Заявка на расчет
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Виды правоотношений в оперативно-розыскной деятельности»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

 

ВВЕДЕНИЕ.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1.1  Понятие оперативно-розыскной деятельности.

1.2 Общая характеристика и структура действующего оперативно-розыскного закона

1.3 Конституционные принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности в России.

2 ПРАВООТНОШЕНИЯ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Анализ оперативно-розыскных отношений.

2.2 Классификация правоотношений в сфере оперативно-розыскной деятельности

2.3 Целесообразность представления видов правоотношений в сфере ОРД.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

ВВЕДЕНИЕ

Вступление в силу 18 августа 1995 года ФЗ «Об оперативно – розыскной деятельности», открытого комплексного нормативно – правового акта высшей юридической силы можно считать важным событием в системе практических мер, осуществленных в целях совершенствования правовой основы борьбы с преступностью.

Современная криминальная ситуация в стране не оставляет никаких сомнений в том, что успешное противодействие преступности, особенно его организованным формам, возможно за счет максимального объединения усилий и потенциала оперативных и следственных служб.

Поэтому все более актуальной темой становится эффективное применение оперативно – розыскного законодательства и исследование правоотношений в его применении, вынужденного постоянно адаптироваться к происходящим в стране, серьезным экономическим, политическим и правовым «метаморфозам». В этих условиях важную роль играет поднятие проблемы с научной точки зрения на профессиональную и психологическую подготовленность сотрудников правоохранительных органов, уполномоченных осуществлять оперативно – розыскную деятельность и на виды правоотношений, которые возникают в их работе. Она может быть разрешена, в частности, за счет «вооружения» сотрудников этих органов точными и выверенными разъяснениями сути, назначения, деталей нормативных предписаний, составляющих основу оперативно – розыскной деятельности.

Объект исследования – оперативно-розыскная деятельность.

Предмет исследования – взаимоотношения при ведении оперативно-розыскной деятельности.

Цель работы – виды правоотношения в оперативно-розыскной деятельности.

Гипотеза изучения видов оперативно-розыскной деятельности выдвигается как отсутствие общей классификации правоотношений в оперативно-розыскной деятельности.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятие оперативно-розыскной деятельности;
  2. Ознакомиться с общей характеристикой и структурой действующего оперативно-розыскного закона;
  3. Узнать о конституционных принципах осуществления оперативно-розыскной деятельности в России;
  4. Проанализировать оперативно-розыскные отношения;
  5. Исследовать целесообразность представления видов правоотношений в сфере ОРД;
  6. Изучить классификацию правоотношений в сфере оперативно-розыскной деятельности.

Информационной базой для проведения исследования послужили источники учебной литературы, статьи периодических изданий, нормативно-правовые документы и акты.

В курсовой работе применялись теоретические и эмпирические методы исследования, среди которых можно выделить: наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ и индукцию.

Структура курсовой работы определяется логикой исследования и поставленными задачами. Она состоит из введения, 2 глав, 6 параграфов, заключения и списка литературы.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1  Понятие оперативно-розыскной деятельности

Оперативно-розыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Законом об оперативно-розыскной деятельности [2], в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст. 1 Закона).

Оперативно-розыскная деятельность является одной из форм правоохранительной деятельности и наравне с другими ее видами (следственной, судебной и др.) ее целью является защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Оперативно-розыскная деятельность – своего рода аналог следственной деятельности. Подтверждением тому является схожий характер мероприятий, например: опрос (оперативно-розыскное мероприятие) – допрос (следственное действие), обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств – обыск и выемка, отождествление личности – опознание, исследование предметов и документов – экспертиза и т. д.

Вместе с тем оперативно-розыскная деятельность отличается от следственной деятельности: ее можно осуществлять негласно, до возбуждения уголовного дела; при проведении мероприятий не требуется соблюдения формальностей, обязательных для следственных действий; оперативно-розыскная деятельность, как видно из ее названия, носит оперативный характер.

К задачам оперативно-розыскной деятельности относятся [11]:

— выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

— осуществление розыска лиц, скрывающихся от органа дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

— получение информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

К оперативно-розыскным мероприятиям относятся: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент (ст. 6 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности») [2]. В ходе проведения перечисленных мероприятий органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, используют информационные системы, видео и аудиозапись, кино и фотосъемку, а также иные технические средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей. В законе установлен строгий запрет на применение технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются: наличие возбужденного уголовного дела, поручение следователя, органа дознания, прокурора или определение суда по уголовным делам, находящимся в производстве, полученная информация о признаках готовящегося преступления или уже совершенном, о лицах, участвующих в совершении или подготовке преступления, лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности государства Российской Федерации, и др [3].

К органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, относятся органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности, федеральные органы налоговой полиции, пограничной службы, таможенные органы, службы внешней разведки, органы Министерства юстиции.

За оперативно-розыскной деятельностью осуществляется контроль со стороны органов прокуратуры, органов исполнительной власти, самих руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Результаты оперативно-розыскных мероприятий во многих случаях являются основаниями для возбуждения уголовного дела и производства следственных действий. Как свидетельствует практика, наиболее сложные преступления (совершаемые организованными преступными группировками, связанные с коррупцией и др.) невозможно раскрыть посредством только следственных действий.

1.2 Общая характеристика и структура действующего оперативно-розыскного закона

Понятие оперативно-розыскного закона. Это собирательный термин. Под таким законом понимают комплексный нормативный правовой акт России высшей юридической силы, предназначенный регулировать общественные отношения преимущественно в области ОРД, а также в некоторых иных видах деятельности правоохранительных органов и спецслужб России, связанных с ОРД, в частности в КРД и уголовном судопроизводстве [12].

Различают оперативно-розыскной закон: действующий (на конкретный период времени) и отмененный; содержащий основной нормативно-правовой массив (в настоящее время это ФЗ об ОРД) и ФЗ (его раздел, статья), которым в действующий оперативно-розыскной закон вносят изменения и (или) дополнения.

Первым б современной истории России был Закон РФ от 12 марта 1992 г. «О оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» (утратил силу со дня введения в действие ФЗ об ОРД). Его сменил и в настоящее время действует ФЗ об ОРД. Отправные моменты в изучении Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». ФЗ об ОРД принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 5 июля 1995 г., подписан Президентом РФ 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ и вступил в силу со дня официального опубликования в «Российской газете» 18 августа 1995 г [2].

ФЗ об ОРД определяет содержание ОРД, осуществляемой на территории России, и закрепляет систему гарантий законности при проведении ОРМ (преамбула). Одна из важнейших ролей ФЗ об ОРД состоит в том, что он выступает в качестве ядра оперативно-розыскного законодательства; все его нормы включены в различные институты оперативно-розыскного права [10].

Правовое содержание ФЗ об ОРД и общественные отношения, регулируемые нормами оперативно-розыскного закона. ФЗ об ОРД есть реальное проявление в современных условиях построения в России правового государства одной из форм жизни оперативно-розыскного права, ранее существовавшего в иных формах и видах (в частности, в подзаконных ведомственных актах и правовых обычаях).

Кроме того, в ФЗ об ОРД предусмотрены специальные перечни, т.е. перечисления определенных правил по порядку, а также списки с таким перечислением. Законодатель непосредственно называет шесть списков. Перечень ОРМ, приведенный в ч. I ст. 6 ФЗ об ОРД, может быть изменен или дополнен только ФЗ (в соответствии с ч. 2 ст. 6 ФЗ об ОРД) [2].

Важным положением ФЗ об ОРД является то, что такой перечень устанавливается руководителями конкретного ОРО, а не на законодательном уровне. На практике это позволяет своевременно реагировать на изменения в оперативной обстановке, реализовать принцип наступательности (оперативности) в противодействии преступности. Однако следует помнить, что изменения этого перечня возможны только для субъектов, непосредственно указанных в ч.1 ст.13 ФЗ об ОРД [22].

Наряду с этим законодатель предусмотрел, что руководители ПРО могут устанавливать только:

а) круг оперативных подразделений;

б) их полномочия (полномочия любого оперативного подразделения могут быть детализированы в пределах, указанных в ФЗ об ОРД, но не определены новые, дополнительные);

в) структуру и организацию работы.

Остальные вопросы функционирования оперативных подразделении соответствующие руководители сами решать не вправе. Действие оперативно — розыскного закона во времени. Основное правило действия оперативно — розыскного закона во времени следующее: характер и содержание проводимых в РФ ОРМ определяются нормами оперативно — розыскного закона, действующими во время совершения конкретных ОРМ и принятия соответствующих решений субъектами ОРД [9].

Наряду с этим следует руководствоваться следующим общим правилом. Во-первых, нормы оперативно — розыскного органа, предписания которых сужают область осуществления ОРД, имеют обратную силу. Во — вторых, нормы оперативно — розыскного закона, расширяющие сферу ОРД (например, увеличивающие круг субъектов, ее осуществляющих, или объектов, по которым она может осуществляться), обратной силы не имеют.

Кроме того, с учетом наличия в ФЗ об ОРД значительного числа бланкетных норм правоприменителю в каждом конкретном случае необходимо определить, действует или нет определенный нормативный акт (как законодательный, так и подзаконный), к сожалению, которого отсылает та или иная статья ФЗ об ОРД.

В соответствии с ч.10 ст.5 за нарушения ФЗ об ОРД при осуществлении ОРД наступает ответственность, предусмотренная законодательством РФ. Одним из таких нарушений является разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении оперативников. В свою очередь в ст.320 УК РФ разглашений сведений о мерах безопасности в отношении указанных лиц (при определенных обстоятельствах) признанно преступлением.

1.3 Конституционные принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности в России

Задачи оперативно-розыскной деятельности закрепляют то, что необходимо сделать для реализации ее цели, а вот принципы определяют, чем необходимо руководствоваться при осуществлении ОРД. Законодательно им придан официальный статус, закреплено их руководящее значение, которое подтверждено иными положениями [23].

Основополагающие идеи, исходное начало, основные правила поведения — понятия, представляющие собой обобщение и распространение какого-либо положения на всю совокупность познаваемых явлений и процессов реальной действительности признано считать принципами. В комментируемом Федеральном законе принципы оперативно-розыскной деятельности являются не декларативными, а основополагающими структурами и влияют на содержание институтов и норм, а также создают ориентиры для законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих ОРД. Четкое исполнение принципов оказывает воздействие на практику данной деятельности, корректируя ее в пользу реализации прогрессивных идей законности, гуманизма, равенства граждан перед законом и др. В настоящем Федеральном законе закреплены четыре основных принципа оперативно-розыскной деятельности. Они относятся к двум видам: конституционным и отраслевым.

Все действия органов, осуществляющих ОРД, должны основываться на установке: «разрешено только то, что разрешено». Вот поэтому принцип законности является ключевым. Его содержание состоит в том, что только закон определяет точное и безусловное соблюдении всеми органами и должностными лицами Конституции РФ, УК, УПК, УИК, ТК, ФЗ об ОРД [1], иных законов и нормативных правовых актов, имеющих отношение к обеспечению безопасности личности, общества и государства, охране правопорядка и борьбе с преступностью, ведомственных нормативных правовых актов субъектов ОРД, регламентирующих вопросы организации и тактики проведения ОРМ.

Законность предполагает существование системы государственных гарантий, исключающих возможность злоупотреблений при осуществлении ОРД, которая проводится только на основе настоящего Федерального закона. Закон сформулировал основные правовые нормы, регулирующие отношения в сфере ОРД, которые конкретизируются и развиваются в ведомственных нормативных актах (наставлениях, инструкциях, приказах) [13].

Одной из целей ОРД является защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина и при этом должны признаваться и неотъемлемые права лиц, преступивших закон и ставших в связи с этим объектом данной деятельности. В ст. 2 Конституции РФ [1], сказано, что: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Смысл этой статьи исходит из понимания, что права и свободы человека возникают и существуют не по соизволению государства. Основой прав и свобод является человеческое достоинство. На этом основан и принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, закрепленный настоящим Федеральным законом [8].

Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина более детальное закрепление получил в ст. 5 настоящего Федерального закона.

На лиц, замышляющих, подготавливающих и совершающих преступления и ставших в связи с этим объектами ОРД, также распространяется принцип уважения и соблюдения прав и свобод. На основании ч. 3 ст. 55 Конституции РФ [1] права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Ни при каких условиях принципы не должны быть нарушены. Они упоминаются в ряде статей Основного закона государства. Так, в ст. 21 Конституции РФ [1] говорится, что достоинство личности охраняется государством, и ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не может нарушить право частной собственности, которое охраняется законом (ст. 35 Конституции).

Таким образом, принцип законности заключается, прежде всего, в том, что все участники ОРД, обязаны, безусловно и точно, соблюдать нормы Конституции РФ, исполнять законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие ОРД. Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина является важнейшим общеправовым принципом и закреплен в ст. 2 Конституции РФ. Принцип уважения и соблюдения прав и свобод в процессе осуществления ОРД, в первую очередь, распространяется на законопослушных граждан, которые могут оказаться в числе близких (родственных) связей лиц, ставших объектами ОРД. В отношении таких лиц недопустимо никакое ограничение их конституционных прав и свобод.

 

 

2 ПРАВООТНОШЕНИЯ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Анализ оперативно-розыскных отношений

Практическая значимость и научная ценность проблемы правоотношений заключается в том, что она раскрывает важнейший аспект фактической обоснованности правового регулирования, показывает возможности реального воплощения юридических норм в права и обязанности конкретных лиц, участвующих в ОРД [4].

Анализ фактических оперативно-розыскных отношений позволяет заключить, что они содержат основные признаки правоотношений: являются специфической частью общественных отношений; возникают на основе правовых норм; осуществляются через субъективные права и юридические обязанности участников; выражают определенную их волю; возникают, изменяются и прекращаются при наличии юридических фактов; находятся под охраной государства.

Оперативно-розыскные правоотношения возникают на основе юридических фактов, свидетельствующих о реальной опасности возникновения или наличия противоправных деяний [14].

Эти отношения в своем развитии имеют сложный характер и в разрешении стоящих перед субъектами задач часто переплетаются с правоотношениями других отраслей права – уголовно-процессуальным, трудовым, финансовым и др. и даже с отношениями международно-правового характера. В оперативной работе важно определиться с конкретными предписаниями соответствующих норм. Однако они не растворяются в иных отраслях права и не могут быть сведены ни к одному из известных видов правовых отношений, а отражают собственную специфику.

Они реализуются посредством осуществления прав и обязанностей их участников. Это наиболее наглядно проявляется в правовом статусе субъектов, осуществляющих ОРД, которые обладают правосубъектностью, выражающейся в их компетенции.

Правовые нормы определяют объем правоспособности субъектов. Нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения ОРМ, конкретизируют и детализируют правовые отношения с другими участниками.

Данному управомоченному субъекту правоотношений присуще специфическое субъективное право. Оно обеспеченно законом в виде конкретных гарантий правовой и социальной защиты субъектов, хотя, как отмечалось, и с определенными недостатками. Необходимое, должное поведение данного субъекта правоотношения выражается через его юридическую обязанность, указанную в законе и которая, так же, как и субъективное право, ограниченна определенными правовыми предписаниями, отступление от которых может привести к нарушению законности. Между субъектами, осуществляющими ОРД, и лицами, замышляющими, подготавливающими, совершающими или совершившими преступления, возникают отношения на основании нормативных предписаний закона и подзаконных актов при наличии юридических фактов без волеизъявления противной стороны и уведомлении ее об этом.

Специфика поведения проверяемых и разрабатываемых лиц, выражающаяся в глубокой скрытности, замаскированности действий, вызывает объективную необходимость проводить в соответствии с правовыми нормами специальные ОРМ, и прежде всего негласные.

Наряду с правами и обязанностями субъектов, управомоченных осуществлять ОРД, законодательно закреплены условия проведения ОРМ, что оказывает существенное влияние на возникновение и развитие правоотношений. Это фактически отсутствие препятствий в определении лица, в отношении которого может проводиться ОРМ.

Участники анализируемой стороны правоотношений (проверяемые, разрабатываемые) обладают и специфическими правами в сфере ОРД. Если они сочтут, что действия органа, осуществляющего эту деятельность, привели к ограничению его прав и свобод, то они могут обжаловать эти действия в вышестоящем органе или суде. Порядок удовлетворения подобного обращения должен сочетаться с соблюдением принципа конспирации.

Анализируемые правоотношения возникают на основе юридических фактов. В ОРД под ними следует понимать закрепленные в правовой норме основания проведения ОРМ. Они в основе своей указывают на наличие сведений, отражающих неправомерные действия. Между тем совершенно очевидно, что для ОРД получение фактических данных для установления правоотношений связано с их разыскиванием. Именно здесь кроется существенный изъян в законе, из-за которого имеется правовое препятствие для разведывательно-поисковой работы в среде, представляющей оперативный интерес в целях получения первичной информации и для ее использования.

По поводу отраслевой принадлежности оперативнорозыскных правоотношений у теоретиков ОРД до последнего времени единодушного мнения не было.

Результаты правового анализа позволяют сделать вывод, что это особый самостоятельный вид оперативнорозыскных правоотношений. Можно также заключить, что ОРД выступает как юридически самостоятельная правовая отрасль, состоящая из системы взаимосвязанных, разграниченных по институтам правовых мер, регулирующих специфический вид правовых отношений, характеризуется юридически цельной общностью норм, внутренней организацией, тесным взаимодействием с нормами других отраслей права, специфическим своеобразием и другими типичными отраслевыми признаками [21].

С определенным основанием можно полагать, что происходит активный процесс формирования новой отрасли – оперативно-розыскного права. Процесс этот сложный и требует дополнительной глубокой научной разработки.

2.2 Классификация правоотношений в сфере оперативно-розыскной деятельности

Анализ оперативно-розыскной деятельности (далее — ОРД) позволяет сделать вывод о том, что в этой сфере правоохранительной деятельности проявляется разнообразие правовых отношений. Будучи индивидуализированными, каждое из них имеет четкую функциональную направленность в общей системе правовых отношений, лишь ему присущие содержание, объект и субъектный состав. В связи с этим методологически оправданной представляется попытка классифицировать эти отношения, что, в свою очередь, будет способствовать их теоретической разработке, усовершенствованию их правового регулирования и практической реализации [15].

В теории права существуют разные подходы к классификации правоотношений, что может быть использовано и при классификации правоотношений, которые связаны с ОРД. Так, по отраслевым признакам правоотношения классифицируют на конституционные, административные, гражданско-правовые, уголовно-правовые, земельные, трудовые, финансовые, оперативно-розыскные (непосредственно исследование которых мы проводим) и другие [5].

По функциональной направленности норм права, на основе которых они возникают, правоотношения разделяют на:

а) регулятивные, в которых поведение субъекта полностью отвечает предписаниям норм права, то есть является правомерным;

б) охранительные (правоохранительные) возникают при наличии факта неправомерного поведения субъекта как реакция государства на такое поведение.

По данному критерию отдельные ученые выделяют также обще-регулятивные правоотношения, определяя их как появляющиеся у субъектов непосредственно из закона. Такие правоотношения возникают на основании юридических норм, гипотезы которых не содержат указаний на юридические факты. Это является их отличием от регулятивных правоотношений, которые порождаются нормами права и юридическими фактами. Эти нормы порождают у всех адресатов одинаковые права или обязанности при любых условиях (например, большинство конституционных норм). Некоторые авторы, кроме того, регулятивные правоотношения разделяют на статические и динамические.

К охранительным правоотношениям относят правоотношения, возникающие в сфере уголовного судопроизводства, исполнения уголовного наказания, а типичным примером регулятивных отношений называют гражданско-правовые, трудовые, семейные и некоторые другие.

Что касается оперативно-розыскных правоотношений, то в юридических источниках в отношении их классификации высказываются противоречивые взгляды [19].

Отдельные ученые считают, что по своей природе оперативно -розыскные правоотношения являются процессуальными. Приверженцы противоположной точки зрения высказывают мнение о том, что процессуальными являются лишь правоотношения, которые возникают в процессе осуществления ОРД в связи с предупреждением и раскрытием преступления. При этом они являются такими лишь при условии наличия процессуального производства по делу, а все другие правоотношения, возникающие в ОРД, предлагается рассматривать как регулятивные.

Таким образом, анализируя сущность разнообразных правоотношений, возникающих в сфере ОРД, можно прийти к выводу о том, что правоотношения между руководителем оперативного подразделения и сотрудниками этого подразделения, между вышестоящим и подчиненным оперативными аппаратами, между двумя оперативными подразделениями или между оперативным подразделением и другими подразделениями органов внутренних дел действительно выполняют определенную регулирующую функцию [16].

В то же время все правоотношения, возникающие в связи с применением оперативно-розыскных сил, средств и методов с целью противодействия преступности, следует считать правоохранительными. Можно согласиться с мнением тех авторов, которые отмечают отличие этих правоотношений от регулятивных, заключающееся именно в том, что они характеризуются:

а) наличием противоправного деяния;

б) обязательным участием государственного органа;

в) отсутствием обоюдного согласия субъектов на их возникновение и наступление согласованных последствий;

г) специфическим стадийным их осуществлением.

Таким образом, в сфере ОРД имеют место как регулятивные, так и правоохранительные правоотношения.

По уровню индивидуализации субъектов в теории права правоотношения делятся на:

а) относительные, в которых точно определены права и обязанности всех участников, как уполномоченных, так и обязанных;

б) абсолютные, в которых определена лишь одна сторона — носитель субъективного права, а все другие признаются обязанными не препятствовать осуществлению им своих прав.

По распределению прав и обязанностей между субъектами в теории права отдельные ученые классифицируют правоотношения на:

а) односторонние, в которых каждая сторона имеет или права, или лишь обязанности;

б) двусторонние, в которых каждая сторона имеет как права, так и обязанности.

Согласно общей классификации правоотношений, они по характеру действий обязанного субъекта делятся на:

а) активные, в которых обязанный субъект должен совершить определенные действия;

б) пассивные, в которых такой субъект должен воздерживаться от определенных действий.

Считается, что осуществить универсальную классификацию оперативно-розыскных правоотношений чрезвычайно сложно. И на это существуют объективные причины. Основная причина заключается в том, что правоотношения, возникающие в процессе применения оперативно-розыскных сил, средств и методов, характеризуются неоднозначностью. Кроме того, каждое из таких правоотношений состоит из нескольких отдельных, более простых, более мелких правоотношений [6].

2.3 Целесообразность представления видов правоотношений в сфере ОРД

Проблемы нормативного регулирования отношений между оперативным работником и негласным сотрудником являются объектом научных исследований более двадцати лет. В своих работах [17] основоположники оперативно-розыскной деятельности затрагивали данную проблему в период формирования основ теории ОРД и пришли к выводу, что правоотношения между оперативным работником и негласным сотрудником существуют и относятся по классификации к категории специальных административно-правовых.

Исходя из изложенного в литературе [20], можно попытаться сформулировать понятие специальных правоотношений, возникающих между оперативным работником и негласным сотрудником: специальные правоотношения — это регулируемое законом «Об оперативно-розыскной деятельности», возникающее по согласию обоих субъектов взаимодействие оперативного работника (действующего от имени государства) и гражданина, при котором оперативный работник выступает управляющей, а гражданин — управляемой стороной, осуществляемое на негласной основе, направленное на борьбу с преступностью.

Также, исходя из анализа, представленного в предыдущем параграфе, очевиден вывод о том, что оперативно-розыскные правоотношения являются многосистемными и многосубъектными.

Поскольку обязательным субъектом оперативно-розыскных правоотношений, как справедливо отмечается в литературе [5], является сотрудник оперативного подразделения, то, учитывая его правовой статус, нам наиболее целесообразной представляется следующая классификация правоотношений в сфере ОРД:

1) оперативно-розыскные правоотношения:

а) правоотношения между оперативным сотрудником и властными субъектами разного уровня подчинения;

б) правоотношения между сотрудниками оперативного подразделения;

в) правоотношения между оперативным сотрудником и негласным сотрудником, лицом, оказывающим содействие ОРД, и объектом оперативно-розыскного дела;

2) правоотношения, оказывающие содействие в реализации задач ОРД и обеспечивающие законность ее функционирования:

а) правоотношения между субъектом ОРД и следователям;

б) правоотношения между субъектом ОРД и прокурором;

в) правоотношения между субъектом ОРД и судом.

По своей правовой природе правоотношения второй группы не являются оперативно-розыскными, а соответственно, уголовно-процессуальными, прокурорско-надзорными и судейско-контрольными [18].

Таким образом, каждая из указанных групп оперативно -розыскных правоотношений имеет лишь ей присущие особенности и заслуживает подробного исследования. В каждой из них может проводиться своя классификация, поскольку каждому субъекту в каждых конкретных правоотношениях присущи конкретные правомочности. Основным субъектом, без которого не могут функционировать оперативно-розыскные правоотношения, является орган (подразделение), наделенный полномочиями на осуществление ОРД в лице его должностных лиц (оперативного сотрудника, руководителя оперативного подразделения, органа) [7].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

После работы над курсовой, было установлено, что ОРД является разновидностью государственной правоохранительной деятельности. Это определяется тем, что она законодательно определена и санкционирована государством, ограничена кругом специальных субъектов, выступающих от имени государства, осуществляется в порядке и в пределах, определенных и ограниченных им, подконтрольна государственным органам, направлена на обеспечение права и его защиту специфическими средствами и методами. Понятие основание включает в себя как поводы к проведению ОРМ, под которыми следует понимать, как обстоятельства, побуждающие к началу соответствующих действий, так и собственно основания проведения ОРМ, в качестве которых рассматриваются фактические данные, сведения о фактах (информация), которые требуют проверки для подтверждения или опровержения и реализации в виде проведения ОРМ или следственных действий либо тех и других в совокупности.

Правовой основой ОРД является совокупность законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере этой деятельности. Правовое регулирование условно можно разделить на четыре раздела. Ведущим пунктом этой структуры можно назвать конституционный раздел. В него входят нормы Основного закона и решения Конституционного Суда РФ по вопросам конституционности норм. К международно-правовым относятся акты общего характера, ратифицированные, утвержденные, принятые РФ или к которым РФ присоединилась. Следующим разделом является законодательный раздел. В него входят настоящий Федеральный закон, УК, УПК, УИК и иные ФЗ, содержащие нормы, регулирующие ОРД.

Принципы ОРД сформировались в процессе практической деятельности оперативных аппаратов, были обобщены и сформулированы теорией ОРД и получили нормативное закрепление в действующем законодательстве и ведомственном правовом регулировании. Принятие Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» придало принципам ОРД статус законодательных норм с соответствующим механизмом их реализации.

Были изучены виды оперативно-розыскной деятельности. Кроме того, что получено, что осуществить универсальную классификацию оперативно-розыскных правоотношений чрезвычайно сложно. И на это существуют объективные причины. Основная причина заключается в том, что правоотношения, возникающие в процессе применения оперативно-розыскных сил, средств и методов, характеризуются неоднозначностью. Кроме того, каждое из таких правоотношений состоит из нескольких отдельных, более простых, более мелких правоотношений.

Кроме того, было выяснено, что существуют проблемы нормативного регулирования отношений между оперативным работником и негласным сотрудником являются объектом научных исследований более двадцати лет.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008, № 7-ФКЗ, от 05.02.2014, № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) //Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, № 4, ст. 445.
  2. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (последняя редакция) «Об оперативно-розыскной деятельности» //Собрание законодательства РФ, 01.03.1995, № 33, ст. 3349.

Учебная и научная литература

  1. Маркушин, Г.А. Оперативно-розыскная деятельность 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата / Анатолий Григорьевич Маркушин. — М.: Юрайт, 2017. — 691 c.
  2. Дубоносов, Е. С. Оперативно-розыскная деятельность. Учебник и практикум / Е.С. Дубоносов. — Москва: Огни, 2016. — 478 c.
  3. Захарцев, С. И. Наука оперативно-розыскной деятельности / С.И. Захарцев. — М.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2016. — 264 c.
  4. Климов, И.А. Оперативно-розыскная деятельность. Учебник для студентов вузов. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник» / И.А. Климов. — М.: Юнити-Дана, 2018. — 892 c.
  5. Маркушин, А.Г. Оперативно-розыскная деятельность. Учебник для СПО: моногр. / А.Г. Маркушин. — М.: Юрайт, 2016. — 938 c.
  6. Митьков, В.Н. Научно-теоретические и нормативно-правовые основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по противодействию преступности иностранных граждан. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник» / Митьков Василий Николаевич. — М.: Юнити-Дана, 2017. — 358 c.
  7. Полянский, А. Г. Использование оперативно-розыскной деятельности для выявления латентной преступности в сфере гражданско-правовых и административно-правовых отношений / А.Г. Полянский. — М.: ФГОУ ВПО РГАУ — МСХА им. К.А. Тимирязева, 2018. — 576 c.
  8. Сундиев, И. Ю. Введение в оперативно-розыскную террологию / И.Ю. Сундиев. — М.: Юнити-Дана, 2017. — 192 c.
  9. Халиков, А.Н. Оперативно-розыскная деятельность. Учебник / А.Н. Халиков. — М.: Инфра-М, РИОР, 2017. — 819 c.
  10. Чашин, А.Н. Оперативно-розыскная деятельность. / Чашин Александр Николаевич. — М.: Дело и сервис (ДиС), 2016. — 114 c.
  11. Шумилов, А.Ю. Оперативно-розыскная деятельность в схемах и определениях. Учебное наглядное пособие / Шумилов Александр Юльевич. — М.: Шумилова И.И., 2017. — 689 c.

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф