Скоро защита?
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Статус судьи Конституционного суда Российской Федерации»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Введение
1. Теоретико-правовые основы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.
1.1. История становления и развития института конституционного правосудия в Российской Федерации.
1.2. Место Конституционного Суда в судебной системе Российской Федерации и его правовые позиции
2. Особенности конституционно-правового статуса судьи Конституционного Суда Российской Федерации как должностного лица.
2.1. Понятие и природа статуса судьи Конституционного Суда РФ
2.2. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного суда Российской Федерации. Порядок назначения на должность и отстранения от должности судьи Конституционного суда Российской Федерации.
2.3. Особенности реализации полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Современные тенденции развития конституционно-правового статуса судей Конституционного Суда Российской Федерации
Заключение
Библиографический список

Введение

Конституционный Суд Российской Федерации имеет особую роль в процессе осуществления судопроизводства. Этой ролью его наделяет Конституция Российской Федерации.
Конституционный суд Российской Федерации – это орган конституционного контроля, который независимо осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Его целью является защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ.
Конституционный Суд осуществляет свою деятельность через судей, которые обладают особым статусом.
Хотелось бы отметить, что роль и значение Конституционного Суда РФ в системе российской государственной власти с каждым годом только возрастает, а это требует от судей тщательной, объективной и беспристрастной работы на всех стадиях конституционного судопроизводства.
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Объектом исследования являются общественные отношения, которые складываются в процессе формирования, реализации и развития статуса судей Конституционного суда.
Предметом исследования – нормативные правовые акты, регулирующее особенности правового статуса судьи Конституционного Суда РФ, а также правоприменительная практика.
Таким образом, цель данной работы – рассмотреть особенности статуса судьи Конституционного Суда РФ.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретико-правовые основы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации;
2. Исследовать история становления и развития института конституционного правосудия в Российской Федерации;
3. Определить место Конституционного Суда в судебной системе Российской Федерации и его правовые позиции;
4. Рассмотреть особенности конституционно-правового статуса судьи Конституционного Суда Российской Федерации как должностного лица;
5. Описать требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного суда Российской Федерации;
6. Рассмотреть порядок назначения на должность и отстранения от должности судьи Конституционного суда Российской Федерации;
7. Исследовать особенности реализации полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации;
8. Изучить современные тенденции развития конституционно-правового статуса судей Конституционного Суда Российской Федерации.
Методами исследования являются изучение интернет-источников и литературы по данной теме, анализ нормативно-правовой базы, изучение диссертационных работ соответствующей тематики, анализ средств массовой информации.
Правовой основой исследования является Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», Закон РФ от 26 июня 1992 г. №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».
Степень изученности: в науке конституционного права разработка теоретико-правовых проблем статуса суда, становления и развития судебной власти началась сравнительно недавно. Достойных исследований по этой теме достаточно мало. Однако такие работы есть. Их авторами являются В.В. Ершов , В.А. Ржевский и Н.М. Чепурнова . Большинство работ написаны еще по старому российскому законодательству и в узкоотраслевых рамках. В целом судебная власть и статус судов относятся к числу недостаточно изученных в юридической науке. Проблемы статуса суда в Российской Федерации были проанализированы кандидатскими диссертациями В.И. Радченко , М.В. Боровского , О.А. Паршиной , В.А. Терехиной . Отдельные стороны судебной власти и процесса судопроизводства в современной России были рассмотрены Е.Б. Абросимовой , М.И. Байтиным , Л.Б. Тиуновой и других.
Научная новизна заключается в комплексном изучении и описании статуса судьи Конституционного Суда Российской Федерации, а также особенностей этого статуса.
Практическая значимость заключается в том, что материалы работы могут составить базис для дальнейшего учебного процесса в области системы государственного и муниципального управления и конституционного права
Курсовая работа состоит из введения, двух разделов и заключения.

1. Теоретико-правовые основы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.

1.1. История становления и развития института конституционного правосудия в Российской Федерации.

Когда общественная жизнь была в процессе демократизации, появилась идея создать Комитет конституционного надзора СССР. Это был орган, который был ответственным за соблюдение Основного закона страны.
В 125 статье Конституции СССР было прописано следующее: «Комитет конституционного надзора СССР избирается Съездом народных депутатов СССР сроком на десять лет из числа специалистов в области политики и права в составе Председателя, заместителя Председателя и 21 члена Комитета, включая представителей от каждой союзной республики» .
Комитет Конституционного надзора СССР наделялся такими полномочиями, как проверка законов СССР, законопроектов, актов Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР на соответствие Конституции.
Этот орган реализовывал свою деятельность в период с мая 1990 года по декабрь 1991 год. Его существование прекратилось в связи с распадом СССР.
Конституционный Суд РФ был учрежден 15 декабря 1990 года на втором внеочередном Съезде народных депутатов.
Члены Конституционного Суда РСФСР избирались Съездом народных депутатов, а также он определял порядок избрания и деятельности в Законе. 24 мая 1991 года четвертый Съезд народных депутатов дополнительно включил в текст Конституции положения о Конституционном Суде РСФСР как части судебной системы, высшем судебном органе конституционного контроля, осуществляющем судебную власть в форме конституционного судопроизводства.
28 июня 1991 года Верховным Советом принят, а 12 июля 1991 года утвержден Съездом народных депутатов Закон РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР».
30 октября 1991 года состоялось первое рабочее совещание Конституционного Суда РСФСР, а 14 января 1992 года – первое заседание.
Говоря о целях и задачах Конституционного Суда РСФСР, обратимся к Закону «О Конституционном Суде РСФСР», который гласит: «В целях охраны суверенитета народов РСФСР, защиты конституционного строя РСФСР, основных прав и свобод человека, признанных Конституцией РСФСР прав и законных интересов граждан и юридических лиц, поддержания верховенства и непосредственного действия Конституции РСФСР на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд РСФСР обеспечивает соответствие Основному Закону РСФСР международных договоров РСФСР, законодательства РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР, а также практики применения законодательства РСФСР. Всей своей деятельностью Конституционный Суд РСФСР способствует утверждению законности, укреплению правопорядка, воспитанию в гражданах уважения к Основному Закону своей Республики»
7 октября 1993 года вышел указ о приостановлении деятельности Конституционного Суда.
24 декабря 1993 Закон РСФСР о Конституционном Суде перестал быть действительным в силу принятия новой Конституции 12 декабря 1993 года.
23 июля 1994 года вступил в силу Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации». 1 статья гласила о том, что Конституционный Суд Российской Федерации — высший судебный орган конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющий судебную власть самостоятельно и независимо посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации .
К полномочиям Конституционного Суда относилась дача общеобязательных толкований Конституции РФ.
В начале 1995 года Конституционный Суд возобновил свою деятельность по конституционному судопроизводству.
Конституционный Суд проверил нормы различных законодательств на конституционность. Особое внимание было уделено уголовному законодательству, вопросам местного самоуправления, избирательного права и организации государственной власти субъектов Российской Федерации; а также были устранены некоторые необоснованные обременения предпринимательской деятельности, заложена основа для исключения применения в России смертной казни. Следует особо отметить, что Конституционным Судом был принят ряд постановлений о толковании Конституции Российской Федерации, в которых были разъяснены важнейшие конституционные положения, касающиеся, в частности, законодательного процесса, организации и функционирования федеральных органов государственной власти, порядка изменения Конституции Российской Федерации.
Зимой 2007 года статья 115 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», устанавливающая место постоянного пребывания Конституционного Суда, была изложена в следующей редакции: «Местом постоянного пребывания Конституционного Суда Российской Федерации является город Санкт-Петербург» . Уже с 21 мая 2008 года конституционное судопроизводство стало осуществляться в комплексе исторических зданий Сената в центре Санкт-Петербурга.
В июне 2009 года законодатель внес изменения в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», предусмотрев новый порядок назначения на должность Председателя Конституционного Суда и его заместителей, которых стало два, так как вместо должности судьи-секретаря была введена должность второго заместителя Председателя Конституционного Суда. Отныне и Председатель, и два его заместителя назначаются на свои должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Срок их полномочий составляет шесть лет, но по истечении этого срока они вновь могут быть назначены на занимаемые должности.
Большой блок изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» был принят в ноябре 2010 года. В основном они затронули вопросы совершенствования процедуры конституционного судопроизводства. В частности, Конституционный Суд получил возможность при определенных условиях разрешать дела без проведения слушаний. Это позволило Суду, сократив сроки рассмотрения ряда категорий дел, повысить оперативность и эффективность защиты прав и свобод граждан.
В 2014 и 2015 годах была расширена компетенция Конституционного Суда в части проверки конституционности вопросов, выносимых на общероссийский референдум, а также определены его функции в случае возникновения коллизий между отечественным конституционным правопорядком и международными правовыми актами в их интерпретации межгосударственными органами по защите прав и свобод человека. Изменения также затронули правовое регулирование ряда процедурных вопросов деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе в части реализации права граждан и их объединений на обращение в Суд.

1.2. Место Конституционного Суда в судебной системе Российской Федерации и его правовые позиции

Конституционный Суд РФ занимает особое, центральное место в системе органов судебной власти, что определяется его ролью в обеспечении конституционного контроля. Соответственно Конституционный Суд осуществляет высшую форму судебного контроля.
Процесс реализации конституционного судопроизводства строится на принципах:
⎯ независимости;
⎯ коллегиальности;
⎯ гласности;
⎯ состязательности;
⎯ равноправия сторон.
Решения Конституционного Суда обязательны для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Предметом деятельности Конституционного Суда РФ является проверка конституционности федеральных законов, нормативных актов высших органов государственной власти и управления России и субъектов РФ. Соответственно, создается гарантия соблюдения законности.
Организационно-правовая форма осуществления конституционного правосудия представляет собой совокупность судебных органов (органа) конкретного государства, наделенных определенным объемом властных полномочий для защиты конституционных основ государства, и видов (вида) судопроизводств для их осуществления с присущими этим органам структурно-организационными и функциональными особенностями их строения и деятельности.
Становление судебной системы после распада СССР и принятие новых нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов судебной власти, способствовали появлению в российской правовой доктрине совершенно новых правовых явлений и соответственно юридической лексики, обозначающей и характеризующей их.
Принятие Федерального Конституционного Закона № 1-ФКЗ от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» обусловило появление в понятийном аппарате российской правовой доктрины такого термина, как «правовые позиции». Представляя собой совершенно новый феномен в российской правовой системе, они являются одной из наиболее обсуждаемых тем в современной доктрине. Это обусловлено тем что законодательно не закреплено общепринятое определение понятия правовой позиции Конституционного Суда, нет полного единства взглядов по вопросу об обязательности данных позиций, не сложилось четких представлений даже относительно их места в решениях Конституционного Суда . Упоминания о Правовые позиции Конституционного Суда в настоящее время упоминаются только в 3 пункте статьи 29 Федерального Конституционно Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Несмотря на то, что понятие «правовая позиция» напрямую связано с понятием «решение Конституционного Суда», между ними нельзя ставить знак «равно». Решение – выражание воли Конституционного Суда в рамках .ридической компетенции. Решение Конституционного Суда РФ является главным элементом судопроизводства, так как именно оно ставит точку в рассмотрении того или иного дела. Следовательно, решение выносится по определенному делу, в то время как правовая позиция имеет постоянный характер, применяется неоднократно.
В настоящее время единого понятие правовой позиции нет. Мнения постоянно расходтся. Вышеназванный феномен рассматривается представителями российской правовой доктрины как высказывание аргументированных выводов по той проблеме, к которой пришел Суд при разрешении конкретного дела ; интерпретация Конституционным Судом какого-либо явления конституционно-правовой действительности ; система правовых аргументов, лежащих в основе решения, выражающая правопонимание соответствующего конституционного принципа, нормы и должного конституционного содержания оспоренного правоположения; некая теоретическая конструкция, с помощью которой Конституционный Суд РФ, используя потенциал науки, преодолевает правовую неопределенность содержания той или иной нормы ; правоположения, сделанные при рассмотрении конкретного дела, подкрепленные определенными доктринальными суждениями и фактическими основаниями .
Таким образом, «правовая позиция» Конституционного Суда – это мнения судей, которые были высказаны в процессе рассмотрения дела. Эти мнения формируются на основе следующих условий:
⎯ текущий уровень правопонимания:
⎯ законодательное регулирование;
⎯ социально-экономические;
⎯ политические и пр.
Субъективный характер правовых позиций высшего органа конституционного правосудия и способность их изменяться с течением времени отмечали в своих исследованиях не только представители российской правовой доктрины, но и судьи Конституционного Суда РФ.
В Постановлении от 21 декабря 2005 г. № 13-П установлено, что правовые позиции, сформулированные в результате интерпретации, истолкования тех или иных положений Конституции Российской Федерации, могут с течением времени уточняться либо изменяться, с тем чтобы адекватно выявить смысл тех или иных конституционных норм, их букву и дух с учетом конкретных социально-правовых условий их реализации, включая изменения в системе правового регулирования .
Законодательством было предусмотрено, что при наличии серьезных сомнений в истинности и обоснованности ранее высказанной правовой позиции Конституционный Суд, рассматривая в пленарном заседании другое дело, вправе изменить позицию на ту, которая в большей мере отвечает современному уровню правового регулирования.
Как отмечает Н. Н. Ковтун, при наличии противоречащих друг другу правовых позиций нельзя предугадать, с каким предметом правового регулирования будут иметь дело следственные органы или суд при различном понимании сути процессуальных гарантий, установленных тем или иным федеральным законом . Вынесение Конституционным Судом разных правовых позиций по тождественному предмету проверки, носящих нормативный характер, выступает в роли дестабилизирующего фактора в уголовно-процессуальном законодательстве.
Таким образом, Конституционному Суду РФ в целях укрепления законодательства Российской Федерации и разрешения существующих коллизий нужно на законодательном уровне закрепить такое понятие, как «правовая позиция», определить ее место в акте высшего органа конституционного правосудия, отступить от убеждения о незыблемости и безошибочности правовых позиций, определенных в результате рассмотрения дел, и вновь разработать реальный механизм пересмотра противоречащих друг другу правовых позиций, в зависимости не только от субъективного мнения судей, уровня их правовой культуры и отношения к текущим жизненным реалиям, а прежде всего, руководствуясь нормами Конституции РФ и действующим законодательством, используя опыт как государств – участников СНГ, так и стран Европы.

2. Особенности конституционно-правового статуса судьи Конституционного Суда Российской Федерации как должностного лица.

2.1. Понятие и природа статуса судьи Конституционного Суда РФ

Согласно толковому словарю С.И. Ожегова слово «статус» означает «Сложившееся состояние, положение».
В юридической практике чаще всего это слово можно услышать в комбинации со словами «конституционный» и «правовой».
Обычно этот термин встречается, когда речь идет о публичных субъектах. Судья Е.Б. Абросимова считает, что правовой статус охватывает следующие элементы:
⎯ порядок формирования: назначение или избрание;
⎯ порядок прекращения исполнения полномочий;
⎯ компетенции субъекта;
⎯ порядок реализации компетенций;
⎯ особенности правового положения.
«Статус судьи» по-разному понимается в юридической литературе, где приводится большое количество его определений. Понятие «статус судьи» настолько многокомпонентно, что помимо важного — правового — компонента оно включает в себя психофизиологический, морально-нравственно-этический и иные компоненты. Это понятие также может быть сегментировано и в разрезе стадий: отбор кандидата в судьи и процедура наделения его судейскими полномочиями; правосудная деятельность и внеправосудная жизнедеятельность судьи; ответственность судьи; прекращение полномочий судьи, включая почетный уход в отставку. Допустимы и иные подходы к определению статуса судьи, базирующиеся на самых различных критериях, теоретических воззрениях и анализе обширной правоприменительной практики.
Вместе с тем фундаментом единого статуса любого судьи каждого из судов в нашей стране, а значит, и включающего в себя все особенности правового положения судей различных судов (ветвей судебной власти), в том числе судей Конституционного Суда РФ, является Конституция РФ, прежде всего соответствующие положения ее главы 7, именуемой «Судебная власть». Конституционно-правовой статус всех судей РФ, включая судей Конституционного Суда РФ, предопределяется тем, что они решают публично-правовые задачи судебной власти, представителями которой являются.
И так как судебная власть занимает особое место в государственной системе, правовой статус судей урегулирован даже гораздо значительнее, чем — правовой статус представителей законодательной и исполнительной власти
Статья 12 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» гласит: «все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, — также и законами субъектов Российской Федерации».
Особый статус судьи Конституционного Суда является фактором эффективного осуществления Судом своих полномочий. Однако этот статус имеет свои особенности, которые зависят от его места, роли и назначения в общей судебной системе.

2.2. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи

Конституционного суда Российской Федерации. Порядок назначения на должность и отстранения от должности судьи Конституционного суда Российской Федерации.
Согласно статье 8 «Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации» Федерального Конституционного Закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 09.11.2020) «О Конституционном Суде Российской Федерации» : «Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства».
Указанные в статье 8 Федерального Конституционного закона требования к кандидатам в судьи Конституционного Суда соответствуют высокому государственно-правовому статусу этого органа.
Под «юридической профессией» понимается деятельность, в ходе которой применяются юридические знания в объеме высшего юридического учебного заведения. Именно такая формулировка звучит в комментарии к Федеральному Конституционному Закону «О Конституционном Суде Российской Федерации»
Говоря о части, в которой говорится о возрасте, которого должен достигнуть гражданин к моменту назначения на должность Судьи Конституционного Суда РФ, можно дать следующие пояснения: возраст – это объективный показатель того, что у гражданина имеется сформированное правосознание и стаж работы в системе Советского государства и права.
Стаж, безусловно, играет большую роль при назначении на должность, но он должен быть подкреплен «признанной высокой квалификацией в области права». Эта квалификация обычно подтверждается учеными степенями.
Требование к наличию российского гражданства является достаточно объективным в силу того, что носитель высшей судебной власти принимает решения, которые серьезно влияют на судьбу всей страны.
Наличие у кандидата двойного гражданства ставило бы под сомнение независимость судьи, особенно при рассмотрении дел о конституционности международных договоров.
Такое требование как «безупречная репутация» является достаточно неопределенным, размытым, но в соответствии с пунктом 2 статьи 3 «Требования, предъявляемые у судьям» Федерального Закона от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.
Избрание или назначение судьей означает — по мнению избиравших и назначавших — соответствие кандидата всем установленным Федеральным Конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» требованиям.
Порядок назначения на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации также прописан в статье 9 Федерального Конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 09.11.2020) «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации могут вносить Президенту Российской Федерации:
⎯ комитетами Совета Федерации и Государственной Думы;
⎯ Верховным Судом Российской Федерации;
⎯ законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
⎯ федеральными юридическими ведомствами;
⎯ выборными органами судейского сообщества в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации;
⎯ всероссийскими юридическими сообществами;
⎯ юридическими научными и образовательными организациями.
После внесения предложений о кандидатах, в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления Президента Российской Федерации, Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации.
Каждый судья Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа сенаторов Российской Федерации.
После того, как лицо назначено должность судьи Конституционного Суда, он приводится Председателем Совета к присяге следующего содержания: «Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более».
В статье 12 «Срок полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации» говорится о том, что полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации — семьдесят лет.
Однако, это не далеко не единственное условие прекращения деятельности судьи Конституционного Суда.
Все условия прописаны в статье 18 уже неоднократно упомянутого Федерального Конституционного Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Помимо достижения предельного возраста, к причинам прекращения полномочий также относятся:
⎯ нарушения порядка назначения на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации и несоблюдения при его назначении требований к кандидату на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации;
⎯ личное письменного заявления судьи об отставке до достижения им предельного возраста;
⎯ утрата судьей гражданства Российской Федерации, приобретение гражданства (подданства) иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства
⎯ вынесение в отношении судьи обвинительного приговора, вступившего в законную силу;
⎯ совершение судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи;
⎯ занятия деятельностью или совершения действий, которые не совместимы с должностью судьи;
⎯ неучастие судьи в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации или уклонения его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин;
⎯ признание судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
⎯ признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
⎯ объявление судьи умершим решением суда, вступившим в законную силу;
⎯ смерть судьи;
⎯ неспособность по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (не менее десяти месяцев подряд) исполнять обязанности судьи.
При прекращении полномочий судьи Конституционный Суд направляет соответствующее решение Президенту Российской Федерации, а также в Совет Федерации и является официальным уведомлением об открытии вакансии.
Также, говоря о прекращении полномочий судьи, стоит также упомянуть статью 19, которая описывает дальнейшую судьбу судьи, уже находящегося в отставке: «Пребывающему в отставке судье Конституционного Суда Российской Федерации, имеющему стаж работы в должности судьи не менее пятнадцати лет, независимо от возраста выплачивается по его выбору пенсия или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов ежемесячного денежного вознаграждения работающего судьи Конституционного Суда Российской Федерации. При этом в стаж работы, дающий право на получение ежемесячного пожизненного содержания, засчитывается время предшествующей работы по юридической профессии».

2.3. Особенности реализации полномочий судьи Конституционного Суда

Российской Федерации. Современные тенденции развития конституционно-правового статуса судей Конституционного Суда Российской Федерации
Судья Конституционного Суда несет ряд обязанностей:
⎯ добросовестно исполнять доверенные ему полномочия по разрешению дел;
⎯ участвовать во всех заседаниях Конституционного Суда
⎯ участвовать в голосованиях при рассмотрении дел
⎯ не давать консультации заинтересованным государственным органам, должностным лицам и гражданам до принятия решения по вопросам, находящимся в компетенции Конституционного Суда;
⎯ не высказывать публично свою позицию по вопросам, которые изучаются или приняты к рассмотрению Конституционным Судом, до принятия решения по этим вопросам.
Судья Конституционного Суда независим в осуществлении своих полномочий. При разрешении дел он руководствуется Конституцией, законом (законами) о конституционном строе.
И для закрепления этой гарантии предусмотрена статья 13 Федерального Конституционного Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», которая гласит, что независимость судьи обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, установленными настоящим Федеральным конституционным законом порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, обязательностью установленной процедуры конституционного судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу.
Судьи являются независимыми, и они подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. Независимость судей означает существование конкретного порядка судопроизводства, при котором судьям гарантируется ограниченность от любого вмешательства. Таким образом, существует ряд правил по обеспечению тайны совещания судей:
⎯ в процессе вынесения решений присутствие посторонних лиц в комнате совещания запрещается;
⎯ в ходе совещаний запрещаются телефонные переговоры с судьями;
⎯ судьи не имеют права разглашать, каким бы то ни было способом, информацию о ходе проведения совещаний.
Также очень важно обеспечить независимость каждого судьи внутри судейской коллегии и со стороны председателя суда. Всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону. Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия наказывается в соответствии с Уголовным кодексом РФ .
Помимо гарантий, в Федеральном Конституционном Законе прописан ряд занятий и действий, которые не совместимы с должностью судьи Конституционного Суда Российской Федерации.
Из содержания статьи 11, которая это регламентирует, следует, что судья Конституционного Суда Российской Федерации не может:
⎯ быть сенатором Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов;
⎯ занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности;
⎯ иметь частную практику;
⎯ заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда Российской Федерации и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия Конституционного Суда Российской Федерации.
Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.
Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью. Он не может также входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они и не преследуют политических целей.
Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации, а также который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации, до принятия решения по этому вопросу.
Судье Конституционного Суда Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Совсем недавно, после внесения поправок в Конституцию Российской Федерации, были приняты также поправки в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде РФ».
Во-первых, изменилась численность судей. Теперь Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 11 судей, а не из 19, как это было раньше. Однако, стоит отметить, что Суд может осуществлять реализацию своих полномочий при наличии не менее 8 судей. Решения на заседаниях же принимаются, если присутствует не менее 6 судей.
Судьи КС РФ, осуществляющие свои полномочия на день вступления в силу поправки к Конституции РФ, продолжают осуществлять свои полномочия до их прекращения по общим основаниям.
Во-вторых, внеслись поправки в статью о порядке прекращения полномочий судей. А также были введены новые правила для судей, которые уже упоминались в данной работе раннее в рамках рассмотрения отдельных статей законодательства о судьях Конституционного Суда РФ:
Судья Конституционного Суда не вправе публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде либо уже изучается или принят к рассмотрению, до вынесения решения по данному вопросу, а также критиковать в какой бы то ни было форме принятое решение.
Такой запрет распространяется на высказывания в печатных изданиях, СМИ, самостоятельно распространяемых текстах, на сайтах в сети Интернет, в выступлениях перед любой аудиторией, в переписке с органами публичной власти, организациями и гражданами, которые, исходя из обстоятельств ее ведения, могут ее обнародовать.
Также судьям и другим лицам, присутствовавшим на заседании, где решался вопрос о принятии обращения к рассмотрению, или на закрытом совещании, теперь запрещается разглашать содержание дискуссии и результаты голосования, в том числе обнародовать свое несогласие с принятым решением в какой бы то ни было форме.

 

Заключение

На данный момент Постановления Конституционного Суда затрагивают все сферы общественной жизни. В последнее время сохраняется и увеличивается тенденция контроля гражданского, административного, гражданско-процессуального законодательства. Также предметом внимания являются вопросы социального обеспечения, организации публичной власти, политических прав.
Современный период характеризуется также постоянным совершенствованием законодательной основы и практических механизмов работы Конституционного Суда.
Председатель Конституционного Суда В. Д. Зорькин отметил: «Конституционный Суд – высшая инстанция страны в спорах о праве. Но он не может подменять другие ветви и органы власти. …в основе решений Конституционного Суда всегда лежит поиск необходимого и возможного баланса конституционных ценностей, адекватного конкретным историческим условиям жизни страны. Нам предстоит трудная эпоха множащихся и растущих вызовов. Но я убежден, что наш Конституционный Суд достиг той степени зрелости и рабочего опыта, которые позволят ему адекватно отвечать на эти вызовы».
Развитие российского судопроизводства характеризуется тем, что Конституционный суд обладает всеми необходимыми полномочиями и инструментами для выполнения своей первостепенной задачи — защиты конституционных основ общественного строя и конституционных прав граждан России.
Существуют различные точки зрения относительно определения понятия «статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации».
Различие точек зрения, в первую очередь, затрагивает перечень элементов, совокупность которых образует содержание вышеназванного статуса.
По мнению одних ученых — правоведов, статус судьи предполагает тесную взаимосвязь с их правовым положением, то есть их правами и обязанностями, установленными российским законодательством.
Другие считают, что помимо правового положения, прав и обязанностей, также очень важно учитывать другие элементы.
По итогам написания данной курсовой работы, целесообразно было бы отметить, что статус судьи конституционного суда действительно носит особый характер и имеет свои особенности. Эти особенности характеризуются ролью, местом и значением статуса в судебной системе Российской Федерации в принципе.
Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Каждый судья Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации.
Статус судей Конституционного Суда Российской Федерации представляет собой основанный на Конституции РФ и других нормативных правовых актах комплексный социально-правовой феномен, определяющий:
⎯ требования к кандидатам на должность судьи Конституционного суда Российской Федерации;
⎯ требования к судье Конституционного Суда Российской Федерации при осуществлении полномочий;
⎯ порядок наделения судьи Конституционного Суда Российской Федерации полномочиями;
⎯ гарантии независимости судьи.
Кроме изложенных, статус судей Конституционного Суда Российской Федерации включает в себя и прочие взаимосвязанные элементы, которые в совокупности образуют единую систему, ориентированную на эффективное кадровое, организационное, ресурсное обеспечение деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, формирование и сохранение квалифицированного состава суда, способного на должном уровне решать задачи конституционного судопроизводства.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, № 31, ст. 4398.
2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 25.07.1994, № 13, ст. 1447;
3. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.01.1997, № 1, ст. 1;
4. Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» // Российская юстиция, № 11, 1995;
5. Авакьян, С.А. Конституционное право России. / Авакьян С.А. – Москва: Инфра-М, 2014. – 911 с. — ISBN 978-5-1600-0159-3
6. Абросимова Е.Б. Суд в системе разделения властей: российская модель (конституционно-теоретические аспекты): Учебное пособие. – М.: «Норма». – 2002. – 112 с.
7. Витрук Н.В. Судебное конституционное право и процесс: Учебное пособие. – М.: Юнити-Дана / Закон и право. – 2010. – 363с.
8. Клеандров М.И. Статус судьи: правовой и смежный компоненты. – М.: Наука. – 2011. – 448 с.
9. Кутафин О.Е. Развитие конституционного правосудия // Российский конституционализм. – М.: Изд-во «Норма». 2010. С. 502 – 542.
10. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Учебное пособие // изд. «Норма»; «Инфра-М», 2010. с. 210.
11. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. // изд. «Норма», 2008. с. 30 – 31;
12. Абова Т.Е., Абросимова Е.Б., Боровский М.В., Булаковский С.В., и др. Судебная власть // изд. ООО «ТК Велби», 2003. с. 564;
13. Боровик Т. Судьи хотят монетизации и льгот И Парламентская газета. 2007;
14. Гаджиев Г.А. Комментарий к Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде Российской Федерации» (постатейный), изд. «Норма», «Инфра-М», 2012;
15. Гравина А.А., Кашепов В.П., Кошаева Т.О. и др. Комментарий законодательства о судебной власти в Российской Федерации // изд. «Юридическая литература», 2000. с. 223;
16. Ермошин Г.Т. Статус судьи в Российской Федерации: Диссертация д-ра юрид. наук. М., 2016. С. 17.
17. Зеленцов А.Б., Ястребов О.А. Судебное административное право: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция», изд. «Статут», 2017;
18. Корнакова С.В., Чигрина Е.В. Правоведение: Учебное пособие // Иркутск, 2011. с. 207;
19. Корнакова С.В., Щербакова И.А. статья: Правовой статус судей: терминологические проблемы определения содержания понятия // изд. «Российский судья», 2018, № 4.
20. Мазуров А.В. Комментарий к Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде Российской Федерации» (постатейный), изд. Частное право. 2009.
21. Маркова, А. Ю. Контроль органов судебной власти в Российской Федерации / А. Ю. Маркова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 756-759. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28474/
22. Ершов В.В. Судебная власть и правосудие в Российской Федерации [Электронный ресурс] : курс лекций .— М. : Российская академия правосудия, 2011 .— 904 с. — (Библиотека российского судьи) .— ISBN 978-5-93916-269-2
23. Ржевский В.А., Чепурнова Н.М. Судебная власть в Российской Федерации: конституционные основы организации и деятельности [Текст] //. — Москва : Юрист, 1998. — 216 с.- ISBN 5-7975-0093-6
24. Байтин М. И. Сущность права. — М.: Право и государство, 2005. — 543 с. — ISBN 5980330305.
25. Тиунова Л. Б. Конституция и правовое государство : Учеб. пособие // Санкт-Петербург. гос. ун-т. — СПб. : СПбГУ, 1992. — 72 с

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф