Цель работы: приобретение практических умений и навыков создания системы навигации мультимедийного курса.
Теоретические положения
Стандартные средства навигации
Построение стандартной системы навигации основано на применении кадра Framework. При предусматривается, что курс (или отдельный его раздел) имеет страничную структуру, то есть имеет место аналогия с книгой или с картотекой: обучаемый может перейти на следующую или на предыдущую страницу, просмотреть страницы, прочитанные ранее и т. д.
Стандартный (используемый по умолчанию) вариант кадра Framework обеспечивает выполнение следующих операций:
— переход на следующую или на предыдущую страницу;
— переход на первую или последнюю страницу в области навигации;
— возвращение к последней прочитанной странице;
-вывод списка прочитанных страниц;
— поиск заданного слова, фразы или ключевого слова;
— выход из области навигации.
Все перечисленные операции выполняются с помощью кнопок навигационной панели, которую Authorware автоматически создает в окне просмотра, как только вы добавите в схему курса кадра Framework. На рисунках 3.1 и 3.2 показаны схема кадра Framework и вид стандартной навигационной панели.
Рисунок 3.1 — Схема кадра Framework
Рисунок 3.2 — Стандартная навигационная панель
Область действия кадра Frame work (и формируемой с его помощью навигационной панели) ограничена кадрами, присоединенными к кадру Framework. При этом самый левый кадр считается первой страницей, а самый правый — последней. Названия и назначение кнопок навигации панели представлены в таблице 3.1.
Таблица 3.1 — Назначение кнопок навигационной панели
Go back (возврат)
Возвращение на предыдущую страницу; последовательность повторных щелчков на кнопке позволяет просмотреть (в обратном порядке) все страницы, которые были открыты после входа в область навигации
Recent pages (последние страницы)
Вызов диалогового окна с спи ком посещенных страниц; этот список фактически является «журналом путешествий», поскольку в нем указываются повторные посещения страниц, двойной щелчок на имени страницы обеспечивает ее загрузку в окно просмотра
Find (найти)
Вызов диалогового окна поиска по словам (фразам) и по ключевым словам
Exit framework (выход из меню)
Выход из области навигации и переход на кадр, указанный в секции Exit кадра Framework
First page (первая страница)
Переход на первую страницу (самый левый кадр) области навигации
Окончание таблицы 3.1
Значок
Название
Назначение
Previous page (предыдущая страница)
Переход на предыдущую страницу (на кадр, расположенный слева от текущего) кнопка обеспечивает циклический переход по области навигации, то есть, если вы, дойдя до первой страницы, щелкните на кнопке, то попадете на последнюю страницу области навигации
Next page (следующая страница)
Переход на следующую страницу (на кадр, ро с расположенными справа от текущего)
Last page (последняя страница)
Переход на последнюю страницу (самый правый кадр) в области навигации; кнопка обеспечивает циклический переход по области навигации
Кроме того, вы можете присоединить к кадру Framework кадр такого же типа (при этом Authorware «спрячет» его в кадр Map). Это позволяет создавать сколько угодно сложную систему навигации между кадрами. При наличии вложенного кадра Framework (для удобства дальнейшего изложения назовем его Framework_2) навигация работает следующим образом: если кадр Framework_2 является самым левым, то при входе в секцию внешнего кадра Framework в окно просмотра загружается панель навигации внешнего кадра, первая страница кадра Framework_2 и его панель навигации; обе панели навигации работоспособны; если кадру Framework_2 предшествует какой-либо другой кадр, то при входе в секцию внешнего кадра Framework в окно просмотра загрузится панель навигация внешнего кадра и первая страница кадра Framework; чтобы в окне просмотра появилась панель навигации кадра Framework_2, нужно перейти на первую страницу вложенной области навигации.
Создание собственных средств навигации
Практически все средства, с помощью которых вы можете построить собственную систему навигации, вам уже известны. Вот они:
— кадр Intera tion и созданная на его основе секция Interaction;
— кадр Framework и связанная с ним область навигации;
— кадр Navigate;
— гипертекстовые ссылки.
Включение секции Interaction в схему кадра Framework
Данная конструкция занимает лидирующее положение благодаря своей эффективности и универсальности. Собственно говоря, именно она положена в основу стандартного варианта кадра Framework. Однако благодаря наличию большого числа различных типов интерактивных элементов, поддерживаемых Authorware, комбинация «Framework + Interaction» позволяет получить огромное количество видов средств навигации.
Первый из них — набор кнопок, щелчок на любой из которых обеспечивает переход по заданному адресу. Это своеобразный аналог навигационной панели, рассмотренной в предыдущем разделе. Пример системы навигации, использующуй кнопки, приведен на рисунке 3.3.
Рисунок 3.3 — Пример системы навигации, использующей кнопки
Преимущество кнопок в том, что для них Authorware сам создает визуальное представление. Это позволяет обойтись минимальным числом кадров, включаемых в схему кадра Framework. Основной недостаток связан с дизайном курса: далеко не во всякий «внешний вид» кнопки вписывается. Вместе с тем, не стоит забывать, что вместо стандартных кнопок вы всегда можете использовать различные стилизованные варианты собственного изготовления (рисунок 3.4).
Рисунок 3.4 — Стандартные варианты оформления кнопок
Для кадров Navigate, используемых вместе с кнопками как кадры реакции, может быть задан любой тип перехода. Однако наиболее универсальный — Anywhere, который обеспечивает переход на произвольный кадр любой области навигации. Формат окна Properties: Navigate Icon для данного типа перехода показана на рис 3.5.
Рисунок 3.5 — Формат окна Properties: Navigate Icon для перехода Anywhere
В данном случае оно содержит следующие элементы управления:
пару переключателей Туpe (типа), которые определяют способ перехода: Jump to Page (переход на страницу) — переход на адресуемую страницу, выполняется без возврата на текущую; это стандартный способ перехода, используемый по умолчанию; Call and Return (Вызов и возврат) — содержание адресуемой страницы, отражается в контексте текущего кадра;
раскрывающийся список Framework (структура) позволяет указать область навигации; состав пунктов списка меняется динамично: в нем содержатся имена всех кадров типа Framework, имеющихся в схеме курса (в частности вложенных), кроме них, в списке всегда присутствует пункт Entire File (Весь файл) если в списке выбран один из кадров типа Framework, то в расположенном ниже окне Page отображаются только страницы, присоединенные к этому кадра; при выборе пункта Entire File в окне Page представлены все присоединенные страницы, независимо от кадра- «хозяина»;
окно Page (Страница) содержит список страниц, присоединенных к конкретному кадра типа Framework или полного списка присоединенных страниц по всему курсу; выбранная в списке страница определяет адрес перехода;
кнопка Find (Найти) и связанное с ней текстовое поле, которые обеспечивают еще один способ отбора страниц для перехода — по заданному слову (или ключевому слову) кнопка становится доступна, если в поле введен хотя бы один символ; щелчок на кнопке приводит к двум действиям: в списке Framework добавляется еще один пункт — Pages found (Найденные страницы), Authorware ищет страницы, соответствующие условиям поиска и, если таковые имеются, выводит их названия в списке Page; флажки Word (Слово) и Keyword (Ключевое слово) позволяют указать, какого рода информация должна учитываться при поиске.
Второй вариант использования комбинации «Framework + Interaction» — текстовое меню, аналогичное тому, которое используется в электронных справочниках и гипертекстовых документах.
В данном случае как интерактивные элементы используются горячие зоны (Hot Spot), а как связанные с ними кадры реакции — кадры типа Navigate.
Достоинство применения горячих зон как элементы навигации — в их универсальности. Вы можете поместить в горячую зону произвольный текст и установить для него необходимый стиль. Кроме того, в горячую зону можно поместить также изображения, в наибольшей степени соответствующие общему дизайну кадра.
Недостатком применения горячих зон является то, что сами они непосредственно в окне просмотра не отображаются, и для их визуализации в схему кадра Framework нужно вставлять дополнительные кадры с текстом или рисунками, которые будут использоваться как ссылки.
Кроме того, в качестве вариантов оформления навигационного меню, можно применить, помимо кнопок и горячих областей, горячие объекты, выпадающие списки, комбинации клавиш, ключевые слова, время перехода, количество попыток перехода, проверку состояния некоторого объекта и т.д. (рисунок 3.6).
Рисунок 3.6 — Варианты организации навигационного меню
Задание
1. Ознакомиться с теоретическим материалом работы.
2. Проверить свою теоретическую подготовку по контрольным вопросам.
3. В новом проекте создайте стандартное навигационное меню из 5 кадров.
4. Для каждого созданного кадра организуйте уникальное внешнее оформление.
5. Проверьте и опишите работу стандартного навигационного меню.
6. В новом проекте создать кнопочное меню, состоящее из разделов – горячие области, горячие объекты, выпадающие списки, ввод текста, нажатие клавиши.
7. Для оформления кнопок создайте средствами любого графического редактора уникальное оформление. Примените созданное оформление к кнопкам.
8. В разделе «Горячие области» создайте навигационное меню из 5 кадров, созданное на основе горячих областей.
9. В разделе «Горячие объекты» создайте навигационное меню из 5 кадров, созданное на основе горячих объектов.
10. В разделе «Выпадающие списки» создайте навигационное меню из 5 кадров, созданное на основе выпадающих списков.
11. В разделе «Горячие области» создайте навигационное меню из 5 кадров, созданное на основе горячих областей.
12. В разделе «Ввод текста» создайте навигационное меню из 5 кадров, созданное на основе ввода текста.
13. В разделе «Нажатие клавиши» создайте навигационное меню из 5 кадров, созданное на основе нажатия клавиш.
14. Для каждого созданного кадра организуйте уникальное внешнее оформление.
15. Проверьте и опишите работу созданного навигационного меню.
16. Продемонстрируйте проделанную работу преподавателю.
17. В отчет лабораторной работы включить схему курса и кадры в режиме просмотра.
18. Сделать выводы о проделанной работе.
Контрольные вопросы
1. Опишите процесс создания меню курса.
2. Опишите назначение Navigate icon.
3. Опишите назначение Interaction Icon.
4. Составьте описательную таблицу возможных вариантов организации навигационного меню по указанному шаблону.
