Скоро защита?
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Тенденции и формы политического участия в российском обществе»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Сущность политических культур
1.1. Типы политических культур
1.2. Политическое участие
Глава 2 Политическая культура современной России
2.1. Политическое участие в России
2.2. Параметры различия форм политического участи в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

В нынешнее время вопрос политического участия стоит довольно такие остро. Участие людей в политической жизни своей страны и не только интересен всем окружающим. Каждым пытается внести свой штрих.
Что можно и сказать о деятельности людей в сфере политики в России. В политологии используют различные термины – «политическое поведение», «политическая активность», «политические действия» и др. Но наиболее актуальное обозначение вовлеченности людей в политику именно «политическое участие».
Именно сейчас, когда в России поднимаются острые проблемы и большое влияние со стороны международной арены, уровень политического участия, высок. По средствам социально – гуманитарных наук, стоит ответственно подойти к этой теме. Проанализировав и пронаблюдав все стороны данного вопроса. Исходя из этого, исследуемая тема имеет крайнюю актуальность в современной России.
Цель исследования курсовой работы заключается в выведение сущности политической культуры, а также уровня политического участия в России. Анализ уровня политической культуры, выявление доли тех, кто в той или иной мере проявляет интерес к политике в России.
Для достижения цели исследования, в работе определены следующие задачи:
— Изучить сущность политических культур в тематической литературе;
— Выделить и исследовать фундаментальные понятия и проблемы политической культуры в современной России;
— Разработать практические рекомендации по проблемам уровня политической активности граждан РФ;
— Проанализировать параметры различия форм политического участия в России;
Так же в работе будут про анализированы данные социологических исследований, социокультурная модернизация в России.
В ходе написания курсовой работы основными источниками информации будут являться научные статьи, информационные электронные ресурсы, статистические и новостные электронные порталы, монографии, труды великих мыслителей человечества.
Данная работа состоит из двух глав, каждая из которых включает параграфы, а также из заключения и списка литературы и используемых источников.

Глава 1. Сущность политических культур

1.1. Типы политических культур

Политическая культура выступает структурным элементом политической системы.
Естественно выделяются основные типы политической культуры:
— Патриархальная — для которого характерны отсутствие интереса граждан к политической жизни страны и общества, озабоченность только местными проблемами, низкий уровень активности и участия в жизни общества
— Подданническая — при преобладании которого люди имеют общие представления о политической системе и ее институтах, но не стремятся активно участвовать в политике, воспринимают государство, власть и политику как нечто «вышестоящее» по отношению к их частной жизни и ожидают от властей наказания за непокорность и поощрения за подчинение и дисциплинированность
— Активистская — при нем граждане политически грамотны и сознательны, интересуются политикой и активно участвуют в политической жизни, воздействуя на государственную власть с целью удовлетворения собственных интересов
Она раскрывает взаимоотношения субъектов политики, степень их сознательности, активности и готовности к тем или иным политическим действиям. В политологической теории существуют разнообразные определения политической культуры, что объясняется широким спектром мнений относительно того, что представляет собой культура вообще. Соответственно в структуре политической культуры выделяются компоненты познавательного, эмоционального, оценочного и поведенческого характера.
Более широкие интерпретации включают в культуру политические институты. Считается, что если на индивидуальном и групповом уровнях культура выступает как единство политического сознания и поведения, то на уровне социетальном она должна быть дополнена культурой функционирования институтов, составляющих политическую систему общества.
Политическая культура — явление неоднородное. Она функционирует на общем групповом и индивидуальном уровнях. Политическую культуру общества следует рассматривать как органическую часть более широкой общенациональной культуры. Ее специфика детерминирована особенностями исторического опыта и национального характера народа, комплексом социально-политических и экономических факторов, особенностями геополитического положения страны, природными факторами. В качестве ее составных элементов выступают формировавшиеся в течение многих поколений политические традиции, идеи, концепции, действующие нормы политической практики.
Политическая культура характеризует конкретное общество (английское, немецкое, российское), поэтому, учитывая специфику национального характера, ментальность народа, можно говорить о самобытности политических культур разных стран. Так, основные черты политической культуры США включают в себя индивидуализм; расчет на собственные силы; представление о демократии как равенстве возможностей; понимание свободы как отсутствие внешнего принуждения, в том числе и от правительства; защиту идей свободы. Исследователи отмечают такой факт: американцы никогда не защищают землю — они борются за свободу. Идеи защиты свободы и избранности американского народа прослеживаются и во внешнеполитической доктрине США. Наоборот, в политической культуре России доминируют идея защиты земли и ее территориальной целостности, идеалы справедливости в обустройстве мира, поиск «правды». Как отмечал Н. Бердяев, русский человек «ищет правды, которую мыслит то религиозно, то морально, то социально, ищет спасения».
Политическая культура — явление динамичное, она изменяется вместе с развитием общества, хотя изменения культурных ценностей, традиций происходят значительно медленнее, чем изменения технологических, экономических и социальных сторон жизни. Это обусловлено специфическим сочетанием в культуре консервативных и динамических компонентов, нового и старого. Консервативный компонент представляют традиции, в которых концентрируется прошлый политический опыт. Традиции обеспечивают преемственность в функционировании политических систем. Реформа общества — это реализация новых идей, т.е. инновация. Ее механизм включает в себя как разрушение старого и привычного, так и утверждение нового. Эти процессы могут принять форму конфликта между устоявшимися системами верований, традиций и новой системой ценностей и норм. Поэтому главной проблемой любой реформаторской деятельности является нахождение оптимального соотношения традиций и инноваций. Представляя собой силу инерционную, традиция способна парализовать любую реформу, превратить ее в противоположность — контрреформу. Таким образом, учет культурного фактора является важнейшим при анализе преобразовательных процессов, происходящих в обществе.
Истории преобладают смешанные политические культуры, представляющие собой разные варианты сочетания базовых типов: патриархально — подданическая, подданическо — активистская и патриархально-активистская. Алмонд и Верба утверждают, что демократической системе присуща гражданская культура, в которой отдельные патриархальные и подданнические ориентации уравновешивают активность индивида, тем самым обеспечивая стабильность демократии. В гражданской культуре будут сочетаться политическая активность и абсентеизм (в западных демократических системах наблюдается снижение электоральной активности избирателей), законопослушность и протест против определенных действий правительства, лояльность к власти и ее критика.
Существуют и другие типологии политических культур. Так, в зависимости от типа политической системы говорят о тоталитарной, авторитарной и демократической культура.
В тоталитарной культуре доминируют следующие признаки:
— дихотомичное восприятие мира, которое проявляется в противопоставлении «своих» и «чужих». В качестве «чужих» выступают другие классы, нации, расы и идеологические противники. «Чужие» воспринимаются как враги;
— отсутствие терпимости (толерантности) к другому мнению, образу жизни;
— отрицание компромисса и ставка на силовое разрешение конфликтов;
— сакрализация вождей, создание их культов (рис.). В массовом сознании вожди теряют свойства живых людей и приобретают символические черты, становятся носителями харизмы;
— доминирование в общественном сознании мифов, например, о коммунистическом или расовом рае;
— фанатичное служение идеям, ощущение единства с властью.
Для авторитарной культуры характерно отсутствие активной поддержки власти, последняя теряет сакральность. В основе авторитарной культуры лежат либо патриархальные, либо подданнические ориентации населения.
Характерные признаки демократической политической культуры:
— толерантность к инакомыслию, признание за инакомыслящими права отстаивать свою точку зрения;
— склонность к поиску компромисса как главного средства разрешения конфликтов;
— согласие (консенсус) в отношении базовых либеральных ценностей: автономность личности, неотчуждаемости ее прав.
В настоящее время мобилизованные формы политического участия также довольно распространены. Так в различного рода массовых политических акциях люди принимает участие под давлением администрации учреждений Но более свободными и ненаказуемым стали автономные формы политического участия, если они не приводят к нарушению закона.
Культура — это исторически сложившийся уровень развития общества, выраженный в типах и формах реализации творческих сил и способностей человека, а также в создаваемых людьми культурных ценностях. С понятием культура тесно связаны такие понятия, как культурные ценности, культурное наследие, культурные блага, культурная деятельность. Наравне с этими проявлениями культуры, так же существует культура политическая. Понятие политической культуры подразумевает под собой исторически сложившуюся систему, модель поведения, ценности и нормы, влияющие на политические отношения в государстве.
Таким образом хотелось бы выделить три основных типа политической культуры от которых и следует отталкиваться раскрывая данный вопрос – это патриархальный, подданнический и активистский тип политической культуры.

1.2. Политическое участие

Политическое участие – это влияние граждан на функционирование политической системы, формирование политических институтов и выработку политических решений на любом уровне политической власти (местном или общенациональном). К политическому участию можно отнести действия по делегированию полномочий (электоральное поведение), активистскую деятельность, направленную на поддержку кандидатов и партий в избирательных кампаниях, посещение митингов и участие в демонстрациях, участие в деятельности партий, групп интересов и др.
Зачастую политическое участие подразделяется на автономное и мобилизационное, где:
1. Автономное – это добровольная деятельность людей, которая исходит сугубо из личного интереса.
2. Мобилизационное участие — принудительное, стимулом которого является страх, традиции, административное принуждение. Такое участие как правило направленно на поддержку политической систем целью, которого является демонстрация преданности правящей элите. Как таковое всенародное единство.
Итак, основные типы политического участия:
Обычно в политологии выделяют ортодоксальное и неортодоксальное политическое участие и сходное с ними конвенциональное и неконвенциональное политическое участие. В отдельный тип выделяются политические преступления, то есть политическая деятельность с использованием нелегитимного насилия.
К «ортодоксальному» политическому участию относится поведение, обеспечивающее устойчивость и функционирование политической системы, а предъявляемые к ней требования, выражаются в законных формах.
К «неортодоксальному» политическому участию относятся несанкционированные действия, связанные с выражением требований к власти и направленные против политической системы.
Если активность людей направлена на поддержание существующих порядков, то политическая система ее поддерживает. Если же отдельные группы требуют изменений, то правящие круги могут на них реагировать по-разному в демократических и недемократических странах, даже применяя насилие. Если процесс принятия решений сосредоточен исключительно в кабинетах властей, то отчужденные от политики массы выступают в ней лишь как исполнители. Политическая жизнь может выходить на улицы и становиться народным действием, но и тогда это действие определяется типом общества. При авторитарном или тоталитарном правлении массовые акции — это часть официального ритуала, демонстрирование поддержки и одобрения политики, иногда не без харизматического подъема. В демократическом обществе политика на улице — это необходимый элемент политической жизни, фактор обратной связи власти и народа, форма народовластия. Политическое участие масс активизируется, если ошибки власти приводят к конфликту с обществом. Тогда митинги, марши, шествия становятся способом волеизъявления народных движений, партий, широких масс. Политическое участие может быть направлено против действий и решений властей, выражая протест, возмущение, неприятие данной политической линии. Политический протест — это вид негативной реакции индивида на сложившуюся в обществе политическую ситуацию или конкретное действие отдельных органов государства и политических оппонентов. Как правило, протест возникает там, где действуют неэффективные стратегии и технологии осуществления власти.
Политическое участие – спланированные действия, которые предпринимаются отдельными гражданами для привлечения внимания к существующим проблемам со стороны государственной или общественной структуры.
Также говоря о типах политического участия, не хочется обходить стороной его виды, формы и методы политического участия.
Виды политического участия:
•принудительное и добровольное;
• коллективное и индивидуальное;
•пассивное и активное;
•легитимное и нелегитимное;
•новаторское и традиционное.
Указанный вид политической деятельности может проявляться на региональном, местном, национальном и мировом уровнях. В целом политическое участие представляет собой целенаправленные действия, выполняемые гражданами, которые имеют цель повлиять на существующую господствующую политику на любом уровне.
Формы и методы политического участия:
• действия граждан в политике, выступающие ответом на стороннее воздействие, которое исходит от других людей и государственных институтов;
• систематическое участие во всевозможных выборах, политических кампаниях;
• участие, напрямую связанное с передачей полномочий в отборе государственных лидеров;
• активное участие в деятельности политических движений, организаций и партий;
• обязательно выполнение всех политических обязанностей в пределах действующих государственных органов, помощь гражданам в реализации их функций и привлечение общественности к организации контрольных мероприятий за работой политических институтов;
• посещение различных политических собраний, передача и освоение новой информации, участие в общественных дискуссиях;
• прямое действие – непосредственное воздействие на изменение и функционирование политических систем через митинг акции протеста и так далее.
Функциональные свойства и принципы политической концепции можно выразить посредством конкретных форм, способов, видов, участия граждан в политике. Эти критерии являются хорошим результатом воздействия и формирования правильных политических интересов, расстановки приоритетов и определение всех особенностей политического режима, государственных структур, общественного сознания, культуры и традиций.
А условиями политического участия выступает:
1. Конкретный акт. Включая его словесное выражение, а не проявленная эмоция;
2. Добровольность, то есть служба в армии, не уплата налогов, участия в обязательной демонстрации;
3. Участие действительно, а не фиктивно — то есть должен быть реальный выбор, альтернатива;
Типы политического участия. В современной политической науке различают несколько типов политического участия.
По степени правовой обоснованности обычно выделяют такие типы политического участия:
• легальное, осуществляемое на основе прав, свобод и обязанностей граждан, закрепленных в конституции и соответствующих законодательных актах. Поскольку эти права непосредственно связаны с осуществлением народовластия, суверенитетом народа, то они, как правило, предоставляются только гражданам соответствующего государства;
• нелегальное, осуществляемое способами и в формах, не следующих из основных прав, свобод и обязанностей граждан в области государственной и общественно-политической жизни или запрещенных законодательными актами, постановлениями и решениями органов государственной власти (участие в демонстрациях, митингах и других формах протеста с нарушением закона, политические голодовки, акции самосожжения, отказ повиноваться несправедливым законам и т.п.).
По степени интенсивности выделяют следующие типы политического участия:
• «активные» — руководство государственными и партийными учреждениями, деятельность на выборных должностях в представительных органах власти, организация предвыборных кампаний, участие в выборах и референдумах, работа в партийных организациях;
• «промежуточные» — участие в политических собраниях, поддержка политических партий денежными пожертвованиями, контакты с политическими лидерами и государственными деятелями;
• «наблюдательные» — ношение на демонстрациях транспарантов, приватное обсуждение политических событий, попытки вовлечь других граждан в процесс голосования.
По степени политической рациональности выделяют следующие типы политического участия:
• инструментальные, опирающиеся на четкие процедуры политической активности, имеющие рациональный характер;
• неинструментальные, выступающие проявлением более или менее стихийной политической активности и опирающиеся на политические действия, не имеющие процедурного характера. Формы политического участия. В современных демократических
Странах участие граждан в политической жизни проявляется в таких основных формах, как выборы и референдумы, а также в различных формах давления на органы государственной власти и местного самоуправления.
Легальные формы политического участия. Политическая демонстрация представляет собой массовое шествие, организованное определенной группой граждан с целью публичного выражения их политических настроений и политических требований. Атрибутами демонстрации являются политические плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации. Политические демонстрации могут носить протестный или оппозиционный характер, а могут быть направлены на поддержку правящего режима.
Политический митинг — массовое собрание граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем текущей политической жизни, а также для выражения политической солидарности или протеста. Обычно митинг заканчивается принятием резолюции, содержащей определенные политические требования. Атрибутом митинга являются звукоусиливающие технические средства.
Собрание — совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов политического характера.
Пикетирование — форма публичного выражения общественного мнения по поводу той или иной политической акции, осуществляемая без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.
Политическая забастовка — коллективное организованное прекращение работы в организации или на предприятии с целью добиться от государства выполнения каких-либо требований (изменение законодательства, смена правительства и др.).
Политическая петиция — индивидуальное или коллективное прошение граждан, подаваемое в письменном виде в органы государственной власти.
Таким образом, роль, значение и формы политического участия во многом зависят от типа политической системы, политического режима власти. В демократической системе политическое участие является одной из форм участия граждан в управлении государством. Оно выполняет такие функции, как выдвижение требований для принятия необходимых политических решений, координация политического курса правительства и президента, контроля за исполнением тех или иных политических решений.

Глава 2 Политическая культура современной России

2.1. Политическое участие в России

Политическая культура — составная часть общей культуры человечества.
Понятие «политическое участие» характеризует все действия граждан (индивидуальные и на групповой основе), стремящихся повлиять на содержание политических решений органов власти в общенациональном масштабе или на местном уровне.
В России, как и в любой другой стране, формы политического участия различаются по ряду параметров.
1. По своей масштабности: это может быть как участие в решении глобальных вопросов общенационального масштаба, так и вмешательство в решение частых вопросов местного характера. К общенациональным, широкомасштабным формам политического участия в России можно отнести выборы федеральных органов власти, общенациональные референдумы, акции поддержки власти или протеста охватывающие большинство регионов страны. Примером последних были протесты пенсионеров против монетизации льгот. Регулярно профсоюзы проводят митинги с требованиями повышения заработной платы, эти митинги также часто принимают общенациональный масштаб. Многие проявления политического участия носят региональный масштаб. Есть проявления участия и узко локального масштаба. Например, сход граждан улицы, где вырабатывается обращение к органам власти об асфальтировании дороги;
2. По степени интенсивности. В качестве крайних полюсов здесь выступают отчуждение от политики, полная аполитичность и деятельность профессиональных политиков. Потребность и степень вовлеченности граждан в политику зависит от конкретной ситуации, политической системы и самого человека. На уровне политического участия сказываются такие личностные факторы, как образование, социально-экономическое положение, возраст, пол, место жительства, профессия, доступ к политической информации и др. Причинами политической апатии могут быть низкий уровень развития личности, разочарование индивида в собственных возможностях повлиять на ход политического процесса, отсутствие интереса к политике и т.д.
В России проявляются те же тенденции, что и на Западе: массовое потребительское общество вытесняет общество гражданское. Происходит атомизация и индивидуализация общества. Политики оказывается оттесненной на периферию жизненных интересов большинства россиян. Спад политической активности большинства населения за последние 20 лет исследователи объясняют рядом факторов.
Прежде всего тем, что в России люди вели в течение двух десятилетий борьбу за элементарное выживание. Говорится также и о том, что массовость уступает эффективности – небольшие группы людей могут достигать своих целей, используя современные технологии: СМИ, Интернет. Важно и то, что исчез своеобразный «госзаказ» на активность. Если в советский период массы полупринудительно мобилизовывались для участия в общественной деятельности, и это стимулировалось разными способами, то в настоящее время общественная активность не приносит существенных выгод, а уклонение от нее не влечет наказаний. «В России появилась частная жизнь, а граждане страны получили свободу выбора между участием и неучастием».
Промежуточное географическое положение России между Европой и Азией издавна сделало ее местом пересечения двух социокультурных типов: европейского и азиатского (или, по терминологии К. Кантора, личностно-центрического, ставящего в центр внимания личность, ее свободу, естественные права и т.д., и социоцентрического, ориентирующегося на общество, коллектив, государство). Взаимодействие этих двух социокультурных типов в российском обществе предполагает не просто их переплетение и взаимообогащение, но и непрерывную борьбу между ними. Возникающая на этой основе двойственность, противоречивость и конфликтность политической культуры наиболее рельефно проявляется и сейчас в противоборстве «западников» и «почвенников», западной модели развития и модели самобытного пути России.
Происходящие политико-культурные изменения дают основания полагать, что в современной России формируется гражданская культура, которая будет носить смешанный, более или менее сбалансированный характер. Это объясняется наличием трех источников:
первый – современная отечественная политическая практика, реализуемая в нормативных актах и в неформализованных обычаях;
второй – зарубежный опыт и политическая культура, главным образом западная. Сегодня заимствование и освоение европейско-американских образцов идет хаотично и бессистемно. Время будет корректировать этот процесс, но, скорее всего, Запад и впредь останется для России источником формирования гражданской культуры;
третий – национальная традиция. Политическая культура российского общества, обладающего многовековыми традициями, развивается на основе преемственности. При всех видимых отличиях советской политической культуры от дореволюционной первая наследовала второй. Более того, некоторые элементы советской культуры были измененной формой традиционной культуры, адаптированной к условиям XX в.
Особенностями политической культуры современного российского общества являются:
1) отсутствие устойчивой традиции участия основной массы населения в политической жизни;
2) политическая инфантильность значительной части населения, доверчивость;
3) беззаконие и произвол властей в центре и на местах при проведении политических акций;
4) слабость политических партий и движений;
5) раскол общества на два враждебных лагеря, два типа сознания и политической культуры;
6) неприятие западных традиций;
Таким образом, политическая культура современного российского общества находится в состоянии своего становления, испытывая серьезное воздействие со стороны геополитических и исторических факторов и радикальных преобразований, происходящих сегод¬ня в обществе. Специфика, обусловленная своеобразием исторического развития, позволяет гово¬рить об особом генотипе российской политической культуры.
Формы политического участия. Объективные характеристики политической деятельности и субъективные восприятия политики человеком, его понимание собственной роли в ней служат основанием выделения следующих уровней и типов участия:
1. Реакция (позитивная или негативная) на импульсы, исходящие от политической системы, от ее институтов или их представителей, не связанная с необходимостью высокой активности человека; эпизодическое участие в политике.
2. Деятельность, связанная с делегированием полномочий: участие в выборах (местного или государственного уровня), референдумах и т. д.
3. Участие в деятельности политических и примыкающих к ним общественных организаций: партий, групп давления, профсоюзов, молодежных политических объединений и др.
4. Выполнение политических функций в рамках государственных институтов, включая средства массовой информации.
5. Профессиональная, руководящая политико-идеологическая деятельность.
6. Участие во внеинституциональных политических движениях и акциях, направленных на коренную перестройку существующей политической системы.
В современной политической науке существует несколько концепций, претендующих на объяснение и понимание причин политического участия (и прежде всего электорального).
1. Теория рационального выбора (максимизация выгоды).
2. «Мичиганская модель» электорального участия (партийную идентификацию избирателей формируется через политическую социализацию, главным агентом которой является семья).
3. Психологическая школа делает акцент на мотивах и установках индивида.
4. Институциональный подход (по¬литическая активность зависит от воз¬можностей влияния избирателей на правительство, предоставляе¬мое политическими институтами).
Итак, политическим участием могут быть названы только такие действия, которые специально и сознательно проектируются и осуществляются индивидами в политическом пространстве.
Существуют различные способы классификации форм политического участия, оптимальной считаю следующую:
• пассивные формы политического поведения граждан;
• участие людей только в выборах представительных органов власти или только в решении местных проблем;
• политические действия активных участников предвыборных кампаний;
• деятельность политических активистов, распространяющих свою активность на всю сферу политики;
В современной России доля политически апатичных людей в составе населения достаточно велика. В связи с этим существует опасность, что при определенных условиях возможен резкий переход от абсентеизма к радикальным формам политического поведения. Отсюда вытекает необходимость усиления политического участия населения.

 

2.2. Параметры различия форм политического участи в России

Заинтересованность граждан России в политике:
В среднем по стране – это 63% (из них внимательно следят за политикой только 17%)3. Но примерно такие же данные показывают опросы и в других странах (в среднем по ЕС – 67%). При этом 70% россиян считают, что люди в большей степени должны быть вовлечены в политику (в Норвегии – 93%, в Венгрии – 53%). Лишь 20% россиян заявляют о своей информированности в сфере политики, при этом лишь 11% знают, как сделать свой голос услышанным при принятии важных решений (в Финляндии – 58%, в Германии – 36%, в Польше – 17%)4. Может быть, поэтому 69% россиян признают, что их влияние на политику незначительно (в Польше – 89%, в Дании – 60%)5. О своем неучастии в деятельности добровольных объединений заявили около 90% россиян (в странах Евросоюза – 64 %).
Данные социологических исследований для населения России характерны следующие проявления политического участия:
— участие в выборах в органы власти различного уровня – 44%;
— участие в проведении избирательной кампании – 5%;
— участие в митингах, демонстрациях, пикетах – 3%;
— участие в деятельности профсоюзных организаций –3%;
— подписание обращений, петиций по поводу событий в жизни страны, региона – 3%;
— участие в деятельности общественных организаций –2%;
— участие в деятельности политических партий – 2%8.
Политическое поведение отражает качественную характеристику участия и деятельности, мотивационную и эмоциональную составляющую в действиях индивида или группы, принимающих участие в том или ином политическом процессе.
Политическое участие — вовлеченность граждан в политический процесс, в те или иные политические акции. Здесь речь идет прежде всего об участии в политике простых граждан, не претендующих на «звание» политиков-профессионалов, например участие рядовых избирателей в выборной кампании.
Существуют две основные формы политического участия граждан в политическом процессе: прямое и опосредованное. Прямое участие имеет место, когда индивид или группа лично участвует в том или ином политическом мероприятии, например в выборах депутатов парламента. Опосредованное участие осуществляется через своих представителей. Например, всенародно избранный парламент от имени своих избирателей формирует правительство, издает законы, т. е. осуществляет политическое управление страной.
В последние годы вопрос политизации молодежи встает особенно остро. Многочисленные митинги, пропаганда в социальных сетях, петиции, одиночные пикеты, акции, – все это становится частью повседневной жизни современной молодежи. Политические проблемы занимают ведущие позиции в числе самых обсуждаемых тем не только в кругу близких людей, но также и в сети «Интернет» (далее – Интернет), в частности в социальных сетях: политические посты собирают множество комментариев, там разгораются ожесточенные споры среди сторонников разных политических сторон и деятелей.
Как известно, молодежь составляет значимую часть аудитории соцсетей: наиболее активными пользователями социальных сетей являются люди в возрасте 25–34 лет (эта группа составляет порядка 27 % пользователей рунета, Facebook отличается от остальных социальных сетей более возрастной аудиторией, в то время как в Twitter и ВКонтакте больше молодежи до 24 лет). Ученые отмечают ценность (важность) цифровых сервисов для молодежи в реализации личных, групповых и общесоциальных потребностей [20]. Молодые люди активно принимают участие в обсуждениях политических проблем, разбирают текущие ситуации и искренне волнуются за будущее родной страны, их политическое сознание растет с каждым днем. Это приводит к образованию многочисленных общественных организаций, социальных проектов, акций, включая творчество: музыку, песни, поэзию, картины.
Позиция молодежи – курс развития нашего государства и гражданского общества в целом, так как молодые люди – это активный, гибкий и массовый слой общества. Более того, этот слой отличается небезразличием к будущему своего государства, что приводит к растущему уровню политического участия. Это позволяет им защищать свои принципы, идеи и интересы, что, безусловно, является привлекательной чертой для различных политических деятелей и партий [17].
Различные политические силы будут бороться за привлечение молодых людей в число своих сторонников, в том числе и с помощью электронных платформ («технологической основой формирующейся модели публичного управления становятся электронные платформы – открытые и технически нейтральные средства, обеспечивающие условия свободного обмена ресурсами» [6]). Способы и средства у этой борьбы будут разные: видеоблоги, лонгриды, массовые мероприятия, радикальный акционизм, проекты и поддержка талантливой молодежи. Очень важно отслеживать истинный посыл и намерения политической карьеры таких лиц и организаций, здраво оценивать их идеологию и стратегию развития государства.
Поколение Z (также – iGen, зумеры) мы будем рассматривать в контексте теории поколений Уильяма Штраусса и Нила Хоува как поколение, объединяющее людей, родившихся в период с 1995 г. по 2012 г.
Исследование форм политического участия молодежи было проведено весной 2020 г.: опрошено 132 респондента от 18 до 22 лет. Были рассмотрены следующие формы политического участия: митинги, акции, демонстрации, забастовки, голодовки, революции, выборы, краудфандинг, письменные обращения в органы власти и петиции, участие в политических движениях и партиях, встречи с политическими деятелями.
Прежде чем рассматривать актуальность и перспективы цифровых форм политического участия, стоит выяснить, какие в целом формы политического участия привлекают поколение Z, на чем основывается их интерес, какими основными характеристиками должны обладать формы политического участия, чтобы пользоваться популярностью и доверием молодого поколения, а также выявить доминирующие формы политического участия.
Несмотря на то, что исследования показывают невысокий уровень политической вовлеченности молодежи, стоит отметить, что именно Интернет и социальные сети способны менять такое положение дел.
С развитием информационных технологий, все больше методов и способов распространения политической информации, агитации приходит в Интернет и социальные сети, что создает новое поле для создания уникальных и цифровых форм политического участия.
В свою очередь, главным способом коммуникации и получения новой информации у поколения Z является Интернет. Таким образом, вышеупомянутые новшества политической пропаганды напрямую направлены на молодое поколение, что вызовет рост политической и общественной активности у общества. Более того, активно идет пропаганда и вовлечение молодых людей в общественные организации, формирующие гражданскую позицию и политические взгляды у молодежи, особенно учитывая, что большинство таких организаций либо принадлежат политическим партиям, либо активно пользуются поддержкой власти.
Такие возможности политической пропаганды среди молодого поколения и объясняют, на наш взгляд, рост политического участия поколения Z: по данным исследования, 54,5 % опрошенных интересуются политической ситуацией в стране и в мире на постоянной основе, а 38,6 % следят за политической обстановкой периодически, то есть процент аполитичного молодого населения достаточно низок.
Тем не менее, стоит отметить, что молодое поколение не приравнивает политическую активность к чтению новостей, ведь 70,5 % опрошенных нами респондентов не считают себя политически активными гражданами, которые влияют на жизнь своей страны.
Основной мотивацией поколения Z для того, чтобы интересоваться политической ситуацией в стране и мире является желание знать, что и как происходит в твоей стране, понимать и пытаться анализировать последствия нынешних решений, а также иметь представление о том, где и как они и их дети будут жить в будущем. Действительно, зумеры считают себя более политически информированными и более вовлеченными в политическую повестку нежели предыдущие поколения, объясняя это тем, что в Интернете везде можно найти новости, а следовательно, всегда быть в курсе происходящего. Более того, есть возможность читать разные мнения и взгляды, опровержения и расследования, в то время как старшее поколение потребляет информацию либо по телевизору, либо от своих друзей и коллег.
Что же касается личных предпочтений поколения Z, наиболее привлекательными формами политического участия по результатам исследования стали выборы и митинги. Стоит отметить, что причины привлекательности у этих форм абсолютно разные: участие в выборах предпочитает 55 % опрошенных, хотя их эффективность признают лишь 18 %. Молодежь действительно считает выборы привлекательной формой политического участия, так как это наиболее традиционная форма, к которой они привыкли с детства, она достаточно проста в реализации, не отнимает много времени, абсолютно легальна и безопасна. Тем не менее, в реалиях современной России ее считают неэффективной, так как молодежь находит в Интернете факты нарушений, «вбросов», что рождает сомнения в прозрачности проведения выборов, а также честности итоговых результатов. В то же время эффективность митингов признают 47 % опрошенных представителей поколения Z. По их мнению, это самый эффективный способ привлечения внимания политической элиты страны к проблемам. Несмотря на то, что молодые люди зачастую не видят изменений и качественных результатов после проведения митингов, они считают, что это действенный способ заявить о своих проблемах, показать власти свое неравнодушие, а также встретить большое количество единомышленников. Стоит отметить, что положительную оценку митингу, как форме политического участия, дает именно та часть молодого населения, которая не доверяет власти в Российской Федерации.
Тем не менее, существует достаточно много отрицательных черт митингов, останавливающих молодежь от участия в них: в первую очередь, это страх за свою жизнь и здоровье, многие молодые люди не выходят на митинги, так как не хотят столкновений с силовыми структурами, быть задержанными или попасть под административный арест. Более того, поколение Z боится столкнуться с последствиями, которые могут настичь их или их семью после участия в митингах, например, потерять работу и учебу. Интересно отметить, что по данным исследования, девушки считают митинги более эффективным способом привлечения внимания власти, в то время как парни не очень верят в это. Этот вывод подтверждает и А.В. Петрушина [12]. В своей работе она пишет, что несмотря на то, что санкционированные митинги и демонстрации вызывают больший отклик у представителей мужского пола, высокую эффективность этих мероприятий они не признают.
Таким образом, можно выделить основные аспекты, делающие ту или иную форму политического участия привлекательной: личная безопасность, скорость реализации формы, возможность привлечь внимание и найти единомышленников. Следовательно, можно предположить, что цифровые формы политического участия точно заинтересуют молодое поколение, ведь они полностью или хотя бы частично затрагивают эти привлекательные аспекты.
По данным исследования, еще одной популярной формой политического участия молодежи является подпись петиций. Стоит отметить, что несмотря на то, что письменные обращения к органам власти не привлекают молодое поколение и не считаются эффективными, именно интернет-петиции пользуются популярностью у молодежи. Безусловно, зумеры по-прежнему считают, что петиции в России не способны решать проблемы, но эта форма политического участия достаточно проста и доступна каждому в реализации, не занимает много времени, не ставит под угрозу будущую карьеру человека, но показывает его заинтересованность в решении проблемы.
Еще одна быстро набирающая популярность форма политического участия – краудфандинг. Ее суть заключается в привлечении средств на реализацию и существование какого-либо проекта с помощью интернет-платформ. Особую популярность эта форма обрела в 2017 г. во время выдвижения Алексея Навального в кандидаты в президенты России. На данный момент «Фонд борьбы с коррупцией» на постоянной основе занимается сбором пожертвований для реализации своей деятельности. Также сбором пожертвований занимаются некоторые либеральные интернет-издания, например, «Медиазона». Пожертвования – также быстрый и безопасный способ поддержать политического деятеля, организацию и издание в целях реализации и продвижения их работы. Поколение Z может почувствовать свою причастность к непосредственному участию в решении проблемы, даже если сумма пожертвования будет не столь большой.
Наиболее неэффективными формами политического участия, по данным опроса, оказались: письменное обращение к органам власти, выборы и встречи с политиками (57,6 %, 49,2 %, 33,3 % соответственно).
Можно предположить, что более «мирные» и нерадикальные варианты воспринимаются молодежью как самые неэффективные. Стоит отметить, что большое количество респондентов (38,6 %) считает, что в России нет таких форм политического участия, которые могли бы действительно влиять на политическое устройство и принятие решений.
В период пандемии человечеству пришлось оперативно подстраиваться под новые жизненные условия, а также создавать и внедрять новые средства и способы для поддержания привычного образа жизни. Наступил мировой кризис, экономическое положение ухудшилось, бизнес потерпел крах, образование перешло в дистанционный формат, привычные способы для развлечения также оказались недоступными, тем не менее, такие кардинальные изменения ведут за собой открытие чего-то нового, особенно когда мир стремится в «цифру».
Поэтому, еще одним ярким примером массовой цифровизации форм политического участия становится онлайн-голосование. Такую систему внедрили и опробовали уже в разных странах мирах. Наиболее известными примерами стали президентские выборы в США и принятие поправок в Конституцию в Российской Федерации. Стоит отметить, что в обоих случаях онлайн-голосование не стало единственным и основным способом выражения своего гражданского мнения, привычные нам участки также продолжали свою работу. Тем не менее, некоторое количество граждан все же перешло в онлайн-формат.
Основные цели проведения онлайн-голосования: –возможность разгрузить офлайн избирательные участки и сократить контакты между людьми в период распространения новой коронавирусной инфекции; –сделать процесс голосования более удобным, быстрым и мобильным, что позволит привлечь большее количество граждан к выборам, так как процесс занимает всего несколько минут и голосовать можно из любой точки мира; –продолжить повсеместное развитие и внедрение цифровых технологий.
Что же касается онлайн-голосования в России, то кажется, что этот способ проявления своей гражданской позиции уже будет являться постоянной реальностью, ведь после голосования по поправкам в Конституцию Российской Федерации в 2020 г. прошли онлайн-выборы в Единый день голосования. Для участия в выборах требуется лишь наличие аккаунта на «Едином портале государственных услуг» (ЕПГУ), что значительно упрощает процедуру. Несмотря на то, что у общественности в России возникают вопросы к прозрачности и честности онлайн-голосования, это не будет являться существенным и критичным недостатком системы, которая может закрепиться в нашей политической жизни, так как выборы, как отмечалось ранее, вызывают у людей очень низкий уровень доверия и эффективности.
Таким образом, стоит обратить внимание, что молодые люди не всегда активно участвуют в политической жизни своего государства, но не остаются в стороне новостей, которые происходят в стране и мире. Они высказывают активную заинтересованность в проводимой политике как в стране, так и в мире.
Им важно знать, в какой стране они будут жить в будущем, как она будет развиваться и к чему приведут принимаемые сейчас решения.
Митинги для поколения Z являются наиболее привлекательной и эффективной формой политического участия, она позволяет встретиться и познакомиться с единомышленниками, разделить с окружающими свои страхи и переживания, хотя зумеры видят большое количество рисков и негативных последствий.
Также не менее значимыми критериями привлекательности оказалась скорость реализации своего политического действия. Именно такие критерии, как скорость и безопасность, отличают цифровые формы политического участия от традиционных: очень удобно выражать свою гражданскую позицию из любой точки мира, параллельно занимаясь другими делами, а также понимая, что вероятно никаких последствий не последует.
Более того, Интернет и цифровые технологии не ограничивают молодое поколение в форме выражения своего участия в жизни государства. Эти формы максимально разнообразны, начиная от совсем не формализированных действий и до строго регулируемых и официальных: написание постов, комментирование блогов, подписание петиций, материальная поддержка, флэшмобы и даже онлайн-голосования, которые в своей легитимности не уступают офлайну.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследуя данную тему, результат показал, что актуальность данного вопроса высока участие в политической культуре в России с каждым годом возрастает
Подводя итог курсовой работы. Хотелось бы сказать, что, про анализировав и изучив уровень политического участия в России, мне удалось выяснить данные по заинтересованности граждан РФ в политической культуре нашей страны. А так же про анализировав позицию людей по уровню политического участия. В целом в процессе написания курсовой основная цель была достигнута. Итог заключается в том, что удалось рассмотреть подробно в какие политические аспекты уделяется больший интерес.
Благодаря этому, в практической части работы мы сумели определить место и роль Российской Федерации и ее политически активных деятелей. Проблемы, с которыми сталкиваются государства сегодня, в процессе взаимоотношений не только друг с другом, но и с другими факторами глобальной политики, необходимо изучать и в дальнейшем, ведь прогресс человечества касается всех сфер, и политико – международной в частности. Поэтому данная работа может стать основанием для будущих исследований в этой области.
В работе также описаны критерии привлекательности различных форм политического участия, таких как митинги, акции, демонстрации, забастовки, голодовки, революции, выборы, краудфандинг, письменные обращения в органы власти и петиции, участие в политических движениях и партиях, встречи с политическими деятелями. Такими критериями являются: личная безопасность, скорость реализации формы, возможность привлечь внимание и найти единомышленников. По результатам проведенного исследования обоснован вывод о перспективности использования цифровых форм (в частности онлайн-голосования) политического участия, в первую очередь, за счет скорости и безопасности, отличающих цифровые формы политического участия от традиционных: очень удобно выражать свою гражданскую позицию из любой точки мира, параллельно занимаясь другими делами и не опасаясь негативных последствий за участие. Кроме того, цифровые формы политического участия востребованы молодежью как наиболее удобные, так как встроены в их «естественную среду обитания» – пространство социальных сетей.
Цель и задачи курсовой работы были выполнены на основе анализа работ ученных политологов, интернет источников и научных работ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богачева Н.В., Сивак Е.В. (2019). Мифы о «Поколении Z» // Современная аналитика образования. No 1. С. 1–64.
2. Василенко Л.А., Зотов В.В. (2020). Цифровизация публичного управления в России: риски, казусы, проблемы // Цифровая социология. Т. 3. No 2. С. 4–16.
3. Васильева Е.И. Инновационные формы участия молодежи в процессе принятия политических решений // Молодежь XXI века: образ будущего. 2019. С. 149-151.
4. Васюра В.В. Основные виды политического участия и причины абсентеизма // Альманах мировой науки. №5-3(8). 2022 г. с. 46-48.
5. Гришаева С.А., Лебедева А.А. Перспективы развития цифровых форм политического участия поколения Z в современной России. Цифровая социология/Digital Sociology. 2020;3(4):12-18.
6. Гегель Л. А., Казакова Е. О., Косых О. И. Государственная молодежная политика: российский и зарубежный опыт преодоления экстремизма // Альма-матер. 2021. №5 С. 65-71.
7. Гудов О.С. Типология политического участия//Новая наука: опыт, традиции, инновации. №1-2(123) 2017. С. 182-183.
8. Гуляев И.И. Современные особенности политической социализации как кризис политического участия молодежи // Управление в XXI веке. 2019 г. С. 72-75.
9. Евстафьев В.А. (2018). Категория политического участия в зарубежной и отечественной политической науке // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. No 1. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kategoriya-politicheskogo-uchastiya-v-zarubezhnoy-i-otechestvennoy-politicheskoy-nauke (дата обращения: 20.03.2023).
10. Кибакин М.В., Кораблев Г.Г. (2020). Социальные механизмы противодействия коррупции в молодежной среде цифрового общества // Цифровая социология. Т. 3. No 2. С. 27–34.
11. Лаврикова А.А. Конфликтогенный потенциал политического участия: факторы развития// Известия тульского государственного университета. Гуманитарные науки. №3. 2020 г. С. 32-38.
12. Новоставский И.Н. Факультеты общественных провессий вузов Кубани и Дона в 1971-1980 гг. как форма комплексного подхода к политической социализации студенческой молодежи // Развитие науки и образования в современном мире: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции в 6 частях. Ч V. М. 2019. С. 65-66.
13. Ожиганова Е.М. (2021). Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения // Бизнес-образование в экономике знаний. No 1. С. 94–97.
14. Петрушина А.В. (2012). Протестное участие молодежи в современном российском обществе: дис. … канд. соц. наук: 22.00.04. Тула. 300 с.
15. Парфенова Ю.В. Новые формы политического участия в условиях общества, основанного на знании // Вестник Санкт-Петербургского университета. Политология. Международные отношения. С. 6. В. 2. 2019. С. 63-68.
16. Пономарев А.А. Инновационные способы вовлечения общественности в политические процессы // Среднерусский вестник общественных наук. 2021. №6. С. 175-180.
17. Северухина Д.Д. Политическое поведение и участие. Формы и факторы участия и неучастия в политике // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». Т. 27. В. 1. 2017. С. 96-104.
18. Селиванова А.О. Формы политического участия: проблема типологизации. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. Т. 17. В. 3. 2017 г. С. 354-358.
19. Смольянов Г.И. Политическая социализация и электоральное участие в контексте социальной депривации // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. №2. 2019 г. С. 271-278.
20. Соловьев А.И. (2018). Политология: Политическая теория, политические технологии: учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс. 559 с.
21. Ушкин С.Г. «Народ против»: протесты и протестующие в виртуальных социальных сетях: монография. М.: Инфра-М, 2022. 100 с.
22. Чуев С.В., Тимохович А.Н., Гришаева С.А. (2019). Политические ценности российской молодежи: материалы исследования // Власть. Т. 25. No 11. С. 54–60

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф