Заявка на расчет
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Стратегический подход к цифровизации в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Москвы»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Введение
1. Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
1.1. Обзор стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
1.2. Система и сущность цифровизации сферы ЖКХ
Выводы по главе 1
2. Анализ проекта «Умный город» в стратегии развития ЖКХ г. Москвы
2.1. Сущность проекта «Умный город»
2.2. Стратегия развития цифровизации сферы ЖКХ с помощью системы «Умный город»
Выводы по главе 2
Заключение
Список используемой литературы

Введение

Мероприятиям по цифровизации ЖКХ отводится значительная роль в рамках документов стратегического планирования, ориентированных на развитие информационного общества и цифровой экономики в России.
Разработка мер, направленных на внедрение в российских организациях жилищно-коммунального хозяйства информационных технологий, включая технологии обработки больших объёмов данных, облачных вычислений, интернета вещей, предусматривается Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг. (далее – Стратегия) – как одна из основных задач формирования новой технологической основы в экономике.
Задачи цифровизации конкретизированы в программе «Цифровая экономика Российской Федерации», принятой в целях реализации Стратегии. Программа сфокусирована на базовых направлениях развития цифровизации. Одним из фокусов Программы является создание нормативной правовой базы как необходимой среды для развития цифровизации.
В текущей редакции Программы отрасль ЖКХ не выделена в качестве приоритетного направления развития цифровой экономики. Исходя из данных в открытых источниках, указанный раздел присутствовал в первоначальных редакциях Программы, но не вошёл в итоговую. Между тем, разделом «Умный город» предусматривалось, что к 2021 г. приборы дистанционного учёта потребления тепло-, энерго- и водных ресурсов будут применять 90% новых потребителей; к 2025 г. в 25 городах планировался запуск пилотных проектов по дистанционному контролю, мониторингу и прогнозированию состояния объектов генерации, распределения и сбыта топливно-энергетических и водных ресурсов.
Весной этого года Минстрой России выступил с предложением включить проект «Умный город» в Программу, однако до сих пор изменения внесены не были. Тем не менее, ожидается, что в дальнейшем Программа будет в большей степени охватывать сферу коммунального хозяйства, в том числе, после её дополнения разделом «Умный город».
Программные документы не обошли вниманием и проблемы финансирования цифровизации: очевидно, что только за счёт государственного финансирования достижение намеченных планов проблематично. Поэтому, в частности, Стратегией в приоритетном сценарии развития информационного общества предусматривается привлечение как бюджетных, так и частных инвестиций в определённые государством направления поддержки и развития информационных и коммуникационных технологий. Программой, в свою очередь, построение цифровой экономики на основе объединения ресурсов государства и бизнеса определяется как основополагающий подход к её реализации.
Таким образом, программные документы не только определяют сферу ЖКХ как одно из ключевых направлений цифровизации, но и предусматривают привлечение частных инвестиций в сектор, что открывает возможности для применения механизмов ГЧП.
При условии разработки синхронизированной нормативной базы и определения для частных инвесторов понятных платёжных механизмов сфера цифровизации ЖКХ может стать ещё одним флагманом на рынке ГЧП.
Целью данной работы является анализ стратегического подхода к цифровизации в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Москвы.
Задачами данной работы является:
 обзор стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;
 изучение системы и сущности цифровизации сферы ЖКХ;
 изучение проекта «Умный город»;
 анализ стратегии развития цифровизации с помощью проекта «Умный город».
Теория и методология — в работе использовались методики и исследования исследованиями современных авторов по теме цифровизации сферы жилищного хозяйства.
Методы — анализ, синтез, обзор литературы.
Апробация исследования – исследуемые методики возможно применять в практической деятельности предприятий для изучения цифровизации сферы жилищного хозяйства.
Структура данной работы состоит из введения, двух основных глав, заключения, списка литературы.

1. Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

1.1. Обзор стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2035 года (далее – Стратегия) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее – Закон о стратегическом планировании), с целями и стратегическими задачами, определенными в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 (далее – Указ № 204) и является документом стратегического планирования, определяющим приоритеты, цели, задачи и меры в области государственного управления жилищной и коммунальной сферами Российской Федерации (далее – сфера ЖКХ).
Стратегия разработана в целях обеспечения реализации следующих документов стратегического планирования :
 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683;  Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208.
 Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642.
 Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. №207-р.
На момент разработки и принятия Стратегии реализуется ряд национальных проектов и программ, которые оказывают влияние на формирование направлений развития сферы ЖКХ, поэтому при разработке Стратегии учтены реализуемые мероприятия по следующим проектам и программам:
 Национальный проект «Жилье и городская среда»;
 Национальный проект «Экология»;
 Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации».
 проект стратегии ЖКХ России до 2035
Стратегия призвана консолидировать усилия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, ресурсоснабжающих организаций, лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов, собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов, отраслевых ассоциаций и иных профессиональных и общественных объединений по созданию благоприятных условий для реализации целей и задач Российской Федерации в жилищной и коммунальной сферах.
Стратегия является основой для формирования и реализации государственной политики в сфере ЖКХ на федеральном, региональном, муниципальном, отраслевом и межотраслевом уровнях .
В Стратегии к сфере жилищного и коммунального хозяйства отнесены следующие виды экономической деятельности и направления:
 управление многоквартирными домами, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах;
 осуществление регулируемых видов деятельности в сфере поставки коммунальных ресурсов (предоставления коммунальных услуг): теплоснабжение, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение.
Стратегия также учитывает результаты реализации Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 января 2016 г. № 80-р. Стратегия обеспечивает преемственность целей, задач и мероприятий, заложенных в Стратегию развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года, по итогам выполнения которой не все предусмотренные механизмы и задачи были реализованы в достаточной мере.
При реализации Стратегии будет обеспечена преемственность тех механизмов, которые доказали свою эффективность на практике и нуждаются в дальнейшем развитии.
На реализацию Стратегии будут влиять параметры макроэкономической конъюнктуры, социальные и политические факторы, а также региональные и местные социально-экономические условия и особенности, включая географические, климатические, пространственные, культурные различия
Признавая, что такие условия и особенности могут приводить к различным управленческим и финансовым решениям, необходимым для достижения поставленных в Стратегии целей, Стратегия строится на единых для всех участников стратегического планирования базовых принципах. Макроэкономические предпосылки Стратегия разработана с учетом базового сценария социально-экономического развития, предусмотренного Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года утвержденным Правительством Российской Федерации 22 ноября 2018 г. (Протокол № 34, раздел II, пункт 2), (далее – Прогноз) .
Значительное влияние на развитие сферы ЖКХ оказывают социальные факторы, включая задачи по социальной защите населения (в том числе ожидаемое, согласно Прогнозу, снижение уровня бедности, дифференциации граждан по доходам, улучшение социального климата в обществе, а также повышение адресности социальной поддержки). Вопросы стоимости жилищно-коммунальных услуг (далее – ЖКУ) сохраняют свою значимость для населения, и будут актуальны в долгосрочной перспективе. Согласно Прогнозу, ожидается, что сохранится тренд снижения уровня безработицы, увеличение реальных доходов населения за счет ускорения темпов экономического роста.
Предусмотренные тенденции социального развития должны способствовать повышению платежной дисциплины и снижению доли расходов на ЖКУ в потребительских расходах населения в среднем по России. При этом, поскольку в Прогнозе предполагается, что проблема социального неравенства и региональной дифференциации доходов населения будет сохраняться, приоритет по социальной защите отдельных групп населения сохранит свою актуальность как до 2035 года, так и в дальнейшем.
Ожидания потребителей. Деятельность в сфере ЖКХ направлена на удовлетворение материально-бытовых потребностей граждан и вносит значительный вклад в формирование качества жизни населения. Развитие и модернизация жилищного фонда и обновление коммунальной инфраструктуры должны быть ориентированы на создание комфортных и безопасных условий проживания и предоставление качественных жилищных и коммунальных услуг.
Подытожив можно сделать следующие выводы. Для того, чтобы развивать жилищно-коммунальное хозяйство была создана «Стратегия развития ЖКХ РФ на период до 2035 г».
Целю Стратегии – обобщить, консолидировать и упорядочить деятельность органов государственной власти в области управления ЖКХ. Стратегия задает вектор развития сферы ЖКХ и методы управления.
Целью Стратегии является обеспечение качественной работы сферы ЖКХ, а так же повышение удовлетворенности и комфорта

1.2. Система и сущность цифровизации сферы ЖКХ

Общий тренд на цифровизацию затрагивает в большей или меньшей степени все отрасли экономики, так что сфера ЖКХ не исключение. Информационные технологии могут обеспечить высокую безопасность, слаженную работу всех городских служб, и, что важнее, ИТ-решения помогают сокращать издержки .
Имеет смысл говорить скорее не о востребованности информационных технологий в общем, а о цифровизации отрасли ЖКХ в рамках стратегического планирования ее развития. Именно цифровизация, то есть применение инновационных, ранее отсутствовавших технологий для повышения эффективности работы, качества принимаемых решений, в том числе для повышения эффективности ранее выполненной автоматизации, является трендом, определяющим устойчивое опережающее развитие отрасли ЖКХ.
Можно выделить несколько ключевых задач цифровизации отрасли ЖКХ.
Это, во-первых, повышение эффективности процессов управления — снижение потерь, снижение косвенных и накладных расходов в тарифах и прочее.
Во-вторых, снижение объема дебиторской задолженности в отрасли и возникающей в результате нее дополнительной финансовой нагрузки на бизнес.
В-третьих, обеспечение прозрачности отрасли для общественного контроля и регулирования.
В-четвертых, повышение качества оказываемых жилищно-коммунальных услуг за счет создания элементов рыночной конкуренции в отрасли и, как следствие, снижение тарифов. Кроме того, это создание условий для привлечения частных инвестиций в развитие отрасли и, наконец, формирование базы полных, достоверных и актуальных данных в сфере ЖКХ — о состоянии жилищного фонда, об объемах и качестве оказываемых услуг и потреблении энергоресурсов, о потребителях ЖКУ .
К настоящему моменту реализовано множество интересных региональных и муниципальных решений в области повышения качества и эффективности деятельности организаций в сфере ЖКХ. Также в суботраслевых сегментах создано много примеров цифровых пользовательских сервисов со стороны управляющих компаний, расчетных центров, не говоря уже про ресурсоснабжающие организации, многие из которых являются крупными игроками рынка, активно развивающими собственные ИТ-платформы и сервисы: мобильные кабинеты, программные роботы для клиентских коммуникаций и прочее. В то же время ключевыми вызовами, стоящими в настоящее время в этой области, по-прежнему остаются низкое качество и разобщенность данных в сфере ЖКХ, отсутствие общей онтологии описания данных и модели данных, включая определение эталонных источников.
Недостатком является лоскутно-фрагментарный характер автоматизации отрасли. Даже успешно реализованные региональные и муниципальные решения имеют в настоящее время низкий потенциал тиражирования, а создававшаяся в качестве цементирующей отраслевой государственной информационной системы ГИС ЖКХ не в состоянии решить задачу автоматизации и централизации информационных потоков ввиду неустранимых «врожденных» проблем.
Если рассуждать глобально, то на основе открытых цифровых платформ можно построить комплексную архитектуру цифровой экосистемы ЖКХ. Конкретные прикладные технологии применяются для автоматизации разных функций: прогнозирования и моделирования, учета потребленных ресурсов, начисления за услуги и приема платежей, управления документами и тому подобного. В целом в сфере ЖКХ применим достаточно широкий технологический стек. Например, умные ПУ — приборы учета и датчики, подключенные посредством каналов передачи информации к системам мониторинга, могут автоматически снимать показания и передавать их в информационные системы, в которых на основе полученных данных происходит начисление платы за коммунальные услуги.
Роботизация процессов позволяет автоматизировать рутинный процесс приема платежей с помощью цифровых программных роботов — через мобильное приложение или онлайн-кассу.
Технологии искусственного интеллекта внедряются для повышения эффективности мониторинга и управления объектами инфраструктуры. ИИ позволит перейти на модель гибкой подачи коммунальных ресурсов — автоматизировать управление мощностью их подачи в зависимости от различных переменных факторов, с учетом пользовательских сценариев.
Еще одна технология — создание «цифровых двойников» объектов коммунальной инфраструктуры, «обученных» на исторических данных и соединенных с умными датчиками, установленными на самих объектах. Новая цифровая реальность позволит незамедлительно выявлять аварии и предаварийные ситуации, определять, какие объекты инфраструктуры требуют ремонта. Это облегчает учет и прогнозирование ремонта и замены участков сетей теплоснабжения, планирование инвестиционных и производственных программ .
В дальнейшем мы можем ожидать создание так называемой цифровой диспетчерской, интегрированной с системами аварийно-диспетчерских служб, службами ГО и ЧС, — произойдет частичная автоматизация коммуникации с населением.
Наиболее масштабный проект, который призван был стать отраслевой интегрирующей цифровой платформой, — это, конечно, Государственная информационная система ЖКХ. Однако в силу наличия в системе очевидных функциональных недоработок и технологических просчетов ГИС ЖКХ так и не стала полноценной, интегрирующей отрасль площадкой.
На региональном и муниципальном уровнях существует множество успешно внедренных комплексных платформенных решений в области ЖКХ, реализующих требования стандарта «Умный город», включающих паспортизацию и контроль жизненного цикла объектов жилого фонда, учет потребления ресурсов и контроль состояния объектов инфраструктуры, автоматизацию и контроль деятельности управляющих компаний по управлению жилым фондом, централизацию диспетчерской функции, автоматизацию управления капитальным ремонтом, централизацию функций начисления платежей и работы с потребителями и прочее.
Одно из таких решений — это, например, цифровая платформа РИАС ЖКХ, внедренная в Ульяновской, Владимирской, Кировской и еще нескольких областях. Это фактически цифровой двойник города, система, в которой помимо картографических данных хранится информация из биллинговых систем РИЦ и УК, данные о потреблении ресурсов из систем диспетчеризации, история обращений и жалоб граждан. РИАС ЖКХ позволяет контролировать жизненный цикл объектов жилищного фонда. Помимо РИАС ЖКХ можно вспомнить и интеллектуальную систему диспетчеризации «АИС Город. Приборный учет», которая обеспечивает эффективный контроль потребления энергоресурсов с помощью интеллектуального учета и автоматизированного дистанционного управления. АИС ПУ внедрена в Ульяновске, Димитровграде, Самаре и имеет потенциал к масштабированию.
Каждому из стейкхолдеров цифровизация ЖКХ будет по-своему выгодна. Основная задача участников экосистемы ЖКХ — обеспечение безопасного и комфортного проживания, поэтому внедрение современных технологий, способствующих формированию удобной среды, на руку всем.
Государственная власть заинтересована в росте эффективности за счет внедрения цифровых технологий: повышение прозрачности и достоверности данных в отрасли ЖКХ, возможность получения систематизированных по различным признакам данных облегчат принятие управленческих решений на всех уровнях.
Для ТСЖ цифровизация ЖКХ — облегчение ведения управленческой отчетности и уменьшение количества обязательной отчетности за счет автоматизации ряда процессов. Кроме того, цифровые технологии — появление электронной формы обращений, онлайн-голосований — упрощают взаимодействие граждан и ТСЖ, увеличивают степень участия жильцов в вопросах улучшения качества ЖКУ.
Для управляющих компаний использование цифровых технологий — конкурентное преимущество. Сейчас имеет место тенденция к консолидации рынка управления многоквартирными домами. Мелкие и консервативные УК уходят с рынка, все большую долю занимают крупные, которые работают в нескольких регионах под единым брендом. Они не только занимаются агрегацией и транзакционным обслуживанием коммунальных платежей, а готовы предложить широкий спектр дополнительных услуг для жителей. За счет масштабирования управленческих и технологических решений цифровые УК повышают эффективность операционной деятельности и рентабельность, оптимизируют процессы .
Благодаря внедрению современных информационных технологий рынок ЖКХ постепенно становится более прозрачным, понятным населению. Большая прозрачность, в свою очередь, способствует росту доверия к государству за счет удобных интерфейсов взаимодействия. Цифровые платформы позволяют вовлекать граждан в процедуры оценки и управления. Цифровизация сферы ЖКХ — это в перспективе, например, внедрение возможности проводить общие собрания собственников помещений в многоквартирных домах не очно, а посредством электронного голосования.
Цифровизация обеспечивает жителям полную прозрачность и правильность начисления платы. Это достигается за счет нескольких факторов: повышения точности учета потребления на основе технологий IoT, интеграции информационных систем разного уровня, роста эффективности горизонтальных и вертикальных коммуникаций между участниками рынка за счет открытой архитектуры и API.
Это очевидно на банальном примере умных счетчиков. Система их работы проста и большинству известна: умные счетчики сами снимают показания и автоматически передают их в информационные системы для формирования начислений. При этом при стопроцентном оборудовании многоквартирного дома приборами учета и обеспечении синхронизированного снятия показаний всех приборов учета сразу кратно снижается плата за пресловутый ОДН. Расчет платы за коммунальные услуги на основе фактических — не среднемесячных или нормативных — данных гарантирует жителю, что он оплачивает только свое потребление.
Таким образом, умные счетчики дают жителям, во-первых, уверенность в правильности начислений за ЖКУ и, во-вторых, снимают с них необходимость ежемесячно передавать показания. Фактически при такой системе сводится к минимуму человеческий фактор. А четкое понимание своего потребления влечет за собой и возникновение у жителей стимула к энергосбережению — это, кстати, также весьма больная тема для ЖКХ.
По оценкам аналитического агентства, устройства IoT позволят потребителям в России сэкономить до четырех процентов от средней заработной платы в месяц. Этот эффект будет достигнут за счет контроля за потреблением коммунальных услуг, сокращения времени и затрат на уборку помещения, предотвращения крупных потерь, связанных с протечками, авариями и прочим.
Безусловно, существуют определенные проблемы, из-за которых внедрение передовых решений происходит не так быстро, как хотелось бы. Это, например, отсутствие технологических стандартов, несистемная разработка ИТ-систем ЖКХ на региональном и муниципальном уровнях. Нормативная база в области ЖКХ в существенной части неполна, неустойчива и подвержена частым изменениям, регулирование в области цифровизации почти полностью отсутствует. В совокупности это создает достаточно высокие барьеры входа для независимых разработчиков, производителей ПО, технологий и оборудования IoT, которые могли бы способствовать дальнейшему развитию современных технологий применительно к отрасли ЖКХ.
Еще более актуален для отрасли вопрос финансирования: отсутствуют механизмы привлечения инвестиций в область цифровизации ЖКХ, в том числе со стороны субъектов рынка.
Разобщенность региональных практик реализации проектов ведет к дублированию затрат по регионам, к отсутствию механизмов агрегации информации, к ситуации, когда даже в рамках одного региона развитие сервисов может быть очень сильно дифференцировано. Существующие цифровые сервисы, в том числе и внедряемые в рамках концепции «Умный город», связаны устаревшими регламентами и не имеют инструментов интеграции.
Если не заниматься решением существующих проблем, то эффективное управление набором разрозненных систем будет невозможно, а интеграция и агрегация информации из них станут чрезвычайно дорогой задачей. Необходимо систематизировать процессы жизненного цикла разработки информационных систем в области ЖКХ, создавать инструменты агрегации информации, координировать проекты вокруг единого правового поля.
Подытожив исследование, можно сделать следующие выводы. Цифровизация ЖКХ позволяет усовершенствовать систему управления сферой ЖКХ. Снизит себестоимость управления, оказания услуг ЖКХ, уменьшить количество ошибок управления сферой ЖКХ, повысить скорость обработки информации, повысить уровень инвестиционной привлекательности отрасли.
Выводы по главе 1
Подытожив исследование, можно сделать следующие выводы.
С целью повышения эффективности управления сферой ЖКХ, в нашей стране создана «Стратегия развития ЖКХ РФ на период до 2035 г».
Целю Стратегии – обобщить, консолидировать и упорядочить деятельность органов государственной власти в области управления ЖКХ. Стратегия задает вектор развития сферы ЖКХ и методы управления. В рамках данной стратегии создан проект «Умный город», призванный сформировать эффективную систему управления городским хозяйством. Для того, чтобы эффективно реализовать Стратегию необходимо взаимодействие всех уровней власти. Стратегия задает вектор развития сферы ЖКХ и методы управления.

2. Анализ проекта «Умный город» в стратегии развития ЖКХ г. Москвы

2.1. Сущность проекта «Умный город»

Проект «Умный город» направлен на повышение конкурентоспособности российских городов, формирование эффективной системы управления городским хозяйством, создание безопасных и комфортных условий для жизни горожан. Проект базируется на 5 ключевых принципах (рис. 1):


Рис. 1 – Пять ключевых принципов формирования эффективной системы управления городским хозяйством

Основной инструмент реализации этих принципов — широкое внедрение передовых цифровых и инженерных решений в городской и коммунальной инфраструктуре.
Региональный проект «Умные города субъекта Российской Федерации» оформляется в рамках одного из следующих вариантов:
 в качестве отдельного раздела программы цифрового развития экономики субъекта Российской Федерации, в соответствии с пунктом 4 рекомендаций Аналитического центра, который заполняется в соответствии с требованиями к другим региональным проектам программы;
 в виде отдельной региональной программы или проекта вне рамок программы цифрового развития экономики субъекта Российской Федерации.
Содержание проекта «Умные города субъекта Российской Федерации» должно соответствовать содержанию ведомственного проекта Минстроя России «Умный город» (далее — ведомственный проект) с учетом специфики развития соответствующего субъекта Российской Федерации.
В региональном проекте «Умные города субъекта Российской Федерации» определяются следующие этапы :

Рис. 2 – Этапы проекта «Умные города субъекта Российской Федерации»

Субъекты Российской Федерации при формировании региональных проектов «Умные города» отражают в целевых показателях проекта вклад региона в достижение целевых показателей ведомственного проекта «Умный город» Минстроя России и могут формировать дополнительный набор показателей, отражающих /достижение целей субъекта в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», релевантных национальным и ведомственным программам и проектам.
Задачи проекта «Умные города субъекта Российской Федерации» направлены на достижение следующих целей:
Формирование условий эффективной реализации проекта;
Повышение эффективности управления отраслями городского хозяйства за счет использования современных цифровых технологий;
Создание комплексной системы управления городом на основе данных, поступающих в режиме реального времени, внедрение механизмов электронной демократии и вовлечение жителей в управление городом.
Цели проекта определяются с учетом специфики развития субъекта Российской Федерации. Задачи проекта должны быть детализированы до уровня результатов, обеспечивающих достижение целей ведомственного проекта «Умный город».
Задачи раздела включают в себя следующие мероприятия:
 утверждение единых требований к городским цифровым платформам, синхронизированных с региональными и федеральными требованиями;
 перевод в машиночитаемый формат и автоматизация обработки данных, критичных для городского управления, в соответствии с перечнем, утверждаемым Минстроем России в рамках ведомственного проекта «Умный город»;
 создание единой интеллектуальной системы управления «умного» города;
 создание цифровых сервисов, обеспечивающих влияние жителей на принимаемые городскими властями решения.
В региональные проекты «Умные города» следует .включать мероприятия по цифровизации отраслей городского хозяйства, направленные на создание «Умных городов» в субъектах Российской Федерации, по направлениям (рис. 3):

Рис. 3 – Мероприятия по цифровизации отраслей городского хозяйства, направленные на создание «Умных городов» в субъектах Российской Федерации
Для формирования «Умных городов» в региональном проекте «Умные города субъекта Российской Федерации» необходимо предусмотреть мероприятия, направленные на создание (развитие) соответствующих элементов (систем) «Умного города».
В целях управления проектом «Умные города субъекта Российской Федерации» в числе мероприятий, результатов или контрольных событий необходимо предусмотреть :
 создание органа управления проектом, либо наделение соответствующими функциями имеющегося проектного офиса или иной структуры в составе регионального проектного офиса «Цифровая экономика/Цифровой регион»;
 утверждение плана реализации проекта «Умные города субъекта Российской Федерации» на трехлетний период;
 формирование регионального центра компетенции по цифровизации городского хозяйства и созданию «умных» городов;
 обучение команд муниципалитетов и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В связи с тем, что ведомственный проект «Умный город» направлен на комплексное развитие городов, в региональный проект «Умные города субъекта Российской Федерации» могут быть включены мероприятия, относящиеся к функциональным направлениям, соответствующим другим ведомственным или федеральным проектам (например, здравоохранение, образование, транспорт и др.) в случае, если они отсутствуют в соответствующих региональных проектах или программе цифрового развития экономики Российской Федерации.
При формировании мероприятий проекта «Умные города субъекта Российской Федерации» рекомендуется ориентироваться на решения и проекты, опубликованные на портале банка данных «Умного города», разработанного при поддержке Минстроя России, https:Wrussiasmartcity.ru. В описании решений содержится ссылка на описание реализованных проектов с указанием места реализации, целей и задач проектов, их основных параметров и достигнутых эффектов.
Целесообразно использовать решения и проекты из данной базы вне зависимости от поставщика, как примеры лучших практик, ориентируясь на достигаемые эффекты, содержащиеся в описании проектов, в которых были применены эти решения.
С целью финансового обеспечения проекта «Умные города субъекта Российской Федерации» наряду с выделением средств регионального бюджета могут быть использованы следующие инструменты:
 механизмы поддержки федерального уровня;
 инвестиционные ресурсы институтов развития;
 участие органов местного самоуправления в реализации мероприятий проекта;
 инвестиционные ресурсы, привлечённые на условиях государственно-частного и муниципально-частного партнерства.
Для финансирования ряда мероприятий проекта привлекаются средства фондов и корпораций развития, включая средства венчурных фондов, фондов развития и научных грантов.
Реализация мероприятий, ответственными исполнителями которых являются органы местного самоуправления (городские администрации), осуществляется за счет местных бюджетов, При этом возможно привлечение софинансирования со стороны субъекта Российской Федерации.
Дополнительным источником финансирования могут являться сэкономленные при помощи внедряемых решений и сервисов «Умного города» средства регионального и местного бюджетов.
Внебюджетные источники финансирования включают частные инвестиции в виде прямых инвестиций, кредитные (заемные) средства и собственные средства предприятий города, а также средства инвесторов, участвующих в проектах на условиях государственно-частного и муниципально-частного партнерства. В рамках поддержки реализации проектов государственно-частного и муниципально-частного партнерства, направленных на создание и развитие «умного» города, могут быть привлечены средства банков и кредитных организаций.
В целях, эффективного расходования бюджетных средств рекомендуется приоритетное привлечение внебюджетных источников финансирования: прямых частных инвестиций, средств инвесторов, участвующих в проектах государственно-частного и муниципально-частного партнерства, средств фондов и корпораций развития.
Порядок подготовки и согласования регионального проекта «Умные города в субъекте Российской Федерации»
Условия подготовки регионального проекта :
 закрепление должностного лица (не уровне не ниже заместителя руководителя высшего органа власти субъекта Российской Федерации), ответственного за достижение целей и показателей регионального проекта;
 создание координационного органа по реализации регионального проекта, включающею органы власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, представителей бизнеса, образовательных и научных организаций и иных заинтересованных в реализации регионального проекта участников или возложение функций координационного органа на существующий проектный офис с обязательным участием указанных представителей;
 рассмотрение регионального проекта на заседании региональной комиссии по вопросам цифрового развития.
Сформированный региональный проект перед его утверждением направляется на согласование в Минстрой России, В случае оформления регионального проекта в качестве раздела программы цифрового развития экономики субъекта Российской Федерации региональный проект одновременно направляется на согласование в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
В случае, если региональный проект «Умные города в субъекте Российской Федерации» включен в программу цифрового развития экономики субъекта Российской Федерации после ее официального согласовании в Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, программа подлежит повторному направлению на согласование.
Подытожив исследование, можно сделать следующие выводы.
Проект «Умный город» создан для формирование эффективной системы управления городским хозяйством. Для того, чтобы реализовать проект необходима реализация широкого спектра мероприятий, начиная с формирования Стратегии, заканчивая финансированием и реализацией. Для успешной реализации стратегии необходимо взаимодействие всех уровней власти.

2.2. Стратегия развития цифровизации сферы ЖКХ с помощью системы «Умный город»

Одно из перспективных направлений, запускаемое в России в рамках программы развития цифровой экономики, касается развития цифровых или «умных» городов.
В 2019 году Президент Российской Федерации подписал протокол состоявшегося ранее заседания Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам, на котором был представлен подготовленный Правительством проект программы «Цифровая экономика». По итогам Совета было принято решение в целом одобрить рассмотренный проект программы. Правительству поручено доработать программу с учётом состоявшегося обсуждения и утвердить ее до 30 июля.
Большой блок мероприятий в проекте отведен цифровизации городов, поскольку предполагается, что именно они будут играть важную роль в развитии «цифры» в стране. При этом под «умным» городом для целей программы понимается инновационный город, который внедряет комплекс технических решений и организационных мероприятий, направленных на достижение максимально возможного в настоящее время качества управления ресурсами и предоставления услуг, в целях создания устойчивых благоприятных условий проживания и пребывания, деловой активности нынешнего и будущих поколений.
Согласно планам Правительства, к 2024 году планируется «оцифровать» 50 городов (в том числе в 15 городов-миллионников) с общей численностью населения в 50 млн. человек.
Как указывается в проекте программы, в городах планируется осуществить «массовое внедрение киберфизических систем в управление городскими ресурсами», которые позволят снизить их потери на 5%, обеспечить качество услуг и вовлеченность граждан в процессы управления городами, создать в городах экологичную и безопасную среду, а также развивать инновационную инфраструктуру. Еще одна амбициозная задача – войти к указанному периоду в десятку стран-признанных лидеров построения и развития «умных» городов.
По мнению экспертов, опрошенных ЦСР в ходе профильных обсуждений, в том числе на круглом столе «Цифровизация городов», проведенном совместно с МШУ Сколково, в городах действительно сформировался запрос на внедрение продуктов нового поколения, способствующих решению критических городских проблем, повышению эффективности управления городскими системами, росту качества жизни граждан. Однако, в основном данный запрос пока идет со стороны жителей .
Разворачивающаяся в мире цифровая трансформация затрагивает ключевые отрасли и сферы, которые, с одной стороны, как раз концентрируются в городах, а, с другой стороны, являются неотъемлемыми частями обеспечения его жизнедеятельности: современные производства, транспорт и мобильность, энергетика, связь, жилищно-коммунальное хозяйство, торговля и сфера услуг, здравоохранение, образование, системы муниципального управления. Эффект от внедрения проектов в данных секторах предполагается масштабный, поскольку цифровые технологии дают самые дешевые способы для решения многих задач в области логистики, управления, коммуникаций, позволяют регионам компенсировать ресурсную недостаточность, повышать привлекательность жилой среды.
С точки зрения технологий цифровая трансформация городов основана на нескольких мегатрендах в сфере информационных технологий – мобильность, социальные коммуникации, облачные технологии, большие данные и предсказательная аналитика, машинное обучение и искусственный интеллект, технологии обеспечения кибербезопасности, «интернет вещей» (индустриальный интернет). Перечисленные технологии являются «сквозными» для всего комплекса технологических решений, разрабатываемых для «умных» городов.
По мнению вице-президента фонда ЦСР Владимира Княгинина, если предыдущее поколение цифровизации в городах было связано с автоматизацией различных процессов городского хозяйства, то драйвером второго поколения цифровой трансформации городов выступают жители, которые предъявляют новые требования к современному городу — к комфортности городской среды, удобству предоставления сервисов и различных «городских» услуг, справедливости ценообразования этих услуг (начисления тарифов и т.д.), оптимальности функционирования и развития инфраструктур (транспорт, энергетика, здравоохранение, образование и др.) .
Горожане хотят «умно» потреблять, всегда и везде быть на связи, быстро и по оптимальным маршрутам перемещаться по городу, оперативно найти нужное место или организацию, без лишних проволочек попасть к врачу, записать ребенка в школу или детский сад, удаленно покупать продукты и другие услуги, оперативно оплачивать услуги ЖКХ, оперативно узнавать о происшествиях и т.д.
В этой связи, основным активом современного поколения «умных» городов становятся данные и обеспечение «подключённости» городов, т.е. наличие значительного числа образующих сеть устройств, которые генерируют и передают данные в режиме реального времени практически со всех возможных устройств. Российские города должны сформировать свои цифровые активы, а их жители должны получить возможность их использовать для того, чтобы иметь необходимые им городские сервисы, более качественные и более разнообразные за более справедливую цену.
По словам руководителя направления «Инновации и цифровые технологии» института исследований развивающихся рынков МШУ Сколково Владимира Коровкина, пока мы прошли первичный этап цифровизации: в 2015 году проникновение интернета во всех городах-миллионерах превысило 70%. Теперь им предстоит пройти второй этап – повысить эффективность использования существующих цифровых технологий и начать внедрять новые. По итогам исследования, проведенного МШУ Сколково, в число лидеров цифровизации среди российских городов попали Екатеринбург, Санкт-Петербург, Москва, Казань, Новосибирск, Красноярск, Пермь .
Во многих странах мира проекты цифровизации городов реализуются в партнерстве с глобальными технологическими компаниями, которые включают рынки «умных городов» в свои планы развития. Так, компания IBM внедрила бренд Smart City еще в 2007 году, и с тех пор реализовала более 2 тыс. проектов в разных сферах городского развития, по словам руководителя направления «Умные города» российского представительства компании Виктора Игнатова.
Другой высокотехнологичный игрок – Microsoft — совместно с компаний Telent разработал решение для лондонского метро, которое способно контролировать работу тысячи устройств и датчиков, установленных в подземке. Подобные кейсы есть на счету и других лидеров IT-отрасли – компаний Honeywell, SAP и др.
В России эти и многие другие компании уже предлагают свои решения для городов, часть из которых уже апробирована и реализована. Так, Microsoft предлагает программу модернизации котельных на основе использования «умных технологий». По подсчетам компании, внедрение проекта позволит решить множество задач: организовать раннее обнаружение аварий и несанкционированных подключений, снизить затраты на топливо на 12-15%, на электричество, воду – на 30%. Также предполагается снижение трудозатрат при обслуживании оборудования за счет создания мобильных бригад и оптимизации маршрутов, материалов и инструментов. В свою очередь, компания Honeywell уверена, что основа «умного города» — это «умные здания». По мнению компании, «умные здания» могут снизить потребление энергии на 40%, расход воды – на 30%, эксплуатационные издержки – на 10-30% .
Вряд ли глобальные компании смогут перенести в Россию свои типовые решения. Цифровые платформы придется создавать в России с учетом особенностей реальных городов. При этом представители глобальных технологических игроков уверены, что Россия не сможет уйти от партнерства с ними, поскольку помимо программных решений они также располагают необходимой информационно-коммуникационной, в т.ч. физической инфраструктурой – облачными сервисами, серверами, центрами обработки данных и т.п. «Проекты цифровизации связаны с огромным массивом информации, которые придется не только хранить, но и обрабатывать в реальном времени, внедрять предсказательную аналитику», — говорит руководитель направления стратегических проектов и инициативы CityNext компании Microsoft Александр Данилина .
При этом в ряде городов России уже успешно реализованы цифровые интеллектуальные решения. Например, в Москве действует одна из самых передовых интеллектуальных транспортных систем, создана одна из самых больших в мире сеть публичных точек доступа к сети Wi-Fi на улицах города и в Московском метрополитене, значительное число госуслуг уже оказывается в электронном виде, на базе специальной программной платформы в режиме реального времени производится экологический мониторинг качества городского воздуха.
Цифровая инфраструктура будет и дальше развиваться в России. Согласно программе Правительства, место главного оператора цифровых технологических платформ и инфраструктуры отведено Ростелекому, который также станет соинвестором в проекты на основе государственного частного партнерства. Известно, что российский оператор планирует за пять лет вложить в базовую инфраструктуру (развитие систем передачи информации, центров обработки и хранения данных) до 130 млрд рублей.
Впрочем, признают эксперты, достижение поставленных в программе целей может стать слишком затратной задачей. Согласно подсчетам Александра Данилина, если экстраполировать оценку Межамериканского банка развития, согласно которой стоимость реализации основ «умного города» (создание телекоммуникационной инфраструктуры, установка камер видеонаблюдения, датчиков, обучение служащих и т.д.) для города с населением в 250 тыс. человек составляет $20-30 млн. долларов, то для Москвы этот показатель составит от $493 до 740 млн, а совокупно для 100 крупнейших городов России — от $3 до 4,5 млрд .
Пока на реализацию всей программы создания цифровой экономики предполагается выделить около 100 млрд рублей, но с учетом роста бюджетных расходов объем выделяемых средств может оказаться существенно меньше. У самих же городов лишних ресурсов на эти цели нет. «Московская школа управления «Сколково» ведет большую работу с муниципалитетами. Мы приглашаем мэров, руководителей крупных предприятий, перед ними выступают эксперты, рассказывающие о возможных преобразованиях при создании «умных» городов. Но, к сожалению, у наших городов денег нет», — констатирует директор по проектной работе МШУ «Сколково» Николай Верховский. По его словам, скепсис городских глав безграничен — это будущее, но не наше, говорят они. Перед многими из них стоят более наболевшие вопросы: рост тарифов ЖКХ, ветшание инфраструктуры, рост расходов. «Хотя интерес к этой теме удалось подогреть, поскольку города нуждаются в создании новых ценностей», — говорит Верховский.
Владимир Княгинин при этом фиксирует, что целостно эталонная архитектура «умного» города пока практически нигде не собрана, цифровизированы в основном только отдельные городские инфраструктуры – транспорт, энергетика, предоставление госуслуг и т.д. Создать модель, которая бы все сферы городской жизни замыкала вместе пока только предстоит. Это позволит обеспечить масштаб экономии, который подвигнет городские власти, а не только жителей, сформулировать запрос на цифровизацию.
Москва — один из мировых лидеров по уровню развития информационных технологий. IT сегодня внедрены во все ключевые сферы столичной жизни: образование, здравоохранение, транспорт, ЖКХ, безопасность.
В 2019 году Москва вошла в топ сразу нескольких рейтингов «умных городов». Форум интеллектуального сообщества (Intelligent Community Forum, ICF) включил столицу в число семи финалистов конкурса на звание самого «умного города» мира. Победителей из 380 кандидатов отобрали по уровню развития информационных технологий и их внедрения в повседневную жизнь горожан .
Наряду с Москвой почетный статус получили еще шесть городов — канадские Эдмонтон и Грей Каунти, австралийские Мельбурн и Ипсвич, тайваньские Цзяи и Таоюань. В российской столице эксперты оценили, в частности, проект «Московская электронная школа» (МЭШ) и Единую медицинскую информационно- аналитическую систему (ЕМИАС).
Международная сеть компаний в области консалтинга и аудита PwC в прошлом году обнародовала результаты крупного исследования «Будущее близко: индекс готовности городов». Компания изучила возможности мегаполисов для внедрения технологических решений в различные сферы: здравоохранение, образование, безопасность, туризм и культура, транспорт, экономика, ЖКХ, градостроительство и взаимодействие с жителями. Города выбирали по наличию базовой инфраструктуры, нормативных актов и другим критериям.
Москва заняла ведущие позиции по таким показателям, как сервис для горожан, инфраструктурная готовность, открытое адаптивное образование и цифровая экономика. В этом рейтинге столица конкурировала с Сингапуром, Лондоном, Шанхаем и Нью-Йорком .
В столице принята и успешно реализуется инвестиционная стратегия, рассчитанная до 2025 года. Москва — город, традиционно привлекательный для российских и иностранных инвестиций. Это обеспечивается статусом столицы, высокими доходами населения и платежеспособным спросом, хорошей транспортной связью с остальной Россией и миром.
В прошлом году на основе открытых публичных источников проводился независимый экспресс-анализ доли ИКТ в городском бюджете. По этому показателю Москва заняла 2-е место после Токио с долей 2,7%.
В 2017 году произошло несколько важных событий. Во-первых, в начале прошлого года мы объединили Портал городских и муниципальных услуг города Москвы с Официальным порталом мэра и Правительства Москвы mos.ru. Теперь благодаря этому вся информация о госуслугах и городских сервисах доступна в режиме «одного окна» на mos.ru. В электронном виде на mos.ru можно получить 222 услуги и сервиса: записать ребенка в детский сад или школу, в кружки и секции; оплатить услуги ЖКХ, подать показания счетчиков; оплатить штрафы ГИБДД; удаленно записаться к врачу и многое другое.
В настоящее время Москва уже цифровизирована на достаточно высоком уровне. Была реализована программа «Информационный город» и, по сути, проведена цифровая трансформация во всех отраслях. Так, например, подавляющее большинство госуслуг сегодня предоставляются в электронном виде, некоторые из них — только таким образом. По состоянию на конец 2018 года пользователями электронных городских услуг и сервисов стали 6,5 млн граждан и более 21,3 тысячи юридических лиц. Ежегодно увеличивается количество обращений за получением государственных услуг и информационных сервисов в электронной форме: с 57 тысяч запросов в 2011 году до почти 259 млн только за 2018 год.
На цифровизацию столицы влияют все современные мегатренды: урбанизация, мобильность, социализация, отраслевая конвергенция, виртуализация. Сейчас активно развиваются технологии больших данных, искусственного интеллекта, новые технологии связи, блокчейна, 3D-моделирования и 3D-печати, расширяется использование IoT. Все чаще применяются технологии виртуальной, дополненной и смешанной реальности, появляются новые интерфейсы взаимодействия «человек — машина», коммерческие квантовые компьютеры. Вместе с этим увеличивается масштаб киберугроз и, как следствие, развиваются технологии кибербезопасности .
Цель программы— соответствовать трендам, определяющим жизнь современного человека, непрерывно совершенствуя и развивая городские электронные сервисы. Этот принцип ляжет в основу стратегии «Цифровая Москва 2030».
Подытожив, можно сделать следующие выводы. В рамках реализации Стратегии на ближайшую перспективу планируется внедрение проекта «Умный город» в наиболее крупных городах РФ. Примером послужит проект «Цифровая Москва 2030». В рамках данной стратегии управление отраслью ЖКХ будет осуществляться на принципах мобильности социальной коммуникации, облачных технологий, машинного интеллекта. Реализация Стратегии будет происходить в рамках сотрудничества органов власти и крупных IT корпораций.
Выводы по главе 2
В рамках реализации Стратегии развития ЖКХ РФ на период до 2035 г был создан проект «Умный город». Примером проекта служит проект «Цифровая Москва 2030». В рамках этого проекта сформирована система взаимодействия городской инфраструктуры, жителей города и власти.
Взаимодействие осуществляется посредством осуществления мобильности социальной коммуникации, облачных технологий, машинного интеллекта. Реализация Стратегии будет происходить в рамках сотрудничества органов власти и крупных IT корпораций.
Суть проекта «Умный город» во взаимодействии устройств управления городским хозяйством между собой и внешним миром без непосредственного участия человека. Примером могут послужит устройства учета потребления воды в жилых домах, которые автоматически передают показания в управляющие компании, умное освещение, которое включается тогда, когда наблюдается нехватка естественного света.
Главной целью проекта «Умный город» является сделать жизнь более удобной и безопасной, а так же экономить финансовые средства, которые город тратит на обслуживание городского хозяйства.

Заключение

Целью настоящей работы является изучение стратегического подхода к цифровизации в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Москвы.
В настоящее время Москва уже цифровизирована на достаточно высоком уровне. Была реализована программа «Информационный город» и, по сути, проведена цифровая трансформация во всех отраслях. Так, например, подавляющее большинство госуслуг сегодня предоставляются в электронном виде, некоторые из них — только таким образом. По состоянию на конец 2018 года пользователями электронных городских услуг и сервисов стали 6,5 млн граждан и более 21,3 тысячи юридических лиц. Ежегодно увеличивается количество обращений за получением государственных услуг и информационных сервисов в электронной форме: с 57 тысяч запросов в 2011 году до почти 259 млн только за 2018 год.
Цель программы— соответствовать трендам, определяющим жизнь современного человека, непрерывно совершенствуя и развивая городские электронные сервисы. Этот принцип ляжет в основу стратегии «Цифровая Москва 2030».
В столице принята и успешно реализуется инвестиционная стратегия, рассчитанная до 2025 года. Москва — город, традиционно привлекательный для российских и иностранных инвестиций. Это обеспечивается статусом столицы, высокими доходами населения и платежеспособным спросом, хорошей транспортной связью с остальной Россией и миром.
В прошлом году на основе открытых публичных источников проводился независимый экспресс-анализ доли ИКТ в городском бюджете. По этому показателю Москва заняла 2-е место после Токио с долей 2,7%.
С точки зрения технологий цифровая трансформация городов основана на нескольких мегатрендах в сфере информационных технологий – мобильность, социальные коммуникации, облачные технологии, большие данные и предсказательная аналитика, машинное обучение и искусственный интеллект, технологии обеспечения кибербезопасности, «интернет вещей» (индустриальный интернет). Перечисленные технологии являются «сквозными» для всего комплекса технологических решений, разрабатываемых для «умных» городов.
Проект «Умный город» направлен на повышение конкурентоспособности российских городов, формирование эффективной системы управления городским хозяйством, создание безопасных и комфортных условий для жизни горожан. Проект базируется на 5 ключевых принципах:
 ориентация на человека;
 технологичность городской инфраструктуры;
 повышение качества управления городскими ресурсами;
 комфортная и безопасная среда;
 акцент на экономической эффективности, в том числе, сервисной составляющей городской среды.
Основной инструмент реализации этих принципов — широкое внедрение передовых цифровых и инженерных решений в городской и коммунальной инфраструктуре.
Имеет смысл говорить скорее не о востребованности информационных технологий в общем, а о цифровизации отрасли ЖКХ в рамках стратегического планирования ее развития. Именно цифровизация, то есть применение инновационных, ранее отсутствовавших технологий для повышения эффективности работы, качества принимаемых решений, в том числе для повышения эффективности ранее выполненной автоматизации, является трендом, определяющим устойчивое опережающее развитие отрасли ЖКХ.
Можно выделить несколько ключевых задач стратегии цифровизации отрасли ЖКХ.
Это, во-первых, повышение эффективности процессов управления — снижение потерь, снижение косвенных и накладных расходов в тарифах и прочее.
Во-вторых, снижение объема дебиторской задолженности в отрасли и возникающей в результате нее дополнительной финансовой нагрузки на бизнес.
В-третьих, обеспечение прозрачности отрасли для общественного контроля и регулирования.
В-четвертых, повышение качества оказываемых жилищно-коммунальных услуг за счет создания элементов рыночной конкуренции в отрасли и, как следствие, снижение тарифов. Кроме того, это создание условий для привлечения частных инвестиций в развитие отрасли и, наконец, формирование базы полных, достоверных и актуальных данных в сфере ЖКХ — о состоянии жилищного фонда, об объемах и качестве оказываемых услуг и потреблении энергоресурсов, о потребителях ЖКУ.
Если рассматривать реализацию стратегии в настоящее время, то нужно отметить, что к настоящему моменту реализовано множество интересных региональных и муниципальных решений в области повышения качества и эффективности деятельности организаций в сфере ЖКХ. Также в суботраслевых сегментах создано много примеров цифровых пользовательских сервисов со стороны управляющих компаний, расчетных центров, не говоря уже про ресурсоснабжающие организации, многие из которых являются крупными игроками рынка, активно развивающими собственные ИТ-платформы и сервисы: мобильные кабинеты, программные роботы для клиентских коммуникаций и прочее.
В то же время ключевыми вызовами, стоящими в настоящее время в этой области, по-прежнему остаются низкое качество и разобщенность данных в сфере ЖКХ, отсутствие общей онтологии описания данных и модели данных, включая определение эталонных источников.

Список используемой литературы

1. Цифровизация ЖКХ как стратегическое планирование его развития // Экономика — №4, 2019.
2. Проект стратегии ЖКХ России до 2035 //
3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683
4. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208
5. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642
6. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. №207-р
7. «Умный город» Цифровизация городского хозяйства, ЖКХ и городской среды [Электронный ресурс] – режим доступа http://city-smart.ru/spaw2/uploads/files/2611.pdf
8. Цифровизация городов // Центр стратегических разработок [Электронный ресурс] – режим доступа https://www.csr.ru/news/tsifrovizatsiya-gorodov/
9. Методические рекомендации по подготовке регионального проекта. «Умные города» программ цифрового развития экономики субъекта Российской Федерации [Электронный ресурс] – режим доступа https://komiedu.ru/upload/iblock/3a4/03_1_29_11968umnyy-gorod.pdf
10. Управдом выходит в Сеть. Цифровые технологии выведут ЖКХ на новый уровень // Российская газета – [Электронный ресурс] – режим доступа https://rg.ru/2019/06/26/cifrovye-tehnologii-vyvedut-zhkh-na-novyj-uroven.html
11. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски – [Электронный ресурс] – режим доступа https://sziu.ranepa.ru/images/ nauka/UK_DOI /10_18/Khalin_10_18.pdf

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф