Заявка на расчет
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Валеологическая культура: сущность, содержание, структура»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Глава 1. Теоретические основания исследования валеологической культуры вожатых в детских центрах.

1.1.Валеологическая культура: сущность, содержание, структура

Здоровье является одной из базовых терминальных ценностей, в связи с чем стремление современных людей придерживаться здорового образа жизни отражает его значимость и актуальность для общества. С другой стороны, пренебрежение к возникающим проблемам со здоровьем отражено в увеличении числа лиц с хроническими заболеваниями и повышением смертности от острых форм заболеваний. Современная Россия характеризуется повышением уровня смертности среди лиц молодого и среднего возраста, что объясняется невниманием к собственному здоровью и преувеличением значимости материальных маркеров благополучия, когда на первое место выходит демонстрация материальных благ и социальных связей, которые достаются за счет откровенного пренебрежения к нуждам собственного организма.
Само слово «валеология» имеет древнеримское происхождение, означающего форму приветствия, которую условно можно обозначить как пожелание здоровья – la vale, и означает науку о здоровье. Данный термин был введен в научный лексикон И.И. Брехманом в 1980 году. Предмет валеологии представляет собой здоровье человека, здоровый образ жизни, когда особую актуальность приобретает обучение необходимым для ведения полноценной и активной жизни в качестве члена социума. В отличие от медицины, валеология делает главный акцент не на предупреждение заболеваний, а актуализацию знаний о культуре здоровья, необходимых для этого поведенческих навыков и эмоциональных паттернов.
Валеологическую культуру следует рассматривать как результат валеологического образования, который предполагает знание человеком собственных возможностей в плане генетики, физиологии и психологии. Кроме того, валеологическая культура предполагает владение способами и средствами сохранения и улучшения своего здоровья, умение делиться своими знаниями с окружающими и распространять идею здорового образа жизни. Валеологическая культура представляет собой особую систему ценностей, опирающихся на знания о сущности здоровья, и благодаря этому способных регулировать поведение людей с целью улучшить собственное благополучие на физическом и психическом уровнях. То, как человек воспринимает и относится к собственному здоровью, является показателем зрелости его личности и выступает в качестве ее главного компонента.
Высокая детская смертность и заболеваемость привели к тому, что в 18 веке в России вопросам здоровья и болезни начали уделять особое внимание. Ведущие российские ученые того периода настаивали на создании особых условий для подрастающего поколения с тем, чтобы дети и молодые люди росли крепкими телом и духом, учились беречь и приумножать свое здоровье и способствовали распространению здорового образа жизни в обществе. Актуальная для российского общества тема трезвости и борьбы с алкоголизмом затрагивается еще во времена средневековья, но лишь в конце 19-начале 20 века были созданы первые педагогические рекомендации по обучению трезвости.
Рассматривая здоровье как одну из центральных категорий валеологии, И.П. Калью утверждает, что все многообразие признаков здоровья можно распределить на 5 групп, согласно концептуальным моделям определения понятия здоровья:
· Так, согласно медицинской модели, здоровьем представляет собой отсутствие болезней и их симптомов.
· Биомедицинская модель видит здоровье как отсутствие у человека органических нарушений и субъективных ощущений нездоровья, акцентируя внимание на природно-биологической сущности человека и подчеркивая доминирующее значение биологических закономерностей в жизнедеятельности человека и в его здоровье.
· Биосоциальная модель в понятие здоровья включает биологические и социальные признаки в их единстве, хотя социальные выступают как приоритетные.
· Ценностно-социальная модель рассматривает здоровье как безусловную ценность и необходимую предпосылку для ведения полноценной жизни, возможности удовлетворения материальных и духовных потребностей, участия в труде и социальной жизни, в экономической, научной, культурной и других видах деятельности, что в наиболее полной мере соответствует определению здоровья, сформулированному ВОЗ.
Как полагает В.П.Казначеев, валеологический подход к здоровью отличается от медицинского, биологического или физиологического тем, что в качестве главного фактора здоровья выделяет тесное взаимодействие телесного и духовного в отношении потребностей, убеждений и резервов. В.Д. Колосов утверждает, что стремление человека вести здоровый образ жизни свидетельствует о сознательном и ответственном отношении к собственному здоровью и других людей. При этом ответственность как черта личности закладывается посредством гармоничного воспитания, взаимодействия с другими людьми, развития мировоззрения и миропонимания. Валеологическая культура в рамках такого подхода усваивается наравне с другими значимыми ценностями, детерминируя отношение человека к здоровью.
Валеология имеет тесные связи с разными науками, связанными с теми или иными аспектами человеческой жизнедеятельности: биологией, экологией, психологией, социологией, философией, физическим и эстетическим воспитанием и рядом других. Вследствие этого, валеологию можно назвать междисциплинарной областью знаний, поскольку данная наука позволяет формировать картину здоровья с учетом психологических, социальных, экономических факторов в жизни отдельно взятого человека и общества в целом. При этом подчеркивается, что на процесс становления культуры здоровья влияют знания об окружающей среде, готовность к физическому и духовному совершенствованию, особенности формирования и развития личности с учетом целого ряда факторов, начиная от условий внутриутробного развития. Особое значение имеют содержание и задачи валеологического образования, имеющие целью сформировать устойчивую мотивацию к здоровью и приобщить людей к здоровому образу жизни.
Цель валеологии состоит в формировании образованной с точки зрения валеологии личности, направленной на использование валеологических средств, чтобы создать, сохранить, укрепить здоровье и улучшить психофизическую подготовку к будущей профессиональной деятельности и иным способам самореализации.
Основные задачи валеологии состоят в том, чтобы:
· Разработать представления о сущности здоровья, осуществить поиск моделей его исследования, реализовать методы оценки и прогноза
· Разработать методы мониторинга состояния здоровья популяции, используя в качестве основы количественную оценку здоровья индивида
· Сформировать психологию здоровья как систему отношений к здоровью, детерминирующих здоровый образ жизни
· Разработать методы, формирующие, сохраняющие и укрепляющие индивидуальное здоровье
· Обеспечить профилактику заболеваний, повышая уровень здоровья населения при помощи специальных программ.
Валеология делится на следующие направления, в зависимости от объекта изучения:
· Общая – определяет место валеологии как науки среди других наук о человеке
· Медицинская – различает понятия здоровья и болезни, определяет методы их диагностики, разрабатывает критерии оценки состояния здоровья в разрезе целой популяции и ее отдельных сегментов, исследует риски и угрожающие здоровью факторы, разрабатывает способы предупреждения заболеваний и улучшения и сохранения здоровья
· Возрастная занимается изучением особенностей становления здоровья человека в возрастном аспекте, т.е. отслеживает динамику возрастных изменений здоровья
· Профессиональная рассматривает проблему обеспечения здоровья человека в разрезе профессиональной деятельности
· Специальная изучает влияние экстремальных ситуаций и условий на здоровье человека
· Семейная занимается изучением роли и места семьи как в целом, так и с точки зрения отдельных ее членов, в процессе формирования культуры здоровья, а также разрабатывает рекомендации касательно обеспечения здоровья для представителей разных поколений внутри семьи
· Экологическая изучает влияние природных и антропогенных факторов, последствий их воздействия на состояние здоровья человека
· Педагогическая ориентирована на сохранение физического и духовного здоровья подрастающего поколения, формирует у них валеологические знания, умение заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих посредством педагогических средств
· Социальная уделяет внимание изучению здоровья людей сквозь призму социума как такового, учитывая этнические, классовые, социальные факторы.
Среди перечисленных видов валеологии особое значение имеет педагогическая, поскольку одной из ее ключевых задач является оздоровление подрастающего поколения. Бурное развитие и необходимость внедрения педагогической валеологии объясняется двумя важными обстоятельствами:
1. Общество заинтересовано в разработке срочных мер по оздоровлению человека, способных принести быстрый и эффективный результат
2. Введение и реализация валеологических программ в условиях социального и экономического кризиса обходится государству дешевле, чем создание условий для лечения хронических больных
Ведущим принципом педагогической валеологии является принцип природосообразности, который по своему содержанию и смыслу очень близок к медицинскому «не навреди». Согласно принципа природосообразности, воспитание и образование детей должно строиться, исходя из особенностей природного развития ребенка. То есть, не следует давать ребенку задачи, намного превышающие его физические, интеллектуальные, эмоциональные и иные характеристики и не принимая в расчет его интересы и потребности. Если нагружать ребенка разными задачами, ориентируясь исключительно на какой-то один параметр его развития, можно довести его до невротического или даже психотического расстройства, обусловленного острой или хронической фрустрацией вследствие неспособности справиться с предложенной задачей.
К основным понятиям педагогической валеологии относится валеологическое образование, понимаемое как часть общего образования, построенное на знании медицинских и психолого-педагогических аспектов здоровья, способов сохранения и развития здоровья посредством личностных установок на здоровьесозидающее и здоровьесберегающее поведение. Педагогическая валеология имеет ряд важных задач:
· Обеспечение реализации базовых потребностей личности на всех этапах ее развития
· Обучение методикам, посредством которых каждый человек может выполнить диагностику, коррекцию, оценку собственных возможностей здоровья, а также – проконтролировать собственное развитие
· Формирование ценностных установок и приоритетов в отношении здоровья и здорового образа жизни, самореализацию в качестве здорового члена общества
· Формирование осознания единства личности и Вселенной, когда человек понимает и принимает тот факт, что он является частью дружественной для него среды
Валеологические знания являются научно обоснованными, поскольку для их создания человечество потратило не одну тысячу лет. Эти знания необходимы и для дальнейшего развития науки в целом. Поэтому можно сказать, что основная цель валеологического образования состоит в сохранении и укреплении индивидуального здоровья через развитие личностных, психических и физических возможностей человека. В результате личность будет способна реализовать себя и адаптироваться к изменчивым условиям социума и окружающей среды без ущерба для своего физического, духовного и психического статуса.
Педагогическая валеология организовывает личностно ориентированное обучение, опираясь на индивидуальные психофизиологические и социальные возможности индивидуума, выбирает оптимальные педагогические технологии и учебные программы с учетом поло-возрастных и индивидуально-личностных особенностей учащихся, окружающей среды. Кроме того, педагогическая валеология формирует духовные и социальные ориентиры, оказывающие влияние на здоровье, ментальное и физическое благополучие личности на разных этапах онтогенеза, повышает валеологическую грамотность и осведомленность учителей, родителей и учащихся.
Результатами педагогической валеологии являются:
· Преодоление негативных последствий воспитания и образования путем формирования ответственного отношения личности к самой себе через желание быть здоровым и жить в соответствии с принципом природосообразности
· Переосмысление учебно-воспитательного процесса с точки зрения здоровьесозидания, что требует от педагогов владения технологиями управления, укрепления и сохранения собственного здоровья
· Построение отношений с самим собой на физическом и духовном уровнях, что позволяет личности совершенствоваться и помогать с этом другим.
Поскольку валеология является наукой, это означает, что у нее есть методы научного познания, среди которых можно выделить как общенаучные в виде теоретического анализа и обобщения литературных источников, наблюдения, эксперимента, системного подхода с точки зрения предметного, структурного и функционального аспектов, так и специфические, например, валеометрический метод, о котором будет рассказано ниже.
Валеометрия или валеометрический метод относится к методам математической статистики, диагностирующих состояние здоровья с точки зрения физических, психических и социальных аспектов в сравнении с показателями на конкретной территории определенной группы популяции. К валеометрическим методам относятся, к примеру, функциональные пробы на работу вестибулярного аппарата, оценки жизненного объема легких, содержание определенных гормонов, микроэлементов или частиц в крови, оценка функционального состояния коры больших полушарий головного мозга, тесты двигательной подготовленности, т.д. На основе полученных данных составляется профиль популяции, который можно разбить на группы по возрасту, полу, роду занятий, наличию или отсутствию определенных заболеваний и вывести усредненные показатели, т.е. валеометрия имеет много общего с антрометрическими замерами.
Когда речь идет о комплексной оценке физического здоровья, последнее понимается как количественная оценка функционального состояния человеческого организма, его резервов и дееспособности человека. При высоком уровне здоровья характерно оптимальное функционирование жизненно важных систем организма, наличие у них максимальных резервов и социальной дееспособности. Показатели функционирования жизнеобеспечивающих систем организма, отражающие состояние здоровья человека, делят условно на следующие группы:
1. Особенности функционирования и резервов сердечно-сосудистой и дыхательной систем (частота сердечных сокращений и дыхания в состоянии покоя и после физической нагрузки, артериальное давление)
2. Основные двигательные качества – быстрота, ловкость, гибкость, скорость, общая выносливость
3. Образ жизни
4. Эффективность работу иммунной системы, наличие хронических заболеваний
Согласно результатам исследований, для молодежи характерно иметь проблемы со здоровьем вследствие неправильного образа жизни, что приводит к снижению показателей других групп. Поэтому формирование правильного отношения к собственному здоровью и выполнение соответствующих рекомендаций способствует улучшению всех показателей организма.
Образ жизни является одной из наиболее значимых категорий, объединяющих представления о конкретном виде жизнедеятельности человека, и характеризуется такими особенностями, как трудовая деятельность, общение, отдых, способы удовлетворения потребностей, нормы поведения. Образ жизни можно рассматривать как своего рода отражение личности человека. Как показали исследования, среди факторов, влияющих на здоровье человека, около 55% отводится на образ жизни, который выражается следующими показателями:
· Уровнем образования и общей культуры человека
· Материальными условиями жизни
· Поло-возрастными и конституциональными особенностями человека
· Состоянием здоровья
· Особенностями трудовой деятельности
· Особенностями семейного воспитания и отношений
· Привычками (включая вредные)
· Возможностями удовлетворения социальных и биологических потребностей
Человек, ведущий здоровый образ жизни, способен выполнять профессиональные, социальные и бытовые функции в условиях, оптимальных для его здоровья и развития. В этом случае здоровье выступает в качестве главной потребности человека, удовлетворение которой порой может быть связано с наличием определенных противоречий, которые объясняются тем, что современное российское население не обладает достаточно выраженной мотивацией к бережному отношению к своему здоровью. Кроме того, низкий уровень общей культуры отрицательно влияет на важность здоровья как базисной ценности в жизни человека. Именно по этой причине частыми явлениями российской реальности являются подростковая беременность и активное потребление будущими матерями спиртного во время беременности, пренебрежение потребностями родившихся детей, ранняя инвалидизация среди молодежи.

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1.2. Технология формирования валеологической культуры молодежи

Существуют различные подходы к определению понятия молодежь, однако исследователи сходятся в том, что данная социально-демографическая группа занимает важнейшее место в структуре общества. Молодость – период самоопределения и самореализации. Молодые люди отличаются мобильностью, активным принятием нового. Они готовы воспринимать большие потоки информации, научных знаний, расширять рамки привычного, формируя новые ценности и образцы поведения. Именно от молодежи в конечном итоге зависит вектор общественного развития. Известный политолог, философ А.С. Панарин определил молодежь как «социально-демографическую группу, предназначенную современным обществом для ускоренного освоения новейшей профессиональной, научно-технической, социально-культурной и территориальной среды» [5]. Молодое поколение – это генофонд любого народа, потенциал его развития. В связи с этим здоровье молодежи является важнейшей проблемой, от решения которой зависит настоящее и будущее любого общества.
Однако каждый исторический этап создает определенные условия, в которых происходит становление молодого человека. Современное общество характеризуется быстрыми темпами социально-экономических, технических, политических изменений, что предъявляет повышенные требования к индивиду, усиливает психологические, экологические, стрессовые нагрузки. Поэтому актуальной проблемой становиться воспитание личности, способной адаптироваться к изменяющейся среде, противостоять ее негативным аспектам. Это напрямую связано с задачами формирования валеологической культуры, которая может способствовать сохранению и развитию здоровья каждого молодого человека и молодежи как социально-демографической группы в целом. Безусловно, приучение к здоровому образу жизни, формирование здоровых привычек начинается в раннем детстве. Но процесс социализации в нынешнем обществе продолжительнее, чем прежде. Молодой человек проходит длительный этап обучения, получая сначала среднее общее, затем профессиональное образование. Этим объясняется роль современной образовательной системы в валеологическом воспитании молодежи, направленном на усвоение необходимого здоровьесберегающего знания и формирование навыков самосохраняющего поведения.
Исследователи отмечают рост числа заболеваний современных подростков и молодежи, стремятся найти пути решения данной проблемы. Это способствовало возникновению целой области знаний о здоровье, получившей название «валеология». Неотъемлемой частью ее, как мы уже говорили, стала педагогическая валеология, нацеленная на обучение молодого поколения здоровому образу жизни, воспитание у него бережного отношения к здоровью. Среди разработчиков данного направления такие российские ученые как Э.Н. Вайнер, В.В. Колбанов, Р.И. Айзман и др. [2]. Валеологическая культура, на формирование которой направлено валеологическое образование и воспитание рассматривается как необходимый составляющий элемент общей культуры личности.
Под «валеологической культурой» принято понимать часть общечеловеческой культуры, которая включает знание человеком собственных физиологических, генетических и психологических возможностей, умение сохранять, контролировать и развивать свое здоровье, а также способность передавать эти знания другим людям.
Основоположник теории развивающего обучения Л.С. Выготский подчеркивал, что умственному развитию может способствовать только правильно организованное обучение. Для успешного усвоения знаний необходимо ориентироваться на «зону ближайшего развития» учащегося. В этом случае обучение не просто дает эффект, но не наносит вред физическому и психическому здоровью обучаемого [4]. Однако практика нашей образовательной системы зачастую свидетельствует об обратном. Несмотря на то, что здоровьесберегающие педагогические технологии продвигаются в образовательный процесс, остается противоречие между ними и требованиями системы, которая не всегда принимает к сведению возрастные и психологические особенности учащихся, не учитывает реальную образовательную нагрузку. Это касается как школьного, так и профессионального образования.
Таким образом, первой проблемой на пути реализации валеологического воспитания является необходимость преобразования самой образовательной системы, приведение ее в соответствие с принципами здорового образа жизни.
Обычно это напрямую связывают с ужесточением и расширением контроля за тем, как образовательное учреждение соблюдает санитарно-гигиенический режим, с внедрением личностно-ориентированного, дифференцированного подхода к обучению. Все это должно создать условия здоровьесберегающей среды, помочь учащимся приспособиться к требованиям учебного процесса. Как подчеркивает Г.К.Зайцев, нельзя винить учащихся в том, что они переутомляются или заболевают из-за непосильной учебной нагрузки. Причины патологий нужно искать в образовательной системе, прежде всего школы. Необходимо выявлять факторы, ослабляющие здоровье молодого поколения, устранять их [2].
Перед государственными органами, исследователями, педагогическим сообществом стоит задача разработки и внедрения новых форм организации учебного процесса, создания эффективных методов и технологий преподавания, направленных на формирование не только всесторонне развитой, но прежде всего здоровой личности.
Жизнь любого человека напрямую зависит от состояния здоровья организма и использования его возможностей. Здоровьем называют нормальное психосоматическое состояние, отражающее полное физическое, психическое и социальное благополучие. Здоровье, таким образом, представляет собой целостную систему, включающую физическую, эмоциональную, духовную, интеллектуальную, профессиональную и социальную составляющие.
К факторам, влияющим на здоровье молодого поколения, относится не только система образования. Это комплекс социально-экономических, политических, культурных и экологических условий, не всегда благоприятных. Для того чтобы реализовать программу гармонического развития человека, необходимо понимать, что все составляющие здоровья тесно взаимосвязаны, учитывать множество причин, вызывающих патологические состояния. Многое зависит от самого индивида, его мировоззрения и поведения.
Поэтому основной задачей валеологической педагогики является формирование у молодежи осознанной мотивации к сохранению и развитию своего здоровья. Необходимо ориентировать молодого человека на здоровый образ жизни. Для этого требуется разработка программ обучения здоровью, методик валеологического воспитания и самовоспитания.
Важной проблемой формирования валеологической культуры личности можно считать существующее противоречие между тем знанием о здоровье, которое имеет молодежь и поведением, которое она осуществляет.
В настоящее время вряд ли кто абсолютно незнаком с информацией о здоровом образе жизни, о том, что вредно или полезно: если не семья, так школа или СМИ создают хотя бы общее представление. Однако знание не всегда становится руководством к действию. Часть молодежи не отказывается от вредных привычек или не считает нужным заботиться о своем физическом состоянии, следовать режиму сна, отдыха и т.д. Есть и противоположный тип поведения – концентрация всей жизнедеятельности на принципах здорового образа жизни. Он становиться культом и самоцелью, что часто ведет к социально-психологическим проблемам личности, а иногда и к возникновению патологий (анорексия, чрезмерное увлечение вегетарианством, строительством тела и т.п.).
Это позволяет сделать вывод о том, что формирование здоровья молодого поколения нельзя отождествлять лишь с распространением валеологических знаний. Необходим комплексный валеологический подход к образованию и особая методология преподавания валеологии как предмета. Исследователи полагают, что основы должны быть заложены в системе общего образования. На базе начальной школы у детей закладываются базовые потребности в саморазвитии, в основной школе – потребности в самопознании, на уровне среднего общего образования – потребности в самосовершенствовании. Таким образом, процесс формирования здоровья учащихся, в том числе и студенчества, можно выразить в двух значениях:
1) в широком смысле – это создание побудительных оснований образовательной деятельности детей, подростков и молодежи в целом;
2) в узком смысле – процесс формирования мотивации в разнообразных здоровьетворческих занятиях и формах (физическая культура, закаливание, спорт, рациональное питание и т.д.) [2].
Условием для сохранения здоровья можно считать определенный уровень развития общей культуры человека. Именно в ней выражается степень осознания своих потребностей и отношения к самому себе. Общая культура (знания, ценности, установки) определяет выбор человеком стиля жизни. От его мотивации, жизненных целей, понимания необходимости здоровья для их воплощения зависит в конечном итоге выбор в пользу здорового образа жизни.
Исследователи вопроса отмечают, что в системе «человек-здоровье» индивид является потребителем, а не созидателем. Он использует потенциал организма, но не заботится о его совершенствовании. Это как раз свидетельствует о низком уровне развития культуры личности и выдвигает на первый план задачу непрерывного валеологического образования [3].
Валеологическое образование следует понимать как последовательный процесс усвоения валеологических знаний и ценностей, формирования навыков и умений, способствующих осознанию необходимости здорового образа жизни.
Целью и результатом валеологического образования является формирование валеологической культуры личности. Для этого должны быть созданы необходимые условия:
1) организационно-педагогические: разработка принципов и структуры валеологического образования;
2) дидактические: выбор содержания, форм и методов валеологического обучения и воспитания;
3) социально-педагогические: мониторинг и диагностика уровня сформированности валеологической культуры (выработка необходимых критериев);
4) акмеологические: формирование ценностного отношения к собственному здоровью и осознание уровня своей валеологической культуры.
Валеология может и должна занять важное место в формировании здорового молодого поколения. Если молодежь будет осознанно относится к своему здоровью, вырабатывать полезные привычки, то это благоприятно скажется на всем обществе и государстве.
Примечательно, что XXI век международная организация ЮНЕСКО провозгласила «веком образования», отражая тенденцию повышения значимости этого социального института в современном мире. Безусловно, валеологическое образование должно занять достойное положение в российской образовательной системе, чтобы обеспечить благополучные условия для настоящего и будущего нашего общества.

 

1.3. Необходимость формирования валеологической культуры молодежи в детских центрах

Развитие валеологической культуры актуально – идет снижение по всем составляющим здоровья детей, более 40% заболеваний имеют «детское, даже дошкольное, происхождение». Общекультурный кризис (наркомания, суициды, болезни и др.) – налицо, родители и школа к здоровому образу жизни (ЗОЖ) своих детей должны быть предельно внимательны, уберегая, сберегая этот самый главный ресурс общества.
К категории лиц, ответственных за валеологическое воспитание относятся и вожатые детских лагерей.
Здоровье детей – системный фактор социально-экономического и культурного развития общества. Но сами дети свою наибольшую ценность – здоровье, не берегут, не пытаются создавать (улучшать) благоприятную среду ЗОЖ.
В детских центрах, лагерях вожатые с необходимой для воспитания детей валеологической культурой, должны повышать эту культуру. Для этого активизировать имеющиеся возможности: дидактические (например, формирование минимума компетенций), методические (обучение физиологическим процессам, правилам личной гигиены), мотивационные (формирование побуждений к ЗОЖ).
Детский центр – идеальное место для совместного развития валеологической культуры и педагога, и детей.
Есть простор единения многих классических и нетрадиционных методов дополнительного образования. Например, традиционно актуальные игровые занятия на свежем воздухе могут быть организованы в форме коллективной реализации проекта на краудфандинговой площадке, что способствует расширению культурно-коммуникативного пространства самореализации, творчества, возможностей индивидуального успеха не только детей, а их наставников, педагогов.
Сейчас в такое пространство включаются и соцсетевые отношения [2], образовательные SMART-отношения, не только здравоохранительные, но и воспитывающие в рамках культуры ЗОЖ системно-ориентированно [3, 4].
Результаты. Педагог, вожатый детского лагеря должен воздействовать не только на все факторы, стороны мотивирующие детей на ЗОЖ, но и сам быть высокомотивированным. Факторы динамично и индивидуально меняются, необходима адаптивная политика мотивации вожатых. Важны акценты на наиболее активные в данный период побудительные мотивы, необходима личностно-ориентированная стратегия и эффективное взаимодействие.
Здоровьесбережение сопровождает и поддерживает образовательный процесс как комплекс мер, тактик, методов, подчиненных единой цели укрепления здоровья обучаемых во всех его проявлениях – физическом, нравственном, психологическом, интеллектуальном и др.
При решении проблемы формирования валеологической культуры молодежи, работающей в детских центрах, необходимо исходить из того, что задача молодых воспитателей, вожатых детских центров – двуедина:
1) научить детей культуре ЗОЖ, заботы о здоровье, компетенциям, формирующим валеологическую культуру;
2) научиться управлению и обратным связям, гибкой и осмысленной эволюционной валеология-ориентированной перестройке самого себя.
Следует изменять как познавательные аспекты, так и социальные, даже соцсетевые установки молодежи, работающей в детских лагерях по отношению к здоровой жизнедеятельности, которая приведет к физическому, духовному и социальному благополучию [5].
Если конкретизировать задачи валеология-культурной подготовки вожатых в детских центрах, то можно указать:
1) высокий уровень осознанной валеологической мотивации;
2) накопление компетенций знаний о здоровье, повышение потенциала ЗОЖ;
3) безопасное поведение, оказание валеологической помощи в риск-ситуациях;
4) повышение системно-когнитивной валеологической культуры;
5) создание «валеологической экосистемы», среды;
6) развитие компетенций учета возрастных (психолого-физиологических) особенностей и индивидуальный подход к ребенку.
«Экосистема» должна быть развивающейся, самоорганизующейся, включающей инструментарий, помещения, методические разработки, рациональное питание, сон, личную гигиену, закаливание, режим, профилактику, мониторинг ЗОЖ и др.
Много требуется сил и внимания при организации и методической поддержке проведения самостоятельных занятий. Педагоги центра должны проявлять профессионализм и требовательность, формируя у детей качества, необходимые для ЗОЖ (творчество, самостоятельность, самовыражение, стойкость и др.). Вузам следует больше внимания уделять интеллектуальному развитию, социальной и личностной адаптации в сообществе, социуме молодежи, работающей с детьми.
Основные задачи педагога детского центра при этом, на наш взгляд, – следующие:
1) обеспечение активности и интереса к физическим и социально-психолого-педагогическим кейсам, упражнениям;
2) развитие необходимых (для перечисленного в предыдущем пункте) качеств, приводящих к удовлетворенности занятиями, своим здоровьем;
3) научить само-мониторингу параметров своего здоровья.
При формировании компетенций педагога следует эти задачи акцентировать, отражать в выборе инструментария обучения (профессионального, валеологического).
В центрах обучения, дополнительного образования молодые вожатые, наставники должны обладать высокой валеологической культурой, должны готовить детей к дальнейшим нагрузкам в жизни, достигая уровня их здоровья, достаточного для этого. Процесс валеологического воспитания интегрируется в остальные составные процессы образования.

 

Список литературы

1. Вайнер. Э.Н. Валеология. Учебник для вузов. Рекомендован Учебно-методическим объединением педагогического образования Министерства образования Российской Федерации. URL: https://www.bestreferat.ru/referat-286748.html
2. Зайцев Г.К. Валеолого-педагогические основы обеспечения здоровья человека в системе образования. URL: https://www.dissercat.com/content/valeologo-pedagogicheskie-osnovy-obespecheniya-zdorovya-cheloveka-v-sisteme-obrazovaniya
3. Лавричева И. А. Специфика формирования валеологической культуры студентов в вузе. URL: https://pandia.ru/text/80/292/11976.php
Маргиева Е.Р. Формирование валеологической культуры молодежи в системе вузовского образования: диссертация … кандидата педагогических наук: 13.00.01 Владикавказ, 2007 146 с., Библиогр.: с. 120-137 РГБ ОД, 61:07-

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф