Скоро защита?
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Теоретическое основы деятельности государства в рыночной экономике»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты роли государства в рыночной экономике
1.1. Основные экономические школы о характере государственного вмешательства в экономику
1.2. Цели и функции государственного регулирования рыночной экономики
1.3. Методы государственного регулирования экономики
Глава 2. Исследование роли государства в рыночной экономике России
2.1. Основные цели государственного регулирования в современной российской экономике
2.2. Особенности экономической политики в условиях политической изоляции
2.3. Оценка эффективности государственного регулирования экономического развития российской экономики
Заключение
Список использованной литературы


 Введение

 

Проблема государственного регулирования экономики в рыночных условиях является объектом пристального внимания ученых и политиков всех стран. Изучение экономической роли государства является неотъемлемой частью экономического образования в странах с развитой рыночной экономикой. Вряд ли сегодня кто-нибудь попытается доказать, что современная рыночная экономика может развиваться без вмешательства государства.

Государство оказывает существенное влияние как на экономическое, так и социальное развитие страны. Поэтому вполне естественно, что в рамках экономики постоянно ведутся исследования по этой важной и многогранной проблеме. Как показывает мировой опыт, современная экономика немыслима без эффективного механизма взаимодействия с государством, его законодательной и исполнительной властью.

Вопросы теории, методологии и практики государственного регулирования чрезвычайно актуальны для современной России, которая быстро перешла от системы тотального государственного вмешательства в экономическую жизнь субъектов предпринимательства к экономике, основанной преимущественно на рыночных принципах.

Современное экономическое развитие невозможно представить без активной роли государства. Власти накапливают значительные средства в государственном бюджете, перераспределяя их на государственные и другие нужды. В макроэкономическом цикле доходов и продуктов правительство выполняет важные функции по отношению к участникам рынка.

Цель работы – изучение теоретических основ деятельности государства в рыночной экономике.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть основные экономические школы о характере государственного вмешательства в экономику;
  2. Ознакомиться с целями и функциями государственного регулирования рыночной экономики;
  3. Узнать о методах государственного регулирования экономики;
  4. Изучить основные цели государственного регулирования в современной российской экономике;
  5. Выявить особенности экономической политики в условиях политической изоляции;
  6. Оценить эффективность государственного регулирования экономического развития российской экономики.

Объект исследования – рыночная экономика государства.

Предмет исследования – система государственного регулирования экономики Российской Федерации.

Информационной базой для проведения исследования послужили источники учебной литературы, статьи периодических изданий.

В курсовой работе применялись теоретические и эмпирические методы исследования, среди которых можно выделить: наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ и индукцию.

Структура курсовой работы определяется логикой исследования и поставленными задачами. Она состоит из введения, 2 глав, 6 параграфов, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты роли государства в рыночной экономике

1.1.  Основные экономические школы о характере государственного вмешательства в экономику

Вопросы о роли государственного регулирования экономики изучались и анализировались множеством школ еще начиная с 18 века. Так, наиболее среди них выделились следующие теоретические школы, как: меркантилизм, классическая теория невмешательства в экономику, кейнсианская, представители неоклассической теории монетаристов, неокейнсианская. Каждый их представленных школ как-то иначе рассуждал о роли государства в установлении и развитии экономических отношений.

Согласно мировой практике, на сегодня можно рассмотреть три главных подхода, которые раскрывают суть на вопросы о роли государства в регулировании экономики: первый основывается на принципах невмешательства государства в происходящие процессы экономики, вторым ограничивается роль власти в экономическом управлении. В то время как степень вмешательства государства в экономику зависит от уровня ее развития и конкретных экономических условий, третий подход базируется на активном вмешательстве государства в вопросы разработки и реализации политики экономики.

Школа меркантилизма во времена позднего средневековья была основной экономической школой. Под меркантилизмом понимается учение французских экономистов 18 века, которые утверждали то, что государством должна играться активная роль в экономической жизни страны для того, чтобы привести к усилению позиций страны и правителя. Сторонниками меркантилизма (Т. Мэном, А. Монкретьеном) была провозглашена важность в сторону активного вмешательства государства в экономику в целях увеличения его достатка. Если брать во внимание специфику экономического развития в данный период (где основным показателем благосостояния страны является количество золота), меркантилистами совершались призывы к поощрению экспорта и ограничению импорта.

Согласно классической теории невмешательства в экономику по работам А. Смита «Изучение природы и причин богатства наций» было сказано, что «свободной игрой рыночных сил (принцип «невидимой руки») создается гармоничная структура». Исходя из классического подхода того периода, государством должна обеспечиваться безопасность жизни гражданина и разрешаться споры, если перефразировать данные слова, то можно получить итог о том, что государство должно делать то, что человек либо не в состоянии сделать самостоятельно, либо делает это с минимально допустимой эффективностью. По собственному описанию А. Смита его системы рыночной экономики, он говорил о том, что через стремление предпринимателя к удовлетворению собственных личных интересов происходит толчок для главной движущей силы экономического развития, что, в конечном итоге, повышает благосостояние как самого себя, так и общества как цельной системы [1]. Суть данной теории базируется на том, что каждому экономическому субъекту должны гарантироваться основные экономические свободы, среди которых можно выделить: свободу выбора сферы деятельности, свободу торговли и свободу конкуренции.

В 30-е годы XX века пришло широкое распространение кейнсианской концепции, которая получила существенный толчок к развитию после того, как произошел глубочайший спад в экономическом развитии в Соединенных штатах Америки. Дж. Кейнсом была выдвинута теория, в которой он опровергал политические взгляды о роли государства. Теория Дж. Кейнса стала «кризисной», т.к. он перешел к рассмотрению экономики в состоянии депрессии. Так, если рассматривать его теорию, то государством должно производиться активное вмешательство в экономику из-за отсутствия на свободном рынке механизмов, которыми можно было бы действительно перейти к обеспечению выхода экономики из кризисного состояния [11].

Еще в рамках данной теории Дж. Кейнс говорил о том, что государством должно производиться влияние на рынок в целях увеличения спроса, поскольку основная причина в возникновении капиталистических кризисов кроется в перепроизводстве товаров.

Им был предложен ряд инструментов, среди которых можно выделить: гибкую денежно-кредитную политику, активную фискальную политику и прямое государственное создание рабочих мест. Также была предложена модель государственного регулирования, через которую Дж. Кейнс дал возможность ослабления циклических колебаний в течение двух послевоенных десятилетий. Но, начиная где-то с 70-х годов, казалось, что существовало несоответствие в ряде возможностей государственного регулирования и объективными экономическими условиями.

Стабильность кейнсианской модели могла быть достигнута только через наличие условий высоких темпов роста. Через высокие темпы роста национального дохода можно было бы без особых потерь для экономической системы страны перераспределить без ущерба для накопленного капитала. Однако в 70-х годах условия развития резко ухудшились. Кейнсианский выход из кризиса привел только к ускорению инфляционной спирали. Через воздействие данного кризиса был произведен радикальный переход системы государственного регулирования, и пришло возникновение новой неоконсервативной модели регулирования и консервативной модели регулирования.

В теоретическую основу неоконсервативной модели легла концепция неоклассического направления экономической мысли (от И. Фишера, М. Фридмана). Было предложено то, что с трансформацией модели государственного регулирования будет отвергнуно влияние на ее формирование через спрос и использование вместо этого косвенных мер воздействия на предложение. Сторонниками теории экономических предложений был вынесен на обсуждение вопрос о необходимости воссоздания классических механизмов накопления и вопросов о содействовании в свободе частного предпринимательства.

Под экономическим ростом понималась функция накопления капитала, осуществление которой происходило путем пополнения из двух источников: за свой счет, т.е. путем капитализации части и дохода, и за счет заемных средств (займов).

Если исходить из данной теории, государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и увеличения производительности производства. Основными препятствиями на этом пути являются высокие налоги и инфляция. Через высокие налоги приходит ограничение роста инвестиций, а с инфляцией увеличивается стоимость кредита и, следовательно, затрудняется использование заемных средств для накопления. Ввиду чего, для того, чтобы способствовать невмешательству в экономику, сторонниками данного невмешательства было предложено принятие антиинфляционных мер (основанных на рекомендациях монетаристов) и предоставления налоговых льгот предпринимателям [10].

Так, если отталкиваться от неоклассической теории, то их учения базируются на том, что государство должно принимать лишь косвенные пути влияния на экономику. Главная роль в осуществлении вопросов экономического развития страны ляжет на рыночные силы. В основе монетаристского подхода, если рассматривать его в границах неоклассической теории, лежит постулат о жесткой связи денежной массы и скорости их оборота с объемами производства и ценовым уровнем. Производя анализ экономических отношений, сторонниками монетарного подхода было выведено, что существует стабильность в скорости обращения денежных средств. В данном выражении существует прямое противоречие с кейнсианскими постулатами, связанными с прямой пропорциональной зависимостью скорости денежного оборота от процентной ставки и обратно к пропорциональной зависимости от предложения денежных позиций.

По утверждениям неокейнсианцов, циклическими колебаниями и инфляцией вызываются изменения в среде общих расходов и денежной массы (данные предположения выдвигались Дж. Робинсоном, Р. Р. Харродом, Б. Домаром). Активная стабилизация и политика с преимущественным использованием инструментов фискального регулирования является базисом в выступлениях неокейнсианцев.

Данной множество теорий о вопросах роли государства в экономической системе страны обуславливается, прежде всего, тем, что существует отсутствие целостных концептуальных представлений о явлениях, которые возникают в экономической жизни, преобладание эмпирического подхода к проблеме научных обобщений об экономических процессах.

Исходя из всего выше сказанного, можно говорить о том, что и с кейнсианскими подходами к преодолению стагфляции путем активизации государственного вмешательства, и с монетаристскими рекомендациями по ограничению государственного вмешательства в экономические процессы только с помощью методов денежно-кредитной политики приходит их несостоятельность. В виду отсутствия целостной теории, у неокейнсианцев нет возможностей к разумному подходу в вопросах оценки роли и предсказанию явлений, происхождение которых точно осуществится.

Сегодня, актуальная и современная теория государственного регулирования экономики базируется на рациональном сочетании основополагающих подходов, что дает возможность направления социальных усилий на достижение определенных целей экономического развития и социального обеспечения.

 

1.2. Цели и функции государственного регулирования рыночной экономики

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) — это система законодательных, исполнительных и контрольных мер, осуществляемых компетентными государственными учреждениями с целью стабилизации и адаптации существующей социально-экономической системы к изменяющимся экономическим условиям [7].

Цели ГРЭ, находящиеся в тесной взаимосвязи, неодинаковы по значению, масштабу воздействия и последствиям. Есть общие и конкретные цели. Среди общих задач приоритетным является достижение экономической и социальной стабильности, обеспечение национальных конкурентных преимуществ, экономическая безопасность, адаптация рыночного механизма к различным условиям.

Конкретные цели различаются по объектам государственного регулирования, но они всегда исходят из необходимости увязывать государственные и частные интересы.

Объекты регулирования включают наднациональный уровень межгосударственных союзов национальной экономики, отдельных секторов и регионов, где возникают проблемы, которые не решаются через рыночные регуляторы [17].

Субъектами ГРЭ являются федеральные, региональные и муниципальные органы власти.

Основой государственного регулирования экономики должен быть системный подход. Экономическая функция государственного регулирования обусловлена самим воспроизведенным процессом общественного производства (общественным разделением труда, экономической обособленностью товаропроизводителей). Поэтому она выступает внутренним элементом воспроизводства экономической системы. Государственное регулирование в современной рыночной экономике реализуется через ряд функций [9]:

− целевую – определяются цели, приоритеты и ключевые направления развития национальной экономики;

− стимулирующую – формируется комплекс регуляторов, способных осуществлять эффективное влияние на работу субъектов хозяйствования, направлять экономические процессы в приоритетные направления для общества;

− нормативную – государством посредством законодательных актов устанавливаются определенные «правила игры» для экономических субъектов;

− корректирующую – корректировка распределения ресурсов в экономике с целью развития прогрессивных процессов, устранения негативных внешних эффектов и т.п.;

− социальную – государственное регулирование социально-экономических отношений, перераспределение доходов, обеспечение социальной защиты и социальных гарантий, сохранение окружающего среды, непосредственное управление нерыночным сектором экономики – регулирование государственного сектора экономики, создание общественных благ;

− контролирующую – государственный надзор и контроль за выполнением определенных установленных «правил игры», экономических, экологических, социальных стандартов [15].

Безусловно, функции государства зависят от конкретно-исторического положения страны. Например, во время ведения войны государство концентрирует внимание на мобилизации всех экономических, человеческих и других ресурсов. В мирное время государство решает проблемы социально-экономического характера. Исключительная функция государства при этом этого состоит в создании условий для формирования и развития высокоэффективного рыночного хозяйства. В практике реализации государственного регулирования следует учитывать многоукладный характер экономики, а также тенденции переплетения теневой экономики с легальной экономикой, угрозу проникновения теневых отношений в государственное управление.

Если в сложившейся рыночной экономике обеспечение правовой базы для функционирования экономики осуществляется в основном путем мониторинга применения действующего экономического законодательства и внесения в него частичных изменений, то на переходном этапе необходимо воссоздать все правовые основы управления. Новое экономическое законодательство должно четко определять права собственности и гарантии соблюдения договоров, регулировать деятельность развивающихся институтов рыночной экономики: коммерческих банков, фондовых бирж, инвестиционных фондов и подчиняться правовым основам антимонопольного регулирования. Необходимы новые, адекватные рыночные условия, налоговые законы, система законов о защите прав потребителей и социальном обеспечении. Кроме того, юридическая поддержка необходима для такого специфического процесса перехода, как приватизация государственной собственности.

Сегодня в нашей стране реализуется ряд из 43 государственных программ по 5 приоритетным направлениям развития. Каждая из программ направлена на новое качество жизни, инновационное развитие и модернизацию экономики, создание эффективного государства, сбалансированное региональное развитие и обеспечение национальной безопасности в целом.

Кроме того, в 2018 году создана программа национальных проектов, которые были приняты в 2018 году и направлены на развитие трех направлений: «Человеческого капитала», «Комфортной среды для жизни населения» и «Экономический рост». В рамках данных проектов реализуются программы, направленные на здравоохранение, образование, демографию, культуру, безопасность и повышение качества автомобильных дорог, улучшение жилья и городской среды, улучшение экологии городов, рост науки, поддержки малого и среднего предпринимательства и индивидуальной предпринимательской инициативы, производительности труда и поддержка в сфере занятости населения, улучшение международной кооперации и экспорта.

Правовая основа управления должна быть стабильной. Постоянные и существенные изменения в экономическом законодательстве оказывают дестабилизирующее влияние на экономику, создавая ощущение неуверенности в будущем субъектов хозяйствования [16].

Переход от плановой к рыночной экономике объективно сопровождается резким увеличением дифференциации доходов домашних хозяйств. Более того, в начале переходного периода этот процесс происходит на фоне экономического спада и высоких темпов инфляции, которые усугубляют проблему неравенства, вызывая значительное снижение уровня жизни большинства населения. В этих условиях для смягчения остроты социально-экономических противоречий и предотвращения обнищания отдельных социальных слоев государство вынуждено более активно участвовать в перераспределении доходов.

 

1.3. Методы государственного регулирования экономики

Учитывая особенности развития и организации экономических отношений в Российской Федерации, государство, помимо общих функций, должно выполнять ряд конкретных задач, а именно:

определение места и роли страны в системе экономических отношений; формирование и реализация стратегии социально-экономического развития страны, структурных, технологических и институциональных изменений;

обеспечение социальной направленности экономики;

целенаправленное формирование государственного сектора экономики;

участие в ключевых инвестиционных, структурных и технологических программах; распределение и перераспределение значительной части валового национального продукта;

разработка и укрепление федеральных принципов в регулировании экономических и социальных процессов;

проведение гибкой внешней политики; создание общих законодательных и правовых условий для развития рыночной национальной экономики [6].

Реализация задач государственного регулирования в рыночной экономике требует определенных действий, использования методов воздействия, что достигается за счет использования различных методов государственного регулирования. В сфере государственного регулирования экономики они применяют правовые, административные, экономические, а также специфические методы, которые, к тому же, подразделяются на прямые и косвенные [2].

Прямые методы основаны на силе государственной власти и не связаны с созданием дополнительных материальных стимулов или угрозой финансовых потерь. К ним относятся:

формирование стратегических целей экономического развития и их детализация в планах и целевых программах;

размещение государственных заказов и контрактов на поставку отдельных видов продукции, услуг, работ;

реализация мер государственной поддержки программ, заказов и контрактов;

установление нормативных требований к качеству и сертификации продукции и технологий производства;

установление правовых и административных ограничений и запретов на производство определенных видов продукции; лицензирование экспортно-импортных операций и др. [18].

Косвенные методы государственного регулирования в рыночной экономике основаны главным образом на товарно-денежных рычагах и влияют на экономические интересы субъектов хозяйствования.

Косвенные методы включают в себя:

налогообложение и налоговые льготы;

государственное регулирование цен;

фиксированные комиссии за ресурсы, кредитные процентные ставки, кредитные средства;

таможенное регулирование экспортно-импортных операций; курсы валют и условия обмена валюты и др. [16].

Переход от командной экономики к рыночной экономике сопровождается коренными изменениями в системе методов государственного регулирования, разрушением прежней системы административных методов и созданием новой системы экономических регуляторов.

Разрушение системы административно-командных методов управления, блокирующих рыночные механизмы, является необходимым условием формирования и саморазвития рынка. Разрушение системы административных регуляторов знаменует собой начало реальной трансформации в сторону рыночной экономики. Это, однако, не означает полного отказа от использования административных методов в переходной экономике [13].

Чтобы уменьшить масштабы спада производства, предотвратить катастрофическое снижение уровня жизни населения, государство на ранних этапах реформ может, например, сохранить административный контроль над производством и продажей небольших групп товаров, которые призваны сформировать основу национального производства и личного потребления. С углублением рыночных реформ, стабилизацией экономической ситуации и освоением экономических методов регулирования государство полностью сокращает масштабы использования административных рычагов, не отказываясь от их использования полностью.

Глава 2. Исследование роли государства в рыночной экономике России

2.1. Основные цели государственного регулирования в современной российской экономике

Основными факторами непрерывного экономического развития и макроэкономических преобразований, в которых нуждаются страны в периоды социально-экономических изменений, являются эффективное государственное регулирование экономики. Современные трансформационные процессы, направленные на развитие рыночной экономической системы Российской Федерации, требуют активной регулирующей роли государства [12].

Без учета специфики государственного управления и нормативно-правовой базы в Российской Федерации, а также изучения положительного зарубежного опыта невозможно повысить качество регуляторной политики в сфере экономической деятельности. Государственное регулирование в современной рыночной экономике должно быть направлено на обеспечение условий для устойчивого экономического роста и совершенствование механизмов государственного управления, в том числе посредством экономических реформ [4].

Данные о качестве, с которым производится государственное регулирование можно увидеть с помощью таблицы 1, в которой показаны показатели развития экономики.

Таблица 1

Основные показатели развития экономики в % к соответствующему периоду предыдущего года

  2017 2018
12.18 01.18-12.18 12.19 01.19-12.19
ВВП 101,1 100,7 96,3 96,3
Индекс потребительских цен, на конец периода 102,6 111,4 100,8 112,9
Индекс промышленного производства 103,9 101,7 95,5 96,6

Продолжение таблицы 1

Обрабатывающие производства 104,1 102,1 93,9 94,6
Индекс производства продукции сельского хозяйства 104 103,5 103,6 103
Инвестиции в основной капитал 97,1 98,5 91,9 91,6
Объемы работ по виду деятельности «Строительство» 99,6 97,7 98,5 93
Ввод в эксплуатацию жилых домов 111,1 118,2 86,8 99,5
Реальные располагаемые денежные доходы населения 92,4 99,3 99,27 96,07
Реальная заработная плата работников организаций 96 10,1 91,67 90,77
Среднемесячная начисленная номинальная заработная плата работников организаций, руб. 42 136 32 495 42 408 33 981
Уровень безработицы к экономически активному населению 5,3 5,2 5,8 5,6
Оборот розничной торговли 105,1 102,7 84,7 90
Объем платных услуг населению 102,4 101,38 97,07 98,07

 

В 2017-2018 гг. в результате негативного влияния экономических санкций основные показатели экономики Российской Федерации показали отрицательную динамику. В 2018 году ВВП страны оказался в области отрицательных значений. По данным Росстата за 2018 год, падение промышленного производства составило 3,4 %; объемы строительных работ снизились на 7,0 %; инвестиции в основной капитал сократились на 8,4 % (что вернуло показатель на уровень 2008 г.); оборот в секторе розничной торговли уменьшился на 10,0 %; реальные зарплаты упали на 9,3 %; реальные располагаемые доходы — на 4,0 %, инфляция составила 12,9 %.

Основной вклад в ускорение инфляции в 2018 году внесла значительная девальвация рубля. Сегодня, несмотря на все предпринимаемые Правительством меры экономическая ситуация в России ухудшается. Уровень доходов и жизни населения продолжает падать.

Сбалансированное использование рыночных и государственных механизмов регулирования в Российской Федерации должно быть направлено на обеспечение расширенного воспроизводства и дальнейшего социально-экономического роста страны. Необходимость эффективного государственного регулирования в Российской Федерации в существующих экономических условиях обусловлена рядом факторов, в том числе:

несоответствие интересов «государство — субъект хозяйствования – население»;

низкий технический и технологический уровень и консерватизм структуры экономики;

отсутствие законодательной базы, которая обеспечивала бы эффективную рыночную реформу; несостоятельность налоговой, бюджетной и финансово-кредитной политики в государстве [4].

Цели, которые преследует государственное регулирование в России сегодня это:

— минимизация отрицательных последствий в части рыночных процессов, которые неизбежны;

— организация социальных, правовых и финансовых предпосылок для выхода на качественный уровень функционирования рыночной экономики страны;

— социальная защита для групп, составляющих рыночное сообщество, которые в некоторых экономических ситуациях теряют свое положение в сторону наибольшей уязвимости.

Необходимость государственного регулирования рыночного механизма обусловлена возможными негативными последствиями, которые следует предупреждать или ограничивать [1].

В этом контексте также можно выделить цели государственного регулирования в современной рыночной экономике.

  1. Социальная защита — определяет необходимость социально ориентированного государственного вмешательства в рыночную среду путем создания систем страхования от болезней, несчастных случаев, безработицы, обеспечения трудовых, социальных, жилищных гарантий, социально ориентированного перераспределения доходов граждан.
  2. Защита окружающей среды — необходимость в ней в связи с тем, что свобода действий рыночных сил ставит под угрозу физическую основу человеческого существования из-за затрат ресурсов и загрязнения окружающей среды.
  3. Защита человеческого достоинства, прав и свобод граждан — уважение человеческого достоинства, в частности в экономических процессах, является важной задачей государства, которая должна обеспечивать физическую неприкосновенность, защиту частной собственности и репутацию граждан Российской Федерации [3].
  4. Защита информации и интеллектуальной собственности — поскольку обладание информацией определяет экономическую мощь, государство должно принять меры для защиты прав человека на распоряжение принадлежащей ему информацией, а также для защиты предпринимательской деятельности от промышленного шпионажа.
  5. Установление «правил игры» — для достижения частным сектором экономики соответствующего общественного результата, а также установление партнерских отношений между государством и бизнесом.
  6. Защита потребителей — должна осуществляться путем информирования потребителей, антимонопольного законодательства, установления ответственности производителей за качество продукции, государственного регулирования уровня цен на социально значимые товары [8].

Механизм реализации обозначенных направлений государственного регулирования в современной рыночной экономике является способом организации экономических отношений между государством и бизнесом, населением, другими странами и международными институтами с целью стабилизации социально-экономической ситуации в стране и создания предпосылки для экономического роста. Для обеспечения этих экономических отношений нужен субъект (по этому определению это государство) и объект (предприятия, население, другие страны и международные институты) [2]. Объектами государственного регулирования экономики также могут быть отдельные регионы, сегменты и отрасли экономики.

Систематизируя вышесказанное, предлагается сформулировать ключевую цель государственного регулирования в рыночной экономике следующим образом: обеспечение благоприятных условий для непрерывного экономического развития и дальнейшего экономического роста в Российской Федерации, достижение социальной стабильности и повышение глобальной конкурентоспособности страны [14].

Результатом реализации государственного регулирования в рыночной экономике является формирование экономической политики и ее составляющих как инструмента реализации функции государственного регулирования в механизме государственного управления экономикой.

Таким образом, государственное регулирование экономики представляет собой целенаправленное влияние, оказываемое государством в области управления экономикой с целью придания экономическим процессам особой направленности в соответствии с целями, задачами и интересами страны.

Целью государственного регулирования в современной рыночной экономике является достижение таких долгосрочных, перспективных целей, как:

ускорение научно-технического прогресса и перестройка национальной экономики, повышение темпов экономического роста, создание наиболее благоприятных условий для функционирования механизма, социального воспроизводства, завоевания новых позиций на мировых рынках, активизации инновационного развития экономики, устранения чрезмерной дифференциации доходов, поддержки социального партнерства и, в конечном итоге, обеспечения на основе этого высокого уровня и качества жизни широких слоев населения, т.е. обеспечение социально ориентированной рыночной экономики.

Для развития постоянно действующей, эффективной и конкурентоспособной социально ориентированной экономики в Российской Федерации необходим эффективный и действенный механизм государственного регулирования для достижения главной цели — выполнения социально-экономических функций государства и обеспечения постоянного экономического развития и роста.

 

2.2. Особенности экономической политики в условиях политической изоляции

Россия — великая страна, которая во все времена смогла подняться с колен и занять достойное место в мировой политике, в большинстве случаев они занимали лидирующие позиции. После распада СССР России удалось создать стабильную политическую ситуацию в стране на протяжении более двадцати лет, наладить экономическое развитие, но наложили санкции мирового сообщества, которые ввели страну в условия политической изоляции экономика, стала существенным препятствием на пути дальнейшего развития нашей страны (рисунок 1).

Рисунок 1. Влияние политической ситуации с введенными ограничениями на сектора российской экономики

Из-за иллюзорной военной агрессии в Украине американские и европейские санкции против России направлены на то, чтобы препятствовать нормальному взаимодействию внутреннего бизнеса с Западом. Кроме того, санкции блокируют возможность политического диалога, что еще больше усугубляет ситуацию.

В последнее время Россия явно недооценила расстановку сил и мнений, которая складывается в соседней стране. Между тем, отсутствие четкой экономической политики и нестабильность политической системы сделали Украину чрезвычайно восприимчивой к ЕС и создали основу для социального взрыва во имя обещанного импорта быстрого счастья.

Споры об угрозах экономических санкций постепенно утихают, ситуация наполняется определенностью, и линия западных государств отказаться от негативных санкций вырисовывается все более отчетливо. Основные потребители российской нефти и газа, общественными деятелями которых управляют российские компании, получали значительные комиссионные, экономика которых потеряла бы доходы в туристическом бизнесе от притока российских туристов. Для США было бы хуже, если бы Россия, осознавая свою зависимость, попыталась перестроить экономику на принципах частичной автаркии, сбалансировать свои торговые потоки между странами, диверсифицировать структуру экспорта товаров из-за радикальной перестройки экономики, всей экономики (рисунок 2).

Но как эта ситуация повлияет на страну? Каково будущее экономического развития России? Будет ли она продолжать преследовать дальнейший де-суверенитет экономики? Каков наиболее вероятный сценарий развития?

 

Рисунок 2. Общая картина последствий сложившейся политической ситуации для экономики страны

 

Курс на дальнейшую десуверенизацию экономики. Этот сценарий чрезвычайно выгоден для Запада. На практике по инерции это реализуется неолиберальным крылом, насыщенным ошибочными теориями. Утилизация будет продолжаться и в дальнейшем, если страна углубит свою специализацию по продуктам, увеличит компонент продуктов в структуре экспортных товаров, сократит государственные расходы и сократит государственные инвестиции в основной капитал. Учитывая инерцию решений государственного управления, этот сценарий остается одним из наиболее вероятных.

Зависимость от Востока. Восточное направление — это, во-первых, географически близкий нам регион, во-вторых, это динамично развивающийся рынок с высокими темпами роста, в-третьих, это регион, открытый для сотрудничества. Некоторые факты говорят о приоритетности развития.

Чрезмерная ориентация на Восток, а точнее на китайский рынок, действительно может сделать страну зависимой от Китая. Уже сейчас на Китай приходится 16,7% всего импорта, то есть этот восточный сосед является основным поставщиком в Россию, опережая Германию и даже в общем объеме торговли со странами СНГ. В идеале Россия должна расширять экспорт в Китай, а не становиться потребителем китайских товаров. Сейчас мы покупаем высокотехнологичную продукцию из Китая и сами продаем топливно-энергетические ресурсы (74%).

Экономическая перестройка. Этот сценарий был бы наиболее желательным для России. Действительно, многими политиками и экономистами ситуация с санкциями воспринималась как шанс для российской экономики избавиться от чрезмерной внешней зависимости. Сейчас в России уровень загрузки мощностей машин и комплектующих составляет от 10 до 40%, то есть есть резервы для собственного производства. Планируется также перейти на расчеты в рублях за экспорт, импорт энергоносителей, создать внутренний кредитный механизм, чтобы кредиты не выдавались на внешнем рынке, для этого, как минимум, необходимо снизить ставку рефинансирования, ввести Долгосрочный денежный механизм за счет увеличения рефинансирования по низким процентным ставкам в 2 раза (сейчас доля золота в структуре золотовалютных резервов непомерно ниже доли резервов в иностранной валюте, что создает дополнительные риски для экономики страны), ввести закон о ценовой политике, чтобы де-оффшоризацию. Оффшорные компании уже достигли таких пределов, что каждый год российский бюджет теряет огромные суммы денег.

Подобный сценарий для России был бы наиболее выгодным и единственно более здоровым для страны, но он потребует огромной мобилизации имеющихся ресурсов и времени, продуманной политики и готовность отказаться от нынешних ошибочных парадигм.

Инертность экономической политики. Этот сценарий может быть реализован по принципу «не навреди», то есть не усугублять ситуацию ошибочной непродуманной политикой. Учитывая последние события, этот сценарий, скорее всего, будет реализован в России. Никаких радикальных решений не принимается, появляются законы о точечной реакции — это ограничение «золотых парашютов» для топ-менеджеров государственных компаний, разработка закона об оффшорной экономике, будет принят относительно мягкий вариант; импортное оборудование осуществляется государственными органами, но все эти меры не стимулируют экономику. Уже сейчас инвестиции в основной капитал падают.

Области, которым в сложившейся ситуации нужно уделить наибольшее внимание показаны на рисунке 3.

Рисунок 3. Наибольшие зоны риска в экономике страны

 

Очевидно, что ущерб от санкций Запада для России очень значительный. Наша страна начала напоминать себе о чем-то в эпоху железного занавеса, только этот занавес сейчас снаружи. В то же время отечественные политики и эксперты утверждают, что давление мирового сообщества на нашу страну бессмысленно и наносит ущерб не столько политическим интересам, сколько обычному бизнесу и обычным людям.

 

2.3. Оценка эффективности государственного регулирования экономического развития российской экономики

Обеспечение устойчивого сбалансированного развития экономики любой страны, обеспечение достижения не только экономических, но и социальных, а также экологических целей общества [5] невозможно без вмешательства государства в его функционирование. Это требует обеспечения эффективности государственного регулирования экономического развития, что особенно важно для России, в которой государство играет значительную роль в народном хозяйстве как с точки зрения широты и глубины вмешательства в различные сферы его деятельности, так и с точки зрения масштаба государственной собственности.

Проведение оценки эффективности государственных решений позволяет определить:

– соответствие принимаемых решений стратегическим социально-экономическим ориентирам;

– соответствие принимаемых решений общественным интересам, т.е. выступает как средство общественного контроля;

– рациональность использования экономических и организационных ресурсов; – стандарты и критерии, применяемые при разработке, реализации и оценке последующих государственных решений;

– эффективные государственные решения для распространения положительного опыта;

– отклонения от целевых ориентиров и их причины;

– пути корректировки при выявлении неэффективности государственного решения.

В настоящее время как в зарубежной, так и в отечественной практике широко используется программно-целевой метод государственного управления. В Российской Федерации федеральный бюджет формируется на основе программ, утверждаемых Правительством. Государственное регулирование в приоритетных областях развития страны разрабатывается и реализуется в виде государственных целевых программ, что обусловливает необходимость совершенствования методов оценки их эффективности.

В то же время в Российской Федерации история методов оценки эффективности государственных программ имеет короткую историю. Эта сфера регулируется двумя нормативными актами: в 2010 году Правительством Российской Федерации было принято постановление «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации» [1], а также с 2013 года — Руководством по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации [2].

В соответствии с вышеуказанными правовыми актами методология оценки эффективности государственной программы учитывает необходимость проведения следующих оценок:

1) степень достижения целей и задач подпрограмм и государственной программы в целом;

2) степень соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств из федерального бюджета;

3) степень реализации ведомственных целевых программ и основных направлений деятельности (достижение ожидаемых непосредственных результатов их реализации).

Использование общих стандартов оценки направлено на унификацию подходов и обеспечение возможности сравнения результатов различных программ. Однако в отношении оценки результатов государственного регулирования инновационной сферы этот подход ограничен и может быть в значительной степени формальным.

В качестве общей сложности оценки государственных программ можно выделить:

трудоемкость и ресурсоемкость учета всех результатов программы;

сложность определения результата в виде прибыли, что усложняет сравнение;

сложность выявления и оценки косвенных результатов программы.

Наиболее объективными, доступными для измерения и сравнения количественных показателей, которые могут быть:

— абсолютный (объем отгруженной продукции);

— структурные (доля предприятий, занятых в сфере);

— относительный (объем продукции на душу населения).

К моменту оценки эффективности программ государственного регулирования можно выделить следующие виды оценки:

— предварительная оценка, которая проводится до начала реализации программы, на этапе разработки, и является основой для установления целевых показателей программы — промежуточная оценка предполагает оценку на промежуточных этапах реализация программы;

— оценка программы в реальном времени, которая близка к концепции мониторинга, это отслеживание результатов программы в процессе ее реализации;

— итоговая оценка (ex-post оценка) — оценка фактических результатов после завершения программы. Чтобы оценить эффективность программ в области инновационного развития, необходима возможность многократного выполнения этого вида оценки.

Совершенствование оценки эффективности государственного регулирования поможет повысить эффективность государственного управления и повысить результаты достижения стратегической цели экономического развития страны.

Заключение

 

Государственное регулирование является неотъемлемым элементом механизма функционирования экономики. Объективная возможность государственного регулирования экономики возникает при достижении определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость осуществления государственного регулирования заключается в том, чтобы усилить проблемы, на решение которых направлено государственное регулирование экономики.

Государственное регулирование экономики охватывает все стороны общественного производства, оно особенно необходимо при проведении экономических реформ. Исключительно важную роль государственное регулирование играет в территориальном развитии, определении внутри региональных и межрегиональных пропорций, выравнивании уровней социально-экономического развития регионов, формировании региональных рынков. Необходимо также осуществлять регулирование природопользования и внешнеэкономических связей.

Суть государственного регулирования на современном этапе переходного периода заключается не в полном демонтаже старой системы, а в создании более эффективной системы регулирования экономики с учетом накопленного положительного опыта. Глобальной целью государственного регулирования экономики является достижение экономической и социальной стабильности, укрепление и совершенствование существующей системы, адаптация ее к меняющимся условиям.

Определяя масштабы и механизмы системы государственного регулирования экономики, государство, прежде всего, решает проблему создания предпосылок и условий, необходимых для нормального, эффективного функционирования цивилизованной рыночной экономики.

Государственное регулирование — это не только организационная, управленческая или экономическая проблема, но и социальная проблема. Будучи важнейшим звеном в экономических знаниях, государственное регулирование тесно связано с другими научными дисциплинами, и прежде всего с системой государственного управления. Государственное регулирование также тесно связано с экономической теорией, экономической географией, региональными исследованиями, муниципальным управлением, экономической историей, статистикой, отраслевой экономикой и другими.

 

Список использованной литературы

  1. Александр, А. Амбарцумов 1000 терминов рыночной экономики / Александр А. Амбарцумов, Федор Ф. Стерликов. — М.: Крон-Пресс, 2016. — 304 c.
  2. Борисенко, В.В. Наука и рыночные отношения в информационном обществе. Социально-философский анализ / В.В. Борисенко. — М.: Наука, 2018. — 141 c.
  3. Глухов, В.В. Финансовый менеджмент (участники рынка, инструменты, решения) / В.В. Глухов, Ю.М. Бахрамов. — М.: СПб: Специальная литература, 2016. — 430 c.
  4. Губин, Е. П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства. Правовые проблемы / Е.П. Губин. — М.: ЮРИСТЪ, 2018. — 320 c.
  5. Думная, Н. Н. Новая рыночная экономика / Н.Н. Думная. — Москва: ИЛ, 2017. — 232 c.
  6. Дюканова, Н. М. О рыночной экономике in English / Н.М. Дюканова. — М.: Агар, 2017. — 192 c.
  7. Дюканова, Н. М. О рыночной экономике in English / Н.М. Дюканова. — М.: Агар, 2017. — 192 c.
  8. Кардаш, В. А. Конфликты и компромиссы в рыночной экономике / В.А. Кардаш. — М.: Наука, 2016. — 248 c.
  9. Лившиц, А. Я. Введение в рыночную экономику. Курс лекций / А.Я. Лившиц. — М.: Квадрат, 2017. — 256 c.
  10. Лобко А.Г. Управление рынком: (учеб. пособие) / А.Г.Лобко, Р.Генов, А.В.Макевнин; под ред. А.Г.Лобко. — М., 2016. — 62с.
  11. Медведев, Александр Владимирович Как появилась рыночная экономика и возможна ли она в современной России? / Медведев Александр Владимирович. — М.: М-Студио, 2018. — 518 c.
  12. Михайлов, Д.М. Мировой финансовый рынок. Тенденции развития и инструменты / Д.М. Михайлов. — М.: Экзамен, 2017. — 768 c.
  13. Мишарев, А.А. Рынок ценных бумаг / А.А. Мишарев. — М.: СПб: Питер, 2018. — 256 c.
  14. Новиков, В. А. Практическая рыночная экономика (толкование 4000 терминов). Словарь / В.А. Новиков. — М.: Флинта, МПСИ, 2017. — 376 c.
  15. Рот, А. Основы государственного регулирования финансового рынка / А. Рот, Р. Бернард, Я. Миркин. — М.: Юстицинформ, 2016. — 512 c.
  16. Сакс, Джеффри Рыночная экономика и Россия / Джеффри Сакс. — М.: Экономика, 2017. — 332 c.
  17. Тригер, Д. Я. Основы менеджмента. Управление фирмой, функционирующей в рыночной экономике / Д.Я. Тригер. — М.: ЗФМШ МИФИ, 2016. — 308 c.
  18. Трутнев, Э. К. Градорегулирование в условиях рыночной экономики / Э.К. Трутнев. — Москва: Огни, 2017. — 959 c.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф