Глава 1. Теоретические основы интернационализации малых и средних предприятий
В первой главе проведено теоретическое исследование ключевых моделей интернационализации предприятий малого и среднего звена. С этой целью были выявлены ключевые особенности малых и средних предприятий, в том числе, дана характеристика нормативно-правовому регулированию данного сектора в России и за рубежом. Также осуществлен комплексный анализ стратегий развития малых и средних компаний с последующим определением интернационализации, то есть расширения деятельности на зарубежный рынок, как наиболее эффективной модели развития.
Процессы глобализации современной мировой экономики неразрывно связаны с ростом ее транснационализации. В последние годы на международном рынке значительно возросло количество малых и средних предприятий, успешно осуществляющих собственную экспортно-ориентированную стратегию наравне с крупными ТНК.
Соответственно, тренд на исследования, посвященные интернационализации в контексте деятельности крупных компаний (т.е тех, что осуществляют свои операции в глобальных масштабах и способны оказывать влияние на развитие мировой экономики) сменяется новой волной изучения места и значимости малого и среднего предпринимательства на международном рынке.
Специфика российской экономики отличается тем, что крупные предприятия нефтегазового, нефтехимического, металлургического и транспортного комплекса уже на начальных этапах с легкостью вытесняют небольшие национальные компании, поглощая наиболее успешные из них. Несмотря на то, что крупные компании способные обеспечивать высокую долю продаж на внешнем рынке, приток иностранной валюты и формирование золотовалютных резервов, вопрос укрепления позиций малого и среднего бизнеса является не менее актуальным для России.
На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что во многих развитых странах малый и средний бизнес играет важную роль в экономике, за счет данного сектора увеличивается занятость населения. Также данный сектор весьма стойко переносит кризис, тем самым именно за счет малого и среднего бизнеса страны могут с легкость его преодолеть. Малый и средний бизнес стойко переносит кризис по причине того, что он является весьма гибким ко всем происходящим изменениям.
Стоит отметить, что нашей стране просто необходимо развивать малый и средний бизнес для того, чтобы ее экономика была такой же эффективной, как и в зарубежных странах, т.е. осуществить переход к так называемой инновационной экономике. Многие экономически развитые страны оказывают значительное давление на Россию.
Впервые малые и средние фирмы задумались о выходе на междурядный в 1990 году, как раз когда в государственном строе произошли значительные преобразования. Так фирмы начали осуществлять интернационализацию своей деятельности. Также интернационализация является неким толчком для малых и средних фирм, который подталкивает их к выходу на международный рынок и смене свой стратегии .
Так, процессы глобализации открыли для фирм малого и среднего звена доступ к операциям за рубежом наравне с крупными предприятиями. Интернационализация как стратегия расширения сферы деятельности за пределы своего государства является уникальной возможностью для малых и средних предприятий. В свою очередь, это объясняет актуальность изучения данного вопроса и необходимость тщательного анализа предлагаемого подхода в развитии малых и средних компаний.
Однако, прежде чем перейти к исследованию ключевых моделей выхода малых и средних предприятий на международный рынок, важно дать понятию малых и средних предприятий четкое определение, а также выделить их основные особенности как в России, так и в зарубежных государствах.
1.1 Отличительные особенности малых и средних предприятий в России и за рубежом
На сегодняшний день существует многоразличных критериев и подходов к непосредственному определению малого и среднего бизнеса. В иностранных источниках используются такие термины как: “small and medium-sized enterprises (SMEs)”. Существуют следующие термины, которые применяются в отечественных источниках литературы: «предприятия малого и среднего бизнеса», «малые и средние фирмы», фирмы малого и среднего бизнеса» и многие другие.
Однако чаще всего под малым бизнесом понимают не только малые предприятия, но предприятия средних размеров. В данной работе используется более широкий термин, а именно «фирмы малого и среднего бизнеса». Данное понятие означает совокупность организаций, которые преследуют коммерческие цели.
Стоит отметить, что критерии определения малого и среднего бизнеса, а также их правовое регулирование обладают своими характерными чертами, которые должны быть обязательно учтены. На сегодняшний день в деятельность малых и средних организаций строго регламентируется Федеральным законом, согласно которому субъектами малого и среднего бизнеса являются организации, указанные в реестре и которые не являются муниципальными и государственными учреждениями и т.п. .
Также существуют определённые ограничения по численности и выручке работников, для малых организаций число сотрудников не должно быть более 100 человек, а выручка должна быть 400 млн. рублей. В свою очередь для средних предприятий число сотрудников не должно превышать более 250 человек, а выручка должна быть 1 млрд. рублей. .
Однако не во всех странах существуют данные критерии. На Рис.1будут представлены главные критерии отнесения субъектов к сектору малого и среднего бизнеса в таких странах как: Китай, США и Россия. Если сравнивать российские и зарубежные критерии, то они являются схожими между собой. В Китае и США существует много различных критерий малого и среднего бизнеса, это связано со спецификой данной сферы. Поэтому специалисты, проводя оценку должны брать этот факт во внимание.
Рисунок 1 — Критерии отнесения субъектов к категории фирм малого и среднего бизнеса в разных странах
Источник: Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ
Стоит отметить, что раньше государство не в полной мере оценивало важность развития малого и среднего бизнеса. В настоящее время мнение государства касательно роли малых и средних фирм поменялось.
В 1980 году в Америке эксперты доказали, что крупные предприятия являются менее эффективными и не способны своевременно реагировать на все происходящие изменения в рыночных отношениях. Затем появилось много научных трудов, в которых рассматривалась эффективность малого и среднего бизнеса и его непосредственное влияние на экономику различных стран.
Было доказано, что данный сектор весьма успешно развивается даже в условиях кризиса. Он весьма быстро реагирует на все происходящие изменения в экономике.
Компании, функционирующие в сфере малого и среднего бизнеса, с легкостью осваивают новое производство. Данные фирмы разрабатывают различные новые инновации, что также положительно влияет на экономику страны.
Такие фирмы являются весьма рентабельными на сегодняшний день. На данный момент создано много научных трудов, посвященных малым и средним предприятиям как фактору экономической эффективности стран.
Рассмотрим основные причины заинтересованности государства в развитии малого и среднего бизнеса. К ним можно отнести:
1) способность данных предприятий замещать рабочие места в момент разорения больших фирм;
2) их способность разрабатывать инновации;
3) гибкость данных организаций к постоянно меняющимся рыночным условиям;
4) данные предприятия способны создавать новые отрасли;
5) они обладают хорошим экспортным потенциалом .
В Америке специалисты выявили, что малый и средний бизнес положительно влияет на развитие экономики в их стране, поэтому на сегодняшний день в данной стране активно занимаются развитием и поддержкой этой сферы .
В настоящее время, данное направления весьма успешно и намного эффективнее развивается в нашей стране, однако малый и средний бизнес так и не начал активно развиваться.
С 2010 по 2013 года малых компаний стало на 20 %.
Согласно статистическим данным в 2013 году число фирм, занимающихся малым и средним предпринимательством, составило около двух миллионов, однако только около 20 % населения были обеспечены работой .
Если сравнивать Россию и страны зарубежья, то можно прийти к выводу, что показатель занятости населения в малых и средних предприятия в странах зарубежья значительно выше. Таким образом, в 2012 году данный показатель был 66,5 % (нефинансовый сектор), 80 % (услуги) . Также стоит отметить, что вклад малого и среднего бизнеса России в ВВП составлял в 2013 году – всего 20%, а в свою очередь в зарубежных странах этот показатель составляет 50-60 %, что значительно выше показателя нашей страны .
По прогнозам экспертов к 2030 году число малых и средних предприятий увеличится в 1,3 раза. В соответствии с этим показатель занятости граждан нашей страны также возрастет .
1.2 Факторный анализ и стратегии развития (на примере российских предприятий малого и среднего звена)
Для того, чтобы страны успешно развивались им необходимо поддерживать развитие малого и среднего бизнеса. Так как на сегодняшний день эксперты пришли к выводу, что инновационное развитие многих стран зависит от развития малых и средних предприятий. Также благодаря малому и среднему бизнесу повышается занятость населения, что в свою очередь положительно влияет на экономику стран.
Малый и средний бизнес положительно влияет на развитие экономики зарубежных стран. Таким образом, в данных странах 50 % объема производства различных товаров и услуг приходится на малое и среднее предпринимательство .
Рассмотрим пример, в Великобритании ее вклад в промышленность составляет 50 %, а Финляндии – 10 % .
Эксперты отмечают, что отличным примером развития малого бизнеса для нашей страны является Германия, так как их экономика весьма успешно развивается за счет функционирования небольших организаций.
По большей части успешное развитие экономики в зарубежных странах зависит малого и среднего бизнеса, поэтому эта сфера весьма эффективно развита в данных странах. Это проведение различных реформ и создание среднего класса в странах зарубежья (к примеру, Испания, Бельгия, Япония и д.р.).
ВВП в нашей стране, которое формируется за счет малого и среднего бизнеса на сегодняшний день составляет всего 8-10 %. Данный показатель является весьма не большим, так как в данном направлении существуют определенные проблемы, которые необходимо устранять. Самой основной причиной является то, что данное направление неразвито в промышленности нашей страны, а в зарубежных странах данная отрасль вполне успешно развивается, с каждым годом увеличивается число малых и средних предприятий в промышленности .
Рассмотрим факторы, которые существенно влияют на деятельность малых и средних организаций, функционирующих в нашей стране. На данный момент существуют факторы внутренней среды и факторы внешней среды. Поскольку сегодня все существующие проблемы малых организаций изучаются со стороны макроэкономики .
Внутренняя среда – это совокупность внутренних факторов и условий организации, которые непосредственно влияют на её функционирование. На сегодняшний день специалисты отмечают, что внутренняя среда зависит внешних условий.
Стоит отметить, что внешняя среда для организаций имеет большое значение, а именно:
— в качестве источника ресурсов;
— в качестве потребителя результатов работы организации;
— в качестве фактора, который определяет поведение, образ действий организаций и т.п. .
Так, можно сделать вывод, что внешняя среда – это непосредственная совокупность вешних факторов и условий организаций. От изменений, происходящих во внутренней среде, непосредственно зависит успех развития организаций и достижение в их деятельности положительных результатов.
Существует определенная классификация факторов внешней среды. Таким образом, специалисты разделяют их на несколько групп, рассмотрим их подробно. Первая группа – это факторы риски и угрозы для деятельности организации. Вторая группа – это факторы, влияющие на непосредственное развитие условий возможностей. Каждый руководитель заботиться о том, чтобы не допустить возникновения данных рисков либо при их возникновении своевременно устранить их. Поскольку бизнес подразумевает риски и все кто решил открыть свое дело, знают об этом .
На сегодняшний день, малые организации также подвергаются значительным рискам по причине своих небольших размеров. Многие малые организации находятся в большой зависимости от колебаний, которые постоянно происходят на рынке. Из этого следует, что все происходящие вокруг изменения, которые имеют отрицательный характер, мешают малым организациям эффективно и успешно осуществлять свою деятельность.
Также внешняя среда находится в непосредственном подчинении государства, финансово-кредитных организаций, крупного бизнеса. Ко всему прочему в малом бизнеса увеличивается скорость изменений, которые происходят вокруг них. Именно из-за наличия данных особенностей многие малые фирмы не успевают во время реагировать на данные изменения, что в свою очередь наносит им существенный ущерб.
Стоит отметить, что внутренняя среда также может существенно влиять на рост неопределенности и уровня риска в работе малых организаций, это отрицательно влияет на эффективность функционирования данных фирм. является большим минусом. Перечислим основные отличительные черты внутренней среды, а именно:
– в методах разделения труда;
– в расстановке кадров;
– в непосредственном распределении ответственности и прав;
– в непосредственном осуществлении маркетинговой политики;
– в налаживании финансовых потоков в организации;
– в получении необходимых сведений и прочее.
Многие специалисты отмечают, что финансовое состояние малых и средних организаций также может ухудшаться по причине отсутствия кредитных ресурсов, дорогих материально-технических средств, а в том числе высоких налогов. Ко всему прочему, еще одной весьма весомой проблемой является низкая платежеспособность граждан. Так основным потребителем услуг и товаров являются граждане, и именно от этого зависит доход малых предприятий.
Также перечислим и другие проблемы, которые на сегодняшний день отрицательно влияют на развитие малого бизнеса, а именно:
— пробелы в нормативно — правовой базе;
— сложности, которые возникают в момент решения вопросов финансово-кредитного характера;
— проблемы, которые связаны с получением необходимых сведений и прочее.
Также следует учитывать тот факт, что сам предприниматель либо специалисты, которые работают на него, должны иметь соответствующий уровень квалификации в противном случае, это будет являться еще одной проблемой, требующей немедленного решения. Так как статистика показывает, что по большей части основной причиной разорения многих малых организаций является низкая квалификация специалистов и не способность быстро и соответствующим образом реагировать на возникшие проблемы .
Для управленческой поддержки малого бизнеса постоянно создаются специальные обучающие программы и центры развития малого бизнеса. Необходимо отметить, что российские фирмы отстают в эффективности развития от фирм, функционирующих в зарубежных странах, так как на наших предприятиях нет эффективной организации труда, именно поэтому они имеют низкие показатели производительности.
Также одной из причин отставания нашей страны от стран зарубежья по производительности является так называемый «дефицит навыков управления». В развитых странах фирмы разрабатывают специальные стратегии для того, чтобы добиться хороших результатов в производительности. Большая часть российских фирм страдают из-за «дефицита навыков управления» .
Перечислим основные проблемы, которые существуют в нашей стране:
— большая доля транспортной составляющей в расходах (62,4 %),
— сложности сбыта товаров (20,6 %),
— голод информационного характера (12,4 %)
— некомпетентность чиновников (3 %) .
Стоит отметить, что субъекты, которые занимаются малым и средним предпринимательством (далее — МСП) имеют большое значение для экономики не только для России, но и других стран. На сегодняшний день государство осуществляет поддержку малого бизнеса, так как малый и средний бизнес предоставляет населению рабочие места. Тем самым повышается занятость населения.
На современном этапе завоевание положительных результатов предпринимательской деятельности МСП становится допустимым лишь при наличии определённой системы, которая содействует формированию финансов. Здесь ключевая роль отводится государству, призванному создать необходимые условия, обстоятельства, которые могли бы стимулировать не только рост числа МСП, но и ресурсоотдачу, а также значительную экономическую результативность.
Такую цель можно достигнуть при условии сбалансированной государственной поддержки МСП, которая в то же самое время будет эффективной.
В настоящее время вопросы государственной поддержки МСП регулируются Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» . Этот закон направлен на создание единого правового пространства в сфере поддержки развития малого и среднего бизнеса, упорядочивание требований к конкретным видам и формам поддержки, а также установление четких критериев, которым должен соответствовать субъект малого и среднего предпринимательства.
На сегодняшний день экономику страны можно обозначить в качестве комбинации различных производств, отраслей промышленности. Безусловно, МСП как основополагающий компонент хозяйствования экономической системы играет ключевую роль, с помощью которой раскрываются значимые функции данного сектора. Среди них первая – это производство в ВВП. МСП европейских стран производит 70 % от ВВП, Японии – 61 % от ВВП. Кроме того, динамичное функционирование МСП обусловлено заметным участием в формировании рабочих мест: в Европе этот показатель достигает 72 % занятых в МСП от совокупного населения, в Японии – 78 %, а в Южной Корее – 75 %. Сопоставляя международную статистику с отечественными данными, можно увидеть значительный перекос, так МСП в РФ обеспечивают только 25 % занятости . Другой не менее важной функцией данного сектора экономики выступает реализация инновационных продуктов, содействие прогрессу в науке и технике. Необходимо отметить и создание в общественных отношениях так называемого «среднего класса», что обеспечивает МСП политическое и социальное благополучие в государстве.
На данный момент ситуацию с развитием малого и среднего предпринимательства в России трудно оценить позитивно. Выпуск продукции таких компаний составляет всего 21 % от объема валового внутреннего продукта, на них занято только 13 % экономически активного населения страны, что в разы меньше, чем в развитых западных странах. Неблагоприятна и структура бизнеса – оборот предприятий, занятых в неторговой сфере, составляет всего 28 % от общего оборота субъектов малого и среднего предпринимательства .
Является понятным, почему малый и средний бизнес в нашей стране не достаточно развит. Так как даже в советский период большее внимание уделялось крупным предприятиям, а малые и средние фирмы всегда были на заднем плане.
Затем в 90-е годы стали открываться фирмы малого бизнеса, однако их существование было не простым, предпринимателям приходилось платить криминальным структурам, для того, чтобы они могли заниматься своим бизнесом.
В 2000-е годы малый и средний бизнес стал более эффективным, теперь многим частным фирмам не приходилась платить криминальным структурам. Однако поддержки от государства данные фирмы не получали на протяжении долгого времени.
В современных условиях ситуация значительно изменилась, однако проблемы в данном секторе все равно остались. Специалисты провели опрос среди предпринимателей малого и среднего бизнеса. В данном опросе приняли участие предприниматели следующих областей: Ленинградской, Новгородской, Псковской. По итогам исследования были выявлены проблемы в следующих секторах:
— в секторе государственного регулирования.
— в секторе, отвечающем за финансирование деятельности.
— в секторе знаний.
— Информационный сектор .
В секторе государственного регулирования, существуют проблемы из-за того, что в не отсутствует согласованность в законодательном аспекте.
В секторе финансирования возникают проблемы по причине трудоспособности кредитования именно на длительный период.
В секторе знаний проблемы, связанны с низкой квалификацией специалистов в сфере малого и среднего бизнеса, а также отсутствие соответствующих управляющих навыков. Указанная проблема преобладает в Псковской области. Основные проблемы в информационном секторе связаны с отсутствием соответствующего канала передачи информации. Особенно проблема выражена в Псковской и Новгородской области.
Исходя из этого, можно сказать, что больше всего проблем существует в тех регионах, которые являются не достаточно развитыми. Поэтому данным регионам требуется государственная поддержка.
Согласно практике разработка и внедрение конкурентной стратегии является обязательной для малых и средних организаций, так как это положительно влияет на функционирование данных фирм.
Российские малые фирмы должны уделять особое внимание вопросу их конкурентоспособности, так как от этого зависит положение экономики страны. На сегодняшний день ценовые условия для конкуренции с импортом значительно ухудшились, так как цены на импортный товар значительно снизились.
Таким образом, импортные товары начинают конкурировать с отечественными товарами, потребители предпочитают качество и надежность. Вся ответственность по принятию решений лежит на руководителях малых и средних фирм. Они должны принимать верные стратегические решения, для того, чтобы их предприятие могло весьма эффективно существовать, ко всему прочему должны быть учтены все правовые аспекты деятельности.
На сегодняшний день в сфере малого и среднего бизнеса значительно обострилась конкуренции, в связи с этим руководители должны стремиться к улучшению их конкурентоспособности своей фирмы. Стоит отметить, что стратегическое конкурентное преимущество выступает в качестве динамической характеристики .
Так, можно сделать вывод, что разработка стратегии является неотъемлемой частью эффективной работы малых и средних организаций. Рассмотрим определение понятия развитие. Под развитием понимается не обратимый процесс, которых происходит в любых организациях, а также и в стране в целом. Каждая организация для того, чтобы быть успешной должна постоянно развиваться и не стоять на месте. Указанный процесс, а именно развитие непосредственно основывается на потенциальных и существующих возможностях. Оценить все существующие возможности организации можно за счет ее потенциала. За счет того, что фирмы в полной мере использую свой потенциал, их положение на рынке существенно улучшается, они становятся более конкурентоспособными и эффективными.
Для начала рассмотрим определение понятия стратегия. Стратегия – это направление развития предприятия, которое включает в себя цели, формы и средства осуществления его деятельности.
Перечислим основные стратегические задачи предприятий функционирующих в сфере малого и среднего бизнеса. К ним непосредственно относят:
— Стимулирование спроса на товары, которые производятся на малых и средних предприятиях;
— непосредственное обеспечение доступности финансов;
— Повышения качества государственного регулирования в данном секторе;
— Стимулирование развития малого и среднего бизнеса в определенных регионах .
С целью развития малого и среднего бизнеса разрабатываются специальные мероприятия, а именно:
1. Развитие конкуренции на локальных рынках;
2. Поддержка малого и среднего предпринимательства в социальной сфере;
3. Организация мероприятий, направленных на повышение уровня технологической и организационной готовности малых и средних предприятий к участию в закупках .
Существует множество стратегий для развития малого и среднего бизнеса, мы рассмотрим некоторые из них.
1. Стратегия, нацеленная усиление микроэкономических взаимодействий внутри малого и среднего бизнеса. Малые организации в основном опираются на крупные фирмы, однако крупные фирмы на сегодняшний день переживают кризис и по этой причине данная стратегия является не эффективной. Но за счет неблагоприятной экономической обстановки они начали активно взаимодействовать друг с другом.
2. Стратегия усиления горизонтальных взаимодействий малых организаций. На сегодняшний день малые и крупные организации взаимодействуют между собой за счет горизонтальных связей, хотя раньше чаще всего использовались вертикальные связи. Горизонтальные связи применяются по причине того, что непосредственное усиление взаимодействия внутри малого бизнеса осуществляется именно по горизонтали. Однако группы малых организаций гораздо проще организовать, что является значительным преимуществом. Это в свою очередь непосредственно обуславливается стремлением малых фирм уменьшить транзакционные издержки, единство экономических интересов, а также стремление создавать новые технологии и успешные для бизнеса проекты.
3. Кооперативные стратегии. Кооперативы стали весьма популярными в Европейских странах. Учитывая особенности разработки стратегий в сфере малого бизнеса, можно выделить следующие отраслевые стратегии:
— розничную и оптовую торговлю;
— на строительство;
— а также транспорт .
С учетом всех факторов специалисты оценивают правильность и эффективность выбранной стратегии. По итогам оценки специалисты смогут подвести итоги и определить будут ли достигнуты установленные цели за счет осуществления данной стратегии. Таким образом, если цели будут достигнуты, то это будет означать, что руководитель фирмы выбрал верную стратегию.
Подводя итог, хотелось бы дополнить, что выбор стратегии – очень важный момент в становлении и развитии любой организации. И от того, насколько будет правильно выбрана стратегия развития предприятия, зависит ее дальнейшее существование на рынке.
В данном параграфе автор рассмотрел стратегии развития для малого и среднего бизнеса на внутреннем рынке. Выход на внешние рынки является процессом намного более сложным и требует более тщательного исследования. В следующем параграфе перейдем к теоретическим подходам к изучению интернационализации как стратегии развития для малых и средних предприятий.
1.3 Теоретические подходы к исследованию интернационализации компаний
Если обобщить теоретические источники по изучению интернационализации как стратегии развития компаний, то можно выделить два пути их формирования. Первый из них – поэтапная интернационализация.
С точки зрения Р. Вернона непосредственное появление продукта связано с потребностью граждан в том или ином продукте. Затем продукт компании поступает на так называемый внешний рынок. Данный автор разработал специальную концепцию, согласно которой жизненный цикл продукта увеличивается посредством интернационализации компании .
Также на сегодняшний день существует модель Уппсала, суть данной модели состоит в том, что на начальной стадии компании не выполняют экспортные операции на регулярной основе. Так экспорт производится через независимых посредников, затем товар поступает в сбытовые отделы, и наконец, формируется филиал производства . Однако многие эксперты отмечают, что указанная модель не соответствует, а именно теория не совпадает с практикой. Если сравнивать модель жизненного цикла продукта Р. Вернона и скандинавскую модель, то в скандинавской модели основным объектом исследования непосредственно является компания, т.е. ее жизненный цикл, а не цикл продуктов, которые были произведены в данной фирме.
На данный момент самой популярной моделью поэтапной стадийной интернационализации компаний является модель Дж. Даннинга, суть данной модели заключается описании зарождения и развития ТНК . Данный автор описывает деятельность корпораций транснационального характера. Также он указывает условия осуществления компанией прямых иностранных инвестиций. Данные условия поделены на следующие группы:
1. преимущества владения торговыми марками, управленческим опытом, инновационными технологиями;
2. преимущества местоположения: определенная географическая территория, емкий рынок, инфраструктура, ресурсы;
3. преимущества интернационализации, позволяющие которые наиболее продуктивно применять существующие возможности за границей.
М. Портер занимался изучением интернационализации деятельности крупных отраслевых фирм в конкурентной среде, детерминированной факторными условиями и уровнем развития ресурсов, спросом, а в том числе выбором стратегии компании . Таким образом можно сказать, что все рассмотренные модели непосредственно на крупномасштабный бизнес, опыт развитых стран и внешнюю среду.
Теперь перейдем к рассмотрению второго пути интернационализации, его суть заключается в нацеленности на деятельность малых и средних фирм, которые весьма быстро развиваются и увеличивают свои производственные обороты. Данные фирмы выходят на рынок сразу после их создания и весьма эффективно начинают функционировать. Указанное обстоятельство было выявлено специалистами в 1993 году, поэтому оно не является чем то новым. Данное обстоятельство было открыто ученными Австралии . Рассмотрим основные особенности компаний Born Global:
– начинают осуществлять экспорт, через 2 года своего существования;
– непосредственно экспортируют около 25 % своего товара;
– непосредственно получают от трансграничных операций до 95 % прибыли;
– их создают активные предпринимателями;
– применяют в своей деятельности передовые технологии.
Стоит отметить, что данная проблема стала изучаться в теории предпринимательства международного характера. Так в данной теории эксперты установили, что между развитием малых, средних фирм и усилением интернационализации существует непосредственная связь. Также определены конкурентные преимущества и возможные условия существования этих компаний на рынках внешнего характера. Ко всему прочему проанализированы возможности интернационализации в рамках формирования новых венчурных сетей.
На сегодняшний день интернационализация выступает в качестве важнейшей стратегии развития фирм малого и среднего бизнеса. «Умение “уловить” возникающую потребность и отреагировать немедленной мобилизацией своих ресурсов и возможностей» по мнению Т. Брижаниной является основным преимуществом малого и среднего бизнеса .
Ф. Хайек утверждал, что всякий субъект который способен оценить все перспективы и плюсы предпринимательской деятельности является предпринимателем .
Ф. Найт придерживается подобной точки зрения, он утверждает, что неопределенность является контекстом предпринимательской деятельности, а успешное функционирование бизнеса напрямую зависит от умения прогнозировать перспективы развития предпринимательской деятельности и ее производства . Предприниматель – руководитель непосредственно занимается прогнозированием этих перспектив и строит планы по осуществлению успешной деятельности.
Стоит отметить, что все решения в компаниях принимают руководители, и поэтому реализация этой стратегии напрямую зависит от них. Интернационализация является стратегией, выбор которой зависит от руководителей малых и средних фирм. Указанная стратегия, помогает фирмам малого и среднего бизнеса выйти на международный рынок, это в свою очередь способствует эффективному и стремительному росту компаний, а также за счет этого повышается их конкурентоспособность .
Необходимо отметить, что при использовании интернационализации в качестве стратегии организации, руководители осознанно идут на риск. В свою очередь риск и проактивное поведение непосредственно являются составляющими элементами предпринимательской деятельности. Еще одним составным элементом предпринимательской деятельности является инновационность. Под этим подразумевается готовность малых фирм постоянно разрабатывать новые проекты, мероприятия, товары и услуги для того чтобы они могли составить достойную конкуренцию других компаниям и завоевать рынок.
Однако на сегодняшний день многие специалисты отмечают тот факт, что не всем малым и средним фирмам присуща инновационность. Так как наши фирмы не принимают особого участия в экспорте .
Для того, что реализовывать стратегию интернационализации руководители фирм малого и среднего бизнеса должны быть готовы к риску и брать на себя полную ответственность по ее осуществлению. Стоит отметить, что успех выхода малой организации на международный рынок во многом зависит от опыта и знаний руководителя, так как управлять фирмой должен высококвалифицированный и опытный руководитель, в противном случае деятельность организации обречена на провал.
За счет этого, специалисты могут в полной мере проанализировать особенности поведения малых и средних фирм, которые используют интернационализацию в качестве стратегии осуществления своей деятельности. За счет анализа особенностей можно определить основные различия малых фирм от крупных организаций.
Поэтому для каждого вида фирм необходимо разрабатывать свои стратегии, иначе они не будут действенными. У малых и крупных фирм разные цели, руководство, способы принятия решений, сотрудники планирование, разные стратегии интернационализации и прочее. Более подробно данные различия будут указаны на Рис.2.
Рисунок 2 — Сравнительный анализ фирм, относящихся к секторам малого, среднего и крупного бизнеса
Источник: Плетнёв А.Д., Николаева Е.В., Кампа А. Сравнительный анализ критериев отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу в разных странах // Стратегии бизнеса: анализ, прогноз, управление. 2015. № 9. С. 1-7.
Таким образом, исходя из этого, можно сделать следующие выводы: в крупных фирмах принимает решение профессиональный менеджмент, а в малых фирмах все решения принимает руководитель.
Тем самым процесс принятия решений в малых организациях значительно отличается от процессов, осуществляемых в крупных фирмах. Так как вся ответственность за принятие решений лежит на руководителе. За счет этого решение всех задач, стоящих перед фирмой зависят непосредственно от руководителя и они в свою очередь эффективно им решаются. В свою очередь в крупных организациях данный процесс занимает большое количество времени, и решение данных задач не зависит от одного человека. В этом есть свои минусы и плюсы. Минусом является то, что за счет этого данные фирмы становятся более гибкими, а плюсом является то, что эти компании принимают более правильные и взвешенные решения, что положительно сказывается на их дальнейшем функционировании.
Во-вторых, малые и средние предприятия могут весьма быстро менять свою стратегию, это возможность у них появилась за счет отсутствия долгосрочного планирования. Однако, это не говорит о том, что его вообще не должно быть, так как каждая деятельность должна быть тщательно продумана и спланирована, чтобы учесть все возможные варианты развития бизнеса. Эксперты отмечают, что многие фирмы перед тем как перейти к интернационализации за частую не изучают рынок, что отрицательно влияет на их дальнейшее развитие.
В-третьих, малые и средние организации могут мгновенно приспособляться к новым изменениям. Стоит отметить, что для малых и средних предприятий характерна сплочённость коллектива, который нацелен, на достижение положительных результатов.
В-четвертых, данные фирмы имеют ограниченные ресурсы, что в свою очередь влияет на их возможности. Рассмотрим пример, доступ к финансированию для них чаще всего ограничен их собственными сбережениями. Чаще всего фирмы по причине из-за ограниченности ресурсов в качестве стратегии интернационализации выбирают экспорт, поскольку у них нет ресурсов на то, чтобы заниматься прямыми зарубежными инвестициями. Именно поэтому многих исследователей интересует малые и средние организации.
Многие исследователи отмечают, что большая часть малых и средних организаций осуществляют международные операции по причине того, что им необходимы более дешевые ресурсы . Так как в своей стране им не получить необходимых ресурсов. Необходимо ответить тот факт, что критерии малого и среднего предпринимательства являются схожими. Это в свою очередь объясняет их непрерывную взаимосвязь.
Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что малые организации существенно отличаются от крупных фирм. Рассмотрим определение понятия интернационализации. Под интернационализацией принято понимать – это стратегический выбор для фирм малого и среднего бизнеса, за счет которого они смогут вполне эффективно выстраивать и осуществлять свою деятельность. По мнению некоторых исследователей, многие фирмы применяют интернационализацию для того, чтобы выжить в постоянно меняющихся условиях рыночных отношений .
Также было доказано, что интернационализация увеличивает шансы на выживание малых и средних фирм в новых условиях. Каждая фирма переходя к интернационализации преследуют выгоды финансового и не финансового характера. На рис. 3, видно, что данные выгоды весьма тесно взаимосвязаны между собой. К примеру, чем лучше качество продукции, тем выше экономические показатели интернационализации; или чем выше прибыль организации, тем больше финансовых ресурсов она может направить на развитие инноваций и прочее. Из этого следует, что выгода может быть не только в получении финансов.
Чаще всего малые и средние предприятия используют международные операции для получения ценного опыта и информации о своих конкурентах, что будет способствовать их дальнейшему успешному функционированию на рынке.
За счет экспорта малые фирмы получают международный опыт. Данный опыт положительно сказывается на функционировании и развитии малых и средних предприятий.
Рисунок 3 — Выгоды от интернационализации для фирм малого и среднего бизнеса
Источник: составлено автором
В дальнейшем это может способствовать эффективному функционированию за границей. За счет международных операций малые и средние предприятия начинают создавать новые технологии. Изучение спроса на зарубежных рынках позволяет организациям удовлетворять спрос потребителей в полном объеме с учетом всех зарубежных особенностей. За счет способности удовлетворять все потребности и ожидания клиентов малые фирмы становятся еще более конкурентоспособными. В результате интернационализации формируются новые конкурентные преимущества.
Также интернационализация положительно влияет на репутацию фирмы, от этого в свою очередь зависит успех ее функционирования на рынке.
Многие фирмы используют интернационализацию для достижения высоких финансовых результатов. Постепенно выходя на международный рынок, малые и средние организации увеличивают свою базу клиентов. Это непосредственно способствует увеличению прибыли и эффективному дальнейшему функционированию малых фирм. Специалисты доказали, что наибольшей результативности за счет международных организаций достигают именно малые организации. Стоит отметить, что за счет хороших финансовых результатов малые фирмы смогут привлекать новые ресурсы и сотрудников. Также посредством использования интернационализации малые и средние предприятия смогут сэкономить.
Также интернационализация положительно влияет на производительность и производственные издержки. Поскольку различия в валютном курсе, ценах и прочим играет большую роль в этом и компании могут этим воспользоваться. Тем самым фирма может учесть все риски, которые могут возникнуть в различных государствах. Таким образом, интернационализация выступает в качестве эффективной стратегии малых и средних организаций.
Также интернационализация играет важную роль в конкурентной борьбе. Однако, российские фирмы пока особо не используют интернационализацию в конкуренции. При использовании интернационализации малые и средние предприятия должны учитывать все особенности зарубежного рынка для достижения определенных целей.
Именно руководитель принимает решения. Специалисты используют когнитивный подход, для того, чтобы учесть все особенности принятия решений руководителем. Чаще всего руководители используют субъективную оценку, применяемую в момент принятия непосредственных решений. Отсутствие других ресурсов было обнаружено в результате проведения большого количества исследований в этом направлении. Однако это может привести к негативным последствиям, так как руководитель может в спешке принять не правильное решение.
В связи с этим необходимо тщательно подходить к принятию решений и выбору всех требуемых ресурсов, так как от этого зависит эффективность функционирования малого и среднего бизнеса, а также от этого зависит состояние экономики страны. Поскольку фирмы малого и среднего бизнеса имеют чаще всего ограниченные ресурсы, то интернационализация может не привести к достижению положительных результатов.
Н. Пангаркар, говорит о том, что если сравнивать малые и крупные организации, то можно сделать вывод, что малые организации затрачивают больше ресурсов на реализацию международных операций. Тем самым малые организации идут на риск, так как данные вложения могут не оправдать себя .
Таким образом, интернационализация выступает в качестве важной стратегии развития малых фирм, однако данная стратегия имеет свои плюсы и минусы. Правильный выбор и успешное использование стратегии на малых и средних предприятиях зависит от непосредственного руководителя, который должен самостоятельно принимать решения. Также стоит отметить, что государству и самим предпринимателям необходимо задуматься об увеличении уровня участия малых и средних предприятий нашей страны в международных операциях.
1.4 Обзор рынка и государственной политики США
Несомненно, экономика США заслуживает, чтобы её называли рыночной в широком смысле, так как государство не вмешивается в её развитие (его доля на 2018 год составила всего 28 % ) и представлено на рынке исключительно государственными корпорациями.
Экономическое развитие США охвачено глобализацией, государство занимает центральное место в мировом сообществе. На это влияет тот факт, что американская экономика обладает свободно конвертируемой, универсальной валютой .
К началу XXI века многими учёными отмечалось существенное перераспределение инвестиционных потоков в мировом пространстве, их возрастающее влияние на внешнеторговые связи. Первую пятёрку источников прямых инвестиций в 2017 году занимает американский, китайский, японский и немецкий рынки .
Лидером среди сфер хозяйствования США по иностранным вложениям выступает обрабатывающая промышленность, в ней сконцентрировано 33 % объёма иностранного капитала. Кроме того, важнейшей тенденцией в привлекательности американского рынка для российских компаний служит наращивание иностранных инвестиций в области научных разработок.
Именно в американской промышленности зарубежные инвестиции промышленных структур направлены на развитие химической промышленности, пищевой промышленности, машиностроительной отрасли, транспортного машиностроения и предприятий электронной промышленности.
В фундаментальном исследовании Л.Ф. Лебедевой значится, что в структуре иностранного капитала США преобладают ресурсы компаний Великобритании, Японии, Нидерландов, Канады, Франции, Китая, Германии, Швейцарии.
Наиболее активно функционирующими зарубежными компаниями на рынке США выступают именно швейцарские, поскольку среди крупнейших инвесторов можно выделить ООО «Нестле», «Хоффман Ля Рош», «Сандоз», «Браун Бовери».
Распределение зарубежного капитала на американских рынках и в промышленности, несомненно, зависит от политического влияния со стороны системы органов США, утверждённой инвестиционной политики, а также программ по развитию производственных процессов в отдельных районах государства. Такие программы могут быть ориентированы и на стимулирование производственных процессов через государственные гарантии по ссудам, выдачу разнообразных кредитов с целью промышленного развития, финансовую помощь с целью расширения существующих организаций на внешнем рынке .
Кроме того, привлекательность американского рынка оценивается и позициями страны в мировой торговле товарами и коммерческими услугами. По состоянию на 2015 год США занимали 2 место среди стран по экспорту товаров, 1 место среди стран по экспорту коммерческих услуг, 1 место среди стран по импорту товаров (таблица 1).
Таблица 1 – Позиции США в мировых внешнеэкономических связях
Источник: Ушанов С.А. Место США в глобальных потоках прямых иностранных инвестиций на современном этапе // Науковедение. 2017. Т.9. №1. С. 4.
Среди движущих сил в развитии американского рынка можно выделить научно-технический прогресс, государственную экономическую политику, которая обусловлена либерализацией торговых отношений, функционированием ТНК в иных зарубежных государствах, что непосредственно взаимосвязано с иностранными инвестициями американского рынка.
В американской экономике преобладают инвестиции от предприятий европейских стран, второе место занимают компании стран Азии и Тихоокеанского региона, а третье – канадские фирмы (рисунок 4).
Рисунок 4 – Структура вложений в американский рынок по странам, млрд. долл. США
Источник: Ушанов С.А. Место США в глобальных потоках прямых иностранных инвестиций на современном этапе // Науковедение. 2017. Т.9. №1. С. 3.
Существующие зарубежные компании на американском рынке обеспечивают его стабильность и устойчивое развитие не только в укреплении внешнеэкономических связей, но и занятость населения, рабочие места. В аналитическом обзоре Н.Е. Петровской значится, что компании стран Азии и Тихоокеанского региона обеспечивают 1,2 млн. рабочих мест для населения США, компании стран Южной и Центральной Америки – 324 тыс. рабочих мест, а Ближнего Востока и Африки – суммарно 10 тыс. рабочих мест .
По секторам американской экономики большая часть рабочих мест, созданных иностранными компаниями в США, приходится на оптовую торговлю и транспортное оборудование, где ключевое место занимают японские предприятия (рисунок 5).
Рисунок 5 – Структура обеспечения занятости зарубежными компаниями в США, %
Источник: Петровская Н.Е. Занятость на предприятиях иностранных компаний в США // Экономический анализ: теория и практика. 2017. №16. С. 1310.
Зачастую развитая экономика обладает достаточно высоким удельным весом МСП. В США он составляет свыше 50 %. Проводя сравнительный анализ показателей развития МСП по зарубежным и российской экономике, необходимо отметить, что по количеству МСП на 100 чел. населения США уступает всем представленным государствам на рисунке 6.
Рисунок 6 – Количество МСП на 100 чел. населения, ед.
Источник: Россия: ключевые вопросы и стратегия [Электронный ресурс]: исследование ОЭСР по вопросам МСП. – Режим доступа: https://вэб.рф/common/upload/files/veb/br/msp/pr2015_r.pdf.
По доле оборота МСП из 11 рассмотренных государств на рисунке 7 США уступает только России.
Рисунок 7 – Доля оборота МСП в экономике стран, %
Источник: Сектор малого и среднего предпринимательства: Россия и Мир [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://stolypin.institute/wp-content/uploads/2018/07/issledovanie-ier-msp-27.07.18.pdf.
Практика США по вопросу государственной поддержки МСП содержит следующие инструменты: наряду с субсидиями и налоговыми льготами присутствуют государственное кредитование компаний, организационная поддержка работы МСП, формирование свободных экономических зон, консультации для национальных производителей инновационных продуктов .
Негативные тенденции в экспортном развитии США до 2016 года многие исследователи связывают с наращиванием китайского экспортного потенциала и других не менее развитых государств . Но в 2003 году лидерство в структуре экспорта было отмечено за США. Оно достигалось с учётом произошедшего промышленного переворота ещё во второй половине XIX века. Великая депрессия 1929-1933 гг. заставила сформировать такую правовую и институциональную систему, которая ярко выражала все тенденции экономического развития государства.
Ключевым направлением экспортного стимулирования МСП в США можно назвать защиту, государственную поддержку отраслевого развития, которые, по мнению административного аппарата страны, должны были стать наиболее перспективными аспектами в укреплении мировой конкурентоспособности. Большее внимание уделялось аэрокосмической промышленности, телекоммуникациям, производству экологических технологий, энергетической отрасли, финансовым услугам, транспортной инфраструктуре.
В течение 1920-1940 гг. в США оказывалась государственная помощь компаниям в форме европейских займов с целью обеспечения выхода компаний на развитые западные рынки. Такой подход, с одной стороны, поддерживал европейский рынок, но с другой стороны, сохранял своеобразный канал сбыта для экспортной американской продукции. Далее государственная политика в рамках экспортного стимулирования переняла опыт Швейцарии с позиции сокращения тарифов в промышленности, одновременно с этим появились зоны свободной торговли (КАФТА, НАФТА), повсеместно заключались контрактные соглашения по оказанию технической помощи МСП со стороны зарубежных партнёров, а также внешней торговле, инвестиционным потокам .
Следовательно, государственная поддержка МСП в США считается главным экономическим инструментом, который содержит механизмы кредитования экспортной продукции.
В системе экспортного стимулирования МСП кредитование является распространённым способом государственной поддержки. Данная мера позволяет наращивать конкурентоспособность МСП. У кредита есть четыре свойства: платность, целевое назначение, срочность, возвратность . Иначе говоря, стоимость кредита и его возврат выступают факторами конкурентоспособности организации, они влияют на появление возможностей интеграции предпринимательства. Именно поэтому значимую роль для МСП играет одновременное сокращение кредитной ставки и рост срока возврата полученной ссуды, что можно признать основным способом развития международных операций обмена.
В государственной экспортной поддержке американских МСП отводится место экспортному кредитованию, операции которого находятся в ведении Экспортно-импортного банка (Эксимбанк). В его функционал входит предоставление кредитного капитала, гарантий на него, страхования ресурсов зарубежных потребителей национальных товаров. Первоначально Эксимбанк создавался для установления внешнеполитического баланса, для обеспечения рычагов давления на ещё существовавший СССР. После финансового кризиса периода 2008-2009 гг. банковская система США была заблокирована в реализации внешнеторгового финансирования. Вместе с тем уже тогда были приняты меры, активизирующие экспортную деятельность МСП, путём образования агентств по обслуживанию внешнеторговых операций. Возросшие в 2009 г. кредиты на экспорт до 65 млрд. долл. США так и остаются на прежнем уровне и в настоящее время (таблица 2) .
Таблица 2 — Зарубежный опыт государственной экспортной поддержки
Способы поддержки
Информационная Финансовая Прочие
США
Содействие в реализации ярмарок, консультаций, предприняты торгово-политические меры — Предоставление кредитов, гарантий, страхования;
— Специальные гарантии по кредитам для МСП, которые осуществляют долгосрочные, среднесрочные инвестиции за рубеж Правовая, политическая защита интересов экспортных МСП
Германия
Содействие в реализации ярмарок, консультаций, предприняты торгово-политические меры — Страхование кредитов экспортных МСП, зарубежных инвестиций;
— Прямое и косвенное субсидирование промышленных отраслей;
— Поддержка НИОКР Обеспечение гарантий при политических рисках
Чехия
— Формирование системы профессиональной переподготовки;
— Защита интересов экспортных МСП;
— Рекламно-выставочная деятельность за рубежом — Устранение барьеров в тарифных и нетарифных мерах регулирования;
— Страхование, финансирование экспорта — Утверждение Концепции государственной политики по поддержке экспорта;
— Сотрудничество с международными финансовыми институтами, страховыми компаниями
Источник: составлено автором, используя Kolisnichenko P. Government support for small and medium-sized business and innovative activities // Baltic Journal of Economic Studies. 2017. Vol. 3. No. 4. P. 115-119.
Export Business Planner [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.sba.gov/sites/default/files/SBA%20Export%20Business%20Planner.pdf.
Marenichenko V. Mechanisms of state regulation of small and medium businesses // Baltic Journal of Economic Studies. 2016. Vol. 2. No. 5. P. 41-47.
Обобщая источники экономической информации по американскому рынку и развитию страны в целом, можно выделить как сильные, так и слабые стороны:
— Сильные стороны:
1. Высокое значение научно-технического прогресса, поставки высокотехнологичной продукции, постоянное финансирование НИОКР, развитие передовых технологий, формирование инновационных продуктов;
2. Экономика США значительно влияет на международное сообщество за счёт доллара;
3. Финансовая система страны считается развитой, так как имеются рычаги влияния на потоки инвестиций;
4. Высокий уровень потребления и одновременно с этим высокий уровень жизни;
5. Развитие обрабатывающей, пищевой, химической промышленности, машиностроения, которые составляют базу промышленного потенциала государства;
— Слабые стороны:
1. Дисбаланс структуры ВВП США в силу того, что большая часть уделена сфере услуг (78 %), тогда как материальное производство имеет малую долю (20 %);
2. Существует риск развития промышленности страны в сторону деградации, так как некоторый её функционал передан на аутсорсинг, а выпуск готовой продукции зависит от зарубежных партнёров, которые занимают не последнее место в экономике государства;
3. Экономика США является долговой у всех рыночных субъектов (компаний и государственной власти);
4. Отсутствует экономический потенциал для роста, присутствует кризис насыщения в потребительском секторе.
Американский рынок достаточно привлекателен для российских МСП, по мнению которых существует целый рейтинг факторов, сдерживающих их эффективное развитие (рисунок 8).
Рисунок 8 – Рейтинг факторов, сдерживающих развитие МСП в России, баллы по пятибалльной шкале
Источник: составлено автором, используя данные Соцопрос: оценка динамики факторов, влияющих на бизнес, и мер, направленных на возобновление экономического роста [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. – Режим доступа: https://wciom.ru/fileadmin/file/reports_conferences/2018/2018-05-21_predprinimatel.pdf
Примечательно, что, по мнению предпринимателей РФ, наиболее серьёзными проблемами являются неопределённость экономической ситуации (3,9 баллов), высокий уровень налогообложения (3,8 баллов) и снижающийся спрос на внутреннем рынке (3,8 баллов). Если говорить о последнем факторе, то следует отметить, что при его наличии у МСП увеличивается длительность формирования выручки по всей готовой продукции, которая в дальнейшем превращается в запас. Их сверхплановый, излишний объём приводит к замедлению оборачиваемости имущества компаний, нарушая сбалансированность функционирования. Тогда появляется необходимость сбыта конечной продукции в другие страны, желание выйти на внешние рынки по экспортной деятельности.
Для проникновения российских малых предприятий на американский рынок распространённым инструментом является венчурное инвестирование. По опыту США для выхода на внешние рынки существует такой метод, когда инвестирование происходит за счёт крупных корпораций. Здесь подразумевается формирование зависимых от предприятия филиалов, которые представляют собой наукоёмкие инновационные организации. Такой формат может помочь российским МСП нарастить инновационный потенциал, что, в свою очередь, будет стимулировать экономический рост страны.
Следующий раздел посвящен критическому анализу существующих исследований по теме интернационализации фирм малого и среднего бизнеса и направлен на выявление основных факторов их интернационализации, которые были выявлены в литературе, и текущих тенденций в этой области.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф