Заявка на расчет
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран-пользователей Единой системы тарифных преференций ЕАЭС, и особенности их декларирования»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАРИФНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ
1.1. Особенности применения тарифных преференций
1.2. Влияние тарифных преференций на ВЭД
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ
2.1. Опыт применения тарифных преференций в ТС
2.2. Опыт применения тарифных преференций в ВЭД со странами
дальнего зарубежья
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Государство как субъект, формирующий общие условия хозяйствования, располагает мощным инструментарием таможенного регулирования для стимулирования инновационно-инвестиционных процессов и поддержки структурных сдвигов в экономике в требуемом русле. При эффективном таможенном регулировании международный обмен позволяет государству увеличивать ВВП в размерах, больших, чем это возможно исключительно на национальной воспроизводственной базе, осуществить перевод национальной экономики на инновационную траекторию развития, углубить участие государства в мирохозяйственных связях в зависимости от целей внешнеторговой политики.
Вместе с тем таможенное регулирование затрагивает как национальные интересы, так и интересы стран — торговых партнеров государства, в связи с чем всегда носит компромиссный характер. В первую очередь это касается основного инструмента внешнеторговой политики – таможенно-тарифного регулирования ВЭД, реализация которого напрямую связана с характером торгово-экономических и политических межгосударственных связей.
Неотъемлемым элементом таможенно-тарифного регулирования выступает преференциальная система, предполагающая возможность изъятия из базового принципа ВТО – режима наибольшего благоприятствования – в форме снижения ставок или полной отмены ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, импортируемых из стран-получателей преференций как на взаимной основе, так и в одностороннем порядке. Преференциальная система является мощным инструментом стратегического регулирования межгосударственных внешнеэкономических связей, позволяющим получить дополнительные преимущества по доступу на рынки и усилить экономические позиции в странах-партнерах.
В свете всех этих факторов, становится актуальным изучение системы тарифных преференций ЕАЭС и её нормативного регулирования. Необходимо анализировать систему тарифных преференций адекватно современным условиям, так как этот инструмент таможенно-тарифного регулирования тесно сопряжен с современным состоянием экономики и сложившейся политической ситуацией. В рамках ЕАЭС особую актуальность приобретает вопрос выработки основных направлений модернизации преференциальной системы для достижения максимальной эффективности от её использования.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Предмет исследования это тарифные преференции и особенности их применения в современных условиях.
Цель исследования – проанализировать механизм предоставления тарифных преференций с целью выявления его особенностей в современных условиях.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
— проанализировать специфику тарифных льгот и особенности применения тарифных преференций в рамках ЕАЭС;
— проанализировать опыт применения тарифных преференций в рамках Таможенного союза ЕАЭС и со странами дальнего зарубежья;
— провести сравнительный анализ систем тарифных преференций ЕАЭС и зарубежных стран;
— выявить слабые стороны преференциальной системы ЕАЭС и определить пути её дальнейшего совершенствования.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, библиографического списка.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАРИФНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ

1.1. Особенности применения тарифных преференций

Увеличение внешнеторгового оборота страны является необходимым условием успешности её экономики. Наиболее эффективным инструментом для достижения этой цели выступают упрощение системы внешнеторговых отношений и предоставление преимуществ отдельным странам. Помимо увеличения объёмов внешнеторгового оборота, такие мероприятия позволяют с большой эффективностью трансформировать структуру экспорта и импорта государства, исходя из её конкурентных преимуществ и специализации. Описанный процесс носит название либерализации международной торговли, неотъемлемой частью которой выступают тарифные преференции, которые, в свою очередь, нашли своё отражение на международном и национальном уровне.
Тарифные преференции представляют собой снижение ставки ввозной таможенной пошлины в отношении товаров, которые происходят из стран, включенных в список пользователей системы национальных преференций, или преференций, предоставляемых многосторонними международными договорами .
Областями применения тарифных преференций, как правило, являются:
1) преференциальные режимы;
2) соглашения о зоне свободной торговли;
3) соглашение о Таможенном союзе (ЕАЭС).
Отдельные исследования и нормативные правовые акты зачастую отождествляют и используют в роли синонимичных понятия «тарифные преференции» и «тарифные льготы». Однако, международное таможенное право и практика таможенно-тарифного регулирования доказывают что приведённые понятия отнюдь не являются взаимозамещающими.
Среди основных особенной, характеризующих тарифные преференции целесообразно назвать следующие:
1) Тарифные преференции осуществляются на односторонней основе, т.е. не предусматривают принципа взаимности. Из этого следует что в порядке применения тарифных преференции реализуется наибольшая «прозрачность», которая основывается на невозможности странбенефициаров каким-либо образом способствовать изменению объёма предоставляемых преференций и невозможности, как следствие, реализовывать свои экономические интересы. Более того, страна, предоставляющая преференции оставляет за собой право изменения перечня товаров или стан, или других оснований для предоставления тарифных преференций (в случае АЕЭС, это будет группа стран по соглашению).
2) Количество пользователей тарифных преференций ограничивается количеством стран, подпадающих под тот или иной критерий. Т.е. предоставление тарифной преференции зависит от страны происхождения товара. Перечень государств-пользователей преференций устанавливается индивидуально каждой страной или группой стран в интеграционном объединении. В основе такого перечня лежат экономические интересы национальных производителей и приоритеты внешнеэкономической политики. Одним из наиболее распространённых принципов предоставления тарифных преференций является принцип экономического благополучия нации. Он находит своё отражение в составлении списков предоставления преференций на товары, происходящие из развивающихся и наименее развитых стран. Цель применения такой системы – поддержание экономического благополучия развивающихся и наименее развитых стран.
Как было отмечено выше, предоставление тарифных преференций также возможно на основании соглашений о создании зоны свободной торговли (в частности, и для России ). Это условие, опять же, ограничивает перечень стран-пользователей тарифных преференций определённым кругом. В этом случае, не имеет значения уровень экономического развития страны.
Таким образом, вне зависимости от причины включения стран в систему преференций, их предоставление как в первом, так и во втором описанных случаях напрямую зависит от страны происхождения товара. Это значит, что поставляемый товар не только должен быть полностью произведенным или подвергнутым достаточной переработке, но и поставлен с территории государства-бенефициара, таким образом необходимо соблюдение принципа прямой поставки. В практике регулирования международной торговли это нашло отражение в правилах происхождения, которые делятся на преференциальные и непреференциальные.
3) Под применение тарифных преференций, в основном, подпадают импортируемые товары. Что ещё раз подчёркивает односторонний характер предоставления такого вида льгот и исключает возможность преференциального экспорта на территорию стран-бенефициаров. Рассматриваемый здесь аспект несколько перекликается с упомянутым выше принципом «экономического благополучия нации», ведь с точки зрения внешнеторгового баланса, экспортные операции являются активными, а значит, способствуют повышению экономического благосостояния страныбенефициара. Некоторые исследователи замечают что такая позиция носит исторический характер и является попыткой частично компенсировать экономический ущерб, нанесенный в процессе взаимоотношений колоний и метрополий. Такой подход находит нашёл свое отражение в соглашениях, заключенных в середине 70-х гг. ХХ в. между странами Западной Европы и государствами Африки, Карибского и Тихоокеанского бассейна (Яундская и Ломейская конвенции) .
4) Процесс предоставления тарифных преференций отличается своим сугубо селективным характером (основан на принципе выборочности). Такая черта прослеживается не только в том что количество стран-пользователей преференций ограничен, или определяется определённым критерием, но также и в размере предоставляемых преференций (например с Таможенном союзе ЕАЭС предусмотрены преференции в виде снижения размера таможенной пошлины на 25% или её обнуление ). Причём в ряде случаев, установление размера тарифной преференции продиктовано политическими мотивами, нежели экономической целесообразностью. В этом случае имеет место некая дискриминация. Ярким её примером может стать система тарифных преференций, действующая в ЕС, согласно которой, странам Андского сообщества они предоставляются в расширенном объеме и без применения каких-либо количественных ограничений по причине их активной позиции в борьбе с наркобизнесом в южноамериканском регионе. В то же время в отношении Китая действуют жесткие ограничение в системе преференций Европейского союза, хотя и Китай, и страны Андского сообщества согласно классификации Всемирного банка являются развивающимися, что предполагает одинаковый уровень преференций до применения «защитных оговорок». Многие страны также используют практику, когда при наступлении определенных экономических условий страна может быть исключена из списка бенефициаров, а товары изъяты изпод действия преференциального режима .
На почве острых разногласий к принципам построения системы преференций Специальный комитет ЮНКТАД по преференциям сформулировал и принял такие принципы установления общей системы преференций (далее ОСП):
1) Применение ОСП предполагает доступ всех готовых изделий и полуфабрикатов из развивающихся стран на рынки развитых стран в качестве неограниченного и беспошлинного .
2) Развитые страны вправе пользоваться защитными оговорками, которые дают им право предоставлять специальный режим наименее развитым странам2.
3) Готовые изделия и полуфабрикаты, которые попадают под действие тарифных преференций, должны включать все обработанные и полуобработанные сырьевые товары из развивающихся стран .
4) Обязанность для развитых государств, заключающаяся в предоставлении условий из пункта 3 всем развивающимся странам .
5) При применении странами защитных оговорок, их форма, критерии применения и процедуры введения необходимо согласовывать на международном уровне. При этом защитные меры должны иметь временный характер и подлежать рассмотрению, утверждению и пересмотру в ходе международных консультаций .
6) Система преференций обязана обеспечить какую-либо долю преимуществ от ее применения для наименее развитых страна, а защитные оговорки, которые ограничивают или исключают экспорт отдельных товаров, не могут быть применены к менее конкурентным товарам из этих стран6.
Эти принципы гарантируют рациональность и спарведливость построения системы тарифных преференций, а также, учитывают интересы развитых государств. Таким образом, эти принципы легли в основу построения системы тарифных преференций практически всех государств и интеграционных объединений. Не явился исключением и Таможенный союз ЕАЭС, членами которого на данный момент являются Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия.
В рамках Таможенного союза ЕАЭС действует своя система тарифных преференций, которая выступает как результат интеграции национальных систем предоставления тарифных преференций стран – участниц и обуславливает применение преференций по отношению к товарам, происходящим из развивающихся и наименее развитых стран .
В перечень развивающихся стран-пользователей единой системы тарифных преференций включаются страны, которые Всемирный банк не относит к странам с высоким уровнем дохода2. Список развивающихся стран-бенефициаров утверждается Комиссией таможенного союза (далее – Комиссия) . В настоящее время в этот список включены 103 страны. При этом в него входят страны с динамично развивающимися и мощными экономиками, такие как КНР, Бразилия, Аргентина, Сингапур, Республика Корея, Саудовская Аравия, ОАЭ и т. д.
«В середине 80-х гг. 20 в. аналогичные особенности системы тарифных преференций привели к тому, что развитые страны пересмотрели порядок предоставления преференций наиболее развитым государствам из числа развивающихся. Согласно выработанному на этой основе положению наиболее конкурентоспособные бенефициары могут быть полностью или частично исключены из перечня получателей преференций по причине того, что «они уже достигли целей Общей системы преференций» и больше не нуждаются в уступках для продвижения их товаров на рынки развитых государств. Изменившиеся факторы явились предпосылками к появлению новых элементов ОСП, таких как тарифная модуляция, страновая и секторальная градация и механизмы специальных стимулов» .
Система тарифных преференции Таможенного союза ЕАЭС основана на ОСП и поэтому, включает те же особенности, в частности, принцип селективности. Это можно заметить в положении статьи 2 Протокола о единой системе преференций Таможенного союза от 12 декабря 2008 г., где говорится, что «страны, которые не были классифицированы Всемирным банком как государства с высоким уровнем дохода, могут быть не включены или исключены из списка стран-пользователей тарифных преференций в следующих случаях:
— достижение страной уровня дохода, определяемого Всемирным банком как высокий;
— объем ввоза из этой страны товаров пяти самых больших по стоимостному объему групп Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности за два предшествующих года равен или превышает 75 % общего объема ввоза этих товаров из стран-пользователей системы преференций;
— недружественные действия этой страны, под которыми понимается неоднократное нарушение экономических интересов государств Сторон либо физических и (или) юридических лиц государств Сторон, в том числе действия, которые необоснованно закрывают физическим и (или) юридическим лицам государств Сторон доступ на рынок этой страны или иным образом необоснованно дискриминируют физических и (или) юридических лиц государств Сторон;
— серьезные недостатки в контроле экспорта или транзита наркотиков;
— несоблюдение международных договоров по противодействию отмыванию денег» .
В перечень преференциальных товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза из развивающихся и наименее развитых стран, включена преимущественно сельскохозяйственная продукция, не подвергнутая глубокой переработке, сырье, полуфабрикаты, изделия народных промыслов, текстильные изделия, керамика. В этом списке полностью отсутствует продукция промышленного производства (72–93 группа ЕТН ВЭД) .
Таким образом, основными компонентами Единой системы тарифных преференций Таможенного союза являются:
— перечень развивающихся стран-пользователей системой тарифных преференций ТС ЕАЭС;
— перечень наименее развитых стран-пользователей системой тарифных преференций ТС ЕАЭС;
— перечень преференциальных товаров, ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран-бенефициаров .
В соответствие со ст. 7 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 г. в отношении ввозимых на таможенную территорию ТС товаров, происходящих из развивающихся странпользователей единой системы тарифных преференций ТС и включенных в список преференциальных товаров, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 % от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа.
К преференциальным товарам, ввозимым на единую таможенную территорию ТС ЕАЭС и происходящим из наименее развитых странпользователей Единой системой тарифных преференций, применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин .
Помимо тарифных преференций, предоставляемых в рамках соглашений между странами-участницами Таможенного союза, Российская Федерация реализует систему тарифных преференций, которая является результатом международных соглашений РФ о создании интеграционных объединений.
Так, в п. 2 ст. 36 ФЗ от 21 мая 1993 г. № 5003-I «О таможенном тарифе» указано, что тарифные преференции предоставляются РФ в отношении ввозимых товаров, происходящих из стран, образующих с РФ зону свободной торговли. Такие товары освобождаются от уплаты ввозных таможенных пошлин, за исключением тех случаев, когда к определенным товарам применяются тарифные изъятия.
В настоящее время Российская Федерация образует зону свободной торговли с бывшими республиками Советского Союза, нынешними странами – участницами СНГ (Армения, Украина, Белоруссия, Молдова, Казахстан) и Сербией и Черногорией.
Подводя итог, можно заметить что одним из действенных инструментов развития внешнеторговых связей и реализации приоритетных направлений внешнеэкономической политики государств-сторон является система тарифных преференций, а использование опыта других стран или их союзов в области таможенно-тарифного регулирования позволяет с наибольшей эффективностью применять его элементы в рамках
Таможенного союза ЕАЭС с учетом сложившихся реалий.

1.2. Влияние тарифных преференций на ВЭД

Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли, в целом, нацелено на соблюдение внешнеторговых (в частности экономических и политических) интересов стран. Являясь частью таможенно-тарифного регулирование, предоставление отдельным странам тарифных преференций оказывает немалое влияние на структуру импорта и ценовую политику с одной стороны, и на экономическое благосостояние страны-бенефициара с другой.
Страна, предоставляющая тарифные преференции, делает это исходя из положений экономической или политической целесообразности. В основном, под преференциальный режим попадают такие товары, которых попросту нет в данной стране (из-за совокупности климатических и географических особенностей), либо преференциальный ввоз которых является более выгодным нежели отечественное производства подобного рода товаров. В частности, для стран ЕАЭС применяется единый Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции (утверждён Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 18, Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130), который включает в себя товары, подпадающие под применение тарифных преференций. Среди наименований, содержащихся в указанном перечне, доминирующее положение занимают товары производство, выращивание или добыча которых по ряду объективных причин невозможна ни в одной из стран ЕАЭС (Например, чай, кофе, специи, отдельные виды мяса, рыбы и морепродуктов, эфирные масла и т.д.). Наряду с этой категорией товаров, присутствуют также те, которые обходятся значительно дешевле в виде импорта (например разновидности тканей, волокна и т.д.) .
Таким образом, страна, которая предоставляет тарифные преференции, там самым, регулирует поступление на свой внутренний рынок тех или иных товаров, учитывая при этом свои экономические интересы и интересы национального производителя. Со стороны страны-бенефицианта тарифные преференции влияют на внешнеэкономическую деятельность через организацию поступления товаров на внутренний рынок страны.
Что же касается стран-бенефициаров, то тут ситуация прямо противоположная. Предоставляемые им тарифные преференции других стран дают возможность экспортировать свой товар по сниженной или обнуленной ставке таможенной пошлины, что, естественно, влияет на внешнеэкономическую деятельность страны, увеличивая объёмы экспорта.
Это в теории, а на практике применение тарифных преференций проявляется и отслеживается в структуре внешней торговли, как товарной, так и страновой.
Рассмотрим показатели внешней торговли России со странами, включенными в перечень развивающихся и пользующихся системой тарифных преференций (т.е. ставка таможенной пошлины для которых снижена на 25%). Необходимо также отметить что помимо развивающихся стран, тарифные преференции предоставлены и наименее развитым, однако торговля с последними либо крайне мала, либо не зафиксирована, по причине чего не нашла отражения в публикуемой статистике внешней торговли РФ.
На основе анализа данных внешнеторгового оборота Российской Федерации, из стран-пользователей системы тарифных преференций, в торговле с нашей страной задействованы 23 страны: Аргентина, Бразилия,
Виргинское острова, Вьетнам, Гонконг (обособленный район Китая), Египет, Индия, Индонезия, Иран. Китай, Корея, Куба, Малайзия, Мексика, Монголия, Папуа Новая Гвинея, Перу, Сингапур, Тайланд, Турция, Филиппины, Чили и ЮАР . Отберём для анализа десятку крупнейших торговых партнёров России из 23 приведённых: Китай, Турция, Корея, Индия, Бразилия, Вьетнам, Таиланд, Гонконг, Индонезия, Египет. И приведём статистику внешней торговли за три последних года, данные по которым уже опубликованы официальным источником (Таблица 1).
Таблица 1 – Внешняя торговля России с развивающимися странами (млн. долл. США)2

Страна   2018 2016 2017
оборот экспорт импорт оборот экспорт Импорт оборот экспорт импорт
Китай 80946 33420 47526 88798 35625 53173 88389 37504 50884
Турция 31945 25892 6052 32748 25476 7272 31099 24448 6651
Корея 22298 12168 10129 25172 14867 10305 27311 18287 9024
Индия 9752 6940 2812 10073 6982 3091 9512 6341 3171
Бразилия 5009 1934 3075 5477 1984 3492 6335 2366 3969
Вьетнам 3567 1516 2051 3970 1373 2597 3748 1452 2295
Таиланд 3126 1433 1692 3357 1272 2084 3986 1755 2231
Гонконг 1444 1366 78 3198 3026 172 1454 1249 204
Индонезия 2574 1180 1394 2960 1233 1727 2564 918 1648
Египет 3462 3095 367 2945 2503 442 5478 4938 539

Из приведённой таблицы видно что взаимная торговля между странами достаточно стабильна. Тарифные преференции, в первую очередь, отражаются на показателях импорта, значение которых, в большинстве своём, ниже чем у экспортных показателей. Однако есть ряд стран, чьи товары Россия импортирует более активно, нежели экспортирует свои, это, прежде всего, Китай, Бразилия, Вьетнам, Таиланд и Индонезия.
Проанализируем товарную структуру импорта из этих стран.
Что касается Китая, то это наиболее яркий и один из немногих примеров торговых партнёров, с которыми у России складывается отрицательное сальдо торгового баланса. Основными преференциальными товарами ввозимыми из Китая являются: готовые пищевые продукты из мяса, трикотажное полотно, фрукты, овощи, горох, фасоль и другие продукты из овощей, фруктов, орехов, мясо , керамические изделия, пластмассы, изделия из них .
Бразилия продолжает рассматривать Россию, прежде всего в качестве приоритетного рынка сбыта сельскохозяйственной продукции. В силу указанного в последние годы не произошло значительных изменений в номенклатуре, стоимости и объемах импорта товаров России из Бразилии. Как и в предыдущие годы бразильский экспорт в Россию продолжал более чем на 90 % состоять из продукции сельского хозяйства.
В товарах российского импорта преобладали:
-говядина — 41 % общего объема импорта товаров из Бразилии;
-сахар-сырец — 19,8 %, 589,1 млн. долл. США, 1,383 млн. тонн;
— свинина – 13,8 %, 411 млн. долл. США, 134 тыс. тонн;
— табак — 5,2 %, 155 млн. долл. США, 23,4 тыс. тонн;
— мясо птицы — 4,6 %, 137 млн. долл. США, 47,2 тыс. тонн;
— кофе растворимый — 3 %, 88 млн. долл. США, 10 тыс. тонн;
— кофе в зернах – 1,9 %, 58 млн. долл. США, 22,5 тыс. тонн .
В товарной структуре вьетнамского экспорта в Россию 13,2% приходится на традиционную продовольственную группу товаров (рыба и ракообразные, съедобные фрукты и орехи, кофе, чай, злаки, продукты переработки овощей), 21,4% — текстильные изделия, одежда и обувь, статью «реакторы ядерные котлы» (18,1%), статью «электрические машины» (38,7%). Ускоренными темпами в 2017 г. возрастали поставки злаков (+53,5%), предметов одежды (+14,6%), обуви (+13,2%), а также по статье «реакторы ядерные котлы» (+32,9%). В товарном «разрезе» поставки из Вьетнама готовой технологичной продукции формируются за счет бытовой техники (компьютеры, кондиционеры, мобильные телефоны и др.), что главным образом связано с увеличением поставок мобильных телефонов компании Samsung, имеющей сборочные производства на территории Вьетнама .
Структура российского импорта из Таиланда, в основном, формировалась за счет автомобилей и автозапчастей (27,0%), драгоценных камней и ювелирных изделий (5,6%), электрооборудования и комплектующих (5,5%), консервированных фруктов (4,9%), полимеров (4,9%), каучука (3,5%); микроволновых печей и электротехнических приборов (3,5%); радио- и телеприемников (3,5%). Резко увеличились импортные поставки автомобильных свечей зажигания (в 2.8 раз), драгоценных камней и ювелирны
изделий (+60,1%).
Как видно из данных статистики, Таиланд практически не импортирует в Россию продукцию, пользующуюся тарифными преференциями. Однако, в обзоре говорится что Таиланд заинтересован в расширении экспорта в Россию продукции сельского хозяйства, в первую очередь мяса птицы, риса и морепродуктов.
Основу российского импорта из Индонезии по-прежнему составляют продовольственные товары и с/х сырье (в т.ч. жиры и масла животного и растительного происхождения – 36,9%, рыба и ракообразные – 2,3%, кофе и чай – 4,4%, какао и продукты из него – 1,8%), электрические машины и оборудование, аппаратура для записи и воспроизведения звука и телевизионного изображения – 11,4%, обувь – 8,5%, каучук, резина и изделия из них – 8,7%, предметы одежды – 7,0% .
Было замечено в последнее время значительное увеличение поставок каучука, резины и изделий из них связан с устойчивым ростом индонезийской автомобильной промышленности и отсутствием в стране некоторых технологий по производству синтетического каучука и резины, которые требуются местным производителям автомобильных и мотоциклетных шин3.
Таким образом, наглядно видно влияние тарифных преференций на внешнеэкономическую деятельность, в торговле России со странами дальнего зарубежья. Российский рынок наполняется необходимыми ему преференциальными товарами, не лишаясь при этом должного уровня государственного контроля и регулирования.
Страны-бенефициары также извлекают из применения тарифных преференций свою выгоду, выраженную не только в «скидке» на таможенную пошлину, но и в наличии ценного рыка сбыта, в лице пяти государств-членов ЕАЭС.
Как было отмечено ранее, тарифными преференциями пользуются не только развивающиеся и наименее развитые страны, но и страны, образующие с Россией зону свободной торговли, т.е. страны СНГ и ЕАЭС.
Отметим одну особенность предоставления тарифных преференций такого рода партнёрам – преференции применимы ко всем товарам, а не только к включённым в перечень, и, российские товары могут экспортироваться на территорию перечисленных стран с аналогичной льготой.
В товарной структуре импорта из стран СНГ в 2018 году доля машин и оборудования составила 20,1% (в 2017 году – 22,1%). Стоимостной объем импорта данной товарной группы по сравнению с 2017 годом сократился на 47,7%. Стоимостные объемы электрического оборудования снизились на 49,7%, механического оборудования – на 57,3%. Возросли стоимостные объемы ввоза инструментов и аппаратов оптических на 21,8%. Физические объемы ввоза легковых автомобилей сократились на 39,0%, а грузовых – увеличились на 8,5% .
Удельный вес металлов и изделий из них в товарной структуре импорта из стран СНГ в 2018 году составил 13,4% (в 2017 году – 14,2%). Стоимостной объем данной товарной группы по сравнению с 2017 годом снизился на 45,9%, а физический – на 25,8%. Сократились физические объемы ввоза черных металлов и изделий из них на 24,4%, в том числе, труб – на 28,7% .
Удельный вес продовольственных товаров и сырья для их производства составил 17,2% (в 2017 году – 19,2%). Физические объемы поставок продовольственных товаров по сравнению с 2017 годом сократились на 22,7%, в том числе: свинины – на 12,8%, рыбы свежей и мороженой – на 70,3%, молока – на 20,9%, сыров и творога – на 3,9%. Возрос физический объем поставок мяса птицы на 13,7%, масла подсолнечного – на 16,7%3.
Доля импорта топливно-энергетических товаров в 2018 году составила 10,2% (в 2017 году – 9,4%). Стоимостной объем данной товарной группы по сравнению с 2017 годом сократился на 37,1%, физический – на 21,5%.
Удельный вес текстильных изделий и обуви в 2018 году составил 4,3% (в 2017 году – 5,6%). Стоимостной и физический объемы импорта этих товаров снизились по сравнению с прошлым годом на 55,9% и 27,8% соответственно .
Удельный вес продукции химической промышленности в товарной структуре импорта в 2018 году составил 11,0% (в 2017 году – 12,7%). Стоимостной объем ввоза продукции химической промышленности снизился по сравнению с 2017 годом – на 50,1%, а физический объем – на 19,3%. При этом возросли физические объемы поставок медикаментов – на 4,9%, мыла и органических веществ – на 92,7%, каучука и резины – на 7,5%. Физические объемы импорта удобрений сократились – на 61,8%2.
Таким образом, тарифные преференции оказывают значительное влияние на внешнеэкономическую деятельность, которое выражается в регулировании товарной структуры импорта торговых партнёров для страны, предоставляющей тарифные преференции и в увеличении объёмов экспорта и приобретение выгод и дополнительных рынков сбыта для странпользователей системы тарифных преференций.
В заключение главы можно сформулировать следующие основные выводы:

1) Применение тарифных преференций предусматривает ряд особенностей, это выражается в следующем:
— Тарифные преференции осуществляются на односторонней основе, т.е. не предусматривают принципа взаимности.
— Количество пользователей тарифных преференций ограничивается количеством стран, подпадающих под тот или иной критерий. Т.е. предоставление тарифной преференции зависит от страны происхождения товара. Перечень государств-пользователей преференций устанавливается индивидуально каждой страной или группой стран в интеграционном объединении. В основе такого перечня лежат экономические интересы национальных производителей и приоритеты внешнеэкономической
политики;
— Под применение тарифных преференций, в основном, подпадают импортируемые товары. Что ещё раз подчёркивает односторонний характер предоставления такого вида льгот и исключает возможность преференциального экспорта на территорию стран-бенефициаров.
— Процесс предоставления тарифных преференций отличается своим сугубо селективным характером (основан на принципе выборочности). Такая черта прослеживается не только в том что количество стран-пользователей преференций ограничен, или определяется определённым критерием, но также и в размере предоставляемых преференций.
2) В отношении товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза, могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины.
Отличительными особенностями тарифных льгот является то, что они не могут носить индивидуальный характер и применяются независимо от страны происхождения товаров.
Полномочия по установлению случаев и условий предоставления тарифных льгот, а также по определению порядка применения тарифных льгот предоставлены государствами — членами Союза Евразийской экономической комиссии.
Случаи предоставления тарифных льгот в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза из третьих стран, определены в приложении № 6 к Договору о ЕАЭС и решении Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130.
Тарифные льготы в отношении товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза из третьих стран, могут предоставляться также в иных случаях, установленных международными договорами Союза с третьей стороной и решениями Комиссии.
3) Являясь частью таможенно-тарифного регулирование, предоставление отдельным странам тарифных преференций оказывает немалое влияние на структуру импорта и ценовую политику с одной стороны, и на экономическое благосостояние страны-бенефициара с другой.
Страна, которая предоставляет тарифные преференции, там самым, регулирует поступление на свой внутренний рынок тех или иных товаров, учитывая при этом свои экономические интересы и интересы национального производителя. Со стороны страны-бенефицианта тарифные преференции влияют на внешнеэкономическую деятельность через организацию поступления товаров на внутренний рынок страны.
Что же касается стран-бенефициаров, то тут ситуация прямо противоположная. Предоставляемые им тарифные преференции других стран дают возможность экспортировать свой товар по сниженной или обнуленной ставке таможенной пошлины, что, естественно, влияет на внешнеэкономическую деятельность страны, увеличивая объёмы экспорта.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ

2.1. Опыт применения тарифных преференций в ТС

Опыт применения тарифных преференций в рамках Таможенного союза, ныне Таможенного союза ЕАЭС, насчитывает более чем двадцатилетнюю историю.
Принятый в мае 1993 года Закон РФ «О таможенном тарифе» определил что тарифные преференции представляют собой освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза .
А в апреле 1994 года, было заключено Соглашение стран СНГ «О создании зоны свободной торговли». В качестве участников соглашения выступили следующие страны: Россия, Казахстан, Молдавия и Узбекистан — с 30 декабря 1994 года; Киргизия — с 28 декабря 1995 года; Азербайджан — с 18 декабря 1996 года; Таджикистан — с 7 мая 1997 года; Белоруссия — с 24 ноября 1999 года; Украина — с 15 декабря 1999 года; Армения — с 22 января 2000 года; Грузия — с 21 января 2003 года . Действие данного Соглашения длилось до 2014 года, когда некоторые из стран СНГ заключили новый «Договор о зоне свободной торговли» . Сторонами нового Договора выступили следующие страны: Республика Беларусь, Российская Федерация, Украина — с 20 сентября 2015 года; Республика Армения — с 17 октября 2015 года; Республика Казахстан — с 8 декабря 2015 года; Республика Молдова — с 9 декабря 2015 года; Кыргызская Республика — с 12 января 2017 года .
Итак, логично сделать вывод что страны-участницы нынешнего ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия) выступили также участниками Соглашения стран СНГ от 15.04.1994 «О создании зоны свободной торговли», а в последующем и «Договора о зоне свободной торговли» (Подписан в г. Санкт-Петербурге 18.10.2014). И на основании приведённой выше статьи Закона РФ «О таможенном тарифе», эти страны с 1994 года являлись пользователями тарифных преференций по отношению к России.
Следовательно, между странами-участницами ЕАЭС с 1994 года действуют тарифные преференции в виде полного освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины.
Однако указанные договора выступают лишь первой ступенью интеграции. В настоящий момент функционирование Таможенного союза осуществляется в рамках ЕАЭС, на основании «Договора о Евразийском экономическом союзе», который был подписан в г. Астане 29.05.2017 года. Он гласит что между странами-участницами ЕАЭС, на единой таможенной территории ЕАЭС во взаимной торговле не применяются таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), меры нетарифного регулирования, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, действуют Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза и единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьей стороной .
Практически тоже что и о Российской Федерации, можно сказать о Республике Беларусь. Согласно внутреннему законодательству страны, таможенными пошлинами не облагаются товары, в отношении которых предоставляется режим свободной торговли в соответствии с Договором о зоне свободной торговли стран СНГ от 18 октября 2014 года и Соглашением о свободной торговле между Республикой Беларусь и Республикой Сербия от 31 марта 2009 года .
Статья 123 Таможенного кодекса Республики Казахстан, также указывает на освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины товаров, которые происходят и ввозятся с территории стран, образующих с Казахстаном зону свободной торговли .
Таким образом, между Россией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Арменией не просто применяются тарифные преференции, предусмотренные национальным законодательством и актами о зоне свободной торговли, но заключение договора о создании ЕАЭС определяет свободный порядок перемещения товаров между странами.
Что касается порядка применения тарифных преференций по отношению к третьим странам, то в рамках ЕАЭС действует единая система применения тарифных преференций .
Договор гласит что в целях содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран ЕАЭС может предоставлять тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран — пользователей единой системы тарифных преференций ЕАЭС и (или) наименее развитых стран — пользователей этой системы4.
В отношении ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС преференциальных товаров, происходящих из развивающихся стран — пользователей единой системы тарифных преференций, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза .
В отношении ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС преференциальных товаров, происходящих из наименее развитых стран — пользователей единой системы тарифных преференций, применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза .
Такая практика действовала и до образования ЕАЭС, в рамках Таможенного союза ЕврАзЭС. Основы предоставления тарифных преференций в рамках Таможенного союза ЕврАзЭС заложил Протокол от 12.12.2008 «О единой системе тарифных преференций таможенного союза».
Протокол определил основания для включения стран в преференциальный перечень и исключения из него. Перечень развивающихся стран — пользователей системы тарифных преференций утвержден КТС и включает страны, не классифицируемые Всемирным банком как страны с высоким уровнем дохода .
Страна, не классифицируемая Всемирным банком как страна с высоким уровнем дохода, может быть не включена в указанный перечень либо исключена из него в следующих случаях4:
1) достижение страной уровня дохода, определяемого Всемирным банком как высокий;
2) объем ввоза из этой страны товаров пяти самых больших по стоимостному объему групп Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности за два предшествующих года равен или превышает 75 процентов общего объема ввоза этих товаров из стран — пользователей системы преференций;
3) недружественные действия этой страны, под которыми понимается неоднократное нарушение экономических интересов государств Сторон либо физических и (или) юридических лиц государств Сторон, в том числе действия, которые необоснованно закрывают физическим и (или) юридическим лицам государств Сторон доступ на рынок этой страны или иным образом необоснованно дискриминируют физических и (или) юридических лиц государств Сторон;
4) серьезные недостатки в контроле экспорта или транзита наркотиков;
5) несоблюдение международных договоров по противодействию отмыванию денег.
Основополагающими перечнями для предоставления тарифных преференций третьим странам в рамках ЕАЭС выступают «Перечень развивающихся стран — пользователей системы тарифных преференций Таможенного Союза» и «Перечень наименее развитых стран — пользователей системы тарифных преференций Таможенного Союза» . Однако не все товары происходящие и ввозимые из стран-пользователей системы тарифных преференций могут ими пользоваться. Список товаров, подпадающих под действие преференций (при условии их происхождения и ввоза из соответствующих стран) содержит в себе «Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции» .
Таким образом, опыт применения тарифных преференций в рамках Таможенного союза ЕАЭС демонстрирует достаточную стабильность механизма применения тарифных преференций. Если до образования какойлибо интеграций на национальных уровнях стран действовали принципы предоставления преференций странам, образующим с данной страной зону свободной торговли, а также развивающимся и наименее развитым странам, то и после образования сначала Таможенного союза ,затем ЕврАзЭС, а затем и ЕАЭС принципы не изменились. По-прежнему Россия, Белоруссия, Казахстан ,Киргизия и Армения пользуются преференциальным режимом во взаимной торговле и используют принцип содействия развивающимся и наименее развитым странам в торговле с третьими странами.

2.2. Опыт применения тарифных преференций в ВЭД со странами
дальнего зарубежья

В предыдущем параграфе был проанализирован механизм предоставления тарифных преференций между странами-членами Таможенного союза ЕАЭС. Совершенно по-другому обстоят дела с преференциальным режимом между Россией и странами дальнего зарубежья.
Россия в рамках ЕАЭС предоставляет тарифные преференции развивающимся и наименее развитым странам. Перечень товаров, на которые распространяются тарифные преференции ЕАЭС содержит, в основном, товары сельскохозяйственной направленности (Перечень преференциальных товаров представлен в Приложении 1). Перечень развивающихся и наименее развитых стран представлен в Приложении 2 и 3 соответственно.
В перечень преференциальных товаров входят преимущественно сельскохозяйственные товары, а также товары низкой степени переработки (сырье и полуфабрикаты). Абсолютное большинство тарифных преференций на импорт из развивающихся стран предоставляется в отношении мяса и пищевых мясных субпродуктов (до 2017 года – более 50% от общего импорта преференциальных товаров, в 2017 году свинина и мясо птицы были исключены из перечня), овощей и корнеплодов (около 14%), фруктов и орехов (около 13%). Основными преференциальными товарами, импортируемыми из наименее развитых стран, являются злаки (более 50%), рыба и морепродукты (около 9%), табак (около 8%) .
Основываясь на данных внешнеторгового оборота Российской Федерации, из стран-пользователей системы тарифных преференций, в торговле с нашей страной задействованы 23 страны: Аргентина, Бразилия, Виргинское острова, Вьетнам, Гонконг (обособленный район Китая), Египет, Индия, Индонезия, Иран. Китай, Корея, Куба, Малайзия, Мексика, Монголия, Папуа Новая Гвинея, Перу, Сингапур, Тайланд, Турция, Филиппины, Чили и ЮАР2.
Чтобы понять применяются ли тарифные преференции в торговле с перечисленными странами, стоит проанализировать товарную структуру импорта из последних. Анализ будет произведён выборочно, на основе большего товарооборота из всех имеющихся.
Итак, основными преференциальными товарами ввозимыми из Китая являются: готовые пищевые продукты из мяса, трикотажное полотно, фрукты, овощи, горох, фасоль и другие продукты из овощей, фруктов, орехов, мясо , керамические изделия, пластмассы, изделия из них .
Бразильский экспорт в Россию более чем на 90 % состоит из продукции сельского хозяйства.
В товарах российского импорта преобладают:
-говядина — 41 % общего объема импорта товаров из Бразилии;
-сахар-сырец — 19,8 %, 589,1 млн. долл. США, 1,383 млн. тонн;
— свинина – 13,8 %, 411 млн. долл. США, 134 тыс. тонн;
— табак — 5,2 %, 155 млн. долл. США, 23,4 тыс. тонн;
— мясо птицы — 4,6 %, 137 млн. долл. США, 47,2 тыс. тонн;
— кофе в зернах – 1,9 %, 58 млн. долл. США, 22,5 тыс. тонн;
— кофе растворимый — 3 %, 88 млн. долл. США, 10 тыс. тонн .
В товарной структуре вьетнамского экспорта в Россию 13,2% приходится на традиционную продовольственную группу товаров (рыба и ракообразные, съедобные фрукты и орехи, кофе, чай, злаки, продукты переработки овощей) .
Основу российского импорта из Индонезии составляют продовольственные товары и с/х сырье (в т.ч. жиры и масла животного и растительного происхождения – 36,9%, рыба и ракообразные – 2,3%, кофе и чай – 4,4%, какао и продукты из него – 1,8%) .
Как видно, большинство развивающихся стран импортируют в Россию именно преференциальные товары. А, следовательно, пользуются 25-и процентной преференциальной скидкой.
Официально опубликованные данные внешней торговли России не отражают товарные операции со странами, включенными в список наименее развитых стран.
Таким образом, на практике, ЕАЭС предоставляет тарифные преференции странам дальнего зарубежья, включённым в перечни развивающихся и наименее развитых стран. Предоставляя при этом 25-и процентную скидку на ввозную таможенную пошлину развивающимся странам и нулевую ставку ввозной таможенной пошлины наименее развитым. Кроме этого, нормативные акты ЕАЭС и национальное законодательство её стран-участниц не предусматривает случаев предоставления тарифных преференций странам дальнего зарубежья.
Однако, у системы тарифных преференций есть и противовес. Дело в том, что все страны ЕАЭС, кроме Российской Федерации, сами являются пользователями тарифных преференций иностранных государств. Белоруссия и Казахстан определены Всемирным банком как страны с доходом выше среднего (доход от 4 126 до 12 735 долларов на душу населения), а Армения и Киргизия, как страны с доходим ниже среднего (доход от 1 046 до 4 125 долларов на душу населения), на основе этого, данные страны ЕАЭС включены в список стран — бенефициаров Всеобщей системы преференций ЕЭС (далее ВСП) .
Тарифные преференции выступают инструментом уменьшения финансовых издержек экспортеров стран ЕАЭС (кроме России) по отношению к товарам, экспортируемым в страны дальнего зарубежья.
Для получения дополнительных конкурентных преимуществ экспортеры стран ЕАЭС (кроме России) могут воспользоваться преференциальными режимами, предоставляемыми странами Европейского союза, США, Канадой и Турцией в рамках Общей системы преференций ООН на невзаимной основе.
Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Киргизия и Республика Армения, в соответствии с классификацией Всемирного банка, не входят в список стран с высоким уровнем дохода (более 12 746 долларов на душу населения), поэтому экспортеры из этих стран могут претендовать на более благоприятный режим ввоза своей продукции, нежели РНБ.
Преференциальные режимы импорта Европейского союза (ЕС), США, Канады и Турции предусматривают применение пониженных (по сравнению с базовыми) или нулевых ставок ввозных таможенных пошлин в отношении определенной группы белорусских, казахских, киргизских товаров и товаров из Армении .

Преференциальный режим импорта товаров предоставляется развитыми странами в одностороннем невзаимном порядке Республике Беларусь, Республике Казахстан, Киргизской Республике и Республике Армения и не противоречит нормам и правилам ВТО.
Условия предоставления тарифных преференций и правила определения страны происхождения товаров, в отношении которых применяется преференциальный режим, у большинства государств, предоставляющих тарифные преференции, унифицированы в соответствии с рекомендациями Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).
Преференциальный режим в отношении товаров стран-получателей (бенефициаров) предоставляется в случае выполнения следующих базовых условий :
1) Происхождение товара из страны бенефициара (или группы странбенефициаров) подтверждается сертификатом о происхождении товара по форме «А».
2) Выполняется непосредственная закупка товара в стране – пользователе преференциального режима.
Для экспортеров-пользователей преференциального режима иностранного государства правило непосредственной закупки будет считаться выполненным, если товар, приобретается импортером страны, предоставляющей тарифные преференции, у лица, зарегистрированного в качестве субъекта предпринимательской деятельности в соответствующей стране ЕАЭС.
3) Выполняются условия прямой поставки.
Отгрузка товаров производится непосредственно из Белоруссии, Казахстана, Киргизии или Армении в страну, предоставляющую преференциальный режим в отношении товаров из соответствующей страны.
Указанное правило также считается выполненным в случае, когда:
— товары транспортируются транзитом через территорию третьих стран в силу географических, транспортных и экономических причин;
— товары находились в режиме временного складирования под таможенным контролем на территории третьих стран;
— товары приобретены в третьей стране во время или после проведения выставки или ярмарки при условии, что они находились в неизменном состоянии в этой стране .
Для подтверждения этих режимов достаточно наличия отметок таможенных органов стран, через которые транспортировались товары, на товаросопроводительных документах.
Вместе с тем страны дальнего зарубежья могут устанавливать иные критерии и правила определения происхождения преференциальных товаров, определенные в каждой стране национальным законодательством.
Согласно международным рекомендациям страной происхождения товара считается государство, в котором товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями.
Полностью произведенными товарами в стране-пользователе тарифных преференций считаются2:
а) полезные ископаемые, добытые на территории данной страны или в ее территориальных водах, или на ее континентальном шельфе и в морских недрах, если страна имеет исключительные права на разработку этих недр;
б) растительная продукция, выращенная или собранная на территории
данной страны;
в) живые животные, родившиеся и выращенные в данной стране;
г) продукция, полученная от выращенных в данной стране животных;
д) продукция охотничьего, рыболовного и морского промыслов,
произведенная в данной стране;
е) продукция морского промысла, добытая в Мировом океане судами данной страны, а также судами, арендованными (зафрахтованными) данной страной;
ж) продукты, изготовленные на борту плавучих рыбозаводов данной страны, а также на борту плавучих рыбозаводов, зафрахтованных данной страной, исключительно из продуктов, упомянутых в подпункте «е»;
з) вторичное сырье и отходы, являющиеся результатом
производственных и иных операций, осуществляемых в данной стране;
и) продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на
космических судах, принадлежащих данной стране либо арендуемых ею;
к) товары, при выработке которых использовалась исключительно продукция, включенная в список полностью произведенных товаров в данной стране (пункты от «а» до «и»), также будут считаться полностью произведенными в данной стране.
Если в производстве преференциального товара участвуют две и более страны, то страной происхождение товара считается государство, в котором были осуществлены последние операции по переработке или изготовлению товаров, отвечающие любому критерию достаточной переработки товара.

Основными критериями достаточной переработки товара в данной стране являются :
1) Изменение товарной позиции (классификационного кода товара) по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) на уровне любого из первых четырех знаков в результате переработки товара.
2) Правило адвалорной доли – если товар подвергся обработке или переработке в одной или нескольких странах-бенефициарах, то стоимость использованных в этом процессе компонентов (сырьевых материалов, полуфабрикатов и готовых изделий) из стран-пользователей преференциального режима должна составлять определенную регламентируемую долю в стоимости товара.
Правило адвалорной доли является основным критерием при определении страны происхождения товара.
При выполнении указанных условий товары, экспортируемые из стран ЕАЭС (кроме России) в страны дальнего зарубежья, подпадают под действия национальных систем преференций.
Таможенный тариф США предусматривает ряд товарных позиций, на которые предусмотрено предоставление тарифных преференций развивающимся странам, в число которых входят Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения. К этим позициям относятся некоторые виды мясной, рыбной, овощной продукции, а также минерального сырья и химических удобрений . В настоящее время в отношении примерно 3 400 товарных позиций Таможенного тарифа США действует беспошлинный преференциальный режим импорта, в том числе и для стран ЕАЭС (кроме России). Право на использование преференциального режима обозначается символами в первой специальной колонке тарифа и имеет ряд вариаций. Так, тарифные позиции, обозначенные буквой «А» входят в перечень преференциальных товаров для всех стран-бенефициаров. «А*» означает, что преференциальный беспошлинный режим ввоза данных товаров предоставляется избирательно, т.е. действует не для всех странбенефициаров (возможны исключения отдельных стран, в том числе и России). Символ «А+» означает, что преференциальный режим предоставляется только для товаров из наименее развитых стран2.
Еще одной вехой в системе преференциальной торговли России со странами дальнего зарубежья является Соглашение между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики
Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28.08.2000 года. Согласно соглашению о свободной торговле, до 99% товаров, фигурирующих в российско-сербском товарообороте, освобождены от уплаты таможенных пошлин. В результате объем торговли России и Сербии уже в 2017 году превысил 3 млрд. долларов (рост по отношению к предыдущему году — 11,6%). Российский экспорт в Сербию, в котором ведущее место принадлежит нефти, газу и алюминию, составил порядка 2 млрд. долларов, экспорт Сербии – около 1 млрд. долларов (в первую очередь стройматериалы, одежда, фрукты, лекарства). В структуре сербского экспорта Россия занимает четвертое место в мире, в структуре импорта – третье, являясь единственным поставщиком природного газа в Сербию .
Таким образом, в отношении стран дальнего зарубежья у России сформировался следующий опыт преференциальной торговли: Россия предоставляет тарифные преференции развивающимся и наименее развитым странам в одностороннем порядке, на основе единой системы тарифных преференций Таможенного союза ЕАЭС; Россия участвует в зоне свободной торговли с Сербией (Югославией), естественно, на взаимной основе.
Остальные страны ЕАЭС не только предоставляют тарифные преференции развивающимся и наименее развитым странам в рамках единой системы тарифных преференций ЕАЭС, но и одновременно сами являются странами-бенефициарами пользователями тарифных преференций США, ЕС,
Канады, Турции и других стран.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проведения исследования были выполнены все поставленные задачи и достигнута конечная цель.
В современном мире, эффективное и разумное использование средств таможенно-тарифного регулирования дает возможность развитым странам регулировать свою экономику на собственных условиях. Автором было проведено исследование и анализ систем предоставления тарифных преференций ЕАЭС и зарубежных стран, в результате чего были сделаны следующие выводы:
1) Система тарифных преференций выступает одним из наиболее эффективных инструментов развития внешнеторговых связей и реализации приоритетных направлений внешнеэкономической политики государствсторон. Для достижения наибольшей полезности от применения данной системы преференций в рамках ЕАЭС, целесообразно использовать положительный опыт зарубежных стран по данной тематике.
2) Опыт применения тарифных преференций в рамках Таможенного союза ЕАЭС демонстрирует достаточную стабильность механизма применения тарифных преференций. Если до образования какой-либо интеграций на национальных уровнях стран действовали принципы предоставления преференций странам, образующим с данной страной зону свободной торговли, а также развивающимся и наименее развитым странам, то и после образования сначала Таможенного союза ,затем ЕврАзЭС, а затем и ЕАЭС принципы не изменились. По-прежнему Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения пользуются преференциальным режимом во взаимной торговле и используют принцип содействия развивающимся и наименее развитым странам в торговле с третьими странами.
3) В отношении стран дальнего зарубежья у ЕАЭС сформировался следующий опыт преференциальной торговли: Союз предоставляет тарифные преференции развивающимся и наименее развитым странам в одностороннем порядке, на основе единой системы тарифных преференций Таможенного союза ЕАЭС. Одновременно, Россия участвует в зоне свободной торговли с Сербией (Югославией), Грузией, и другими странами, естественно, на взаимной основе.
Остальные страны ЕАЭС (кроме России) не только предоставляют тарифные преференции развивающимся и наименее развитым странам в рамках единой системы тарифных преференций ЕАЭС, но и одновременно сами являются странами-бенефициарами пользователями тарифных преференций США, ЕС, Канады, Турции и других стран.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2017) (ред. от 8 мая 2018г.). – URL: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 16.01.2018
2. Решение Комиссии Таможенного союза от 15.07.2014 № 728 «О порядке применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза» (ред. от 23 ноября 2018г.). – Доступ из справочноправовой системы «Консультант плюс»; документ опубликован не был.
3. Протокол от 12.12.2008 «О единой системе тарифных преференций таможенного союза» // Собрание законодательства РФ. — 14.06.2013, N 24, ст. 2938;
4. Перечень наименее развитых стран — пользователей системы тарифных преференций Таможенного Союза (утв. Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 18, Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130) (ред. от 23 апреля 2018г.). – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»; документ опубликован не был;
5. Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции (утв. Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 18, Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 №
130). (ред. от 14 апреля 2017г.). – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»; документ опубликован не был;
6. Перечень развивающихся стран — пользователей системы тарифных преференций Таможенного Союза (утв. Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 18, Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130) (ред. от 23 апреля 2018г.). – Доступ из справочно-
правовой системы «Консультант плюс»; документ опубликован не был;
7. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 29 декабря 2018г.). – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»; документ опубликован не был;
8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 31 января 2016г.). – Доступ из справочно-
правовой системы «Консультант плюс»; документ опубликован не был;
9. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 1 февраля 2016г.). – Доступ из справочноправовой системы «Консультант плюс»; документ опубликован не был;
10. Федеральный закон Российской Федерации N 311-ФЗ от 27.11.2013 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (ред. от 13 июля 2018г.). – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»; документ опубликован не был;
11. Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (ред. от 13 июля 2018г.). – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»; документ опубликован не был;
12. Буваева Н.Э. Международное таможенное право : учебник для магистров / Под общ. ред. А.В. Зубача. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 376 с. — ISBN 978-5-9916-2333-9;
13. Зубач А.В. Таможенное право: учебник для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2018. — 479 с. — ISBN 978-5-9916-2488-6;
14. Коник Н.В. Таможенное дело: Учебное пособие. — 3-е изд., стер. —
М.: Омега-Л, 2014. – 192 с. – ISBN 978-5-370-01584-7;
15. Маховикова Г.А. Таможенное дело: учебник для бакалавров. – М.:
Издательство Юрайт, 2017. — 408 с. — ISBN 978-5-9916-2998-0;
16. Международная торговля: учебник для бакалавриата и магистратуры / Под ред. Р.И. Хасбулатова. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 489 с. — ISBN 978-5-9916-4041-1;
17. Налоги и налогообложение: Учебник / Н. В. Миляков. – 7-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 519 с. – ISBN 978-5-16-003256-6;
18. Основы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности России: учебник / А. П. Джабиев. — М.: Экономика, 2015. — 478 с. — ISBN 978-5-282-03228-4;
19. Право Европейского Союза: правовое регулирование торгового оборота. Учебное пособие / Под ред. проф.В.В. Безбаха, доц.А.Я. Капустина, проф. В.К. Пучинского. — М.: Издательство ЗЕРЦАЛО, 2000. — 400 с. — ISBN5-
8078-0035-8;
20. Романова М.Е. Европейское таможенное право: Учеб. пособие / Под ред. В.А. Абрамович, Т.Ф. Цеханович, X. Херрманна, С.А. Балашенко, Т.
Борича, В. А. Гошина. — Минск: Тезаурус, 2013. – 104 с. – ISBN 978-985-695721-8;
21. Сидоров В.Н. Таможенное право: учебник для академического бакалавриата. – М.: Издательство Юрайт, 2018. — 512 с. — ISBN 978-5-99164379-5; О торговле Индонезии с Российской Федерацией [Электронный ресурс]. Портал внешнеэкономической информации URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/id/id_ru_relations/id_ru_trade/
22. Обзор внешней торговли Таиланда с Российской Федерацией [Электронный ресурс]. Портал внешнеэкономической информации URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/th/th_ru_relations/th_ru_trade/
23. Обзор о состоянии и перспективах развития торгово-экономических отношений Бразилии и России [Электронный ресурс]. Портал внешнеэкономической информации URL: http://www.ved.gov.ru/files/images/country/Brazil/2017.pdf
24. Обзор торговых отношений Республики Сербии с Российской Федерацией за 2017 год [Электронный ресурс]. URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/rs/rs_ru_relations/rs_ru_trade/
25. Потапенко М. Применение тарифных преференций во внешнеторговой практике Европейского союза [Электронный ресурс]. URL:
http://elib.bsu.by/bitstream
26. Применение общего таможенного тарифа в странах Европейского союза [Электронный ресурс]. URL: http:// www.brokert.ru//
27. Российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество [Электронный ресурс]. Портал внешнеэкономической информации URL: http://www.ved.gov.ru/files/images/kai/China/Rus_China_TES_2017.pdf
28. Система GSP: преференции и льготные тарифные ставки на товары в Европейском союзе [Электронный ресурс]. URL: http://www.brokert.ru/material/sistema-gsp-lgoty-tarifnye-stavki-na-tovary
29. Таможенный кодекс Республики Армения от 9 августа 2000 года № ЗР-83 [Электронный ресурс]. URL: Информационная система «Параграф» http://prg.kz/, 10.08.2015
30. Тарифные льготы и преференции [Электронный ресурс]. URL:
Официальный сайт Министерства иностранных дел Республики Беларусь
http://mfa.gov.by/export/tariffs/preferences/
31. Тарифные преференции российским экспортерам в рамках Общей системы преференций ООН [Электронный ресурс]. Портал внешнеэкономической информации URL: http://www.ved.gov.ru/eng/general/news/3863.html
32. Экспорт-импорт важнейших товаров за 2018 год [Электронный ресурс]. URL:

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф