Скоро защита?
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Воспитание у военнослужащих культуры безопасного вождения»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Введение
Глава 1. Теоретические основы воспитания у военнослужащих культуры безопасного вождения
1.1 Современное состояние структура, цели и направления образования военнослужащих
1.2 Методика воспитания у военнослужащих культуры безопасного вождения
1.3 Правовые последствия ДТП с участием военнослужащих
Глава 2. Анализ воспитания культуры безопасного вождения военнослужащих
2.1 Программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств для вооруженных сил РФ
2.2 Оценка культуры безопасного вождения военнослужащих
2.3 Рекомендации по совершенствованию воспитания культуры безопасного вождения военнослужащих
Заключение
Список литературы
Приложения

Введение

«Выпускники военных ВУЗов должны быть готовы решать самые сложные задачи. Для этого нужно запускать самые эффективные образовательные программы» (Министр обороны РФ генерал армии С.К. Шойгу).
Актуальность выбора темы данной курсовой работы обусловлена тем, что подготовка квалифицированных военных кадров и развитие системы военного образования являются приоритетными задачами Минобороны России и важнейшими направлениями деятельности для обеспечения обороноспособности нашего государства.
В настоящее время система военного образования — это отлаженный и эффективно работающий механизм, задачей которого является подготовка, профессиональная переподготовка и повышение квалификации военных кадров.
Автомобильная подготовка является – одним из предметов боевой подготовки и составная часть технической подготовки. Она предназначена для приобретения личным составом частей и подразделений знаний, выработки умений и навыков, необходимых для грамотной и безопасной эксплуатации и поддержания в постоянной готовности к использованию (боевому применению) автомобильной техники.
Автомобильная подготовка проводится с офицерами, прапорщиками (мичманами), водителями (механиками-водителями), курсантами военных учебных заведений. Для личного состава автомобильной службы и автотранспортных воинских частей автомобильная подготовка является основным предметом обучения, который включает изучение устройства машин, порядка и правил их эксплуатации, правил дорожного движения, безопасного вождения, технического обслуживания и ремонта, эвакуации, организацию автомобильных перевозок и др.
Предметом данной курсовой работы является воспитание военнослужащих.
Объектом — культура безопасного вождения курсантов Военного Университета Министерства Обороны РФ.
Целью данной курсовой работы является анализ системы воспитания у военнослужащих культуры безопасного вождения курсантов Военного Университета Министерства Обороны РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
-определить цели, содержание, направления воспитания военнослужащих;
-рассмотреть методику воспитания у военнослужащих культуры безопасного вождения;
-изучить правовые последствия ДТП с участием военнослужащих;
-изучить программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств для вооруженных сил РФ;
-оценить культуру безопасного вождения военнослужащих;
-дать рекомендации по совершенствованию воспитания культуры безопасного вождения военнослужащих.
Цель и задачи определили структуру данной курсовой работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретические основы воспитания у военнослужащих культуры безопасного вождения

1.1 Современное состояние структура, цели и направления образования военнослужащих

Подготовка квалифицированных военных кадров и развитие системы военного образования являются приоритетными задачами Минобороны России и важнейшими направлениями деятельности для обеспечения обороноспособности нашего государства. В настоящее время система военного образования — это отлаженный и эффективно работающий механизм, задачей которого является подготовка, профессиональная переподготовка и повышение квалификации военных кадров[10].
Сегодня эти задачи решают 26 высших военно­учебных заведений и 9 филиалов. Они находятся в непосредственном подчинении главнокомандующих видами и командующих родами войск Вооруженных Сил, руководителей центральных органов военного управления — заказчиков подготовки кадров и функционируют в едином нормативно-правовом и учебно­методическом поле Российской Федерации (см. рис. 1.1)[32].
Главной особенностью военного воспитания на современном этапе является глубокая интеграция с войсками, способность оперативно реагировать на их потребности в подготовке военных кадров.
Это проявляется в том, что:
1. Совершенствование системы управления военной организацией государства в решении вопросов подготовки к ее вооруженной защите и создание в этих целях Национального центра управления обороной РФ привело к формированию Военного института управления национальной обороной в составе Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил РФ.

Рисунок 1.1 Сеть высших военно-учебных заведений Минобороны России[32]

2. Развертывание новых воинских частей и соединений (Арктическая группировка войск, соединения вблизи западной границы и др.) увеличило заказ на подготовку военных кадров. В последние годы проблемных вопросов с комплектованием первых курсов ни по количественному составу, ни по уровню знаний абитуриентов Минобороны не испытывает (в 2018 г. средний конкурс составил: юноши — 4 чел., девушки — 11 чел. на место)[32].
3. Перевооружение армии и флота, широкое использование в войсках беспилотных летательных аппаратов, робототехнических комплексов и систем, а также оружия на новых физических принципах вызвали необходимость подготовки соответствующих специалистов и открытия новых специальностей подготовки офицеров.
4. Переход на комплектование должностей младших специалистов для эксплуатации и применения сложных образцов вооружения и военной техники «контрактниками» потребовало их подготовки по программам среднего профессионального образования и формирования в вузах учебных центров. Сегодня такое обучение проводится в 25 вузах и их филиалах по 70 военным специальностям и 33 специальностям СПО.
5. Придание военному воспитанию мобильности и увеличение количества обучающихся послужило активному внедрению новых форм обучения. С 1 сентября 2017 г. подготовка слушателей и курсантов военно-учебных заведений переведена на обучение по электронным учебникам и учебным пособиям[32].
Сегодня можно с уверенностью сказать о стабилизации системы военного образования и создании всех условий для ее дальнейшего развития, которое спланировано и проводится по следующим основным направлениям:
1. Совершенствование организации подготовки военных кадров, ее мобильности.
Результаты внезапных проверок и опыт применения войск показали необходимость усиления практической направленности обучения, введения для слушателей и курсантов режима подготовки, максимально приближенного к условиям прохождения военной службы в войсках. В этой связи были скорректированы подходы к организации учебного процесса.
В основу планирования положены боевые уставы, наставления и инструкции, результаты тактико-специальных учений. Практики и стажировки синхронизированы с мероприятиями боевой подготовки войск. Совместные межвузовские командно-штабные учения и военные игры проводятся на едином театре военных действий с участием соответствующих командований. Уровень знаний и умений слушателей и курсантов оценивается в соответствии с нормативами по боевой подготовке[25].
В результате возросла интенсивность подготовки военнослужащих, уже с первого курса появилась ярко выраженная практическая направленность обучения, повысился уровень знаний и умений обучающихся, необходимых для их быстрой адаптации в войсках. Новые подходы к подготовке курсантов уже сегодня позволили им выполнять учебно­боевые задачи на одном уровне с профессиональными войсковыми специалистами.
Сегодня каждый пятый выпускник военного вуза завершает обучение с отличием, максимально сокращен период их становления в реальных условиях прохождения воен­ной службы, а в отзывах из войск отмечаются фундаментальная теоретическая подготовка и уверенные практические навыки выпускников в выполнении боевых и учебно-боевых задач (см. рис. 1.2).

Рисунок 2.2 Качество подготовки выпускников военно-учебных заведений[32]

Высокое качество подготовки подтверждают и результаты Международных олимпиад курсантов, в которых ежегодно победителями и призерами по всем учебным дисциплинам становятся представители вузов Минобороны России.
В дальнейшем планируется сохранить сложившуюся систему подготовки курсантов по программам «специалитета», слушателей — «магистратуры», продолжить «погружение» обучающихся в войсковую среду, увеличивать долю практического обучения на базе воинских частей и организаций, организовав наставничество войсковых специалистов над слушателями и курсантами.
2. Второе направление — развитие информационной образовательной среды и системы непрерывной подготовки военнослужащих в течение всего периода военной службы. В этом направлении уже сделаны первые шаги — как отмечено ранее, с 1 сентября 2017г. слушатели и курсанты военно-учебных заведений переведены на обучение по электронным учебным изданиям[32].
На основании утвержденного Министром обороны Российской Федерации единого стандарта вузовскими коллективами разработаны и оцифрованы свыше 12,5 тысяч учебников и учебных пособий. Внедрены базовые электронные учебники по 40 общим для всех вузов дисциплинам. Электронные учебные издания отличает современное интерактивное и мультимедийное сопровождение, возможность проводить самоконтроль и оценивать знания обучающихся. Важный шаг в этом направлении — это интеграция электронных образовательных ресурсов «родственных» военных и гражданских вузов[32].
Дальнейшее развитие электронной информационной образовательной среды направлено на расширение ее возможностей и обеспечение доступности военно­служащим как в период обучения в вузе, так и во время службы в войсках. В этих целях предусмотрено создание закрытых сегментов электронных изданий, наполнение электронной библиотеки ресурсами научно-­исследовательских организаций, расширение взаимодействия ресурсов военно­учебных заведений и профильных гражданских вузов.
Спланировано подключение к единой информационной образовательной среде всех воинских частей для предоставления военнослужащим, независимо от места прохождения военной службы, возможности использовать образовательные ресурсы в интересах повышения уровня профессиональных знаний, постоянного поддержания контакта с ведущими кафедрами и обеспечения непрерывной профессиональной подготовки в течение всего периода военной службы[21].
3. Совершенствование содержания подготовки слушателей и курсантов. Разработка и практическая апробация в реальных условиях новых форм и способов ведения боевых действий, а также опыт эксплуатации и применения поступающего в войска вооружения и военной техники ставят перед военным образованием задачу оперативного внедрения полученных результатов в образовательную деятельность.
В этой связи, в соответствии с Указом Президента РФ, Военная академия Генерального штаба и Военная академия МО РФ получили право и перешли на подготовку слушателей по самостоятельно устанавливаемым образовательным стандартам. Это позволило решить поставленную задачу за счет расширения прав вузов в формировании учебных программ, их оперативной корректировки с учетом опыта войск и усиления практической составляющей образовательного процесса[32].
В настоящее время во исполнение поручения Президента РФ совместно с Минобрнауки России прорабатывается вопрос распространения права реализации самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов на все военные вузы.
4. Повышение уровня профессиональных компетенций преподавательского состава военно-учебных заведений. За последнее время возросла укомплектованность вузов педагогами, имеющими ученую степень и ученое звание. Сегодня свыше 65 % преподавателей и научных работников военных вузов — это доктора и кандидаты наук, а 70 % от всего научного потенциала Минобороны России сосредоточено в военно-учебных заведениях. Повысилась эффективность работы адъюнктуры и военной докторантуры. 60 % обучающихся завершают работу над кандидатской или докторской диссертацией по окончании обучения, а 80 % — в течение года после окончания адъюнктуры или военной докторантуры[32].
Хотелось бы особо акцентировать внимание, что военный педагог должен быть не только хорошим ученым и методистом, но и войсковым практиком, который может передать слушателям и курсантам свой опыт, научить их грамотно руководить подчиненными и выполнять боевые и учебно-боевые задачи, эффективно применять и правильно эксплуатировать сложнейшее вооружение и военную технику.
Широко внедряемое привлечение военных педагогов к мероприятиям повседневной, боевой и оперативной подготовки войск, испытаниям новых образцов вооружения и военной техники показало ее высокую эффективность. Интенсивность этой работы ежегодно повышается. По сравнению с 2017г. в 2018г. более чем в 2 раза возросло количество военных педагогов, участвовавших в учениях и внезапных проверках войск, в 1,5 раза — в испытаниях вооружения и военной техники. Это позволяет преподавательскому составу не только поддерживать связь с войсками, но и «чувствовать» должность, к которой он готовит слушателей или курсантов[32].
В рамках развития системы военного образования и перевооружения Российской армии Минобороны России особое внимание уделяет комплексной модернизации инфраструктуры и учебно-материальной базы военно-учебных заведений. В этих целях Министром обороны РФ утверждены программы развития каждого военно-учебного заведения на период до 2020 г., которые взаимоувязаны с Государственной программой вооружений и государственным оборонным заказом.
Они предусматривают упреждающую поставку в вузы современного вооружения, военной и специальной техники, которая синхронизирована с обеспечением учебных заведений соответствующими учебно-тренировочными средствами. Стоит отметить, что свыше 60 % учебно-тренировочных средств, закупаемых в рамках государственного оборонного заказа, поступают в вузы и учебные центры. К 2020 году доля современных образцов вооружения, военной техники и тренажеров в вузах будет доведена до 70 % и выше[32].
Перспективным направлением развития тренажерной базы является не только обеспечение одиночной подготовки военнослужащих, но и широкое внедрение комплексных тренажерных средств, позволяющих обучать управлению подразделениями в условиях современного боя при применении межвидовой группировки войск (сил). По решению Министра обороны РФ в последние два года особое внимание уделяется еще одному направлению развития — это привлечение в военное образование наиболее способной молодежи и ее ранняя профориентация на выбор профессии офицера.
К решению этих задач, а также к подготовке несовершеннолетних граждан к военной или к иной государственной службе вовлечены все довузовские учебные заведения, которые по праву являются значимым элементом всей системы военного образования. В Минобороны сформирована сеть довузовских учебных заведений, география которых вот уже на протяжении 6 лет ежегодно расширяется (см. рис. 1.3) [32].

Рисунок 1.3 Довузовские учебные заведения Минобороны России

Сегодня помимо трех школ для одаренных детей, в нее входят десять суворовских военных училищ, Нахимовское военно-морское училище с филиалами во Владивостоке и Севастополе, пять президентских кадетских училищ и пять кадетских корпусов, а также Московское военно-музыкальное училище.
Приоритетное направление их развития — это повышение качества подготовки воспитанников и совершенствование методики учебно-­воспитательного процесса. В этих целях создано учебно-методическое объединение федеральных государственных общеобразовательных организаций Минобороны России.

 

1.2 Методика воспитания у военнослужащих культуры безопасного вождения

Квалификационные характеристики курсантов военных ВУЗов предусматривают наличие водительского удостоверения категории «В» или «С». Знания, умения и навыки в этом направлении приобретаются на кафедре автомобильной техники при изучении дисциплины «Автомобильная подготовка». Содержание курса соответствует общегосударственной программе подготовки водителей механических транспортных средств, а качество подготовки курсантов оценивается результатами экзаменов. Также на данном курсе курсантам прививаются навыки и культура безопасного вождения[13].
Основная цель курса – систематизировать знания по вождению автомобиля и отработать алгоритмы действий водителя в опасных ситуациях.
В качестве основного способа обучения используется комплекс из 33 упражнений, с определенными методами обучения.
При обучении используется индивидуальная форма обучения.
Условия обучения:
-тренажеры, компьютерные анимационные программы;
— Закрытая площадка для проведения учебных занятий (80х20 м);
— Кольцевой маршрут на дороге длиной 2-2.5 км, имеющий прямые 400-500 м, 3-4 поворота разного радиуса, подъемом и спуском;
— Учебный автомобиль;
— Комплект пластиковых конусов и стоек.
Эффективная методика обучения практическому вождению автомобиля, позволяет в процессе подготовки водителя осуществлять формирование комплекса знаний, умений, навыков, необходимые для безопасного вождения[16].
Анализ деятельности человека за рулем позволяет наметить три этапа подготовки, которые он должен пройти последовательно по мере совершенствования своего водительского мастерства. Причем, каждый предыдущий этап необходим для овладения последующим.
1 этап. Основная задача этапа выработать у обучаемого двигательные навыки. Основное внимание при обучении двигательным навыкам необходимо уделять развитию у обучаемого максимально возможной скорости движений.
Основные элементы этапа:
Посадка водителя — важный элемент рационального и безопасного управления автомобилем, так как правильное положение обеспечивает длительную работу без утомления. Кроме этого оптимальная посадка должна обеспечивать в любой момент возможность для быстрых и координированных действий при любых маневрах.
Скоростной способ вращения руля позволяет за счет рациональной координации движений (четкая последовательность перехватов, т.е. перестановка рук по короткому пути) увеличить скорость вращения руля[16].
Техника работы педалями и переключение передачпозволяет исключить в будущем при обучении отвлечение внимания на органы управления.
2 этап. Основная задача второго этапа сформировать сенсорные навыки — это навыки восприятия, в которых главную роль играют органы чувств. Сенсорные навыки играют важную роль при оценке скорости движения автомобиля, и отклонений автомобиля от направления движения.
Этап включает упражнения, которые позволяют сформировать визуальные представления об ориентирах положения и прогнозирования траектории движения автомобиля на дороге, отработать навыки – глазомерной оценки расстояний и габаритов автомобиля, чувство автомобиля (способность по ощущениям оценивать поведение автомобиля на дороге), а также формирование умения быстрого определения безопасной скорости автомобиля и расчета остановочного пути[19].
Основные маневры. Изучение техники безопасного выполнения поворотов, перестроений, объездов препятствия и обгона.
3 этап. Основная задача третьего этапа отработать мыслительные или умственные навыки. Эти навыки являются основой безопасного управления, и помогают водителю прогнозировать дорожную ситуацию и предотвращать опасные ситуации на дороге. Этап позволяет освоить эффективные алгоритмы действий в различных ситуациях, прогнозирование поведения участников движения в различных условиях, что помогает избежать критических ситуаций.
Основные элементы этапа.
Прогнозирование ситуации. Формирование навыков правильного восприятия, оценки дорожной обстановки, умения предвидеть ее возможные изменения, и принятия безопасного решения и его реализация:
— рациональный обзор окружающей обстановки и видимость вашего автомобиля другими участниками движения;
— наличие безопасного пространства вокруг автомобиля (безопасные дистанция и интервал);
— выбор оптимальной скорости движения для данной дорожной обстановки.
— прогнозирование изменений дорожной обстановки.
Контраварийная подготовка. Водительское мастерство заключается не только в умении предупредить опасность, но и если их создал кто-то другой, предотвращать их последствия. Важно знать, как действовать в опасной ситуации[23]:
-Классификация дорожно-транспортных происшествий (ДТП);
-Статистика ДТП. Анализ причин и обстоятельств ДТП;
-Ошибки водителей в технике и тактике вождения;
-Опасные зоны. Где, что и когда может произойти на дороге;
-Опасные ситуации. Типичные дорожно-транспортные ситуации повышенной опасности;
-О чем свидетельствуют краш-тесты автомобилей;
-Искусство совершать аварию. За секунду до столкновения;
-Действия водителя в аварийных ситуациях[23].
Результатом обучения с последовательным прохождением трех этапов является свободное управление автомобилем в различных дорожных ситуациях.
Методы обучения, используемые при воспитании у военнослужащих культуры безопасного вождения:
1. Метод творческого воображения. Это — способ мысленного воспроизведения действий или движений в определенной последовательности, что позволяет быстро сформировать двигательные навыки.
2. Метод комментируемого управления автомобилем. Используемый метод сводится к тому, что в процессе обучения инструктор объясняет последовательность действий, а ученик комментирует порядок действий, повторяя несколько раз, и только затем приступает к отработке упражнения.
3. Метод моделирования ситуаций. Ввиду невозможности обучения водителей действиям в реальных аварийных дорожных ситуациях возникает необходимость моделирования таких ситуаций. Моделирование ситуации предполагает построение модели ситуации, и ее анализ[20.
4. Метод контрольных вопросов. Метод позволяет в течение короткого времени получить представление о пробелах в знаниях учащихся. Суть метода состоит в использовании при обучении списка специально подготовленных вопросов. Сила метода контрольных вопросов в том, что он формируется на основе опыта специалистов.

1.3 Правовые последствия ДТП с участием военнослужащих

Правовой статус военнослужащих отражен в ст. 28 ФЗ «О статусе военнослужащих» и других Федеральных законах и нормативных актах. Административная ответственность военнослужащих наступает при совершении ими административных правонарушений. Особенность военного статуса состоит в том. Что подобные противоправные действия могут вызвать не только административную, общегражданскую ответственность, но и дисциплинарную, характерную только для служащих ВС РФ[5].
Административной ответственности военнослужащие могут быть подвергнуты не по всем статьям КоАП, некоторые из статей в обязательном порядке заменяются дисциплинарными взысканиями. Это связано с невозможностью исполнения таких наказаний, как: административный арест, исправительные работы, штрафные санкции и лишение водительского удостоверения.
Противоправные поступки, которые должны быть наказаны подобными мерами, осуждаются по дисциплинарному уставу, а решение принимает командование после получения протокола о правонарушении из государственных и административных органов. Наказать военнослужащего могут, кроме прочих и за несоблюдение ПДД, даже вне части, где проходит служба, и вне служебной деятельности (в отпуске, и пр.)[11].
Особо рассматриваются нарушения ПДД, совершенные на служебном транспорте вне расположения части. Лишение водительских прав и вынесение штрафных санкций возможно после получения протокола ГИБДД. Решение воинской комиссии отображается во внутреннем служебном протоколе, посылаемом в инспекцию ГИБДД. В случае несогласия государственной автоинспекции с вынесенным постановлением, дело передается на рассмотрение в вышестоящие инстанции.
Следует учитывать, что при рассмотрении административного проступка служащие таких сфер, как: таможенная, разведывательная, инженерная, пожарная службы отвечают за подобные нарушения по воинскому уставу и на них накладывается дисциплинарное взыскание.
При этом информация доводится до военного комиссара или непосредственного начальника нарушителя. Задерживать военнослужащего не имеют права, его передают военному патрулю. После возвращения в часть виновник ДТП помещается на гаупвахту, если содеянное носит характер серьезного проступка. Также поступают с военнослужащим, находящимся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Административный протокол должен быть доставлен в часть не позднее 3 суток с момента его оформления. Затем собирается комиссия, и инициируется внутреннее расследование. Виновный должен написать рапорт, объяснив суть происшествия и свое видение события. После вынесения решения составляется протокол, в котором указаны меры воздействия. Виновному может грозить гауптвахта, понижение в звании или должности, лишение материального поощрения. Решение отображается в личном деле виновного и может быть аннулировано при примерном поведении, отсутствии нарушений в течение года с момента совершения проступка[17].
Военнослужащие срочной службы не могут быть подвергнуты материальному взысканию, штрафные санкции заменяются им нарядами вне очереди, запретом на краткосрочные отпуска и увольнительные за пределы части. Наказание заносится в личную карточку солдата, при повторных нарушениях наказание может быть усугублено вплоть до перевода в дисциплинарную часть.
Если военнослужащий не согласен с вынесенным осуждением, он имеет право подать жалобу вышестоящему начальству или обратиться с исковым заявлением в военный гарнизонный суд. Сделать заявление допускается в течение месяца после оформления протокола. После принятия ходатайства о рассмотрении дела, суд обязан в течении 10 дней вызвать на заседание виновного и представителя руководства для дачи пояснений по инциденту. В случае, когда законом допускается вынести наказание в гражданском производстве, военнослужащий одновременно может получить служебное взыскание по военному ведомству. Обжаловать двойное наказание можно в крайних случаях, если представлены смягчающие вину факты и показания свидетелей[17].
Согласно ДУ РФ военнослужащий не может быть привлечен к административной ответственности, если после совершения проступка прошло более года. Исключения составляют случаи, когда военнослужащий совершил проступок в отпуске, отсутствовал в части по болезни или был в командировке. В подобных случаях ответственность распространяется на срок до момента поступления в часть соответствующих документов. Проведение дознания может быть организовано по представлению военной прокуратуры или следствия.
Итак, отличием последствий при участии в ДТП военнослужащего от подобной ситуации, если в ней участвует гражданское лицо, заключается в том, что даже легкая травма, которую получил при ДТП военнослужащий, будет проведена по учету, и будет отражена в медицинских документах, и документах безопасности военной службы. Данная отметка будет являться сигналом недостаточной работы командирского и учебного состава по сохранению жизни и укреплению здоровья подчиненных.
Также, по этому факту будет назначено административное расследование, которое будет назначено вне зависимости от того, проводится ли уже расследование данного ДТП силами сотрудников ГИБДД МВД России. Также с большой долей вероятности по факту ДТП командиром части будет назначена уголовно-процессуальная проверка в порядке ст. 144—145 УПК РФ[4], которая поручается офицеру-дознавателю воинской части. При этом возможно, что военнослужащего в этом случае станут подозревать не только в совершении им непосредственно ДТП, но также в попытке уклониться от прохождения военной службы путем членовредительства (ст. 339 УК РФ)[3].
Кроме того, после произошедшего ДТП командование части станет принимать меры по недопущению подобного, например, лица, ответственные за безопасность военной службы, представят проект приказа о мерах по предотвращению травматизма военнослужащих при эксплуатации личного транспорта, а также командиры в/ч и подразделений будут проинформированы, что несмотря на принимаемые меры, не снижается количество ДТП, причиной которым стали недоработки командования, и т.п. Примером подобных приказов может послужить Приказ от 12.02.2015г. Главнокомандующего внутренними войсками МВД России № 50 «Об укреплении дорожно-транспортной дисциплины среди военнослужащих внутренних войск МВД России — владельцев транспортных средств»[8].
Рассмотрим некоторые мероприятия, установленные приказом:
— инструктаж о соблюдении требований безопасности при убытии военнослужащих в командировки и отпуска.
— учет статистики нарушений ПДД при участии военнослужащих при проведении аттестации, изучение и анализ причин нарушения транспортной дисциплины, а также эффективности мер, которые приняты командованием для обеспечения безопасности дорожного движения и предупреждения ДТП на личном транспорте;
— организация взаимодействия с органами ГИБДД по вопросам выявления военнослужащих, которые были привлечены к административной ответственности за управление транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также за неоднократное нарушение ПДД.
Получается, что не зависимо от того, какую военнослужащий занимает должность, от того, необходимо ли ему работать с автомобильной техникой по службе, а также не зависимо от того, есть у военнослужащего собственный автомобиль, все имеющие водительские удостоверения, подлежат отдельному учету.

Глава 2. Анализ воспитания культуры безопасного вождения военнослужащих

2.1 Программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств для вооруженных сил РФ

В рамках написания данной курсовой работы нами будет изучена Программа подготовки военных водителей транспортных средств категории «С» (ВУС-837), которая включает воспитание культуры и навыков безопасного вождения. Данная программа предназначается для подготовки курсантов военных училищ, по военно-учетной специальности — «водитель транспортных средств категории «С» (ВУС – 837).
Данная Программа была разработана на базе примерной программы ГАБТУ МО РФ и поэтому соответствует всем квалификационным требованиям, которые применяются к водителям транспортных средств в Вооруженных Силах РФ.
Программой предусмотрены следующие функции:
-информационно-методическая, позволяющая курсантам получать знания о цели, содержании, а также стратегии подготовки военных водителей;
-организационно-планирующая предусматривающая разделение обучения на этапы и структурирование учебного материала, выявление его качественных и количественных характеристик на каждом этапе, в т.ч. для выполнения промежуточной и итоговой аттестации курсантов.
Целью данной Программы является:
Подготовка военных водителей автотранспортных средств категории «C».
Задачами данной Программы являются:
-усвоение знаний нормативно-правовых актов РФ, касающихся дорожного движения;
-усвоение знаний и обретение умений безопасного вождения транспортного средства;
-воспитание таких черт личности, которые будут необходимы для безопасного вождения автомобильной техники, а также поведения в нештатной ситуации;
-освоение знаний по основам безопасного управления транспортным средством соответствующей категории в различных дорожных и метеорологических условиях;
-освоение знаний и формирование навыков по оказанию первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Место программы:
Программа рассчитана на 318 учебных часов, теоретических 149 часов, практических 91 час, вождение 78 часов. Основным видом аттестационных испытаний являются экзамены и зачет. По предметам:
– «Основы законодательства в сфере дорожного движения» — зачет,
– «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств»;
– «Особенности устройства и техническое обслуживание военной автомобильной техники. Виды, периодичность и объём работ по техническому обслуживанию»;
– «Основы организации эксплуатации военной автомобильной техники в в/ч» — экзамен;
– «Основы управления транспортным средством» — зачет;
– «Первая помощь» —экзамен;
– «Основы организации перевозок» — зачет.
Экзамены и зачеты проводятся с использованием экзаменационных билетов, разработанных в организации, осуществляющей подготовку водителей транспортных средств на основе данной программы, и утвержденных руководителем этой организации.
Планируемые результаты обучения:
Военный водитель транспортного средства категории «С» по окончанию обучения дополнительно к требованиям программы должен знать:
– общие требования безопасности при эксплуатации и техническом обслуживании военной автомобильной техники;
– основы экстремального вождения военной автомобильной техники;
Должен уметь:
– готовить автомобиль к преодолению брода, переправ и других сложных участков местности, готовить неисправный автомобиль к буксировке;
– безопасно управлять транспортным средством в колонне в условиях дорожного движения различной интенсивности и по пересечённой местности.
На занятиях используются учебно-методические материалы и пособия, которые рекомендованны учебно-методическим советом ДОСААФ РФ.
Учебный план подготовки военных водителей ТС категорий «С» представлен а Приложении 1.
Рабочий тематический план предмета «Основы безопасного управления ТС» представлен в Приложении 2.
В рабочую программу предмета «Основы безопасного управления ТС» включены несколько разделов:
Раздел 1. Психологические основы безопасного управления ТС.
Тема 1. Психологические основы деятельности водителя.
Занятие (1) – 2 часа (теория). Психические процессы и их роль в управлении ТС. Внимание и его свойства (устойчивость (концентрация), переключение, объем и т.д.). Основные признаки и причины потери внимания.
Чувство опасности и скорости. Риск и принятие решений в процессе управления ТС.
Ценности водителя, которые обеспечивают безопасное управление ТС. Мотивация безопасного вождения. Мотивация власти и ее роль в аварийности.
Тема 2. Основы саморегуляции психического состояния в процессе управления ТС.
Занятие (1) – 2 часа (теория). Психическое состояние, которое влияет на управление ТС: утомление, монотонность, напряжение. Стресс в деятельности водителя. Приемы и способы управления эмоциями.
Тема 3. Основы бесконфликтного взаимодействия участников дорожного движения.
Занятие (1) – 2 часа (теорияе). Общая культура водителя как основа для безопасного поведения на дороге. Этические качества. Этика водителя как элемент его активной безопасности.
Раздел 2. Основы управления транспортным средством и безопасность движения.
Тема 4. Планирование поездки в зависимости от цели и дорожных условий движения.
Занятие (1) – 2 часа (теория). Влияние цели поездки на безопасность управления ТС. Мотивы рискованного поведения. Управление рисками. Влияние дорожных условий на безопасность движения.
Понятие о ДТП. Виды ДТП. Причины и условия возникновения ДТП.
Тема 5. Оценка уровня опасности информации, организация наблюдения в процессе управления ТС.
Занятие (1) – 2 часа (теория). Основные зоны осмотра дороги: вдаль (30–120 сек.), средняя (12–15 сек.) и вблизи (4–6 сек.).
Прогнозирование развития штатной и нештатной ситуации. Ситуационный анализ дорожной обстановки.
Тема 6. Формирование безопасного пространства вокруг ТС при разных скоростях движения.
Занятие (1) – 2 часа (теория). Реакция водителя. Безопасная дистанция. Контроль безопасной дистанции. Уровни допускаемого риска при выборе дистанции.
Способы минимизации и разделения опасности. Принятие компромиссных решений в сложных дорожных ситуациях.
Тема 7. Техника управления ТС.
Занятие (1) – 2 часа (теория). Контроль безопасности при перевозке пассажиров, включая детей и животных.
Действия при аварийных показаниях приборов.
Особенности управления ТС при наличии АБС. Специфика управления ТС с АКПП. Управление АКПП. Выбор режима работы АКПП.
Тема 8. Действия водителя при управлении ТС.
Занятие (1) – 1 час (теория). Силы, воздействующие на ТС. Управление ТС в сложных дорожных условиях и в условиях недостаточной видимости.
Тема 9. Действия водителя в нештатной ситуации.
Занятие (1) – 1 час (теоретическое). Потеря устойчивости при разгоне, торможении и повороте. Устойчивость против опрокидывания.
Действия водителей во время возникновения юза, заноса и сноса, угрозе столкновения спереди и сзади, при отказе тормоза, разрыве шины в движении, отказе усилителя руля, и пр. Действия при возгорании и падении ТС в воду.
Тема 10. Основы экстремального вождения автомобилей.
Занятие 1 – 2 часа (практическое).
Основы экстремального вождения в зимних (летних) условиях эксплуатации грузовых автомобилей. Разгон и торможение на мокрой или обледенелой дороге.
Занятие 2 – 2 часа (практическое).
Безопасное прохождение поворота в скоростном режиме. Приемы экстренного маневрирования.

2.2 Оценка культуры безопасного вождения военнослужащих

По результатам анализа происшествий за 2018г., в Военном Университете Министерства Обороны РФ наиболее распространенным видом происшествий, которое привела к небоевым потерям всех категорий военнослужащих, являлось нарушение ПДД и требований безопасности при дорожном движении, включая ДТП на личном транспорте. В 2018г. ДТП составляли 53% от общего числа небоевых потерь, из них:
– в качестве водителей погибло 24% военнослужащих;
– в качестве пассажиров — 28,6% военнослужащих;
–в качестве пешеходов — 14,4% от всего количества погибших в результате ДТП (см. рисунок 2.1).

Рисунок 2.1 Основные причины гибели военнослужащих в Военном Университете Министерства Обороны РФ в 2018г.

Основными причинами ДТП являлись:
– низкие умения управлять транспортным средством;
– преувеличенное ощущение «опытности»;
– управление автомобилем в состоянии алкогольного и наркотического опьянения;
– нарушение правил маневрирования;
– игнорирование указаний дорожной разметки, а также сигналов светофора.
Подобная ситуация, по нашему мнению складывается из-за того, что в в Военном Университете Министерства Обороны РФ отсутствует планомерная работа с владельцами личного автотранспорта, а также воспитание у военнослужащих всех категорий культуры безопасного вождения.
Далее проведем анализ сформированности культуры безопасного вождения в ВУ Министерства Обороны РФ. Итак, в ВУ Министерства Обороны РФ на 1 и 2 курсах при изучении учебной дисциплины «Автомобильная подготовка» с курсантами проводятся занятия по подготовке водителей транспортных средств категории «С» и переподготовке водителей транспортных средств на категорию «В», а также технике безопасного вождения, так как данное обучение включено в программу подготовки высококвалифицированного офицера и проводится на бесплатной основе.
Училище имеет современную, хорошо оборудованную материальную базу для проведения занятий. Все учебные классы оборудованы в соответствии с требованиями руководящих документов для подготовки водителей транспортных средств категорий «С» и «В». Классы удобные и комфортные для занятий, оборудованы учебно-наглядными пособиями и мультимедийными комплектами, учебно-методический комплекс для обучения водителей «Интерактивная автошкола. Профессиональная версия», что позволяет курсантам получать глубокие знания при изучении дисциплины.
Наличие аппаратно-программного комплекса «Теоретический экзамен в ГИБДД» позволяет качественно подготовить курсантов для сдачи теоретического этапа квалифицированного экзамена в ГИБДД. Занятия проводят квалифицированные опытные гражданские преподаватели и военнослужащие со стажем работы. Обучение вождению проводится на автодроме (закрытой площадке).
Занятия по вождению проводятся на современной военной автомобильной технике учебной группы: при подготовке водителей транспортных средства категории «С» — на учебных автомобилях КамАЗ-4350, при подготовке водителей транспортных средств категории «В» — на учебных автомобилях УАЗ-3151. Все учебные автомобили оборудованы в соответствии с требованием руководящих документов для занятий по практическому вождению (в т. ч. дублирующие педали), регулярно проходят технический осмотр.
Обучение вождению проводится водителями-инструкторами (мастерами практического обучения), имеющие опыт работы и водительский стаж. Занятия по обучению вождению автомобиля подразделяются на 3 части: занятия на механическом тренажёре, занятия на закрытой площадке (автодроме) и практическое вождение по городу в условиях реального дорожного движения.
В процессе занятий на автотренажере можно познакомиться с рабочим местом водителя, научиться управлять педалями газа, тормоза, сцепления, скоординировать действия рук и ног при управлении автомобилем, научиться переключать передачи, трогаться с места, выполнять разгон и торможение в сочетании с переключением передач, а также выполнять движение задним ходом с контролем направления в зеркало заднего вида. Также можно выполнять различные учебные упражнения на виртуальном автодроме.
Грамотное сочетание занятий на тренажере и вождения на машине дает наибольший эффект от обучения. Такая схема позволяет намного быстрее и лучше осваивать программу вождения, что положительным образом влияет на показатели сдачи экзаменов в ГИБДД.
Квалификационные характеристики курсантов ВУ Министерства Обороны РФ предусматривают наличие водительского удостоверения категории «В» или «С». Знания, умения и навыки в этом направлении приобретаются на кафедре автомобильной техники ВУЗа при изучении дисциплины «Автомобильная подготовка». Содержание курса соответствует общегосударственной программе подготовки водителей механических транспортных средств, а качество подготовки курсантов оценивается результатами экзаменов в ВУ Министерства Обороны РФ, затем в ходе квалификационного экзамена в ГИБДД.
Для выявления результатов формирования культуры и навыков безопасного вождения мы провели констатирующий эксперимент.
Целью констатирующего эксперимента является выявление исходных результатов формирования культуры и навыков безопасного вождения у курсантов. Для проведения эксперимента участники исследования были разбиты на 2 группы — контрольную и экспериментальную. Контрольная группа обучалась по стандартной программе подготовки военных водителей транспортных средств категории «С» (ВУС-837).
Результаты контрольной группы на итоговых испытаниях по учебной дисциплине «Автомобильная подготовка» представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 – Результаты контрольной группы на итоговых испытаниях по учебной дисциплине «Автомобильная подготовка»

Этапы контроля Сдавало Сдало Процент сдачи
Теоретический экзамен ПДД 20 16 80%
I этап практического экзамена (автодром) 16 15 93,7%
II этап практического экзамена (Город) 15 9 60%
Итог 20 9 45%

 

Как можно увидеть из представленной выше таблицы, процент несдачи экзамена в контрольной группе следующий:
– Теоретический экзамен ПДД не сдали 20% курсантов (успешно сдали 80%);
– I этап практического экзамена (автодром) не сдали 6,3% курсантов (успешно сдали 93,7%);
– II этап практического экзамена (Город) не сдали 40% курсантов (успешно сдали 60%).
Общий процент несдачи составил 55% (успешно экзамен сдали лишь 45% курсантов.
В таблице 2.2 представлены результаты экспериментальной группы на итоговых испытаниях по учебной дисциплине «Автомобильная подготовка».

Таблица 2.2 Результаты экспериментальной группы на итоговых испытаниях по учебной дисциплине «Автомобильная подготовка».

Этапы контроля Сдавало Сдало Процент сдачи
Теоретический экзамен ПДД 20 15 75%
I этап практического экзамена (автодром) 15 12 80%
II этап практического экзамена (Город) 12 10 83,33%
Итог: 20 10 50%

 

Как можно увидеть из таблицы 2.2, процент несдачи экзамена в экспериментальной группе следующий:
– Теоретический экзамен ПДД не сдали 25% курсантов (успешно сдали 75%);
– I этап практического экзамена (автодром) не сдали 20% курсантов (успешно сдали 80%);
– II этап практического экзамена (Город) не сдали 16,67% курсантов (успешно сдали 83,33%).
Общий процент несдачи составил 50% (успешно экзамен сдали лишь 50% курсантов.
Для наглядного представления результатов констатирующего эксперимента сведем результаты по обеим группам в диаграмму (см. рис. 2.2).

Рисунок 2.2 Результаты констатирующего эксперимента

Итак, по результатам проведенного анализа и по результатам наблюдения, проведенного в ходе эксперимента, было выявлено то, что учебная дисциплина «Автомобильная подготовка» изучается курсантами в течение двух — трёх учебных семестров. Однако завершая учебный курс, курсанты плохо помнят материал, изучаемый в начале обучения, и не всегда, до начала экзаменов, успевают восстановить утраченные знания. Кроме того, у некоторых курсантов мотивация к изучению материала появляется только перед итоговыми занятиями. Учитывая выше изложенное, остро встал вопрос внедрения новых методов обучения с целью повышения эффективности подготовки водителей из числа курсантов.
По учебной дисциплине «Автомобильная подготовка» традиционно сложилась блочная система подготовки. Все учебные часы разбиты на 10 блоков, которые представляют собой законченные темы изучения курса. Номера и названия блоков (тем) представлены в таблице 2.3.
В ходе занятий курсанты отчитываются за темы (блоки) учебной дисциплины по мере их изучения, то есть сдают так называемые промежуточные зачёты.
По завершении учебного курса дисциплины, когда приходит время отчёта по блоку № 10, обучаемые сталкиваются с серьёзными проблемами. Материал тем, изученных в начале курса, уже забыт. Не все курсанты успевают восстановить их в памяти к моменту отчёта по блоку № 10, а также не всегда достаточно для этого времени, отводимого для подготовки к экзаменам. В конечном итоге мы имеем неудовлетворительные результаты.
Вторая проблема, с которой мы сталкиваемся, состоит в том, что курсанты, успешно сдававшие зачёты по блокам не в состоянии отчитаться за последний блок № 10. Курсанты, хорошо владея учебным материалом по каждому блоку в отдельности, не могут применить свои знания в комплексе, не в состоянии «соединить воедино» весь учебный материал. Такое положение, помимо всего прочего, снижает эффективность практических занятий по управлению автомобилем.
Для решения данных проблем необходимо совершенствовать систему система обучения безопасному вождению.

 

2.3 Рекомендации по совершенствованию воспитания культуры безопасного вождения военнослужащих

По результатам проведенного анализа нами были выявлены следующие проблемы воспитания культуры безопасного вождения военнослужащих:
1. Когда приходит время отчёта по блоку № 10, материал предыдущих разделов (тем), изученных в начале курса, уже забыт. Не все курсанты успевают восстановить их в памяти к моменту отчёта по блоку № 10, а также не всегда достаточно для этого времени, отводимого для подготовки к экзаменам. В конечном итоге мы имеем неудовлетворительные результаты.
2. Вторая проблема, с которой мы сталкиваемся, состоит в том, что курсанты, успешно сдававшие зачёты по блокам не в состоянии отчитаться за последний блок № 10 «Комплексный контроль по всем темам». Курсанты, хорошо владея учебным материалом по каждому блоку в отдельности, не могут применить свои знания в комплексе, не в состоянии «соединить воедино» весь учебный материал. Такое положение, помимо всего прочего, снижает эффективность практических занятий по управлению автомобилем.
Поэтому с целью повышения качества подготовки по учебной дисциплине «Автомобильная подготовка» на кафедре автомобильной техники курсантов ВУ Министерства Обороны РФ нами была рекомендована блочно-модульная система обучения.
Сущность блочно-модульной системы обучения заключается в том, что помимо зачётов по отдельным блокам дисциплины, проводятся зачёты по модулям дисциплины, состоящим из двух, трёх, четырёх и так далее блоков.
Реализация блочно-модульной системы (см. рис. 2.3) осуществляется по следующему алгоритму.

Рисунок 2.3 Алгоритм реализации блочно-модульной системы обучения курсантов ВУ

Итак, суть блочно-модульной системы обучения безопасному вождению сводится к тому, что:
– после изучения учебного материала первого блока (раздела) курсант за него отчитывается, и сдаёт зачёт №1;
– после изучения учебного материала второго блока курсант сдаёт зачёт №2, затем зачёт по первому модулю, включающему учебный материал блоков №1 и №2;
– после изучения третьего блока – курсант сдает зачёт №3 и зачёт по второму модулю, включающему учебный материал блоков №1, №2, №3;
– третий модуль включает блоки №1, №2, №3, №4;
– после зачёта №5 четвёртый модуль включает блоки №1, №2, №3, №4, №5, и т. д.
Итак, каждый последующий модуль должен иметь на один блок больше предыдущего. В пятый модуль добавляется блок №6, в шестой модуль добавляется блок №7 и так далее. Данная система позволит реализовать ряд преимуществ в образовательном процессе:
– методическое согласование учебного материала внутри модуля и между ними;
– системный подход к изучению материала дисциплины;
– гибкость структуры модульного построения изучаемого материала;
– эффективный контроль за усвоением знаний;
– возможность индивидуальной работы с обучаемыми с учетом его способностей к учебе;
– регулирование содержания учебного материала;
– сокращение управленческой функции со стороны преподавателя;
– повышение самостоятельности курсантов в процессе обучения и их мотивации к учебе.
Действуя по предложенному алгоритму курсанты будут вынуждены постоянно повторять ранее изученные темы, что позволит перед экзаменом иметь хорошие знания по всему курсу, а в ходе подготовки к экзаменам эти знания совершенствовать путём комплексного использования учебного материала всех блоков (разделов), что, несомненно, повышает качество подготовки.
Наряду с этим, предложенная методика сможет повысилось качество занятий по управлению автомобилем. Как правило, эти занятия проводятся в последнем семестре изучения учебной дисциплины «Автомобильная подготовка», поэтому при управлении автомобилем в городских условиях учебный материал раздела №2 «Дорожные знаки и разметка» или раздела №3 «Регулирование дорожного движения. Проезд перекрёстков» в значительном объёме уже забыт.
Курсанты вместо того, чтобы на основе знания Правил дорожного движения совершенствовать свои навыки управления автомобилем при движении по дорогам, вынуждены вспоминать (повторно изучать, повторять) теорию, что значительно снижает не только эффективность занятий по управлению автомобилем, а также и безопасность дорожного движения.
Блочно-модульная система обучения будет способствовать комплексному пониманию требований Правил дорожного движения, что облегчит процесс выполнения этих требований на практике в ходе занятий по управлению автомобилем. Подтверждением эффективности блочно-модульной системы обучения служат результаты экзаменационной сессии первого семестра 2017 – 2018 учебного года.
Проведённый эксперимент показал, что учебный взвод (контрольная группа), занимавшийся без применения данной методики имел результаты по неудовлетворительной сдаче:
– теоретического экзамена ПДД – 15% (удовлетворительно сдало 85% курсантов);
– 1 этапа практического экзамена (автодром) – 17,65% (удовлетворительно сдало 82,35% курсантов);
– 2 этапа практического экзамена (город) – 21,43% (успешно сдало лишь 78,57% курсантов).
В целом, в контрольной группе не сдали экзамен 45% курсантов (успешно сдали 55%) (см. таблицу 2.4)
В свою очередь, учебный взвод, который занимался с использованием блочно-модульной системы обучения имел следующие результаты по неудовлетворительной сдаче экзамена:
– теоретического экзамена ПДД – 0% (удовлетворительно сдало 100% курсантов);
– 1 этапа практического экзамена (автодром) – 15% (удовлетворительно сдало 85% курсантов);
– 2 этапа практического экзамена (город) – 5,88% (успешно сдало 94,12% курсантов) (см. таблицу 2.5)
Сравнительный анализ итоговых результатов двух групп показывает, что использование блочно-модульной системы обучения намного повысил процент сдачи экзаменов в экспериментальной группе (см. рис. 2.4).

Рисунок 2.4 Сравнительный анализ итоговых результатов контрольного эксперимента

Как можно увидеть из проведенного выше анализа, итоговый процент сдачи экзаменов после проведения обучения по блочно-модульной системе стал намного выше у экспериментальной группы (см. рис. 2.5).

Рисунок 2.5 Сравнительный анализ процента успешной сдачи экзамена контрольной и экспериментальной группы

Если на начальном этапе исследования (констатирующий эксперимент) процент успешной сдачи экзаменов составлял: 45% в контрольной группе и 55% в экспериментальной группе.
То после проведения занятий по предложенным рекомендациям с экспериментальной группой составил: 55% в контрольной группе и 80% в экспериментальной группе.
Таким образом, внедрение блочно-модульной системы обучения при изучении учебной дисциплины «Автомобильная подготовка» позволяет реализовать системный подход к изучению материала, осуществлять эффективный контроль за усвоением знаний, повысить самостоятельность курсантов и их мотивацию к учёбе, уменьшить уровень неудовлетворительной сдачи экзаменов путём повышения качества подготовки курсантов, что в свою очередь обеспечивает эффективную подготовку курсантов и повышает безопасность дорожного движения.

Заключение

Квалификационные характеристики курсантов военных ВУЗов предусматривают наличие водительского удостоверения категории «В» или «С». Знания, умения и навыки в этом направлении приобретаются на кафедре автомобильной техники при изучении дисциплины «Автомобильная подготовка». Содержание курса соответствует общегосударственной программе подготовки водителей механических транспортных средств, а качество подготовки курсантов оценивается результатами экзаменов. Также на данном курсе курсантам прививаются навыки и культура безопасного вождения[13].
В ВУ Министерства Обороны РФ на 1 и 2 курсах при изучении учебной дисциплины «Автомобильная подготовка» с курсантами проводятся занятия по подготовке водителей транспортных средств категории «С» и переподготовке водителей транспортных средств на категорию «В», а также технике безопасного вождения, так как данное обучение включено в программу подготовки высококвалифицированного офицера и проводится на бесплатной основе.
По результатам проведенного анализа нами были выявлены следующие проблемы воспитания культуры безопасного вождения военнослужащих:
1. Когда приходит время отчёта по блоку № 10, материал предыдущих разделов (тем), изученных в начале курса, уже забыт. Не все курсанты успевают восстановить их в памяти к моменту отчёта по блоку № 10, а также не всегда достаточно для этого времени, отводимого для подготовки к экзаменам. В конечном итоге мы имеем неудовлетворительные результаты.
2. Вторая проблема, с которой мы сталкиваемся, состоит в том, что курсанты, успешно сдававшие зачёты по блокам не в состоянии отчитаться за последний блок № 10 «Комплексный контроль по всем темам». Курсанты, хорошо владея учебным материалом по каждому блоку в отдельности, не могут применить свои знания в комплексе, не в состоянии «соединить воедино» весь учебный материал. Такое положение, помимо всего прочего, снижает эффективность практических занятий по управлению автомобилем.
Поэтому с целью повышения качества подготовки по учебной дисциплине «Автомобильная подготовка» на кафедре автомобильной техники ВУ Министерства Обороны РФ нами была рекомендована блочно-модульная система обучения.
Сравнительный анализ итоговых результатов двух групп показывает, что использование блочно-модульной системы обучения позволило уменьшить неудовлетворительные результаты экзаменов более чем на 10 %.
Таким образом, внедрение блочно-модульной системы обучения при изучении учебной дисциплины «Автомобильная подготовка» позволяет реализовать системный подход к изучению материала, осуществлять эффективный контроль за усвоением знаний, повысить самостоятельность курсантов и их мотивацию к учёбе, уменьшить уровень неудовлетворительной сдачи экзаменов путём повышения качества подготовки курсантов, что в свою очередь обеспечивает эффективную подготовку курсантов и повышает безопасность дорожного движения.

Список литературы

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП);
3. Уголовный Кодекс РФ;
4. Уголовно-процессуальный Кодекс РФ;
5. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 N 76-ФЗ (последняя редакция);
6. Приказ Министра Обороны РФ от 25 октября 2014 года N 777 «О мерах по обеспечению безопасности дорожного движения в Вооруженных Силах Российской Федерации»;
7. Приказ Министра обороны Российской Федерации 2005 г. № 79 «О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации»;
8. Приказ от 12.02.2015г. Главнокомандующего внутренними войсками МВД России № 50 «Об укреплении дорожно-транспортной дисциплины среди военнослужащих внутренних войск МВД России — владельцев транспортных средств»;
9. Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Силах Российской Федерации (утверждена приказом Министра обороны Российской Федерации 2004 г. № 70);
10. Воспитательная работа в Вооруженных силах Российской Федерации: учебное пособие / Под общ. ред. Н.И. Резника. – М.: 12 ЦТ МО РФ, 2015. – 344 с.;
11. Правила дорожного движения Российской Федерации, утв. пост. Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 года N 1090;
12. Система морально-психологического обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации / Под общ. ред. Н.И. Резника. – М.: ГУВР ВС РФ, 2015. – 469 с.;
13. Вербицкая Н. О. Необходима национальная система профессиональной подготовки водителей // Профессиональное образование. Столица. — 2013.— №11. — С. 13–16.
14. Горев А. Э. Организация автомобильных перевозок и безопасность движения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Горев А.Э., Олещенко Е.М. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.;
15. Громоковский Г. Б. Экзаменационные билеты для приема теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами. – Москва, Рецепт-Холдинг, 2017.;
16. Информационный сборник единых учебных планов и программ подготовки водителей автотранспортных средств (А, В, ВС,Д, Е); Институ развития профессионального образования, Москва, 2015.;
17. Корякин, В. М. В. Военно-административное право (военная администрация): учебник / В. М. Корякин, А. В. Кудашкин, К. В.Фатеев. — М., 2018.;
18. Краевский, В. В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.;
19. Николаев А.Н. Подготовка по вождению кандидатов в водители. – М.: Аник, 2018. – 73 с.;
20. Методика обучения практическому вождению транспортных средств и самоходных машин: метод. указания к практ. занятиям/ Новосиб. гос. аграр. ун-т; сост.: Г.М. Крохта, О.Н. Инкина, Н.А. Усатых. – Новосибирск, 2014. – 35 с.;
21. Основы военной педагогики и психологии: конспект лекций / И. Ю. Лепешинский, В. В. Глебов, В. Б. Листков, В. Ф. Терехов. – Омск: Изд-воОмГТУ, 2015. – 250 с;
22. Правила перевозок автомобильным транспортом. – М., Мир Автокниг, 2012г.;
23. Савченко С.В. Авторская методика практического обучения вождению // Автошкола – 2011: материалы XIV Междунар. конф. – М., 2015. – С. 267–272.;
24. Смагин А.В. Правовые основы деятельности водителя: Учебник водителя — М: Академия, 2014.;
25. Терещенко А.Г. Психология и педагогика. Военная педагогика. Учебное пособие для курсантов военно-учебных заведений. – Воронеж: ВВАИУ, 2015. – 90 с.;

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф