Скоро защита?
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Сущность, функции и значение государственного кредита»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Введение
Глава 1. Теоретические основы государственного кредита
1.1 Сущность значения и формы государственного кредита
1.2 Функции государственного кредита
1.3 Формы государственного кредита
Глава 2. Анализ состояния государственного кредита РФ
2.1 Анализ состояния страны – как заемщика и кредитора
2.2 Мероприятия, направленные на оптимизацию государственного долга Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы

 

Введение

 

Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что урегулирование задолженности на национальном уровне требует серьезного анализа структуры кредита, возможностей погашения задолженности, срочности и целесообразности переговоров о ее реструктуризации. При решении проблемы государственного долга необходимо активно использовать теоретические разработки в этой области.

Государственный кредит является одним из основных инструментов (наряду с налогами) решения задач достижения сбалансированности доходов и расходов бюджета. В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может привлекать для покрытия своих расходов не только доходы бюджета, но и дополнительные, заемные, свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Уникальным способом их получения является государственный кредит, который выражает отношения между государством и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства. В этом случае заемщиком выступает государство, а кредиторами-население, предприятия и организации.

Целью работы — рассмотрение сущности государственного кредита, его функций и значения.

Объект исследования – государственный кредит Российской Федерации.

Предмет исследования – сущность, функции и значение государственного кредита.

Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи:

— рассмотреть теоретические основы государственного кредита;

— проанализировать состояние страны – как заемщика и кредитора;

— разработать мероприятия, направленные на оптимизацию государственного долга Российской Федерации.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

 

Глава 1. Теоретические основы государственного кредита

 

1.1 Сущность значения и формы государственного кредита

 

В настоящее время государственный кредит имеет большое значение для нормального функционирования всей экономической системы в целом.

Государственный кредит — это совокупность кредитных отношений, в которых государство или органы местного самоуправления выступают в качестве заемщика или кредитора по отношению к гражданам и юридическим лицам.

Государственный кредит выражает денежные отношения между государством, с одной стороны, и физическими или юридическими лицами, с другой, чаще всего с банками, страховыми компаниями и предпринимателями. Кредит будет принадлежать государству, если центральное правительство или местные органы власти выступают в качестве участника кредитной сделки. В этом смысле его можно сравнить с другими формами кредитования, прежде всего с банковским, где банк является обязательным участником кредитной сделки [14, С. 52].

Стоит отметить, что нельзя смешивать такие понятия, как частный и государственный кредит. Существуют следующие различия между этими формами кредита [11, С. 22]:

— во-первых, государственный кредит отличается от частного по участникам сделки. Государство обычно выступает в качестве заемщика, а различные учреждения, предприятия и частные лица выступают в качестве кредиторов;

— во-вторых, заемщик и кредитор в сфере государственного кредита могут поменяться местами;

— в-третьих, государственный кредит является не просто формой движения ссудного капитала, а основан на сочетании ссудного и фиктивного капитала, поскольку ссудная сделка сопровождается покупкой облигаций и казначейских векселей, которые имеют свою рыночную ставку и продаются на рынке ценных бумаг.

В то же время сходство этих форм кредита обусловлено тем, что они имеют единый источник образования.

В сфере государственного кредитования центральное правительство, а также местные органы власти традиционно выступают в качестве заемщиков, привлекая средства для покрытия дефицита бюджета. Основной формой привлечения средств является выпуск облигаций государственного займа и других видов ценных бумаг. Облигация — это обязательство эмитента, которое впоследствии должно возместить владельцу ценной бумаги сумму основного долга и проценты. Владельцы свободных средств, покупая облигации, выступают в роли фактических кредиторов государства. В отличие от банковского кредита, кредиторами являются не только банки, но и страховые компании, предприятия и частные лица. Следует отметить, что половина активных операций страховых компаний в развитых странах приходится на покупку ценных бумаг.

В настоящее время государство начало выступать в качестве кредитора, оказывающего кредитную помощь, заинтересованного в развитии национальной экономики в целом. Финансирование жилищного строительства, инфраструктуры, экспортной продукции осуществляется во многих странах на льготных условиях с широким использованием заемных средств. Причины активного участия государства в качестве кредитора различны: нежелание частного капитала развивать инфраструктурные отрасли из-за отсутствия или отсутствия высоких прибылей помогать отечественным специалистам в борьбе с иностранными конкурентами на международном рынке [4, с. 102]

Потоки капитала в международных экономических отношениях, предполагающие предоставление валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности и уплаты процентов, называются международным кредитом. Банки, предприятия, государства, международные и региональные организации выступают в качестве кредиторов и заемщиков.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что государственный кредит выражает отношения в денежной форме между государством, с одной стороны, и физическими или юридическими лицами, с другой, чаще всего с банками, страховыми компаниями и предпринимателями. Государственный кредит отличается от частного кредита формой предоставления средств и участниками сделки.

 

1.2 Функции государственного кредита

 

В экономической литературе рассматриваются различные функции государственного кредита и государственного долга. Как финансовая категория, государственный кредит выполняет две функции: фискальную и регулятивную. Фискальная функция государственного кредита заключается в том, что кредит осуществляется посредством централизации государственных средств. Положительный эффект фискальных функций государственного кредита заключается в более равномерном распределении налогового бремени во времени.

Регулирующая функция государственного кредита охватывает: состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на денежном рынке и рынке капитала, производство и занятость.

О. В. Врублевская рассматривает следующие государственные функции кредита [7, с. 123]:

— формирование денежных фондов — это привлечение средств с рынка ссудного капитала в Центральный фонд государства, основанное на принципах возвратности, срочности и уплаты налогов;

— использование средств-функция, возникающая из необходимости погашения заемных средств, которая осуществляется как за счет налоговых и неналоговых доходов, так и через механизм рефинансирования, то есть досрочного погашения обязательств за счет средств, полученных от размещения новых обязательств;

— контроль-функция государственного кредита, которая выражается в воздействии на уровень ликвидности коммерческих банков, структуру спроса, темпы экономического роста, количество денег в обращении.

Кроме того, в своем учебнике этот автор также отмечает роль кредита, который:

— в перераспределении финансовых ресурсов в процессе движения капитала между сферами производства и обращения. На практике это означает, что государство, являясь активным участником рынков капитала и все чаще выступая в роли заемщика, оказывает существенное влияние на уровень процентных ставок, являясь конкурентом для участников рынка, ищущих кредитные ресурсы, а также приводит к изменению минимальной доходности инвестиционных проектов в реальном секторе;

— повышение эффективности использования ресурсов, обеспечивающих наиболее эффективное использование государственных средств, при наличии «кассового разрыва» между временем их поступления и использования при отсутствии, а также при превышении финансовых ресурсов;

— ускорение концентрации финансовых ресурсов, что позволяет государству в кратчайшие сроки привлекать значительные финансовые ресурсы, в том числе для финансирования чрезвычайных расходов.

В книге Малиновской О. В. были выделены следующие особенности государственного кредита [14, С. 65]:

— распределительная. Благодаря распределительной функции происходит формирование централизованных государственных денежных фондов и их использование в условиях срочности, возвратности и выплаты процентов;

— регулирующая. При этом акцент делается на том, что государство может сознательно использовать государственный кредит как инструмент экономического регулирования, влияющий на состояние валюты, процентных ставок, производства и занятости.;

— контрольная. Контрольная функция государственного кредита органически переплетается с контрольной функцией финансов и имеет свои специфические черты, порожденные особенностями данной категории.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что государственный кредит как финансовая категория имеет 2 основные функции: фискальную и регулирующую. Фискальная функция государственного кредита состоит в том, что кредит осуществляется через централизацию государственных средств. Регулирующая функция государственного кредита охватывает состояние денежного обращения.

 

1.3 Формы государственного кредита

 

В зависимости от характера операций выделяют три формы государственного кредита [6, с. 35]:

— государственное заимствование;

— государственная гарантия;

— государственный кредит.

Государственные заимствования осуществляются в форме государственных займов и прямых займов. Государственный кредит — это привлечение временно свободных денежных средств физических и юридических лиц путем выпуска и продажи государственных ценных бумаг. Прямые займы-это привлечение средств инвесторов без продажи им ценных бумаг. Прямые заимствования осуществляются банками, международными финансовыми организациями и другими правительствами.

Государственные гарантии предоставляются по кредитам и займам, предоставленным органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами. Государство гарантирует не только безусловное погашение кредитов и займов, но и выплату процентов по ним путем резервирования средств на погашение гарантированного займа или кредита.

Государственные займы предоставляются за счет бюджетных средств хозяйствующим субъектам, органам местного самоуправления, другим государствам, международным организациям [8, С. 164]. В зависимости от категории Заемщика существуют бюджетные и государственные кредиты. Бюджетные кредиты — это средства, предоставляемые на возвратной основе юридическими лицами своей страны или органами местного самоуправления.

Итак, государственный кредит — это средства, которые предоставляются на возвратной основе другим государствам, их юридическим лицам и международным организациям.

Глава 2. Анализ состояния государственного кредита РФ

 

2.1 Анализ состояния страны – как заемщика и кредитора

 

В современных условиях Россия является одновременно международным кредитором и международным должником [16, с. 125]. Это результат длительного процесса заимствования на уровне национальных рынков развитых стран с рыночной экономикой и одновременного кредитования ряда стран. Но особенность этих процессов состояла в том, что заимствование носило чисто коммерческий характер, а кредитование – преимущественно военно-политический. В результате на сегодняшний день Россия является чистым должником по отношению к развитым странам с рыночной экономикой. По отношению к развивающимся и некоторым постсоциалистическим странам Россия является чистым кредитором.

По состоянию на 01.12.2019 объем государственного долга Российской Федерации составил 5,8 трлн рублей, в том числе государственный внутренний долг-4,5 трлн рублей, а государственный внешний долг – 40,5 млрд долларов США. В предстоящий период объем государственного долга будет ежегодно увеличиваться, достигнув к концу 2020 года уровня 11,1 трлн рублей, или 13,4% ВВП. При этом доля внутреннего долга в общем объеме госдолга существенно не изменится и составит 75 % .

Исходя из параметров, заложенных в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2019-2021 годы, и с учетом планируемых объемов заимствований, в предстоящем периоде значения показателей долговой устойчивости Российской Федерации будут по-прежнему находиться вне зон опасности – табл. 1.

Таблица 1 – Показатели долговой устойчивости Российской Федерации (бюджетная позиция), %

Показатель 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. Пороговое значение
2 3 4 5 6 7
Отношение    государственного  долга Российской Федерации к ВВП. 11,8 13,1 13,7 13,4 25
Доля  расходов  на  обслуживание

государственного                      долга

Российской

Федерации в общем объеме расходов федерального бюджета.

2,6 3,2 3,4 3,3 10
Отношение платежей на обслуживание и погашение государственного долга

Российской Федерации к доходам федерального бюджета.

7,9 9,9 7,1 9,3 10
Отношение государственного  долга Российской  Федерации к  доходам федерального бюджета. 56,2 68,0 72,1 71,4 100
Отношение государственного внешнего долга Российской Федерации к годовому объему экспорта товаров и услуг. 11,5 13,2 14,8 15,4 220
Отношение расходов на обслуживание   государственного внешнего долга Российской Федерации  к  годовому  объему экспорта товаров и услуг. 0,5 0,6 0,6 0,6 25

 

Однако по ряду параметров существующий «запас прочности» нельзя считать абсолютным с точки зрения обеспечения долговой устойчивости Российской Федерации. Во-первых, несмотря на планируемое постепенное замедление в предстоящий период, темпы роста государственного долга и, как следствие, затраты на его обслуживание очень высоки. Так, в 2020 году расходы на обслуживание госдолга РФ вырастут на 85,5 млрд рублей.

По результатам стресс-тестирования долговых показателей России, если фактические цены на нефть будут установлены и поддержаны на уровне на 40 долларов США ниже прогнозных в предстоящий период, то показатель «государственный долг к ВВП» в 2020 году превысит 20%. Это фактически «бросит» Россию в ситуацию 2014 года.

На сегодняшний день рынок государственного долга является ключевым сегментом национального финансового рынка, на долю которого приходится 43% всего российского рынка долговых эмиссионных инструментов [9, С. 25]. За последние три года рынок государственного долга рос быстрее, чем рынок корпоративного долга, а также рынок муниципального и регионального долга. В 2019 году рынок государственного долга вырос на 6,3 % (с начала 2018 года – на 96,7 %), рынок корпоративного долга увеличился на 10,6% (с начала 2018 года – на 48,8 %), а объем рынка регионального и муниципального долга снизился на 6,0% (с начала 2018 года его объем снизился на 5,3 %).

Официальная статистика внешнего долга Банка России выделила четыре категории заемщиков: правительство (включая федеральные органы и субъекты Российской Федерации), органы денежно – кредитной политики (в лице Банка России), банки и другие секторы (ранее известные как нефинансовые предприятия). Государственный и денежный долг считается государственным долгом, в то время как долг перед банками и другими заемщиками считается долгом негосударственного (частного) сектора. Долг бывшего Советского Союза как часть государственного долга, конечно, часть долга федерального правительства, а остальное-это новый долг России-таблица 2.

Таблица 2 – Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 01.12.2019 года

Категория долга млн

долларов

США

эквивалент млн евро
1 2 3
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией). 34 819,9 26 070,7
Задолженность перед официальными кредиторами – членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации. 468,6 350,9
Задолженность перед официальными кредиторами – не членами Парижского клуба. 1 326,3 993,0
Задолженность перед официальными кредиторами – бывшими странами СЭВ. 1 019,6 763,4
Задолженность перед международными финансовыми организациями. 2 360,7 1 767,5
Задолженность по внешним облигационным займам. 28 546,9 21 373,8
внешний облигационный заем с погашением в 2015 году. 2 000,0 1 497,5
внешний облигационный заем с погашением в 2018 году. 3 466,4 2 595,4
внешний облигационный заем с погашением в 2020 году. 3 500,0 2 620,5
внешний облигационный заем с погашением в 2028 году. 2 499,9 1 871,7
внешний облигационный заем с погашением в 2030 году. 17 080,6 12 788,7
Задолженность по ОВГВЗ. 24,1 18,1
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте. 1 017,0 761,5

 

Распределение внешнего долга между основными категориями заемщиков на сегодняшний день претерпело фундаментальные изменения. До кризиса и в первые годы после кризиса основой существующего долга был государственный долг, за который отвечал федеральный бюджет.

Место государства, причем в гораздо большем масштабе, занимают структуры, которые входят в число частных заемщиков, самостоятельно отвечающих за полноту и своевременность возврата средств.

Внутренний долговой рынок нельзя считать уникальным явлением в мировой практике – практически все страны мира выпускают государственные ценные бумаги. Создание Российского внутреннего долгового рынка было призвано ликвидировать практику прямого (эмиссионного) кредитования Центрального Банка Российской Федерации. Цель состояла в том, чтобы создать масштабный рынок государственных ценных бумаг, который характеризовался бы высокой ликвидностью и низкими рисками федеральных облигаций. Развитие российского внутреннего долгового рынка было напрямую связано с эволюцией национальной финансовой сферы и действиями монетарных властей как в области макроэкономической политики, так и в проведении чисто рыночных преобразований. В результате структура совокупной денежной массы стала менее ликвидной, снизился уровень инфляции, интенсивно развивались другие сегменты национального рынка.

Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации по состоянию на 01.01.2020 г. составил 7 307,61 млрд руб. Из этой суммы долговые обязательства по государственным ценным бумагам составляют 5676,0 млрд рублей, а государственные гарантии в рублях-1590,0 млрд рублей.

Внутренний долг практически не изменился с начала года. По состоянию на 01.01 он составлял 7,3 трлн рублей.

По итогам 2018 года внешний государственный долг России сократился на 4,4 миллиарда долларов, до 50 миллиардов. В целом долговая нагрузка составляет около 16 % ВВП.

Что касается внешнего долга, то официальный потолок на 2019 год составил 52,6 миллиарда долларов. Верхний предел государственного внутреннего долга на 01.01.2020 года установлен в размере 9 трлн рублей.

В 2021 году Россия планирует выйти на рынок внешних заимствований. Минфин может разместить на внешних рынках облигации на сумму до 3 миллиардов долларов

Структура погашения долга на рис.1 показывает относительно плоскую кривую после 2022 года. Часть, относящаяся к 2020-2030 годам, — это портфель ЦБ, который был переоформлен в ОФЗ. Минфин практически не допускает пиков выплат и считает, что к 2020 году объем погашения не превысит 100-110 млрд рублей. В условиях такого исполнения бюджета ежегодное погашение значительно меньше ежемесячного дохода, получаемого федеральным бюджетом. Это означает, что кредитных рисков практически нет. Подробнее рассмотрим стратегию правительства по внутреннему долгу.

 

Рисунок  1 – Структура погашения долга

 

В апреле 2016 года правительство России пересмотрело свою долговую стратегию на 2018-2020 годы. Государственный долг Российской Федерации и общий государственный долг должны уменьшаться по отношению к ВВП, а доля государственного внутреннего долга должна расти. Следующая позиция-развитие национального рынка государственных ценных бумаг и сохранение консервативной политики в области государственных заимствований, позволяющей не только привлекать средства на рынке, но и использовать ресурсы стабильного фонда для погашения текущего внешнего долга. Структура долга меняется. Правительство постепенно приближается к цели доведения соотношения внутреннего и внешнего долга до 50/50. Сегодня она составляет 20/80, а к концу 2020 года достигнет 43/57.

Таким образом, такой фактор государственных заимствований, как низкий текущий уровень государственного долга, требует постоянного мониторинга. Пока это позволяет нам проводить политику увеличения государственных заимствований, не опасаясь резкого ухудшения долговой устойчивости Российской Федерации. Если макроэкономическая ситуация будет развиваться по сценариям, близким к утвержденному прогнозу социально-экономического развития страны, то показатели долговой устойчивости Российской Федерации в предстоящий период сохранятся на относительно безопасных уровнях. При запланированных объемах заимствований долговая нагрузка на федеральный бюджет останется в пределах параметров, позволяющих обеспечить надлежащее обслуживание государственного долга, а предпосылки для поддержания суверенных кредитных рейтингов на инвестиционном уровне сохранятся. Однако, учитывая высокую зависимость российской экономики и состояние федерального бюджета от мировых сырьевых рынков, поддержание умеренной долговой нагрузки является стратегической задачей. Ее решение будет означать сохранение важнейшего конкурентного преимущества нашей страны. Разумная кредитная политика создаст условия для роста возможностей частного сектора и обеспечит инвестиционную привлекательность национальной экономики в целом.

Рассмотрим Российскую Федерация как кредитора.

Объем внешних долговых активов России примерно равен объему ее внешних долговых обязательств. Однако это не означает, что баланс может быть смещен и сведен к нулю. Долг России (в том числе и СССР) формировался в основном при нормальных рыночных условиях в свободно конвертируемой валюте. А внешние долговые активы, унаследованные Россией от СССР, на самом деле имеют иной характер. Должниками в данном случае являются развивающиеся страны, которым были предоставлены кредиты на основе межправительственных соглашений, основанных на политических и военно-стратегических соображениях. Кредиты выделялись в виде товарных поставок на льготных условиях. До 80% их количества приходилось на вооружение.

Погашение этих кредитов, в отличие от западных кредитов, также осуществляется в виде товарных поставок. Это определяет принципиальную разницу и несовместимость активов и обязательств внешнего долга [17, С. 67].

Ряд российских должников относится к числу наименее развитых стран. А согласно договоренностям, достигнутым в рамках переговоров между семью ведущими державами мира, до 80% долга таких стран подлежит списанию. Валютой займа был переводной рубль или рубль. Поскольку валютные оговорки не были включены в соглашения из-за обесценивания рубля, некоторые страны-должники настаивают на пересчете суммы задолженности. Наконец, ряд стран отказываются возвращать свои долги, поскольку кредиты имеют сильную политическую коннотацию, а в некоторых случаях были предоставлены режимам, потерявшим власть. Эти аргументы подкрепляются той негативной оценкой, которую российская дипломатия дала политике СССР в зоне национально-освободительного движения в начале 90-х годов.

По данным Счетной палаты, по состоянию на 01.01.1996 г. задолженность иностранных государств России по межбюджетным кредитам составляла 96,4 млрд руб.

В пересчете на обменный курс, установленный Центральным банком Российской Федерации по платежно-расчетным соглашениям Советского Союза, этот долг равен 149,6 млрд руб. Однако, по официальным оценкам, в лучшем случае 1/3 этой суммы может быть возвращена в течение нескольких десятилетий. Согласно графику, долг развивающихся стран России был погашен в основном к середине 90-х годов. Однако его объем практически не уменьшается, так как в реальности этот долг получает не более 1,5 миллиарда долларов ежегодно, что составляет около 1/10 платежей по графику. Должниками России являются 57 развивающихся стран. На Кубу, Монголию и Вьетнам приходилось более 40% долга. Однако эти страны имели около 1/2 непогашенной задолженности. Около 30 миллиардов долларов (1/5 от общего долга) приходится на наименее развитые страны. Большинство из них вообще не производили никаких платежей, получая постоянные отсрочки. Лишь несколько стран (Индия, Пакистан, Бангладеш, Индонезия) выполнили свои обязательства. Из 1,5 миллиарда долларов ежегодных долговых поступлений около 1 миллиарда приходится на Индию.

Долг развивающихся стран России, как это предусмотрено соглашениями, должен в основном погашаться за счет поставок товаров. В рыночных условиях был осуществлен переход от практики выдвижения организаций-импортеров к их отбору на конкурсной основе (тендеры). Это позволило нам расширить круг импортеров и усилить конкуренцию между ними. Банк проводит денежно-кредитную тендеры на выполнение работ по расчистке валюты. Однако фирмы-импортеры сталкиваются с трудностями при выборе продукции, что приводит к задержкам в выплате долгов даже в тех случаях, когда страны-должники выполняют свой график.

Для ускорения погашения долга используется практика переуступки долга банкам и фирмам других стран. Однако единственный способ переуступить долги стран с низкой платежеспособностью — это с большим дисконтом, который обычно достигает 90 %. Этот метод не получил широкого применения в российской практике. А продажа ганского долга за 18,9 % долга считается крайне неэффективной сделкой. Также не в долгосрочных интересах России уступать российские претензии за бесценок, так как она потеряет свои с трудом завоеванные позиции в развивающихся странах. Предпочтительным методом является конвертация долга в инвестиции в экономику страны-должника. Однако, как показывает опыт развивающихся стран, выбор таких объектов для инвестирования затруднен, и прорыва в этом направлении не предвидится. Поэтому поставки сырья остаются основным способом погашения внешнего долга России развивающимися странами.

Надеясь ускорить процесс погашения долга развивающимися странами, Россия вступила в парижский клуб в качестве государства-кредитора в 1997 году. Однако из российских должников только 25 стран (около 1/2) работают с Парижским клубом (Вьетнам, Йемен, Эфиопия, Алжир, Мозамбик и т. д.). На их долю приходится 50 миллиардов долларов долга.

Крупнейший российский должник-Куба, а также Монголия, Сирия и Афганистан-не работает с Парижским клубом. Последние три страны должны России около 30 миллиардов долларов. При погашении долга развивающихся стран России в рамках Парижского клуба списывается значительная его часть в размере 35-80 %. Сумма списания зависит от уровня развития страны и доли поставок военной техники в сумме долга.

Таким образом, Россия является одновременно и крупным должником, и кредитором. Будучи кредитором, она сталкивается с неспособностью, а иногда и с нежеланием должников из развивающихся стран погашать свои обязательства. Как заемщик, она переживает тяжелый долговой кризис.

 

2.2 Мероприятия, направленные на оптимизацию государственного долга Российской Федерации

 

Для оптимизации государственного долга необходимо [18, С. 35]:

— сократить (установить лимит) принятие новых обязательств по привлечению кредитов Всемирного банка для решения структурных проблем социального и государственного управления;

— в соответствии с установившейся международной практикой сместить акцент в работе с международными финансовыми институтами на финансирование крупных инфраструктурных проектов национального значения;

— увеличение числа международных финансовых институтов, финансирующих проекты в Российской Федерации, в том числе расширение сотрудничества с Европейским инвестиционным банком;

— укреплять сотрудничество с МБР в части масштабного и более широкого использования финансовых инструментов, не обеспечивающих суверенных государственных гарантий, в том числе:

— предоставление правительством Российской Федерации комфортных писем, не содержащих различных нефинансовых обязательств федерального бюджета;

— реализация проектов по схеме государственно-частного партнерства при политической поддержке государства;

— гарантии от некоммерческих рисков, по которым Правительство РФ обязалось выплатить компенсацию кредитору только в случае наступления договорных событий (войны и гражданские конфликты, ввоз наркотиков или отказ в выдаче лицензии, введение дискриминационных налогов или ограничений на вывоз валюты, экспроприация) коммерческого риска, как правило, несет кредитор;

— привлечение в качестве гарантов специализированных финансовых институтов-российского банка развития, Внешэкономбанка и др.;

— развитие сотрудничества со Всемирным банком в предоставлении консультационных услуг по структурным реформам отдельных секторов экономики, мониторингу макроэкономических и бюджетных параметров, подготовке рекомендаций по денежно-кредитной и фискальной политике стимулирования экономического роста;

— обеспечение механизма обеспечения доступа к финансовым ресурсам МФО на приемлемых условиях.

Реализация этой политики позволит значительно сократить количество проектов, реализуемых с участием и за счет международных финансовых институтов (МФИ), до 5-10 эффективных и успешных существующих программ к 2021-2023 годам. В то же время необходимо совершенствовать организационное обеспечение отношений с международными финансовыми институтами при реализации проектов, финансируемых за счет средств этих организаций.

Проблема обслуживания внешнего долга России в последние годы является наиболее острой как с точки зрения перспектив роста российской национальной экономики, так и с точки зрения сохранения ее позиций в общей мировой экономической системе, в том числе финансовой. Неисполнение, даже частичное, своих долговых обязательств по обслуживанию российского внешнего долга будет способствовать поддержанию очень низких кредитных рейтингов Российской Федерации, отдельных регионов и предприятий [11, с. 120]. В ближайшее время уровень прямых иностранных инвестиций будет незначительным, а портфельные инвестиции вообще исчезнут. В этом контексте соглашение о частичном списании и реструктуризации внешнего долга Российской Федерации должно быть взаимоприемлемым, в результате чего сохранятся определенные перспективы как для России – в плане доступности услуг по последующему погашению внешнего долга не только в текущем году, но и в среднесрочной перспективе, так и для внешних кредиторов-в плане перспектив погашения выданных кредитов.

В условиях, благоприятных, в частности, для России, а именно сохранение цен на энергоносители на мировом рынке позволит компаниям-экспортерам и федеральному бюджету получать дополнительные доходы [12, с. 63]. Однако даже при крайне ограниченных государственных расходах у федерального бюджета не будет достаточно средств для полного погашения внешнего долга. Это утверждение соответствует варианту сохранения основных приоритетов бюджетной политики. Повышение налогов на экспортные операции может существенно улучшить государственный бюджет, в то время как физический объем экспорта существенно не изменится. Однако сомнительно, что радикальные изменения в налогообложении российских экспортеров возможны, прежде всего за счет лоббирования соответствующих контрмер.

Таким образом, можно сделать вывод о необходимости плановой налоговой стратегии для компаний-экспортеров, поскольку в условиях часто меняющейся ценовой конъюнктуры рыночного механизма проводимая налоговая реформа может дать обратный результат (произойдет снижение налоговых поступлений, а также значительное снижение поступления экспортной продукции).

 

Заключение

 

Государственный кредит — это совокупность экономических отношений между государством, через его институты, с одной стороны, государственной властью и управлением, а также юридическими и физическими лицами, с другой стороны, в которых государство выступает прежде всего как заемщик, а также кредитор и гарант. Государственный кредит очень отличается от банковского кредита: главной чертой государственного кредита часто является непроизводительное использование капитала.

Назначение государственного кредита проявляется, прежде всего, в том, что он является инструментом в руках государства для мобилизации дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицита государственного бюджета мобилизуются дополнительные финансовые ресурсы для покрытия разницы между расходами и доходами бюджета. При положительном сальдо бюджета средства, привлеченные за счет государственных займов, направляются непосредственно на финансирование экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, как средство повышения финансового потенциала государства, может стать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

Принимая во внимание экономические условия, которые существовали в России, я хотел бы отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль в нашей экономике. Состояние промышленности, а именно кредитно-финансового сектора, определяет важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, положение страны на мировой арене.

Именно поэтому особое внимание следует уделить проблеме управления государственным кредитом. В экономической литературе кредитное управление рассматривается отдельно на макро-и микроуровнях. В целом следует отметить, что процесс управления государственным кредитом решает следующие задачи:

— минимизация стоимости долга для заемщика;

— предотвращение переполнения рынка кредитных обязательств государства и резких колебаний их курса;

— эффективное использование привлеченных средств и контроль за целевым использованием выделенных кредитов ; ;

— обеспечение своевременного погашения кредитов;

— максимальные задачи, определенные финансовой политикой страны.

Что касается внешних займов, то, несмотря на низкое соотношение между внешним государственным долгом и ВВП, привлечь их довольно проблематично. Основной причиной этого является невыполнение ряда условий, предъявляемых международными валютными организациями, в связи с тем, что они зачастую не согласуются с экономической политикой, проводимой в Российской Федерации.

Поэтому основной формой государственного кредита должно стать государственное заимствование на рынке государственных ценных бумаг, что само по себе неплохо, поскольку является наиболее привлекательным и наименее инфляционным источником финансирования дефицита государственного бюджета. В то же время существует ряд проблем, требующих немедленного решения для повышения его (источника) надежности.

 

Список использованной литературы

 

  • Бюджетный кодекс РФ [Текст]: федер. закон № 145-ФЗ: офиц. текст по состоянию на 02.12.2020 г. // СПС Гарант, 2020.
  • Гражданский кодекс РФ [Текст]: федер. закон № 35-ФЗ: офиц. текст по состоянию на 02.12.2020 г. // СПС Гарант, 2020.
  • Налоговый кодекс РФ [Текст]: федер. закон № 52-ФЗ: офиц. текст по состоянию на 02.12.2020 г. // СПС Гарант, 2020.
  • О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством РФ отдельных законодательных актов РФ [Текст]: федер. закон № 63-ФЗ: офиц. текст по состоянию на 02.12.2020 г. // СПС Гарант, 2020.
  • Баранова, Л.Г. Бюджетный процесс в РФ [Текст]: учебник / О.В. Врублевская. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 23с.
  • Боровой, В.А. Основные теории финансов и кредита [Текст]: учебник / В.А. Боровой; под ред. В.А. Боровой, С.В. Мурашовой. – М.: СПб.: Питер, 2018. – 176 с.
  • Врублѐвская, О.В., Романовский М.В. Бюджетная система Российской Федерации [Текст]: учебное пособие / О.В. Врублевская, М.В. Романовский; под ред. О.В. Врублѐвской,   М.В. Романовского, – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2017. – 576 с.
  • Емельянова, А.М. Финансы, налоги, кредиты [Текст]: учебник / А.М. Емельянова. – М.: РАГС, 2019. – 564 с.
  • Ермасова, Н.Б. Бюджетная система Российской Федерации [Текст]: учебник / Н.Б. Ермасова; под ред. Н.Б. Ермасова, – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшее образование, 2018. – 138 с.
  • Жук, И.Н. Международные финансы [Текст]: учебник / И.Н. Жук; под общей ред. И.Н. Жук. – Мн.: БГЭУ, 2018. – 149 с.
  • Жукова, А.М. Общая теория кредита и денег [Текст]: учебник / А.М. Жукова. – М.: Банки и биржи, ЮНИ-ТИ, 2017. – 330 с.
  • Ковалева, А.Н. Финансы [Текст]: учебник / А.Н. Ковалева. – М.: ТК Велби, 2018. – 412 с.
  • Ковалѐва, В.В. Финансы [Текст]: учебник / В.В. Ковалѐва; под ред. В.В. Ковалѐва. – М.: ТК Велби, Проспект, 2017. – 634 с.
  • Малиновская, О.В. Государственные и муниципальные финансы [Текст]: учебное пособие / О.В. Малиновская; под ред. И.П. Скобелева, А.В. Бровкина, – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2018. – 480 с.
  • Нешитой, А.С. Бюджетная система Российской Федерации
[Текст]: учебник / А.С. Нешитой; под ред. А.С. Нешитой, – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2017. – 308 с.

  • Поляк, Г.Б. Бюджетная система России [Текст]: учебное пособие / Г.Б. Поляк; под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 703 с.
  • Поляк, Г.В. Финансы, денежное обеспечение и кредит [Текст]: учебник / Г.В. Поляк. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. – 512 с.
  • Продченко, И.А. Деньги. Кредит. Банки [Текст]: учеб. пособие / И.А. Продченко. – М.: МЭИБТ, 2018. – 134 с.
  • Сергеева, А.Н. Финансы и кредит субъектов Российской Федерации [Текст]: учебное пособие / А.Н. Сергеева. – М.: БИЭФ, 2016. – 215 с.
  • Шуляк, П.Н., Белотелова Н.П., Белотелова Ж.С. Финансы [Текст]: учебник / П.Н Шуляк, Н.П. Белотелова, Ж.С. Белотелова; под ред. проф. П.Н. Шуляк. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2018. – 384 с.

 

 

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф