Введение
1.Теоретические основы технологии культурно-досуговых программ
1.1 Понятие культурно досуговых программ (функции, принципы)
1.2. Методы и средства сочинения культурно-досуговых программ (теория технологии)
2. Реализация метода иллюстрирования в культурно-досуговых программах
2.1. Принципы метода иллюстрирования в культурно-досуговых программах
2.2 Реализация метода иллюстрирования в культурно-досуговых программах
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность темы. Культурно-досуговая деятельность выступает одним из главных направлений, способствующим становлению социальной активности молодежи, вовлекая ее в различные виды творчества, досугового общения, формируя культуру потребления определенных ценностей (эстетических, духовно-нравственных, социальных, творческих и др.).
Культурно-досуговая деятельность обеспечивает реализацию досуговых интересов молодежи в том случае, если реализуются субъективные, т.е. личностные потребности в досуге и объективные — социально-культурные условия, способствующие раскрытию человеком собственных потенций.
Социально-культурная и культурно-досуговая деятельность как исторически сложившаяся и непрерывно развивающаяся деятельность имеет своей целью не только приобщение человека к культуре, но и создание условий для того, чтобы культура становилась фактором формирования личности. И трудно предположить, что только какая-либо воспитательная деятельность окажет серьезное воздействие на структуру общества, модернизирует ее устройство. Это и непосильная задача для специалистов социально-культурной сферы.
Культурно-досуговая деятельность призвана привлекать и приобщать человека к культуре через творчество, активный отдых, общение, развлечения. Досуг и культура тесно взаимосвязаны ввиду возможности реализации в досуге культурных и социальных потребностей, которые возникают в определенных социально-культурных условиях. Формы и содержание досуга формируются в рамках культуры конкретного общества, известно что речевая культура и культура общества связаны между собой и реализация культуросозидающего потенциала досуга требует профессионального подхода к этой сфере жизнедеятельности.
Цель работы: рассмотреть сущность социокультурной деятельности и разработать сценарий культурно-досуговой программы, дать теоретические знания и практические навыки овладения технологией создания культурно-досуговых программ.
Задачи:
-получение основных представлений принципов и функций культурно-досуговой деятельности, её организационной структуры, основных направлений и форм организации досуга.
-освоение технологии создания культурно-досуговых программ, овладение основами сценарного мастерства, режиссуры, её специфических особенностей и выразительных средств, психолого-педагогической установки в общении.
— формирование знаний целостной системы культурно-досуговой деятельности в единстве теории, организации, методического обеспечения (сценарии, методика работы различных клубов, объединений, кафе, баров, игорных домов).
Степень научной разработанности темы: Методологические, теоретические и методические основания, сущность социально-культурной деятельности и культурно-досуговых технологий
Объект исследования: культурно-досуговая деятельность
Предмет исследования: сценарно-режиссерские технологии.
Гипотеза — предполагается, что применение технологии реализации метода иллюстрирования будет способствовать реализации культурно-досуговых программ.
Методы исследования: изучение библиографических источников, изучение и обобщение педагогического опыта по исследуемой теме, интерпретация полученных результатов.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования полученной информации в процессе реализации метода иллюстрирования в культурно-досуговы программах.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
1.Теоретические основы технологии культурно-досуговых программ
1.1 Понятие культурно досуговых программ (функции, принципы)
Основное назначение учреждений культуры – создание условий для удовлетворения растущих духовно-культурных потребностей и формирование мотивов поведения, что требует значительных организационно-педагогических усилий .
Культурно-досуговая деятельность (далее – КДД) всегда складывается в процессе активного освоения личностью общественных и производственных отношений и зависит от интересов и потребностей ее политического, культурного и нравственного развития в сфере производства и досуга. Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов ее осуществления.
Известна характеристика человека в условиях досуга Даля. У него «недосужливый (человек) — это неискусный, неумеющий неизобретательный», а «досужий» — умеющий, способный к делу, ловкий, искусный, хороший мастер своего дела, или мастер на все руки». Постепенный переход понятия «досуг» к более позднему значению практически до начала ХХ в. выглядел как достижение, способность, возможность человека проявить себя в свободное от работы время.
Издревле досуг рассматривался как цель и способ удовлетворения разнообразных потребностей, в том числе эстетических и художественных. Следовательно, виды деятельности оказываются важными не столько для общества, сколько для личности.
Если рассматривать досуг с позиций жизни общества, то он важен для стабилизации, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, укрепления солидарности, взаимосвязи поколений, общения, удовлетворения потребности личности в радости, удовольствии и т.д. Постепенно познавая возможность досуга, способствующего укреплению социального целого, на paннeй стадии развития цивилизации были официально установлены прежде всего такие формы, как праздники и обряды, ставшие общезначимыми, то есть одинаково важными для всех членов социальной или этнической общности.
Для истории России характерно то, что на разных ее этапах происходил радикальный разрыв с культурным опытом предшествующих поколений, отход не только от отдельных традиций, но и от культуры в целом. Это во многом объясняет, почему государство становится регулятором исторического процесса, решающей силой, определяющей жизнь как общества, так и личности. Структура государственного устройства определяет ценностно-ориентированную базу культуры.
Культурный досуг – это не просто свободное, т. е. праздное, время, а время для осуществления значимых для личности, для ее самореализации форм деятельности .
КДД становится частью конкретно-исторической программы развития личности. В реальности досуг становится все более регламентируемым и контролируемым типом деятельности и наполняется все более разнообразными ее формами, которые постепенно становятся взаимозависимыми между собой. Создание эстетически организованной среды, оказывающей свое воздействие на человека в условиях досуга, является одним из элементов социальной политики. Это способствует укреплению внутренних социальных связей между всеми народностями, населяющими страну, между отдельными группами и слоями населения.
КДД является также важным фактором реализации ведущих принципов демократии: гласности, свободы слова, раскрепощенного сознания. Здесь обеспечивается подлинный плюрализм и состязательность идей, возможность высказывать и отстаивать свою точку зрения .
КДД есть процесс создания, распространения и умножения духовных ценностей.
Рассмотрение сущностных характеристик КДД подводит к необходимости выяснения ее предмета, определению ее границ. Объект – посетитель учреждения культуры или человек, занимающийся домашним досугом, представляет собой сложную, противоречивую личность, — КДД дополняет, гармонизирует ее жизнь как с т.зр. физической, так и духовной.
Предметом КДД является изучение различных содержательных механизмов общественного сознания, существующего как целостное отражение общественной жизни, ее материальных и духовных аспектов. КДД есть способ индивидуального самоутверждения личности, осмысления своего бытия в прошлом, настоящем и будущем.
Только с учетом психологии личности и психологии групп, коллективов и массы людей можно говорить о содержательности КДД, аргументированном использовании форм и методов подачи материала .
Ставя цель развития личности, учитывая добровольность и личную инициативу в КДД, уровень подготовки и форму деятельности людей, специалисты учреждений культуры создают программы, предлагают соответствующую предметную деятельность.
Объектом КДД является содержание, формы, средства, методы и инструменты интеллектуального и эмоционального воздействия на личность, группу или массу людей, стабильную и нестабильную аудиторию, разные социальные общности.
Целостную систему КДД следует рассматривать как процесс постоянного развития в неразрывном единстве теории, организации и методики. В этой системе следует различать не только четкую структуру, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, но и ее ярко выраженный динамизм развития и совершенствования каждого элемента.
Кроме того, следует уяснить, что система КДД включает в себя такие сложные компоненты, которые сами являются самостоятельными системами: это сеть учреждений культуры разных типов (клубных учреждений, парков культуры и отдыха, музеев, библиотек, центров досуга, культурных комплексов, молодежных кафе, ночных клубов и т.п.); местные органы и управленческое руководство среднего и высшего звена; научные, средние и высшие учебные заведения, институты и курсы повышения квалификации работников культуры; материально-техническая база учреждений культуры.
Современная теория рассматривает КДД как процесс освоения человеком мира, в основе которого лежит многосторонняя по своей природе деятельность, имеющая собственные функции, цели, средства, результат. КДД в этом контексте представляется сложной структурой, переплетением типов и видов деятельности .
В изучении КДД (как достаточно молодой науки) наиболее распространенным и разработанным остается аналитический, а не целостный подход, т.е. изучение отдельных ее сторон.
КДД как процесс, выражая суть и логику педагогического воздействия, выступает как связь объекта и субъекта. В этом смысле система состоит из следующих необходимых компонентов: субъект, объект, цель, содержание, средства, методы, формы, материально-техническая база, финансовое обеспечение процесса.
Самым эффективным институтом в КДД является учреждение культуры. В учреждениях культуры КДД становится систематической и приобретает творческий характер. Поведение человека в сфере досуга, обусловленное его менталитетом, позволяет сделать вывод о том, что в КДД личность предстает именно такой, какой она могла бы стать при других обстоятельствах.
Социальные функции КДД.
Поскольку КДД носит многосторонний характер, соответствующий разнообразию потребностей, интересов и запросов членов общества, то ее социальные функции определяются социальным назначением, структурой общества.
Назначение КДД состоит в активном приобщении человека к культуре на основе творчества, оказывающего прямое воздействие на его жизнь, на все виды деятельности.
В paмках КД учреждений 1) создаются условия для снятия определенного психологического напряжения, 2) раскрываются интеллектуальные, психолого-педагогические, образовательно-развивающие качества личности, 3) раскрепощаются инициатива и самодеятельность .
Одной из главных функций КДД является создание культурной· пространственно-временной развивающей среды, организованной особым образом и предназначенной для включения личности в реальную, а не выдуманную жизнь.
Социальные функции КДД определяются учеными по-разному. Большинство ученых трактуют социальные функции КДД таким образом: а) производство новых знаний, норм, ценностей, ориентаций и значений; б) накопление, хранение и распространение (трансляция) знаний, норм, ценностей и значений; в) воспроизводство духовного процесса через поддержание его преемственности; г) коммуникативная функция, обеспечивающая знаковое взаимодействие между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство; д) социализирующая, обеспечивающая через создание структуры отношений, опосредованных культурными компонентами, социализацию общества; е) рекреационная, или игровая, культура, действующая в отведенной для нее сфере .
Одной из ведущих функций КДД является рекреационная. Она способна снять производственное утомление, восстановить утраченные силы. Здесь решается главная задача — психологическая разрядка и отдых. Следующая функция, тесно переплетающаяся с предыдущей, гедонистическая (наслаждение, удовольствие). Если занятия будут полезными, но не будут приятными, они потеряют значительную долю привлекательности для посетителей, а вместе с этим и долю самой полезности.
Отвечая нормам культуры, человек включается в общественную жизнь, постепенно поднимаясь к высшим формам поведения, а КДД как раз и выполняет функцию регулятора социальных отношений между людьми.
КДД обладает функцией разрядки напряжения. Она формирует и обеспечивает условия для проведения досуга, для отдыха и развлечения людей .
Названные функции КДД не оторваны одна от другой, а, наоборот, тесно связаны между собой. Многие формы КДД выполняют одновременно несколько функций. Так, например, художественный фильм может иметь и познавательную, и нормативную функции.
Потребность в совместном переживании значимых событий общественной жизни, в публичном и ярком проявлении социальных чувств обеспечивают праздники, которые призваны стимулировать их формирование, актуализировать, облагораживать и эстетизировать внешние формы их проявления.
Для осуществления КДД вовлекаются значительные группы людей. Оказывая влияние на внутренний мир и образ действий большого количества людей, КДД влияет тем самым и на окружающую действительность, становится важным звеном социальной жизни. При этом формирующее воздействие КДД следует специально организовывать, вести по определенно разработанной программе людьми, имеющими профессиональную подготовку. Социальные функции КДД следует подразделять на три уровня: федеральный, региональный и местный. На федеральном это:
— законодательное обеспечение условий для творческой деятельности в учреждениях культуры;
— защита национальной культуры и языка при расширяющихся международных контактах;
— создание возможностей для вовлечения различных слоев населения, особенно детей и юношества, в творчески активную жизнь;
— противостояние негативному воздействию коммерциализации в сфере культуры .
На региональном уровне:
— создание условий административной децентрализации в сфере культуры;
— обеспечение развития региональных культур и сохранения культуры прошлого;
— налаживание взаимодействия и взаимопонимания между различными культурными группами региона.
На местном уровне:
— развитие общественной эстетически организованной среды;
— активизация местной культурной жизни, усиление местной самодеятельности и локального своеобразия;
— создание условий для совершенствования деятельности учреждений культуры;
— развертывание системы домашнего досуга .
По содержанию КДД подразделяют на: познавательную, ценностно-ориентированную, практически-преобразующую, творческую .
Познавательная деятельность характеризуется усвоением информации и получением нового знания в результате участия в дискуссии, кружковых занятиях, тематических вечерах, лекциях, обрядах, ритуалах и т. д.
Ценностно-ориентированная деятельность позволяет приобретать, закреплять или видоизменять свое отношение к окружающему миру, оценку общественных явлений, собственных и чужих поступков .
Практически-преобразующая деятельность всегда направлена на созидание и преобразование личности на основе практических реальных действий.
Творческое начало присуще всем видам и формам КДД, оно носит всепроникающий характер. В то же время творческая деятельность носит и автономный характер, когда она непосредственно связана с искусством.
Содержательный аспект социальных функций КДД реализуется в зависимости от реального состояния конкретного учреждения, от полноты и согласованности осуществления им взаимодействия с окружающей средой.
1.2. Методы и средства сочинения культурно-досуговых программ (теория технологии)
Для того чтобы деятельность учреждения культуры была содержательной, интересной, эмоционально насыщенной, специалистам следует максимально овладеть методикой КДД, т.е. совокупностью методов, способов, приемов и действий целенаправленного достижения поставленной цели .
Методика КДД опирается на методологию, законы психологии и педагогики, имеет свои внутренние закономерности функционирования как специфический вид деятельности. Meтодика представляет собой центральный блок в КДД, который осуществляет прием, переработку информации и преобразует ее в художественно-образный, символико аллегорический способ эмоционального воздействия.
Методику выделяют в отдельный тип деятельности — методический, выступающий внутренним регулятором всего технологического процесса, который определяет и разрабатывает тактику, то есть преобразует и переводит теорию в русло конкретной программы в форме сценарных планов, сценариев, методических разработок и рекомендаций.
В основе методики КДД лежат духовные потребности населения . Потребности в осуществлении КДД отнюдь не ограничиваются лишь стремлением человека к саморазвитию или к удовлетворению его чисто рекреационныx нужд. КДД оказывает активное формирующее влияние на личность, что свидетельствует о ее достаточно высокой общественной значимости и о востребованности специалистов.
Методика КДД представляет собой диалектическое единство профессиональной деятельности организаторов и методистов (сценаристов, pежиссеров и других специалистов) и участников КД программ и других посетителей учреждений культуры. Взаимосвязь культурных потребностей людей с возможностью и готовностью учреждений культуры их реализовать создает условия для раскрытия сущностных свойств учреждений культуры, слияния в их работе организующих воздействий «сверху» с широкой инициативой и самодеятельностью «снизу» .
В КДД сложилась определенная классификация методик: общая методика, типовые методики и частные методики. Все они функционируют по своим законам, вбирая в себя все наиболее общее и существенное в построении технологического процесса. Закономерности методик тесно связаны с законами развития культурных процессов. Квалификация специалистов учреждений культуры зависит от знания этих закономерностей, от умения творчески их применять.
К закономерностям методики КДД можно отнести: неразрывную связь социальных и культурологических задач; соответствие содержания и формы; последовательность при подготовке и проведении программ от идеи до замысла и определения формы; активно-деятельностный подход в создании программы; активизация аудитории; постоянная смена эмоциональных состояний; постепенное вовлечение во все более сложную деятельность участников программы; единство и взаимопереход субъекта и объекта; соединение в КДД развивающих, рекреационных и гедонистических функций.
Рассматривают три основные технологии в КДД:
— информационно-просветительскую (ИП); — художественно-публицистическую (ХП); — культурно-развлекательную (КР) .
I. Информационно-просветительская деятельность (ИПД) базируется на современных информационных технологиях и функционально обеспечивает наиболее объемные в творческом отношении ХП и КР.
Информация – «сообщение», «изложение». Это не все те знания, которыми располагает человечество, а лишь та его часть, которая используется для ориентирования, для активного действия .
Виды информации: социальная, политическая, научная, художественная, техническая, экономическая и т.д. – она воздействует на рациональное начало в человеке. Если информация эмоционально окрашена, то воздействует еще и на эмоции.
Средствами, формами и методами ИПД учреждения культуры информируют, просвещают, разъясняют, помогают людям на практике удовлетворить их потребности в знаниях. Структурные компоненты ИПД:
— общие (субъект, объект, содержание, средства, коммуникация, управление);
— видовые (экономика, политика, право, эстетика)
Задачи ИПД 1) нести людям знания и 2) вырабатывать личное отношение к полученным знаниям, 3) формируя убеждения . Преимущество и сила методики ИПД в том, что полученная в стенах учреждения информация в процессе усвоения людьми корректируется, становясь их собственной.
Формы ИПД, несущие научные знания: лекции, беседы, доклады, кинолектории, просветительные кружки и школы – в этих формах преобладает содержательная сторона.
Формы, где содержание дополняется средствами художественной выразительности: устные журналы, устные альманахи, чтения, культурно-художественные бригады, клубные объединения, народные университеты.
Формы ИПД, где большое значение имеют документы, достоверность информации: пресс-конференция, интервью, репортаж .
Широкое использование в устном выступлении приемов ораторского искусства, возможностей голоса, мимики, жестов позволяет усилить смысловое содержание информации . Специалисты учреждений культуры дополняют СМИ квалифицированными комментариями событий с учетом интересов конкретной аудитории.
Условия успеха всех ИПД:
-создание атмосферы взаимного доверия и доброжелательности;
— знание аудитории;
— достоверность информации (отбор фактов – основа каждого сообщения; задача – передать факты; хорошее подспорье – документальная литература);
— единство содержания и формы .
Наглядность подачи материала, доказательность мыслей, идей являются важнейшим показателем профессионального мастерства специалиста учреждения культуры .
Основной метод ИПД – иллюстрирование: предметное (экскурсии, использование иллюстраций растений, животных, образцов горных пород и пр.), изобразительное (картины, фотографии, модели, муляжи), образное ( по памяти) . Наглядность сообщает правильное направление мышлению, активизирует его, развивает воображение, делает знания более обстоятельными; способствует лучшему запоминанию и сознательному усвоению материала.
II. Художественно-публицистическая деятельность (ХПД) – этот термин произошел от «художественно-массовая работа»- область деятельности учреждений культуры, в организации которой соединяются средства пропаганды, агитации и искусства . Степень их взаимодействия определялась формами художественно-массовой работы о простейших в иллюстрированных мероприятиях, проводимых в клубном учреждении, до сложных, синтезированных в театрализованных праздниках, шествиях, манифестациях.
В основе ХПД лежит поиск художественного образа и реального конкретного события. ХПД призвана практически помочь процессу осознания мира личностью за счет воздействия на ее интеллектуальную и эмоциональную сферы.
Методика ХПД пронизывает всю деятельность учреждений культуры и обладает наибольшим воздействием на аудиторию за счет эмоциональной силы искусства. Эмоциональное воздействие на слушателей достигается выразительной силой подачи материала, образностью, художественностью.
Специфика ХПД:
— возможность применения многообразных средств воздействия, способных одновременно охватить большую массу людей;
— использование социально-психологических механизмов воздействия и восприятия;
— конкретизация ХПД, использующей реальные и художественные образы .
В основе методики ХПД лежит драматургия высокого уровня, особенностями которой являются: фактологичность, многообразие содержательных и эмоциональных средств воздействия. Их разнообразие богаче, чем в театре и кино. Основной вид драматургии – сценарий. Его характеристики: целостность будущей программы, взаимная согласованность всех эпизодов; поиск обобщенности, типичность в раскрытии образа события, жизненного факта, новизна тематики, содержания, применения художественных средств, композиционного решения, форм и методов воздействия.
Специфические черты драматургии ХП программ: использование художественного материала из всех видов искусства или поиск оригинального художественного образа; реализация в программе документального материала; соблюдение оптимального соотношения документального и художественного материала; оценка событий, фактов, выявляющих четкую авторскую позицию; активный характер драматургии ХП программ.
Метод драматургии КД программ – монтаж, который позволяет располагать материал в соответствии с основными законами аристотелевой драмы (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка). Еще один закон – гармоничное единство, целостность всего происходящего, работающего на художественный образ .
Основной творческий метод ХПД – театрализация (применяется, как правило, совместно с иллюстрированием и игрой).
Сценарий программы – литературная разработка его содержания, где подробно излагаются мельчайшие детали будущего действия, создается модель программы. Сценарий – понятие синтетическое, объединяющее работу драматурга, режиссера, менеджера и актива .
Режиссура – основной компонент технологического процесса воплощения сценария. Режиссура – дело коллективное. Режиссер создает условия для творчества своих коллег – художника, композитора, хореографа и др.
При подготовке ХП программы создается инициативная группа, которая обсуждает общий замысел и примерную структуру, уточняет тему, намечает сроки и место ее проведения; определяет состав потенциальной аудитории, конкретизирует жанр и приемы подачи содержания.
Режиссерский замысел – это проект постановки (апробируется на репетициях и может изменяться под влиянием участников программы) .
Режиссерская документация (план постановки): монтажный лист, музыкальная и световая партитура, сценарный план киноматериала и диапроекций, рабочая схема программы, репетиционный план, план-дислокация, схема связи, транспорта и техники, схема охраны порядка, обеспечения техники безопасности.
III. Культурно-развлекательная деятельность (КРД) отличается более активным, динамичным характером и свободным типом поведения посетителей учреждений культуры. Для культурно-развлекательной программы необходим высокий уровень включенности аудитории и демократичности общения, что способствует созданию непринужденной атмосферы.
КРД способна удовлетворить разнообразные духовные потребности посетителей учреждений культуры на основе получения удовольствия. Поэтому она позволяет снять психологические стрессы, перегрузки, переутомление.
Методика КРД является одной из наиболее сложных. Основная задача КРД – отдых и развлечения. В процессе отдыха человек восстанавливает физиологическое состояние. Полноценный отдых предполагает познавательная активность, получение знаний, развитие интеллекта, смену видов деятельности. Развлечения необходимы для снятия психологических стрессов, перегрузок, переутомления. Т.е. развлечения требуют особой физической и эмоциональной нагрузки. Развлечения развивают сноровку, находчивость, быстроту ориентировки, проходят весело, темпераментно, с творческой фантазией .
Умение разумно отдыхать значительно продлевает работоспособность и жизнь.
Отдых в учреждениях культуры носит массовый, групповой и индивидуальный характер. Организовать коллективный отдых – значит включить каждого человека в общую деятельность, соединить индивидуальные интересы с общественными.
Необходимо опираться на типичные для учреждений культуры «схемы переключений» и способы эмоциональное и другой разрядки.
Основным методом КРД является игра. Игра выступает в двух ипостасях:
— как метод подготовки программы (игра представляет собой сознательную и инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной самими играющими);
— как форма (наличие опред.игрового пространства, игровые правила, потребности в игровой деятельности).
Метод — это способ, прием, путь решения какой-либо задачи; это путь к познанию; образ действия; определенным образом упорядоченная деятельность.
Методами КДД принято называть способы, приемы, образы действий по использованию средств воздействия на аудиторию. Методы КДД, как и формы, всегда связаны с содержанием, определяются целями, которые ставятся перед специалистами .
В КДД реализуются следующие группы методов:
— воспитательные (убеждение, поощрение, приучение, соревнование, положительный пример, требования, перспектива, критика и самокритика);
— образовательные (рассказ, беседа, изложение, разъяснение, демонстрация, упражнение, информирование, комментирование, обобщение);
— творческой деятельности (рассказ, показ, разъяснение, упражнение, соревнование);
— исследования (наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, эксперимент);
— организации отдыха (игра, соревнование, упражнение, занимательный рассказ, разъяснение) .
В КДД имеется четыре родовых метода: монтажа, иллюстрирования, театрализации и игры. Все остальные методы привнесены в нее извне.
1. Монтаж.
Метод монтажа пронизывает всю деятельность учреждений культуры, соединяя информацию, искусство и публицистику, превращая их в эффективный инструмент эмоционального воздействия на аудиторию.
Монтаж бывает конструктивным и ассоциативным.
Приемы монтажа: контрастность, параллелизм, стыковка, уподобление, одновременность, лейтмотив, сопоставление, аналогия, метафора, гипербола, сатира, хронологический прием исторических событий .
Огромное влияние на развитие метода монтажа оказало наследие В.Яхонтова (актер и талантливейший чтец). Он первым обосновал и широко использовал принцип контрастности построения программы: чередование стихов и прозы, стихов и документов .
Метод монтажа позволяет сопоставить противоположности и контраст, где и рождается ощущение действия. Такое ощущение рождает не только смысловая, но и ритмическая контрастность.
2. Иллюстрирование.
Суть метода иллюстрирования состоит в особой организации содержания информационного материала с помощью показа в какой-либо форме. Говоря о методе иллюстрирования, следует иметь ввиду, что он за счет синтеза различных эмоционально-выразительных средств осуществляет дополнение к информации, делая ее зримой.
Иллюстрирование средствами искусства создает художественную форму, обладающую большой силой эмоционального воздействия . Создается такая сценическая композиция, где документы, документальные кадры соединяются с художественными образами (поэтическими, хореографическими, музыкальными).
При этом иллюстрирование не просто вносит элемент художественности, а раскрывает, развивает, углубляет, конкретизирует тему. Одна и та же тема может быть иллюстрирована по-разному с учетом разнообразных художественных выразительных средств.
Метод иллюстрирования соответствует типу ИП программ, в ХП и КР программах он может использоваться в качестве дополнительного метода .
На практике сложились 2 вида иллюстрирования: художественное и наглядное. Пример: лекция (метод распространения знаний; форма КДД; использует метод иллюстрирования в виде книжных выставок, фотостендов, экспозиции репродукций, художественного чтения, музыки, показа фрагментов кинофильмов) .
3. Театрализация.
Суть метода театрализации состоит в соединении звуков, цвета, мелодии в пространстве и времени, раскрывающих образ в разных вариациях, пронося их через единое «сквозное действие», которое объединяет и подчиняет себе все используемые компоненты законам сценария. Это сложный творческий метод, имеющий глубокое социально-психологическое обоснование.
Функции метода театрализации: социально-педагогическая и художественная.
Метод театрализации наиболее подходит ХП типу программ, т.к. он призван создать зрелищно-активную ситуацию, при которой каждый присутствующий будет уже не просто пассивным созерцателем, а активно реагирующим зрителем.
4. Игра.
Игра – это и метод, и форма.
Умение играть – это показатель культуры как личности, так и общества в целом. Игровое поведение личности обладает потенциалом 2 возможностей: проявления своей индивидуальности и социализирующей . Важно и то, что у личности существует потребность в игровом поведении.
Игровая культура личности проявляется в наличии социо-культурного потенциала, который состоит из: умения владеть творческой инициативой; принимать нестандартные игровые решения; эмоционально-волевого саморегулирования. В игровой деятельности неразрывно переплетаются игра, фантазия, творчество .
Метод игры в КДД наиболее удачно сочетает в себе информационно-логическое и информационно-образное начала, синтезирующие просвещение, педагогику, искусство и творчество, обладающие необыкновенной силой воздействия на мысли и чувства человека.
Для того, чтобы игра шла успешно, следует неукоснительно соблюдать правила, а также необходимо наличие ведущего, который регулирует ход игры, наблюдает за реакцией участников, следит и поддерживает уважительное отношение участников друг ко другу.
Игровое театрализованное действие отличают эмоциональная реакция, активный отклик на события, ставит личность в положение участника, а не зрителя.
Метод игры в практической КДД трансформируется в игровые программы, которые представляют собой набор конкретных игр. Степень подготовки таких программ значительно проще других (если такая программа не сложна структурно и не требует большого кол-ва участников).
В комплексных игровых программах игра используется как одно из средств выразительности и чередуется с музыкой, танцами, конкурсами, что содействует межличностному общению, снижению усталости. К комплексным формам относится коллективная театрализованная игра.
Игровое действие – это одно из важнейших средств овладения различными жизненными ситуациями, возможный путь обучения типам поведения, воспитания культуры, эмоций . Именно поэтому игровое действие обязательно должно опираться на социальный опыт конкретной группы людей.
В сюжетно-тематических игровых программах игра является ведущим выразительным средством, подчиняя себе всё остальное. Содержание данных программ тематически и сюжетно объединено игровой ситуацией. Сюжет позволяет логически оправданно выстроить относительно самостоятельные игровые эпизоды, в результате чего программа приобретает стройность, законченность.
Технология проведения игры: 1) отбор участников; 2) формирование команд; 3) завязка – изложение правил игры; 4) основное действие – побуждение, стимул к игре; 5) управление игровым действием; 6) вовлечение играющих участников в игру; 7) организация игрового финала . Кульминация – достижение игровой цели. Финал – чествование победителей.
Выбор игры зависит от цели, возраста участников, количества участников, условий проведения, места проведения, наличия инвентаря. Текст объяснения правил должен быть кратким и логичным. Способы выбора водящего: приглашение, жребий, выдвижение коллективом играющих. Определение результатов игры имеет большое воспитательное значение.
2. Реализация метода иллюстрирования в культурно-досуговых программах
2.1. Принципы метода иллюстрирования в культурно-досуговых программах
Итак, среди рациональных методов и приемов организации культурно-досуговых программ существуют четыре основных родовых метода. По своему строению родовые методы культурно-досуговой деятельности представляют целостную систему инструментальных знаний, которую характеризуют логическая зависимость одних элементов от других, единство целей и задач; содержания и формы; средств и методов, методического обеспечения культурно-досуговых программ (рисунок 1) . Эти же методы присущи и для пластико-хореографических программ, которые осуществляют функции, реализуют свои цели и задачи через основные методы культурно-досуговой деятельности.
Рисунок 1 — Методы реализации культурно-досуговых программ.
1 Метод иллюстрирования заключается в представлении содержания через трансляцию какого-либо материала, он использует эмоционально- выразительные средства для визуализации .
2 Театрализация (в современных культурно-досуговых программах) состоит в соединении звука, света в пространстве и времени, раскрывающих образ в динамических вариациях, пронося их через единое «сквозное действие», которое объединяет и подчиняет себе все используемые компоненты по законам сценария.
3 Метод игры соединяет логическое и образное начала, реализуя педагогические цели средствами искусства и творчества для воздействия на мысли и чувства человека.
4 Монтажная организация материала представляет собой чередование образов, событий, режиссерских решений в многосоставной, но целостной структуре.
При выборе метода воплощения будущей культурно-досуговой программы важно помнить, что метод иллюстрирования несет познавательную функцию и вырабатывает личное отношение к полученным знаниям, формирует убеждения в то время, как театрализация ведет к пониманию мира особым путем: через воссоздание, восприятие, представление, воображение, переживание, затрагивая, в первую очередь, чувства зрителя . Рассмотрим метод иллюстрирования подробнее.
Суть метода иллюстрирования состоит в особой организации содержания информационного материала с помощью показа в какой либо форме. Говоря о методе иллюстрирования, следует иметь в виду, что он за счет синтеза различных эмоционально — выразительных средств осуществляет дополнение к информации, делая ее зримой .
Во всех случаях в рамках однородного по содержанию информационно — развивающего материала, его иллюстрирование (показ) средствами искусства создает художественную форму, обладающую большой силой эмоционального воздействия. При этом иллюстрирование не просто вносит элемент художественности в содержание культурно — досуговой программы, а раскрывает, развивает, углубляет, конкретизирует тему.
Одна и та же тема может быть проиллюстрирована по разному с учетом разнообразных художественных выразительных средств .
Предпочтение методу иллюстрирования режиссер — постановщик отдает в зависимости от типа программы, ее формы, характера аудитории. По своей природе метод иллюстрирования соответствует типу информационно — просветительных программ, а в художественно — публицистических и культурно — развлекательных программах он может использоваться в качестве дополнительного метода.
На практике сложились два вида иллюстрирования: художественное и наглядное.
Например, в лекции, которая является и методом распространения знаний и формой культурно — досуговой деятельности, используется метод иллюстрирования в виде книжных выставок, фото стендов или экспозиций репродукций, художественного чтения, музыки, показа фрагментов из научно — популярных и документальных кинофильмов.
Привнесение с помощью метода иллюстрирования элемента художественности в информационно — просветительную программу позволяет создать такую сценическую композицию, в которой документы, документальные кадры, фотографии в соединении с художественными образами — поэтическими, хореографическими, музыкальными — достигают эмоционального эффекта огромной силы .
Для того чтобы выстроить мероприятие драматургически, мало разбираться в законах драматургического построения досугового мероприятия, понимать специфику той или иной конкретной формы клубной работы, необходимо уметь использовать возможности приемов иллюстрирования.
Иллюстрирование — это способ художественного решения темы и его нельзя «внести» в мероприятие, ибо с его помощью оно организуется, драматургически выстраивается. Этот прием позволяет художественно организовать весь материал, драматургически соподчинив используемые выразительные средства (музыку, поэзию, танец и т. п.) .
Прием иллюстрирования предполагает не случайный, произвольный монтаж стихов, песен, танцев и других выразительных средств, а организованный драматургически в соответствии с темой мероприятия и творческим замыслом его постановщиков. И в том и в другом случае важно определить меру и порядок использования различных выразительных средств, составляющих материал мероприятия.
Задача приема иллюстрирования — усилить восприятие содержания мероприятия, путем привлечения различных выразительных средств (документальный материал, поэзию, прозу, музыку и т. д.).
Прием иллюстрирования довольно давно известен клубной практике. Еще в 20-30-х годах он умело использовался клубниками при организации различных форм массовой работы.
Задача всех используемых в структуре массового мероприятия выразительных средств состоит в том, чтобы усилить его воздействие на зрителя, превратить, говоря современным языком, информацию о том или ином, явлении или событии — в «эстетическую информацию», то есть такую, которая вызывает особое чувство переживания, радости, наслаждения.
Кроме этого, иллюстрирование всегда статично по своему характеру.
Прием иллюстрирования рассчитан прежде всего на усиление восприятия содержательного материала. Итак, прием иллюстрирования должен превращать необходимую информацию, составляющую содержание мероприятия, в «эстетическую», которая вызывает у зрителя чувство наслаждения, удовольствия.
Выбор организатором приема иллюстрирования драматургического материала зависит, и весьма ощутимо, от правильно найденной гармонической взаимосвязи между содержанием и формой проводимого мероприятия .
Иллюстрирование как прием драматургической организации материала, придан добиться активизации зрителя в большей или меньшей степени, создать необходимые условия для его участия в мероприятии.
2.2 Реализация метода иллюстрирования в культурно-досуговых программах
Развитие современных направлений организованного культурного досуга предполагает совершенствование культурно-досуговой деятельности и появление ее новых форм, отвечающих запросам населения и трендам искусства. Социальный заказ на разнородные и комбинированные танцевальные программы в культурно-досуговой деятельности повлек за собой создание востребованного типа культурно-досуговой программы, основным выразительным средством которой является танец. Таковым типом программы стала пластико-хореографическая программа – новая ступень в развитии культурно-досуговой деятельности и новый танцевальный жанр современных шоу-программ.
Постановка и организация пластико-хореографической программы – достаточно трудоемкий процесс, который состоит из нескольких этапов, затрагивает все навыки и знания специалиста культурно-досуговой деятельности .
Реализовать такую сложную форму культурного досуга, как пластико-хореографическая программа возможно, лишь получив в ходе профессионального образования исчерпывающий объем материала.
Как инновационная форма культурно-досуговых программ, пластико- хореографическая программа обладает учебной функциональностью: организуя подобную программу, постановщик совершенствует свои навыки и умения в данном жанре, и по завершению работы приобретает новый практический опыт .
Для постановки пластико-хореографической программы необходимо обладать знанием технологии культурно-досуговых программ в целом. Для подготовки и организации программы следует быть хорошо осведомленным о современных и классических направлениях хореографии, знать не основы и азы, а все многообразие технологий сценарного мастерства, владеть актерским мастерством, навыками режиссуры, пантомимой, звукорежиссурой и т.п .
Постановщику необходимо быть в курсе последних инновационных и современных методов работы на сценической площадке, постоянно изучать вкусы населения чтобы произвести впечатление на своего зрителя.
Постановщик пластико-хореографических программ должен понимать современные возможности и профессиональные предпочтения участников пластико-хореографические программы, досконально разбираться в классических, исторических, народных, фольклорных и современных танцевальных направлениях. Он должен уметь ставить отдельные пластико-хореографические номера и композиции, работать с административным аппаратом программы, осуществлять ее музыкальное и художественное оформление.
Таким образом, можно констатировать, что технологическая специфика пластико-хореографических программ исключительно сложна, и требует от специалиста-постановщика высокой компетентности в значительном числе областей.
Однако, сама технология пластико-хореографических программ представляет частный случай технологии культурно-досуговых программ, что позволяет говорить о возможности экстраполяции теоретического опыта изучения культурно-досуговых программ на их данную инновационную форму.
Технология постановки пластико-хореографической программы — сложносоставной, трудоемкий процесс, обязательно требующий отличного знания технологии, методики подготовки и организации пластико-хореографических программ, а также знания теоретических и методических основ культурно- досуговой деятельности, которые были впервые сложены и раскрыты А.Д. Жарковым. Он выделяет несколько основных этапов технологического процесса в культурно-досуговой системе :
1 Анализ обстановки и формулировка цели. Специалист первоначально должен определить цель, для достижения которой будет поставлена программа, проанализировать обстановку на данный момент, то есть рассмотреть всевозможные формы и методы реализации культурного досуга, которые популярны и востребованы, а также изучить аудиторию, для которой будет поставлена программа.
2 Сбор материала и планирование программы. Сбором материала обычно занимаются специалисты, которым предстоит написать сценарий программы.
3 Создание программы: репетиции, корректировка цели, проведение программы, анализ проведенной программы. Это — самый сложный и трудоемкий этап, которым занимаются большое количество специалистов .
Так, при выборе метода воплощения будущей культурно-досуговой программы важно помнить, что метод иллюстрирования несет познавательную функцию и вырабатывает личное отношение к полученным знаниям, формирует убеждения в то время, как театрализация ведет к пониманию мира особым путем: через воссоздание, восприятие, представление, воображение, переживание, затрагивая, в первую очередь, чувства зрителя. Особую функцию выполняет третий метод – игра: активный отдых позволяет переключиться с обязательных дел на необязательные, с серьезных – на веселые, с умственной нагрузки – на физическую, с личных дел – на общественные, и наоборот.
Определяя функции, которые могут нести культурно-досуговые программы, отметим, что само понятие «функция» означает «обязанность, круг деятельности, назначение, роль. Назначение программы состоит в активном приобщении человека к культуре на основе творчества, оказывающего прямое воздействие на его жизнь, на все виды его деятельности» .
А.Д. Жарков в учебном пособии «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности» выделяет несколько функций культурно-досуговых программ. Ведущей функцией является рекреационная. Она направлена на снятие утомления, восстановления утраченных сил. Гедонистическая функция имеет тесную взаимосвязь с предыдущей функцией. Если, например, занятия танцами будут полезными, но не будут приятными, они потеряют значительную долю привлекательности для учеников, а вместе с этим и саму долю полезности.
Пластико-хореографическая программа, также как и культурно-досуговая, обладает функцией разрядки напряжения. Она формирует и обеспечивает условия для проведения досуга, отдыха и развлечений людей.
Одновременно с вышеназванными, включается и познавательная функция. Рассмотрим ее на примере создания пластико-хореографической программы: постановщику необходимо изначально выстроить на практике танцевальные движения, комбинации и композиции, изучить ряд литературных источников, посмотреть художественные фильмы, посетить различные мастер-классы для реализации целостного процесса создания пластико-хореографической программы.
Важной миссией культурно-досуговой программы является невербальная коммуникативная функция, направленная на взаимодействие между субъектами деятельности, их дифференциацию и объединение. И все же самой важной функцией является развитие эстетического вкуса, культурного и творческого потенциала участников и зрителей.
Все вышеперечисленные функции культурно-досуговых программ закономерно относятся и к пластико-хореографическим программам, так как они реализуются в едином и общем технологическом процессе, который осуществляется практической работой постановщика . Каждая из функций играет определенную роль, воздействует на развитие и формирование личности участников и зрителей.
Однако следует отметить, что пластико-хореографическая программа, являясь зрелищной формой культурно-досуговой программы, наделенной сходнями функциями, целями и задачами, является самостоятельной формой, включающей в себя специфические черты и выразительные средства .
Помимо пластико-хореографических программ, к формам программ культурно-досуговых относятся и гала-концерты, и игровые и конкурсные программы, и литературно-музыкальные композиции, различные шоу, театрализованные представления и многое другое. Для их классификации может применяться схема, позволяющая делить их на индивидуальные, групповые и массовые формы.
Методика индивидуальных форм воздействия на сознание личности приносит наибольшую результативность тогда, когда она опирается на дифференцированном подходе к различным типам личности.
«К групповым формам относятся программы любительских объединений, клубов по интересам, коллективов художественного и технического творчества, несущие камерный характер.
Это клубная гостиная, музыкальный салон, литературный салон, деловые игры, аукцион и т.д. то есть те, что создают свою особую доверительную и комфортную обстановку для межличностного общения» .
Однако такая форма, как пластико-хореографическая программа, чаще относится именно к массовой форме культурно-досуговой программы, поскольку обладает уникальными средствами, способами и методами сценической выразительности.
«Наиболее популярными массовыми формами культурно- досуговых программ являются праздники, зрелища, представления, обряды, тематические вечера, ярмарки, шоу-программы и т.д. Каждая из этих форм в отдельности, или их цикл, несет огромный смысловой и эмоциональный заряд» . Состав участников, сложность композиционного решения и выразительных средств определяют многочисленность лиц, занятых в ее подготовке, проведении и восприятии.
Как можно убедиться, основы теории культурно-досуговой деятельности могут быть плодотворно применены для характеристики пластико-хореографической программы.
Подводя итог вышесказанному, суммируем, что пластико-хореографическая программа – это частный случай культурно-досуговой программы, массовая форма, основанная на синтетическом композиционном решении, включающем музыку, танец, пантомиму, сценическую пластику при безусловном доминировании хореографии.
Заключение
Понятие «культурно-досуговая деятельность» относительно недавно шло в научный оборот. Оно характеризуется специалистами как сложно определяемое в силу многомерности означаемого феномена. Данное понятие знаменовало осознание необходимости создания организационно-педагогических условий для такого проживания человеком сугубо частного, оставшегося от выполнения профессиональных обязанностей времени, которое являлось бы одной из составляющих единого культурного полипроцесса.
А. Д. Жарков, опираясь на исследования ученых, справедливо полагал, что досуговая деятельность как составная часть свободного и времени, которая затрачивается человеком на удовлетворение социальных потребностей, в том числе физических и духовных . Виды досуговой деятельности настолько разнообразны, насколько развиты культурные интересы и потребности личности.
Как пишет А. Д. Жарков, «одной из важнейших задач, которую преследуют новые формы социально-культурной деятельности, является коллективная выработка массовой аудиторией того или иного мнения или убеждения. Это относится в первую очередь к таким распространенным формам, как диспуты и дискуссии. »
Составной частью культурно-досуговой деятельности является ее технологии.
По мнению А.Д. Жаркова понятия «технология культурно- досуговой деятельности идентично понятию «педагогические технологии» и представляет собой целостный процесс, обусловленный единством целей, разнообразием методов, приемов, средств, форм; взаимодействием с педагогической технологией, основанным на взаимопроникновении их друг в друга . Он рассматривает технологию как педагогический процесс на основе анализа составляющих культурно-досуговой деятельности, выделяя понятия «организация» и «методика», утверждая, что организация и методика наиболее полно характеризуют производное понятие технологии как профессиональной деятельности, направленной на объекты (посетителя учреждений культуры и домашнего участия) и обусловлено влиянием социально-экономических и культурных факторов
По мнению А.Д. Жаркова, с помощью технологии культурно-досуговой деятельности могут быть отражены как ее составляющие, так и сам технологический процесс ее функционирования и изменения, а совокупность знаний, научных теорий, концепций раскрывает ее как систему.
Для культурно-досуговой деятельности характерны следующие функции:
1. Производство новых знаний, норм ценностей, ориентаций и значений.
2. Накопление, хранение и распространение знаний, норм, ценностей и значений.
3. Воспроизводство духовного процесса через поддержание его преемственности.
4. Коммуникативная функция, обеспечивающая знаковое взаимодействие между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство.
5. Социализирующая функция, обеспечивающая социализацию общества через создание структуры отношений, опосредованных культурными компонентами.
6. Рекреационно-игровая.
7. Гедонистическая функция, связанная с наслаждением, удовольствием.
8. Регуляция социальных отношений между людьми
Культурно-досуговая деятельность является деятельностью свободной, выбираемая личностью для удовлетворения потребностей и интересов. Разнообразие форм, методов и средств культурно-досуговой деятельности позволяют личности выбрать любой вид деятельности, в том числе и вариантов формирования речевой культуры через включение в творческий процесс.
В заключение следует отметить: особенности технологий организации культурно-досуговых программ заключаются в одновременном использовании жанрового многообразия выразительных и изобразительных средств, где объективно создаются предпосылки для обеспечения зрелищности данных программ.
Однако, как отмечает О. И. Марков, и мы полностью солидарны с ним, – «нельзя дать сценаристу рецепты, гарантирующие высокий уровень произведения. Но создавать сценарий “технологически” грамотно – одно из главных качеств режиссёра клубных театрализованных представлений» , и фактором реализации данного положения будут выступать теоретические знания специалиста досуга – знание истории функционирования зрелищных форм культуры, структуры выразительных и изобразительных средств, их функциональных свойств и закономерностей взаимодействия, а также его умение распознавать современные зрелищные технологии и реализовывать их в культурно-досуговых программах.
Список литературы
1. Аронов А. А., Казакова А. Г. Творчество: многозначность и полифоничность явления // Мир образования – образование в мире. Научно-методический журнал. 2016. № 2 (62). С. 3–14.
2. Банфи А. Природа зрелища // Избранное / перевод с итал. А. В. Старостина и В. Н. Съедина. Москва : Прогресс, 1965. 291 с.
3. Боровинская Д. Н. Специфика креативного продукта как товара культурной индустрии // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 3 (71). С. 133–139.
4. Ванченко Т. П. К проблеме зрелищности шоу-программ // Человек в мире духовной культуры : тезисы межвузовской научно-практической конференции молодых учёных (Москва, 24–25 марта 1999 г.) / [науч. редакторы: Китов Ю. В., Чернова О. В.]. Москва : МГУК, 1999
5. Гагин В.П. Выразительные средства клубной работы. Гагин В.П.: «Эксмо», 2005 г.
6. Гагин В.П. Интересно ли в вашем клубе. Гагин В.П.: «Политиздат», 2000 г.
7. Генкин Д.М. ди Генкин Д.М.: «Просвещение», 2006 г.
8. Гончаров И.П. Социально культурная — деятельность, учреждений культуры, клубного типа Гончаров И.П.: бизнес центр «Каретный двор», 2004 г.
9. Гордеева Л.Г. Технология культурно-досуговых программ. Лекция [МГУКИ, 2010] // Личный архив автора.
10. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности. Москва, 2007 288 с.
11. Жарков А.Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Москва, 2012 480 с.
12. Жарков А.Д. Культурно — досуговая деятельность. Жарков А.Д. Чижиков В.И.: под научной редакцией академии РАЕН, 2002 г.
13. Жарков А.Д. Культурно — досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований. Жарков А.Д. Жаркова Л.С.: научное пособие «Феникс», 2002 г.
14. Жарков А.Д. Организация культурно — просветительной работы\ Жарков А.Д.: «Просвещеие», 2003 г.
15. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды\ Конович А.А.: «Москва», 2006 г.
16. Красильников Ю.Д. Основы СКД/ Красильников Ю.Д. Киселёв Т.Г.: «Юрайт», 2006 г.
17. Культурология ХХ век : энциклопедия : в 2 томах / гл. ред. С. Я. Левит. Санкт-Петербург :Университетская книга, 1998.
18. Лобанов И. В. Новая модель повышения качества образования в российских вузах культуры // ВестникМосковского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 3 (71). С. 11–18.
19. Марков О. И. Сценарно-режиссёрские основы художественно-педагогической деятельности клуба. Москва : Просвещение, 1988. 158 с.
20. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Том 23 Москва, 1960 908 с.
21. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка\ Ожегов С.И Шведова Н.Ю.: «Москва», 2003 г.
22. Пави П. Словарь театра / пер. с фр. под ред. К. Разлогова. Москва : Прогресс, 1991. 480 с.
23. Психология. Полный энциклопедический справочник / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СанктПетербург : Прайм-Еврознак, 2007. 896 с.
24. Ратнер Я. В. Эстетические проблемы зрелищных искусств. Москва : Искусство, 1980. 135 с.
25. Станиславский К. С. Собрание сочинений : в 8 томах / ред. коллегия: М. Н. Кедров (гл. ред.) [и др.] ; [подготовка текста и примеч. Н. Д. Волкова и В. Р. Канатчиковой] ; [вступ. статья Н. Волкова, с. V–XXVIII] ; Государственный научно-исследовательский институт театра и музыки, Московский Художественный академический театр СССР имени М. Горького. Москва : Искусство, 1954–1961. Том 7.
26. Стрельцов Ю.А. Методика воспитательной работы в клубе. Стрельцов Ю.А.: «Эксмо», 2004 г.
27. Тригодин В.Е. Педагогика воспитательной работы в клубе. Тригодин В.Е.: «Дрофа», 2002 г.
28. Тригодин В.Е. Клуб и свободное время\ Тригодин В.Е.: «Аст», 2003 г.
29. Тихоновская Г. С. Сценарно-режиссёрские технологии создания культурно-досуговых программ : монография / Московский государственный университет культуры и искусств. Москва : Изд. Дом МГУКИ, 2010. 351 с.
30. Тихоновская Г. С. Художественно-педагогические основания технологии создания культурно-досуговых программ // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 6 (68). С. 185–189.
31. Толстых А. В. Взрослые и дети: парадоксы общения. Москва : Педагогика, 1988. 128 с.
32. Хренов Н. А. Зрелища в эпоху восстания масс. Москва : Наука, 2006. 646 с.
33. Чижиков В.М. Методическое обеспечение культурно — досуговой деятельности\ Чижиков В.М.: МГИК, 2009 г.
34. Эстетика : словарь / [А. И. Абрамов и др. ; под общ. ред. А. А. Беляева]. Москва : Политиздат, 1989. 445 с.
35. Ярошенко Н. Н. Индустрия развлечений в современном культурном пространстве России // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 3 (71). С. 122–133.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф