Вид работы: Лабораторная работа
Предмет: Психодиагностика
Лабораторная работа №1
Тестирование интеллектуальной сферы личности
Интеллект (от лат. intellectus — понимание, познание) — это общая способность к познанию и решению проблем, которая объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение. Это способность из минимума информации выводить максимум заключения, при прочих равных — в кратчайшее время и простейшим анализом.
Также, интеллект может рассматриваться как мера комплекса успешной ориентировки в окружающей действительности. Он определяется способностями индивида использовать данный комплекс для качественного достижения поставленной задачи.
Цель — диагностика общих интеллектуальных способностей с помощью адаптированной версии теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра (ТУС).
Оснащение: текст заданий, лист ответов, ключи, таблица перевода сырых баллов в стандартные, бланк для графического отображения результатов, описания интерпретаций полученных данных.
Характеристика респондента:
- ФИО – Ветчанинова Татьяна Васильевна
- Пол – женский
- Возраст – 25 лет
- Профессиональная деятельность – специалист по подбору персонала
Порядок выполнения работы:
Диагност знакомит испытуемого с инструкцией: «Различные профессии требуют различных способностей. Настоящая методика определяет некоторые из них: речевое и числовое мышление, пространственное представление, кратковременное запоминание и др. Методика включает 9 групп заданий, каждое из которых, в свою очередь, состоит из нескольких задач, разных по трудности.
Перед каждой группой заданий дается описание представленных в ней задач и образцы их решения. Для решения каждой группы заданий отводится определенное время. Не беспокойтесь, если за отведенное время Вы не успеете решить все задачи данной группы.
Все задачи решайте в той последовательности, в которой они даны. Не задерживайтесь слишком долго на решении каждой задачи. Все Ваши ответы вносите в бланк ответов. А теперь запишите на бланке ответов свою фамилию, возраст и другие данные. Пожалуйста, не переворачивайте лист, пока не получите на это указаний!» Далее испытуемому даются бланк ответов и тестовые задания.
Обработка результатов:
Используя ключ, каждое правильное решение оценивается в 1 балл. Обработка результатов субтеста 4 производится с помощью отдельной таблицы-ключа. В ней представлены различные варианты ответов на задания данного субтеста, оцениваемые в баллах. В зависимости от того, какой из этих вариантов представлен в бланке ответов, за каждое задание испытуемому присваивается 0, 1 или 2 балла. Затем подсчитывается общее количество баллов, полученных испытуемым по данному субтесту (бланк с первичными ответами см. Приложение 1).
После этого с помощью нормативных таблиц рассчитывается тестовый балл. Результаты респондента заносим в таблицу.
Заключительным этапом обработки полученных результатов являлось построение индивидуального профиля структуры интеллекта, который представлен графически.
Качественная интерпретация результатов.
Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра позволяет интерпретировать результаты на трех уровнях.
- Общий уровень интеллекта
На основе итоговой оценке, которая получилась путем сложения баллов по каждому субтесту (общий балл – 127) и переводу в стандартный показатель, а это в нашем случае – IQ= 106 баллов, можно сделать вывод о том, что уровень интеллекта испытуемой – выше среднего.
- Интерпретация группы субтестов, близких по факторному принципу
Благодаря субтестовой структуре тест позволяет дифференцированно оценивать уровень развития различных сторон интеллекта. Отдельные субтесты можно объединить в следующие группы.
Комплекс вербальных субтестов (1-4), требующие способности оперировать словами как символами. В данном случае вербальное IQ= 110 баллам.
Уровень вербальных субтестов находится на среднем уровне, что свидетельствует о превалирование вербального интеллекта, частое ориентирование на общенаучные науки, преобладание интересов к таким видам практической деятельности, в которых могут использоваться вербальные символы и соответствующий вид мышления.
Комплекс математических субтестов (5,6), требующие развития способности оперировать математическими символами и числами. Математическое IQ=98.
У данного испытуемого, уровень математических субтестов находится на среднем уровне, что свидетельствует о хорошем развитии способности оперировать математическими символами и числами. Математическое мышление развито средне.
Комплекс конструктивных субтестов (7,8), предполагающие развитые конструктивные (пространственные) способности теоретического и практического плана. IQ=60.
В данном случае показатели средние. У респондента развито наглядно-образное мышление, умеет оперировать пространственными образами.
Комплекс теоретических (2,4) и практических планов способностей (1,3).
Теоретические способности (субтест 2 и 4), в сумме – 227 (по тестовым баллам). Практические способности в сумме – 212 баллов. Таким образом, можно сказать, что у респондента наиболее лучше развиты теоретические способности.
- Интерпретация результативности по отдельным субтестам
Субтест ОС – «осведомленность»
Уровень выше среднего (118), говорит о наличии у испытуемого углубленных знаний и сведений в различных областях науки, и явную в них заинтересованность.
Субтест ИЛ – «исключение лишнего»
Средний результат (107), свидетельствует о том, что испытуемый может выявлять отношения между сравниваемыми предметами, вычленять в них сходные и различные признаки, переходить от наглядно-действенных форм сравнения к сравнению отвлеченному. У данного испытуемого преобладают сенсорные и наглядно-действенные формы обобщения, так как он сравнивал предметы по наглядным признакам, форме, величине, принадлежности этих объектов к общей наглядно – действенной ситуации. Достаточно развиты аналитико – синкретические способности.
Субтест ПА – «поиск аналогий»
Средний результат (94), говорит о хорошем уровне развития операции обобщения, а также о среднем уровне развития словесно-логического мышления.
Субтест ОО – «определение общего»
Высокие показатели (120), свидетельствует об отличном уровне развития операции абстрагирования, достаточно богатом уровне словарного запаса, превалировании абстрактного мышления.
Субтест З – «Запоминание»
Средний (109), это позволяет говорить о хорошем уровне развития вербальной кратковременной памяти, умении применять мнемические техники.
Субтест АР – «арифметический»
Средний (106), это свидетельствует о хорошей способности испытуемого к математическому анализу и синтезу, математическому обобщению и логическому умозаключению.
Субтест ОЗ – «определение закономерностей»
Низкий показатель (89), свидетельствует о слабом умении оперировать сравнениями, о низком уровне развития аналитико-синкретической деятельности, (низкие теоретические математические способности).
Субтест ГС – «геометрическое сложение»
Средний (112), говорит о хорошо развитой образной логике, умении оперировать двумерными образами, способность к пространственному мышлению, а также сознательном удержании в памяти образов, планирование их на основе предстоящей деятельности, предвосхищение результатов, обобщении в образной форме.
Субтест ПВ – «пространственное воображение»
Средний показатель (108), свидетельствует о умении испытуемого оперировать пространственными представлениями. Хорошо развито наглядно-действенное мышление.
Заключение
Таким образом, по результатам «Теста умственных способностей – адаптация теста структуры интеллекта Р.Амтхауэра» можно сделать следующее заключение об испытуемом:
- Общий уровень интеллекта – IQ=106, выше среднего.
По результатам групп субтестов, превалируют математические и вербальные субтесты, что говорит о наличии вербального интеллекта, ориентирование на общенаучные науки, неплохом развитии «конкретного мышления», а также способность оперировать математическими символами и числами. Результаты пространственного субтеста показали, что у испытуемого неплохо развита способность оперировать пространственными образами и отношениями.
Результаты отдельных субтестов показали, что у данного испытуемого низкие показатели по субтесту 6 – «определение закономерностей», что свидетельствует о слабом умении оперировать сравнениями, о низком уровне развития аналитико-синкретической деятельности, (низкие теоретические математические способности).
Показатели по всем остальным субтестам (ИЛ, З,АР,ГС,ПВ) находятся на среднем уровне либо выше среднего (ОС) из чего можно сделать соответствующие выводы: запас относительно простых сведений и знаний у испытуемой достаточно высок, испытуемая обладает хорошими аналитико-синтетическими способностями. У испытуемой присутствует высокая способность к обобщению, абстрагированию. Уровень развития вербальной кратковременной памяти средний.
Высокие показатели были выявлены в субтесте 4 «определение общего» — данный респондент обладает высоким уровнем развития операции абстрагирования, достаточно богатом уровне словарного запаса и превалировании абстрактного мышления.
Список литературы
- Амтхауэр Р. Тест структуры интеллекта (TSI) / Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб., 2003. С.342-370.
- Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности / Под общ. Ред. В.А. Бодрова. М.: ПРЕ СЭ, 2003.
Прикрепленные файлы:
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|


