Вид работы: Курсовая работа
Предмет: Государственное и муниципальное управление
Тема: Макроэкономическая политика в рыночной экономике
ВУЗ: Рангхис
ВВЕДЕНИЕ
Классики экономической теории не проводили границы между микро- и макроэкономикой. Однако всплеск макроэкономических проблем в XX в. и резкое усиление в ответ на это государственного вмешательства в хозяйственную жизнь привели к выделению макроэкономических аспектов в отдельный раздел экономической теории. Начало этому положил Джон Мейнард Кейнс (1883—1946 гг.), теория которого и ее последующее развитие базируется на анализе именно макроэкономики. С тех пор набор исследуемых макроэкономикой проблем расширялся, а макроэкономика стала не менее весомой, чем микроэкономика, частью экономики. Для экономических агентов ведущие макроэкономические показатели — темпы роста ВВП, состояние безработицы, уровень инфляции, биржевые индексы, обменный курс — стали предметом повседневного макроэкономического анализа наряду с микроэкономическим анализом, т.е. анализа состояния их собственных дел, их отрасли, их рынка.
Рациональная экономическая политика не может быть универсальной, поскольку должна соответствовать уровню экономического и социального развития страны. Это утверждение кажется вполне очевидным и даже тривиальным. Тем не менее вплоть до середины 1990-х годов среди международных экспертов по экономическим реформам преобладала точка зрения, согласно которой все развивающиеся страны должны перестраивать свои институты по одним и тем же рецептам.
Цель макроэкономической политики – способствовать переходу экономики на более эффективную траекторию развития и поддерживать движение по ней в дальнейшем. Проблема перехода может возникнуть из-за наличия нескольких рыночных траекторий развития, характеризующихся различной эффективностью. В этом случае достаточно вывести систему из области притяжения низкоэффективных равновесий, после этого она продолжит свое движение уже под действием рыночных сил. Между тем и наиболее эффективная рыночная траектория может оказаться не оптимальной из-за влияния экстерналий[1] или возрастающей отдачи от масштаба. Отсюда возникает необходимость долгосрочного, хотя и ограниченного вмешательства государства (например, стимулирования НИКОР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы)), что обуславливает актуальность выбранной темы.
Целью данной работы является исследования значения и роли макроэкономической политики в рыночной экономике.
Исходя из поставленной цели, в рамках данной работы предполагается решение следующих задач:
— изучение целей, задач, субъектов и объектов макроэкономической политики;
— рассмотрение системы национальных счетов как инструмента макроэкономического учёта и анализа;
— изучение процесса формирования макроэкономической политики;
— характеристика экономики России на современном этапе;
— определение перспектив развития экономики РФ.
Объектом исследования в работе является макроэкономическая политика.
Предмет исследования в работе составляет экономика России на современном этапе.
В данной работе были использованы следующие работы в области исследования направлений макроэкономической политики: Ахапкина Н.Ю., Белых А.В., Григорьев И.В., Егоров Д.Н., Воронцовский А.В., Дмитриев А.Л., Захарова Т.В., Жеданкова И.В. , Логвинов С.A., Павлова Е.Г., Менкью Н.Г., Моисеев С.Р., Морковкин Д.Е., Мотова М.А., Невская Н.А., Носачевская Е.А., Смирнов C., Френкель А.А., Тихомиров Б.И., Сергиенко Я.В., Рощина Л.С., Юрченко К.П. и др.
Теоретической и методологической основой данной работы стали труды ведущих отечественных и зарубежных специалистов, раскрывающие составляющие макроэкономической политики, различные инструменты и методы макроэкономической политики.
При проведении исследования настоящей темы использовались методы анализа и синтеза, логический, сравнительный, системно-структурный.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением и списком использованных источников. Первая глава посвящена исследованию сущности макроэкономической политики. Вторая глава направлена на исследование макроэкономической политики в рыночной экономике Российской Федерации.
СУЩНОСТЬ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Макроэкономическая политика (регулирование) – это комплекс идей, мер, действий, применяемых государством для поддержания функционирования экономики и решения социально-экономических проблем. Рыночная экономика рассматривается как целостная система. Макроэкономическое регулирование осуществляет воздействие на самые общие зависимости целостной системы. Последние выражают связи между показателями, каждый из которых характеризует какую-то грань национального рынка как единого целого. Макроэкономическое регулирование с помощью совокупности государственных мероприятий достигает развития в определенном направлении, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции).
Макроэкономика преследует конкретные цели и использует соответствующие инструменты.
Система целей макроэкономической политики включает в себя следующие элементы.
- Высокий и растущий уровень национального производства, т. е. уровень реального валового внутреннего продукта (далее-ВВП).
- Высокая занятость при небольшой вынужденной безработице.
- Стабильный уровень цен в сочетании с определением цен и заработной платы путем взаимодействия спроса и предложения на свободных рынках.
- Достижение нулевого сальдо платежного баланса.
Задачи и содержание макроэкономической политики определяются сущностью рыночной экономики и особенностями развития страны и мира на современном этапе. Наряду с целями макроэкономической политики имеется комплекс задач.
Первая задача – модернизация государственного механизма с целью повышения эффективности его действий. Экономические трудности и провалы рынка во многом зависят от характера государства и его политики.
Вторая задача – осуществление устойчивого экономического роста на современной научно-технической основе. Отсюда возникает необходимость модернизировать нашу добывающую, обрабатывающую промышленность и сельское хозяйство. По сути, необходима новая индустриализация экономики. Этот процесс повлечет за собой технологическое переоснащение отраслей страны, создаст потребность в новых научных исследованиях и разработках, а также в подготовленных кадрах различных специальностей.[2]
Третья задача заключается в освобождении экономики от господства в ней монополий, подавляющих конкуренцию и поддерживающих инфляцию ради монопольно высоких прибылей. Государство соединилось с монополиями, образовав государственно-монополистический капитализм. Монополии, поддерживаемые государством, идут по пути резкого повышения издержек и прибыли, так что их цены уже выходят за пределы мировых.
Четвертая задача – преодоление хронической инфляции, изматывающей население и бизнес, главной причиной которой является громадное влияние на экономический процесс сохраняющихся монополий, особенно так называемых естественных, ежегодно повышающих с разрешения государства тарифы на газ, электричество, тепло и воду.
Пятая задача. Современная экономика основывается всё в большей мере на применении высоких технологий, микроэлектроники, нанотехнологий, использовании компьютерных сетей. Для этого необходим всё более высокий уровень профессиональной подготовки специалистов. Передовые страны движутся к всё большей интеллектуализации производства. В связи с этим совершенствование образования и научной системы является исключительно важной задачей, но она не может решаться бюрократическими методами, применяемыми современным российским государством.
Шестая задача – повышение эффективности внешнеэкономических связей с другими странами. Регулирование должно усилить ориентацию на повышение конкурентоспособности наших товаров, на развитие импортоконкурентного производства.
Объектами макроэкономической политики являются рынки совершенной и несовершенной конкуренции, рынки факторов производства, товаров и услуг, рабочей силы, внешнеэкономическая деятельность.
В качестве субъектов макроэкономической политики выступают макроэкономические агенты: домохозяйства, предприятия, государство, иностранный сектор.
Система национальных счетов — инструмент макроэкономического учёта и анализа
Система национальных счетов (далее-СНС) — согласованный на международном уровне стандартный набор рекомендаций по исчислению показателей экономической деятельности в соответствии с чёткими правилами ведения счетов и учёта на макроуровне, основанными на принципах экономической теории.
Модель народнохозяйственного кругооборота и СНС тесно связаны, как системы описывающие одни и те же явления, но с разных сторон (теоретической и практической). [3]
СНС представляет собой различные показатели, которые определяются в странах с рыночной экономикой и в конечном итоге связывает объем товар, работ, услуг с доходами и расходами. Тем самым, СНС позволяет расщепить такие показатели как ВВП и ВНП на производство, распределение и пользование.
Стоит отметить, что СНС составляется за несколько периодов, что делает из него не просто «селфи (снимок)» текущего состояния экономики, а инструмент анализа и оценки с непрерывным потоком информации, который позволяет судить об экономической деятельности и совокупных активах и обязательствах в международном масштабе в рамках одной страны.
Главными функциями СНС является: измерение совокупного производства; определение тенденций в экономике; формирование на основе данных экономической политики.
Литература
[1] Экстерналия — воздействие рыночной транзакции на третьих лиц, не опосредованное рынком. (Большой Экономический Словарь/ А.Б.Борисов. – М.,2013.)
[2] Менкью Н.Г. Принципы макроэкономики. СПб., 2015. С. 66.
[3] Воронцовский А.В., Дмитриев А.Л. Моделирование экономического роста с учетом неопределенности макроэкономических факторов: исторический обзор, проблемы и перспективы развития // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5. Экономика. 2016. № 2. С. 5-31. URL: http://vestnik.spbu.ru/html14/s05/s05v2/01.pdf (дата обращения. 25.03.2018).
Прикрепленные файлы:
makroekonomicheskaya_politika_poslednij_variant_29_03__66783_489_20180404_123208
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|


