Скоро защита?
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Технологии творчества в формировании ценностных ориентаций у детей младшего школьного возраста»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Определение сущности понятий «ценность», «ценностные
ориентации»
1.2 Особенности формирования ценностных ориентаций у младших школьников путем творческой деятельности
ВЫВОДЫ по главе 1
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Диагностика ценностных ориентаций у младших школьников
2.2 Исследование развития ценностных ориентаций у младших школьников средствами художественно-творческой деятельности
ВЫВОДЫ по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы заключается в том, что ценностное развитие младших школьников является главным фактором в развитии и становлении личности в дальнейшем: от ценностной основы, заложенной в младших классах, зависит, как будет происходить дальнейшее формирование и развитие личности ребенка в подростковом и юношеском возрасте. Ребенок приучается регулировать свое социальное поведение и взаимоотношения с людьми в соответствии с принятой в обществе системой ценностей. В связи с этим личность предъявляет к себе соответствующие требования, происходит оценивание себя.
В современное время все больше набирают популярность технологии творчества, благодаря которым можно скорректировать развитие ребенка, его социальное становление и развить положительные ценностные ориентации.
Стоит отметить весомость исследований по вопросам ценностных ориентаций таких авторов, как Петракова Т.И., Власова Е.И., Харчева В.Г., а также авторов, исследовавших творческую деятельность школьников: Тимофеева Т.В., Ганова Т.В., Гринева A.B., Комарова Т.С., Лепилина Л.И. и др.
При этом, учитывая очевидные достижения в теории и практике изучения ценностных ориентаций личности, остается малоизученной сфера формирования ценностных ориентаций у младших школьников, особенности работы со школьниками младших классов в условиях начального и дополнительного образования.
Соответственно, внесение вклада в решение выбранной проблемы на тему «Технологии творчества в формировании ценностных ориентаций у детей младшего школьного возраста» является актуальным.
Целью данной работы является выявление роли творческих технологий в становлении ценностных ориентаций у детей младшего школьного возраста.
Цель курсовой работы обусловила такие задачи:
1) Сущность ценностных ориентаций
2) Рассмотреть особенности ценных ориентаций у детей младшего школьного возраста
3) Выявить роль творческой деятельности в формировании ценностных ориентаций у младших школьников
4) Провести эксперимент направленный на определение роли творческой деятельности в становлении ценностных ориентаций у детей младшего школьного возраста и проанализировать результаты
Объектом исследования выступает процесс формирования ценностных ориентаций у младших школьников.
Предметом исследования являются творческие технологии в формирование ценностных ориентаций у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: Творческие технологии благотворно влияют на формирование ценностных ориентаций у детей младшего школьного возраста.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования нами использовались теоретические и эмпирические методы исследования.
Теоретическая значимость курсовой работы лежит в необходимости и раскрытии педагогических возможностей формирования и становления ценностных ориентаций у учеников младших классов средствами творческой деятельности.
Практическая значимость работы состоит в разработке рекомендаций в помощь социальному педагогу, работающему со школой, с семьей и в реабилитационных центрах, по организации творческой деятельности младших школьников, которая направлена на формирование их ценностных ориентаций.
База исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1018»
Характеристика испытуемых: ученики 2ого класса в количестве 10 человек (7 мальчиков и 3 девочки).
Структура курсовой работы: состоит из введения, двух глав с выводами по каждой, заключения и списка литературы.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Определение сущности понятий «ценность», «ценностные ориентации»

Система норм и ценностей осуществляют культурную регуляцию человеческой деятельности. Нормам следуют, а ценности в свою очередь, характеризуют выбор объекта, потребности, состояния или цели, которые имеют более высокое существование [15, c. 121].
Ценности – это комплексное представление социума касательно добра, справедливости, патриотизма, романтики, любви, дружбы и т.д. Ценности не подвергают сомнению, так как для большинства людей они являются эталоном и идеалом [3, c. 12].
Общество не может обойтись без ценностей. Индивиды, в свою очередь, имеют выбор – разделять эти ценности или нет. Для индивидов ценности различны. Одни разделяют ценности коллективизма, а другие — ценности индивидуализма. Также для одних ценностью выступают деньги, для других — моральная безупречность, для третьих — политическая карьера.
Чтобы охарактеризовать ориентацию и индивидуальное отношение людей к определенным ценностям, которые используются в качестве нормы поведения, социологами применяется термин «ценностные ориентации».
Вывод: ценности характерны обществу или определенной группе людей, а ценностные ориентации — индивиду. Ценности – убеждения, относительно целей, к которым необходимо стремиться, и которые вы разделяете идентично другим представителям общества [21, c. 34].
Большое количество работ, посвященных изучению ценностей, ценностных ориентаций, установок, жизненных ориентаций и других компонентов структуры личности, позволяет отметить комплексный характер подобных исследований. Ценностно-смысловая сфера личности в целом сегодня является предметом изучения различных социальных дисциплин, таких как: философия, социология, психология и педагогика.
Интересоваться ценностями как компонентом личности начали еще в античные времена. Изучением вопроса ценностей занимались философы Сократ и Аристотель. Позже Диоген Лаэртский дал первое определение для понятия «ценность»: «… ценность, есть, во-первых, свойственней всякому благу содействование согласованной жизни; во-вторых, некоторое посредничество или польза, содействующая жизни, такую пользу приносят богатство и здоровье; в-третьих – цена товара, назначаемая опытным оценщиком…» [7, c. 64].
Т. Гоббс в своих трудах ставил вопрос об субъективности ценностей. Б. Спиноза считал, что ценности – это предрассудки. И. Кант пытался придать этическим ценностям научное значение [11, c. 109].
На территории России «ценность» рассматривалась, в первую очередь, представителями религиозной философии, таких как Н. А. Бердяев. Н. О. Лосский и В. С. Соловьев. В труде «Бог и мировое зло» Лосский позиционировал абсолютную ценность в таком качестве – «Бог как само Добро, является абсолютной полнотой бытия, которая сама в себе имеет смысл, оправдывающий ее, делающий ее предметом одобрения, дающий безусловное право на осуществление и предпочтение чему бы то ни было другому». Также Лосский делил производные ценности на положительные и отрицательные (добро и зло), согласно их направленности к реализации абсолютной полноты бытия или отдалению от нее [18, c. 32].
Ф. Ницше имел противоположные от религиозного понимания ценностей взгляды, которые он называл «моралистическим натурализмом». Он был противником религиозного представления о морали, считая, что это представление поспособствовало утрате обществом высших подлинных ценностей, нигилизма. Ницше считал, что моральные ценности мнимы и безнравственные. Он призывал к «переоценке» моральных ценностей и освобождению общества от установленных этических норм [13, c. 51].
Почти весь 20 век Россия была под знаменем марксизма-ленинизма, что поспособствовало рассмотрению ценностей и ценностных ориентаций в рамках данной теории. Представители марксизма не применяли понятие ценностей в этико-нормативном смысле при рассмотрении поведения общества через призму «общественно-исторических условий» и «экономического базиса». В своих трудах М. Фрицханд, А. Хеллер и В. Брожик фактически формировали за Маркса так и не определенную им этическую концепцию. В России, вплоть до 60-х годов, аксиология была запрещена и определялась как буржуазная «лженаука». Наиболее примечательными первыми отечественными исследованиями, которые появились в период «оттепели», являются работы таких деятелей: В. А. Василенко, который считал ценности как метод удовлетворения потребностей; И. С. Нарского, который интерпретировал ценности в качестве высших целей личности. О. Г. Дробницкий ценности определил в качестве значимости и идеала совместно, и формулирует их так: «ценности есть ожившие предметы». В. П. Тугаринов был сторонником того, что значимость ценностей обусловлена направленностью индивида к обществу, к существующим в нем идеальным представлениям и нормам: «ценности являются благами жизни и культуры людей определённого общества или класса в качестве действительности или идеала» [1, c. 69].
Среди деятелей социологической традиции на Западе выделяются А. Тойнби и П. А. Сорокин, которые продолжили развитие положения об общественно-историческом характере ценностей.
По мнению П. А. Сорокина, история – это циклическая смена разных типов культурных систем, подчиняющая теорию социального развития «ценностям, как главной побудительной движущей силе в обществе».
Анализ взаимодополнения ценностно-нормативных систем личности и общества в своих работах проводил Э. Дюркгейм. Он считал, что объективность системы ценностей общества обусловлена коллективностью ценностных представлений отдельных индивидов. По мнению Дюркгейма, уровень ценностей не подвергается субъективным и изменчивым оценкам индивидов, так как они находят вне себя уже устоявшуюся классификацию и к которой они вынуждены приспосабливаться. Механизмом, который регулирует поведение отдельного человека в обществе, выступает внутреннее принятие им социальных ценностей через внешнее принуждение [17, c. 42].
М. Вебер подразумевал в качестве ценностей установку определенного исторического отрезка времени и отметил этапы появления «культурно-исторической индивидуальности». Он разделял понятия субъективной оценки объекта от «отношения к ценности», превращающее индивидуальное впечатление в объективное при сопоставлении с историческими системами ценностей.
В работах Томаса и Знанецкого ценности характеризуются как «ситуативные». Главенствующим фактором в их теории выступает такое понятие как «социальная ситуация», которая включает и объективно существующие социальные ценности и субъективные установки. В их теории система ценностей человека формируется когда определяется ситуация самим человеком через их взаимодействия и соперничества.
Т. Парсонс в своих теориях о системах действий использовал такое понятие как «социальная система», включающая в качестве подсистем потребности «деятеля» и ценности социокультурной среды. В то время, как «деятель» реагирует на определенную ситуационную картину случается взаимообмен и взаимодействие ценностного и нормативного характера этих подсистем через институционализацию, узаконение социумом в процессе легитимизации и интернализации, т.е. когда личность во время социального становления принимает на внутреннем уровне [5, c. 15].
В среде отечественной социальной педагогики также активно рассматривался вопрос восприятия индивидуумом ценностей разных социальных групп различными авторами и учеными. И в первую очередь, понятия «ценности» и «ценностные ориентации» достаточно часто используют вместе с другим понятием — «смысложизненные ориентации» [10, c. 55].
Как считал С. И. Григорьев и др., смыслом жизни является интегральный показатель системы ценностных ориентации, выступает одним из самых ярких выражений ее направленности.
Итак, разные авторы по-своему трактовали понятия «ценности» и «ценностные ориентации», и вкладывали свой смысл и содержание. При этом обобщая вышеизложенное стоит отметить, что под ценностными ориентациями подразумевается определяющая составляющая взгляда на мир в целом личности или социальной группы, выражающая (представляющая) желания и целеустремления относительно определенных комплексных социальных ценностей, например: благосостояние, здоровье, комфорт, познание, гражданские свободы, творчество, труд и т. п. [19, c. 83].

1.2 Особенности формирования ценностных ориентаций у младших школьников путем творческой деятельности

Наиболее характерным для детей младшего школьного возраста является процесс перехода доминирующей деятельности игровой к учебно-игровой, которая является более осознанной, что вызвано повышением уровня осознанности и формированием личностных новообразований.
Период младшего школьного возраста – это тот возраст, когда интенсивно развивается интеллектуальность. Интеллект выступает оперирующим среди всех остальных функций, влияет на осознанность, произвольность и интеллектуализацию всех психических процессов, потому что учебная деятельность обладает большими стандартами и требованиями ко всем составляющим психики [2, c. 45].
Формирование ценностных ориентаций у детей младшего школьного возраста вызвано влиянием объективных (материально-техническая база учебного заведения и ближайшее окружение ребенка) и субъективных факторов (психофизические особенности детей, комплекс их мотивов и свойств).
Воспитание ребенка происходит в семьях с различной структурой. Ребенок может быть единственным в семье, а может иметь брата или сестру, общение с которыми повлияет на появление его новых личностных качеств. Также на приобретение новых черт личности ребенка может повлиять их общение с разными социальными группами и людьми в частности. Имея одинаковую наследственность, близнецы будут воспитываться по-разному. Это связано с тем, что они не могут регулярно встречаться с одними и теми же людьми, слышать одни и те же слова от окружающих, испытывать одни и те же эмоции. Следовательно, можно утверждать, что каждый личностный опыт по своей природе уникален, так как никто не сможет его в точности повторить. Кроме этого личность суммирует и интегрирует полученный опыт. Любой индивидуум и накапливает инциденты и события, и сопоставляет их значение с прошлым своим опытом, а также опытом окружающих [14, c. 49].
В момент поступления ребенка в школу выполняется изменение в его взаимо¬отношениях с окружающими людьми. В начальной школе больше взаимодействуют с учителем чем со своими сверстниками, проявляя к нему большую заинтересованность и высоко оценивая для себя его авторитет. К переходу в 3-4 класс авторитет и значимость учителя падает, уступая место заинтересованности в общении ребенка со своими сверстниками, который к среднему и старшему школьному возрасту возрастает еще больше. Также происходят изменения в темах общения и целях общения. У ребенка формируется новый уровень самосознания — «внутренняя позиция», представляющая собой осознанное отно¬шение ребенка к себе, к окружающим людям, событиям и делам. Становление данной позиции свидетельствует о том, что в сознании ребенка выделя¬ется система нравственных норм, которым он старается быть привержен всегда и везде, независимо от обстоятельств [9, c. 124].
Благодаря исследованиям, которые были проведены Ж. Пиаже, складывается представление касательно суждений детей разного возраста о нормах морали и каких нравственно-оценочных мнений они придерживаются. Было установлено, что у ребенка в возрасте от 5 до 12 лет представления о нравственности меняются от нравственного реализма к нравственному релятивизму.
Во время нравственного реализма дети делают выводы о действиях окружающих не по их намерениям, а по их следствиях. Любой поступок, который стал причиной отрицательного результата, будет плохим независимо от того, был он совершен слу¬чайно или намеренно, из хороших плохих побуждений. Дети-релятиви¬сты придают большое значение намерениям и по намерениям судят о харак¬тере поступков. Однако, при ярко выраженных отрицательных последствиях по¬ступков, дети могут в определенной степени учитывать намерения человека и дать его поступкам нравственную оценку.
В последнее время возросло внимание к проблеме формирования нравственных ценностных ориентаций у детей младшего школьного возраста в процессе художественно-творческой деятельности. Творчество, имея возможность непосредственно эмоционально воздействовать на ученика, способно в значительно повлиять на процесс принятия социальных и культурных ценностей. Элементы художественно-творческой деятельности, доступные учащимся с раннего возраста становятся сферой приложения интересов, реализации увлечений. Это способствует необходимости педагогически обоснованной организации процесса включения младших школьников в творческую деятельность. Художественно-творческая деятельность имеет возможность органично влиться в учебно-воспитательную программу и выступить важным методом для формирования не только ценностных ориентаций ребенка, но и развития личности в целом [20, c. 19].
Педагогическими условиями, способствующими эффективности процесса формирования нравственных ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста в процессе художественно-творческой деятельности, выступают:
— повышение аксиологического потенциала современных программ младшего школьного образования путем включения в их содержание специальных разделов, связанных с целенаправленным формированием ориентаций детей на общечеловеческие нравственные ценности, соответствующие отечественным культурным традициям (Любовь к людям, Семья, Добро, Труд, Мир, Свобода, Совесть, Истина);
— учет особенностей данного возраста (опора на эмоционально-чувственное восприятие, подражание, наличие базовых потребностей в принадлежности, общении, любви и др.);
— акцентирование внимания на базовых основаниях личности (активность, открытость, удовлетворенность деятельностью и др.);
— организация художественно-творческой деятельности на основе взаимосвязи и преемственности учебной и вне учебной работы;
— разработка примерных программ и рекомендаций по различным видам художественно-творческой деятельности, художественно-творческие задания;
— организация совместной взаимосвязанной деятельности воспитателя и ребенка, направленной на развитие способности понимать и верно оценивать произведения искусства;
— специальная подготовка педагогов [4, c. 71].
Младший школьный возраст характеризуется активным проявлением в изобразительном творчестве воображения и моторных функций. Изображения, выполненные в этот период, характеризуются условностью, знаковостью: «Маленький художник гораздо более символист, чем натуралист».
Нравственные ценностные ориентации — важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний. Они составляют одну из главных составляющих структуры личности. Все это обусловливает возрастающее значение проблемы ценностных ориентаций, их типологизации, разработки путей и средств их формирования в современной науке и практике.
Мир творчества – это та среда, в которой человек живет и действует повседневно. Этот мир не только существенно влияет на становление и развитие личности, способствует адекватной адаптации человека в технологической среде, сохранению и творческому ее преобразованию, но и содержит потенциал разностороннего формирования человека, обладающего системой ценностных ориентации [16, c. 93].
Первые уроки красоты и добра, связанные с художественным творчеством, могут остаться в памяти ребенка на всю жизнь. Бережное отношение к детскому творчеству и одновременно тактичное руководство этим процессом – основные слагаемые успеха. В процессе эстетического воспитания вырабатывается ориентация личности в мире эстетических ценностей, приобщение к этим ценностям, формирование и развитие способности человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус, идеал.
Эстетическое воспитание обладает двумя основными функциями, составляющими единство противоположностей: формирование эстетически-ценностной ориентации личности и развитие её эстетическо-творческих потенций. Эстетическое воспитание с помощью искусства не сводится к художественному воспитанию. Оно шире, предполагает воздействие на эстетические аспекты труда, быта, поведения, формируя эстетическое отношение к самой действительности.
Педагогический взгляд на преломление эстетически-ценностных категорий в изобразительном искусстве важен для формирования и развития ценностных ориентаций обучающегося, что, в свою очередь, станет необходимым компонентом в его системе личностных качеств.
Познание серьезного искусства личностью способствует ее саморефлексии. Понимание такого ценностного подхода очень важно для эстетического воспитания [8, c. 49].
Опираясь на теорию ориентации личности в мире ценностей, мы остановились на следующей группе ценностей: Бог – человек – Отечество – красота – природа – истина – труд– с возможными вариантами их содержательной основы. Если мы обратимся к мировой культуре, которая изучается на занятиях по искусству и является предметом воспитания и образования, то увидим, что в идейной основе произведений изобразительного искусства содержатся данные общечеловеческие ценности.
В силу этого формирование нравственных ценностных ориентаций у детей младшего школьного возраста является одной из приоритетных задач современной педагогики, так как способствует нравственной, эстетической подготовке молодого поколения, овладению ценностями культуры во всем ее многообразии, что, несомненно, повлечет за собой экономический, социально-политический и культурный прогресс страны [6, c. 39].

ВЫВОДЫ по главе 1:

В данной главе курсовой работы были рассмотрены такие теоретические понятия, как «ценность», «ценностные ориентации», а также роль творческих технологий в формировании данных понятий у детей младшего школьного возраста.
Разные авторы, каждый по-своему, трактовали понятия «ценности» и «ценностные ориентации», и вкладывали свой смысл и содержание. При этом обобщая вышеизложенное стоит отметить, что под ценностными ориентациями подразумевается определяющая составляющая взгляда на мир в целом личности или социальной группы, выражающая (представляющая) желания и целеустремления относительно определенных комплексных социальных ценностей, например: благосостояние, здоровье, комфорт, познание, гражданские свободы, творчество, труд и т. п.
Очень важно помочь правильно сформировать ценностные ориентации в младшем школьном возрасте, когда перед ребенком открывается мир, который оказывает на него влияние. К объективным факторам влияния отнесены материально-техническая база учебного заведения, обстоятельства ближайшего окружения, к субъективным — психофизические особенности детей, совокупность их мотивов и свойств.
Одним из методов, помогающих положительному формированию ценностных ориентаций детей являются творческие технологии, благодаря которым в процессе деятельности, основанной на творчестве, дети получают познавательную, нравственную, духовную информацию и раскрывают свои способности.

 

2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Диагностика ценностных ориентаций у младших школьников

В данной главе представлено экспериментальное исследование, направленное на выявление и формирование ценностных ориентаций младших школьников, а также определение влияния художественно-творческой деятельности на данный процесс. Базой проводимого исследования является Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1018». Испытуемыми были ученики 2ого класса в количестве 10 человек (7 мальчиков и 3 девочки).
Эксперимент проводился в три этапа:
1) Констатирующий эксперимент, в ходе которого определялись ценностные ориентации младших школьников;
2) Формирующий эксперимент, при котором разрабатывалась программа по формированию ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста, применяя художественно-творческие технологии;
3) Контрольный эксперимент, в ходе которого происходила диагностика ценностных ориентаций детей, проверяя влияние формирующего этапа и сравнивая результаты с констатирующим.
В ходе данного эксперимента были реализованы следующие задачи:
— определение ценностных ориентаций младших школьников;
— применение художественно-творческой деятельности в рамках формирующего этапа;
— знакомство детей с классическими произведениями художественной литературы;
— знакомство младших школьников с нравственными ценностными понятиями;
— побуждение в детях сопереживания и понимания чувств добродетели.
Итак, диагностика ценностных ориентаций младших школьников проводилась на основе методики «ИЦОД» (исследование ценностных ориентаций детей) С. М. Валявко, которая позволяет ликвидировать пробел в средствах исследования ценностной сферы детей младшего школьного возраста. Данная методика расширяет представление о ценностных ориентациях детей и их формировании, позволяет выделить наиболее значимые ценности для каждого ребенка.
Диагностика происходила следующим образом [12, c. 64]:
1. Перед ребенком в произвольном порядке раскладываются 6 монохромных (черно-белых) фотографий размером 15 х 20 мм, на которых были изображены предметы, характеризующие различные ценности (игра, здоровье, гедонизм, познавательные, общение и духовные).
2. У испытуемого школьника уточняют, правильно ли ребенок идентифицирует объект, изображенный на фотографии: «Назови, что здесь изображено».
3. Далее ребенку дается следующая инструкция: «Выбери то, что нравится тебе больше всего»
4. После того, как испытуемый выбрал фотографию, она откладывается в сторону;
5. Затем повторяется инструкция и точно так же откладывается следующая выбранная ребенком фотография,
6. Продолжается до тех пор, пока не закончатся все фотографии.
7. В результате исследования мы получаем набор проранжированных по степени важности ценностей (от 1 до 6 баллов, 6 баллов — максимальное значение), что позволяет судить об отношении к ним ребенка.
Эксперимент проводится с каждым испытуемым младшим школьником отдельно, чтобы он мог самостоятельно делать выбор, опираясь лишь на свои чувства и желания, а не копируя предыдущих детей или отвлекая друг друга.
В таблице 2.1 представлены результаты проведенного эксперимента:

Таблица 2.1 – Результаты эксперимента

Испытуемый Ценностные ориентации
1.Алексей В. Здоровье Игра Гедонизм Познава-тельные Общение Духов-ные
2.Игорь П 4 6 5 2 3 1
3.Алина Ж. 1 5 6 3 4 2
4.Сергей Х. 4 6 5 2 3 1
5.Таня Ф. 3 5 6 2 4 1
6.Святослав О. 1 4 5 3 6 2
7.Вова И. 6 4 5 3 1 2
8.Саша А. 2 6 5 4 3 1
9.Карина З. 4 5 6 3 2 1
10.Олег О. 3 5 6 2 4 1
Сумма 28 46 49 24 30 12

Сравнивая количественные показатели баллов по рангу ответов испытуемых, можно сделать вывод, что для детей младшего школьного возраста наибольшее значение ценности заключается в удовольствии (гедонизм), 40% испытуемых выбрали данную ценность первой, оставшиеся 60% — второй. С небольшим отставанием выбрана такая ценность, как игра, что характерно для возраста младших школьников. Меньше всего набрано баллов по таким ценностным ориентациям, как духовные и познавательные. Испытуемые мало знакомы и разбираются в понятиях духовности, нравственности и добродетели, предметные материальные вещи и развлечения выступают для них приоритетными.
На рисунке 1 наглядно представлены результаты эксперимента по исследованию ценностных ориентаций испытуемых младших школьников.

Рис. 1. Ценностные ориентации младших школьников в рамках эксперимента, %
Таким образом, анализируя общие показатели рейтингов ценностных ориентаций младших школьников, можно сделать вывод, что для всех детей младшего школьного возраста характерна направленность на развлечения и получение удовольствия. Дети в первую очередь выбирали фотографии с изображением конфет и диска с мультфильмами.
Познавательные и духовные ценностные ориентации у детей младшего школьного возраста набрали наименьшее количество баллов. Соответственно, стоит уделить внимание развитию и формированию данных ценностных ориентаций испытуемых детей, помочь разобраться в данных понятиях. Программа по формированию ценностных ориентаций младших школьников разработана и представлена в следующем параграфе.

2.2 Исследование развития ценностных ориентаций у младших школьников средствами художественно-творческой деятельности

На формирующем этапе была разработана программа по формированию ценностных ориентаций младших школьников, основанная на художественно-творческой деятельности.
В качестве формирующей методики было предложено провести литературный вечер, на котором присутствовали как дети, так и их родители. В рамках данного вечера было представлено несколько классических художественных произведений, которые читали все по очереди в слух, а потом обсуждали героев, их поступки, поведение.
Раскрыть замысел автора, то есть выявить главную мысль произведения, сделать идейный вывод – над этими вопросами следует работать в большей мере. Ведь писатели, «художники слова», — это великие мудрецы, которые учат нас жить. Создавая произведение, даже самое маленькое по объёму, они закладывают в него нравственную, научно-познавательную или эстетическую ценность; делясь своими ошибками, предупреждают наши; учат разбираться в жизненных коллизиях, искать выход из, казалось бы, тупиковых ситуаций и раскрывют суть жизненных ценностей [8, c. 29].
Работа над произведением осуществляется по определенным этапам:
1. знакомство с произведением, определение настроения, переживаний автора, высказывание своего отношения к прочитанному;
2. анализ образов героев произведения;
3. устное словесное рисование картины, создание ситуаций для размышлений об общечеловеческих ценностях;
4. определение идейного замысла автора.
Рассмотрим возможности проводимого литературного вечера в формировании ценностных ориентаций детей и рассмотренные произведения в процессе него.

Таблица 2
Таблица 2.2 — Анализ произведений в плане формирования ценностных ориентаций детей

№ п/п Автор и наименование произведения Жанр произведения Воспитываемые ценностные ориентации
1 2 3 4
1. «Приди, приди, солнышко» лирическая песня щедрость
2. «Горкой, горкой, горушкой» лирическая песня смелость
3. «Котята» шуточная песня доброта, справедливость
4. «У страха глаза велики» сказка доброта, смелость
5. «Лиса и журавль» сказка дружба
6. «Горшочек каши» сказка щедрость, честность, доброта
7. Е.Благинина «Улетают, улетели…» лирическое стихотворение патриотизм, красота
8. И.Токмакова «Осинка» лирическое стихотворение доброта, сострадание
9. Я.Аким «Моя родня» стихотворение семья, доброта, щедрость
10. А.Барто «Разговор с дочкой» шуточное стихотворение доброта, сострадание, семья, доверие
11. В.Азбукин «Младший брат» шуточное стихотворение дружба, семья, доброта
12. В.Осеева «Хорошее» рассказ трудолюбие, вежливость
13. Н.Носов «Леденец» рассказ правдивость

Итак, проанализировав таблицу 2.2, мы приходим к следующим выводам.
Среди предлагаемых текстов присутствуют, в основном, классические произведения, прошедшие проверку временем, имеющие духовный потенциал. Они не только формируют литературный вкус, но и закладывают фундамент ценностей личности младшего школьника. Именно на начальном этапе литературного образования приоритет должен оставаться за такими текстами, т.к. в младшем школьном возрасте и закладывается духовный фундамент развивающейся личности.
Все предлагаемые тексты, в основном, имеют небольшой объем, описывают разные жизненные и сказочные ситуации, легко воспроизводимы. Они подталкивают к размышлению о нравственных и духовных ценностях.
Программа представлена произведениями русских и белорусских писателей и поэтов, популярных в детском чтении. А также рассматривает тексты, совсем не знакомые детям, но имеющие большой духовный потенциал. Сказка – самый любимый учащимися начальных классов литературный жанр. Ребят привлекает яркость образов, выразительность характеров персонажей, занимательный сюжет. Слушая сказки, дети становятся как бы участниками происходящих в них фантастических событий.
После прочтения каждого произведения детям давались наводящие вопросы, которые помогали раскрыть суть прочитанного и ценностей, изложенных в произведении. Если дети не могли сформулировать мысль или дать ответ, то вопросы задавались родителям, которые помогали детям осмыслить.
Такие вопросы и задания направлены на осмысление качеств героев, которые заслуживают уважения, поощрения, или, наоборот, осуждения. По заданию учителя дети пытаются определить характер героя по его поступкам, дают оценку его действий, высказывают свое отношение к положительным и отрицательным героям.
Также для развития речи и, самое главное, — для формирования ценностных ориентаций школьника в процессе чтения обязательна работа над смыслом пословиц и поговорок. Дети высказывают своё мнение, дискутируют. Большая работа ведётся над образностью пословиц и поговорок, над пониманием прямого и переносного смысла пословиц.
Школьники не просто читают, списывают и запоминают пословицы и поговорки, они связывают их с нравственными проблемами, с жизненными ситуациями, разъясняют их аллегорический смысл, значения отдельных слов и сочетаний. Так пословицы и поговорки активизируются, то есть входят в детское употребление [18, c. 128].
В процессе литературного вечера встречались следующие пословицы (таб. 2.3):
Таблица 2.3 — Анализ представленных пословиц и поговорок

№ п/п Пословица Ценностная ориентация
1 2 3
1 Рано встанешь – больше сделаешь трудолюбие
2 Хлеб – батюшка, а земля – матушка мудрость
3 Умел в гости звать – умей и угощать щедрость
4 Сердце матери лучше солнца греет доброта
5 Рукам работа – душе праздник трудолюбие

Продолжение таблицы 2.3

1 2 3
6 Добро желаешь, добро и делай доброта
7 Один за всех и все за одного дружба

Заключительным этапом литературного вечера было задано задание детям на дом: нарисовать любой сюжет из понравившегося произведения и описать ценность, которую он несет.
Итак, после проведения художественно-творческого мероприятия, направленного на формирование ценностных ориентаций младших школьников, было проведена повторная диагностика ценностных ориентаций детей в рамках контрольного эксперимента. Детям был предложен набор новых картинок, но характеризующих все те же ценности. Результат несколько изменился, данные представлены в таблице 2.4
Таблица 2.4 – Результаты эксперимента после мероприятия

Испытуемый Ценностные ориентации
1.Алексей В. Здоровье Игра Гедонизм Познава-тельные Общение Духов-ные
2.Игорь П 3 4 5 2 1 6
3.Алина Ж. 1 4 5 6 3 2
4.Сергей Х. 4 2 1 5 6 3
5.Таня Ф. 3 5 6 2 4 1
6.Святослав О. 1 4 2 3 6 5
7.Вова И. 6 4 5 3 1 2
8.Саша А. 3 1 4 6 3 5
9.Карина З. 4 5 6 3 2 1
10.Олег О. 3 2 1 5 4 6
Сумма 28 31 35 35 30 31

Теперь сравним полученные результаты суммарных баллов констатирующего и контрольного экспериментов (табл. 2.5).
Таблица 2.5 Сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментов

Ценностные ориентации Констатирующий эксперимент, баллов Контрольный эксперимент, баллов
Здоровье 28 28
Игра 46 31
Удовольствие 49 35
Познавательные 24 35
Общение 30 30
Духовные 12 31

Наглядно разница результатов представлена на рисунке 2.

Рис.2. Разница между контрольным и констатирующим экспериментами
Исходя из сравнительных результатов, видно, что на этапе контрольного эксперимента дети младшего школьного возраста уже больше отдавали предпочтение познавательным и духовным ценностям, выбирая книги и добродетели, чем развлечения и удовольствия. Конечно, дети не отказывались от игр и сладостей полностью в силу своего возраста, но часть детей все же осознанно чаще выбирала духовные и нравственные ценности, при этом все испытуемые к познавательным ценностям отнеслись лояльнее и легко объясняли почему выбирают духовную ценность.
Таким образом, результат проведенного художественно-творческого мероприятия в рамках литературного вечера показал, что творческие технологии благотворно влияют на формирование ценностных ориентаций у детей младшего школьного возраста, что и подтверждает гипотезу курсовой работы.

ВЫВОДЫ по главе 2:

В рамках второго параграфа было изложено о проведенном экспериментальном исследовании, которые было направлено на выявление влияния творческих технологий на формирование ценностных ориентаций младших школьников. Опытно=экспериментальная работа проходила на базе Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1018». Испытуемыми были ученики 2ого класса в количестве 10 человек (7 мальчиков и 3 девочки).
Эксперимент проводился в три этапа:
1) Констатирующий эксперимент, в ходе которого определялись ценностные ориентации младших школьников;
2) Формирующий эксперимент, при котором разрабатывалась программа по формированию ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста, применяя художественно-творческие технологии;
3) Контрольный эксперимент, в ходе которого происходила диагностика ценностных ориентаций детей, проверяя влияние формирующего этапа и сравнивая результаты с констатирующим.
В ходе работы была подтверждена гипотеза о том, что творческие технологии благотворно влияют на формирование ценностных ориентаций у детей младшего школьного возраста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

В процессе написания данной курсовой работы были рассмотрены такие теоретические понятия, как «ценность», «ценностные ориентации», а также роль творческих технологий в формировании данных понятий у детей младшего школьного возраста.
Под ценностными ориентациями подразумевается определяющая составляющая взгляда на мир в целом личности или социальной группы, выражающая (представляющая) желания и целеустремления относительно определенных комплексных социальных ценностей, например: благосостояние, здоровье, комфорт, познание, гражданские свободы, творчество, труд и т. п.
Очень важно помочь правильно сформированть ценностные ориентации в младшем школьном возрасте, когда перед ребенком открывается мир, который оказывает на него влияние. К объективным факторам влияния отнесены материально-техническая база учебного заведения, обстоятельства ближайшего окружения, к субъективным — психофизические особенности детей, совокупность их мотивов и свойств.
Одним из методов, помогающих положительному формированию ценностных ориентаций детей являются творческие технологии, благодаря которым в процессе деятельности, основанной на творчестве, дети получают познавательную, нравственную, духовную информацию и раскрывают свои способности.
В данной работе было проведено экспериментальное исследование, которые было направлено на выявление влияния творческих технологий на формирование ценностных ориентаций младших школьников. Опытно-экспериментальная работа проходила на базе Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1018». Испытуемыми были ученики 2ого класса в количестве 10 человек (7 мальчиков и 3 девочки).
Диагностическим методом исследования ценностных ориентаций младших школьников выступил метод «ИЦОД» (исследование ценностных ориентаций детей) С. М. Валявко, которая позволяет ликвидировать пробел в средствах исследования ценностной сферы детей младшего школьного возраста.
Исходя из результатов диагностика был сделан вывод, что для всех детей младшего школьного возраста характерна направленность на развлечения и получение удовольствия. Меньше всего было набрано баллов по таким ценностным ориентациям, как духовные и познавательные. Испытуемые были мало знакомы и плохо разбирались в понятиях духовности, нравственности и добродетели, предметные материальные вещи и развлечения выступали для них приоритетными.
На формирующем этапе была разработана программа по формированию ценностных ориентаций младших школьников, основанная на художественно-творческой деятельности.
В качестве формирующей методики было предложено провести литературный вечер, на котором присутствовали как дети, так и их родители. В рамках данного вечера было представлено несколько классических художественных произведений, которые читали все по очереди в слух, а потом обсуждали героев, их поступки, поведение, формируя направленность ценных ориентаций детей.
После проведения художественно-творческого мероприятия, направленного на формирование ценностных ориентаций младших школьников, было проведена повторная диагностика ценностных ориентаций детей в рамках контрольного эксперимента. На этапе контрольного эксперимента дети младшего школьного возраста уже больше отдавали предпочтение познавательным и духовным ценностям, выбирая книги и добродетели, чем развлечения и удовольствия.
Таким образом, результат проведенного художественно-творческого мероприятия в рамках литературного вечера показал, что творческие технологии благотворно влияют на формирование ценностных ориентаций у детей младшего школьного возраста, что и подтверждает гипотезу курсовой работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1) Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. – М.: Мысль, 1988. – 253с.
2) Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. — М.: «Совершенство», 1998. — 352 с.
3) Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания// Педагогика. – 1995. — № 4. – С.29-36.
4) Бубнова С.С.Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система// Психологический журнал. – 1999. — № 5. – С.38-44.
5) Бухвалов В. А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. — 144 с.
6) Водзинская В.В. Понятие установки, отношения и ценностной ориентации в социологическом исследовании// Философские науки. – 1968. — №2. – С.48-54.
7) Воловикова М.И. Интеллектуальное развитие и моральные суждения младших школьников.//Вопр. психологии.№2, 1987.
8) Кулагина И.Ю. Младшие школьники: особенности развития / И.Ю. Кулагина. — М.: Эксмо, 2009. — 176 с.
9) Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. – M., 1992. – 17 с.
10) Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. – М.: Педагогика,1985.
11) Осипова М.П., Панасевич З.М. Школа человечности. Диагностика нравственно-этической культуры младших школьников// Начальная школа. – 2002. — № 4. – С.12-23.
12) Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного развития школьников. – М.: Просвещение, 1981. – 260с.
13) Савченко Н.В. Особенности художественного чтения сказок// Начальная школа. – 2005. — № 4. – С.23-29.
14) Тугаринов В. П. О ценностях жизни и культуры. – Л., 1960.
15) Фокина Н.Э. Особенности развития моральных суждений у младших школьников и подростков.//Сов.педагогика.№3, 1978.
16) Цирулик Н.А., Преснякова Т. Н., Уроки творчества. Учебник для 2-го класса. — Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2002. — 112 е.: ил.
17) Шалютин С.М. Что такое общечеловеческие ценности. – М., 1997. – 84с.
18) Шпикалова Т. Я. Технология. Художественный труд. 3 класс. Методическое пособие, Под редакцией Т. Я. Шпикаловой, М: Просвещение, 2009 г.
19) Шпикалова Т. Я. Технология. Художественный труд. 4 класс, Под редакцией Т. Я. Шпикаловой, М:Просвещение, 2007 г.
20) Яшина Н.Ю. Методы и приемы нравственного развития личности младшего школьника// Педагогическое обозрение. – 2001. — № 1. – С.96-99.
21) Яшина Н.Ю. Формирование нравственных представлений у младших школьников// Педагогическое обозрение. – 2001. — № 2. – С.124-129.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф