, чем изменяется спрос Ed > 1 увеличивается уменьшается
Совершенно эластичный спрос Спрос изменяется, цена постоянна Ed = ∞ уменьшается увеличивается

 

Происходит варьирование степени эластичности спроса в соответствии от типа товара:

  • Спрос на инсулин – является совершенно неэластичным. Как бы ни происходил рост цены, больной диабетом постоянно нуждается в наличии определенной дозы инсулина;
  • Спрос на предметы первой необходимости (продукты питания) – является неэластичным. При изменении изменение спроса является незначительным;
  • Спрос на предметы роскоши — является эластичным. Изменением цены оказывается существенное влияние на фактор спроса;
  • Спрос на транспортные услуги, как правило, характеризуется фактором единичной эластичности и его изменение происходит в той же мере, что и цена билетов;
  • В том случае, если цена является фиксированной (к примеру, ее установило государство), а спрос подвергается изменениям внезависимости от уровня цены, то можно в данном случае говорить, что имеет место совершенная эластичность спроса.

Исходя из характера эластичности спроса, особенностью кривой спроса будет наличие разного наклона рис.22[33]

Рис.22 Кривые спроса с разной ценовой эластичностью

Посредством перекрестной эластичности спроса характеризуется уровень степени изменения спроса на товар, a при изменении цены товара b ().

(8)

где  — показатель изменения спроса на товар a (в %);

— показатель изменения цены на товар b (в %).

Для взаимозаменяемых товаров > 0; для взаимодополняющих — < 0; для независимых (нейтральных) товаров = 0.

Посредством эластичности спроса по доходу характеризуется степень изменения спроса на товар под действием влияния изменения дохода ().

(9)

где  — показатель изменения дохода (в %);

— показатель изменения спроса (в %).

Для нормальных товаров > 0; для товаров, принадлежащих к низшей категории, — < 0.

Факторы, посредством которых оказывается влияние на эластичность спроса[34]:

  1. Заменимость — чем больше количество хороших заменителей данного товара, тем более эластичным является спрос на него. К примеру: спрос на инсулин не является эластичным, что объясняется тем, что необходимость в данном медицинском препарате есть для больных сахарным диабетом всегда, по любой цене.
  2. Фактор времени — чем больше времени потребители имеют для того, чтобы ими было принято решение касательно покупки, тем более эластичным является уровень спроса на данную категорию товара.
  3. Предметы роскоши и предметы первой необходимости — спрос на предметы роскоши (золото, бриллианты) является более эластичным, в отличие от спроса на предметы первой необходимости (хлеб, молоко).
  4. Доля, которая занимается данным товаром в расходах потребителей — чем большая доля занимается данным товаром в расходах потребителей, тем более эластичным является спрос на него и наоборот. К примеру, в случае общего роста цен на 10%, будет иметь место факт, когда потребитель скорее откажется от того, чтобы приобрести автомобиль, чем от того, чтобы купить карандаши. В связи с этим спрос на автомобили отличается большей эластичностью.

 

2.2 Практическое применение концепции эластичности спроса

 

Теории эластичности спроса и предложения отводится важное практическое значение. Для фирмы важным является помнить об отсутствии совпадения эластичности спроса на ее продукцию и эластичности рыночного спроса. Первая всегда (исключение составляет абсолютная монополия фирмы на рынке) является выше второй. Провести расчет ценовой эластичности спроса на продукцию фирмы является делом достаточно сложным, что объясняется необходимостью принятия во внимание также и реакцию конкурентов на факт повышения или понижения фирмой цены. Оказать помощь в данном вопросе может применение математических моделей или имеющийся у руководителей фирмы опыт.

В случае, если фирма в процессе принятия решения, касающегося цены, будет в качестве основного руководства иметь только данные об эластичности рыночного спроса, то показатель возможных потерь сбыта от повышения цен может иметь более значительный уровень, в отличие от ожидаемого. К примеру, если примем эластичность рыночного спроса на табачные изделия 0,46, то данным совершенно не означается, что эластичность спроса на сигареты фабрики «Ява» или «Дукат» будет обладать тем же значением. Посредством конкуренции будет иметь место повышение коэффициента эластичности спроса на сигареты каждой из этих фабрик.

Кроме того, также необходимо принимать во внимание и тот немаловажный фактор, что эластичность спроса выступает в качестве важного фактора, посредством которого оказывается влияние на уровень ценовой политики фирмы в целом. Предположим, что какой-то фирмой выстроен дом на сто квартир и решается вопрос относительно того, по какой цене необходимо осуществлять продажу квартир съемщикам. Расходы на строительство и эксплуатацию фактически не находятся в непосредственной прямой зависимости от того, какое количество квартир будет сдано (исключение в данном случае составляют расходы на осуществление текущего ремонта, составляющие небольшую часть от общих расходов).

В случае, если фирма осведомлена о спросе на квартиры и о эластичности данного спроса, она имеет возможность определить, по какой цене следует осуществлять сдачу этих квартир, чтобы достичь обеспечения максимальной выручки. При этом также необходимо учитывать и то, что достижение максимальной выручки может иметь место даже в том случае, если часть квартир будут продолжать оставаться пустыми. Данный момент можно проиллюстрировать посредством графика. Допустим, что фирме пришлось столкнуться в данном вопросе с линейной кривой спроса. В случае арендной платы 1 тыс. руб. в месяц, ценовая эластичность спроса равна единице, а сумма поступлений от аренды является наибольшей. Однако по этой цене имеется возможность сдать только 80 квартир, а не 100. в случае же установления фирмой арендной платы ниже 1 тыс. руб., у нее появляется возможность сдать оставшиеся 20 квартир, однако в данном случае будет наблюдаться сокращение полученной ею выручки.

В качестве другого примера практического использования теории эластичности выступает проведение государством налоговой политики. В случае введения косвенных налогов государством преследуется цель увеличение объема налоговых поступлений в бюджет для перераспределения ресурсов в экономике, перераспределения доходов населения и осуществления мер, направленных на поддержку малоимущих, развитие социальной сферы, инфраструктуры, обороны и т.п. Однако в зависимости от эластичности спроса и предложения на отдельные виды товаров и услуг распределение налогового бремени будет осуществляться по-разному между производителями и потребителями продукции.[35]

Приступим в данном случае к распределению налогового бремени в случае эластичного и неэластичного спроса на продукцию (эластичность предложения примем постоянной). Производитель в условиях рыночной экономики может осуществить увеличение цены на сумму налога (хотя в России в период переходной экономике это часто можно было наблюдать), установить ее выше равновесной, что объясняется тем, что в условиях конкуренции будет иметь место его вытеснение непосредственно с рынка. Единственное, что у него есть возможность сделать — это провести поднятие цены до равновесного уровня.

В том же случае, если спрос является эластичным, потери, которые будет иметь производитель, будут выше, бремя налога ляжет в основном на него. В случае же, если спрос не является эластичным, вес налогового бремени ощутит на себе преимущественно потребитель. Кроме того, показатель абсолютного размера налога также будет выше в случае неэластичного спроса. Именно по этой причине государством облагаются акцизными и другими косвенными налогами товары, спрос на которые не является эластичным (сигареты, алкогольные напитки и т.п.). Несовпадение желаний и возможностей выступает в качестве прямого следствия установленного налога, представляя собой потерю для общества. Причем показатель уровня этой потери будет тем выше, чем выше уровень эластичности спроса на данный товар. Теория эластичности спроса так же имеет применение и в сельском хозяйстве. Проведенные учеными и практиками исследования свидетельствуют о том, что спрос на большую часть сельскохозяйственной продукции является крайне неэластичным, порядка 0,2 или 0,25. В силу этого увеличением производства сельскохозяйственной продукции благодаря хорошим погодным условиям или фактору роста эффективности производства одновременно снижаются как цены на сельскохозяйственную продукцию, так и суммарная выручка (доходы), получаемые фермерами. Для фермеров, выступающих в данном случае в качестве социальной группы, неэластичным характером спроса на их продукцию означается, что может иметь место факт нежелательности сбора очень большого урожая. Для политиков же данным означается, что повышение доходов фермеров находится в непосредственной прямой зависимости от ограничения фермерского производства. Характер воздействия автоматизации (говоря другими словами, — быстрого технологического прогресса), оказываемый на уровень занятости, частично находится в зависимости от эластичности спроса на производимый продукт. В данном случае, в качестве примера, можно предположить, что фирмой проводится установка нового трудосберегающего оборудования, и это является причиной, приводящей к наступлению технологической безработицы, скажем, 500 рабочих. Предположим также, что имеет место факт передачи потребителю посредством снижения цен части экономии на издержках, которая получена посредством технологического прогресса. Теперь воздействие снижения цен на объем продаж фирмы, следовательно, и на количество необходимых ей рабочих, будет находиться в непосредственной зависимости от того, насколько является эластичным спрос на продукт. Посредством эластичного спроса имеется возможность обеспечить такое расширение продаж, что некоторые (все или даже более, чем 500) из вытесненных рабочих были бы вновь наняты фирмой. Неэластичностью спроса будет означаться, что лишь немногие (либо вообще никто) из уволенных рабочих могут быть вновь приняты на работу, что объясняется тем, что будет иметь место наличие незначительного прироста объема продаж и производства фирмы.

 

Эластичность предложения и факторы, на нее влияющие

 

3.1 Виды и типы эластичности предложения, факторы, на нее влияющие

 

Понятие эластичности имеет применение и непосредственно к предложению для определения реакции производителя товара на изменение цены этого товара.

Расчет ценовой эластичности предложения проводится в качестве соотношения относительного изменения величины предложения товара и относительного изменения его цены. Формула средней точки для вычисления ценовой эластичности предложения является совпадающей с аналогичной формулой, которая применяется для проведения расчета ценовой эластичности спроса с той лишь разницей, что параметром Q обозначается в данном случае величина предложения, а не величина спроса. Аналогичной также является и формула, по которой проводится расчет коэффициента эластичности посредством производной для аналитически заданной функции предложения. В связи с тем, что параметры цен и объемов подвергаются изменению в данном случае в одном и том же направлении, данной формулой даются положительные значения соответствующих коэффициентов ценовой эластичности предложения. Основные типы эластичности предложения и их характерные особенности продемонстрированы на рис. 23[36]

Рис. 23. Основные типы эластичности предложения

Факторы, посредством которых оказывается влияние на уровень эластичности предложения:

  1. Мобильность, имеющиеся возможности используемых ресурсов (говоря другими словами, — гибкость реакции производства, легкость, с которой необходимые производственные факторы могут быть привлечены из других сфер или, наоборот, проведены их переориентация на производство нового товара исходя из изменившейся рыночной конъюнктурой).
  2. Издержки производства: в случае связи расширения производства товара с фактором резкого роста издержек, то будет иметь место наличие низкой эластичности предложения этого товара. В данном случае производство каждой дополнительной единицы товара нуждается в таких затратах, на которые предприятия могут пойти только в том случае, если имеет место значительный рост цены на этот товар. Как следствие, — факт значительного изменения цены на товар станет причиной, приведшей к достижению небольшого прироста объема предложения, чем характеризуется предложение в качестве неэластичного (рис. 23 Е<1).
  3. Количество времени, имеющееся непосредственно в распоряжении производителя, чтобы выразить реакцию на данное изменение цены товара. Причем в данном случае ему отводится еще большая роль, чем для спроса, что объясняется тем, что чаще всего предложение является менее изменчивым в сравнении со спросом. Как и в случае со спросом, эластичность предложения по цене обладает тенденцией к увеличению в долгосрочном периоде.

Проявление влияния фактора времени на уровень эластичности предложения в различные временные интервалы заключается в следующем:

  1. В кратчайший (мгновенный) рыночный период производители не могут успеть выразить реакцию на факт изменения цены и спроса, в связи с чем предложение в данный период является совершенно неэластичным (рис. 23, Е=0).
  2. В пределах краткосрочного рыночного периода производственные факторы продолжают оставаться неизменными, но в распоряжении предприятий имеется достаточное количество времени для использования их с большей (или меньшей) интенсивностью, осуществляя повышение (понижение) тем самым объема производства. Происходит постепенное отклонение кривой предложения от строго вертикального положения исходя из содержания закона предложения (рис. 23, Е>1).

В данном случае характерным можно назвать соответствие увеличению спроса относительно меньшего, чем в кратчайший рыночный период, изменения цены.

  1. В долгосрочном периоде предприятия имеют достаточно времени для того, чтобы успеть принять все желаемые меры, направленные на приспособление ресурсов к требованиям изменяющейся рыночной ситуации. Предприятия могут осуществить расширение (или сокращение) своих производственных мощностей. Кроме того, также необходимо учитывать и то, что в данный период может быть осуществлен процесс расширения предложения за счет возникновения на рынке новых производителей (или сокращение предложения за счет закрытия предприятий).

Таким образом, в рассматриваемый период наблюдается факт отсутствия препятствий для роста эластичности, и она имеет возможность  достичь максимальных значений, достигая постепенного увеличения во времени (рис. 23, Е стремится к бесконечности).

 

3.2 Практическое применение концепции эластичности предложения

 

Также стоит отметить и то, что концепция ценовой эластичности спроса имеет применение и к предложению. Суть ее в данном случае состоит в следующем: если имеет место чувствительность производителей к изменениям цен, то предложение является эластичным, и наоборот. Формула эластичности спроса является применимой и для определения степени эластичности предложения. Суть содержания единственного необходимого изменения заключается в замене «процентного изменения количества спрашиваемой продукции» на «процентное изменение количества предлагаемой продукции». В качестве важного фактора, посредством которого оказывается воздействие на уровень эластичности предложения, выступает количество времени, которое имеется непосредственно в распоряжении производителей, для того, чтобы отреагировать на данное изменение цены продукта. В данном случае характерной особенностью можно назвать то, что чем более продолжительным является время, находящееся в распоряжении производителя для того, чтобы приспособиться к данному изменению цены, тем большим изменениям подвергнется объем производства и тем больше соответственно эластичность предложения. В чем причина? Да в том, что реакция производителей на рост цены продукта X находится в непосредственной прямой зависимости от их способности осуществлять перераспределение ресурсов в пользу производства продукта X, что делается за счет сокращения производства других продуктов. А процесс перераспределения ресурсов нуждается в наличии времени: чем продолжительнее время, тем более сильным является «подвижность» ресурсов. Как следствие, — чем больше будет изменен показатель объема производства, тем более высоким будет показатель эластичности предложения.

Кратчайший рыночный период. Под кратчайшим рыночным периодом принято понимать такой период, когда производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены. К примеру, мелким фермером привезен на рынок на одном грузовике весь имеющийся у него урожай данного сезона. Кривая предложения будет совершенно неэластичной, что объясняется тем, что у фермера имеется возможность предложить лишь столько, сколько им привезено на грузовике, какой бы высокой ни была цена. Краткосрочный период является периодом, когда производственные мощности имеется возможность применять более или менее интенсивно. В качестве результата будет выступать факт роста производства, выступая реакцией на предполагаемое увеличение спроса. Такой реакцией со стороны производства будет означаться более высокая эластичность предложения продуктов, а цена будет ниже, чем в примере с кратчайшим рыночным периодом. Долговременный период является периодом, когда фирмы успевают принять все желательные меры, действие которых направлено на приспособление имеющихся у них ресурсов к требованиям, выдвигаемым изменившейся рыночной ситуацией. Отдельные фирмы могут подвергнуть расширению (или сокращению) свои производственные мощности; новые фирмы могут войти в состав отрасли, а старые – обладают возможностью покинуть ее. Характерной особенностью в данном случае можно назвать и то, что в долговременном периоде изменениями означается еще более эластичная кривая предложения. Кривой предложения долгосрочного равновесия дается новая цена, несколько более высокая, чем первоначальная цена. По какой причине более высокая? Это связано с тем, что отрасль с растущими издержками производства ведет к росту цен на потребляемые в ней ресурсы. Говоря другими словами, — расширение отрасли становится причиной, приводящей к наличию растущих издержек. В случае с отраслью с постоянными издержками производства кривая долгосрочного предложения отличалась бы совершенной эластичностью, а новая цена была бы равна первоначальной цене. В соответствии с содержанием закона предложения зависимость, имеющая место непосредственно между ценой и количеством предлагаемой продукции, выступает в качестве прямой, а кривая предложения является восходящей кривой. В связи с этим, независимо от степени эластичности или неэластичности, цена и суммарный доход всегда подвергаются изменениям в одном и том же направлении.

Рассмотрев тему по данной работе, можно заключить, что изучение спроса на продукцию выступает в качестве первейшей задачи, стоящей перед каждой фирмой в условиях рынка. В качестве одной из важнейших характеристик спроса можно назвать фактор его эластичность. Оценка эластичности спроса (в соответствии с ценой, доходам покупателей и другим параметрам) дает возможность фирме совершить правильный выбор стратегии поведения в условиях рынка. Посредством коэффициентов (показателей) эластичности спроса и предложения предоставляется возможность определения положения кривых спроса и предложения, а также прогнозирования того, как будет изменяться объем продаж в соответствии с изменениями факторов, посредством которых оказывается влияние на спрос и предложение. Ценовой эластичностью спроса проводится измерение степени чувствительности потребителей к изменениям цены. Если имеет место факт наличия относительной чувствительности потребителей к изменениям цен, спрос можно назвать эластичным. Если же прослеживается относительная нечувствительность потребителей к изменениям цен, спрос является неэластичным. Ценовую эластичность спроса можно определить посредством наблюдения за характером воздействия, оказываемого изменением цены на величину общей выручки от продажи продукции. Если изменение цены и общей выручки происходит в противоположных направлениях, то данным означается, что спрос является эластичным. Если имеет место изменение цены и общей выручки в одном и том же направлении, спрос является неэластичным. В случае единичной эластичности спроса изменение цены оставит общую выручку неизменной. Количество доступных товаров-заменителей, место продукта в бюджете покупателя, его принадлежность к предметам необходимости или роскоши, а также длительность анализируемого периода времени — все это является факторами, посредством которых оказывается влияние на уровень эластичности спроса. Эластичность предложения находится в непосредственной прямой зависимости от трудности перераспределения ресурсов между альтернативными областями их использования. В свою очередь, эта мобильность ресурсов находится в непосредственной зависимости от количества времени, которое имеется в распоряжении производителей для того, чтобы приспособиться к данному изменению цены. Суть содержания практического значения коэффициента эластичности состоит в облегчении прогнозирования того, какие именно отрасли наделены шансами на то, чтобы процветать и расширяться, а какие в будущем, вероятнее всего, ожидает факт застоя и сокращение производства. Говоря более точно, при прочих равных условиях наличие высокой положительной эластичности по доходу означает, что вклад, сделанный конкретной отраслью в экономический рост, будет более высоким, чем доля, занимаемая ею непосредственно в структуре экономики. Небольшой положительный или, еще хуже, отрицательный коэффициент, является свидетельством того, что имеет место перспектива сокращения производства в отрасли.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате проведенного исследования было выявлено следующее:

Действие рыночного механизма осуществляется таким образом, что любое нарушение равновесия выступает в качестве причины, влекущей за собой то, что происходит его автоматическое восстановление. Однако иногда нарушение равновесия происходит искусственно либо как следствие того, что в рыночный процесс вмешивается государство, либо причиной того является деятельность монополий, которые проявляют заинтересованность в том, чтобы поддерживать монопольно высокие цены. Однако определение цены на рынке происходит как результат существующего взаимодействия непосредственно между покупателями и продавцами, в ходе которого они, проводя сравнение предложения и спроса на товар, устанавливают цену.

В качестве важнейших категорий микроэкономического анализа выступают спрос и предложение, находящиеся в непосредственном подчинении действию, исходящему со стороны определенных законов. В соответствии с содержанием закона спроса, потребителями проявляется готовность приобрести по низкой цене большее количество товара, чем по высокой, а между ценой и величиной спроса имеет место факт существования обратной зависимости. Законом предложения в условиях рынка предусматривается наличие прямой зависимости, имеющей место между ценой и объемом предлагаемого к продаже товара.

Рынком осуществляется сведение продавцов и покупателей. Происходит установление равновесной цены и объем продаж непосредственно в точке совпадения намерений продавцов и покупателей. Изменения в спросе или предложении, причиной которых являются действия, осуществляемые со стороны неценовых факторов (изменение потребительских предпочтений, рост денежных доходов, введение дополнительных налогов и проч.), являются причиной, приводящей в действие рыночные силы, посредством которым происходит установление равновесия на рынке в новой точке.

Эластичность спроса выступает в качестве одной из важнейших характеристик. Посредством эластичности спроса и оценки (в соответствии с доходами покупателей, цене и другим параметрам) предоставляется возможность фирмам осуществить выбор верной стратегии поведения на рынке. Посредством коэффициентов (показателей) предложения и эластичности спроса предоставляется возможность определить направление предложения и кривых спроса, возможность изменения объема продаж в соответствии с изменением факторов, которыми оказывается влияние на фактор спроса и предложения.

Ценовой эластичностью спроса осуществляется измерение степени чувствительности покупателей к изменениям цены. В качестве эластичного спрос выступает в том случае, если потребители проявляют чувствительность по отношению к изменениям цен. Спрос нельзя назвать эластичным в том случае, если со стороны потребителей отсутствует проявление чувствительности по отношению к изменениям цен. Определить ценовую эластичность спроса представляется возможным посредством наблюдения за характером воздействия, оказываемого изменением цены на величину общей выручки, полученной от реализации товара. Спрос можно назвать эластичным в случае, если вся выручка и цена изменяются в противоположных направлениях. Спрос же не является эластичным в том случае, если изменение общей выручки и цены осуществляется в одном и том же направлении. В случае единичной эластичности спроса изменением цены будет оставлена общая выручка неизменной. Количество доступных товаров-заменителей, место продукта, занимаемое им непосредственно в бюджете покупателя, его принадлежность к предметам необходимости или роскоши, а также длительность анализируемого периода времени — все это является факторами, посредством которых оказывается влияние на уровень эластичности спроса.

Что же касается эластичности предложения, то она находится в непосредственной прямой зависимости от трудности, с которыми приходится сталкиваться в процессе проведения перераспределения ресурсов непосредственно между альтернативными областями их использования. В свою очередь, также необходимо учесть и тот немаловажный в аспекте рассматриваемого вопроса фактор, что данная мобильность ресурсов находится в зависимости от того количества времени, которое имеется в распоряжении производителей для того, чтобы иметь возможность приспособиться к данному изменению цены.

Подводя итог проведенного исследования, можно отметить, что взаимодействие предложения и спроса, колебательное движение цен, выступающее в качестве его результата, выражают сущность закона спроса и предложения. Можно утверждать, что А. Маршалл был прав, считая, что закон спроса и предложения представляет собой результат действия более фундаментальных причин, являясь способом реализации единства производства и потребления в рыночной экономике. Этот закон является всеобщей формой, через которую проводится реализация действия основных факторов, посредством которых определяется движение производства и цен.

Резюмируя, можно с уверенностью утверждать, что цель, поставленная нами при проведении данного исследования и написания работа, а также поставленные для достижения этой цели задачи, достигнуты.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Агапова, Т.А. Макроэкономика / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. — М.: Дело и сервис, 2014, с.73
  2. Базылев, Н. И. Макроэкономика / Н.И. Базылев. — М.: Современная школа, 2017, с.113
  3. Бродский, Б. Е. Лекции по макроэкономике переходного периода: моногр. / Б.Е. Бродский. — М.: ГУ ВШЭ, 2017, с.83
  4. Брусов П.Н. Финансовый менеджмент. Финансовое планирование: Учебное пособие / П.Н. Брусов, Т.В. Филатова. — М.: КноРус, 2013, с. 107
  5. Баликоев В.З. Общая экономическая теория: учебник. — Новосибирск: ТОО ЮКЭА, НПК Модус, 2014, с.106
  6. Вечканов, Г. С. Макроэкономика: моногр. / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. — М.: Питер, 2017, с.91
  7. Гальперин, В.М. Макроэкономика / В.М. Гальперин, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. — М.: СПб: СПбУЭФ, 2016, с.112
  8. Гончаренко, В. М. Дисбаланс спроса и предложения в условиях неопределенности / В.М. Гончаренко, М.С. Елаева, А.Б. Шаповал. — М.: Инфра-М, Форум, 2015, с.84
  9. Гуркова, И. В. Выбери ответ: Из чего состоит предложение? Русский язык. 2 класс. Пособие для учащихся / И.В. Гуркова. — М.: Дрофа, 2017, с.219
  10. Долан, Э. Дж. Макроэкономика: моногр. / Э.Дж. Долан, Д. Лидсей. — М.: Санкт-Петербург оркестр, 2016, с.95
  11. Долан, Э.Дж. Макроэкономика / Э.Дж. Долан, Д. Линдсей. — М.: СПб: Литера Плюс, 2016, с.219
  12. Еленевская, Е.А. Кулинария из творога: 300 вкуснейших предложений / Е.А. Еленевская. — М.: Ростов н/Д: Феникс, 2014, с.118
  13. Задоя А.А. Петруня Ю.Е. Основы экономической теории: учебник. — М.: Рыбари, 2015, с.109
  14. Зубко Н.М. Экономическая теория учебник. — Мн.: НТЦ АПИ, 2015, с.83
  15. Иохин В.Я. Экономическая теория: учебник. — М.: Юрист, 2014, с.112
  16. Камаев В.Д. Экономическая теория: учебник. — М.: ВЛАДОС, 2015, с.69
  17. Кураков Л.П. Экономическая теория: учебник. — М.: Гелиос АРВ, 2013, с.119
  18. Курс экономики: учебник/Под ред. Б.Н. Райзберга. — М.: ИНФРА-М, 2013, с.116
  19. Курс экономической теории : учебник /под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. — Киров, 2014. С. 230-231
  20. Карвер, Реймонд Если спросишь, где я / Реймонд Карвер. — Москва: НАУКА, 2015, с.228
  21. Киселева, Е. А. Макроэкономика. Экспресс-курс / Е.А. Киселева. — Москва: высшая школа, 2015, с.106
  22. Климов, С. М. Макроэкономика / С.М. Климов, А.П. Селин, Т.А. Федорова. — М.: ИВЭСЭП, Знание, 2016, с.196
  23. Льюис, Гарольд Конкурсы, тендеры и предложения. Выигрывайте, используя лучший опыт / Гарольд Льюис. — М.: Баланс Бизнес Букс, 2017, с.84
  24. Никифоров, А. А. Макроэкономика / А.А. Никифоров, О.Н. Антипина, Н.А. Миклашевская. — М.: Дело и сервис, 2014, с.117
  25. Озеров, Н. Н. Краткий очерк синтаксиса русского языка. Простое предложение / Н.Н. Озеров. — М.: Языки славянской культуры, 2017, с.238
  26. Пихно, Д. Закон спроса и предложения / Д. Пихно. — М.: ЁЁ Медиа, 2014, с.79
  27. Проблемы соотношения спроса и предложения в современной российской экономике http://www.smartbs.ru
  28. Российской экономике не хватает спроса http://www.finmarket.ru
  29. Современная экономика: учебник / Под ред. О.Ю. Мамедова. — Ростов н/Д.: Феникс, 2014, с.128
  30. Сабанеев, К.С. ACDSee Power Pack 7.0: Все, что вы хотели знать, но боялись спросить / К.С. Сабанеев. — М.: МИК,, с.73
  31. Смит, К. Заманчивое предложение / К. Смит. — М.: АСТ, 2017, с.205
  32. Трунин, С. Н. Макроэкономика / С.Н. Трунин, Г.Г. Вукович. — М.: Финансы и статистика, 2014, с.117
  33. Шевчук, Д. А. Макроэкономика. Конспект лекций / Д.А. Шевчук. — М.: Феникс, 2015, с.93
  34. Швырков Ю. Государственное регулирование экономики // Экономист. — 2016. — №8. — с.35 — 48

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф