Введение
Глава 1 Государственные заимствования и государственный долг
1.1 Понятие и особенности государственных заимствований
1.2 Последствия государственного долга для страны
Глава 2 Государственный долг российской федерации на внутреннем и внешнем рынках
2.1 Динамика государственного долга РФ и показатели степени долговой устойчивости
2.2 Анализ динамики внешнего и внутреннего долга РФ
Глава 3 Политика управления государственным долгом и направления её совершенствования
3.1 Проблема роста расходов на обслуживание государственного долга
3.2 Оптимизация управления государственным долгом в РФ
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире не осталось государств, не имеющих государ-ственный долг, в связи с этим необходимо грамотно и эффективно управлять им. Проблема управления долговыми обязательствами государства актуаль-на для правительства любой страны.
Цель курсовой работы – на основе исследования сущности, причин, форм и последствий государственного долга дать анализ государственного долга России.
Для достижения цели в курсовой работе необходимо решить следую-щие задачи:
1) изучить сущность государственного долга;
2) проанализировать деятельность России в сфере государственного долга на внутреннем и внешнем рынках;
3) рассмотреть перспективные направления государственных заимство-ваний и пути совершенствования долговой политики.
Объектом работы выступает государственный долг.
Предмет курсовой работы – организация управления государственным долгом РФ.
Работа выполнена на основе изучения библиографических источников, периодических печатных изданий и учебной литературы.
Методологическая и теоретическая основа исследования представлена монографиями, периодическими научными печатными изданиями, сборни-ками статей, научными докладами, материалами научных конференций и се-минаров, информационно-аналитическими материалами, национальными нормативно-правовыми актами.
В процессе написания работы применялись следующие методы иссле-дования: обобщающе-описательный, методы группировки и сравнения.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения по результатам проведенного исследования, а также списка использованной литературы.
Научная новизна работы в том, что государственный долг представлен как неотъемлемая часть экономики любого государства, в том числе и Рос-сии. В работе с теоретической точки зрения описаны применяемые методы управления государственным долгом.
Практическая значимость исследования в том, что на примере послед-них лет рассмотрена политика, проводимая Правительством РФ в сфере гос-ударственных займов. Раскрыта тема будущих изменений долговой полити-ки на период 2018-2020 гг.
Глава 1 Государственные заимствования и государственный долг
1.1 Понятие и особенности государственных заимствований
Государственный долг в настоящее время является одной из главных проблем, оказывающих влияние на экономическую стабильность многих стран. Наличие долговых обязательств присуще практически всем странам мира, включая развитые.
Несмотря на меры, которые принимают мировые правительства, раз-мер государственного долга продолжает неуклонно растёт во многих стра-нах. За 2017 год совокупный долг всех стран достиг 56 трлн. долларов США.
Наиболее быстрыми темпами бюджетный дефицит растёт в таких стра-нах как США, Япония, Испания, Португалия.
В США причиной увеличения дефицита госбюджета послужили увели-чившиеся расходы на военные и социальные программы, стимулирующие меры (налоговые льготы).
США лидируют по величине внешнего долга, в настоящее время явля-ясь должниками Китая, Японии, России, Великобритании и др. Но наиболь-шую задолженность у Америки перед Федеральной резервной системой,
выполняющей функцию центрального банка данной страны.
Основой дефицитности бюджетов Японии и Португалии выступает па-дение ВВП.
В таблице 1 показаны страны, которые имели наибольший внешний долг по результатам прошлого, 2017 года.
Только три страны в мире не имеют внешнего долга: Бруней, Макао и Республика Палау.
Это связано с тем, что государственные займы можно отнести к основ-ным источникам финансирования дефицита бюджета.
Таблица 1 Рейтинг еще стран с наибольшим внешним долгом за 2017 год
При дефиците бюджета расходы существенно превышают доходы, что ведёт к бюджетной несбалансированности. Бюджетный дефицит формирует-ся под воздействием многих причин. Главная причина заключается в том, что финансовые возможности государства в целях мобилизации доходов весьма ограниченны. Это происходит в связи со спадом производства, высо-ким уровнем затрат, низкой производительностью труда и другими причи-нами, которые содействуют несбалансированности экономики и снижают эф-фективность хозяйствования.
В том случае, когда возникает бюджетный дефицит, государство стара-ется покрыть его способами, которые считает наиболее эффективными.
Первый и самый простой способ покрыть дефицит бюджета эмиссия денег. Но вслед за избыточной эмиссии может начаться неконтролируемая инфляция, обесценивание сбережений, а также национальной валюты.
Вторым способом покрыть дефицит бюджета является ужесточение налоговой политики. Этот способ наименее популярен, его стараются избе-гать.
Третий способ государственные займы. Он считается наиболее пред-почтительным в качестве источника финансирования бюджетного дефицита. Государство может заимствовать денежные средства как у населения, так и у различных по характеру деятельности организаций. Заимствования могут быть и внешними, когда средства заимствуются у иностранных государств либо международных финансово-кредитных организаций.
Государственный заем подразумевает возвращение всей суммы долга и уплату процентов на сумму займа.
Использование государственных заимствований в целях покрытия бюджетного дефицита предпочтительнее эмиссии. Это связано с тем, что ис-пользование временно свободных денежных средств населения или же орга-низаций не ведёт к увеличению совокупного спроса и количества денег в эко-номике. Накопленные государственные займы ведут к возникновению госу-дарственного долга государства.
Выделяют внешний и внутренний долг. Внешний долг представляет со-бой обязательства перед нерезидентами, выраженные в иностранной валюте. Внутренний долг – это обязательства перед резидентами в рублях. Формы долговых обязательств России показаны на рис. 1.
Рисунок 1 Формы долговых обязательств России
Управление государственным долгом это важный элемент государ-ственной финансовой политики. Во многих странах существует устойчивая система управления госдолгом.
На рис. 2 представлены основные методы регулирования государ-ственного долга и их характеристика.
Рисунок 2 Методы регулирования государственного долга
Основные задачи в сфере управления госдолгом состоят в том, чтобы:
обеспечить потребности органов государственного управления в
финансовых ресурсах;
минимизировать затраты, связанные с государственными заимство-ваниями;
минимизировать риски, связанные с государственными заимствова-ниями.
Таким образом, сущность государственного долга заключается в том, что государство может выступать заёмщиком для того, чтобы обеспечить дополнительные средства в целях финансирования своих расходов. Россия, как и многие зарубежные страны, применяет государственные займы в каче-стве основного источника финансирования дефицита бюджета.
1.2 Последствия государственного долга для страны
Государственный долг имеет как отрицательные, так и положительные последствия для экономики.
Отрицательной стороной является то, что в последние два десятка лет в развитых странах государственный долг превратился в одну из ключевых проблем функционирования государственного механизма. Полного погаше-ния государственного долга не наблюдается даже в благополучных странах.
Бюджетная политика служит основным инструментом регулирования экономики. При этом основную роль в этом регулировании играет государ-ственный долг. Необходимо отметить, что в прошлом, увеличение объема государственного долга было связано с расходами в периоды войн, а на со-временном этапе такие объемы достигаются в мирных условиях. Следует вы-делить следующие причины необходимости дополнительного финансирова-ния.
Во-первых, существуют противоречия между потребностями общества и возможностями государства удовлетворять эти потребности с помощью средств бюджета, поэтому имеет место долговое финансирование государ-ственных расходов.
Во-вторых, финансирование дополнительных государственных расхо-дов с помощью займов влечет за собой намного меньше негативных эффек-тов, чем денежная эмиссия. Более предпочтительным является использование займов, так как они лучше вписываются в экономический механизм по срав-нению с дополнительной эмиссией.
В-третьих, правительствам политически комфортнее прибегать к кре-дитному финансированию, чем повышать налоги.
При осуществлении государственных заимствований затрагиваются бюджеты, как доходов государственного сектора, так и расходов. В кратко-срочной перспективе, заимствования расширяют возможности государства, а в долгосрочной может наблюдаться обратный эффект. С течением времени увеличиваются расходы в виде требуемых платежей по процентам. С повы-шением затрат, связанных с выплатой процентов, ограничиваются возмож-ности для решений налоговой политики. Это приводит к ситуации, когда вы-плата процентов становится пропорциональной текущему доходу правитель-ства, и оно оказывается в долговой западне. При наступлении таких обстоя-тельств, правительству приходится полностью сменить способ управления задолженностью, так как оно уже не справится с растущим бременем после-дующих процентных платежей. Таким образом, экономический эффект высо-кого объема долга оценивается негативно. Получение средств от междуна-родных финансовых организаций и выпуск облигаций являются основными способами осуществления займов.
Глава 2 Управление государственным долгом как состав¬ляющая финансовой политики РФ
2.1 Динамика государственного долга РФ и показатели степени долго-вой устойчивости
Динамика государственного долга России в 2015-2020 годах (на конец года) представлена в таблице 2.
Таблица 2 Государственный долг России в 2015-2020 годах (млрд. руб-лей)
*% к оценке 2017 года
Государственный долг России за рассмотренный период существенно вырос. Особенно наглядно это видно на графике (рис. 3).
Рисунок 3 Динамика государственного долга России Ф в 2015-2020 гг., млрд. руб. [Сост. автором по данным табл. 2] Совокупный государственный долг РФ по итогам 2018 года достигнет 15234,6 млрд. руб., увеличившись по сравнению с 2017 годом на 21,5%. В дальнейшем планируется рост государственного долга, к 2020 году он со-ставит 17651,6 млрд. руб.
Государственный внешний долг растёт, начиная с 2016 года. В 2018 году по сравнению с 2017 годом рост составит 45%, в абсолютном выраже-нии рост составит 1473,3 млрд. руб. В ближайшей перспективе рост внешней задолженности продолжится, и к 2020 году в абсолютном выражении внеш-ний долг достигнет 4950,4 млрд. руб.
Важной особенностью государственной задолженности РФ является тот факт, что основную долю государство проводит на внутреннем рынке. Так, в 2018 году внутренний долг составил 68,9% от государственного долга. К 2020 году данный показатель увеличится до 72% и составит 17651,6 млрд. руб. Внутренний долг страны непрерывно растёт. С 2015 по 2018 гг. внут-ренний долг вырос на 39%, увеличившись с 7307,6 млрд. руб. до 10501,8 млрд. руб.
В процентном отношении к ВВП государственный долг составил 15,6%, к 2020 году прогнозируется рост данного показателя до 16%. При этом данный показатель находится на относительно безопасном уровне, по-скольку государственной программой РФ «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» значение данного целево-го показателя не может превышать 20%.
Для того, чтобы определить безопасный уровень объёма и структуры госдолга, мировой практикой выработана совокупность различных показа-телей долговой устойчивости. Показатели, по которым можно судить о дол-говой устойчивости России, приведены в табл. 3.
Таблица 3 Показатели, характеризующие степень долговой устойчивости
Данные таблицы 3 свидетельствуют о том, что все показатели, характе-ризующие долговую устойчивость России, находятся в пределах нормы.
Отношение госдолга к валовому внутреннему продукту сохраняется на уровне 13-16% в течение всего рассматриваемого периода, данный показа-тель не должен превышать 50%. Доля внутреннего долга в общем объёме госдолга России на уровне 70%, что также является допустимым значением. В общем объёме расходов федерального бюджета доля расходов на обслу-живание госдолга не превышает 5,2% (допустимое значение 10%). Отноше-ние госдолга РФ к доходам федерального бюджета составляет от 80 до 108,4%, то существенно ниже критической отметки в 250%.
Следует заметить, что коэффициент, который характеризует отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию госдолга к доходам федерального бюджета пороговый уровень, установленный в 10%. К 2020 году данный показатель составит 13%.
Таким образом, увеличение объёма госдолга привело к росту нагрузки на федеральный бюджет. Но большинство индикаторов долговой устойчиво-сти находится в пределах нормы, превышает пороговый уровень лишь ко-эффициент, который характеризует отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию госдолга к доходной части федерального бюд-жета.
2.2 Анализ динамики внешнего и внутреннего долга РФ
О динамике и структуре государственного внутреннего долга РФ мож-но судить по данным таблицы 4.
Верхний предел государственного внутреннего долга к 2020 году уве-личится до 12701,2 млрд. руб., то есть на 36,9% относительно 2017 года.
При этом верхний предел внутреннего госдолга России по государ-ственным гарантиям РФ составит 2473,3 млрд. руб., увеличившись на 22,5% по сравнению с 2017 годом.
Таблица 4 Динамика и структура внутреннего долга РФ
Анализ таблицы 4 показывает, что государственный внутренний долг увеличился в основном за счёт роста долга по государственным ценным бу-магам. Данная тенденция продолжится и в ближайшей перспективе доля дол-га по ценным бумагам в общем объёме внутреннего долга увеличится до 80,5%. Одновременно доля долга по государственным гарантиям уменьшит-ся с 23,8% в 2016 году до 19,5% в 2020 году.
Несмотря на рост государственного долга РФ, его структура выгодно от¬личает российскую экономику, так как большую часть госдолга (около 70%) – это внут¬ренний долг, выраженный в национальной валюте. Подобная тенденция будет сохраняться и до 2020 года, что позволит потенциальным кредиторам долгосрочно инвестировать в экономику страны.
Правительством планируется реструктуризация долга в сторону внут-ренних заимствований. Эта тенденция наблюдается с начала 2017 г. с выпус-ком «народных» облига¬ций.
ОФЗ-н был выпущен Минфином России 26 апреля 2017 год. Цель вы-пуска ОФЗ-н – повышение финансовой грамотности населения, воспитание культуры сохранения и инвестирования средств гражданами. Преимуще-ством нового инструмента является более высокая доходность по сравнению с классическими ОФЗ. Если средняя доходность для трехлетних ОФЗ состав-ляла 7,96% годовых, то доходность ОФЗ-н – 8,5% годовых.
За 2017 год было размещено ОФЗ-н на сумму Р30 млрд. В феврале 2018 года в ходе Российского инвестиционного форума Минфину России было поручено увеличить эмиссию ОФЗ-н до 100 млрд. руб. При этом, на форуме было отмечено падение спроса на ОФЗ-н. По мнению экспертов, успех первого транша ОФЗ-н был обеспечен за счет лиц, которые раньше не имели опыта работы на финансовых рынках. Интересно отметить, что основ-ными покупателями ОФЗ-н в 2017 году были пенсионеры. Снижение спроса ОФЗ-н обусловлен высокими комиссиями, которые взымаются как и при по-купке, так и при продаже ОФЗ-н. При сумме от 50 тыс. руб. до 300 тыс. руб. удерживается 1,5%. Для сравнения, комиссия на ОФЗ составляет 0,1%. Кро-ме того, если инвестор решит вернуть вложенные средства до 12 месяцев, то он потеряет весь процентный доход. Для профессиональных инвесторов классические ОФЗ более интересный инструмент в виду более высокой ликвидности и возможности получить прибыль от роста курсовой стоимости бумаги. Также купонная доходность для ОФЗ с плавающей ставкой могут превышать доходность ОФЗ-н.
Низкая популярность ОФЗ-н может быть обусловлена консерватизмом, т.е. потенциальные инвесторы плохо знакомы с новым инструментом и для избежание рисков предпочитают классический депозит или иные формы ин-вестиций/ сбережений. Среди других барьеров, препятствующих активному участию российских граждан на фондовом рынке, можно назвать низкие до-ходы и соответственно низкие сбережения граждан.
Рассмотрим облигационный рынок с точки зрения классических ОФЗ.
Основным индикатором изменения средневзвешенных цен наиболее ликвид-ных государственных облигаций с дюрацией более 1 года является индекс RGBI. Изучим его динамику за 2018 год. Первое заметное падение индекса отмечается 9 апреля. RGBI достиг 143,79 пунктов, снизившись на 0,71%. Это минимальное значение индекса с 8 февраля. Данное падение обусловлено ре-акцией нерезидентов на пакет санкций, введенный 6 апреля, в том числе по-падание «Русал» в SDN-лист. Нерезиденты за 9-10 апреля продали ОФЗ на 52 млрд. руб., а до 17 апреля общие нетто-продажи ОФЗ достигли 100 млрд. руб. В итоге, с апреля по май доля нерезидентов сократилась с 34,5% до 32,3%. По данным ЦБ РФ, номинальный объем ОФЗ на 1 мая, принадлежа-щий нерезидентам, составил 2,220 трлн. руб. при общем объеме рынка 6,877 трлн. руб.
Рисунок 4 Динамика индекса RGBI с 01/01/2018 по 24/10/2018
Следующий обвал на рынке ОФЗ был зафиксирован 19 июня, когда RGBI потерял около 1%. Данное падение обусловлено риторикой Банка Рос-сии, когда было принято решение не понижать ключевую ставку. Кроме то-го, 13 июня ФРС США повысила ключевую ставку до 2%, повысив тем са-мым привлекательность инструментов, номинированных в долларе. С мая по июнь доля нерезидентов в ОФЗ сократилась с 32,3% до 30,5%. что демон-стрирует снижение интереса к ОФЗ. В июне 2018 года объем рынка ОФЗ со-ставил 6,959 трлн. руб.
В летние месяцы спрос на ОФЗ продолжал падать, о чем свидетель-ствуют показатели индекса RGBI, а также результаты аукционов. Кроме то-го, повышению волатильности на финансовом рынке способствовал новый санкционный законопроект по делу Скрипалей от 8 августа. Результатом публикации проекта стала массовая продажа нерезидентами ОФЗ. По под-счетам Банка России нетто-продажи ОФЗ нерезидентов составили около млрд. руб. Пик продаж был отмечен 9 августа после публикации законопро-екта и составил порядка 13 млрд. руб. На 1 сентября 2018 года ЦБ России отметил, что доля нерезидентов в ОФЗ за месяц снизилась с 28% до 26,6%, достигнув таким образом минимума с декабря 2016 года. Всего с апреля по сентябрь нерезидентами было продано на сумму 480 млрд. руб.
Параллельно с ведением санкционного законопроекта по делу Скрипа-лей Минфин России 8 августа провел аукционы по размещению ОФЗ-ПД в размере Р15 хорд с датой погашения 28 февраля 2024 года и ОФЗ-ПК Р10 хорд с датой погашения 16 ноября 2022 года. По результатам аукциона на ОФЗ-ПК был предъявлен спрос в размере 8,085 млрд. руб., средневзвешен-ная доходность составила 7,75% годовых, а средневзвешенная цена состави-ла 100,1536% от номинала.
Объем спроса на ОФЗ-ПД составил 26,461 млрд. руб., что обусловлено продажей облигаций со скидкой 94,089% от номинала, доходность соста-вила 7,98% годовых, т.к. дата погашения у данной бумаги позже.
С конца августа по сентябрь 2018 года было зафиксировано три отме-ны
аукционов по размещению ОФЗ по различным причинам.
На фоне распродаж по всему миру Министерство финансов не смогло разместить ОФЗ 15.08.2018 года даже на 10 млрд. рублей. Из-за внешних шоков Минфин снизил объем сегодняшнего размещения с 25 млрд. рублей до 10 млрд., кроме того, вместо двух выпусков инвесторам был предложен лишь один. Однако даже эти действия не смогли помочь ведомству успешно распродать все бумаги. При предложении в 10 млрд. рублей спрос составил 20,1 млрд., однако это позволило министерству занять лишь 5,7 млрд. руб-лей.
Рисунок 5 Результаты аукционов по размещению ОФЗ (млн. руб.)
С начала года Министерство финансов через продажу ОФЗ заняло 876 млрд. рублей, что, на 223 млрд рублей меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Так, 22 августа 2018 года аукцион был отменен из-за резко возросшей волатильности финансовых рынков и с учетом мнений участников долгового рынка, постоянно участвующих в аукционах ОФЗ: 12 сентября в связи с неблагоприятной рыночной конъюнктуры. 19 сентября отмена аук-циона была проведена с целью содействия стабилизации на долговом рынке. Кроме того, аукцион от 5 сентября был признан несостоявшимся в связи с резкой волатильностью на финансовом рынке.
Ключевые события на рынке ОФЗ за 2018 год показали подвержен-ность нерезидентов влиянию санкционных проектов, что с позиции поведен-ческих финансов можно рассматривать как боязнь инвесторов потерь в ре-зультате возможного запрета на действия с ОФЗ. Согласно шумовой теории, инвесторы нерезиденты сильно уделяют внимание каждому новому пакету санкций несмотря на то, что Moody’s назвало ограниченным влияние новых санкций США на Россию. Таким образом, инвесторы, «поддавшись шуму», при принятии решении о продажи ОФЗ уделили больше внимание новостям, чем фундаментальным характеристикам ОФЗ. Также стоит отметить, что мнения участников нерезидентов долгового рынка трижды влияли на реше-ния Минфина России по размещению аукциона ОФЗ за август-сентябрь 2018 года.
Управлении внешним долгом обладает своей спецификой: государство не имеет право бесконечно наращивать внешний долг, ведь это ставит под угрозу национальную безопасности страны.
Динамика и структура государственного внешнего долга показана в таблице 5.
Таблица 5 Динамика объема и структуры государственного внешнего дол-га (на конец года) (млн. долларов США)
Верхний предел государственного внешнего долга в 2019 году вырас-тет до 73,13 млрд. долларов.
При этом верхний предел государственного внешнего долга России по государственным гарантиям на 1 января 2019 года установлен в сумме 33,5 млрд., что составляет 46,8% от всего объёма внешнего долга.
Прогнозируется, что доля долга по государственным ценным бумагам России в общем объеме внешнего госдолга, будет постепенно снижаться и на 1 января 2021 года составит 48,2%.
Доля внешнего долга по кредитам правительств иностранных госу-дарств и займам МФО сократится с 1,8% в 2018 году до 1,7% в 2019 году.
Итак, представленная структура и динамика государственного долга позволяет сделать вывод о постепенном наращивании как внутренних, так и внешних заимствований в РФ. Важной особенностью государственной за-долженности РФ является тот факт, что основную долю государство прово-дит на внутреннем рынке. В 2018 году внутренний долг составил 68,9% от государственного долга, а к 2020 году данный показатель увеличится до 72%. Увеличение объёмов заимствований неизбежно влечёт за собой увели-чение расходов по их обслуживанию.
Глава 3 Политика управления государственным долгом и направления её совершенствования
3.1 Проблема роста расходов на обслуживание государственного дол-га
Анализ объёма и структуры государственного долга показал, что госу-дарственные заимствования РФ увеличиваются как на внешнем, так и на внутреннем рынках. К тому же растёт прогнозируемый курс доллара по от-ношению к рублю. Всё это приводит к увеличению бюджетных ассигнований на обслуживание государственного долга (таблица 6).
Таблица 6 Динамика расходов на обслуживание государственного долга (процентных расходов) в 2014-2020 годах, (млрд. рублей)
* По сравнению с оценкой исполнений 2017 года.
** Объем расходов (без учета условно утвержденных расходов).
В 2017 году на обслуживание государственного долга было израсхо-довано 730,3 млрд. руб., к 2021 году данная статья расходов бюджета соста-вит 869,8 млрд. руб., увеличившись на 19%.
Предусмотренные законопроектом расходы на обслуживание государ-ственного внешнего долга Российской Федерации в 2018, 2019 и 2020 годах по видам долговых обязательств отражены в таблице 7.
Таблица 7 Расходы на обслуживание государственного внешнего долга России в 2018, 2019 и 2020 годах по видам долговых обязательств
Уже в 2018 году расходы на обслуживание государственного долга в 1,8 раза превысили расходы на ЖКХ, охрану окружающей среды, культуру, спорт и средства массовой информации, которые в совокупности составили 450,2 млрд. руб. Также расходы на обслуживание долга превышают расхо-ды, заложенные в бюджете на образование (663,2 млрд. руб.) и здравоохра-нение (460,3 млрд. руб.).
Основной объем бюджетных ассигнований на обслуживание внешнего госдолга РФ расходуется на обслуживание ОВОЗ, до 98% всех расходов. В 2018 году сумма расходов составила 3,4 млрд. долл., в 2019 сумма составит 2,2 млрд. долл.
В 2018-2020 годах предусмотрены расходы на обслуживание займов, Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Северного инвести-ционного банка (СИБ) и Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) и Ново-го банка развития (НБР).
3.2 Оптимизация управления государственным долгом в РФ
Неотъемлемый элемент государственной макроэкономической полити-ки политика по управлению госдолгом. Механизм государственного долга является мощнейшим фактором экономического роста, сглаживая неравно-мерное поступление налоговых и неналоговых платежей в бюджет. Меха-низм государственного долга может быть использован для регулирования денежного обращения, а также уровня деловой активности в стране.
Госдолг является одним из элементов экономической системы, прямо или косвенно влияющий на федеральный бюджет, денежно-кредитную и ва-лютную системы, уровень инфляции и т.д. В связи с этим важен обоснован-ный выбор метода, с помощью которого происходит управление государ-ственной задолженностью .
Причина стабильного роста госдолга, прежде всего, заключается в том, что расходы на обслуживание госдолга в общем объеме расходов федераль-ного бюджета постоянно растут.
В целях повышения долговой устойчивости, а также для проведения мероприятий, направленных на оптимизацию управления государственным долгом России, необходимо создать специальный орган по управлению гос-ударственным долгом РФ. Данной организации целесообразно передать функции, которые в настоящее время выполняет Департамент управления госдолгом РФ и Министерство финансов РФ:
− по ведению единой информационной базы по государственным внутренним долгам РФ;
− по управлению государственными активами России .
Создание подобной спецорганизации по управлению госдолгом РФ даст возможность вести к минимуму затраты на управление и обслуживание госдолга РФ.
В целях оптимизации управления внутренним долгом России следует изменить сам подход к процессу управления долговыми обязательствами, перейдя к более активной схеме управления, которая включала бы и опера-ции на вторичном рынке, что позволило бы минимизировать расходы феде-рального бюджета по обслуживание государственных внуренних заимство-ваний.
Но, как считает руководитель Департамента управления государствен-ным внутренним долгом РФ Б. Златкис, в настоящее время Минфин не обес-печивает проведение подобной активной политики в сфере управления гос-долгом.
Это предоставляет возможность для передачи данных функций специа-лизированной организации, чтобы максимально сконцентрировать полномо-чия по оперативному управлению госдолгом РФ.
Проекты, направленные на снижение уровня внутренней задолженно-сти и снижению расходов по её обслуживанию, в качестве мероприятий по совершенствованию всей системы управления госдолгом, должны занимать центральное место.
В целях решения данной задачи интересен опыт ряда зарубежных стран. К примеру, в Италии для того, чтобы снизить объём государственной задолженности, организовали особый фонд, который подвластен казначей-ству государства. Фонд выполняет только одну задачу по выкупу обращаю-щихся государственных ценных бумаг на вторичном рынке.
Политику по эффективному управлению государственным долгом про-водят в целях:
сохранить государственный долг на уровне, который может поддер-живать экономическую стабильность в стране;
создать систему государственных займов, которая давала бы воз-можность выполнять обязательства с наименьшими издержками, а также ми-нимальным риском в сфере экономической безопасности страны;
минимизировать стоимость долга путём увеличения сроков заим-ствований;
своевременно и полно исполнять обязательства по долгу, не допус-кая штрафов;
направлять заемные средства на целевые нужды;
координировать долговую политику с финансовой и экономической.
Таким образом, в условиях экономического кризиса государственный долг является основным источником финансирования бюджетного дефицита. Для выполнения данной задачи необходимо привлекать значительные фи-нансовые ресурсы, основным их источником выступают внутренние заим-ствования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе освещается, каким должно быть управление госу-дарственным долгом Российской Федерации в сложившихся экономических условиях. Целью работы являлось определение основных направлений его адаптирования к новым условиям, что обуславливает разработку ряда мер по повышению его эффективности.
Во второй главе курсовой работы представлена структура и динамика государственного долга и сделан вывод о перспективах развития в условиях высоких рисков и роста стоимости заимствований, как на внешних, так и на внутренних рынках. Важной особенностью государственной задолженности РФ является тот факт, что основную долю государство проводит на внутрен-нем рынке. В 2018 году внутренний долг составил 68,9% от государственно-го долга, а к 2020 году данный показатель увеличится до 72%.
В качестве первоочередных мер по управлению государственным дол-гом необходимо:
− развивать инвестиционный рынок как источник покрытия дефицита бюджета;
− использовать заимствованные средства с максимальной эффективно-стью;
− изыскивать средства для выплаты долга (на основе рефинансирова-ния);
− сохранять величину государственного долга на уровне, безопасном для экономики;
− нейтрализовать нежелательные последствия долга.
Таким образом, управление государственными заимствованиями явля-ется одним из ключевых направлений финансовой политики государства. Ес-ли долг будет увеличиваться еще больше, то это может привести к неста-бильности в экономике, повышению инфляции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы
1. Конституция Российской Федерации. − М.: Папирус, 2014. − 62 с.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. − М.: Деловая литература, 2013. − 208 с.
3. Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» // Си-стема ГАРАНТ: http://base.garant.ru/71570266/#ixzz56FX3AIOl
Учебная и научная литература
4. Айдарова Н.Г., Государственный долг России в современных условиях // В сборнике: Перспективы развития АПК в современных условиях. − 2017. С. 515-518.
5. Ахмеров Д.Х. Управление государственным и муниципальным долгом // NovaInfo.Ru. 2018. Т. 1. № 89. С. 98-102.
6. Береза А.Е. Основы управления государственным (муниципальным) долгом //Аллея науки. 2018. Т. 2. № 1 (17). С. 710-713.
7. Дядичко С.П. Государственные займы в условиях экономических санк-ций // Интеллект. Инновации. Инвестиции. − 2016. − № 11. С. 14-18.
8. Ермакова А.С., Аджиева А.Ю. Государственный долг России и способы его регулирования // В сборнике: Инновационное развитие: потенциал науки и современного образования. Сборник статей II Международной научно-практической конференции. 2018. С. 174-176.
9. Заключение Счетной палаты РФ на проект федерального закона «О фе-деральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2018 и 2020 го-дов» (утверждено Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 10 октября 2017 г. № 55К (1200) // Бюллетень счётной па-латы. − М.: 2017.
10. Заяц Т.И. Государственные займы как инструмент привлечения инвести-ций в российскую экономику // В сборнике: Современная экономика: ак-туальные вопросы, достижения и инновации. − 2017. С. 254-256.
11. Калитвенцев Д.А. Государственный долг и методы управления им // Ал-лея науки. 2018. Т. 2. № 5 (21). С. 271-274.
12. Мутаилова Д.Г. Государственный долг Российской Федерации: совре-менное состояние и эффективность управления // В сборнике: Современ-ные вызовы и реалии экономического развития России. 2018. С. 352-354.
13. Новосельцева Е.И. Анализ внутреннего государственного долга Россий-ской Федерации // Академия педагогических идей Новация. Серия: Сту-денческий научный вестник. 2018. № 6. С. 493-498.
14. Осколкова Н.А. История становления и развития института государ-ственного долга в России // Вопросы российского и международного права. 2018. Т. 8. № 4A. С. 79-87.
15. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. − М.: 2017.
16. Осокина В.К., Григорьева О.Л. Анализ государственных заимствований Российской Федерации // В сборнике: Специалисты АПК нового поколе-ния. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 494-499.
17. Поживилко А.В. Методы управления государственным долгом // В сборнике: Молодежь и научно-технический прогресс. Сборник докладов IX международной научно-практической конференции студентов, аспи-рантов и молодых ученых: в 4 томах. 2018. С. 594-596.
18. Перебейнос Е.Н. Теоретические аспекты построения системы управления государственным долгом // Вестник Луганского национального универ-ситета имени Владимира Даля. 2018. № 2 (8). С. 86-89.
19. Россия 2017. Статистический справочник. // Федеральная служба госу-дарственной статистики. − М., 2017.
20. Степанов, С.И., Новые формы использования государственных займов в Российской Федерации на современном этапе // В сборнике: Новая наука: финансово-экономические основы. − 2017. С. 253-256.
21. Татевосян А.С. Государственный долг как элемент финансовой безопас-ности государства // В сборнике: Актуальные проблемы юридической науки и практики материалы международной научно-практической кон-ференции. 2018. С. 345-348.
22. Филиппенко А.С. Государственные внутренний долг: современное со-стояние // В сборнике: Научное сообщество студентов. 2018. С. 455-460.
23. Швец Ю.Ю. Проблемы управления государственным долгом в РФ и способы их решения // В сборнике: Трансформационные процессы ры-ночной экономики. 2018. С. 164-176.
24. Шиндригалова А.С., Климовских Н.В. Государственный долг России // В сборнике: Экономика и управление: проблемы, тенденции, перспекти-вы развития. Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. Редколлегия: Б.К. Мейманов [и др.]. 2018. С. 46-48.
25. Широкова О.В., Бушуева А.А. Государственный долг и его влияние на экономику России // Экономика и социум. 2018. № 6 (49). С. 1356-1359.
26. Шмакова С.И. Пути сокращения государственного долга Российской Федерации в 2018 году // В сборнике: Современная наука: теория и практика Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. 2018. С. 206-209.
27. Якшина М.А. Механизм регулирования государственного долга в ры-ночных условиях // В сборнике: Роль рынка в социально-экономическом развитии общества. Материалы II международной научно-практической конференции.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф