Заявка на расчет
Меню Услуги

ЛИЗИНГ КАК ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2 3


Содержание

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЗИНГА КАК ФОРМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Экономическая сущность лизинга
1.2 Развитие лизинговых операций в России
1.3 Особенности лизинга автотранспорта
2 АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ИНВЕСТ М»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ финансового состояния ООО «Инвест М»
2.3 Анализ финансирования деятельности предприятия и обоснование использования лизинга
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИЗИНГА ДЛЯ ООО «ИНВЕСТ М»
3.1 Предложения по улучшению финансирования деятельности ООО «Инвест М»
3.2 Экономическая эффективность использования лизинга
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Современные преобразования, происходящие в российской экономике, требования, выдвигаемые научно-техническим прогрессом к замене устаревших основных фондов, необходимость эффективного использования финансовых ресурсов предприятий в условиях экономической нестабильности нуждаются в использовании различных методов обновления материально-технической базы компаний реального сектора экономики. Одним из таких эффективных и сравнительно новых инвестиционных инструментов является лизинг.

Лизинг является одной из наиболее эффективных форм финансирования, способных значительно ускорить процесс роста производства и интеграции отечественной экономики в структуру мирового рынка.

Актуальность развития лизинга в России, включая формирование лизингового рынка в СНГ, обусловлена неблагоприятным состоянием парка машин и оборудования (значительный удельный вес морально устаревшего оборудования, низкая эффективность его использования, невысокая обеспеченность запасными частями). В качестве одного из способов решения этих проблем может быть лизинг, который может объединять в себе элементы внешнеторговых, кредитных и инвестиционных операций.

В настоящее время во многих отраслях народного хозяйства нашей страны сложилась довольно негативная ситуация, связанная с дефицитом средств для обновления производственных мощностей. Особенно это касается организаций, которые частично или полностью под руководством государства предоставляют услуги физическим и юридическим лицам в сферах: телекоммуникации, жилищно-коммунальной, энергосбыта, водоснабжения и т. д. Получаемые от потребителей средства в той или иной мере покрывают лишь текущие расходы указанных организаций, т. е. связанные с поддержанием производственных мощностей в работоспособном состоянии. Что касается инвестиций в новое строительство или приобретение нового оборудования, то финансирование по данным направлением осуществляется с большим трудом и чаще всего в недостаточном объеме. В этой связи возникает острая необходимость в привлечении источников осуществления инвестиций со стороны. Классические схемы (банковские кредиты, займы, эмиссия ценных бумаг) не всегда реализуемы на практике, в том числе и по причине довольно длительных сроков окупаемости, или же их реализация связана с большими издержками.

Указанная схема может применяться практически во всех проектах, финансирование которых в настоящее время испытывает значительные сложности. Принципиального значения сфера деятельности не имеет, важно лишь соблюдение некоторых базовых условий. В частности, речь идет о наличии большого числа потенциальных потребителей некоторой услуги (для того чтобы единовременный вклад каждого участника был относительно невысоким), а также возможности дальнейшего зачета осуществленных инвестиций потребляемыми услугами. Лизинг в указанной схеме занимает центральное место, так как позволяет с временной рассрочкой профинансировать осуществление достаточно крупных инвестиционных проектов. Следует также отметить, что отдельные вариации указанной схемы уже нашли свое воплощение на практике.

Выбор данной темы также определил следующий ряд факторов: рынок лизинговых услуг в России еще сравнительно молод и не насыщен. Также, лизинг является перспективным направлением для осуществления инвестиций и инноваций. Многолетний опыт использования лизинговых операций в экономической деятельности многих стран мира позволяет сделать вывод о его эффективности. Кроме того, с помощью лизинга реально могут быть привлечены значительные объемы инвестиций, необходимые для инновационного развития всех отраслей российской экономики.

Целью дипломной работы является исследование теоретических и практических аспектов использования лизинга как одной из форм финансирования деятельности предприятий и разработка направлений его использования в условиях экономической нестабильности.

Согласно цели, в работе необходимо решить следующие задачи:

— исследовать экономическую сущность лизинга;

— рассмотреть развитие лизинговых операций в России;

— показать особенности лизинга транспортных средств;

— дать организационно-экономическую характеристику предприятию;

— проанализировать основные экономические показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО «Инвест М»;

— провести практическое обоснование использования лизинга в деятельности предприятия ООО «Инвест М»;

— внести предложения по улучшению финансирования деятельности предприятия;

— рассчитать экономическую эффективность использования лизинга в деятельности предприятия ООО «Инвест М».

Объектом исследования является процесс финансирования деятельности предприятия.

Предметом исследования является лизинговая деятельность как одна из форм финансирования деятельности предприятия. 

Тема исследования является достаточно разработанной российскими и зарубежными учеными, практиками инвестиционной и финансовой деятельности.

Теоретической и методологической основой для написания данной работы стали нормативные акты, учебники и монографии отечественных и зарубежных авторов по экономике предприятий, инвестиционной и инновационной деятельности, производственному менеджменту, использовались периодические издания, научные статьи, статистические сборники.

Информационной базой дипломной работы послужили публикации отечественных и зарубежных ученых, специалистов и практиков, данные статистической и финансовой отчетности предприятия, маркетинговых и рыночных исследований.

На протяжении последних лет лизинг оставался весьма популярной темой в научных исследованиях российских авторов, что нашло отражение в ряде учебно-методических работ и монографий, которые характеризуют и описывают его с точки зрения права, экономики, финансов, бухгалтерии. Знакомясь с разработками западных ученых и практиков, российские специалисты получили представление о несколько иной трактовке аренды, подразумевающей акцентирование внимания на инвестиционной стороне подобных операций. Аренда под новым названием «лизинг» довольно быстро стала рассматриваться как популярный и в некотором смысле модный инвестиционный механизм. Одновременно появилась и соответствующая литература юридической, финансовой и организационно-экономической направленности. Многие из этих работ, особенно в области юриспруденции, заслуживают самого пристального внимания. В трудах современных юристов и правоведов Брагинского М. И., Витрянского В. В., Сергеева А. П., Толстого Ю. К. всесторонне и подробно на высоком научном уровне характеризуются особенности указанных правовых институтов (аренда, лизинг), их соотношение, юридические характеристики.

В то же время, другая картина складывается в области экономики арендных отношений. В большинстве работ экономического направления, превалирует утверждение об особенности, уникальности, самостоятельности, высокой эффективности лизинга по сравнению с другими формами финансирования приобретения имущества, приводятся исторические примеры специфических арендных отношений с целью демонстрации тысячелетней истории лизинга. Следует отметить, что в специальной экономической литературе наблюдается очевидный перевес в сторону лизинга; более того, имеют место неоднократные попытки придания лизингу особенной роли и постепенного дистанцирования его от типовых арендных операций.

Например, в трудах Горемыкина В. А., Кабатовой Е. В. затронута достаточно разнообразная проблематика, они содержат отдельные заслуживающие практического и научного интереса выводы и решения, посвященные именно лизингу в части его организации; вместе с тем упомянутые авторы не уделяют серьезного внимания такому общему правовому институту, как «аренда» в целом и финансовой стороне лизинга в частности. В определенном смысле подобная тенденция, вызвана данью современной моде по отношению к сравнительно новым и интересным экономическим институтам, появившимся в России относительно недавно.

Публикации экономистов по проблемам лизинга, имеют определенную привлекательность в силу определенной новизны самой темы. Однако, многие авторы, например, Наумкина М.А., Ковалев В.В., считают, что рассмотрение лизинга в отрыве от традиционного института аренды вряд ли оправданно. Квинтэссенция сложившегося подхода заключается в достаточно простой формулировке: лизинг — это современный, высокоэффективный инвестиционный механизм, жизненно необходимый для развития рыночных бизнес-отношений и потому представляющий несомненный интерес как для ученых, так и для практиков.

Кроме вышеуказанных ученых и практиков в дипломной работе были использованы труды Кирилловых А.А., Философовой Т.Г. – в части юридических и правовых основ лизинговых операций, Вышегурова М.С., Добровольского В.А., Ковалева В.В. – при освещении современного состояния российского лизингового рынка, Газмана В.Д., Ермакова М.Ю., Лещенко М.И., – в части осуществления лизинговых расчетов, Бочкова В.Е, Демина Ю.Н., Джухи В.М., Добровольского В.Д., Звягинцевой Т.В., Нотченко В.В. – при освещении вопросов лизинга автотранспорта, Багрецовой Н.В., Дмитриева А.А., Каменева И.П., Наумкиной М.А. – при оценке экономической эффективности лизинговых операций и других.

Большинство российских исследователей сходятся во мнении, что многие трудности в сфере лизинга нуждаются в решении прежде всего юридических аспектов указанного сегмента деятельности, а экономические предпосылки развития лизинговой деятельности во многом определяются общим состоянием экономики в целом. 

При более развитой экономической ситуации в стране, наличии определенных перспектив развития экономики, относительно невысоких темпах инфляции и низких процентных ставках проекты лизинга будут гораздо более востребованы, чем в настоящее время.

В качестве методов исследования в ходе работы использовался системный подход, компаративный и ситуационный анализ, а также методы сравнения, аналогии, синтеза и обобщения.

Хронологические рамки исследования включают в себя десять лет в части рассмотрения сущности и современного состояния лизинга в России, и три года – по исследуемому предприятию ООО «Инвест М».

Структурно дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Первая глава посвящена теоретическим аспектам лизинга как формы финансирования деятельности компаний.

Во второй главе рассматривается анализ источников финансирования деятельности ООО «Инвест М», в том числе с помощью лизинга.

Третья глава посвящена обоснованию и оценке практических рекомендаций по повышению экономической эффективности использования лизинга в деятельности предприятия ООО «Инвест М».

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЗИНГА КАК ФОРМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Экономическая сущность лизинга

Понятие лизинга существует на границе юридической и финансовой области, его сущность в одинаковой мере зависит как от законодательства страны, так и от экономической природы.

Сложная правовая природа лизинга связана с тем, что он находится в пограничной области смежных комбинаций отношений и хозяйственных связей. Лизинг, как экономико-правовая категория выражает комплекс имущественных и финансовых отношений между участниками лизинговой операции и охватывает не только договор лизинга, но и сопутствующие ему договоры.

Многофакторный характер лизинга требует упорядочения накопленных знаний, выявления в нем общих и особенных признаков и свойств, отличающих его от смежных экономических явлений и процессов.

По вышеуказанным причинам возникают сложности при интерпретации понятия «лизинг» в разных странах и сравнении подходов, методик, используемых в Российской Федерации и близких нам странах.

Лизинговые отношения часто имеют национальные особенности, связанные с внутренним законодательством. Разночтения в трактовке термина «лизинг» существуют в разных странах: в Германии, где имеются давние традиции аренды, лизингом называют долгосрочную аренду, при которой лизингополучатель принимает на себя ответственность за сохранение предмета лизинга и выплату всех налогов и страховых платежей; во Франции лизинг — это сдача в пользование и владение недвижимого и производственного движимого имущества на срок, сопоставимый со временем амортизации этого имущества. Ассоциация «Евролизинг» определяет лизинг лишь как договор аренды.

В 1988 г. в г. Оттаве конвенцией UNIDROIT было принято следующее определение лизинга: это сделка, при которой одна сторона (лизингодатель) по поручению (спецификации) другой стороны (лизингополучателя) вступает в соглашение о поставке с третьей стороной (производителем), по условиям которой лизингодатель приобретает машины, средства производства или другое оборудование на условиях, одобренных лизингополучателем, поскольку они затрагивают его интересы, и вступает в соглашение (лизинговый контракт) с лизингополучателем, предоставляя лизингополучателю право использования оборудования в обмен на уплату лизинговых платежей.

В Российской Федерации лизинг также трактуется разнообразно. Законодательная база появилась относительно недавно и все еще продолжает формироваться. Существующая недосказанность и противоречия в юридических источниках добавляют двусмысленности этому понятию.

В нашей стране, с одной стороны, получило распространение в теории и среди практических работников полное или почти полное отождествление лизинга с арендой вообще или с одной из ее форм.

Так, Н.М. Васильев, М.И. Брагинский и В.В. Витрянский прямо и практически однозначно утверждают, что между лизингом и арендой нет принципиальных различий: если аренда является родовым понятием, то лизинг — видовым, он один из видов аренды. Э.О. Човушян понимает лизинг уже как своеобразную форму аренды, существенно отличающуюся от других ее форм. В Гражданском кодексе РФ (далее — ГК РФ) лизинг также односторонне и неполно определяется как долгосрочная финансовая аренда. В ст. 665 ГК РФ лизинг не только отождествляется с одним из видов аренды, но сущность всего лизингового процесса упрощенно сводится вообще только к договору аренды без определения объема понятия, родовых и видовых признаков. Поэтому согласно ст. 665 ГК РФ субъекты лизинговых отношений неправомерно именуются арендатором и арендодателем, правовой статус которых существенно отличается от лизингодателя и лизингополучателя по ряду позиций.

Но уже в 1998 г. в специальном законе лизинг определяется совсем иначе — в соответствии с его основной функцией — как вид инвестиционной деятельности, а термин «аренда» в тексте этого нормативного акта вообще не использовался ни разу, что можно считать другой крайностью, так как лизинг без механизма арендных отношений не существует. Поэтому Законом от 29 января 2002 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон «О лизинге» предусмотрено изменить его название и возвратиться к формулировке §6 ГК РФ — «финансовая аренда (лизинг)».

В сегодняшней редакции Федерального закона Российской Федерации от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (ст. 2) лизинг — это совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга.

Лизинговая деятельность — это вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передачи его в лизинг.

Таким образом, российским законодательством лизинговые отношения рассматриваются как инвестиционные, действующие в треугольнике «лизингодатель (инвестор) — лизингополучатель — продавец».

Иной точки зрения придерживается ряд экономистов, трактующих лизинг как форму кредитных отношений (кредит, передаваемый в форме имущества), поскольку по экономической природе лизинг схож и с кредитными отношениями. Предоставляя на определенный срок элементы основного капитала, собственник-заимодавец (лизингодатель) в установленное время получает их обратно, налицо существование принципов срочности, возвратности. За свою услугу он получает вознаграждение в виде лизингового процента — тем самым обеспечивается реализация принципа платности.

То есть лизинг можно рассматривать как имущественные отношения на основе предоставления лизинговой компанией кредита лизингополучателю на условиях соблюдения классических принципов: срочности, возвратности и платности.

С другой стороны, по форме, лизингодатель-кредитор и лизингополучатель-заемщик оперируют с капиталом не в денежной, а в производственной форме, лизинг иногда называют «безденежной» формой кредита. Нельзя полностью игнорировать форму предоставления ссуженной стоимости, которая определяет важные особенности лизинга.

Третьи считают лизинг завуалированным способом купли-продажи средств производства или права пользования чужим имуществом, четвертые интерпретируют лизинг как действия за чужой счет, то есть управление чужим имуществом по поручению доверителя, пятые сводят лизинг только к схеме минимизации налогообложения.

Несмотря на существующие разночтения в трактовке термина лизинг, все же его понимание восходит к многовековому классическому принципу разграничения прав собственности и пользования. Экономические отношения, возникающие между субъектами лизинга, представляют собой триаду осуществления новых комбинаций факторов производства, самостоятельности и риска, поэтому важным моментом лизинговых отношений является их связь с собственностью.

В течение срока договора лизинга собственность на предмет лизинга сохраняется за лизингодателем, а лизингополучатель имеет лишь право временного владения и пользования этим имуществом.

Лизинг является одним из практических способов дифференцированности процессов владения, пользования и распоряжения. Возникновение и само существование его в качестве особого вида бизнеса основаны именно на возможности разделения компонентов собственности на два важнейших правомочия: пользования вещью, то есть применение ее в соответствии с назначением с целью извлечения дохода и других выгод, и само право собственности как правовое господство лица над объектом собственности.

В деловом обороте лизинг в своем родовом, сущностном содержании имеет более сложную тройственную экономическую основу и сохраняет в себе одновременно существенные свойства кредитной сделки, инвестиционной и арендной деятельности, которые тесно сочетаются и взаимопроникают друг в друга, образуя в совокупности новую организационно-правовую форму бизнеса.

Поэтому будем рассматривать лизинг как систему предпринимательской деятельности, включающую в себя, как минимум, три вида организационно-экономических отношений: арендные, инвестиционные или кредитные и торговые, содержание каждого из которых в отдельности полностью не исчерпывает сущности специфических имущественно-финансовых лизинговых операций.

Проведению лизинговых операций предшествует серьезная работа со стороны лизингодателя.

Например, Газман В.Д. предлагает условно разделить лизинговую сделку на четыре этапа. На первом, предварительном этапе осуществляется подготовительная работа, проведение которой обусловлено сложным характером многосторонних отношений при лизинге, необходимостью подробного и тщательного изучения всех условий и особенностей каждой сделки.

На втором этапе производится юридическое оформление лизинговой сделки, заключение всех договоров и соглашений.

Третий этап лизингового процесса — период собственно использования, эксплуатации предмета лизинга.

Четвертый этап — выкуп имущества лизингополучателем или изъятие лизингового имущества у неисполнительного лизингополучателя.

Горемыкин В.А. приводит более подробную схему (рис. 1).

Рисунок 1 – Схема лизинговой сделки

Схема Макеевой В.Г. в деталях отличается от схемы Горемыкина В.А и последним этапом оставляет выплату лизинговых платежей (рис. 2).

Каждая из схем отражает, в общем, суть лизингового процесса, но не достаточно детально отражает предварительный этап — этап принятия решения или финансовой оценки лизингового проекта.

Поэтому приведем схему лизингового процесса, которая структурирует предварительный этап (рис. 3).

Все авторы выделяют особое значение предварительного этапа — этапа оценки — для всего лизингового проекта.

Рисунок 2 – Организационная схема лизинговой сделки

Газман В.Д. отмечает, что для большого количества лизинговых сделок характерна не стандартизация, а, наоборот, индивидуальность, и специалист по лизингу должен иметь возможность проанализировать юридические, бухгалтерские, финансовые, коммерческие и даже технические аспекты проекта.

Рисунок 3 – Схема лизингового процесса

Таким образом, доводы в отношении преимуществ лизинга, можно систематизировать следующим образом.

Для разработки алгоритма необходимо определить цели и задачи предварительного этапа.

Преимущества, связанные с рассрочкой платежа. К ним можно отнести преимущества, что лизингополучатель освобожден от необходимости оплачивать имущество сразу, что позволяет ему сохранить дополнительный объем оборотных средств. Однако, если выбор использования лизингового механизма для финансирования приобретения имущества обусловлен данным обстоятельством (не нужно единовременно платить всю сумму), то с экономической точки зрения далеко не всегда условия лизинга более выгодны по сравнению с приобретением имущества за счет собственных средств. На самом деле причина, по которой лизингополучатель идет на сделку, носит отчасти вынужденный характер и заключается в том, что он попросту лишен возможности приобрести имущество, единовременно уплатив за него всю его цену, и потому вынужден соглашаться зачастую на далеко не самые оптимальные для себя условия лизинга.

В частности, к сделкам подобного рода часто можно отнести покупку дорогостоящей недвижимости через лизинг. Несмотря на сложность приобретения недвижимости с помощью лизинга, этот инструмент востребован на отечественном рынке. Для потенциального лизингополучателя, представляет интерес возможность рассрочки в приобретении уже готового объекта недвижимости, поэтому объем коммерческих сделок в данной отрасли будет увеличиваться.

Также речь может идти о существенном снижении административных или управленческих расходов, расходов, связанных с регистрационными издержками, налогами, лицензиями и т. д. Поскольку имущество все еще остается собственностью лизингодателя, то для потенциального лизингополучателя привлекательна данная схема работы, когда в течение срока договора основную массу административных издержек вынужден нести собственник — лизингодатель. Данное преимущество не связано с экономической эффективностью именно лизинговой схемы, а является следствием бюрократизации отечественной правовой системы, но может способствовать развитию лизинговых операций.

Преимущества, связанные с пополнением оборотных средств. Это справедливо в отношении возвратного лизинга (фирма продает свое имущество лизинговой компании и сразу же берет его в лизинг), когда целью сделки является не приобретение имущества для дальнейшего использования (оно уже используется в производственном процессе), а пополнение оборотных средств для осуществления каких-либо инвестиций. Сделки возвратного лизинга применяются в отношении производственного оборудования, стабильно работающего и приносящего доход, величина которого будет превышать размер лизинговых платежей по указанному имуществу. 

Вместе с тем, появление дополнительного объема оборотных средств требует необходимость оплаты соответствующего источника, и можно было бы добиться такого же результата и без лизинга, получив кредит в банке.

Преимущества, связанные с удобством эксплуатации лизингового имущества. Этот довод проявляется в контексте программ технической поддержки и эксплуатации лизингового имущества, предоставляемых лизингодателем либо поставщиком оборудования. Преимущества этого вида действительно выделяют лизинг, однако подобное характерно лишь для западной практики, когда лизинговые компании стремятся оказанием дополнительных услуг обеспечить привлекательность лизинговых схем; к сожалению, в нашей стране такие услуги отечественными лизинговыми компаниями, как правило, не предоставляются.

Ускоренная амортизация при лизинге. Отечественное законодательство добавило к перечисленным группам преимуществ возможность применения механизма ускоренной амортизации к предмету лизинга. Коэффициент ускорения в соответствии с налоговым законодательством может достигать трех, что позволяет в три раза быстрее списать стоимость предмета лизинга на себестоимость с уменьшением налогооблагаемой базы. В практике российских лизинговых компаний весьма широкое распространение получил лизинг легковых автомобилей, так как применение коэффициента ускоренной амортизации при лизинге позволяет полностью списать стоимость дорогостоящего имущества в короткий период, при этом его потребительские качества практически не меняются. Отсюда появляется возможность злоупотребления амортизированным имуществом в плане его последующей перепродажи.

Нетиповые ситуации использования лизинга. Грамотное применение коэффициента ускорения при лизинге предоставляет организации возможность вести эффективную амортизационную политику в части списания производственных мощностей на себестоимость.

При осуществлении лизинговой деятельности по объективным и субъективным причинам участники лизинговых операций подвергаются различного рода рискам, минимизация которых является важнейшей функцией эффективного инвестиционного менеджмента. По этой причине целью предварительного этапа будут оценка и структурирование лизингового проекта с минимально возможными рисками для лизингодателя, то есть минимизация потерь от возможных рисков при участии в том или ином лизинговом проекте.

Данная цель достигается за счет решения следующих задач: определение возможных рисков и их анализ, который представляет собой принятие решения о целесообразности участия в проекте и возможных условиях участия и выработке мер по защите от возможных экономических потерь.

Исходя из указанной выше цели и задач, следует, что критериями участия в проекте для лизинговой компании будут оценки рисков в данном конкретном проекте и возможности их минимизации или защита от экономических потерь.

Оценка риска, его прогнозирование, управление им и снижение его неблагоприятных последний — важная составляющая любой инвестиционной деятельности, в том числе лизинговой. Уже на предварительном этапе лизинговая компания выявляет риски, возникающие или могущие возникнуть в связи с осуществлением проекта. Конечно, управление рисками не позволит избежать всех возможных рисков, однако может снизить частоту появления рисков, уменьшить риски и их последствия.

Интересно, что существуют диаметрально противоположные точки зрения о степени рискованности лизинга относительно кредита.

По мнению Ковалева В., существует сходство рисков лизинговых операций и рисков корпоративного кредитования, но он упоминает, что существует ощутимая специфика. По его мнению, риски лизинговых проектов выше.

Ахметзянова И.Р. наоборот считает, что лизинг менее рискован: лизинг как финансовая аренда в отличие от банковской сферы менее подвержен риску.

Если сравнивать лизинг и кредит на одних и тех же условиях, то лизинг видится менее рискованным. Основным фактором снижения рисков будет право собственности лизинговой компании на актив, который может быть изъят и не участвует в конкурсной массе даже в случае банкротства лизингополучателя, тогда как банк не всегда может контролировать целевое использование кредитных средств (если кредит был выдан на конкретные цели) и имеет право требования третьей очереди кредиторов в случае банкротства заемщика.

Авторы, которые в своих работах уделили внимание лизинговым рискам, имеют разные подходы к классификации этих рисков. В частности, Ковалев В. разделяет риски на три группы: финансового или рыночного характера, материальной сохранности объекта лизинга и риски, которые существуют на уровне всей организации-лизингодателя. Газман В.Д. делит риски, возникающие при лизинговых операциях в связи с реализацией лизингового проекта, на 5 групп: связанные с выбором предмета лизинга, с поставщиком, с утратой лизингополучателем платежеспособности, с ликвидностью предмета лизинга, с формированием портфеля договоров лизинга. Другие авторы не используют определенную методику для классификации.

Проведем выделение и классификацию конкретных рисков.

Общие риски — риски, которые являются общими для экономики и ее хозяйствующих субъектов.

Политические риски — это риски потерь вследствие нестабильности политической ситуации в стране ведения лизингового бизнеса или нахождения предмета лизинга (при международном лизинге). Макроэкономические риски — это риски потерь вследствие изменения макроэкономической ситуации в стране, в мире.

Правовые риски — это риски потерь вследствие изменения законодательства или правоприменительной практики. Налоговые риски — это риски потерь вследствие изменения налогового законодательства.

Операционные риски — это риски возникновения убытков в результате недостатков или ошибок в ходе осуществления внутренних процессов, допущенных со стороны сотрудников, функционирования информационных систем и технологий, а также вследствие внешних событий.

Финансовые риски — это группа рисков потерь финансовых ресурсов.

Процентный риск — это риск потерь вследствие колебания процентных ставок, то есть превышения процентных ставок по привлеченным кредитам над процентными ставками, зафиксированными в договорах лизинга с лизингополучателями. Валютный риск — это риск потерь вследствие колебания валютных курсов. Инфляционный риск — это риск потерь вследствие обесценивания денежных средств в связи с высокими темпами инфляции.

Риск несбалансированной ликвидности — это риск потерь, возникающих в случае неспособности или невозможности лизингодателя своевременно отрегулировать свою «ликвидную позицию», то есть привести в соответствие объем обязательств и источников их погашения.

Специфические риски — это риски, которые являются специфическими для лизинга и лизинговой отрасли.

Имущественные риски (невозможности реализации остаточной стоимости имущества или возмещения затрат лизингодателя) — наиболее специфические для лизинговой компании риски, связанные с реализацией лизингового имущества в случае досрочного расторжения договора лизинга, изъятия или в рамках договора оперативного лизинга и, таким образом, возмещением затрат лизингодателя.

Основными видами лизинга являются финансовый лизинг и оперативный лизинг, при этом критериями для такого разграничения служат срок использования объекта лизинга и объем обязанностей лизингодателя.

Традиционно финансовый лизинг представляет собой лизинг имущества с полной выплатой стоимости имущества и характеризуется тем, что срок, на который передается имущество во временное пользование, приближается по продолжительности к сроку эксплуатации и амортизации всей или большей части стоимости имущества. В течение срока договора лизингодатель за счет лизинговых платежей возвращает себе всю стоимость имущества и получает прибыль от лизинговой сделки. При финансовом лизинге, как правило, обязанность по техническому обслуживанию и страхованию ложится на лизингополучателя.

Оперативный лизинг характеризуется тем, что срок лизинга короче, чем нормативный срок службы имущества, и лизинговые платежи не покрывают полной стоимости имущества, а также страхование, техническое обслуживание полностью лежат на арендодателе.

1.2 Развитие лизинговых операций в России

В специальной отечественной экономической литературе лизинг описывается как один из самых выгодных способов финансирования приобретения имущества.

Это подчеркивается тем фактом, что сегодня рынок лизинга России по темпам роста опережает практически все основные финансовые секторы экономики нашей страны. К примеру, объем данного бизнеса в России в 2014 году увеличился на 111% по сравнению с 2013 годом. Тогда как рост европейского лизингового рынка за аналогичный период вырос всего на 5%. По результатам 2015 года объем лизингового рынка России составил более 1200 млрд. рублей.

Стоимость всего лизингового имущества за 2015 год составила 680 млрд руб. (по сравнению с 2014 годом сокращение достигло около 13%). 

Сжатие рынка было вызвано, в первую очередь, сокращением крупнейших сегментов – железнодорожной техники и авиатранспорта – на 40,2% и 44,3% соответственно. Кроме того, давление на динамику рынка оказали снижение доступности и рост стоимости заемных средств вследствие западных санкций, повышение ключевой ставки Банка России, а также устойчивый рост проблемной задолженности.

В среднем сокращение объема нового бизнеса у 20 ведущих лизинговых компаний составляло порядка 11% за 2015 год. Сумма новых лизинговых договоров в отчетный период равнялась приблизительно 1 трлн руб. (сокращение на 23%).

Несмотря на переориентацию лизинговых компаний на сделки с МСБ, компенсировать сокращение крупных договоров лизинга им не удалось: сумма новых договоров лизинга за прошедший год упала на 23,1% и составила около 1 трлн рублей. Подобное сокращение (около четверти) суммы новых лизинговых договоров наблюдалось на лизинговом рынке в 2009 году. За 2015 год объем профинансированных средств показал отрицательные темпы прироста (-15,4%), что в последний раз отмечалось также в 2009–2010 годах. Лизинговый портфель на 1 января 2015 года составил 3,2 трлн рублей, темп прироста — 10,3% – наименьший за последние 5 лет.

Рисунок 4 – Развитие рынка лизинга в 2009-2015 гг.

Из-за сокращения крупных сделок на протяжении последних трех лет произошло ослабевание сезонности рынка лизинга. 

Рисунок 5 – Сумма договоров лизинга в 4 кв. за 2009-2015 гг.

Ранее более трети лизинговых договоров заключались в IV квартале года, теперь на три последних месяца года приходится только около четверти заключенных сделок (246 млрд рублей за IV квартал 2015 года). Помимо этого, в прошедшем году сумма новых договоров лизинга распределилась поровну между полугодиями, что раньше было нехарактерно для российского лизингового рынка.

Сумма новых договоров лизинга, очищенная от сегментов ж/д и авиатехники, за прошедший год сократилась всего на 5% (см. график 3) в отличие от суммы лизинговых договоров с учетом всех сегментов (-23,1%). Более сильного падения суммы новых договоров лизинга удалось избежать за счет сохранения объема сделок с автотранспортом (за 2014 год – 323,7 млрд рублей, за 2015 год – 331 млрд рублей).

В структуре финансирования сделок за 2015 год доля кредитов снизилась почти на 10 п. п. по сравнению с 2014 годом. Причина кроется в росте кредитных ставок на протяжении всего 2015 года. Отдельно стоит отметить шоковое повышение ключевой ставки Банком России в середине декабря 2015 года с 10,5% до 17%, последствия которого сегодня все больше ощущает лизинговый рынок. Не менее 95% лизинговых компаний столкнулись с пересмотром банками процентных ставок по уже выданным до 17 декабря кредитам. Повышение ставок составило от 2 п. п. до 13 п. п. Не менее 10% лизингодателей отмечают, что одними из первых ставки стали повышать крупные государственные банки, несмотря на то, что они имеют доступ к источникам дополнительной ликвидности. Некоторые кредитные организации пересматривали ставки по действующим договорам даже для своих дочерних лизинговых компаний (повышение в среднем было аналогичным, как и для рыночных компаний).

Средняя сумма сделки на рынке за 2015 год составила не более 6 млн рублей, годом ранее – 8,6 млн рублей

Рисунок 6 – Средняя сумма лизинговой сделки в 2009-2015 гг.

Это было обусловлено ростом общего количества заключенных сделок с малым и средним бизнесом (не менее 10% за 2015 год) по рынку: объем нового бизнеса с МСБ за 2015 составил 321 млрд рублей (годом ранее – 252 млрд рублей).

Как и в 2014 году, лидером рынка признан «ВЭБ-лизинг», второе место занял «ВТБ Лизинг», третье – «Сбербанк Лизинг». В совокупности доля тройки лидеров достигла примерно 37% всего объема нового бизнеса (за 2014 год — 35%).

2015 год ознаменовался значительным падением прежних лидеров среди сегментов по сумме новых договоров лизинга – железнодорожной и авиатехники. Сокращение объема сделок с железнодорожной техникой за прошедший год составило 40,2%, а с авиатранспортом – 44,3%. Если стагнация в первом сегменте началась с 2013 года, то авиационная отрасль столкнулась с заметными проблемами в 2015 году. Падение курса рубля негативно отразилось, во-первых, на объемах международных авиаперевозок, которые, в отличие от внутристрановых, давали значительную часть прибыли для авиакомпаний, а во-вторых, на росте суммы лизинговых платежей, так как подавляющая часть лизинговых договоров заключена в иностранной валюте. С наибольшими проблемами столкнулись авиаперевозчики, приобретавшие самолеты в финансовый лизинг, так как для его погашения авиакомпании использовали краткосрочные банковские займы, выдачу которых иностранные кредитные организации стали сворачивать после введения санкций западными странами.

Одно из основных мест в структуре рынка лизинга занимает лизинг транспортных средств.

Согласно данным агентства «Автостат», за последние 15 лет количество автомобилей в России увеличилось с 17,6 миллиона до 36,9 миллиона единиц.

Всего в автопарке РФ в 2014 году насчитывалось 48% автомобилей отечественных марок и 52% — иностранных. Наиболее стремительный рост за последние годы продемонстрировали иномарки. Аналитики рынка отмечают, что вклад России в прирост продаж новых автомобилей в мире в 2009-2014 годах составил 9%.

Сегодня среди факторов, сдерживающих рост рынка, следует отметить экономическую нестабильность, введение утилизационного сбора, более консервативный подход автопроизводителей и дилеров к планированию запасов вследствие снижения спроса в 2015 году, высокую стоимость владения автомобилем.

С позитивной динамикой 2015 год закончил автолизинг, ставший крупнейшим сегментом по доле в сумме новых договоров лизинга (33,1% за 2015 год против 24,9% за 2014 год) и нарастивший абсолютные объемы (с 323,7 млн рублей за 2014 год до 331 млн рублей за 2015 год). Основной рост в сегменте автолизинга продемонстрировал легковой автотранспорт (25,5%), а сделки с грузовыми автомобилями, несмотря на рост доли (1,8 п. п.), в стоимостном выражении сократились почти на 13%. Данная динамика объясняется тем, что продажи грузовых автомобилей за прошедший год падали сильнее, чем легковых. Кроме того, девальвация рубля позитивно сказалась на продажах легковых автомобилей в IV квартале 2015 года, так как клиенты пытались приобрести технику до пересмотра цен продавцами. В целом причиной роста автолизинга стала ликвидность автотранспорта, что является важным аспектом при реализации изъятого имущества у неплатежеспособного клиента, а также активный выход госкомпаний за последние два года в сегмент МСБ.

Актуальной проблемой для всех участников рынка является вопрос утилизации вышедших из эксплуатации автомобилей. Стоимость владения авто в абсолютном выражении в России выше, чем в таких развитых странах, как Великобритания и США, что является одним из ключевых факторов, сдерживающих дальнейший рост автомобильного рынка в России.

В 2015 году наблюдалось снижения темпов роста. Аналитики компании отмечают, что в настоящее время тренд падения автомобильных продаж, сохраняется и даже усиливается. По данным АЕБ, по итогам 2015 года произошло снижение продаж на 5% к уровню 2014 года.

Одной из причин снижения авторынка, эксперты называют экономическую нестабильность, завершение срока действия государственных программ по утилизации старых машин и субсидирования кредитных ставок. Отмечается, что без таких искусственных способов поддержания производителей на плаву, рынок продолжит снижаться. Сегодня российский автомобильный рынок насыщен, а те категории потенциальных покупателей, которые бы могли превратиться в покупателей реальных, не спешат совершать крупные покупки, расценивая нынешнюю экономическую обстановку в стране, как нестабильную.

Очевидно, что падение продаж связано и с уменьшением запасов автомобилей 2015 года выпуска. Ожидается, что с окончанием распродаж этих «скидочных» машин, падение продаж будет ещё очевиднее. Как только начнутся активные продажи машин выпуска текущего года, цены на которые будут выше прошлогодних моделей, падение рынка будет ещё большим.

Рост цен на автомобили является значимым трендом развития рынка. Ожидается, что цены и в дальнейшем будут расти. Вместе с тем доля российских марок на рынке, особенно бюджетного сегмента, будет расти, что можно объяснить их меньшей стоимостью по сравнению с иномарками.

Лизинговые компании при производителях являются «основателями» лизингового бизнеса. Лизинговая компания, имеющая стабильные отношения с поставщиком, получает значительные преимущества. В России в этом сегменте работают компании при иностранных производителях, имеющих значительные собственные средства и доступ к международному финансированию, такие как «Даймлер — Крайслер Лизинг Автомобили», «Вольво трак файненс», Renault Credit International, ООО «Фольксваген Финансовые Услуги РУС». Данные компании уже давно работают за границей. Целью их деятельности является финансирование покупки автомобилей. На наш взгляд, включение в автомобильные кластеры лизинговых компаний дает дополнительные возможности для увеличения сбыта выпускаемых автомобилей.

В Европе 90 % корпоративного автопарка используется через услугу оперативного лизинга. По мнению многих специалистов, операционный лизинг в России развит недостаточно хорошо, но уже сейчас объемы корпоративного автопарка, взятого в оперативный лизинг, постоянно растут. Сейчас происходит смещение от финансового лизинга в сторону оперативного, имеющего ряд преимуществ для конечных пользователей данной услуги.

Для развития автомобильной промышленности в России необходимо использовать опыт зарубежных стран и включать в автомобильные кластеры не только компании, которые предоставляют финансирование покупки автомобиля, — лизинговые компании, но и компании, специализирующиеся на предоставлении услуг оперативного лизинга. Данная услуга в России пока применяется только для организаций (юридических лиц), но в дальнейшем необходимо расширять рынок пользователей за счет физических лиц.

Включение компаний, занимающихся оперативным лизингом, в автомобильные кластеры позволит обеспечить следующие преимущества для производителей автомобилей: сбыт автомобилей по новой дополнительной схеме; более четкое и долгосрочное планирование объемов производства (так как контракт по операционному лизингу подразумевает конкретный срок эксплуатации, после которого контракт либо продлевается, либо заключается новый).

У самой компании, предоставляющей услугу оперативного лизинга, появляются возможности получения специальных условий на приобретение автомобилей и их обслуживание.

Конечных пользователей автомобилей должны привлечь такие явные преимущества, как: получение автопарка в полный аутсорсинг (сокращение или уменьшение административной нагрузки в части управления автопарком); экономия на закупочной стоимости, экономия на стоимости обслуживания; более точное бюджетирование расходов и прозрачность расходов на автопарк; возможность обновления парка автотранспорта через каждые 3-5 лет; высвобождение денежных средств, которые можно использовать в обороте компании в основной деятельности (при хорошей финансовой отчетности не требуется аванс, как при финансовом лизинге).

1.3 Особенности лизинга автотранспорта

Своевременное обновление основных средств является одним из обязательных условий эффективной деятельности каждой компании. 

Данный факт имеет особую важность для транспортных компаний, где вместе с эффективностью необходимо обеспечение безопасности автоперевозок. Сегодня многие российские автотранспортные компании страдают от дефицита финансовых ресурсов и обновление основных средств становится для них проблематичным. В такой ситуации компании рассматривают варианты использования кредитных средств либо лизинга.

Базу российского рынка транспортно-логистических услуг (без учета трубопроводного транспорта) составляют услуги по транспортировке грузов и экспедированию — более 90%, большая часть услуг сосредоточена в сфере перевозок и хранения грузов и, управления запасами и цепочками поставок, обычно выполняется собственными транспортно-логистическими подразделениями компаний-товаропроизводителей, дистрибуторов и ритейлеров.

В ответ на повышение потребительского спроса населения РФ происходит региональное продвижение производителей, открываются логистические комплексы и базы, поэтому возникает необходимость в обновлении либо расширении автотранспортного парка.

В связи с большой протяженностью логистических маршрутов и, высокой степенью износа автотранспортных средств логистическим операторам требуется их обновление. При этом для экономии средств, предприятиями используется в перевозках автотранспорт, срок полезного использования (СПИ) которого может превышать допустимые нормы, что является источником нарушения сроков поставок продукции, нарушения бизнес-процессов производителей/поставщиков.

В связи с этим, своевременное обновление автотранспорта и приобретение нового – являются актуальными задачами, которые решают современные транспортные и логистические компании.

Поэтому перед предприятиями встает вопрос сокращения расходов на обновление автотранспорта, сохранив большее количество финансовых средств в обороте

Часто решением является планомерное, медленное обновление автопарка за собственные средства, когда автомобиль находится на грани прекращения работоспособности, тогда как подавляющее большинство зарубежных логистических компаний используют многие финансовые инструменты для оперативного ввода в эксплуатацию нового транспорта.

Одним из наиболее эффективных способов обновления автотранспортного парка является лизинг, который имеет преимущества и по сравнению с приобретением транспорта в кредит на юрлицо, и перед покупкой. По своей сути, лизинг используется непосредственно для вышеописанных целей.

Одной из последних тенденций рынка коммерческой техники является возникновение кэптивных лизинговых компаний, создаваемых для предоставления лизинговых услуг всем клиентам в рамках одного автопроизводителя. При этом часто лизинговые компании при производителе не имеют финансовых ресурсов, необходимых для оперативной реализации сделок лизинга и обеспечения низкорисковых показателей лизингового портфеля, поэтому производителями проводятся тендеры на определение лизинговых партнеров из числа лидирующих компаний отрасли.

При рассмотрении вариантов возможных сделок лизинга для организаций необходимо провести оценку экономических показателей, основное значение среди которых придается лизинговым платежам. Согласно ст. 28 ФЗ РФ «О лизинге» лизинговыми платежами является общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия, в число которых входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя.

Лизинговые платежи лизингополучателя обеспечивают возврат лизингодателем вложенных собственных и привлеченных средств, в том числе процентов, компенсировать затраты на содержание лизинговой компании, привлечение гарантий и поручительств, обеспечивая необходимый уровень рентабельности лизинговой компании, включая доход на вложенный собственный капитал лизингодателя. В сумму лизинговых платежей может входить стоимость выкупа предмета лизинга, стоимость дополнительных услуг лизинговой компании.

В деловой практике автотранспортных компаний лизинговые платежи рассчитываются как сумма амортизации предмета лизинга и вознаграждения лизингодателя, определенном в необходимом размере.

Страхование автотранспортного средства, передаваемого в лизинг, оплачивается лизингополучателем дополнительно.

Таким образом, в состав вознаграждения лизингодателя включаются

— проценты по заемным и кредитным средствам, привлеченным лизингодателем для финансирования сделки лизинга;

— компенсация затрат лизинговой компании на привлечение гарантий и поручительств;

— компенсация затрат лизинговой компании на персонал пропорционально доле сделки в общем объеме операций лизинговой компании;

— командировочные расходы на инспекционные поездки на завод-производитель в период производства и в организацию-эксплуатант в период использования автотранспорта;

— платежи по налогу на имущество за весь период нахождения предмета лизинга на балансе лизингодателя;

— платежи по налогу на прибыль, возникающие у лизингодателя в связи с обслуживанием сделки лизинга.

При этом базовая часть лизинговых платежей в объеме амортизационных начислений обеспечивает возврат привлеченных средств и собственных средств лизингодателя, вложенных в сделку.

Поскольку базовая часть лизинговых платежей напрямую зависит от размера амортизационных начислений, заслуживает внимания расчет полного срока и ежемесячной (ежегодной) нормы амортизации.

С учетом срока полезного использования автотранспорта (от 10 до 15 лет) и возможности применения повышающего коэффициента (вплоть до 3), норма амортизации может быть установлена в больших пределах — от 6,7 % до 30 % в год, что соответствует сроку полной амортизации от 15 лет до 3,33 года.

Применение повышенных норм ускоренной амортизации приводит к сокращению срока полной амортизации имущества, что приводит к уменьшению суммарных выплат по налогу на имущество. Таким образом, одним из мер уменьшения сумм лизинговых платежей и повышения эффективности сделки служит использование высоких норм амортизации с учетом коэффициента ускоренной амортизации.

Повышение сумм амортизации приводит к соответствующему уменьшению налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. При недостаточно высокой рентабельности предприятия, на балансе которой находится предмет лизинга, это может привести к балансовой убыточности, что увеличивает риски налоговых претензий к предприятию.

Для уменьшения данных рисков практикуется установление норм амортизации не более 20% в год, что соответствует сроку полезного использования 15 лет и коэффициенту ускоренной амортизации. Также, не принято допускать существенных разрывов между начисляемой амортизацией и суммой регулярных лизинговых платежей, так как одной из наиболее распространенных налоговых претензий является требование начисления расходов в соответствии с поступлением доходов.

Для минимизации данных налоговых и административных рисков целесообразно, чтобы период балансовой убыточности не превышал 2-3 лет. При норме амортизации 20% и сроке полной амортизации предмета лизинга на балансе лизингодателя 5 лет, принимают, чтобы срок лизинга не превышал 7-8 лет, что соответствует норме амортизации, используемой для расчета лизинговых платежей, в пределах 12,5-14,3 % в год.

Для недопущения балансовых убытков у лизингодателя, необходимо, чтобы срок амортизации автотранспорта на балансе лизингодателя отличался в меньшую сторону от срока лизинга не более чем на год. При сроке лизинга 8 лет срок амортизации автотранспорта на балансе лизингодателя составит 7 лет, что соответствует норме амортизации 14,3 % в год.

При ограниченных финансовых возможностях лизингополучателя сумма ежегодных лизинговых платежей может быть снижена за счет увеличения срока лизинга, но это снижает размер регулярных лизинговых платежей, приводя к увеличению их суммы (коэффициент удорожания автотранспорта) за срок лизинга, что уменьшает эффективность сделки.

При применении лизинговых схем с передачей предмета лизинга лизингополучателю с положительной остаточной стоимостью необходимо, чтобы эта остаточная стоимость равнялась выкупной стоимости по договору. Данный факт также требует приведения в соответствие амортизационных начислений и регулярных платежей лизинга, ограничивая возможности ускоренной амортизации и снижения выплат по налогу на имущество.

С учетом данных обстоятельств схемы финансового лизинга с нулевой остаточной стоимостью предмета лизинга предоставляют возможности для финансовой оптимизации и повышения эффективности сделки лизинга.

Одним из главных факторов для срока лизинга является размер периодических лизинговых платежей, которые лизингополучатель может платить с учетом своей рентабельности. Необоснованное увеличение сроков лизинга приводит к росту процентов, оплачиваемых по привлеченным заемным средствам, и итоговой суммы платежей по лизингу, увеличивая стоимость предмета лизинга для компании-лизингополучателя. Снижение срока лизинга приводит к сокращению данной стоимости, но снижение срока ограничивается суммой ежегодных доходов лизингополучателя и их доли, направляемой на лизинговые платежи.

Таким образом, лизинг является востребованным инструментом обновления парка автотранспортных средств.

Одной из причин невысокой доли лизинга в инвестиционном портфеле РФ является незнание данного инструмента или недоверие к заемным инструментам. Поэтому многие лизинговые компании принимают участие в проведении профильных выставок, акций, проводимых отечественными автопроизводителями, и представительствами автоимпортеров, проводятся различные рекламные мероприятия, конференции, тренинги. Это повышает популярность лизинга и расширяет бизнес лизинговых компаний.

Кроме этого, лизинговые компании активно оптимизируют условия финансирования коммерческого автотранспорта, уменьшая размеры первоначальных платежей и сроки договоров.

Таким образом, лизинг, как экономико-правовая категория выражает комплекс имущественных и финансовых отношений между участниками лизинговой операции и охватывает не только договор лизинга, но и сопутствующие ему договоры.

Российским законодательством лизинговые отношения рассматриваются как инвестиционные, действующие в треугольнике «лизингодатель (инвестор) — лизингополучатель — продавец».

В России лизинг до сих пор следует рассматривать не как самостоятельный, отдельный вид инвестиционного процесса, а скорее как инструмент налогового планирования. Объективным плюсом лизинга является возможность применения ускоренной амортизации (с коэффициентом ускорения до трех), что позволяет лизингополучателю даже с учетом комиссии лизингодателя оставаться в выигрыше за счет быстрого списания понесенных расходов на себестоимость (получение налогового кредита). Следует также отметить, что благодаря ускоренной амортизации налоговая база по налогу на имущество также сокращается быстрее

В условиях, когда финансовый результат лизингополучателя представляет собой убыток, лизинг становится дорогим и невыгодным, поскольку при прочих равных условиях он дороже покупки за счет кредита (при лизинге в состав расходов лизингополучателя добавляется сумма комиссии, которая отсутствует при иных вариантах финансирования)

Принято выделять следующие «плюсы» лизинга:

— лизинг предполагает, как правило, финансирование лизингодателем лизингополучателя и не требует немедленного начала платежей, что позволяет лизингополучателю без резкого финансового напряжения обновлять производственные фонды, приобретая дорогостоящее имущество;

— предприятию проще получить имущество по договору лизинга, чем ссуду на его приобретение, поскольку имущество, передаваемое в лизинг, по самой сути сделки уже выступает в качестве залога;

— лизинговое соглашение более гибко, чем ссуда, предоставляя возможность участникам сделки выработать удобную схему выплат;

— лизинговая сделка может быть заключена на более длительный срок, чем кредитный договор. В связи с этим величина периодических лизинговых платежей будет меньше, снижаются расходы лизингополучателя по уплате этих платежей и возрастает надежность исполнения лизингового договора;

— лизинговые платежи относятся на себестоимость продукции лизингополучателя, снижая налогооблагаемую прибыль;

— лизингодатель и лизингополучатель имеют право по взаимному соглашению применять ускоренную амортизацию предмета лизинга.

Таким образом, Необходимость развития лизинга в России, включая формирование лизингового рынка, обусловлены прежде всего неблагоприятным состоянием парка оборудования и недостаточной инвестиционной активностью. 

В  2015 году произошло сокращение объема  рынка  лизинга,  ухудшилось финансовое состояние лизинговых  компаний.  Это  означает,  с  одной  стороны, дальнейший рост конкуренции, с другой — предъявляет повышенные требования к качеству работы лизинговых компаний, а именно: умению быстро и эффективно реагировать на нестандартные ситуации. 

Применительно к любой лизинговой компании следует отметить, что успех ее будет зависеть от того, как данная организация сумеет изменить и улучшить работу компании. Оптимизация важна не только тем, что приведет к сокращению издержек, но и тем, что сократит время рассмотрения заявок, а значит, позволит улучшить качество обслуживания клиентов, что в конечном итоге повысит их удовлетворенность. 

Второе — это работа с проблемными активами и просроченной задолженностью.

В 2015 году  сработало  несколько  рисков:  риск,  связанный  с  процентными ставками; срабатывает риск ликвидности; и частично риск, связанный с возможными неплатежами со стороны лизингополучателей. Помимо череды сработавших рисков, на  наш  взгляд,  гораздо  более  важным  являются  долгосрочные  тренды.    

Может возникнуть неблагоприятное сочетание: дорогое фондирование и низкий спрос на инвестиции в основные средства, как следствие, сокращение портфелей при росте проблемной задолженности в абсолютном и в процентном выражении. Такая ситуация может привести либо к сокращению количества лизингодателей, либо к сжатию рынка. 

Тем не менее, лизинг в России является одним из главных инструментов долгосрочных  инвестиций  в  обновление  основных  фондов.  Для  целого  ряда инфраструктурных  отраслей  (транспорт,  связь,  энергетика,  сельское  хозяйство) лизинговое финансирование является базовым источником средств модернизации бизнеса. Рынок лизинга в РФ не насыщен и, при стабилизации макроэкономической ситуации,  имеет  высокий  потенциал  роста.  В  настоящий  момент  доступность лизинговых  услуг  значительно  выше,  чем  три  года  назад.  Это  характеризуется снижением процентных ставок, уменьшением минимальных размеров авансового платежа, расширением спектра предоставляемых услуг. 

Урегулирование правовых вопросов  и  установление  экономически  выгодных  условий  для  осуществления лизинговых  операций  будет  способствовать  дальнейшему  активному  развитию лизинга в России


1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф