1 2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ КАК ВИДА НАКАЗАНИЯ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ РОССИИ
1.1 История уголовно-правового законодательства о наказании в виде лишения свободы
1.2 Нормативно-правовая основа лишения свободы
1.3 Понятие сущность и цели лишения свободы как вида наказания
2 ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
2.1 Виды исправительных учреждений: режим и условия отбывания наказания в виде лишения свободы
2.2 Проблемы правового статуса осужденных к лишению свободы
2.3 Уголовная ответственность несовершеннолетних, особенности назначения и исполнения наказания несовершеннолетним
2.4 Проблемы социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в том, что среди различных видов уголовного наказания лишение свободы занимает особое место по своей значимости. Речь идет об изоляции человека от общества, ограничении определенных прав, использовании принуждения от имени государства для совершения преступления. Лишение свободы сильнее всего сказывается на осужденном, особенно на впервые осужденных, способствует восстановлению социальной справедливости, предотвращению совершения новых преступлений. Кроме того, тюремное заключение усилило репрессии, так как оно связано с наложением определенных и довольно жестких юридических ограничений на преступника: свободное передвижение, возможность выбора вида работы, время отдыха, общение с близкими родственниками и т. д.
Целью данной работы является изучение особенностей исполнения наказания в виде лишения свободы.
В соответствие с целью, необходимо решить следующие задачи:
— изучить историю уголовно-правового законодательства о наказании в виде лишения свободы,
— рассмотреть нормативно-правовые основы лишения свободы,
— определить понятие сущность и цели лишения свободы как вида наказания,
— изучить виды исправительных учреждений: режим и условия отбывания наказания в виде лишения свободы,
— проанализировать проблемы правового статуса осужденных к лишению свободы,
— рассмотреть уголовную ответственность несовершеннолетних, особенности назначения и исполнения наказания несовершеннолетним,
— изучить проблемы социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы.
Объектом исследования являются общественные отношения, которые возникают в системе наказания в Уголовном праве России, а предметом нормы Уголовного Закона, который регулирует исполнение наказания в виде лишения свободы.
Научная новизна работы заключается в повышении эффективности назначения и исполнения приговора в виде лишения свободы, осуществляемого с учетом последних существенных изменений и дополнений в уголовном и уголовном законодательстве.
Положения, выносимые на защиту:
- Формирование и становление и законодательства о мерах уголовного наказания началось с становлением государства и развитием права Древней Руси.
- Правовым основанием для частичного или полного лишения некоторых прав и свобод человека и гражданина или их существенного ограничения является ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.
- Лишение свободы человека — это наиболее суровая мера наказания, предусмотренная на сегодняшний день положениями Уголовного кодекса Российской Федерации.
- Основные типы исправительных учреждений в России — это следственные изоляторы и исправительные колонии.
- Одна из проблем с правовым статусом заключенных — привлечение осужденных к работе.
- Основным признаком осуждения несовершеннолетних правонарушителей является то, что из 13 наказаний, перечисленных в ст. 44 УК РФ и применительно к взрослым преступникам, малолетним правонарушителям законодательство допускает применение только шести мер наказания.
- Социальная адаптация освобожденных от отбывания наказания лиц, означает восстановление прежней репутации человека, его общественно полезных связей и правового статуса гражданина.
Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что в его рамках систематизированы представления о прошлом и настоящем отечественных тюремных учреждений.
Практическая значимость работы связана с тем, что ее результаты могут быть использованы для совершенствования деятельности пенитенциарных учреждений России.
Нормативной базой для данной выпускной квалификационной работы послужили: Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.
В процессе написания данной работы использовались общенаучные методы познания, такие как сравнения, описания и интерпретации, метод анализа, синтеза, формально-логический, обзорно-аналитический сборник литературы, описания, объяснения, сравнения и другие.
В процессе изучения теоретического материала были использованы труды таких ученых-правоведов как Вирясова Н. В., Землянова А. Н., Чернышева М. В., Дикаева М. С., Вахиева Г. А., Косенко С. А., Карханина Л. В., Усеев Р. З, Дергачев А. В., Ельчанинов А. П., Колягин А. Л., Евстратова Ю. А. и др.
Структура работы включает в себя введение, 2 главы, состоящие в общей сложности из 7 параграфов, заключения и список используемых источников и литературы.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ КАК ВИДА НАКАЗАНИЯ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ РОССИИ
1.1 История уголовно-правового законодательства о наказании в виде лишения свободы
Право в древнерусском государстве сформировалось во второй половине IX века, когда стали преобладать определенные общественные отношения между феодалами и зависимыми людьми, а правовые обычаи были заменены нормативными правовыми актами.
Следующий этап в развитии отечественной государственности связан с подготовкой и принятием первого нормативного документа — Русской правды (XI-XIII вв.). Русская правда — универсальный документ, содержащий нормы уголовного, гражданского и процессуального права. Более того, данный нормативный акт послужил ориентиром при ведении судебного разбирательства.
Русская правда не различает понятие «преступление» от понятия «преступление», используя термин «обида», означающий причинение материального, морального и физического вреда. В период его применения сложились феодальные отношения, образовались классы, противостояние которых усилилось, что также повлияло на развитие уголовно-правовой политики государства.
В качестве субъектов преступлений выступали крестьяне, городские люди и феодалы. Не имея подобного статуса, холопы за преступления и проступки, совершенные ими, несли более суровое наказания при фактической ответственности перед господами, которые имели право выдавать или выкупать рабов. Холопов могли казнить за удар свободного человека (ст. 65 Пространной редакции Русской Правды).
«Русская правда» не предусматривала возрастного ценза субъектов преступлений. Она также различала разные виды убийств: убийство с разбойным нападением, «безо всякой свады»; убийство на пиру открытое, т.е. непредумышленное убийство; убийство «в сваде» (драке), то есть умышленное убийство, за которое было применено строжайшее наказание в виде потока и разграбления.
В «Русской правде» в какой-то мере предусмотрены и стадии преступления: различают оконченное и неоконченное преступление: «если кто-то ударит мечом» и покушение на преступление, «если кто-то вытащил меч и не ударил», с наказанием в первом случае — штраф в три раза выше, чем во втором варианте. Нормативный документ также предусматривал понятие соучастия, но все лица, участвовавшие в преступлении, несли одинаковую ответственность, независимо от степени их причастности.
«Русская правда» выделяла преступления против личности (оскорбление, избиение, нанесение телесных повреждений и увечий, убийство), против собственности (поджог, кража, разбой, незаконное использование чужого имущества). В то время государство не имело никакой ценности и поэтому не находилось под защитой уголовного права.
«Русская правда» также предусматривает довольно простую систему наказаний, и наказания относительно мягкие. За поток и разграбление была смертная казнь, но суть этой меры не совсем ясна. Во всяком случае, в разное время и в разных местах этот вид наказания понимался по-разному. В некоторых случаях поток и разграбление означало убийство осужденного и прямое растаскивание его имущества, иногда — конфискацию имущества и изгнание, а иногда — продажу в рабы.
Следующим по силе наказанием за убийство была Вира. Дикая Вира — это когда его община расплачивалась за преступника (вервь).
В Киевском государстве во второй половине XI в. за убийство в качестве наказания использовалась кровная месть, которая была пережитком первобытнообщинного строя. Месть заключалась в нанесении врагу вреда. Мера зла, которую мститель причинил своему обидчику, не определялась ничем иным, кроме его произвола, месть была неравным наказанием. Наличие мести противоречило интересам феодалов, классовые принципы феодального права требовали отмены кровной мести и закрепления норм, которые защищали бы жизнь, здоровье, честь и имущество феодалов больше, чем аналогичные преимущества другой свободный человек, особенно зависимый крестьянин. Таким образом, месть была отменена сыновьями Ярослава Мудрого и заменена системой денежных взысканий.
Самым распространенным видом наказания была продажа — уголовный штраф, размер которого зависел от конкретного преступного деяния, а также от социального статуса человека в обществе.
Продажа и вира, которые были оплачены в пользу князя, также сопровождались компенсацией ущерба, нанесенного потерпевшему и его семье. Так, в тексте Пространной редакции предусмотрен «урок» материальной компенсации потерпевшему, назначенный за убийство раба (ст. 89), за причинение увечья (ст. 27) и некоторые другие посягательства. Головничество также выступало в качестве денежного вознаграждения, выплачиваемого потерпевшим.
В Краткой редакции наказание за убийство было предусмотрено для всех одинаковое, независимо от их социальной принадлежности, в виде денежного штрафа (40 гривен). Текст Пространной редакции предусматривает за посягательство на жизнь феодалов более суровое наказание в сравнении с зависимым населением, однако отличие заключалось лишь в размере денежного штрафа, который выплачивался в пользу князя (за убийство бояр — 80 гривен, за лишение жизни простого человека – 40 гривен). За причинение телесных повреждений закон также предусматривал дифференцированную ответственность исходя из важности того либо другого органа и части тела.
«Русская правда» предусматривает различные виды наказаний за преступления против собственности. Таким образом, вор, который что-то украл, должен был вернуть украденную вещь и заплатить потерпевшему 3 гривны (ст.3 Краткой редакции), а в Пространной редакции несется в этом случае выплата штрафа князю.
В «Русской правде» был прообраз института лишения закона, в котором упоминаются такие виды наказаний, как превращение преступника в холопа, превращение в полного холопа, выдача преступника с женой и детьми на поток и разграбление.
Это наказание явилось следствием лишения свободы и кровной мести и, по сути, означало лишение осужденного личных и имущественных прав. В основном он использовался для преступлений против государства, а также для преступлений, связанных с особо опасными разбоями, кражей лошадей и поджогами.
Наряду с местью непосредственной целью наказания было восстановление нарушенного права посредством материального вознаграждения в виде выкупа. Штрафы к лишению прав стали устанавливаться в основном по причинам компенсационного характера. Таким образом, обращение в рабство было, по Русской правде, исключительным видом наказания, применимым только к закупкам. Закуп как неплатежеспособный человек на самом деле раб по Русской правде, он вряд ли мог заплатить крупную пеню, мелкая не подходила.
Таким образом, из анализа системы наказаний, представленной в «Русской правде», можно сделать вывод, что преобладают справедливые санкции (в основном «продажи» и «вира»), которые по своему содержанию и по сути являются прообразом современного штрафа.
В период феодальной раздробленности, помимо «Русской правды», основными нормативными правовыми актами были Псковская Судная Грамота 1462–1467 годов. и Новгородская Судная грамота 1456 г.
Система наказания по Псковской Судной грамоте предусматривала только два вида наказания — продажу и смертную казнь. Примечательно, что нормативное регулирование исполнения смертной казни отражает определенный этап развития общества, поскольку с момента предварительной изоляции преступника власть государства окончательно переходит к самостоятельному исполнению вынесенного приговора, в обход посредничества общины. Новгородская Судная грамота предусматривает отличную последовательность в системе наказаний того периода, которая строилась на субъекте преступного деяния, где его знактность и состоятельность усиливали ответственность за узурпацию над ним. В Судных Грамотах предусматривались лишь единственный размер и вид наказания, не давая альтернативных вариантов правоприменителю, что можно считать прототипом абсолютно определенных санкций.
Следующий этап в развитии системы наказаний связан с созданием централизованного русского государства с конца XV в., что потребовало принятия единого государственного свода норм права, первый Судебник 1497 г., принятый Иваном III.
В рассматриваемый период изменились цели наказания и, соответственно, сама система наказания. Если ранее распространенные виды наказаний в виде продаж и вира использовались как статьи дохода для пополнения казны князя, то теперь на первый план выходит другой интерес. Господствующий класс начал использовать террористические методы для борьбы с оппозицией эксплуатируемого населения. В результате основной целью применения наказания было запугать самого преступника и всех иных лиц. Преобладающие ранее имущественные штрафы отошли на второй план. По сравнению с «Русской Правдой» Судебник 1497 года предусматривает новую форму наказания: торговую и смертную казнь, которые применялись за большинство преступлений. Виды смертной казни не установлены законом, но на практике они разнообразны: утопление, обезглавливание, повешение и т. д. Торговая казнь состояла в битье кнутом на торговой площади и обычно приводило к смерти осужденного.
Как и в «Русской правде» Судебнику 1497 года также известна продажа, но использование ее крайне редко и только в сочетании со смертной казнью или торговой. Продажа была штрафом, выплаченным судьям или князю за совершенное преступление. Также использовалась конфискация имущества.
На практике, помимо наказаний, предусмотренных Судебником, применялись также членовредительство (отсечение языка, слепота) и тюремное заключение. Следует отметить, что лишение свободы как вид наказания получило свое законодательное подтверждение только в Судебнике 1550 г., подтвердив тем самым окончательную регистрацию российской государственности, а также необходимость использования более гибких видов принуждения. Лишение свободы предусмотрено 21 статьей из 100, что свидетельствует о его приоритетности в системе наказаний того периода.
В связи с расширением государственных границ насильственное переселение ненадежных людей на присоединенные территории стало применяться в качестве наказания, что стало нормативной базой в качестве ссылки. Кроме того, законодатель в Судебнике 1550 г. расширил систему наказаний, введя новый вид наказания: отстранение от должности.
Следующий шаг в развитии системы наказаний связан с принятием первого сборника качественно новых, печатных и систематизированных отраслевых норм — Соборного уложения 1649 года. В этом нормативном акте системе наказаний уделено большое внимание. С развитием государства меры наказания становились все более разнообразными, а их характер — все более суровым. Устрашение как объект наказания стал более выраженным. Система наказаний включает смертную казнь, лишение свободы, телесные наказания и имущественные штрафы.
Смертная казнь широко используется как форма наказания. Утопление, повешение и обезглавливание были простыми формами смертной казни. Значительное место в системе наказания отведено квалифицированной смертной казни. Самым суровым наказанием было закапывание заживо в землю, которое было применено к жене, совершившей умышленное убийство своего мужа. В дополнение к квалифицированным формам смертной казни применялись колесование, четвертования, наполнения глотки свинцом или расправленным оловом и сожжение.
Также широко применялись болезненные и причиняющие себе вред наказания: били палками и кнутом, отрубали руку, ухо и нос.
Заключение Соборного уложения 1649 г. уже находит свое окончательное законодательное подтверждение, как и ссылка, широко использовавшаяся в то время. Как правило, ссылка использовалась как дополнительная мера ответственности или заменяла более суровую форму наказания. Опала — особый вид ссылки, который применялся только к феодалам и должностным лицам.
Штраф среди штрафов стал занимать незначительное место. Кроме того, законодатель предусмотрел специальную и общую конфискацию.
Согласно этому Уложению конфискованное имущество передавалось государю или передавалось тем, кто обнаружил или способствовал раскрытию агрессора.
Таким образом, Соборное Уложение 1649 г. содержало полную систему наказаний, о которой упоминалось только в Судебнике. Последующие нормативные правовые акты в отношении «Русской правды» предусматривали большое количество абсолютно неопределенных санкций, которые давали свободу усмотрения и субъективизма судей. В то же время Соборное Уложение также предусматривало альтернативные санкции, в которых можно было установить несколько видов наказний за совершение одного и того же преступного деяния.
Следующий этап развития в системе наказаний связан с переходом к абсолютной монархии из сословно-представительной. Принятые Петром I Морской устав 1720 г. и Артикул 1715 г. первоначально распространяли действие только на военнослужащих и назначались только в специализированных судах, но в действительности эти нормативные акты применялись и судами общей юрисдикции без соответствующего постановления.
Изначально принудительным трудом было использование заключенных в качестве гребцов на галерах (по-русски — принудительный труд). Однако несколько позже каторгу стали понимать так же, как и любой другой тяжелый труд, особенно при строительстве портов. Принудительные работы назначались за совершение тяжких преступных действий и могли быть бессрочными, неотложными (на срок от 10 до 20 лет) и пожизненными. Заключенные, приговоренные к пожизненным каторжным работам, подвергались клеймированию. Осужденный ссылался на каторгу (кроме пожизненного заключения) со своей семьей. В данном случае цель заключалась не столько в том, чтобы наказать невинных, сколько в заселении новых неосвоенных территорий. Тяжелая работа была очень прибыльной. Эксперты в то время говорили, что каторжник по сравнению с наемным рабочим обходился государству намного дешевле.
В конце XVIII в. все чаще применяется лишение свободы в виде тюремного заключения. Появляются также новые виды мест содержания под стражей: рабочие и изоляторы для менее опасных и административно арестованных заключенных.
В связи с этим законодателю потребовалась систематизация нормативных правовых актов еще в начале XIX века. Помимо военно-уголовных законов Петра I в силе оставалось Соборное Уложение 1649 г. После долгой и кропотливой работы в 1845 г. был принят первый систематизированный акт в истории отечественного уголовного права – Уложение о наказаниях уголовных и исправительных работ.
Уложение предусматривало сложную и обширную систему наказаний, которые систематизировались в определенную «шкалу наказаний» и подразделялись на степени, род и разряды. Все наказания за проступки и преступления разделены на исправительные и уголовные. В число уголовных наказаний входило лишение всех прав состояния в сочетании с ссылкой, каторжными работами или смертной казнью. Корректирующие наказания включали в себя потерю всех сословных и особых личных преимуществ и прав, а также ссылку в Сибирь или другие места, тюрьму, смирительный дом, в крепости, краткосрочный арест и некоторые другие. Сохраняется принцип преемственности применения наказаний: все преступники были разделены на тех, к кому телесные наказания не применялись, и на тех, к кому они были применены; он также включал такую меру наказания, как лишение сословных привилегий и прав.
Следует отметить, что цели наказания законодатель не декларировал, они лишь упоминались в теории уголовного права.
Определенная гуманизация системы наказаний наметилась уже в середине XIX века. Прекращено использование колесования и четвертования, но сохранены простые формы смертной казни, в основном через повешение. Публичный характер смертной казни постепенно исчезает.
Основной целью наказания остается запугивание, но его формы меняются. Более широкое применение находят каторги, тюремное заключение, ссылка в Сибирь и другие отдаленные районы.
В 1903 г. было принято новое Уголовное уложение. Смертная казнь по-прежнему остается самой суровой формой наказания, но она применяется по очень ограниченному кругу статей уголовного права. При этом количество лиц, подвергшихся данному наказанию, значительно увеличилось в связи с возможностью его применения по ст. 18 Положение о мерах по охране государственного порядка. В годы Столыпинской реакции при подавлении революции 1905–1907 гг. смертная казнь применялась в крупном размере.
Сохранение телесных наказаний во внутреннем уголовном праве того периода было одним из позорных следов феодализма. Закон постепенно сужал круг лиц, к которым они могли применяться, а также основы их применения. В период с 1900 по 1904 год волостные суды и армия отменили розги для бродяг, плети для ссыльных, телесные наказания. Только в Уставе о содержании под стражей и Уставе о ссыльных сохранилась такая «мера воздействия» для ссыльных поселенцев и ссыльных каторжников, как сечение розгами до 100 ударов.
После приведения в исполнение смертной казни ссылка на тяжелый труд считалась вопиющей. После отмены каторги о. Сахалин в 1906 году организуются каторжные тюрьмы в европейской части России.
В 1909 г. был принят закон о досрочном освобождении, применимый к осужденным к лишению свободы в исправительном арестном отделении, исправительном учреждении или тюрьме. Однако законом предусмотрены очень тяжелые условия и порядок досрочного освобождения.
1.2 Нормативно-правовая основа лишения свободы
В системе существующих уголовных наказаний лишение свободы является самым строгим.
Статья 44 УК РФ содержит исчерпывающий перечень видов уголовных наказаний. Одно из таких видов наказаний — ограничение свободы (ст. 53 УК РФ).
Исполнение наказания в виде лишения свободы, согласно ч. 1 ст. 73 УИК УК РФ от 01.08.1997 № 1-ФЗ, закрепляется за включенными исправительными учреждениями и в соответствии с законодательством Российской Федерации об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишение свободы Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, осуществляющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 г. № 5473-1 в уголовной системе Минюста России.
В соответствии со статьей 73 УИК РФ для лишения свободы действует территориальный принцип отбывания наказания: заключенные отбывают наказание в тюрьмах на территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали, и лица, находящиеся в местах лишения свободы. не иметь постоянного места жительства — по месту вынесения приговора.
В целях более полной реализации принципа территориальности в уголовное законодательство включен принцип разделения территорий с разными типами систем, ч. 2 ст. 74 УИК РФ от 08.01.1997 № 1-ФЗ, а в воспитательных колониях — изолированные территории, функционирующие как исправительные колонии общего режима, ч. 9 ст. 74 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ. Та же цель направлена на отмену колоний строгого режима для осужденных женщин.
Дополнением к территориальному принципу является принцип отбывания наказания осужденными в исправительном учреждении. Осужденные к лишению свободы обычно должны отбывать весь срок в исправительной колонии, тюрьме или воспитательной колонии.
Лишение свободы как форма уголовного наказания ограничивает или даже лишает человека основных элементов его свободы. Одним из основных элементов карательного воздействия лишения свободы является степень его продолжительности. По этому уголовному закону можно лишить свободы на определенный срок (ст. 56 УК РФ) и пожизненно (ст. 57 УК РФ).
Лишение свободы представлено в УК РФ тремя видами наказания: арестом, лишением свободы на определённый срок и пожизненным лишением свободы.
Арест предусмотрен за совершение преступлений небольшой и средней тяжести, например, за умышленное причинение легкого вреда здоровью (ст. 115 УК РФ), побои (ст. 116 УК РФ), угрозы убийством причинением тяжкого вреда здоровью (статья 119 УК РФ), незаконное лишение свободы (часть 1 статьи 127 УК РФ), нарушение неприкосновенности жилища ( ч. 1.3 ст. 213 УК РФ), самоуправство (ст. 330 УК РФ).
Арест налагается на срок от одного до шести месяцев (несовершеннолетние старше шестнадцати лет — до четырех) месяцев. При назначении на место обязательных или исправительных работ в случае умышленного уклонения от их отбывания срок их действия может быть менее месяца.
В случае частичного или полного добавления сроков лишения свободы при назначении наказания по совокупности преступлений максимальный срок лишения свободы не может быть более двадцати пяти лет, а по совокупности наказаний — более тридцати лет.
В уголовном законе указаны места отбывания лишения свободы и виды исправительных учреждений: колонии-поселения, а также исправительные колонии общего, строгого и особого режима и тюрьма. Осужденные к лишению свободы, не достигшие к моменту вынесения приговора судом 18-летнего возраста, помещаются в воспитательные колонии общего или усиленного режима (ч. 1 ст. 56 УК РФ).
Пожизненное лишение свободы устанавливается за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, а также за совершение особо тяжких преступлений против здоровья населения и общественной нравственности, общественной безопасности, половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста (ч. 1 ст.57 УК РФ) Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954.
Пожизненное лишение свободы заключается в изоляции осуждённого от общества путём помещения в специальные исправительные колонии особого режима для осуждённых, отбывающих пожизненное лишение свободы, и для осуждённых, которым смертная казнь заменена пожизненным лишением свободы.
В соответствии с ч. 5 ст. 78 УИК РФ, ч. 1 ст. 399 УПК РФ Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 №174-ФЗ, изменение вида исправительного учреждения осуществляется судом по представлению администрации исправительного учреждения.
Таким образом, гл. 2 Конституции Российской Федерации содержит ряд статей (с 17 по 64), посвященных правам и свободам человека и гражданина. Исходя из этого, УИК РФ в гл. 2 подробно определяет правовой статус осужденных и их статус, но в сокращенной форме. Таким образом, ст. 10 УИК РФ в определенной степени ограничивает права и свободы осужденных.
1.3 Понятие сущность и цели лишения свободы как вида наказания
Согласно ч. 1 ст. 43 УК РФ наказание — мера государственного принуждения, которая применяется на основании определения суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступного деяния, и заключается в ограничении или лишении этого лица прав и свобод, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, наказание понимается как мера государственного принуждения, посредством которой осуществляется уголовная ответственность.
Следует отметить, что употребляя термин «наказание» в статье 43 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также в других нормах уголовного права, законодательная власть прямо говорит об уголовном наказании, а не о другом. Когда в 1996 году был принят Уголовный кодекс Российской Федерации, такой подход не требовал уточнения. В законодательстве и юридической литературе термин «наказание» использовался только в контексте уголовного права. В других отраслях права понятие «взыскание» используется для описания определенных мер юридической ответственности (например, дисциплинарное производство, административные санкции). Однако после принятия и вступления в силу нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях термин «наказание» стал использоваться в административном праве («административном наказании»).
Главный признак наказания заключается в том, что это, прежде всего, уровень государственного принуждения, установленный в законе вначале. Следует отметить, что наказание — не единственный вид или форма государственного принуждения, в том числе предусмотренные уголовным законодательством. Таким образом, помимо наказания уголовным законодательством предусмотрены такие уголовные меры, как конфискация имущества (ст. 104.1 УК РФ) и принудительные меры медицинского характера (ст. 99 УК РФ), принудительные меры воспитательного воздействия (ст. 90 УК РФ). Наказание — это особая мера государственного принуждения, имеющая свои конкретные цели, причины и способ применения.
Правовая характеристика наказания такова:
1) принципы и основания его применения определены в законе и не допускается применение закона по аналогии;
2) уголовное право исчерпывающе определяет виды (системы) наказаний, а также их юридическое определение и цели;
3) содержание наказания определяется законом;
4) законом также установлены общие принципы, порядок назначения и изменения взыскания;
5) Порядок и основания освобождения от наказания, а также возможность их изменения при исполнении служебных обязанностей четко регламентированы Уголовным кодексом Российской Федерации.
Лишение свободы — это крайняя степень уголовного наказания, предполагающая полную изоляцию осужденного от общества. Раньше была смертная казнь, теперь на нее наложен мораторий.
Поместить гражданина могут в пенитенциарное учреждение на:
- определенный срок – согласно приговору суда;
- пожизненно – до конца своих дней осужденный будет находиться в колонии, но после 25 лет имеет право подать документы на УДО.
Кроме того, есть условное лишение свободы. В этом случае осужденный не попадает в тюрьму, но его свобода ограничена. В течение установленного судом срока он не может выезжать из области или города либо только с разрешения суда.
Тип пенитенциарного учреждения зависит от тяжести совершенного преступления, психотипа правонарушителя и его предыдущего обращения к закону.
Пенитенциарные учреждения бывают следующих типов:
- Воспитательные колонии для несовершеннолетних.
- Колонии-поселения.
- Исправительные колонии, которые различаются по строгости содержания.
- Лечебно-исправительные учреждения.
- Тюрьмы.
СИЗО для задержанных, ожидающих приговора суда, является следственным изолятором. Его нельзя полностью отнести к пенитенциарным учреждениям, так как он используется как точка перехода — от содержания под стражей к переводу или освобождению из-под стражи.
Есть несколько видов таких заведений:
- Колония-поселение. Самый лояльный тип, потому что осужденные там живут не в камерах, не на закрытой территории. Это большой поселок, где у каждого осужденного есть место жительства и профессиональные обязанности. К нему могут приходить родственники, и даже за хорошее поведение предусмотрен отпуск.
- Колония общего режима – сюда отправляют мужчин за совершение преступления легкой и средней тяжести, а женщин только за средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления.
- Колонии строгого режима – содержатся только мужчины, совершившие преступления средней или серьезной тяжести.
- Колонии особого режима – здесь содержатся мужчины, совершившие особо тяжкое преступление, приговоренные к длительным срокам (более 10 лет) или к пожизненному заключению.
Мужчины и женщины содержатся отдельно в колониях. Женщин не направляют в исправительные учреждения строгого и особого режима, потому что такое наказание не предусмотрено. Пожизненное заключение для них также не предусмотрено.
Лечебно-исправительные учреждения. Этот тип тюремного учреждения ориентирован на тех, кого по решению суда нужно лечить, а не отправлять в колонию. Это люди, совершившие преступление под влиянием психического заболевания, наркомании.
По окончании лечения суд пересмотрит приговор: освободить человека или отправить его в колонию общего режима.
Тюрьмы. Тюрьмы этого типа не используются для постоянного содержания заключенных. Там они содержатся временно: на часть срока или на время оформления перевода из одной исправительной колонии в другую.
Осужденный также может быть переведен в тюрьму в качестве наказания за умышленное нарушение режима исправительной колонии или если срок лишения свободы не превышает пяти лет.
Отдельно выделены места заключения для военных. Это:
- Гауптвахта – место содержания задержанных военнослужащих.
- Дисциплинарный батальон – пенитенциарное учреждение для военнослужащих.
Для гражданских лиц это следственный изолятор и исправительная колония соответственно.
Законодательством предусмотрены наиболее мягкие условия заключения для женщин: их могут отправить только в колонию общего режима или колонию-поселение.
Женщину нельзя приговорить к пожизненному лишению свободы — в соответствии со статьей 57 Уголовного кодекса Российской Федерации. При наличии новорожденного или маленького ребенка может быть предоставлена отсрочка от отбывания наказания до достижения им 14-летнего возраста.
Трудовая повинность. Заключенные в колониях должны работать. За это они получают зарплату, которую в пределах лимита могут потратить на территории колонии или отправить родственникам. Если у осужденного есть обязательные платежи (например, алименты), они автоматически вычитаются из его заработка.
В исправительной колонии и колониях особого режима заключенным запрещено покидать камеры. Поэтому для них вопрос работы часто оказывается неразрешимым, если на территории учреждения не организованы специальные рабочие камеры.
Контакт с внешним миром ограничен, в этом суть наказания. Но, тем не менее, есть несколько средств связи:
- родные и близкие могут писать письма заключенному. Но, их перед передачей адресату администрация их проверяет;
- краткосрочные свидания – до 4 часов, 6 раз в год для колонии общего режима. Чем строже ИК, тем меньше свиданий;
- длительные свидания – до 3 суток, не больше 4 за год, но в качестве поощрения администрация колонии может давать дополнительные.
Людям, содержащимся в поселениях, также предоставляется отпуск. А проживающие в закрытых поселках имеют право на отпуск через 11 месяцев после работы продолжительностью до 18 дней. Его отгуливают по территории колонии.
Мобильная связь и интернет на территории пенитенциарных учреждений запрещены.
При освобождении осужденному следует выдать:
- его личные вещи;
- денежные средства, которые были на его счету и заработаны во время работы в колонии;
- документы;
- справка об освобождении.
Для регистрации лица в центре занятости, в центре социальной адаптации бывших заключенных и по месту прописки требуется справка. Права освобожденных закреплены в статье 173 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, можно резюмировать и сказать, что в существующей системе уголовных санкций лишение свободы является самым суровым.
Статья 44 УК РФ содержит исчерпывающий исчерпывающий перечень видов уголовных санкций. Один из таких видов наказания — ограничение свободы (ст. 53 УК РФ).
Лишение свободы — крайняя мера наказания, гарантирующая полную изоляцию осужденного от общества. Раньше все еще действовала смертная казнь, но теперь на нее наложен мораторий.
1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф