Заявка на расчет
Меню Услуги

Курсовая работа по праву

Вид работы:
Тема:

Вид работы: Курсовая работа

Предмет: Право

Тема: Конституционное право

ВУЗ: Национальный открытый институт г. Санкт-Петербург (НОИР)

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
  • 1 ГЛАВА. ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКОВ РОССИЙСКОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
  • 1.1. Понятие источников конституционного права…………………………5
  • 1.2 Естественное и позитивное право…………………………………………8
  • 2 ГЛАВА. ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
  • 2.1. Конституция и федеральные конституционные законы………………11
  • 2.2. Федеративные и иные договоры……………………………………….16
  • 2.3. Другие формы источников конституционного права…………………19
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………25
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………..……………………..27

ВВЕДЕНИЕ

Разнообразие источников российского конституционного права заметно отличает их и подчеркивает специфику источников отечественного конституционного права

Как свидетельствует опыт государственного строительства, только с принятием конституции, начинают активно развиваться в рамках каждой национальной правовой системы конституционное право и соответствующая ему отрасль законодательства.

Таким образом, целью настоящей работы является выявить источники конституционного права России.

Для раскрытия данной темы требуется решить следующие задачи:

  • — представить понятие источников конституционного права;
  • — изучить естественное и позитивное право;
  • — рассмотреть Конституцию и федеральные конституционные законы как источники конституционного права;
  • — изучить федеративные и иные договоры;
  • — описать другие формы источников конституционного права.

На наш взгляд, данная проблема всегда будет актуальной, поскольку именно конституционное право дает начало формированию всей системы права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль права не может получить свое развитие, если она не находит подтверждения в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства. Кроме того, до сих пор еще не сформулировано точное понятие источников права, а также к источникам права относят не только традиционные источники, но и другие тоже.

Объектом в данной работе являются источники конституционного права.

Предметом – выявление видов источников конституционного права.

Структурно работа состоит из: введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

В первой главе определяется понятие источников российского конституционного права.

Вторая глава описывает виды источников конституционного права.

Данная тема довольно широко представлена в трудах различных авторов, таких как: М.В. Баглая, Е.Ю. Бархатовой, В.Д. Зорькина, И.Г. Дудко, А.Н. Кокотова, А.И. Казанника, А.Н. Костюкова, А.В. Безрукова, Е.И., Козловой, О.Е. Кутафина, В.М. Шафирова и др.

В качестве литературы нами были использованы различные источники: нормативно-правовые акты, учебные пособия, монографии, статьи из журналов. Особенностью представленных источников являлось то, что они были взяты  из электронной библиотеки, что не позволяло отследить страницы используемого материала.

1 ГЛАВА. ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКОВ РОССИЙСКОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

1.1. Понятие источников конституционного права

В юридической литературе принято различать понятия источника права в материальном и формальном, а также юридическом смыслах. Что касается материального смысла, то под источником права понимаются те факторы, которые определяют само содержание права. К ним принято относить материальные условия жизни общества, свойственные ему экономические отношения. Что касается юридического смысла, то под источником права понимаются формы, с помощью которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы.

В источниках нормы становятся структурно оформленными, приобретают правовые свойства, находят внешнее словесно-документальное выражение. Вследствие этого нормы права действуют, реально проявляются вовне и применяются на практике в общих или конкретных отношениях, порождают правовые состояния, гарантируется соблюдение средствами государственного принуждения.

Названную функцию выполняют правовые акты. Именно в этом смысле и рассматриваются источники конституционного права.

Вообще, что касается вопроса об источниках конституционного права, то необходимо отметить, что на данный момент не существует точного понимания этого понятия, как, впрочем, отсутствует и однозначное понятие источника права.

В первых учебниках «советского государственного права» вообще не было такого понятия. Потом оно было сформулировано, и под источниками государственного права СССР в учебном пособии под редакцией С.С. Кравчука, стали понимать нормативные акты, в которых содержатся государственно-правовые нормы.[1] В дальнейшем, источники советского государственного (конституционного) права стали также делиться на материальные и юридические.

В юридической литературе встречаются различные классификации. Так, представителями уральской юридической школы все источники конституционного права условно делятся на пять групп:

  1. — законодательные (федеральные законы и др.);
  2. — подзаконные (акты палат парламента, указы Президента);
  3. — судебно-правовые (постановления Конституционного Суда РФ);
  4. — договорно-правовые (Федеративный договор);
  5. — международно-правовые (Всеобщая декларация 1948 года.

Вообще в мировой конституционно-правовой практике существует множество источников конституционного права. Среди них можно выделить следующие: нормативный правовой акт, правовой обычай, судебный прецедент, нормативный договор, священные писания и предания, партийно-государственные акты, правовая доктрина, юридическая практика, общепризнанные принципы и нормы международного права, джентльменское соглашение. Однако не все из них получили свое распространение в нашей стране. Некоторые из названных вообще не были признаны в Российской Федерации, некоторые получили частично свое применение.

В то же время, отмечает М.Ф.Чудаков: «использование понятия «источники права» за рубежом значительно шире, чем обычные наши подходы к источникам права как к материальным и юридическим».[3]

В качестве примера рассмотрим страну с англо-саксонской правовой системой – Англию.

Так, А.К. Романов, описывая английскую правовую систему, дает следующую классификацию источников права.

«1. Конкретный документ, обратившись к которому можно обнаружить ту или иную норму права, например статут парламента, судебный отчет, решение или приговор суда по конкретному делу.

Формальный источник права — это орган власти, который принимает правовое решение, правительство, суд.

Исторический источник права, например общее право и право справедливости. Иногда термин «источник права»1.2. Естественное и позитивное право

Деление источников конституционного (и любого другого) права на материальные и юридические источники поддерживалось практически всеми более или менее известными авторами, за исключением М.В.Баглая. Так, М.В. Баглай отмечал: «Когда об источниках права говорят как о форме правовых актов, то обычно используют термин «источник права в юридическом смысле». Таким путем это понятие отграничивается от понятия «источник права в материальном смысле», под которым понимаются материальные источники формирования права, т.е. условия жизни людей и права. Эта категория была внедрена в юридическую науку марксистским историческим идеализмом для того, чтобы подчеркнуть «неидеалистическую» природу права, материалистический детерминизм его развития. Никакого полезного, прикладного значения для понимания конституционного права она не представляет».[5]

Вообще, отмечает М.Ф.Чудаков: «понимание источников конституционного права как актов весьма распространено и популярно, поскольку такое понимание понятно, привычно и, главное, достаточно адекватно отражает суть явления.[6]

Итак, отмечает тот же автор: «постепенно возникает понимание, что источники права в целом и конституционного в том числе — это многозначное понятие».[7]

Источники конституционного права можно разделить на две большие группы: естественное право и позитивное право. Источник права — это внешняя форма выражения правовых норм. В соответствии с этим источниками конституционного права являются различные формы выражения конституционно-правовых норм. Они, как и источники других отраслей права, являются в основном результатом нормотворческой деятельности государственных органов — парламента, главы государства, правительства, региональных органов власти и др.

Под позитивным правом понимается действующая система правовых норм, отношений и судебных решений. Позитивное право представляет собой правовые нормы, оформленные как система законодательства, которое поддерживается силой конкретного государства в определенный исторический период. Позитивное право — это реальный, закрепленный в законах, иных документах, фактически осязаемый (и потому «позитивный») нормативный регулятор, на основе которого можно определить юридически дозволенное и юридически недозволенное поведение, а другие государственные учреждения — юридически обязательные императивно-властные решения.

Под естественным правом понимаются идеальные первоосновы права. Естественное право не находится в зависимости от человеческой воли и желания. Оно представляет собой идеал, иными словами, форму должного поведения в отношениях между людьми. Его сущность раскрывается через понятие «справедливость». Утверждает существование высших, независимых от государства норм и принципов, олицетворяющих объективный порядок ценностей, справедливость, разум и т. д. Под естественным правом можно понимать совокупность объективных социальных ценностей человеческого бытия (свободу, равенство, справедливость), а также универсальных норм и принципов, которые находятся в основании всех правовых систем мировой цивилизации.

Однако не все авторы придерживаются такой точки зрения. Так, М.В. Баглай под позитивным правом понимает писаную часть права, а естественное право как имманентно присущие человеку (от природы) состояние свободы и определенные неотъемлемые права. При этом тот же автор считает, что, прежде всего, важна роль естественного права, которая выступает в качестве гарантии против антидемократической активности определенных политических сил. «И оно не только должно признаваться источником конституционного права, но и высшим императивом для всех органов власти. В плоть и кровь народной жизни должна войти истина: если закон противоречит естественному праву, он ничтожен».[8]

Весьма популярно такое деление источников конституционного права, как у М.В.Баглая, в правовой системе ФРГ. Так, статья 1 (ч. 2) Основного Закона Федеративной Республики Германия от 23 мая 1949 г. предусматривает неприкосновенные и неотчуждаемые права человека как основу всякого человеческого сообщества, мира и справедливости на земле. Именно это и будет прямой ссылкой на естественное право. Другие конституции, отмечает М.Ф.Чудаков: «на естественное право прямо не ссылаются, поэтому для них естественное право — это источник права (исторический, моральный), а для ФРГ — это элемент права».[9]

Таким образом, источник права понимается в материальном и формальном, а также юридическом смыслах. Точного понятия источников конституционного права, как и вообще источников права пока не сформулировано.

В мировой конституционно-правовой практике существует множество источников конституционного права, однако не все из них получили свое распространение в нашей стране.

Различаются два подхода к источникам конституционного права — английский (многозначный) и российский, где источники — акты.

Источники конституционного права также можно разделить на две группы или две сферы: естественное право и позитивное право. Под позитивным правом понимается писаную часть права, а естественное право — присущие человеку (от природы) состояние свободы и определенные неотъемлемые права. Аналогичное деление источников конституционного права принято в правовой системе ФРГ.

2 ГЛАВА. ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

2.1 Конституция и федеральные конституционные законы

Верхнюю ступень в данной иерархической лестнице нормативных правовых актов занимает конституция. Она обладает высшей юридической силой по отношению к законам и подзаконным актам, внутригосударственным и международным договорам нормативного характера. Именно она является основным источником отрасли конституционного права.

Конституция, отмечает В.М.Шафиров, «представляет собой установленный волей народа основополагающий, общеобязательный, обладающий высшей юридической силой акт-документ. Эти и другие подобные черты Конституции вытекают из теории юридического позитивизма. В рамках данной теории сложилась традиция называть Конституцию основным законом. Выделена самостоятельная отрасль права — конституционное право, название «конституционное право» получили наука и учебная дисциплина».[10]

В Конституции Российской Федерации, как основном источнике отрасли конституционного права закрепляются нормы, которые составляют ядро всего конституционно-правового регулирования общественных отношений, составляющих ее предмет. Конституция способствует единообразному применению действующего законодательства, является правовой основой для укрепления законности и правопорядка в обществе и государстве.

Конституция определяет цели правотворчества и направления развития национального законодательства, его основных отраслей и институтов. В ней устанавливаются нормы, которые являются исходными для всех других источников конституционного права.

Что касается конкретно нашей Конституции, то большинство авторов склоны считать, что данный Основной закон государства получился очень неудачным. Так, А.И.Хальметов подчеркивает, что «несовершенство

и поспешность процесса принятия Конституции проявляется в необработанности и безосновательности текста Основного Закона, в отсылочных, двусмысленных, а нередко и противоречивых формулировках.

Эти обстоятельства привели к тому, что в России уже несколько лет на страницах различных научных изданий ведется дискуссия о реформе Конституции».[11] В.Е.Чиркин считает, что «оценка Основного Закона как по-настоящему хорошего явно преувеличена и его в любом случае придется обновлять, а затем и менять».[12] Более того, уже весной 1994 г. В.Б. Исаков назвал этот закон «Конституцией, по которой невозможно жить».[13] А один из наших замечательных ученых-государствоведов О.Е.Кутафин чуть позже на международной конференции в 1998 г., посвященной 5-летию принятия Конституции, на наш взгляд, дал справедливую оценку ныне действующей Конституции следующим образом: «У меня иногда складывается мнение, что Конституция была принята только для того, чтобы создать видимость наличия в стране новой Конституции. Получается следующее: Конституция действует, но регионы приводят свое законодательство в соответствие с ней как бы под дулом пистолета… Федеральные власти, т.е. власти, которые больше других заинтересованы в реализации Конституции, тоже не очень последовательно ее исполняют и даже не всегда понимают содержащиеся в ней нормы и положения».[14]

Видимо поэтому, 30 ноября 2012 года Президент Российской Федерации В.В. Путин встретился с руководителями фракций, принимающих участие в Государственной Думе. В ходе этой беседы Президент затронул вопрос о возможности изменении Основного Закона.

Во многих странах главным источником конституционного права является конституционный закон. Его можно определить как принятый парламентом или на референдуме нормативный правовой акт, вследствие которого вводится в действие конституция или вносятся в нее изменения и дополнения, или закрепляются посредством бланкетных норм правовые институты, обозначенные в тексте самой конституции.

Рассматривая конституционный закон как самостоятельную форму акта, И.Г. Дудко выделяет ряд его особенностей: «Во-первых, он не является составной частью конституции республики. Его нормы не могут изменять содержание ее положений. Во-вторых, необходимость принятия конституционного закона предусмотрена положениями республиканской конституции, и, следовательно, он имеет производный, но вместе с тем конституционный характер. В-третьих, конституционный закон может быть признан не соответствующим республиканской конституции».[15]

Конституционные законы о внесении изменений и дополнений в конституцию обладают высшей юридической силой. Это объясняется тем, что поправки и дополнения, которые вносятся в конституцию, встраиваются в ее текст или помещаются в приложении. Именно поэтому конституционные законы имеют такую же юридическую силу, как и сами конституции.

Специфическими особенностями обладают конституционные законы, которые принимаются по вопросам, исчерпывающий перечень которых закреплен в содержании самой конституции.

Так, в Конституции РФ установлено, что федеральные конституционные законы принимаются по вопросам:

  • — определения условий и порядка введения чрезвычайного положения на территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях ст. ст. 56 и 88);
  • — принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта (ст. ст. 65, 137);
  • — изменения конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации (ст. ст. 66, 137);
  • — описания и порядка официального применения государственного флага, герба и гимна Российской Федерации (ст. 70);
  • — объявление общенародного референдума (ст. 84);
  • — введение режима военного положения (ст. 87);
  • — установления правового статуса Уполномоченного по правам человека (ст. 103);
  • — определения порядка деятельности Правительства РФ (ст. 114);
  • — установления судебной системы Российской Федерации (ст. 118);
  • — урегулирования полномочий, порядка образования и деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и иных федеральных судов (ст. 128);
  • — созыва Конституционного Собрания (ст. 135).

Первым по юридической силе после Конституции РФ следует назвать закон Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, вносимых в порядке, предусмотренном ст. 136 Конституции РФ. При этом необходимо отметить, что данный правовой акт непосредственно в Конституции РФ не присутствует, поскольку он определен при толковании ст. 136 Конституции РФ Конституционным Судом РФ. Кроме того, впервые такие Законы были приняты в декабре 2008 г., к 15-летию действующей Конституции РФ. Эти Законы предусматривали увеличение срока полномочий Президента РФ и депутатов Государственной Думы до 6 и 5 лет соответственно, усиление контрольных полномочий парламента в виде установления ежегодных отчетов Правительства РФ перед Государственной Думой.

В 2014 году, уже по инициативе Президента РФ, были приняты Законы РФ о поправке в Конституцию РФ, согласно которым производилось объединение Верховного Суда РФ с Высшим Арбитражным Судом РФ,

а также закреплялась возможность расширения состава Совета Федерации за счет представителей от Российской Федерации, которых назначал сам Президент РФ.

Конституция РФ предусматривает принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов. Как отмечают Е.И.Козлова и О.Е.Кутафин, они различаются: «1) по юридической силе; 2) по предметам ведения; 3) по порядку принятия; 4) по возможности применения Президентом РФ в отношении их отлагательного вето».[16]

Что касается источников конституционного права, которые содержат нормы общефедерального значения, то к ним относятся федеральные законы, где содержатся конституционно-правовые нормы.

2.2. Федеративные и иные договоры

Необходимо отметить и такой особый вид источников конституционного права, который был связан с федеративным устройством государства, как договоры. Обычно под договором понимается соглашение сторон (участников) об установлении, изменении или прекращении прав и обязанностей в той или иной сфере общественных отношений. В этих конституционно-правовых договорах могут содержаться вопросы образования или ликвидации федеративного государства, разграничения компетенции между федерацией и ее субъектами, изменения статуса субъектов федерации или границ между ними, обеспечения единообразия в осуществлении правосудия и политико-правового администрирования, координации усилий участников договора по реализации комплексных программ.

Договоры в отношении образования федерации заключаются между суверенными государствами. Несмотря на это, в них содержатся основные конституционно-правовые нормы о государственном суверенитете, принципах объединения государств в федерацию, разграничении предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами, о конституционных основах оформления высших органов государственной власти вновь образованной федерации. Ярким примером подобного договора в нашей стране является Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик от 30 декабря 1922 г., куда вошли РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР.

В отношении заключения договоров о разграничении компетенции между федерацией и ее субъектами, то это предусмотрено содержанием ст. 11 Конституции РФ. В ней установлено, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов Российской Федерации производится настоящей Конституцией, федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Таким образом, в Конституции РФ предусматривается возможность заключения двух видов договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов — федеративного договора и иных договоров.

Федеративный договор является коллективным договором, который заключается между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. Так, в марте 1992 г. были заключены между Российской Федерацией и ее субъектами три договора, которые в юридической литературе стали называть обобщенным наименованием федеративных договоров. В отличие от учредительных договоров об образовании федеративного государства они содержат в себе сведения, касающихся только разграничения предметов ведения и полномочий между федеративными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов.

Однако так получилось, что проекты указанных договоров подписывались полномочными представителями Российской Федерации и полномочными представителями республик, краев, областей, городов Москва и Санкт-Петербурга, а также автономной области и автономных округов дифференцированно, учитывая особенности их конституционно-правового статуса в составе России, то и образовались три сходных между собой договора.

Исходя из содержания ст. 11 Конституции РФ, под иными договорами необходимо понимать договоры, заключенные между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти определенных ее субъектов о разграничении между ними предметов ведения и полномочий в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах. В частности, именно таким договором является Договор, подписанный между Российской Федерацией и Республикой Татарстан от 15 февраля 1994 г. «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан». При этом несмотря на то, что Договор был заключен с конкретным субъектом Российской Федерации, тем не менее, он также считается  источником конституционного права, поскольку в его содержании на принципах консенсуса содержатся конституционно-правовые нормы.

2.3. Другие формы источников конституционного права

Конституции определяют основы формирования высших законодательных (представительных) органов государственной власти и закрепляют их компетенцию. Порядок осуществления их деятельности закрепляется в  регламентах. Как указано в ст. 101 Конституции РФ, каждая из палат Федерального Собрания разрабатывает и принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

Такие регламенты высших законодательных (представительных) органов государственной власти также являются источниками конституционного права. Вместе с процессуальными нормами в них содержатся и нормы, которые закрепляют конституционно-правовой статус должностных лиц высших законодательных (представительных) органов государственной власти, партийных фракций, депутатских групп, систему и полномочия постоянных комитетов и комиссий. В регламентах, в большей степени, устанавливаются полномочия субъектов законодательной инициативы, главы государства, правительства, региональных и местных органов публичной власти в сфере законодательной деятельности.

Необходимо отметить, что во многих странах регламенты парламентов утверждаются законами. Это утверждение позволяет им считаться равными по силе  с обычными парламентскими законами.

Важным источником конституционного права являются акты главы государства, содержащие конституционно-правовые нормы. В соответствии со ст. 90 Конституции РФ Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения, отдельные из которых содержат конституционно-правовые нормы. К числу таких актов относится Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. «О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации». В нем многие законы и иные нормативные правовые акты признаны не действующими и не подлежащими применению органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами как противоречащие Конституции РФ.

К нормативным правовым актам главы государства, отмечают Е.И.Козлова и О.Е. Кутафин, видимо, «можно приравнять акты государственного переворота, независимо от того, изданы или они хунтой (советом) или главарем путчистов. Обычно такими актами производится ликвидация легальных органов государственной и муниципальной власти, запрещаются политические партии, приостанавливается действие конституции, вводится цензура, ограничиваются права и свободы граждан, создаются чрезвычайные органы власти, возводятся в ранг закона массовые политические репрессии».[17]

К источникам названной отрасли относятся и акты, которые содержат конституционно-правовые нормы, принимаемые Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ. Это указы и другие нормативные правовые акты Президента, постановления палат Федерального Собрания, постановления Правительства РФ. Ярким примером таких актов служит «Указ Президента РФ от 21 сентября 1993 г. «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации».

Одновременно, отмечают А.И. Казанник и А.Н. Костюков: «в зарубежных странах широкое распространение получила практика издания правительствами актов, содержащих конституционно-правовые нормы, в порядке делегированного законодательства. Для этого парламенты принимают рамочные законы, определяющие перечни вопросов, по которым правительства могут принимать нормативные правовые акты, имеющие силу закона».[18]

К числу источников конституционного права, имеющих силу только на территории субъектов Российской Федерации, относятся также конституции и уставы субъектов Федерации. В этих актах содержатся нормы, которые в обобщенной форме закрепляют правовой статус определенного субъекта Федерации, основы его устройства, компетенцию, структуру органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Формами установления правовых норм, имеющих силу только на территории конкретного субъекта Федерации, являются законы, постановления, иные нормативные правовые акты, принимаемые его органами власти.

Согласно ст. 66 Конституции РФ республики принимают свои конституции, а остальные субъекты — края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа — уставы. В системной взаимосвязи с Конституцией РФ они определяют статус каждого из субъектов Российской Федерации.

Конституции и уставы субъектов Российской Федерации являются основными законами, которые имеют высшую юридическую силу среди законов, составляющих региональное законодательство. Именно на их основе принимаются законы о внесении изменений и дополнений в конституции (уставы) субъектов Российской Федерации, конституционные законы, референдные и обычные законы. Во многих из них закрепляются конституционно-правовые нормы, и это обстоятельство позволяет рассматривать их в качестве источников конституционного права субъектов Российской Федерации.

Особой спецификой конституционных источников обладают парламентские обычаи, которые формируются в процессе длительной деятельности высшего органа законодательной власти страны. В этих правовых обычаях закреплены процедурно-процессуальные нормы конституционного права, которые регулируют различные стороны деятельности законодательного органа власти. Так, согласно ч. 3 ст. 99 Конституции РФ и норм ст. 33 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания РФ в России сформировался правовой обычай, что первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат. В частности, первое заседания нового созыва Государственной Думы  открыл лауреат Нобелевской премии Жорес Алферов.

Что касается еще одного источника конституционного права — судебного прецедента, который получил наиболее распространение в странах англосаксонской правовой системы, то его можно определить как решение вышестоящего суда по конкретному делу, которое в дальнейшем будет являться для всех нижестоящих судов при рассмотрении ими аналогичных дел.

В России, отмечают А.И. Казанник и А.Н. Костюков: «только начался процесс становления судебного прецедента как полноценного источника конституционного права. Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 21 января 2010 г. № 1-П сформулировал правовую позицию, согласно которой суды могут применять нормы прецедентов. Однако, указывают данные авторы, делать это пока трудно, поскольку в России еще не сложились правила судебного прецедента, которые вырабатываются многолетней практикой и обобщаются поколениями судей.

Вместе с тем, считают указанные авторы, есть все основания утверждать, что правовые позиции Конституционного Суда РФ являются источником конституционного права прецедентного характера. Конституционный Суд РФ дает общеобязательное, а, поэтому, нормативное толкование Конституции РФ, прекращает действие неконституционных нормативных правовых актов, не допускает вступления в силу нератифицированных договоров Российской Федерации. Но даже, если он признает закон не противоречащим Конституции РФ, то дает такое его толкование, которое служит непременным условием его конституционности и имеет в этой связи нормативное значение для всех правоприменителей, в том числе судов общей юрисдикции. Решения Конституционного Суда РФ по делам о проверке конституционности законов и иных нормативных правовых актов имеют, таким образом, нормативный характер и приобретают все свойства судебного прецедента».[19]

Председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин отметил, что «юридическая сила итоговых решений Конституционного Суда превышает юридическую силу любого закона, а, следовательно, практически равна юридической силе самой Конституции, которую уже нельзя применять в отрыве от итоговых решений Конституционного Суда, относящихся к соответствующим нормам, и тем более вопреки этим решениям. Любое толкование высшего закона страны, которое дается Конституционным Судом в его правовых позициях, имеет конституционную силу…».[20]

Постановления о толковании Конституции РФ, указывает М.А. Александрова: «признание нормативного акта (за исключением не вступивших в силу международных договоров РФ) или договора либо отдельных их положений не соответствующими Конституции РФ, являются источниками российского права.

Все эти решения отличает от остальных решений Конституционного Суда РФ их свойство изменять объем правового регулирования и порядок действия изданных ранее нормативных актов. Все они могли бы быть объединены одним понятием — нормативные решения Конституционного Суда РФ».[21]

«Как и другие решения Конституционного Суда РФ, подчеркивает тот же автор, они являются окончательными и не подлежат обжалованию, действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами. А за неисполнение или ненадлежащее исполнение решений Конституционного Суда РФ ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» предусмотрена ответственность».[22]

Таким образом, в Конституции Российской Федерации, как основном источнике отрасли конституционного права закрепляются нормы, которые составляют ядро всего конституционно-правового регулирования общественных отношений, составляющих ее предмет.

Конституционный закон — принятый парламентом или на референдуме нормативный правовой акт, вследствие которого вводится в действие конституция или вносятся в нее изменения и дополнения, или закрепляются посредством бланкетных норм правовые институты, обозначенные в тексте самой конституции. Именно поэтому конституционные законы имеют такую же юридическую силу, как и сами конституции.

Конституция РФ предусматривает принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов.

В Конституции РФ предусматривается возможность заключения двух видов договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов — федеративного договора и иных договоров.

Другие формы источников конституционного права: регламенты высших законодательных (представительных) органов государственной власти; акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституции и уставы субъектов Федерации; парламентские обычаи; судебные прецеденты; правовые позиции Конституционного Суда РФ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, источник права понимается в материальном и формальном, а также юридическом смыслах. Точного понятия источников конституционного права как и вообще источников права пока не сформулировано.

В мировой конституционно-правовой практике существует множество источников конституционного права, однако не все из них получили свое распространение в нашей стране.

Различаются два подхода к источникам конституционного права — английский (многозначный) и российский, где источники — акты.

Источники конституционного права также можно разделить на две группы или две сферы: естественное право и позитивное право.

В Конституции Российской Федерации, как основном источнике отрасли конституционного права закрепляются нормы, которые составляют ядро всего конституционно-правового регулирования общественных отношений, составляющих ее предмет.

Конституционный закон — принятый парламентом или на референдуме нормативный правовой акт, вследствие которого вводится в действие конституция или вносятся в нее изменения и дополнения, или закрепляются посредством бланкетных норм правовые институты, обозначенные в тексте самой конституции. Именно поэтому конституционные законы имеют такую же юридическую силу, как и сами конституции.

Конституция РФ предусматривает принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов.

В Конституции РФ предусматривается возможность заключения двух видов договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов — федеративного договора и иных договоров.

Другие формы источников конституционного права: регламенты высших законодательных (представительных) органов государственной власти; акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституции и уставы субъектов Федерации; парламентские обычаи; судебные прецеденты; правовые позиции Конституционного Суда РФ.

Целью настоящей работы являлось выявить источники конституционного права России.

Нами были освещены следующие аспекты:

  • — понятие источников конституционного права;
  • — естественное и позитивное право;
  • — Конституция и федеральные конституционные законы как источники конституционного права;
  • — федеративные и иные договоры;
  • — другие формы источников конституционного права.

Из представленных данных можно сделать вывод, что пока не будет сформировано единое понятие источников конституционного права, не получится сформулировать систему источников конституционного права.

Таким образом, цель работы была достигнута.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • 1.Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // СПС КонсультантПлюс.
  • 2.О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 12.07.1994 // СПС КонсультантПлюс.
  • 3.Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник.-М.: Норма; ИНФРА-М.-2013.
  • 4.Баглай М.В., Габричидзе Б.И. Конституционное право Российской Федерации: Учебник.-М.: Инфра-М.-1996.
  • 5.Государственное право СССР: Учебник / Под ред. С.С. Кравчука.-М.: Юридическая литература.- 1967.
  • 6.Зорькин В.Д. Конституционно-правовое развитие России.-М.-2011.
  • 7.Зорькин В.Д. Россия и Конституция в XXI в.-М.-2008.
  • 8.Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России.-М.- 2010.
  • 9.Кокотов А.Н. Конституционное право России. Курс лекций: Учеб. пособие.-М.: Проспект.-2009.
  • 10.Конституционное право России: Учебное пособие.-3-е издание, переработ. и допол. /под. ред. А.В. Безрукова.: Юстицинформ.- 2015.
  • 11.Конституционное право: университетский курс: Учебник/под ред. А.И. Казанника, А.Н. Костюкова.: Проспект.-2015.
  • 12.Проблемы науки конституционного права: Монография / Отв. ред. А.Н. Кокотов.-Екатеринбург.-1998.
  • 13.Романов А.К. Правовая система Англии: Учеб. пособие.-2-е изд., испр.-М.: Дело.- 2002.
  • 14.Александрова М.А. Правовой статус решений Конституционного Суда Российской Федерации //Юридический мир.- 2015.- № 4.
  • 15.Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации.- М.-2010.
  • 16.Дудко И.Г. Законодательство субъектов Российской Федерации. Проблемы теории и практики.-Саранск: Изд-во Мордовского ун-та.-2004.
  • 17.Исаков В.Б. Конституция, по которой невозможно жить // Конституционный вестник.-1994.- № 1 (17).
  • 18.Кутафин О.Е. Конституция и проблемы ее реализации // Российский конституционализм: проблемы и решения: сборник материалов международной конференции.-М.-1999.
  • 19.Лукьянова Е.А. Некоторые проблемы Конституции Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право.-2007.- № 15.
  • 20.Хальметов А.И. Особенности и роль проектов Конституции РФ как доктринальных источников конституционного права //Конституционное и муниципальное право.- 2016.- № 3.
  • 21.Чиркин В.Е. О некоторых проблемах реформы российской Конституции // Государство и право.-2000.- № 6.
  • 22.Чудаков М.Ф. Источники права в конституционном праве//Конституционное и муниципальное право.- 2013.- № 12.
  • 23.Шафиров В.М. Конституция, отраслевое право, правоприменение //Российская юстиция.-2016.- № 3.

Прикрепленные файлы:

00001002

Dokument_Microsoft_Word

KR_po_ist._KP-2018

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Прикрепленные файлы:

Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость
Скачать файлы:

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф