Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы малого предпринимательства
1.1. Понятие и сущность малого предпринимательства в системе социально-экономического развития территории
1.2. Зарубежный опыт государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства в системе социально-экономического развития территории
1.3. Нормативно-правовое регулирование развития малого предпринимательства в Российской Федерации
Глава 2. Анализ тенденций развития и поддержки малого предпринимательства в системе социально-экономического развития регионов России
2.1. Сравнительный анализ развития малого предпринимательства в регионах России
2.2. Анализ системы государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства в системе социально-экономического развития регионов России
2.3. Основные проблемы государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства в системе социально-экономического развития России
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства в системе социально-экономического развития регионов России
3.1. Мероприятия по совершенствованию системы государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства в системе социально-экономического развития регионов России …
3.2. Оценка эффективности предложенных рекомендаций по совершенствованию системы государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства в системе социально-экономического развития регионов России
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность темы исследования. Последние десятилетия прогресс и широкое использование информационных технологий (ИТ) повлекли рост их значения в организации и обеспечении экономических процессов, что усиливалось распространением Интернета. Это обусловило качественные изменения экономических систем и возникновение так называемой цифровой экономики.
Переход к этому новому типу хозяйствования связан с мощными трендами технологических и социально-экономических преобразований в различных сферах, сопровождающейся расширением возможностей для предпринимательства и появлением большого количества разнообразных инноваций. Поэтому становление цифровой экономики, при должной адаптации к новым условиям, которые она создает, будет способствовать прогрессу всех форм особенно малого бизнеса.
Как свидетельствует мировой опыт, предприятия малого бизнеса (малые предприятия), учитывая их новаторство, гибкость, динамизм, склонность к риску и другие особенности, могут генерировать и распространять большое количество инноваций, в том числе и достаточно сложных технологий.
Именно малый бизнес в последние десятилетия играет решающую роль в установлении новых социально-экономических укладов. Ориентация на инновации делает из предприятий этого сектора мощную силу становления это и одновременно позволяет им адаптироваться к новым условиям, расширить деятельность и повысить уровень конкурентоспособности. Поэтому возникает необходимость исследования, с одной стороны, изменений в функционировании и расширении малого бизнеса в контексте цифровых трансформаций экономики, а, с другого, — определение основ и особенностей развития инновационной деятельности предприятий этого сектора.
В условиях цифровой экономики у предприятий малого бизнеса не только появляются возможности расширить деятельность, но и возникает необходимость изменить стратегию, освоить новые компетенции, усилить внимание к конкурентоспособности, привлечения инвестиций, развития человеческого капитала и тому подобное, что позволит им стало функционировать.
В России на национальном уровне поставлена задача обеспечить ускоренный переход к этому. Однако малый бизнес пока недостаточно включен в цифровые трансформации и не играет в этом большой роли, в частности учитывая низкий уровень инновационной активности в этой сфере. Таким образом, возникает комплекс научно-практических задач по определению направлений и обеспечения развития инновационной деятельности предприятий малого бизнеса.
Объектом исследования в данной работе выступает малое предпринимательство.
Предметом исследования в данной работе является Малое предпринимательство в системе социально-экономического развития России
Целью работы — разработка рекомендаций по совершенствованию системы государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства в системе социально-экономического развития регионов России.
Задачи:
— изучить понятие и сущность малого предпринимательства в системе социально-экономического развития территории;
— рассмотреть зарубежный опыт государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства в системе социально-экономического развития территории;
— выделить нормативно-правовое регулирование развития малого предпринимательства в Российской Федерации;
— провести сравнительный анализ развития малого предпринимательства в регионах России;
— проанализировать систему государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства в системе социально-экономического развития регионов России;
— выявить основные проблемы государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства в системе социально-экономического развития России;
— разработать мероприятия по совершенствованию системы государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства в системе социально-экономического развития регионов России;
— оценить эффективность предложенных рекомендаций по совершенствованию системы государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства в системе социально-экономического развития регионов России.
Степень разработанности темы. На данный момент существует огромное множество различных подходов в исследованию данной проблемы в отечественной и зарубежной практики. В частности, в данной работе были использованы следующие работы в области исследования мер государственной поддержки: Амиров Н.К., Анохина О.В., Арутюнян К.Л., Башарина О. В., Владимирова С.В., Водопьянова В.А., Дорожкина А.М., Зайцева А.П., Кожанчиков О.И., Шалаев И.А., Костина О.И., Кузнецова Л.М., Куцури Г. Н., Майкова А.А., Медетханова С.Р., Пинская М.Р., Расулов Ш.Ж., Туркенич В.Д., Федосеева Л.А., Чантурия К.П., Шильниковская Д.В. и др.
Информационную базу исследования составляют: нормативно-правовые акты, документы и официальные материалы органов государственной власти, статистические данные Государственной службы статистики Российской Федерации; официальные материалы международных организаций; материалы отраслевых и профессиональных ассоциаций; аналитика ведущих мировых консалтинговых компаний; отечественные и зарубежные научные исследования; официальные материалы инновационных компаний и банков, Интернет-ресурсы.
Теоретической и методологической базой исследования стали фундаментальные положения современной экономической теории, наработки ведущих российских и зарубежных экономистов в сфере инноваций, инновационной деятельности, предпринимательства, малого бизнеса, экономики и управления предприятиями, ИТ-сферы, цифровой экономики, государственной инновационной политики.
Методы исследования. В работе использован диалектический метод познания и системный подход, общенаучные методы по знания: абстрагирование, научной индукции и дедукции – для уточнения сущности и специфики малого инновационного предприятия ITсферы, для раскрытия сущности ЦЭ; обобщения и выделения ключевых направлений поддержки инновационной деятельности предприятий малого бизнеса; анализа и синтеза – для совершенствования классификации малых инновационных предприятий; аналогии и структуризации – для определения структурных блоков цифровой экономики; специальные методы анализа: логический – для обоснования направлений развития и поддержки инновационной деятельности предприятий малого бизнеса в условиях цифровизации; графический-для наглядного изображения и схематического представления теоретических и практических результатов исследования.
Научная новизна работы состоит в исследовании различных подходов к определению содержания понятия государственной поддержки малого предпринимательства в отечественной и зарубежной литературе.
Практическая значимость данного исследования состоит в разработке направлений по совершенствованию системы государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства в системе социально-экономического развития регионов России.
Структура работы представлена введением, тремя главами, заключением и списком литературы.
Глава 1. Теоретические основы малого предпринимательства
1.1. Понятие и сущность малого предпринимательства в системе социально-экономического развития территории
В современной экономике предпринимательство играет огромную роль. В настоящее время в обществе уже сложилось позитивное отношение к предпринимательству как явлению и деятельности определенных структур – малых и средних предприятий. Деятельность таких предприятий сопряжена с большим числом рисков, трудностей, требует больших усилий, чтобы пережить все критические ситуации и перейти от статуса предпринимательства к статусу бизнеса.
Теоретические позиции в определении бизнеса обозначают другие подходы. Прежде всего, «бизнес» как понятие означает — «собственное дело», способ получения прибыли путем создания и реализации определенного вида и объема продукции. Одновременно – это этап предпринимательской деятельности, связанный с тиражированием (репродукцией) конкурентоспособной продукции предприятия[1].
Многие исследователи «предпринимательство» и «бизнес» рассматриваются как этапы развития собственного дела в достижении его успеха. Предпринимательство выражает собой творческую, поисковую функцию, средство для самоопределения рыночного сегмента, для оформления рыночной позиции.
В отечественной экономической литературе существует множество подходов к определению малого предпринимательства.
Рассмотрим некоторые из них (см. таблицу 1).
Таблица 1
Подходы к определению малого предпринимательства
Автор | Определение |
Владимирова С.В.[2] | Сектор малого бизнеса функционирует и развивается на основе взаимодействия совокупности разнообразных вертикальных и горизонтальных связей, обусловливающих эффективность процесса использования природных, производственных, финансовых и трудовых ресурсов. |
Куцури Г. Н., Саакян А. П.[3] | Специфическая деятельность, преимущественно предпринимателя-собственника, по осуществлению наиболее эффективного использования социально-экономических условий и ресурсов на инновационной, рисковой основе и полной экономической ответственности с целью удовлетворения спроса на данный товар или услугу и получения прибыли. |
Чантурия К.П., Согомонян Д.Г.[4] | Сложная, вероятностная, динамическая система, охватывающая процессы производства, обмена, распределения и потребления, материальных благ, и как всякая сложная система должна рассматриваться в разных аспектах. |
На основе анализа приведенных в таблице 1 подходов, можно выработать собственное определение понятие малого предпринимательства: «это комплексная деятельность небольших и средних по масштабу предприятий и организаций, направленная на эффективное использование имеющихся свободных ресурсов (материальных, трудовых и финансовых) с целью удовлетворения спроса населения на предлагаемый товар или услугу, а так же получения максимально возможного объема прибыли.
В учебной и научной литературе также выделяются дополнительно следующие особенности малого предпринимательства. Его деятельность может быть представлена в виде деятельности коммерческой организации определенной организационно-правовой формы, чаще это общество с ограниченной ответственностью (ООО), или деятельности индивидуального предпринимателя (ИП) в соответствие с федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» № 209-ФЗ от 24.07.2007 г.[5]
Наиболее распространенной формой организации малого бизнеса выступает ИП, что объясняется простотой документального оформления, в сравнении с ООО.
Признаки отнесения предприятия к малому или микро-предприятию представлены в таблице 2.
Таблица 2
Признаки малых и микро-предприятий[6]
Признак | Классификация | |
Организационно-правовая сфера предприятия | ||
Численность работников, чел | Малые до 100 | Микро до 15 |
Объем выручки, млн р. | Малые до 800 | Микро до 120 |
Организационно-правовая форма собственности | Юридические лица | Индивидуальный предприниматель |
Форма собственности | Смешанная | Частная |
Микропредприятия имеют доход в год 120 млн р., численность — до 15 чел. К малым предприятиям относятся организации с доходом за год в 800 млн р., а численность сотрудников до 100 чел..
Систему малого предпринимательства также можно рассматривать как социальное явление, представленное совокупностью малых хозяйствующих субъектов, действующих в рамках муниципального образования (региона), объединенных по определенным параметрам.
Главный признак — это малая форма деятельности и устойчивость на рынке. В любом обществе малый и средний бизнес может быть представлен как общественная и экономическая система, которая зависит от факторов внешней среды: какие законы действуют, какие программы созданы в адрес малых предприятий и др[7].
Малое предпринимательство представляется совокупностью малых и средних предприятий. Однако связи, отношения, которые возникают между данными организациями, требуют координации и нормирования (регулирования, упорядочения), в противном случае, возникающие последствия «анархии», стихийности могут накапливать разрушительный потенциал. Поэтому роль государства, органов местной власти в регулировании процессов развития малого бизнеса очень велика.
Малые предприятия взаимодействуют и с обществом. Социальная ответственность бизнеса – это аспект тесной связи малого бизнеса с социальными процессами, в которых малому бизнесу отводится важнейшая социальная роль: средства жизнеобеспечения населения, спонсора в поддержке социальных инициатив местного сообщества и т.д[8].
Таким образом, создание модели «идеального состояния» малого и среднего предпринимательства, включающей все экономические и социальные показатели, его переход в состояние малого бизнеса является стратегической задачей российского государства и всех уровней власти.
Создавая благоприятные условия для развития малого предпринимательства, государство укрепляет свои позиции в качестве стабильной, развивающей социально-экономической системы. Однако этот вопрос остается злободневным для российского государства и на современном этапе, и его решение связано непосредственно с управлением малого и среднего предпринимательства в целом с целью достижения его успешности и устойчивости.
Малое и среднее предпринимательство выполняет рад важнейших экономических функций. В первую очередь наличие большого количество предприятий увеличивает количество рабочих мест, что способствует уменьшению показателя безработицы. Так же данный сектор бизнеса способствует росту конкуренции, которая в свою очередь увеличивает качество выпускаемой продукции на рынок. Стоит отметить, что конкуренция, возникающая на рынке малого и среднего предпринимательства, способствует внедрению новейших технологий в производство, что не только улучшает качество продукции, но и дает толчок для научного развития.
Малый и средний бизнес являются налогоплательщиками, соответственно, чем их больше на рынке и чем выше их доходность, тем большее количество налоговых поступлений пойдет в бюджеты всех уровней. Рост налоговых поступлений в бюджеты является важнейшим аспектом устойчивой экономики. Сегодня наблюдается рост дефицита государственного бюджета. Эффективным инструментом выравнивания доходной и расходной частей бюджета является именно рост налоговых поступлений[9].
Развитием малого и среднего предпринимательства способствует появлению широкого слоя населения, которые способны самостоятельно обеспечить себе достойный уровень жизни и при этом внести существенный вклад в развитие экономики государства. Мы уже отметили, что малый и средний бизнес создают новые рабочие места. Стоит отметить, что со стороны государства вопрос по снижению уровня безработицы в стране является одним из приоритетных направлений в политике. Поэтому, правительство всячески способствует развитию малого и среднего предпринимательства, предоставляя им различные льготы и отсрочки по налоговым платежам.
Развитие современного общества напрямую связанно с ведением новых технологий производства. Малому и среднему предпринимательству легче перевооружиться и внедрить новую технологию, так как это требует меньших затрат, чем в крупной компании.
Сегодня в России реализуются различные программы поддержи МСП. Так, Банк России повысил ключевую ставку до 20 %, для ряда отраслей предложены льготные условия кредитования (среди них IT-отрасль) либо отсрочки выплат по субсидиям и кредитам для ИП, аграриев, а также промышленных предприятий. Стоит отметить, что Банком России, помимо программ, связанных с кредитованием, реализуются программы альтернативной поддержки МСП, а именно крауд-финансирование, фондовый рынок, факторинг. Их использование расширяет возможности предпринимателей по выбору наиболее подходящего и комфортного для себя способа финансирования[10].
Малое и среднее предпринимательство является наиболее уязвимым от негативных внешних воздействий. Поэтому, государство должно уделять особое внимание данному сектору бизнеса в период кризисных явлений. Государственная поддержка должна выражаться в различных направлениях: финансовой, имущественной (например, использованием государственной земли, помещением), консультационной (т.е. информационная помощь предпринимателям по вопросам законодательства, выходом из кризиса и т.п.), образовательная (государственные программы по повышению квалификации граждан, и переобучения человека, в случае потери работы и желания открыть свой бизнес.).
1.2. Зарубежный опыт государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства в системе социально-экономического развития территории
Сегодня контакты на всех уровнях государственных учреждений, оказывающих поддержку малым и средним предприятиям, значительно расширили представления о том, как поддерживать малые предприятия за рубежом, меры по увеличению доли МСП в ВВП и вклад малых и средних предприятий в решение существующих социально-экономических проблем. Осложнение в мировой экономике из-за распространения коронавирусной инфекции обусловило необходимость пересмотра существующих мер и подходов к регулированию деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП).
В России также принимаются меры по поддержке предприятий наиболее пострадавших отраслей. В настоящее время пакет реализуемых мер уже достиг 1,3 трлн руб., или порядка 1,2 % от ВВП[11].
Правительство РФ предоставило возможность организациям временно не вносить арендные платежи, но только в случае, если арендатором выступает государство или муниципальные органы власти. Помимо этого, были приостановлены налоговые, таможенные и прочие проверки МСП[12].
Однако, по мнению предпринимательского сообщества, принятых мер недостаточно, и они предлагают дополнительные меры:
— возврат всем предприятиям (кроме сырьевых и государственных) уплаченных налогов за 2019 год в виде субсидии или кредита под 0 % на пять лет на развитие бизнеса;
— продление налоговых каникул до сентября по всем налогам для всех пострадавших предприятий, включая НДС и НДФЛ;
— запретить на пять лет введение новых нормативных актов, сборов и налогов, ухудшающих экономику бизнеса;
— провести реформу контрольно-надзорных органов путем объединения в единую структуру с максимальной цифровизацией;
— внести изменения в налоговую систему и систему отнесения к реестру МСП: снять ограничение по количеству сотрудников при соблюдении порога выручки для субъектов МСП;
— создать выборный рабочий совет из предпринимателей при Президенте или Правительстве РФ на год от каждой отрасли;
— сделать должности уполномоченных по правам предпринимателей сроком на один год выборными. Еще одной эффективной мерой государственной поддержки бизнеса является «модель компенсации заработков при неполном рабочем времени» (Kurzarbeit), которая доказала свою эффективность в Германии в финансовый кризис 2008-2009 гг. и сейчас вновь введена правительством, и очень востребована[13].
На конец апреля около трети всех предприятий Германии (751 тысяча фирм) подали заявки на участие в ней. Немецкая «модель компенсации заработков при неполном рабочем времени» заключается в том, что государство берет на себя выплату работникам предприятий на тот период, когда предприятие в кризисной ситуации не имеет ресурсов для этого. При этом решаются две ключевые задачи:
— сохранение на предприятиях квалифицированных кадров в момент частичного или даже полного простоя, что позволяет избежать массовых увольнений. Это крайне важно, к примеру, для средних и малых высокоспециализированных машиностроительных компаний Германии, которые из-за потери хорошо обученных работников могут впоследствии не восстановить производство;
— работникам предприятий помогают сохранить на приемлемом уровне регулярные доходы, что снижает нагрузку на бюджет, которая может быть весьма значительной при увеличении численности безработных граждан. Использование данного инструмента в России позволило бы поддержать потребительский спрос в условиях шока спроса и предложения, в котором оказалась российская экономика.
Также введение продуктовых карточек для наименее защищенных слоев населения, с одной стороны, позволит поддержать потребительский спрос, с другой стороны, стимулирует предложение товаров и услуг со стороны предприятий малого и среднего бизнеса. С подобной инициативой выступают сейчас различные группы экспертов[14].
Таким образом, подавляющее большинство стран, затронутых эпидемией коронавируса, приняло беспрецедентные меры поддержки населения и бизнеса, направив на эти цели до 20 % ВВП, что, возможно, в будущем определит еще более значимую роль государства и государственных финансов в экономическом развитии страны. При этом необходимо понимать и адекватно оценивать все риски подобного будущего Для сравнения целесообразно рассмотреть меры государственной поддержки малого бизнеса, оказываемые в развитых и развивающихся странах, таких как США, Канада, Италия, КНР в период пандемии COVID-19 (таблица 3).
Таблица 3
Меры государственной поддержки малому и среднему бизнесу, принятые в США, Канаде, Италии, Китае в период пандемии COVID19[15]
Показатель | США | Канада | Италия | Китай |
Процент от ВВП, выделенный на прямые меры поддержки | 1,5 | 3,4 | 1,4 | 0,15 |
Налоговые меры | Отсрочка выплаты налогов для юридических и физических лиц на 90 дней | Отсрочка платежей по налогам на любой доход до конца августа 2020 года | Снижение ставки на НДС на 1% | |
Фискально-кредитная политика | Кредиты малым предприятиям до 10 млн долларов | Увеличение фонда по гарантированию кредитов МСП (гарантии в размере до 5 млн евро); заморозка выплат по погашению кредитов МСП | Право на отсрочку выплат по кредитам для МСП до 30.06.2020. Процентная ставка ЦБ для коммерческих банков, предоставляющих кредиты МСП снижена до 2,5%. Выдача стабилизационных кредитов бизнесу, поощряется сотрудничество малого и крупного предпринимательства. | |
Государственные субсидии | Субсидии на оплату труда сотрудников (10% заработной платы) | Компенсация выплат заработных плат в период карантина | ||
Прочие меры | Запущены онлайн-сервисы, применяются дополнительные меры для цифровизации бизнес-процессов |
Так, среди мер, реализованных в США для поддержки субъектов малого предпринимательства, можно выделить введение чрезвычайного положения, что позволило правительству распределить 50 млрд долларов в виде помощи, продление сроков выплаты налогов и поддержку малых предприятий, число работников которых не превышает 500, в виде кредитов в размере до 10 млн долларов (также предусматривается возможность частичного прощения кредитов, если компании до июня не уволят своих сотрудников).
В Канаде были представлены субсидии малому бизнесу на оплату труда сотрудников (10% от заработной платы) и отсрочка платежей по налогам на любой доход для всех субъектов предпринимательства до конца августа 2020 года. В Италии для поддержки малого и среднего бизнеса увеличен фонд по гарантированию кредитов малых и средних предприятий (гарантии будут предоставлены в размере до 5 млн евро), а также предполагается заморозка выплат по погашению кредитов[16].
Так, среди мер, реализованных в США для поддержки субъектов малого предпринимательства, можно выделить введение чрезвычайного положения, что позволило правительству распределить 50 млрд долларов в виде помощи, продление сроков выплаты налогов и поддержку малых предприятий, число работников которых не превышает 500, в виде кредитов в размере до 10 млн долларов (также предусматривается возможность частичного прощения кредитов, если компании до июня не уволят своих сотрудников)[17].
В Канаде были представлены субсидии малому бизнесу на оплату труда сотрудников (10% от заработной платы) и отсрочка платежей по налогам на любой доход для всех субъектов предпринимательства до конца августа 2020 года. В Италии для поддержки малого и среднего бизнеса увеличен фонд по гарантированию кредитов малых и средних предприятий (гарантии будут предоставлены в размере до 5 млн евро), а также предполагается заморозка выплат по погашению кредитов.
Отдельно стоит рассмотреть меры государственной политики, реализованные в Китае. Опыт Китая, где был диагностирован первый случай заболевания новым вирусом COVID-19, является особенно интересным в данном случае, так как на текущий момент китайская экономика успешно восстанавливается от негативных последствий пандемии.
Анализ подхода китайских властей важен для многих стран, в том числе и для России. Реализация политики, направленной на помощь малым и средним предприятиям в связи с пандемией, стала одной из основных задач государственной поддержки, так как поддержка сектора МСП является одним из приоритетов государственной политики КНР[18].
Так, из специальных мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства китайским правительством были осуществлены меры, которые можно подразделить на следующие группы: снижение административных сборов, снижение арендных платежей на государственную недвижимость, налоговые льготы, государственные субсидии (в особенности на исследования, инновационные разработки), специальная финансово-кредитная политика, предполагающая снижение коэффициента резервирования на 1%.
Малым и средним предприятиям была предоставлена отсрочка выплат по кредитам, а также снижение ставки на НДС на 1%. Также среди прочих мер поддержки МСП можно выделить создание специализированной инфраструктуры оказания помощи и консультирования субъектов бизнеса через горячую линию. Можно сделать вывод, что с целью поддержки МСП был осуществлен комплексный подход, включающий финансовые и нефинансовые меры, что позволило существенно нивелировать негативные последствия пандемии COVID-19. Стоит отметить, что ранее Китай уже сталкивался с необходимостью бороться с последствиями пандемии (эпидемия SARS в 2003 г.), что в значительной степени оказало влияние на поведение китайских властей в 2020 году.
Опыт КНР в данном аспекте имеет большое значение для всего мира, так как благодаря системности подхода китайскому правительству удалось совершить «экономическое чудо» и в относительно короткие сроки сдержать рецессию экономики и поддержать значимый сектор малого и среднего бизнеса. Таким образом, сравнивая проведенный комплекс мер по поддержке экономики в кризисный период КНР и РФ, можно сделать вывод, что Россия ориентировалась на китайский опыт преодоления негативных последствий пандемии. Однако учитывая тот факт, что пандемия новой коронавирусной инфекции развивалась стремительными темпами, правительства государств столкнулись с необходимостью принимать решения в очень сжатые сроки, чтобы избежать дальнейшего распространения вируса. В связи с ограниченностью времени на принятие решений у президента и
Правительства РФ не было возможности формирования такого комплекса мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, который смог бы в полной мере удовлетворить их потребности.
1.3. Нормативно-правовое регулирование развития малого предпринимательства в Российской Федерации
Основным законом, регулирующим деятельность субъектов малого предпринимательства, является федеральный закон № 209-ФЗ, определяющий условия отнесения компаний к категории малых и средних. В нем содержатся критерии малого или среднего предприятия[19].
Соответствие компании малого бизнеса этим критериям дает возможность получения финансовой поддержки в период пандемии COVID-19.
Ограничения в деятельности юридических лиц были введены во многих субъектах Российской Федерации. Так, в марте 2020 года в большинстве регионов был введен режим повышенной готовности, который действует и в настоящее время. Было ограничено: посещение гражданами зданий, строений, сооружений (помещений в них), предназначенных преимущественно для проведения мероприятий (оказания услуг); также деятельность торгово-развлекательных комплексов, торгово-развлекательных центров, многофункциональных торговоразвлекательных комплексов, многофункциональных торгово-развлекательных центров; оказание услуг общественного питания в объектах общественного питания, не имеющих отдельного зала обслуживания посетителей, за исключением обслуживания на вынос без посещения гражданами таких мест, доставки заказов. Полностью запрещено было оказание услуг по курению (использованию) кальянов.
Субсидиарная поддержка является вынужденной мерой при дефиците денежных средств у организаций. В связи с эпидемиологической ситуацией законодатель напрямую ограничивает работу юридических лиц, которые осуществляют деятельность в сфере: оказания услуг, торговли, туризма и отдыха, транспорта, спорта, агропромышленного комплекса и иные виды деятельности. Именно поэтому, чтобы не допустить «поток» банкротств, на государственном уровне было принято решение о перераспределении средств бюджетов для оказания финансовой помощи малому и среднему бизнесу. Были выработаны обширные Рекомендации Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека. Наиболее существенные ограничения и запреты коснулись сферы туризма и отдыха, а также деятельности, связанной с оказанием услуг[20].
Первым нормативным актом, направленным на поддержку бизнеса, стал План первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, принятый Правительством Российской Федерации в марте 2020 года.
Раздел второй настоящего документа закрепляет финансовую поддержку отраслей экономики, оказавшихся в зоне риска. Была введена государственная финансовая поддержка организациям транспорта, пострадавшим от ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, включая компенсацию убытков; реализация мер поддержки учреждений культуры, физической культуры и спорта, столкнувшихся с сокращением потока посетителей; установление порядка компенсации убытков туроператоров, связанных с невозвратными тарифами по авиаперевозкам; субсидирование процентных ставок по кредитам застройщиков в рамках проектного финансирования в случае падения темпов продаж на первичном рынке; предоставление отсрочки по налоговым платежам отраслям, пострадавшим от ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции[21].
Уполномоченными органами государственной власти в том числе осуществлялся мониторинг экономической ситуации в данных сферах экономики. Так, настоящая обязанность была возложена на следующие органы: Министерство финансов, Министерство транспорта, Министерство спорта, Федеральное агентство по туризму, Федеральную налоговую службу и иные органы в рамках своей компетенции.
Указанные срочные меры, принятые Правительством РФ, способствовали недопущению фундаментального кризиса в российской экономике. Некоторые специалисты абсолютно оправданно считают, что эпидемия короновируса является форсмажором для экономик подавляющего количества государств. В вышеуказанном акте закреплен список отраслей российской экономики, которые в наибольшей степени пострадали от распространения новой коронавирусной инфекции.
Так, в настоящий момент определены 12 сфер экономики:
— транспортная деятельность (перевозка пассажиров и грузов различными видами транспорта и иная способствующая данной сфере деятельность);
— культура, организация досуга и развлечений (деятельность: музеев, зоопарков, в области показа кинофильмов и т.д.);
— физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт;
— деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма;
— гостиничный бизнес;
— общественное питание; деятельность организаций дополнительного образования, негосударственных образовательных учреждений (организации, осуществляющие дополнительное образование для детей и взрослых);
— деятельность по организации конференций и выставок;
— деятельность по предоставлению бытовых услуг населению (ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских и салонов красоты);
— деятельность в области здравоохранения (стоматологическая практика);
— розничная торговля непродовольственными товарами;
— средства массовой информации и производство печатной продукции (издание книг, газет, журналов и периодических изданий).
Данные секторы экономики получают наибольшую финансовую поддержку со стороны государства, а также имеют право на отсрочку и изменение условий по заемным (кредитным) обязательствам.
Положения Указа Президента РФ о введении режима самоизоляции для населения в апреле 2020 года также оказали негативное влияние на экономическую стабильность малого и среднего бизнеса, а также на деятельности индивидуальных предпринимателей. Так, при значительном сокращении доходов у организаций, увеличились расходы[22].
Для финансовой поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей были выделены субсидии из бюджета на выплату заработной платы работников, а за счет предоставленных кредитных средств можно также уплатить НДФЛ работников. Но целесообразно отметить, что за первый календарный «коронавирусный» год экономика страны оказалась в кризисе и принятые меры в поддержку экономики нельзя назвать полностью эффективными, так как предоставленные льготы носят не общий, а целевой индивидуальный характер. Так, налоговые льготы в форме изменения срока исполнения налоговой обязанности может получить ограниченный круг организаций.
В апреле 2020 года было принято Постановление Правительства РФ «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики», которое упростило порядок и расширило перечень оснований для изменения срока исполнения налоговой обязанности[23].
Законодатель расширил перечень оснований для получения отсрочки (перенос) и рассрочки (поэтапной) выплаты налоговой задолженности, а также право на получение инвестиционного налогового кредита в упрощенном порядке. Только ключевым моментом является то, что перечень организаций, имеющих право на получение указанных налоговых льгот не носит всеобъемлющий характер, а распространяется только на 9 отраслей российской экономики: авиаперевозки, аэропортовая деятельность, автоперевозки; культура, организация досуга и развлечений; физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт; деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма; гостиничный бизнес; общественное питание; деятельность по организации конференций и выставок; деятельность по предоставлению бытовых услуг населению[24].
Появление вынужденной новеллы в законодательстве в форме введения QR-кодов для граждан ставит в неоднозначное положение лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную коммерческую деятельность. Реализация товаров и услуг становится еще более затруднительной, так как настоящая новелла ограничивает правила публичного договора. Закрепление данной нормы потенциально может сократить доходы и прибыль организаций, что также станет причиной экономической нестабильности малого и среднего бизнеса, а также индивидуальных предпринимателей.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф