Заявка на расчет
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Средство индивидуализации юридических лиц»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Введение
Глава 1. Понятие средства индивидуализации
1.1 Основные положения
1.2 Объекты и субъекты средств индивидуализации
1.3 Ответственность за незаконное использование средства индивидуализации
Глава 2. Товарный знак и проблемы индивидуализации юридических лиц
2.1 Товарный знак и фирменное наименование как средство индивидуализации юридических лиц
2.2 Проблемы индивидуализации юридического лица в гражданском обороте
Заключение
Список литературы

Введение

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

В соответствии со ст. 128 ГК РФ средства индивидуализации приравниваются к результатам интеллектуальной деятельности и являются объектами гражданских прав. Ст. 1225 ГК РФ относит к средствам индивидуализации юридических лиц: товарный знак и знак обслуживания, фирменное наименование, наименование места происхождения товара и коммерческое обозначение.
Законодательство о средствах индивидуализации создает возможность индивидуализации организаций, участвующих в хозяйственном обороте, использования словесных, изобразительных и иных обозначений в качестве товарных знаков, выделяющих товары определенных производителей, а также знаков обслуживания, используемых при оказании услуг, и наименований мест происхождения товаров, гарантирующих, что данный товар произведен в указанной местности.
Правовое регулирование и правовая охрана средств индивидуализации осуществляется международными нормативно-правовыми актами и национальным законодательством различных стран.
Многие международные договоры содержат перечни обозначений или указаний на объекты интеллектуальной собственности, которые выполняют индивидуализирующие функции.
Цель работы – изучить средство индивидуализации юридических лиц.
Задачи:
— изучить понятие средств индивидуализации юридических лиц;
— проанализировать объекты и субъекты средств индивидуализации юридических лиц;
— рассмотреть особенности ответственности за незаконное использование средств индивидуализации;
— проанализировать особенности товарного знака и фирменного наименования как средств индивидуализации юридических лиц;
— изучить проблемы индивидуализации юридических лиц.
Объект исследования – общественные отношения в сфере индивидуализации юридических лиц.
Предмет исследования – нормативное регулирование средств индивидуализации юридических лиц.
Методы исследования: сравнительно-правовой, метод синтеза и анализа, метод классификации и др.
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Глава 1. Понятие средства индивидуализации

1.1 Основные положения

Важное место среди объектов интеллектуальной собственности занимают средства индивидуализации юридического лица. Экономическая жизнь современного общества невозможна без их активного участия, поскольку они являются средством идентификации производимых товаров.
В Российской Федерации правовое регулирование средств индивидуализации юридических лиц и выпускаемой продукции или выполняемых услуг с 1 января 2008 г. и по настоящее время осуществляется главой 76 части четвертой ГК РФ .
Средство индивидуализации — это символ или обозначение, целью создания которого является различение товаров или услуг. Такие средства используются предприятиями, организациями и другими юридическими лицами в сфере хозяйственного оборота. Средства индивидуализации являются собственностью и могут быть предметом сделок, например, передача прав по лицензионному договору.
Интеллектуальная собственность может сопрягаться со средством индивидуализации.
Российским законодательством данная собственность приравнена к результатам интеллектуальной собственности. На некоторые средства распространяется исключительное право.
В Российской Федерации порядок и условия защиты средств индивидуализации регламентированы частью 4 Гражданского кодекса РФ.
Для эффективной деятельности юридического лица важен не только его имущественный статус. Большое значение имеет индивидуализация юридического лица — наименование, место нахождения, деловая репутация.
Индивидуализация юридического лица на первое место ставит наименование. Каждое юридическое лицо своё наименование. В наименовании содержится указание на организационно-правовую форму и характер деятельности. Юридические лица вправе иметь только полное и сокращённое наименование.
Регистрация наименования осуществляется одновременно с государственной регистрацией самого юридического лица путём внесения данных о фирме в единый государственный реестр юридического лица. Правила об охране места нахождения юридического лица содержатся в ст.54 ГК РФ и других правовых актах.
Индивидуализация юридического лица имеет своим средством место нахождения юридического лица, понятие которого содержится в ст.54 ГК РФ и других правовых актах, определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное.
Право о деловой репутации юридического лица установлено в ст.152ГК РФ. Деловую репутацию можно определить, как набор качеств и оценок, с которыми их носитель ассоциируется в глазах своих клиентов, коллег, среди других профессионалов в этой области деятельности. Право на деловую репутацию юридического лица возникает с момента его государственной регистрации.
Положение об использовании и хранении товарного знака и знака обслуживания закреплены законом «О товарных знаках».
Индивидуализация юридического лица включает в себя понятие товарного знака. Товарный знак — это обозначение, способное отличать товары одних юридических лиц от однородных товаров других юридических лиц.
Право на товарный знак возникает у юридического лица с момента государственной регистрации. Владельцу товарного знака принадлежит исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком.
Товарный знак может быть уступлен владельцем по договору юридического лица, в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован.
Отношения, возникшие в процессе производства размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ и услуг, регулируется законом «О рекламе».
Индивидуализация юридического лица тесно связана с рекламой. Реклама — это информация об отдельных субъектах и их деятельности.
Не допускается недобросовестная, недостоверная и заведомо ложная реклама. Реклама, как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложениях п.1ст.437ГК РФ. Реклама является результатом интеллектуальной деятельности относительно к субъектам авторского права. Неправомерное использование чужой рекламы даёт рекламодателю возможность требовать в судебном порядке прекращения использования изменения рекламы, взыскания причинённых убытков.

1.2 Объекты и субъекты средств индивидуализации

Изобретение может иметь не только торговое название, но и может быть связано с доменным именем (адрес сайта, представляющего изобретение)
Субъектом средств индивидуализации могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели, например :
 торговые предприятия;
 промышленные предприятия;
 организации, основной деятельностью которых является оказание услуг;
 некоммерческие организации.
Объектом средства могут стать следующие виды собственности:
 фирменное наименование;
 наименование некоммерческой организации;
 товарный знак;
 знак обслуживания;
 коммерческое обозначение;
 наименование места происхождения товара;
 доменное имя;
 другие обозначения.
Все средства индивидуализации делятся на два вида:
 средства индивидуализации юридических лиц;
 средства индивидуализации работ, товаров и услуг.
Причём фирменные наименования и названия некоммерческих организаций относятся к юридическим лицам, а остальные средства нацелены на индивидуализацию товаров и услуг.
Наименования некоммерческих организаций и юридических лиц содержат в себе название, призваны отличать названную организацию от схожих с ними. Например, ПРБОО «Социальная молодёжная служба» — это НКО, оказывающая социальную поддержку незащищённым слоям населения на безвозмездной основе. А АСПО «Молодёжная социальная служба» — это ассоциация социологов, которая создана с целью поддержки населения на основании платных контрактов. Разница между ними существенная, поэтому особенно важно отличать эти 2 организации.
Юридические лица особенно трепетно подходят к названию создающейся организации, так как от наименования зависит будущее юридического лица
Некоторые организации при выборе наименования стараются выбрать название, ассоциирующее их с другой, уже ставшей известной, организацией, но впоследствии это только усложняет процесс защиты наименования, как средства индивидуализации.
Для различения товаров используется целый ряд средств. Например, товарный знак, который сопряжён с доменным именем или другими обозначениями. Так ПК химический завод «Луч», создающий канцелярскую химию: краски, гуаши, чернила и т.д., имеет товарный знак в виде плоскостного рисунка (слово «Луч» в квадрате, отведённом рамкой), а также сайт www.luch-pk.ru.
Кроме товаров могут обозначаться и услуги (работы). Например, если предприятие специализируется не на создании и реализации товара, а на конкретных услугах, которые оказываются на платной или безвозмездной основе. Так, ритуальная компания «Память» имеет знак обслуживания, доменное имя и другие обозначения. А ПОАПК «Центральный рынок» имеет и наименование места происхождения услуг, и фирменное обозначение, и доменное имя.
Товарные знаки, знаки обслуживания и фирменные наименования защищаются законом, если регистрируются на государственном уровне. Если не была осуществлена государственная регистрация, то защитить средство можно по факту использования. Но если возникают серьёзные споры, доходящие до судебного разбирательства, то правообладателю нужно будет доказать своё право. Так, коммерческое обозначение можно зарегистрировать в независимой организации, например, у нотариуса. Выданное свидетельство будет надлежащим доказательством правообладателя.
Законная защита средств индивидуализации основана на том факте, что такие средства являются результатом интеллектуальной деятельности.
Средства индивидуализации коммерческий направленности регистрируются в Роспатенте или у нотариуса.
Средства НКО регистрируется на государственном уровне в отделениях Минюста. К таким средствам относятся :
 наименование;
 эмблема;
 флаг;
 другая символика.
Некоторые средства могут использоваться для распознавания юридического лица или ИП, но которые не подлежат государственной охране:
 девизы;
 логотипы;
 слоганы;
 различные эмблемы;
 элементы фирменного стиля;
 фавиконы и др.
Однако в связи с тем, что эти средства также являются результатом интеллектуальной собственности, то их можно защитить с частичным применением авторского и патентного права. Авторские обозначения можно зарегистрировать, например, у нотариуса. Средства индивидуализации, к которым применимо патентное право, могут быть защищены, если их зарегистрировать как промышленный образец.
Таким образом, если средство должным образом засвидетельствовано, то при нарушении права на него правообладатель может предпринять ряд мер:
 связаться с нарушителем и попросить устранить правонарушение;
 направить претензионное письмо правонарушителю;
 подать исковое заявление в суд.
Если подразумевается судебное разбирательство, то досудебная попытка урегулирования спора приветствуется. Более того, в некоторых случаях наличие претензии может сыграть решающую роль в исходе дела. Для составления непосредственно иска можно воспользоваться услугами специализированных организаций. Эта услуга недорогая, но зато появится больше шансов выиграть дело.

1.3 Ответственность за незаконное использование средства индивидуализации

Одним из видов наказания за незаконное использование средства индивидуализации является штраф.
Незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров влечет наложение административного штрафа .
Статья 14.10 КоАП РФ. Размер штрафа зависит от вида нарушения и статуса нарушителя:
 на граждан в размере от 5000 до 10000 рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара;
 на должностных лиц — от 10000 до 50000 рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара;
 на юридических лиц — от 50000 до 200000 рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара.
Гражданский кодекс РФ предусматривает также возмещение нанесённого ущерба и выплату компенсации за незаконное использование средства индивидуализации. Кроме возмещения, размер которого определяется судом, возможно наложение ареста на всю контрафактную продукцию, имеющую обозначение правообладателя. Также арестовать и изъять могут материалы и оборудование, используемые для изготовления запрещённой продукции.
Уголовным кодексом предусмотрены следующие виды наказаний:
1. За незаконное использование — штраф в размере от 100000 до 300000 рублей или в размере заработной платы осуждённого за период до 2 лет, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо принудительные работы на срок до 2 лет, либо лишение свободы на срок до 2 лет со штрафом в размере до 180 рублей.
2. За незаконное использование предупредительной маркировки в отношении незарегистрированного в РФ товарного знака — штраф в размере до 120 тысяч рублей либо обязательные работы на срок до 360 часов, либо исправительные работы на срок до 1 года.
3. За те же деяния, но совершённые группой лиц по предварительному сговору — штраф от 200000 до 400000 рублей, либо принудительные работы на срок до 4 лет, либо лишение свободы на срок до 4 лет со штрафом в размере до 100000 рублей.
4. За те же деяния, но совершённые организованной группой — штраф от 500000 тысяч до 1000000 рублей, либо принудительные работы на срок до 5 лет, либо лишение свободы до 6 лет со штрафом до 500000 рублей.
Максимальное наказание за нарушение права на средства индивидуализации составляет 6 лет лишения свободы
В Кемеровской области арбитражный суд рассмотрел дело о незаконном использовании наименования. Фирменное наименование «Белоснежка» использовалось сразу двумя фабриками, специализирующимися на производстве писчей бумаги. Оказалось, что оба предприятия используют одно название и схожие логотипы на протяжении 6 лет. Однако ни один из предпринимателей-владельцев не регистрировал обозначения, и каждый знал о существовании конкурента. Предприниматель, который был вызван в качестве ответчика, подал встречный иск о возмещении ущерба и пресечении использования символики.
Суд потребовал доказательств у обеих сторон, и стороны предоставили макеты продукции, утверждённые примерно в одно и то же время (разница чуть больше месяца). Но так как ни одна из сторон не заявляла о своих правах и не предъявляла претензий, то суд вынес решение в пользу обеих сторон. Компенсация не была назначена вовсе, а спорную символику должны были ликвидировать оба предпринимателя.
Средства индивидуализации предназначены для распознавания юридического лица или ИП. Все средства индивидуализации делятся на две категории: с коммерческой целью и без таковой. Средства индивидуализации защищаются законом, если их зарегистрировать. За нарушение права на средства индивидуализации грозит административное, гражданское или уголовное наказание.

Глава 2. Товарный знак и проблемы индивидуализации юридических лиц

2.1 Товарный знак и фирменное наименование как средство индивидуализации юридических лиц

Одним из наиболее распространенных средств индивидуализации товаров и услуг юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является товарный знак (знак обслуживания) (далее – товарный знак). На территории Российской Федерации действует исключительное право на товарный знак, зарегистрированный Роспатентом, а также в других случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
В порядке статьи 1482 ГК РФ в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Как видно из указанной статьи закон не содержит исчерпывающего перечня видов товарных знаков. Очевидно это обусловлено имплементацией международных правовых норм в российское право, так в частности согласно ст. 6 quinquies(А) Парижской конвенции каждый товарный знак, надлежащим образом зарегистрированный в стране происхождения, может быть заявлен в других странах Союза и охраняется таким, как он есть, с оговорками, указанными в данной статье. Отсутствие расширительного толкования видов товарных знаков в статье 1482 ГК затрудняло бы реализацию права на регистрацию товарного в порядке ст. 6 quinquies Парижской конвенции и соответственно ограничивало бы возможность использования конвенционного приоритета .
Современный рынок насыщен безграничным ассортиментов товаров и услуг. Многие из них одинаково хороши по соотношению качества и цены, разнообразию вариаций, ответу на запросы потребителя. Поэтому чаще всего он делает свой выбор, опираясь на известный ему бренд. Отсюда производителю важно иметь товарный знак, который бы делал его узнаваемым в океане предложений от конкурентов. Но от последних, а также всевозможных мошенников, любителей воспользоваться чужим добрым именем всегда исходит угроза символу, бренду. Поэтому в этой статье мы поговорим о защите товарного знака. Конкретные ее способы, сопряженные вопросы — далее.
Чтобы иметь возможности по защите своего символа, логотипа, правообладатель прежде всего должен зарегистрировать товарный знак. И именно на территории той страны, где он хочет его использовать. Отсюда следует, что защита возможна только в границах государства, где прошла регистрация. А что же мировые бренды — международные товарные знаки? Для этого обращаются к МКТУ — Международному классификатору услуг и товаров по регистрации знаков. Сегодня он объединяет 34 класса продукции и 11 классов услуг.
В РФ подобными вопросами занимается ФГБУ «Федеральный институт промышленной собственности» (Федеральное государственное бюджетное учреждение «ФИПС»). Это отделение «Роспатента». Товарный знак будет проходить регистрацию 12-15 месяцев, после чего вы получите право на его использование и защиту на 10 лет. Продлевать его можно бесконечное число раз.
Случаи несанкционированного использования обозначения (как тождественного, так и весьма схожего с ним по ряду признаков) для маркировки продукции иного производителя (или предоставления услуг иного поставщика). Важно, чтобы инцидент произошел именно в России (если вы зарегистрировали знак посредством «Роспатента»), а также в период действия ваших прав на знак. Ответственность для нарушителя наступит с в соответствии с фактом использования чужого товарного обозначения. Ущерб им должен быть возмещен в размере, требуемом правообладателем. Сумма опирается на подтвержденные убытки и объем недополученной прибыли.
По российскому законодательству суды имеют право разбирать следующие споры, связанные с товарными знаками: Нарушение исключительного права собственника. Досрочное прекращение охраны обозначения из-за его использования на товарах, не соответствующих заявленным характеристикам. Заключение и исполнение договора, связанного с уступкой, продажей прав на символ. Защита товарного знака может осуществляться тремя основными типами — в рамках уголовного, административного и гражданского права. Ознакомимся с ними детально.
Рассматривают подобные дела арбитражные суды. По согласию обеих сторон можно обратиться к содействию третейских. Что прописывается в иске? Пострадавшая сторона требует прекращения незаконного использования ее товарного знака, а также возмещения принесенных ей убытков. В ряде случаев представить и доказать величину этой суммы невозможно. Тогда можно настаивать на денежной компенсации. Российский закон определяет ее величину от 10 тыс. до 5 млн рублей — конкретные цифры выставляет уже суд.
Как продолжение восстановления своих прав — публикация принятого судьей решения в СМИ. Это помогает в восстановлении своего доброго имени. Притом публикации делают в тех источниках, где была заказана правонарушителем реклама. Ответчиком выступает как одно лицо, так и группа. Важно знать, что привлечь к ответственности можно не только того, кто производил продукцию под вашим наименованием, но и помогал ее реализовывать.
Защита товарного знака при помощи административного права может осуществляться такими способами: Направление возражения против регистрации нарушителем схожего или тождественного обозначения в Палату патентных споров.
Письменное обращение истинного правообладателя в МАП (российское Министерство по антимонопольной политике) с заявлением о факте нарушения предписаний добропорядочной конкуренции. Подача жалобы в орган, который непосредственно управляет деятельностью правонарушителя (в случае наличия такового). Рассмотрение жалоб, заявлений будет производиться в случае, если они направлены истинным владельцем знака с прикреплением им документов, подтверждающих право собственности. В антимонопольный орган обращаются по месту совершения правонарушения или по месту регистрации мошенника. Исключением будут только случаи, когда дело рассматривается непосредственно МАП России, которое проведет проверку товарного знака. Ответственность для нарушителя наступает в виде предупреждения и выплаты пострадавшей стороне штрафа.
Положение о видах товарных знаков конкретизировано п. 32 Правил составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 № 482, в котором предпринята попытка определить возможные для регистрации на территории Российской Федерации виды товарных знаков. Кроме указанных в статье 1482 ГК РФ видов товарных знаков указанный Приказ в пункте 32 указывает, что к другим обозначениям, которые могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков, относятся звуковые, световые, изменяющиеся, голографические, осязательные, позиционные, обонятельные, вкусовые, обозначения, состоящие исключительно из одного или нескольких цветов.
По мнению исследователей, самыми популярными и обладающими наибольшей различительной способностью являются словесные товарные знаки, поскольку данные обозначения позволяют воспринимать их как визуально, так и на слух, что делает их максимально доступными для потребителей товаров и услуг, для индивидуализации которых они зарегистрированы, что наиболее продуктивно способствует их продвижению в том числе посредством Интернет-услуг, а также рекламы.
К словесным обозначениям относятся слова, в том числе оригинальные (неологизмы), сочетания букв, имеющие словесный характер, словосочетания, предложения (так называемые девизы, слоганы) а также их сочетания. Слова могут быть написаны кириллицей, латынью, на других языках.
Не менее популярными наряду со словесными товарными знаками являются изобразительные обозначения, к которым относятся изображения на плоскости живых существ, предметов, природных и иных объектов, композиции линий, пятен, любых фигур.
Данные обозначения могут быть натуралистическими, стилизованными, карикатурными и иными. Натуралистические изображения различных предметов встречаются в товарных знаках реже, чем стилизованные, поскольку товарные знаки должны обладать различительной способностью, что более достижимо, если речь идет о графическом образе, отражающем в определенной степени подобие определенным реальным объектам.
Законодательство не содержит запретов на регистрацию в качестве товарных знаков изображений физических лиц, при этом в порядке подп.2 п.9 ст. 1483 ГК РФ не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака обозначение, тождественное портрету лица, известного в Российской Федерации на дату подачи заявки без его согласия или согласия его наследника. Кроме того, следует отметить, что в порядке ст. 152.1 ГК РФ охраняющей изображения гражданина согласие на регистрацию товарного знака, тождественного изображению физического лица целесообразно испрашивать до даты подачи заявки на регистрацию данного товарного знака у любого гражданина, изображение которого при этом используется.
Гражданский кодекс не исключает возможность регистрировать объемное изображение как в качестве товарного знака, так и в качестве промышленного образца. Однако в порядке подп. 3 п.9 ст. 1483 соответствующая регистрация запрещается в случае, если на регистрацию в качестве товарного знака заявлено изображение, тождественное промышленному образцу, права на который возникли у других лиц ранее даты приоритета товарного знака. При этом не допускается государственная регистрация в качестве товарного знака обозначения, представляющего собой форму товара, которая определяется исключительно или главным образом свойством или назначением товара .
Таким образом, вышеперечисленные виды товарных знаков очевидно не единственно возможные для представления на регистрацию в условиях современного развития правовой системы и экономических правоотношений. Очевидно, что правоприменительная практика позволит выявить и иные возможные и невозможные виды товарных знаков. В связи с чем, следует отметить, что вопрос о видах товарных знаков имеет как теоретическое, так и практическое значение, поскольку позволяет внести ясность и определить логику обоснования решения правоприменителя при возникновении спорных ситуаций, связанных с регистрацией тех или иных видов обозначений в качестве товарных знаков.
Прежде чем начинать производственную деятельность, нужно понимать, что с момента выпуска продукции, конкурентные компании будут заинтересованы в недопущении предприятия на рынок, т.к. конкуренция в России достаточно жёсткая. Конкуренты, конечно же не будут сидеть сложа руки, и попытаются воспользоваться любой оплошностью, чтобы законными методами нанести как можно больший ущерб хозяйственной деятельности. Поэтому владельцы компаний стараются как можно быстрей «завладеть» нишей рынка, запомниться покупателям свои внешним видом и названием.
Фирменное наименование понимается как название фирмы, под которым она официально участвует в экономических операциях. У зарубежных авторов понятие «фирменное наименование» близко к понятию «вrand name». В словаре известного специалиста по англоязычной терминологии маркетинга и рекламы В.Б. Боброва представлено, что «…brand – торговая марка, клеймо; trade mark – товарный знак».
Фирменное наименование с одной стороны непосредственно связано с деятельностью коммерческих организаций, отношениями между участниками и организацией, а с другой – использование фирменного наименования служит цели продвижения товаров, работ и услуг.
В современных условиях фирменные наименования привлекают крайне мало внимания ученых. Можно назвать диссертационные работы В.В. Голофаева, В.Ю. Бузанова, О.С. Малковой, Д.Ю. Чежия, А.Б. Иванова и некоторых других авторов, при этом они рассматривают только индивидуализирующую функцию фирменного наименования, оставляя в стороны все остальные проблемы фирменного права. В том же ракурсе касаются вопроса фирмы и некоторые другие ученые, в чье поле зрения она попала случайно, в исследованиях, предметом которых являлись доменные имена, товарные знаки и иные средства индивидуализации.
Сложилась парадоксальная ситуация – «рожденная в недрах корпоративного права для отражения особенностей корпоративных отношений, фирма более вовсе не исследуется специалистами. Предназначенная для идентификации коммерсанта, она оказалась неинтересной и коммерциалистам . Специалисты в праве интеллектуальной собственности «подкидыша» приняли холодно, относятся к нему скептически, называют чужим и инородным праву интеллектуальной собственности».
Необходимо изначально заботиться о всех мерах по ее защите фирменного наименования, товарного знака, а в случае производства – патента. В области права интеллектуальной собственности вопрос о правовой охране фирменных наименований – один из самых сложных и запутанных как в правовой литературе, так и в законодательстве.
Право на фирменное наименование, которое является объектом промышленной собственности требует полного рассмотрения и характеристики.
Правовое регулирование фирменного наименования характеризует статья 54 ГК. Кроме нее в Гражданском кодексе не так много других положений, которые способны регулировать фирменное наименование. Пункт 4 этой статьи говорит о том, что коммерческое юридическое лицо должно иметь фирменное наименование. Регистрация фирменного наименования должна представлять уникальное право на его использование.
Из сказанного выше можно сказать, что и разработчик, и законодатель могут определить фирменное наименование юридического лица и придать регистрации фирменного наименования значение права.
Становится всё больше случаев, когда дизайнеры, разработав фирменное наименование, элемент рекламной продукции, не занимаются проверкой своих работ по базам фирменных наименований, тем самым компания – заказчик, используя свой фирменный стиль, или проводя рекламу может стать юридическим лицом незаконно использующим фирменное наименование.
9 октября 2015 года Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве установила в действиях ООО «ИГИИС» нарушение ч.2 ст. 14 ФЗ «О защите конкуренции».
В Управление поступило обращение АО «Производственный и научно- исследовательский институт по инженерным изысканиям в строительстве» (Заявитель) на незаконные действия компании ООО «ИГИИС» (до 29.01.2015 – ООО «Производственный и научно-исследовательский институт по инженерным изысканиям в строительстве») (Ответчик), в части использования фирменного наименования конкурента.
Антимонопольным органом установлено, что фирменное наименование Производственный и научно-исследовательский институт по инженерным изысканиям в строительстве (АО «ПНИИИС».) Заявителем зарегистрировано 09.03.2006 г., а Ответчиком ООО «Производственный и научно-исследовательский институт по инженерным изысканиям в строительстве» 08.05.2014. Кроме того, установлено, что организации осуществляют деятельность на аналогичном товарном рынке, а именно по техническому контролю, испытаниям и анализу.
В соответствии с п.3 ст. 1474 ГК РФ не допускается использование наименования, которое тождественно фирменному наименованию другого юридического лица или сходно с ним до степени смешения, если указанные лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго лица было зарегистрировано ранее, чем фирменное наименование первого.
Таким образом, в действиях ООО «ИГИИС» выявлено нарушение ч.2 ст. 14 ФЗ «О защите конкуренции». Обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (трехсот тысяч) рублей.
Цель фирменного наименования – индивидуализация самой организации, а цель товарного знака – индивидуализация производимой продукции. На фирменное наименование имеют право только коммерческие юридические лица, а на товарный знак еще и индивидуальные предприниматели.
Форма обозначения фирменного наименования – слово или сочетание слов, а форма товарного знака может содержать еще и звуковое, объемное, изобразительное обозначение.
Кроме того, фирменное наименование имеет неограниченный срок действия на территории нахождения юридического лица, а товарный знак – 10 лет (срок можно продлевать) на территории всей России и стран, которые ратифицировали Парижскую конвенцию. Фирменное наименование не требует специальной регистрации в отличие от товарного знака, но они оба подлежат правовой охране .
Таким образом, можно сказать о том, что право на коммерческое обозначение нигде не регистрируется и в этом оно сходно с авторским правом.
Пользуясь данным обстоятельством, в теории, недобросовестный правообладатель, владелец фирмы, может требовать прекращения использования популярного и известного товарного знака (например, «Apple» или «Adidas») на территории РФ по той причине, что до появления права на эти товарные знаки в России компания использовала идентичное коммерческое обозначение в качестве названия магазина спортивных товаров или сотовых телефонов.
Более надежно защитить свои права владельцу фирменного наименования поможет либо регистрация идентичного товарного знака (в силу сложившейся практики признания приоритета товарного знака над доменным именем), либо регистрация на себя всех доменных имен, сходных с интересующим его доменным именем (на которых можно разместить зеркала сайта или переадресацию на основной сайт).

2.2 Проблемы индивидуализации юридического лица в гражданском обороте

В настоящее время все более острой становится проблема исключительных прав на различные виды интеллектуальной собственности, причем особенно отчетливо это прослеживается в сфере использования средств индивидуализации.
С принятием ГК РФ и иных нормативных актов на основе доктрины частного права в хозяйственной сфере активизировались две весьма давно сложившиеся глобальные и противоположные в своем развитии ветви регулирования правоотношений: во-первых, цивилистическая и, во-вторых, хозяйственная концепции, которые одновременно направлены на правовое обеспечение развития рынка и товарооборота, охрану прав потребителей. Юридические лица как участники предпринимательских правоотношений имеют ряд индивидуальных признаков. Прежде всего следует вести речь о наименовании как интегрированном индивидуальном признаке .
Наименование юридического лица (ст. 52 ГК РФ) является императивным признаком и содержит указание на его организационно-правовую форму (ст. 54 ГК РФ). Кроме императива об этом требовании в законе относительно отдельных её видов указываются иные требования: о характере деятельности юридического лица относительно некоммерческих и унитарных предприятий, а в указанных законом случаях других коммерческих организаций (ст. 54 ГК РФ).
Нередко в наименовании юридического лица также указывают вид, основной род деятельности организации и тому подобное. Проблема осложнилась тем, что наименование юридического лица имеет несколько проявлений: как наименование, как коммерческое наименование, как торговая марка, как бренд. Оно охватывает другие признаки индивидуализации и вместе с тем сохраняет свое индивидуальное правовое значение. Юридическое лицо может иметь кроме полного наименования сокращенное наименование.
Юридическое лицо – предпринимательское общество – может иметь коммерческое (фирменное) наименование, которое может быть зарегистрировано в установленном законом порядке. Но коммерческое (фирменное) наименование, даже в том случае, когда оно совпадает с собственным наименованием. Наименование юридического лица указывается в иных средствах индивидуализации: учредительных документах, печати, разрешительных документах. Оно вносится в единый государственный реестр.
В случае изменения своего наименования юридическое лицо обязано поместить объявление об этом в печатных средствах массовой информации, в которых публикуются сведения о государственной регистрации юридического лица, и сообщить об этом всем лицам, с которыми оно находится в договорных отношениях.
Проблема индивидуализации проявляется в том, что современные технологии на товарных рынках, средства коммуникации и операционной техники повлекли появление новых, до сих пор малоисследованных в юридической литературе и почти не охваченных позитивной регуляцией средств индивидуализации юридического лица.

Заключение

В настоящее время все более острой становится проблема коллизии исключительных прав на различные виды интеллектуальной собственности, причем особенно отчетливо это прослеживается в сфере использования средств индивидуализации.
В частности, судебная практика арбитражных судов свидетельствует о росте количества споров, возникающих между правообладателями товарных знаков и обладателями других средств индивидуализации, как являющихся объектами интеллектуальных прав (фирменные наименования, коммерческие обозначения), так и не являющихся таковыми (наименования некоммерческих организаций). При этом законодательные правила разрешения подобных споров во многих случаях обладают некоторыми недостатками.
Основная функция средства индивидуализации — выделить объект или субъект из общей массы однородных объектов или субъектов. Средства индивидуализации юридических лиц — это нематериальные объекты, которые представляют различные обозначения (словесные, изобразительные, звуковые и т.п.), позволяющие выделить лицо, его товар, работу или услугу из числа им подобных.
Иными словами, можно четко сказать, что средства индивидуализации юридического лица — это различные способы, позволяющие выделить одно юридическое лицо из множества других.
Список литературы

1.Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – №31. – Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12. 2006 №230-ФЗ (ред. от 14.11.2017) // Собрание законодательства РФ. – 2006. – №52. – Ч. 1. – Ст. 5496.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 03.04.2014 № 195-ФЗ (ред. от 02.12.2013) // Российская газета. – № 256. – 31.12.2001.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 03.02.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 25.
5. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О защите конкуренции» // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 31.
6. Федеральный закон от 18 июля 1995 г. №108-ФЗ «О рекламе» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 24 июля 1995 г. – №30.

2.Научная и учебная литература

7. Алексеев С.С. Гражданское право. М., 2016
8. Алексий П.В. Гражданское право: учебник. М., 2017
9. Волкова М.А. Договорные отношения в рекламной деятельности / в сборнике Основные проблемы и тенденции развития в современной юриспруденции. – Волгоград, 2015. С.34-36.
10. Гриднева О.В. Регистрация товарного знака как один из видов юридических услуг // Актуальные проблемы российского законодательства. 2015. № 12. С.31-38.
11. Гонгало Б.М. Гражданское право: Учебник. В 2 т // Б.М. Гонгало. – М.: Статут, 2017. – 216 с.
12. Головко К.Г. Регулирование защиты средств индивидуализации производства // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам VIII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(8). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 90-95.
13. Золотарева А.Е. Анализ деятельности суда по интеллектуальным правам // Актуальные проблемы российского законодательства. 2014. № 8. С. 39-46.
14. Исмагилов Р.Ф., Курзенин Э.Б., Числов А.И. Индивидуализация юридических лиц, товаров, работ, услуг, предприятий и ее средства // Мир политики и социологии. – 2015. – №12.
15. Кузахметова С.Е. Приобретение различной способности обозначения как основания регистрации товарного знака // Актуальные проблемы российского законодательства. 2015. № 10. С.43-50.
16. Микрюков В.А. Введение в гражданское право: Учебное пособие для бакалавров // В.А. Микрюков, Г.А. Микрюкова. – М.: Статут, 2016. – 239 с.
17. Новоселова Л.А. Право интеллектуальной собственности / Л.А. Новоселова. – М: Юрайт, 2016.
18. Сергеев А.П. Гражданское право России. М., 2016
19. Ситдикова Л.Б. Нормативно-правовое и договорное регулирование отношений на возмездное оказание информационных услуг – М.: ИГ «Юрист», 2007. С.52.
20. Толок Т.В. Защита интеллектуальной собственности и патентоведение: учебное пособие / Т.В. Толок, Ю.И. Толок. – Казань: КНИТУ, 2013.
21. Трофимов В.В. Коммерческое обозначение как объект договора коммерческой концессии // Человек и общество в системе современных научных парадигм. – 2015. – №1.
22. Толстой Ю.К. Учебник по гражданскому праву. М., 2017
23. Тюлькин А.А. Содержание объекта, индивидуализируемого коммерческим обозначением // Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2014. – №1.
24. Юшкова Е.А. Фирменное наименования как основное средство индивидуализации юридического лица // Актуальные проблемы цивилистики. – 2014.
25. Шиловская А.Л. Договоры как правовые формы осуществления рекламной деятельности // Актуальные проблемы российского законодательства. 2015. № 11. С.154-161.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф