Меню Услуги

Курсовая работа по «Психологии»

Вид работы: Курсовая работа
Тема: Психология

Введение
Актуальность темы. Одной из наиболее трудных и востребованных не только в психологии, но и в философии, биологии, социологии и педагогике является проблема развития личности в ее социально-историческом и возрастном контекстах.
Несмотря на большое количество работ классиков (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин) и современных авторов (А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн и др.) не в полной мере изученными сегодня остаются эволюционные формы изменений, структурно-функциональные характеристики, психологические механизмы и движущие силы процесса становления человека как личности.
Как отмечал Л.С. Выготский, ключевым по отношению к становлению личности и самосознания является подростковый возраст. Поиск себя, личностное самоопределение, выбор жизненного пути – остаются актуальными на каждом этапе развития общества, но особую остроту они приобрели сегодня, когда трансформация российского общества, разрушившая прежнюю систему ценностей, привела к социальной дезадаптации существенной части населения. Наиболее явно эти тенденции видны у подростков, в связи с тем, что неопределенность жизненных ориентиров сочетается у них с кризисными явлениями периода взросления и субъективными сложностями «открытия Я».
О необходимости систематического и всестороннего изучения проблем виктимного поведения, как разновидности девиантного поведения отчетливо убеждают результаты исследования преступности несовершеннолетних. Статистические данные о состоянии преступности на территории Российской Федерации позволяют говорить о неуклонном росте количества преступлений: убийств, фактов причинения тяжкого вреда здоровью, разбойных нападений и др., совершенных несовершеннолетними.
Имеющая место ситуация требует всестороннего и глубокого анализа, как с правовой, так и с психологической точки зрения. Поведение может быть квалифицировано как девиантное, если оно согласуется с общей направленностью личности, сопровождается разными проявлениями социальной дезадаптации и рассматривается в пределах медицинской нормы.
Сегодня в большей мере изучены медико-психологический, социально-психологический, нравственно-правовой и криминологический аспекты отклоняющегося поведения подростков. Увеличение представлений о специфических характеристиках личности подростка с девиантным поведением приобретает особое практическое значение, потому что будет способствовать повышению эффективности программ психологической реабилитации и социальной реадаптации несовершеннолетних правонарушителей, а также профилактических и превентивных мероприятий в психолого-педагогической работе с подростками группы риска.
Степень разработанности темы. Несмотря на то, что данный феномен достаточно глубоко описан в криминальной виктимологии, остро стоит проблема смещения акцентов его изучения в плоскость общей психологии и психологии личности. Важным в указанном контексте будет исследование природы виктимного поведения, выявление факторов, его детерминирующих, генеза и возрастных особенностей формирования виктимных установок, сценариев в личности и виктимного поведения. Результаты анализа различных подходов к пониманию виктимности (Коновалов В.П.; Полубинский В.И.; Ривман Д.В., Устинов В.С. Рыбальская В.Я.; Ситковский А.Л.; Туляков А.В. и др.) позволили обнаружить несогласованность в определении ключевых виктимологических терминов и понятий. Классификация различных вариантов виктимности приводит к пониманию наличия как общей виктимности, зависящей от социальных ролевых и тендерных характеристик жертвы, так и специфической виктимности, реализующейся в установках, свойствах, атрибуциях личности.
В отечественной психологии крайне мало экспериментальных исследований по теме виктимного поведения личности, имеются лишь отдельные работы, изучающие психологические особенности детей и подростков на судебно-психиатрическом материале. Однако потребность в таких исследованиях все более возрастает в практическом отношении.
До настоящего времени малоизученными были проблемы генезиса виктимного поведения, системы условий, детерминирующих его возникновение, специфики проявления этих паттернов поведения у подростков, не ставших жертвой криминальной’ ситуации. Практически нет систематизированного банка диагностических методик, позволяющих установить потенциальную виктимность подростка.
Рост виктимизации приводит к психотравмам личности подростка, что способствует формированию неполноценной личности. Также отсутствует разработанная система превентивных мероприятий, направленных на предотвращение реализации виктимного поведения.
Очевидно противоречие между потребностью социума, образовательной среды в снижении виктимности подростков и отсутствием научно обоснованных детерминантов проявления виктимного поведения, разрозненностью теоретико-методологических подходов, неразработанностью диагностического инструментария для изучения личности виктимных подростков. Стремление найти пути разрешения этого противоречия определило проблему данного исследования.
Объект исследования: виктимное поведение подростков.
Предмет исследования: социально-психологические и индивидуально-личностные характеристики кадет с разным типом виктимности.
Цель исследования – выявить особенности социально-психологических и индивидуально-личностных характеристик кадет, склонных к виктимному поведению.
Задачи исследования:
1. Раскрыть специфику социальной ситуации развития в подростковом возрасте и особенности ее проявления у кадет.
2. Дать общее представление о виктимном поведении и его психологических причинах в подростковом возрасте.
3. Рассмотреть социально-психологические и индивидуально-личностные характеристики подростков, склонных к виктимному поведению.
4. Организовать и провести эмпирическое исследование характеристик личности подростков с виктимным поведением
5. Проанализировать результаты исследования.
Гипотеза исследования: заключается в предположении о том, что особенности социально-психологических и индивидуально-личностных характеристик кадет, склонных к виктимному поведению, определяются я-концепцией, акцентуациями и семейными отношениями.
Частные гипотезы:
1) существует взаимосвязь между особенностями я-концепции и склонностью к виктимному поведению у подростков;
2) существует взаимосвязь между выраженностью акцентуаций и склонностью к виктимному поведению у подростков;
3) существует взаимосвязь между особенностями семейных отношений и склонностью к виктимному поведению у подростков.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют научные труды в области исследуемой проблематики: концептуальные, теоретические и методологические положения возрастной психологии (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Д.Б. Эльконин и др.) и представления классических виктимологических концепций (Л.В. Франк, Д.В. Ривман, В.Я. Рыбальская, А.Л. Репецкая, В.А. Туляков).
Во введении необходимо представить используемые методы, которые разумно подразделить на теоретические и эмпирические (практические).
Теоретические методы включают:
• историографический метод;
• обобщение;
• классификацию;
• систематизацию материала;
Эмпирические методы включают:
• опросы (интервью, анкетирование), тестирование:
 Опросник «виде Ролевой виктимности» (М.А. может Одинцова, Н.П. является Радчикова).
 опыт Диагностика основное личностного развития втором детей подросткового возраста (А.М. биологическом Прихожан).
 характера Опросник Шмишека. мнению Акцентуации схеме характера (детский вариант).
Статистические методы обработки. Критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ Пирсона.
Выборка. данном Исследование стать особенностей личностного основе развития кадет проводилось 24 апреля 2019 года на предельно базе Московского Суворовского училища. В деятельности исследовании подробными приняли участие 43 воспитанника открытие Суворовского училища, себе обучающиеся в 7 инфантильном классе. Возраст окрашенной тестируемых 13-14 лет.
Этапы работы. Работа осуществлялась в три этапа: подготовительный (теоретический анализ исследуемого явления, определение выборочной совокупности и диагностического инструментария), основной (проведение исследования) и заключительный (анализ результатов исследования и формулирование выводов).
Практическая значимость исследования. Материалы исследования могут использоваться в образовательном процессе при подготовке психологов, в области практической психологии.
Структура работы. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

Прикрепленные файлы:

Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость
Скачать файлы:

Чтобы скачать работу, введите свой Email.

Loading...

Скриншоты работы: