ВВЕДЕНИЕ
1. Законодательство о социальной защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2. Права детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
3. Ответственность за нарушение прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время феномен социального сиротства является одной из самых острых и актуальных проблем государства. Согласно оперативным данным Министерства образования и науки Российской Федерации, численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учтенных на конец 2019 года, составила 493 071 человек, в 2020 г. — 481 921 .
Современное Российское законодательство гарантирует детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализацию основных прав и дополнительных льгот, позволяющих обеспечить им социальную защиту в самостоятельной жизни. Результаты прокурорских проверок свидетельствуют, что органы местного самоуправления, на которые законодательством возложена обязанность по защите прав и интересов несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или имеющих таковых, но нуждающихся в помощи государства, выполняют эти функции крайне неудовлетворительно, в результате чего права детей-сирот зачастую остаются нереализованными. В этих условиях правовая защита ребенка, оставшегося без попечения родителей, является серьезной государственной проблемой.
Наиболее распространенной проблемой детей-сирот является нарушение их жилищных прав. Несмотря на принимаемые меры реализации данного права, эта проблема по-прежнему решается крайне медленно — требования законодательства о предоставлении сиротам жилых помещений по достижении 18 лет в большинстве регионов не выполняются. Непринятие мер к оформлению документов на жилое помещение приводит к тому, что после окончания интерната выпускники пополняют армию граждан, не имеющих жилплощади.
Распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено комплексом особых условий и процессов в обществе, характеризующих развитие России на протяжении XX века и связанных с революцией 1917 г., тремя разрушительными войнами (первая мировая, гражданская, Великая Отечественная), террором 20-х-30-х годов, а также последствиями перестройки конца 80-х — начала 90-х годов .
В настоящее время на решение проблем защиты прав детей-сирот направлены ряд федеральных законов, указов Президента России и постановлений Правительства РФ. К их числу относятся: Конституция РФ; Семейный кодекс РФ; Гражданский кодекс РФ; Федеральный закон от 21.12.96 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ; Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и другие.
На сегодняшний день проблему нарушения прав детей-сирот в обществе нельзя назвать полностью решенной. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются одной из самых уязвимых категорий населения. Государственные учреждения, в компетенцию которых входит защита прав детей-сирот, зачастую не справляется со своей задачей в виду многих причин: хроническое недофинансирование, непринятие конкретных мер к защите прав детей-сирот, недостаточное информирование детей-сирот об их правах и другие. Для появления положительных тенденций необходимо выполнение всех государственных гарантий, закрепленных законодательством в области защиты прав и интересов детей-сирот.
В связи с вышеизложенным, выбранная тема работы представляется актуальной и своевременной.
Целью данной работы является комплексный анализ законодательства в области защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявление пробелов и проблем применения права, формулировка предложений по их устранению.
Методологической основой исследования являются общенаучные методы познания и ряд частно-научных методов: формально – логический, статистического анализа, сравнительно – правовой и формально – юридический и др.
1. Законодательство о социальной защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Проблема социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является наиболее приоритетной национальной проблемой. Сиротство – это социальное явление. В Федеральном законе от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» впервые определены такие понятия, как: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. В соответствии с Законом, дети-сироты — лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, — лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны .
В российском законодательстве в целом сформирована правовая основа оказания государственной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, включая вопросы осуществления опеки и попечительства.
Конституция Российской Федерации провозглашает один из основополагающих принципов деятельности современного демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого человека и его родителей, а возводится в ранг общегосударственной политики . Именно по успехам в социальной политике можно судить о деятельности государства, о том, насколько верно государство исполняет свою конституционную обязанность соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, создавать нужные обществу материальные, политические, правовые и иные условия для осуществления этих прав и свобод, их воплощения в реальной жизни.
Защита государством материнства и детства, семьи как конституционный принцип подтверждается Конституцией Российской Федерации и соответствует международным правовым актам ООН по правам человека, что свидетельствует о том значении, которое придается в современном социальном обществе семье и детям.
Россия стала широко участвовать в международных договорах гуманитарного характера, содержащих нормы, обязательные для исполнения на ее территории. Важнейшим таким договором в области охраны и защиты семьи и детства является Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 года. Статья 20 Конвенции ООН о правах ребенка декларирует, что «ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. Государства в соответствии со своими национальными законами обеспечивают замену ухода за таким ребенком» .
Семейный кодекс Российской Федерации уделяет особое внимание правам и интересам детей. Органам опеки и попечительства посвящена глава Семейного кодекса Российской Федерации. Опекун управомочен государством в установленном законом порядке защищать права, интересы недееспособных или не полностью дееспособных граждан, в том числе несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей. От его воли зависит, привлекать или нет родителя к решению вопросов, связанных с воспитанием и образованием подопечного ребенка. Он является вподобного рода ситуации единственным законным представителем ребенка и выступает в этом качестве в отношениях с любыми физическими, юридическими лицами, в частности, с учебными, медицинскими учреждениями, учреждениями социальной защиты населения, в суде .
Гражданский кодекс Российской Федерации содержит общие нормы права в отношении опеки и попечительства, которое устанавливается при отсутствии у несовершеннолетних «родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав» .
С целью всестороннего регулирования отношений, возникающих в связи с установлением, осуществлением, прекращением опеки и попечительства принят федеральный закон от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». Закон определяет полномочия органов опеки и попечительства, закрепляет правовой статус опекунов и попечителей, упорядочивает процедуры установления и прекращения опеки и попечительства, устанавливает ответственность опекунов (попечителей) и органов опеки и попечительства за нарушение прав и законных интересов подопечных граждан .
С целью создания условий для устройства детей в семьи, в соответствии с федеральным законом от 16.04.2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» сформирован Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, действующий как на федеральном, так и на региональном уровне. По истечении месяца со дня выявления ребенка, нуждающегося в семейном устройстве, орган опеки и попечительства обязан направить сведения о нем в региональный банк данных о детях, спустя еще один месяц орган исполнительной власти в субъекте РФ направляет информацию о ребенке в федеральный банк данных о детях .
Кроме того, ведущую роль в области регулирования вопросов социальных гарантий детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей – инвалидов занимает Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», определяющий общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет .
Вышеназванный федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на образование, медицинское обслуживание, имущество и жилое помещение, а также на труд.
В соответствии с пунктом «ж» статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, а также вопросы защиты семьи, материнства, отцовства и детства составляют предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов .
Установление взаимодействия в этой сфере связано с тем, что защита социальных прав граждан в полной мере возможна только в том случае, когда в процессепринимают участие государственные органы федерального и региональногоуровней.
На федеральном уровне правоотношения в сфере социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, регламентируются целым рядом нормативных правовых актов. В числе основных следует назвать следующие:
— Конституция Российской Федерации;
— Семейный кодекс Российской Федерации;
— Трудовой кодекс Российской Федерации ;
— Гражданский кодекс Российской Федерации;
— Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» ;
— Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
— Федеральный закон от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» ;
— Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» ;
— Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и другие федеральные законы.
В целях реализации отдельных положений федеральных законов в рассматриваемой сфере общественных отношений приняты следующие указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, постановления Конституционного Суда Российской Федерации и нормативные правовые акты государственных органов исполнительной власти Российской Федерации:
— Указ Президента Российской Федерации от 28.12.2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» .
— Постановление Правительства РФ от 29.03.2000 г. № 275 «Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации» .
— Постановление Правительства Российской Федерации от 11.09.2020 № 1396 «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением» ;
— Постановление Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» ;
— определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10.10.2002 № 258-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина РамалдановаМуслимаДжалиловича на нарушение его конституционных прав положениями преамбулы, абзацев четвертого и восьмого статьи 1 и пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и т.д.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 г. № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в целях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органам исполнительной власти необходимо обеспечивать в первоочередном порядке учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продуктами питания, одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием.
Согласно статьям 5, 8 ФЗ №159-ФЗ на субъекты Российской Федерации возложена обязанность законодательного регулирования дополнительных гарантий детям указанной категории на имущество и жилое помещение и возложены расходные обязательства по их реализации .
В настоящее время в нашей стране уделяется большое внимание проблеме защиты детей-сирот. С этой целью принимаются и реализуются государственные меры по охране интересов указанной группы детей. На сегодняшний день Россия принимает участие как в международных договорах, содержащих предписания, обязательные для исполнения на ее территории, так и развивает собственное законодательство на всех уровнях государственной власти .
2. Права детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина. Одним из основных прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье. В отношении детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение права на воспитание в семье означает, что при выборе формы устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения, в первую очередь предпринимаются попытки к устройству его именно в семью или, по крайней мере, в учреждение, в котором сохраняются основные черты и особенности семейного уклада.
Действующим федеральным законодательством предусмотрены следующие формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление (удочерение), передача под опеку (попечительство), в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью, а при отсутствии такой возможности – в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (п. 1 ст. 123 СК РФ) .
Право на образование. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы, а также право на получение первого и второго начального профессионального образования также без взимания платы.
Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.
Обучающиеся воспитанники государственных общеобразовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выпуске обеспечиваются этим образовательным учреждением одеждой и обувью, а также единовременным денежным пособием.
Обучающимся в федеральных государственных образовательных учреждениях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, помимо полного государственного обеспечения выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50 процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также 100 процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.
Выпускники государственных образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, за счет средств образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее 500 рублей. По желанию выпускников образовательных учреждений им может быть выдана денежная компенсация в размерах, необходимых для их приобретения, или перечислена указанная компенсация в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в федеральных государственных образовательных учреждениях, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности – на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы .
Право на медицинское обслуживание. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров. Кроме того, им могут предоставляться путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно.
Право на имущество и жилое помещение. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности на период службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы .
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (ч. 1 ст. 57 ЖК РФ) .
Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать сделки по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделки, влекущие отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любые другие сделки, влекущие уменьшение имущества подопечного.Опекун, попечитель, их близкие родственники также не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна, попечителя или их близкими родственниками (п. п. 2, 3 ст. 37 ГК РФ) .
Сделка по отчуждению имущества малолетнего без согласия органа опеки и попечительства является ничтожной. Однако в случае судебного разбирательства при наличии достаточных оснований суд вправе признать имущественные права ребенка нарушенными, а сделку недействительной даже в случае, если такое разрешение органа опеки и попечительства было получено .
Право на труд. Основные нормативные акты, согласно которым государство предоставляет детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дополнительные гарантии права на труд следующие:
— Закон Российской Федерации от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» ;
— Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ст. 9) ;
— Приказ Минздравсоцразвития РФ от 30.09.2010 N 847н «Об утверждении порядка регистрации безработных граждан» ;
Органы государственной службы занятости населения при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья.
Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработных детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.
Работникам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организации.
Право на судебную защиту своих прав. За защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации .
В соответствии со ст. 10 федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право в соответствии с Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» на бесплатную юридическую помощь в виде:
1) правового консультирования в устной и письменной форме;
2) составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;
3) представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации .
Дети, потерявшие одного или обоих родителей, имеют право на получение трудовой или социальной пенсии. Трудовую пенсию могут получать дети-сироты, умершие родители которых имели страховой стаж. Такая пенсия состоит из двух частей: базовой, устанавливаемой в твердом размере, и страховой, которая рассчитывается исходя из стажа и заработка умершего кормильца. Если умерший кормилец не имел страхового стажа, то детям назначается социальная пенсия в связи со смертью кормильца.
Согласно Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» дети-сироты получают социальную пенсию по случаю потери кормильца до 18 лет, выплата пенсии детям-сиротам продлевается при условии их обучения по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы (кроме учреждений дополнительного образования) до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения 23 лет.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей. Размер такого пособия составляет трехмесячную стипендию (п.6 ст.6 Федерального закона № 159-ФЗ). Пособие выплачивается в течение 30 дней с начала учебного года за счет средств, выделяемых образовательным учреждениям из соответствующих бюджетов.
При предоставлении обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия. Образовательное учреждение содействует организации их лечения.
При трудоустройстве в организации (даже коммерческие) выпускники образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются за счет средств этого образовательного учреждения одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием .
Таким образом, в соответствии с Законом № 159-ФЗ, дети-сироты имеют дополнительные гарантии права на образование, медицинское обеспечение, на имущество и жилое помещение, на труд. Предоставляемые гарантии обеспечиваются и охраняются государством.
3. Ответственность за нарушение прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения по отношению к правонарушителю. За свои деяния человек отвечает перед законом и судом, этим юридическая ответственность отличается от моральной, где основным мерилом оценки поведения являются стыд и совесть человека.
Виды ответственности и меры наказания зависят от характера правонарушения. Различают ответственность:
• Уголовную;
• Административную;
• Гражданскую;
• Дисциплинарную.
Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. Для обеспечения реализации права ребенка на всемерную защиту, в том числе и от родителей, иных граждан, должностных лиц, юридических лиц законодательством предусмотрено применении к виновным лицам мер ответственности.
В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, государства — участники Конвенции принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке .
В развитие указанных международных правовых норм Конституцией Российской Федерации установлено, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Надлежащее исполнение родительских обязанностей, забота о детях – равное право и обязанность обоих родителей. Запрещаются любые виды насилия, жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение или наказание .
Согласно ч. 3 ст. 11 Закона № 159-ФЗ, неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностными лицами федеральных органов государственной власти своих обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. То есть ответственность за нарушение прав детей-сирот установлена законодательно.
Ч. 2 ст. 11 Закона № 159-ФЗ гласит, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые с нарушением прав детей-сирот, либо устанавливающие такой порядок осуществления этих прав, который существенно затрудняет их использование, признаются недействительными .
В соответствии со ст. 5.36. КоАП РФ нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей .
Порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью, под опеку либо в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируется ст. ст. 121 — 155.3 СК РФ и специальными законами, в частности, ФЗ № 159-ФЗ. Согласно ст. 123 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности — в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения) .
Устройству детей-сирот предшествует выявление таких детей и формирование государственного банка данных о них, что осуществляется на основе и в соответствии с ФЗ от 16.04.2001 № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей». Указанный Закон (ст. 5) обязывает органы опеки и попечительства предоставлять региональному оператору сведения о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей и не устроенном на воспитание в семью по месту его фактического нахождения в срок, установленный ст. 122 СК РФ. Региональные операторы, в свою очередь, обязаны предоставлять федеральному оператору соответствующие сведения для формирования федерального банка данных о таких детях .
В соответствии со ст. 122 СК РФ руководители образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данной организации .
Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке обеспечивает устройство ребенка (ст. 123 СК РФ) и при невозможности передать ребенка на воспитание в семью направляет сведения о таком ребенке по истечении указанного срока в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Орган исполнительной власти субъекта РФ в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта РФ, а при отсутствии такой возможности направляет указанные сведения для учета в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Правонарушение может выражаться также в несоблюдении сроков предоставления сведений, что не является основанием для освобождения виновного от административной ответственности.
За неисполнение вышеуказанных обязанностей, за предоставление заведомо недостоверных сведений, а также за иные действия, направленные на сокрытие ребенка от передачи на воспитание в семью, руководители организаций и должностные лица указанных органов привлекаются к ответственности в виде административного штрафа.
Согласно СК РФ, защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства, которыми являются органы местного самоуправления. В соответствии со ст. 5.37 КоАП РФ, незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью — влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Органы опеки и попечительства и органы исполнительной власти при выполнении возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не могут преследовать в своей деятельности коммерческие цели.
Ответственность за нарушение прав детей-сирот на получение образования указана в ч.2 ст. 5.57 КоАП РФ. Согласно данной статье, нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей .
Согласно ст. 50 Закона об образовании, все обучающиеся в образовательных учреждениях имеют право на получение образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Закон об образовании обязывает образовательные учреждения создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся и воспитанников несут должностные лица образовательных учреждений .
В целях принуждения региональных органов исполнительной власти к обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в интересах всех разысканных, а также самостоятельно обращающихся к прокурору граждан, имеющих право на получение жилья, направляются исковые заявления в суд. Такая мера реагирования является наиболее эффективным и действенным способом оказания помощи, в том числе потому, что судебный акт имеет силу принудительного исполнения.
Ответственность сотрудников органов опеки и попечительства за ненадлежащее выполнение обязанностей в области защиты прав и семейного устройства детей-сирот состоит в следующем:
— Гражданская ответственность. Вред, причиненный подопечному в результате незаконных действий или бездействия органов опеки и попечительства либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего законодательству акта органа опеки и попечительства, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (ст. 28 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве») .
— Административная ответственность. В соответствии с п. 4 ст. 122 Семейного кодекса РФ на руководителей и сотрудников органов опеки и попечительства может быть наложен административный штраф за вышеуказанные правонарушения .
— Уголовная ответственность. Следующие правонарушения влекут уголовную ответственность в отношении руководителей и сотрудников органов опеки и попечительства:
• незаконные действия по усыновлению детей, передаче их под опеку, на воспитание в приемные семьи, совершенные неоднократно или из корыстных побуждений — ст. 154 Уголовного кодекса РФ (наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев);
• разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя, совершенное лицом, обязанным хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну, либо иным лицом из корыстных или иных низменных побуждений, — ст. 155 Уголовного кодекса РФ (наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового) .
Отсутствие административной ответственности за предоставление сиротам жилого помещения, непригодного для проживания, за несоблюдение порядка предоставления жилья является большим недостатком в области защиты прав детей-сирот, на который законодателям стоит обратить внимание.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Впервые дети как объект особой защиты и заботы были провозглашены во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН 10.12.1948. Позже Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 г. была принята специальная декларация, нацеленная на социальную защиту детей, — Декларация прав ребёнка.
Особой категорией населения являются дети-сироты. Детьми-сиротами признаются лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными, находящимися в лечебных учреждениях, объявлением умершими, отбыванием ими наказания в виде лишения свободы, под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей и т.д.
Основным законодательным актом, регламентирующим меры государственной поддержки для детей-сирот, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, является Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». На основании его устанавливаются льготы для указанных граждан РФ, обеспечивающие реализацию их прав: на образование, медицинское обслуживание, на имущество и жилое помещение, на труд.
Обязанности по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагаются на органы опеки и попечительства местных органов власти. Организация и деятельность органов опеки и попечительства осуществляются на основе Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса РФ (ст. 34, 35, 39), Семейного кодекса РФ (ст. 121-125).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
I. Нормативные правовые акты.
1. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (ред. от 17.02.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 52. – Ст. 5880.
2. Об опеке и попечительстве: федеральный закон от 24.04.2004 г. № 48-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2008. – № 17. – Ст. 1755.
3. О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей: федеральный закон от 16.04.2001 г. № 44-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – № 17. – Ст. 1643.
4. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. – № 42. – Ст. 5005.
5. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ (ред. от 13.07.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2013. – № 52. – Ст. 7007.
6. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – № 31. – Ст. 3802.
7. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ (ред. от 22.12.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – № 51. – Ст. 4831.
8. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2012. – № 53. – Ст. 7598.
9. О занятости населения в Российской Федерации: федеральный закон от 19.01.1991 г. № 1032-1-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. – № 17. – Ст. 1915.
10. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. – № 26. – Ст. 3177.
11. О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: указ Президента РФ от 28.12.2012 г. № 1688 (ред. от 14.11.2017) // http://www.garant.ru/hotlaw/federal/440465/#review
12. Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка: указ Президента РФ от 01.09.2009 г. № 986 (ред. от 15.01.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. – № 36. – Ст. 4312.
13. Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства: постановление Правительства РФ от 29.03.2000 г. № 275 (ред. 02.06.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. – № 15. – Ст. 1590.
14. О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением: Постановление Правительства Российской Федерации от 11.09.2020 № 1396 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2020. – № 46. – Ст. 4801.
15. Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан: постановление Правительства РФ от 18.05.2009 г. № 423 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. – № 21. – Ст. 2572.
16. Об утверждении порядка регистрации безработных граждан: Приказ Минздравсоцразвития РФ от 30.09.2010 N 847н // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2010. – № 17. – Ст. 2009.
17. Об утверждении комплекса мер по предоставлению детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа жилых помещений на 2019 — 2021 гг.: Распоряжение Правительства РФ от 6 апреля 2019 г. № 656-р // https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72117320/
18. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина РамалдановаМуслимаДжалиловича на нарушение его конституционных прав положениями преамбулы, абзацев четвертого и восьмого статьи 1 и пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 года: определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10.10.2002 № 258-О // http://base.garant.ru/1783079/.
19. Ответы на вопросы граждан, связанные с обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Информация Министерства юстиции РФ от 20.07.2015 г. // Администратор образования. – 2015. – № 32.
II. Специальная и научная литература
20. Акбашева З.М. Особенности исполнения судебных решений о предоставлении жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей // Новый юридический журнал. – 2017. – № 2. – 122 с.
21. Баженов А.В., Рабец А.М. Юридическая ответственность за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних по законодательству Российской Федерации (на примере Московской области) // Современное право. – 2016. – № 8. – 90 с.
22. Горева О.Н., Осипова Л.Б., Сербина Е.А. Проблемы социального сиротства в современной России // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. – 120 с.
23. Гармаш А., Аносов М. Жилищные проблемы бывших детдомовцев // ЭЖ-Юрист. – 2019. – № 7. – 59 с.
24. История развития прав детей, реализация этих прав в Российской Федерации и республике Башкортостан // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам X студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. – М.: «МЦНО». – 2018. – № 3 (10) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/3(10).pdf.
25. Карибян С.О. Правовые проблемы обеспечения жильем детей-сирот // Вопросы ювенальной юстиции. – 2020. – № 1. – 69 с.
26. Кустова Е. Квартиры детям-сиротам // Жилищное право. – 2016. – № 4. – 80 с.
27. Криворучко Н.В. Надзор за соблюдением законодательства о постинтернатном сопровождении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Законность. – 2015. – № 12. – 120 с.
28. Лазаренкова О.И. Новеллы законодательства об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот: шаг вперед, два шага назад // Российская юстиция. – 2019. – № 12. – 50 с.
29. Неганова Е. Жилищные права детей-сирот под контролем государства // ЭЖ-Юрист. – 2018. – № 23. – 105 с.
30. Огурцова М.Л.Жилищные права детей-сирот // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. – 2019. – № 9. – 78 с.
31. Огурцова М.Л. Плата за принадлежащее детям-сиротам жилое помещение и коммунальные услуги // Адвокат. – 2019. – № 24. – 80 с.
32. Подласенко О.А. Надзор за соблюдением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение // Законность. – 2018. – № 7. – 120 с.
33. Рахвалова М.Н. Решит ли изменение законодательства проблему обеспечения жилыми помещениями детей-сирот? // Семейное и жилищное право. – 2017. – № 5. – 250 с.
34. Розуван А.М., Редикульцева Е.Н. Правовое регулирование обеспечения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: актуальные проблемы и возможные пути их решения // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2016. – № 1. – 70 с.
35. СабитоваЭ.Н. Формы и способы защиты семейных прав по законодательству Российской Федерации // Современное право. – 2015. – № 1. – 90 с.
36. Тарасова А. Новая модель жилищного обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа // Административное право. – 2018. – № 2. – 90 с.
37. Файрузов Д.Ю. Правовые аспекты защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» / [Электронный ресурс]. – URL: <a href=»http://www.scienceforum.ru/2017/808/8499″>www.scienceforum.ru/2015/808/8499</a>.</p>.
38. Яцентюк О., Еремченко В. Социальная поддержка детей-сирот // ЭЖ-Юрист. – 2019. – № 5. – 90 с.
III. Интернет-источники
39. Аргументы и факты [Электронный ресурс]. – URL :http://www.aif.ru/dontknows/file/upolnomochennyy_po_pravam_rebenka_pri_prezidente_rf_anna_kuznecova_dose (дата обращения 02.06.2021).
40. Генеральная прокуратура Российской Федерации [Электронный ресурс]. – URL :http://www.genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1016745/ (дата обращения 02.06.2021).
41. Банк данных о детях-сиротах [Электронный ресурс]. – URL :http://www.usynovite.ru/documents/federal/(дата обращения 02.06.2021).
42. Министерство образования и науки Российской федерации [Электронный ресурс]. – URL : http://минобрнауки.рф/новости/8330 (дата обращения 02.06.2021).
43. Народный советник [Электронный ресурс]. – URL :http://sovetnik.consultant.ru/prava_rebenka/osnovnye_funkcii_upolnomochennogo_po_pravam_rebenka_v_rf/(дата обращения 02.06.2021).
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф