Скоро защита?
Меню Услуги

Лоббизм в органах законодательной власти современной России: субъекты технологии, проблемы и перспективы на примере Московской городской Думы. Часть 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы 1 2 3


ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ЛОББИЗМА И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ЦИВИЛИЗОВАННОГО РАЗВИТИЯ В ОРГАНАХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

3.1. Анализ основных барьеров в реализации лоббистской деятельности в государственных органах

Как любое социально-правовое явление, лоббизм имеет сложный многогранный характер. Многоаспектность лоббистской деятельности создает такие условия, в рамках которых очень трудно ограничить ее воздействие на управленческие структуры.
Посредством лоббистской деятельности оказывается давление на представителей органов исполнительной и законодательной власти в ситуациях, когда они должны рассматривать вопросы, входящие в сферу интересов тех или иных общественных групп. Представители разнообразных социальных образований пытаются влиять на решения, принимаемые органами государственного управления, чтобы создать наиболее приемлемые условия реализации конкретных предпочтений.
Лоббистская деятельность во многом носит характер опосредования связей между рядовыми гражданами того или иного государства, различными организациями и органами государственной власти, местного самоуправления. С этой точки зрения лоббизм должен присутствовать в реалиях общественной жизни как необходимый элемент взаимодействия между государством в лице органов исполнительной, законодательной власти и широкими слоями современного общества.
Лоббизм, при урегулировании его в правовом поле, может быть эффективным механизмом, влияющим на создание каналов реализации общественных интересов. Формирование правовых подходов к столь сложным социально-политическим явлениям как лоббирование экономических, политических, национальных, культурных, социальных интересов различных групп российского общества, создает необходимое основание для узаконивания реализации в управленческой деятельности разнонаправленных устремлений, характерных для нашего многонационального народа.
Кроме того, принятие на государственном уровне законов, регулирующих лоббирование как процесс, свойственный современному развитому демократическому обществу, позволяет в значительной степени сузить коррупционные проявления, которые имеют достаточно широкий характер в современной системе управления.
В развитых странах мира органы государственной власти формируются путем проведения процедур демократического характера, которые закреплены в нормативно-правовых актах. Естественно, что лоббистские проявления интересов различных социальных общностей должны тем или иным образом воплощаться в результатах образования конкретного состава государственных органов управления, а также на муниципальном уровне при формировании органов местного самоуправления .
Лоббирование, осуществляемое в соответствии с требованиями законодательства, отражает разнохарактерность устремлений тех или иных социальных групп общества.
В период деятельности органов государственной власти и местного самоуправления принимается множество решений по различным проблемам, существенно затрагивающим основные аспекты удовлетворения отдельных интересов представителей разных социальных слоев.
Однако, как отмечает в своем исследовании С.И. Крамченков: «лоббизм стал проявлением не общественной, в широком смысле слова, потребности в согласовании интересов общества и власти, а в своем узком проявлении – выражении частного интереса замкнутого круга заинтересованных групп, в большей степени представляющих крупный финансовый и промышленный капитал» .
Учет интересов различных представительных общностей является необходимым элементом эффективности деятельности всей системы государственного управления. Однако при осуществлении властных функций органы государства не могут преимущественно ориентироваться на узко выраженные и конкретно обозначенные устремления отдельных небольших групп населения, которые существенно не совпадают с интересами более широких масс общества.
Органы власти не могут предоставлять существенные преференции в рамках выполнения функций государственного управления преимущественно тем или иным представителем отдельных социальных образований. Вышеназванное явление самым отрицательным образом будет сказываться на развитии общества как сложной единой целостной системы.
Лоббистская деятельность в настоящий период времени существенно отражается на гармонизации законных интересов различных слоев, групп населения и создает условия для нарушения их взаимосвязанности и баланса. Указанный аспект негативно влияет на выработку объективно необходимых решений для разрешения тех или иных проблем, носящих острый характер, для отдельно взятых социальных общностей. Разбалансировка интересов вследствие лоббирования подходов к значимости конкретных вопросов, приводит к снижению эффективности государственного управления и нерационального расходования финансовых и материальных ресурсов при осуществлении программ экономического, социального, культурного, национального развития государства.
Лоббистская деятельность в тех государствах, где она не урегулирована законодательными актами, обостряет очень актуальную проблему, свойственную современному обществу – правового нигилизма, что негативно влияет на развитость правовой культуры населения и приводит к отрицательным последствиям.
С.П. Сиротенко отмечает, что в настоящее время «теневой, скрытый от общественности, а потому и неконтролируемый лоббизм, порождает разного рода злоупотребления и коррупцию в органах власти, приводит к нарушениям признаков демократии в государстве» .
Лоббистская деятельность может приводить к тому, что формируется противозаконный характер сочетания интересов различных коммерческих структур и органов государственного и муниципального управления. В результате чего преимуществом пользуются не те частные организации, которые могут принести объективно положительные результаты для широких слоев населения, а те организационные структуры, которые теснее взаимодействуют с представителями органов государственной власти и местного самоуправления.
Лоббирование, не урегулированное нормами права, непосредственно влияет на уровень такого антисоциального явления как коррупция. Преференции, предоставляемые властными структурами отдельным субъектам, стимулируют увеличение негативного воздействия со стороны заинтересованных организаций и лиц, на принятие решений в разных сферах жизнедеятельности общества, и, тем самым, способствуют процессам деформации реализации конкретных интересов, затрагивающих значительные по своей численности слои общества.
Лоббистская деятельность, которая проистекает вне рамок правового поля, способствует росту теневой экономики и формированию социально- политических рычагов воздействия на систему публичного управления.
Лоббирование негативно сказывается на самом характере отношений, складывающемся между государственными органами власти, органами местного самоуправления и различными коммерческими и некоммерческими структурами в рамках их функционирования.
Лоббизм как рычаг воздействия общества на принятие конкретных решений, может придавать дополнительную значимость результатам управленческой деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления в конкретных социально-политических условиях. Лоббирование часто подталкивает органы управления к разрешению проблем, имеющих не только узкогрупповое значение, но и актуальных для большинства населения.
С учетом изложенного, перед законодательными органами власти большинства государств стоит острая проблема разработки эффективных правовых положений, касающихся лоббистской деятельности.
Лоббизм должен иметь четко определенные границы воздействия на осуществление функций органов государственной власти и местного самоуправления, так как отсутствие таких границ может приводить к усилению негативных социально-политических аспектов управления делами обществом со стороны государства.
Исходя из этого, можно выделить несколько аспектов, указывающих на направленность конкретных правовых подходов для регулирования законодательством лоббистской деятельности в условиях развития рыночных механизмов. При правовом регулировании следует определить границы, устанавливаемые нормативно-правовыми актами, для создания эффективного механизма воздействия на процессы принятия управленческих решений.
Учитывая, что лоббистская деятельность часто носит спонтанный, неорганизованный характер, при выработке положений правового порядка, направленных на формирование ясно обозначенных подходов со стороны государства к столь разноплановому институту, следует четко установить основания, приводящие к возникновению явления лоббизма. Данная позиция будет способствовать оценке заранее прогнозируемым ситуациям, ведущим к проявлениям лоббистской деятельности.
Кроме того, при разработке правовых механизмов регулирования лоббизма необходимо найти оптимальные методы учета групповых интересов с основными направлениями государственной деятельности в сфере управления делами.
На наш взгляд, четкое закрепление в законодательстве всех основных характерных черт лоббизма позволит государству объективно ориентироваться в том, какие интересы общества должны быть в первую очередь удовлетворены при осуществлении управленческой деятельности, и какие групповые устремления существенно противоречат основным целям и задачам, решаемым государствами на современном сложном этапе его развития.
На основании изложенного следует отметить, что лоббизм как сложное социально-политическое явление объективно присутствует в повседневной жизнедеятельности общества. Его можно рассматривать как с позиций негативного отношения к данному явлению в управленческой деятельности государственных структур, так и с позиций позитивной оценки указанных процессов в рамках осуществления властных функций государственными органами. Безусловно, неурегулированность правовых аспектов лоббистской деятельности отрицательно отражается на многообразных социально-политических сторонах развития государства, и приводит к многочисленным проявлениям коррупционного характера, которые искажают основные направления формирования гражданского общества. Кроме того, несовершенство законодательства, касающееся процессов взаимодействия общества и государственных структур управления, не позволяет в полной степени учитывать и удовлетворять насущные интересы конкретных социальных слоев и групп населения.
Правовое регулирование столь сложного явления как лоббизм позволяет формировать такой уровень политической культуры общества, который предопределяет использование позитивных аспектов лоббистской деятельности на государственное управление с целью достижения положительных социально-экономических результатов, удовлетворяющих разнообразные слои населения.
Правовые элементы политической культуры на современном этапе развития гармонично включают в себя процессы лоббирования как своеобразного рычага, используемого в сочетании разнонаправленных интересов представителей гражданского общества.

 

3.2. Модель совершенствования лоббистской деятельности Московской городской Думы

Для того, чтобы лоббизм приносил пользу в большей степени всему обществу, необходимы соответствующие условия: реальное действие демократических институтов и норм, экономическая и политическая стабильность, свобода средств массовой информации, устойчивое гражданское общество и т.д. Только при наличии данного набора факторов расширяются шансы на использование лоббизма в общественных интересах, он начинает «работать» в общесоциальных (общечеловеческих) режимах.
В условиях же экономического, политического и духовного кризиса, переходных периодов, непредсказуемости, когда каждый слой, класс, группа стремятся «урвать» именно сейчас, лоббизм выходит из цивилизованных рамок, «берегов» и приобретает больше минусов, чем плюсов.
В связи с тем, что лоббизм имеет такой широкий «веер» возможных последствий, он, безусловно, нуждается в упорядочении, юридическом оформлении. Общество и государство должны совместно участвовать в налаживании механизмов трансформации негативных моментов лоббирования в позитивные, в использовании эффективных инструментов минимизации вредных последствий лоббизма и в наращивании позитивных, в утверждении цивилизованных его начал.
Таким образом, говоря о средствах и целях регулирования лоббистской деятельности в указанном контексте, необходимо затронуть два аспекта:
— пределы правового регулирования;
— «стихийность» лоббистской деятельности и вопрос планирования и прогнозирования ее динамики.
В силу того, что лоббизм затрагивает многие институты гражданского общества и правового государства, воздействие должно носить лишь упорядочивающий характер, никоим образом не ущемляя прав, законных интересов, как отдельных граждан, так и юридических лиц, различных финансово-промышленных групп, ассоциаций и т.д., какими бы финансовыми и экономическими ресурсами не обладали последние.
Говоря о стихийности лоббистской деятельности и вопросе планирования и прогнозирования ее динамики, следует обратить внимание на следующее. Так как осознание субъективного интереса различными заинтересованными лицами также может носить спонтанный характер, то важно хотя бы предвидеть те изменения в общественно-политической, правовой действительности государства, которые могут спровоцировать «активизацию» групп давления, и заранее расставить необходимые приоритеты взаимодействия с лоббистами.
Необходимо, на наш взгляд, подчеркнуть и следующее: чтобы эффективно регулировать лоббизм и его проявления, оптимизировать влияние лоббистских сил на правовую политику и правовую жизнь общества, необходимо на законодательном уровне сформировать саму концепцию лоббизма, определить сущностные признаки, функции этого института, а затем уже говорить о возможных методах его регулирования.
Московская городская Дума представляет собой много-институциональный объект лоббирования. Структурными элементами приложения усилий лоббистского давления служат как представители депутатского корпуса, так и сотрудники аппарата Мосгордумы.
Деятельность лоббистов в законодательном процессе возможна на разных стадиях подготовки законопроекта, однако наибольшая вероятность повлиять на процесс прохождения законопроекта предоставляется в ходе первого чтения: При этом следует отметить, что процедура по отстаиванию интересов отдельных граждан отличается малой степенью проработанности.
Различные экспертные круги сходятся в запросе на дальнейшую качественную трансформацию работы Московской городской Думы, в том числе:
— повышение качества проработки законопроектов;
— признание некорректности наиболее резонансных ранее принятых законов (проектов) и внесение в них изменений;
— ограничение манёвра для популизма, переход от социальной риторики к поиску баланса;
— развитие площадки для выработки компромиссов, поиска интегрированных решений;
— снижение отраслевого и ведомственного лоббизма, расширение дискуссионной площадки, открытости инициативам извне.
Также существует запрос на формирование новых социальных лифтов, которые могут повысить качество управления. Для этого необходимо:
— повышение уровня экспертизы, возможно, за счет более широкого привлечения советов, опоры на отраслевую экспертизу;
— признание принципиальной сложности общества и высокой скорости его изменения, отсутствия универсальных критериев;
— выработка вместо идеи общего блага системы приоритетов: здоровье населения или наполнение бюджета; политический контроль, национальная безопасность или развитие IT? Они формируют платформу для дальнейших действий.
Таким образом, модель совершенствованной Московской городской Думы, как образца парламентаризма, представляется в виде системы, включающую в себя комплекс институтов и инфраструктур. К ним относятся: некоммерческие организации в роли мозговых центров, где готовятся законопроекты, школы подготовки политических кадров, присутствие в СМИ (федеральных и региональных). Дума должна представлять собой универсальную коммуникационную площадку, на которой выработка решений проводится на основе дискуссии с привлечением всех заинтересованных сторон.
Оздоровление законодательства видится во внесении корректив в наиболее резонансные ранее принятые инициатив.
Институциональную позитизированность Думы мы видим во внутренней полемике комиссий, во внедрении широких оппозиционных кругов, преодолении партийной монополии. Принятие законов должно быть с использованием современных приёмов обратной связи.

3.3.Оценка эффективности реализации комплекса мероприятий по совершенствованию лоббистской деятельности
Московской городской Думы

Оценку эффективности реализации комплекса мероприятий по совершенствованию лоббистской деятельности Московской городской Думы целесообразно провести с позиций ее социальной эффективности.
Полагаем, что осуществление правового регулирования лоббизма должно преследовать следующие цели.
— найти цивилизованные рамки, пути, методы и способы взаимодействия заинтересованных групп и самых разных субъектов правоотношений с органами государственной власти всех уровней, что позволит действительно эффективно использовать функции лоббизма в общегосударственных интересах;
— «закрепить» лоббизм в качестве неотъемлемого института, а также своеобразной гарантии средства осуществления эффективной правовой политики в государстве;
— «открыть» те «теневые проявления» лоббизма, которые и создают предвзятое к нему отношение, как со стороны чиновников, так и простых граждан. Создать правовые гарантии заинтересованным группам в случае следования ими определенным, установленным правилам игры в обмен на открытость тех целей, которые действительно стоят за принятием того или иного законопроекта, тех интересов, которые на самом деле и отстаиваются;
— установить пределы влиянию групп давления на принятие тех решений, вся ценность которых и заключается в их беспристрастности и объективности;
— создать равные условия различным заинтересованным группам при отстаивании интересов. Понятно, никто не сможет заставить кого-либо использовать нормированные ресурсы, тождественные средства и т.д. Но предпосылки к возможностям выхода на различные уровни власти при выполнении ряда предлагаемых законодателем условий должны быть равными в принципе для всех;
— создать эффективные стимулы, которые бы: 1) поощряли тех, кто пользуется установленными и прописанными способами взаимоотношений с властью. Виды «поощрений» могут быть самыми разнообразными: от упрощения прохождения различных процедур, до получения доступа к необходимой информации; 2) делали бы выгодным для самих групп давления подчинение требованиям «цивилизованных» взаимоотношений;
— организовать учет и системную, аналитическую обработку информации, которая базируется на анализе обращений граждан, опросах общественного мнения, проводимых конференциях с заранее известным подтекстом и т.д. Указанная информация представит картину не только того, что же волнует граждан, какие проблемы наиболее остро стоят перед отдельными социальными группами, но и того, как реагируют компетентные государственные органы на те или иные запросы, ходатайства, какие дают поручения исходя из каждой конкретной ситуации.
Эффективная реализация комплекса мероприятий по совершенствованию лоббистской деятельности Московской городской Думы опосредует практически все сферы юридической действительности, поэтому лоббизм, будучи сложным политико–правовым явлением, нуждается именно во всестороннем, концептуальном регулировании, расставляющем правильные ориентиры, вырабатывающем надлежащие и оптимальные юридические конструкции и, главное, использующем разнообразный и действенный набор правовых средств на пути достижения социально-полезных целей.
Однако надо иметь в виду, что в связи с тем, что власть объективно не в состоянии удовлетворить одновременно все запросы сразу, возникает проблема очередности, приоритета осуществления тех или иных законных интересов. Отсюда закономерно стремление различных групп и слоев общества воздействовать на государство.
Размеры лоббизма в современной России не имеют аналогов в мире. В условиях неразвитости политико-правовой системы
и несовершенства законодательной власти лоббизм становится основной формой представительства интересов, но при этом находится «за бортом» внимания государственных органов, прессы, общественности и закона.
К сожалению, механизм взаимодействия общества и власти в процессе принятия политических решений сегодня не публичен и хаотичен; каналы влияния на органы государственной власти монополизированы сильнейшими группами давления, а целый ряд общественных движений и организаций не имеют возможности донести свои интересы.
Правовое регулирование лоббистской деятельности позволит усовершенствовать механизмы политико-правового института и «поставить» его на службу интересам общества, государственных органов власти в том числе.
Для полноценного же правового регулирования лоббизма необходим специальный закон. Именно в нем можно будет установить разнообразные юридические средства, упорядочивающие лоббистские процессы. В новом законе о регулировании лоббизма нужно определить механизмы и процедуру возможного участия лоббистов в принятии решений органами государственной власти. При этом следует учитывать, что бюрократизация этого процесса может только навредить, а недостаточное регулирование лоббистской деятельности способно привести к исключительно теневому или коррумпированному лоббированию.
Принимать подобный закон необходимо в пакете с другими связанными с ним актами, прежде всего с актами о борьбе с коррупцией.
Только совокупность нормативных актов, комплексный подход и последовательность могут способствовать формированию гражданского общества, созданию демократических институтов в России и вместе с тем разрешению политических проблем в сфере лоббизма.
В законе о регулировании лоббизма целесообразно закрепить ряд положений, должных стать неотъемлемыми принципами российской политики. К их числу можно отнести:
— отделение частной предпринимательской деятельности от государства, жесткий контроль за ее автономностью;
— обеспечение гласности и прозрачности процесса распределения дотаций, кредитов, лицензий и льгот, предоставляемых государством корпорациям и предприятиям;
— взаимодействие федерального правительства исключительно с легитимными структурами, зарегистрированными Министерством юстиции России и делегирующими соответствующие полномочия своим лидерам.
Такие законопроекты, как закон о лоббизме, который делает более открытым лоббирование и предлагает иную модель взаимодействия групп интересов и государства. Закон о регулировании лоббизма позволяет заложить в основу деятельности лоббистских организаций, представляющих интересы корпораций, коммерческих предприятий и фирм, определенные этические принципы, нормы, правила и традиции, регламентировать их деятельность, в то же время он дает большую возможность группам граждан вступать во взаимодействие с властью, реально влиять на процесс принятия решений.

Подводя итоги третьей главы, следует отметить, что основными критериями модели совершенствования лоббистской деятельности Московской городской Думы являются: во-первых, пределы правового регулирования; во-вторых, «стихийность» лоббистской деятельности и вопрос планирования и прогнозирования ее динамики.
Качественной трансформации работы Московской городской Думы, будут способствовать: повышение качества проработки законопроектов. признание некорректности наиболее резонансных ранее принятых законов (проектов) и внесение в них изменений, снижение отраслевого и ведомственного лоббизма, расширение дискуссионной площадки, открытости инициативам извне и т.д.
Эффективность предложенной модели совершенствования лоббистской деятельности Московской городской Думы зависит от ряда факторов, среди которых «закрепление» лоббизма как неотъемлемого института, а также своеобразной гарантии средства осуществления эффективной правовой политики в государстве, «прозрачности» лоббизма, как со стороны чиновников, так и простых граждан и др.

Заключение

Подводя итог исследования необходимо подчеркнуть, что лоббизм представляет собой способ взаимодействия общества и государства, теоретические основы которого стали закладываться еще в XVIII веке Ж. Руссо и получили дальнейшее развитие в работах основоположников теории элит и политологов. В настоящее время существует два основных подхода к пониманию термина «лоббизм»: как осуществление права на обращение с заявлениями и просьбами в органы законодательной и исполнительной ветви власти; и как осуществляемая на профессиональной основе деятельность специалистов, нанимаемых определенными группами интересов в целях отстаивания их интересов в ходе принятия государственных решений.
В ходе исследования теоретических основ аспектов лоббизма в политическом процессе современной России были получены следующие данные:
1) В доктринальных источниках лоббизм рассматривается, прежде всего, как политический институт (а в государствах, в которых лоббизм по-прежнему остаётся за рамками правового поля, — исключительно как политический институт современного общества), однако он является также и правовым институтом и требует детального изучения с этой точки зрения. Прямое лоббирование интересов в государственных органах, несомненно, требует правовой регламентации и институционализации.
2) Лоббизм как комплексный правовой институт современного общества представляет собой систему юридических норм, регламентирующих отношения между обществом и государством, определяющих порядок, способы и формы воздействия лиц и их объединений на органы законодательной и исполнительной ветви власти в целях принятия государственными органами желательных для указанных субъектов решений, служащих реализации продвигаемых ими интересов.
3) Лоббистские отношения должны регулироваться конституционным правом.
В рамках исследования проблем лоббизма и возможностей его цивилизованного развития в органах законодательной власти современной России было предложено:
1) Институционализация лоббизма как формы народовластия, с одной стороны, позволит комплексно регламентировать процесс отстаивания интересов граждан и их объединений в государственных органах, а с другой стороны, позволит повысить прозрачность деятельности представительных и исполнительных органов и осведомлённость общества о том, в чьих интересах принят тот или иной законопроект, чьи интересы представляют лоббисты.
2) Легализация лоббистской деятельности способствует повышению профессионализма и ответственности представителей органов государственной власти при выработке государственной политики, принятии и исполнении тех или иных государственных решений.
3) Как только процесс принятия решений становится прозрачным, то есть осуществляется открыто, через установленные законом каналы, под контролем общественности, существенно сокращается возможность злоупотреблений.
Таким образом, регулирование лоббистской деятельности должно основываться на соблюдении конституционных прав и свобод граждан, конституционных принципов. Установление запретов и правил поведения лоббистов не должно ограничивать конституционные права граждан на обращение в государственные органы, на свободный доступ к информации. Основой в процессе правовой институционализации лоббизма в Российской Федерации мог бы стать опыт иностранных государств. Наиболее приемлемым методом регулирования лоббизма в России является комбинированный метод (сочетание американского и европейского подходов). Только после формирования в Российской Федерации лоббистской культуры и изменения общественного отношения к лоббизму возможно ужесточение требований и введение императивного регулирования.
Такой метод должен предполагать определение основных понятий, связанных с лоббистской деятельностью в законе, закрепление правового статуса субъектов лоббистской деятельности, введение добровольной системы регистрации лоббистов и наделение лоббистов широкими правами, которые они получают благодаря добровольной регистрации. При этом законодательство должно предусматривать санкции за совершение теневых операций зарегистрированными лоббистами и совершение иных действий в нарушение законодательства о лоббистской деятельности. Применение метода стимулирования лоббистской деятельности в сочетании с системой санкций способно создать серьёзный противовес желанию сокрыть совершение лоббистских операций от пристального внимания контрольно-надзорных государственных органов.

Библиографический список

нормативные источники:
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // КонсультантПлюс [Электрон. ресурс]: информ. правовая поисковая система. – Режим доступа: [http:// www.consultant.ru 09.04.2020].
2. Закон г. Москвы от 28.06.1995 «Устав города Москвы» // КонсультантПлюс [Электрон. ресурс]: информ. правовая поисковая система. – Режим доступа: [http://www.consultant.ru 10.04.2020].
3. О регулировании лоббистской деятельности в органах государственной власти: Постановление (Модельный закон) от 15 ноября 2003 г. № 22-16 // КонсультантПлюс [Электрон. ресурс]: информ. правовая поисковая система. – Режим доступа: [http://www.consultant.ru 09.04.2020].
4. О Регламенте Московской городской Думы: Постановление Московской городской Думы от 16 ноября 2005 № 320 // КонсультантПлюс [Электрон. ресурс]: информ. правовая поисковая система. – Режим доступа: [http://www.consultant.ru 10.04.2020].
5. О Национальном плане противодействия коррупции на 2012 – 2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции: Указ Президента РФ от 13 марта 2012 г. № 297 // Собрание законодательства РФ. 2012. № 12. ст. 1391.
6. О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 – 2015 годы: Указ Президента РФ от 11 апреля 2014 г. № 226 // Собрание законодательства РФ. 2014. № 15. ст. 1729.
7. Национальный план противодействия коррупции на 2010 – 2011 годы (утв. Президентом РФ от 31 июля 2008 г. № 460) // КонсультантПлюс [Электрон. ресурс]: информ. правовая поисковая система. – Режим доступа: [http://www.consultant.ru 09.04.2020].
8. О лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти: Проект Федерального закона № 396138-3 // КонсультантПлюс [Электрон. ресурс]: информ. правовая поисковая система. – Режим доступа: [http://www.consultant.ru 09.04.2020].
9. О порядке продвижения интересов коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей: Проект Федерального закона № 410475-6 // КонсультантПлюс [Электрон. ресурс]: информ. правовая поисковая система. – Режим доступа: [https://sozd.duma.gov.ru/planning 09.04.2020].
10. О правовых основах лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти: Проект Федерального закона № 97801795-2 // КонсультантПлюс [Электрон. ресурс]: информ. правовая поисковая система. – Режим доступа: [https://sozd.duma.gov.ru/planning 09.04.2020].
11. О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти: Проект Федерального закона № 96700123-2 [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант» [Электрон. ресурс]: информ. правовая поисковая система. – Режим доступа: [https://base.garant.ru/3101084/ 09.04.2020].
12. О порядке продвижения интересов коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей: Пояснительная записка к законопроекту № 410475-6. – Режим доступа: [http://www.consultant.ru 09.04.2020].
научная литература:
13. Гильметдинова, З.М. Лоббизм в российской и зарубежной практике / З.М. Гильметдинова // Вестн. Казан. юрид. ин-та МВД России. – 2014. – № 2. – С. 122-126.
14. Горбатова, Е.С. Лоббистская деятельность в процессе законотворчества / Е.С. Горбатова // Форум молодых ученых. – 2019. – № 5 (33). – С. 498-502.
15. Жданов, С.П. К вопросу о лоббизме и лоббистской деятельности / С П. Жданов, Н.В. Кузнецова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2016. – № 2. – С. 273-276.
16. Зелепукин, Р.В. Лоббизм и его криминальные проявления / Р.В. Зелепукин, Д.И. Тисленко. – М.: Юрлитинформ, 2016. – 176 с.
17. Малько, А.В. Лоббизм: проблемы правового регулирования / А.В. Малько, В.В. Субочев. – Пятигорск: РИА-КМВ. — 2018. – 199 с.
18. Малько, А.В. Правовая политика в урегулировании лоббизма / А.В. Малько, Н.В. Исаков, В.В. Субоче. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2018. – 156 с.
19. Мельков, С.А. Сравнительный анализ института лоббизма в России и США / С.А. Мельков, С.М. Ножка, А.П. Чумаченко // Власть. – 2018. – Т. 26. – № 5. – С. 45-51.
20. Миротина, А.В. Лоббизм как средство правотворческой политики Российской Федерации / А.В. Миротина, С.Н. Макаренко // Актуальные вопросы современной науки. – 2016. – № 46. – С. 197-208.
21. Репьева, А.М. Институт лоббизма и его подвиды / А.М. Репьева // Науч. альманах. – 2015. – № 10-4. – С. 229-231.
22. Самусевич, А.Г. Современные представления о лоббизме в законодательном процессе / А.Г. Самусевич, К.В. Соболева // ГлаголЪ правосудия. – 2019. – № 1(19). – С. 26-28.
23. Сахибов, К.В. О понятии лоббизма в Российской Федерации / К.В. Сахибов // Международный научный журнал «Вестник науки». – 2019. – Т. 4. – № 5 (14). – С. 175-178.
24. Сучкова, А.А. Лоббизм: основные подходы к пониманию / А.А. Сучкова // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2016. – № 1. – С. 22-30.
25. Сучкова, А.А. Правовое регулирование лоббистской деятельности как фактор оптимизации института представительства интересов / А.А. Сучкова // Известия Тульского Государственного Университета. Гуманитарные науки. – 2016. – № 3. – С. 38-44.
26. Трумэн, Д.Б. Процесс государственного управления: политические интересы и общественное мнение. / Д. Трумэн; под ред. В.Л. Иноземцева // Теория и практика демократии. Избранные тексты. – М.: Ладомир, 2016. – С. 309-315.
27. Фельдман, П.Я. Имидж лоббистской деятельности в современной России: проблемы информационного сопровождения / П.Я. Фельдман // Труд и социальные отношения. – 2014. – № 8. – С. 79-84.
28. Фельдман, П.Я. Лоббизм: теория и практика / П.Я. Фельдман. – М.: ИнфоКомКнига, 2019. – 120 с.
29. Чечеткина, А.Е. Модели регулирования лоббистской деятельности / А.Е. Чечеткина // Молодой ученый. – 2016. – № 8(112). – С. 782-785.
30. Шагиева, Р.В. Законотворчество как социально-правовой процесс: понятие, сущность и предназначение / Р.В. Шагиева // Учен. тр. Рос. акад. адвокатуры и нотариата. – 2015. – № 1. – С. 35-39.
31. Шаяхметова, Е.А. Понятие и конституционные принципы законотворческого процесса / Е.А. Шаяхметова, О.А. Возняк, Е.Л. Бабаджанян // Евразийский союз ученых. – 2015. – № 10. – С. 100-103.
электронные ресурсы:
32. Автономов, А С. Правовая онтология политики. К построению системы категорий / А.С. Автономов. – Режим доступа: [https://search.rsl.ru/ru/record/01000623603 09.04.2020].
33. Бятец, М.В. Лоббизм в правотворческой деятельности / М.В. Бятец. – Режим доступа: [https://www.twirpx.com/file/1281170/ 09.04.2020].
34. Васецкий, А.А. Лоббизм в политическом процессе современной России / А.А. Васецкий. – Режим доступа: [https://cyberleninka.ru/article/n/lobbizm-v-politicheskom-protsesse-sovremennoy-rossii10.04.2020].
35. Жалинский, А.Э. Правотворчество и лоббизм в современной России. По следам интеллектуального штурма / А.Э. Жалинский, В.В. Чистяков, Е.В. Ястребова. – Режим доступа: [https://www.twirpx.com/file/1499307/ 09.04.2020].
36. Зяблюк, Н.Г. Практика лоббистской деятельности в США / Н.Г. Зяблюк. – Режим доступа: [https://search.rsl.ru/ru/record/01007759114 09.04.2020].
37. Исаков, В.В. Конституционно-правовые основы лоббизма в Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук / В.В. Исаков. – Режим доступа: [https://search.rsl.ru/ru/record/01002868424 09.04.2020].
38. Лепехин, В.А. Лоббизм в России и проблемы его правового регулирования / В.А. Лепехин. – Режим доступа: [https://www.civisbook.ru/files/File/1998_4_Lepekhin.pdf 09.04.2020].
39. Любимов, А.П. Формирование лоббистских правоотношений в российском обществе: конституционно-правовоеисследование: . дис. … д-ра юрид. наук / А.П. Любимов. – Режим доступа: [https://search.rsl.ru/ru/record/01000346510 09.04.2020].
40. Московская городская Дума 7 созыва (2019 – 2024). – Режим доступа: [https://tver-msk.ru/wiki/m/3653/ 10.04.2020].
41. О порядке продвижения интересов коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей: Пояснительная записка к законопроекту № 410475-6. – Режим доступа: [http://www.consultant.ru 09.04.2020].
42. Официальный сайт Московской городской Думы. – Режим доступа: [https://duma.mos.ru/ru/ 10.04.2020].
43. Сиротенко, С.П. Нормативно-правовое регулирование лоббизма: российский и зарубежный опыт: дис. … канд. юрид. наук / С.П. Сиротенко. – Режим доступа: [https://search.rsl.ru/ru/record/01005075715 09.04.2020].
44. Субочев, В.В. Лоббизм в России: природа, специфика, проблемы правового регулирования / В.В. Субочев. – Режим доступа: [https://mgimo.ru/files2/2014_12/up87/file_e648ab0bac88626a8e16f0ee35009d0e.pdf 11.04.2020].
45. Толстых, П.А. Лоббизм в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации: структура, технологии, перспективы легитимации: автореф. дис. … канд. полит, наук / П.А. Толстых. – Режим доступа: [https:https://search.rsl.ru/ru/record/01003276755 09.04.2020].
46. Структура Аппарата Думы. – Режим доступа: [https://duma.mos.ru/ru/416/page/struktura-apparata-dumyi 10.04.2020].


Страницы 1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф