Оглавление
- Введение
- Сущность, цели, основные направления и методы таможенного тарифного регулирования ВЭД
- Роль таможенно-тарифного регулирования ВЭД в таможенной политике страны
- Финансовый механизм таможенно-тарифной политики
- Заключение
- Список литературы
Введение
Во внешнеэкономических связях и отношениях Российской Федерации с другими странами мира за период перехода к рыночным отношениям произошли серьезные изменения. Российское таможенное законодательство в своем развитии широко использует мировой таможенно-правовой опыт. Оно идет по пути решения вопросов сотрудничества со странами Содружества Независимых Государств (СНГ) и дальнего зарубежья. Другой серьезной задачей является освоение норм и положений международного торгово-таможенного права, на базе которых таможенное дело России будет развиваться в направлении гармонизации и унификации с общепринятыми международными нормами и практикой. Новый Таможенный кодекс РФ, вступивший в действие с 1 января 2004 г., значительно меняет требования и подходы к осуществлению внешнеэкономической деятельности и является документом, необходимым для вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). В нем учтены правила Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур. [5]
Внешнеэкономическая политика – это система мероприятий, направленных на достижение экономикой данной страны определенных преимуществ на мировом рынке и одновременно на защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров, осуществляемых посредством таможенно-тарифного регулирования (применение импортного и экспортного таможенных тарифов) и нетарифного регулирования (в частности путем квотирования и лицензирования) внешнеторговой деятельности.
Вопрос правильного определения целей таможенной политики важен, конечно, для любого государства. Но для России он важен вдвойне. Рассмотрим более подробно таможенно-тарифное регулирование.
Сущность, цели, основные направления и методы таможенного тарифного регулирования ВЭД
Таможенное тарифное регулирование является методом государственного регулирования ВЭД. Другие методы: нетарифное (напр., таможенные режимы), запреты и ограничения, меры экономического и административного характера. Сущность таможенно-тарифного регулирования заключается в осуществлении уполномоченными государственными органами стоимостного воздействия на экспортные и импортные товарные потоки в процессе пересечения ими таможенной границы РФ.
К числу основных элементов таможенно-тарифного регулирования относят порядок и методологию таможенного обложения ввозимых и вывозимых товаров, виды таможенных тарифов и таможенных пошлин, причины их установления и порядок взимания, режим предоставления таможенных льгот, механизм определения страны происхождения товаров и расчета таможенной стоимости и другие меры.
Закон РФ «О таможенном тарифе» определяет таможенный тариф как инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров Российской Федерации при его взаимосвязи с мировым рынком. [1]
Содержательная основа таможенного тарифа заключается в том, что он представляет собой систематизированный в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) свод ставок таможенных пошлин, которыми облагаются товары при их перемещении через таможенную границу государства, установившего таможенный тариф. Чаще всего он содержит детализированные названия и цифровые коды по ТН ВЭД товаров, облагаемых таможенными пошлинами, и ставки пошлин с указанием метода их исчисления. В зависимости от направления перемещения товаров через таможенную границу устанавливаются экспортный и импортный таможенные тарифы.
Таможенное тарифное регулирование используется для достижения следующих основных целей:
- рационализации товарной структуры импортных внешнеторговых потоков (как правило, уменьшаются или полностью отменяются таможенные пошлины на товары, ввоз которых необходим для развития национальной экономики; в то же время сохраняются высокие ставки таможенных пошлин на товары, которые могут составить конкуренцию отечественным товаропроизводителям);
- поддержания рационального соответствия вывоза и ввоза товаров, валютных расходов и доходов;
- содействия прогрессивным изменениям в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации;
- обеспечения условий для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику. [3]
Основными задачами таможенного тарифного регулирования в нашей стране в настоящее время являются:
- поддержка конкурентоспособности продукции отечественных предприятий на внутреннем рынке и необходимого уровня инвестиционной привлекательности отраслей или производств;
- повышение модернизационной и инновационной составляющей российской экономики и интеграция в единую систему таможенно-тарифного регулирования Таможенного союза.;
- повышение конкурентоспособности российского экспорта.
Решение указанных задач обеспечивается следующими методами:
- корректировка ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин;
- внесение изменений в Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) и применение различных тарифных льгот и т.д.
Роль таможенно-тарифного регулирования ВЭД в таможенной политике страны
Таможенная политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию внешнеторгового обмена (объема, структуры и условий экспорта и импорта) путем установления соответствующего таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Таможенная политика — неотъемлемая часть экономической и внешнеторговой политики государства, и поэтому она зависит от целей и задач общей экономической стратегии правительства. [4]
Основными средствами (инструментами) реализации таможенной политики являются таможенные пошлины, сборы (тарифное регулирование), процедура таможенного оформления и таможенного контроля, различные таможенные ограничения и формальности, связанные с практикой внешнеторгового лицензирования и квотирования (нетарифное регулирование).
С помощью инструментов таможенной политики государство обеспечивает выполнение одной из важнейших своих функций — функции защиты прав и свобод человека и общественных интересов.
Так, может быть запрещен ввоз в страну и вывоз отдельных товаров и транспортных средств исходя из соображений государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защиты животных и растений, охраны окружающей природной среды, защиты художественного, исторического и археологического достояния народов своей страны и зарубежных стран, защиты права собственности, защиты интересов потребителей ввозимых товаров и исходя из других интересов.
Два вида таможенной политики: протекционизм и свободная торговля.
Протекционистская таможенная политика направлена на создание наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства и внутреннего рынка. Ее основные цели достигаются путем установления высокого уровня таможенного обложения на импортируемые товары.
В отличие от протекционизма политика свободной торговли предполагает минимальный уровень таможенных пошлин и направлена на всемерное поощрение ввоза иностранных товаров на внутренний рынок страны.
Деятельность государственных органов по регулированию ВЭД осуществляется практически во всех странах мира, но ее масштабы, формы и методы, конкретные цели и задачи определяются каждой страной исходя из ее положения в современном мире, внешней и внутренней политики, масштабов и др. факторов Таможенная политика осуществляется различными методами, которые в зависимости от классификационных признаков подразделяются на:
1) экономические и административные,
2) тарифные и нетарифные. [7]
Экономические методы таможенной политики базируются на использовании экономических инструментов торговой политики — таможенных пошлин, налогов (НДС, акциза и др.) и таможенных сборов.
Используя эти инструменты, государство воздействует на экономические интересы субъектов ВЭД и, следовательно, на их поведение, сохраняя вместе с тем за ними полную оперативную самостоятельность. Они в большей степени соответствуют природе рыночных отношений и потому играют главную роль в регулировании ВЭД в современных условиях.
Административные методы таможенной политики включают государственные правила, нормативы, запреты, с помощью которых государство осуществляет непосредственное воздействие на субъектов ВЭД, регламентирует различные стороны их деятельности в интересах общества.
Считается, что административные методы противоречат природе рыночных отношений и поэтому сфера их применения постепенно сужается.
Основой таможенной политики выступает таможенно-тарифное регулирование. Таможенно-тарифное регулирование направлено преимущественно на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции.
В системе таможенно-тарифного регулирования решающую роль играют ввозные пошлины. Поскольку, в настоящее время в большинстве случаев импортные товары имеют отечественные аналоги, они составляют конкуренцию последним. [8]
Ввозные таможенные пошлины на такие товары должны определяться с учетом складывающихся соотношении между мировыми и национальными издержками и ценами. Соотношения между этими издержками и ценами могут по группам и видам продукции, как правило, колебаться в весьма широком диапазоне, что предопределяет необходимость дифференциации ставок ввозных пошлин по группам и видам продукции.
Экспортные пошлины считаются противоречащими природе рыночных отношений, международные и региональные союзы и соглашения не рекомендуют (но и не запрещают) их использовать в международной торговле.
При определении ввозных пошлин в ХIХ – начале XX в.в., преобладал фискальный подход: пошлины определялись на высоком уровне и рассматривались как один из важнейших источников доходов государства. Это также позволяло решать задачу защиты национальных экономик от наплыва английских товаров (поскольку Англия вступила значительно раньше других стран на путь промышленной революции, ее продукция была высоко конкурентоспособна и во многом превосходила товары других стран Европы и Америки).
В XX в. наметилась тенденция снижения таможенных пошлин, ослабление их роли в формировании доходов государства, на первый план выдвигалась их регулирующая функция. Нарастала потребность в более детальной дифференциации ставок таможенных пошлин по товарным группам и конкретным изделиям с учетом потребности в их импорте, уровня национальных и мировых цен. [5]
С помощью таможенных пошлин государство может поощрять ввоз или вывоз соответствующих товаров или ограничивать их, ставить в равные экономические условия товары отечественных товаропроизводителей и сходные товары их иностранных конкурентов, проводить определенную экономическую, научно-техническую, экологическую, валютно-финансовую политику в области ВЭД, направлять деятельность субъектов ВЭД в русло общегосударственных, национальных интересов.
Тенденция к снижению ставок таможенных пошлин и к усилению их дифференциации по группам товаров и конкретным изделиями обусловлены объективными факторами:
- развитие международного разделения труда;
- специализация национальных экономик;
- дифференциация внешнеторговой политики (по группам, видам продукции и стадиям технологии);
- дифференциация таможенных пошлин по изделиям и группам изделий с учетом внешних и национальных условий их производства и реализации.
Финансовый механизм таможенно-тарифной политики
Российская Федерация проводит таможенную политику через следующие финансовые инструменты: [6]
- таможенные пошлины и таможенный тариф как свод ставок таможенных пошлин;
- налоги, уплачиваемые при перемещении товаров через таможенную территорию РФ;
- таможенные сборы;
- специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры.
Они, равно как и имущественные санкции, являются фискальными доходами федерального бюджета и используются государством в процессе финансовой деятельности. Данные инструменты выполняют регулятивную функцию, выражающуюся в рационализации таможенного тарифа, устранению дисбаланса в международном товарообороте, эффективном реагировании на нежелательные изменения в структуре импорта и экспорта.
Налоговой базой для исчисления таможенных платежей в зависимости от установленных ставок – это таможенная стоимость товаров и (или) их количество. Система определения таможенной стоимости основывается на общих принципах таможенной оценки.
Таможенная стоимость исчисляется самим заявителем на основе одного из следующих методов:
- по цене сделки с ввозимыми товарами;
- по цене сделки с идентичными товарами;
- по цене сделки с однородными товарами;
- вычитания стоимости;
- сложения стоимости;
- резервному.
Заключение
В заключении данной работы хотелось бы подытожить все изложенное ранее.
Таможенно-тарифная политика – это один из основных рычагов, с помощью которых государство влияет на внешнюю торговлю. Ограничивая и стимулируя экспорт и импорт конкретных товаров, можно решать самые разные проблемы: наполнять доходную часть государственного бюджета, поддерживать отечественных производителей, насыщать внутренний рынок определенными товарами, создавать благоприятные условия для экспорта отечественных товаров.
Таможенная политика осуществляется через финансовый механизм, включающий такие элементы как таможенный тариф и таможенные пошлины, налог на возимые товары, акцизы и прочие таможенные сборы. Контролируют осуществление таможенно-тарифной политики таможенные органы, во главе которых стоит Федеральная таможенная служба.
Основные документы, регулирующий механизм таможенной политики – это Таможенный кодекс РФ и закон «О таможенном тарифе», принятые в 1993 г. [1,2]
В настоящий момент Россия стремится к активному участию в международном сотрудничестве в области таможенной политики, стремясь к гармонизации и унификации таможенных процедур в соответствии с общепринятыми международными нормами и практиками.
Но в связи с этим следует отметить, что современная таможенная политика России вступает в противоречие с условиями вхождения во Всемирную торговую организацию. Особо значимую роль здесь играют тарифные переговоры в рамках присоединения страны к ВТО, на которых торговые партнеры России весьма жестко требуют от нее радикального открытия национального рынка. Исполнение такого требования (а именно тарифное разоружение) неизбежно приведет к ущемлению интересов отечественных производителей.
Но таможенная система России имеет большой опыт защиты экономического суверенитета и безопасности государства, его внутреннего потребительского рынка, промышленности и сельского хозяйства. История свидетельствует, что «таможенное покровительство» уже имело решающее значение для становления и развития таких отраслей как нефтяная, нефтеперерабатывающая отрасли промышленности, строительство железных дорог, экспорт зерна и прочие отрасли. Так что опыт есть и его нужно использовать.
Список литературы
- Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 N 311-ФЗ (последняя редакция)
- Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 (ред. от 28.12.2016) «О таможенном тарифе»
- Бакаева, О. Ю. Таможенное право / О.Ю. Бакаева, Г.В. Матвиенко. — М.: ЮРИСТЪ, 2014. — 428 c.
- Косаренко, Н. Н. Таможенное право России. Курс лекций / Н.Н. Косаренко. — М.: МПСИ, Флинта, 2018. — 216 c.
- Лодыженский, К. Н. История русского таможенного тарифа / К.Н. Лодыженский. — М.: Социум, 2014. — 432 c.
- Миляков, Н. В. Таможенная пошлина / Н.В. Миляков. — М.: Финансы и статистика, 2015. — 256 c.
- Попович, О. М. Таможенное право / О.М. Попович, Ю.С. Тихомирова. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2014. — 160 c.
- Тимошенко, И. В. Таможенное право. Конспект лекций / И.В. Тимошенко. — М.: Феникс, 2016. — 320 c.
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|
