Меню Услуги

Применение лизинга в условиях финансовой нестабильности. Часть 3.


Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

2.2. Анализ финансового состояния предприятия

Всесторонне рассмотреть финансово-экономическое состояние предприятия возможно с помощью оценки состояния финансовых ресурсов и взаимоотношений, связанных с движением денежных потоков, по источникам их образования и расходования.

Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия представлены в табл. 3.

Некоторые из значащих показателей деятельности предприятия имеют тенденцию к росту: активы предприятия выросли на 769,3 тыс. руб. (18,0%) в 2013 году и на 595,5 тыс. руб. (11,8%) в 2014 году; чистый доход от реализации продукции увеличился на 3057,5 тыс. руб. (31,1%) и 1132,7 тыс. руб. (8,8%) в 2013-2014 гг. соответственно.

Таблица 3. Основные показатели производственно-хозяйственной деятельности ООО «Трафт» в 2012-2014 гг.

Показатели Годы

 

абсол. отклонение относительное отклонение,%
2012 2013 2014 2013 г. от 2012 г. 2014 г.от 2013 г. 2013 г. от 2012 г 2014 г. от 2013 г.
Чистый доход от реализации продукции, тыс.  руб. 9837,4 12894,9 14027,6 3057,5 1132,7 31,1 8,8
Стоимость основных фондов, тыс. руб. 1589,6 1723,1 1719,7 133,5 -3,4 8,4 -0,2
Фондоотдача, руб. /руб. 6,2 7,5 8,2 1,3 0,7 20,9 9,0
Сумма оборотных средств, тыс. руб. 2422,9 3060,9 3554,9 638,0 494,0 26,3 16,1
Коэффициент оборотности оборотных средств, об. 4,1 4,2 3,9 0,2 -0,3 3,8 -6,3
Стоимость активов, тыс. руб. 4283,4 5052,7 5648,2 769,3 595,5 18,0 11,8
Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. 8407,2 10052,1 11476,1 1644,9 1424,0 19,6 14,2
Чистая прибыль, тыс. руб. 348,6 1264,1 290,6 915,4 -973,4 262,6 -77,0
Рентабельность продукции, % 4,1 12,6 2,5 8,4 -10,0 203,2 -79,9
Рентабельность активов, % 8,1 25,0 5,1 16,9 -19,9 207,4 -79,4

 

Вместе с тем, чистая прибыль уменьшилась на 973,4 тыс. руб. (77,0%) в 2014 году.

Положительным является рост фондоотдачи — с 6,2 и 7,5 руб./руб. в 2012-2013 гг. до 8,2 руб./руб. в 2014 г., на что повлияло уменьшение основных средств в 2014 году.

Таким образом, можно сказать, что в данное время ООО «Трафт» испытывает определенные трудности в производственно-хозяйственной деятельности.

Разные стороны производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности предприятия получают законченную денежную оценку в системе показателей финансовых результатов. Для проведения анализа рассчитаем таблицу 4, используя данные отчетности.

Таблица 4. Анализ прибыли ООО «Трафт» в 2012 — 2014 гг., тыс. руб.

Наименование показателя За

2012 г.

За

2013 г.

За

2014 г.

Отклонение
2013 г. от 2012 г. 2014 г. от 2013 г. 2014 г.

от 2012 г.

+ / — % + / — % + / — %
Чистая выручка от реализации 9837,4 12894,9 14027,6 3057,5 31,1 1132,7 8,8 4190,2 42,6
Себестоимость реализации. 8407,2 10052,1 11476,1 1644,9 19,6 1424 14,2 3068,9 36,5
Валовая прибыль 1430,2 2842,8 2551,5 1412,6 98,8 -291,3 -10,2 1121,3 78,4
Сальдо других операционных доходов и расходов -980,9 -1284,2 -2180,7 -303,3 30,9 -896,5 69,8 -1199,8 122,3
Прибыль от операционной деятельности 449,3 1558,6 370,8 1109,3 246,9 -1187,8 -76,2 -78,5 -17,5
Сальдо других обычных доходов и расходов -13,5 21,5 -7,5 35,0 -259,3 -29 -134,9 6,0 -44,4
Прибыль от обычной деятельности до налогообложения 435,8 1580,1 363,3 1144,3 262,6 -1216,8 -77,0 -72,5 -16,6
Налог на прибыль 87,2 316,0 72,7 228,9 262,6 -243,4 -77,0 -14,5 -16,6
Чистая прибыль 348,6 1264,1 290,6 915,4 262,6 -973,4 -77,0 -58,0 -16,6

 

Чистая выручка от реализации продукции в 2013 г. выросла с 9837,4 тыс. руб. до 12894,9  тыс. руб. (на 3057,5 тыс. руб. или на 31,1%), соответственно чистая прибыль в 2013 г. возросла в сравнении с 2012 — с 348,6 тыс. руб. до 1264,1 тыс. руб. в 2013 г. (на 915,4 тыс. руб. или на 262,6%).

Это произошло вследствие опережающего роста выручки над себестоимостью продукции, что увеличило валовую прибыль 2013 г. на 1412,6 тыс. руб. или на 98,8% от уровня 2012 г.

Далее проанализируем изменение прибыли предприятия в 2014 г. в сравнении с 2013 г.

Как видим, чистая выручка от реализации продукции в 2014 г. возросла с 12894,9 тыс. руб. до 14027,6  тыс. руб. (на 1132,7 тыс. руб. или на 8,8%), однако чистая прибыль в 2014 сократилась более чем на 77 процентов в сравнении с 2013 г. — уменьшение с 1264,1 тыс. руб. в 2013 г. до 290,6 тыс. руб. в 2013 г. (на 973,4 тыс. руб. или на 77,0%).

На это повлияло увеличение себестоимости продукции на 1424,0 тыс. руб. или на 14,2%, что уменьшило валовую прибыль 2014 г. на 291,3 тыс. руб. или на 10,2% от уровня 2013 г.

Также увеличилось отрицательное сальдо  других операционных доходов и расходов — на 896,5 тыс. руб. или на 69,8% от уровня 2013 г., что в итоге привело к уменьшению прибыли от операционной деятельности на 1187,8 тыс. руб. или на 76,2% от уровня 2013 г.

Все это, а также отрицательное сальдо других обычных доходов и расходов в размере 7,5 тыс. руб. (уменьшение на 29 тыс. руб.), привело к падению прибыли от обычной деятельности до налогообложения с 1580,1 тыс. руб. в 2013 г. до 363,3  тыс. руб. в 2014 г. (уменьшение на 1216,8 тыс. руб. или на 77,0% от уровня 2013 г.).

Таким образом, чистая прибыль 2014 г. стала равняться 290,6 тыс. руб. (уменьшение на 973,4 тыс. руб. или 77,0%).

За 3 года деятельности предприятия ООО «Трафт» чистая прибыль сократилась с 348,6 тыс. руб. в 2012 г. до 290,6 тыс. руб. в 2014 г., несмотря на увеличение чистой выручки от реализации на 4190,2 тыс. руб. (на 42,6%).

На это повлиял рост себестоимости продукции на 36,5% (на 3068,9 тыс. руб.), увеличение отрицательного сальдо других операционных доходов и расходов на 122,3% (на 1199,8 тыс. руб.).

Влияние этих факторов привело к уменьшению чистой прибыли предприятия за 3 года деятельности на 58,0 тыс. руб. (на 16,6%).

Далее проанализируем показатели рентабельности предприятия ООО «Трафт». Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную прибыльность предприятия, измеренную в процентах к затратам средств или капитала с разных позиций.

Главные из показателей рентабельности, рассчитанные для 2012-2014 гг. деятельности предприятия, показаны ниже (табл. 5).

Таблица 5. Показатели рентабельности предприятия ООО «Трафт» в 2012 — 2014 гг.

Показатель Алгоритм расчета 2012 г. 2013 г. 2014 г Откл.-е

2013 г. от

2012 г.

Откл.-е

2014 г. от

2013 г.

Откл.-е

2014 г. от

2012 г.

 Уровень рентабельности продаж (реализации) Чистая прибыль / Чистая выручка от реализации 0,035 0,098 0,021 0,063 -0,077 -0,015
 Уровень рентабельности активов Чистая прибыль / Средняя стоимость активов 0,081 0,250 0,051 0,169 -0,199 -0,030
 Уровень рентабельности собственного капитала Чистая прибыль / Средняя стоимость собственного капитала 0,122 0,357 0,080 0,235 -0,277 -0,041
 Уровень рентабельности продукции

 

Прибыль от реализации продукции  / Себестоимость продукции 0,170 0,283 0,222 0,113 -0,060 0,052
рентабельность активов по прибыли от обычной деятельности прибыль от обычной деятельности /активы 0,102 0,313 0,064 0,211 -0,248 -0,04
рентабельность производственных фондов чистая прибыль /производ. фонды 0,130 0,421 0,097 0,291 -0,324 -0,03
рентабельность реализованной продукции по прибыли от операц. деятельности прибыль от операционной деятельности /выручка 0,046 0,121 0,026 0,075 -0,094 -0,02
рентабельность реализованной продукции по чистой прибыли чистая прибыль /выручка

 

0,035 0,098 0,021 0,063 -0,077 -0,01
период окупаемости капитала Активы /чистая прибыль 12,29 4,00 19,43 -8,29 15,44 7,15
период окупаемости собственного капитала собств. капитал /чистая прибыль 8,23 2,80 12,49 -5,42 9,69 4,26

 

Как видно из таблицы, большинство показателей рентабельности за 3 года деятельности преимущественно уменьшились.

Так, рентабельности продаж (реализации) со значения 0,035 (3,5%) в 2012 г. возросла до 9,8% в 2013 г. и снизилась до 2,1% в 2014 г., рентабельность активов изменилась с 8,1% в 2012 г. до 25,0% в 2013 г. и 5,1% в 2014 г.

Рентабельность собственного капитала изменилась с 12,2% в 2012 г. до 25,7% в 2013 г. и 8,0% в 2014 г.

Снижение значений по этим показателям объясняется снижением чистой прибыли в 2014 г., и ее ростом в 2013 г. в сравнении с 2012 г.

Так как на предприятии в 2014 году наблюдалось не только снижение чистой прибыли, но и других показателей прибыли — от обычной деятельности,  от операционной деятельности, то изменились также показатели рентабельности активов по прибыли от обычной деятельности: с 10,2% в 2012 г. до 31,3% и 6,4% в 2013 и 2014 годах соответственно; рентабельности реализованной продукции по прибыли от операционной деятельности – рост с 4,6% в 2012 г. к 12,1% в 2013 г. и снижение до 2,6% в 2014 г.

Кроме снижения чистой прибыли предприятия, на показателе рентабельности продукции предприятия отрицательно отобразилось увеличение себестоимости продукции, вследствие чего этот показатель уменьшился с 3,5% в 2012 г. до 2,1% в 2014 г.

Вследствие уменьшения чистой прибыли предприятия ухудшились показатели окупаемости — капитала — с 12,29 года в 2012 г. до 4,0 в 2013 г. и 19,43 года в 2014 г., и собственного капитала — соответственно с 8,23 г. в 2012 г. до 2,80 г. в 2013 г. и 12,49 г. в 2014 г.

Проведенный анализ прибыльности и рентабельности предприятия дает основания для следующих выводов большинство показателей прибыльности и рентабельности предприятия, увеличились в 2013 г. в сравнении с 2012 г., в 2014 г. достигли минимальных значений за 3 года деятельности, что обусловлено снижением чистой прибыли предприятия и ростом себестоимости продукции, поэтому предприятию следует принять меры относительно повышения прибыльности путем оптимизации расходов.

2.3. Анализ финансирования деятельности предприятия и обоснование использования лизинга

Основным источником информационного обеспечения оценки финансирования предприятия являются бухгалтерский баланс.

Оценим состояние имущества ООО «Трафт» и источников его финансирования по данным бухгалтерского баланса за 2012-2014 гг.

Составим на основе годовой отчетности предприятия агрегированный актив баланса предприятия за 2012-2014 гг.

В 2013 г. наблюдался рост активов предприятия — на 769,3 тыс. руб. (18,0%). Это произошло за счет оборотных активов ООО «Трафт» — запасы возросли на 529,7 тыс. руб. (42,6%); статьи, которые включают денежные средства — на 26,7 тыс. руб. (на 17,1%).

Средства в расчетах возросли на 81,6 тыс. руб. (на 8,0%).

Исследуем изменения, которые произошли в статьях баланса предприятия в 2013-2014 гг.

В 2014 г. наблюдался дальнейший рост активов предприятия — на 595,5 тыс. руб. (11,8%), главным образом за счет оборотных активов — запасы возросли на 114,4 тыс. руб. (6,4%); статьи, которые включают денежные средства — на 6,1 тыс. руб. (3,3%), средства в расчетах — на 373,5 тыс. руб. (33,8%).

Отрицательным в этот период является то, что на предприятии имеет место краткосрочная дебиторская задолженность в сумме 1477,6 тыс. руб. на конец года, которая увеличилась за год на 33,8%, и увеличила итог баланса на 7,4% при общем росте на 11,8%. Несмотря на то, что дебиторская задолженность краткосрочная, наличие ее в такой значительной сумме характеризует отвлечение оборотных средств предприятия из производственно-хозяйственного оборота.

За два года деятельности увеличение имущества предприятия на 1364,8 тыс. руб. (на 31,9%) произошло главным образом за счет оборотных средств — на 1132,0 тыс. руб. (46,7 процента), в том числе запасы возросли на 644,1 тыс. руб. (51,8%), средства в расчетах — на 455,1 тыс. руб. (44,5%), денежные средства — на 32,8 тыс. руб. (21,0%).

Внеоборотные активы предприятия увеличились на 232,8 тыс. руб. (12,5%) за счет основных средств — на 130,1 тыс. руб. (8,2%), нематериальные активы уменьшились соответственно на 12,8 тыс. руб. (4,8 процента).

Теперь построим агрегированный пассив баланса предприятия.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

В 2013 г. увеличение источников имущества предприятия произошло за счет собственных средств предприятия — на 671,5 тыс. руб. (на 23,5%), что является позитивным явлением.

Заемные средства возросли на 94,8 тыс. руб. (на 6,7%), в большей степени за счет кредиторской задолженности — на 288,8 тыс. руб. (на 27,8%).

В этом периоде предприятие частично рассчиталось по краткосрочным кредитам и займам — уменьшение на 194,0 тыс. руб. (на 51,6%).

В 2014 г. увеличение источников имущества предприятия произошло за счет  заемных средств предприятия — на 508,3 тыс. руб. (на 33,7%), что снижает независимость предприятия.

Собственные средства предприятия увеличились на 87,2 тыс. руб. — на 2,5%.

Увеличение заемных средств произошло, в основном, за счет кредиторской задолженности.

За два года деятельности увеличение источников имущества предприятия произошло преимущественно за счет  собственных средств предприятия — на 761,7 тыс. руб. (на 26,6%).

Заемные средства увеличились 603,1 тыс. руб. (42,6%), главным образом за счет кредиторской задолженности — на 772,5 тыс. руб. (74,4%).

Исследуем структурные сдвиги в балансе предприятия (табл. 6).

Таблица 6. Структура баланса ООО «Трафт» в 2012-2014 гг., %

Актив 2012 2013 2014
1. Всего имущества, в том числе: 100,0 100,0 100,0
2. Основные средства и другие внеоборотные активы 43,4 39,4 37,1
2.1. Нематериальные активы 6,3 5,2 4,5
2.2. Основные средства 37,1 34,1 30,4
2.3. Отсроченные налоги 0,1 0,1 2,1
3. Оборотные средства 56,6 60,6 62,9
3.1. Запасы и затраты 29,0 35,1 33,4
3.2. Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения 3,6 3,6 3,3
3.3. Средства в расчетах 23,9 21,9 26,2
Пассив      
1.Всего источников средств предприятия; — в том числе: 100,0 100,0 100,0
2. Собственные средства предприятия 67,0 70,1 64,3
2.1. Наличие собственных оборотных средств 23,5 30,7 27,2
3. Заемные средства 33,0 29,9 35,7
3.1. Долгосрочные займы 0,0 0,0 0,0
3.2. Краткосрочные кредиты и займы 8,8 3,6 3,7
3.3. Кредиторская задолженность 24,2 26,3 32,1

 

Наибольшие сдвиги в структуре актива баланса предприятия в 2012-2014 гг. произошли в пользу оборотных активов — их доля выросла с 56,6% в 2012 г. до 62,9% в 2014 г. Соответственно, доля необоротных активов снизилась с 43,4% до 37,1% — главным образом за счет уменьшения доли основных средств — с 37,1% до 30,4%. Это произошло вследствие опережающего роста оборотных средств над ростом внеоборотных активов.

В структуре оборотных средств увеличилась доля в имуществе как ликвидных средств — в расчетах (с 23,9% до 26,2%), так и наименее ликвидных оборотных средств — запасов и затрат (с 29,0% в 2012 г. до 33,4% в 2014 г.), что объясняется их ростом в 2013-2014 гг. в абсолютном выражении.

В структуре пассива предприятия доля собственных средств предприятия снизилась с 67,0% в 2012 г. до 64,3% в 2014 г., соответственно выросла доля заемных средств.

Такие сдвиги произошли вследствие опережающего роста заемных средств над ростом собственных средств на протяжении 2012-2014 гг.

За этот период деятельности предприятия доля заемных средств возрастала преимущественно за счет  кредиторской задолженности — наблюдается увеличение ее доли в источниках имущества с 24,2% в 2012 г. до 32,1% в 2014 г. Кредиторская задолженность изменялась главным образом за счет кредиторской задолженности за товары, работы, услуги.

Таким образом, анализ имущественного состояния предприятия дает основания утверждать, что имущество за 3 года деятельности увеличилось  на 31,9 процента, вместе с тем возросла доля оборотных средств в имуществе — с 56,6% до 62,9%, и заемных средств — с 33,0% до 35,7%.

Так как собственных средств компании недостаточно для приобретения автотранспорта в собственность, целесообразно использовать внешние механизмы приобретения автотранспорта.

ООО «Трафт» может рассмотреть кредитные и лизинговые альтернативы приобретения автотранспорта.

Важным фактором развития рынка и поддержания покупательского спроса является кредитование. Среди тенденций рынка автокредитования в 2014 году эксперты называют развитие модели экспресс-кредитования в универсальных банках: универсальные банки стремятся к развитию модели экспресс-кредитования в своих программах для увеличения своей доли на рынке. Кроме этого, сейчас банки активно работают над повышением лояльности к клиентам с помощью таких инструментов, как:

— снижение минимального первоначального взноса в случае предоставления справки, подтверждающей доход;

— отмена единовременной комиссии;

— развитие программ с автопроизводителями;

— выход на рынок совместных программ китайских брендов;

— увеличение суммы кредита без подтверждения дохода.

Самыми распространенными программами автокредитования в банках-лидерах рынка являются Hyundai, KIA, VW, Audi, Mitsubishi.

Эксперты рынка считают, что структура рынка автокредитования будет меняться в сторону увеличения кредитов на подержанные автомобили.

Среди тенденций рынка автокредитования в 2015 году эксперты отмечают снижение темпов роста рынка автокредитования, причинами которого являются как снижение темпов роста автомобильного рынка в целом, так и недостаток ликвидности на кредитном рынке, рост просроченной задолженности. Банки будут искать новые целевые сегменты по направлению автокредитования, развивать специальные программы кредитования физических лиц под залог приобретаемых транспортных средств от автопроизводителей с пониженными годовыми процентными ставками.

Политика повышения процентных ставок продолжится и в дальнейшем, поскольку отсутствуют четкие перспективы развития экономики страны. К тому же колебания цен на нефть и курсов валют пока не дают оснований для оптимистичных прогнозов. С другой стороны, это не должно вызвать резкого падения кредитных продаж. По оценке агентства «Автостат», их доля от общего показателя рынка останется на уровне 40 – 45%. Одной из причин этого является тот факт, что многие автопроизводители предлагают собственные программы с достаточно гибкими условиями кредитования в сотрудничестве с ведущими банковскими структурами или через кэптивные банки.

Что касается прогнозов на 2015 год, то аналитики едины во мнении — роста авторынка в России не ожидается. Рынок легковых автомобилей в России останется на уровне 2014 года (2,5 млн. единиц), либо возможно его снижение на 5 – 8%. Оценки экспертов АМС лежат в диапазоне +1% или -5% вокруг медианы в 2,5 млн. продаж легковых и легких коммерческих автомобилей в 2015 году. Это означает, что рынок останется примерно на том же уровне, который был достигнут в прошедшем году.

Существенным критерием успешности для компаний будет ориентация бизнеса на оборудование, востребованное при текущих макроэкономических и внешнеполитических условиях. На 2015 год наибольшие надежды участники рынка возлагают на автолизинг, принимая во внимание ликвидность имущества. Лизинг легковых автомобилей может привлечь часть клиентов, отказавшихся от дорогих банковских автокредитов. Главным ресурсом для развития лизинга грузового транспорта и спецтехники являются инфраструктурные проекты, реализуемые за счет бюджетного финансирования.

Помимо мероприятий по снижению валютных рисков, лизингодатели вынуждены в 2015 году пересматривать продуктовые линейки: повышены требования к клиентам и допобеспечению, сокращается число видов оборудования по экспресс-продуктам, происходит переориентация на отечественных производителей, пересмотр региональных программ, ряд ранее разработанных пилотных проектов будет замораживаться. Сегодня нередко дилеры вынуждены пересматривать условия своих спецпрограмм, что также приводит к уменьшению количества совместных лизинговых продуктов.

Работа в текущих условиях идет в основном с постоянными клиентами, только немногие компании ставят планы по агрессивному привлечению клиентов от конкурентов. Количество компаний, желавших приобрести портфели других лизингодателей, снизилось, так как многие сегодня озабочены качеством собственного портфеля и нацелены на работу с проблемной задолженностью и повышение эффективности бизнес-процессов.

Наряду с кредитными механизмами реализации автотранспорта, во всем мире многие автопроизводители в своей структуре имеют организацию, которая предоставляет услуги финансирования на приобретение автомобилей данного производителя. В основном это либо банковские структуры, которые предоставляют кредиты на покупку автомобилей, либо лизинговые организации, предоставляющие услуги лизинга. Лизинг в экономическом смысле — это кредит, предоставляемый лизингополучателю в форме передаваемого в пользование имущества, который отличается от традиционной банковской ссуды.

Лизинг автомобильного транспорта является удобным и выгодным способом обновления корпоративного автопарка или приобретения автомобиля для индивидуального пользования без совершения больших единовременных расходов.

Лизинг как способ финансирования автомобильного транспорта сегодня имеет большую популярность, так как учитывает интересы как лизингополучателей, лизингодателей, так и производителей автотранспорта.

Рассмотрим основные причины, оказывающие влияние на выбор лизинговых услуг для лизингополучателей. Юридическим лицам использование лизинга целесообразно, для приобретения автотранспорта с распределением суммы расходов во времени. Одним из стимулирующих факторов является экономия на налоге на прибыль и на имущество. Также, не требуется дополнительных залогов, обеспечения (по сравнению с банковским кредитованием), лизинговые компании более лояльны и к финансовым показателям потенциального заемщика.

Таким образом, лизинг автомобильного транспорта для юридических лиц является более приемлемым, чем кредитование приобретения автотранспорта. Поэтому предприятия, работающие на российском рынке, увеличивают объемы приобретения транспорта в лизинг. Это также вызвано большим количеством услуг, которые предлагаются лизинговыми компаниями для клиентов, помимо основных — передачи автотранспорта в лизинг. Лизингодатели, кроме финансирования, предоставляют и другие услуги, например, по выкупу транспорта по окончанию срока лизинга, прохождению техосмотра, ведению учета по приобретаемым автомобилям.

Для поставщиков и автопроизводителей лизинг является одним из важных сбытовых каналов. С помощью лизинга поставщики могут значительно увеличить количество клиентов за счет компаний, не имеющих возможность отвлечения финансовых ресурсов на покупку транспорта. Лизингодатели стремятся к установлению партнерских отношений с крупными автопроизводителями.

При лизинге сами поставщики имеют заинтересованность в долгосрочном сотрудничестве с лизинговыми компаниями, предоставляя для них скидки до 10-15% при приобретении транспорта.

Это, в свою очередь, снижает стоимость сделки для конечных лизингополучателей. Сегодня имеются возможности для эффективного партнерства лизингодателей и поставщиков автотранспорта.

По договоренности лизинговыми компаниями может проводиться обучение персонала поставщика, предоставляются рекламные материалы, организуются совместные рекламно-маркетинговые акции. Например, сегодня на рынке имеются выгодные предложения для клиентов от автодилеров и лизингодателей, которые заключили соглашение:

  1. выгодные условия лизингового финансирования (невысоко удорожание, аванс или ежемесячный платеж).
  2. возможность получения сервисного обслуживания, технической помощи на дорогах, эвакуационные услуги в течение срока лизинга. Поставщики при этом получают дополнительный доход за счет сервиса транспорта.
  3. обмен автотранспорта на условиях «trade-in».
  4. обратный выкуп («buy-back») транспорта, который позволяет клиентам уменьшить ежемесячные платежи по договору, дает возможность регулярного обновления транспорта.

В число основных тенденций развития автолизинга в РФ сегодня входят:

— увеличение конкуренции среди лизинговых компаний по автомобильному транспорту;

— совершенствование лизинговых продуктов, популярность набирает оперативный лизинг;

— значительно улучшаются условия для компаний малого и среднего бизнеса, предпринимателей;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

— рост экспресс-лизинга.

Рассмотрим эти тенденции подробнее.

Рост конкуренции в сегменте лизинга автомобильного транспорта приводит к стабильному уровню ставок по финансированию лизингодателей, смещая конкурентную борьбу в другие сферы.

Лизингодатели сегодня конкурируют по скорости рассмотрения потенциальных заявок, так как большое количество клиентов в лизинге автомобильного транспорта являются средними и малыми предприятиями, работающими с высокой рентабельностью, и неделя простоя имеет для них значение.

С целью ускорения рассмотрения потенциальных заявок и заключения сделок лизингодатели, при работе с розницей, используют комплексные автоматизированные системы управления, скоринговые системы для оценки лизингополучателей на базе статистики предыдущих сделок. Сегодня многие лизингодатели предоставляют ответы по заявкам в течении нескольких часов. Поэтому имеется возможность оперативного сравнения размеров предоставляемых скидок, размера аванса, сроков лизинга.

В связи с ухудшением экономической ситуации сегодня лизингодателям иногда не удается предложить скидки на конкретный транспорт. В ходе исследования, проведенного компанией «Новые Маркетинговые решения», выяснилось, что большинство лизингодателей (18 из 30) не могут предложить скидки. Еще 4 компании предлагали скидки на транспорт других автопроизводителей (не на ту марку по запросу лизингополучателей). Шесть компаний были готовы к предоставлению скидки, но реальные скидки были предложены только 2 компаниями. Таким образом, две трети опрошенных лизинговых компаний не предлагают скидок, и только 7% опрошенных реально предложили ценовые уступки.

Развитие рынка лизинга сегодня связывают с развитием оперативного лизинга, сущность которого в том, что автотранспорт передается получателю на срок, меньший срока амортизации. В РФ оперативный лизинг приравнен к обычной аренде, поэтому на практике сделки по операционному лизингу происходит по следующей схеме. Предмет лизинга передается получателю (обычно на срок более 6 месяцев) по договору финансовой аренды (с использованием налоговых льгот).

После возврата предмета лизинговой компании, он передается другому лизингополучателю, но на условиях обычной аренды. Существуют специализированные компании, занимающиеся только оперативным лизингом, передавая транспорт на условиях аренды.

По мнению лизингодателей, для лизингополучателей при использовании оперативного лизинга эффективной является возможности регулярного обновления основных средств, не думая о последующей продаже устаревшего автотранспорта. В перспективе важным преимуществом операционного лизинга является его способность формировать обширный, ликвидный вторичный рынок автотранспорта, что повышает эффективность и финансового лизинга, так как при изъятии транспорта у неплатежеспособных клиентов, лизингодателям легче реализовать транспорт на вторичном рынке, передать в операционный лизинг, покрыв таким образом собственные убытки.

По данным исследования рынка компании «Новые Маркетинговые решения», текущая рыночная ситуация в лизинге автомобильного транспорта благоприятна для небольших компаний, предпринимателей.

Сегодня можно отметить большую долю малого и среднего бизнеса (МСБ) среди лизингополучателей автотехники: около 80% дорожных и коммунальных организаций, клиентов по специальным лизинговым программам относятся к МСБ. Для этих клиентов лизинг является практически единственным способом финансирования.

В сегменте лизинга автомобильного транспорта интерес также представляют экспресс-продукты или услуги экспресс-лизинга, то есть возможность взять транспорт в лизинг по ускоренным срокам с минимальным набором пакета документов. Исследование, проведенное компанией «Новые Маркетинговые Решения», показало, что сегодня экспресс-лизинга для новых клиентов применяют около двух третей компаний.

При анализе программ экспресс-лизинга разных лизингодателей, можно выделить следующие сходства: срок рассмотрения — 3-4 дня; предоставление минимального пакета документов, не требующих нотариального заверения; упрощенный финансовый анализ потенциальных клиентов.

По прогнозу RAEX, сегмент-лидер прошлого года – автолизинг – на фоне удорожания автомобилей и спада автопродаж продемонстрирует нулевые темпы прироста. Прочие сегменты рынка сократятся на 16%. В пользу пессимистичного сценария выступает падение инвестиций в основной капитал, высокая стоимость заемных средств, волатильность курса национальной валюты и общее ухудшение макроэкономических условий в сочетании с высокими внешнеполитическими рисками. «Эксперт РА» (RAEX) рассматривает пессимистичный прогноз как базовый. Реализация данного прогноза наиболее вероятна в случае снижения ВВП России в 2015 году на 1–3%, при этом, по ожиданиям агентства, волатильность курса рубля будет в пределах 60–65 рублей за доллар, а ключевая ставка ЦБ РФ составит порядка 13% из-за высокой инфляции (не менее 13–15%).

Позитивный прогноз подразумевает сокращение объема нового бизнеса на 10%, при этом его объем составит не менее 610 млрд рублей. В этом случае предполагается сокращение сегмента ж/д техники на 30%, авиализинга – на 20%, прочих сегментов – суммарно на 8%. Рост автолизинга может составить не менее 5%. Реализация позитивного прогноза, по мнению агентства, возможна при незначительном падении реального ВВП (не более 1%), укреплении рубля до 55 рублей за доллар, снижении инфляции со 2 полугодия до 10–12% и, как следствие, понижении ключевой ставки Банком России ниже 13%.

Таким образом, лизинговое финансирование основных средств, в том числе автомобильного транспорта, продолжает развиваться, существует улучшение условий лизингового финансирования, увеличиваются возможности традиционных видов лизинга (оперативного), развиваются новые виды (экспресс-лизинг).

По итогам второй главы можно сделать следующие выводы.

База исследования, компания ООО «Трафт», осуществляет производственно-хозяйственную деятельность на рынке автомобильных перевозок.

Проведенный анализ имущественного состояния ООО «Трафт» показал, что за три года деятельности (2012-2014 гг.) увеличение имущества предприятия на 1364,8 тыс. руб. (на 31,9%) состоялось главным образом за счет оборотных средств — на 1132,0 тыс. руб. (46,7 процента), в том числе запасы и затраты возросли на 644,1 тыс. руб. (51,8%), средства в расчетах — на 455,1 тыс. руб. (44,5%), денежные средства — на 32,8 тыс. руб. (21,0%).

За период 2012-2014 годов увеличение источников имущества предприятия состоялось за счет  заемных средств предприятия — на 603,1 тыс. руб. (на 42,6%), что снижает независимость предприятия. Собственные средства предприятия увеличились на 761,7 тыс. руб. — на 26,6%.

Проведенный анализ прибыльности предприятия выявил: за 3 года деятельности предприятия ООО «Трафт» чистая прибыль сократилась с 348,6 тыс. руб. в 2012 году до 290,6 тыс. руб. в 2014 году, несмотря на увеличение чистой выручки от реализации на 4190,2 тыс. руб. (на 42,6%).

Соответственно большинство показателей рентабельности за 3 года деятельности уменьшились.

В связи с ростом объемов перевозок, у ООО «Трафт» возникла необходимость расширения автопарка транспортных средств. Так как собственных средств компании недостаточно для приобретения автотранспорта в собственность, целесообразно использовать лизинговые механизмы приобретения автотранспорта.


ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИЗИНГА

3.1. Предложения по улучшению финансирования деятельности предприятия

В настоящее время, в связи с ростом объемов перевозок, у ООО «Трафт» возникла необходимость расширения автопарка транспортных средств.

Так как собственных средств компании недостаточно для приобретения автотранспорта в собственность, нужно использовать для приобретения автотранспорта лизинговое финансирование.

В качестве лизингодателя будет выступать компания «Фольксваген Финансовые Услуги РУС».

ООО «Фольксваген Финансовые Услуги РУС») работает на российском рынке с 2003 года и является подразделением Volkswagen Financial Services AG – одной из крупнейших международных компаний, специализирующейся на финансовых услугах для автомобильного рынка. Volkswagen Financial Services уже более 50 лет оказывает финансовые услуги, включая  лизинг, оперативный лизинг, кредит и страхование, в более чем 35 странах мира. За это время были накоплены специальные знания, созданы прогрессивные технологии и собственные ноу-хау, которые уже сегодня мы используем и в России.

Volkswagen Financial Services RUS работает с марками, входящими в концерн Volkswagen AG: Volkswagen, Audi, SKODA.

ООО «Фольксваген Финансовые Услуги РУС» работает с предприятиями всех сфер экономики и предоставляет высококачественное обслуживание с учетом индивидуальных потребностей организации. Многие лизинговые проекты Группы компаний «Фольксваген Финансовые Услуги РУС» являются социально значимыми не только в масштабах Москвы, Санкт-Петербурга, но и всей России.

Основным приоритетом является оказание и поддержание высокого уровня обслуживания клиентов. В 2012 году компания провела исследование лояльности и удовлетворенности клиентов по всей России. Результаты исследования в очередной раз подтвердили положительное отношение клиентов к Группе компаний «Фольксваген Финансовые Услуги РУС». Особенно клиенты отметили стабильность, надежность, исключительную репутацию компании на рынке, а также высокий профессионализм сотрудников по работе с клиентами.

Большая часть лизинговых проектов финансируется за счет собственных средств, что позволяет иметь дополнительную гарантию надежности завершения проекта.

ООО «Фольксваген Финансовые Услуги РУС» активно сотрудничает как с крупнейшими российскими, так и с зарубежными финансовыми институтами.[8]

Привлеченные иностранные кредиты позволяют лизинговой компании снизить стоимость заимствований, и тем самым стоимость лизингового финансирования. Этой же цели способствует и кредитование в иностранных банках под гарантии экспортных агентств, что практикуется лизинговыми компаниями Группы в случае приобретения Клиентами импортного оборудования у производителя.

Приобретая автомобиль по программе  Volkswagen Leasing, клинты не только экономят средства компании, но и получают высокий уровень компетентного сервиса, основанного на многолетнем мировом опыте финансового подразделения концерна «Фольксваген».

Основные условия лизингового финансирования ООО «Фольксваген Финансовые Услуги РУС»:

— финансовое решение напрямую от автопроизводителя;

— аванс и удорожание – от 0%;

— гибкий срок лизинга;

— оперативное принятие решения;

— минимальный набор документов;

— лизинг с остаточной стоимостью позволяет значительно снизить ежемесячные платежи. Это реальная возможность приобрести автомобиль более высокого класса в рамках фиксированного корпоративного бюджета;

— включение в ежемесячные платежи (по желанию клиента) страхования, регистрации, транспортного налога, а также любого дополнительного оборудования;

— отсутствие комиссий, навязывания дополнительных услуг, страховых компаний и других расходов, ведущих к скрытому удорожанию лизинга.

Программа Volkswagen Leasing осуществляется в рублях и предоставляет следующие дополнительные преимущества:

— платежи по договору лизинга осуществляются в рублях, как и основные поступления от бизнеса в РФ;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

— платежи в рублях фиксированы на весь срок лизинга, клиенты не несут валютных рисков (нет привязки лизинговых платежей к другой валюте);

— отсутствуют расходы на конвертацию валюты в рубли.

Финансовые услуги лизинга автомобилей предоставляются собственным финансовым подразделением концерна – Volkswagen Group Finanz. Программа разработана и реализуется при непосредственном участии и под контролем концерна Volkswagen AG.

Финансовые продукты VWGF созданы для обеспечения покупателей автомобилей Volkswagen, Audi и Skoda наиболее легким и доступным финансированием. Для клиентов разработаны наиболее выгодные условия приобретения в лизинг автомобилей Концерна: скидки на автомобили и доступное западное финансирование снижают размеры лизинговых платежей, а на некоторые автомобили удорожание при лизинге равно нулю.

При использовании классической схемы лизинга вся сумма финансирования погашается за срок лизинга. Отличительная особенность лизинга с остаточной стоимостью – использование остаточных стоимостей, которые существенно уменьшают ежемесячные платежи и дают возможность приобретения автомобиля более высокого класса в рамках фиксированного корпоративного бюджета.

По истечении договора лизинга у клиента ООО «Фольксваген Финансовые Услуги РУС»  есть три варианта:

— дальнейшее финансирование;

— покупка автомобиля по цене последнего платежа;

— возврат автомобиля дилеру (при превышении стоимости автомобиля по системе trade-in над последним платежом клиент получает эту разницу, идущую в зачет стоимости следующего автомобиля).

В практике ООО «Фольксваген Финансовые Услуги РУС» возможно оформление лизинга в автосалоне:

— клиент производит выбор автомобиля требуемой комплектации, заполняет простую форму заявки и передает ее менеджеру в автосалоне;

— получение предложения: менеджер автосалона производит все необходимые расчеты и на территории автосалона делает коммерческое предложение, после принятия которого, клиент предоставляет упрощенный набор документов;

— оформление договора: после предоставления документов оформляется договор лизинга, после подписания которого клиент получает выбранный автомобиль.

К преимуществам лизинга по сравнению с кредитом (прямой покупкой) ООО «Фольксваген Финансовые Услуги РУС» относит:

— применение механизма ускоренной амортизации снижает базу по налогу на прибыль и налогу на имущество;

— на себестоимость при кредите относятся только банковский процент, при лизинге – весь лизинговый платеж;

— лизинговая сделка не отражается в балансе лизингополучателя как заемный капитал – не снижается возможность получения займов и кредитов;

— оборудование на протяжение срока лизинга – собственность лизинговой компании (защита от рейдерства);

— приобретая оборудование за счет собственных средств, потенциальный клиент выводит их из оборота, что является недополученной прибылью.

В целом, ООО «Фольксваген Финансовые Услуги РУС» строит свою работу с российскими и зарубежными инвестиционными институтами на основе доверия и долговременного взаимовыгодного сотрудничества.

Для осуществления проекта лизинга автотранспорта, ООО «Трафт» планирует осуществить инвестицию в объеме 6384,0 тыс. руб., при этом авансовый платеж составит 30 процентов (1915,2 тыс. руб.), который будет внесен за счет собственных финансовых ресурсов.

Основная часть финансовых ресурсов инвестируется в 5 автомобилей (типа «Фольксваген Крафтер»), стоимость каждого их которых составляет 1276,8 тыс. руб.

Срок лизинга составляет 3 года, лизинговые платежи осуществляются ежемесячно.

Процентная ставка лизинговой компании с учетом комиссионных составляет 10 процентов годовых.

Срок амортизации транспортных средств составляет 10 лет.

Компания ООО «Трафт» рассчитывает получить минимальную отдачу на вложенные финансовые ресурсы в размере 10%.

Проведем расчет лизинговых платежей.

Стоимость лизингового имущества (автотранспорта) за вычетом лизингового платежа составит 4468,8 тыс. руб.

Построим таблицу платежей при заданных условиях лизинговой сделки (табл. 7).

При увеличении парка автотранспорта, увеличение объема реализации ООО «Трафт» в первый год проекта планируется на уровне 50%, второй год – 30%, третий год – 20%.

Увеличение затрат, за счет долгосрочных договоров, планируется на уровне 30, 10, 5 процентов соответственно.

Таблица 7. График лизинговых платежей, тыс. руб.

Год 1 Год 2 Год 3
месяц платеж месяц платеж месяц платеж
1 130,6 1 130,6 1 130,6
2 130,6 2 130,6 2 130,6
3 130,6 3 130,6 3 130,6
4 130,6 4 130,6 4 130,6
5 130,6 5 130,6 5 130,6
6 130,6 6 130,6 6 130,6
7 130,6 7 130,6 7 130,6
8 130,6 8 130,6 8 130,6
9 130,6 9 130,6 9 130,6
10 130,6 10 130,6 10 130,6
11 130,6 11 130,6 11 130,6
12 130,6 12 130,6 12 130,6
всего 1567,4   1567,4   1567,4
Итого         4702,2

 

Тогда можно построить прогноз прибыли по проекту (табл. 8).

Таблица 8. Прогноз прибыли до амортизации, процентных платежей и налога на прибыль, тыс. руб.

Показатели   Годы  
  1 2 3
1. Валовый доход от реализации – всего 22290,0 28977,0 34772,4
2. Сумма текущих расходов (полная себестоимость) — всего 16094,4 17703,8 18589,0
3. Налоговые платежи, включаемые в цену (НДС) – всего (18% от валового дохода) 4012,2 5215,9 6259,0
4. Валовая прибыль до амортизации, уплаты процентов и налога на прибыль (стр. 1- ст. 2 — стр. 3) 2183,4 6057,3 9924,3

 

Данным значениям лизинговых платежей и валовой прибыли будет соответствовать следующий прогноз денежных потоков (таблица 9).

Общая сумма лизинговых платежей по проекту составит 6384,0 тыс. руб., из которых авансовый платеж составит 30 процентов (1915,2 тыс. руб.), который будет внесен за счет собственных финансовых ресурсов.

Таблица 9. Прогноз денежных потоков при осуществлении проекта, руб.

Показатели   Годы  
  1 2 3
Валовая прибыль до амортизации, процентов и налогов 2183,4 6057,3 9924,3
минус лизинговые платежи 1567,4 1567,4 1567,4
минус амортизация 541,0 541,0 541,0
минус транспортный налог 5,3 5,3 5,3
Чистая прибыль до налога на прибыль 69,7 3943,6 7810,6
Чистая прибыль после уплаты налога на прибыль 55,8 3154,9 6248,5
плюс амортизация 541,0 541,0 541,0
Чистые денежные потоки 596,8 3695,9 6789,5

 

Оставшаяся часть в сумме 4702,2 тыс. руб. будет выплачена лизинговой компании в течении 3 лет – срока лизинга, при этом лизинговые платежи осуществляются ежемесячно.

Основная часть финансовых ресурсов инвестируется в 5 автомобилей, стоимость каждого их которых составляет 1276,8 тыс. руб.

В качестве лизингодателя по проекту выступает компания «Фольксваген Финансовые Услуги РУС», работающая на российском рынке с 2003 года.

Практические расчеты по оценке эффективности проекта проведем в следующем параграфе.


Страницы:   1   2   3   4


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!