Заявка на расчет
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Стрессоустойчивость в профессиональной деятельности сотрудников младшего медицинского персонала»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Введение 3Глава 1 Стрессоустойчивость в профессиональной деятельности сотрудников младшего медицинского персонала.

1.1 Специфика профессиональной деятельности сотрудников младшего медицинского персонала.
1.2 Подходы к изучению стресса на рабочем месте в психологической науке.
Глава 2 Методики эмпирического исследования стрессоустойчивости сотрудников младшего медицинского персонала.
2.1. Методы исследования.
Глава 3 Программа и реализация эмпирического исследования стрессоустойчивости младшего медицинского персонала.
3.1. Программа исследования
3.2. Различия в характеристиках личности сотрудников младшего медицинского персонала по методике СМИЛ и по методике Р. Кеттелла
3.3 Выявление особенностей взаимосвязей личностных характеристик сотрудников младшего медицинского персонала.
Заключение
Библиографический список:

Введение

Актуальность темы курсовой работы обусловлена важностью социальной роли сотрудников здравоохранения в условиях современной политической и социально-экономической нестабильности в обществе, необходимостью изучения влияния их профессиональной деятельности на личность, профессиональную адаптацию и преодоление профессионального стресса.
Новые социально-исторические условия, важнейшие поворотные моменты в жизни общества порождают новые сложные ситуации. В нашей стране происходят изменения в мировоззрении, пересмотр прежних ценностей и идеалов людьми, акты гражданского неповиновения, обостряются международные конфликты. Все эти трудные социальные ситуации вызывают резкое нарастание удручающих факторов в социальной и индивидуальной жизни, а, следовательно, психическую и социальную дезадаптацию индивидов и групп. Человек находится в рамках как профессиональной, так и бытовой дезадаптации [2, c 5].
Деятельность и занятость сотрудников здравоохранения сопряжена с постоянным стрессом. Одно из условий, аккумулирующим стрессогенные факторы является ненормированность графика и возможность экстренного вызова на работу [1, c 305-307]. Большой сложностью в работе медиков, докторов и младшего медицинского персонала, конечно, является ответственность за жизнь и здоровье других людей, огромная юридическая и моральная ответственность, длительное обучение, постоянное повышение квалификации. Расхождение между вознаграждением и условиями работы также является стрессогенным фактором. Все это влияет и на отношения сотрудников внутри семьи и отношений с близкими людьми.
Как говорят современные концепции, социально-психолгическая адаптация заключается в умении приспосабливать свои психические образы к действительности [18 c 144]. Если степень лабильности каждого отдельного индивида влияет на его адаптационные возможности, то стоит помнить, что постоянное изменение выступает как стресс фактор, истощающий запас адаптационной энергии. для того, чтобы справляться с постоянными конфликтами людям приходиться усложнять свои формы защиты конструктивные и деструктивные [15, c 16-20].
В современной психологии последнее время рассматривается взаимосвязь личностных характеристик человека и его поведения в стрессовых ситуациях.
Во многом изучение стресса связано с именем Г. Селье. В 1936 г. в английском журнале «Nature» он опубликовал письмо в редакцию, с названием: «Синдром, вызываемый различными повреждающими агентами». Изучение стресса как общего адаптационного синдрома (ОАС) началось с этого момента. Понятие стресса как такового тогда еще не упоминалось, оно появилось несколько позже, позаимствованное из теории «гомеостазиса» У. Кэннона (1929). Спустя примерно пятьдесят лет понятие стресса прочно укоренилось в речи людей и стало символом ХХ века [22, c 304].
В отечественной психологии теоретические, методологические и практические вопросы развития стресса и противодействия ему нашли отражение в работах Л.И. Анцыферовой, В.А. Бодрова, Л.Г. Дикой, Л.А. Китаева-Смыка, Т.Л. Крюковой, А.Б. Леоновой, В.Л. Маришука, В.И. Медведева, С.К. Нартовой-Бочавер, К.В. Судакова и ряда других исследователей [6, с. 122].
Таким образом, актуальность позволила нам определить цель исследования.
Цель исследования: изучение уровня стрессоустойчивости младшего медицинского персонала.
Объект исследования: стрессоустойчивость младшего медицинского персонала.
Предмет: личностные характеристики младшего медицинского персонала, влияющие на уровень стрессоустойчивости.
Гипотеза исследования: существует качественное своеобразие в проявлении личностных качеств стрессоустойчивых и нестрессоустойчивых сотрудников младшего медицинского персонала.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ источников по проблеме стресса и стрессоустойчивости;
2. Изучить уровень стрессоустойчивости сотрудников младшего медицинского персонала.
3. Выявить значимые различия в группах стрессоустойчивых и не стрессоустойчивых сотрудников младшего медицинского персонала.
4. Определить взаимосвязи личностных качеств и показателей стрессоустойчивости.
Характеристики группы испытуемых. В исследовании приняли участие 60 работников младшего медицинского персонала. Возраст испытуемых от 20 до 49 лет.
Метод сбора данных. В ходе исследования использовались теоретические методы (абстрагирование, анализ и синтез, обобщение), метод тестирования.
Результаты исследования обрабатывались посредством пакета прикладных программ статистической обработки SPSS. Обработка результатов экспериментальных данных осуществлялась методами математической статистики с использованием Т-критерия Стъюдента и коэффициента линейной корреляции Пирсона.
В проведенном нами исследовании были использованы следующие психодиагностические методики:
• многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла (105 вопросов)
• Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ (модифицированный тест MMPI). Автор Л.Н. Собчик.
Исследование включало в себя следующие этапы:
1. Подбор и тематический анализ психологической литературы, выбор исследовательских методик;
2. Организация и проведение тестирования;
3. Обработка эмпирических данных, интерпретация материалов исследования;
4. Формулировка обобщающих выводов и определение значимости результатов исследования.

Глава 1 Стрессоустойчивость в профессиональной деятельности сотрудников младшего медицинского персонала.

1.1 Специфика профессиональной деятельности сотрудников младшего медицинского персонала.

Согласно Приказу Минздрава РФ от №1183н, к младшему медицинскому персоналу относятся следующие должности: санитар, санитар-водитель, младшая сестра по уходу за больными, сестра-хозяйка.
В младший медицинский персонал профессиональный стандарт включает санитаров и младших медицинских сестер. В обязанности санитара входит: перемещение медицинских отходов или иных материальных объектов во всех подразделениях медицинского учреждения; санитарная обработка всего имеющегося инвентаря в медучреждениях; обработка медицинских отходов; проведение обработки оборудования, кабинетов и диагностических лабораторий, палат, предназначенных для пациентов, кабинетов врачей, других подсобных помещений; обеспечение ухода за телами умерших пациентов в соответствии с инструкцией. В обязанности младшей медицинской сестры входит уход за пациентами в медицинском учреждении. С учетом этого в медицинском учреждении должны присутствовать обе должности: санитара и младшей медицинской сестры. В штатное расписание вносят обе должности, для каждой из которых предусматривается конкретная трудовая функция.
По широте, сложности, разнообразию и обширности задач работа медицинского персонала всегда была одной из самых выделяющихся, особенно ярко это показали события в 2020 году, во время пандемии. Наверное, ни в одной области профессиональной подготовки не было такого высокого уровня, как в медицине. Постоянный самоконтроль, врачебная конфиденциальность, общая этика и строгое соблюдение правил служебных обязанностей при общении с пациентами требуют больших внутренних ресурсов.
Кроме того, в последние годы обострилась проблема правового регулирования медицинской деятельности. Часто невозможно отделить врачебные ошибки от запланированных медицинских преступлений, которые также могут быть вызваны халатностью и обстоятельствами врача (парадоксальные реакции, анатомические аномалии, неполнота научных данных и т. д.).
Многие эксперты сейчас выражают обеспокоенность тем, что опыт врача сам по себе способствует развитию болезненного состояния. Это может проявляться разочарованием в работе, снижением морального духа, повышенной склонностью к увольнению с работы, ухудшением психического здоровья врачей, снижением стабильности в браке, а также использование психотропных веществ и алкоголизм. Высокая патогенность медицинской практики для практикующих врачей беспокоит исследователей в связи с тем, что здоровье исследователей важно для безопасности и качества профессиональной деятельности.
Профессиональная деятельность медицинского работника отличается высокой эмоциональной нагрузкой. Эмоциональный фактор деятельности может быть объективным и субъективным по своей природе. Таким образом, тот факт, что среднее количество рабочих часов намного выше, чем в других профессиях ( 40 часов-среднее значение в других профессиях, при работе в обычных больницах- 60 часов, при работе в красной зоне( работа с больными коронавирусом) – 45 часов, также бывают дополнительные смены по 16 часов) для других профессий, может восприниматься как обычная в такой работе, но по сравнению с другими профессиями это может показаться чрезмерной нагрузкой [11, c 316].
Серьезный психологический кризис у врача может быть связан с неблагоприятным течением заболевания у пациента, в том числе с летальным исходом [4, 117-120]. Медицинские работники часто переживают эмоциональный стресс, сталкиваясь лицом к лицу со смертью. Она может выступать для него в трех формах:
1. Реальная (бесполезность реанимационных мероприятий, смерть на столе хирурга).
2. Потенциальная (когда от результатов деятельности врача, от его профессионализма зависит жизнь больного). Смерть как угроза, как потенциальная возможность вызывает сильнейшее эмоциональное напряжение.
3. Фантомная (в виде ее могут выступать жалобы на состояние здоровья мнительного человека, страх и тревога хронического больного, взаимоотношения с родственниками тяжелобольных).
В каждом из этих случаев для врача существует проблема невключения своих чувств в ситуацию, что далеко не всегда удается [24].
Профессиональная деятельность медицинского персонала часто затрудняется на фоне разнообразных психических заболеваний, включая ненормированный рабочий день, отсутствие нормальных условий жизни, работы в непригодных трудовых условиях, отсутствие интереса к членам семьи и низкую заработную плату, это все может стать предпосылкой к развитию различных психических заболеваний. Одной из самых больших проблем для персонала больниц, хосписов и других медицинских учреждений является синдром эмоционального выгорания, который развивается на фоне постоянного стресса в том числе [3,29].
Основные профессиональные и личностные качества, необходимые для успешного осуществления профессиональной деятельности и личностного роста врача [1, 305-307]:
1. Авторитет врача. Профессионал с синдромом эмоционального выгорания неизбежно утрачивает свой авторитет как у пациентов, так и коллег. Авторитет связан прежде всего с профессионализмом и личным обаянием. Когда врач из-за равнодушия и негативного отношения к своей работе не в состоянии вдумчиво, внимательно выслушать жалобы пациента, допускает врачебные ошибки или проявляет агрессивность и раздражительность, он утрачивает доверие к себе как профессионалу и уважение своих пациентов и коллег.
2. Оптимизм врача. Пациент должен чувствовать здоровый оптимизм врача, а не основанный на желании поскорее закончить обследование («Что вы волнуетесь зря, все у вас нормально, можете идти»). И наоборот, под влиянием выгорания врач демонстрирует циничное, часто жестокое отношение, преувеличивая последствия, например несвоевременной явки в больницу (часто это происходит из-за желания «наказать» пациента за собственную эмоциональную несостоятельность).
3. Честность и правдивость. При тревоге, беспокойстве и неуверенности, вызванных синдромом эмоционального выгорания, врач утрачивает способность к правдивому и честному изложению информации о состоянии здоровья человека. Либо он излишне щадит психику больного человека, заставляя его пребывать в неизвестности, либо, наоборот, утрачивает необходимую меру в подаче диагностической или лечебной информации.
4. Слово врача. Слово оказывает огромное суггестивное влияние на любого человека, а тем более слово врача для его пациента. Профессионал с синдромом эмоционального выгорания, переживающий чувства бессмысленности, безнадежности и вины, неминуемо передаст эти чувства своим пациентам в слове, интонации, эмоциональной реакции.
5. Гуманизм врача обусловлен ценностным и целостным подходом к другому человеку. Врач, утративший содержание своей психической реальности, перестает обращаться к этому содержанию в других людях, обесценивая таким образом как себя, так и их.
В классификации профессий А.С. Шафрановой, основанной на данных, полученных от специальной производственной группы, были определены в отдельную группу профессии, связанные со сферами искусства, образования и постоянного общения с людьми, в соответствии с «преобладающим присутствием творческого начала». В эту группу входят учителя, врачи, инженеры, психологи, педагоги, полицейские, железнодорожный и авиационный персонал [17, 480c].
Этой группе присвоено название «профессии высшего типа» на основании предмета и потребности во внеурочной деятельности над предметом и собой. Ремесленные профессии или профессии среднего типа означают работу только над предметом, а более низкие типы занятий после обучения не требуют работы самостоятельно или над этим предметом [19, c 224].
Это рассуждение определяет субъективный вклад человека в профессиональную деятельность в зависимости от того, работает ли человек на себя и / или на этот предмет, и, таким образом, подходит для психологической диагностики возможности карьерного роста. Согласно анализу, высшая профессиональная группа является особенной. Таким образом, можно говорить о следующих особенностях профессиональной деятельности медицинского персонала.
• Первая характеристика — работа всегда новая, многие моменты совершенно недоступны для внешних наблюдений и учета, а в момент, когда она доступна, требуется специальный психологический анализ.
• Вторая характеристика заключается в том, что свойства продукта деятельности, т. е. общение с социумом, определяются личностью и особенностями самого исполнителя, каждая из которых создает индивидуальную ценность для продукта деятельности.
• Третья характеристика — это необходимость полного развития умственных и физических качеств с помощью специальной подготовки.
• Четвертая характеристика профессии высшего типа — особые эмоции, возникающие в результате профессиональной деятельности. Чрезмерная работа из-за высокого участия волевого стимула и постоянной активной работы сознания. Большой объем переработки и сложность профессиональных мероприятий.
1.2 Подходы к изучению стресса на рабочем месте в психологической науке.
В настоящее время можно выделить несколько научных подходов к пониманию стресса на рабочем месте.
Мы бы хотели остановить свое внимание на одном из них. Этот подход интерпретирует стресс как реакцию на тревожную или вредную среду в нервно-психическом напряжении, негативные эмоциональные переживания, защитные реакции, дезадаптация и патологические состояния.
Наиболее популярна в этом подходе концепция общего адаптационного синдрома Г. Селье. Для понимания механизмов управления психологическим стрессом концепция Селье содержит три основных и важных положения. Во-первых, физиологическая реакция на стресс не зависит от характеристик стрессора. Синдром ответной реакции — универсальная модель защитного ответа на поддержание целостности тела. Независимо от причины стресса у всех типов животных, включая человека, существует особая неспецифическая защитная реакция, называемая «общим адаптационным синдромом».
Во-вторых, положение относится к динамике развития общего адаптационного синдрома. Г. Селье [20, с. 32]. Он выделил три стадии адаптации.
1. Стадия тревоги или мобилизации, когда происходят изменения в организме, характерные для первоначального воздействия стресса, и сопротивление организма временно снижается.
2. Резистентность и устойчивость адаптации к стрессорам. В организме исчезают тревожные реакции и появляются изменения, свидетельствующие о том, что вы адаптировались к этим ситуациям.
3. При длительном воздействии стресса наступает стадия истощения. Она происходит вследствие того, что адаптационные возможности организма не безграничны и начинают истощаться. На этом этапе снова появляются характерные симптомы фаз тревоги и истощения
В-третьих, положение связано с силой и продолжительностью защитной реакции тела. Когда защитная реакция продлевается и ресурсы физиологических механизмов истощаются, они переходят в состояние адаптивного заболевания и, возможно, в смерть.
А. Каган и Л. Леви развили представления Г. Селье [7, с. 115] о стрессе посредством теоретической модели, описывающей психологические факторы как посредники физических заболеваний.
Согласно их концепции, внешние воздействия (психосоциальные стимулы) переплетаются с генетическими факторами и предыдущими средовыми влияниями (реакциями), образуя так называемую психобиологическую программу. Эта программа создает «тенденцию реагировать на определенные шаблоны». Наряду с психобиологической программой психосоциальные стимулы определяют реакцию на стресс, которая может спровоцировать предболезненное состояние, а затем и само заболевание [8, 336].
На каждом этапе этого процесса могут вмешиваться различные промежуточные процессы (внутренние или внешние, психические или физические), чтобы скорректировать влияние причинных факторов (психосоциальные стимулы и психобиологические программы). Психосоциальные модели внесли важный вклад в наше понимание стресса, который стал рассматриваться не как односторонний процесс, а как процесс с неотделимыми реакциями между всеми причинными факторами. Стресс как реакция и психофизическое состояние тела начали оцениваться с точки зрения их влияния на продуктивность деятельности [8, c 336].
Второй подход к пониманию стресса описывает и трактует его как характеристику внешней среды с точки зрения беспокоящих или разрушающих стимулов (стресс-факторов). Это определение стресса рассматривает любые субмаксимальные требования к человеку со стороны условий или деятельности как стрессогенные. Данное отношение описывается в виде перевернутой U-образной функции, являющейся графическим изображением отношений эффективности деятельности человека к предъявленным к нему требованиям (Рисунок 1) [14, c 352].

Рисунок 1 – Зависимость эффективности деятельности человека от условий

В рамках данного подхода психодиагностика ориентирована на выявление стресс-факторов как внутренней среды организации, таки внешней бизнес-среды. Стресс понимается как «ряд причин, а не симптомов». Дальнейшим развитием данного подхода стало изучение стрессов на работе не как отдельных стресс-факторов среды, а как сложной их совокупности, определяющей типичные стрессовые ситуации. В данном аспекте перспективными являются попытки выделить «универсальные» ситуации, которые являются стрессогенными для всех или для большинства категорий людей. Дж. Вайтцназвал 8 вариантов таких стрессогенных ситуаций. К ним относятся те, которые требуют ускоренной обработки информации, содержат вредные стимулы окружающей среды, осознаваемую угрозу, нарушение физиологических функций (болезнь, бессонница, изменчивые состояния и др.), изоляция и заключение, остракизм, групповое давление и разочарование. В дополнение к этому перечню М. Франкенхойзер добавил ситуацию отсутствия контроля над событиями, Р. Лазарус – стрессовую ситуацию, когда угрозе подвергаются самые важные для человека ценности и цели.
Конечно, изменившиеся условия существования и кризисные ситуации следует включать в стрессовые ситуации. Сюда входят ситуации, когда к человеческому телу предъявляются очень высокие или низкие требования (чрезмерная или недостаточная нагрузка) с точки зрения активности, при которых баланс нарушается или разрушается. К стрессогенным ситуациям на работе относятся многие ситуации, связанные с профессиональным развитием, карьерным продвижением и оценкой профессиональной компетентности. Особую группу стрессогенных ситуаций в организациях образуют различные виды конфликтных ситуаций. Одной из психодиагностических задач является определение субъективных и объективных параметров стрессовых ситуаций, вызывающих те или иные стрессовые последствия (реакции, состояния, синдромы, болезни адаптации).

Глава 2 Методики эмпирического исследования стрессоустойчивости сотрудников младшего медицинского персонала.

2.1. Методы исследования.

Метод сбора данных. В ходе исследования использовались теоретические методы (абстрагирование, анализ и синтез, обобщение), метод тестирования.
Результаты исследования обрабатывались посредством пакета прикладных программ статистической обработки SPSS. Обработка результатов экспериментальных данных осуществлялась методами математической статистики с использованием Т-критерия Стъюдента и коэффициента линейной корреляции Пирсона.
В проведенном нами исследовании были использованы следующие психодиагностические методики:
• многофакторная личностная методика Р. Кеттелла (105 вопросов)
• Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ (модифицированный тест MMPI). Автор Л.Н. Собчик
Опишем каждый из перечисленных тестов.
16-факторный личностный опросник Р. Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан под руководством Р.Б. Кеттела и предназначен для написания широкой сферы индивидуально-личностных отношений.
Отличительной чертой данного опросника является его ориентация на выявление относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности. Данное их качество было выявлено с помощью факторного анализа из наибольшего числа поверхностных черт личности, выделенных первоначально Кеттелом. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты. Опросник Кеттела включает в себя все виды испытаний – и оценку, и решение теста, и отношение к какому-либо явлению.
Перед началом опроса испытуемому дают специальный бланк, на котором он должен делать определенные пометки, по мере прочтения. Предварительно дается соответствующая инструкция, содержащая информацию о том, что должен делать испытуемый. Контрольное время испытания 30-40 минут. Испытание проводится индивидуально в спокойной, деловой обстановке.
Результаты применения данной методики позволяют определить психологическое своеобразие основных подструктур темперамента и характера. Причем каждый фактор содержит не только качественную и количественную оценку внутренней природы человека, но и включает в себя ее характеристику со стороны межличностных отношений. Оценки в 4 и 7 стенов указывают на незначительные отклонения характеристик личности от средней. Яркая выраженность качества связана с оценкой 1-3 и 8-10 (учитывая биполярность каждого фактора).
Кроме того, отдельные факторы можно объединить в блоки по трем направлениям:
Интеллектуальный блок: факторы: В – общий уровень интеллекта; М –уровень развития воображения; Q 1 – восприимчивость к новому радикализму.
Эмоционально-волевой блок: С – эмоциональная устойчивость; О – степень тревожности; Q4 – наличие внутренних напряжений; Q 3 – уровень развития самоконтроля; G – степень социальной нормированности и организованности.
Коммуникативный блок: факторы: А – открытость, замкнутость; Н – смелость; L – отношение к людям; Е – степень доминирования – подчиненности; F – сдержанность, экспрессивность; Q 2 – зависимость от группы; N – динамичность.
Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ представляет собой модификацию теста MMPI, созданного в 1942-49 гг. в целях профессионального отбора летчиков во время Второй мировой войны. Авторы – американские психологи И. Маккинли и С. Хатэуэй. Это – квантифицированный (количественный) метод оценки личности, который, благодаря автоматизированному способу обработки результатов обследования, исключает зависимость получаемых результатов от субъективности и опыта экспериментатора. Высокая надежность методики, наличие шкал достоверности и полифакторный характер интерпретации создали базу для широкой популярности этой методики в разных странах мира.
В основу создания опросника теста было положено количественное сопоставление ответов, полученных в психологическом интервью с представителями нормативной группы, с типичными ответами больных, у которых в картине клинических расстройств четко преобладал тот или иной синдром: ипохондрия, депрессия, истерия, психопатия, психастения, паранойя, шизофрения, гипомания. Эти названия и были приданы соответствующим шкалам, измеряемым методикой. Такой принцип построения психологических методик применялся многими психологами, которые представляли себе личностные особенности нормы как «разбавленную» патологию. Известный отечественный психолог Б.В. Зейгарник оправдывала такой подход, утверждая, что патологическое состояние суть заостренная модель нормы. Все то, что у психически здорового человека уравновешено и сглажено, у больного проявляется в виде гротеска – резко и обнаженно. Разработанный американскими психологами тест MMPI в Америке до сих пор в основном применяется как дифференциально-диагностический метод. Усовершенствованный вариант MMPI – тест СМИЛ, в первую очередь нацелен на изучение личности, так как многолетний опыт применения методики показал, что она в большей мере раскрывает канву психологически понятных переживаний и свойства личности, чем диагностирует психопатологию.
Методика представлена в виде буклета-опросника, содержащего 566 утверждений. Кратко опишем шкалы опросника:
Первая шкала – шкала невротического сверхконтроля.
Повышенные баллы по 1-й шкале свидетельствуют о склонности индивида к профессиональной деятельности, в которой уместны и необходимы такие качества, как исполнительность, умение подчиняться установленному порядку и следовать определенным инструкциям и директивам, сдерживать присущие человеку слабости, противиться соблазнам. Это конторский тип служащего, добросовестного чиновника, это также лица, работа которых напрямую связана с охраной труда, то есть служба безопасности; встречаются такого рода профили СМИЛ и у тех, кто посвятил свою жизнь кадровой службе в армии, чаще – в рамках штабной работы. Стиль мышления – инертный, догматический, с опорой на существующие расхожие точки зрения, правила и инструкции. Данный когнитивный стиль лишен свободы, независимости и раскованности. Основой познания окружающего мира для лиц данного типа являются готовые общепринятые штампы.
Вторая шкала – пессимистичности.
Она относится к группе шкал гипотимного, гипостенического круга, характерного для слабого типа высшей нервной деятельности. В качестве ведущего пика в профиле, не выходящем за пределы нормы, она выявляет преобладание пассивной личностной позиции. Ведущая мотивационная направленность – избегание неуспеха. Для лиц данного типа свойственны следующие особенности: высокий уровень осознания имеющихся проблем через призму неудовлетворенности и пессимистической оценки своих перспектив; склонность к раздумьям, инертность в принятии решений, выраженная глубина переживаний, аналитический склад ума, скептицизм, самокритичность, некоторая неуверенность в себе, в своих возможностях. Личности, профили которых акцентуированы по 2-й шкале («меланхолики» по Ганнушкину, «тормозимые» по Леонгарду и Личко, «печальники» по Дикому, «пессимистичные» по типологии автора руководства), способны на отказ от реализации сиюминутных потребностей ради отдаленных планов. Во избежание конфликта с социальным окружением, в связи с повышенным контролем сознания оттормаживаются эгоцентрические тенденции (им отводится не первоочередная роль).
Третья шкала – эмоциональной лабильности.
Низкие показатели 3-й шкалы (менее 50 Т) свидетельствуют о большей эмоциональной устойчивости, о пониженной чувствительности к средовым воздействиям с относительно низкой откликаемостью на проблемы социального микроклимата. В поведении индивида это проявляется менее гибким стилем межличностного взаимодействия, отсутствием необходимой «дипломатичности» и созвучности настроениям референтной группы.
Повышение профиля по этой шкале выявляет неустойчивость эмоций и конфликтное сочетание разнонаправленных тенденций: высокий уровень притязаний сочетается с потребностью в причастности к интересам группы, эгоистичность – с альтруистическими декларациями, агрессивность – со стремлением нравиться окружающим.
Четвертая шкала – импульсивности,
В качестве ведущей в профиле, расположенном в рамках нормативного разброса, она выявляет активную личностную позицию, высокую поисковую активность, в структуре мотивационной направленности – преобладание мотивации достижения, уверенность и быстроту в принятии решений. Для лиц этого круга характерны нетерпеливость, склонность к риску, неустойчивый, часто завышенный уровень притязаний, который имеет выраженную зависимость от сиюминутных побуждений и внешних влияний, от успеха и неудач.
Низкие показатели четвертой шкалы свидетельствуют о снижении мотивации достижения, об отсутствии спонтанности, непосредственности поведения, о хорошем самоконтроле, невыраженном честолюбии, об отсутствии лидерских черт и стремления к независимости, о приверженности общепринятым нормам поведения, конформизме. В обиходе о таких часто говорят: «Без изюминки». Если же спад профиля по четвертой шкале отражает временное снижение противодействия личности окружающей среде, то это может быть связано с тем, что данный индивид оказался в ситуации, когда его «самость» блокирована. Например, человек, только что получивший новое назначение, испытывает некоторую неуверенность в себе (комплекс некомпетентности) и временно меняет стратегию поведения, направленную на достижение цели, на «окопную», выжидательную политику.
Пятая шкала – шкала женственности-мужественности.
В профиле мужчин повышение по пятой шкале выявляет пассивность личностной позиции (если другие шкалы не противоречат этому), гуманистическую направленность интересов, сентиментальность, утонченность вкуса, художественно-эстетическую ориентацию, потребность в дружелюбных, гармоничных отношениях, чувствительность, ранимость.
Шестая шкала – ригидности.
Лица с ведущей шестой шкалой в профиле проявляют любовь к аккуратности, верность своим принципам, прямолинейность и упорство в отстаивании их. Изобретательность и рациональность склада ума сочетается с его недостаточной гибкостью и трудностями переключения при внезапно меняющейся ситуации. Лицам этого круга импонируют точность и конкретность, их раздражают аморфность, неопределенность поставленных целей, безалаберность и неаккуратность окружающих людей. Это реалистичный рациональный тип личности, отличающийся стеничностью и негибкостью установок.
Седьмая шкала – тревожности.
Относится к показателям гипостенического, тормозимого круга. Повышение профиля по седьмой шкале при нормативном разбросе выявляет преобладание пассивно-страдательной позиции, неуверенность в себе и в стабильности ситуации, высокую чувствительность и подвластность средовым воздействиям, повышенную чуткость к опасности. Превалируют мотивация избегания неуспеха, сензитивность, установка на конгруэнтные отношения с окружающими, зависимость от мнения большинства.
Низкие показатели седьмой шкалы (ниже 45 Т) указывают на отсутствие осторожности в поступках и щепетильности в вопросах морали, на довольно обнаженный эгоцентризм, сниженную способность к сопереживанию, неконформность установок, грубоватую и жесткую манеру поведения, циничный взгляд на жизненные явления.
Восьмая шкала – шкала индивидуалистичности.
Повышенная в профиле с нормативными показателями по другим шкалам, она выявляет обособленно-созерцательную личностную позицию, аналитический склад мышления, преобладание склонности к раздумьям над чувствами и действенной активностью.
Превалирует абстрактно-аналитический стиль восприятия, проявляющийся в способности воссоздавать целостный образ на основании минимальной информации, с обращением особого внимания на субъективно значимые аспекты, больше связанные с миром собственных фантазий, чем с реальностью. При хорошем интеллекте личности данного типа отличаются творческой ориентированностью, оригинальностью высказываний и суждений, своеобразием интересов и увлечений.
Низкие показатели восьмой шкалы (ниже 50 Т) встречаются у лиц с небогатой фантазией, шаблонно мыслящих, трезвых и практичных. Отсутствие повышения по восьмой шкале указывает на преобладание у данной личности здравого смысла, трезвой оценки житейских ситуаций, рационального подхода к решению проблем.
Девятая шкала – оптимизма и активности.
Повышенная девятая шкала определяет акцентуацию по гипертимному или экзальтированному типу и выявляет завышенную самооценку, легкость в принятии решений, отсутствие особой разборчивости в контактах, бесцеремонность поведения, снисходительное отношение к своим промахам и недостаткам, легко возникающие эмоциональные всплески с быстрой отходчивостью, непостоянство в привязанностях, избыточную смешливость, влюбчивость – словом, характеристики, совершенно естественные для юношеского возраста, но звучащие как известный инфантилизм для взрослого человека.
Низкие показатели по девятой шкале выявляют снижение уровня оптимизма, жизнелюбия и активности.
Нулевая шкала – шкала социальной интроверсии.
Повышение нулевой шкалы отражает снижение уровня включенности в социальную среду, выявляет известную замкнутость, застенчивость. Нулевая шкала реагирует некоторым повышением (на 5 — 7 Т) при переживании человеком трудностей в налаживании отношений в связи с процессом вживания в новую микрогруппу или в связи с серьезным межличностным конфликтом.
Низкие показатели нулевой шкалы, напротив, демонстрируют не только общительность и отсутствие застенчивости, но и непринужденность в выставлении напоказ своих характерологических особенностей.
Для выявления значимых факторов стрессоустойчивости был применен метод расчета коэффициента корреляции Пирсона, который позволяет определить достоверность и направление корреляционной связи между анализируемыми переменными. Были выявлены как положительные, так и отрицательные корреляционные связи. Математическая обработка была произведена с помощью компьютерной программы «SPSS». Корреляция Пирсона – простая линейная корреляция, предполагающая, что две рассматриваемые переменные измерены по крайней мере в интервальной шкале. Она определяет степень, с которой значения двух переменных «пропорциональны» друг другу. Чтобы оценить зависимость между переменными, нужно знать как величину корреляции, так и ее значимость. Если на графике зависимость можно представить прямой линией с положительным или отрицательным углом наклона, то корреляция высокая.

Глава 3 Программа и реализация эмпирического исследования стрессоустойчивости младшего медицинского персонала.

3.1. Программа исследования

Цель исследования: изучение взаимосвязи стрессоустойчивости с личностными особенностями младшего медицинского персонала.
Объект исследования: стрессоустойчивость младшего медицинского персонала.
Предмет: личностные характеристики младшего медицинского персонала, влияющие на уровень стрессоустойчивости.
Гипотеза исследования: существует качественное своеобразие в проявлении личностных качеств стрессоустойчивых и не стрессоустойчивых сотрудников младшего медицинского персонала.
Задачи:
1. Теоретический анализ источников по проблеме стресса и стрессоустойчивости;
2. Изучить уровень стрессоустойчивости младшего медицинского персонала;
3. Выявить значимые различия в группах стрессоустойчивых и не стрессоустойчивых сотрудников младшего медицинского персонала;
4. Определить взаимосвязи личностных качеств и показателей стрессоустойчивости.
Характеристики испытуемых. В исследовании приняли участие 60 сотрудников младшего медицинского персонала. Возраст испытуемых от 20 до 49 лет.

3.2. Различия в характеристиках личности сотрудников младшего медицинского персонала по методике СМИЛ и по методике Р. Кеттелла.

Изучение стрессоустойчивости сотрудников младшего медицинского персонала осуществлялся нами посредством проведения тестирования испытуемых, с целью сбора данных. Полученные данные впоследствии были обработаны с помощью пакета компьютерной программы «SPSS».
На основании полученных в результате тестирования респондентов результатов по методике СМИЛ, нами были выделены две исследовательские группы. Группа стрессоустойчивых сотрудников (20 человек) и группа нестрессоустойчивых сотрудников младшего медицинского персонала (20 человек).
Для выявления различий в характеристиках личности сотрудников младшего медицинского персонала был использован метод сравнительного анализа (Т-критерий Стьюдента), результаты которого отражены в таблице 1.
Выявлено значимое различие по седьмой шкале (тревожности), что является закономерным, так как именно различия по данной шкале позволили нам выделить две группы респондентов.
Выявлено значимое различие по восьмой шкале (ндивидуалистичности). В группе нестрессоустойчивых сотрудников младшего медицинского персонала показатели выше, на основании чего можно говорить о том, что они в большей степени склонны демонстрировать иррациональный тип реакции с уходом в ирреальный мир фантазий и мечты. В совокупности с высокими показателями по шкале 7 у них выявляется проблема заниженной самооценки, чувство собственного несовершенства, повышенное чувство вины, самоуничижение, комплекс неполноценности, что является признаком хронической дезадаптации.

Таблица 1 – Различия в характеристиках личности сотрудников младшего медицинского персонала в ситуации стресса по методике СМИЛ (1 группа – стрессоустойчивые; 2 группа – нестрессоустойчивые)

Шкала  

Группа 1

Группа 2 T-критерий Вероятность допустимой ошибки, p
L 51,35 50,70 0,205 0,839
F 55,55 56,75 -0,486 0,630
K 61,65 64,45 -1,104 0,276
1 58,25 55,55 0,886 0,381
2 48,70 51,65 -1,230 0,226
3 50,55 53,60 -1,585 0,121
4 56,80 56,50 0,114 0,910
5 42,95 47,45 -1,610 0,116
6 44,70 47,45 -1,320 0,195
7 38,60 57,15 -16,656 0,000
8 50,95 57,70 -2,562 0,014
9 58,50 56,85 0,608 0,547
0 44,20 48,45 -1,717 0,094

Выявлено различие по первой шкале (сверхконтроль). Стрессоустойчивые сотрудники отличаются тем, что в большей степени склонны подавлять собственную спонтанность (т.е. непринужденность, непосредственность реакций), им в большей степени присуще сдерживание активной самореализации, контроль над агрессивностью, гиперсоциальная направленность интересов, ориентация на правила, инструкции, поверия, инертность в принятии решений, избегание серьезной ответственности из страха не справиться. Стрессоустойчивые сотрудники отличаются более высокой нравственной требовательностью как к себе, так и к другим.
Выявлены различия по второй шкале (пессимистичность). Стрессоустойчивых сотрудников отличает более высокий уровень осознания имеющихся проблем через призму неудовлетворенности и пессимистической оценки своих перспектив; склонность к раздумьям, инертность в принятии решений, выраженная глубина переживаний, аналитический склад ума, скептицизм, самокритичность, некоторая неуверенность в себе, своих возможностях.
Нестрессоустойчивые сотрудники отличаются большей ранимостью по отношению к жизненным невзгодам, стремлением осмыслить и «оттормозить» собственные непосредственные порывы, уйти от конфронтации с жестокими законами реальной жизни в связи с пессимистической оценкой своих возможностей при противодействии стеничным установкам окружающих.
Выявлены различия по третей шкале (эмоциональная лабильность). Нестрессоустойчивые сотрудники отличаются большей неустойчивостью эмоций и конфликтным сочетанием разнонаправленных тенденций: высокий уровень притязаний сочетается с потребностью в ощущении причастности к интересам группы, эгоистичность – с альтруистическими декларациями, агрессивность – со стремлением нравиться окружающим.
Выявлены различия по пятой шкале (мужественность-женственность). Нестрессоустойчивые сотрудники отличаются большей пассивностью личностной позиции, демонстрируют гуманистическую направленность интересов, сентиментальность, утонченность вкуса, художественно-эстетическую ориентацию, у них более выражена потребность в дружелюбных гармоничных отношениях, чувствительность, ранимость.
В межличностных отношениях нестрессоустойчивые сотрудников младшего медицинского персонала проявляют большую склонность к сглаживанию конфликтов, сдерживанию агрессивных или антисоциальных тенденций.
Выявлены различия по шестой шкале (ригидность). Стрессоустойчивые сотрудники демонстрируют большую устойчивость интересов, упорство в отстаивании собственного мнения, стеничность установок, активность позиции, усиливающуюся при противодействии внешних сил, практичность, трезвость взглядов на жизнь. У них в большей степени выражено стремление к опоре на собственный опыт, синтетический склад ума с выраженным тропизмом к системным построениям и конкретике, к точным наукам и сферам знаний.
В межличностных контактах респонденты первой группы проявляют более выраженное чувство соперничества, соревновательность, стремление к отстаиванию престижной роли в референтной группе. Их отличает более высокая эмоциональная захваченность доминирующей идеей, способность «заражать» своей увлеченностью других и выраженная склонность к планомерности действий, что является фундаментом для формирования лидерских черт, особенно при хорошем интеллекте и высоком профессионализме.
Выявлены различия по шкале 0 (интроверсия). Полученные результаты позволяют говорить о том, что нестрессоустойчивые сотрудники отличаются более выраженным снижением уровня включенности в социальную среду, замкнутостью, застенчивостью. В ситуации стресса респонденты второй группы демонстрируют заторможенность, уход от контактов, бегство от проблем в одиночество. Более высокие показатели отражают не только замкнутость, неразговорчивость, но нередко являются признаком внутренней дисгармонии и способом сокрытия от окружающих своеобразия своего характера, неловкости в общении. Иногда, на первый взгляд, эти люди могут производить впечатление достаточно общительных, но это им дается ценой значительного напряжения, о котором знают лишь они сами.
На основании полученных в результате тестирования респондентов результатов по методике Р. Кеттелла, нами были выделены две исследовательские группы. Группа стрессоустойчивых сотрудников (20 человек) и группа нестрессоустойчивых сотрудников младшего медицинского персонала (20 человек).
Для выявления различий в характеристиках личности сотрудников младшего медицинского персонала также был использован метод сравнительного анализа (Т-критерий Стьюдента), результаты которого отражены в таблице 2.
Таблица 2 – Различия в характеристиках личности сотрудников младшего медицинского персонала в ситуации стресса по методике Р. Кеттелла (1 группа – стрессоустойчивые; 2 группа – нестрессоустойчивые)

Шкала Группа 1 Группа 2 T-критерий  

Вероятность допустимой

ошибки, p

         
А 7,050 5,600 2,182 0,035
В 4,700 5,250 -0,778 0,441
С 9,400 2,950 33,908 0,000
E 1,300 0,100 0,691 0,494
F 5,950 5,150 1,198 0,238
G 7,250 6,600 1,019 0,315
H 8,150 6,450 2,710 0,010
I 3,650 3,250 0,673 0,505
L 3,300 3,850 -0,879 0,385
M 4,450 3,200 1,868 0,069
N 5,900 5,100 1,177 0,247
O 2,500 3,100 -1,111 0,273
Q1 3,650 3,100 0,886 0,381
Q2 -0,900 -0,300 -0,465 0,645
Q3 8,350 7,550 1,267 0,213
Q4 2,050 3,000 -2,139 0,039

Выявлено значимое различие по фактору С (эмоциональная стабильность\неустойчивость), что является закономерным, так как именно различия по данной шкале позволили нам выделить две группы респондентов.
Выявлено значимое различие по фактору Н (смелость\застенчивость). В группе респондентов первой группы получены более высокие результаты. Таким образом, мы можем сказать о том, что респонденты первой группы более общительны, смелы, самоуверенны. Они готовы испытывать, пробовать новое. Отличаются большей спонтанностью, щедры на эмоциональные, реактивные ответы. Они легче переносят жизненные трудности, передряги в отношениях с людьми и изнурительные эмоциональные ситуации. Вместе с тем им в большей степени свойственна невнимательность к деталям, игнорирование сигналов опасности, они более беззаботны, не боятся опасности.
Выявлено значимое различие по фактору А (открытость\замкнутость). Более высокие показатели, полученные в результате тестирования стрессоустойчивых сотрудников, позволяют нам говорить о том, что они проявляют большую готовность к содружеству, участие в совместной деятельности, кооперирование, взаимопомощь. Им легче приспосабливаться к людям, с готовностью организуют активные группы. Стрессоустойчивые сотрудники легче переносят критику, радуются социальному признанию. Вместе с тем они менее надежны в точной работе, небрежны в выполнении своих обязанностей.
Нестрессоустойчивые сотрудники в большей степени проявляют стремление к уединению, к работе в одиночестве. В сравнении со стрессоустойчивыми сотрудниками респонденты из второй группы более критичны, скрытны, обособленны, отчуждены.
Выявлены значимые различия по фактору Q4 (внутренняя напряженность\расслабленность). Респонденты из второй группы продемонстрировали более высокие показатели по данному фактору. Более высокие показатели по данному фактору демонстрируют лица, переживающие состояния социальной дезадаптации из-за испытываемого чувства неудовлетворения базальных (биологических) потребностей и переживающие при этом нарушения эмоционального равновесия.
Такие реакции могут демонстрировать личности с различными невротическими отклонениями, трансформирующимися в психосоматические нарушения. Также они могут проявляться и у нормальных лиц, жестко ограниченных условиями и правилами жизнедеятельности.
Высокая напряженность базальных потребностей может выражаться в особенностях поведения состояниями возбуждения, по силе превышающего доступные и приемлемые механизмы и способы разрядки. Поэтому психика ищет и использует для этого другие доступные средства.
Часто, такие состояния и аспекты социальной дезадаптации связаны с особенностями и возможностями использования личностных средств в социализированных механизмах взаимодействий. Сама социальная дезадаптация выступает как последствия неудачных применений личностных средств и, помимо черт и особенностей поведения ее отражающих, вполне конкретно указывает на общие, базисные проблемы, ставящие под сомнения сами возможности оптимальной социальной адаптации.
В производственной деятельности наиболее предпочтительно поведение и состояния, отражающиеся приближением к полюсу низкой напряженности фактора Q4.

3.3 Выявление особенностей взаимосвязей личностных характеристик сотрудников младшего медицинского персонала.

Для изучения взаимосвязей показателей свойств личности был применен корреляционный анализ Пирсона
Корреляционная матрица

Связь свойств личности сотрудников младшего медицинского персонала устойчивых к стрессу

1 2 3 4 5 6 7 8 9 0
А -0,17 0,15 -0,24 -0,29 0,11 -0,29 0,05 0,03 -0,06 0,05
В 0,09 -0,32 -0,29 -0,03 0,16 -0,03 0,02 0,02 0,37 0,07
С 0,18 0,19 -0,10 0,29 0,53 0,24 0,22 0,31 0,33 0,31
E 0,19 0,24 0,01 -0,23 -0,02 -0,30 0,36 -0,42 -0,27 -0,02
F -0,23 0,12 -0,53 -0,26 0,34 -0,35 0,05 -0,03 0,07 0,20
G 0,20 -0,23 0,01 0,13 -0,07 0,14 -0,29 0,25 -0,15 0,22
H -0,15 0,04 0,16 -0,17 0,00 -0,29 0,03 -0,32 -0,08 -0,13
I 0,30 0,22 -0,05 0,00 -0,12 0,05 0,12 -0,43 -0,24 -0,07
L -0,48 -0,29 -0,24 -0,10 0,04 -0,11 0,18 -0,21 0,37 -0,12
M -0,19 -0,26 -0,01 -0,08 0,20 -0,09 -0,20 -0,13 0,18 -0,32
N 0,13 -0,02 0,01 0,13 0,10 0,03 -0,27 0,00 0,14 -0,20
O -0,30 -0,17 -0,28 -0,09 0,06 -0,44 -0,74 -0,11 -0,01 -0,02
Q1 -0,21 0,34 0,29 -0,28 -0,31 -0,19 0,19 -0,36 -0,15 -0,26
Q2 -0,01 -0,01 -0,22 0,20 -0,03 -0,06 -0,53 0,11 -0,03 -0,15
Q3 -0,08 -0,30 0,23 -0,07 -0,01 0,10 -0,49 0,04 0,42 -0,43
Q4 -0,41 -0,24 0,38 -0,44 -0,28 -0,29 -0,26 -0,19 -0,14 -0,15

*р<0,05= 0,45 **р<0,01= 0,61
Рассмотрим сначала выявленные значимые взаимосвязи в 1 группе респондентов (стрессоустойчивые сотрудники младшего медицинского персонала).
Выявлена положительная взаимосвязь показателя С (эмоциональная стабильность\неустойчивость) с показателем 5 (мужественность-женственность). Таким образом, мы можем говорить о том, что чем выше эмоциональная устойчивость сотрудника, чем выше его выдержанность, спокойствие, трезвый взгляд на вещи, постоянство интересов, тем сильнее у него проявляется склонность к сглаживанию конфликтов, сдерживанию агрессивных или антисоциальных тенденций.
Выявлена отрицательная взаимосвязь показателя F (озабоченность-беззаботность) с показателем 3 (эмоциональная лабильность). Наличие данной взаимосвязи позволяет нам говорить о том, что чем открытей, откровенней, активней ведет себя человек, тем устойчивее его эмоциональное состояние. На наш взгляд, это может объясняться тем, что человек выражает эмоции по мере их возникновения, не накапливая их в себе, не «загоняя» глубоко внутрь себя.
Выявлена отрицательная взаимосвязь показателя L (доверчивость-подозрительность) с показателем 1 (сверхконтроль). Таким образом, чем больше наблюдается сдерживание активной самореализации сотрудником, его контроль над агрессивностью, гиперсоциальная направленность интересов, ориентация на правила, инструкции, инертность в принятии решений, избегание серьезной ответственности из страха не справиться, тем он доверчивей, покладистей.
Выявлена отрицательная взаимосвязь показателя O (спокойствие-тревожность) с показателем 7 (тревожность). Чем больше проявляется уверенность респондента в себе, спокойствие, невозмутимость, веселость и жизнерадостность, тем степень выраженности тревоги ниже.
Выявлена отрицательная взаимосвязь показателя Q2 (зависимость-самодостаточность) с показателем 7 (тревожность). Таким образом, чем выше неуверенность человека в себе и в стабильности ситуации, тем большую подозрительность проявляет он к новым людям, сомневается в новых идеях, а также тем терпимей он к повседневным, традиционным трудностям.
Выявлена отрицательная взаимосвязь показателя Q3 (низкое самомнение-самоконтроль) с показателем 7 (тревожность). На основании полученной взаимосвязи мы можем говорить о том, что чем выше неуверенность человека в себе и в стабильности ситуации, тем ниже его социальная интеграция.
Далее мы рассмотрим выявленные значимые взаимосвязи во 2 группе респондентов (нестрессоустойчивые сотрудников младшего медицинского персонала).
Связь свойств личности сотрудников младшего медицинского персонала не устойчивых к стрессу
1 2 3 4 5 6 7 8 9 0
А -0,21 -0,08 -0,24 0,02 0,14 0,16 0,33 0,32 0,22 -0,27
В -0,02 -0,09 -0,06 -0,26 -0,30 -0,51 -0,23 -0,48 -0,49 0,28
С 0,22 0,46 0,46 0,21 -0,13 -0,12 0,06 0,14 0,19 -0,08
E -0,19 0,24 -0,01 0,04 0,31 -0,02 0,27 -0,32 -0,03 0,12
F -0,27 -0,06 -0,32 -0,11 0,20 0,09 0,51 0,10 0,03 0,25
G 0,14 -0,09 -0,29 0,25 0,22 0,33 0,28 0,31 -0,14 0,01
H -0,15 -0,06 -0,09 0,06 0,01 -0,01 0,32 0,14 0,01 -0,05
I -0,26 -0,32 -0,41 -0,43 0,03 -0,21 0,03 0,09 0,23 0,07
L -0,07 0,18 -0,21 -0,10 -0,06 -0,16 0,27 0,02 0,02 0,38
M -0,27 -0,13 -0,39 -0,37 0,06 -0,09 0,19 0,12 0,08 0,05
N -0,32 0,08 -0,08 -0,24 0,51 -0,17 -0,23 -0,25 -0,36 -0,10
O -0,03 0,24 -0,19 -0,25 0,18 -0,33 -0,31 -0,33 0,10 -0,11
Q1 -0,25 0,19 0,07 -0,25 0,31 -0,25 -0,33 -0,17 -0,19 -0,25
Q2 0,22 -0,10 -0,61 -0,09 -0,23 -0,19 0,28 -0,04 0,14 0,43
Q3 -0,15 0,02 -0,39 0,19 0,04 -0,04 0,22 -0,13 -0,22 0,07
Q4 0,14 0,17 -0,23 0,22 0,09 0,13 0,12 0,12 0,01 -0,05

*р<0,05= 0,46 **р<0,01= 0,61
Выявлены положительные взаимосвязи показателя С (эмоциональная стабильность\неустойчивость) с показателем 2 (пессимистичность) и показателем 3 (эмоциональная лабильность). Таким образом, мы можем говорить о том, что чем выше способность человека реально учитывать обстановку, реалистически относясь к жизни, чем выше его склонность поддерживать устойчивые общественные нормы поведения, тем активнее его личностная позиция и тем устойчивей эмоциональное состояние.
Выявлена положительная взаимосвязь показателя F (озабоченность-беззаботность) с показателем 7 (тревожность). На основании полученной взаимосвязи мы можем говорить о том, что чем открытей, откровенней, активней ведет себя человек, тем ниже его неуверенность в себе и в стабильности ситуации.
Выявлена положительная взаимосвязь показателя Н (смелость\застенчивость) с показателем 5 (мужественность-женственность). Чем большую откровенность, естественность, непосредственность проявляет человек, тем меньше он стремится сглаживать конфликты, сдерживать агрессивные тенденции.
Выявлена отрицательная взаимосвязь показателя Q2 (зависимость-самодостаточность) с показателем 3 (эмоциональная лабильность). Таким образом, чем больше проявляется связанность респондента с группой, выражающаяся в предпочтении работать и принимать решения вместе с другими, чем сильней он нуждается в групповой поддержке, тем неустойчивей его эмоции.
Выявлены отрицательные взаимосвязи показателя В (интеллект) с показателями 6 (ригидность), 8 (индивидуалистичность), 9 (отрицание проблем). Наличие данной взаимосвязи позволяет нам говорить о том, что чем выше интеллектуальные способности человека, тем меньше упорства проявляет он в отстаивании собственного мнения, тем неустойчивей его интересы, а также тем зависимей его суждения и взгляды от окружающих людей.
По результатам проведённого исследования были сформулированы следующие выводы:
–У нестрессоустойчивых выявляется проблемы заниженной самооценки, чувство собственного несовершенства, повышенное чувство вины, самоуничижение, комплекс неполноценности, что является признаком хронической дезадаптации;
– стрессоустойчивым сотрудникам в большей степени присуще контроль над агрессивностью, гиперсоциальная направленность интересов, ориентация на правила, инструкции, инертность в принятии решений, избегание серьезной ответственности из страха не справиться. Они отличаются более высокой нравственной требовательностью как к себе, так и к другим;
– стрессоустойчивых сотрудников отличает более высокий уровень осознания имеющихся проблем через призму неудовлетворенности и пессимистической оценки своих перспектив; склонность к раздумьям, инертность в принятии решений, выраженная глубина переживаний, аналитический склад ума, скептицизм, самокритичность, некоторая неуверенность в себе, своих возможностях;
– нестрессоустойчивые сотрудники отличаются большей ранимостью по отношению к жизненным невзгодам, стремлением осмыслить и «оттормозить» собственные непосредственные порывы, уйти от конфронтации с жестокими законами реальной жизни в связи с пессимистической оценкой своих возможностей при противодействии стеничным установкам окружающих;
– нестрессоустойчивые сотрудники отличаются большей пассивностью личностной позиции, демонстрируют гуманистическую направленность интересов, сентиментальность, утонченность вкуса, художественно-эстетическую ориентацию, у них более выражена потребность в дружелюбных гармоничных отношениях, чувствительность, ранимость;
– нестрессоустойчивые сотрудники отличаются более выраженным снижением уровня включенности в социальную среду, замкнутостью, застенчивостью. В ситуации стресса данные респонденты демонстрируют заторможенность, уход от контактов, бегство от проблем в одиночество;
– в межличностных контактах респонденты первой группы проявляют более выраженное чувство соперничества, соревновательность, стремление к отстаиванию престижной роли в референтной группе. Их отличает более высокая эмоциональная захваченность доминирующей идеей, способность «заражать» своей увлеченностью других;
– стрессоустойчивые сотрудники более общительны, смелы, самоуверенны. Они готовы испытывать, пробовать новое. Отличаются большей спонтанностью, щедры на эмоциональные, реактивные ответы. Они легче переносят жизненные трудности, передряги в отношениях с людьми и изнурительные эмоциональные ситуации. Вместе с тем им в большей степени свойственна невнимательность к деталям, игнорирование сигналов опасности, они более беззаботны, не боятся опасности;
– стрессоустойчивые сотрудники легче переносят критику, радуются социальному признанию. Вместе с тем они менее надежны в точной работе, небрежны в выполнении своих обязанностей;
– нестрессоустойчивые сотрудники в большей степени проявляют стремление к уединению, к работе в одиночестве. В сравнении со стрессоустойчивыми сотрудниками респонденты из второй группы более критичны, скрытны, обособленны, отчужденны;
– нестрессоустойчивые сотрудники в большей степени подвержены к переживанию состояния социальной дезадаптации из-за испытываемого чувства неудовлетворения базальных (биологических) потребностей и переживающие при этом нарушения эмоционального равновесия.
Рассмотрев все выявленные значимые коэффициенты корреляции в группе сотрудников устойчивых к стрессу, мы можем отметить следующее:
Обнаружены связи между показателями:
— чем выше эмоциональная устойчивость сотрудника, чем выше его выдержанность, спокойствие, трезвый взгляд на вещи, постоянство интересов, тем сильнее у него проявляется склонность к сглаживанию конфликтов, сдерживанию агрессивных или антисоциальных тенденций;
– чем открытей, откровенней, активней ведет себя сотрудников младшего медицинского персонала, тем устойчивее его эмоциональное состояние;
– чем больше наблюдается сдерживание активной самореализации сотрудником, его контроль над агрессивностью, гиперсоциальная направленность интересов, ориентация на правила, инструкции, инертность в принятии решений, избегание серьезной ответственности из страха не справиться, тем он доверчивей и покладистей;
– чем больше проявляется уверенность респондента в себе, спокойствие, невозмутимость, веселость и жизнерадостность, тем ниже степень выраженности тревоги;
– чем выше неуверенность человека в себе и в стабильности ситуации, тем большую подозрительность проявляет он к новым людям, сомневается в новых идеях, а также тем терпимей он к повседневным, традиционным трудностям;
– что чем выше неуверенность человека в себе и в стабильности ситуации, тем ниже его социальная интеграция.
Рассмотрев выявленные значимые коэффициенты корреляции в группе сотрудников не устойчивых к стрессу, мы можем отметить следующее:
– чем выше способность человека реально учитывать обстановку, реалистически относясь к жизни, чем выше его склонность поддерживать устойчивые общественные нормы поведения, тем активнее его личностная позиция и тем устойчивей эмоциональное состояние;
– чем открытей, откровенней, активней ведет себя человек, тем ниже его неуверенность в себе и в стабильности ситуации;
– чем большую откровенность, естественность, непосредственность проявляет человек, тем меньше он стремится сглаживать конфликты, сдерживать агрессивные тенденции;
– чем больше проявляется связанность сотрудников младшего медицинского персонала с группой, выражающаяся в предпочтении работать и принимать решения вместе с другими, чем сильней он нуждается в групповой поддержке, тем неустойчивей его эмоции;
– чем выше интеллектуальные способности человека, тем меньше упорства проявляет он в отстаивании собственного мнения, тем неустойчивей его интересы, а также тем зависимей его суждения и взгляды от окружающих людей.

Заключение

Анализ проблемы стрессоустойчивости сотрудников младшего медицинского персонала и личностных качеств показал, что она является актуальной как с теоретической, так и с практической точки зрения.
Была предложена следующая гипотеза исследования: существует качественное своеобразие в проявлении личностных качеств стрессоустойчивых и не стрессоустойчивых сотрудников младшего медицинского персонала.
В ходе исследования были получены результаты, согласно которым наибольшее количество связей в группе стрессоустойчивых имеет показатель тревожности (седьмая шкала СМИЛ). Наибольшее количество связей в группе не стрессоустойчивых имеет показатель интеллекта (фактор В по методике Р. Кеттелла) и показатель эмоциональной устойчивости (фактор С по методике Р. Кеттелла).
Сравнивая группы, мы пришли к выводу что, у стрессоустойчивых сотрудников показатель эмоциональной устойчивости связан (фактор С по методике Р. Кеттелла) с пятой шкалой школой СМИЛ (мужественность-женственность). У не стрессоустойчивых показатель эмоциональной устойчивости связан (фактор С по методике Р. Кеттелла) связан со второй (пессимистичность) и третьей шкалой (эмоциональная лабильность). У стрессоустойчивых сотрудников показатель сдержанности, экспрессивность (фактор F) связан с третьей шкалой СМИЛ. У не стрессоустойчивых сотрудников показатель сдержанности (фактор F) связан с седьмой шкалой СМИЛ (тревожность). У стрессоустойчивых сотрудников показатель подозрительность-доверчивость (фактор L по методике Р. Кеттелл) связан с первой шкалой СМИЛ (сверхконтроль). У не стрессоустойчивых сотрудников этот фактор не имеет взаимосвязей. У стрессоустойчивых сотрудников показатель спокойствие-тревожность (фактор О по методике Р. Кеттелл) связан с седьмой шкалой СМИЛ (тревожность). У не стрессоустойчивых сотрудников этот фактор не имеет взаимосвязей. У стрессоустойчивых сотрудников показатель зависимость от группы (фактор Q 2) связан с седьмой шкалой СМИЛ (тревожность). У не стрессоустойчивых сотрудников показатель зависимость от группы (фактор Q 2) связан с третьей шкалой СМИЛ (эмоциональная лабильность). У стрессоустойчивых сотрудников показатель уровень развития самоконтроля (фактор Q 3) связан седьмой шкалой СМИЛ (тревожность). У не стрессоустойчивых сотрудников этот показатель взаимосвязей не имеет. У не стрессоустойчивых сотрудников показатель наивность-проницательность (фактор N) связан с пятой школой шкалой СМИЛ (мужественность-женственность), у стрессоустойчивых этот фактор не имеет взаимосвязей. У не стрессоустойчивых показатель интеллекта (фактор В по методике Р. Кеттела) связан с шестой шкалой методики СМИЛ (ригидность), восьмой шкалой (индивидуалистичность) и девятой шкалой (оптимистичность), у стрессоустойчивых сотрудников этот показатель взаимосвязей не имеет. Таким образом, можно сказать, что наша гипотеза подтвердилась и действительно стрессоустойчивые сотрудников младшего медицинского персонала и нестрессоустойчивые имеют качественное своеобразие личностных характеристик.

Библиографический список:

1. Амиров Н.Х., Берхеева З. М., Гарипова Р. В., Шакирова Л. В., Берхеев И. М. Профессиональная деятельность как основа формирования профпатологии у работников здравоохранения. Казанский медицинский журнал 2004;85(4):305-307
2. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. – 1994. № 1. с. 3-18
3. Багрий М. А. Особенности развития профессионального стресса у врачей разных специальностей: автореф. дис. канд. психол. наук. Москва: 2009. 29 с.
4. Бердяева И. А., Войт Л.Н. Синдром эмоционального выгорания у врачей различных специальностей. Дальневосточный медицинский журнал 2012;(2):117-120.
5. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – 511 с.
6. Бодров В. А. Проблема преодоления стресса. Часть 1: «COPINCSTRESS» и теоретические подходы к его изучению // Психологический журнал. – 2006. — № 1. – с. 122-133.
7. Бодров В. А. Проблема преодоления стресса. Часть 2: Проблемы и ресурсы преодоления стресса // Психологический журнал. – 2006. — № 2. – с. 113-123.
8. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. — СПб., 2009. – 336 с.
9. Джон В. Ньюстром, Кейт Девис Организационное поведение. Поведение человека на рабочем месте. СПб., 2000. – 448 с.
10. Ермолаев О. Ю. Математическая статистика для психологов. – М.: Флинта, 2004. – 314 с.
11. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М.: Академический проект, 2004. – 316 с.
12. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб. — 2006. – 512 с.
13. Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. — СПб. — 2001. — 112 с.
14. Карпова А. В. Психология труда– М., 2003. – 352 с.
15. Леонова А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник Московского Университета, серия 14, 2000. – с. 4-21.
16. Пасечник И.П., Пасиешвили Л.М. Аспекты реабилитации врача при смерти пациента. Семейная медицина 2013;(46):130-132.
17. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М., 2004. – 480 с.
18. Романова Е. С., Гребенников Л.P. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика –– Мытищи: Издательство «Талант», 1996 г. — 144 с
19. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. – СПб., 2004. – 224 с.
20. Селье Г. Стресс без дистресса. – Рига, 1992. – 109 с.
21. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. – М., — 2003. – 350 с.
22. Хрусталева Т. А. Личностные качества и высокий уровень профессиональной подготовки // Журнал прикладной психологии. – 2003. — № 2. – с. 9 – 11.
23. Щербатых Ю.В. Психология стресса. — М.: Эксмо, 2008.— 304 с.
24. Фонарев Л. Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации //Вопросы психологии. — 1997. — № 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф