Скоро защита?
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Возможные направления активизации России в международных финансовых организациях и международных экономических форумах»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
1.1. Международные финансовые организации, их основные виды
1.2. Системы международных финансовых организаций и их классификация
1.3. Российская Федерация в международных и региональных валютно-финансовых организациях
ГЛАВА II. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ НА РЫНКЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФОРУМОВ
2.1. Основные проблемы взаимодействия Российской Федерации и международных экономических форумов
2.2. Анализ динамики и современного состояния сотрудничества Российской Федерации с системой всемирного (мирового) банка
2.3. Возможные направления активизации России в международных экономических форумах
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Международные финансовые организации занимают важное место в системе международных экономических отношений, а также в настоящее время оказывают существенное влияние на развитие экономики России.
Прошедшее десятилетие свидетельствует, в целом об активизации сотрудничества России с международным финансовым сообществом, путем прямого членства в организациях с международным статусом или на договорной основе.
Для отечественной экономики, переживающей весьма сложные времена, финансирование инвестиционных проектов потребует в ближайшие годы выделения колоссальных средств. В условиях текущего бюджетного дефицита становится актуальным вопрос о поиске возможных источников финансирования инвестиционной деятельности. Тем более, что 55% промышленных предприятий указали нехватку финансовых средств в качестве основного барьера на пути роста инвестиционной активности бизнеса. Учитывая остроту проблемы, сфокусируем основное внимание на поиске возможных механизмов финансирования инвестиционной деятельности.
В настоящее время в период быстрого развития научно-технического прогресса невозможно существование государств без их взаимодействия. Их взаимодействие может осуществляться как через экономические, так и политические отношения. В современном мире именно с помощью международных организаций осуществляется сотрудничество между государствами. Международные организации не только регулируют межгосударственные отношения, но и принимают решения по глобальным вопросам современности.
Весьма важно и то, что, являясь членом международных валютно-финансовых и кредитных организаций, Россия приобщается к богатому опыту регулирования валютной, кредитной и финансовых сфер, накопленному мировым сообществом. В этом и заключается актуальность рассматриваемой темы.
Объект исследования – международная валютная система и деятельность в рамках нее надгосударственных финансовых структур.
Предмет исследования – международные финансовые отношения России с крупнейшими международными экономическими и валютно-финансовыми организациями, их проблематика и перспективы.
Цель курсовой работы – исследования возможных направлений активизации России в международных финансовых организациях и международных экономических форумах.
Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть международные финансовые организации, их основные виды;
2. Ознакомиться со системами международных финансовых организаций и их классификация;
3. Ознакомиться с положением Российской Федерации в международных и региональных валютно-финансовых организациях;
4. Охарактеризовать основные проблемы взаимодействия российской федерации и международных экономических форумов;
5. Провести анализ динамики и современного состояния сотрудничества российской федерации с системой всемирного (мирового) банка;
6. Исследовать возможные направления активизации России в международных экономических форумах.
Методы исследования: анализ, обобщение, сравнение, наблюдение.
Курсовая работа включает в себя 2 главы, введение, заключение и список литературы.

ГЛАВА I. Теоретические аспекты международной финансовой системы

1.1. Международные финансовые организации, их основные виды

Структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений включает многочисленные международные организации. Одни из них, располагая большими полномочиями и ресурсами, осуществляют регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Другие представляют собой форум для межправительственного обсуждения, выработки консенсуса и рекомендаций по валютной и кредитно-финансовой политике. Третьи обеспечивают сбор информации, статистические и научно-исследовательские издания по актуальным валютно-кредитным и финансовым проблемам и экономике в целом. Некоторые из них выполняют все перечисленные функции.
Наиболее авторитетной международной финансовой организацией, как показала международная практика, является, несомненно, МВФ (International Monetary Fund, IMF) — межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд — специализированное учреждение ООН — практически служит институциональной основой мировой валютной системы.
Капитал МВФ складывается из взносов стран-членов, производимых по подписке. Каждая страна имеет квоту, выраженную в СПЗ, которая определяет сумму подписки на капитал, возможности использования ресурсов МВФ, сумму получаемых СПЗ при их очередном распределении, количество голосов страны в МВФ. Размеры квот устанавливаются на основе удельного веса стран в мировой экономике и торговле с учетом ВВП, объема текущих операций платежного баланса, официальных золотовалютных резервов. При этом 25 % квоты оплачивается резервными активами (СПЗ и конвертируемой валютой), 75 % — национальной валютой. Капитал МВФ составлял 297 млрд дол. В 2002 г. Наибольшими квотами в МВФ располагали США (17,5%), Япония (6,3%), Германия (6,1%), Франция и Великобритания (по 5,1%). У России 2,8%. Пересмотр квот осуществляется не реже одного раза в пять лет [11].
Среди межгосударственных инвестиционных институтов самое заметное влияние на темпы и направление экономического развития большинства стран оказывает группа мирового банка, координирующая политику экономической помощи промышленно развитых стран, воздействующая на деятельность других международных экономических организаций и оказывающая техническую помощь развивающимся странам в разработке программ их экономического развития. Эта межгосударственная инвестиционная группа, включающая Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и три его филиала — Международную ассоциацию развития (МАР), Международную финансовую корпорацию (МФК) и Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА), превратилась в крупнейший мировой инвестиционный институт [6].
Международная ассоциация развития (МАР) призвана дополнять деятельность МБРР и предоставлять наименее развитым странам беспроцентные кредиты на срок 35-40 лет при льготном периоде 10 лет, взимая комиссию на покрытие административных расходов. Развивающиеся страны, естественно, заинтересованы в получении льготных кредитов МАР, но она не может выдавать средства всем желающим.
МАР располагает тремя основными источниками финансирования: прибыли МБРР, взносы государств-членов, взносы состоятельных государств-членов. Сюда добавляется возврат ранее предоставленных кредитов.
Международная финансовая корпорация (МФК) выполняет функции, несколько отличные от МБРР. Поэтому в юридическом и финансовом аспектах это относительно самостоятельная организация, хотя имеет общие с Всемирным банком. Особенность МФК заключается в том, что для инвестирования ее средств в страны-члены не требуется правительственных гарантий, которых требуют МБРР и МАР при предоставлении кредитов предприятиям или организациям.
МФК была создана с целью мобилизации национального и иностранного капитала для развития частного сектора в развивающихся странах. МФК выполняет ряд специфических функций: содействует развитию предпринимательства в малом бизнесе, оказывает содействие в управлении рисками, оказывает техническую помощь частным фирмам, а также осуществляет информационную деятельность.
МАИГ как третий филиал МБРР служит такой специальной цели, как поощрение инвестиций в акционерный капитал и другие направления прямых капиталовложений в развивающихся странах посредством их страхования от некоммерческих рисков.
Основной целью МАИГ является поощрение иностранных инвестиций на производственные цели, особенно в развивающихся странах, в качестве дополнения к деятельности институтов группы Всемирного банка.
Также нужно упомянуть МБЭС и МИБ. Основным видом деятельности Международного банка экономического сотрудничества (МБЭС) являются расчеты и кредитование взаимного товарооборота стран-членов.
Международный инвестиционный банк (МИБ) — банк долго- и среднесрочного кредитования. Основная задача МИБ в соответствии с его Уставом — предоставление долго- и среднесрочных кредитов, прежде всего для осуществления мероприятий, связанных с международным социалистическим разделением труда, специализацией и кооперированием производства, расширением сырьевой и топливной базы, ускорением научно-технического прогресса.
Наряду с универсальными международными организациями существуют региональные, членами которых являются государства определенного географического региона. Объектом деятельности таких организаций могут быть вопросы в рамках регионального сотрудничества: совместная безопасность, экономическая, социальная, культурная и другие сферы.

 

1.2. Системы международных финансовых организаций и их классификация

Согласно «Ежегоднику международных организаций» (Yearbook of International Organizatiom), издаваемому в Бельгии, в мире насчитывается примерно 300 международных экономических и финансовых организаций, однако степень их воздействия на мировую экономику различна. Основную роль играет сравнительно узкий круг организаций – менее 10, причем в их деятельности исторически сложилось определенное «разделение труда». Ведущими из них являются: Всемирная торговая организация, Конференция ООН по торговле и развитию, Совет таможенного сотрудничества, и ряд финансовых структур: МВФ, Группа Мирового банка, Банк международных расчетов и т.д. Международные финансовые организации (МФО) – ключевой элемент институциональной основы международной финансовой системы. Их деятельность во многом способствует укреплению мирохозяйственных связей и активизации участия стран в международных валютно-кредитных и финансовых отношениях. Обладая значительным объемом финансовых ресурсов, они оказывают заметное влияние на экономическое развитие и определяют условия организации международного бизнеса в странах и регионах мира.
Система МФО начала создаваться в 1929 г., с образованием Банка международных расчетов. Данные организации создаются, как правило, путем добровольного объединения капиталов стран-членов при решении различных экономических и финансовых задач. К финансовым задачам МФО можно отнести:
• регулирование мировой экономики за счет проведения операций на международных валютных, кредитных и фондовых рынках;
• стимулирование развития международной торговли;
• кредитование дефицита национальных платежных балансов;
• кредитование государственных программ отраслевого и регионального развития и содействие малому и среднему бизнесу;
• инвестирование в совместные международные проекты в области инфраструктуры, информационных технологий, транспорта и телекоммуникаций;
• финансирование фундаментальных научных исследований и мероприятий по охране окружающей среды;
• оказание международной помощи слаборазвитым государствам.
Международные финансовые организации выполняют ряд дополнительных к основной деятельности функций: информационно-прогностическую, регулирующую и консультационную. Информационно-прогностическая функция сводится к сбору и публикации статистических и прогнозных материалов об общих тенденциях развития мирового хозяйства, а также о деятельности отдельных государств. Регулирующая функция охватывает индикативные и нормотворческие аспекты организации финансово-экономической деятельности государств, банковского дела, урегулирования дефицита платежного баланса, координации в решении глобальных и региональных проблем. Международные валютные организации консультируют правительства различных стран в вопросах разработки и проведения валютно-кредитной и финансовой политики [14].
Все международные финансовые организации пользуются статусом, льготами и привилегиями в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Организации Объединенных Наций (1946 г.), Конвенцией о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений (1947 г.), а также Венской конвенцией о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера (1975 г.). Деятельность МФО носит наднациональный характер. Эти организации являются субъектами международного права и могут заключать договоры с государствами и другими международными институтами. Для достижения своих целей МФО используют широкий спектр современных технологий финансового и инвестиционного анализа и управления рисками, привлекают к работе ведущие консалтинговые, аудиторские и страховые компании, научно-исследовательские центры и инвестиционные банки. Эффективность их функционирования в значительной степени зависит от интенсивности взаимодействия с национальными правительственными учреждениями.
В настоящее время насчитывается около 100 международных финансовых организаций, но в приведенном анализе можно ограничиться только важнейшими из них (таблица 1).
По степени делегирования полномочий (свободы в разработке и принятии решений) выделяются три основные группы международных финансовых организаций.
1. Мировые (глобальные) международные финансовые институты, которые самостоятельно определяют приоритеты своей деятельности и пути достижения поставленных целей. Эти организации формируют мировые стандарты финансово-кредитной деятельности и оказывают существенное влияние на экономическое развитие государств.
2. Международные региональные финансовые институты, которые реализуют межгосударственные соглашения регионального сотрудничества и развития. Эти организации действуют автономно при реализации своих уставных целей и задач.
3. Международные институты, которые обслуживают решение финансовых задач интеграционной группировки и в зависимости от этапа интеграционных процессов находятся в функциональной и текущей зависимости от национальных правительств.
Таблица 1.
Международные финансовые и кредитные институты

Международные финансовые организации Мега-, мета- и макроэкономические цели в деятельности МФО
Группа 1
Международный валютный фонд Поддержание равновесия платежных балансов стран-участниц, содействие стабильности валютных курсов
Группа Всемирного банка Поддержание равновесия платежных балансов беднейших стран, содействие реконструкции и развитию национальных хозяйств стран-членов
Банк международных расчетов Содействие кооперации центральных банков и создание условий для развития международных финансовых операций
Группа 2
Межамериканский банк развития (МЛБР) Содействие социально-экономическому развитию американских государств
Азиатский банк развития (АзБР) Финансирование долгосрочных проектов развития в странах Азии
Африканский банк развития (АБР) Финансирование инвестиционных программ и проектов социально-экономического развития
Центральноамериканский банк для экономической интеграции (ЦАБЭИ) Содействие экономической интеграции и сбалансированному развитию Центральноамериканских государств
Европейский банк реконструкции и развития Интеграция стран Центральной и Восточной Европы в единое европейское экономическое пространство
Группа 3
Европейский центральный банк Проведение единой валютной политики государств – членов Европейского союза
Межгосударственный банк СНГ Взаимные платежи и клиринговые расчеты между государствами – членами СНГ
Восточноафриканский банк развития (ВАБР) Расширение Восточноафриканского рынка капитала

 

1.3. Российская Федерация в международных и региональных валютно-финансовых организациях

Участие России в международных финансовых институтах обусловлено интегрированием страны в мирохозяйственные связи. В условиях глобализации экономики для мирового сообщества характерны две тенденции — партнерство и противоречия между странами.
В настоящее время Россия участвует в работе ряда международных финансовых организаций. Из них наиболее влиятельными являются Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР). В Бреттон-Вудской конференции, принявшей решение об учреждении МВФ и МБРР, участвовала делегация СССР. В уставных документах этих организаций было зарезервировано место для подписания их Советским Союзом, но он их не подписал. Россия в 1992 г. подписала учредительные документы МВФ и МБРР, а также стала членом еще трех финансовых организаций, входящих наряду с МБРР в группу Всемирного банка, — МФК, МАР и МАГИ.
В 1990 г. в Лондоне учрежден Европейский банк реконструкции и развития. Одним из его учредителей был СССР. Россия как его правопреемница также участвует в этой организации.
В качестве преемницы СССР Россия участвует также в Международном банке экономического сотрудничества (МБЭС) и Международном инвестиционном банке (МИБ), находящимися в Москве. Эти два банка были учреждены странами СЭВ — МБЭС в 1963 г., а МИБ в 1970 г. Основная доля капитала в этих банках принадлежала СССР [2].
В 1993 г. по инициативе России в Москве создан Межгосударственный банк (МГБ), в 1994 г. при поддержке России в г. Салоники учрежден Черноморский банк торговли и развития (ЧБТР). А в 1996 г. она присоединилась к Базельскому банку международных расчетов (г. Базель в Швейцарии).
Таким образом, в настоящее время Россия является участницей 11 международных организаций. Во всех из них, кроме МАР, она может быть бенефициаром (получателем средств), а в МАР только донором [15].
Выделяя России кредиты, МВФ и МБРР, безусловно, оказали ей финансовую поддержку в проведении рыночных реформ. Кроме того, сотрудничество России с МВФ открыло ей возможность получения необходимых средств и от других международных финансовых организаций, в частности, для урегулирования проблем внешней задолженности.
России в сотрудничестве с МВФ удалось реструктурировать принятую на себя задолженность СССР перед членами Парижского и Лондонского клубов, причем на длительные сроки. До этого был реструктурирован внутренний валютный долг СССР, по договоренности с Францией решен вопрос о погашении царских долгов [3].
Отношения России с МВФ в 90-е гг. складывались трудно. Россия в ходе согласования годовых и среднесрочных программ вынуждена была идти на компромиссы, требования МВФ ужесточались, а очередные транши кредитов задерживались.
Несколько благоприятнее развивались отношения России с Мировым банком. Он хотя и зависим от позиции МВФ, но менее политизирован. Россия в 90-е гг. превратилась в одного из самых крупных его заемщиков, заняв четвертое место среди клиентов после Китая, Мексики и Индии.
Займы этого банка оказали существенную финансовую поддержку России в проведении структурных преобразований, в частности, в угольной отрасли, где сложилась крайне напряженная социальная обстановка.
Помимо сотрудничества непосредственно с самим Мировым банком, Россия получает помощь от его аффилированных институтов — от МФК в становлении частного предпринимательства и от МАГИ в привлечении иностранных инвестиций путем страхования их от некоммерческих рисков.
Ситуация изменилась в связи с наступлением кризиса: кредитование России со стороны Банка существенно сократилось. Но начиная с 2000 г. объемы кредитов, получаемых Россией от ЕБРР, неуклонно росли, и к 2003 г. 33% всех размещенных Банком кредитных ресурсов получила Россия.
При оказании финансовой поддержки России основными направлениями кредитно-инвестиционных проектов являются естественные монополии, развитие корпоративного сектора, малый и средний бизнес, а также финансово-банковский сектор.
Поддержка малого и среднего бизнеса осуществляется путем кредитования проектов не только в региональных центрах страны, но и в других городах России. С этой целью в 1994 г. был учрежден российский Фонд поддержки малого предпринимательства, а в конце 90-х гг. создан российский Банк кредитования малого бизнеса (КМБ Банк) с участием ЕБРР.
География инвестиционных проектов ЕБРР широка — от Калининградской области (проект улучшения водоснабжения и водоочистки -16.5 млн. евро) до Камчатки (строительство геотермальной электростанции — 85.6 млн. евро), чему способствует наличие представительств Банка во многих регионах. В 2002 г. годовой объем обязательств ЕБРР в России увеличился на 500 млн. евро по сравнению с 2001 г. и составил 1.3 млрд. евро.
Положительное влияние на финансово-банковский сектор России оказывает сотрудничество ЕБРР с частными и региональными российскими банками, его содействие работе иностранных кредитно-финансовых учреждений, имеющих в России дочерние предприятия.

ГЛАВА II. Анализирование Российской Федерации на рынке международных финансовых организаций и международных экономических форумов

2.1. Основные проблемы взаимодействия Российской Федерации и международных экономических форумов

Долгое время ключевым вопросом в отношениях России и МВФ является проблема перераспределения квот и голосов внутри фонда. В основу необходимости пересмотра квот стран в МВФ легли сразу два тренда. Первый из них связан с изменением баланса сил в мировой экономике и усилением роли развивающихся стран в мире. С 1990 г. доля развивающихся стран и стран с формирующимися рынками в мировом ВВП существенно возросла: с 36,1% в 1990 г. до 58,1% в 2016 г. (таблица 2).
Еще в период, предшествующий мировому финансовому кризису 2008–2009 гг., многие страны выражали недовольство сложившейся системой глобального финансового регулирования. По их мнению, неэффективность МВФ была связана в том числе с ключевой ролью стран «Большой семерки» в принятии решений, в то время как формирующиеся экономики практически не оказывали влияния на политику фонда. Такая ситуация не отражала происходящих изменений в мировой экономике.
Несбалансированность системы глобального финансового регулирования можно проиллюстрировать на примере, приведенном Р. Брайантом в статье «Реформа квот и голосов МВФ: потерянные возможности» [8]. Автор рассматривает две группы стран, первая из которых состоит из 5 стран ЕС (Италии, Нидерландов, Бельгии, Швеции и Швейцарии), а вторая — из крупнейших на 2006 г. стран с формирующимися рынками (Китая, Республики Корея, Мексики, Индии и Бразилии).
Таблица 2.
ВВП основных групп стран в 1990–2016 гг. (рассчитанный по ППС, млрд долл. и % от мирового ВВП)

Группы стран 1990 2000 2005 2008 2012 2016
Мир 27 002 49 542 67 276 83 014 99 089 118 170
Развитые страны
млрд долл. 17 248 28 237 35 472 40 574 44 026 49 557
% от мирового показателя 63,9 57,0 52,7 48,9 44,4 41,9
Ключевые развитые страны («Большая семерка»)
млрд долл. 13 771 21 709 26 868 30 284 32 723 36 739
% от мирового показателя 51,0 43,8 39,9 36,5 33,0 31,1
Прочие развитые страны
млрд долл. 1 783 3,559 4 775 5 762 6 748 7 771
% от мирового показателя 6,6 7,2 7,1 6,9 6,8 6,6
Развивающиеся страны и страны с формирующимися рынками
млрд долл. 9 754 21,305 31 804 42 440 55 063 68 613
% от мирового показателя 36,1 43,0 47,3 51,1 55,6 58,1

 

До первого раунда увеличения квот в отношении четырех стран (Китая, Южной Кореи, Мексики и Турции) в соответствии с постановлением, принятым Советом управляющих МВФ на своей сессии в Сингапуре 18 сентября 2006 г., обе группы располагали примерно 1/10 от общего объема голосов (10,4 и 8,2% соответственно). При этом вклад европейских стран в мировую экономику был существенно меньше. Так, доля пяти стран ЕС в мировом ВВП, рассчитанном по рыночным ценам, составляла 8,1% по сравнению с 11,9% для стран второй группы. В случае расчета ВВП по ППС соотношение составляло 5,8% против 20,7% (рисунок 1).
Рисунок 1.
Соотношение голосов и экономических показателей стран группы 1 и группы 2, % от соответствующих мировых показателей. Группа 1 — Италия, Нидерланды, Бельгия, Швеция и Швейцария; группа 2 — Китай, Индия, Республика Корея, Мексика, Бразилия

Помимо изменения баланса сил в мировой экономике, менялась и роль развитых и развивающихся стран в международных финансовых институтах. Все большее число развитых стран стали обращаться за получением финансовой помощи, предоставляемой МФИ, в то время как страны с формирующимися рынками выступали в качестве кредиторов. Так, в период кризиса 2008–2009 гг. за помощью к МВФ обратились такие европейские страны, как Исландия, Венгрия, Латвия. В период с 2010 по 2013 гг. в результате развития долгового кризиса в Европе реципиентами финансовой помощи МВФ стали Греция, Ирландия, Португалия и Кипр [5].
Другим вопросом, представляющим особую важность для России и других стран группы БРИКС и непосредственно связанным с реформой квот МВФ, является пересмотр формулы расчета квот. Используемая на сегодняшний день формула29, на основе которой происходит распределение квот в МВФ, дает преимущества развитым странам. Так, показатель вариабельности выше для стран с высокой степенью движения капитала, а показатель открытости — для малых европейских стран, активно торгующих в рамках ЕС. В то же время, несмотря на то что показатель международных резервов выше для стран с формирующимися рынками, его вес в формуле составляет лишь 5%. Особенность расчета ВВП, при которой только 40% рассчитывается по ППС, также более выгодна для развитых стран.
Как отмечалось ранее, реформа МВФ 2010 г., решения в рамках которой вступили в силу с января 2016 г., предусматривает внесение изменений в порядок формирования исполнительного совета директоров фонда. До реформы исполнительный совет состоял из 24 директоров. Пять из них были назначаемыми и представляли страны с наибольшей долей квот в капитале фонда — США, Японию, Германию, Францию и Великобританию. Остальные 19 директоров были выборными, при этом 16 представляли группы стран, а три страны (Россия, Китай и Саудовская Аравия) — только себя [4].
Реформа 2010 г. предусматривает ликвидацию категории назначаемых директоров и придание исполнительному совету полностью выборного характера. По мнению экспертов, такие изменения не несут особых выгод для стран БРИКС, включая Россию, несмотря на то что все страны группы официально поддержали реформу управления. Между тем новый порядок формирования исполнительного совета позволит придать ему более «технический» характер, снизив уровень политического представительства отдельных стран.
Долгое время российская сторона продвигала вопрос реформирования глобальной системы резервных валют, включая расширение валютной корзины СДР. Так, предложения России к Саммиту «Группы двадцати» в Лондоне в 2009 г. в том числе включали призыв МВФ к проведению исследования следующих возможностей:
• диверсификации перечня валют, используемых в качестве резервных, на основе принятия согласованных мер по стимулированию развития крупных региональных финансовых центров;
• создания наднациональной резервной валюты, эмиссия которой будет осуществляться международными финансовыми институтами.
В качестве возможного варианта диверсификации резервных валют Россия предлагала включение в состав валютной корзины СДР национальных валют стран БРИК. О такой возможности, в частности, заявил, будучи на должности президента РФ, Д.А. Медведев на Всемирном экономическом форуме в Давосе.
Между тем инициатива придания рублю статуса мировой резервной валюты не была поддержана МВФ. В частности, представители МВФ отмечали, что сложность использования рубля в качестве резервной валюты, как и других валют развивающихся стран, состоит «в небольшой эмиссии по сравнению с традиционными эмитентами резервных валют», и выражали сомнения, что такие страны смогут «удовлетворить огромный существующий спрос».

 

2.2. Анализ динамики и современного состояния сотрудничества Российской Федерации с системой Всемирного (Мирового) банка

Основой сотрудничества России с региональными междуна­родными банками развития является ее членство в организациях системы Всемирного банка (ВБ), в первую очередь в Международном банке рекон­струкции и развития (МБРР), куда она была принята в 1992 г. [1]. Двенадцатилетний опыт сотрудничества России с МБРР показывает эволюцию заимствований от полномасштабного финансирования программы социально-экономических реформ к поддержке точечных проектов, включая управление государственными финансами на федеральном и региональном уровне.
В целом на этом этапе сотрудничества в отно­шениях России и ВБ обнаружились серьезные проблемы, которые проявились в резком сокра­щении запланированных объемов займов, в трехкратном сокращении ежегодных объемов использования средств по инвестиционным займам; в увеличении сроков подготовки и ожидания вступления в силу уже подготовленных проектов, в частой реструктуризации проектов. Кроме того, темпы реализации проектов, осуществляемых за счет привлекаемых займов, не соответствовали необходимым темпам жизненно важных социально-экономических реформ. Эти проблемы сфор­мировали у представителей различных групп общества неоднозначное отношение к проектам, финансируемым за счет займов МБРР [10].
Эти проекты охватывают практически все сектора экономики — энергетику, транспорт, финансы, здравоохранение и образование, сельское хозяйство, то есть те отрасли, которые обычно не являются объектом частных инвестиций. Наибольшие объемы предоставленных средств направлялись на мероприятия экономической политики, что объясняется крупными размерами бюджетозамещающих займов [17].
Взаимоотношения МБРР и РФ довольно часто осложнялись на стадии реализации и реструктуризации проектов. Как правило, осуществление проектов растягивалось на семь-восемь лет при заявленном среднем сроке в пять лет. Ни один из инвестиционных проектов МБРР не завершился в срок, установленный соглашением о займе. На практике каждый из них приходится продлевать один-четыре раза, причем срок каждого продления составляет от нескольких месяцев до двух-трех лет.
Последняя Стратегия ВБ для России основывалась на предложенной российским правительством Программе сотрудничества на 2002-2004 гг. Такой подход на стадии программирования стратегического взаимодействия предполагает соответствие политики ВБ социально-экономической ситуации в стране, а также ее согласование с со­держанием экономических реформ.
Сотрудничество с другой организацией группы Всемирного банка – Международной финансовой корпорацией — призвано стимулировать инвестиции в частный сектор и развивать рынок капитала в России.
Заинтересованность России в развертывании его деятельности продиктована надеждами на то, что он может сыграть полезную роль в восстановлении сотрудничества со странами СНГ и Восточной Европы, закрепить экономическое присутствие России на Балканах и обеспечить экономическое взаимодействие с Турцией и Грецией. Однако практический эффект участия в Черноморском банке торговли и развития для отечественной экономики не соответствует нашей доле в его уставном капитале (16.5%), а также нашим национальным интересам в этом регионе.
Наибольшая его активность отмечается в России, что объясняется расположением штаб-квартиры в Москве и 50%-ной долей РФ в его уставном ка­питале. Можно отметить, однако, что слабые стартовые возможности не позволяют рассчитывать на значительный рост капитала и операций данного Банка. Перспективы сотрудничества с ним связаны с перестройкой его деятельности и планируемым значительным расширением уставного капитала.

2.3. Возможные направления активизации России в международных экономических форумах

Согласно данным Международного Валютного Фонда, с 2012 по 2017 годы среднегодовые темпы роста ВВП России в целом и ВВП на душу населения составили 4,4% и 4,6% соответственно. Темпы экономического развития в России оказались выше среднемирового показателя и практически в 3 раза превысили аналогичный показатель в развитых странах [16].
Сложившаяся в стране ситуация в значительной степени была усугублена низкой эффективностью работы рынков и государственного управления. В итоге рост платежеспособного спроса перешел в инфляцию и импорт.
При этом необходимо четко осознавать, что без обновления основных фондов, без открытия высокотехнологичных производств, без роста производительности труда невозможно обеспечить устойчивые темпы экономического развития, повышение качества жизни населения. Только инвестиции могут стать основным драйвером роста российской экономики. Наращиванию инвестиционной активности в ближайшие годы нет альтернативы. Неслучайно об этом говорит и В. Путин, выступая на Петербургском международном форуме: «России нужна настоящая технологическая революция, серьёзное технологическое обновление, нам необходимо провести самое масштабное за последние полвека технологическое перевооружение наших предприятий» [9].
По оценкам ученых, для технологического перевооружения отечественной экономики на период 2020–2025 гг. необходим ежегодный рост инвестиций на 8%, на период 2026–2030 гг. – на 10%. Доля инвестиций в ВВП России должна увеличиться с 19% в 2017 г. до 25% в 2020 г. и до 30% в 2025 году.
Для отечественной экономики, переживающей весьма сложные времена, финансирование инвестиционных проектов потребует в ближайшие годы выделения колоссальных средств. В условиях текущего бюджетного дефицита становится актуальным вопрос о поиске возможных источников финансирования инвестиционной деятельности. Тем более, что 55% промышленных предприятий указали нехватку финансовых средств в качестве основного барьера на пути роста инвестиционной активности бизнеса [5]. Учитывая остроту проблемы, сфокусируем основное внимание на поиске возможных механизмов финансирования инвестиционной деятельности.
Представляется, что в условиях введенных экономических санкций, в условиях снижения кредитного рейтинга России до «мусорного» уровня не следует возлагать чрезмерные надежды на иностранные инвестиции в технологическое перевооружение российской экономики. Основной упор должен быть сделан на изыскание внутренних источников финансирования инвестиционных проектов.
Первое направление: восстановление суверенной денежно-кредитной политики, позволяющей восстановить необходимый уровень монетизации российской экономики. Эмиссионная подкачка государственных институтов развития.
Преодоление инвестиционной паузы предполагает наличие «длинных» ресурсов в экономике. Помочь реализации намеченной стратегии, по нашему мнению, сможет пересмотр основных приоритетов денежно-кредитной политики.
При этом, как отметил В.В. Путин на Петербургском международном форуме весной 2014 года, «стоимость таких кредитов не должна превышать уровень инфляции плюс один процент» [9]. Вместе с тем с целью недопущения оттока денег, эмитируемых для финансирования инвестиционных проектов, на валютные и финансовые рынки, необходимо активное использование соответствующих норм валютного регулирования и банковского надзора.
Второе направление: контроль за движением спекулятивного капитала.
Третье направление: широкое применение механизма государственно-частного партнерства (ГЧП).
Зарубежный опыт, в частности Германии, говорит о том, что использование механизмов ГЧП повышает эффективность инвестиций в инфраструктуру в среднем на 15,2% [12]. Суммарная стоимость проектов ГЧП в России (на всех стадиях реализации) составляет 1,044 трлн руб. Общий объем привлеченных частных инвестиций в проекты ГЧП составляет 913,4 млрд руб. (87,44% от суммарной стоимости проектов) [13].
Четвертое направление: осуществление приватизации государственного имущества.
Увеличению возможностей государства по финансированию инвестиционных проектов может способствовать осуществление приватизационных процессов в российской экономике. Доля государственного сектора в экономике страны достигает 50% ВВП.
Конечно, предлагаемые меры усугубят проблему бюджетного дефицита. Но представляется обоснованным отход от соблюдения «бюджетного правила» в текущих условиях. Во-первых, увеличение бюджетного дефицита до 3% ВВП признается безопасным с экономической точки зрения в Европейском союзе, во-вторых, переход к умеренно дефицитному бюджету в размере до 3% ВВП даст около 2 трлн руб. дополнительных инвестиций [7], в-третьих, подобного рода практика соответствует логике антициклической политики, согласно которой бюджет должен быть сбалансирован по итогам экономического цикла, а не каждый год. Ведь деньги, затрачиваемые сегодня на технологическое перевооружение российской экономики, «не проедаются», напротив, они создают прочную основу для открытия в будущем новых предприятий, создания рабочих мест, а, следовательно, создают основу для роста налоговых поступлений в будущем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате выполнения данной работы была достигнута поставленная цель — исследованы возможные направления активизации России в международных финансовых организациях и международных экономических форумах.
В результате проведенного в работе анализа можно сказать, что международные валютно-кредитные учреждения, такие как Международный валютный фонд, Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития, играют значительную роль в организации международных кредитных отношений и поддержании стабильности международных расчетов. Во-первых, их деятельность позволяет внести регулирующее начало и определенную стабильность в противоречивую целостность всемирного хозяйства, обеспечивая в целом бесперебойное функционирование валютно-финансовой сферы. Во-вторых, они призваны служить форумом для налаживания сотрудничества между странами и государствами. С ослаблением идеологического противостояния эта задача становится все более актуальной. В-третьих, возрастает значение международных валютно-финансовых организаций в сфере изучения, анализа и обобщения информации о тенденциях развития и выработки рекомендаций по важнейшим проблемам всемирного хозяйства.
Результаты взаимодействия России с МФО неоднозначны. Внешние заимствования, особенно у МВФ, не всегда были эффективными и оправданными. Полученные средства в большинстве случаев использовались не для технологической перестройки экономики, а для покрытия бюджетного дефицита и обслуживания государственного долга.
Кроме того, расширение ресурсной базы для финансирования инвестиционных проектов — это необходимое, но недостаточное условие активизации инвестиционных процессов. Одними финансовыми вливаниями эту проблему не решить. Действенным механизмом активизации инвестиционных процессов может выступить разработка и внедрение государством новых технологических регламентов, предполагающих введение штрафных санкций за использование морально и технически устаревшего оборудования. Эта мера призвана повысить заинтересованность бизнеса в технологическом перевооружении предприятий. Одновременно должна быть продолжена работа по совершенствованию правового регулирования инвестиционной деятельности. При этом одной из основных целей государственного регулирования должна быть защита прав и законных интересов инвесторов, создание гарантий инвестиционной деятельности, обеспечение защищенности инвестиций.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые акты:
1. Статьи соглашения Международного Валютного Фонда от 22.07.1944 № № 63–2, в редакции, действующей с 28 апреля 2008 года.
2. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ.
Основная литература:
3. Авдокушин Е.Ф. Международные финансовые отношения (основы финансомики): Учебное пособие для бакалавров / Е.Ф. Авдокушин. — М.: Дашков и К, 2015. — 132 c.
4. Алексеев А.В. Модернизация российской экономики: кто оплатит счет? // ЭКО. — 2015. — № 1. — С. 74-86.
5. Богатуров А.Д Международные отношения в Центральной Азии: События документы: Ученое пособие / А.Д Богатуров. — М.: Аспект-Пресс, 2015. — 560 c.
6. Дугин А.Г. Международные отношения. Парадигмы, теории, социология / А.Г. Дугин. — М.: Академический проект, 2016. — 431 c.
7. Зельднер А.Г. Привлечение частных инвестиций — ключевое звено обеспечения устойчивого развития российской экономики // Вестник Института экономики РАН. — 2016. — № 3. — С. 102-109.
8. Зубенко, В.В. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник и практикум / В.В. Зубенко, О.В. Игнатова, Н.Л. Орлова. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 409 c.
9. Караваева И.В. Новые направления налоговой политики в федеральном бюджете на 2015-2017 гг. // Вестник Института экономики РАН. — 2015. — № 6. — С. 22-40.
10. Кузнецов А.П. Отношения России с МВФ // Мировая экономика и международные отношения. — 2016. — №7.
11. Лукина И.В. Международный валютный фонд: история и современность // Деньги и кредит. — 2015. — № 4. — С. 25
12. Международные экономические отношения: Учебник. / Под ред. В.Е. Рыбалкина, В.Б. Мантусова. — М.: ЮНИТИ, 2015. — 727 c.
13. Российская экономика в 2016 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 35). – М.: Институт Гайдара, 2017. — 540 с.
14. Савичева Е.Ю., Павлюк В.П. Направления активизации инвестиционных процессов в российской экономике // Российское предпринимательство. — 2015. — Т. 16. — № 9. — с. 1315-1328.
15. Чеботарев, Н.Ф. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник для бакалавров / Н.Ф. Чеботарев. — М.: Дашков и К, 2016. — 352 c.
16. Хасбулатов, Р.И. Международные экономические отношения: Учебник для бакалавров / Р.И. Хасбулатов. — М.: Юрайт, 2015. — 910 c.
17. Цыганков, А.П. Международные отношения: традиции русской политической мысли: Учебное пособие / А.П. Цыганков. — М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2016. — 336 c.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф