Заявка на расчет
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Возникновение и развитие таможенной службы в России»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ВВЕДЕНИЕ
1 Возникновение таможенной службы в России
1.1 Основные понятия таможенной службы
1.2 Хронология таможенного дела в России
2 Развитие таможенной службы в России
2.1 Становление таможенной службы Российской Федерации
2.2 Современное состояние таможенной службы в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Становление и развитие таможенной службы России неразрывно связано с историей российской государственности. Во все века лучшие люди страны стояли на переднем рубеже защиты экономических интересов государства. Нельзя забывать, что торговли без налогов не существует, и именно на таможенные налоги, пошлины и сборы финансировались многие мероприятия правительства во благо российских людей и в пользу страны. Таможенные сборы шли на развитие экономики, оборону, здравоохранение, образование, на финансирование государственных реформ. Не секрет, что многие выдающиеся архитектурные сооружения возводились на средства, собранные таможнями [6].
Борьба с контрабандой осуществлялась таможенными органами во все периоды российской истории. Она касалась не только вывоза и ввоза запрещенных товаров. Именно таможенники в Московском государстве не допускали провоза запрещенных церковных предметов, еретических книг, игральных карт, тем самым противодействуя духовному растлению российского населения. Находясь на страже государственных интересов, таможенники XV-XVII вв. задерживали у заезжих иностранцев секретные карты российских земель и крепостей. Все высшие руководители Российского государства, включая царей и императоров, не могли избегнуть таможенного досмотра, так как по законам Российской империи никто не мог быть освобожден от него. Неслучайно цвет таможенного флага России символизирует честь, достоинство, надежность и справедливость лиц, принадлежащих к таможенному ведомству.
Цель исследования — изучить историю возникновения и развития таможенного дела в России.
Согласно поставленной цели в работе решались следующие задачи:
— раскрыть основные понятия таможенной службы;
— рассмотреть хронологию развития таможенного дела;
— представить становление таможенной службы в РФ;
— рассмотреть современное состояние таможенной службы в РФ.
Объект исследования — история развития государственной политики в области таможенного дела в России. Предмет исследования — становление и развитие отечественного таможенного дела.

1 Возникновение таможенной службы в России

1.1 Основные понятия таможенной службы

На сегодняшний день таможенные органы Российской Федерации выполняют ряд значимых функций, которые обеспечивают экономическую безопасность нашей страны. Система данных органов исполнительной власти претерпевала значительные изменения в историческом процессе своего развития, что привело к изменению их функций, а также формированию новых принципиальных отличий их деятельности в современных условиях.
На сегодняшний день существует множество определений, но основное приведено в федеральной законе, от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»: Под таможенной службой понимается совокупность государственных таможенных органов и содействующих организаций общефедеральной таможенной системы, непосредственно принимающих участие в процессах таможенного дела. В более узком смысле таможенная служба представляет собой один из видов профессиональной деятельности, связанной с обеспечением государственных полномочий через систему таможенных органов различного уровня. Такое понимание отражено в соответствующем федеральном законе, положения которого устанавливают, что служба в таможенных органах (таможенная служба) является особым видом государственной службы, входящей в правоохранительную систему РФ [1].
Таможенные органы Российской Федерации представляют собой часть правоохранительных структур, осуществляющую защиту экономической безопасности государства и суверенитета. На данные органы также возложены функции по контролю условий и порядка перемещения товаров и транспортных средств через границу, взимание и оформление таможенных платежей.
В качестве таможенной границы выступают параметры свободных складов и экономических зон и все пределы территории Российской Федерации. Стоит отметить, что для данной территории характерно обеспечение законности и правопорядка, системы наличия защиты интересов граждан, реализуемой благодаря государственным органам власти [5].
Ключевым отличием таможенных органов от других органов власти является включение в цели экономических и правоохранительных задач. При этом правоохранительная направленность деятельности таможенных органов связана с поддержкой безопасности государства, жизни и здоровья его населения и окружающей среды.
Рассматривая экономические цели деятельности таможенных органов, можно отметить, что они связаны с пополнением доходов государственного бюджета и защитой интересов отечественных производителей, благодаря установлению ограничений, квот и тарифов.
Также Конституцией Российской Федерации предусматривается исключительная монополия государства на таможенную деятельность. Это приводит к тому, что таможенные органы в своей деятельности руководствуются следующими факторами:
• единой таможенной политикой;
• единством границы и территории;
• единой системой регламентации деятельности, проводимой таможенными органами.
Рассматривая нормативно-правовую документацию, регулирующую деятельность таможенных органов, можно отметить, что она представлена Таможенным кодексом Российской Федерации, а также рядом отдельных законов и подзаконных актов, международными договорами.
Таможенные органы созданы для решения ряда задач, которые могут быть сформулированы следующим образом:
• разработка таможенной политики РФ, а также ее реализация;
• организация и совершенствование системы ведомства;
• обеспечение единства таможенной территории и экономической безопасности России;
• международное сотрудничество в области таможенных проблем.
Можно отметить, что таможенные органы представляют собой централизованную систему, включающую в себя следующие государственные органы: государственный таможенный комитет Российской Федерации, управления по таможне в регионах РФ, таможенные ведомства и таможенные посты [5 – 7].
Также стоит отметить, что таможенная служба РФ включает в себя специальные подразделения, которые позволяют проводить научные исследования и проводить обучение и переобучение специалистов.
Руководящим органом таможенной службы РФ является Государственный таможенный комитет, который возглавляет председатель, назначаемый на должность Президентом. Отдельно функционирует коллегиальный орган управления, который рассматривает наиболее важные вопросы деятельности таможни.
Разобравшись с основными понятия таможенной службы следует перейти к рассмотрению хронологии таможенного дела.

1.2 Хронология таможенного дела в России

Современная таможенная служба стоит на защите российского государства, отвечая за налоговые пополнения бюджета. Но ее история начинается еще со времен Киевской Руси, когда с заграничных и отечественных торговцев взимали сборы за возможность продавать товары на рыночных и ярмарочных площадях.
История таможенной службы начинается практически с самого начала становления Руси, а это уже около тысячи лет. Первые сборы с торговцев и купцов начали собираться в 12-15 веках, когда торговые люди платили материальный сбор за провоз лошадей и мулов с различной продукцией через заставы Киевской Руси [5].
В разделе представлена в таблице 1, в которой приведены основные даты, связанные с развитием таможенного дела в России, начиная с времен Киевской Руси и до конца XX века.
Таблица 1 — Хронология таможенного дела в России [3]

X век Предположительное время возникновения таможенного дела в Киевской Руси
XVI век

 

Появление «таможенных грамот» — законодательных актов Московского государства.
1649 г. Принятие Соборного уложения, запретившего иностранцам торговлю в границах Московского государства (кроме Архангельска).
1653 г. Введение Торгового устава, заменившего многочисленные российские таможенные сборы единой «рублевой пошлиной».
1654 г. Принятие Уставной грамоты. Отмена откупного порядка взимания таможенных сборов.
1667 г. Введение Новоторгового устава, представлявшего собой первый российский таможенный тариф.
1699 г. Передача управления таможнями в руки таможенных бурмистров.
1712 г. Восстановление откупной системы взимания таможенных сборов по сухопутной границе России.
1718 г. Сосредоточение непосредственного руководства таможенным делом страны в Коммерц-коллегии.
1720 г. Передача управленческих функций таможенных бурмистров (виновникам).
1721 г. Подтверждение откупного содержания всех таможен по сухопутной границе.
1724 г. Утверждение протекционистского таможенного тарифа, заменившего Новоторговый устав 1667 г.

Принятие Морского пошлинного регламента и устава.

1726 г. Начало понижения тарифных ставок.
1729 г. Издание Вексельного устава. Начало формирования национальной таможенной статистики.
1731 г. Принятие нового таможенного тарифа. Отмена покровительственной системы Петра I.

Принятие Морского пошлинного регламента или устава (дополненного и переработанного).

1746 г. Принятие Сенатом указа «0 снаряде таможенной яхты для крейсирования».
1747 г. Спуск на воду первой таможенной «яхты-служителя».
1753- 1754 гг. Отмена внутренних таможенных пошлин и всех «мелочных сборов». Введение единообразной таможенной пошлины, взимавшийся со всех ввозимых и вывозимых товаров.
1754 г. Учреждение Корпуса пограничной стражи н института таможенных объездчиков.
1757 г. Утверждение протекционистского таможенного тарифа.
1758 г. Частичная передача таможен на откупное содержание.
1762 г. Окончательная отмена откупной системы в таможенном деле. Восстановление таможен в казенном управлении.
1 марта 1767 г. Введение умеренного таможенного тарифа
27 сент. 1782 г. Подписание Екатериной II именного указа «Об учреждении особой таможенной пограничной цепи и стражи для отвращения потаенного провоза товаров». Учреждение таможенной пограничной стражи в западных пограничных губерниях.
27 сент. 1782 г. Утверждение либерального таможенного тарифа, отвечавшего духу физиократизма и свободной торговли. [7]
Середина 1789 г. Издание указа о запрещении привоза в Россию товаров через сухопутные таможни по западной границе.
8 апр. 1793 г. Подписание Манифеста, нацеленного на разрыв экономических отношений с Францией.
14сент. 1795 г. Утверждение таможенного тарифа умеренно-протекционистской направленности и его введение в 1797 г.
1810 г. Разработка специальной таможенной комиссией под руководством М. М. Сперанского запретительного таможенного тарифа.
1811 г. Утверждение «Положения об устройстве военной стражи на границах западных губерний».
1819 г. Принятие нового Таможенного устава.

Принятие таможенного тарифа, снявшего все запреты на импорт и экспорт товаров.

1822 г. Утверждение фискально-запретительного таможенного тарифа.
1827 г. Принятие «Положения об устройстве пограничной таможенной стражи». Реорганизация погранично-таможенной службы.
1844 г. Начало движения за отмену вывозных и снижение ввозных пошлин.
13 окт. 1850 г. Утверждение нового таможенного тарифа, положившего начало умеренно-протекционистскому этапу таможенной политики.
1857 г. Принятие нового Таможенного устава. Создание единой системы таможенных органов.
25 апр. 1857 г. Утверждение нового таможенного тарифа. Очередная уступка в пользу свободной торговли.
1864 г. Реорганизация Департамента внешней торговли Министерства финансов в Департамент таможенных сборов МФ.
3 июня 1868 г. Утверждение нового таможенного тарифа, отвечавшего в целом принципам «свободной торговли».
1 янв. 1877 г. Введение порядка уплаты таможенных платежей золотом. Усиление меркантильно-фискальной и фискально-протекционистской направленности таможенной политики.
1877 г. Установление пошлины на привозной хлопок.
1880 г. Введение дополнительного 10-процентного сбора со всех ввозимых товаров.
11 июня 1891 г. Утверждение протекционистского таможенного тарифа.
1892 г. Принятие нового Таможенного устава.
1893 г. Принятие закона о «двойном таможенном тарифе».
1893 г. Русско-германская «таможенная война».
1894 г. Подписание Россией и Германией торгового договора сроком на 10 лет. Отказ от принципа таможенно-тарифной автономии. Принятие «конвенционного тарифа».
1900 г. Значительное повышение пошлин по более чем 100 статьям тарифа 1891 г.
1903 г. Издание последнего в дореволюционной истории общего таможенного тарифа.
15 июля 1904 г. Заключение дополнительной конвенции к русско-германскому торговому договору 1894 г.
1904 г. Принятие нового Таможенного устава.
16 февр. 1906 г. Введение в действие тарифа 1903 г.
1910 г. Принятие нового Таможенного устава.
1914 г. Прекращение деятельности таможенных учреждений в связи с войной и потерей ряда приграничных территорий.
Сент. 1917 г. Создание съездом таможенных служащих России ЦК профсоюза таможенных работников.
Начало 1918 г. Возобновление работы Департамента таможенных сборов при Наркомате финансов.
29 мая  1918 г. Издание декрета Совнаркома РСФСР «О разграничении прав центральных и местных советских властей по собиранию пошлин и регулированию деятельности местных таможенных учреждений». [10]
29 июня  1918 г. Переименование Департамента таможенных сборов при Наркомфине в Главное управление таможенного контроля и переподчинение его Наркомату торговли и промышленности (НКТиП).
11 июня — 1920 г. Преобразование НКТиП в Наркомат внешней торговли (НКВТ) с передачей ему всех функций в сфере управления таможенным делом.
12 нояб. — 1920 г. Издание декрета Совнаркома РСФСР «О порядке приема, хранения, отпуска импортных и экспортных товаров».
3 янв. — 1921 г. Издание декрета Совнаркома РСФСР «О реквизициях и конфискациях».
3 нояб. — 1921 г. Издание декрета Совнаркома РСФСР «О взысканиях, налагаемых на транспортных служащих за нарушение таможенных правил».
14 февр. — 1922 г. Утверждение первого советского таможенного тарифа по европейской привозной торговле.
23 февр. — 1922 г. Учреждение Таможенно-тарифного комитета (ТТК) при Совнаркоме РСФСР.
31 марта — 1922 г. Утверждение Временного положения о местных таможенных учреждениях.
15 июля 1922 г. Утверждение первого советского таможенного тарифа по европейской вывозной торговле.
12 нояб. 1923 г. Утверждение положения о НКВТ.
8 янв. 1924 г. Утверждение второго советского таможенного тарифа.
2 марта 1924 г. Утверждение приказом НКВТ Положения О Главном таможенном управлении (ГТУ).
14 дек. 1924 г. Утверждение Президиумом ЦИК СССР Таможенного устава СССР.
1925 г. Создание отделений 1’1У в БССР, УССР, ЗСФСР и Средней Азии и 11 районных таможенных инспекторских управлений.
5 мая 1925 г. Утверждение Положения о технических совещаниях как рабочих органах таможенных учреждений.
1927 г. Утверждение третьего советского таможенного тарифа.

 

19 дек. 1928 г. Утверждение Таможенного кодекса СССР, заменившего Таможенный устав.
1929 г. Введение правил пропуска через государственную границу предметов, подлежащих рассмотрению органами Главного управления по делам литературы и издательств (Главлита). Этим положено начало идеологической цензуре.
1930 г. Принятие Свода таможенных тарифов СССР.
1932- — 1934 гг. Упорядочение ускоренного пропуска через государственную границу грузов обобществленного сектора и централизованное производство расчетов по таможенным пошлинам за эти грузы.
1935- 1938 гг. Введение инструкций по осуществлению контрольно-инспекторских функций в отношении перевозок внешнеторговых грузов. [4]
30-е годы Изменение правил пропуска багажа пассажиров и досмотра международных почтовых отправлений.
Период — ВОВ Прекращение (приостановка) деятельности многих таможенных учреждений.
1942 г. Утверждение инструкции ГТУ по ведению дел о контрабанде.
1943 г. Введение беспошлинного пропуска из-за границы благотворительных грузов.
Начало — 50-х гг. Привлечение на таможенную службу выпускников вузов, владеющих иностранными языками.
14 авг. — 1951 г. Введение персональных званий для начальствующего состава таможенных учреждений.
1953 г. Утверждение новых правил таможенного досмотра и пропуска ручной клади и багажа.
1958 г. Внесение существенных изменений в квалификацию контрабанды.
1961 г. Утверждение нового (льготного) таможенного тарифа СССР.
5 мая 1964 г. Утверждение нового Таможенного кодекса СССР.
1971 г. Усиление административной ответственности за контрабанду валюты и валютных ценностей.
1976 г. Осуществление ряда мероприятий по недопущению незаконного вывоза из страны культурных ценностей.
Конец 1977 г. Принятие новых правил таможенного контроля за вещами лиц, следующих через государственную границу СССР.
27 апр. 1981 г. Утверждение нового таможенного тарифа СССР
12 февр. 1986 г. Преобразование ГТУ Министерства внешней торговли в Главное управление государственного таможенного контроля (ГУ ГТК) при Совете Министров СССР.
13 июля 1987 г. Утверждение Положения о Главном управлении государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР.
1986- 1989 гг. Осуществление комплекса мероприятий по организационно-правовому развитию системы таможенных органов.
11 дек. 1989 г. Принятие постановления Совета Министров СССР, юридически закрепившего отход от принципа государственной монополии внешней торговли.
10 мая 1990 г. Создание Северо-Западного управления ГУ ПК при СМ СССР.
1991 г. Принятие Таможенного кодекса СССР и Закона СССР «0 таможенном тарифе» [6]
18 июня 1993 г. Принятие Таможенного кодекса Российской Федерации.
1 июля 1993 г. Введение в действие Закона Российской Федерации «о таможенном тарифе»
1993 г. Завершение структурной реорганизации таможенной службы

 

2 Развитие таможенной службы в России

2.1 Становление таможенной службы Российской Федерации

Становление таможенной службы РФ — неотъемлемая составная часть формирования российского государства и обеспечения его суверенитета. Правовой основой этого процесса стал Указ Президента РФ «О государственном таможенном комитете РСФСР». Государственный таможенный комитет (ГТК) был создан как центральный таможенный орган России. На него возлагалась ответственность за реализацию таможенной политики республики, обеспечение соблюдения законодательства в таможенном деле, эффективное функционирование таможенных органов.
Деятельность ГТК России в эти годы осуществлялась в соответствии с Положением о ГТК России, утвержденным Указом Президента РФ от 25 октября 1994 г. N 2014(в ред. Указа Президента РФ от 16.09.99 N 1235) [13].
ГТК России решало возложенные на него задачи-функции как непосредственно, так и через региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты, и иные учреждения, входящие в систему таможенных органов (таможенные лаборатории, подведомственные ГТК России учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, вычислительные центры и т.д.).
Становление и обеспечение дееспособности системы таможенных органов непосредственно связаны с принятием в 1993 г. Закона РФ «О таможенном тарифе» и Таможенного кодекса РФ. Была создана российская правовая база осуществления таможенной политики и таможенного дела в новых условиях. Эти законодательные акты закрепили приоритет фискально — экономических, контрольных, правоохранительных и защитных функций таможенных органов [8, 11]. Они получили статус правоохранительных органов, полномочия на осуществление валютного контроля. С первых шагов своей деятельности таможенная служба России активно включилась международное сотрудничество по вопросам торгово-тарифной политики таможенного дела.
Создание ГТК определило начало трудного этапа возрождения и становления российской таможенной службы (1991 — 1993 гг.). От бывшего союзного государства Россия унаследовала крайне усеченную и ослабленную сеть таможенных органов.
Потребности становления рыночной экономики в стране и процессы либерализации внешнеэкономической деятельности диктовали задачи превращения таможенной службы в реально действующий инструмент таможенного регулирования, защиты экономических интересов и безопасности государства, исполнения доходной части федерального бюджета, освоения мировых стандартов таможенного дела. Для реализации этих задач требовалось обеспечить рациональное размещение таможен и их структурных подразделений в местах наибольшей концентрации товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному оформлению и контролю. Новые идеи и подходы получили свое воплощение в программе развития таможенной службы на 1992 — 1995 гг., разработанной ГТК.
Она определила приоритетное развертывание сети таможенных органов внутри страны, в крупных индустриальных центрах, а также пограничных таможенных постов и пунктов пропуска на новых участках границы. Предусматривались обеспечение таможенных органов и учреждений вычислительной техникой, программными продуктами, техническими средствами таможенного контроля и связи, а также другие меры улучшения организации и технологии осуществления таможенного дела. Намеченная программа в основном была выполнена [13].
В последующие годы новым звеном стали специализированные таможенные органы (оперативные таможни, акцизные посты и таможни и др.). В результате за короткий срок была создана разветвленная сеть таможенных органов и учреждений России, обеспечивающих осуществление таможенного дела на новых границах и на всей территории России. За три года существования российской таможенной службы в доход государства было перечислено более 18,5 трлн. руб. (неденоминированных) [7].
В 1991 г. Россия как правопреемница СССР стала членом международного Совета таможенного сотрудничества (СТО) — ныне Всемирной таможенной организации (ВТО). Она была избрана членом Политической комиссии и Финансового комитета этой организации. Приоритетным направлением деятельности российской таможенной службы стало всемерное содействие экономической интеграции государств — участников Содружества независимых государств (СНГ), сотрудничество с их таможенными службами.
Важной вехой в развитии правовых основ таможенной деятельности стал Федеральный Закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации», вступивший в действие 1 сентября 1997 г. Закон определил новые условия прохождения службы на контрактной основе, повысил ответственность и престиж человека в таможенной форме, утвердил Кодекс чести таможенника РФ и ритуал принятия Присяги сотрудника таможенного органа РФ.
В 1999 г. была разработана «Стратегия и основные направления деятельности ГТК России на 1999 — 2000 гг. по развитию и укреплению сотрудничества с зарубежными таможенными службами и международными организациями. Особенность этой программы в том, что она нацелена на активное развитие международного таможенного сотрудничества на региональном уровне. В целях повышения эффективности борьбы с незаконным оборотом наркотиков в сентябре 1999 г. был создан Северо-Западный кинологический центр. На него были возложены функции по организации и обеспечению кинологической деятельности таможенных органов, применению служебных собак для поиска наркотических средств, психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ. Сделан заметный шаг в сторону либерализации таможенно-тарифной политики России. В качестве приоритетной задачи рассматривается вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) [10, 12].
Далее началось постепенное совершенствование и модернизация таможенного дела.

 

2.2 Современное состояние таможенной службы в России

Современный мир претерпевает изменения, обусловленные переходом к полицентричной системе международных отношений. Этот процесс сопровождается стремительным развитием процессов глобализации, ростом доли торговли промежуточными товарами в глобальной торговле. Структура международной торговли продолжает усложняться. Отрасли «перемещаются» в высокотехнологичную, наукоемкую сферу с растущим удельным весом секторов услуг. Усиливается фактор эффективного участия экономик в цепочках добавленной стоимости как драйвера экономического роста и интеграции в глобальную торговлю [2].
На базе крупнейших экономик мира произошло формирование национальных платформ развития — совокупности систем, решений и институтов, обеспечивающих устойчивое развитие государств и их стран-партнеров. Такие платформы определяют, как параметры участия государства во внешнеэкономической деятельности, так и эффект от такого участия для других экономических игроков. Происходящее в настоящее время столкновение национальных платформ приводит к торговым конфликтам, рискам фрагментации многосторонней торговой системы, усилению протекционизма, санкционным ограничениям.
Формирование Союза с общей таможенной границей, едиными таможенной территорией и таможенным регулированием предопределяет активное участие Федеральной таможенной службы в работе по развитию интеграционных процессов, стремление играть лидирующую роль в разработке и актуализации регулирующих таможенные правоотношения актов, составляющих право Союза, формировании единой практики их применения, создании единого информационного пространства в рамках Союза для таможенных целей.
Федеральная таможенная служба, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, занимает уникальное положение, позволяющее обеспечивать безопасность цепи поставок товаров и транспортных средств, осуществляемых в рамках внешней торговли, а также содействовать социально-экономическому развитию государства [9].
Федеральная таможенная служба обладает исключительными полномочиями, которые позволяют осуществлять документальный и фактический контроль товаров и транспортных средств, ввозимых в Российскую Федерацию, вывозимых из Российской Федерации, товаров, следующих транзитом через территорию Российской Федерации, товаров, находящихся в обороте на территории Российской Федерации, а также осуществлять контроль внешнеэкономической деятельности.
Развитие таможенной службы Российской Федерации осуществляется в условиях внешних и внутренних вызовов и угроз:
— использование западными странами политического давления и экономических санкций против Российской Федерации;
— наметившиеся тенденции разворота большинства западных стран от глобализации к национальному протекционизму, в том числе путем отступления от норм Всемирной торговой организации;
— рост интеграции российских преступных групп в трансграничные криминальные структуры, угрозы международного терроризма и экстремизма;
— имеющиеся различия в законодательстве и подходах к осуществлению таможенного контроля в условиях отсутствия границ между странами — членами Союза;
— усиление международной и внутриотраслевой конкуренции, требующей повышения конкурентоспособности в таможенной сфере и сокращения сроков проведения таможенных операций [9].
На деятельность таможенных органов оказывают существенное влияние следующие факторы:
— развитие процессов региональной экономической интеграции;
— недостаточный уровень развития транспортной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию транзитного потенциала страны, в том числе совместных проектов в рамках Союза;
— развитие в Российской Федерации информационного общества, а также нового этапа экономики — цифровой экономики;
— мировые и национальные тенденции развития администрирования контрольной деятельности;
— увеличение объемов трансграничной торговли и торговли товарами посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», пересылаемыми в международных почтовых отправлениях, а также товаров, доставляемых экспресс-перевозчиками;
— недостаточно эффективная и оптимальная работа ряда российских портов;
— недостаточное развитие отечественных информационных технологий и элементной базы, зависимость от поставок на российский рынок информационно-технических средств и общесистемных программных средств зарубежного производства.
В настоящее время в большей степени по основным направлениям деятельности таможенных органов сформирована международная и национальная нормативная правовая база, направленная на реализацию положений Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [9].
Создается национальная система прослеживаемости движения товаров от их ввоза на территорию Российской Федерации до их выбытия из торгового оборота на основе документарной и физической идентификации [2].
На современном этапе факторами, оказывающими влияние на функционирование и развитие таможенной службы России, являются изменения как на макроэкономическом уровне (процессы глобализации, интеграции, геополитические факторы), так и в сфере внешнеэкономической и таможенной деятельности. Данные тенденции обусловливают необходимость постоянной адаптации таможенной службы России к сложившимся условиям, изменяя содержание управленческой деятельности с акцентом на преобразования в администрировании.
«Трансформация таможенной системы в систему таможенных услуг становится главным вектором развития таможенной службы, ориентирующим ее на совершенствование существующих и создание новых типов организационно-экономических и технологических инструментов качественной и эффективной реализации политики государства в развитии экономики и внешнеторговой деятельности России» [4]. В связи с этим все большую значимость приобретает управление развитием таможенной системы, определяемое необходимостью и возможностью этого процесса.
Анализируя действующее таможенное законодательство, законодательство о таможенном регулировании и таможенном деле, можно сделать вывод о том, что его специфика и главная особенность таможенного регулирования в Российской Федерации проявляется в двойственности правового обеспечения: на международном и на национальном праве. Таможенное регулирование в Российской Федерации направлено на защиту экономической безопасности, государственного суверенитета, авторитета государства на международной арене, развитие предпринимательства и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Российская таможенная служба имеет многовековую историю, что вполне закономерно, поскольку основная функция таможни – защита экономических интересов государства. Еще в Киевской Руси взимались сборы за провоз товаров через внешние и внутренние заставы. Слово «таможня» происходит от тюркского слова «тамга» – пошлина. Вначале так называли место на рынке или ярмарке, где взыскивали пошлины – «тамжили» товар.
По мере становления и укрепления Российского государства развивалось и таможенное дело. С XIII века платежи взимались уже в зависимости не только от количества, но и ценности товаров. Начиная с XVII века государственный контроль сферы внешнеэкономических отношений усиливается: запрещаются к вывозу отдельные товары, ограничиваются привилегии иностранных купцов [8]. Торговым уставом 1653 года была установлена единая рублевая пошлина, а первым таможенным тарифом России считается принятый в 1667 году Новоторговый устав, определивший виды и размеры таможенных сборов (при этом было завершено разграничение внешних и внутренних пошлин, а внешние пошлины разделены на ввозные и отпускные).
Таможенная политика в разные периоды российской истории балансировала между жестко-протекционистским курсом (вплоть до утверждения охранно-запретительного таможенного тарифа 1822 года) и мерами, способствующими либерализации внешней торговли.
Наиболее эффективными, в том числе с точки зрения фискальных интересов государства, следует признать периоды действия таможенных тарифов, сочетавших принципы свободной торговли с умеренно-протекционистской направленностью (например, тариф 1868 года). Образцом государственного покровительства отечественному производству стал тариф 1891 года, в создании которого принимали участие крупные ученые, в том числе Д. И. Менделеев [11]. Приоритетами таможенной политики были провозглашены преимущество промышленных интересов перед фискальными, равная поддержка всех нуждающихся в этом отраслей промышленности, а также поддержка российских товаропроизводителей на внутреннем рынке. В советский период таможенное дело практически не развивалось в связи с существовавшей государственной монополией на внешнюю торговлю.
Новый этап в истории таможенной службы России начался в 90-х годах, когда был взят курс на либерализацию внешнеэкономической деятельности. 25 октября 1991 года был образован Государственный таможенный комитет РФ, а с 1995 года в соответствии с указом Президента РФ 25 октября отмечается День таможенника Российской Федерации. В 1993 году приняты Таможенный кодекс России и Закон РФ «О таможенном тарифе». Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года №314 Государственный таможенный комитет Российской Федерации был преобразован в Федеральную таможенную службу. С 6 июля 2010 г. на единой таможенной территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации применяется Таможенный кодекс Таможенного Союза [4].
Таможенная служба России сегодня – один из важнейших государственных институтов, обеспечивающих защиту экономической безопасности страны, а также наполнение доходной части федерального бюджета. Две эти задачи являются постоянными и приоритетными направлениями деятельности таможенников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации».
2. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 N 1388-р Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года.
3. Актуальные проблемы теории и практики таможенного дела в условиях международной экономической интеграции: сб.материалов II Международной науч.-практ.конф. 25 марта 2020 / Белорусский госуд.университет. – Минск: Белорусский госуд.университет. – 2020. – 267с.
4. Бекяшев, К. Таможенное право: учебник. — 3-е издание, переработанное и дополненное. / К. Бекяшев, Е. Моисеев. — М.: Проспект, 2018. — 336 с.
5. Библиотечно-информационный комплекс. Таможенная служба России: история и современность. Эл. ресурс: http://www.library.fa.ru/exhib.asp?id=80 Дата обращения: 28.09.2021
6. Киселев, С. Г. История таможенного дела и таможенной политики России: курс лекций / С. Г. Киселев, М. М. Савченко; под редакцией С. Г. Киселева. – Москва: Российская таможенная академия, 2016. – 204 c.
7. Кисловский Ю.Г. История таможенного дела России: учеб. / Ю.Г. Кисловский. — Кн. 1: VI в. — начало XX в. -М., 2004.
8. Лодыженский, К. Н. История русского таможенного тарифа / К. Н. Лодыженский. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 325 с.
9. Мантусов В.Б., Башлы П.Н. О реализации стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года в условиях цифровой экономики / В.Б. Мантусов, П.Н. Башлы // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. – 2020. – №1(38). – С.5-11
10. Немирова, Г. И. Механизм повышения качества государственных услуг в области таможенного дела в условиях цифровой трансформации / Г. И. Немирова, А. А. Виниченко. – Москва: Российская таможенная академия, 2017. – 130 c.
11. Старовойтова, Е. Н. История таможенного дела и таможенной политики России: учебник для вузов / Е. Н. Старовойтова, О. М. Долидович. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 159 с.
12. Страгис, Ю. П. История экономики в 2 ч. Часть 1: учебник для вузов / Ю. П. Страгис. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 177 с.
13. Халевинская, Е.Д. Торговая политика: учебное пособие / Е.Д. Халевинская — М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2021. — 304 с.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф