Заявка на расчет
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Упаковка товаров и ее роль в сохранении качества (на примере отдельной группы товаров или конкретного товара)»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Введение
1. УПАКОВКА КАК СРЕДСТВО ЗАЩИТЫ ТОВАРА
1.1 Роль упаковки в сохранении качества товаров
1.2 Упаковка как средство информации о свойствах товара
Дополнительная информация на упаковке
2. ВЛИЯНИЕ УПАКОВКИ НА КАЧЕСТВО СОКОВ
И ИНФОРМИРОВАННОСТЬ ПОКУПАТЕЛЕЙ НА ПРИМЕРЕ АО «ТАНДЕР»
2.1 Требования к упаковке и маркировке соковой продукции
2.2. Характеристика тары упаковки для соков
Комбинированные картонные пакеты
Упаковка из пищевого пластика
Упаковка из стекла
2.3. Оценка качества соков
Экспертиза качества соков
Соки и их фальсификация
Органолептическая оценка качества соков
Заключение
Список использованных источников

Введение

В жизни потребительского общества упаковка становится одним из основных средств формирования пространства потребления. Быть объектом коммуникации между производителем, продавцом, потребителем и формировать, сохранять художественный компонент – таковы необходимые условия существования упаковки, определяющие комплекс важнейших задач: культурно-эстетических, технологических и функциональных (в свете рекламной направленности и психологического воздействия на человека-потребителя для продвижения товара на рынке), которые встают в процессе ее проектирования.
Упаковка – основное защитное средство товаров пищевой и непищевой группы. Чтобы она была безопасной для продукта и человека, к ней предъявляются определенные требования, согласно которым различные производители разрабатывают упаковочные емкости и подбирают к ним материалы, а также пользуются той или иной технологией упаковывания[5].
Каждый производитель изготавливает уникальный продукт, который отличается от других составом, оригинальной упаковкой или названием. Однако производитель следует определенным стандартам качества, чтобы его продукт удовлетворял требованиям безопасности – не причинил вред здоровью и жизни человека и оказался полезен в быту или в приготовлении пищи.
Благодаря упаковочным средствам товар приобретает необычные формы, становится ярким и удобным в использовании.
Производители заинтересованы в выборе современных и высокоэффективных упаковочных материалов, а так же упаковочного оборудования, с помощью которого происходит фасовка и герметизация продукта.
Чтобы облегчить производственный процесс и ускорить его, мировые производители совершенствуют свои навыки в изготовлении фасовочно-упаковочного оборудования [1]. Благодаря применению высоких технологий, оборудование становится надежным и удобным, точным в работе и завоевывает популярность среди производителей пищевой и непищевой отраслей.
Упаковочное оборудование позволяет произвести большее количество продуктов за одну единицу времени, чем при ручном способе упаковки. Крупные промышленные предприятия заинтересованы в высоких результатах труда, которых невозможно добиться без механизации и использования современных упаковочных машин, к которым также предъявляются определенные требования и стандарты качества.
Требования позволяют упорядочить производственный процесс, сделать его более качественным, эффективным, повышают его продуктивность и конкурентоспособность. Это необходимый фактор, который влияет на импорт и экспорт, поддерживает благополучную обстановку в стране.
Без требований к упаковке современные производители разработали бы свои, только гарантии в том, что вы использовали бы качественный и безопасный для здоровья товар, вам никто бы не дал.
К тому же прилавки наших магазинов выглядели бы очень пестрыми и разнообразными, что не способствует повышению конкурентоспособного уровня [7].
Напротив, имея определенные стандарты производители опираются на них, стараясь изготовить «идеальный» товар, отвечающий всем запросам современного потребителя.
Поэтому наличие требований к упаковке – это основное средство управления производственным процессом и товарооборотом в стране и за ее пределами.
Объектом исследования является упаковка соковой продукции.
Предметом исследования является информативная и функциональная составляющая упаковки соковой продукции.
Целью исследования является изучение свойств упаковки товара, анализ функций упаковки соковой продукции, реализуемой в магазине «Магнит».
Задачи исследования:
1) изучить роль упаковки в сохранении качества товаров
2) изучить информативную функцию упаковки, как средство информации о свойствах товара
3) рассмотреть влияние упаковки на качество соков и информированность покупателей
4) изучить требования к упаковке и маркировке соковой продукции
5) рассмотреть свойства и дать характеристику тары — упаковки для соков
6) дать оценку качества соков
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

1. УПАКОВКА КАК СРЕДСТВО ЗАЩИТЫ ТОВАРА

1.1 Роль упаковки в сохранении качества товаров

Упаковка выполняет интегрирующую функцию, объединяя товар, тару, укупорочные и вспомогательные средства. В соответствии с принятой классификацией рассматривают следующие виды упаковки продуктов: потребительская, транспортная, производственная.
Потребительская упаковка подразделяется на первичную, вторичную и групповую.
Первичная упаковка – непосредственная (индивидуальная) упаковка, способствующая сохранению товара при его продаже; является частью товара и, в основном, не подлежит самостоятельному транспортированию;
Вторичная упаковка – служит для защиты индивидуальной упаковки и превосходит ее по информативности; выполняет защитную функцию по отношению к товару и первичной упаковке и создает условиях их невосприимчивости к влияниям извне;
Групповая упаковка – объединяет некоторое количество индивидуальных или вторичных упаковок; выполняется из термоусадочной пленки, картона, бумаги;
Транспортная упаковка – подлежит самостоятельному транспортированию; используется для грузоперевозок, складирования и хранения товара. Транспортная упаковка бывает одно- и многоразовой; мягкой и жесткой; для целостной, сыпучей и жидкой продукции; различаться по способу производства (сварная, выдувная, литьевая, прессованная, вспененная) и материалу, а также по возможностям трансформации[8];
Производственная упаковка – тара, используемая для перевозок продукции внутри предприятия и накопления как материалов для ее изготовления, так и готовых единиц товара.
Конечная потребительская упаковка может быть мягкой (например, из полимерных пленок); жесткой (из листовых материалов), в том числе прессованной и литьевой; выдувной (из термопластов); из газонаполненных материалов (из пенопласта); комбинированной;
Упаковка, прежде всего, осуществляет функции защитного средства товара от внешних неблагоприятных воздействий, способствующего сохранению его свойств в течение обусловленного срока хранения. Протекционная роль упаковки проявляется и в случае необходимости защиты товаров от фальсификаций, которым чаще всего подвергаются наиболее востребованные из них. К средствам защиты от подделок, применяемым в составе упаковки относятся:
• явные средства защиты, открыто представленные на упаковке. Среди них пломбы, крышки с контролем вскрытия,термоусадочная упаковка пленкой. К преимуществам последней относятся не только защита с контролем первого вскрытия, но и усиление физической защиты изделия (например от ультрафиолетового излучения), улучшение его внешнего вида;
• скрытые средства защиты, которые становятся видимыми под воздействием различных факторов: температуры, реагентов, излучения, света, (например, секретные чернила, водяные знаки, микрошрифт). К данной группе относятся и разнообразные защитные этикетки (радиочастотные, электро- и акустомагнитные);
• комбинированные средства защиты, сочетающие элементы защиты первых двух групп. Сюда можно отнести сверхтонкие двухслойные ярлыки из полиэстера или полипропилена.
Широкое распространение в качестве элемента защиты и одновременно в рекламных целях получили голограммы. Защитные свойства голографических изображений обусловлены: избыточностью содержащийся в них информации, высокой частотой полос, возможностью комбинирования нескольких оптических технологий [1].
Основными требованиями, предъявляемыми к упаковке, являются ее способность обеспечивать транспортировку товаров, сохранность их формы, массы и свойств, нести информацию и рекламировать товар.
Роль упаковки и тары в торгово-технологическом процессе определяется функциями, которые они выполняют. Эти функции сводятся к следующим:
1) предохранение товара от вредного воздействия внешней среды;
2) зашита товара от влияния других товаров;
3) обеспечение условий для сохранности количества и качества товаров на всем пути их движения из сферы производства в сферу потребления;
4) придание товарам и другим грузам необходимой мобильности и создание условий для механизации трудоемких операций и более эффективного использования складских и торговых площадей;
5) выполнение роли носителя коммерческой информации и торговой рекламы;
6) использование тары не только как средства для размещения товара, его транспортирования и хранения, но и как средства для выкладки и продажи товаров в торговом зале магазина (тара-оборудование).
Упаковывание — технологический процесс, заключающийся в подготовке продукции к транспортированию, хранению, реализации и потреблению с применением упаковочных средств. Фасование — помещение продукции в тару или упаковочный материал с предварительным или одновременным дозированием продукции [12].
Упаковывание и фасование товара — завершат технологический процесс изготовления товаров, предназначенных дня розничной торговли.
Потребительские товары упаковываются и фасуются на производственных предприятиях или предприятиях торговли.
Товары, фасованные в упаковку с разной массой, вместимостью, количеством единиц товара облегчают потребителю выбор, согласуют размер покупки с реальным объемом личного, семейного или коллективного потребления товара.
Упаковку изготавливают из материалов, которые делятся на основные или вспомогательные.
В этих целях используют древесину ценных (бук, красное дерево, дуб) или малоценных (сосна, осина) пород; фанеру; бумагу и картон (плоский и гофрированный); силикатные материалы (стекло, керамика); металлические сплавы (сталь, сплавы алюминия); текстильные материалы; пластмассы (полиэтилен, полистирол, поливинилхлорид, полиэтилентереталат, пролипропилен и др.); комбинированные материалы.
Упаковка товаров может быть многослойной, т.е. включать в себя потребительскую тару, вспомогательные упаковочные средства и материалы (пробка, кронен-пробка, колпачок, пыж, крышка, мюзле, скоба; прокладки, амортизаторы, вставки, решетки, обвязочные ленты, пломбы).
В элементы упаковки входят: тара (изделие, в котором размещается товар), упаковочные, обвязочные средства и вспомогательные материалы (полиэтиленовые и лавсановые пленки, бумага, стружка, вспененный полистирол, вспененный полиэтилен).
Тара — основной элемент упаковки, предназначенный для размещения продукции. Тара и упаковка должны быть технически совместимыми с изделием, иными словами, не вызывать нежелательных взаимодействий при заданных условиях.
Разновидности тары обусловлены ее назначением:
— потребительская тара предназначена для упаковывания и доставки товара потребителю;
— транспортная тара служит для упаковывания, хранения и транспортирования продукции, образуя самостоятельную транспортную единицу[12];
— производственная тара используется для хранения, перемещения и складирования продукции на производстве;
— складская тара — это тара, предназначенная для хранения и перемещения товаров на складе.
По степени механической прочности тара бывает жесткая, мягкая и хрупкая; в зависимости от возможности многократного использования — разовая, многооборотная, инвентарная и возвратная. Многооборотная тара предназначена для многократного использования.
Инвентарная тара — многооборотная, принадлежит конкретному предприятию и подлежит возврату владельцу. Она имеет инвентарный номер, расчеты за нее производят по залоговым ценам, которые значительно выше оптовых. Возвратная тара, бывшая в употреблении, используемая повторно. Возвратная транспортная тара отличается от многооборотной прочностными показателями, а также организационными и расчетными условиями сдачи и возврата для очередного использования. Например, картонные ящики, которые разрешено использовать повторно для некоторых фасованных в потребительскую тару пищевых продуктов — это возвратная транспортная тара.
По конструктивному исполнению и прочности тара делится на неразборную, разборную и складную, штабелируемую и нештабелируемую [4].
Изотермическая тара сохраняет внутри заданную температуру в течение установленного времени. Она необходима для перевозки товаров, которые не выдерживают длительного охлаждения (замораживания) или нагревания.
Тара бывает следующих видов: пакет, пачка, коробка, бутылка, банка, туба, ампула, пробирка, стаканчик, ящик, бочка, барабан, фляга, канистра, мешок.
Характер, вид упаковки, размеры могут быть регламентированы стандартами на упаковку, маркировку транспортирование и хранение или стандартами технических условий на соответствующие виды или группы товаров.
К упаковке продукции выдвигают ряд требований:
1. Дизайн упаковки должен повлиять на образ, который фирма ищет для своей продукции.
2. Упаковка должна соответствовать требованиям национальных и межнациональных стандартов, чтобы быть конкурентоспособной на мировом рынке. Стандартизация упаковки увеличивает ее шансы на мировое признание.
3. Выбор размера, цвета, формы упаковки зависит от методов и периода хранения, транспортировки, удобства пользования, традиций фирмы, уровня конкуренции.
4. Потребитель чувствителен к фактору цены. Поэтому при создании новой упаковки следует рассчитывать как абсолютную, так и относительную ее цену.
5. Разный упаковочный материал может выполнять те же функции, поэтому фирма, опираясь на свои возможности и интересы, может выбрать наиболее подходящий для конкретной ситуации товар, сегмент, материал.
6. На выбор упаковки влияет необходимость в ней места для размещения этикетки, которая привлекала бы покупателя.
7. Упаковка может быть множественной, когда в ней размещается несколько единиц товара или, наоборот, тот или иной товар может быть расфасован в разные упаковки, для создания в обоих случаях конкурентных преимуществ.
8. При выборе упаковки необходимо учитывать возможность и необходимость заблаговременной печати цен в зависимости от пожеланий дилеров.
9. Количество вариантов упаковки для одного и того же товара определяется возможностями фирмы-производителя, требованиями каналов сбыта, потребностями определенной группы потребителей.
10. Упаковка должна соответствовать маркетинговой стратегии фирмы[3].
Функциональность упаковки:
Упаковка имеет множество функций, в том числе относится и к сохраняющим факторам. Основное назначение упаковки — защита упакованных товаров от неблагоприятных внешних условий, а также предупреждение попадания частиц товаров или отдельных экземпляров в окружающую среду, что уменьшает количественные потери самих товаров, а также загрязнение окружающей среды.
Вспомогательная функция упаковки — носитель маркировки или красочного оформления товара; в этом качестве она способствует созданию потребительских предпочтений и представляет наибольший интерес для маркетологов.
Транспортная функция упаковки подразумевает доставку продукции с производства для предъявления ее потребителю с сохранением целостности товара, удобств транспортировки, складирования и хранения.
Необходимость информировать потребителя об особенностях товара, а также выполнять рекламную функцию вынуждает производителей размещать на упаковке текстовые и графические данные. Здесь возможно размещение названия продукта, сведений о производителе, данных о товаре, штрих-кода. В ряде случаев – для продуктов бытовой химии, парфюмерно-косметической продукции, лекарственных средств и т. п. – обязательно указание состава, условий и срока хранения[19].
Защитная функция упаковки распространяется на сохранение массо-габаритных свойств товара, а также его качества на протяжении указанного срока годности. Материалы тары в разной степени должны обладать барьерными и герметизирующими свойствами, ограждая продукцию от грязи и пыли, избыточной освещенности, воздействия газообразных и жидких сред, а в некоторых случаях от микрочастиц и микроорганизмов.
При выборе материалов для изготовления упаковки необходимо учитывать их физико-химическую совместимость с пакуемой продукцией, которая не должна менять свой цвет, мутнеть, терять прочность и приобретать поверхностные дефекты. Материалы тары и укупорки, без сомнения, должны быть нетоксичными как сами по себе, так и относительно пакуемых продуктов.
Многофункциональность упаковки предопределяет необходимость знания специалистами свойств и способов переработки различных материалов в тару и упаковку, специфику защиты упакованного продукта от вредных внешних воздействий, что существенно прежде всего для продуктов питания.
Любая продукция промышленных и сельскохозяйственных предприятий нуждается в защите от механических, климатических и других воздействий при транспортировании, хранении и реализации. Функцию защиты выполняет упаковка, обеспечивая сохранность, качество, свежесть продукта и одновременно защищая окружающую среду от его влияния [1].
Защитная функция упаковки в полной мере зависит от правильного выбора технологии и материала, учитывающих в первую очередь специфичность упаковываемой продукции. Для некоторых изделий достаточна лишь защита от механических воздействий и повреждений (автомобили, сельхозтехника, строительные конструкции и т.д.). Другие виды продукции необходимо защищать от физических, химических, климатических, биологических и прочих воздействий. Сохранность продукции обеспечивается влагостойкой, химически стойкой, свето-, влаго- и газонепроницаемой, герметичной упаковкой и созданием внутри ее защитной атмосферы.
Защита продукции от механических воздействий обеспечивается высокой прочностью тары, стойкостью к удару при свободном падении, вибростойкостью (при динамических нагрузках) и формоустойчивостью при статических нагрузках. Механическая стойкость тары к удару при свободном падении характеризуется высотой падения. Этот показатель зависит от материала, технологического режима и формы тары.
При выборе материала и способа упаковки исходят, прежде всего, из специфических свойств пищевого продукта, требуемого срок сохранности, возможных биохимических изменений продукта и его взаимодействия с упаковкой, влияния и продолжительности воздействия внешних факторов на продукт[15]. Свойства продукта определяются его химической природой, физическим состоянием, чувствительностью к действию света, влаги, кислорода и микроорганизмам.
В ряде случаев учитываются и другие специфические особенности, в частности при хранении свежего мяса – регулируемое поступление кислорода, для свежих плодов, ягод, овощей — строго регулируемый газообмен. В процессе хранения изменяются органолептические свойства продукта, например, свежевыпеченные хлебобулочные изделия высыхают, теряют вкусовые качества, черствеют, крошатся.
Неупакованные изделия во влажных и теплых условиях не будут подвергаться сильному обезвоживанию, но зато быстро портятся в результате плесневения или бактериального заражения. Упаковка предотвращает ухудшение вкусовых качеств продукта, а также инфицирование микрофлорой.
Булочки и сдобы, упакованные при нормальных атмосферных условиях, съедобны в течение 5 или 6 суток, в то время как упакованные в инертной газовой среде остаются пригодными для употребления несколько месяцев. Чтобы дольше сохранить продукт, необходимо его упаковать в полимерный материал, который обеспечил бы соответствующие условия[11]. Так, для упаковки свежего мяса предпочтение следует отдать пленкам из полиэтилена или поливинилхлорида, фруктов — емкостям с газоселективными мембранами. Для упаковки продуктов в газовой среде выбирают материалы с низкой газопроницаемостью, например трех-, пятислойные полимерные пленки.
Не менее важным фактором является возможность взаимодействия продукта питания с упаковочным материалом. Например, при упаковке жиросодержащих продуктов нельзя использовать материалы, в которых присутствуют низкомолекулярные фракции, способные мигрировать в пищевой продукт.
Среди обязательных качеств упаковки можно назвать: гарантированную прочность материалов и герметичность укупорки, приспособленность ее поверхности для нанесения печати или этикетирования, благоприятствование процессам погрузки, разгрузки, хранения и использования продукта. Таким образом, серьезные требования, которые предъявляются к качеству материалов и деталей упаковки, вполне соответствуют важности возлагаемых на нее функций [9].

1.2 Упаковка как средство информации о свойствах товара

В современной конкурентной среде производители соревнуются за внимание и благосклонность потребителей, пытаясь наиболее эффективно использовать элементы маркетинг-микса: товар, цену, сбыт и коммуникации.
Наряду с 4Р важным элементом комплекса маркетинга сегодня считают упаковку. Обычно ее рассматривают как составляющую товарной или коммуникационной политики предприятия, но в последнее время некоторые ученые выделяют ее как еще один самостоятельный «Р», а не просто составляющую традиционного микса.
Упаковка облегчает транспортировку продукции и ее движение на рынке, способствует опознанию товара и его производителя потребителями, подчеркивает отличительные особенности товара, помогает составить впечатление о нем. С точки зрения продвижения продукции упаковка — наиболее действенное средство продвижения товара, которое способствует его продаже значительно дороже, но без каких-либо изменений его свойств[14].
В 78% случаев покупатели совершают покупку продукции в яркой и удобной упаковке. Между упаковкой и психологическим процессом во время купли- продажи существует определенная связь. Средний покупатель учитывает особенности упаковки, особенно ее цвет, форму, размер. Упаковка неотделима от товара, она — его внешняя оболочка.
И более 20% потребителей 1 руководствуются исключительно ею при осуществлении выбора. Умелый подбор цвета, формы, шрифтов на упаковке обеспечат товаропроизводителю в разы больший доход, чем рекламные сообщения, но обойдутся значительно дешевле, поскольку упаковка «общается» с потребителем и «продает» товар постоянно. Создание привлекательной упаковки – один из наиболее эффективных способов удовлетворить привередливого потребителя и побудить его к покупке именно данного товара среди десятков конкурентов.
В современной конкурентной среде каждый производитель стремится получить признание целевой аудитории и привлечь как можно больше ее представителей в качестве своих постоянных покупателей[3, 6].
Учитывая, что вкусы потребителей постоянно и непрерывно изменяются, товаропроизводители вынуждены все время совершенствовать свою продукцию в соответствии с их потребностями и требованиями. Поэтому инновационная деятельность является неотъемлемой частью коммерческого успеха предприятия на рынке.
Один из способов завоевания симпатии потребителей – применение инновационной упаковки товаров. Для наиболее успешного ее внедрения необходимо обеспечить взаимодействие упаковки с органами чувств человека: обонянием, вкусом, зрением, осязанием и слухом.
Ученые и разработчики всего мира уже пытаются найти практические и интересные решения этого вопроса. Влияние упаковки на органы обоняния человека изучили исследователи из Федеральной политехнической школы Лозанны (Швейцария). Они разработали пластиковую пищевую упаковку, которая может определить спелость фруктов и овощей. В упаковку интегрирована недорогая «система нюха», которая реагирует на состояние товара. Она использует сенсоры для определения температуры, влажности и газа этилена, влияющих на созревание фруктов и овощей [9].
Исследователь Карл Райнгрубер разработал технологию упаковки STIP: Smell & Taste Innovation in Packaging. Данная технология решает проблему устранения неприятного запаха защитного газа, который находится в упаковке пищевых продуктов. Специальная жидкость впрыскивается в газовую смесь и подается в упаковку продукции. Это могут быть ароматы мяса, дыма, курицы, сыра и других продуктов. Данная технология не содержит ГМО, аллергенов и индексов Е [10].
Упаковке как средству воздействия на зрительные ощущения человека посвящено наибольшее количество разработок. Стоит сказать, что упаковка имеет не более трех секунд на привлечение внимания потенциального потребителя. За такое короткое время потребитель успеет рассмотреть ее форму, сопоставить с рекламой и даже прочитать самые крупные буквы. Поэтому, чтобы выделиться из многообразия продукции на полках магазинов, производители должны создать оригинальные и в то же время простые упаковки для своих товаров.
Японские дизайнеры разработали упаковку сока, которая выглядит так же, как фрукт, сок которого содержится в ней [11]. Еще один пример – «Чашка печенья», которая одновременно является и товаром, и упаковкой. Ее создал Энрике Луис Сарди (Венесуэла) в сотрудничестве с производителем кофе – компанией «Lavazza». Чашка изготовлена из печенья, а внутренняя часть, которой касается жидкость, обработана специальным сахаром и работает как изолятор, делая чашку водонепроницаемой. Это позволяет выпить из чашки горячий напиток, а затем полакомиться размягченным печеньем[12].
Канадский дизайнер Сара Дери предложила упаковку чая в форме «кубика Рубика». Упаковка состоит из 27 ячеек, содержащих черный, зеленый и красный чай [13].
Еще одним примером необычной упаковки чая является разработка дизайнера Чо Хи Ха: он упаковал чай в ленту датированных пакетиков. Все они складываются в коробку, которая крепится к стене, образуя календарь[14].
Не остались без внимания креативных дизайнеров и алкогольные напитки. Так, мировой алкогольный бренд «Bacardi» представил шот-дринк «Bacardi Corto». Он разлит в массивный бокал объемом 20 мл с одноразовой алюминиевой крышкой. На стекле вытеснен логотип бренда – летучая мышь[15].
Дизайнерское агентство «Ampro Design» (Румыния) создало бутылку для вина, которая имеет два горлышка, каждое из которых можно использовать для разлива [16].
Американская компания «Curwood» представила упаковку для свежей говядины — пленка, которая касается мяса, содержит азотистокислый натрий, придающий говядине привлекательный красный цвет. При этом вещество абсолютно безопасно для здоровья человека, а товар привлекает своей свежестью и натуральностью [17].
Результатом совместной работы компаний Innovia Films и Pragmatic Printing (Великобритания) являются электронные этикетки для бутылок с подсветкой. Когда потребитель берет бутылку в руки, лапочки на этикетке загораются в определенной последовательности [18].
Еще одним примером креативной упаковки является упаковка соевого молока, выполненная в виде коровьего вымени. С одной стороны форма упаковки указывает именно на то, что это — молоко, с другой — цветовая гамма и декор указывают на его растительное происхождение [12].
Современные потребители требуют от упаковки продукции удобства и решения мелких проблем. Так, представители калифорнийской компании «SpoonLidz» совместили крышку и ложку для йогуртов. Определенным образом сложив крышку специальной формы, потребитель получает ложку. Теперь он может употреблять йогурт «на ходу», а производитель сэкономить на себестоимости упаковки, особенно если раньше он был вынужден выпускать йогурт с пластиковой ложкой [12].
Примером идентификации состояния товара является «умная этикетка» Пита Хиггинса, которая предупреждает потребителя об истечении срока хранения. Идея «умной этикетки» заключается в том, что она активируется в момент открытия банки. По мере сокращения срока хранения она меняет свой цвет (зеленый символизирует свежесть продукта, а красный показывает, что срок хранения истек) [12].
Информативность – это одно из рекламно-эстетических свойств упаковки. К ним относится привлечение внимания потребителя и мотивирование на совершение покупки. Это достаточно ценные свойства, благодаря которым потребитель узнает, какой товар находится внутри упаковочного материала и какими свойствами он обладает. К тому же большинство покупок совершается посредством импульсного выбора, а значит большое значение приобретает оформление товара (текстура, цвет, расположение информации, использование приветственных слов, пожеланий и т.д.).
Упаковка должна не только хорошо защищать продукт и быть удобной в применении, но и привлекать внимание, делать товар заметным, выделять его среди множества однотипных.
Безусловно, дизайн упаковки имеет значение. Как и материал, из которого она изготовлена. Пластик, стекло, металл — все идет на пользу, если перед производителем стоит четкая цель и все элементы дизайна рассчетливо расположены так, чтобы приближать бренд к этой цели.
Немаловажным аспектом восприятия товара является информативность надписей на упаковке. Состав продукта, по доброй традиции тысяч производителей, затиснутый в самый угол и напечатанный наиболее мелким из возможных шрифтов — немного не то, что ищет потребитель.
Клиенты все больше выбирают информированность вместо увлечения, прозрачность условий вместо лояльности. И производитель, трезво оценивающий маловероятность эмоциональной составляющей продукта, например, в продаже хозтоваров оптом по крайне низкой цене первым делом ориентирует на качество и гибкие условия для постоянных клиентов, а не упаковку и то, что ей сопутствует. Между тем, под информативностью упаковки мы понимаем прежде всего ее очевидность для покупателя[18].
К примеру, в некоторых африканских странах производитель памперсов столкнулся с тем, что их почти не покупали. После проведенного опроса выяснилось — в местной практике закрепилась норма изображать на упаковке ее содержимое.
Конечно, в здравом уме открыть упаковку с улыбающимся младенцем решится не всякий. Лишь изменив оформление и информативность упаковки, удалось изменить соотношение прибыли и убытков, на порядок подняв продажи.
Таким образом, информация и расположение графических элементов — часть проблемы и далеко не первая в списке. Главное — изучить покупателя, ведь без обратной связи любая идея обречена на провал или прозябание во второй сотне второстепенных продуктов.
Все товары, имеющие упаковку, должны содержать следующую информацию:
• Наименование продукта
• Масса нетто, объем или количество продукта
• Срок годности
• Информация о производителе
• Состав продукта
• Пищевая ценность продукта
Наименование продукта
Наименование продукта отражает то, что представляет собой продукт. Наличие наименования на упаковке особенно полезно для покупателя, если на упаковке присутствует фантазийное (придуманное) наименование, которое не может охарактеризовать потребительские свойства продукта.
В наименовании должна быть отражена информация о специальной обработке продукта, такая как сублимированный или восстановленный. «растворимый сублимированный» означает, что кофе производится по специальной технологии «сушка замораживанием». Ледяные кристаллы кофейного экстракта обезвоживаются вакуумом. При этом кофе сохраняет больше натуральных полезных веществ, чем при производстве порошкового или гранулированного кофе.
Маркировка «восстановленный» означает, что продукт произведен из концентрированного или сухого продукта. Например, восстановленный сок изготавливается из концентрированного сока, который разбавляется водой. Преимущество восстановленных продуктов — это длительность срока хранения, поскольку восстановленный продукт подвергается процессу пастеризации.
Масса нетто, объем или количество продукта
Масса продукта должна быть указан в граммах, килограммах, а объем — в л или сл, или мл, или см3, или дм3
Срок годности
Дата на упаковке обозначает, что продукт сохраняет свои свойства в условиях правильного хранения до указанной даты. Срок годности устанавливается производителями продукта.
Информация о производителе
На упаковке товара всегда должно присутствовать полное наименование фирмы-производителя, место ее нахождения и режим работы.
Состав продукта
Состав продукта – источник массы полезной информации для людей, ориентированных на здоровый образ жизни. Например, порядок перечисления ингредиентов отражает их массовую долю в продукте. Если в составе зефира (справа) на первом месте – сахар-песок, значит, его содержится больше остальных компонентов в указанном продукте.
Блочное пюре в составе зефира обеспечивает вкусовые качества продукта, агар отвечает за его консистенцию, как и сухой яичный белок, который еще и способствует ускорению процесса приготовления зефира. «Ванильно-сливочный» ароматизатор в отличие от натурального ароматизатора ванили содержит вещества, аналогичные по своим свойствам ванили, но полученное в результате химического процесса[18].
Состав продукта должен содержать информацию о:
• пищевых добавках (часто обозначаемых как E-номер)
• биологически активных добавках
• компонентах, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов (в случае, если содержание таких организмов составляет более 0,9%)
Если производителем является организация из другой страны, на упаковке должны быть контакты компании, представляющей ее интересы на территории Российской Федерации. Многие крупные компании-производители создают специальные отделы по работе с потребителями, а на упаковках указывают не только почтовый адрес, но и адрес электронной почты, контактный телефон, факс.
Что входит в понятие «потребительские свойства товара»? Это очень важная информация для покупателя, в этом разделе производитель должен указать такие сведения, как состав продукта (ингредиенты перечисляются в порядке: больше всего — меньше всего), масса нетто (вес товара без упаковки) или объем, сорт, пищевая и энергетическая ценность (белки, жиры, углеводы, калории на 100 грамм продукта), условия хранения и так далее.
Состав продукта расскажет нам, из чего, собственно, сделано то, что мы покупаем, обогащен ли дополнительно продукт витаминами и минералами, использовались ли при изготовлении пищевые добавки.
Кстати, не надо волноваться из-за наличия в составе добавок с кодом Е, например, ароматизаторов или усилителей вкуса. Все они соответствуют международным стандартам и добавляются в продукт в технологических целях.
Масса нетто поможет нам не обмануться габаритами упаковки: мы всегда сможем понять, какое реальное количество продукта мы приобретаем. Определив сорт продукта, мы поймем, хотим ли покупать именно этот продукт или нужно поискать другой. Указание пищевой и энергетической ценности важно для тех, кто находится на диете или просто внимательно относится к своему питанию[18].
Пищевая ценность
Пищевая ценность продукта может быть указана в формате таблицы или в виде обычного перечисления входящих в состав продукта белков, жиров, углеводов, витаминов и макро- и микроэлементов расчете на 100 г.
Если нужно рассчитать количество потребляемых калорий или витаминов в индивидуальном случае, нужно исходить из размера порции.
Дополнительная информация на упаковке
Помимо обязательной информации упаковка продукта может содержать и дополнительную. Например, информацию о сертификации. Можно встретить знаки добровольной сертификации, знаки сертификации менеджмента ISO или экологической сертификации.
Это говорит о том, что производитель по собственной инициативе решил подтвердить то или иное качество своего продукта или производства специальным сертификатом. Разумеется, товар с различными знаками сертификации вызывает у покупателя больше доверия. К этой же группе можно отнести знаки, сообщающие об отсутствии тех или иных компонентов в продукте, — «не содержит консервантов», «не содержит ГМО» (генетически модифицированные организмы).
Еще один вид дополнительной информации на упаковке — сообщение о том, что данный продукт относится к специальной группе товаров, например, для аллергиков или диабетиков. Это может быть и просто надпись «Диетический продукт», и сообщение об отсутствии алергенного компонента — «не содержит арахис».
Кроме того, на упаковке производитель может помещать знаки престижа, сообщения о полученных премиях — «продукт года», «лучший продукт» и так далее[5].
Компании, которые внимательно относятся к своим потребителям, размещают на упаковке не только обусловленную стандартом или рекламную информацию, но и сведения, полезные и важные для покупателя. Например, приобретая продукцию компании Nestle, можно ознакомиться и с энергетической ценностью на 100 грамм, и с энергетической ценностью всего продукта (скажем, шоколадного батончика) и узнать, какой процент от суточной нормы она составляет. Если речь идет о порционном продукте, то упаковка подскажет оптимальный размер одной порции, а если продукт нуждается в дополнительном приготовлении, то покупателю будет предложен простой и понятный рецепт.

2. ВЛИЯНИЕ УПАКОВКИ НА КАЧЕСТВО СОКОВ
И ИНФОРМИРОВАННОСТЬ ПОКУПАТЕЛЕЙ НА ПРИМЕРЕ АО «ТАНДЕР»

2.1 Требования к упаковке и маркировке соковой продукции

Наименования соковой продукции должны включать в себя наименования фруктов и овощей, использованных при ее производстве, или слова, производные от этих наименований, в любой последовательности. Например, «сок апельсиновый» или «сок из апельсинов», «тыквенный нектар» или «нектар из тыквы», «персиковый сокосодержащий напиток», «концентрированное пюре из яблок» и т.д.
Если соковая продукция производится из двух и более видов фруктов или овощей, в ее наименовании следует перечислить наименования соков и фруктовых или овощных пюре, которые входят в состав такой продукции, в порядке убывания объемной доли соответствующих сока и пюре. В наименовании сока (или непосредственной близости от этого наименования) должно указываться, какой это сок – «прямого отжима» или «восстановленный».
Кроме того, наименование сока дополняют словами «с добавлением сахара» или «с сахаром» если в сок добавлены сахар, сахара, их растворы или сиропы. Если в сок добавлен мед, то рядом с наименованием должна быть надпись «с медом».
Наименование нектаров и сокосодержащих напитков, произведенных с использованием подсластителей, дополняют словами: «с подсластителем». Если в состав соковой продукции входят физиологически активные компоненты, в наименовании должно быть слово «обогащенный».
При этом в составе обогащенной соковой продукции указываются все входящие в состав физиологически функциональные пищевые компоненты. На упаковке сокосодержащих напитков, а так же нектаров и морсов, должна быть информация о минимальной объемной доле сока и (или) фруктового и (или) овощного пюре[5].
Размещение надписи «с мякотью» на упаковках соков и нектаров, содержащих клетки цитрусовых фруктов, разрешается только в том случае, если в продукте ее содержится свыше 8%.
Надпись «осветленный» наносится на упаковку соковой продукции только в том случае, если массовая доля осадка не превышает 0,3%. Если в соковую продукцию добавлены пряности или их экстракты, на упаковке должна быть надпись «с пряностями» и следует перечислить наименования соответствующих пряностей.
В составе соковой продукции на упаковке сначала указываются наименования сока и (или) пюре, затем наименования компонентов и пищевых добавок (в случае их применения).
В составе продукции, включающей воду (нектары, морсы, сокосодержащие напитки), последней указывается вода. На потребительской упаковке соковой продукции указываются рекомендации об условиях хранения такой продукции после вскрытия ее потребительской упаковки. Требования к маркировке потребительской упаковки соковой продукции, за исключением вышеуказанных, установлены ст.10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей».
Отдельные статьи Федерального закона посвящены безопасности продукции для детского питания, в связи с чем предъявляются и особые требования к маркировке соковой продукции для детей[3].
Не допускается указывать возраст ребенка младше 3-х месяцев. На транспортной таре, которая не предназначена для потребителя и в которую упакована соковая продукция, должна содержаться информация о наименовании продукции, номере партии и дате изготовления, количестве такой продукции, информация об изготовителе и (или) о лице, выполняющем функции иностранного изготовителя, с указанием наименования и места нахождения изготовителя (адрес, в том числе страна и (или) место происхождения такой продукции), а также о сроке годности такой продукции и об условиях ее хранения и перевозки.
Информация для потребителя доводится до сведения в документах, прилагаемых к продукции, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров[15].
К соковой продукции, выпущенной в обращение после 29.04.2009 г. и упакованной в потребительскую упаковку старого образца, допустимо применение любых носителей информации, обеспечивающих в своей совокупности с маркировкой потребительской упаковки соответствие требованиям Федерального закона от 27.10.2008 г. №178-ФЗ.
Документы, подтверждающие безопасность соковой продукции и выданные до вступления в силу Федерального закона, действительны до истечения их срока действия.
По материалам АО Тандер магазин Магнит установлено, что среди обязательных реквизитов маркировки, наносимых на упаковку соков, лидирует «срок годности».
«Срок годности» просматривают 95,4% покупателей. Максимальное количество опрошенных женщин смотрят срок годности товара, тогда как из общего числа опрошенных мужчин, число обращающих внимание на срок годности составила 91 %. Также, немаловажным среди покупателей реквизитом маркировки является «дата изготовления товара». Из общего числа опрошенных его просматривает 71% покупателей, из них 17, 5% мужчины, остальное женщины.
Срок годности и дату изготовления просматривают по общим причинам, это отравления, вызванные какими-либо продуктами, в том числе и соком.
На третьем месте по интересу покупателей находится реквизит маркировки—«наименование продукта». 69% покупателей интересует данный реквизит, при чем как и в случае со сроком годности и датой изготовления, больший интерес к данной информации проявляют женщины. Все опрошенные покупатели, обращающие внимание на наименование продукта, делают это, чтобы не купить заменитель или подделку.
Информация о «составе продукта», так же интересует покупателей, на этот реквизит маркировки обращают внимание 58% опрошенных покупателей, из них — 11,4% мужчин и 46,6% женщин. Больше половины опрошенных мужчин смотрят состав продукта всегда и считают это необходимым, процент женщин, считающих этот реквизит маркировки необходимым немного выше. Приблизительно 10% из всех опрошенных смотрят на состав лишь иногда.
Такой интерес покупатели объясняют следующими факторами:
• от этого зависит здоровье — 45%;
• просто интересно — 1,5%;
• не знаю почему, просто — 2,9% или автоматически — все остальные.
Содержание витаминов, различных добавок важна примерно 15% опрашиваемых, вовсе не важна для 5 %.
Независимо от того, что многие считают информацию о содержании витаминов необходимой, сами покупатели, многие из них, не верят в достоверность информации, считая, что производитель может написать на упаковке все что захочет, несмотря на состав продукта. Также не мало споров вызывает большое содержание витаминов, кто-то приветствует это, кому-то это кажется подозрительным или нежелательным.
Достаточно большое количество людей, участвующих в опросе (33,1%), обращают внимание, и считают важной, информацию о содержании различных добавок и консервантов. Люди, которых эта информация не интересует, все равно ее просматривают, либо просто так, либо автоматически. Опрос людей, изучающих информацию о содержании добавок, дал следующие результаты:
•не покупают, если есть добавки — 3%;
•стараются выбрать продукт, где содержится меньше добавок — 6,9%.
•многие считают, что если у продукта очень большой срок годности, то и содержание консервантов очень высокое;
•просматривают информацию уже купив продукт — 15,2%;
•просматривают информацию о содержании консервантов в магазине перед покупкой — 8,2%;
•изучают информацию о консервантах, но иногда, даже редко — 6,2%.
Также был проведен опрос о содержании в продуктах генетически модифицированных организмов (ГМО).
В процессе опроса было выявлено, что 42% опрашиваемых не имеют представления о том, что такое ГМО.
Важна ли информация о содержании ГМО для покупателей, можно увидеть в результатах опроса:
•нет — 32,9%;
•да — 25,7%.
Люди, отвечающие на этот вопрос нет, не считают эту информацию важной.
Респонденты, ответившие на вопрос утвердительно, давали такие пояснения:
•всегда смотрят, потому что это влияет на здоровье — 15,2%;
•специально не смотрят, но если заметят, внимание обращают — 3%;
•смотрят, но это не влияет на выбор товара — 1,4%;
•тщательно изучают информацию и не покупают с содержанием ГМО — 3%;
•смотрят, но не на всех продуктах — 1,6%;
•изучают на упаковках детского питания — 3%.
В результате проведенного исследования, можно сделать вывод, что при покупке соковой продукции, большое количество покупателей обращает внимание на информацию, которую производитель указывает на упаковке. Чаще всего внимание обращают на такую информацию как: срок годности, наименование продукта, состав продукта, дата изготовления, при этом данная информация имеет для них достаточно большое значение.

2.2. Характеристика тары упаковки для соков

Упаковка решает две важнейшие задачи – это сохранить полезные свойства продукта и продлить срок его годности.
Сок – это натуральный, витаминосодержащий продукт, при его производстве не может быть и речи о консервантах, поэтому для продления срока годности продукта в подавляющем большинстве случаев используют асептическую упаковку.
Асе́птика – комплекс мероприятий, направленных на предупреждение попадания микроорганизмов в пищевой продукт.
Наиболее распространенная схема асептического упаковывания пищевых продуктов включает три стадии:
•стерилизация упаковочного материала;
•термическая обработка пищевого продукта;
•расфасовка и запечатывание упаковки.
При асептическом упаковывании продукт и упаковка стерилизуются раздельно, затем упаковка заполняется и укупоривается в стерильных условиях.
Асептическое упаковывание позволяет сохранить органолептические и вкусовые характеристики пищевого продукта значительно дольше, чем при упаковывании в обычных условиях. Проводимая перед расфасовкой продукта его термическая обработка помогает избавиться от вредных микроорганизмов, влияющих на сохранность содержимого упаковки[8].
В процессе хранения сок должен быть максимально изолирован от воздействия кислорода, света и бактерий извне. Соответственно, барьерные свойства упаковки должны быть на высоте.
Сегодня основными видами упаковки для соковых продуктов являются комбинированные картонные пакеты, бутылки из пищевого пластика и стекла, а также стеклянные банки[6].
Комбинированные картонные пакеты
На первый взгляд картонный пакет из-под сока кажется довольно простым изделием. На самом деле это конструкция из сложного многослойного (5-7 слоев) материала. Технологические детали могут отличаться у разных производителей, но общая схема остается неизменной: снаружи – картон, внутри – тончайшая (менее сотой доли миллиметра) алюминиевая фольга, а между ними, равно как и на обеих поверхностях, – полиэтиленовая пленка. Картон здесь основной, несущий материал, а алюминий предохраняет содержимое пакета от проникновения света и влаги.
Металлический слой – гарантия того, что упаковка благополучно доживет до того момента, когда в ней появится продукт. Дело в том, что асептика – это больше, чем просто коробка: это весь цикл технологических процессов упаковывания. При асептической обработке стерильным должно быть все: и упаковка, и заливаемый в нее продукт, и условия, в которых эта заливка происходит. Прокол хотя бы на одной стадии – и вся работа насмарку: конечный продукт не будет отвечать современным требованиям пищевой безопасности и не найдет своего потребителя[14].
Скептики утверждают, что алюминиевый слой асептического пакета, защищающий сок от света, под лучами которого могут распадаться витамины, – пустая трата денег и времени: все полезные вещества в содержимом уже разложились при его термической обработке.
Это не так. Стерилизация при асептической технологии необычная – под стать обработке упаковки. Метод сверхвысоких температур (UHT) предполагает нагрев содержимого до 145оС – гораздо выше, чем при традиционной пастеризации. Однако происходит это очень быстро, буквально за несколько секунд, так что сок избавлен от необходимости «вариться на медленном огне».
Комбинированные картонные пакеты не только прекрасно защищают содержимое, но и удобны для погрузки-разгрузки, транспортировки, складирования, хранения и использования[17].
Основные достоинства такой упаковки:
•сохраняет все свойства сока;
•не пропускает свет, защищая от ультрафиолетовых лучей и кислорода;
•легко открывать и закрывать;
•легкий вес, не разбивается;
•разнообразие объемов, форм, крышек;
•удобна для погрузочно-разгрузочных работ, транспортировки, складирования, хранения, использования.
•высокий уровень защиты от подделки и фальсификации бренда.
Экологические аспекты: современные технологии позволяют перерабатывать комбинированные картонные упаковки, а полученное сырье использовать повторно.
Метод гидропульпации позволяет «размочить» пакет до целлюлозной массы всего за 15-30 минут, а затем собрать плавающую на поверхности или осевшую на дно алюминиево-полиэтиленовую фракцию. Из целлюлозной пульпы изготавливают бумажные полотенца и салфетки, алюминий идет на производство цемента, а полиэтиленовые гранулы являются вполне сносным энергоносителем.
Основным недостатком комбинированной картонной упаковки является ее низкая механическая прочность.
Упаковка из пищевого пластика
По поводу пластика существует множество страшных историй. Действительно, при производстве многих видов пластика используют ядовитые химикаты, способные проникать в продукты.
Однако для упаковки напитков, в том числе соков, нектаров и других используют так называемый пищевой пластик[5].
Наиболее безопасными из них сегодня являются полиэтилен и полипропилен.
Безопасный пищевой пластик обозначают буквами PE (ПЭ) – полиэтилен, PETF (ПЭТФ) или PET (ПЕТ) – полиэтилентерефталат, PP (ПП) – полипропилен, изображением вилки и стакана, цифрами 05 или 1.
Наибольшее распространение получили упаковки из ПЭТ (полиэтилентерефталат). ПЭТ стал очень популярным и широко применяемым материалом, который в какой-то мере смог заменить стекло и другие виды пластмасс. Наряду с его превосходными физическими свойствами, ПЭТ обладает еще одним важным качеством – приемлемой ценой.
ПЭТ используют в качестве материала для упаковки пищевой продукции примерно с конца 1970-х годов.
У ПЭТ много преимуществ. Прежде всего – это очень легкий материал. Обычная пол-литровая ПЭТ- бутылка весит примерно 28 г (бутылка такого же объема из стекла может весить около 350 г). ПЭТ абсолютно прозрачен, что делает его идеальным для розлива минеральной, газированной воды. Чтобы продукция, которая находится в такой таре, не подвергалась воздействию солнечных лучей, применяют окрашенный пластик, многослойные технологии, и напыление, и введение в состав материала бутылки веществ, уменьшающих кислородопронецаемость бутылки.
Еще одно преимущество ПЭТ-тары – ее прочность, что очень важно при транспортировке и хранении. При этом ПЭТ, как и стекло, прекрасно (и полностью) перерабатывается. Для упаковки ПЭТ-тары не требуются ящики, их упаковывают в полиэтиленовую пленку с картонным поддоном или без него.
Основные достоинства ПЭТ- тары: дешевизна, прочность, безопасность.
Основные недостатки ПЭТ-тары: пониженные (по сравнению с комбинированными картонными пакетами и стеклянной тарой) барьерные свойства (в прозрачную, неокрашенную или однослойную бутылку проникают ультрафиолет и кислород). Поэтому, если срок хранения соковой продукции в комбинированном картонном пакете составляет до 1 года, то в ПЭТ-бутылке – до 9 месяцев.
Опасность для здоровья и окружающей среды: ПЭT считается одним из самых безопасных видов пластмасс. Тем не менее, врачи не рекомендуют многократно использовать ПЭT-бутылки, потому что в быту их сложно промыть достаточно чисто, «избавившись» от всех микроорганизмов.
Переработка: переработка осуществляется механически (измельчение) и физико-химически. Из продуктов переработки можно изготавливать широкий ассортимент различной продукции, в том числе и пластиковые бутылки заново[9].
Упаковка из стекла
Стекло – очень древний упаковочный материал: стеклянные сосуды использовали в Египте и Сирии еще за три тысячи лет до н.э. При этом технология стеклопроизводства очень статична. По большому счету, единственным серьезным новшеством до начала ХХ века было изобретение за сто лет до н.э. стеклодувной трубки. Только с 1901 г., когда был запатентован первый автоматический бутылочный станок, началось настоящее развитие массовой стекольной промышленности[11].
До недавнего времени стеклянная тара была преобладающим видом упаковки жидкостей в нашей стране. Сегодня у стеклянных бутылок появились явные конкуренты-заменители – картонные комбинированные пакеты, пластиковые бутылки, металлические банки. Одной из причин сохранения преимущества стеклянной тары является относительная дешевизна стеклянных бутылок и банок, их экологичность, герметичность. Немаловажным фактором является консерватизм некоторых покупателей, предпочитающих напитки, упакованные в стеклянную тару[9].
Основные достоинства стеклянной тары: гигиеничность, не взаимодействует с содержащимся в ней продуктом, возможность герметичной укупорки, разнообразие ассортимента, технологичность, способность сохранять продукты до 2-3-х лет.
Основные недостатки стеклянной тары: низкая механическая прочность, большой удельный вес на единицу расфасованной продукции.
Экологические аспекты: в естественных условиях стекло практически не разлагается и может не разрушаться сотни лет. В тоже время стекло можно неоднократно подвергать переработке и повторно использовать для создания новых изделий (в том числе бутылок, банок, посуды).
Стеклянная тара в плодоовощной консервной промышленности занимает ведущее место, так как её можно использовать несколько раз.
Более 70% применяемых стеклянных банок имеют вместимость 650 см3. Большим преимуществом стеклянной тары является то, что стекло устойчиво к кислотам, солям и другим веществам, что позволяет фасовать в стеклянную тару любые виды продуктов.
Наиболее широко распространены стеклянные банки и бутылки для фасовки плодово-ягодной продукции. Согласно ГОСТ 5717-81 банки бывают трёх типов. В основу разделения тары на типы положен способ её укупорки: 1 – обкатная, 2 – обжимная, 3 – резьбовая[4,7].
Способ укупорки зависит от устройства венчика горловины банки. Применяют, главным образом, стеклянную тару 1 типа укупорки. Эта тара известна под названием СКО (стеклянная консервная обкатная). Для неё изготавливают крышки с уплотнительным резиновым кольцом. Тара СКО обладает высокой прочностью. Тару 2 типа укупоривают жестяными крышками нажимом на крышку и вакуумом, который создаётся в стерилизованных банках после их охлаждения.
Для герметизации на крышку вместо резинового кольца наносят уплотняющую пасту. Этот способ укупорки обеспечивает лёгкость вскрытия банки. Он широко применяется за границей под название «Еврокат». Узкогорлые бутылки укупоривают крышками с корончатыми краями и корковой или полиэтиленовой прокладкой[8].
Крышки для всех видов стеклянной тары изготавливают из белой или лакированной жести или алюминия. Вся стеклянная тара имеет условное обозначение, которое состоит из обозначения типа, диаметра венчика горла (мм) и вместимости банки или бутылки (см3).
Стеклянные бутылки изготавливают вместимостью 500, 330 и 200 см3 из бесцветного, полубелого, зелёного и коричневого стекла. На дне банок и бутылок должны быть чёткий оттиск марки завода-поставщика, номер формы и год выработки.
По изученным данным АО Тандер магазина Магнит, можно провести анализ упаковок соковой продукции.
В результате анализа соковой продукции магазина Магнит, выявлено, что 68% соковой продукции магазина Магнит, упакована в картонные пакеты Tetra Pak, 8% в упаковках ПЕТ, 24% в стеклянной таре (рисунок 1.).

Рисунок 1. Процентное соотношение видов упаковок из различных материалов, для соковой продукции магазина Магнит

При опросе покупателей было выявлено, что 75% из них предпочитают покупать сок в таре Tetra Pak, 22% в стеклянной таре и лишь 3% в упаковках ПЭТ. Свой выбор опрашиваемые объясняли так:
• сок в Tetra Pak дешевле 36%
• если позволяют средства, то предпочтение отдают стеклянной таре, так как по мнению покупателей эта тара наиболее безвредна и сок в ней более вкусный и полезный 38%
• не имеет значение какая тара 5%
• в стеклянной таре видно содержимое 3%
Таким образом можно сделать вывод, предпочтение покупатели отдают упаковке Tetra Pak и стеклянной таре, в зависимости от бюджета.

2.3. Оценка качества соков

Экспертиза качества соков
Соки и их качество оценивают по органолептическим, физико-химическим, микробиологическим показателям и показателям безопасности. Из органолептических показателей оценивают прозрачность, внешний вид, консистенцию (для нектаров), вкус, аромат и цвет. Оценка соков производится по 19-балльной шкале (таблица 1).

Таблица 1. Соки: балльная шкала оценки качества

Показатель  качества Оценка, баллы
«отлично» «хорошо» «удовлетв-но» «неудовлетв-но»
Прозрачность,цвет,

внешний вид

7

Соответствует плодам, характерным для напитка, цвет с блеском

5

То же, но без блеска

4

Слабая опалесценция, внешний вид соответствует данному напитку

1

Сильная опалесценция или осадок, снимается с дегустации

Вкус и аромат 12

Полный, ярко выраженный, свойственный напитку

10 Хороший вкус и аромат, свойственный напитку 8

Не полный вкус, слабый аромат, свойственный напитку

6

Плохо выраженный вкус с посторонними тонами, не свойственный аромат

Общий балл 17-19 14-15 10-12 9 и ниже

 

«Соки плодовые и ягодные натуральные» согласно ГОСТ 656-79должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 2.

Таблица 2. Соки плодовые и ягодные натуральные, требования к ним

Наименование показателя Характеристика соков
высшего первого
Вкус и аромат Натуральные, хорошо выдержанные, свойственные данному виду плодов и ягод, без посторонних привкусов и запахов. Допускается слабо выраженный вкус и аромат
Цвет Свойственные цвету плодов и ягод из которых изготовлен сок. Допускаются более темные оттенки.
Прозрачность соков: осветленных неосветленных Прозрачные Прозрачные с легкой опалесценцией
Прозрачность не обязательна

 

Качественные показатели томатного сока представлены в таблице 3.

Таблица 3.Томатный сок, его органолептические показатели

Наименование Характеристика
Внешний вид Однородная жидкость с взвешенными тонкоиз-мельченными частицами мякоти. Допускается расслаивание сока и наличие частиц семян
Вкус и запах Приятные, натуральные, свойственные свежим зрелым помидорам, без постороннего привкуса и запаха
Цвет Красный или оранжево-красный, характерный для зрелых помидоров
Посторонние примеси Не допускаются

 

Соки проверяют на содержание сухих веществ. Обычно в стандартах указывается нижний предел содержания сухих веществ. В соках с мякотью предельно допустимое содержание осадка, которое в зависимости от вида сока и его товарного сорта может колебаться от 0,1 до 0,3%.

Массовая доля мякоти в соках с мякотью составляет 30-40%. Кислотность в сочетании с количеством сухих веществ характеризует гармоничность вкуса и служит одним из признаков при определении режимов термической обработки. В стандарте указывается либо нижний предел кислотности, либо минимально и максимально допустимые ее пределы[10].

Натуральные 100%-ные соки в зависимости от качества делят на марочный, высший и первый сорта. Марочные соки вырабатываются из одного определенного помологического сорта плодов и ягод. 70 Массовая доля этилового спирта, который может накапливаться в процессе переработки фруктов, для соков высшего сорта не должна превышать 0,3%, для соков первого сорта – 0,5%, для марочных – 0,2%. В витаминизированных соках нормируется содержание витамина С в пределах 0,025-0,25% в зависимости от вида сока. Физико-химические показатели некоторых натуральных соков представлены в таблице 4.

Таблица 4. Соки: физико-химические показатели

Вид и сорт Сухие вещества, %, не менее Кислотность (по яблочной кислоте), % Спирт, %, не более
Вишневый сок в/с 1 с 13,0 11,0 0,9-2,4 0,3 0,5
Земляничный сок в/с 1 с 8,5 7,0 0,8-2,0 0,3 0,5
Малиновый сок: в/с 1 с 8,5 7,0 0,8-1,7 0,3 0,5
Черносмородиновый сок: в/с 1 с 12,0 10,0 1,5-3,7 0,3 0,5
Яблочный сок: в/с 1 с 11,0 9,5 0,3-1,2 0,3 0,5
Виноградный сок: марочный 1 с 16 14 0,2-1,0 0,3 0,5
Лимонный сок без сорта 7,0 2,0-6,0 0,4

 

Из микробиологических показателей в соках контролируют количество мезофильных аэробных и факультативно-анаэробных микроорганизмов (КМАФАнМ), бактерии групп кишечных палочек (БГКП), дрожжи и плесени, патогенные микроорганизмы, в том числе сальмонеллы. Показатели безопасности. В соках ограничивается содержание токсичных элементов (солей свинца, меди, цинка, олова, мышьяка, кадмия, ртути, хрома); радионуклидов (цезия-137 и стронция-90).
Соки и их фальсификация
Соки как наиболее дорогостоящие безалкогольные напитки фальсифицируют чаще всего. Наиболее распространенной фальсификацией соков является разбавление натурального напитка водой.
При добавлении в соки воды дегустаторы ее не замечают в количестве 10-20%, и лишь при ее добавлении до 50% многие дегустаторы указывают на водянистость вкуса. Поэтому разбавление соков водой до 30% практически сложно определить органолептическими или физико-химическими методами. Чтобы не ощущался водянистый вкус, его «подправляют», добавляя сахар и лимонную или яблочную кислоту.
Очень часто дорогие натуральные соки купажируют (смешивают) с более дешевыми соками без декларирования этого факта (добавление грушевого сока в яблочный и др.)[13].
Также используют другое более дешевое сырье (например, персиковый нектар получают из нектаринов). В купажированных соках очень сложно выявить соотношение вводимых исходных соков и поэтому их фальсификация практически не определяется.
Производители могут использовать нестандартное сырье и полуфабрикаты, подвергавшиеся микробиологической порче, и применять искусственные красители и ароматизаторы для сокрытия низкого качества продукта.
Также применяют и другие виды фальсификации соков (введение добавок, не предусмотренных рецептурой; замена одного типа напитка другим; информационная фальсификация).
К показателям, которые могут определяться при возникающих сомнениях в подлинности сока, относятся: титруемая кислотность, содержание лимонной и изолимонной кислот, яблочной кислоты, золы, натрия, калия, магния, кальция, общего фосфора, нитратов, сульфатов, формольного числа, глюкозы, фруктозы, сахарозы, геспередина и нарингина, пролина и ряда других показателей.
Органолептическая оценка качества соков
Соки тестируют для определения органолептических показателей следующим образом. Соки наливают в чистый цилиндрический бокал вместимостью 250 см3, диаметром 70мм и рассматривают в проходящем свете. Вкус, аромат и цвет соков должны соответствовать натуральным плодам, из которых они изготовлены[1].
Осветленные натуральные соки и соки с сахаром должны быть прозрачными, без осадка; неосветленные – равномерно и тонкопротертыми, свободно льющимися, однородной консистенции, непрозрачными; соки с мякотью – в виде однородной непрозрачной массы с равномерно распределенной гомогенизированной мякотью.
Допускается в соках с мякотью расслаивание и небольшой уплотненный осадок на дне, а в вишневом и сливовом соках – оседание мякоти[9].
Цвет соков должен соответствовать цвету спелых плодов, ягод и овощей, из которых они изготовлены, но допускаются более темные оттенки в светлых соках и незначительное обесцвечивание сока из темноокрашенных плодов и ягод. Вкус и запах определяют сразу после налива пробы в дегустационный бокал, при этом обращают внимание на соответствие вкуса и запаха плодам, ягодам и овощам, из которых они изготовлены, на наличие неблагоприятных вкусовых свойств и прочих посторонних привкусов и запахов.

Заключение

Основные функции упаковки — сохранить продукт, защитить его от повреждений или потерь при транспортировке, складировании и хранении, облегчить доставку до дома.
Кроме того, упаковка информирует покупателя о массе, составе, пищевой и энергетической ценности продукта, о сроках его изготовления и хранения, о координатах изготовителя. А еще защищает окружающих от нежелательного воздействия самого продукта, например от слишком резкого, не для всех приятного запаха.
Требования к полимерным, комбинированным и прочим упаковочным материалам для пищевой промышленности просты и понятны.
Материалы должны быть стойкими к механическому воздействию и влиянию погодных факторов, не набухать при контакте с продуктом и не допускать проникновения его через стенки упаковки. Обязательное условие — наличие гигиенического сертификата, гарантирующего, что в состав упаковочного материала не входят канцерогены, мутагены или аллергены, что он не изменяет органолептические и физиологические свойства продукта и не выделяет вредные вещества в количествах, превышающих допустимый с гигиенической точки зрения уровень.
Очень важно также, чтобы упаковочные материалы после их использования было легко утилизировать или переработать. Иначе мир погрязнет в бытовых отходах[8].
Относительно соковой продукции можно отметить следующее.
Соки и их качество оценивают по органолептическим, физико-химическим, микробиологическим показателям и показателям безопасности. Из органолептических показателей оценивают прозрачность, внешний вид, консистенцию (для нектаров), вкус, аромат и цвет.
Многие покупатели, видя на упаковке длительный срок хранения, многие, даже не читая состава, называют продукт напичканным консервантами. Однако по российским законам производители соков и нектаров обязаны указывать на пачках полный состав продукта и не вправе добавлять внутрь что — либо, помимо заявленного перечня. Так что если производитель пишет на упаковке «без консервантов», то, скорее всего, он шагает в ногу со временем и, делая сок, применяет самые современные технологии. Одна из них — многослойная асептическая упаковка. Она сохраняет полезные свойства продукта без охлаждения и добавления консервантов на срок до одного года.
В результате проведенного исследования, проведенного по данным АО Тандер магазин Магнит можно сделать вывод, что при покупке соковой продукции, большое количество покупателей обращает внимание на информацию, которую производитель указывает на упаковке.
Чаще всего внимание обращают на такую информацию как: срок годности, наименование продукта, состав продукта, дата изготовления, при этом данная информация имеет для них достаточно большое значение.
Предпочтение покупатели отдают упаковке Tetra Pak и стеклянной таре, в зависимости от бюджета.

Список использованных источников

1. Андерсон К., Керр К. Менеджмент, ориентированный на потребителя. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2015. — 288 с.
2.Баканов, М.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник для торговых вузов / М.И. Баканов. — М.: Экономика, 2018. – 352 с.
3.Веселова Н.В. Методология исследования рыночных структур: учебно-методическое пособие — М.: Инфра-М, 2017. — 350 с.
4.Карпова С.В. Брендинг: учебное пособие. – М.: Кнорус, 2018.
5.Карпова С.В. Маркетинг: теория и практика: учебное пособие. -Издательство Юрайт, 2020.
6. Князев С.И. Упаковка в системе интегрированных маркетинговых коммуникаций // Маркетинговые коммуникации. 2019. №4(22). С 9-10.
7.Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга: Пер. с англ. — 2-е европ. Изд. — М.; СПб.; К; Издательский дом «Вильямс», 2012. — 944 с
8.Матюшевская П.И. Тестирование упаковки // Лаборатория Рекламы, Маркетинга и PR. 2017. №1.
9.Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров М.: Инфра-М, 2016 — 283 с.
10.Рой Л.В., Третьяк В.П. Анализ отраслевых рынков: учебник — М.: Инфра-М, 2018. — 442 с.
11.Теплов В.И., Сероштан М. В., Боряев В. Е., Панасенко В. А. Коммерческое товароведение. М.: Дашков, 2018 — 620 с.
12.Федоров М.В. Экспертиза качества товаров. — М.: 2018. — 220 с.
13.Федоров М.В., Азгальдов Г.Г. Теория и практика оценки качества товаров. — М.: ЮНИТИ, 2017. — 416 с.
14.Федько В.П. Маркировка и сертификация товаров и услуг.- Ростов-на-Дону, Феникс, 2018 — 378 с.
15.Федько В.П. Упаковка и маркировка.- М., Инфра-М, 2017 — 280 с.
16.Хайн Т. Д. Все об упаковке. — М.: Арт-Родник, 2018. — 245 с.
17.Швандар В.А Стандартизация и управление качеством продукции. М., 2018 — 400 с
18.Шершнев Е.С. и др. Тара и упаковка в современной экономике. — М., 2016.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф