Заявка на расчет
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Центральный банк Российской Федерации»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Введение
1. История развития банковской деятельности
1.1 История появления и развития банковских институтов
1.2Построение банковских институтов в Российском государстве XVIII — XX веках
2. Роль Банка России в организации банковской системы РФ
2.1 Основные функции Центрального банка РФ
2.2 Органы управления Центрального банка РФ
2.3 Центральный банк РФ как орган регулирования и надзора за банковской системой России
3. Перспективы совершенствования и развития банковской системы РФ 30
Заключение
Список используемых источников

Введение

 

Банк России играет активную роль в финансовой деятельности государства, занимая особое место среди специальных государственных органов, созданных для ее осуществления. Регулируя банковскую и денежную системы, Банк России осуществляет социальные и экономические основы конституционного строя Российской Федерации. Полномочия по вырабатыванию денежной системы Российской Федерации, защите и обеспечению устойчивости рубля считаются основными для развития экономики государства.

На нынешнюю ситуацию российского банковского сектора влияют многие факторы – геополитические, экономические, валютные и т.д. Но именно после того, как ключевая ставка Центрального банка РФ была поднята до 17% в декабре 2014, стало очевидно, что для национального банковского сектора настали трудные времена. Начался отток вкладов с депозитов, что вынудило банки поменять процентную политику в пользу вкладчиков, образовался дефицит валютной ликвидности, ставки по кредитам резко были повышены. Как результат банки вынуждены менять стратегию развития и ведения бизнеса на долгосрочную перспективу. По мнению экспертов довольно трудно предсказать, насколько затяжным окажется данный кризис.

Цикличность кризисных явлений в банковской сфере говорит об отсутствии системы раннего реагирования на возникающие негативные явления.

При этом невозможно прогнозировать будущее развитие конкретной ситуации и определить уровень воздействия банковской устойчивости на экономической состояние национальной экономики.

Цель курсовой работы – провести оценку и рассмотреть современное состояние ЦБ РФ.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

— рассмотреть историю развития банковской деятельности;

— изучить роль Банка России в организации банковской системы РФ;

— охарактеризовать перспективы совершенствования и развития банковской системы РФ.

Объект исследования – Центральный Банк Российской Федерации.

Предметом исследования является деятельность национальной банковской системы, как части финансовой системы страны, в период глобальной финансовой и экономической нестабильности.

Информационная база курсовой работы включает: нормативно-правовые акты, статистические материалы, методические материалы, труды ведущих и зарубежных авторов, посвященные проблемам Банка России представлены в работах: С. И. Архипова,  Губин Б.В., Драчев С.С., Зельднер А.Г., Клейнер Г.Б., Олейников Е.А., Павлов В.И., Потапов В.А., Н. С. Суворов,, Тамбовцев В.Л., Шлыков В.В., Ярочкин В.И. и др., статьи, опубликованные в периодических печати, а также  Интернет-ресурсы.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы.

История развития банковской деятельности

 

1.1 История появления и развития банковских институтов

 

Центральный банк РФ имеет богатую историю развития. Благодаря фактам из истории Банка России, можно выявить и проанализировать тенденции экономического состояния страны на разных этапах развития.

Рассмотрев историю Древних веков необходимо сделать вывод, что она не сохранила довольно глубоких сведений о том, когда все-таки появились банковские институты, какие операции там выполнялись, что возникло побудительной силой их развития. Имеющееся представление о периоде, когда появилась банки, расходятся и охватывает практически две тысячи лет.

Банки являются неотъемлемой чертой современной денежной экономики, их деятельность тесно объединена с потребностями воспроизводства. Банки находятся в центре экономической жизни, при этом обслуживают интересы производителей, они также опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением.

Причины образования банков, которые выступают институт публичного кредита условно разделяются на общие и исторические, которые имеют свою специфику в каждой стране. Среди общих причин выделяется в потребность в банковских институтах. Потенциал развития банковского дела определен уровнем зрелости экономических процессов, функцией коммерции, масштабами денежных отношений.

Необходимость развития банковских институтов обусловливается потребностями:

— борьбы с ростовщичеством, удешевлением стоимости кредитования; распространения безналичных расчетов;

— конвертации видов и форм денег;

— ускорения оборота общественного капитала;

— эффективного использования свободных денежных средств [20, c. 101].

В народном разговоре банки – это некоторые хранилища для денег. В тоже время, интерпретация понятия банка не только не выявляет его сущности, но и скрывает его настоящее направление в народном хозяйстве.

Удобства, создаваемые банковские институты, не смогли не привлекать заинтересованность деловых людей. Понемногу клиентура увеличивалась в банках. Банки в свой черед стали выполнять работы своих доверителей составлять договора между клиентами, а также стали выступать в торговых сделках посредниками. Чтобы облегчить расчеты древние банки стали выпускать банковские билеты, которые обращались наравне с полноценными деньгами.

«Центральный Банк» был в Александрии, он тесно был связан с государственным казначейством. Во всех административных центрах страны находились отделения. Вся банковская сеть банков пользовалась монопольным правом для ведения банковских операций в государстве, она выполняла многие функции государственного казначейства.

На протяжении всей истории становления банков также менялось отношение к ним со стороны властей. Попытки регулирования их деятельности предпринимались уже у самых истоков банковского дела [10, c. 11]. Следовательно, все проходящие денежные отношения были государственной заботой. В Древнем Риме были первичные нормы и банковского и кредитного права. Соответственно данным нормам, в III в. до н.э. римские банкиры, которые специализировались на меняльном деле, не могли вести все кредитные операции. В Древнем Вавилоне государство стало юридически регулировать личные кредитные отношения и выражать интересы владельцев денег – ростовщиков [8, с. 207].

Согласно мнения многих ученых, первые банки возникли уже в XIV — XV вв., именно в Италии.

Другие некоторые ученые считали, что банк, как особенный институт товарного хозяйства возник на этапе формирования товарно-денежных отношений, когда возникла нужда в регулировании запутанного денежного обращения и исполнения обширных кредитных операций.

Согласно данной версии, банки начинаются на той стадии формирования кредитных отношений, когда без их обширного применения функционирование капиталистических предприятий делается затруднительным. Имелись и многие другие версии.

В России первый банк государственного уровня появился в 1860 году. Александр II указом утвердил Государственный банк, а также его Устав.

В истории Центрального банка выделяют 3 этапа развития:

— имперский (1860 — 1917 гг.);

— советский (1917 — 1990 гг.);

— современный (1990 г. — современное время).

Имперский этап развития банка внес большой вклад в развитие финансовой системы России. Согласно Уставу, Государственный банк был основан ради «оживления торговых оборотов», а также принятия активного участия в создании единой банковской системы страны. Первоначальный его капитал составлял 15 млн. руб., а резервный — 1 млн. руб.

Отличия в определении времени возникновения первых банков позволили О.И. Лаврушину выразить главный в этом случае подход: «Суть вопроса о первых банках даже не столько в определении какой-то исторической даты, приемлемой для различных сторон, сколько в определении того, что же считать банком» [14, c. 28]. Данный подход выявил, что разнообразные группы ученых имели в виду под «банком» не одно и то же, а наиболее или менее отличающиеся его состояния.

Обнаружив, насколько различны были операции, которые проводилась банками древности, О.И. Лаврушин далее отметил, что все эти операции свидетельствуют о функционировании банков.

Наличие кредитора и заемщика далеко еще не означало зарождения банка, а только его предпосылку. Следовательно, банк — это такая ступень формирования кредитного дела, при которой кредитные, денежные и расчетные операции в их совокупности направляются в единственном центре.

Немаловажно отметить также, что на всей протяжении истории становления банков поменялось отношение к ним со стороны властей. Попытки регулирования деятельности банков предпринимались уже у самых истоков банковского дела. Другими словами, денежные отношения уже тогда были государственной заботой.

В Древнем Риме имелись первичные нормы и банковского и кредитного права.

В Древнем Вавилоне государство стало юридически регулировать личные кредитные отношения и формулировать заинтересованности владельцев денег – ростовщиков.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, общие причины создания банковских институтов характеризуют потребность в ней и возможности потенциала развития.

 

1.2 Построение банковских институтов в Российском государстве XVIII — XX веках

 

История банковских институтов на протяжении полутора веков обнаруживает общую закономерность – на каждом из этапов развития страны, в различных общественных системах они являются неотъемлемой частью экономической жизни и инструментом государственного регулирования экономической деятельности. Поэтому неслучайно ключевые моменты его истории всегда совпадали с судьбоносными вехами в истории Российского государства.

Банковская система РФ начала основываться гораздо позднее, чем в странах Запада, и развитии проходила несколько этапов. Необходимо выделять пять основных этапов представлено в таблице 1.

Этапы банковских институтов

С началом первого связан процесс формирования банковской системы в целом. Создание в 1733 году государственного ссудного банка, связано с этапом становления системы. Следует отметить, что до этого в 1665 году в стране была принята попытка открытия коммерческого банка, но такие действия не одобрялись правительством.

В 1754 году было сформировано два банка  –Государственный заемный банк для дворянства, призванные предоставлять краткосрочные кредиты под залог недвижимости для дворянского сословия и Банк при Санкт-Петербургском порте коммерции и купечества, для предоставления под залог товаров, драгоценных металлов и гарантии городских магистратов кредиты купцам.

Несмотря на всю успешность деятельности данные банки быстро прекратили осуществлять свою деятельность, поскольку столкнулись с невозвратом денежных сумм. Такая участь застала многие другие торговые коммерческие банки Петербурга и Астрахани, созданные в 1764 для поощрения внешней торговли.

В дальнейшем в 1722 году появились специальные кредитные организации, принимающие денежные вклады и выдающие специальные ссуды под залог, такие кассы назывались Сохранными, которые выдавались под залог драгоценных металлов – Ссудные.

В 1755 году появились Приказы общественного призрения, формирующие капитал посредством вкладов и выдачи краткосрочных заемных средств под залог недвижимости.

В 1786 году на базе Петербургского и Московского земельных банков был утвержден Государственный земельный банк, формируются институты ипотечного кредитования. В 1797 году был создан Вспомогательный банк для дворянства.  Отличием данного банка заключалась в выдаче долгосрочных ипотечных ссуд билетами банка с принудительным курсом. Они были обязательны к приему, частными лицами и казначейством по принудительной стоимости.

Государственный коммерческий банк созданный в 1817 году  работал с вкладами населения, а также реализовывал бесплатные переводы. Помимо активных операций данного банка выдавались ссуды и учет элементарных и переводных векселей.

В ХIХ веке 50- е гг. были приняты попытки увеличить число банков. В 1859 году были приняты постановления, которые стали основой для развития всей банковской системы. Реформа 1861 года подразумевала ликвидацию государственных кредитных учреждений и формирование коммерческих банков.

В качестве основания для реализации реформы стало упразднение в 1860 году Заемного банка.

Также был учрежден Государственный банк России на базе коммерческого банка.

Совместно с создание Государственного банка возник процесс организаций частных краткосрочных и долгосрочных кредитных организаций.

В начале 1880 года в стране было открыто 44 акционерных банка, которые имели 49 филиалов, 83 обществ взаимного кредитования, 729 ссудно-сберегательных товариществ, 32 коммерческих банка,  232 общественных банка.

Также появились банкирские конторы и торговые дома, меняльные лавки, которые реализовывали банковские операции и привлекали средства клиентов.

Развитие банковской системе прекратилось во время первой мировой войны. В 1914 году было почти 600 кредитных организаций и около 1800 отделений банков, которые имели государственную, частную и общественную собственность.

К общественным м частным банкам входило 50 акционерных коммерческих банков, 300 крупных кредитных сообществ и городских общественных банков , общест­ва взаимного поземельного кредита (1866 г.), 80 обществ взаимного краткосрочного кредита, 15450 ссудо-сберегательных товариществ, 16000 кредитных товариществ, сельские, волостные и станичные банки и кассы, 11 кредитных союзов, объединявших 558 товариществ и 4724 общественных крестьянских учреждений мелкого кредита. Более большими банками признаны Петербургский международный банк, образованный в 1869 году, Русский банк для внешней торговли образованный в 1871 году, Петербургский учетный и ссудный банкобразованный в 1869 году, Петербургский частный коммерческий банк,  который образовался в1864 году, Азовско-Донской коммерческий банк образовался в 1890 году, Волжско-Камский банк образовался в 1870 году.

Начался закат российской банковской системы, а в 1917 г. — полная ее реорганизация.

В 1917 г. была произведена, декларированная монополия на банковское дело, итогом чего стало национализация частных коммерческих банков и других кредитных учреждений и их объединение с Государственным банком, который переименовали в Народный Банк РСФСР и передали в ведение Наркомфина. В 1918 г. запретили деятельность иностранных банков. Развитие политики «военного коммунизма» повергло к нужде централизованного бюджетного финансирования, а это уже повлекло за собой аннулирование Народного банка и передачи его функций. Наркомфину. Тем не менее, абсолютного заката банковской системы не следовало, потому что переход к НЭПу в 1921 году вызвал восстановления. И был снова основан Государственный банк РСФСР, а в 1922 году — банки потребительской кооперации и Промбанк. В 1922-1924 гг. начался еще ряд банков и кредитных учреждений, и банковская система вновь стала многозвенной [7, c .16].

Внешторгбанк как акционерное общество в 1924 г. был образован. Его акционерами были и государство, и кооперативные и общественные организации. В нашей стране уже были  и Государственный банк,  и Промбанк, и Торгбанк который обслуживал торговлю и Сельхозбанк который кредито­вал сельское хозяйство. Возникновение данных звеньев кредитной системы было определено формированием мелкотоварного производства, которое нуждалось в кредитовании. Вследствие этого система кооперативного кредитования обслужила все виды кооперации, и естественно и крестьян, и ремесленников. В то же время общества взаимного кредита стали паевыми объединениями ремесленников и частных предпринимателей, принимавшие вклады и предоставлявшие ссуды под контролем Наркомфина [10, c. 12]. Назначение у банков не обозначало их грубой специализации. Банки стремились привлекать клиентов из разнообразных сфер народного хозяй­ства, это уменьшало их риск и придало устойчивость.

Кредитная реформа, которая была в 1930-1932 году, положила началу новейшему этапу в формировании банковской системы. Суть ее была, заметь коммерческое и косвенное банковское кредитование открытым банковским кредитованием. Банковскую систему перестроили по функциональному признаку, был выделен общегосударственный банк краткосрочного кредита и создана система специализированных банков для обслуживания капитальных вложений. В 1959 году была реорганизована система долгосрочных банков это — Сельхозбанк и Цекомбанк, которые были упразднены, а их функции переданы Госбанку. К Промбанку и Торгбанку прикреплен Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений,  назвавшийся Стройбанком.

В политике страны происходили изменения, переход к рыночным отношениям приводил к изменениям и в банковской системе.

В 1987 году произошел Пленум ЦК КПСС, который принял решение о совершенствовании. Так, вместе с Государственным банком были созданы следующие банки:

— Промстройбанк, который стал заниматься кредитованием в сфере промышленности, строительства, транспорта и связи;

— Агропромбанк, кредитовавший агропромышленный сектор экономики;

— Жилсоцбанк, кредитовавший жилищное хозяйство и социальную отрасль;

— Сбербанк, которые обслуживал население страны;

— Внешэкономбанк, обслуживающие внешнеэкономическую деятельность.

Стоит отметить, что новая банковская система сформировалась довольно сложно. В начале 1992 году функционировало 1414 коммерческих банков, при этом 767 из них были преобразованы из специализированных банков, 646 банка были образованы.

В 1994 году банковская сфера почти сформировалась. В стране действовало 2019 коммерческих и кооперативных банков, которые имели 4539 филиалов и 414 кредитных учреждения. Особенность этого периода времена заключалась  в создании первых ипотечных банков, которые предоставляли недвижимость под залог. Среди таких банков можно назвать открытие Московского ипотечного акционерного банка, Стандартбанк. Санкт-Петербургский ипотечный банк.

В последующие года не проходило существенных изменений в банковской системе. Динамика роста банков составила в 10,2 %.

Постепенно улучшаясь, банковская система РФ все в большей степени принимается делаться развитой системой, по всем проводимым операциям. В наше время расширяется сеть филиалов, представительств и внутри страны, и за рубежом, увеличивается сеть небанковских кредитных учреждений.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, история банковских институтов на протяжении полутора веков обнаруживает общую закономерность – на каждом из этапов развития страны, поэтому неслучайно ключевые моменты его истории всегда совпадали с судьбоносными вехами в истории Российского государства.

2. Роль Банка России в организации банковской системы РФ

 

2.1 Основные функции Центрального банка РФ

 

В связи с преобразованием Банка России в мегарегулятор финансового рынка страны цели его деятельности, функции и полномочия претерпели существенные изменения. Отметим основные изменения.

Во-первых, Банк России, став мегарегулятором финансового рынка страны, хотя и сохранил все свои прежние функции и полномочия, но при этом в формулировку некоторых из них были внесены изменения и дополнения, уточняющие и расширяющие содержание этих функций и полномочий.

Во-вторых, Банк России унаследовал все основные полномочия упраздненной Федеральной службы по финансовым рынкам России, в связи с чем его полномочия качественно расширились.

В-третьих, Банк России в новом качестве получил функции, которых не было ни у ФСФР России, ни у Банка России.

Если цели деятельности Банка России до передачи ему полномочий ФСФР России ограничивались защитой и обеспечением устойчивости рубля, развитием и укреплением банковской системы Российской Федерации, обеспечением стабильности и развития национальной платежной системы, то после получения полномочий ФСФР России к целям его деятельности добавились развитие финансового рынка Российской Федерации и обеспечение его стабильности [1].

Соответственно расширились функции, выполняемые Банком России. В новом качестве он стал во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывать и проводить политику развития и обеспечения стабильности функционирования еще и финансового рынка [1]. В связи с этим Закон N 251-ФЗ вменил в обязанность Банку России публиковать не менее двух раз в год обзор финансовой стабильности экономики страны, осуществлять мониторинг состояния финансового рынка Российской Федерации на предмет выявления ситуаций, угрожающих финансовой стабильности Российской Федерации, и разрабатывать меры, направленные на снижение этих угроз, а также один раз в три года представлять в Государственную Думу проект основных направлений развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации [1].

Далее, Банк России стал принимать решения о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов; осуществлять регулирование, контроль и надзор за деятельностью НФО в соответствии с федеральными законами, т.е. принимать решения, входившие в компетенцию ФСФР России: проводить проверку деятельности НФО, направлять им обязательные для исполнения предписания, а также применять к НФО предусмотренные федеральными законами меры. В соответствии со ст. 76.6 Закона о Банке России он стал устанавливать для НФО сроки и порядок составления и представления отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами. Став мегарегулятором финансового рынка, Банк России начал вести базы данных о НФО, их должностных лицах и иных лицах, в отношении которых он получает персональные данные в рамках возложенных на него функций. В прежнем своем качестве Банк России выполнял аналогичные функции лишь в отношении банков и небанковских кредитных организаций [1].

Помимо этого, Центробанк начал реализовывать регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг и сведений о результатах их выпуска. Как известно, соответствующими возможностями Банк России обладал и ранее, однако только применительно к ценным бумагам кредитных учреждений, а сейчас его полномочия распространилась на ценные документы абсолютно всех эмитентов. Более того, в новом свойстве Центробанк начал реализовывать надзор и контроль за соблюдением эмитентами условий законодательства Русской Федерации о акционерных обществах и ценных бумагах, а кроме того совершать регулирование, надзор и контроль в области коллективных взаимоотношений в акционерных обществах.

Расширились функции Банка России, имеющие отношение к установлению правил бухгалтерского учета и отчетности. В частности, в случае если ранее в функции ЦБ РФ входило формирование правил бухгалтерского учета и отчетности только для банковской системы Российской федерации, в новом свойстве в его прямые обязанности вошло установление отраслевых стандартов бухгалтерского учета, плана счетов бухгалтерского учета и режима его использования не только для кредитных учреждений, но и для НФО.

Далее, Банк России начал осуществлять следующие функции:

  • официальный статистический учет прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • формирование статистической методологии прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж;
  • анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации и публикация соответствующих материалов и статистических данных;
  • контроль над соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;
  • защита прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению [1].

Раньше Банк России консультировал Министерство финансов РФ по вопросам выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации и погашения государственного долга Российской Федерации лишь с учетом их воздействия на состояние банковской системы Российской Федерации и денежно-кредитной политики. Теперь же Банк России при этом должен учитывать также воздействие названных факторов на состояние всего финансового рынка страны. Также если раньше годовой отчет Банка России включал в том числе анализ состояния банковской системы Российской Федерации, то теперь он должен включать анализ состояния финансового рынка Российской Федерации в целом и национальной платежной системы [1].

К числу значимых изменений, привнесенных в Закон о Банке России в связи с преобразованием Банка России в мегарегулятор финансового рынка, необходимо причислить положение, сформулированное в ст. 34.1 данного Закона, в соответствии с которым главной целью денежно-кредитной политики признается охрана и обеспечение стабильности рубля посредством поддержки ценовой стабильности, в том числе с целью формирования условий сбалансированного экономического роста. Данное обозначает, что защита и обеспечение устойчивости рубля с помощью ценовой политики в первый раз провозглашаются главной целью денежно-кредитной политики Банка России и средством для создания условий сбалансированного и стойкого финансового роста. На наш взгляд, проблеме об ответственности Банка России за экономическое развитие государства в целом ранее уделялось меньшее внимание.

В соответствии со ст. 9 Закона о Банке России, став мегарегулятором финансового рынка, Центробанк не только оставил себе возможность принимать участие в капиталах и деятельности интернациональных организаций, которые занимаются развитием партнерства в денежно-кредитной, валютной, банковской областях, в том числе среди центральных банков зарубежных стран, однако и приобрел возможность принимать участие в капиталах и деятельности международных учреждений, которые занимаются развитием сотрудничества в других областях финансового рынка, а кроме того принимать участие в работе союзов, не обладающих статусом организаций.

Следует отметить, что все изменения, внесенные в Закон о Банке России и в ряд других законодательных актов Российской Федерации Законом N 251-ФЗ, не затронули особый конституционный статус Банка России, закрепленный в ст. 75 Конституции Российской Федерации, сохранив за ним право осуществлять свою основную функцию — защиту и обеспечение устойчивости рубля независимо от других органов государственной власти, что в условиях нарастающей финансово-экономической нестабильности имеет большое практическое значение.

Для достижения целей деятельности и выполнения своих функций Банк России, как и прежде, имеет право издавать по вопросам, отнесенным федеральным законодательством к его компетенции, нормативные акты в форме указаний, положений и инструкций, которые обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Однако в новом качестве Банк России имеет право принимать нормативные акты по значительно большему числу вопросов, в том числе связанных с деятельностью НФО.

В связи с новыми целями деятельности и функциями Банка России произошло расширение его компетенций, что привело к соответствующим изменениям в организационной структуре и органах управления Банка России, которые выразились в следующем.

  1. Коллегиальный орган Банка России — Национальный банковский совет — стал именоваться Национальным финансовым советом.
  2. Председатель Банка России, во-первых, стал назначаться на должность не на четыре года (как раньше), а на пять лет; во-вторых, был расширен перечень оснований, по которым он может быть освобожден от должности.
  3. Изменилась численность Совета директоров Банка России. Согласно ст. 15 Закона о Банке России (в ред. Закона N 251-ФЗ) в состав Совета директоров входят, помимо Председателя Банка России, еще 14 (а не 12, как раньше) членов Совета директоров [1].

Члены Совета директоров по-прежнему назначаются на должность Государственной Думой, но сроком не на четыре года (как раньше), а на пять лет.

Свои решения Совет директоров принимает большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Совета директоров, но при кворуме в восемь, а не семь (как раньше) человек.

Статья 17 Закона о Банке России подтвердила правило, согласно которому Совет директоров должен заседать не реже одного раза в месяц, а его заседания назначаются Председателем Банка России либо лицом, его замещающим, или по требованию не менее четырех членов Совета директоров (а не трех, как раньше) [1].

Создан новый постоянно действующий орган – Комитет финансового надзора, который объединяет руководителей структурных подразделений Банка России. Этот орган обеспечивает выполнение регулирующих, контрольных и надзорных функций в сфере финансовых рынков.

Положение о Комитете финансового надзора и его структура утверждаются Советом директоров Банка России, а его руководителя назначает на должность Председатель Банка России из числа членов Совета директоров Банка России.

 

2.2 Органы управления Центрального банка РФ

 

Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления (рис. 1).


Рис. 1. Структура Банка России

Высший орган управления Банка России – Совет директоров, чей состав, полномочия, порядок формирования и основные функции определяет Закон о Банке России.

Совет директоров – это коллегиальный орган. Он занимается общим руководством и управлением ЦБ. В его состав, помимо Председателя Банка России, входят еще 14 членов, которые по представлению Председателя ЦБ

РФ (при согласовании с Президентом РФ) на 5 лет назначаются на должность Государственной Думой РФ. Освобождаются от должности они либо по истечению пятилетнего срока, либо до его окончания также Госдумой по представлению Председателя Банка России.

На заседаниях Совета директоров при председательстве Председателя Банка России или лица, его замещающего решения принимаются большинством голосов от числа присутствующих, при этом устанавливается кворум в восемь человек. Право решающего голоса – у Председателя Банка России.

Функции Совета директоров:

  • разработка и обеспечение выполнения во взаимодействии с Правительством РФ основных направлений денежно-кредитной политики государства;
  • утверждение годового финансового отчета Банка России;
  • рассмотрение и утверждение сметы расходов Банка России;
  • определение структуры Банка России;
  • установление и определение формы и размеры оплаты труда служащих Банка России;
  • принятие решений по следующим вопросам: создание и ликвидация учреждений и организаций ЦБ РФ, установление обязательных нормативов для кредитных организаций, величины резервных требований, изменение процентных ставок и т.д.

Национальный финансовый совет (НФС) создан при Банке России в целях совершенствования денежно-кредитной системы РФ. В отличие от Совета директоров это консультативный орган, и состоит он из представителей Президента РФ, Правительства РФ и палат Федерального собрания РФ. Председателем НФС является Председатель ЦБ РФ.

Функции НФС: рассмотрение годового отчет Банка России, рассмотрение концепции совершенствования банковской системы РФ, проектов основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, решение вопросов, связанных с участием Банка России в капиталах кредитных организаций и т.д.

Что касается Председателя Центробанка, то он назначается на должность сроком на пять лет Государственной Думой РФ по представлению Президента РФ. Нужно отметить, что одно и то же лицо не может занимать эту должность более трех сроков подряд.

Председатель ЦБ РФ обладает полномочиями действовать от имени Центрального Банка РФ, представлять его интересы без доверенности, председательствовать на заседаниях Совета директоров. Также он имеет право подписывать нормативные акты ЦБ РФ и иные документы, назначает на должность и освобождает от должности своих заместителей и распределяет между ними обязанности, подписывает приказы и дает указания, обязательные для всех служащих Банка России. При этом Председатель ЦБ РФ несет всю полноту ответственности за деятельность банка и обеспечивает реализацию его функций в соответствии с законодательством.

Таким образом, Центральный банк РФ является органом государственной власти. Он образован в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России), наделен государственно-властными полномочиями, обладает строго определенной в законе компетенцией, которая предоставлена ему с целью осуществления функций государства, обладает организационной и хозяйственной обособленностью, располагает материальными и финансовыми средствами для реализации предоставленных полномочий, его служащие являются государственными служащими.

Обладая конституционной независимостью, Банк России является неотъемлемой частью единой системы государственной власти, но не относится к органам исполнительной, законодательной и судебной власти, а значит, его можно считать самостоятельным звеном единой системы государственной власти со своей системой управляющих органов и совокупностью иерархично взаимодействующих подразделений.

 

2.3 Центральный банк РФ как орган регулирования и надзора за банковской системой России

 

Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» определяет Банк России в качестве органа банковского регулирования надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов [4].

Законодательно определенные регулирующие и надзорные функции Банка России осуществляются через Комитет банковского надзора — постоянно действующий орган, который в свою очередь объединяет структурные подразделения Банка России, обеспечивающие различные направления его надзорной деятельности.

В зарубежных государствах выделяют две самостоятельные формы банковского надзора – дистанционный и контактный. В Российской Федерации эти две формы также присутствуют и осуществляются во взаимосвязи.

Дистанционный надзор – наблюдение за деятельностью поднадзорных субъектов (в данном случае, это кредитные организации), основывающееся на предоставленных банковских и бухгалтерских документах.

Проверки, проводимые представителями контролирующего органа (Банка России) непосредственно в кредитных организациях – это форма контактного надзора.

Банковский надзор в Российской Федерации – это наблюдение Банка России (дистанционное и контактное) за исполнением и соблюдением конкретными кредитными организациями законодательства, регулирующего банковскую деятельность, установленных им нормативных актов, в том числе финансовых нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности.

Что касается устанавливаемых ЦБ РФ обязательных финансовых нормативов, то они преследуют цель обеспечения устойчивости кредитных организаций. Так, Банк России устанавливает:

  • предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала;
  • максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;
  • максимальный размер крупных кредитных рисков;
  • нормативы ликвидности кредитной организации;
  • нормативы достаточности собственных средств (капитала);
  • размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;
  • минимальный размер резервов, создаваемых под риски;
  • нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц;
  • максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией своим участникам (акционерам) [18].

Банк России при осуществлении им контрольных и надзорных функций уполномочен принимать решение о государственной регистрации кредитных организаций, а также вести Книгу государственной регистрации кредитных организаций (Положение ЦБР от 25 октября 2005 г. N 277-П), выдавать кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливать действие указанных лицензий и отзывать их. Вопросы государственной регистрации и лицензирования Банком России кредитных организаций регулируются инструкцией ЦБР от 2 апреля 2010 г. N 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций», а также отдельными положениями Федерального закона № 395-I «О банках и банковской деятельности» и Федерального закона от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Решение о государственной регистрации кредитной организации принимается Банком России. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации кредитных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании решения Банка России о соответствующей государственной регистрации [16].

Кредитная организация, в свою очередь, обязана информировать Банк России об изменении таких сведений, как наименование, организационно-правовая форма, адрес, сведения об учредителях и т. д., за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений.

После окончания процедуры государственной регистрации кредитной организации выдается лицензия на осуществление банковских операций. И с момента получения такой лицензии кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции.

Законодательством, а именно ст.16 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», предусмотрены основания, по которым ЦБ РФ вправе отказать коммерческому банку в регистрации и выдаче лицензии. Это, в частности, несоответствие кандидатов, предлагаемых на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера и его заместителей квалификационным требованиям, неудовлетворительное финансовое положение учредителей кредитной организации, несоответствие документов, поданных в Банк России для государственной регистрации кредитной организации.

Для осуществления своих функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России вправе проводить проверки кредитных организаций и их филиалов, направлять им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применять по отношению к нарушителям санкции.

Проверки проводятся уполномоченными на это представителями Банка России, порядок их проведения устанавливается Советом директоров или по его поручению привлекаемыми аудиторскими организациями.

Основы инспектирования кредитных организаций заложены в Федеральном законе «О Центральном банке Российской федерации (Банке России)», Инструкции № 108-И «Об организации инспекционной деятельности Центрального банка», Инструкции ЦБР от 25 августа 2003 г. N 105-И.

При осуществлении функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России не вправе проводить более одной проверки кредитной организации (ее филиала) по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации (ее филиала).

Проверка должна происходить 1 раз в год [10].

Различают следующие виды проверок: плановая, внеплановая, тематическая и комплексная.

Внеплановые проверки осуществляются по указанию председателя Банка России или его заместителей, курирующих подразделения, руководителя территориального учреждения Банка России. Как внеплановые, так и плановые проверки всегда могут быть инициированы многими руководителями структурных подразделений, которые в свою очередь от подчиненных им подразделений и специалистов получают соответствующую информацию о финансовом и правовом состоянии банка. Поэтому на практике круг инициаторов банковских проверок весьма широк. Это могут быть, например, жалоба клиента иди запрос контролирующего органа.

Комплексные проверки кредитных организаций и их филиалов должны предусматривать проверку:

  • достоверности отчетов, представленных Банку России;
  • соответствия выполняемых операций банковскому законодательству и нормативным актам Банка России;
  • соблюдения данной кредитной организацией обязательных экономических нормативов, установленных Банком России в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [1].

В случае, если кредитная организация предусматривает широкую сеть филиалов, проверка носит консолидированный характер и проводится одновременно и в кредитной организации и в ее филиалах.

Проверки по отдельным направлениям деятельности называется тематической.

Все выявленные в результате проведения проверки нарушения и недостатки отражаются в акте проверки, который предоставляется для ознакомления руководству проверяемых субъектов.

По результатам проверки Банк России направляет обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений и применяет санкции по отношению к нарушителям [12].

Специально созданные подразделения банковского контроля и надзора осуществляют последующий надзор за исполнением предписаний и данных рекомендаций. Предусмотрена возможность проведения повторной проверки.

В случае если выявленные нарушения не устранены, Банком России могут быть применены следующие виды санкций:

  • Взыскание штрафа с кредитной организации в размере до 1 процента размера оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента минимального размера уставного капитала.
  • Осуществление мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменение структуры ее активов.
  • Замена руководителей кредитной организации.
  • Назначение временной администрации. Целью такого мероприятия является восстановление или сохранение платежеспособности банка и создание управленческого механизма, способного обеспечить устранение существующих нарушений и осуществление мер по финансовому оздоровлению банка, что призвано защитить интересы его кредиторов, вкладчиков и акционеров.
  • Осуществление реорганизации кредитной организации.
  • Отзыв лицензии на осуществление банковских операций. В таких случаях коммерческий банк прекращает свою деятельность, в том числе и путем слияния с другим банком или реорганизации в филиал более крупного банка.

Необходимо отметить, что если с момента совершения правонарушения истекло 5 лет, Банк России не может привлечь кредитную организацию к ответственности.

Также установлен шестимесячный срок с момента составления акта об обнаружении нарушений, во время которого Банк России может обратиться в суд с иском о взыскании с кредитной организации штрафов или иных санкций, установленных федеральными законами.

Таким образом, Банк России является органом регулирования в национальной платежной системе. В качестве ее центрального звена он осуществляет управление национальной платежной системой и ее целенаправленное регулирование.

 

3. Перспективы совершенствования и развития банковской системы РФ

 

В 2020 году Правительство РФ и Банк России совместно разработали «Стратегию развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2023 года». Этот документ определил стратегические ориентиры для дальнейшего развития банковского сектора и наметил необходимые мероприятия для решения существующих проблем в данной отрасли.

За прошедшие годы общими усилиями, как органов государственной (в первую очередь исполнительной) власти, так и субъектов исключительно банковской сферы были в большей мере достигнуты намеченные цели, прежде всего, касавшиеся модернизации банковской системы, совершенствования как качества услуг, обусловленных ведением банковского бизнеса, так и расширения состава банковских продуктов и операций.

Был принят ряд важных законов – в сфере развития финансовых рынков, валютного регулирования, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, защиты интересов вкладчиков; были укреплены правовые основы банковского регулирования и надзора в отношении, прежде всего, кредитных организаций; повысилась функциональная роль банковского сектора в экономике. На начало 2020 г. соотношение активов банковского сектора с ВВП оценивается в 70% (в начале 2017 г. — 42%), капитала — 8,1% (против 6,0%), кредитов, предоставленных нефинансовым предприятиям и организациям, — 21,0% (против 18,6%) [8].

Вместе с тем, по сравнению с экономически развитыми странами в России банковская система представляется относительно небольшой и не играет той значимой роли в экономическом развитии, характерной для стран с развитой рыночной экономикой. Для преодоления этого и повышения функциональной роли банковской системы необходимо решить ряд проблем как экономического, так и правового характера, устранить факторы, которые могут так или иначе препятствовать развитию банковской системы. К таким, в частности, относятся слабое корпоративное управление и отсутствие эффективного бизнес-планирования, направленность отдельных кредитных учреждений на предоставление сомнительных услуг и/или ведение недобросовестной коммерческой политики, фиктивный характер доли денежных средств отдельных банков и т. п.

Построить эффективную банковскую систему – это задача любого государства. Только оно обладает возможностью осуществить реструктуризацию банковской системы, и особенно видна необходимость в этом в нынешних условиях преобладания (практически монополизации) в кредитной сфере государственных банков и кредитных организаций экспортных финансово-промышленных групп. И представляется, что начинать реорганизацию надо, прежде всего с ее высшего уровня — Центрального банка [13].

Безусловно, необходимо создание более четкой и эффективной системы сдержек и противовесов в отношениях между ветвями государственной власти и так называемой денежной (банковской) властью для решения некоторых противоречивых вопросов. Ведь с одной стороны, если лишить Банк России независимости в вопросах формирования и проведения государственной денежно-кредитной политики, то Правительство сможет преодолевать дефицит бюджета эмиссией денежных знаков, что никак не может хорошо сказаться на общем состоянии экономики в стране.

С другой стороны, если Центробанк не будет ответственен за складывающееся позитивное или негативное воздействие результатов проведения денежно-кредитной политики на развитие экономики, то такая политика может считаться формальностью. Именно Банк России путем грамотного и последовательного «строительства» банковской системы в стране может сформировать устойчивый к внешним проявлениям банковский сектор. Однако в случае если Центробанк не станет нести ответственность за влияние данного сектора на развитие экономики государства, банковская система будет чрезмерно зарегулированной, невыгодной и вследствие того безразличной инвестору.

Что касается второго уровня банковской системы – кредитных организаций. При их разделении на банковские и небанковские, универсальные и специализированные, крупные, средние и мелкие; централизованные или с широкой филиальной сетью и т.п. абсолютно все они должны обладать равными возможностями для осуществления банковской деятельности и ведения банковского бизнеса. И у всех коммерческих банков должны быть абсолютно одинаковые взаимоотношения с регулирующими органами — Банком России и Правительством РФ [20].

Одной из главных проблем российского банковского сектора считается наличие государственных коммерческих банков, к которым государство никогда не будет относиться так же, как и к остальным, здесь можно говорить о прямом конфликте интересов. Это, безусловно, мешает формированию эффективной коммерческой банковской системы. (налицо конфликт интересов).  При этом независимо от того, в чьей собственности эти банки находятся (ЦБ РФ или Правительство), они всегда будут и никакого значения не имеет, в чьей именно собственности — Банка России или Правительства — эти банки будут находиться. И в том, и в другом случае они будут пользоваться гарантиями государства, снабжаться его бесплатными ресурсами, располагать массой других предпочтений.

Безусловно, государство имеет право (а может даже обязано) обладать собственными специализированными кредитными организациями, прежде всего, для целей реализации проектов финансирования приоритетных сфер экономики. Но никоим образом эти кредитные организации не должны подменять универсальные коммерческие банки и самостоятельно заниматься приносящей прибыль деятельностью. В этом случае создается ситуация конкуренции государства и коммерческой банковской системой, что, конечно же, ограничивает свободное ее развитие.

В этой связи отдельно можно сказать о Сберегательном банке РФ. Создается достаточно двойственная ситуация. С, одной стороны, в настоящее время Сбербанк как единственный реальный механизм обеспечения сохранности вкладов населения олицетворяет стабильность денежно-финансовой системы страны. Но, с другой стороны, это – государственный супер-монополист. Он оказывает крайне негативное воздействие на весь банковский сектор, лишая возможности с ним конкурировать и тем самым развиваться. Причем это находиться в непосредственной зависимости: улучшение позиций Сбербанка ведет к усилению негативных тенденций в коммерческой части банковской системы и, напротив, усовершенствование условий деятельности коммерческих банков подрывает позиции Сбербанка.

Нам представляется, что основная причина этого – преобразование Сбербанка из национальной сберегательной кредитной организации в обыкновенный коммерческий банк, считающий получение выгоды основной целью собственной работы. Вследствие этого, притягивая немалые средства за счет государственных преференций (уставный капитал из средств Банка России, бюджетные средства на счетах государственных предприятий и учреждений и, в конечном результате, сбережения народонаселения под гарантии государства), Сберегательный банк начал осуществлять собственную меркантильную политику.

Следует трансформировать Сберегательный банк в специальную национальную кредитно-сберегательную систему по комплексному обслуживанию физических лиц и индивидуальных предпринимателей. Сберегательный банк должен стать институциональным инвестором в области сбережений населения и не сдерживать, а субсидировать коммерческие банки [19].

Монополизация банковской отрасли достигла в настоящее время критической черты – 20 крупнейших банков (в основном государственных и олигархических), образующих ничтожную долю всех кредитных организаций, обладают 2/3 активов всей банковской системы.

В данных обстоятельствах о какой-либо конкурентной борьбе в банковской системе говорить никак не приходится. Вся банковская «конкуренция» – это соперничество за бюджетные ресурсы, за уполномоченность государственных органов и компаний. Печально, что само государство активно препятствует формированию нормальной банковской конкуренции, пуская в те или иные секторы банковских услуг только лишь крупнейшие (по сути монопольные) кредитные организации, вводя при выборе уполномоченных банков ограничения по размеру.

Помимо этого, в последние годы появилась и формируется негативная склонность накопления излишних денег в крупнейших банках и недостатка остатков на корреспондентских счетах других кредитных учреждений. В настоящий период избыточные ресурсы крупнейших банков практически сравнялись с суммой остатков на корреспондентских счетах всех кредитных организаций. Данное – подтверждение серьезной структурной болезни банковской системы, отсутствия в ней механизма межотраслевого, межбанковского перелива денежных средств.

Следует, кроме того, обозначить, что, несмотря на более жесткую по сравнению с иными видами финансовой деятельности регламентацию, кредитные организации по неясным причинам урезаны в осуществлении деятельности на ряде сегментов денежного и фондового рынков (руководство активами, размещение пенсионных и страховых фондов, операции с недвижимостью и т.п.). Помимо этого, прослеживается многочисленная псевдобанковская деятельность, когда фирмы, не имеющие соответствующих лицензий, активно ведут кредитно-депозитную работу и занимаются иными финансовыми операциями — зачастую теми, которые банки осуществлять не могут именно в силу регулирования их деятельности. Нелепость такой ситуации очевидна.

Таким образом, обобщая, можно говорить, что кризисы в банковской системе России обладают теми же признаками, что и в развитых государствах. Происходит затормаживание экономики, что приводит к снижению качества активов, а в результате образуется недостаток ликвидности, в том числе у крупных банков.

При этом кризису в Российской Федерации присущи индивидуальные характеристики. В частности, нынешний кризис спровоцирован геополитической обстановкой и падением стоимости на топливные ресурсы. Финансовые власти государства фактически лишены возможностей существенно сглаживать денежно-кредитную политику (то, что должно было бы повлечь за собою экономический рост), так как это приведет к значительной инфляции, а впоследствии, и обесцениванию национальной валюты. Кроме того, стоит упомянуть о значительной степени неплатежеспособности в реальном секторе экономики и стремительном оттоке денежных средств из страны – 151,5 миллиардов долл. за 2019 год.

Таким образом, с целью сбалансированного развития банковской системы и увеличения уровня стабильности системы в целом следует осуществлять кредитование реального сектора экономики наиболее обдуманно, принимая во внимание неблагоприятные варианты, как для банковской системы, так и для всей экономики, при этом, не забывая, что от уровня кредитования реального сектора экономики напрямую зависит экономический рост страны.

 

Заключение

 

Итак, национальная банковская система прошла несколько этапов развития. Наибольшую значимость и актуальность для изучения представляет собой современный этап в связи с влиянием на банковский сектор страны глобальной финансовой нестабильности. Высокий уровень организации структуры кредитной организации, развитость кредитных отношений, уровень профессиональной подготовки банковских служащих, качество отношений с потребителями услуг — это основа эффективного функционирования любой банковской системы. В случае национального банковского сектора можно сделать вывод, что данная основа далека от совершенства.

В развитых странах культура ведения банковского дела формировалась столетиями. В случае России – банковский сектор слишком молод, чтобы его можно было сравнивать с мировыми эталонами. На сегодняшний день отмечается высокая концентрация банков в Центральном федеральном округе Российской федерации – 59,2% по состоянию на 01.01.2020 г.

Топ-10 кредитных организаций аккумулируют 66% совокупных активов банковского сектора. Кроме того, нужно отметить высокую долю участия государства в национальном банковском секторе – по итогам 2019 года 58% совокупных активов кредитных организаций приходятся на госбанки. Это говорит о монополизации бизнеса.

На сегодняшний день Центральный Банк РФ является мощнейшим центром кредитной системы нашей страны. Функционирует на основе принципа независимости, не входит в структуру федеральных органов государственной власти, но сотрудничает с ними Центральный банк РФ — особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии.

Центральный Банк на территории РФ должен строить свою деятельность на основе основных нормативно-правовых актов.

Центробанк России работает совместно с органами государственной власти, а также местного самоуправления. Обязательно участвует и разрабатывает экономическую политику Правительства РФ. Председатель Банка России или по его имени один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства РФ.

Обобщая можно сказать, что кризисы в банковской системе России имеют те же симптомы, что и в развитых странах. Происходит замедление экономики, что приводит к снижению качества активов, а в следствие образуется недостаток ликвидности, в том числе у крупных банков. При этом кризису в России присущи индивидуальные характеристики.

В частности, современный кризис спровоцирован геополитической ситуацией и падением цен на топливные ресурсы. Финансовые власти страны практически лишены возможностей существенно смягчать денежно-кредитную политику (что должно было бы повлечь за собой экономический рост), так как это приведет к высокой инфляции, а в последствие, и девальвации национальной валюты. Также стоит упомянуть о высоком уровне неплатежеспособности в реальном секторе экономики и стремительном оттоке капитала из страны – 151,5 млрд. долл. за 2019 год.

Таким образом, для сбалансированного развития банковской системы и повышения уровня устойчивости системы в целом необходимо вести кредитование реального сектора экономики более взвешенно, учитывая негативные варианты, как для банковской системы, так и для всей экономики, при этом не забывая, что от уровня кредитования реального сектора экономики напрямую зависит экономический рост страны.

Резюмируя вышесказанное стоит отметить,  что ЦБ РФ выступает в качестве самого мощного в стране центра кредитной политики. Его роль в современных рыночных   условиях особо возрастает.  Деятельность ЦБ РФ приобретёт ключевое значение по ряду причин, во-первых, от деятельности ЦБ РФ напрямую зависит эффективность экономического развития страны, во-вторых, от успешной политики, проводимой ЦБ РФ зависит успешность страны на мировом рынке.

На основании вышеперечисленного можно определить основные особенности правового статуса Банка России: независимость от иных органов государственного управления; ЦБ РФ занимает отдельное место в системе распределения государственных отношений;  ЦБ РФ является независимо организацией и действует на основании норм Конституции РФ.

Список используемых источников

 

  1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6–ФКЗ, от 01.07.2020 N 11–ФКЗ. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 06.04.2019) — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
  3. О банках и банковской деятельности [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 02.12.1990 г. № 395-1 (в ред. от 03.07.2019) — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
  4. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 N 86-ФЗ (последняя редакция) — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
  5. О кредитных историях [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 30.12.2004 г. № 218 (в ред. от 03.07.2018) — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
  6. Андрюшин С.А. Особенности эволюции банковской системы в России [Текст]: / С.А. Андрюшин. М., 2019. – 150 с.
  7. Антонов Н.Г. Денежное обращение. Кредит и банки [Текст]: / учеб. пособ. под ред. Н.Г. Антонова, М.А. Песселя, М., 2018.- 200 с.
  8. Банковское законодательство, под ред. Е.Ф. Жукова. [Текст]: / Вузовский учебник. ТИ-ДАНА, 2019. – 303 с.
  9. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: учебник. 2-е изд.,перераб. и доп. — М., 2018.
  10. Деньги, кредит, банки [Текст]: /Под ред. О, И. Лаврушина.- 2-е изд. перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2018.- 464 с.
  11. Жаровская Е.П. Банковское дело [Текст]: / под ред. Е.П. Жаровской, М.: ОМЕГА, 2010 — 160 с.
  12. Жуков Е.Ф. Банки и банковские операции [Текст]: / учебник под ред. проф. Жукова Е.Ф., М: ЮНИТИ, 2019- 90 с.
  13. Кабушкин С.Н. Классификация и факторы банковского кредитного риска [Текст]: Вестник Ассоциации Банков. 2018. — №29 – с. 21-23;
  14. Лаврушин О.И. Деньги. Кредит. Банки [Текст]: / под ред. О.И. Лаврушина, М.: Финансы и статистика, 2017.-330 с.
  15. Мальцев Г.Н. Финансы: «Проблемы управления и прогнозирования» [Текст]: Г.Н.Мальцев, И.Г. Мальцева / М.: Дело, 2017.-195 с.
  16. Родионова Н.В., Куклев П.А. Методические подходы к формированию системы защиты банка от недобросовестных заёмщиков с учётом этичности [Текст] // Вестник ВГГУ. – Владимир, 2018г.- 150 с.
  17. Севрук В. Банковские риски. [Текст] // М.: Экономист.- 2019. –134 с.
  18. Соколова, Э.Д., Правовые основы финансовой системы России. [Текст] /Юриспруденция, 2018. — 111 с.
  19. Тишина Л.С. Банковские операции: учебное пособие / Е.Б. Герасимова, И.Р. Унанян, Л.С. Тишина. — М.: Форум, 2019. — 272 с.
  20. Тони Райс, БрайнКойли. Финансовые инвестиции и риск. [Текст] // М.: Инфра- М, 2017. – 200 с.
  21. Финансы, денежное обращение и кредит. [Текст]: Учебник./ Под редакцией В.К.Сенчагова, А.И.Архипова. — М. Проспект, 2018. — 720 с.
  22. Царьков В.А., Прибыль банка – результат эффективной работы центров ответственности [Текст]: // В.А. Царьков Банковское дело. – 2018, № 10. С. 14-23
  23. Чернова Е.Г. Финансы, деньги, кредит [Текст]: / учеб. пособие под ред. Е.Г. Черновой. – М.: ТК Велби, 2017- 150 с.
  24. Шапкин А.С. Экономические и финансовые риски. Оценка, управление, портфель инвестиций. [Текст]: Дашков и Ко, 2019. — 543 с.
  25. Ширинская Е.Б. Операции коммерческих банков: российский и зарубежный опыт. 2-е изд. перераб. и доп. [Текст]: / Е.Б. Ширинская М.: Финансы и статистика, 2020. — 340 с.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф