Введение
Актуальность темы. Одной из наиболее трудных и востребованных не только в психологии, но и в философии, биологии, социологии и педагогике является проблема развития личности в ее социально-историческом и возрастном контекстах.
Несмотря на большое количество работ классиков (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин) и современных авторов (А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн и др.) не в полной мере изученными сегодня остаются эволюционные формы изменений, структурно-функциональные характеристики, психологические механизмы и движущие силы процесса становления человека как личности.
Как отмечал Л.С. Выготский, ключевым по отношению к становлению личности и самосознания является подростковый возраст. Поиск себя, личностное самоопределение, выбор жизненного пути – остаются актуальными на каждом этапе развития общества, но особую остроту они приобрели сегодня, когда трансформация российского общества, разрушившая прежнюю систему ценностей, привела к социальной дезадаптации существенной части населения. Наиболее явно эти тенденции видны у подростков, в связи с тем, что неопределенность жизненных ориентиров сочетается у них с кризисными явлениями периода взросления и субъективными сложностями «открытия Я».
О необходимости систематического и всестороннего изучения проблем виктимного поведения, как разновидности девиантного поведения отчетливо убеждают результаты исследования преступности несовершеннолетних. Статистические данные о состоянии преступности на территории Российской Федерации позволяют говорить о неуклонном росте количества преступлений: убийств, фактов причинения тяжкого вреда здоровью, разбойных нападений и др., совершенных несовершеннолетними.
Имеющая место ситуация требует всестороннего и глубокого анализа, как с правовой, так и с психологической точки зрения. Поведение может быть квалифицировано как девиантное, если оно согласуется с общей направленностью личности, сопровождается разными проявлениями социальной дезадаптации и рассматривается в пределах медицинской нормы.
Сегодня в большей мере изучены медико-психологический, социально-психологический, нравственно-правовой и криминологический аспекты отклоняющегося поведения подростков. Увеличение представлений о специфических характеристиках личности подростка с девиантным поведением приобретает особое практическое значение, потому что будет способствовать повышению эффективности программ психологической реабилитации и социальной реадаптации несовершеннолетних правонарушителей, а также профилактических и превентивных мероприятий в психолого-педагогической работе с подростками группы риска.
Степень разработанности темы. Несмотря на то, что данный феномен достаточно глубоко описан в криминальной виктимологии, остро стоит проблема смещения акцентов его изучения в плоскость общей психологии и психологии личности. Важным в указанном контексте будет исследование природы виктимного поведения, выявление факторов, его детерминирующих, генеза и возрастных особенностей формирования виктимных установок, сценариев в личности и виктимного поведения. Результаты анализа различных подходов к пониманию виктимности (Коновалов В.П.; Полубинский В.И.; Ривман Д.В., Устинов В.С. Рыбальская В.Я.; Ситковский А.Л.; Туляков А.В. и др.) позволили обнаружить несогласованность в определении ключевых виктимологических терминов и понятий. Классификация различных вариантов виктимности приводит к пониманию наличия как общей виктимности, зависящей от социальных ролевых и тендерных характеристик жертвы, так и специфической виктимности, реализующейся в установках, свойствах, атрибуциях личности.
В отечественной психологии крайне мало экспериментальных исследований по теме виктимного поведения личности, имеются лишь отдельные работы, изучающие психологические особенности детей и подростков на судебно-психиатрическом материале. Однако потребность в таких исследованиях все более возрастает в практическом отношении.
До настоящего времени малоизученными были проблемы генезиса виктимного поведения, системы условий, детерминирующих его возникновение, специфики проявления этих паттернов поведения у подростков, не ставших жертвой криминальной’ ситуации. Практически нет систематизированного банка диагностических методик, позволяющих установить потенциальную виктимность подростка.
Рост виктимизации приводит к психотравмам личности подростка, что способствует формированию неполноценной личности. Также отсутствует разработанная система превентивных мероприятий, направленных на предотвращение реализации виктимного поведения.
Очевидно противоречие между потребностью социума, образовательной среды в снижении виктимности подростков и отсутствием научно обоснованных детерминантов проявления виктимного поведения, разрозненностью теоретико-методологических подходов, неразработанностью диагностического инструментария для изучения личности виктимных подростков. Стремление найти пути разрешения этого противоречия определило проблему данного исследования.
Объект исследования: виктимное поведение подростков.
Предмет исследования: социально-психологические и индивидуально-личностные характеристики кадет с разным типом виктимности.
Цель исследования – выявить особенности социально-психологических и индивидуально-личностных характеристик кадет, склонных к виктимному поведению.
Задачи исследования:
1. Раскрыть специфику социальной ситуации развития в подростковом возрасте и особенности ее проявления у кадет.
2. Дать общее представление о виктимном поведении и его психологических причинах в подростковом возрасте.
3. Рассмотреть социально-психологические и индивидуально-личностные характеристики подростков, склонных к виктимному поведению.
4. Организовать и провести эмпирическое исследование характеристик личности подростков с виктимным поведением
5. Проанализировать результаты исследования.
Гипотеза исследования: заключается в предположении о том, что особенности социально-психологических и индивидуально-личностных характеристик кадет, склонных к виктимному поведению, определяются я-концепцией, акцентуациями и семейными отношениями.
Частные гипотезы:
1) существует взаимосвязь между особенностями я-концепции и склонностью к виктимному поведению у подростков;
2) существует взаимосвязь между выраженностью акцентуаций и склонностью к виктимному поведению у подростков;
3) существует взаимосвязь между особенностями семейных отношений и склонностью к виктимному поведению у подростков.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют научные труды в области исследуемой проблематики: концептуальные, теоретические и методологические положения возрастной психологии (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Д.Б. Эльконин и др.) и представления классических виктимологических концепций (Л.В. Франк, Д.В. Ривман, В.Я. Рыбальская, А.Л. Репецкая, В.А. Туляков).
Во введении необходимо представить используемые методы, которые разумно подразделить на теоретические и эмпирические (практические).
Теоретические методы включают:
• историографический метод;
• обобщение;
• классификацию;
• систематизацию материала;
Эмпирические методы включают:
• опросы (интервью, анкетирование), тестирование:
Опросник «виде Ролевой виктимности» (М.А. может Одинцова, Н.П. является Радчикова).
опыт Диагностика основное личностного развития втором детей подросткового возраста (А.М. биологическом Прихожан).
характера Опросник Шмишека. мнению Акцентуации схеме характера (детский вариант).
Статистические методы обработки. Критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ Пирсона.
Выборка. данном Исследование стать особенностей личностного основе развития кадет проводилось 24 апреля 2019 года на предельно базе Московского Суворовского училища. В деятельности исследовании подробными приняли участие 43 воспитанника открытие Суворовского училища, себе обучающиеся в 7 инфантильном классе. Возраст окрашенной тестируемых 13-14 лет.
Этапы работы. Работа осуществлялась в три этапа: подготовительный (теоретический анализ исследуемого явления, определение выборочной совокупности и диагностического инструментария), основной (проведение исследования) и заключительный (анализ результатов исследования и формулирование выводов).
Практическая значимость исследования. Материалы исследования могут использоваться в образовательном процессе при подготовке психологов, в области практической психологии.
Структура работы. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы:
|
Скриншоты работы: |
|
|---|---|
|
|
|
