Скоро защита?
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Спрос на рекреационные услуги»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Введение
1. Теоретические аспекты сбора информации и оценка рыночного спроса
1.1. Понятие маркетинговой информационной системы
1.2. Маркетинговые исследования как метод сбора информации
1.3. Способы оценки рыночного спроса
2. Анализ спроса на рекреационные услуги в ООО «Волга»
2.1. Краткая организационная и экономическая характеристика ООО «Волга»
2.2. Оценка спроса на рекреационные услуги
Заключение
Список литературы
Приложения

Введение

Значительная доля исследовательской деятельности в работе руководителя определяет необходимость постоянного развития его компетенций в данной сфере, способности организовывать исследовательскую деятельность, выбирать те или иные инструменты исследований в различных деловых ситуациях, интерпретировать и использовать их результаты при принятии управленческих решений. Требования к менеджерам исследовательского или креативного типа в целом определяют требования и к компетенциям проектных менеджеров: системное восприятие объекта управления, превентивное распознавание проблем, способность принимать нестандартные решения, находить верные решения в условиях ограниченности информации и неопределенности, использование техник инсайта и генерации идей и др.
Сбор информации в научном исследовании является одним из наиболее важных этапов. От качества собранной информации зависит то насколько полноценным выйдет итог проделанного исследования.
Цель курсовой работы изучение особенностей и сбора информации для проведения анализа рыночного спроса. Для достижения цели были поставлены и решены задачи:
1) рассмотреть понятие и особенности маркетинговой информационной системы;
2) дать характеристику маркетингового исследования как метода сбора информации;
3) определить способы оценки рыночного спроса;
4) провести оценку спроса на рекреационные услуги.
Объектом исследования выступает методология сбора информации для оценки спроса. Предмет исследования – совокупность теоретических и нормативных положений в области маркетинговых исследований.
При написании работы теоретической, научно-методологической и методической базой явились законодательные акты и нормативные положения, учебная литература по менеджменту и маркетингу, монографии, научные труды, материалы периодической печати.
При подготовке и написании настоящего исследования были применены методы наблюдения и сравнения, обобщения и описания, анализа и синтеза экономической информации.

1. Теоретические аспекты сбора информации и оценка рыночного спроса

1.1. Понятие маркетинговой информационной системы

В маркетинге под информационной системой принято понимать совокупность оборудования, персонала, способов и операций, созданных с целью сбора, обработки, анализа и последующего распределения достоверной, точной и нужной информации, которая необходима для подготовки и принятия обоснованных управленческих решений в сфере маркетинговой деятельности хозяйствующего субъекта.
Иначе говоря, маркетинговая информационная система (далее – МИС) представляет собой единый комплекс процедур и методов, ориентированных на проведение планового анализа и своевременное предоставление актуальной маркетинговой информации, выступающей основой принятия управленческих решений [3, с. 144].
Таким образом, МИС – это маркетинговая концепция, которая помогает решать как маркетинговые задачи, так и задачи стратегического планирования. В общем виде она представлена на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Схема МИС [7, c. 112]

В рамках маркетинговой информационной системы происходит трансформация данных, приобретаемых из внешних и внутренних источников, в информацию, которая необходима управляющим и специалистам маркетинговых служб.
Информация, получаемая извне, опирается на данные маркетинговой разведки, маркетинговых исследований рынка, изучения потребителей и конкурентов. Внутренние данные отражают информацию об объемах продаж, уровне запасов, отгрузке продукции и заказов на нее и пр. Вместе внешняя и внутренняя информация служат основой для принятия решения касательно маркетинговой деятельности фирмы и ее отдельных направлений.
Сущность и основное предназначение маркетинговой информационной системы заключается в том, что она является той основой, которая обеспечивает выходную, аналитически переработанную информацию, позволяющую принимать взвешенные, экономически обоснованные и актуальные управленческие решения, а также вносить коррективы в текущую маркетинговую деятельность предприятия [13, c. 144].
Говоря о сущности МИС более подробно, следует отметить, что она необходима для сбора, обработки, анализа и последующего распределения информации, которая важна и необходима руководству предприятия и иным специалистам его служб для того, чтобы своевременно и обоснованно принимать соответствующие маркетинговые решения. При этом информация, получаемая на выходе маркетинговой информационной системы должна быть достоверной, точной и актуальной. Предоставляемая МИС информация может находить свое выражение в форме ответов на конкретные запросы специалистов и управляющих, периодических сообщений и результатов математической имитации.
Считается, что МИС предназначена для реализации следующих задач:
— раннее обнаружение возможных проблем и трудностей маркетинговой деятельности хозяйствующего субъекта;
— выявление благоприятных возможностей для развития бизнеса;
— выработка и оценка стратегий и тактических планов маркетинговой деятельности предприятия;
— оценка уровня реализации стратегий и выполнения планов маркетинга на основе статистического анализа и моделирования [10, c. 152].
Благодаря использованию МИС решаются не только задачи маркетинга, но и обеспечивается управление взаимоотношениями компании с клиентами.
Основной же целью построения и использования маркетинговых информационных систем выступает выявление на основе использования внутренних и внешних источников информации, взаимосвязей между предприятием и рынком, а также обеспечение служб хозяйствующего субъекта своевременной и достоверной информацией.
Наличие и использование МИС является неотъемлемым элементом и важной частью управления маркетингом на предприятии.
МИС является составной частью общей информационной системы управления предприятием. Ее построение предполагает необходимость соединения внешней и внутренней среды предприятия посредством реализации информационно-аналитических процедур. Сама по себе маркетинговая информационная система включает в себя несколько основных блоков, основными из них являются: информационный блок; статистический блок; программный блок [2, c. 149].
Под информационным блоком понимается база данных, которая формируется самим субъектом хозяйствования. Ее содержание определяется характером выпускаемой продукции и отраслевой принадлежностью предприятия. Статистический блок включает в себя совокупность современных методов статистической обработки информации, которые дают возможность более полно раскрывать взаимосвязь между данными и определять степень их надежности. Программный блок формируется за счет специальных программных средств обработки информации, которая содержится в информационной базе предприятия [14, c. 93].
Основными источниками получения информации в МИС выступает внешняя и внутренняя среда. Внешние источники информации могут быть представлены государственной статистической информацией, материалами, опубликованными в средствах массовой информации, официальных научных изданиях или сети Интернет, рекомендациями и отчетами консалтинговых агентства, а также информацией, полученной торговыми представителями самого субъекта хозяйствования. Внутренние источники информации включают в себя внутреннюю статистическую, бухгалтерскую отчетность и учет, опросы, мониторинги и исследования, проводимые на предприятии, данные о клиентах и потребителях и пр.
Вся информация, получаемая из внешних и внутренних источников, должна оперативно, своевременно и непрерывно вводиться в базу данных МИС. Ответственность за это возлагается на плечи специалистов маркетинговой службы хозяйствующего субъекта. После ввода в информации в базу производится ее последующая обработка, анализ и оценка, на основе которых и принимаются управленческие решения. Основными принципами построения МИС считаются: непрерывный и постоянный сбор данных, хранение и накопление информации, а также ее обработка, анализ и оценка.

1.2. Маркетинговые исследования как метод сбора информации

Маркетинговые исследования – систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчет о результатах [8, c. 94].
Маркетинговое исследование подразумевает достижение следующих целей.
1. Изучение рынка и обоснование тенденций роста (падения) рынка.
По определению, понятие «рынок» означает не место продажи товаров, а общность взаимоотношений продавца с покупателем, у каждого из которых намечены собственные цели и задачи, нужды и требования, материальные ценности и др. Стало быть, цель изучения рынка имеет комплексный характер и направлена на конкурентов и потребителей.
2. Анализ основных факторов, влияющих на спрос товара или услуги.
Причин, которые обуславливают популярность того или другого продукта (услуги), бескрайнее множество. На спрос влияют сезонность, время работы, неверно выбранная целевая аудитория, ошибочная ценовая политика, бесцельные акции и тому подобное. Основная задача состоит в обнаружении проблем, их анализе и ликвидации.
3. Анализ ценообразования предприятия.
При изучении маркетинговой деятельности компании эта задача является первостепенной и главной. С использованием специальных методов определяется характер роста (снижения) цен, выполняется сравнительный анализ ценовой политики конкурентов и методом расчетов выбираются цены, максимально выгодные продавцу и потребителю в конкретный отрезок времени.
4. Изучение и выявление реальных и потенциальных конкурентов предприятия.
Часто бывает, что без полного исследования конкурентной среды и жизнеспособности своей продукции предприниматели глубоко ошибаются в построении стратегии продвижения бизнеса. Определение имеющихся и возможных конкурентов позволит правильно рассредоточить силы, составить уникальное коммерческое предложение, способное выделить вашу компанию среди множества других [13, c. 44].
5. Оценка конкурентоспособности предприятия в целом, выявление способов повышения конкурентоспособности.
6. Проведение полного SWOT-анализа.
SWOT-анализ предполагает изучение преимуществ и недостатков предприятий, а также их потенциала и рисков. SWOT-анализ дает всестороннюю оценку состояния организации (внутри и снаружи), которая поможет разглядеть её сильные и слабые места:
— strengths – сильные стороны;
— weakness – слабые стороны;
— opportunities – возможности;
— threats – угрозы [6, c. 54].
7. Подбор наиболее эффективных методов и форм сбыта продукции, разработка маркетинговой стратегии предприятия
Итак, нами были рассмотрены ключевые инструменты маркетингового анализа, используя которые можно раскрыть всю панораму деятельности компании с внутренней и внешней сторон.
Далее изучим основные классические инструменты маркетингового исследования.
С появлением новых достижений науки и развития общественной мысли методические основы маркетинга тоже претерпевают изменения. Несмотря на то что для решения возникающих задач используются весьма разнообразные приемы и способы, все же имеются два базовых направления этой сферы – аналитико-прогностическое и общенаучное.
Дополнительно инструменты маркетингового исследования классифицируются следующим образом:
1. Комплексный анализ. На данной ступени маркетинговых изысканий отдельная рыночная ситуация выступает в роли особенной системы со сложной структурной зависимостью. Исследование этого вопроса позволяет выстроить стратегию и тактику для улучшения сложившихся обстоятельств.
2. Системный анализ. Любое положение на рынке анализируется как объект со своими причинно-следственными отношениями. Так, становление компьютерных технологий прямо зависит от человеческой потребности в информации.
3. Планирование программно-целевого типа помогает определить политику компании и образ действий её на рынке. Системный анализ является основой для планирования каждой организации [9, c. 75].
Способы и инструменты маркетингового исследования и комплексного и системного анализа часто используют параллельно. Иногда они неотделимы друг от друга. Это объясняется тем, что объективное суждение складывается только при установлении всех рыночных связей и их аспектов.
Точно выбранные способы сбора информации становятся приемами маркетингового анализа, позволяющими с наименьшими погрешностями оценить необходимые сведения о продукте (услуге) или состоянии рынка. Безошибочный метод приблизит клиента к желаемой цели – повышению прибыли.
Известны несколько традиционных инструментов маркетинга:
1. Анкетирование – основной и самый доступный способ проведения исследований. Многие организации систематически проводят опросы своей целевой аудитории.
2. Интервью обязательно требует присутствия интервьюера. Только этот человек может профессионально вести беседу, задавая нужные вопросы для уточнения нюансов.
3. Управление групповой дискуссией – инструмент, наиболее востребованным видом которого принято считать фокус-группу. Здесь маркетологи и экспериментаторы пребывают в непрерывном поиске, минимизируя очевидные недостатки данной группы.
4. Полевые исследования – наблюдения, помогающие оценить непосредственное состояние предмета изысканий в его природных условиях существования [6, c. 59].
Прямое общение может проводиться лично, по телефону, в режиме онлайн (электронные письма, форма опроса на ресурсе компании) и другими способами. Выбор методики маркетинговой оценки обусловлен задачами, которые намечает для себя компания.
В условиях нынешнего рынка возникают совершенно уникальные инструменты маркетингового исследования, впоследствии активно применяемые в бизнесе.

1.3. Способы оценки рыночного спроса

Потребительский спрос представляет собой проявление человеческой потребности в определенной продукции. На товарном рынке спрос рассматривается в качестве системы отношений между продавцами и потенциальными покупателями.
Потребительский спрос – это основа рыночного механизма, вместе с предложением и ценой. Спрос выражается в деньгах, а также в готовности потребителей к приобретению продуктов по определенной существующей стоимости.
Объем спроса потребителей – это готовность людей приобретать те или иные товары по реализуемым за конкретный период времени ценам.
В процессе изучения спроса необходимо учитывать среду функционирования рыночных процессов. Потребительский спрос может возникать в открытой, закрытой, регулируемой и конкурентной среде. В открытой среде производитель могут свободно входить на рынок и выходить из него.
Открытая среда характеризуется беспрепятственным осуществлением коммерческой деятельности любых производителей. В закрытой среде деятельность производителей регламентируется различными нормативными актами, что часто выступает барьером для вхождения на рынок.
В конкурентной среде ведется свободная конкурентная борьба между производителями. Такие условия способствуют поддержанию потребительского спроса и предложения в нужном балансе. Данная среда считается самой благоприятной и оптимальной для коммерческих компаний [6, c. 69].
В регулируемой среде государство осуществляет жесткий контроль процессов купли-продажи, а деятельность всех предприятий регламентируется.
Спрос может различаться по степени удовлетворения:
1) реальный спрос – показатель размера реализованной продукции за определенный промежуток времени, выражается в натуральных или стоимостных показателях;
2) удовлетворенный или реализованный спрос обуславливается платежеспособной потребностью;
3) неудовлетворенный спрос – это предъявление спроса на товары, который не был удовлетворен по каким-либо причинам. Такой спрос также делятся на скрытый, явный и отложенный.
По периодичности спрос делится на:
1) повседневный, предъявляемый каждый день (продукты питания, средства личной гигиены);
2) периодический, возникающий у людей через какое-то время (обувь, одежда и т.д.);
3) эпизодический, возникающий крайне редко, например, ювелирные изделия, деликатесы и т.п.
В зависимости от намерений покупателей спрос может быть
1) устойчивым (консервативным, жестким);
2) альтернативным (компромиссным);
3) импульсным (спонтанным).
В зависимости от цены спрос делится на эластичный и неэластичный. Эластичный спрос – это изменяемый спрос потребителей, который обуславливается изменением цен на товары и доходов покупателей. Неэластичный спрос – это неизменяемый спрос, который формируется относительно группы товаров, входящих в потребительскую корзину.
На формирование спроса оказывают влияние экономические факторы, демографические, политические, социальные, природные. Изменение потребительского спроса происходит под воздействием не только цены, но и других факторов:
— изменения доходов населения;
— колебания цен на товары заменители;
— смены предпочтений;
— изменения государственной политики в экономической сфере [6, c. 70].
Рассмотрим методы оценки спроса.
В современном мире любой производитель перед выпуском новой продукции и для того, чтобы оценить эффективность своей деятельности, изучает потребительский спрос. Для этого используются различные методики:
— метод экстраполирования при анализе спроса;
— метод потребительского уровня;
метод ведущего показателя.
Первый метод основан на экстраполировании показателей за предыдущий период времени и состоит в определении тенденций и их параметров. При использовании данного метода обязательно проводится оценка прошлых показателей за последние пять лет при условии, что в это время аномальных колебаний не наблюдалось. Если же прогноз спроса будет составляться на данных более короткого временного промежутка, то расчеты не будут точными.
Метод потребительского уровня применяется при прямом потреблении продукции, и основан на стандартных коэффициентах. Такой метод учитывает исследование эластичности спроса по доходам и ценам. Степень изменения спроса отличается не только по конкретным товарам, но и по покупательским группам с различными доходами, различным местонахождением. При наличии возможности к определению разницы в доходах на душу населения в определенных группах, анализ может быть более обширным и не ограничиваться средним показателем в масштабе экономики страны. При незначительных колебаниях можно использовать коэффициент эластичности по уровню доходов. Данный коэффициент можно определить по формуле:
E1=(Qсредн./Q)/(Iсредн./I), (1.1)
где I – это доходы потребителей,
Q – объем приобретенных товаров.
Или же иначе:
E1 = % изменение объема спроса / % изменения доходов, (1.2)
Метод ведущего показателя применяется при наличии определенной закономерности, отражающей временную или количественную зависимость от потребления продукции. Помимо вышеперечисленных методов существуют и другие: выборочный, метод анкетирования, экономико-математический метод.
В современных условиях предприниматели занимаются вопросами управления и организации экономической деятельности. Их задачами является решение таких общих проблем, как:
— какие товары и услуги производить, в каких количествах, каком ассортименте и качестве;
Успешное решение этого вопроса во многом определяет экономическое благополучие компании.
— как производить данные товары и услуги. Для успешной реализации этой задачи предприниматели выбирают наиболее эффективные методы производства, применяют последние научные достижения, новые способы и методы управления.
— для кого производить.
Если предприниматель сможет найти в рыночной среде своих покупателей, исследовать их запросы, доходы, потребительские предпочтения, то все производимые товары быстро дойдут до конечного потребителя, что обеспечит предпринимателю получение хорошего, стабильного дохода.
 

2. Анализ спроса на рекреационные услуги в ООО «Волга»

2.1. Краткая организационная
и экономическая характеристика ООО «Волга»

ООО «Волга» является российском организацией, владеющая и управляющая одноименным отелем в г. Москва. Основные виды деятельности организации указаны в табл. 2.1.
Таблица 2.1 Основные виды деятельности ООО «Волга»

ОКВЭД Наименование вида деятельности
Основной
55.1 Деятельность гостиниц
Дополнительные
70.32 Управление недвижимым имуществом (предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг)
45.21.1 Производство общестроительных работ по возведению зданий
45.3 Монтаж инженерного оборудования зданий и сооружений
45.4 Производство отделочных работ
51.70 Прочая оптовая торговля
52.11 Розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями
55.30 Деятельность ресторанов и кафе
60.2 Деятельность прочего сухопутного транспорта
63.30.1 Организация комплексного туристического обслуживания
63.4 Организация перевозок грузов
74.20.1 Деятельность в области архитектуры, инженерно-техническое проектирование в промышленности и строительстве
74.84 Предоставление прочих услуг

Выписка из Устава с общими положениями представлена в Приложении 2.
Трехзвездочный апарт-отель «Волга» расположен в центре Москвы, в 10 минутах от станции метро «Сухаревская». Неподалеку от отеля находятся Комсомольская площадь, Ботанический сад МГУ и Чистопрудный бульвар.
Все апартаменты оснащены кухнями, оборудованными всем необходимым для того, чтобы сделать приготовление пищи максимально простым и приятным. В ресторане отеля можно заказать блюда русской и европейской кухни. Кроме того, пообедать можно в одном из многочисленных ресторанов и баров, расположенных неподалеку.
На всей территории отеля предоставляется бесплатный Wi-Fi, так что вы всегда сможете оставаться на связи с домом. Для гостей отеля работает парковка. При необходимости можно воспользоваться услугами прачечной.
Апарт-отель «Волга» располагает 258 светлыми и просторными номерами. В каждом номере есть отдельная ванная комната с душевой кабиной, кондиционер, телефон и телевизор с возможностью просмотра спутниковых каналов.
Средние цены – от 7000 руб. за место в двухместном номере в сутки. Цифра постоянно меняется, например, цены в выходные отличаются от цен в рабочие дни.
Организационная структура гостиницы представлена на рис. 2.1.

Рис. 2.1. Организационная структура ООО «Волга»

Организационная структура управления гостиницы ООО «Волга» относится к линейно-функциональной (штабной) структуре. При данного рода управленческой структуре всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив – генеральный директор. При разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов ему способствует специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (гостиничное хозяйство, ресторан, бухгалтерия).
В данном случае функциональные структуры подразделения находятся в подчинении генерального директора. Собственные решения он приводит в жизнь через соответствующих руководителей служб-исполнителей – гостиничного хозяйства, ресторана и бухгалтерии.
С целью более полной характеристики деятельности субъекта хозяйствования проводится анализ экономических показателей, характеризующих работу организации за 2016-2018 годы (табл. 2.1).
Таблица 2.1 Анализ основных финансовых результатов деятельности ООО «Волга» за 2016-2018 гг.

Объем оказанных услуг в денежном выражении (выручка) за анализируемый период снизился на 9,7%. Выручка от реализации в 2017 г. по сравнению с 2016 г. демонстрирует рост на 1,9% за счет индексации стоимости услуг. В 2018 г. наблюдается снижение 11,5% за счет снижения фактического объема реализации – в 2018 г. за счет ухудшения общей экономической ситуации спрос на гостиничные услуги в г. Москва снизился в среднем на 10%.
Темп снижения себестоимости за 2 года составил 32,8%. В 2017 г. за счет оптимизации затрат себестоимость снизилась на 12,7%, в 2018 г. – на 23%. При этом зафиксирован рост управленческих расходов на 9,6%. Коммерческие расходы обособленно не выделены в отчете о финансовых результатах. В связи с этим общие расходы по обычным видам деятельности (коммерческая себестоимость) в 2017 г. снизились на 6,5%, в 2018 г. – на 20%, за 2 года – на 25,2%.
Учитывая весь анализируемый период, прирост затрат оказался ниже чем прирост выручки: в 2017 г. 1,9% > — 6,4%, в 2018 г. -11,5% > -20%, за 2 года -9,7% > -25,2%. Поскольку темпы роста коммерческой себестоимости в 2017-2018 гг. были ниже, чем темпы роста выручка, организация получила более высокие темпы роста прибыли от продаж. По итогам 2016 г. в организации зафиксирован убыток от основной деятельности в размере 3311 тыс. рублей, то есть оказание гостиничных услуг оказалось убыточным предпринимательством. Однако, за счет внедрение программы оптимизации расходов в 2017 г, наблюдается положительная прибыль от продаж в размере 21886 тыс. рублей в 2017 г. и 43721 тыс. рублей в 2018 г., то есть прибыль от продаж выроста в 2 раза.
Прочие доходы в 2017 г. снизились на 95%, а в 2018 г. увеличились в 16 раз. Такие структурные передвижки произошли на счет того, что произошли перераспределения финансовых вложений. Снижение прочих расходов в 2017 г. состоялось на 81%, а в 2018 г. состоялся рост на 329%. Данные изменения также связаны с движением финансовых инструментов. Всего снижение прочих расходов составило 18,4%.
Данные факторы сказались на росте налогооблагаемой прибыли и чистой прибыли. Так, прибыль до налогообложения снижается на 20% в 2017 г. и увеличивается в 5 раз в 2018 г. Чистая прибыль снижается на 34% в 2017 г. и расчет в 6 раз 2018 г.
График динамики финансовых результатов проиллюстрирован на рис. 2.2.

Рис. 2.2. Динамика финансовых результатов ООО «Волга» в 2012-2014 гг.

Таким образом, убыточность деятельности, рассчитанная как отношение прибыли от продаж к полной себестоимости, в 2016 г. составила
— 1,1%, в 2017 г. наблюдается рентабельность в размере 7,73%, в 2018 г. – 19,31%. Деятельность за 2016-2018 гг. является прибыльной и наблюдается улучшение ситуации, что свидетельствует о росте эффективности деятельности организации в целом.
Информационно базой для исследования послужил бухгалтерский баланс на 31 декабря 2018 года (Приложение 2) и отчет о финансовых результатах за 2018 год (Приложение 3).
Таким образом, за анализируемый период темпы роста доходов выше темпов роста расходов, что привело к росту показателей прибыли (валовой, налогооблагаемой, чистой). Положительные показатели рентабельности и их рост в 2016-2018 гг. свидетельствует о стабильном увеличении обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами и снижении риска потери финансовой устойчивости. Причинами этого является то, что предприятие эффективно оптимизировало расходы в 2017 г.

2.2. Оценка спроса на рекреационные услуги

Руководство ООО «Волга» приняло решения оказывать дополнительные услуги для улучшения финансового состояния. Для этого гостям отеля будут предлагаться рекреационные услуги.
Сектор рекреационных услуг, оказываемых населению, занимает особое место, так как связан с восстановлением здоровья и работоспособности людей, организацией их отдыха и досуга, физическим и духовным развитием [12].
Для ООО «Волга» осуществлено обобщение результатов аналитической оценки рыночного спроса на рекреационные услуги в разрезе их основных видов: гостиничные, туристские, санаторно-оздоровительные.
Рабочая гипотеза исследования заключалась в следующем: динамичное развитие рынка рекреационных услуг возможно при оптимальном сочетании трех ключевых факторов: спроса, предложения, цены.
Доминирующее влияние на динамику рынка оказывает фактор спроса, изменение которого вызывает соответствующее изменение рыночного предложения цен на услуги, определяет степень использования мощностей предприятий и их достаточность для удовлетворения растущей потребности в услугах. Логическая взаимосвязь этих параметров раскрывает предметную направленность исследования.
Исследование осуществлено с использованием методов экономико-статистического анализа, в частности, построения рядов динамики, структурного анализа, сравнительной оценки; методов установления причинно-следственных логических связей между факторами и результатами, аналитического обоснования сделанных выводов, выборочного наблюдения.
Следуя принципу достаточной протяженности временного периода для достоверного установления тенденций в динамике, рыночный спрос на рекреационные услуги мы исследовали пятилетний период (2013-2017 гг.). Установлено, что спрос на основные виды рекреационных услуг (гостиничные, туристские, санаторно-оздоровительные) в указанный период имел выраженную положительную динамику (рис. 2.3).

Рис. 2.3. Динамика объемов основных видов
рекреационных услуг в России за 2013-2017 гг., млн. руб.

Более быстрым ростом характеризуется реализованный спрос на санаторно-оздоровительные услуги – 42,73 % по отношению к 2013 г. Аналогичный показатель по туристским услугам составил 40,51 %, что, по нашему мнению, обусловлено негативными последствиями экономического кризиса. Как известно, наряду с фактором сокращения платежеспособного спроса населения из-за снижения реальных денежных доходов кризис 2014 г. породил фактор безопасности, что привело к сокращению выездного туризма из-за роста террористических угроз в странах массового туризма.
По объему, приходящемуся в расчете на одного потребителя, устойчивыми лидерами в 2013-2017 гг. стали гостиничные и туристские услуги (рис. 2.4).
Изменение реализованного спроса оказало влияние на результаты деятельности предприятий, специализирующихся на этих услугах. Установлено, что в секторе гостиничных услуг за исследуемый период имел место рост числа коллективных средств размещения (154,16%), обусловленный количественным ростом гостиниц и аналогичных средств размещения (165,85 %).

Рис. 2.4. Динамика объемов основных видов рекреационных услуг в расчете на одного потребителя в России за 2013-2017 гг., руб.

Показатель 2013г. 2014г. 2015г. 2016г. 2017г. 2017г. к
2013г., %
1 2 3 4 5 6 7
Число коллективный средств размещения, всего 13062 14019 14583 15590 20136 154,16
В том числе:            
гостиницы и аналогичные средства размещения 8416 9316 9869 10714 13958 165,85
специализированные средства размещения 4646 4703 4714 4876 6178 130,92
Число номеров, тыс. 560 586 600 671 771 137,68
В том числе:            
в гостиницах и аналогичных средствах размещения 278 301 319 372 433 155,75
в специализированных средствах размещения 282 285 281 299 337 114,24
Число мест, тыс. 1294 1345 1387 1573 1763 136,24
В том числе:            
в гостиницах и аналогичных средствах размещения 571 618 676 815 923 161,64

Продолжение таблицы 2.2

1 2 3 4 5 6 7
в специализированных средствах размещения 723 727 711 758 840 114,44
Число ночевок, тыс. 166197 173614 172630 184018 212179 127,67
В том числе:            
в гостиницах и аналогичных средствах размещения 67271 73492 76880 84119 100156 165,75
в специализированных средствах размещения 98926 100122 95751 99899 112023 109,22
Численность размещенных лиц, тыс. человек 37399 41065 42635 44219 49284 131,78
В том числе:            
в гостиницах и аналогичных средствах размещения 27112 30235 31733 33160 36817 153,24
в специализированных средствах размещения 10287 10830 10902 11059 12467 116,29

Мы считаем, что это объясняется ростом спроса на двухместные и трех местные номера, размещение в которых более экономично, чем в одноместных номерах. Обращает на себя внимание то, что при росте численности размещенных в гостиницах на 131,78 % по сравнению с 2013 г. темп роста числа ночевок составил 127,67%, что свидетельствует о развитии спроса на кратковременное пребывание в гостиницах. Общий рост численности лиц, размещенных в коллективных средствах размещения по целям личных поездок, за анализируемый период составил 128,87%, в том числе в гостиницах – 140,69%, в специализированных средствах размещения – 111,08% (табл. 2.3).
Таблица 2.3 Динамика численности лиц, воспользовавшихся коллективными средствами размещения в России в 2013-2017 гг. (тыс. человек)
Показатель 2013г. 2014г. 2015г. 2016г. 2017г. 2017г. к
2013г., %

Показатель 2013г. 2014г. 2015г. 2016г. 2017г. 2017г. к
2013г., %
1 2 3 4 5 6 7
Коллективные средства размещения
Личные 22050 23727 24248 26097 28416 128,87
В том числе:            
 отпуск, досуг, отдых 11434 12451 13183 14296 16881 161,25
 образование и профессиональная подготовка 1947 1654 1499 1389 1313 58,28
 лечебные и оздоровительные процедуры 4592 4630 4505 4813 5002 109,41

Продолжение таблицы 2.3

1 2 3 4 5 6 7
религиозные / паломические 62 70 81 79 114 285,00
 прочие 3039 4014 4924 4979 5002 109,41
Деловые и профессиональные 11126 12285 12756 12309 12091 118,46
Гостиницы и аналогичные средства размещения
Личные 13248 14605 15298 16956 18639 140,69
В том числе:            
 отпуск, досуг, отдых 7407 8147 8928 10187 12263 165,56
 образование и профессиональная подготовка 1814 1514 1363 1274 1192 57,09
 лечебные и оздоровительные процедуры 169 157 174 161 218 173,02
 религиозные / паломические 54 61 49 72 71 253,57
 прочие 3804 4725 4783 5262 4896 170,30
Деловые и профессиональные 10877 12000 12404 12001 11887 120,37
Специализированные средства размещения
Личные 8802 9122 8949 9141 9777 111,08
В том числе:            
 отпуск, досуг, отдых 4027 4304 4255 4109 4619 109,92
 образование и профессиональная подготовка 133 137 135 116 122 73,94
 лечебные и оздоровительные процедуры 4423 4473 4331 4671 4785 107,62
 религиозные / паломические 8 9 33 6 42 525,00
 прочие 210 199 196 240 210 127,27
Деловые и профессиональные 250 285 352 309 203 61,14

Доминирующей личной целью размещения в гостиницах (если судить по темпу динамики) является проведение отпуска, досуга и отдыха (165,56%), а в специализированных средствах размещения – религиозные и паломнические поездки (525,0%). В абсолютном выражении по цели получения лечебных и оздоровительных процедур лидируют специализированные средства размещения: в 2017 г. 4785 тыс. чел. против 4423 тыс. чел., размещенных с этими целями в гостиницах.
Деловые и профессиональные цели поездок удовлетворяются практически полностью за счет размещения в гостиницах: в 2017 г. – 11887 тыс. чел., или 98,31% к общему числу размещенных с этой целью. За период исследования только по целям образования и профессиональной подготовки проявилась отрицательная динамика показателя: сокращение составило: в гостиницах – 42,91%; в специализированных средствах размещения – 26,06%. В сравнении с гостиничным сектором развитие туристического сектора характеризуется более низкими темпами: прирост числа туристских фирм в целом за период составил лишь 30,22%.
Известно, что в 2011 г. произошло статистическое разделение туристских фирм по предметной специализации их деятельности. Это привело к существенному росту числа туроператоров (на 727%) и росту числа туристических фирм, специализирующихся на турагентской деятельности (на 124,6%). Кроме того, проявилась тенденция роста туристских фирм, занимающихся только экскурсионной деятельностью (на 117,93%) (табл. 2.4).
Таблица 2.4 Динамика основных показателей деятельности туристских фирм в России в 2013-2017 гг.

Показатель 2013г. 2014г. 2015г. 2016г. 2017г. 2017г. к
2013г., %
1 2 3 4 5 6 7
Число туристических фирм (на конец года), всего 10266 10773 11324 11614 11893 115,85
В том числе:            
 туроператорская деятельность 48 463 478 445 349 727,08
 туроператорская и туроператорская деятельность 1351 1441 1362 1306 1159 85,79
 турагентская деятельность 7787 8265 8936 9307 9701 124,56
 экскурсионная деятельность 580 604 548 556 684 117,93
Средняя численность работников, тыс. чел. 47 49 50 45 48 102,13
Число реализованных населению турпакетов (тыс.), всего 4427 4763 5384 4384 4024 90,90
Из них гражданам РФ:            
 по территории РФ 929 905 969 992 1331 143,27
 по зарубежным странам 3326 3738 4240 3253 2482 74,62
Стоимость реализованных населению турпакетов (млн. рублей), всего 175366 208118 249898 243453 239554 136,60
 Из них гражданам РФ            
 по территории РФ 21265 22746 23876 25444 50517 237,56
 по зарубежным странам 152610 183309 222002 214308 183970 120,55

Реализованный спрос на турпакеты в динамике также сокращается, но здесь имеет место рост спроса соотечественников на внутренний туризм: (на 43,27%) при одновременном сокращении спроса на турпакеты по зарубежным странам (на 74,62%). Как следствие, стоимость «внутренних» турпакетов возросла более, чем в 2,37 раза, а «внешних» – лишь на 20,55%.
Таким образом, рыночный спрос на основные виды рекреационных услуг характеризуется устойчивым ростом. В расчете на одного потребителя в абсолютном выражении лидерами являются гостиничные и туристские услуги. В гостиничном секторе наблюдается более быстрый рост числа мест в сравнении с числом номеров, численности размещенных – в сравнении с числом ночевок. По личным целям возрастает спрос на гостиничные услуги для проведения отпуска, досуга и отдыха, с деловыми и профессиональными целями. Спрос на лечебные и оздоровительные процедуры удовлетворяется посредством специализированных средств размещения.

Заключение

Объект исследования – гостиница Волга. ООО «Волга» является российском организацией, владеющая и управляющая одноименным отелем в г. Москва. Трехзвездочный апарт-отель «Волга» расположен в центре Москвы, в 10 минутах от станции метро «Сухаревская». Неподалеку от отеля находятся Комсомольская площадь, Ботанический сад МГУ и Чистопрудный бульвар.
За анализируемый период темпы роста доходов выше темпов роста расходов, что привело к росту показателей прибыли (валовой, налогооблагаемой, чистой). Положительные показатели рентабельности и их рост в 2016-2018 гг. свидетельствует о стабильном увеличении обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами и снижении риска потери финансовой устойчивости. Причинами этого является то, что предприятие эффективно оптимизировало расходы в 2017 г.
Руководство ООО «Волга» приняло решения оказывать дополнительные услуги для улучшения финансового состояния. Для этого гостям отеля будут предлагаться рекреационные услуги.
Рыночный спрос на основные виды рекреационных услуг характеризуется устойчивым ростом. В расчете на одного потребителя в абсолютном выражении лидерами являются гостиничные и туристские услуги. В гостиничном секторе наблюдается более быстрый рост числа мест в сравнении с числом номеров, численности размещенных – в сравнении с числом ночевок. По личным целям возрастает спрос на гостиничные услуги для проведения отпуска, досуга и отдыха, с деловыми и профессиональными целями. Спрос на лечебные и оздоровительные процедуры удовлетворяется посредством специализированных средств размещения.
Однако численность размещенных по целям образования и профессиональной подготовки сокращается по всем типам коллективных средств размещения. В туристическом секторе резко сократилось число туроператоров; подавляющее большинство фирм специализируется на турагентской деятельности; растет число фирм, занимающихся только экскурсионной деятельностью. Число реализованных турпакетов в динамике снижается, но растет спрос на внутренний туризм на фоне сокращения реализованных турпакетов по зарубежным странам.
В санаторно-оздоровительном секторе сокращается число организаций за счет санаториев-профилакториев, что, вместе с тем, не повлияло на их мощность, характеризующуюся положительной динамикой. С учетом тенденции роста численности лечившихся (отдыхавших) это свидетельствует о повышении эффективности использования мощности, т. е. ускорении оборачиваемости одного койко-места.

Список литературы

1. Андреева О.Д. Организация выпуска новых товаров в корпоративной практике // Российский внешнеэкономический вестник. – 2015. — №9. – С. 68-82.
2. Атаева Т.А. Принципы разработки стратегии маркетинга // Вопросы структуризации экономики. – 2017. — №1. – С. 149-151.
3. Бойко А.А., Белюкова К.И. Особенности разработки стратегии развития предприятий малого бизнеса // Вестник СибГАУ. – 2016. — №3 (43). – С. 142-146.
4. Болотова А.А., Карпунина Е.К. Роль и место маркетинговой стратегии продвижения товара в системе развития современного предприятия // Социально-экономические явления и процессы. – 2013. — №4 (050). – С. 36-38.
5. Веретено А.А. Создание сильной торговой марки как первоначальный этап брендинга // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. – 2018. — №3. – С. 119-125.
6. Измалкова С.А., Тронина И.А., Татенко Г.И., Магомедалиева О.В., Лаушкина Н.С. Стратегический анализ: современная концепция менеджмента: учебное пособие для высшего профессионального образования. – Орел: ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК», 2018. – 315 с.
7. Измалкова С.А., Тронина И.А., Татенко Г.И. Стратегический менеджмент и маркетинг/ учебное пособие. – Орел: ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК», 2016. – 325 с.
8. Котлер Ф. Основы маркетинга (6-е европейское издание) / Филип Котлер, Вероника Вонг, Джон Сондерс, Гари Армстронг. – ИД «Вильямс», 2015. – 752 с.
9. Латынцева М.Б. Планирование новой техники как инструмент управления ее конкурентоспособностью // Омский научный вестник. – 2016. — №1 (85). – С. 75-77.
10. Мазурик В.В., Красов А.В. Основные этапы разработки и реализации сбытовой стратегии предприятия // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2018. — №10. – С. 152-153.
11. Мельник М.В., Герасимова Е.Б. Анализ финансово-хозяйственной деятельности торгового предприятия: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2013. – 192 с.
12. Подковаева М.О., Носаева В.В. Планирование и выбор варианта реализации стратегии разработки новых товаров, продуктов, услуг // Экономический анализ: теория и практика. – 2016. — №4. – С. 24-30.
13. Черницова М.А., Кузякова Л.М. Применение ситуационного анализа как метода принятия стратегических решений // Вестник ВолГМУ. – 2016. — №1 (57). – С. 43-47.
14. Щербаков А.В. Методы и инструменты, используемые при разработке и реализации новых товаров // Актуальные вопросы экономических наук. – 2017. — №13. – С. 92-97.
15. Розничная торговля, услуги населению, туризм // Росстат. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/retail/ (дата обращения: 24.04.2019).

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф