Введение.
Глава I. Роль и влияние темперамента на деятельность человека.
1.1. Типы темперамента и их психологическая характеристика.
1.2. Индивидуальный стиль деятельности, роль и влияние темперамента на деятельность.
1.3. Взаимосвязь темперамента с экстраверсией — интроверсией.
Глава II. Выявление взаимосвязи темперамента и индивидуального стиля деятельности.
2.1. Организация и проведение исследования.
2.2. Анализ результатов исследования темперамента по Айзенку и Бассу.
2.3 Выводы по эмпирическому исследованию.
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложение.
Введение
Интерес к проблеме изучения темперамента возник более двух с половиной тысяч лет назад. Предпринимаются постоянные попытки исследовать проблему темперамента, но, несмотря на множество исследований в этой области он так и остаётся во многом спорной и нерешённой проблемой. Темперамент — это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо, а обусловленные темпераментом свойства личности являются наиболее устойчивыми и долговременными по сравнению с другими психологическими особенностями человека.Знания о темпераменте используются не только в психологии, но и в различных сферах жизнедеятельности людей. В частности, темперамент человека может учитываться при приеме на работу, при оказании помощи психически неуравновешенным и больным людям, при работе с преступниками и в других сферах. Данные сведения о человеке необходимы, чтобы определить его личностные качества, способности.Цель курсовой работы – исследование типов темперамента и стиля поведения людей юношеского возраста.
Задачи исследования:
- Рассмотреть типы темперамента и их психологическую характеристику.
- Рассмотреть индивидуальный стиль деятельности, роль и влияние темперамента на деятельность.
- Выявить взаимосвязь темперамента с экстраверсией – интроверсией.
- Провести исследовательскую часть работы.
- Проанализировать полученные результаты исследования;
- Сформулировать выводы по эмпирическому исследованию.
Гипотезы исследования – выдвинуто предположение, что индивидуальный стиль поведения совпадают с определенным типом темперамента человека.
Объект исследования – типы темперамента.
Предмет исследования – особенности проявления стиля поведения и темперамента людей юношеского возраста.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, эмпирическое исследование: опрос, обработка результатов.
— метод теоретического анализа литературы;
— метод тестирования.
Курсовая работа опирается на базу исследования – молодые люди в возрасте от 18 до 23 лет в количестве – 30 человек. Из них 21 юноша и 9 девушек.
Глава I. Роль и влияние темперамента на деятельность человека
1.1. Типы темперамента и их психологическая характеристика
Каждый человек обладает определенным темпераментом. Каждый темперамент может проявляться по-разному. Особенности темперамента человека проявляются в его поведении, в общение, мотивах и других личностных проявлениях.
Выделяют четыре типа темперамента: холерик, флегматик, сангвиник и меланхолик. Каждому типу свойствен свои особенности, которые проявляются в поведении, стремлениях. В ходе исследований Теплова были открыты новые свойства личностей. Экстраверсия-интроверсия-также стала приписываться свойствам темперамента. Эти понятия определяют, зависят ли реакции и действия человека в первую очередь от внешних впечатлений или от внутренних мыслей образов. В первом случае речь идет об экстраверсии, во втором об интроверсии.
Слово «темперамент» и разговор о типах темперамента происходят от древнегреческого врача Гиппократа. Гиппократ объяснял темперамент особенность поведения человека, которая проявляется в «четырех жизненных соков»:
Преобладание желтой желчи (chole, «желчь, яд») делает человека импульсивным, «горячим» — холериком.
Преобладание лимфы (мокроты, «мокроты») делает человека спокойным, а медлительность — флегматичной.
Преобладание крови (sanguis, «кровь») делает человека подвижным и жизнерадостным — сангвиником.
Преобладание черной желчи (melena hole, «черная желчь») делает человека грустным и осторожным -меланхоликом.
Рассмотрим данные типы подробнее.
Холерикам свойственна яркая выраженность эмоций, быстрая смена чувств. Холерик — прекрасный инициатор, способный зарядить своей энергией многих людей и дать начало делу. Он общителен позитивен, но при этом может проявлять вспыльчивость и агрессивность. Люди этого темперамента также склонны занимать лидерскую позицию и доминировать, отличаются большой подвижностью, они активны и энергичны, но при этом часто бывают резкими и быстрыми [Бондаренко А. Ф., 2009]. Они не боятся опасности, склонны проявлять инициативу, могут быстро понимать задачу и находить креативное решение. Холерик, не имеющий значимых интересов склонен проявлять раздражительность, гнев. Если у людей такого темперамента нет настоящего дела, они пассивны и вялы. Холерики настойчивы, упрямы, принципиальны и бескомпромиссны, их чувства быстро возникают и затухают. Бурные эмоции, быстрая, громкая и четкая речь – это все признаки людей холерического типа.
Сангвиники характеризуются высокой интенсивностью психических процессов и быстрой их сменой. Сангвиник отличается от холерика большей уравновешенностью. Люди такого типа жизнерадостны, активны и энергичны, при этом общительны и имеют хорошее чувство юмора.
Флегматика отличает меньшая подвижность. Такие люди медленны и не энергичны, склонны к эмоциональному возбуждению.
Флегматика можно охарактеризовать как человека, находящегося в балансе. Уравновешенность и спокойствие — его основные черты, и это позволяет ему быть стрессоустойчивым и конфликтоустойчивым.
Флегматики пассивны и спокойны, общительны, но при этом не социально-активны. В своей деятельности они медлительный и спокойны.
Для меланхоликов характерны слабые нервные процессы. Для меланхоликов характерно прерывание потока эмоциональных переживаний, которые могут накладывать отпечаток на весь склад личности. Настроения меланхолика устойчивы и однообразны. Они часто астеничны по своей природе. В связи с этим меланхоликом часто называют человека, который характеризуется печальным и даже мрачным настроением. Меланхолики часто очень чувствительны к внешним обстоятельствам, легко ранимы и с трудом. Меланхолики пассивны, инертны, асоциальны и необщительны. Отличаются обидчивостью и ранимостью. Человеку с меланхолическим темпераментом свойственны упадническое настроение, нерешительность, пассивность, вялость. Также данные типы можно характеризовать по их отношению ко времени:
Холерик живет в будущем, сангвиник живет «здесь и сейчас», флегматик живет в прошлом, меланхолик живет в особом психологическом времени «всегда». Он может представить себя в любой роли в любое время, будь то средние века и далекое будущее.
Люди с резко выраженными чертами определенного темперамента встречаются не часто, чаще всего встречаются люди смешанного типа. Но при этом можно говорить о том, что какой-либо из типов личности преобладает. Обычно у людей наблюдается смешанный темперамент, при этом отмечается только преобладание каких-то определенных типов.
Каждый темперамент имеет как положительные, так и отрицательные свойства.
При этом тип темперамента не влияет на способности человека, но он влияет на решаемость задач.
Основная масса людей – флегматического и сангвинического типа.
Рассмотрим характер нескольких известных людей и определим их темперамент:
— Пушкин А. С. – резкие перемены настроения, взрывной характер — Холерик.
— Гоголь Н. В. — Мнительный, постоянно сомневается, об этом также свидетельствует то, что он неоднократно переписывал свои произведения — Меланхолик.
— Суворов В. А. — Стремительный, целеустремленный, уравновешенный, умеет просчитывать все свои действия. Такое сочетание характерно для холерика и сангвиника.
— Кутузов М. И. — Спокойный, уравновешенный, иногда медлительный– флегматик.
Не одному из данных людей тип темперамента не помешал достигнуть высоких успехов в жизни. Все данные личности имели разный характер, но при этом смогли проявить себя, оставить большой след в истории. Поэтому можно говорить о том, что каждый тип темперамента по-своему хорошо, каждая личность обладает положительными и отрицательными качествами.
1.2. Индивидуальный стиль деятельности, роль и влияние темперамента на деятельность
Деятельность – это совокупность действий, направленных на достижение определенной цели (результата).
Как указывает С. Л. Рубинштейн, изучение деятельности в психологическом аспекте должно включать в себя изучение всех происходящих при этом процессов и функций.
Деятельность человека – это совокупность действий, направленных на познание и творческое преобразование. Выделяют три основных типа деятельности человека – это игра, учеба и работа.
В системе человеческой деятельности особо важное место занимает труд. Благодаря труду стало возможно развитие человеческого общества, освоение новых знаний и технологий.
Деятельности — это выполнение систематических действий с определенной целью. Операция — это способ выполнения действия.
Навыки — это сформировавшиеся, автоматизированные элементы деятельности человека. Навык – это автоматизированный компонент действия.
Действие – сознательная, целенаправленная деятельность.
Для формирования навыков необходимо использовать специальные упражнения, при этом выполнять их надо систематически и постоянно. Без повторений и отработки навыки утрачиваются.
Еще один метод деятельности — это привычка (часть деятельности, которая выполняется бессознательно). Такие действия интуитивны и часто осуществляются механически.
Деятельность выражается в постоянных и систематических действиях в целях достижения желаемого.
Результатом деятельности всегда является какое-либо преобразование. При этом изменению может быть подвержена как окружающая действительность, так и внутренний мир человека.
Различают различные виды деятельности: трудовую, познавательную, коммуникативную и др.
Тип темперамента играет важную роль в работе и учебной деятельности. Темперамент оказывает влияние на активность человека, решительность, эмоциональность. В своей совокупности данные факторы оказываются решающими для ускорение темпа работы, дисциплинарных действий и т.д.
Адаптация темперамента к требованиям деятельности может происходить следующим образом:
- Профессиональный отбор. К профессиональной деятельности могут быть не допущены те люди, которые не обладают определенными личностными качествами. Такой отбор характерен только для тех профессий, в которых предъявляются высокие требования.
- Индивидуализация предъявляемых к человеку требований.
- Преодоление негативного влияния темперамента путем формирования положительного отношения к деятельности.
Наиболее универсальным является такой способ адаптации — формирование индивидуального стиля, то есть характерного для определенного человека.
Все типы личности имеют свои особенности.
Холерики склонны к активным энергичным действиям.
Сангвиник — для организационной деятельности («политика»).
Меланхолики – это творческие деятели и мыслители.
Флегматики – это творец, который может выполнять систематическую и плодотворную деятельность.
Некоторым типам личности вообще могут быть противопоказаны определенные профессии. Например, флегматик не может быть летчиком, так как в данной профессии требуется высокая скорость реакции, решительность.
Сангвиник способен к подвижной продуктивной работе, флегматики и меланхолики большую продуктивность будут проявлять в условиях монотонности.
Люди с разными типами темпераментов также способны проявлять разный стиль в общении.
Тактичность, лёгкость, деликатность – это характерные особенности общения для меланхолика. Точно такого же отношения они требуют к себе. Их легко ранить, задеть чувства, поэтому бережность, чуткость, поддержка должны являться главными принципами общения с ними.
При общении с холериками, наоборот, необходимо предъявлять четкие требования. Вспыльчивости и непоследовательности – это основные особенности в общение людей данного типа.
Флегматики могут быть очень раздражительны, поэтому общение с ними бывает весьма затруднительным. Но если учитывать его интересы и проявить терпение, то в лице флегматика можно приобрести верного и надежно друга.
Легче всего в общении сангвиники, но при этом стоит опасаться, что они склонны к несоблюдению обязательств, поэтому их деятельность необходимо контролировать.
Таким образом, тип темперамента определяет лишь динамические, но не содержательные характеристики поведения человека.
1.3. Взаимосвязь темперамента с экстраверсией — интроверсией
Понятия «экстраверсия – интроверсия» еще в начале XX века были введены швейцарским психологом К. Юнгом для обозначения резко отличающихся типов личности. Экстраверты – это люди, которые «открыты наружу», а интроверты, «повернуты в себя».
— экстраверсия — психологическое свойство темперамента, которое характеризуется открытостью, общительностью, склонностью к движению, ярким впечатлениям.
— интроверсия – психологическое свойство, при котором наблюдает преобладание интересов на внутреннем мире, сдержанность, склонность к самоанализу.
Экстраверты имеют сильный тип ВНД. Это открытые общительные люди, они уверены в себе, остроумны, жизнерадостны, стремятся к лидерству, имеют много друзей. Экстраверты по темпераменту чаще всего сангвиники или холерики.
Интроверты в отличие от экстравертов малообщительны, они предпочитают провести время за книгой или в кругу близких друзей. Новые знакомства даются им с трудом. Но при этом нельзя сказать, что интроверты – это полностью замкнутые люди. Интроверты любят планировать будущее. Они строго контролируют свои чувства и редко ведут себя агрессивно. К интровертам относятся флегматики и меланхолики.
Но при этом следует учитывать, что данные психологические типы личности в природе встречаются редко. Часто они могут сочетаться в различной степени.
В супружеских отношениях лучше всего совместимы противоположные типы людей, которые будут дополнять друг друга. Например, возбудимый холерик и спокойный флегматик, грустный меланхолик и веселый сангвиник. В дружеских отношениях часто встречаются люди одного темперамента (за исключением холериков – два холерика будут часто ссориться). Наиболее благополучными считаются флегматичные пары.
Эйзенк (опросник) попытался определить физиологическую основу параметров «экстраверсия-интроверсия», так, исходя из гипотезы Павлова, он считал, что экстравертное поведение определяется возникновением сильных тормозных потенциалов возбуждения, в то время как поведение интровертов является результатом слабости тормозных потенциалов и силы возбуждающих потенциалов. Айзенк (табл. 1) выделил экспериментальные признаки, на основании которых производится деление на экстравертов и интровертов:
Таблица 1 Экстраверт-интроверт
Интроверт | Экстраверт | |
Ригидность восприятия | Сильная | слабая |
Настойчивость | Большая | малая |
Уровень притязаний | Высокий | низкий |
Общительность | Пониженная | повышенная |
Образование условных связей | Быстрое | медленное |
Константность восприятия | Низкая | высокая |
Есть еще факторы (личностные черты) как нормальные психологические характеристики людей. Фактор А описывает динамику эмоциональных переживаний. Люди, относящиеся к данной группе имеют ярко выраженные эмоции. Они готовы к сотрудничеству, проявляют естественностью и легкостью поведения. Также таких людей отличает доброта и мягкость в отношениях.
Они легко устанавливают контакты с новыми людьми, комфортно чувствуют себя в любом коллективе. На противоположном полюсе (низкая оценка по фактору) важны такие черты, как вялость аффекта, отсутствие живых эмоций. Такие люди формальны в своих контактах, они равнодушны и жестоки. Предпочитают провести время в одиночестве. Они точны и обязательны, но недостаточно гибки. Фактор е: доминирование (настойчивость, напористость) — конформизм (подчинение, зависимость). Высокие баллы по фактору указывают на власть, стремление к независимости, самостоятельности. Такие люди проявляют активность и энергичность. При этом они живут по своим законам от других, отстаивают свои права и независимость любыми методами, и даже самыми агрессивными. Человек, имеющий низкую оценку по этому фактору, послушен, не верит в свои силы, склонен следовать за другим. Фактор I характеризует стремление соответствовать моральным требованиям. Такие люди ответственны, обязательны, добросовестны. В любом деле проявляют точность и аккуратность. Человек, имеющий низкую оценку по этому фактору, склонен к непостоянству. Такой человек легко отказывается от начатой задачи. Идентификация личностных черт предполагает наличие конечного набора базовых качеств, а индивидуальные различия определяются степенью их выраженности.
Глава II. Выявление взаимосвязи темперамента и индивидуального стиля деятельности
2.1. Организация и проведение исследования
Цель — исследовать темперамент студентов и индивидуальный стиль деятельности.
Достижению данной цели отвечают следующие задачи:
— подобрать методики, сформировать выборку.
— изучить тип и свойства темперамента
— провести анализ полученных результатов исследования;
— сформулировать результаты исследования.
Гипотеза: что индивидуальный стиль поведения (направленность личности) совпадают с определенным типом темперамента человека.
Испытуемые: в исследовании принимали участие 30 испытуемых в возрасте 18-23 лет, в том числе 21 юноша и 9 девушек, а именно бывшие ученики МАОУ лицея № 3 города Кропоткин, студенты 4 курса КАТ города Москва.
Исследование проводилось с использованием следующих методик:
— опросник Айзенка по определению темперамента;
— направленность личности как выявление индивидуального стиля деятельности Б.Басса.
2.2. Анализ результатов исследования темперамента по Айзенку и Бассу
При помощи методики Айзенка нами были получены результаты по типам темперамента (описание результатов – табл.2).
Результаты проведенного тестирования представлены в таблице 2.
Таблица 2 Тестирование
ФИО испытуемого | Темперамент | Направленность |
Аргунова Л.Д. | Холерик | НС |
Авакян В.Р. | Меланхолик | НВД |
Бабаев Г.А. | Флегматик | НЗ |
Бабанин А.П. | Флегматик | НВД |
Барабошкин В.А. | Сангвиник | НЗ |
Батов А.А. | Меланхолик | НС |
ВоробьевЛ.А. | Холерик | НВД |
Гречнев Н.А. | Сангвиник | НЗ |
Демиденко Ю.В. | Сангвиник | НС |
Домнин О.С. | Сангвиник | НВД |
Зарницкий А.Н. | Флегматик | НС |
Имамутдинова Э.М. | Сангвиник | НВД |
Искакова Е.Г. | Сангвиник | НВД |
Козлова Г.И. | Меланхолик | НС |
Коршунов Д.А. | Сангвиник | НВД |
Кустарёв Д.А. | Флегматик | НС |
Лазорев С.В. | Сангвиник | НВД |
Нестеров Д.О. | Меланхолик | НС |
Никитенко В.Д. | Сангвиник | НВД |
Никрасов Н.С. | Холерик | НС |
Петров А.С. | Сангвиник | НС |
Пикалов В.А. | Сангвиник | НС |
Поляков Г.А. | Сангвиник | НВД |
Пономарёва Т.А. | Сангвиник | НВД |
Руденко А.В. | Флегматик | НС |
Самохин А.А. | Сангвиник | НС |
Саркисьян Д.В. | Сангвиник | НС |
Снагустенко И.А. | Флегматик | НС |
Тимофеевв Д.Н. | Сангвиник | НВД |
Шмегелевский И.А. | Сангвиник | НВД |
Таким образом, после проведения тестирования, нами были получены следующие результаты. Обследование на тип темперамента:
57% – сангвиники; 20% – флегматики; 13% – меланхолики; 10% – холерики.
Рис.1 Типы темперамента
В результате проведенного исследования, мы установили, что большинство испытуемых являются сангвиниками и флегматиками.
17 человек (57%) — сангвиники.
6 человек (20%) Флегматики – интроверты.
4 (13%) — меланхолики – интроверты.
3 человека (10%) – холерики.
Выявление направленности личности дало следующие результаты:
— направленность на себя (НС) – 47%
— направленность на взаимодействие (НВД) – 43%
— направленность на задачу (НЗ) – 10%
Рис. 2. Стили поведения
Можно сказать, что четырнадцать человек из тридцати испытуемых (47%) являются людьми с направленностью на себя, то есть они больше заняты собой и своими чувствами, проблемами, делают необоснованные и поспешные выводы.
Тринадцать человек (43%) – люди с направленностью на взаимные действия. Они избегают прямого решения проблемы, уступают давлению группы, не высказывают оригинальных идей.
Троих человек (10%) можно назвать людьми с деловой направленностью.
2.3 Выводы по эмпирическому исследованию
Эмпирическое исследование было проведено по методике Г.Ю. Айзенка и направленности личности Б. Басса. Были решены следующие задачи: был выявлен преобладающий тип темперамента, поведенческие особенности, стиль поведения каждого испытуемого.
В ходе проведенного исследования было выявлено следующее: проведено соответствие каждого испытуемого с типами темперамента: 57% опрошенных оказались сангвиниками, 20% — флегматиками, 13% — меланхоликами и 10% — холериками; направленность личности, которая дала следующие результаты: 47% — направленность на себя (НС), 43% — направленность на взаимодействие (НВД), 10% — направленность на задачу (НЗ).
Выяснилось, что большинство опрошенных является сангвиниками, меньше всего – холериков. А значит, большинство из них активны и энергичны, добры и готовы прийти на помощь, с ними легко общаться.
Меньшая часть опрошенных слишком самоуверенна, достаточно активна, стремящаяся к лидерству и доминированию, очень раздражительна и несдержанна, часто у людей этого темперамента взрывной характер, а это не очень хорошо для высоких амбиций.
Таким образом, в ходе данного исследования было установлено, что из числа опрошенных большая часть людей обладает такими свойствами, как коммуникабельность, отзывчивость, эмоциональная устойчивость, активность и трудоспособность. Данные качества оказывают положительное влияние на различные сферы жизни и деятельности человека.
Заключение
Таким образом, по темпераменту выделяют четыре типа людей: холерики, флегматике, меланхолики и сангвиники. Каждый тип обладает своими особенностями и характерными чертами. Каждый тип темперамента по-своему хорошо, каждая личность обладает положительными и отрицательными качествами. При этом темперамента определяет лишь динамические, но не содержательные характеристики поведения человека.
Индивидуальные особенности нервной системы характеризуются совокупностью свойств нервной системы.
Проявления темперамента выражаются не только во внешнем поведении человека, но и особенностях психики. От типа темперамента зависит познавательная активность, коммуникабельность, уравновешенность человека.
Во второй главе мы провели исследование, направленное на выявление взаимосвязи темперамента и индивидуального стиля деятельности.
В результате исследования 57% исследуемых из 30 (17 человек) оказались сангвиниками, 20% (6 человек) — флегматиками, 13% (4 человека) — меланхоликами и 10% (3 человека) — холериками; направленность личности дала следующие результаты: 47% (14 человек) оказались людьми с направленностью на себя (НС), 43% (13 человек) – с направленностью на взаимодействие (НВД), 10% (3 человека) – с направленностью на задачу (НЗ).
В процессе своей работы я многому научился. Я узнал, что такое темперамент, его типы, узнал, что он не одинок, определил плюсы и минусы каждого типа темперамента. Теперь я знаю, как формировалось учение о типах темперамента, как ученые изучают и воспринимают его по-разному. Я научился работать с людьми разных типов темперамента, учитывать эти типы в своей деятельности. Я буду использовать эти знания в своей будущей профессии, чтобы правильно строить деятельность детей на уроке.
Процесс изучения этой темы был для меня очень интересным. Было забавно проверять людей. Изучив материал, я уже могу определить темперамент человека по его внешнему виду, конечно, не всегда точно. А знание темперамента человека дает мне возможность правильно общаться с ним. Например, если это холерик, то он суетливый человек, не любит медлительности, его привлекает все новое, он не может сидеть на одном месте. И если мой собеседник или партнер флегматичен, то я уже знаю, что его не следует торопить, перебивать, это основательный человек, он не любит спешки и суеты. И без того, чтобы действовать ему на нервы, я могу установить с ним контакт. Меланхолики — очень нежные и ранимые натуры, любое грубое или неуместное слово может легко обидеть и задеть их. С такими людьми нужно обращаться очень осторожно и бережно. Я тоже меланхолик, и я уже буду знать, что мне будет легко общаться с таким человеком, мы поймем друг друга с полуслова.
Это означает, что если после изучения темы я овладел ею и понял ее, то могу передать свой опыт другим и научить их легче общаться с людьми, находить новых друзей и не терять старых. То же самое относится и ко мне. Я также могу попытаться разрешить конфликты между людьми, определив их темперамент и объяснив, почему они так себя ведут. Я могу посоветовать им обращать внимание на особенности друг друга и принимать их во внимание, а не отбрасывать в сторону. Мы живем в обществе и зависим от него, поэтому должны научиться понимать друг друга, прислушиваться не только к себе, но и к другим, тогда будет меньше ссор и конфликтов, и мы будем меньше тратить свое здоровье и нервы.
Список использованной литературы
- Бондаренко А.Ф. Основы психологии. Учебник для студентов гуманитарных вузов – К.: Освита Украины. – 2015.
- Глуханюк, Н.С. Общая психология: Учебное пособие / Н.С. Глуханюк. — М.: Академия, 2017. — 272 c.
- Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. — М.: Норма, 2019. — 224 c.
- Иванников, В.А. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата — Люберцы: Юрайт, 2016. — 480 c.
- Крысько, В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие — М.: Вузовский учебник, 2017. — 336 c.
- Кордуэлл М. Психология. А – Я: Словарь-справочник / Майк Кордуэлл. – Пер. с англ. К. С. Ткаченко. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2014.
- Котова, И.Б. Общая психология: Учебное пособие / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. — М.: Дашков и К, Академцентр, 2016. — 480 c
- Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2019. — 583 c.
- Мерлин В.С. «Очерк теории темперамента», 2013.
- Немов, Р.С. Общая психология в 3 т. том 2 в 4 кн.. книга 1. ощущения и восприятие: Учебник и практикум для академического бакалавриата — Люберцы: Юрайт, 2016. — 302 c.
- Нуркова, В.В. Общая психология: Учебник / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 524 c.
- Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
- Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2018.
- Рамендик, Д.М. Общая психология и психологический практикум / Д.М. Рамендик. — М.: Форум, 2016. — 304 c.
- Резепов, И.Ш. Шпаргалки: общая психология / И.Ш. Резепов. — Рн/Д: Феникс, 2018. — 288 c.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – СПб: Издательство «Питер», 2010.
- Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека // Психологический журнал. – 2017. – Т. 10, — № 1.
- Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: учебное пособие – М.: Издательство Юрайт, 2016.
- Сухарев В.А. Психология интеллекта. – Донецк: Сталкер, 2017.
- Шадриков, В.Д. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата — Люберцы: Юрайт, 2016. — 411 c.
- Штейнмец, А.Э. Общая психология: Учебное пособие / А.Э. Штейнмец. — М.: Академия, 2018. — 496 c.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф